Домашнее воспитание детей

Домашнее воспитание детей

Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители стоят перед выбором, отдать его в детский сад или оставить на домашнее воспитание. О развитии детей в детском саду мы уже говорили ранее на нашем сайте. Теперь давайте обсудим домашнее воспитание детей, его плюсы и минусы. А также поговорим о том, что обязательно должна учитывать мама, воспитывая ребенка дома.

Особенности домашнего воспитания

Каковы же особенности домашнего воспитания? Родители, дети которых посещают детский сад, отмечают раннюю социализацию малышей, их дисциплинированность, соблюдение режима дня и питания и т.д.

Но если ребенок находится дома с мамой, это также очень хорошо, так как мама всегда учитывает личные нужды и особенности малыша, выбирает индивидуальный график занятий, может регулировать их продолжительность и напряженность. Дома всегда есть возможность выбрать любимое блюдо, погулять подольше в хорошую погоду и лечь спать пораньше, если ребенок устал.

Все эти прелести жизни испытывают дети на домашнем воспитании. Поэтому если у мамы есть возможность оставить ребенка дома, это может быть для малыша вполне подходящим вариантом.

Семейная педагогика и домашнее воспитание

Если Вы все же решили остаться с ребенком до школы дома, Вам будет полезно узнать, как же организовать обучение и воспитание малыша. Прежде всего, Вы должны помнить о дисциплине. Не нужно кушать, спать и гулять строго по часам, как в садике.

Но было бы неплохо определить время, когда Ваш малыш любит гулять, когда успевает проголодаться и когда его тянет на сон. Старайтесь ежедневно повторять эти действия в одно и то же время, и делайте так, чтобы каждое из них имело свой особый ритуал.

Например, перед едой вымыть руки, после прогулки убрать вещи в шкаф, летом — вымыть ноги, и перед сном умыться и почистить зубы. Такая самодисциплина поможет ребенку в дальнейшей жизни.

Обязательно давайте малышу возможность общаться со сверстниками. Постоянно посещайте детскую площадку, пару кружков или центр раннего развития. Общение с другими детьми очень важно для ребенка.

Оно подготавливает его к школе, учит знакомиться, находить друзей, помогает расширить его кругозор.

Совместное обучение имеет элемент соревнования, который стимулирует ребенка к достижению лучших результатов, а совместное творчество обогащает внутренний мир малыша новыми идеями.

Общение с другими детьми, участие в групповых играх, соблюдение общих правил – это то, что ребенок должен уметь делать при поступлении в школу. Психологи считают, что потребность в общении возникает у ребенка в 4 года.

Поэтому к этому возрасту Вы должны определиться с тем, в каком формате будет проходить такое общение.

Если у Вас нет возможности или сил находить для ребенка друзей, Вам стоит серьезно задуматься над тем, чтобы отдать малыша в детский сад, старшую или подготовительную группу.

Домашнее обучение детей

Многих родителей кроме воспитания также очень волнует вопрос уровня домашней подготовки и соответствия знаний ребенка дошкольной программе. Вам не стоит переживать, требования при поступлении в школу можно найти в интернете, или узнать в ближайшем образовательном учреждении. Тема подготовки ребенка к школе также обсуждалась на нашем сайте.

Примерно за год до поступления в школу, узнайте все требования и не спеша начните проверять знания малыша на соответствие данным требованиям. Не волнуйтесь, если ребенок чего-то не умеет или не знает. У Вас еще будет время наверстать упущенное.

Но если Вы постараетесь в период с 2 до 5 лет, проблема несоответствия требованиям школы не должна возникнуть вообще.

Ребенок на домашнем обучении

Как же достичь хороших результатов в домашнем обучении? Существует несколько особенностей, которые должны учитывать родители, решившие перевести ребенка на домашнее обучение.

