Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Темы проектов по русскому языку – 3 класс | Обучонок

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

На данной странице Вы найдёте темы проектов по русскому языку для 3 класса по фгос, при написании которой стоит учитывать индивидуальные качества учащегося и степень его осведомлённости в выбранной области.

Любую тему можно расширить, включив дополнительные задачи для исследования.

На странице для учащихся начальной школы подобраны темы исследовательских работ и проектов по русскому языку для 3 класса, которые можно использовать для осуществления исследовательской и проектной деятельности школьников общеобразовательных учреждений.

Главное – выбрать темы проектов по русскому языку для учащихся 3 класса интересные и соответствующие уровню знаний и предпочтениям детей, при этом руководителю исследовательского проекта необходимо проводить консультации по каждому аспекту работы. Немалые трудности у ученика возникают при определении актуальности исследования, также происходит путаница при точной формулировке объекта и предмета исследования.

Выбирая определённую тему исследовательской работы по русскому языку для 3 класса по фгос, автор беспрепятственно может учитывать персональные предпочтения и учитывать степень знаний в выбранной области. Любую тему работы можно расширить, включив дополнительные задачи и практические задачи (анкетирование, статистика, опыт и т.д.) для исследования.

Темы проектов по русскому языку для 3 класса

Список тем исследовательских проектов и работ для 3 класса:
В мире незнакомых слов. Завтрашний день книги. Заимствованные слова в русском языке. Зимняя страничка. Имена прилагательные в загадках. Имена, фамилии, отчества в разных языках мира. Искусственные языки. История алфавита.

История имен собственных История происхождения слов. Как интернет влияет на язык? Книга вчера, сегодня, завтра. Местоимения в загадках, пословицах и поговорках. Мир фразеологизмов. Мои любимые слова. Мы в зеркале пословиц. Невербальные средства общения. Орфографический словарь.

Откуда пошли названия у падежей. Падежи в нашей жизни. Паспорт имени существительного. Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно. Пословицы и поговорки в речи моих одноклассников (моей семьи). Приставки-труженицы. Размышляем о словах. Что в слове главное? Рассказ о слове – «___». Рождение слова.

Семья слов. Сказочное путешествие в состав слова. Сочиняем волшебную сказку. Старые письма моей семьи. Строим слова и предложения. Тайна моего имени. Утерянные буквы русского алфавита. Хорошо уметь писать, свои мысли выражать. Что в имени тебе моем..

? Что читают в нашем классе? Что я знаю о словах? Энциклопедия одного слова. Этикет приветствия.

Код ссылки на страницу “Темы проектов по русскому языку 3 класс”:

Код ссылки на форум:

Источник: http://obuchonok.ru/node/2359

Познание | проектная -задача по русскому языку 3 класс

Автор: Байер Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “Малоимышская СОШ”
Населённый пункт: с. Малый Имыш
Наименование материала: конспект
Тема: проектная -задача по русскому языку 3 класс
Дата публикации: 18.01.2017
Раздел: начальное образование

Назад

Проектная задача по русскому языку. Название проектной задачи Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Предмет Русский язык Класс 3 Вид задачи Предметная проектная Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) 1. Обучение младших школьников совместному решению задач. 2. Более полное освоение детьми правописания безударных окончаний имён существительных 3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы. 4. Постепенное формирование коммуникативных компетентностей. Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача Русский язык Учащиеся на данном этапе закрепляют полученные знания. Общеучебные умения -работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; -работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу) Планируемый педагогический результат -Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала. -Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях. Способ и формат оценивания результатов работы При подведении итогов работы оценивается: -владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; -умение действовать согласно инструкции. Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. Замысел проектной задачи В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания из темы «Правописание безударных окончаний имён существительных» Описание проектной задачи Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это – …? (птицы) Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам весну. Птицы наши верные помощники, защитники полей, садов и огородов. Птицы – это красота. Совсем скоро они порадуют нас своим прилётом. А ваша задача порадовать их. Поэтому на уроке вам предстоит смастерить для птиц Крепкий деревянный дом С круглым маленьким окном. Он стоит на длинной ножке, Чтобы не залезли кошки. (скворечник) – Вы догадались, чем вы будите мастерить? (будем мастерить скворечники для птиц) – Но вы сегодня не просто так будите делать скворечники, для этого вам предстоит выполнить ряд заданий. На столе у вас лежат материалы для конструирования скворечника и маршрутный лист с заданиями и самооценкой. Ваша задача по ходу выполнения заданий сконструировать скворечник. Скворечник будите выполнять по плану. (Вывешивается на доску) План изготовления скворечника: 1. Основа скворечника (прямоугольник) 2. Крыша для скворечника (треугольник) 3. Окошечко (круг) 4. Шест (прямоугольник)

