Методическая разработка классного часа, 4 класс. добрые дела

Классный час, “Дорогою добра” 4 класс

Методическая разработка классного часа, 4 класс. Добрые дела

  Конспект классного часа для учащихся 4 класса

     « Дорогою добра…»

Цели и задачи:

ü формировать в сознании детей понятие «доброта»;

ü развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

ü расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

ü пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;

Оборудование:  презентация к классному часу,  3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла,     дерево «доброты»

Ход классного часа

Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,

 Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

 И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это качество –

Наших сердец  ДОБРОТА.                

 (Слайд 1)

А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.

 Звучит песня «Дорогою добра»

Учитель:  Доброта… Добро… Что же это такое? Как вы думаете?

(ответы детей)

Дети: Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям.

Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе,  давайте узнаем, что такое доброта.

Первая ученица :Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта – всё положительное, хорошее, полезное.  (слайд  2).

 У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный – это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный – добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный – желающий добра

добропорядочный – приличный, достойный одобрения

добронравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный – честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта – это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

 Учитель:

Михаил Пришвин писал: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека».

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

 Вторая ученица: 1) Добрым быть совсем, совсем не просто:

                           Не зависит доброта от роста, 

                           Не зависит доброта от цвета.

                           Доброта – не пряник, не конфета.

                           2) Только надо, надо добрым быть

                           И в беде друг друга не забыть.

                           И завертится Земля быстрей,

                           Если будем мы, с тобой добрей.

3) Доброта приносит людям радость

И в замен не требует награды.

4) Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются и взрослые, и дети.

Учитель: В каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.  

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.  

Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

 В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

Ребята работают  в группах

1 группа

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Злой не верит, что есть добрый.
Без добрых дел нет доброго имени.

     2 группа

На добрый привет – добрый ответ.
Жизнь дана на – добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.

       3 группа

Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.

Проверим, что у вас получилось

1 группа:        Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго         

                       имени?

2 группа:         Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека,   а его

                       добрые дела»?

3 группа:      Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит» 

Поговорим об этом подробнее.

Учитель:  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  вас помочь мне.

   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль.

Вы  будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

                              (Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

–  Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

– Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

– Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.  (Слайд  ).

                         3 ученица Утешить можно им, помочь

                          Развеселить, совет дать снова

                          Но ты запомни лишь одно

                          Всегда должно быть добрым слово.

 Ах; как нам добрые слова нужны!

                             Не раз мы в этом убеждались сами,

                             А может не слова – дела важны?

                             Дела – делами, а слова – словами.

                             Они живут у каждого из нас,

                             На дне души до времени хранимы,

                             Чтоб их произнести в тот самый час,

                             Когда они другим необходимы.

Учитель:  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Песня «Улыбка»

 Учитель:  А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы,  используя  жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.

Можно ли назвать добрым человека, который:

•   делает что-то полезное для людей;

•   делает домашнее задание за кого-то;

•   ждёт, когда его позовут на помощь;

•   переводит старушку через дорогу;

•   накормит бездомного котёнка;

•   заберёт обратно подаренную вещь;

Стих-е «Попробуй сам»

Учитель:   Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.

И сейчас я хочу предоставить слово  … узнаем, откуда берётся зло.

 Вторая ученица:Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт     характера. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и    равнодушие, эгоизм и обман.

Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.

Мы предлагаем вам посмотреть этот фильм и задуматься.

Демонстрируется клип «Жестокость»   (Слайды  ).

 4 ученица: Опомнись, вздрогни, человек!

                              Перед природой ты в долгу,

                              И славен будет пусть твой век

                              Травой душистой на лугу.

 Твори добро, чтобы любя,

                             Добро тебя нашло.

                             Зла не верши, чтоб и тебя

                             Не погубило зло.

 Словами, мыслями, делами

                            Твори добро, борись со злом.

                            Всегда, везде, где только сможешь,

                            А главное – в себе самом.

 Учитель:Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны

научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом.  

Упражнение «Волшебные сады»

Материал: листы бумаги с нераскрашенным изображением сада, цветные карандаши или фломастеры.

