Занятие в средней группе «как зимуют дикие звери»

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: Конспект занятия «Как зимуют дикие звери ( сезонные изменения в жизни животных)»

Занятие в средней группе «Как зимуют дикие звери»

Тема:   «Как зимуют дикие звери ( сезонные изменения в жизни животных)»

Цель:  Конкретизация представителей о приспособлении диких зверей к трудной зимовки (изменения цвета и характера шерсти, утепление жилища, изменение пищи)

Задачи:

  1. Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
  2. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику
  3. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в жизни зверей.

Методические приемы:

Наглядные ( использование динамической модели)

Словесный (вопросы, индивидуальные ответы детей, напоминание, указание)

Материалы и оборудование: динамическая модель «Как звери зимуют», магнитная доска, магнитофон, аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года», конверт с письмом; на каждого ребенка рисунок зайчика, цветные карандаши.

Предварительная работа с детьми:

Рассматривание картин на данную тему, чтение художественной литературы: В. Зотов «Лесная мозаика», динамические модели «Приспособление зверей к зиме» ,отгадывание загадок, беседа о диких животных

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить раздаточный материал

Подготовить письмо

                                Ход занятия

Ритуал приветствия:

        Собирайтесь, дети, в круг

        Я твой друг, и ты мой друг.

        Вместе за руки беритесь

        И другу улыбнитесь.

– Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано « Детский сад «Золушка». Ребятам группы «Капитошка». Вот только обратного адреса нет. Давайте его откроем и узнаем что там.

        Воспитатель открывает конверт и достает письмо.

– Ребята, а здесь загадка. Вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей). Давайте отгадаем её и может быть, тогда мы узнаем, откуда пришло нам это письмо.

Загадка: Дом со всех сторон открыт.

        Он резною крышей крыт.

        Заходи в зеленый дом,

        Чудеса увидишь в нем. (Лес)

– А кто из вас был в лесу? (Ответы детей). Давайте вместе отправимся в лес. (Ответ детей).

                Раз, два, три, повернись

                На лесной опушке окажись.

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.

Воспитатель открывает динамическую модель зимнего леса на магнитной доске.

– Посмотрите, лес какой-то странный. Ни травы ни листьев на деревьях. А вот какое дерево. Что с ним случилось? (Деревья приготовились к зиме, сбросили листву).

На динамической модели изображено дерево. На нем дверца.

– Ой, а на дереве какая-то дверца. Кто там может быть? (Ответ детей)

 Открывают дверцу и видят белку.

– Почему там спряталась белочка? (Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно. Сейчас нет в лесу ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало. Но белочка заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды и теперь спокойно может зимовать. Да и цвет шкурки поменяла. Он стал такой же, как ствол дерева).

Физкультминутка.

– Давайте с вами порезвимся. Как маленькие рыжие белочки.

                        Рыжие белочки

                Рыжие белочки , как у вас дела?

                (наклоны вперед)

Мы набрали шишек для своих детишек

                 (Прыжки на месте)

                Листьев полное дупло, будет нам зимой тепло.

                (Повороты туловища влево-вправо)

                Насушили ягод, чтоб хватило на год

                (Махи руками вверх-в стороны-вниз).

Продолжается работа с динамической моделью.

Воспитатель обращает внимание детей на ледяную горку под деревом.

– А вот ледяная горка она тоже не обычная. Это берлога нашего медведя.

Почему он тут спрятался? (Его поздней осенью и зимой нет. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести).

                        – Он в берлоге спит зимой

                        Под большущею сосной.

                        А когда придет весна,

                        Он проснется ото сна.

Воспитатель привлекает внимание детей на изображение пенька на динамической модели.

– Посмотрите, тут и пенек загадочный. Кто же под ним спрятался? (Ответы предполагают, что это ежик. Добычу добывать стало трудно. И он, как и медведь, тоже спит, заготовив запасы).– дети

-А вот чьи-то ушки. За кустом кто-то есть.(Это зайка)

– Разве зайчик? Ведь осенью он был серый. А ушки белые выглядывают.

Открыть зайца, отодвинув куст на динамической модели.

Дети: Зайчик поменял цвет шерсти: она стала гуще и теплее.

-Ребята, а я вам расскажу интересную историю о непослушных зайчатах: «Однажды мама-зайчиха ушла за припасами, а зайчатам велела сидеть тихо. Но они расшумелись и на шум пришла лиса».

-Как же нам спасти зайчат? (Ответы детей)

-А как спасти зайчонка, если он нарисован? (Заштриховать, спрятать)

Каждому ребенку раздается рисунок зайчонка . Дети штрихуют под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

-Надежно спрятали мы наших зайчат. Теперь лиса им не страшна.

-Ну что ж, ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.

                        Возьмемся за руки, друзья.

                        И по тропе лесной отправимся к себе домой.

                        Один, два, три, повернись,

                        В детский сад возвратись!

-Ребята, вам понравилось путешествие по лесу? Каких животных мы повстречали с вами? (ответы детей)

-Вы хорошо отвечали на вопросы, умели слушать ответы своих друзей. Были доброжелательны. Поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/11/06/konspekt-zanyatiya-kak-zimuyut-dikie-zveri-sezonnye

кто как зимует

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите — кастрюля, на столе — большое белое блюдо. В корзине были раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала: раз — опустила руку в корзину и схватила рака поперёк спины; два — кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и —

три — переложила рака ложкой из кастрюли на блюдо. И пошло, и пошло!

