Классный час в начальной школе «гостеприимство», 2 класс

Внеклассное мероприятие для 2 класса “Русское гостеприимство, старинная русская кухня”

Классный час в начальной школе «Гостеприимство», 2 класс

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

г.о. Тольятти

Выполнила: учитель начальных классов Муранова Галина Петровна

Конкурс-викторина на тему «Старинная русская кухня, гостеприимство русского народа»

(мероприятие по теме «Моя Родина – Россия»)

Цели и задачи:

познакомить со старинным обычаем русского народа – гостеприимство;

познакомить с правилами поведения за столом, которые существовали у наших предков;

развивать у детей творческое воображение и умение составлять пословицы, старинные правила поведения по картинкам.

Оформление: на доске пословицы, картинки с изображением старинных правил поведения за столом, изображения старинных блюд.

Ход мероприятия:

Учитель: Предлагаю прочитать пословицы, записанные на доске и ответить на вопрос: о каком старинном русском обычае идёт речь?

На доске: хозяин весел – и гости рады.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Гость доволен – хозяин рад.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Много гостей – много и новостей.

Что есть в печи, на стол мечи!

Учитель:

Приходи куманёк, приходи дорогой.

Уж как я тебя угощу!

Покушай, мой голубчик.

Этот обычай называется: (дети хором) гостеприимство.

Рассказ учителя:

Как любили раньше принимать гостей! На именины, на свадьбы, праздники звали родственников, соседей, просто односельчан. Но не только! Бывало, вечерней порой вдруг кто-то «стук-стук» в окно.

«Кто там, входи! – отвечают хозяева. Заходил странник, совсем незнакомый человек, и просился переночевать. Его тут же усаживали к столу. Выставляли перед ним всё, что было в доме из еды. Если же он приходил во время ужина, то, помолясь, говорил: Хлеб, соль.

А хозяин отвечал: – Добро пожаловать, хлеба-соли откушать. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах и несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. И оставляли на ночлег.

Таким гостеприимными были и богатые,: и бедные люди.

Учитель:

Посмотрите на изображение чашки и составьте поговорку из слов, записанных на ней.

Дети составляют из слов: Рубить! не дрова пить – чай. (Чай пить – не дрова рубить!).

Учитель:

Любили в старину чаёвничать. С маленьким кусочком сахара выпивали по 10 стаканов. С мужика уж пот льётся градом, а он – «Уф!», оботрётся да снова за чай.

Сидели за чаем и вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Если появлялся в доме гость, даже поздним вечером, тут же ставили самовар.

И садились за чай с гостем, хотя сами только недавно вышли из-за самовара. Таков был обычай!

Викторина-конкурс: Кто лучше всех сочинит правило поведения за столом.

А теперь мы поговорим с вами о правилах поведения за столом. На доске картинки (свинья за столом, лошади ржут за столом, телёнок с коровой, петушиная семья за столом, цыплёнок бегает по столу)

Учитель предлагает детям к каждой картинке сочинить своё правило.. Например, нельзя за столом вести себя подобно свинье, раскидывать всё на столе. Отсюда и поговорка: посади свинью за стол, она и ноги на стол. И так к каждой картинке. Победителя награждают грамотой.

Учитель:

Вот ещё правила.

  • Хозяин дома садился за стол первым. Только после него можно было садиться остальным.
  • Нельзя было садиться за стол с немытыми руками.
  • Горячую еду: похлёбку, щи ставили в одной большой миске посреди стола. Каждый должен был есть не спеша, не обгоняя других.

Учитель:

А почему нельзя было садиться за стол с немытыми руками, и нельзя было спешить во время еды?

(Высказывания детей)

Учитель дополняет: Как только ты сел за стол с грязными руками, тут же рядом с тобой пристраивалась всякая нечисть: домовой, бес, леший. Посмотрите на картинку, как они сидят с разинутыми ртами. Это они ждут, что ты ошибёшься. Как только ты заспешил и забыл заесть хлебом ложку супа, как они уже тут как тут –ам!

И схватили лишнюю ложку еды к себе в рот! Ты думаешь, что ешь сам, ан нет – подкармливаешь беса. Вот за то, что кормишь беса и получай ложкой по лбу! Так что при еде строго нужно было соблюдать правило: ложку супа – кусочек хлеба, ещё ложку – ещё кусочек откуси. А уж руки-то мыть обязательно, если не хочешь угодить чёрту и другой нечисти.