Задание 1.

Распределите имена существительные по родам и заполните таблицу. (слова напечатанные ) Звезда, кусты, чайки, дерево, мячи, бревно, журавли, шерсть, утро, мох, алмазы, кочки, яблоки, весна. Ж.р М.р Ср.р Звезда, чайки, шерсть, кочки, весна Кусты, мячи, журавли, мох, алмазы. Дерево, бревно, утро, яблоки,

?

! В одном из столбцов не хватает слова. Найди прямоугольник, на котором написано слово, подходящее для данного столбца . Это и будет основной частью скворечника.

перья

ваза карандаши зайцы Приклей основу скворечника на чистый лист бумаги.

Задание 2.

Запишите имена существительные в таблицу по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж. На ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын… 1 скл. 2 скл. 3 скл. На ветке (П.п), по тропинке (Д.п), у черёмухи (Р.п), на западе пустыни(Р.п) на окошке (П.п), на огороде (П.п) сердце дочери (Р.п)

Проверка:

откройте конверт №__ проверьте задание по образцу. Если задание выполнено правильно, то возьмите , если допустили 1 ошибку, то , если допустили 2,3 и более ошибки, то

Задание 3.

Сейчас вам предстоит вырезать окошечко в скворечнике. Для этого вам необходимо расположить словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных. Играл на дудочк.., подошёл к осин..

, смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя Разложите карточки по падежам в таблицу. Если вы выполнили правильно, у вас должен получиться рисунок. Если он сложился правильно, то приклейте на место окошечка , если нет то .

Задание 4.

Скворечник почти готов, осталось прикрепить только шест. Для изготовления шеста решите орфографическую задачку, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.

На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_. 1__, 2___,3___, 4___, 5___, 6___, 7___, 8___, 9___, 10___, 11___.

Проверка

: (1 Е, 2 И, 3 Е, 4 Е, 5 И, 6 И, 7 И, 8 И, 9 И, 10 Е, 11 Е) Ключ к проверке посмотри в конверте №____. Если задание выполнено верно, то шест приклейте , если допущена 1 ошибка, то , если допущено 2 и более ошибок, то

Маршрутный лист группы

«Солнышко»

Состав группы: № зад. Описание задания Самооценка группы 1

Конверт 1.

1.Распределите имена существительные по родам и заполните таблицу. Звезда, кусты, чайки, дерево, мячи, бревно, журавли, шерсть, утро, мох, алмазы, кочки, яблоки, весна. 2.

!

В одном из столбцов не хватает слова. Найди прямоугольник, на котором написано слово, подходящее для данного столбца. Это и будет основной частью скворечника. 3.Приклей основу скворечника на чистый лист бумаги.

2 Запишите имена существительные в таблицу по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж. На ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын…

Проверка:

откройте конверт № 2 проверьте задание по образцу. Если задание выполнено правильно, то возьмите , если допустили 1 ошибку, то , если допущено 2 и более ошибок, то . 3 1.Сейчас вам предстоит вырезать окошечко в скворечнике. Для этого вам необходимо расположить словосочетания в порядке следования падежей.

Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных. Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя 2.Разложите карточки по падежам в таблицу. Если вы выполнили правильно, у вас должен получиться рисунок. Если он сложился правильно, то приклейте на место окошечка , если нет то .

4 1.Скворечник почти готов, осталось прикрепить только шест. Для изготовления шеста решите орфографическую задачку, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой. На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.

1__, 2___,3___, 4___, 5___, 6___, 7___, 8___, 9___, 10___, 11___.

2.Проверка

:

Ключ к проверке посмотри в конверте № 3. Если задание выполнено верно, то шест приклейте , если допущена 1 ошибка, то , если допущено 2 и более ошибок, то ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК

В раздел образования

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=4211

Проектная деятельность по русскому языку (темы проектов)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проектная деятельность по русскому языку (темы проектов)

(по учебнику Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирской Русский язык. «Мнемозина». Москва. 2012 )

5 класс

Проект 1

Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте «ядрышки»-мысли. Собранным тренировочным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

Проект 2

Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. «Конечным продуктом» вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которыми могут воспользоваться ученики вашего класса.

Проект 3

Выберите один из творческих проектов: 1) «Сборник сочинений нашего класса о животных», 2) «Сборник стихов и рассказов о животных».

Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты «о братьях наших меньших» из учебника. Материалы оформите в виде рукописного или электронного журнала.

Проект 4

Вам нужно подготовить для учеников 3-го класса занятие кружка по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности.

Посмотрите главу «Дорога к письменности», найдите дополнительный материал и подберите для третьеклассников интересные задания.

При подготовке проекта вы можете пользоваться мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников».

Проект 5

Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберите букву, которую вы будете представлять на этом параде. Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. (Вашими незаменимыми помощниками при подготовке проекта станут книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы» и др. Их можно найти во Всемирной паутине.

Проект 6

Какой словарь интересно было бы составить вам? Может быть, это будет словарь цветов, или словарь запахов, или словарь весёлых слов, или словарь футболиста, или… Попробуйте составить свой личный словарь на любую тему. Рукописный или электронный – не имеет значения.

Проект 7

Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?»

Проект 8

Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный а»Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне. Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания.

Проект 9

Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: АНТИ, ТЕЛЕ, ДРОМ, ТЕКА и др. Обратитесь за помощью к следующим словарям: «Школьный словарь иностранных слов», «Школьный словарь строения слов русского языка» и другие.

Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры их детской классики или детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словаря.

Проект 10

Сочините лингвистическу сказку о приставках ПРИ- и ПРЕ-. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите в виде электронной газеты или журнала.

7 класс

Проект 1. Есть такая игра. Из газет вырезают заголовки. Их нужно разложить, внимательно прочитать и попробовать соединить два или больше, чтобы получилось интересное, забавное или уж совсем фантастическое высказывание. Проделав эту работу, создайте классную газету. Даём на выбор несколько заголовков. Добавьте к ним любые свои.

Сны второго сорта. Хотелось бы гордиться. Улыбнись, фортуна! Приходите, есть с чего посмеяться. Примерь корону, королева!

Проект 2. Возьмите небольшую научно-популярную статью на любую тему, состоящую из 5-6 абзацев. После каждого абзаца поставьте вопрос, который у вас возникает. Проверьте себя по тексту статьи. Отвечаете ли вы на вопросы так, как автор, или по-другому? Привлеките к этой работе своих товарищей и сделайте сообщение.

Проект 3. Подготовьте выступление о бардах. Хорошо, если бы вы или ваши друзья смогли исполнить авторские песни под гитару. Устройте классный или школьный вечер.

Познакомиться с творчеством таких известных бардов, как Юрий Визбор, Александр Галич, Владимир Высоцкий, можно в «Библиотеке Максима Мошкова» в разделе «Авторская песня и русский рок»: http://www.lib. ru/KSP.

Проект 4. Сочините лингвистическую сказку о деепричастии, в которой была бы отражена двойственная природа этой формы глагола. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные сочинения, сделайте иллюстрации. Представьте результат вашей работы в виде электронной газеты или журнала.

