Паустовский «дремучий медведь»

Константин Паустовский – Дремучий медведь

Паустовский «Дремучий медведь»

Паустовский Константин

Дремучий медведь

Константин Георгиевич Паустовский

Дремучий медведь

Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Пети-большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года, и Петя-маленький ее совсем позабыл, какая она была.

– Все тормошила тебя, веселила, – говорила бабка Анисья, – да, видишь ты, застудилась осенью и померла. А ты весь в нее. Только она была говорливая, а ты у меня дичок. Все хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься. Жизнь долгая, в ней вон сколько дней! Не сочтешь.

Когда Петя-маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят.

Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые. Только один, по имени Мужичок, бил Петю шерстистым лбом в бок и брыкался. Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семен-чаевник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.

А река была такая, что лучше, должно быть, не найдешь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревах. И каких только дерев не было на Высокой реке! В иных местах даже в полдень было пасмурно от старых ив.

Они окунали в воду могучие свои ветви, и ивовый лист – узкий, серебряный, вроде рыбки уклейки дрожал в бегучей воде. А выйдешь из-под черных ив – и ударит с полян таким светом, что зажмуришь глаза.

Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

На Высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семен-чаевник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам.

Потому что бобер зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой.

Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя.

Однажды Петя видел, как бобер вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть ее изо всех сил, сушить. Петя засмеялся, а бобер оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.

А другой раз вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха. Тотчас под водой молниями полетели испуганные плотицы.

Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена бобровыми зубами до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят эти самые бобры и жуют ольховую кору.

Тогда Семен-чаевник рассказал Пете, что бобер сперва подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два, глядя по тому, толстое оно или не такое уж и толстое, как хотелось бобру.

В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно: Там хлопотали разные птицы, а дятел, похожий на сельского почтаря Ивана Афанасьевича – такой же остроносый и с шустрым черным глазом, – колотил и колотил со всего размаху клювом по сухому осокорю. Ударит, отдернет голову, поглядит, примерится, зажмурит глаза и опять так ударит, что осокорь от макушки до корней загудит. Петя все удивлялся: до чего крепкая голова у дятла! Весь день стучит по дереву – не теряет веселости.

“Может, голова у него и не болит, – думал Петя, – но звон в ней стоит наверняка здоровый. Шутка ли – бить и бить целый день! Как только черепушка выдерживает!”

Пониже птиц, над всякими цветами – и зонтичными, и крестоцветными, и самыми невидными, как, скажем, подорожник, – летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы.

Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налета, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться?

И в воде тоже было хорошо. Смотришь на нее с берега – и так и подмывает нырнуть и поглядеть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И все чудится, что ползет по дну рак величиной с бабкино корыто, растопырил клешни, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.

Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.

Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.

https://www.youtube.com/watch?v=1J22_r3fEKM

Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щелкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: “С дороги! С дороги!”, рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.

– Вот и я! – говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. – Здравствуйте!

– Дра! Дра! – отвечала за всех ворона. Никак она не могла выучить до конца такое простое человеческое слово, как “здравствуйте”. На это не хватало у нее вороньей памяти.

Все звери и птицы знали, что живет за рекой, в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в желтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. И хоть старый это был медведь и кое-где даже седой, но глаза у него горели, как светляки, – зеленые, будто у молодого.

Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была холодная – со дна реки били ледяные ключи, – и медведь раздумал переплывать реку. Не хотелось ему мочить шкуру.

Когда приходил медведь, птицы начинали отчаянно хлопать крыльями, деревья – шуметь, рыбы – бить хвостами по воде, шмели – грозно гудеть, даже лягушки подымали такой крик, что медведь зажимал уши лапами и мотал головой.

А Петя удивлялся и смотрел на небо: не обкладывает ли его тучами, не к дождю ли раскричались звери? Но солнце спокойно плыло по небу. И только два облачка стояли в вышине, столкнувшись друг с другом на просторной небесной дороге.

С каждым днем медведь сердился все сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло – одна кожа и шерсть. Лето выпало жаркое, без дождей. Малина в лесу посохла. Муравейник разроешь – так и там одна только пыль.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/41858-konstantin-paustovskiy-dremuchiy-medved.html

Краткое содержание Дремучий медведь Паустовского

Петя — главный герой художественного произведения «Дремучий медведь» Константина Георгиевича Паустовского. Он жил вместе со своей бабушкой в деревне. Родители умерли, когда мальчик был маленьким, поэтому он рос молчаливым и задумчивым. Бабушка определила Петю работать пастушком.

