Игровое занятие по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием социо-игровой технологии «Мы в ответе, за тех, кого приручили»

Игровое занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Мы в ответе, за тех, кого приручили».

Цель: автоматизация звуков [С], [С’] в речи детей.

Программное содержание:
Учить определять место звука в слове. Активизировать словарный запас детей. Развитие фонематического слуха, мыслительных операций.

Воспитание умения договариваться друг с другом.

Интеграция образовательных областей: физическая культура, познание, социализация, безопасность.

Материалы к занятию: альбомные листы, фломастеры, картинки с изображением животных и птиц, разноцветные листы (синие, красные, зелёные).

Ход занятия:
Вводная часть
«Ребята, послушайте стихотворение: Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам — Поделить мы рады! Только ссориться друзьям, Никогда не надо!

Давайте сделаем большой круг и поиграем в игру «Дружное эхо» (педагог задаёт ритм, а дети его отхлопывают, чтобы получилось ритмично). Молодцы!

Также интересное занятие по развитию речи: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Тема: Рассматривание и составление рассказов о предметах.

Основная часть
На столе разложены картинки (сорока, сова, синица), дети не глядя, вытаскивают каждый свою картинку, тем самым объединились в мини подгруппы. Разделившись на подгруппы, воспитатель предлагает придумать название своей команды.

Педагог вместе с детьми проверяет, правильно ли, дети разделились на подгруппы:
— Команда, у которой на картинках нарисована самая болтливая птица похлопайте! (сорока)(дети хором отвечают «мы здесь»).
— Команда, у которой на картинках нарисована ночная птица потопайте! (сова) (дети хором отвечают «мы здесь»).

— Команда, у которой на картинках нарисована птица с желтой грудкой покружитесь! (синица) (дети хором отвечают «мы здесь»).

После чего детям в командах предлагается поиграть в следующие игры: 1.Игра «Расскажи про звук»

Каждая команда по очереди называет по одной характеристике звука [с] (звук [с]- согласный, бывает твердым (обозначаем синим цветом и мягким (обозначаем зеленым цветом, глухой, свистящий). Кто согласен встаньте, кто не согласен сядьте. Чья команда будет готова, дружно говорим: «Мы готовы».

— Ребята, выберете одного человека из команды, кто пойдёт за карточкой (красная, синяя, зелёная). Сейчас мы с вами поиграем в игру:

2. «Расселим животных»
— Ребята, посмотрите, это книга о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите, в книге страницы синего, зеленого и красного цветов.

Задание следующее: для команды красного цвета найти среди картинок, те которые, при произношении начинаются на гласную букву, и приклеить эти картинки с помощью липкой ленты к своей страничке, для группы синего цветы с твердым звуком, для зеленого с мягким звуком. Затем соединяем получившиеся странички в общую книгу.

3. Игра «Живая буква»
Каждой команде достается своя карточка с изображением определенной буквы. Задание детям — построить букву из себя так, чтобы другая команда угадала, что это за буква.

4.Игра «Закончи рисунок»
«Ребята, сейчас вы будете рисовать предметы, в названии которых встречается звук «С» или «СЬ». По моему хлопку прервёте рисование и отдадите свою незаконченную картинку соседу слева.

Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам».

После того, как картинки обошли полный круг, можно обсудить, что в результате получилось, и кто что рисовал.

5.Игра «Замри»
Воспитатель показывает детям слово (картинку), после этого он отворачивается, через некоторое время говорит: «Замри!», на коврике должно стоять столько человек, сколько слогов в прочитанном слове (картинке), для подсказки исходное слово (картинка) вешается на доску. Кто согласен хлопает, кто не согласен топает.


III.
Заключительная часть
Педагог и дети встают в один общий круг на игру «Все друзья». Движения выполняются в соответствии с текстом: В нашей группе все друзья: И раз, два, три. Вы и мы, и ты и я. И раз, два, три. Повернись к тому, кто слева, Повернись к тому, кто справа. Мы одна семья (улыбнись, подмигни и т.д.).