Раз — чёрный рак, схваченный поперёк спины, сердито шевелил усами, раскрывал клешни и щёлкал хвостом; два — рак окунался в кипяток, переставал шевелиться и краснел;

три — красный рак ложился на блюдо, лежал неподвижно, и от него шёл пар.

Раз-два-три, раз-два-три — в корзине оставалось всё меньше чёрных раков, кипяток в кастрюле кипел и булькал, а на белом блюде росла гора красных раков.

И вот остался в корзине один последний рак.

Раз — и хозяйка схватила его поперёк спины.

В это время ей крикнули что-то из столовой.

— Несу, несу,- последний! — ответила хозяйка — я спуталась: два — кинула чёрного рака на блюдо, подождала немножко, подцепила ложкой с блюда красного рака и

три — опустила его в кипяток.

Красному раку было всё равно, где лежать — в горячей кастрюле или на прохладном блюде. Чёрному раку совсем не хотелось в кастрюлю; не хотелось ему лежать и на блюде. Больше всего на свете ему хотелось туда, где раки зимуют. И — долго не раздумывая — он начал своё путешествие: задом, задом на попятный двор.

Он наткнулся на гору неподвижных красных раков и забился под них.

Хозяйка украсила блюдо укропом и подала на стол.

Белое блюдо с красными раками и зелёным укропом было красиво. Раки были вкусны. Гости были голодны. Хозяйка была занята. И никто не заметил, как чёрный рак перевалился с блюда на стол и задом, задом подполз под тарелку, задом, задом добрался до самого края стола.

А под столом сидел котёнок и ждал, не перепадёт ли ему что-нибудь с хозяйского стола.

Вдруг — бап! — треснулся перед ним кто-то чёрный, усатый.

Котёнок не знал, что это рак, думал — большой чёрный таракан, и толкнул его носом.

Рак попятился.

Котёнок тронул его лапкой.

Рак поднял клешню.

Котёнок решил, что с ним дела иметь не стоит, обернулся и мазнул его хвостом.

А рак хвать! — и зажал ему клешнёй кончик хвоста.

Что тут с котёнком стало! Мяу! — он скакнул на стул. Мяу! — со стула на стол. Мяу! — со стола на подоконник. Мяу! — и выскочил во двор.

— Держи, держи, бешеный! — кричали гости.

Но котёнок вихрем помчал через двор, взлетел на забор, понёсся по саду. В саду был пруд, и котёнок, верно, свалился бы в воду, если б рак не разжал клешни и не отпустил его хвоста.

Котёнок повернул назад и галопом поскакал домой.

Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые тритоны, да карасики, да улитки. Житьё у них было скучное — всегда всё одно и то же. Тритоны плавали вверх и вниз, карасики плавали взад-вперёд, улитки ползали по траве — один день наверх ползёт, другой — вниз спускается.

Вдруг всплеснула вода, и чьё-то чёрное тело, пуская пузыри, опустилось на дно.

Сейчас же все собрались на него поглядеть — приплыли тритоны, прибежали карасики, поползли вниз улитки.

И верно, было на что поглядеть: чёрный был весь в панцире — от кончиков усов до кончика хвоста. Гладкие латы охватывали его грудь и спину. Из-под твёрдого забрала на тоненьких стебельках высовывались два неподвижных глаза. Длинные прямые усы торчали вперёд, как пики. Четыре пары тонких ног были как вилочки, две клешни — как две зубастые пасти.

Никто из прудовых жителей ещё ни разу в жизни не видал рака, и все из любопытства лезли поближе к нему. Рак шевельнулся — все испугались и отодвинулись подальше. Рак поднял переднюю ножку, ухватил вилкой свой глаз, вытянул стебелёк и давай чистить.

Это было так удивительно, что все опять полезли на рака, а один карасик даже наткнулся на его усы.

Рраз! — рак схватил его клешней, и глупый карасик разлетелся пополам.

Всполошились рыбки и карасики, разбежались кто куда. А голодный рак спокойно принялся за еду.

Сытно зажил рак в пруду. Целыми днями он отдыхал в тине. Ночами бродил, ощупывал усами дно и траву, хватал клешнями тихоходов-улиток.

Тритоны и карасики боялись теперь его и близко не подпускали к себе. Да ему достаточно было и улиток: он съедал их вместе с домиками, и панцирь его только креп от такой пищи.

Но вода в пруду была гнилая, затхлая. И его по-прежнему тянуло туда, где раки зимуют.

Раз вечером начался дождь. Он лил всю ночь, и к утру вода в пруде поднялась, вышла из берегов. Струя подхватила рака и понесла из пруда, ткнула в какой-то пень, подхватила опять и сбросила в канаву.

Рак обрадовался, расправил широкий хвост, захлопал им по воде и задом, задом, как ползал, поплыл.

Но дождь кончился, канава обмелела — плыть стало неудобно. Рак пополз.

Полз он долго. Днём отдыхал, а ночью снова отправлялся в путь. Первая канава свернула во вторую, вторая в третью, третья — в четвёртую, а он всё пятился, полз, полз — и всё никак не мог никуда приползти, выбраться из ста канав.

https://www.youtube.com/watch?v=xTPu9D12-Vk

На десятый день пути он забрался, голодный, под какую-то корягу и стал ждать, не поползёт ли мимо улитка, не проплывёт ли рыбка или лягушка.

Вот сидит он под корягой и слышит: бул-дых! Что-то тяжёлое упало с берега в канаву.

И видит рак: плывёт к нему мордастый зверь с усами, с короткими лапами, а ростом с котёнка.

В другое время рак испугался бы, попятился от такого зверюги. Но голод не тётка. Чем-нибудь надо брюхо набить.

