Внеклассное занятие по математике, 3-4 класс

Внеклассное занятие по математике в 4 классе «Остров сокровищ»

Внеклассное занятие по математике, 3-4 класс

МОУ СОШ №3

города Аткарска Саратовской области

Внеклассное занятие по математике в 4 классе

«Остров сокровищ»

Подготовила учитель начальных классов

Иночкина Лариса Викторовна

Внеклассное занятие по математике

«Остров сокровищ»

Цель: развивать математические способности; укреплять интерес

к математике; развивать логическое мышление, математический

кругозор, смекалку; воспитывать умение общаться.

Ход мероприятия:

Учитель: Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Ребята, мы отправляемся на остров Сокровищ за кладом. Клад лежит в сундуке и закрыт на замки. Мы поплывём на кораблях и по пути вы должны собрать ключи от этих замков. Корабля два и команд тоже две. Та команда, которая соберёт ключей больше, получит этот клад.

Рассаживайтесь по местам на кораблях. И вот вам первое задание. Вы должны придумать название своему кораблю, а значит и своей команде.

( Дети придумывают название и записывают его на нарисованном корабле и на своих эмблемах: например – Смельчаки, Умники. Одна из эмблем отличается от других по цвету, когда дети прикрепят эмблемы, то узнают, что капитаном будет тот, кто получил отличную от других эмблему.)

Учитель: Ну что ж, вы заняли свои места. Тогда в путь.

( Звучит спокойная музыка)

Ребята, смотрите перед нами остров «Разгадай-ка». Нас кто-то встречает.

(появляется девочка )

Принцесса: Здравствуйте. Я, принцесса этого острова.

Я отдам вам ключ, но он у меня один. Как мне быть?! Придумала!

Я отдам ключ тем, кто быстрее разгадает кроссворд.

( Принцесса даёт листочки с кроссвордами командам. Дети садятся за столы

и разгадывают кроссворд.)

Кроссворд.

По горизонтали: 1. Число, из которого вычитают.

  1. Число, на которое делят.

  2. Сумма длин всех сторон треугольника.

  3. Как называют фигуру, изображённую на рисунке?

(на рисунке – пятиугольник)

По вертикали: 1. Что это такое: 2х – 6 = 2?

5. Число, которое прибавляют.

6. 23 : 4 = 5 (3); 3 – это …..

7. Арифметическое действие.

л
а
г с
а т
м е н ь ш а е м о е
р м т н
4п е н т а г о н о о
в е к ж
н е
е л и т е л ь н
н и
3п е р и м е т р е
е

Учитель: (игра со зрителями)

Ребята, пока команды разгадывают кроссворд, вам задание:

« Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются цифры».

Ответы: – Семь раз отмерь, один раз отрежь.

– Семеро одного не ждут.

– Один в поле не воин.

– Сам не дерусь, семерых не боюсь.

– Пятое колесо в телеге.(Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.)

– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

-Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

– У семи нянек дитя без глазу.

Принцесса: (обращаясь к команде, которая быстрее отгадает кроссворд)

Молодцы, ребята. Я даю вам ключ и желаю вам всем

счастливого пути.

Учитель: А мы продолжаем наше путешествие.

(звучит спокойная музыка)

Смотрите, что это за скала там впереди.

( скала «Угадай-ка»)

Наверху на скале лежит ключ.

Кто быстрее поднимется на эту скалу, тот и получит ключ. Для

этого вам надо решить логические задачи, написанные на этой скале.

Логические задачи

Задача 1. Где домик Пятачка?

Домик Кролика нарисован 4 раза, а домик Пятачка только один раз.

Где домик Пятачка?

Задача 2. Кто ближе к сыру: кошка или мышка?

Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале.

Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике.

Если сыр на столе, а кошка – в подвале, то мышка в комнате.

Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно:

(A) кошка в комнате; (B) мышка в норке;

(C) кошка в комнате или мышка в норке;

(D) кошка в подвале, а мышка в комнате.

Задача 3. Что вырастет у рассеянной хозяйки?

У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписью “Огурцы”,”Цветы” и “Ромашки”

Она посадила семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики так, что все надписи оказались неверными.

Что вырастет в ящике с надписью “Ромашки”?

(A) огурцы; (B) колокольчики; (C) ромашки; (D) нельзя определить; (E) арбузы.

Учитель: (игра со зрителями, за правильные ответы даю жетоны)

Ребята, а мы с вами будем решать задачи на смекалку.

Задачи.

  1. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели ещё 2 воробья. Кот Васька подкрался, схватил одного воробья и убежал. Сколько воробьёв осталось на грядке? (0, остальные улетели)

  2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4часа)

  1. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?(3кг)

  1. Пассажир автобуса ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (один автобус)

  2. Ребята пилят бревно на части определённой длины. Отпиливание одного такого куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на 5 частей? (4 минуты)

Учитель: (обращаясь ко зрителям) Молодцы, ребята!

