Зощенко. великие путешественники

Лёля и Минька: Великие путешественники

Зощенко. Великие путешественникиПодробностиКатегория: Михаил Зощенко

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:— Земля есть круг.

И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя.

Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни.

И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.Леля сказала:— А если, Степочка, мы встретим индейцев?— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.— А которые не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.Леля сказала:— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.Степка сказал:

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет.

Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий.

Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.Впереди бежала Степкина собачка Тузик.

За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.Наконец Степа сказал:— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.Она бросила мешок на землю и сказала:— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве.

И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.Тут Степка решил сделать привал.

Он сказал:— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.Но Степка запретил нам об этом и думать.

Он сказал:— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.Наконец мы задремали.Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.Леля шепотом сказала мне:

— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону.

А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/zoshenkom/velikieputeshestvennikizoshenkom

Зощенко Михаил рассказ

Автор: Зощенко, Михаил Михайлович

Название произведения: “Великие путешественники”

Число страниц: 8

Жанр: рассказ

Главные герои: Минька, Леля, Степа, папа, мама, няня.

Краткое содержание произведения “Великие путешественники” для читательского дневника

Степа рассказывает Миньке, что земля представляет собой круг, и что если пойти по ней в одну сторону, то обязательно вернешься обратно.

Дети решают отправиться в кругосветное путешествие.

Они собирают мешок полезных вещей, еды и посуды, берут собаку Тузика и три рубля денег на семечки, и отправляются рано утром в путешествие.

Мешок оказывается очень тяжелым и дети пытаются нести его по очереди, пока Минька не падает в канаву.

При этом он разбивает всю стеклянную посуду.

Дальше дети несут мешок за углы.

В сумраке они располагаются на какой-то поляне и, не сумев зажечь костер, ложатся спать.

Причем Степа ложится ногами по направлению движения.

Рано утром Леля предлагает Миньке развернуть Степу, что не попасть туда, где даже Макар телят не гоняет.

Дети отправляются в обратном направлении, и Степу изумляет, что все вокруг такое знакомое.

Впрочем, успокаивается Степа, так и должно быть при кругосветном путешествии.

Дети вернулись домой и как раз приплыли на пароходе родители.

План произведения для пересказа:

1. Обсуждение формы Земли

2. Детские переговоры

3. Сборы в путь

4. Отправление

5. Тяжесть

6. Падение в канаву и разбитая посуда

7. Ночевка

8. Идея Лели

9. Обратное направление

10.  Удивления Степы

11. Встреча с родными

12. Наказание Степы

Рисунок – иллюстрация к рассказу “Великие путешественники”

Главная мысль:

Играя в великих путешественников, всегда следует знать, когда следует остановиться и повернуть назад.

Чему учит произведение

Рассказ “Великие путешественники” учит нас тому, что для любого дела нужны знания, пусть не пять курсов института, но хотя бы средней школы.

Иначе можно наделать больших глупостей.

Синквейн:

Дети.

Любознательные, смешные.

Спланировали, отправились, вернулись.

Преодолели большое расстояние.

Путешественники.

Краткий отзыв о рассказе “Великие путешественники” для читательского дневника

Рассказ “Великие путешественники” очень смешной и дети в нем показаны автором с большой любовью.

Мне очень понравился этот рассказ, потому что всегда приятно вспоминать саму себя в детстве, а этот рассказ как раз дает такую возможность.

Пословицы::

Если не достаёт сил, то похвально, по крайней мере, желание.

Хочешь ехать далеко начинай с близкого.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Космография – наука о вселенной, мире

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/zoshchenko-mihail-rasskaz-velikie-puteshestvenniki

«Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко

«Великие путешественники» – произведение из цикла детских рассказов «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Циклом «Леля и Минька» писатель, во-первых, откликнулся на социальный заказ на привлечение профессиональных авторов в литературу для детей.

Во-вторых, были у него и личные интересы. В середине 1930-х годов Зощенко посещал психотерапевта, изучал труды Зигмунда Фрейда, вел записи своего психического состояния.

«Детские рассказы не совсем для детей», как писатель сам их называл, были для Зощенко результатом его желания использовать накопленный психоаналитический материал, который имел большую важность.