Педагог предлагает детям раскрасить волшебные сады. Сады должны получиться очень красивыми, потому что в них живут хорошие, добрые и, значит, красивые люди, и им понравится, если сады у них будут веселые, звонкие, яркие, солнечные, или тихие, загадочные, сказочные, таинственные, мечтательные, нежные, светлые, ясные – такие, каким бывает волшебство.

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе на тему: зима

 Учитель:   Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Первый ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот |что у нас получилось.   ( ).

Оказывается, в нашем классе почти  нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится.

Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей.

Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.

Ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила  доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым  (Слайды  ).

•   Делись последним с другом.  

•   Помогай людям

•   Защищай слабого

•   Не завидуй

•   Прощай ошибки другим

 Учитель:  Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания?  

 Давайте поиграем. Мы будем отрывать лепестки и называть доброе дело, которое мы можем с вами совершить.

 Учитель:Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)

Учитель:  Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/klassnyy_chas_dorogoyu_dobra_4_klass-6948.htm

Методическая разработка классного часа (урока нравственности) «Доброта, милосердие»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ СОШ п. Ждановский

Методическая разработка классного часа (урока нравственности)

«Доброта, милосердие»

(данное занятие проводится в рамках воспитательной системы класса

«Город разных точек зрения»,

раздел темы «Я и другой»)

8 класс

Подготовлен

классным руководителем

8 «В» класса Хановой

Светланой Вячеславовной

2010-2011

Цели: формировать нравственные знания; развивать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать чувство доброты, милосердия, сострадания.

Подготовительная работа с детьми

Подобрать совместно с классным руководителем рассказы, стихи о добрых поступках, о милосердии, вежливости, подготовить их выразительное чтение, создание презентации. Подготовка пантомимы. (девочка-мальчик)

Оформление

Фотографии старых людей, матери и ребенка, детей, державшихся за руки.

магниты, ПК, проектор, колонки, карандаши, бумага для рисования, листы для оазисов.

Ход классного часа

Звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты»

Дети с помощью пантомимы показывают, как можно помочь другу в трудной ситуации

Звучит медленная музыка (очень тихо)

Ученик1:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,Ты судом поспешным не грешиГнев на друга может быть мгновенным,Изливать покуда не спеши.Может, друг твой сам поторопилсяИ тебя обидел невзначай,Провинился друг и повинился,Ты ему греха не поминай.Люди, мы стареем и ветшаем,И с теченьем наших лет и днейЛегче мы своих друзей теряем,Обретаем их куда трудней.Если верный конь, поранив ногу,Вдруг споткнулся, а потом опять,Не вини его, вини дорогу,Ты коня не торопись менять.Я иных придерживался правил,В слабости усматривая зло.Сколько в жизни я друзей оставил,Сколько от меня друзей ушло.И теперь я всех вас видеть жажду,Некогда любившие меня,Мною не прощенные однаждыИли не простившие меня.Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга может быть мгновенным,Изливать покуда не спеши.Люди, я прошу вас ради бога,Не стесняйтесь доброты своей.На земле друзей не так уж много,Опасайтесь потерять друзей.Расул Гамзатов

Учитель. Говорят, что если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В.А.

Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспи­таешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо­циональную школу — школу воспитания добрых чувств.

Ученик 3: Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям…».

Учитель: А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — почувствовать себя нужным близким людям.. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять…»

Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу»

Учитель: Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться

Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома.

Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели.

А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, война в Северной Осетии, страшные пожары, недавний теракт в Домодедове, вся страна помогала пострадавшим.

Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его. «Что припрячешь – то погубишь; что раздашь – вернется снова», – писал Шота Руставели. А помните библейское: «воздастся вам по вашим деяниям».

И сейчас к вам с добрым словом обратится настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Большая Ельня батюшка Алексей.