Каждый день мальчик исправно исполнял свои обязанности на берегу реки. Он никогда не ломал деревьев и не обижал животных. А еще Пете очень нравилось сидеть у нор, вырытых трудолюбивыми бобрами. Он наблюдал, как зверьки грызли деревья, строили свои плотины, плавали в воде.

Также мальчик смотрел на разных птиц и насекомых, пролетавших около него.

Недалеко от того места, где паслись телята, жил медведь по прозвищу Дремучий. Густая шкура зверя походила на лес из-за застрявших в шерсти сосновых иголок, раздавленной брусники и липкой смолы.

Медведь часто пробирался на берег, высовывался из густых зарослей и глядел на телят, которых пас Петя. В это время лесные птицы взлетали в испуге, деревья шумели, рыбы бились в реке, шмели громко жужжали.

А лягушки так квакали, что медведю приходилось зажимать уши лапами. Петя не видел медведя и удивлялся, не понимая в чем дело.

И однажды голодный медведь переплыл реку и оказался на берегу, где находился мальчик с телятами. Все животные всполошились, а Петя вскочил, заплакал, схватил кнут, лежавший под рукой, и размахнулся. Но верёвка не достала до огромного зверя. Медведь рассердился и зарычал. Тут на помощь мальчику пришли растения и животные. Ежевика впилась в лапы зверя.

Ветвистая ива хлестала хищника по бокам. Шмели залетели ему в ноздри и стали щекотать. Пчелы начали кусать нос медведя. Птицы выдирали шерсть из его шкуры. Ошеломленный медведь стал перекатываться с боку на бок и пытаться отбиться. Чтобы спастись от нападавших, бурый зверь полез в реку. Там окунь и ерш вцепились в него. Пришлось Дремучему медведю убираться восвояси.

А Петя шапку стащил и низко поклонился всем своим спасителям.

Сказка Константина Георгиевича Паустовского учит юных читателей: если ты сам будешь с добром и пониманием относиться ко всему: к травинке, к пчёлке, к телятам — то они обязательно когда-нибудь помогут тебе в ответ.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Про обезьянку ЖитковОдному мальчику товарищ отдал свою обезьянку. Обезьянка была хорошенькая, у нее была рыжая шерстка и черненькие лапки, мордочка сморщенная, как у старушки. Обезьянку звали Яшкой.
  • Гарин-МихайловскийПисательская деятельность Николая Георгиевича тесно связана с его специальностью. Ещё в молодости он выучился на специалиста по строительству дорог. При помощи его умных идей создавался очень тяжелый объект железнодорожных путей от Уфы
  • ШолоховРусский писатель-прозаик, сценарист, журналист Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году на Дону. В своих произведениях он правдиво отразил главные моменты истории страны: гражданскую и Великую Отечественную войны
  • Краткое содержание Искандер Запретный плодВ книге ведется рассказ от первого лица. В рассказе описывается детство Фазила Искандера. Автор родился в религиозной семье. Родители были мусульманами и ставили перед своими детьми всяческие запреты
  • Краткое содержание Куприн Олеся кратко и по главамИсторию поведал молодой человек, который по службе попал в далекое село Переброд. Одним из забав в селе было, лишь поохотится в лесу с дворецким Ярмолой, парень пытался учить его правильно писать и читать.
Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему: весна, 3 класс

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/paustovskij/dremuchij-medved-kratko

Книга: Дремучий медведь

Константин Георгиевич Паустовский

Дремучий медведь

Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Пети-большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года, и Петя-маленький ее совсем позабыл, какая она была.

– Все тормошила тебя, веселила, – говорила бабка Анисья, – да, видишь ты, застудилась осенью и померла. А ты весь в нее. Только она была говорливая, а ты у меня дичок. Все хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься. Жизнь долгая, в ней вон сколько дней! Не сочтешь.

Когда Петя-маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят.

Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые. Только один, по имени Мужичок, бил Петю шерстистым лбом в бок и брыкался. Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семен-чаевник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.