Название: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием социо-игровой технологии «Мы в ответе, за тех, кого приручили»

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe-3/

Занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на тему: «Друзья познаются в беде»

Занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на тему: «Друзья познаются в беде» (с использованием элементов театрализованной деятельности).

Цель:

  • Развитие речи посредством театрализованной деятельности.

Коррекционно-образовательные цели:

  • совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи,
  • обогащать словарный запас детей;
  • учить подбирать прилагательные к существительным,
  • упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;
  • упражнять в подборе слов – антонимов;
  • добиваться внятного и чёткого произнесения слов и фраз
  • упражнять в развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы;
  • упражнять в развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие интонационной выразительности речи.
  • развивать слуховое внимание, восприятие,
  • развивать мелкую моторику рук.
  • Работать над развитием мимических мышц, речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия , дружеских взаимоотнощений..

Предварительная работа:

  • Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»; с персонажами сказки;
  • Обогащение словаря словами «ледяная», «лубяная», клочки, закоулочки

Эксперементирование:

  • лёд – дерево (таяние – прочность).
  • чтение сказки,
  • рассматривание иллюстраций к сказке,

Оборудование:

  • шапочки зверей: лиса, заяц, петух, медведь, волк, собака, макеты домиков (лубяной и ледяной), музыка, сундучок (заячий и лисий хвостики), карточки с изображений эмоций «грусть», «злость», «радость», удивление.

Ход занятия

1.​ Орг. момент.

Дети приветствуют гостей, садятся вокруг одного общего стола. Воспитатель говорит о том, что когда приходят гости, то хорошие хозяева должны придумать что-нибудь интересное, чтобы развлечь их. Предлагает детям разыгрывать сказку. А какую сказку вы будете разыгрывать, узнаете, отгадав загадку:

“Снежный терем у лисицы Убежал весной водицей, К зайке попросилась в дом

Да и выгнала потом”.

Ответы детей: — сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка».

2. Пальчиковая гимнастика.

– Давайте, вспомним героев в этой сказке и покажем их пальчиками.

Заяц, лиса собаки, волк, медведь, петух.

– Но прежде чем начать показывать сказку, мы как настоящие артисты должны подготовиться.

3. Артикуляционная гимнастика.

(упражнения на развитие дыхания и мимику)

1. «Зайчик» — (Зайчик фырчит, из-за кустика глядит)

– Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

На звуке (Ф) – тихий, резкий выдох.

2. «Мишка — ревун» — (Мишка ревёт, ребяток зовёт)

– Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.

3. «Лисичка улыбается» — (Лисичка улыбается, ротик открывается)

– Одновременно поднять вверх оба уголка рта.

Длинный, высокий, протяжный звук (И).

4. «Сердитая собака» — (Сердитая собачка сидит на цепи, не лает, не кусает, а только рычит)

– Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами верхнюю губу. Выдох сильный, резкий на звуке (В).

5. «Петушок» — (Петя- петушок, сел на шесток, разинул роток: О-О-О-О-…….) Кукарекают на (О).

Читайте также:  Конспект занятия в группе раннего возраста. коза и козлёнок

– Открыть рот овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.

4. Вспомним сказку.

Беседа по содержанию. (дети дают полные, развёрнутые ответы)

– Что случилось с зайчиком в этой сказке?

(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)

– Какая у зайчика в сказке была избушка? (У зайчика была лубяная избушка).

– А что значит лубяная? (деревянная)

– А у лисы какая избушка? (Ледяная)

– Почему у лисы растаяла избушка?

– А какая лиса была в этой сказке? ( Лиса очень хитрая, коварная, злая))

– Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)

– Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)

– Какой был петушок? (смелым, храбрым, уверенным, решительным).

Догадайтесь: в какую сказку мы попали? (“Заюшкина избушка” — русская народная сказка).

– Как бы по-другому вы назвали эту сказку?