Батюшка Алексей:

(Если не будет слов батюшки) Ученик 2: Немало примеров поразительного человечес­кого бескорыстия породила Великая Отечественная вой­на. Мой рассказ о подвиге жительницы села Семилуки Воронежской области, простой русской женщины – Прасковьи Ивановны Щеголевой. За спасение нашего летчи­ка она заплатила не только собственной жизнью…

Это случилось 15 сентября 1942 года. Просковья Ивановна с матерью и шестью детьми: 18 лет, 6 лет, 4 года, 5 лет, 2 годика и 12 лет — копали картошку на своем огороде. Вдруг началась стрельба, и Щеголевы увидели падающий самолет с красными звездами. Прасковья Ивановна побежала к самолету. В кабине сидел летчик, у него было окровавлено лицо.

Он был без со­знания. Через некоторое время летчик пришел в себя. Жен­щины помогли ему добраться до хаты. И тут… показались нем­цы. Летчик вышел из хаты и начал ползком пробираться к ов­рагу. Разъяренные фашисты ворвались в дом, ища летчика. Они били Прасковью Ивановну, ее мать, детей. Овчарки стали рвать детей. Поднялся крик и стон.

Но Прасковья Ивановна стояла на своем: «Не видала». Это был поединок материнского серд­ца, мужества и благородства с фашистской дикостью. Ничего не добившись, фашисты всех загнали в погреб и забросали гра­натами. Прасковья Ивановна пожертвовала всем ради спасе­ния летчика.

Ее сила непостижима! Ее милосердие — неизме­римо! Ее подвиг – бессмертен!

Прасковья Ивановна Щеголева награждена орденом Оте­чественной войны 1 степени посмертно. В 1967 году на месте захоронения в честь подвига Прасковьи Ивановны был открыт памятник. На открытии присутствовал летчик Мальцев, кото­рого спасла эта удивительная женщина, пожертвовала всем ради него.

Ее подвиг — вершина милосердия ».

Ученик 3: Достигается недешево

Счастье трудных дорог

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измеряется

Все земные труды.

Может, вырастил дерево

На земле Кулунды?

Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным теплом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее — Хорошеть самому!

Ученик1: А ты? Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след?

В чужой душе на много лет? Леонид Мартынов

Учитель: А сейчас ребята прочитают по ролям отрывок из рассказа Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»

Ученик 1:«Караван шел по пустыне… Солнце жгло….На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга…

Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого щелка, остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пустыне… Уже весь караван миновал его.

Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.

— Что с тобой?

Читайте также:  Новогодний утренник в 3 классе. сценарий

— Пить! — только и мог проговорить умиравший.

Старик посмотрел вслед каравану — он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу… Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток… другой.

Лицо умирающего оживилось.

— Ты из рода Оммиадов?

— Да… — ответил старик.

— Я угадал по знаку на руке твоей… Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги…

— В пустыне пред ликом Аллаха — мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи…

Умиравший жадно припал к мехам… Старик посадил его на своего верблюда…

— Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.

— А ты?

— Мне все равно жить осталось мало.

— Поедем вместе.

— Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.

Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел… Остановился…

— У тебя есть родные?

— Никого! — отвечал старик.

— Прощай!

Оставшийся долго смотрел ему вслед… Он обманул своего врага. У старика были дети, но они славились как храбрые воины… Он уже не нужен был им.

Караван исчез в ослепительной дали… Солнце жгло… Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.

Прошло несколько месяцев.

Та же пустыня. Те же золотые бугры. Тот же караван шел назад. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня… Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился…

— Что там? — указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда… Там, среди бесконечных песков, видна была зелень.

Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни…

Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.

У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.

Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом врага милосердного.

Ученик1:

  • Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?

Ученик2:

Как бы вы поступили на месте молодого араба? Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?

Ученик3:

Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис (вода, растительность)?

Ученик4:

Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода. Что вы предпримете?

Ученик 1: Мы предлагаем вам нарисовать много небольших оазисов на этих листах. Каждый из них подписать словами, обозначающими положительные нравственные понятия, например, вежливость, милосердие, доброта, сострадание, уважение и др.

Небольшие зарисовки учитель прикрепляет на магнитную доску.

Ученик 1: Мы желаем, чтобы в ваших душах также много было светлых оазисов.