А вот и загадка:

Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (ложка)

Конкурс-викторина: старинная русская кухня

На доске запись:КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА.

Здесь зашифрованы 5 самых любимых блюд, попробуйте назвать их.

Победитель награждается.

Учитель:

Загадывает загадки:

И бело, и черно,

И кисло, и пресно,

И вкусно, и солоно,

И всем людям мило.

Меня бьют,

И колотят, и режут,

А я всё терплю –

Людям добром плачу.

Дети отвечают и читают пословицу.

На доске пословица: Покуда есть хлеб да вода – всё не беда!

Учитель: А какой продукт был самый главный, самый почитаемый?

Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы?

Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь?

Что брали с собой в дальнюю дорогу?

(Дети отвечают хором)

Ученик:

К хлебу в старину относились свято. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с солонкой. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если вдруг кто-то обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует!

Почему нельзя выбрасывать хлеб?

Ученик:

Оказывается, рядом с тем, кто любит это делать, всегда чёрт. Как только ты бросил кусок хлеба, чёрт – раз! – и схватил его. А потом-то и будет самое страшное. Когда ты умрёшь, то душа твоя попадёт к чёрту. А это значит, что она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. Это всё1 потому, что ты плохо обращался с хлебом.

А хлеб это святое. Поэтому хлеб никогда не выбрасывали, а даже крошки собирали в ладошку – и в рот.

Так относились к хлебу в старину.

Учитель: Сколько пирожков можно съесть натощак?

У простого народа основной пищей были:

_ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _

Похлёбка

Репа

Капуста

Назовите пропущенные названия блюд.

Поговорим о репе и капусте, ведь эти овощи круглый год. Репу пекли в печи и делали из неё каши. Тогда и родилась поговорка: «проще пареной репы».

Вспомните загадки о капусте и репе.

Ученик:

Настоящим народным продуктом была и капуста. Она всегда была на будничном и праздничном столе.

Ну а царицей всех горячих блюд из капусты были ________. Их ели ив царских хоромах, и в купеческих домах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде. Хорошая или плохая была хозяйка в доме – это можно было узнать не по её нарядам, не по её разговорам. Как вы думаете, а как же?

На доске пословица: Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.

Учитель: Что означает эта пословица?

Когда в России 300 лет тому назад появилась картошка, стали варить похлёбку. Это тоже старинное русское кушанье.

Каши из пшена, гречки, ячменя – это вам известно. А были в старину ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая. А какие каши из овощей вы знаете?

На доске вывешивается пословица: Каша – мать наша.

Каши варили и для разных событий: на свадьбы, на похороны. В древности даже свадебный пир назывался кашей.

В России были и особенно праздничные блюда.

(На доску вывешиваются рисунки с изображением блинов, вареников и пельменей.)

Пельмени на русский стол пришли от татар и народа коми. Слово «пельмянь» в переводе с языка коми означает «хлебное ухо». Это хлебное ухо делали с разными начинками: с мясом, с мясом и капустой, с картошкой.

Конкурс на быстрое составление пословиц

На доске половинки пословиц, учитель предлагает собрать из них пословицы.

Пот на спине, так и в тереме тоска.

Хлеб да вода — а ссору выводит.

Сколько ни думай, а лучше молодецкая еда.

Так и хлеб на столе. хлеба – соли не придумаешь.

Хлеб-соль дружбу водит, Если хлеба ни куска,

Проведение конкурса «Меню старинных блюд»

(В него можно включить и яйца, и сметану, и творог)

Чтение учеником стихотворения А.К. Толстого «Пир горой!»

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коль пир, так пир горой!

Рассказ учителя:

В старину цари, бояре, князья любили устраивать пиры. Вот например, как пировал царь Иван Грозный.

Гостей у него было 700 человек.

Начался пир с угощения жареными лебедями. Много слуг в бархатных костюмах шли строем по двое. На золотых блюдах они несли лебедей. После этого слуги вынесли 300 жареных павлинов. Красивые павлиньи хвосты были украшением этого блюда. После павлинов вынесли кулебяки, курники, блины, оладьи, пирожки… Так гости закусили.

Потом слуги поставили на столы студни, потом – жареных журавлей, петухов, кур, уток с огурцами. Следующие блюда – разные похлёбки. А ещё были рябчики со сливами, гуси с пшеном, тетёрки. К столу подали почки, баранину, карасей , зайцев в лапше, жаворонков в луке. Еду запивали мёдом, бражкой, вином.