Пропустил рак зверя мимо себя да хвать его клешнёй за толстый волосатый хвост. Думал, отрежет, как ножницами.

Да не тут-то было. Зверь — а это была водяная крыса — как рванёт — и легче птички вылетел рак из-под коряги.

Метнула крыса хвостом в другую сторону — крак! — и переломилась рачья клешня пополам.

Упал рак на дно и лежит. А крыса дальше поплыла с его клешнёй на хвосте. Спасибо, ещё не хватила рака своими страшными зубами, не помог бы ему и крепкий панцирь.

Пополз рак дальше с одной клешнёй.

Нашёл водоросли и поел их. Потом попал в ил. Рак засунул в него свои лапки-вилки и давай ими шарить. Левая задняя лапка нащупала и схватила в иле червяка. Из лапки в лапку, из лапки в лапку, из лапки в лапку — и отправил рак червяка себе в рот.

Подкрепился и пополз дальше.

Целый месяц уже длилось путешествие по канавам, уже был сентябрь месяц, когда рак вдруг почувствовал себя плохо, так плохо, что не мог ползти дальше; и стал он хвостом песок в берегу ворошить, рыть.

Только успел вырыть себе норку в песке, как начало его корчить.

Рак линял. Он упал на спину, хвост его то разжимался, то сжимался, усы дёргались. Потом он разом вытянулся — панцирь его лопнул на животе — и из него полезло розовато-коричневое тело. Тут рак сильно дёрнул хвостом — и выскочил сам из себя. Мёртвый усатый панцирь выпал из пещерки. Он был пустой, лёгкий. Сильным течением его поволокло по дну, подняло, понесло.

А в глиняной пещерке остался лежать живой рак — такой мягкий и беспомощный теперь, что улитка могла бы проткнуть его своими нежными рожками.

День проходил за днём, а он всё лежал без движения. Понемногу тело его стало твердеть, снова покрываться жёстким панцирем. Только теперь панцирь был уже не чёрный, а красно-коричневый.

Читайте также:  Конспект занятия в группе раннего возраста. коза и козлёнок

И вот чудо: оторванная крысой клешня быстро начала отрастать заново.

Рак вылез из норки и с новыми силами отправился в путь — туда, где раки зимуют.

Из канавы в канаву, из ручья в ручей полз терпеливый рак. Панцирь его чернел. Дни становились короче, шли дожди, на воде плавали лёгкие золотые челночки — облетевшие с деревьев листья. По ночам вода подёргивалась хрупким ледком.

Ручей вливался в ручей, ручей бежал к реке.

Плыл, плыл по ручьям терпеливый рак — и наконец попал в широкую реку с глиняными берегами.

В крутых берегах под водой в несколько этажей пещерки, пещерки, пещерки — как гнёзда ласточек вверху над водой, в обрыве. И из каждой пещерки рак глядит, шевелит усами, грозит клешнёй.

Целый рачий город.

Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлогу.

Да уж и пора было: снег падал, и вода замерзала.

Заткнул рак вход в пещерку своей большой клешнёй — поди-ка, сунься к нему!

И заснул.

Так и все раки зимуют.

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/kto-kak-zimuet/

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Мельник Ирина Юрьевна, воспитатель дошкольного образования, МДОУ детский сад №109, город Магнитогорск, Челябинская область

В раздел дошкольное образование

Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим.

Тема «Как зимуют дикие звери»

(

средняя группа

).

Выполнила: Мельник Ирина Юрьевна. МДОУ «Детский сад № 109». Город Магнитогорск.

Тема «Как зимуют дикие звери».

Программные задачи:

Формировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменению погодных условий. Формировать представления детей об образе жизни диких животных в условиях трудной зимовки (изменение цвета и характера шерстного покрова, утепление жилища, заготовка корма).

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций «Дикие животные и их жилища», чтение В. Зотов «Лесная мозайка». Физминутка «Как у наших у зверят».

Материал:

Игрушка Буратино. Картинки диких животных: белка, еж, медведь, барсук, лиса, волк, заяц.

Ход занятия

: В группу входит огорченный Буратино, здоровается со всеми. Воспитатель спрашивает, чем он огорчен. Буратино рассказывает о том, что не узнает знакомые места: все изменилось вокруг, да и знакомых животных в лесу не встретил, тихо там, не с кем и поговорить. «Даже когда к вам шел, не увидел ни травы, ни листьев на деревьях. Ребята вместе с воспитателем объясняют, почему это случилось (стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме – листву сбросили). Затем воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть. Выставляются на Фланелеграф картинки: дерево, ком снега, ледяная горка, пенек. Буратино посмотрел и сказал: «Подумаешь, я все это видел». Но дети ему говорят: «Посмотри, картинки необычные, волшебные». 1. Буратино вместе с ребенком рассматривает дерево и видит, что там дверца. Предполагают, кто там может быть. Открывают дверцу и видят белочку. Почему она там спряталась? Дети: Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, он стал такой же, как и ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовку, ее даже не видно будет. 2. Затем рассматривают картинку-ледяная горка, она тоже необычная, это берлога нашего Михайлы Иваныча. Дети вспоминают о том, чем питаются медведи (ягодами, медом, травами), этого зимой и поздней осенью нет; медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести. 3. Следующая картинка – снежный ком-открывают, а там норка барсука. Картинка также обыгрывается вместе с Буратино. Чем питается (корешками, травами, овощами). С едой зимой плохо, поэтому барсуки спрятались в свои норки и крепко спят зимой. 4. И последняя загадочная картинка-пенек. Кто же там спрятался? Дети предполагают: ежик колючий, вот он свернулся в клубочек и приготовился спать. Чем питается-мелкими грызунами, змеями. Добычу добывать стало трудно, и он тоже зимой спит, заготовив запасы.