Ученик 2: Чтобы после общения с вами в душах людей возрождалась жизнь, было тепло, чтобы вы дарили всем вокруг только радость, дружелюбие, милосердие.

Я прочту вам стихотворение Александра Яши­на

«Спешите делать добрые дела».

Мне с отчимом невесело живется

Все ж он меня растил — и оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

«Когда он слег и тихо умирал, —

Рассказывает мать, –

День ото дня все чаще

Вспоминал меня и ожидал:

«Вот Шурку бы … Уж он бы спас меня?»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил, мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю, хлеба воз куплю.

Мечтал о многом, много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас…

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века…

Теперь прошел я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы смог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

Ученик3: В прошлом году мы с вами осуществили благотворительную акцию к празднику «9 Мая»: вскопали клумбы для цветов на школьном участке, потом засадили их цветами.

Подумайте, какой благотворительный проект вы хотели бы осуществить в этом году, может быть, не один.

Учитель: А теперь повторяйте за нами.

(учитель и ведущие поют песню «Землю обмотали…»)

Землю обмотали тоненькие нити:

Нити параллелей и зеленых рек,

Совершите чудо – руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек,

Совершите чудо – руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От веселой шутки тает даже снег,

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнется незнакомый хмурый человек,

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнется незнакомый хмурый человек.

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век,

Совершите чудо – пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Совершите чудо – пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/94156.html

“Доброта дороже богатства”. Методическая разработка классного часа в 1-2 классах

Цель: создание благоприятных условий для формирования уважительного отношения к людям, сочувствия, внимания к окружающим. Задачи:

Обучающие: вспомнить “волшебные слова” и их применение; формировать положительные чувства и эмоции;

Развивающие: развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих людей, развивать коммуникативные умения и навыки;

– Воспитательные: воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Методы: Беседа, рассказ, метод самопознания, анализ жизненных ситуаций.

Форма: Классный час с элементами игры.

Целевая аудитория: 1-2 классы.

Оборудование: раздаточный материал (кленовые листья, облачка, карточки с буквами, карточки с пословицами), плакат “Дерево добрых дел”, плакат “Солнышко”, толковый словарь.

Использованная литература:

Богданова О. О., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, “Просвещение”, 1985 г.

Левина С. А., Тукачева С. И. “Физкультминутки”, Волгоград “Учитель”, 2005 г.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие детей. Проверка готовности к занятию.

2. Введение.

– Упражнение “Солнышко – облачка”.

На доске вывешивается солнышко.

– Какие ассоциации возникают у вас в связи с солнышком?

Ответы детей.

Вспомните и поднимите руки те, кого когда-нибудь обижали.

Поднимите руки те, кто сам обижал кого-нибудь.

Напишите на облачке, какие чувства вы испытывали в этот момент.

(Облачка прикрепляются на доску и закрывают солнышко).

Кто хочет прочитать, что он написал?

Изменилось ли настроение в нашем классе? Каким образом?

Ответы детей.

– Наши обиды, плохое настроение портят нам жизнь, мешают нам полноценно работать

И учиться.

3. Основная часть.

– Работа в парах.

– Обсудите, как можно избежать таких ситуаций.

(Обмен мнениями)

– Все ребята высказали очень интересные мнения, а я вам предлагаю составить слово, ко Торое называет то, что поможет в решении таких ситуаций.

В конверте лежат карточки, на каждой – одна буква. Парам предлагается составить из них слово. (Доброта)

– Работа в парах.

– Обсудите, что такое “доброта”. Ответы детей.

– Работа со словарем.

– Найдем определение этого понятия в толковом словаре.

Доброта – Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро

Другим. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

– В семье слова “доброта” много родственников.

– Работа с родственными словами по карточкам. Качества, определяющие доброту:

Добродетельный (высоконравственный).

Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру).

Доброжелательный (желающий добра другому).

Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением).

Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый).

Добросовестный (честно выполняет свои обязанности).

Каждому хотелось бы обладать всеми этими качествами.