А всего было подано 500 кушаний!

На пирах соблюдались обычаи. Когда гости собрались, выходила к ним нарядная хозяйка и кланилась всем в пояс. А гости отвечали ей земным поклоном. После этого начинался «поцелуйный» обряд.

Хозяин дома кланялся гостям и просил поцеловать свою жену. В начале он целовал её сам, а потом по очереди все гости.

Каждый гость подходил к хозяйке с руками за спиной, целовал её, отходил назад, кланялся ей до земли, а она отвечала ему поясным поклоном.

Хозяин за столом сидел на самом видном месте. А хозяйка вместе с гостями сидели за отдельным женским столом.

Пир начинался с того, что хозяин подавал каждому гостю кусочек хлеба с солью. А потом слуги подавили на стол пироги, блины, соленья, кур, гусей и многое другое. Гостям было трудно: ведь нельзя было отказываться от еды, чтобы не обидеть хозяев. Поэтому после пира многим было тяжело, некоторые даже заболевали.

Так принимали гостей только богатые люди. А крестьяне были бедными и не могли устраивать пиры. Но ведь поняли, что все русские люди __________________________________.

А что вам понравилось в этом русском обычае.

Читайте также:  Музыкальное занятие во 2 младшей группе

Подведение итогов и вручение призов.

Используемая литература:

  1. «В гостях у истории», Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.Д., Брянск, изд. «Курсив», 1997;

  2. «Живая Русь», Латышина Д.И., книга 2, Москва, изд. «Центр гуманитарного образования», 1995;

  3. Ж – л «Праздники в начальной школе – 2, 2001», составитель Н.Г. Кувашова, изд. «Учитель», Волгоград, 2001;

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-klassa-russkoe-gostepriimstvo-star.html

Урок самопознания по теме “Традиции гостеприимства”

Таранда Н.А.,

учитель начальных классов

КГУ «Щербаковская средняя школа

имени Мариям Хакимжановой

отдела образования акимата

Алтынсаринского района»,

Костанайской области

УРОК САМОПОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»

Четверть: 2
Урок: №14

Класс: 1

Тема урока: «Традиции гостеприимства»

Цели урока:

Расширить представление у учащихся о традициях гостеприимства. Развить стремление к лидерским качествам через принятие на себя ответственности в групповой работе.

Результаты обучения для учащихся:

Ученики будут понимать значимость гостеприимства, уважения традиций народов РК. Приобретут навыки распределения обязанностей в групповой работе.

Основные идеи, отработанные по теме урока :

знать о традициях гостеприимства;

понимать смысл выражения «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте» Шакарим Кудайбердыулы, казахский мыслитель, поэт

уметь видеть и понимать этнокультурную ценность гостеприимства народов Казахстана.

Основная мысль урока:

Казахское гостеприимство берёт за душу любого, открывает перед гостем двери добра, внимания и тепла»

Ссылки: учебник по самопознанию 1 класса, тетрадь по самопознанию

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель читает стихотворение:

Гость в дом – радость в нем.

Проходите, гости дорогие!

Посидим рядком да поговорим ладком.

Здесь и красные девицы…

Добры молодцы кругом.

Все уселись за столом.

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас,

Все мы рады видеть вас.

Проходите, гости дорогие!

2. Рефлексия настроения

(звучит кюй Курмангазы «Сарыарка»)

– Ребята, давайте поприветствуем друг друга по-казахски. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. «Ассалаумагалейкум», что в переводе означает: «Мир вашему дому».Я совсем- совсем не жадный.Спору нет. Не в этом суть.Я конфетой шоколадной

Угощу кого- нибудь.

Под спокойную музыку учитель приглашает учеников встать в круг, затем предлагает взять из конвертов конфетку- угощение и определить какого она цвета. Учащимся предлагается рассказать о своих ассоциациях по этому цвету.

Учащимся предлагается по сорту конфет разделиться на группы и сесть за столы.

Дети отвечают: «Уа-галейкум-ассалам» – «Мир и вашему дому».

Учащиеся становятся в круг, под музыку слушают стихотворение об угощении и выбирают конфету определённого цвета, называя свои ассоциации к этому цвету.

Учащиеся по сорту конфет делятся на группы и садятся за столы.