Сейчас мы узнаем, какая команда добралась до ключа быстрее.

( проверяем задание и отдаём ключ победившей команде)

Рассаживаемся по местам и продолжаем путь.

(Звучит музыка, сначала спокойная, затем ритм меняется.

Выскакивает пират.)

Пират: Стойте. Вы куда плывёте? (ребята ему отвечают)

Ключ у меня есть. Я вам его отдам, если решите мои задачи.

За неправильные ответы вы получите метки, у кого меток будет

больше, та команда проиграет.

Задачи не простые. Нужно слушать очень внимательно, так как

вопрос будет задан в конце.

( Читает задачи, раздавая «чёрные метки» (чёрные кружки с

нарисованными на них черепами))

Задачи пирата.

  1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (5остановок)

  1. У четы морских медуз был всегда отменный вкус,

И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.

На обед пришёл тритон, и знакомый морской слон.

А потом зашёл варан. Лёг на кожаный диван.

И зубастый крокодил тоже в гости заходил.

Славно было у медуз! Съели гости весь арбуз!

Вопрос: Сколько гостей пришло к медузам? (4 гостя)

3. Над речкой летали 12 стрекоз.

Явились 2 друга и рыжий Барбос.

Они так плескались, они так галдели,

Что 8 стрекоз поскорей улетели.

Остались на речке только стрекозы,

Кому не страшны ребятня и барбосы.

Но вот что моя голова позабыла.

Скажите, пожалуйста, сколько их было? ( 12)

4. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,

Грабли, вёдра и рубанки, огурцов солёных банки,

И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.

Продавал Трофим на рынке.

У прилавка все толпились, покупали, не скупились.

И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.

Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на

рынке? ( 10 )

5. Сколько ног всего плясали

Целый день на карнавале.

Осьминог, жираф, свинья

И ещё, в придачу, я ? ( 18 )

  1. В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, два Степана,

Три Катюши, три Галины,

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, 4 Саши,

Пять Ирин и две Наташи,

И всего один Виталий.

Сколько всех вы посчитали? (40)

Накупил семье сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немного – жене.

С пряжками – сыну,

С застёжками – дочке.

И все уложил в мешочке.

Сколько в семье у ёжика ножек? (16)

И сколько купил сапожек? (16)

Пират: (Считает сколько меток у каждой команды)

У кого из вас меньше меток. Молодцы, получайте ключ и продолжайте

ваш путь.

( показывает на другую команду)

Я вас не отпущу, пока вы меня не развеселите. А то мне

скучно.

Капитан: (проигравшей команды)

Ну-ка, помощники, помогите нам, спойте частушки и развеселите

пирата.

(Выходят девочки и поют частушки)

Частушки.

Пропоём мы вам в стихах.

Всё расскажем без утайки

Все воскликнете вы «Ах»

Жизнь настанет вольная?

Каждый день у нас диктант,

Тест или контрольная.

По контрольной снова 5.

Не могла ошибки сделать,

Чтобы всех нас поддержать.

Что за уравнение

Вот по следу пса пущу,

Пусть найдёт решение.

Знал таблицу на зубок.

Зуб тот вырвали у Вовы

И теперь учить всё снова.

Укрепляют зубы нам

Почему ж тогда задачки

Кой-кому не по зубам.

Четверть близится к концу

Всё решают: двойки, тройки

Подойдут ли им к лицу.

Капитан: Ну, что, ты доволен? Отпустишь нас.

Пират: Ох и повеселили. Конечно отпущу.

Учитель: Наконец , мы все в сборе. Задержал нас пират. Чтобы продолжить

наш нелёгкий путь, давайте наловим рыбы и подкрепимся.

А рыба не простая. На каждой рыбе с одной стороны задачи,

а с другой стороны указана масса рыбы (100г, 200г). Кто быстрее

наловит 500г рыбы, тому и отдам ключ. Но помните, на рыбке

больше массой и сложнее задача. Команды по очереди решают

задачи, если задача решена неверно, то команда пропускает ход.

Задачи на рыбах.

  1. (100г) На одной чаше весов кирпич, а на другой – половина такого же

кирпича и гиря в 1кг. Весы находятся в равновесии. Сколько

весит кирпич? (2кг)

  1. (100г) За книгу заплатили 1 рубль и ещё полстоимости книги. Сколько

стоит книга? (2рубля)

3. (100г) Папапоровну разделил 3 своим сыновьям 6 подзатыльников.

Сколько подзатыльников получил каждый сын? (2)

4.(100г) В кухне 39 мух. Из них 6 пьют чай из лужи на столе. 12 летают

вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько

мух идёт пешком по потолку? (21)

5.(100г) Горело 7 свечей. Две свечи погасли.Сколько свечей осталось?