(зайкина избушка, зайкин дом, избушка зайчика). Но народ назвал только так – “Заюшкина избушка”.

– Что можно сказать о зайце? Какой он? (добрый, беззащитный, слабый, трусливый, боязливый, нерешительный)

– Как скажем про него теми же словами только ласково? (добренький, слабенький и т.д.)

– А какие слова он говорил? (несу косу на плечах, хочу лису посечи)

– Какими оказались собака, волк, медведь? (трусливыми)

– А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда …)

– Что победило в сказке – добро или зло?

– Чему учит нас эта сказка?

(Не завидуй другим. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.)

5. Игра «Скажи наоборот» (закрепление антонимов).

Воспитатель: — Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса … (Смеётся).

– Собака трусливая, а петух …. (Смелый).

– Зимой было холодно, а весной …. (Тепло).

– Зайчик маленький, а медведь … (Большой).

– Весна пришла, а зима… (Ушла).

6. Игровое упражнение на мимику “Покажи настроение”.

Воспитатель:

“Бывает, без сомнения, разное настроение, Его попробуй показать,

Его попробуй угадать”.

Воспитатель показывает детям пиктограммы с разными эмоциями.

Дети называют эмоцию и показывают.

– Ребята, скажите какое было настроение у зайчика и лисички, когда они построили себе домики? Покажите радость. (дети изображают радость)

– Какое чувство испытала лиса, когда вдруг ее домик стал таять? (удивление, испуг).

– Каким стало настроение у зайчика, когда лиса его выгнала из домика? (грустное). (У грустного зайчика поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ).

– Какое чувство испытывала лиса, когда гнала зайчика из его домика? (злость). (У лисы сердитая мордочка, нахмуренные брови. Она сердито машет кулаками и топает ногами.)

7. Игровое упражнение “Скажи как…..”

(на интонационную выразительность речи)

Воспитатель. – Дети, давайте, попробуем сказать грустно, как зайчик:

– «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться и меня и выгнала»;

– Хитро, коварно как лиса: — «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Дети повторяют за воспитателем.)

– Грубо, медленно, как медведь: — «О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню»;

– Смело, громко как петух — «Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон».

Дети повторяют за воспитателем.

8. Дидактическая игра «Чьи хвосты?»

Сюрпризный момент: волшебный сундучок.

– Ребята, посмотрите, что же здесь интересное лежит? (хвостики.)

– Чьи они? (это заячий хвостик, лисий хвостик, волчий, медвежий, петушиный)

(Дети проговаривают по очереди, чьи хвосты).

Игровые упражнения на имитацию движений героев сказки.

Воспитатель: я по очереди буду дотрагиваться хвостиком руки ребенка и кого задел хвостик, тот ребенок и превращается в этого сказочного персонажа.

(Дети изображают движения зверей, стараясь передать характер героев.)

– Молодцы! Все с заданием справились. А теперь давайте с вами поиграем.

9. Физминутка (игра в парах «Заюшкина избушка»).

(дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону) Песню весело он пел (кивают головой) И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке) Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок) Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши). Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны) И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону) К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу), И ни с чем они уходят (расходятся). Лишь единственный петух Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).

– Ну, молодцы, вот мы и вспомнили эту сказку.

– А теперь хотите её показать нашим гостям?

– Надевайте шапочки персонажей.

Воспитатель надевает платок (сказочница).

10. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Сказочница:

В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке заходи.

(Выходят лиса и заяц. Под русскую народную песню)..

Сказочница:

У лесочка на опушке В лубяной своей избушке Мирно Заяц жил косой Рядом с рыжею Лисой. Но ленивая Лисица Не желала потрудиться- Дом построить лубяной,

А вселилась в ледяной.

Лиса (лиса дразнит зайца):

– У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя – темная!

Заходит Весна (взрослый) Звучит песня «Веснянка» в исполнении фольклорного ансамбля.