Композиционная схема

Рассказ «Великие путешественники» построен по простой композиционной схеме. Начинается все с проступка детей. Леля, Минька и Степка отправляются в кругосветное путешествие. Затем следует наказание. Наказывают только Степку.

По-видимому, из-за того, что именно ему пришла в голову идея обогнуть Землю. Степку мама заперла в бане, где он просидел целый день. Лелю и Миньку хотела выпороть бабушка, но папа запретил, сказав, что такой метод воспитания устарел. Ближе к финалу проговаривается мораль.

Она звучит из уст отца Лели и Миньки, который отмечает: «Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию.

А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления».

Персонажи

Главные герои рассказа – дети. Минька – шестилетний мальчик. Для него путешествие оказывается самым сложным. Сначала он упал в канаву вместе с тяжелым мешком, в котором были вещи путешественников. Потом его ужалила в щеку пчела, из-за чего щека начала гореть и ныть. В итоге мальчик плелся «позади всех, скуля и хныча».

Леля – старшая сестра Миньки. Ей тоже путешествие надоело практически в самом начале. Девочка мечтала о возвращении домой и говорила, что там тоже бывает хорошо.

Именно благодаря смекалке Лели кругосветное путешествие завершилось относительно быстро. Дело в том, что Степка лег спать и протянул ноги в том направлении, куда им следовало идти.

Леля подговорила Миньку повернуть его ноги в обратную сторону, чтобы поутру отправиться домой.

Третий путешественник – Степка, хозяйский сын, у родителей которого Леля и Минька жили на даче. Как говорилось выше, именно он предложил совершить кругосветное путешествие. Естественно, о подобных мероприятиях Степка имел лишь приблизительное представление.

Мальчик искренне верил, что на путешествие хватит трех рублей, что питаться можно убитыми мелкими животными, что по дороге можно брать в плен индейские племена. В отличие от других ребят Степке не хотелось возвращаться домой.

Другим о возвращении он даже думать запрещал: «Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям».

Юмор в рассказе

Зощенко считал, что с маленькими читателями нельзя говорить догматическим языком, поэтому в его детских рассказах много юмора.

В «Великих путешественниках», как и в других произведениях цикла «Леля и Минька», встречается немало комических ситуаций.

Пожалуй, самая лучшая сцена – эпизод, когда Минька тащит слишком тяжелый для него мешок, в котором лежат пожитки путешественников. Заканчиваются страдания мальчика, когда он вместе с мешком падает в канаву.

Комическая игра создается не только при помощи смешных ситуаций, но и посредством языковых приемов. Периодически в речи детей встречаются свойственные взрослым выражения. Например, Леля говорит, что Степка может завести их туда, куда Макар телят не гонял. Кроме того, в рассказе используются комические сравнения, среди них – «щека вздулась, как пирог», «подскочил на земле, как мячик».

  • Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография
  • «История болезни», анализ рассказа Зощенко
  • «Встреча», анализ рассказа Зощенко
  • «Беда», анализ рассказа Зощенко
  • «Галоша», анализ рассказа Зощенко
  • «Монтёр», анализ рассказа Зощенко
  • «Ёлка», анализ рассказа Зощенко
  • «Самое главное», анализ рассказа Зощенко
  • «Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко
  • «Аристократка», анализ рассказа Зощенко
  • «Колдун», анализ рассказа Зощенко
  • «Карусель», анализ рассказа Зощенко
Читайте также:  Детям о профессии повара

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/zoshchenko/1309-velikye-puteshestvenniki-analiz

Великие путешественники

Когда мне было шесть лет, я не знал, что земля имеет форму шара.

Но Стёпка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то можно обогнуть всю землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Стёпка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Стёпке перочинный ножик.

Стёпке понравился ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Стёпка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать, мы сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год. Леля сказала:

— А если, Стёпочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев,— ответил Стёпа,— то индейские племена мы будем брать в плен.

— А которые не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят,— ответил Стёпа,— тех мы и не будем брать в плен.

Леля сказала:

— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

Стёпка сказал:

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Стёпка сбегал в сарай и принёс оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далёких путешествий.

Мы положили в мешок хлеб, и сахар, и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи.

Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стёклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Стёпкина собачка Тузик. За ней шёл Стёпка с громадным мешком на голове. За Стёпкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шёл я.

Мы шли около часа.

Наконец Стёпа сказал:

— Мешок дьявольски тяжёлый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несёт этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— А теперь пусть Минька понесёт.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления: до того этот мешок оказался тяжёлым.

Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причём я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул я. И хотя я был лёгкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Стёпка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел её приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, что мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновенье скушал всё сало.

Тогда Стёпка велел всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли ещё два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Стёпка решил сделать привал. Он сказал:

— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.

И Стёпка сел у дороги, протянув вперёд ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Стёпки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед тем как пойти дальше, Стёпка выкинул из мешка почти всё, что там было, и мы пошли налегке.

Я шёл позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и пыла. Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Стёпка запретил нам об этом и думать. Он сказал:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтобы разжечь костёр.

Но, не найдя на небе солнца, Стёпка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Стёпка торжественно лёг ногами вперёд, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Стёпка захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал тёмный лес и шум деревьев. Сухую ветку над головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся оттого, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце ещё не взошло.

Леля шёпотом сказала мне:

— Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Стёпку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновенье повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полукруг.

Но от этого Стёпка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы и он зовёт нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Стёпка проснётся.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

— Хороши бы мы были, если б я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Стёпка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Стёпка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что всё повторяется, так как земля есть круг.

Позади раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал на телеге.

Стёпка сказал:

— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в неё сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа.

Вдруг впереди показалась наша деревня Пески.

Стёпка, раскрыв рот из изумленья, сказал:

— Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Стёпка ещё больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошёл пароход.

Стёпка прошептал:

— Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы побежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька сказала:

— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

Леля сказала:

— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

Мама воскликнула:

— Что я слышу! Их надо наказать.

Папа сказал:

— Всё хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

Папа сказал:

— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети небось и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии,— ну что это такое!

Папа сказал:

— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать всё, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что касается Стёпки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.

А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чём не бывало.

Остаётся ещё сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился.

Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера.

А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остаётся покрытым мраком неизвестности.

Что касается меня, то во сне я увидел тигра, которого я убил выстрелом из рогатки.

1939

Леля и Минька    читать дальше >>

Источник: https://ostrovok.de/p/zoshchenko/velikie-puteshestvenniki.html

Краткое содержание Зощенко Великие путешественники

В этом рассказе снова младший Минька и старшая Лёля попадают в необычное положение. Приключение, правда, начинается не по их вине, а по идее Степки – сына их кухарки. Чувствуется, что он начитался приключенческих книг и вот решил отправиться в кругосветное путешествие. Для детей всё кажется простым.

Раз Земля, как говорят географы, круглая, то, выйдя из дому утром, к вечеру примерно они обогнут земной шар и вернутся домой. Конечно, к вечеру не этого же дня (ещё с индейцами надо познакомиться), поэтому с собой нужно взять запасы. И ещё денег из копилки – несколько рублей, понятно, должно хватить на дорогу.

Дети, кажется, всё продумали, но с большой долей наивности.    

И вот дети тайно проводят совещания по подготовке к пути. Они собирают сало, хлеб… тарелки. Мешок, который добыл сосед, получается тяжелым.

Когда юные путешественники вышли рано утром из дому, то мешок нёс соседский мальчик, но после он отдало его Лёле, та очень быстро устала. Настала очередь маленького Миньки.

И мальчик скоро завалился в канаву! Мешок порвался, а собачка, которая тоже шла с ними, съела всё сало. Дальше пошли путешественники по лесной дороге. Им уже хотелось домой вернуться…  

Читайте также:  Проводы зимы. сценарий для начальной школы

Брат с сестрой уже выбились из сил, но энтузиазм соседа не иссякал. Когда они устроили привал, то сосед похвастался секретом великих путешественников – ложиться ногами в тут сторону, куда нужно пойти… И пока он спал ребята повернули его в сторону дома. И вот к вечеру они уже вернулись домой, обойдя практически весь земной шар. По крайней мере, Стёпка был в этом полностью уверен.