На каждую букву слова “доброта” Придумайте слова, обозначающие черты, которые характеризуют доброго человека.

ДУшевный

ОТкрытый

БЕззлобный

РОмантичный

ОТзывчивый

ТЕрпимый

АКтивный

– Работа в парах.

(Ребятам раздаются конверты с карточками, на которых написаны положительные и отрицательные черты характера человека.)

Бескорыстие, великодушие, гостеприимство, безразличие, вредность, грубость, терпимость, улыбчивость, обидчивость, озлобленность, равнодушие.

– Классификация.

– Распределите данные черты характера на две группы:

Нам помогают…

Нам мешают…

– Анализ стихотворения А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.

На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда-то Вовка – добрая душа. (Так прозвали малыша!) А теперь он взрослый малый, Лет двенадцати на вид, И читателей, пожалуй, Взрослый Вовка удивит.

Читайте также:  Стихотворение о весне для 4-5 лет

С добротой покончил Вовка, Он решил – ему неловко В зрелом возрасте таком Быть каким-то добряком! Он краснел при этом слове, Стал стесняться доброты, Он, чтоб выглядеть суровей, Дергал кошек за хвосты. Дергал кошек за хвосты, А дождавшись темноты, Он просил у них прощенья За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый, Злее волка! Злее кобры! – Берегись, не то убью! – Пригрозил он воробью. Целый час ходил с рогаткой, Но расстроился потом, Закопал ее украдкой В огороде под кустом. Он теперь сидит на крыше, Затаившись, не дыша, Лишь бы только не услышать: “Вовка – добрая душа!”

Вопросы для анализа:

Почему… Вовка решил стать злым?

Почему вы считаете, что Вовка не прав?

Злой ли Вовка на самом деле?

– Анализ стихотворения О. Высотской “Ежик”.

Сережа очень нелюдим. Ох, как бы подружиться с ним? А может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут. Девчонки просят: Ежик, Дай перочинный ножик!

А Коля крикнет, всех смеша:

Не уколитесь об Ежа! Но еж как будто глух и нем – Сидит, не говорит ни с кем.

Сережа, взять в кино билет? А он сердито буркнет: – Нет.

А на коньках пойдешь кататься?

Нет, мама будет волноваться. Но вот в начале декабря Узнали о Еже, Что у него совсем не зря Так плохо на душе, Что мама у него больна, С постели не встает она. И Ежик ходит за обедом И топит печь вдвоем с соседом. Он должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному Приходится Сереже, Решил Алеша: “Мы ему Всей звездочкой поможем!” Друзья стучатся у дверей:

Открой, Сережа, поскорей! Мы в нашем переулке Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно!

А здесь, в пакетике, пшено! Давай готовить ужин. – Сережа был сконфужен. Уж не казался он ежом, Он стал совсем не колкий, Скорей за чайником пошел, Достал посуду с полки. Теперь хотел бы он дружить, Пожалуй, с целым светом!.. Когда кому-то трудно жить, Должны мы знать об этом.

Вопросы для анализа:

Почему все ребята звали Сережу Ежиком?

Отчего же он был таким замкнутым и нелюдимым?

Как поступили ребята?

Какие перемены произошли в Сереже?

Какие качества проявили одноклассники Сережи?

О доброте отзывчивости сложено много стихов, песен, пословиц.

– Работа с деформированными пословицами.

(Детям предлагаются карточки, на которых даны начало пословицы и ее окончание).

Доброе слово лечит, злое калечит.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Доброта без разума пуста.

Добрые слова дороже богатства.

Дети читают стихи о доброте.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра,

Было доброе вчера,

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Всегда ли человека, который говорит вежливые слова можно назвать добрым?

Что, по вашему мнению, ценится больше – добрые слова или добрые дела?

– “Дерево добрых дел”.

Каждому ребенку выдается листочек, на котором ему нужно записать какое-нибудь доброе дело. (Листики дети прикрепляют к дереву.)

– Кто хочет прочитать, что он написал?

4. Подведение итогов.

Вы сегодня узнали много хороших слов.