(2, остальные погасли)

6.(100г) Из Москвы в Саратов самолёт летит85 минут, а из Саратова до

Москвы долетает за 1 час 25мин. Какой полёт длится дольше?

(одинаково)

7.(100г) Тройка лошадей бежала со скоростью 12 км/час. С какой

Читайте также:  Конспект нод по математике в подготовительной группе на тему: часы

скоростью бежала каждая лошадь? (12 км/час)

8.(100г) Ручка дороже карандаша на 15 рублей. На сколько рублей 5 ручек

дороже 5 карандашей? (75 руб)

9.(200г) У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего

детей у отца? (7)

10.(200г) Если отнять от наибольшего двузначного числа, число записанное

двумя восьмёрками, и к полученному числу прибавить

наименьшее двузначное число, то получим число девочек у Гали

в классе. Сколько девочек у Гали в классе? (99 – 88 + 10 = 21)

11. (200г) На заводе собирают детские трёхколёсные велосипеды. Для

велосипеда нужно2 маленьких и 1 большое колесо. Сколько

велосипедов можно собрать, если имеется 25 маленьких и 30

больших колёс?

12. (200г) У брата было 6 двухрублёвых монет, а у сестры 10 трёхрублёвых

монет. Сколько своих монет сестра должна отдать брату, чтобы

денег у них стало поровну? (3 монеты)

Учитель: Молодцы, ребята. Держите ключ. Вы его заслужили.

Пока мы ловили рыбу, заблудились. Куда плыть? Как найти

правильный путь? Но что это там впереди? Маяк!!!

Мы спасены! Ребята, он не светит. Чтобы его зажечь, нужно вам

собрать круг из осколков.

(Каждой команде даётся круг, разрезанный на равное количество

частей.) Та команда, которая соберёт

быстрее круг, «зажжёт маяк», та и получит ключ.

( ребята собирают круг из множества частей)

Молодцы! Получайте ключ.

Ну вот мы и добрались до острова сокровищ. Давайте посмотрим

у какой команды больше ключей. Вам даётся право забрать себе

клад.

( дети открывают шкатулку, там лежат призы и грамоты )

Учитель: (обращаясь к командам)

Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли или выиграли сейчас –

Будут в вашей жизни успехи

И победы ещё не раз.

Главное, не забывайте:

Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать,

Нужно прежде всего

Математику знать.

Учитель: (обращаясь к зрителям)

Ребята, среди вас есть ученик(-и), которые хорошо знают математику, они

набрали много баллов (считаем жетоны).

(Этим детям вручаем грамоту)

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнований,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь:

Говорим мы до свиданья,

До счастливых новых встреч.

Ребята, вы все показали хорошие знания, вас тоже ждут призы.

(Раздаёт сувениры проигравшей команде и зрителям)

Список литературы:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М. ТЦ Сфера 2005

  2. Винокурова Н.К. 500 игр и головоломок для школьников М. ООО Фирма «Издательство АСТ»

  3. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития Академия, К Академия Холдинг 2002

  4. Спивак А.В. Математический кружок. М. Посев 2003

  5. Гальперин Г.А. Московские математические олимпиады. Просвещение 1986

  6. Н.Г. Белицкая, А.О. Орг «Школьные олимпиады. Начальная школа»

Москва, Айрис – пресс, 2008

  1. Кроссворд взяла из внеклассного мероприятия по математике «Весёлый математический поезд» учителя Белоноговой Н.М.

Источник: https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-zaniatiie-po-matiematikie-v-4-klassi.html

Внеклассное занятие по математике в 4 классе

Внеклассное занятие по математике в 4-м классе (Слайд 1)

Цели и задачи:

  • вызвать интерес к изучению математики;
  • способствовать развитию творчества, логического мышления учащихся;
  • воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи

Формы проведения занятия: игра-соревнование

Оборудование:

  • презентация Power Point;
  • минусовка песни «Дождливым вечером» из кинофильма «Небесный тихоход»;
  • карточки с заданиями для каждой команды;
  • образцы аппликаций, детали, клей-карандаш, альбомный лист (для каждой команды)

Ход занятия

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая,  делать его немного занимательным» (Слайд 2). Это слова великого математика Паскаля.

С его именем вы будете часто встречаться при дальнейшем изучении математики. Сегодня я приглашаю вас на увлекательное занятие, которое назовем «Математический калейдоскоп».

– Что такое калейдоскоп?  (Детская игрушка – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. Быстрая смена разнообразных явлений, событий.

)
– Наши гости (жюри) помогут мне узнать, какая команда сегодня будет лучшей. Но ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах.

Наш класс поделился на 3 команды: 1 команда – «Плюсики», 2 команда – «Минусики», 3 команда – это творческая группа, мои помощники.

Звучит музыка, выходит творческая группа

1. О, математика земная, гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

2. Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

3. Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела.
Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела.