  1. Не стоит требовать от ребенка успехов в предметах, которые ему не нравятся. Очень часто родители отдают малыша на кружки или курсы, которые уже посещают дети их друзей или знакомых, абсолютно забывая о том, что их ребенок имеет индивидуальные способности, возможности и предпочтения. Ваша задача – помочь малышу найти предмет, глубокое изучение которого доставляет ему удовольствие. Все остальное нужно выучить на уровне, достаточном для поступления в школу. Но один или два любимых предмета нужно постараться изучать глубоко и систематично. Например, у Вашего ребенка есть склонность к иностранным языкам, уже в 3-4 года можно начинать учить один или даже два. Не бойтесь, дети имеют огромный потенциал, который обязательно нужно развивать. А может Ваш ребенок – отличный декламатор. Тогда не ленитесь разучивать с ним длинные интересные стихи и рассказывать близким, друзьям, или даже на сцене в детской самодеятельности.
  2. Не забывайте о том, что какими бы способностями не обладал Ваш ребенок, его психика и поведение остаются на детском уровне. Он не будет просто сидеть на месте, и если Ваши уроки будут скучными, он не будет Вас слушать. Обучение детей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме, сопровождаться яркими иллюстрациями и приятными эмоциями. Тогда все, что Вы будете учить, останется в памяти ребенка надолго.
  3. Старайтесь не давить на ребенка и не требуйте от него конкретных результатов. Вы должны хвалить малыша даже просто за старание. Поддерживайте любую инициативу с его стороны. Дети любят пробовать все новое. Следуйте за увлечениями своего ребенка.

Если ребенок постоянно находится дома, ответственность за его воспитание и обучение ложится на плечи родителей, а также бабушек и дедушек. Это, конечно, очень сложно. Гораздо проще отвести малыша утром в детски сад, сдать воспитателю и вечером забрать. Но результат домашнего воспитания может превзойти самые смелые ожидания.

Все зависит от настойчивости и терпения родителей, их фантазии и умения находить общий язык с ребенком. Если Вы постараетесь, Ваш малыш обязательно вырастет очень развитым, воспитанным, креативным и сможет добиться высоких результатов.

Ведь он не в детском саду, а значит, Вы можете отойти от стандартов и попытаться воспитать маленького гения.

Источник: http://bambinostory.com/domashnee-vospitanie-detey/

Легко ли воспитывать ребенка дома? Особенности домашнего воспитания

Каждый нормальный родитель желает своему ребенку самого лучшего. Мы стремимся, чтобы наши дети были не только здоровы, сыты и хорошо одеты, но и чтобы их развитие было гармоничным.

Именно поэтому мамы и папы стараются покупать малышам все необходимые, на их взгляд, игрушки и книги, водить в развивающие центры и играть в соответствующие возрасту игры. Но так делают практически все. А вот вопросом, возможно ли воспитывать ребенка дома, самим, задаются очень немногие.

Кто-то – в силу финансовых причин, но для большинства домашнее воспитание является чем-то исключительным, непонятным и поэтому ненужным. В помощь думающим и делающим осознанный выбор во благо своего ребенка родителям – наша статья.

Воспитывать ребенка дома: почему это так сложно для современных родителей?

Нынешнему поколению родителей действительно нелегко. И дело даже не в том, что домашнее воспитание детей – серьезный труд, который не каждому взрослому кажется посильным. Дети росли в семьях всегда, и они всегда бегали и прыгали, падали и устраивали беспорядок, плакали и кричали. Но вот традиции и рамки ответственности родителей существенно изменились за долгие века.

Когда-то в состоятельных дворянских семьях было принято передавать младенца няням и кормилицам, в старшем возрасте – оплачивать услуги приходящих учителей: соответственно, воспитывали ребенка дома, но, по сути, наемные работники. Бедняки обходились без нянь, но и жили они обычно скученно, помогая друг другу.

Существует даже такая старая пословица: «Чтобы воспитать одного ребенка, нужна целая деревня». Дети постоянно присутствовали в жизни родителей, они всегда были рядом с взрослыми, сопровождая их в работе и делах, но при этом в былые времена не существовало такой внутрисемейной замкнутости, как сейчас.

Бабушки и дедушки, другие малыши, родня и знакомые являлись существенной и обязательной частью жизни ребенка.

В советские времена выбора в воспитании детей – оставить дома или отдать в садик – попросту не было. На первом месте должны были стоять интересы коллектива.

А стране нужны были работники… Поэтому и росли, как грибы, ясли и детские сады. Не стоит думать, что в СССР так сильно заботились о детях.

Просто государство делало всё, чтобы женщина верила – каждый должен быть на своем месте. Она – ценный работник, а о детях позаботятся специалисты.

В какой ситуации оказались современные родители? Являясь в прошлом теми самыми советскими «садовскими» детьми, мы имеем значительно более широкий выбор.

Привычные с детства установки, заложенные в нашем подсознании, вступают в конфликт с нынешней реальностью, когда мы сами должны нести ответственность за выбор касательно наших детей. Бабушки – это те вчерашние мамы-работницы, которые были «у станка» с полуторагодовалого возраста собственных детей.