3. Проверка домашнего задания

– Расскажите в группе об одной традиции вашей семьи и пусть группа выберет одного выступающего с самой интересной, необычной, запоминающейся традицией.

Ученики анализируя каждый этап урока, отвечают на вопросы учителя и оценивают группы 4-х и 5-ти конечными звёздами.

4. Сообщение темы и целей урока

-Сегодня на урок я пришла не одна. Рядом со мной находится этот сказочный герой. Вы его узнаете? А как вы думаете почему он у нас в гостях ? (видеоотрывок из мультфильма – Кто ходит в гости по утрам… )

-Вини-Пух любит ходить в гости. А вы любите ходить в гости? Тема нашего урока «Традиции гостеприимства».

-А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила. Также мы узнаем о традициях гостеприимства разных народов РК и еще много интересного о встрече гостей и поведении в гостях.

– Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)- Составление кластера на доске.

5. Рассказ учителя
Изложение содержания казахской притчи«Қонақасы».

Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.

Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:

– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).

Продолжение притчи.

Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение.

И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…

– Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство – «қонақ асы»

Что означает слово «қонақ асы»?

 Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).

С древних времён гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Дорогого гостя приглашали к дастархану. Во время трапезы нельзя было говорить о неприятных вещах, сквернословить.Усаживали на почётное место и угощали самым лучшим, что было в доме. Уставшего, нуждающегося путника сажали на коня, снабжали едой.

По казахскому обычаю, зашедшего в дом гостя, не отпускали без угощения. Гостю предлагалось всё, что имелось в доме. В таких случаях нельзя было осуждать угощение хозяина и пренебрегать приготовленной им пищей. Обязательное угощение казахи считали признаком дружбы, братства, единения. Оказывали гостеприимство каждому, кто войдёт в их дом, даже незнакомцу.

Гостя расспрашивали о его здоровье, здоровье родных и близких.

5. Физминутка

– Представьте себе, что вы бабочки, которые собрались полететь в гости.

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась!

Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!

6. Групповая работа

– Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно. Обсудите в группах и подготовьте мини – правила:

1 группа: “Приглашение” – Как можно пригласить гостей? С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости?

2 группа: “Встреча” Как правильно встретить гостей?

3 группа: “Угощение”

Отличительная особенность казахстанцев угощать гостей блюдами всех национальных кухонь. Какими блюдами и какой национальности угощают гостей?

4 группа: “Развлечение” Игры. В какие игры можно сыграть с гостями. Провести одну игру с классом.

5 этап “Прощание с гостем” – Ребята, еще одна традиция гостеприимства – это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями.

– Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?

7. Ролевая игра «Гостеприимство»

-Ребята, а вы любите принимать гостей?Сейчас мы посмотрим, как вы поступите различных ситуациях.

Каждая группа получает конверт, в котором описана ситуация, которую необходимо разыграть.

1 сценка. Вы прибегаете к товарищу домой пригласить его на прогулку, дверь открывает его мама. Вы спрашиваете: “Юра дома?” Есть ли здесь ошибки?

Забыл поздороваться с мамой и извиниться за приход.

2 сценка. У Лены день рождения. Лена пригласила гостей к шести часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Лена открыла дверь, увидев Сашу, небрежно сказала: “Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре”. И убежала на кухню.

Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы

3 сценка. Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телесериал. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

– Здравствуй, Наташа! Папа дома?

– Папы нет, – Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

– Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Наташе следовало поздороваться и сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату, предложить посмотреть телевизор или дать журнал, газету.

4 сценка. К Вадику пришли одноклассники Сережа и Кирилл. Мальчики хотели поиграть в новую игру. Прошел час, другой, а гости не уходят. Уроки не выучены, картошка по просьбе мамы не начищена. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой.

Домой их отправить? А как же долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?Что можно посоветовать Вадику? Бывает, что ребята злоупотребляют правом хозяина.

В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него дела, он просит извинить его и приглашает прийти друзей в другой раз.

5 ситуация. У Наташи день рождения. Ей исполнилось 12 лет. Они с мамой готовились ко дню рождения тщательно. Пришли ребята из класса засыпали именинницу подарками. Но хозяйка всех встречала по-разному.

Жене очень обрадовалась: «Проходи, Женечка, проходи».Вика принесла книжку: «С днем рождения, Наташа! – Фи книжка. У меня уже такая есть. Ну ладно, проходи, раз пришла.

» « Наташа, эту сумочку мы в фирменном магазине покупали»,- даря подарок, сказала Оля.