4. Мы славим разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

5. Но чтоб игре зажечь зелёный светНужно всем ребятам дать такой совет:От страха бывают глаза велики.Ты страх победи и дальше иди!

6. А теперь всех просим встать –

Клятву олимпийцев просим дать!

Класс встаёт

– Без математики нельзя на свете жить.
Клянёмся мы её любить!

Класс хором: “Клянёмся!”

Не испугаться трудностей в пути,
Все испытанья достойно пройти!

Класс хором: “Клянёмся!”

Учитель

Итак, друзья, пора вам в путь!
С дороги трудной постарайтесь не свернуть!

1 конкурс «Разминка»

(Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить. За каждый правильный ответ – жетон.)

  1. Полтора налима стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 налимов? (Слайд 3) (13 рублей) (Слайд 4)

  2. Внук спросил дедушку: «Сколько тебе лет?» Дедушка ответил: «Если я проживу половину того, что прожил, да ещё год, то мне будет 100 лет». Сколько лет дедушке? (Слайд 5) (66 лет) (Слайд 6)

  3. Как нужно трижды написать цифру 3, чтобы получилось 4? (Слайд 7) (3 : 3 + 3 = 4) (Слайд 8)

  4. Какое число приказывает? (Слайд 9) (Три) (Слайд 10)

  5. Какие 3 числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (Слайд 11) (1, 2, 3) (Слайд 12)

  6. Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (Слайд 13) (5 кг) (Слайд 14)

  7. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (Слайд 15) (50) (Слайд 16)

  8. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (Слайд 17) (7) (Слайд 18)

  9. Тройка лошадей пробежала путь 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (Слайд 19) (30 км) (Слайд 20)

  10. Когда сутки короче: зимой или летом? (Слайд 21) (Одинаковы) (Слайд 22)

  11. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс? (Слайд 23) (8) (Слайд 24)

  12. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (Слайд 25) (12) (Слайд 26)

  13. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (Слайд 27) (2 и 2) (Слайд 28)

  14. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько лошадей во дворе? (Слайд 29) (3) (Слайд 30)

  15. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (Слайд 31) (В 11 раз) (Слайд 32)

  16. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы, требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Слайд 33) (Нет разницы) (Слайд 34)

  17. Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (Слайд 35) (16) (Слайд 36)

(Подведение итогов – подсчёт жетонов)

2 конкурс «В стране чисел»

– Отгадайте, что за цифра?

  1. Маленькая, хвостатенькая, не лает, не кусает, а из класса в класс не пускает? (2)

  2. Что за цифра акробат? Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет? (9)

  3. Два кольца, но без конца, если я повернусь, то совсем не изменюсь. (8)

3 конкурс «Фольклор» (домашнее задание)

-Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.

-Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? (13)

Учитель

В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много».

Поэтому число 3 обозначало «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках.

У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

1 ученик

Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.

2 ученик

Пифагор считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 (Слайд 20)1*2*3=6 (Слайд 21) Таким свойством не обладает ни одно другое число.

3 ученик

Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.

– Дома вам нужно было подготовить пословицы и поговорки, содержащие различные числа. (Команды по очереди называют пословицы и поговорки).

Учащиеся по очереди называют пословицы

Семеро с ложкой – один с сошкой.

Лук – от семи недуг.

За семью морями

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

Семи пядей во лбу.

Седьмая вода на киселе.

До седьмого пота.

Семь вёрст до небес.

За семь вёрст киселя хлебать.

Ты ему слово, а он тебе десять.

На седьмом небе.

Семеро одного не ждут.

Семь бед – один ответ.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Учитель

– Ребята, творческая группа предлагает вашему вниманию сценку «Устный счет»

Действующие лица: учитель и ученик Петров

Учитель: «Петров, сколько будет: четыре разделить на два?»

Ученик: «А что делить, Михаил Иванович?»

Учитель: «Ну, допустим, четыре яблока».

Ученик: «А между кем?»

Учитель: «Ну, пусть, между тобой и Сидоровым».

Ученик: «Тогда три мне и одно Сидорову».

Учитель: «Почему это?»

Ученик: «Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.»

Читайте также:  Загадки с ответами для младших школьников 2 класса

Учитель: «А сливу он тебе не должен?»

Ученик: «Нет, сливу не должен».

Учитель: «Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?»

Ученик: «Четыре. И все Сидорову».

Учитель: «Почему четыре?»

Ученик: «Потому что я сливы не люблю».

Учитель: «Опять неправильно».

Ученик: «А сколько правильно?»

Учитель: «А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

Конкурс «В стране сказок»

Математика и сказки…  Ну и чудеса! Только вы не удивляйтесь, она везде нужна – математика.

Викторина по сказкам

– Сколько бойцов было у Али – Бабы? (40)

– Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)

– Сколько поросят строили дома? (3)

– Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)

– В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда ел за… (четверых), а работал за … (семерых)

– Следующий конкурс «Весёлые мастера»

Всегда найдется дело для умелых рук,Если только хорошенько посмотреть вокруг,Всё что едет, плавает, летаетСделано умелыми руками.И этим рукам помогает

Все та же математика.