Проект 5. В научно-популярных книгах и статьях причастие часто изображают в виде кентавра. Как вы думаете почему? Придумайте свой наглядный образ этой глагольной формы, сочините лингвистическую сказку о том, как в языке возникают причастия. На обобщающем уроке по теме «Причастие» представьте компьютерную презентацию сказки.

Проект 6.Правописание Н-НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которое часто встречаются ошибки в диктантах, сочинениях и тестах. Чтобы не делать таких ошибок, необходимо много тренироваться.

Желательно на нескучных текстах. Предлагаем вам стать авторами электронного учебника и подобрать интересный дидактический материал для рубрики «Учение с увлечением».

Чем труднее и насыщеннее орфограммами будут подобранные вами тексты, тем эффективнее будет тренировка.

Проект7.Уточняющие обстоятельства места и времени часто встречаются в ваших учебниках по истории и географии.

Пользуясь просмотровым чтением, найдите примеры этих видов обстоятельств, выпишите их, предложите свой вариант группировки подобранного материала, оформите его в виде небольшого электронного учебного пособия. Выписывая примеры, не забывайте указывать название учебника, тему и номер страницы.

8 класс

(упр. 26) Проект. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Части речи в русском язык». Изложите разные точки зрения учёных на этот вопрос. Объясните, как лингвисты аргументируют свои взгляды. Какая из классификаций кажется вам наиболее убедительной?

(упр.97) Проект. Распределите рассказы писательницы Р. Коваленко из учебника на две группы:

рассказы, которые помогают разобраться в людях, в их поступках;

рассказы, которые помогают понять младшего.

(упр. 152) Проект 1. Раньше существовало выражение «безграмотен как вывеска». И до сих пор объявления, реклама, вывески, бывает, пишутся с ошибками. Постарайтесь подобрать такие случаи.

(упр. 152) Проект 2. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Употребление частиц». Покажите, как неверное употребление частиц искажает смысл.

(упр.180) Проект.Пользуясь информацией, данной в параграфах 33, 34, и дополнительными источниками, подготовьте групповой проект: «Вчера, сегодня, завтра русской пунктуации».

Результатом вашей работы должна стать электронная газета, для которой нужно подготовить пять научно-популярных статей: 1) «Когда, как и почему появились знаки препинания?», 2) «Почему они так называются?»; 3) «Появляются ли в наше время новые знаки препинания?»; 4) «Можно ли самому изобрести знаки препинания?»; 5) «Какой будет пунктуация завтра?». Кроме статей, в газете могут быть викторины, кроссворды и т.п.

(упр.203) Проект.

На сайте многих школ есть рубрика «Готовимся к экзаменам» Предлагаем вам стать авторами рубрики «Культура речи» и составить словарик «Трудные случаи предложного и беспредложного управления» В него могут войти, например, такие словосочетания: уверенность в успехе – вера в успех, характерно для него – присуще ему и многие другие. При употреблении этих словосочетаний часто наблюдается подмена управления одного слова управлением другого, близкого по значению. Составленный вами словарик поможет избежать подобных ошибок.

(упр297) Проект. Как часто на вашем пути к грамотности встречаются препятствия в виде удвоенных согласных: иллюстрация, комментарий, оппозиция, симметрия… Все их не перечислишь! А если создать для таких «ошибкоопасных « слов особый «банк данных» и вводить в него постепенно слова не только с удвоенными, но и с одиночными согласными (галерея, коридор, пьеса…)?

Нужны, однако, не просто списки слов, а интересные тексты с такими словами.

После того как материала накопится достаточно, вам предстоит сгруппировать его (лучше всего по самым частотным буквам: б, в, к, л, м, п…), а потом оформить в виде электронного учебного пособия.

Этими материалами сможете воспользоваться не только вы сами, но и ваши одноклассники, но все, кто испытывает трудности при встрече с удвоенными согласными.