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Дикие животные водятся в лесу (последовательное соединение пальцев правой руки с большим) Здесь увидеть можно волка и лису (последовательное соединение пальцев левой руки с большим) Зайца и медведя, белку, кабана (последовательное соединение пальцев правой и левой рук) Прячет всех надежно (сжимание и разжимание пальцев обеих рук) Лесная тишина (постукивание кулачками друг о друга). – А каких еще диких животных вы знаете? (Перечисляют). -А эти звери впадают в спячку (Ответы детей). – Сережа, покажи иллюстрацию зайца. -Как готовится к зиме заяц? (Меняет цвет шерстки на белую, пушистую, чтобы не замерзнуть и спрятаться) -Чем питается заяц зимой? (Дети отвечают). -Где живет заяц в лесу? (Под деревом, кустом). – Ребята и Буратино, я вам загадаю загадку: Рыжая хозяюшка из леса пришла, Всех кур пересчитала И с собой унесла. – Кто это? (Это лиса). Аня найди иллюстрацию лисы. -Как называется жилище лисы (нора) -Как добывает себе пищу лиса (Охотится на зайцев, мышей, забирается в курятники) . -Какая лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая, хищница). -Ребята, кого из диких животных мы еще не назвали? – Как вы думаете, как называется это жилище дикого животного? -Кто живет в логове (Волк) -Как волк живет зимой (Бегает по лесу, добывает себе пищу). -Правильно, есть такая поговорка «Волка ноги кормят», голодный волк очень опасен. Буратино благодарит ребят за интересные рассказы. Теперь он точно знает, куда подевались ему знакомые звери, он будет ждать встречи с ними весной.

В раздел дошкольное образование

Форма: E-mail:

для обращений
pedrazvitie@mail.ru

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 – 2018

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=33856

Коррекционное занятие “Как зимуют звери”

ЦЕЛИ:

формировать представления детей о том, как животные могут позаботиться о себе в зимнее время года; дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса), рыбы, показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой;

развивать речь учащихся;

развитие умения делать выводы, сравнивать; развитие творческого воображения, образного мышления, расширение кругозора детей;

воспитание бережного отношения к природе; любви к нашим “меньшим.

Ход занятия:

 Ребята: Выдохните неудачу.
Вдохните свежесть зимнего утра. Пожелаем хорошего настроения и успеха в работе.

Теперь можете сесть поудобнее.

У. Руки?

Д. На месте!

У. Ноги?

Д. На месте!

У. Спина?

Д. Прямая!

Сегодня на занятии мы с вами, не покидая классного кабинета

отправимся в зимний лес. (Слайд № 1)

 С приходом зимы в природе произошли изменения.

 -Какие изменения произошли в природе?

(опали листья с деревьев, улетели птицы, некоторые животные уснули)

Итак!

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна

-Хорошо прогуляться зимним днём в лесу!

–  А каких лесных жителей можно встретить зимой в лесу? (зверей и птиц белка, заяц, лиса, волк).

Тема нашего занятия «Как зимуют дикие животны.

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1. Анализ погоды.

 -Давайте отметим, какая же погода сегодня в нашем зимнем лесу?

2. Итак, мы в лесу.

Нас встречает зимний лес.
Полный сказок и чудес.

 И кого же мы увидим первым? Отгадайте.

1.БЕЛКА

Хожу в пушистой шубке,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

– Верно, белка. (слайд № 1 ). Трудно  живётся животным в лесу. Но не боятся звери зимы.

 -Послушаем, разговор  на лесной поляне. (выходят две девочки в костюмах) и подумает как зимует белочка?

Инсценировка «Синица и Белка».

– Ты чего, белка, из гнезда не выходишь?

– Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мохом заткнула, боюсь нос наружу выставить. Обычно же я выхожу примерно на  два часа. Потом снова прячусь в гнездо. В холодную погоду я сплю 20—22 часа в сутки.

У меня красивый и тёплый мех. Свернусь пушистым клубочком, пушистым хвостом накроюсь и сплю.

– А чем же кормишься?

– А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь. А при тёплой погоде на кормёжке задерживаюсь дольше и больше прыгаю. Вот так я и зимую!

– Итак, как же зимует белочка? (ответы детей)

 (опорные слова – мох, сон 20-22 часа, орехи, жёлуди)

2.ЗАЯЦ-БЕЛЯК

-Ребята, а о каком зверьке эта загадка?

Прыг –скок, трусишка!

Хвост – коротышка,

Ушки – вдоль спинки,

Глаза с косинкой, одежда в два цвета

На зиму на лето

-Давайте подслушаем разговор бельчат и зайца- беляка.

Прослушивание сказки про зайца.

– Что вы узнали о том, как зимует зайчик?

(опорные слова – снежная ямка, ночь – еда, кора деревьев, сон- открытые глаза)

ФИЗМИНУТКА.

3.ЛИСА

-Ребята, мне показалось, что по нашему классу кто-то крадется, ступает еле слышно, да еще и хвостом заметает свои следы. Кто бы это мог быть?

На голове шапочка лисы.

Лиса: Я зимы не боюсь:

В шубу теплую ряжусь,

Хвост красивый какой –

Он мне нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

-Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Верно.

Мои ноги обрастают густой шерстью, я как будто в валенках. И всё таки зима самое тяжёлое для меня время. Зимой  я мышкую — мышей ловлю. Встаю на пенек, чтобы подальше было видно, и слушаю, и слушаю, и смотрю: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется.