А река была такая, что лучше, должно быть, не найдешь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревах. И каких только дерев не было на Высокой реке! В иных местах даже в полдень было пасмурно от старых ив.

Они окунали в воду могучие свои ветви, и ивовый лист – узкий, серебряный, вроде рыбки уклейки дрожал в бегучей воде. А выйдешь из-под черных ив – и ударит с полян таким светом, что зажмуришь глаза.

Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

На Высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семен-чаевник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам.

Потому что бобер зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой.

Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя.

Однажды Петя видел, как бобер вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть ее изо всех сил, сушить. Петя засмеялся, а бобер оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.

А другой раз вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха. Тотчас под водой молниями полетели испуганные плотицы.

Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена бобровыми зубами до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят эти самые бобры и жуют ольховую кору.

Тогда Семен-чаевник рассказал Пете, что бобер сперва подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два, глядя по тому, толстое оно или не такое уж и толстое, как хотелось бобру.

В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно: Там хлопотали разные птицы, а дятел, похожий на сельского почтаря Ивана Афанасьевича – такой же остроносый и с шустрым черным глазом, – колотил и колотил со всего размаху клювом по сухому осокорю. Ударит, отдернет голову, поглядит, примерится, зажмурит глаза и опять так ударит, что осокорь от макушки до корней загудит. Петя все удивлялся: до чего крепкая голова у дятла! Весь день стучит по дереву – не теряет веселости.

“Может, голова у него и не болит, – думал Петя, – но звон в ней стоит наверняка здоровый. Шутка ли – бить и бить целый день! Как только черепушка выдерживает!”

Пониже птиц, над всякими цветами – и зонтичными, и крестоцветными, и самыми невидными, как, скажем, подорожник, – летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы.

Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налета, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться?

И в воде тоже было хорошо. Смотришь на нее с берега – и так и подмывает нырнуть и поглядеть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И все чудится, что ползет по дну рак величиной с бабкино корыто, растопырил клешни, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.

Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.

Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.

https://www.youtube.com/watch?v=1J22_r3fEKM

Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щелкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: “С дороги! С дороги!”, рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.

– Вот и я! – говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. – Здравствуйте!

– Дра! Дра! – отвечала за всех ворона. Никак она не могла выучить до конца такое простое человеческое слово, как “здравствуйте”. На это не хватало у нее вороньей памяти.

Все звери и птицы знали, что живет за рекой, в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в желтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. И хоть старый это был медведь и кое-где даже седой, но глаза у него горели, как светляки, – зеленые, будто у молодого.

Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была холодная – со дна реки били ледяные ключи, – и медведь раздумал переплывать реку. Не хотелось ему мочить шкуру.

Когда приходил медведь, птицы начинали отчаянно хлопать крыльями, деревья – шуметь, рыбы – бить хвостами по воде, шмели – грозно гудеть, даже лягушки подымали такой крик, что медведь зажимал уши лапами и мотал головой.

А Петя удивлялся и смотрел на небо: не обкладывает ли его тучами, не к дождю ли раскричались звери? Но солнце спокойно плыло по небу. И только два облачка стояли в вышине, столкнувшись друг с другом на просторной небесной дороге.

С каждым днем медведь сердился все сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло – одна кожа и шерсть. Лето выпало жаркое, без дождей. Малина в лесу посохла. Муравейник разроешь – так и там одна только пыль.

– Беда-а-а! – рычал медведь и выворачивал от злости молодые сосенки и березки. – Пойду задеру телка. А пастушок заступится, я его придушу лапой – и весь разговор!

От телят вкусно пахло парным молоком, и были они совсем рядом – только и дела, что переплыть каких-нибудь сто шагов.

“Неужто не переплыву? – сомневался медведь. – Да нет, пожалуй, переплыву. Мой дед, говорят, Волгу переплывал, и то не боялся”.

Думал медведь, думал, нюхал воду, скреб в затылке и, наконец, решился прыгнул в воду, ахнул и поплыл.

Петя в то время лежал под кустом, а телята – глупые они еще были – подняли головы, наставили уши и смотрят: что это за старый пень плывет по реке? А у медведя одна морда торчит над водой. И такая корявая эта морда, что с непривычки не то что телок, а даже человек может принять ее за трухлявый пень.

Первой после телят заметила медведя ворона.