(упр377) Проект. Пользователи интернет-портала «Культура письменной речи» постоянно задают вопросы о постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзом И. Однако такого материала на сайте нет.

Предлагаем принять участие в групповом проекте «Знаки препинания в сложных предложениях, части которых соединены одиночными союзами И, ДА (=ИЛИ» Подберите или придумайте примеры сложных предложений или тексты, иллюстрирующие разные случаи употребления «опасного» союза И.

если вы будете выписывать примеры из художественных произведений, обязательно укажите автора.

Результатом работы станет материал, который вы разместите в рубрике «Ликбез» интернет-портала «Культура письменной речи»:

9 класс

(упр17) Проект. Изучив правила постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях, начните собирать собственную копилку примеров на это правило. Постепенно в копилке окажется большая подборка бессоюзных сложных предложений. Материал оформите в виде электронного учебного пособия по одному из самых сложных разделов русской пунктуации.

(упр113) Проект. Пользователи интернет-портала «Культура письменной речи» часто задают вопросы о постановке знаков препинания в предложениях с союзом КАК. Однако материала по этой теме на портале недостаточно.

Предлагаем вам принять участие в групповом проекте «Знаки препинания пред союзом КАК». Подберите примеры, иллюстрирующие разные случаи употребления «опасного» союза КАК.

Результаты проекта, оформленные в виде электронного учебного пособия, вы сможете предложить разработчикам данного портала или разместить на сайте вашей школы.

(упр122) Проект. 24 мая во многих славянских странах , в том числе и в России, является праздником славянской письменности и культуры.

К Неделе русского языка, которая обычно проходит в школах накануне этого праздника, вам нужно подготовить внеклассное мероприятие на тему «Откуда родом русский язык?».

Посмотрите ещё раз параграфы 22, 23 главы «Общие сведения о русском языке», найдите дополнительный материал, подберите для слушателей интересные тексты и задания. Результаты проекта оформите в виде рукописной и/или электронной газеты.

(упр184) Проект. Перелистайте ваши учебники прошлых лет и учебник для 9-го класса. Найдите в них рассказы об учёных-лингвистах. Подготовьте групповой проект «Российские учёные-лингвисты.

По страницам учебника».

Цель вашего проекта – показать, что лингвистика – одна из интереснейших и увлекательнейших наук прошлого и настоящего, что её открытия и достижения – результат таланта и трудов многих поколений учёных.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/147827.html

Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. ФГОС

ISBN: 978-5-408-02395-0Автор: Олейник О.В.

Издательство: ВАКОГод издания: 2016

 Пособие представляет собой оригинальный авторский курс «Путь к грамотности», разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, программами по русскому языку.

Позволяет сформировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность, помочь им освоить разные способы поиска материала и решения проблем, научить их проводить исследования, делать выводы. Способствует развитию у них самостоятельности, любознательности, творческой активности.

 Адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.