(Показывается образец модели (30 сек), которую вы должны собрать из предложенных деталей и наклеить на лист)

Из букв слова МАТЕМАТИКА составить слова. Выиграет команда, которая за 1 минуту придумает больше слов.      

Подведение итогов

Заключительная песня (музыка Соловьёва-Седого из к/ф “Небесный тихоход”)

Мы парни бравые, бравые, бравые,И нас не редко посещают мысли здравые.Мы математике верны, мы с информатикой дружны

И, как ни странно, мы в искусство влюблены!

Припев:

Во славу наукиМы клятву верности, дерзости, доблести даём.Мажорные звуки. Из нас посыпались, и мы поём.Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?Ведь столько не разгадано ещё вокруг!И творчества муки нам интереснее сердечных мук.Мы уже в третье, в третье, в третье,Мы уже в третье перешли тысячелетие.“Зашьём” озонную дыру, найдём друзей в антимиру

И к марсианину заявимся в нору.

Учитель

– Сегодня мы с вами постарались доказать, что человек живет в мире чисел. Книги, песни, школьные предметы не могут обходиться без чисел. А мы не можем жить без песен, книг. Значит, не можем жить без математики.

1 ученик

Давайте, ребята, учиться считать.

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

 2 ученик

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки играть не сумеют ребята.

3 ученик

Летит выше звезд математика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/561207/

http://www.forumchata.ru/scenary/93-shkolnyj-prazdnik/1424-shkolnaja-scenka-ustnyj-schet.html

http://muztune.com/

http://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-vneklasnyh-meroprijatii

http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnaja-rabota-v-nachalnoi-shkole

http://b-track.ru/song/162875/А-Мега/Дождливым-вечером/

Источник: https://kopilkaurokov.ru/matematika/meropriyatia/vnieklassnoie-zaniatiie-po-matiematikie-v-4-klassie

Внеклассное занятие по математике

Внеклассное занятие по математике в 1 классе.

Цель: привлечь внимание детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей, математической логики.

Задачи:

формировать творческие способности обучающихся,

глубже понять роль математики в жизни;

развивать логическое мышление, внимание, смекалку;

воспитывать коллективизм и товарищество, культуру чувств (справедливости, долга, чести, ответственности).

Оборудование: карточки с названиями команд; карточки с математическими ребусами;

рисунки из геометрических фигур;

Ход мероприятия:

Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Математики. Для проведения игры-соревнования потребуется смекалка, находчивость и быстрота.

Ученик 1.

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

Ученик 2.

Не случайно ей такой почёт:

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчёт

Для постройки здания, ракеты.

Ученик 3.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ученик 4.

Ты нам, математика, даёшь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

Математика – точная наука, царица всех наук. Без чисел и действий над ними не обходится ни одна наука. Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний.

Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине.

Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

«Математика царица всех наук». Так считали многие известные ученые, писатели и художники.

Класс делится на 3 команды, каждая из которой вытягивает названия: «Смекалистые», «Думающие», «Считающие». За каждый правильный ответ – жетон.

Цифры – условные значки для обозначения чисел.

Цифры и числа в стихах и загадках

Вот на нашей строчке

Встали в строй сыночки.

Их, дружок, могу назвать:

Два и три, четыре, пять.

Что же за сыночки

Выстроились в строчке? (Цифры)

1. “Доскажи словечко” Как вязальный он крючок,

Как обломанный сучок.

Носик тонкий, словно спица,

А зовется … (единица) Рогалик к бублику приклей.

Да только есть его не смей.

Не крендель это, чтобы есть.

А просто – цифра … (шесть)

Вот шея гибкая.

Вот – тело.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело,

И это будет цифра … (два) Ты ведь знаешь дни недели?

Посчитай-ка их живей!

Если в счете не собьешься –

То получишь ровно … (семь)

Что за заклинатель змей

Вышел с дудочкой своей.

Перед ним танцует змейка –

Хвост крючком, дугою шейка.

Ты на змейку посмотри –

Да ведь это цифра … (три) Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

– Сколько вас? –

У них мы спросим.

И ответят куклы … (восемь)

Делал Егорка

С мамой уборку.

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он на … (четыре) Цифра шесть вниз головой

Стала цифрою другой.

Можете поверить –

Уже не шесть, а … (девять)

Что стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете годиться?

Ну, конечно, цифрой … (пять) Руки вверх поднимай,

Пальцы быстро считай.

Слева – 5 и справа – 5.

Сколько всех? Как сказать? (Десять)

« Математическая разминка»

«Смекалистые»

1) У Саши 2 пары варежек. Сколько у него варежек на левую руку?