Весна:

Теплыми шагами по земле пройду, Солнышко лучистое к вам я приведу, Защебечут птицы, зазвенят ручьи,

Радость и веселье, все для детворы.

Весна снимает снежное покрывало (платки) и снежинки с деревьев, разбрасывает цветы. Танцует с лисой и зайчиком. В это время сказочница раскладывает цветы, траву. Весна уходит и забирает с собой ледяной домик.

Сказочница:

И весною лёд растаял Ледяной избы не стало. Стала хитрая Лисица

К Заюшке на печь проситься.

Лиса:. Пусти меня, заюшка, к себе жить!

Заяц: Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Сказочница: Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет.

Лиса: Зайчик, прости меня я больше не буду дразниться.

Сказочница: Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.

Лиса: Уходи прочь, Косой! –(Лиса бросает Зайцу узелок с вещами;)

Сказочница:

Прогнала Лиса Зайца, Сел он на пенёк и заплакал.

Идёт мимо Собака. (музыкальное сопровождение)

Собака: Гав, гав,гав. О чём Заяц плачешь?

Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Собака: Не плачь, Заинька! Я её выгоню.

Сказочница:

Подошла Собака к избушке и стала гнать Лису.

Собака: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.

Сказочница:

– А Лиса Собаку ничуть не испугалась.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему: весна, 3 класс

Лиса (в окошке): Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница:

– Испугалась Собака и убежала. Идёт мимо Волк. .(музык. сопровождение

Волк: У-у-у. О чём Заяц плачешь?

Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Волк: Не плачь, Заинька! Я её выгоню.

Сказочница:

– Подошёл Волк к избушке и стал гнать Лису.

Волк: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.

Сказочница:

– А Лиса ничуть не испугалась Волка.

Лиса (в окошке) : Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница:

– Испугался Волк и в лес убежал. Идёт мимо Медведь. (музыкальное сопровождение)

Медведь (участливо): О чём, Заяц, плачешь?

Заяц: Меня Лиса выгнала из собственного дома.

Медведь (важно): Не плачь, Зайчик, я её выгоню.

Сказочница

Подошёл Медведь к избушке и стал гнать Лису.

Медведь (рычит): Р-р-р. Поди, Лиса, вон! Немедленно!

Сказочница:

А Лиса ничуть не испугалась.

Лиса (в окошке): Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница:

– Испугался Медведь и в лес убежал.

– Идёт мимо Петух. .(музык. сопровождение)

Петух (гордо, важно) : Ку-ка-ре-ку! О чём Заяц плачешь?

Заяц: Как мне не плакать? Лиса меня из дома выгнала.

Петух: Я её сейчас выгоню.

Сказочница:

– Подошёл Петух к избушке и стал гнать Лису.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон!

Лиса: Шубу надеваю.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса, вон!

Сказочница:

– Лиса испугалась и в лес убежала. И стали Заяц и Петух жить, да поживать в Зайкиной избушке.

Сказочница:

Вот он Петя Петушок, золотой гребешок, Зайке нашему помог, От Лисицы уберег! Он и смелый, и певец, В общем, Петя молодец! Будет с зайкой он дружить,

И в домишке дружно жить!

Выходят все звери.

Лиса: Звери вы меня простите! Я больше не буду зайчишку обижать, буду с ними дружить.

(Лиса обнимает зайчишку)

Сказочница: Звери лисичку простили и стали вместе жить и крепко дружить.

Дети:

Всем советуем дружить Ссориться не смейте Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете..

Сказочница:

Вот и сказочке конец,
А кто смотрел и слушал – молодец!

Протасова Л.А.,
воспитатель высшей категории

(9 понравилось, средний балл: 4,89 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-12893/.html

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну слов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №2 «Искорка»

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе

«Путешествие в страну слов»

Составила: О. П. Горбань

Воспитатель высшей категории

Протвино 2013г.

Цели:

Дидактические: Учить детей правильно, четко произносить звуки родного языка. Закрепить понятие «Слово», различие слов. Расширить словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать слуховое внимание.