Чтобы наше солнышко очистилось от тучек, каждый должен сказать какое-нибудь доброе слово.

(Каждый ребенок называет доброе слово и снимает с солнышка одно облачко).

– Релаксация. “Сотвори в себе солнце”.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как наша звездочка увеличилась. Направляем

Лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем нам!

Никитина Светлана Юрьевна,

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 643 Московского района Санкт-Петербурга

“Доброта дороже богатства”. Методическая разработка классного часа в 1-2 классах

Другие сочинения по теме:

  1. “Толерантность – это люди света, разных наций, цвета кожи и судьбы”. Методическая разработка классного часа в 5 классе Цели: Знакомство детей с понятием “толерантность, толерантное отношение”. Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям. Развитие коммуникативных навыков. Оборудование:…
  2. “Межнациональные отношения и толерантность” Методическая разработка классного часа для учащихся 9 класса Цели: Развивать навыки коммуникативной культуры учащихся. Способствовать социализации учащихся. Способствовать неприятию любых форм экстремизма. Способствовать выработке неприятия любых форм дискриминации…
  3. Разработка классного часа. Беседа на тему: “Чудо, имя которому книга” Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное отношение к книге, стимулировать…
  4. Классный час. Тема классного часа: “Как найти работу?” Цели:Сформировать знания:- о методах поиска работы,- о факторах достижения карьеры,- о порядке составления резюме,- об основных правилах при собеседовании. В…
  5. “Образ солдата 1812 года” Методическая разработка урока изобразительного искусства Вид занятия: Тематическое рисование. Беседа. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Творческая работа. Зарисовка по представлению фигур солдат русской и…
  6. Сценарий классного часа. “История одной песни” Звучит песня “День победы” в исполнении Л. Лещенко. Ведущий 1: “День Победы” – (написана в 1975 г.) популярная советская и…
  7. Сочинение на тему “Доброта” Считается, что хороших людей больше, чем плохих. Я думаю, это правда. Ведь, если подумать, нас окружают по большей части очень…
  8. Разработка урока. Горы Украины. Карпаты. Растения и животные Карпат Цель: дать ученикам понятия, какую часть земной поверхности называют горами; учить находить горы на карте и глобусе; развивать умение пользоваться…
  9. Классный час на тему Доброта Учитель. Я сейчас попрошу вас выполнить простое задание. Но вы должны выполнить его с закрытыми глазами. Итак, закройте глаза и…
  10. Разработка урока. Полезные ископаемые родного края Цель: ознакомить учеников с полезными ископаемыми области, в которой они проживают; определить их свойства; раскрыть их значение в народном хозяйстве;…
  11. Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического…
  12. Разработка урока. Погода родного края Цель: продолжать формировать понятие твой родной край; сформировать понятие о погоде в родном крае; ознакомить учеников с процессом образования ветра;…
  13. Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел…
  14. Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классах На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать сочинения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами….
  15. Нравственность и доброта в современной литературе Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность…
  16. Информатика в начальных классах. Персональный компьютер Монитор – показывает нам информацию, выводит ее на экран. Клавиатура – позволяет вводить информацию в компьютер. Мышка – помогает управлять…
  17. “Как работать по 4 часа в неделю” краткое содержание Для “новых богатых” быть богатым означает жить роскошной жизнью здесь и сейчас Многие люди жертвуют свои лучшие годы жизни на…
  18. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива 1. Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался…
  19. Разработка урока. Естественные зоны Украины. Смешанные леса. Растения и животные смешанных лесов Цель: раскрыть причину разнообразия природы Украины; сформировать понятие о естественных зонах; объяснить причину изменения тайги смешанными лесами; ознакомить с растительным…
  20. “24 часа из жизни женщины” Цвейга краткое содержание За десять лет до войны рассказчик отдыхал на Ривьере, в маленьком пансионе. В соседнем отеле разыгрался крупный скандал. Дневным поездом…

Источник: https://ege-russian.ru/dobrota-dorozhe-bogatstva-metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-v-1-2-klassax/

Ссылка на основную публикацию