Рассказ учит о том, как иногда наши представления отличаются от реальности, но главное – не терять разумность и оптимизм.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Достоевский Вечный мужВ произведении три героя, которым присуща своя история. Вельчанинов Алексей – сорокалетний ловелас, прожигающий наследство. Трусоцкий Павел – чиновник с заурядной внешностью
  • ВолковАлександр Милентьевич Волков (1891 – 1977) – советский писатель, драматург, переводчик, педагог. Большинству читателей знаком как автор книги «Волшебник Изумрудного города». Является автором очерков, научно-популярных книг, повестей, рассказов и стихов
  • Краткое содержание оперы Кармен Жоржа БизеОпера начинается с момента, когда на центральной площади города Севильи на сторожевом посту стоит охрана и обсуждают проходящих работников с фабрики по изготовлению сигар
  • Краткое содержание Вересковый мед СтивенсонаВ стране, где жили пикты, росло много вереска. Из этого растения коренные жители варили вкусный напиток, который был слаще мёда и пьянил больше, чем вино. Секретный рецепт хранился пиктами и передавался из поколения в поколение.
  • Краткое содержание Платонов Маленький солдатШла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/zoshchenko/velikie-puteshestvenniki-kratko

Читать “Великие путешественники”

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара. Но Стёпка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое Земля. Он сказал:

– Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то можно обогнуть всю Землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Стёпка ударил меня по затылку и сказал:

– Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Стёпке перочинный ножик. Стёпке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Стёпка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

– Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать бельё, мы сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год.

Леля сказала:

– А если, Стёпочка, мы встретим индейцев?

– Что касается индейцев, – ответил Стёпа, – то индейские племена мы будем брать в плен.

– А которые не захотят идти в плен? – робко спросил я.

– Которые не захотят, – ответил Стёпа, – тех мы и не будем брать в плен.

Леля спросила:

– Три рубля нам хватит на это путешествие? Я возьму из моей копилки.

Стёпка сказал:

– Три рубля нам, безусловно, хватит на это путешествие, потому что нам деньги будут нужны лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать разных мелких животных и их нежное мясо будем жарить на костре.

Стёпка сбегал в сарай и принёс оттуда мешок из-под муки. И в этот мешок мы положили хлеб и сахар. Потом положили разную посуду: тарелки, стаканы, вилки и ножи. Затем, подумавши, положили волшебный фонарик, цветные карандаши, глиняный рукомойник и увеличительное стекло для зажигания костров. И кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Стёпкина собачка Тузик. За ней шёл Стёпка с громадным мешком на голове. За Стёпкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей, с тремя рогатками, сачком и удочкой, шёл я.

Мы шли около часа.

Наконец Стёпка сказал:

– Мешок дьявольски тяжёлый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несёт этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла его, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

– Теперь пусть Минька понесёт!

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления: до того этот мешок оказался тяжёлым.

Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причём сначала упал в канаву мешок, а потом на мешок упал я. И хотя я был лёгкий, тем не менее я ухитрился раздавить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Мы с грустью вытащили черепки из мешка. И Стёпка ударил меня по затылку, сказал, что таким, как я, надо сидеть дома, а не пускаться в кругосветное путешествие.

Потом Стёпка свистнул собаку и хотел её приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, что мы от него хотим.

Тем более что мы и сами не очень-то понимали, как нам под это приспособить Тузика.

Тогда Стёпка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли ещё два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Стёпка решил сделать привал. Он сказал:

– Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.

И Стёпка сел у дороги, протянув вперёд ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку.

От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать. Он сказал:

– Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Перед тем как пойти дальше, Стёпка выкинул из мешка почти всё, что там было, и мы пошли налегке.

Я шёл позади всех, скуля и хныча. Моя щека горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть. Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр.

Но, не найдя на небе солнца, Стёпка приуныл.

И мы тоже огорчились. И, покушав хлеба, легли в темноте.

Стёпка торжественно лёг ногами вперёд, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Стёпка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли уснуть. Нас пугали тёмный лес и шум деревьев.

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце ещё не взошло.

Леля шёпотом сказала мне:

– Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Стёпку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга.

Но от этого Стёпка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему приснилось, что он берёт в плен индейцев, а те не хотят и сопротивляются.