Услышу, замечу — кинусь. Готово, попалась мышь в зубы. Иногда охочусь на зайцев. От непогоды и врагов прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов. Во время сильных метелей и непогоды я ищу убежище, сворачиваюсь клубком и прикрываюсь хвостом.

Вот так я и зимую.

– Что вы узнали о том, как зимует лиса?

(опорные слова –мышкование, нора – метель, слух)

4. ВОЛК

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/korriektsionnoie-zaniatiie-kak-zimuiut-zvieri.html

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чародейка-зима»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чародейка-зима»

Задачи:

  1. Способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима — трудное время года для всех лесных жителей.
  2. Учить детей правильно подбирать прилагательные и глаголы и активизировать словарь.
  3. Развивать память, мышление, восприятие.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Методы и приемы: беседа, игровая ситуация, рассказ, загадки.

Ход занятия.

Ребята, вы знаете, что я могу иногда совершать чудеса? Для этого у меня есть волшебная палочка, которая поможет нам совершить сказочное путешествие. Вы готовы? Тогда все закроете глаза, а я дотронусь своей волшебной палочкой до каждого из вас и мы посмотрим, что же произойдёт.

«Я, волшебница лесная, дотрагиваюсь до вас своей волшебной палочкой».

А теперь откройте глаза и посмотрите, куда это мы с вами попали? Правильно, мы с вами оказались в лесу.

Послушайте загадки и попробуйте отгадать.

С каждым днем все холоднее,Греет солнце все слабее,Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

Что за чудо-покрывало?Ночью все вдруг белым стало.Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый… (снег)

С неба звездочки летятИ на солнышке блестят.Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой… (снежинки)

Воспитатель: Ребята, про какое время года говорится в этих загадках?

Правильно, о зиме. Давайте присядем на стульчики и посмотрим, какая красота в зимнем лесу. (Включается проектор)

Воспитатель: Посмотрите как вокруг сказочно, красиво.

Воспитатель: Дети подумайте, какими словами можно описать зиму?

Дети: Белая, снежная, холодная, морозная, сказочная, волшебная.

Воспитатель: А сейчас протяните мне ладошки, представьте, что вам на ладошки падают снежинки.

Стих о снежинкеПосмотри, какое чудоНа моей ладошке,

Опустилась ниоткуда

Маленькая крошка!С белой вьюгой прилетелаЛёгкая пушинка.

И на варежку мне села

Звёздочка снежинка.

Звучит музыка: Давайте покружимся, как белые снежинки.

Дети танцуют, как снежинки, а в это время появляются лесные звери

(лиса, заяц, белка, волк). Звери ходят между детей.

Звери уходят

Воспитатель: Ребята, вы очень красиво танцевали, а сейчас давайте присядем на нашей полянке.

Воспитатель: Может быть, вы кого-нибудь встретили в зимнем лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Испугались или нет (ответы детей)

Читайте также:  Домашнее воспитание детей

Воспитатель: Как назвать одним словом всех этих животных?

Давайте посмотрим, как зимуют дикие звери?

(включается проектор)

Как выглядит заяц зимой?

Дети: Заяц поменял серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем ему нужна белая шубка?

Дети: Чтобы лиса и волк не заметили зайца на белом негу.

Воспитатель: Чем заяц питается зимой?

Дети: Сухой травой, сеном, корой молодых деревьев.

Воспитатель: Какие есть враги у зайцев?

Дети: Лиса, волк.

Воспитатель: Какая шубка у лисы зимой?

Дети: Рыжая, пушистая.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о лисе?

Дети: Хитрая, обманчивая, рыжая.

Воспитатель: Как выглядит волк зимой?

Дети: Серый.

Воспитатель: Как воет волк?

Дети: У – у-у-у.

Воспитатель: Как выглядит белка зимой?

Дети: Рыжая, а хвост пушистый, ушки торчком.

Воспитатель: Чем она питается зимой?

Дети: Орешками, грибами.

Воспитатель: Как называется жилище у белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Ребята, и в заключении нашего с вами путешествия я предлагаю вам нарисовать, то что вам больше всего понравилось. Например, зимний лес.

Выполнение творческого задания.

Итог:

– Ребята, Вы очень порадовали их и меня своими ответами и рисунками.

А вам понравилось сегодняшнее занятие?

Ребята, что особенно интересно вам было на занятии?

Волшебная палочка,

Картины для презентации:

Зимний лес, животные в зимнем лесу

Музыка

Декорации

Костюмы зверей

Источник: http://doshkolnik.ru/zima/18889-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-sredneiy-gruppe-charodeiykazima.html

Конспект урока по познанию мира для начальных классов “Жизнь диких животных зимой”

Тема урока: Жизнь диких животных зимой.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса, кабан, волк); показать связь их жизни с состоянием растений и неживой природы зимой; развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе, верно отбирать нужный материал по теме; воспитывать любовь к природе, животным, обитающим в лесах.

Ход урока:

1.Организационный момент (слайд № 1)

Ну-ка, дети, сели в ряд.

Готов работать мой отряд?

Улыбнитесь друг другу и за дело!

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся … Куда? Посмотрите и догадайтесь. (слайд № 2)

(В зимний лес)

Психологический настрой «Спаси птенца». (слайд № 3)

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх.

(слайд № 4)

А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец щебечет. Отпустите его. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

Плохо оказаться зимой на морозе в лютую стужу. Мы отогрели нашего птенца. А как живется диким животным в лесу? Мы узнаем сегодня на уроке.