Развивающие: Развивать слуховое внимание, вербальную и зрительную память.

Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение к друг другу; умение слушать товарищей, не перебивать их, говорить по одному, не выкрикивать. Пользоваться антонимами, подбирать однокоренные слова, соотносить родовые и видовые понятия.

Словарная работа: Дать конкретное объяснение слов в речевых играх.

Предварительная работа: 1. Игра «Я знаю пять названий», 2. Рассматривание схем, беседа по схеме, 3. Игра «Звуки».

Материал: демонстрационный: конверт с письмом от Незнайки (задания).

Раздаточный: карандаши, картинки из серии – «мебель», «посуда»…

Планируемые результаты: Иметь представление, что слова бывают разные – одушевленные и не одушевленные (Кто? Что?)

Слова могут быть короткие и длинные (знать, что самое короткое слово это – «Я») с помощью приставок, суффиксов – слова могут превращаться в другие и иметь другое значение. Слова бывают нежные, грубые, ласковые, обидчивые…

Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель и дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели воспитателя и друг друга. Воспитатель показывает на предмет в группе (стол, стул), дети называют. Как можно назвать, то, что я вам показала? – слова.

Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в страну слов.Весь мир слов, которые нас окружают, имеют волшебную силу. С помощью слов можно совершать чудеса, а можно обидеть. Но мы должны узнать как можно больше и научиться говорить красиво.

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи – мы их точно знать должны!

Скажем вместе:

Девиз нашего занятия:

Дети:«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». (Хлопают дети).

Воспитатель: Где живут звуки?

Дети: В ротике.

Воспитатель: Что правильно помогает произносить звуки и слова?

Дети: Зубы, язык, горло, уши, глаза, щеки.

Игровая деятельность:

Фонетическая зарядкаКак тикают часы?Как подзывают цыплят?Как чикают ножницы?Как говорят, когда рыба срывается с крючка?Как жужжит жук?Как воет волк?Как паровоз выпускает пар?Как поют комарики?Как рычит мотор?Как просит сказать врач?Как фыркает воздух из шара?Как пыхтит каша?Как шипит змея?

Упражнение для мелкой моторики (с карандашом):

Карандаш в руках катаю,Между пальчиков верчу,Непременно каждый пальчикБыть послушным научу.

Воспитатель: «Сегодня я получила письмо, догадайтесь от кого?» (показывает конверт, там нарисован Незнайка).

Воспитатель: Хочу научиться читать и много знать, помогите.

– Воспитатель достает портфель и говорит: «Давайте все знания, которыми мы с вами владеем, положим, в портфель для Незнайки».

^

У слона фобот. Положи в чай сафар.Какой звук я произнесла неправильно?

Игра: «Слова родственники»

Я назову слова, а вы слова, которые могут быть похожими:Лес – лесной,Дерево – деревянный,Стекло – стеклянный,Железо – железный,Пластмасса – пластмассовый.

^

Жил да был веселый гном,Он в лесу построил – дом.Рядом жил поменьше гномик,Под кустом он сделал – домик.Самый маленький гномишко,Под грибом сложил – домишко.Старый мудрый гном – гномище,Выстроил большой домище.Был он стар, и был он сед,И большой был домосед.А за печкой, за трубой,Жил у дома – домовой.

^

Мебель –Посуда –Рыбы – Одежда – Семья –Овощи –Фрукты –

А сейчас отдохнем:

Встаньте прямо, потянитесь, пошагайте, наклонитесь, руки вправо, руки влево…Встаньте, снова потянитесь и друг другу улыбнитесь.

^

Высокий дуб – низкий дуб.Острый нож – тупой нож.Сильный – слабый.Сладкий – горький.Злой – добрый.Белый – черный.Аккуратный – грязный.

Составление рассказа по схеме «о себе».

Воспитатель показывает последовательность схем и объясняет, как можно составить рассказ (схема прилагается).