– Карраул! – крикнула она так отчаянно, что сразу охрипла. – Звери, воррр!

Всполошились все звери. Петя вскочил, руки у него затряслись, и уронил он свой рожок в траву: посредине реки плыл, загребая когтистыми лапами, старый медведь, отплевывался и рычал. А телята подошли уже к самому крутояру, вытянули шеи и смотрят.

Закричал Петя, заплакал, схватил длинный свой кнут, размахнулся. Кнут щелкнул, будто взорвался ружейный патрон. Да не достал кнут до медведя ударил по воде. Медведь скосил на Петю глаз и зарычал:

– Погоди, сейчас вылезу на бережок – все кости твои пересчитаю. Что выдумал – старика кнутом бить!

Подплыл медведь к берегу, полез на крутояр к телятам, облизывается. Петя оглянулся, крикнул: “Подсобите!” – и видит: задрожали все осины и ивы и все птицы поднялись к небу. “Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?” – подумал Петя. А людей, как назло, никого рядом нету.

Но не успел он это подумать как ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала. Держит, а сама говорит: “Не-ет, брат, шутишь!”

Старая ива наклонила самую могучую ветку и начала изо всех сил хлестать ею медведя по худым бокам.

– Это что ж такое? – зарычал медведь. – Бунт? Я с тебя все листья сдеру, негодница!

А ива все хлещет его и хлещет. В это время дятел слетел с дерева, сел на медвежью голову, потоптался, примерился – и как долбанет медведя по темени! У медведя позеленело в глазах и жар прошел от носа до самого кончика хвоста. Взвыл медведь, испугался насмерть, воет и собственного воя не слышит, слышит один хрип.

Что такое? Никак медведь не догадается, что это шмели залезли ему в ноздри, в каждую по три шмеля, и сидят там, щекочут. Чихнул медведь, шмели вылетели, но тут же налетели пчелы и начали язвить медведя в нос. А всякие птицы тучей вьются кругом и выщипывают у него шкуру волосок за волоском.

Медведь начал кататься по земле, отбиваться лапами, закричал истошным голосом и полез обратно в реку.

Ползет, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил медведя в омут.

Читайте также:  Сценарий конкурсной программы по сказкам для 1-2 класса

– Братцы! – заорал медведь, пуская пузыри. – Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!

– Вот хлебнешь бочку воды, тогда не придешь! – прохрипел окунь, не разжимая зубов. – Уж я ли тебе поверю, Михайлыч, старый обманщик!

Только хотел медведь пообещать окуню кувшин липового меда, как самый драчливый ерш на Высокой реке, по имени Шипояд, разогнался, налетел на медведя и засадил ему в бок свой ядовитый и острый шип. Рванулся медведь, хвост оторвался, остался у окуня в зубах. А медведь нырнул, выплыл и пошел махать саженками к своему берегу.

“Фу, думает, дешево я отделался! Только хвост потерял. Хвост старый, облезлый, мне от него никакого толку”.

Доплыл до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали ее грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке.

Подгрызли ольху, стали на задние лапы и ждут. Медведь плывет, а бобры смотрят – рассчитывают, когда он подплывет под самый под удар этой высоченной ольхи. У бобров расчет всегда верный, потому что они единственные звери, что умеют строить разные хитрые вещи – плотины, подводные ходы и шалаши.

Как только подплыл медведь к назначенному месту, старый бобер крикнул:

– А ну, нажимай!

Бобры дружно нажали на ольху, шпенек треснул, и ольха загрохотала обрушилась в реку. Пошла пена, буруны, захлестали волны и водовороты. И так ловко рассчитали бобры, что ольха самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к иловатому дну.

“Ну, теперь крышка!” – подумал медведь. Он рванулся под водой изо всех сил, ободрал бока, замутил всю реку, но все-таки как-то вывернулся и выплыл.

Вылез на свой берег и – где там отряхиваться, некогда! – пустился бежать по песку к своему лесу. А позади крик, улюлюканье. Бобры свищут в два пальца.

А ворона так задохнулась от хохота, что один только раз и прокричала: “Дуррак!”, а больше уже и кричать не могла.

Осинки мелко тряслись от смеха, а ерш Шипояд разогнался, выскочил из воды и лихо плюнул вслед медведю, да недоплюнул – где там доплюнуть при таком отчаянном беге!