Обычно они просто не знают, каково это, воспитывать ребенка дома и, соответственно, не готовы принимать существенного участия в домашнем воспитании теперь уже своих внуков. Что же делать современным мамам? Дать однозначный ответ невозможно.

Однако если вы стараетесь быть объективными и принимать решения, касающиеся своих детей, не только исходя из общепринятых взглядов, не лишним будет взвесить все “за” и “против” воспитания ребенка дома.

Плюсы и минусы домашнего воспитания

Воспитание ребенка дома имеет ряд серьезных преимуществ перед традиционным дошкольным образованием. Основные плюсы домашнего воспитания:

  1. Ребенок находится в психологически комфортной обстановке. Он чувствует себя в безопасности, ему не приходится проходить тяжелую адаптацию, свойственную детсадовским сверстникам. Известно, что только в психологически комфортной среде дети могут нормально развиваться в интеллектуальном и творческом плане. Кроме того, “домашние” дети реже болеют. Это связано не только с меньшим количеством атакующих вирусов и микробов – у них отсутствуют психосоматические причины традиционных детских болезней (нежелание идти в садик, стремление побыть дома, с мамой).
  2. Родители могут быть уверены в качестве ухода и питания, получаемых малышом.
  3. Режим и занятия с ребенком проводятся в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  4. Ребенок видит нормальную, взрослую жизнь. Он учится помогать маме в быту, общается с людьми разного возраста, а не только с ограниченным коллективом сверстников.
  5. Воспитание ребенка дома изначально учит его тому, что он не “винтик большой системы”, а уникальная личность.

Однако домашнее воспитание, несмотря на все его плюсы, выбирают немногие. В чем же его сложность? Существуют и определенные минусы такой модели воспитания:

  1. Обычно мама (реже – папа или бабушка) бывает вынуждена стать домохозяйкой или начать работать на дому. Не для всех семей это реально, в первую очередь, по финансовым причинам.
  2. Ограниченность общения. Социальный аспект домашнего воспитания – вопрос непростой. С тем учетом, что большинство детей в будние дни находятся в садиках, найти друзей малышу может быть сложно. О развитии коммуникабельности при воспитании ребенка дома мы поговорим ниже.
  3. Если для мамы домашнее воспитание ребенка является вынужденным (в силу, например, его слабого здоровья), постоянное нахождение дома может восприниматься ей как невыносимо тяжелое.
  4. Существует риск избаловать ребенка, особенно если он в семье единственный. Мама у малыша всегда рядом, и при отсутствии должных границ он может превратиться в настоящего маленького тирана.
  5. Общество не понимает и не принимает домашнее воспитание. Для некоторых мам косые взгляды окружающих являются определяющим фактором в решении, отдавать ли ребенка в садик. Почему-то в отношении, например, любимой одежды или выбора автомобиля мы склонны проявлять завидную твердость, а вот воспитание собственного ребенка часто корректируется в угоду чьих-то вкусов и мнений. Не забывайте, что чужим людям, дающим советы, ваш малыш, в общем-то, безразличен. А смелостью иметь собственное мнение в наше время, к сожалению, обладают немногие…

Воспитание ребенка дома без садика и коммуникабельность

Основным доводом необходимости детского сада является социализация. Человек – несомненно, существо социальное и нуждается с малых лет в общении как со сверстниками, так и со взрослыми (не только с родственниками). Другой вопрос, как же должна развиваться эта пресловутая коммуникабельность.

Сторонники детского сада говорят о том, что только там ребенок становится дисциплинированным, начинает уважать взрослых и соблюдать требования своей первой социальной группы. Садик учит малыша делиться и договариваться со сверстниками.

  Именно в условиях яслей или детского сада ребенку бывает важно научиться ставить понятие “мы” выше “я”, “наше” над “мое”.

Считается, что в отсутствие дошкольного образования детям потом сложнее приходится в школе и в целом при общении с окружающими.

Однако разве социум и детский сад – это одно и то же? Если ребенок в семье единственный, а мама замкнута и необщительна, и правда, говорить о нормальной социальной адаптации малыша сложно.  Дети не обязаны организовывать свой досуг и создавать себе компанию.

Они не нуждаются и в постоянной навязанной извне группе одновозрастных детей, которую дает им детский сад.

Проблема социализации решается проще (хотя для кого-то – сложнее): общением с другими семьями с детьми, домашними и “садовскими”, развивающими кружками, участием в активной жизни взрослых.