Мы стали ждать, когда Стёпка проснётся.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

– Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти.

И Стёпка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба, попили водички из канавы и двинулись в путь. Дорога была знакома по вчерашнему путешествию. И Стёпка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

– Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что всё повторяется, так как Земля есть круг.

Позади раздался скрип колёс. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге.

Стёпка сказал:

– Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в неё сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше двух часов.

Вдруг впереди показалась наша деревня Пески.

Стёпка, раскрыв рот от изумления, сказал:

– Вот деревня, в аккурат похожа на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Стёпка ещё больше изумился, когда мы приблизились к реке и подъехали к пристани.

Источник: http://litlife.club/br/?b=223808

«Великие путешественники» Михаил Зощенко

mvpphila Фев 15, 2017(Пока оценок нет)
Загрузка…

Название: Великие путешественники Автор: Михаил Зощенко Год: 2012

Жанр: Детская проза, Литература 20 века, Русская классика

Читать онлайн

Скачать книгу

Цитаты из книги

О книге «великие путешественники» михаил зощенко

«Великие путешественники» — это чудесный, добрый и смешной рассказ Михаила Зощенко, который с удовольствием будут читать и взрослые, и дети.

В конце 30-х годов, когда его отношения с советской властью складывались не слишком хорошо, «взрослый» писатель Михаил Зощенко переключился на детскую литературу.

Тогда он написал две книги для детей – «Рассказы о Ленине» и «Леля и Минька». «Рассказы о Ленине», безусловно, были «взяткой» писателя системе. Но талантливый человек талантлив во всем.

И даже эти рассказы получились у него добрыми, смешными и интересными.

И, видимо, именно поэтому в 1946 году они были признаны такими же «безыдейными», как и все творчество писателя, и изъяты из библиотек и магазинов.

Что уж говорить о книге «Леля и Минька», которую Михаил Зощенко написал в 1939 году? После смерти Сталина Михаил Зощенко был восстановлен в Союзе писателей, но уже не как прозаик, а как переводчик.

Его книги не печатались больше полувека, разве что иногда в журнале «Крокодил» выходили фельетоны, чаще всего под псевдонимом.

Советские дети не читали рассказ «Великие путешественники» и остальные девять рассказов о Леле и Миньке. А жаль!

Зато сегодня мы можем читать эти замечательные рассказы своим детям и вместе с ними открывать для себя детского писателя Зощенко.

Ну кто из нас не собирался в детстве в кругосветное путешествие, которое обычно заканчивалось на соседней улице? «Великие путешественники» — Леля, Минька и деревенский мальчик Степка, у матери которого родители Миньки снимают дачу, — подошли к делу гораздо серьезней.

Они взяли с собой еду и воду, три рогатки, чтобы убивать диких животных, подушку с тахты и собаку Тузика. И ушли гораздо дальше – в лес, где даже заночевали. Впрочем, это только благодаря решимости и диктату Степки.

Брат и сестра давно хотели домой, но Степка обещал каждого, кто откажется от путешествия, привязать к дереву и оставить на съедение диким животным.

К счастью, ничего страшного с «великими путешественниками» не произошло, разве что Минька, упав в канаву, разбил все чашки, а потом его укусила оса. Утром Леля придумала, как обмануть Степку и вернуться домой.

Совершенно потрясающе реагируют на происшествие родители, которые, впрочем, о пропаже детей не знали – они ездили в город. Почему-то эти необыкновенно добрые люди решают детей не пороть, и только смеются.

Читайте также:  Конспект интегрированной нод в старшей группе доу

В общем, все заканчивается хорошо, только немного жаль няню, которая считала, что брат и сестра утопились… Но книга «Великие путешественники» не о няне, а о том, как прекрасен мир, когда тебе шесть лет и ты проводишь лето на даче.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Великие путешественники» Михаил Зощенко в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения.

Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов.

Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Великие путешественники» Михаил Зощенко

Скачать бесплатно книгу «Великие путешественники» Михаил Зощенко

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt: Скачать

Рекомендуем к прочтению:

Источник: http://LifeInBooks.net/chto-pochitat/velikie-puteshestvenniki-mihail-zoshhenko/

Анализ рассказов “Великие путешественники” и “Золотые слова” Зощенко М.М. (цикл “Леля и Минька”)

За «Елкой» идет один из самых длинных рассказов цикла — «Великие путешественники». Он также один из позднейших (впервые опубликован в «Звезде», 1940, № 10). Здесь рассказывается о приключениях автора в возрасте шести лет, когда он со старшей сестрой и сыном дачной хозяйки отправился тайком в кругосветное путешествие.

Степка, вооруженный фундаментальной истиной о том, «Земля круглая», ведет Лелю и Миньку в кругосветное путешествие через ближайший лес, где они проводят ночь, дрожа от страха. Леля и Минька хотят вернуться домой и поэтому обманывают спящего Степку, разворачивая его так, что его ноги показывают туда, откуда они пришли.

Дома их встреча­ют криками радости, им читают нотации о вреде плохих знаний, а хозяйского сына запирают в наказание на день в бане.

Одно из лучших юмористических мест во всем цикле — описание того, как товарищи по путешествию собираются в дорогу. Забавно и описание рассказчика, шатающегося под огромным мешком из-под муки, куда упакованы необходи­мые вещи.

При всей занимательности этой истории о детском путешествии, она воздействует не так сильно, как предшест­вующий рассказ («Елка») или следующий («Золотые слова»). Последний рассказ цикла, «Золотые слова», содержит то, что можно рассматривать как литературное кредо автора. Это единственная вещь, нигде не появлявшаяся до публикации всего цикла.

Она была напечатана в разделе рассказов для детей в сборнике Зощенко 1946 года. И на этот раз еда ока­зывается в центре событий, но теперь акцент перемещен с самой еды на ситуацию, в которой она поглощается.

Рассказ­чик повествует, как они с сестрой любили обедать со взрос­лыми, особенно когда приходили гости: им нравилась и вкус­ная еда, и разговоры за столом, это удовольствие было им позволено, пока они хорошо себя вели. Однажды в присутст­вии начальника отца Леля была настолько дерзка, что пере­била его несколько раз и усомнилась в правдивости его рас­сказа о себе.

После этого Леля и Минька были изгнаны из-за «взрослого» стола на два месяца. Наконец им позволили вернуться, но с условием не говорить за столом ни слова. Конечно, они повиновались и открывали рты только для того, чтобы налегать на еду.

И вот Минька обнаружил, что масло, которое он хотел намазать на свою булку, довольно твердое, и решил размягчить его, держа нож с маслом над дымящимся чаем соседа по столу. Оба ребенка наблюдают молча и с ужасом, как масло тает на лезвии ножа и скользит в чай начальника, прежде чем Минька успевает отодвинуть нож. Начальник пьет чай и строит гримасу, а от детей требу­ют рассказать, что произошло. Освобожденные от обета мол­чания, они рассказывают все. Далее следует наставление отца, тут же комментируемое и развиваемое рассказчиком:

«Все надо делать с учетом изменившейся обстановки».

«Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял, — пишет взрослый Зощенко. — Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова».

Этот рассказ завершает цикл «Леля и Минька».

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/zoshhenko_m_m/analiz_rasskazov_velikie_puteshestvenniki_i_zolotye_slova_zoshhenko_m_m_cikl_lelja_i_minka/8-1-0-9

План-конспект урока по чтению на тему: М. Зощенко “Великие путешественники”

Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 
Цель урока:

  • ознакомить с творчеством русского писателя М.М. Зощенко,
  • развивать у учащихся умение строить речевое высказывание в устной форме
  • формировать умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  • ознакомление учащихся с понятием юмор, юмористические рассказы
  • формировать умение формулировать собственное мнение и позицию

Тип урока – объяснения нового материала

Ход урока 1. Организационный момент. – Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку.

-Молодцы.

– Садитесь.

2. Актуализация знаний учащихся.3. Сообщение темы урока. – Сегодня на уроке мы начинаем работать над произведением Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники».

А) Знакомство с творчеством русского писателя М.М. Зощенко.

Б) Первичное чтение текста учителем.