-Классная сумочка, Мне нравится!

Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Наташе в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла заколку и конфеты.

-А я не ем с такой начинкой конфеты,- сказала Наташа.- А заколка красивая!

Правильно ли принимала гостей Наташа?

8. Работа в парах. Поиграй с соседом по парте в игру «Доскажи словечко», впишите недостающие слова.(по карточкам)

Я захотел устроить бал

И друзей к себе _____________.

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый ____________.

Ножи, тарелки, вилки тут,

Но что-то гости не _____________.

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ________________.

Когда же гости подошли,

То даже крошек _______________.

– Какие правила гостеприимства были нарушены хозяином? А какие правила были нарушены гостями?

9. Минутка тишины

Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза…

Читайте также:  Прогулки зимой в младшей группе детского сада. конспекты

Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?   С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол). Такой праздничный стол мы называем «дастархан». Давайте мы с вами «накроем» праздничный дастархан.

9.Творческая деятельность «Дастархан» (коллаж) Каждая группа получает листы ватмана, а также иллюстрации с изображением различных блюд и составляет коллаж на тему: «Дастархан». Учащиеся показывают свои работы и рассказывают, дастархан какого народа накрыла каждая группа.

10. Подведение итогов урока – У казахов есть такая пословица: «Сколько в доме людей, столько друг другу гостей».

-Как вы понимаете смысл этих слов? Традиции гостеприимства и дружбы объединяют все национальности, проживающие в Казахстане. Так давайте быть радушными хозяевами, благодарными гостями.

Давайте делиться новостями, смотря друг другу в глаза, улыбаться и видеть улыбку хозяина или гостя, ощущать тепло и поддержку близкого человека, придя к нему в гости или принимая его у себя, в кругу друзей, знакомых и близких людей».

11. Рефлексия «Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

12. Круг «От сердца к сердцу»

Учащиеся становятся в круг и урок заканчивается «Аплодисментами в ритме дождя»

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-samopoznaniia-po-tiemie-traditsii-ghostiepriimstva.html

Скачать материал

так то ЕНТ / Самопознание / Поурочные планы по самопознанию 1 класс

Урок 14 ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

25.10.2011 17475 1665

(на примере обычаев казахского народа)

Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте.

Шакарим Кудайбердыулы, казахский мыслитель, поэт

Цель: расширять представление о традиции гостеприимства.

Задачи:

– раскрывать значимость гостеприимства;

– развивать способность понимать и уважать традиции народов;

– воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане.

Ресурсы: аудиозапись произведений Курмангазы, листы ватмана, иллюстрации из журналов для коллажа, фломастеры, карандаши.

Круг радости (звучит кюй Курмангазы «Сарыарка»)

– Ребята, давайте поприветствуем друг друга по-казахски. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. Приветствующий говорит: «Ассалаумагалейкум»,что в переводе означает: «Мир вашему дому». Ему отвечают: «Уа-галейкум-ассалам» – «Мир и вашему дому».

Рассказ учителя

Изложение содержания казахской притчи «Қонақ асы».

Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.

Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:

– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

·   Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).

Продолжение притчи.

Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение.

И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…

– Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство – «қонақ асы»

·   Что означает слово «қонақ асы»?

·   Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).

Беседа

·   Кто и когда приходит к вам в гости?

·   Как встречают гостей в вашем доме?

·  Как вы понимаете слово «гостеприимство»?

·  Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся).

Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём».

Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями.

Цитата урока

– Обратите внимание на слова казахского писателя Шакарима Кудайбердыулы: «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». На казахском языке это звучит так – «Сыйласаң,сыйлы боларсың». Проявляем мы дружелюбие, почтительность и гостеприимство, и люди относятся к нам с уважением.

Ролевая игра «Гостеприимство»

Учитель предлагает разделиться на две группы и разыграть сценки приема гостей. Одна группа показывает, как встречают взрослых родных и близких, вторая группа – как друзья отправляются в гости к сверстникам.

Минутка тишины

Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.

– Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза…

·   Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?

·   С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол). Такой праздничный стол мы называем «дастархан».

·   Какие блюда готовят к приему гостей?

– Давайте мы с вами «накроем» праздничный дастархан.

Творческая деятельность «Дастархан» (коллаж, материал готовит учитель)

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает краски, фломастеры, листы ватмана, а также рисунки, иллюстрации из старых журналов, открытки с изображением различных блюд исоставляет коллаж на тему: «Дастархан».