Содержание

Предисловие 3

2 класс

Наш помощник – язык

Занятие 1. Чудо из чудес 7

Занятие 2. Язык и речь – одно и то же? 13

Занятие 3. Как возник язык? 17

Занятие 4. Какие языки есть на свете? 20

Занятие 5. Защита проекта 24

Мир слов

Занятие 6. Для чего придуманы словари? 29

Занятие 7. Архаизмы, неологизмы, омонимы 33

Занятие 8. Синонимы и антонимы 36

Занятие 9. Защита проекта по лексике 38

Добрые звуки

Занятие 10. Поиграем со звуками 40

Занятие 11. Транскрипция 45

Занятие 12. Слабые и сильные позиции звуков 47

Занятие 13. Тайна фонемы 50

Занятие 14. Фонемные и нефонемные правила 54

Занятие 15. На сцене гласные! 58

Занятие 16. «Опасные» согласные 62

Занятие 17. Выходим на главное правило 65

Занятие 18. Фонетическая задачка «Колобок» 67

Занятие 19. Фонетическая задачка «Гуси-лебеди» 70

Занятие 20. Фонетическая задачка «Маша и Медведь» 73

Занятие 21. Фонетическая задачка «Морозко» 76

Занятие 22. Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк» 79

Занятие 23. Защита проектов по фонетике 82

Живые буквы

Занятие 24. Кто повелевает буквами? 85

Занятие 25. Как человек научился писать? 89

Занятие 26. Пиктография 92

Занятие 27. История письменности 95

Занятие 28. Древнерусский алфавит 98

Занятие 29. Самая молодая буква современного русского языка 100

Занятие 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы 104

Занятие 31. Забавный алфавит 105

Занятие 32. Каллиграфия 108

Занятие 33. Защита проектов по графике 110

Занятие 34. Конкурс «Грамотеи» 111

3 класс

Части речи

Занятие 1. Проекты дают знания 115

Занятие 2. В гостях у частей речи 122

Занятие 3. Все, что существует 126

Занятие 4. Прилагательное 132

Занятие 5. Глагол 135

Занятие 6. Вместо имени 138

Занятие 7. Служба частям речи 141

Занятие 8. Для чего нужна морфология? 144

Занятие 9. Защита проектов по морфологии 147

Состав слова

Занятие 10. Из чего состоят слова? 151

Занятие 11. Зрим в корень! 155

Занятие 12. Окончание и основа 160

Занятие 13. Слово о префиксах 164

Занятие 14. Приставки-труженицы 168

Занятие 15. Говорящие суффиксы 172

Занятие 16. Суффиксы существительных 176

Занятие 17. Суффиксы прилагательных 180

Занятие 18. Суффиксы глаголов 183

Занятие 19. Интерфикс и постфикс 186

Занятие 20. Слова замаскировались 190

Занятие 21. Защита проектов по морфемике 192

Правописание

Занятие 22. Где прячутся ошибки? 196

Занятие 23. Самоинструкция 201

Занятие 24. Орфограммы в стихах 205

Занятие 25. Что нельзя проверить? 208

Занятие 26. Этимология 211

Занятие 27. Школа эйдетики 216

Занятие 28. Образ слова 219

Занятие 29. Цепочки ассоциаций 223

Занятие 30. Стоп! Перенос! 226

Занятие 31. Предлоги и приставки 229

Занятие 32. Пишем раздельно 234

Занятие 33. Защита проектов по правописанию 236

Занятие 34. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!» 239

4 класс

Синтаксис

Занятие 1. Как прекрасен наш язык! 243

Занятие 2. Королевство предложений 247

Занятие 3. Виды предложений 251

Занятие 4. Кто здесь главный? 254

Занятие 5. Дружба слов 258

Занятие 6. Дополнение 261

Занятие 7. Определение 264

Занятие 8. Обстоятельство 268

Занятие 9. Родня в предложении 272

Занятие 10. Защита проектов по синтаксису 277

Пунктуация

Занятие 11. Знаки препинания 279

Занятие 12. Обращение 284

Занятие 13. Как пишут письма? 287

Занятие 14. Эксперты предложений 290

Занятие 15. Грамматическое исследование 294

Занятие 16. Защита проектов по пунктуации 298

Морфология

Занятие 17. Неутомимые глаголы 299

Занятие 18. Спряжение глаголов 303

Занятие 19. Алгоритм правописания 306

Занятие 20. Всезнающие существительные 309

Занятие 21. Склонение существительных 313

Занятие 22. Слово о падежах 316

Занятие 23. Великолепная шестерка падежей 320

Занятие 24. Слова-помощники 323

Занятие 25. Морфологический разбор существительного 327

Занятие 26. Чувствительные прилагательные 329

Занятие 27. Полезная краткость 332

Занятие 28. Доброта мягкого знака 335

Занятие 29. Суровость твердого знака 337

Занятие 30. Конкурс «Грамотеи» 340

Занятие 31. Путь к грамотности 343

Занятие 32. Подготовка к защите проекта 345

Занятие 33. Защита проекта 347

Занятие 34. Лингвистические посиделки 362

Источник: http://razum.myinsales.ru/collection/vako/product/proektnaya-deyatelnost-metodika-obucheniya-proekty-po-russkomu-yazyku-2-4-klassy-fgos