Для многих родителей именно развитие коммуникабельности является доводом в пользу домашнего воспитания.

Редкие семьи живут действительно отдаленно от общества, и для организации нормального круга общения ребенка достаточно бывает лишь выходить чаще на улицу, жить обычной социальной жизнью и вовлекать в нее малыша.

Воспитываемые дома дети не ограничены 8-часовым общением с одними и теми же 20-30 сверстниками. У них есть выбор, с кем дружить; они не изолированы от остального общества стенами детского сада.

Правила для родителей, решивших воспитывать ребенка дома

1. Не стремитесь заменить детский сад

Попытки стать “заменой”детскому саду в плане музыкальных, физкультурных и других занятий характерны для тех родителей, которые считают домашнее воспитание в какой-то мере ущербным.

Программа дошкольных учреждений – это усредненная обучающая методика, не учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка. Домашнее обучение имеет множество преимуществ благодаря своей направленности на конкретного малыша. Усердствовать, стремясь к “садиковому” расписанию занятий, не имеет смысла.

Игры, чтение и прогулки в удобном для вас и ребенка темпе разовьют ребенка не меньше и наверняка даже больше, чем занятия в группе.

2. Соблюдайте режим дня

А вот четкий режим дня необходим. Если ребенок ложится в двенадцать ночи или даже позже, не считайте, что это замечательно, потому что удобно и привычно для вас. Вставать по будильнику в 7 утра при домашнем воспитании в общем-то незачем, но и сдвинуть режим дня в более физиологичные рамки не помешало бы.

3. Общайтесь с малышом и старайтесь разнообразить его досуг

Мама, воспитывающая ребенка дома, несомненно, несет большую ответственность за формирование его личности.  Уважайте врожденные способности своего крохи, не навязывайте ему при занятиях собственные нереализованные интересы. Помогите ребенку раскрыться, ведь именно поддержка и помощь близких людей  часто являются залогом для будущего успеха в какой-либо деятельности.

Малыш, сидящий по нескольку часов в день у телевизора, действительно, будет уступать в развитии посещающему детский сад. И виной тому – не домашнее воспитание, а, по сути, его отсутствие. Мультфильмы и специальные компьютерные “развивашки” должны быть исключительным явлением.

Основной частью “рабочего дня” ребенка должны стать общение с мамой (дома и на улице), чтение книг, прогулки. Дети прекрасно впитывают новую информацию, когда она исходит от любимого близкого человека. Рассказывайте сыну или дочке обо всем, что вас окружает – людях, животных и событиях.

 Посещайте детские мероприятия, выставки и музеи.

4. Приучайте ребенка к самостоятельности

В детском саду детям ничего не остается, как надеяться только на себя. С одной стороны, это в какой-то мере является стрессом, а с другой – приучает к мысли: “именно я, а не мама, должен убирать за собой игрушки / посуду после еды”.

Воспитание ребенка дома обязательно включает обучение его этим и другим самостоятельным действиям. Вы не можете всегда одевать и обувать малыша, обихаживать его и выполнять всю домашнюю работу самостоятельно. Приучайте ребенка помогать вам по дому, конечно, в той степени, в какой ему это пока по силам.

Читайте также:  Николай греков «приметы осени»

Определенные “потери” типа разбитой посуды неизбежны, но это цена взросления и приобретения вашим крохой самостоятельности.

5. Обеспечивайте необходимое для ребенка общение

Если вы воспитываете ребенка дома, это не означает, что нужно запереться в четырех стенах, нагрузить малыша развивающими занятиями и раз в день выходить на прогулку в ближайший двор. Помните о необходимости коммуникации. Ходите в гости, занимайтесь с ребенком текущими делами, посещайте интересные кружки и школы развития (именно с целью общения).

6. Не растите ребенка потребителем

Даже если вы можете купить любимому чаду абсолютно любую игрушку, не нужно этого делать.

Получая по первой просьбе всё, что вздумается, ребенок в лучшем случае вырастет человеком, не знающим цены труду и деньгам, в худшем – превратится в самого настоящего эгоиста, постоянно требующего от родителей всё новых и новых “подношений”. Кроме того, излишнее количество игрушек губит детскую фантазию.

7. Воспитывая ребенка, в первую очередь, воспитывайте себя

Если ребенок воспитывается дома, именно на близких лежит вся ответственность за его развитие. Малыш, как зеркало, отражает поведение взрослых. Бессмысленно ругать ребенка за то, что он говорит “плохие слова”, если родители грешат тем же.