2) В слове кот 3 буквы. Придумай слово, в котором букв будет на 1 больше.

3) У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? «Думающие»

1) В семье 4 детей: сестер столько же, сколько и братьев. Сколько сестер в семье?

2) У жука 3 пары ног. Сколько ног у жука?

3) У Славы 3 кубика, а у Миши 2 кубика. На столе коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики?

«Считающие»

1) Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько ведер воды взяли из бочки?

2) На розовом кусте 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали розами. Сколько бутонов осталось нераскрытыми?

3) Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок?

Подводятся итоги 1конкурса.

2 конкурс «Ребус от Меловичка»(на доске)

Вызываются 3 участника (по одному из каждой команды)

Задание: соединить точки в нужном порядке и получить изображение какого-то предмета.

3 конкурс «Загадки Карандаша»

Этот конкурс проводится для всей команды.

Задание: определить, из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

4 конкурс «Разгадайка»

Каждая команда вытягивает по 5 карточек с ребусами и разгадывает их

ла 100 чки во 100 к 3 буна

пат 3 от р 1 а 5 ница

и 100 к исток 7 я те 100

по 2 л 100 лб ли 100 к

100 лица ак 3 са 100 п

с 3 ж про 100 р 40 а

100 рона во 7 пи 100 лет

ко 100 чки ви 3 на 3 тон

100 л стол по 100 вой сви 100 к

дми 3 й рас 100 яние и 100 рия

5 конкурс «Сложи фигуру».

Каждая команда получает по 8 одинаковых треугольников и изображение лисы и зайца, которое нужно сложить.

6 конкурс «Развлекательные задачки»

Командам предлагаются развлекательные задачки. Команда, ответившая раньше других, получает жетон.

В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).

В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5. В задаче не сказано, что их вывернули).

У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (2).

Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)

На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книжек она прочитает? ( Ни одной – собаки не умеют читать).

На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5 – 4 полных и 1 пустой).

7 конкурс «Шифрограмма»

Вот и подходит к концу наше математическое соревнование. Осталось последнее задание – расшифровать слова. Подумайте, как найти ключ к шифру. Кто быстрее прочтет шифрограмму, тот побеждает.

9 5 11 3 8 1 7 2 12 15 4 10 13 6 14
м т л б ы р в е о ы я о д а ц

Получается предложение «Ребята, вы молодцы!». Считаются жетоны каждой команды. Выявляется команда – победительница. Команды награждаются грамотам

ла 100 чки

пат 3 от

и 100 к 7 я те 100

по 2 л

100 л по 100 вой сви 100 к

Дми 3 й

5 ница

ли 100 к

100 лица ак 3 са 100 п

с 3 ж про 100 р 40 а

9 5 11 3 8 1 7 2 12 15 4 10 13 6 14
м т л б ы р в е о ы я о д а ц
9 5 11 3 8 1 7 2 12 15 4 10 13 6 14
м т л б ы р в е о ы я о д а ц
9 5 11 3 8 1 7 2 12 15 4 10 13 6 14
м т л б ы р в е о ы я о д а ц

Источник: https://urokimatematiki.ru/vneklassnoe-zanyatie-po-matematike-1800.html

Внеклассное занятие по математике для начальных классов на тему “Путешествие в страну Задач”

Внеклассное занятие по математике на тему: “Путешествие в страну Задач”, 3-й класс (по Петерсон)

Читайте также:  Сценарий летнего развлечения в детском саду в старшей группе на улице без подготовки

Задачи:

  1. Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию процессов мышления, восприятия, внимания, памяти, речи, воображения.

  2. Формировать творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке.

  3. Глубже раскрыть роль математики в жизни, способствовать воспитанию коллективизма (в связи с совместной работой в команде).

Ход занятия

1. Организационный этап

Учитель: Ребята обратите внимание на доску. (На доске представлена карточка с примером). Решение этого примера является ключом к словам, которые откроют нам путь в волшебное королевство принцессы Задачи.

Первые двоя, кто решит пример самым удобным способом и объяснит его, станут капитанами двух команд, каждый из капитанов будет набирать в свою команду ребят по очереди, начнет тот, кто справился быстрее.

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10

Учитель: Решили, молодцы! (ответ:55, решение: (6+4) + (7+3) + (8+2) + (9+1) + (10+5)). Итак, у нас две команды. Капитаны, придумайте название команд: «Изобретательные», «Сообразительные»

А теперь, пусть капитан команды «Изобретательные» подойдет к доске и перевернет карточку с примером и получит один жетон, за то, что первым решил и правильно объяснил пример. Прочитай слова: «Думать, решать, отгадывать». С этими словами мы попадаем в волшебное королевство принцессы Задачи.

2. Разминка (актуализация знаний)

Учитель: В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жила принцесса Задача. У нее было много друзей. Были у нее четверо верных придворных, которыми принцесса очень дорожила.