Учащиеся показывают свои работы и рассказывают о них.

Обобщение

– Гостеприимство и дружелюбие стали национальной чертой и важной традицией казахского народа. Из поколения в поколение передается традиция завершения праздничного дастархана. Это очень важный момент.

Его особый смысл заключается в напутствии и благословении очага и дастархана гостеприимного дома – «бата». Благословение-бата дает самый старший по возрасту и уважаемый гость.

Выражая благодарность хозяевам, гость может сказать: «Пусть благословен будет ваш дастархан! Здоровья, счастья и мира вашему дому!»

Давайте и мы завершим наш урок добрыми пожеланиями друг другу.

Круг «От сердца к сердцу»

Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.

Учащиеся становятся в круг и произносят добрые пожелания друг другу.

Домашнее задание

– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.

Дополнительный материал к уроку

1.       «Ассалаумагалейкум» – «Мир вашему дому». «Уа-галейким-уассалем» – «Мир и вашему дому»классическое приветствиеказахского народа.

2.       Дастархан – накрытый стол.

3.       Конакасы – угощение гостям.

4.       Бата – благословение, напутствие старшего, уважаемого гостя.

5.       Традиции – правила поведения, которые постоянно соблюдаются людьми.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/171-1-0-1997

Система воспитательной работы учителя начальных классов

Я – классный руководитель, а значит друг, советчик и защитник для детей своего класса. Строить педагогическую деятельность без чёткого понимания личных интересов, позиций, целей и задач – всё равно, что начинать готовить экзотическое блюдо, не зная ингредиентов.

Уже в первые годы работы в школе я убедилась в том, что только искренность и неподдельная любовь – основа моих взаимоотношений с детьми. Уважение личности ребёнка, принятие его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками  – залог успеха в воспитательной деятельности.

Помочь каждому найти свой путь, создать условия для творчества – задача педагога, а дальше каждый пусть выберет себе дело по плечу. Человек – вот что должно стать главной ценностью и для учителя, и для его воспитанников.

Как трудно бывает найти те ручейки и тропинки, которые приведут детей к осознанию этих истин.

Чем дольше я работаю в школе, тем чаще убеждаюсь в том, что любовь к своей малой родине, дому, где вырос, способна сформировать личность.

Привязанность к традициям, уважение обычаев и знание культуры своего родного края, гостеприимство, жизнерадостность – всё это присуще настоящему  гражданину.

Я  всю воспитательную работу строю в форме открытых диалогов.

Один из первых классных часов, который можно провести с детьми, – «Знакомство». Попытайтесь создать тёплую, искреннюю обстановку, которая располагала бы детей к открытому диалогу. Ребята вместе с учителем садятся в круг, чувствуют плечо друг друга и видят  глаза каждого.

Дети с удовольствием принимают такую форму и с нетерпением ждут очередного классного часа. Успешным будет такой разговор, когда ребята смело и открыто высказываются, делятся мыслями и чувствами.

Одно из направлений в работе с детьми – гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для успеха, самоанализа, самооценки, формировании ценностного отношения к самому себе и к человеку вообще.

Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость, необходимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к людям, окружающему миру.

Для реализации этих задач идей  разработана тематика классных часов по духовно-нравственному воспитанию.

Направления Темы
Я человек

Источник: http://www.ug.ru/method_article/494

Классный час Тема: «День языков народов Казахстана». – PDF

Министерство образования и науки Республики Казахстан КГУ «Общеобразовательная средняя школа 19 города Темиртау» Классный час на тему: «День языков народов Казахстана» Подготовила: учитель английского

Подробнее

Сценарий “Наша Родина – Россия” Автор: Ивлева Н.Г., воспитатель Место работы: МБДОУ 32 “Лесная сказка”. Цель:Прививать любовь к Родине, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать

Подробнее

Сценарий досуга, посвященного Дню народного Единства. (Дети входят в зал под песню «Мы дети России».) Добрый день, дорогие друзья! Вчера 4 ноября вся Россия отмечала День Народного Единства. Этот день

Подробнее

МБДОУ д/с «Теремок» Мероприятия, посвященные дню Российского Флага, проведенные с воспитанниками, разновозрастной группы д/с «Теремок» Воспитатель: Крылова Е.М. 22 августа 2017 года Цель: формировать представление