Еще один важный момент – это единство воспитательных действий взрослых. Споры и ругань при ребенке не приведут ни к чему хорошему, а отсутствие четкой линии поведения, когда один из родителей запрещает, а другой позволяет, путают малыша или учат его манипуляции.

Важный выбор: воспитывать ребенка дома или отдать в детский сад?

Домашнее воспитание подходит не всем семьям, как минимум потому, что не все считают его целесообразным. Но если вы читаете эту статью, значит, тема воспитания ребенка дома вам интересна.

Как известно, детские сады – явление не такое уж и древнее. Веками дети воспитывались дома, и это считалось нормой. Сейчас изменилась жизнь всего общества, и сложно говорить о том, что является правильным, а что неправильным.

Однако при принятии решения, отдавать ребенка в садик или оставить его дома, постарайтесь руководствоваться не только общественными стереотипами или собственным опытом посещения этого учреждения в детстве.

Учитывайте интересы ребенка, его индивидуальность и свои возможности (как финансовые, так и моральные).

Воспитывать ребенка дома – непросто, как минимум потому, что ответственность при этом ложится полностью на плечи семьи. Вы не сможете сказать, что малыш научился чему-то плохому от воспитательницы или других детей.

Но это является и преимуществом домашнего обучения.

В ваших руках – податливый маленький человечек, и только в ваших силах научить его практически всему, помочь построить крепкий фундамент знаний и моральных ценностей, необходимых в этой жизни.

Специально для lovingmama.ru

Фото из фотостока 

Источник: http://LovingMama.ru/article/672-legko-li-vospityvat-rebenka-doma-osobennosti-domashnego-vospitaniya

Домашнее воспитание

Как и любое дело, домашнее воспитание имеет свои особенности. Что нужно учитывать, чего ждать от ребенка и как организовывать время? Множество вопростов встает перед теми, кто делает этот выбор. 

Говорят, что дети, посещающие детский сад, раньше социализируются. Если считать социализацией приучение к режиму и коллективную дисциплинированность, то это действительно так. А вот любимую мамочку ребенку не заменит ничто и никогда. Так же как и возможность учитывать индивидуальные особенности ребенка, подбор графика занятий и прогулок, времени сна. 

Организация обучения и воспитания

Помните о дисциплине! Нахождение дома не означает вседозволенности. Режим, конечно, должен быть, но пусть он будет построен на внутренних ритмах вашего ребенка. Завтрак – обед – полдник – ужин в одно время, удобное ребенку. Так же, как и сон.

Естественно, ритуалы отхода ко сну, вечернего чтения, утренних занятий должны повторяться изо дня в день. У вас должны быть четкие, даже жесткие правила, выполнение которых не обсуждается. Перед едой моем руки. Летом после прогулки моем ноги. Раздеваясь убираем вещи в шкаф.

Закончил рисовать – сложи карандаши. 

Общение со сверстниками – обязательный этап в формировании личности ребенка. Гуляйте с детьми на площадке, в песочнице, ходите в гости.  Даже желательно (чего нет в детских садах), чтобы детский коллектив был разновозрастным. Это очень полезно как и для тех кто старше, и для тех, кто младше. Но помните, что не нужно навязывать общение с другими детьми.

Не хочет играть с каким-то конкретным ребенком – так и вам не все люди нравятся. Сегодня хочет побыть один, посмотреть жучков, слепить снеговика – позвольте ему, значит сегодня такое настроение.

Идет в песочницу с удовольствием и показывает новые игрушки – отлично! Все дети, как, собственно, и все люди – разные! Воспитываясь дома, ребенок имеет больше возможностей сохранить свою индивидуальность, позволяйте ему это делать.

Обязательно ежедневно проводите с ребенком занятия на различные тематики. Рисование, слушание музыки, чтение, основы математики, конструирование, аппликация – вот только несколько видов деятельности, необходимых для полноценного развития вашего малыша. Сейчас более чем достаточно информации для того, чтобы самостоятельно провести любое из этих занятий.

А вот по “окружающему миру” у вас гораздо больше возможностей, чем у воспитателя. А у вашего ребенка больше преимуществ, чем у того, кто ходит в садик. Сводите его на почту, в магазин, на заправку, в парикмахерскую. “Садовсий” ребенок видит это только на картинках. Ваш малыш увидит как вести себя, продавая машину, и как работает садовник, где живут трамваи и как работает экскаватор.

Дайте ему это счастье познания мира с рук матери.