А звали их: ВОПРОС, УСЛОВИЕ, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.

Как вы думаете, какие компоненты в обыкновенной задаче самые важные? (условие, вопрос) (На доске появляются персонажи-придворные и принцесса Задача, карта путешествий)

Учитель: Правильно, вот поэтому принцесса Задача так дорожила своими придворными, без них она бы не была принцессой.

Учитель: И вот однажды в замок Задач проникла злая и коварная ОШИБКА. Она знала, что если у Задачи не будет УСЛОВИЯ, РЕШЕНИЯ или ОТВЕТА, то ни одна задача не будет решена. ОШИБКА решила похитить одного из придворных принцессы Задачи, и она оставила ее без ОТВЕТА. Принцесса загрустила, но ОШИБКА забыла, что у Задачи много друзей, которые помогут принцессе.

На помощь пришел славный РЫЦАРЬ ПРИМЕР. “Я сделаю все, чтобы Задача была вновь весела и счастлива” – сказал рыцарь и отправился в трудный и опасный путь. (Появляется на карте персонаж-Рыцарь). Чтобы РЫЦАРЬ ПРИМЕР не заблудился, принцесса дала ему карту, на которой была обозначена дорога в королевство ЗЛОЙ ОШИБКИ.

Дорога эта дальняя, тяжелая и опасная, поэтому РЫЦАРЬ ПРИМЕР берет с собой в путь самых смелых, самых дружных, сообразительных математиков.

Поможем РЫЦАРЮ ПРИМЕРУ вернуть ОТВЕТ?

Итак, друзья, в путь! Каждой команде будет предложено испытание, решайте дружно и внимательно! Посмотрите! И вот уже появился чудесный город с высокими башнями, широкими улицами и красивыми домами.

Это был дворец умного и лукавого РЕБУСА. Король решил испытать смекалку и находчивость своих гостей. Он предложил РЫЦАРЮ ПРИМЕРУ решить несколько ребусов.

Поможем рыцарю! (учитель дает карточки с ребусами двум командам)

«Изобретательные»

Так как обе команды справились с заданием, Король Ребус решил дать еще одно задание, команда, которая справится с заданием первой, получит два жетона:

А заданием является необычная задача. Эту задачу не решить при помощи арифметических действий, здесь понадобится умение думать, размышлять.

Задачи такого типа называются логическими. Мы сталкивались с такими на уроках математики. Попробуем, ребята, решить!!!

Старинная задача со сказочным содержанием «Волк, коза и капуста»

Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. (Это первый элемент сказочности.) В лодке мог поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. А вот в присутствии человека никто никого не ест (2-й элемент сказочности)

Человек все-таки перевез свой груз через реку. Как он это сделал?

(Взял козу переплыл, вернулся взял капусту, переплыл забрал козу, вернулся козу оставил, взял волка отвёз и вернулся за козой!!!)

«Сообразительные»

Учитель: Молодцы!!! Успешно справились с заданием. РЕБУС дает ПРИМЕРУ – жетон, который поможет ему во дворце коварной ОШИБКИ отыскать ОТВЕТ. Команда «Сообразительные» получает 5 жетонов (за каждый ребус по жетону + за задачу), за то, что справилась с задачей первой, а команда «Изобретательные» 3 жетона (в запасе, за первое здание 1 жетон) – всего 4 жетона.

Учитель: ПРИМЕР поблагодарил РЕБУСА и отправился дальше в путь!

3. Эстафета

И вот он доходит до царства ЦИФР.

Там наш рыцарь встретил много своих друзей.

Как вы думаете, ребята, кто живет в царстве ЦИФР, кто друзья ПРИМЕРА?

Цифры-озорницы предложили задания: (задание для двух команд одинаковое)

Смешные человечкиПлясали на крылечкеИ вдруг примчались новые

Совсем пустоголовые

Для вдумчивого взглядаМы задали урокКакую цифру надо вставить

В пустой кружок?

При помощи четырех 4 и знаков действия запиши число 5

(4 * 4 + 4): 4 = 5

Вместо * поставь цифры

*** – ** == 1 (100-99)

Мы справились с заданием. Получаем жетон. Дальше в путь!

Дополнительное задание: Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 15.

618

753

294

4. Решение задач-смекалок

На пути топкое болото.

Здесь будьте внимательны и осторожны, не справитесь, попадете обратно в царство Цифр, потеряете один жетон, но цифры дадут вам одно задание, справитесь, окажитесь у стен дворца коварной Ошибки.

Через него можно переправиться только по кочкам. Но кочки необычные. Пройдя через болото, мы должны прочитать пословицу, но пословица лишь предостережет вас перед еще двумя задачами для каждой команды.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Почему эта пословица живет в математике? (Перед тем как сделать, что-нибудь серьезное, нужно хорошо все обдумать, все предусмотреть)

А еще какие-нибудь пословицы знаете, в которых есть числа? (Жетон.)