2.Сообщения синоптиков. (слайд № 5)

Как всегда, в начале урока сделаем прогноз погоды на сегодняшний день.

(Я на доске, а вы на листах, лежащих на парте).

(слайд № 6)

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы.

(слайд № 7)

Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой.

(слайд № 8)

Однако для животных наступила суровая пора. О том, как животные зимуют, мы сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего урока «Жизнь диких животных зимой». (слайд № 9)

-Чем отличаются дикие животные от домашних?  (Домашние животные, в отличие от диких, живут в специальных помещениях, построенных человеком. Люди летом запасают для этих животных корм на зиму и ухаживают за ними.)

-Скажите, кому легче зимовать: домашним животным или диким?

Прилетела сорока с письмом. (слайд № 10)

Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал он к нам, ребята?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Чтение по слайду, ответы на вопросы.

А где же звери, которые пригласили нас в гости?

(слайд № 11)

Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим.

Знакомство с животными.

Я хочу познакомить вас с первым обитателем зимнего леса. А для этого вам необходимо отгадать загадку.

(слайд № 12) – анимация

Шуба серая для лета,

А зимой другого цвета. Заяц.

(слайд № 13)

С рассказом о зайце вас познакомит ______________________. Будьте внимательны.

Зимой заяц легко передвигается, хотя в лесу снег глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему проваливаться в снег. Лежку заяц-беляк устраивает или на открытом месте, или в лесу под поваленным деревом, пнем, кустиком. В любом из этих мест он роет нору в снегу и забирается в нее. Белая окраска шерсти делает его незаметным на фоне снега.

У зайцев много врагов: охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего он боится лесной кошки– того и гляди, рысь с вершины дерева, как с неба, прыгнет на ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываясь в сады, обгрызают кору молодых деревьев.

Вопросы про зайца (слайд № 14)

Познакомимся со вторым диким зверем.

(слайд № 15) – анимация

Длинный хвост, сама краса.

Это рыжая … Лиса

(слайд № 16)

С сообщением о лисе выступит _____________________

Слух у лисицы отличный. Она за много метров слышит, как под снегом пищат мыши и полевки. Опустив низко голову, она бежит по полю прислушиваясь, не пискнет ли полевка или мышь под снегом. Вот что-то ей послышалось.

Лисица останавливается, прислушивается, затем делает бросок в снег и хватает добычу. Лисица ловит под снегом также куропаток, тетеревов, любит рябчиков. Иногда она охотится за зайцами.

Но зайцы бегают быстрее лисицы, поэтому часто им удается убежать от ее преследования.

Лиса не меняет цвет шубки на зиму. Не делает специального жилища. А также не делает запасы еды на зиму. Она круглый год добывает себе пищу.

Сейчас вы увидите, как лиса охотится на мышей. Будьте внимательны.

(слайд № 17)

Вопросы про лису. (слайд № 18)

Отгадайте, о ком речь в загадке? (слайд № 19)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. Белка

(слайд № 20)

С жизнь белки зимой нас познакомит ____________________________

Белка запасает корм летом и осенью. Питается семенами хвойных деревьев, семена эти она находит в шишках. К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев.

Белка, как и заяц, меняет на зиму цвет шубки с рыжего на серый. Серая шубка более тёплая.

Вопросы про белку. (слайд № 21)

(слайд № 22)

Физминутка.

Угадайте, о каком животном идёт речь? (слайд № 23)

Кто зимой под вьюги вой

Спит в берлоге снеговой? Медведь

(слайд № 24)

О жизни медведя зимой нам расскажет ______________________.

Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живет за счет накопленного летом и осенью жира. Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу.

А вы знаете, почему так говорят? Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании.

Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет ее губами и языком.

-Сытым или голодным ложится спать медведь?

-Строит ли медведь себе на зиму специальное жилище?

-Как оно называется?

Также в спячку укладываются ежи, хомяки, еноты.

Угадайте, о ком загадка? (слайд № 25)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? Волк

(слайд № 26)

О волке нам расскажет ______________________

Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.

Вопросы про волка (слайд № 27)

Также в любое время года пищу себе добывают лоси, олени, архары, рыси, тигры.

Загадка. (слайд № 28)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван.

Это зверь лесной …. (Кабан)

(слайд № 29)

О кабане нам расскажет ________________________.

Большие расстояния приходится преодолевать в поисках пищи кабанам. Они пробираются через густые заросли и занесенные снегом лесные чащи, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, ветки, кору деревьев и кустарников, плоды и семена .

Вопросы про кабана. (слайд № 30)

(слайд № 31)

А сейчас животные предлагают вам выполнить задание. Перед вами лежат листы бумаги. Рассмотрите рисунки животных. Соедините животных стрелкой с их подготовкой к зиме.

А теперь проверим правильность выполнения задания. (слайд № 31 – анимация)

(слайд № 32)

Назовите животных, о которых мы говорили сегодня на уроке.

Я благодарю вас за урок. И хочу сказать, что вы молодцы. Вы сегодня замечательно работали, поэтому мне хочется закончить урок словами: вы умники и умницы!

(слайд № 33) Спасибо за урок.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-poznaniyu-mira-dlya-nachalnykh-klassov-zhizn-dikikh-zhivotnykh-zimoy.html

Детский сад “Лучик”

Автор-составитель Т.А.Шашенкова

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. Обобщение  и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные:  

1. Вызывать интерес к познанию жизни лесных обитателей.

 2. Уточнить и расширить  представления об образе жизни лесных зверей в зимний период времени.

3. Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.

 Развивающие:

1. Развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы, рассуждать.