Ученическая проектная деятельность по русскому языку ученицы 4 класса Шадловской Дарьи. Тема проекта «Раскрывакм тайны русского языка» Руководитель проекта учитель начальных классов Брыксина Татьяна Александровна

2013 год.

Составила: Шадловская Дарья

ученица 4 «Б» класса

Андреевской средней школы

Мамлютского района

Северо-Казахстанской области

Под руководством: Брыксиной Т.А.

Содержание:

Вступление —————4 страницаВ_р_бей ——————-5Бер_г————————7Б_реза ———————7Б_седа ———————7Б_бл_отека —————7В_кзал ———————8В_рона ———————8Д_ревня ——————–9З_вод ————————9За_тр_к ——————–10За_ц ————————-10З_мляника —————-10К_пуста ———————11К_р_ндаш——————11Кв_ртира——————-12К_рабль———————12К_рова———————-12Л_пата———————–13Л_сица———————–13М_лина———————-14М_дведь——————–14 Мес_ц———————–14_бед————————–15_вца————————–15_гурец———————–15_сина————————16_шибка——————–16 страницаП_нал———————–17П_года———————-17П_суда———————-18Пл_ток———————–18С_п_ги———————–19С_л_вей———————-19С_лдат————————20С_рока————————20Сн_гирь———————–20Стр_коза———————-21Т_традь———————–21Т_пор————————–22Яг_да————————–22

А вы когда – нибудь задумывались об этимологии слова – воробей?

…нет???…Так вот: … в толпе голубей…жестко стиснувшихся плечом к плечу, к падающим крошкам вроде не прорваться, и только самый крупный голубь выхватывает самые крупные крошки…но не тут то было… сзади, прям между ног проскакивает воробей, выхватывает из клюва еду и выныривает с добычей из толпы…Воробьи летают быстро, а голуби на столько тяжелы , что и не гоняются…Голуби на столько не поворотливы, что я и поймал одного…

ВОРОБЕЙ

1.Может быть воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: “Вора бей!” Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают. Но не одни только всем нам знакомые воробышки опустошали поля людей.

2.Академик Н. М. Шанский, один из авторов «Этимологического словаря русского языка», считает, что слово «воробей» — исконно русское. Славяне издревле так именовали птицу по её чириканию: звукоподражательная основа в словах «воробей», «воробушек», «воробка» та же, что и в слове «ворковать». Основой этому глаголу, как и глаголу «ворчать», послужило несохранившееся ныне слово

«ворк».

3.Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.

4.Происходит это слово от древнеславянского “горобина” (оспина), “горобец” – что означает рябой, пестрый. В украинском языке так и называется – горобец, рябая птица. Кстати и курочка-Ряба в наших сказках – это всего лишь, пестрая курица. Ну а потом язык русский обкатал букву “г” в букву “в”.

Берёза – у древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый.

Беседа –

в древнерусском языке было слово «безъ» – вне, снаружи и «съда» – сидение; «беседка» это скамейка вне дома.

Берег – образовалось от слова «брег» – гора.

Библиотека – «библио» по гречески – книга; «текос» – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».

Вокзал – лет триста назад предприимчивая дама Джейн Вокк, в Лондоне превратила свою усадьбу в место для гуляний и назвала его «Вокк – холл», т.е. «Зал госпожи Вокк». Потом это название стало нарицательным. И в конце XIX века означало концертный зал на железнодорожной станции, а затем просто название станционного здания.

Ворона – прилагательное «вороной», образованное от основы ворон, означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным». То же «ворон».

Деревня – в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню – называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев).