Добежал медведь до леса, едва дышит. А тут, как на грех, девушки из Окулова пришли по грибы. Ходили они в лес всегда с пустыми бидонами от молока и палками, чтобы на случай встречи со зверем пугнуть его шумом.

Выскочил медведь на поляну, девушки увидали его – все враз завизжали и так грохнули палками по бидонам, что медведь упал, ткнулся мордой в сухую траву и затих. Девушки, понятно, убежали, только пестрые их юбки метнулись в кустах.

А медведь стонал-стонал, потом съел какой-то гриб, что подвернулся на зуб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в свое логово. Залег с горя спать на осень и зиму. И зарекся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса. И уснул, хотя и побаливало у него то место, где был оторванный хвост.

Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся, потом взглянул на телят. Они мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за ухом.

Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.

– Спасибо вам! – сказал Петя.

Но никто ему не ответил.

Тихо было на реке. Сонно висела листва ив, не трепетали осины, даже не было слышно птичьего щебета.

Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье: боялся, что не поверят. А бабка Анисья отложила недовязанную варежку, сдвинула очки в железной оправе на лоб, посмотрела на Петю и сказала:

– Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились, Петруша! Так, говоришь, окунь ему хвост начисто оторвал? Вот грех-то какой! Вот грех!

Бабка Анисья сморщилась, засмеялась и уронила варежку вместе с деревянным вязальным крючком.

Источник: http://www.e-reading.club/bookreader.php/43891/Paustovskiii_-_Dremuchiii_medved%27.html

Отзыв о сказке К.Паустовского «Дремучий медведь»

Главные герои сказки Паустовского «Дремучий медведь» — деревенский мальчик Петя и медведь по имени Дремучий. Петю воспитывает бабушка Анисья, потому что отец у него погиб на войне, а мать умерла, когда мальчику было всего два года. Когда Петя подрос, бабушка устроила его работать пастухом, пасти телят.

Пастбище располагалось в красивом месте, у реки. Здесь было много зверей и птиц, которых Петя, в отличие от других деревенских мальчишек, никогда не обижал. Бережно относился и к растениям. Звери и птицы поначалу пугались маленького пастуха, а потом привыкли к нему и с удовольствием слушали звуки пастушьего рожка, которым Петя созывал телят.

На другом берегу реки находился большой лес, в котором жил старый медведь по имени Дремучий. Медведь выходил из лесу и посматривал на телят, но он боялся холодной воды и поэтому не пытался переплыть реку. Но лето выдалось засушливым, питаться медведю было нечем, и однажды он решился и прыгнул в воду.

Увидев плывущего к телятам медведя, птицы подняли страшный шум. Петя вскочил и тоже увидел медведя. Он пытался стегнуть плывущего зверя хлыстом, но не доставал до него. Медведь вылез из реки и направился к телятам, но тут в его лапы вцепилась ежевика, а ива стала хлестать его ветками.

Затем на защиту телят бросился дятел. Он уселся на голову медведя и со всех сил ударил по ней клювом. От удара у косолапого позеленело в глазах. Тем временем в ноздри медведю забрались шмели и начали его щекотать, отчего медведь чихнул. На подмогу шмелям бросились пчелы и принялись жалить медведя в нос.

Медведь не выдержал и бросился в реку. А там его поджидал огромный окунь, который своими острыми зубами вцепился медведю в хвост. Окуню помог ерш, который вонзил свой ядовитый шип в медвежий бок.

Медведь рванулся и, оставив хвост в зубах окуня, поплыл на свой берег. Тут в дело вступили бобры. Они заранее подгрызли ольху, и теперь, дождавшись удачного момента, обрушили ее медведю на спину. Придавленный ольхой медведь с трудом выкарабкался на берег.

Но в лесной чаще он наткнулся на деревенских девушек, которые собирали ягоды. Девушки, увидев медведя, завизжали и начали стучать палками по бидонам. От шума медведь упал замертво, а девушки убежали.

Когда опасность миновала, Петя снял шапку и низко поклонился своим защитникам. В деревне он никому, кроме бабушки Анисьи, не стал рассказывать о происшествии. А бабушка сказала ему, что хорошо иметь много друзей и что звери не зря заступились за Петю.

Главная мысль сказки «Дремучий медведь» заключается в том, что к природе следует относиться бережно, с любовью. И тогда природа отплатит человеку добром.