2. Развивать активный словарь детей, совершенствовать навыки  вопросно – ответной беседы.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, доброе, заботливое отношение к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях.

Предварительная работа:

1. Разучивание загадок, поговорок по теме “Дикие животные”;

2. Дидактические игры “Назови семью животных ”, “Дикие животные”;

3. Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных, зимний лес);

4. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 24, 25;

5. Разучивание физминуток “Дикие животные”, «Белочка», пальчиковой гимнастики «Серый ежик»”.

Материал к занятию: иллюстрации  диких животных, зимнего леса, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика».

Ход непосредственно  организованной деятельности:

Воспитатель:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

Скажите, о каком времени года эта загадка? (о зиме)

Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но, ведь, животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.

Наш знакомый мышонок Пик пригласил нас в гости, а кто знает, где живет мышонок? (ответы детей)

Значит, чтобы попасть к нему,  нам надо совершить путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации, глядя на них расскажите, каким мы увидим зимний лес.

 (Заслушивает короткие рассказы детей)

Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите как красиво вокруг. 

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Давайте же все вместе поздороваемся с лесом!

Дети:

Добрый день, наш зимний лес!

Полон сказок и чудес!

Мы красоту твою увидим

И никого здесь не обидим.

Воспитатель: Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу? (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то  можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки разводить костры)

Воспитатель: А  еще, ребята,  нельзя брать лесных зверей в руки, уносить их домой. А почему нельзя брать зверей? (они лесные жители, и им хорошо только в лесу). Молодцы,  ребята,  теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу.

Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу?  (дикие, лесные звери). Почему их называют дикими? (сами  добывают пищу, строят жилище, живут на воле.)

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

Читайте также:  Николай греков «приметы осени»

Игра « Найди дикое животное»

(под музыку дети двигаются по залу, останавливаются и хлопают в ладоши, если  услышат название дикого животного).

Белка, свинья, еж, медведь, корова, волк, баран, лиса, лошадь, кошка, заяц.

Воспитатель: Зима – это не только красивое время года, но и  очень трудное, холодное, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Давайте все вместе побродим по лесу, может, кого – то и встретим?!

Ой, а кто это там промелькнул за кустами?

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой

Зайца ждет хитрюга – та.

А зовут ее?  (Лиса)

Воспитатель: Где живет лиса? (у лисы есть дом – нора,  там она  спит, отдыхает, а затем охотиться начинает, и  там она может спрятаться от зимней стужи).

Воспитатель: Зимой лису спасает отличный слух. Она за много метров под снежным покровом слышит, как возятся полевки – грызуны. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью, так что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.

А вот и еще один житель леса, вы его сразу узнаете, если отгадаете загадку

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Воспитатель: А  где живет белка  и как она приготовилась к зиме? (белочка живет на дереве, в дупле и а на зиму меняет свою рыжую шубку на серую).

Воспитатель: Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов.

Физминутка « Белочка»

 Физзарядкой ей не лень                  (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)                                                                                                 

 Заниматься каждый день    

 С одной ветки, прыгнув влево,      (руки на поясе, прыжок влево )                                                                                                                                                    

 На сучок она присела                      ( присесть)
 Вправо прыгнула потом,                (встать, руки на поясе прыжок вправо)
 Покружилась над дуплом .            (покружиться на месте)

 Влево-вправо целый день              (руки на поясе, прыжки влево и вправо)

 Прыгать белочке не лень.

            Воспитатель: Послушайте, ребята,  еще одну загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Кто это? (Медведь). 

Воспитатель: А  кто знает, где живет медведь? (Ответы детей).

 Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.

 Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)

А почему он не делает никаких запасов?  (Ответы детей)

Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель:  А кто еще спит зимой? Отгадайте загадку. 

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно… (ёжик)

Воспитатель:  А где он прячется? (в норе).

Воспитатель: в конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белке. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло.

Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».

                                            Я колючий серый еж,

                                            Длинные иголки.

                                            Я тебя не уколю,

                                            Я иголки уберу.

                                            А когда придет лиса,

                                            Покажу я их тогда.

Воспитатель: но совсем по – другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

Воспитатель: а как же он готовится к зиме?

Дети: меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель: а как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети: чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель: у зайца много врагов: лиса, волк, сова  и филин.

Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее.

– Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
Воспитатель: зайцы  не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев,  из – под снега достают корешки.

– А вот и следующий житель леса

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (волк)

Воспитатель: где живет волк?

Дети:  живет волк в логове

Воспитатель: этот хищник очень хитер и опасен.  Волка спасают ноги. Они отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.
Зимой волк почти всегда ходит голодный. Приходится трудно, не всегда может добыть себе пищу. Спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы..,

– Какую поговорку про волка вы знаете?

 Дети: «Волка ноги кормят».

Воспитатель: это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание.

Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.
– А где же домик Пика, ребята, почему мы его еще не встретили? (ответы детей)

Воспитатель: Как у Пика, у мышонка есть огромная кладовка,

В ней он зернышки хранит, ест зимой, да сладко спит.

– Как вы думаете, ребята, норка мышонка безопасная под снегом, или до нее здесь могут добраться враги?

( Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 24-25)

Игра «Назови членов семьи животных»

– Я буду называть взрослого зверя, а вы – всех остальных членов семейства животных.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежата. (Дети имитируют движения каждого животного)

Лис – лиса, лисенок, лисята.

Волк – волчица, волчонок, волчата.

Еж – ежиха, ежонок, ежата.

Белка – белочка, бельчонок, бельчата.