1. Существует множество хитроумных задач об острове, населенном “рыцарями”, всегда говорящими только правду и лжецами, изрекающими только ложь. Предполагается, что каждый обитатель острова либо рыцарь, либо лжец.

Трое жителей острова: (А, В и С) разговаривали между собой в саду. Проходивший мимо незнакомец спросил у А: “Вы рыцарь или лжец?” Тот ответил, но так неразборчиво, что незнакомец не смог ничего понять. Тогда незнакомец спросил у В: “Что сказал A?” “A сказал, что он лжец”, – оветил В. “Не верьте В! Он лжет!” – вмешался в разговор островитянин С. Кто из островитян В и С рыцарь и кто лжец?

2. Небольшой воинский отряд подошел к реке, через которую необходимо переправиться. Мост сломан, а река глубока.

Как быть? Вдруг командир замечает двух мальчиков, которые – катаются на лодке недалеко от берега.

Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков — не больше! Однако все солдаты переправились через реку именно на этой лодке. Как это было сделано?

  1. Существует множество хитроумных задач об острове, населенном “рыцарями”, всегда говорящими только правду и лжецами, изрекающими только ложь. Предполагается, что каждый обитатель острова либо рыцарь, либо лжец.

. Предположим, что А высказывает утверждение: “Я лжец, а В не лжец”. Кто из островитян А и В рыцарь и кто лжец?

2. Три рыцаря, каждый в сопровождении оруженосца, съехались на берегу реки, намереваясь переправиться на другую сторону. Им удалось найти маленькую двухместную лодку, и переправа произошла бы легко, ведь лошади могли перебраться вплавь.

Но одно затруднение чуть было не помешало этому предприятию. Все оруженосцы, словно сговорившись, наотрез отказались оставаться в обществе незнакомых рыцарей без своих хозяев. Не помогли ни уговоры, ни угрозы.

Трусливые оруженосцы упорно стояли на своем. 

И все же переправа состоялась, все шесть человек благополучно перебрались на другой берег с помощью одной двухместной лодки. При этом соблюдалось условие, на котором настаивали оруженосцы. 

Как это было сделано?

Учитель: Команда «Изобретательные» перешла через болота и получает два жетона, команда «Сообразительные» тоже справилась с заданием и получает 2 жетона.

6. Поединок Капитанов

Учитель: Перешли через болото и очутились у стен дворца коварной ОШИБКИ.

Но попасть в него не так-то просто. Перед нами лабиринт!

Перед нами задача. Решают ее только капитаны команд, они могут взять в помощники одного члена своей команды, помощник может дать только три подсказки. Вперед!

Задача: Король решил проверить своих 12 мудрецов. Во дворе, король разместил их по окружности, лицом к центру и приказал положить руки себе на макушки ладонями вверх. “Сейчас я положу каждому по одному камню, это будет либо алмаз, либо рубин” – сказал король. Прошел, положил.

Таким образом, каждый из мудрецов видел, какие камни на головах коллег, но не знал, что у него на голове. “Пусть тот, кто считает, что у него рубин сделает шаг вперед” – произнес король. Не вышел ни кто. “Пусть тот, кто считает, что у него рубин сделает шаг вперед” – во второй раз произнес король.

Все остались стоять, как стояли. “Пусть тот, кто считает, что у него рубин сделает шаг вперед” – сказал король в третий раз. Ни один мудрец не вышел. После того, как король в четвертый раз повторил: “Пусть тот, кто считает, что у него рубин сделает шаг вперед” – вышло несколько мудрецов.

Вопрос: сколько было рубинов?

Учитель: А все остальные ребята помогают Рыцарю! Поможем решить круговые примеры и проведем РЫЦАРЯ

7*3

21-12

9*2

18:3

6*2

12+16

28:4

8. Итог занятия (рефлексия)

Учитель: Все задачки решены. ОТВЕТ найден. Возвращаемся к Принцессе Задаче.

Принцесса очень рада, что вернулся ОТВЕТ. Всех благодарит и приглашает к себе на бал.

Но прежде, ребята, теперь вы знаете как важна задача в математике!!! Скажите, какие главные компоненты входят в задачу? (вопрос, условие, решение, ответ)

А с какими задачами мы столкнулись на сегодняшнем уроке, что является главным для таких задач? ( умение думать, размышлять, рассуждать) Требуют ли эти задачи арифметических действий? (нет) Кто запомнил, как такие задачи называются? (логические)

Я, ПРИНЦЕССА ЗАДАЧА, выражаю огромную благодарность (Ф.И. учащихся, которые активно участвовали в путешествии) за активное участие в путешествии по стране математике. Подсчитаем жетоны.

7

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vneklassnoe-zanyatie-po-matematike-dlya-nachalnykh-klassov-na-temu-puteshestvie-v-stranu-zadach.html

Ссылка на основную публикацию