В) Работа по содержанию:- Ребята, вам понравился рассказ? (Да, мне очень понравился, потому что он очень увлекательный, интересный, забавный и смешной)- Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники? (Очень смешной рассказ и, поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать) – Молодцы! Данный рассказ относится к юмористическим.

Юмор – это то, что доставляет радость, заставляет нас смеяться и веселиться. Юмор ассоциируется непосредственно с шутками, анекдотами, историями на разные тематики. Это то, что необходимо нам в повседневной жизни. Человек, с так называемым чувством юмора, пользуется успехом в окружаемом его обществе. Юмор – добродушное осмеяние человека или явления.

 – Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).

 – Кто здесь главные герои? (Главные герои – Стёпка, Минька и Леля)- Что стало причиной путешествия детей? (Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место)- Кто из них вам наиболее симпатичен? (Мне нравиться Стёпка, он храбрый, смелый, не побоялся отправиться в путешествие.

А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать) – Прочитайте отрывки, когда вам было смешно. (Дети могут прочитать следующие отрывки: «…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку».

 «…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…» «…Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти.

А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…» «…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д. – Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений.

Такой прием относится к неязыковым приемам. – А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.) – Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. «…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону.

А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял». – Что означает это выражение? ( «Очень далеко»). – Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа. Дети прочитывают: «…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».

 «…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр». «…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…» «…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.

 – Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно? – Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений). «…

Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву». «…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать». «…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик». – Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. – Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему? – Чем оно закончилось? – Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли) – А можно ли назвать этих путешественников «великими»? 

– Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними). 

4. Физкультминутка.

5. Работа над пройденным материалом.

– А теперь давайте проведём наблюдение над героями, посмотрим, как они проявляет свои характеры, сделаем таблицу на весь тетрадный лист, в первой колонне у нас будут действия, во второй – речь. – Что мы можем сказать о Степке? Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца. – Ребята, а что говорит сам автор про него? «Степка торжественно лег ногами вперед». «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день». – Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»? (Он смеется, насмехается над ним) Степка 

Действия 

«когда я не поверил, он ударил меня мешком по голове» «Степка велел» «извлек из мешка увеличительное стеклышко, но не найдя на небе солнца, приуныл» «Степка запретил» «Он то и дело раскрывал рот от удивления» Речь 
«Которые не захотят, тех мы и не будем брать в плен» «По дороге мы будем убивать мелких животных и нежное мясо мы будем жарить на костре…»  «Кругосветное путешествие тем и отличается…» – Молодцы! Ребята, вы сказали, что автор насмехается над Минькой и это не злой смех, а добродушный, также это можно проследить и в отношении других героев.  -Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, т. к. его юмор всегда современен. Миньку мы охарактеризуем устно на уроке, а дома вы выполните устно. «робко сидел» «с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я» «ахнул от удивления» «я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком» «вслед за мешком нырнул я» «как я барахтаюсь в канаве» «упавшая шишка не напугала меня…» «и я тоже засмеялся…» речь 
«А которые не захотят идти в плен?» – Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку? Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький. – Вы все правильно сказали. Теперь осталась Леля. Леля 

действия

«шла Леля со скалкой» «не долго несла мешок, потому что выбилась из сил» «ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала» «Леля теребила меня за плечи» «Леля фыркнула» речь 
«из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит». «давай повернем его ноги в обратную сторону» «если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие» 

– Мы выписали слова и выражения, которые помогут нам при составлении характеристики Лели.

– Итак, что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы? Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее. – А теперь скажите, кто из них самый маленький? Минька. – Почему вы так думаете? Минька без права голоса. – Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»? Ему затеянная игра нравится и во сне и наяву. – В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? – Скажите, а какие путешествия хотели бы совершить вы? 6. Итог урока: 
– Чем мы занимались на уроке? – Что запомнилось больше всего? – Как вы оцениваете свою работу? Мы сегодня узнали, что такое юмор и юмористические рассказы, что, даже опираясь на речь и действия героев можно их охарактеризовать и определять их характеры. Спасибо за работу, вы сегодня были очень активны. 7. Домашнее задание. – Открываем дневники и пишем домашнее задание. 

– Урок окончен, спасибо за работу!

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/12/01/m-zoshchenko-velikie-puteshestvenniki

Ссылка на основную публикацию