Закрепление:

Воспитатель: мы с вами путешествовали по лесу, давайте  проверим, что вы запомнили:

-Каких зверей можно встретить в лесу зимой?

-Кто из зверей впадает в спячку?

-Кто делает запасы на зиму?

-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

-Как медведь утепляет свою берлогу?

-Как ежик готовится к зиме осенью? Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как зимуют дикие звери .Спасибо вам, ребята, мне с вами было очень интересно путешествовать.

Источник: http://ds-40.ru/index.php/en/materialy/16-metodicheskie-materialy/114-tema-zimove-zverej-kto-kak-k-zime-gotovitsya

«В мире диких животных хмао-югры» (средняя группа)

Экологический проект

«В мире диких животных ХМАО-Югры»

(средняя группа)

Авторы: Тараканова Г.Н.,Ахмедова А.М.,воспитатели МБДОУ д/с «Колокольчик».

Участники: воспитатель, дети, родители.

Вид: фронтальный, информационный, среднесрочный.

Срок реализации: 2 недели.

Цель: дать представления о жизни диких животных Ханты-Мансийского автономного округа.

Задачи:

1. Расширить представления о жизни диких животных в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.3. Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность.4. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура.

Предполагаемый результат:

• У детей сформированы знания о жизни диких животных в природных условиях.• У детей сформирован устойчивый интерес к живой природе.• Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.

1 этап. Подготовительный
Проектная

деятельность

Задачи Сроки

реализации

Изучение уровня знаний по теме Определить актуальные знания детей о диких животных За 2 недели до начала проекта
Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта
Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы В течение недели до начала проекта
2 этап. Содержательный
Познавательная беседа «Дикие животные леса» Уточнить и расширить знания детей о диких животных 1 день
Д/и «Назови детёнышей», «Назови родителей» Активизировать в речи названия диких животных и их детёнышей 1 день
Чтение рассказов Е. Чарушина «Про зайчат», «Лисята» Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову 2 день
П/и «У медведя во бору», «Бездомный заяц» Познакомить детей с некоторыми повадками диких животных 2 день
Рисование «Зайчик под ёлочкой» Учить рисовать животных, передаваяих характерные особенности. Развивать воображение. 3 день
Игра «Отгадай-ка» Учить детей отгадывать загадки о диких животных, построенные на описании и сравнении 3 день
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».Д/и «Кто как голос подаёт» Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков 4 день
Лепка «Зайчики на полянке» Учить детей лепить животное, передавая овальную форму его туловища, головы, ушей. Развивать образные представления 4 день
Консультация для родителей«Хочу всё знать» Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Дикие животные» 4 день
Слушание музыки «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока;«Раз морозною зимой». Музыкальная игра «Медведь и заяц» Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальныхпроизведений 5 день
Аппликация «Заюшка» Учить создавать изображение животных, с помощью аппликации передавая особенности их внешнего вида 5 день
Совместная деятельность детейи родителей по созданию поде-лок и рисунков «Лесные жите-ли» Развивать систему продуктивноговзаимодействия между участникамиобразовательного процесса. Учитьприменять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности 5-8 день
Выставка книг по теме «Дикие животные» с иллюстрациями Е. Чарушина Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации 6 день
Беседа о жизни диких животных«Как зимуют дикие звери» Формировать представление о том,что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учит устанавливать причинно-следственные связи. 6 день
Чтение русской народной сказ-ки «Лисичка-сестричка и Волк» Познакомить с особенностями передачи образов животных в русских народных сказках 6 день
Д/и «Кто как передвигается».Хороводная игра «Звери шли на Ёлку» Активизировать глагольный словарь.Развивать способность к имитациидвижений, координацию движений 7 день
Заучивание потешки «Зайчишка-трусишка…» Развивать выразительность речи 7 день
Рисование «Белочка с грибком» Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида животных 8 день
Д/и «Чей дом?». Чтение литов-ской сказки «Зайчики» Учить называть жилища диких животных 8 день
Создание альбома для рассмат-ривания «Дикие животные нашего леса» Обобщить представления детей охарактерных особенностях внешнеговида диких животных 8-9 день
Игры-имитации «Медведь»,«Заяц», «Лиса» Закрепить знание особенностей поведения диких животных 9 день
Лепка «Два жадных медвежон-ка» Закрепить умение лепить животных,передавать особенности их внешнеговида. Учить объединять работы вкомпозицию 9 день
Д/и «Чей хвост?», «У зверей и у людей» Расширить словарь прилагательных исуществительных по теме 9 день
3 этап. Итоговый
Организация познавательно-речевой деятельности «Путешествие в лес» Обобщить и систематизировать знания о диких животных. Формировать устойчивый интерес к живой природе 10 день
Выставка детских работ Представить результаты совместноготворчества детей и родителей 6- 10 день
Презентация альбома для рассматривания «Дикие животные леса» для детей группы раннего возраста Способствовать желанию рассказывать о животных, выражать свои эмоции 10 день

Литература1. Программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой -2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.2. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / подред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром всредней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных эко-логических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методиче-ские рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.: Про-свещение, 1987.7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-нию. – М.: Просвещение, 1982.8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаи-ка-Синтез, 2006.9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в среднейгруппе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.10. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного мате-риала в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.11. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детскомсаду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009.12. Лиштван З.В. Конструирование. – М.: Просвещение, 1981.13. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ре-бёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ,1996.14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детскомсаду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошколь-ных учреждений. – М.: Владос, 2000.15. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.

Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. – М.: Баласс, 2001.

Источник: http://lit.na5bal.ru/biolog/7261/index.html

Ссылка на основную публикацию