Домашнее воспитание не исключает, а даже приветствует посещение ребенком различных кружков и секций. Это развивает кругозор, помогает в подготовке к школе, стимулирует к познавательной активности, а элемент соревнования помогает стремиться к лучшим результатам.

Если у вас нет возможности организовать это самостоятельно, то желательно отдать ребенка в сад перед школой на год в подготовительную группу. Дело в том, что к школе, кроме необходимого запаса знаний, у ребенка должны быть сформированы навыки общения в коллективе.

Лучшее время для этого с 5 до 7 лет. 

И главное, находясь дома, ребенок учится жить в семье. Он видит ссоры и примирения, совместные вечера и рабочие будни. Он видит не только уставших родителей, которым нечего сказать ни ему, ни друг другу.

Ребенок учится любви и взаимопониманию, терпению и уважению. Ребенок знает, что такое “семья”. Он знает, что дома может быть хорошо, и для этого не обязательно уходить к друзьям сначала в детский садик, а потом в бар.

Он создаст свою крепкую семью. 

Мамы любят своих детей несмотря ни на что. Смертельно уставшие, они все равно прощают своим проказникам все их бесконечные шалости. Но все-таки дети должны быть помощниками, поэтому рано или поздно, но приучения детей к труду не избежать.

Дело это нелегкое, и у вас не раз возникнет желание бросить все попытки трудового воспитания. Не поддавайтесь соблазну сделать все самой, дайте ребенку время обзавестись полезными навыками.

Тем более, что в доме всегда найдется несложная работа, которая под силу малышам.

Инструкция

Например, доверить заправить постель малышу вполне возможно. Пусть поначалу у него будет получаться не совсем так, как надо. Главное здесь – это практика.

Раскладывать свои вещи в шкафу также можно поручить самого ребенка. Покажите, как правильно это нужно делать. Можно на каждый ящик прикрепить наклейки, изображающие вещь, которая должна там находиться.

Постепенно кроха научится поддерживать порядок в своих шкафчиках.

Самое простое задание для малыша – это убрать свои игрушки. Превратите это занятие в игру, и вы не столкнетесь с детскими капризами, а в комнате малыша всегда будет порядок.

Поливка цветов тоже вполне по силам малышам.

Возиться с водой любит каждый ребенок, но учтите, что политы будут не только цветы, но и мебель, и пол. Поэтому для безопасности выберите два-три цветка, поставьте их на не боящееся воды место и следите за работой крохи.

Как только он начнет справляться с заданием, доверяйте полив остальных растений в квартире.

Уход за рыбками и другими мелкими домашними животными тоже не сложен, к тому же, привьет вашему ребенку доброту и внимательность к чужим потребностям. Если в доме есть собака, то общение ребенка с ней зависит от многих факторов. Ее породы, характера и т.д.

Самая любимая детская игра – это сервировка и уборка стола. Этим они готовы заниматься бесконечно. Следите за безопасностью ребенка. Не разрешайте ему носить больше одного прибора за один раз.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-910995-domashnee-vospitanie

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы.

Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому?

  • Комфортная обстановка или естественная среда. На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка. Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду. Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт.
  • Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз. Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился — мама пожалеет, расплакался — обнимет, загрустил — поиграет. Она всегда рядом!
  • Нет стресса. Каждый родитель знает, как тяжело дается детям первые месяцы адаптации к детскому саду. Оторванность от привычной обстановки и мамы — это сильный стресс, который негативно сказывается на психическом состоянии ребенка. Домашние дети ограждены от нервного расстройства. Они не испытывают дискомфорта, понятие «адаптация» им не знакомо.
  • 100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника. Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка.
  • Воспитание под наблюдением. Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог. А если не повезет? Какие убеждения, нормы и моральные ценности он заложит в сознание маленького человека? Какую модель поведения продемонстрирует? Если учесть, что основа личности формируется до 5 -7 лет, это большая ответственность. Воспитание в семье — гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи.
  • Нет уравниловки. В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо — учитывать мнение других людей, с другой — нет. Присутствует стадное чувство — делать как все. А если не как все, то мешаешь группе. Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы. Ребенок сам система, цельный механизм.
  • Подходит каждому. Все дети со своими особенностями характера и иммунитетом. Есть замкнутые, шумные, шустрые. Есть болезненные, тревожные. Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты». Часто болеющим детям садик — лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом.