Подробнее

Конспект урока в 3 классе по теме: Род и число имени существительного. Моя малая Родина. ( урок-закрепление) Цель: закрепление умения определять род имен существительных, число имён существительных и при

Читайте также:  Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет

Подробнее

РОДНОЙ КРАЙ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ. Развлечение посвящѐнное «Дню народного единства». МБДОУ детский сад «Березка» Музыкальный руководитель Ленкова Евгения Олеговна 2014 год Интеграция образовательных областей:

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА Беседа «Россия священная наша держава!» в рамках городской воспитательной акции

Подробнее

Отдел образования Администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «РОССИЯ РОДИНА МОЯ» для детей подготовительной

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 муниципального образования Тимашевский район НОД по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина» Логопедическая

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 32 «Дружные ребята» Славься, Русь Отчизна моя! Праздник, посвященный Дню народного единства. Для старших и

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 8 «Василёк» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного

Подробнее

МБДОУ «Детский сад 6 «Чебурашка» Сценарий праздника для детей, посвященного Дню народного единства «Родной край собирает друзей» Михайлова И.Н., воспитатель высшей квалификационной категории 2016 2017

Подробнее

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: – закрепить основные

Подробнее

Сценарий «День независимости России» Цель: создать условия для воспитания любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа. Вот и наступило лето замечательная пора. Вы, ребята, должны

Подробнее

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/48627900-Klassnyy-chas-tema-den-yazykov-narodov-kazahstana.html

Презентация классного часа Тепло семейного очага

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Тепло семейного очага».

Цель: воспитывать уважение, любовь к старшему поколению, показать сильную связь поколений.

Задачи: развивать кругозор путём изучения жизненного пути старших членов семьи; развивать творческие способности, учить их проявлять свою любовь, заботу, гостеприимство; воспитание ответственности за порученное дело, чувства коллективизма в процессе подготовки к празднику.

Оборудование: «рентгенограмма» сердца (рисунок сердца, нарисован на большом листе ватмана), конверты (секреты), ПРЕЗЕНТАЦИЯ с фотографиями семей учащихся, Компьютер, проектор.

Звучит песня Юрия Антонова «Под крышей дома твоего».

Ведущий 1: Добрый день, дорогие званые и желанные гости! Сегодня наша встреча посвящена всем вам. Приветствуем всех, кто пришёл на наш совместный праздник «Тепло семейного очага». Семья — самое главное в жизни для каждого из нас.

Семья — это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье — кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь.

Недаром в народе говорится: «Семья — печка: как холодно, все к ней собираются».

В слове «семья» много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же как я.

И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число «7″ особенное — оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья — единое целое.

(карточки со словами «семь» и «я»).

Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге.

Давайте познакомимся с теми, кто находится в этом классе. Я буду давать мячик ученику, а он или она называют своих родных.

Песня «Маленькая страна».

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, пап, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев: Маленькая страна — это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

Ведущий Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный самый в жизни и в судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить

Радоваться жизни, учиться и творить.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ — родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

А мы с вами, ребята проведём конкурс пословиц и поговорок о семье. Половинки пословицы или поговорки находятся у вас. Надо найти продолжение пословицы и выйти к первой половине. Все вместе хором читают получившуюся пословицу.

– Вся семья вместе, — так и душа на месте.

– Работящая семья и — землю превратит в золото.

— В семье любовь да совет, — так и нужды нет.

– На свете всё сыщешь, — кроме отца и матери.

– В гостях хорошо, — а дома лучше.

– Дети не в тягость, а в радость.

БАБУШКЕ посвящается. Песня « Бабушка рядышком с дедушкой»

Ведуший: Сейчас мы поговорим о бабушке.

Ученики Если бабушка сказала:

То не трогай. То – не смей!»

Надо слушать потому что

Дом наш держится на ней.

Мы без бабушки однажды

Приготовили обед,

Сами вымыли посуду,

И с тех пор посуды нет.

Посвящает воспитанью

Папа свой свободный день,

В этот день на всякий случай

Прячет бабушка ремень.

Ходит в школу на собранья

Варит бабушка бульон.

Ей за это каждый месяц

Носит деньги почтальон.

1. Конкурс «Очумелые ручки»

Этот конкурс рассчитан на работу в парах – внук и бабушка. Участвуют по 2-3 пары.

Перемотать клубок с нитками (внутри клубка спрятана загадка. Внуки мотают, а бабушки придерживают. Потом клубок передаётся бабушкам. Они отгадывают загадки).