Сказка Паустовского учит быть внимательным, наблюдательным и с благодарностью относиться к помощи, которую природа оказывает человеку.

В сказке «Дремучий медведь» мне понравился главный герой, мальчик Петя. Он любит природу и с уважением относится к растениям и животным, никогда не причиняет им ущерб. Когда Петиным подопечным, телятам, начала угрожать опасность от медведя, все силы природы бросились на помощь и не дали телят в обиду.

Какие пословицы подходят к сказке «Дремучий медведь»?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
За добро добром платят.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_dremuchy_medved/

Конспект урока литературного чтения. Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь».

Цель: Обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.Задачи: Формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;- учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;- развивать речь;- воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Ход:
1. Психологический настрой – знакомство.
Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.

2. Мотивация.Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести эта мелодия? (ответы детей).

Составление кластера «Природа». Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.


Самостоятельная работа детей в течение 3 минут.
Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.

Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу.

-Кого нет на нашей картине?

-Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему?

Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь.

– Как же нужно строить отношения с природой?

– Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского. Какие рассказы этого автора вы читали?

3.Реализация
К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем.

Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными.

В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя.

-Чему посвящены рассказы Паустовского?

– А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения?

– Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.
Название рассказа состоит из двух слов. Я предлагаю группам подобрать недостающее слово. Если это существительное, то подберите эпитет, если прилагательное, то понятие.

Дети работают по составлению словосочетаний: …….медведь, дремучий……

А вот Паустовский назвал рассказ «Дремучий медведь».

-Какое толкование этого словосочетания вы можете предложить?

-Как называется этот приём? (метафора)

-О ком может быть этот рассказ?

-Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения.

– Какие части в рассказе мы можем выделить?(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.
Крутоя´р – крутой, обрывистый берег.Осоко´рь – вид тополя

Шпенёк – тонкий стержень

Прослушивание сказки. Первичное чтение.


Чтение с остановками.(объяснение стратегии)Итак, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.

-Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?


Отрывок 1 Самостоятельное чтение.
Когда Петя- маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят.

Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые… Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семен – чаёвник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.

А река была такая, что лучше, должно быть, не найдёшь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревьях.

Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

-Что же произошло с Петей?

– Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).

-Кто может жить на берегах реки?

Отрывок 2. Часть1. (Чтение вслух.)

На Высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семён-чаёвник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам. Потому что бобёр зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой.

Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя.В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно. Там хлопотали разные птицы, а дятел колотил иколотил со всего размаху клювом по сухому осокорю*.

Ударит, отдёрнет голову, поглядит, примерится, зажмурит глаза и опять так ударит, что осокорь от макушки до корней загудит.Пониже птиц, над всякими цветами, летали ворсистые шмели, пчёлы и стрекозы.

Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налёта, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться?

Ответы на вопросы:

-Так кто жил на берегу реки?
-Как животные и растения могут относиться к Пете?

-А как мальчик может относиться к ним?

Часть 2 (чтение вслух)

Постепенно и звери, и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоёт за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щёлкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.

– Вот и я! – говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щёки. – Здравствуйте!

-Как животные и растения относились к Пете?

-Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? -Почему он это делает?

– Какие черты характера мальчика мы можем назвать?

– Какие чувства у вас возникают?

-Каким цветом вы их обозначите?
-Что произойдет дальше?

Часть 3 (Самостоятельное чтение про себя)

Все звери и птицы знали, что живёт за рекой, в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле.

Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу.

Когда приходил медведь, птицы начинали отчаянно хлопать крыльями, деревья – шуметь, рыбы – бить хвостами по воде, шмели – грозно гудеть, даже лягушки подымали такой крик, что медведь зажимал уши лапами и мотал головой.С каждым днем медведь сердился всё сильнее.

Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло – одна кожа и шерсть. Лето выпало жаркое, без дождей. Малина в лесу посохла. Муравейник разроешь – так и там одна только пыль.-Беда-а-а! – рычал медведь и выворачивал от злости молодые сосенки и берёзки. – Пойду, задеру телка. А пастушок заступится, я его придушу лапой – и весь разговор!

От телят вкусно пахло парным молоком, и были они совсем рядом – только и дела что переплыть каких-нибудь сто шагов.