Составление рассказа детьми.

Релаксация:
Воспитатель: «Ну а сейчас, нам нужно конверт отправить Незнайке. У нас есть время – лето, подготовиться к школе».

Воспитатель: Какие мы сложим в конверт игры? Какая игра вам понравилась больше всех?

Воспитатель складывает в конверт игры и говорит, что отправит сегодня письмо Незнайке.

Источник: http://shkolnie.ru/ekonomika/75061/index.html

Занятие по развитию речи с использованием игровых методов и приёмов при обучении детей в старшей логопедической группе «Хрюша в гостях у ребят»

Занятие по развитию речи

с использованием игровых методов

и приёмов при обучении детей

в старшей логопедической группе

«Хрюша в гостях у ребят»

Цель: Посредством использования игровых методов и приемов развивать психические процессы детей: память, внимание, творческое воображение и мышление. Уточнить произношение звука [O] в изолированном виде, словах, фразах. Развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе. Отрабатывать дикцию; закреплять умение говорить замедляя или убыстряя темп. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

^

Игрушка – поросёнок Хрюша; индивидуальные зеркала, цветные фломастеры, листы чистой белой бумаги, трафареты круга (для каждого ребенка); наборное полотно с изученными разрезными буквами; картинки, иллюстрирующие скороговорки.

^

Повторение звука [O], работа с зеркалами, разучивание скороговорок и пальчиковой гимнастики.

^

Воспитатель: Дети, сегодня на нашем занятии

(стук в дверь)

к нам кто-то пришел, сейчас посмотрю

(вносит игрушку Хрюшу)

Ребята, кто к нам пришел!

Хрюша: Здравствуйте, ребята!

^ Здравствуй, Хрюша!

Хрюша: Ребята, я так торопился, бежал… (тяжело дышит)

Воспитатель: Хрюша, ты так запыхался, даже дышишь с трудом, тебе надо успокоить свое дыхание.

^ А я не умею.

Воспитатель: Дети, давайте поможем Хрюше, научим его восстанавливать дыхание. Смотри и делай как мы.

Упражнение на речевое дыхание

(медленный вдох через нос и выдох через рот)

Воспитатель: Хрюша, ты уже ровно дышишь, молодец! А теперь расскажи нам, что случилось.

Хрюша: С утра у меня заболел живот. Я, конечно, сам виноват, потому что ел одни конфеты и на ужин и на завтрак. И я пошел к врачу. Было так больно «О-о-о!».

Воспитатель: Бедный, Хрюша, нельзя есть одни конфеты! Так ты даже стонал?

^ Да! О-о-о!

Воспитатель: Ребята, а не кажется ли вам, что в стоне Хрюши мы слышим знакомый звук?

Дети: Звук [O].

Воспитатель: Конечно, Хрюша, мы уже изучили этот звук и знаем его. Дети, а давайте вместе с Хрюшей правильно произнесем его.

^

Воспитатель: Посмотрим в зеркало. Когда мы произносим звук [O] , губы вытягиваются в широкую трубочку, язык свободно лежит за нижними зубами. Воздух выходит плавно, свободно. Как стонал Хрюша? О-о-о, молодцы!

Хрюша: Вот так звук! А я у вас тут видел буквы (обращает внимание на наборное полотно, на котором выставлены изученные детьми буквы). А какая же из них «О»?

Воспитатель: А сейчас тебе дети покажут.

(Ребенок достает букву «О» и показывает Хрюше)

Хрюша: (рассматривает букву) Какая она! Ох, какая! Круглая!

Воспитатель: Действительно, Хрюша, буква «О» похожа на какую фигуру, дети?

^ На круг!

Воспитатель: Правильно! И я предлагаю всем поиграть!

Игровое упражнение «Дорисуй предмет из круга»

Воспитатель: Послушай, Хрюша, дети расскажут, что нужно сделать.

Ребенок: Надо обвести круглый трафарет, получится круг, а потом дорисовать любой предмет из этого круга.