Вместе с бабушкой

С бабушкой моей вдвоемОчень дружно мы живем!Вместе ходим мы гулять,Вместе мы ложимся спать,Вместе моем мы посуду -Правда, правда! Врать не буду!Мы не любим унывать,Можем спеть и станцевать-Будет бабушка мне хлопать,Ну, а я – кружиться, топать!Не капризничать стараюсь,Слез не лью, а улыбаюсь -С ней большие мы друзья,Потому что мы – СЕМЬЯ!

2. Конкурс «Знаешь ли ты свою бабушку?»

(Внук выходит за дверь. Бабушке задаётся 5 вопросов. Потом возвращается внук. Ему задаются эти же 5 вопросов. У кого больше совпадений – получают приз.)

Примерные вопросы:

Любимая домашняя одежда бабушки.

Как она ласково тебя называет?

Любимые цветы бабушки.

Любит ли бабушка ходить за грибами?

Как зовут её подругу?

Когда бабушка читает, она надевает очки?

Чем бабушка любит заниматься в свободное время?

Есть ли у неё любимая песня (исполнитель)?

Любимое время года бабушки?

Какого цвета глаза у бабушки?

Любит ли бабушка заниматься комнатными растениями?

МАМЕ посвящается. Песня «Мамонтёнка»

Ведущий: О ком мы сейчас будем говорить? _Правильно , о маме.

5. Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдёшь теплее рук,

И нежнее маминых.

Не найдёшь на свете глаз

Ласковей и строже.

6. Мама каждому из нас

Всех людей дороже.

Сто путей, сто дорог

Обойди по свету.

Мама — самый лучший друг!

^ Все хором: Лучше мамы нету!

3.Конкурс «Помогаем маме борщ варить».

На картинках розданы различные фрукты, овощи, предметы. Выбрать то, что необходимо для приготовления борща.

Песня «Папа может всё, что угодно». Ведущий: Кто будет героем следующего стихотворения?

Стихотворение «Отцовские руки».

7. Отцовские руки, отцовские руки.

Они никогда не страдают от скуки.

Им в день выходной не бывает покоя.

Знакомо тяжёлое им и большое.

8. Рабочие руки в мозолях, бугристые.

Рабочие и ослепительно чистые.

Всё делают так хорошо и умело:

Как в поговорке в них спорится дело!

Ведущий: Действительно, папа может многое!

4. Конкурс «Что у папы в чемодане?»

Угадать на ощупь инструменты в чемодане. участвуют по 1 человеку от класса. (молоток, плоскогубцы, отвёртка, гаечный ключ, гвоздь, рубанок)

Песня « Бабушка рядышком с дедушкой»едущий: — О ком сейчас пойдет речь? Правильно. О дедушке.

Гаснет солнце. Вечер близок.

Дед включает телевизор.

На кровать с котом улёгся,

«Шайбу! Шайбу!» — стал кричать.

Значит, всё: опять увлёкся,

Не пойдёт со мной гулять.

Я на деда рассердился,

Не играю больше с ним.

Он совсем от рук отбился

С телевизором своим.

5.Конкурс «На рыбалку с дедушкой».

Участники — дедушка и внук (если нет дедушки, то 2 ученика) . Поймать на магнитную удочку рыбку.

6.Конкурс «Устами младенца»

Ребята будут пытаются нам с вами объяснить слова. А мы должны будем угадать, какое слово они имели в виду.

– Это когда все вместе — мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)

– В семье это самое дорогое, её берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)

– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (мама)

– Место, где мы бываем все вместе. (дом)

– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (ребёнок)

– В них играют все дети. (игрушки)

– Это не человек, но его любят все члены семьи. (домашнее животное)

– Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)

7. Конкурс «Раз словечко, два словечко – будет песенка»

Бабушки, мамы, папы, дедушки поют по куплету любой песни, можно колыбельную, детскую, шуточную, лирическую.

– И пусть этот дом всегда будет уютным, добрым, гостепреимным. Пусть всегда в нём будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда вы могли бы сказать: «Моя семья — моё богатство».

РАЗДАТЬ СЛОВА РОДИТЕЛЯМ:

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ — родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Любят тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож:

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Семья — это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья — это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные — отчий твой дом

Песня «Под крышей дома твоего» Ю.Антонов

Источник: http://aplik.ru/ref/14761/

Ссылка на основную публикацию