Выборочное чтение.

Какое чувство у вас возникло?

-Каким цветом вы бы его обозначили?

-Каким был медведь?

– Почему его назвали дремучим?

-Чего он хотел?

-Почему медведь был сердитым?

– Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

Физминутка. Медведь по лесу бродит, От дуба к дубу ходит,Находит в дуплах мед И в рот себе кладет.Облизывает лапу Сластена косолапый,А пчелы налетают, Медведя прогоняют.А пчелы жалят мишку:- Не ешь наш мед, воришка!Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает И пчелок вспоминает.

Ответьте на вопрос: как поступит медведь?
Действительно, медведь поплыл через реку. Первыми его увидели телята, но приняли за трухлявый пень, плывущий по реке. Потом его заметила ворона. Она и подняла тревогу. Как же должен поступить Петя? Справится ли он с медведем?

Чтение учителем начала отрывка 3.

Подплыл медведь к берегу, полез на крутояр к телятам, облизывается. Петя оглянулся, крикнул: «Подсобите!» – и видит: задрожали все осины и ивы, и все птицы поднялись к небу. «Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?» – подумал Петя. А людей, как назло, никого рядом нету.

-Неужто все испугались и никто не поможет?

Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? -Как же она это сделает?

Чтение вслух.

Но не успел он это подумать, как ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала.

Держит, а сама говорит:- Не-ет, брат, шутишь!В это время дятел слетел с дерева, сел на медвежью голову, потоптался, примерился и как долбанет медведя по темени! У медведя позеленело в глазах, и жар прошёл от носа до самого кончика хвоста. А всякие птицы тучей вьются кругом и выщипывают у него шкуру волосок за волоском.

Медведь начал кататься по земле, отбиваться лапами, закричал истошным голосом и полез обратно в реку.Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил медведя в омут.- Братцы! – заорал медведь, пуская пузыри.

– Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!- Вот хлебнёшь бочку воды, тогда не придёшь! – прохрипел окунь, не разжимая зубов. – Уж я ли тебе поверю, Михайлыч, старый обманщик!Рванулся медведь, хвост оторвался, остался у окуня в зубах. А медведь нырнул, выплыл и пошёл махать сажёнками к своему берегу.

– Фу, – думает, – дёшево я отделался! Только хвост потерял. Хвост старый, облезлый, мне от него никакого толку.Доплыл до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали её грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке.

Как только подплыл медведь к назначенному месту, старый бобёр крикнул:- А ну, нажимай!Бобры дружно нажали на ольху, шпенёк треснул, и ольха загрохотала – обрушилась в реку. Пошла пена, захлестали волны и водовороты. И так ловко рассчитали бобры, что ольха самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к иловатому дну.

«Ну, теперь крышка!» – подумал медведь. Он рванулся под водой изо всех сил, ободрал бока, замутил всю реку, но всё-таки как-то вывернулся и выплыл.

Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?

Чтение «про себя» 4 отрывка.

Вылез на свой берег и – где там отряхиваться, некогда! – пустился бежать по песку к своему лесу.
Добежал медведь до леса, едва дышит.

Стонал-стонал, потом съел какой-то гриб, что подвернулся на зуб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово. Залёг с горя спать на осень и зиму.

И зарёкся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса. И уснул, хотя и побаливало у него то место, где был оторванный хвост.

Что случится с Петей?

Самостоятельное чтение 2 части 4 отрывка.

Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся, потом взглянул на телят. Они мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за ухом. Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.- Спасибо вам! – сказал Петя.Но никто ему не ответил.

Тихо было на реке. Сонно висела листва ив, не трепетали осины, даже не было слышно птичьего щебета.Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье: боялся, что не поверят.

А бабка Анисья отложила недовязанную варежку, сдвинула очки в железной оправе на лоб, посмотрела на Петю и сказала:

– Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились, Петруша!

Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?
В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?

4.РефлексияПонравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?Давайте выстроим композиционную линию рассказа. ( Работа в группах).

Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.

Завязка. Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
Развитие. Но в лесу живет злой и голодный медведь Дремучий, который хочет съесть телят.
Кульминация. Природа защищает своего друга доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.
Развязка. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?

Домашнее задание. Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка.Докажите свою точку зрения.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-k-g-paustovskii-driemuchii-miedvied

Ссылка на основную публикацию