Недостаточная социализация. Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание. Учится:

  • находить способы общения с группой,
  • играть по правилам, конкурировать, договариваться,
  • учитывать мнение других,
  • подбирать друзей по интересам,
  • примерять социальные роли,
  • отстаивать свое мнение.

Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника. Есть риск вырастить эгоиста, не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами.

Неквалифицированная подготовка к школе. Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения. Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики.

Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе.

Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах.

На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной – Минус 20 килограммов за месяц? Легко!

Недостаточное разнообразие игровой деятельности. В дошкольных учреждениях дети играют в сюжетно-ролевые и подвижные игры, участвуют в эстафетах и конкурсах.

Для них устраивают физкультурные и тематические праздники, новогодние утренники. Это море позитива и заряд энергии. Домашний ребенок лишен таких возможностей.

Ему остается довольствоваться лишь дидактическими играми с мамой.

Риск избаловать малыша. Дети лучше слушаются посторонних людей, нежели родителей. Они хорошие манипуляторы. Знают слабые места близких. Поэтому воспитывать своих малышей тяжелее. Велика вероятность пойти на поводу у собственного чада.

Капризы, истерики и скандалы… На какие только хитрости не идут, ради достижения цели. Чтобы не поддаться на детские провокации, родителям нужно быть грамотными психологами и иметь твердый характер.

Не хватает времени. Дома у мамы много дел: сбегать в магазин, приготовить кушать, убраться в комнате, постирать и погладить белье. А еще хочется почитать и посмотреть телевизор. Мама не робот. Где найти время на игры и занятия с малышом? Что он будет делать, пока мама занята домашними делами? Как организовать досуг и отдых дошкольника?

Читаем также: Как молодой маме справиться с ребенком и домашними делами?

В детском саду эта проблема решается просто: воспитатель пришла на работу, и кроме занятий с детьми она больше ничем не занимается.

Скучно. После 5 — 6 лет детям хочется общения со сверстниками. Сидеть дома с мамой и дидактические игры надоедают. Но с кем общаться? Днем все дети в саду, а вечером родители ведут их домой. Ведь нужно приготовить кушать, да и отдохнуть не мешало бы после работы. Летом дети разъезжаются кто на юг, кто к бабушке в деревню. Вот и получается, что даже поиграть не с кем.

Читайте также:  Экологический праздник в начальной школе. сценарий

Как компенсировать недостатки домашнего воспитания. Альтернатива

  1. Оставить малыша дома, значит взять на себя ответственность. С ним нужно заниматься. Если родители хотят подготовить ребенка к школе, им придется осваивать азы педагогики или воспользоваться услугами частных специалистов.
  2. Частный или домашний детский сад. Частично решает проблему индивидуального подхода.

    Детей в таких садиках меньше, значит внимание и досмотр лучше. Стоит он дорого, но и спрос с него больше. Правда, адаптацию малышу все равно придется проходить.

  3. Домашнее воспитание + посещение центра развития. На платной основе. Частично решает проблему общения в группах и квалифицированного подхода к развитию и обучению.

    К сожалению, времяпровождение в таких местах краткосрочно и всего несколько раз в неделю.

  4. Гувернантка или репетитор по подготовке к школе. Это квалифицированный специалист для занятий с детьми на дому. Гувернантка обойдется дороже репетиторства. Решает проблему развития, обучения и подготовки ребенка к школе. Вопрос социальной адаптации останется.

  5. Домашнее воспитание + детский сад. Другими словами, короткий день пребывания в садике. Можно договориться с руководством дошкольного учреждения приводить ребенка на несколько часов в день, полдня. Оплачивать придется полную стоимость. Решает проблему с дисциплиной, подготовку к школе, общение со сверстниками.

Сейчас иное время и другие возможности. Выбор за вами, родители! Только вы лучше всех знаете своих малышей.

Читаем также:

Водить ли ребенка в садик?

Что лучше детский сад или домашнее воспитание? Плюсы и минусы есть везде. Я расскажу почему и как сложилась жизнь без детского сада у меня, почему мои дети не в саду, про особенности ребенка без детского сада и быта мамы, которая на это пошла.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Источник: http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/domashnee-vospitanie-kak-alternativa-detskomu-sadu-preimushhestva-i-nedostatki.html

Особенности домашнего воспитания и обучения ребенка

Только малыши подрастают, перед родителями встает большой вопрос о посещении детского сада, либо воспитании в домашних условиях. В домашнем воспитании есть свои плюсы и, обязательно, присутствуют минусы. В домашнем воспитании мама обязана учитывать особенности такого воспитания. 