Завод – образовалось от слова «заводить» (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка за- («завод» – «заводить» – место, где что-либо заводят, разводят)

Завтрак – древнерусское заутрокъ. (Заутреня – ранняя (на рассвете, до обедни) церковная служба у православных.)

Заяц – Общеслав. (суф. ęць > яц, ср. месяц) от заи (ср. зайка), того же корня, что и лит. žaisti «прыгать», готск. gaits «коза». Исходно — «прыгун»

Земляника – связанно с понятием земля. У поляков поземка.

Капуста – что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Слово капитан произошло от латинского «капут» – голова. Капуста – очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образованно от слова «капут» – голова.

Карандаш – по происхождению не русское. -кара- «чёрный» -даш- «камень».

Квартира – слово образованно от латинского «квартариус» – четвертина (особая повинность, вид налога.) по этой повинности ставили солдат на постой, следовательно квартира место постоя солдат.

Исконно-русское слово корабль было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. И корабль, и короб, и корыто первоначально представляли собой сделанную из коры посудину.

Корова – от латинского «кор» – рог. Т.е. «корова» – рогатая, имеющая рога.

Лисица – именно названа лисой, лисицей, т.к. образованно это слово от слова «лис». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.

Лопата – раньше существовало слово «лопа», то же, что рука, ладонь. От него и образовалось «лопата» – похожая на лопасть. ЛАДОНЬ – гладь, ровень, уровенная плоскость.

Малина – существует две версии. Одни считают, что название связанно с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.

Медведь – образованно от слов «мёд» и «ведает». Т.е. зверь знающий где найти в лесу мёд.

Готское «мена» – означало месяц. Люди измеряли время по фазам луны. Сравни латинское «мензис» – месяц и «мензура» – мера.

Обед – исторически выделялась приставка об- (об- + -ед- – время для еды).

Овца – наши предки приручали диких животных, в том числе и баранов, у которых самцов называли «овнами», а самок «овцами».

Огурец – этому слову предшествует греческое «огур» – незрелый (огурцы едят зелёными).

Осина – образовалось от чешского, польского слова «оса» – осина. С помощью суффикса -ин-.

Ошибка – из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень -шиб- означающий – бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте

Пенал – перо по латински – «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.

Погода – общеславянское. Образованно с помощью приставки по- от исчезнувшего года (сравни год, первичное значение – «хорошая погода»).

Посуда – в старину этим словом называли лодку, судно. Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставка по-.

Платок со старославянского «плат» – кусок ткани. Отсюда: платье, заплата.

Сапог объясняется по-разному. По одной из версий по сходству голенища с трубой, дымоходом «сапох»

Соловей – общеславянское слово, от «солвь» – серый, желтоватый.

Солдат – заимствовано из немецкого «soldat», но восходит к итальянскому «soldo» – монета, деньги, жалованье. Т.е. буквально «получающий жалованье»

Сорока – имя получила от исходного сорка, передающего особенности пения «сорка» – стрекочет, тарахтит, трещит. Сурочить смол., пск. сглазить, испортить, изурочить, озепать.

Снегирь – после некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как птица стала ассоциироваться со снегом.

Стрекоза – скорее звукоподражательное от «стрекот», стрекочет».

Тетрадь – древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образованно от «tetrados» – четвертая часть листа или «tetro» – сложенный в четверо. Дело в том, что раньше тетради имели четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали и сшивали посередине – тетрадь готова!

Топор – общеславянское. Образованно с помощью суффикса -оръ- от слова «топати» – рубить, топать, удар.

Ягода – образовалось от «яг» – щёчки и с помощью суффикса -од- ягоды…

Источник: https://www.InfoUroki.net/uchenicheskaya-proektnaya-deyatelnost-po-russkomu-yazyku-uchenicy-4-klassa-shadlovskoy-dari-tema-proekta-raskryvakm-tayny-russkogo-yazyka-rukovoditel-.html

Ссылка на основную публикацию