Воспитатель: А сегодня задание усложняется: надо не просто дорисовать предмет из круга, а такой предмет, в названии которого есть звук [O].

^ .

Хрюша: Что ты нарисовал?

Ребенок: Светофор, потому что здесь есть звук [O].

Хрюша: А зачем он нужен?

Ребенок: Чтобы помогать машинам правильно ездить по дорогам.

^ Что ты нарисовал?

Ребенок: Ножницы, тоже со звуком [O].

Хрюша: А для чего они нужны?

Ребенок: Чтобы резать.

И так далее. Опросив всех детей Хрюша выясняет, что они нарисовали солнце, кольцо, цветок, воздушные шары, яблоко, колобок, мороженное, паучок, человек (схематично).

^ Молодцы, ребята, никто не ошибся!

Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку.

Физкультминутка

(проводит ребенок)

Я хрю-хрюшка Я хрю-хрюшкаЯ купаю в луже брюшкоБыло розовым оноА теперь черным – черно Движения руками вправо, влево сжимая и разжимая ладониРуки на пояс, вращательные движения туловищем Руки развести в стороныПоочередное похлопывание по животу

Хрюша: Здорово! А я вот хочу рассказать вам стихотворение

И.Токмакова Невпопад. На помощь! В большой водопад Упал молодой леопад! Ах, нет! Молодой леопард Свалился в большой водопард.Что делать – опять невпопад. Держись, дорогой леопад, Верней, дорогой леопард! Опять не выходит впопард.

^ (огорчено) Ну вот, хотел прочитать вам стихотворение, а ничего не получилось.

Воспитатель: Хрюша, ты очень волновался и торопился, поэтому все перепутал. Но не огорчайся. Мы знаем хороший способ научиться говорить правильно и четко произносить слова. Что это за способ? Это скороговорки! Мы знаем столько скороговорок! Даже придумали игру. Вот смотри это картинки. Выбирай любую и показывай детям, а они тебе в соответствии с картинкой прочитают скороговорку.

^

Хрюша: Как здорово, я тоже хочу научиться.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе с Хрюшей разучить новую скороговорку. А раз мы сегодня повторяли звук [O], выучим скороговорку в словах которой встречается этот звук.

Зоя везла на возу Козленка, козла и козу. Хрюша, слушай и повторяй вместе с нами. Сначала медленно, четко проговаривая каждое слово, затем всё быстрее и быстрее.

^

Воспитатель: Молодцы! Предлагаю поиграть! Сделаем бинокли из кулачков и поиграем. (Подносит кулаки к глазам). С помощью моего необычного бинокля можно увидеть только один предмет, а с помощью ваших биноклей – много.

^

Воспитатель Я вижу розу сливу арбуз ягоду плод мост куст иву шар дуб апельсин лимон Дети Я вижу розы сливы арбузы ягоды плоды мосты кусты ивы шары дубы апельсины лимоны

Воспитатель: Хрюша, а ты любишь сказки?

Хрюша: Конечно, люблю!

Воспитатель: Тогда слушай. Мы тебе не только расскажем, но и покажем!

^

(При чтении сказки дети на каждое выделенное слово показывают соответствующую фигуру из пальцев)

Жил был человечек и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы и собирали цветочный сок.

Человечек жил один-одинёшенек и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!» Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.

Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человечком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го,- сказала лошадка, – давай с тобой дружить, человек, я буду тебе перевозить тяжёлые грузы». И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человечек и лошадка.

Шли-шли, а навстречу им – собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроем: человек, лошадь и собака.

Идут и видят – коза пасётся в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье.

Оказалось, что это кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».

Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке а переправиться через неё не могут: мостика нет.

Поострили они тогда все в месте мостик, перешли на другой берег и увидел человечек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то.

Построил человечек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить поживать и друг другу помогать: человечек, лошадь, собака, коза и кошка.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1231205.html

Ссылка на основную публикацию