Особенности воспитания детей на дому

Когда дети посещают детский сад, у них появляется и программируется режим дня. Они более дисциплинированы, у них больше общения со сверстниками. Находясь дома с мамой, ребенок получает такой же уровень занятий, правда, мама может регулировать их продолжительность, такое же правильное питание.

Когда малыш находится дома, у него присутствует выбор в личных нуждах. Он может выбрать, какое блюдо он будет есть, когда пойти на прогулку, когда он ляжет спать. Вот такие прекрасные условия для детей.

Поэтому, если у мамы есть время и она может заниматься ребенком сама, то это самый подходящий вариант для малыша.

Педагогика семьи и воспитание в домашних условиях

Если мама решилась на такой шаг, то для этого требуется узнать многое. Главное, о чем нужно заботиться – это дисциплина ребенка. Не надо придерживаться распорядка дня, который присутствует в садике. Нужно самим распределить время прогулок, игр, обедов, завтраков, ужинов и сна.

Вначале нужно просто последить за малышом, в какое время ему захочется удовлетворить свою личную нужду, то это и будет являться определенным временем распорядка дня. Так же надо научить ребенка определённым правилам, например, перед едой мыть руки, убирать игрушки на место после своих игр.

Так же малыш должен общаться со сверстниками. Для этого нужно водить его на детскую площадку, либо в разные центры для развития. Общение важный этап для малыша, так как ему предстоит пойти в школу, и там ему придется знакомиться с другими детьми.

Общаться со всеми детьми, находить общий язык, участвовать в разных групповых и коллективных играх – это малыш обязан делать перед приходом в школу.

Домашнее обучение детей

Здесь нет ничего сложного. Существует большое количество литературы, в которой расписано, как правильно надо обучать детей, и какие существуют занятия и упражнения для развития. Так же это можно узнать в дошкольном учреждении.

Родители должны учитывать следующие особенности для обучения детей на дому.

1. Не надо заставлять ребенка учить то, чего он не понимает и что ему не интересно

Зачастую мамы отдают малышей в различные кружки, куда уже ходят знакомые их детей. Это неправильно. У ребенка есть свои индивидуальные способности, которые они хотят развивать.

Надо помочь своему ребенку найти именно то занятие, которым он хочет увлекаться, и всегда быть первым именно в нем.

Все остальные предметы нужно помочь понять, чтобы была возможность пойти в школу, но ни в коем случае не заставлять.

2. Поведение ребенка остается на детском уровне

Если уроки, которые проводит мама скучные, то ребенок не будет ими заинтересован и долго не просидит на месте. Занятия должны проходить в форме игр с множеством цветных изображений, множеством картинок, в стихотворных формах, в общем в творческом виде. Такое занятие уж точно заинтересует ребенка. Ему будет очень интересно и занимательно.

3. Давить на малыша ни в коем случае не нужно

Требовать от него моментальных результатов так же не надо. А вот от похвалы никто не откажется. Нужно хвалить малыша хотя бы за старания, ведь для него это впервые, это что – то новое, грандиозное.

Вся ответственность при обучении на дому лежит на родителях

Это сложный процесс. В садике есть специалисты, которые сделают свою работу. Но домашнее обучение, если оно будет правильным, может превзойти все ожидания. В этой нелегкой работе требуется иметь много сил, терпения и настойчивости. А, если постараться, то можно вырастить творческого, умного и разностороннего человека.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/edu/teach/5915-osobennosti-domashnego-vospitaniya

Детский сад или домашнее воспитание? – Блог Натальи Поздняковой. Праздник материнства

На предыдущий пост в разных соц.сетях была разная реакция. Где-то — активно поддерживали идею не ходить в детский сад, где-то — критиковали. Но пост был вообще не об этом 🙂 Пост был о развитии ребенка без детского сада (знаю, среди читателей много мам домашних детей), а не о том, нужно ли отдавать малышей в сад.

Сейчас я не берусь давать однозначные советы — водить своих детей в садик или нет. Когда-то я писала статьи, в которых описывала преимущества домашнего воспитания. В которых пыталась разбить основные аргументы «за» сад. Но сейчас я стала больше общаться с разными мамами и понимаю, что этот путь — не единственно верный. И многое здесь зависит не столько от ребенка, сколько от мамы.

Самое важное — мама должна определиться. Хочет ли она жить той жизнью, которой требует домашний ребенок? И тут не только отказ от хождения на работу. Тут готовность быть с ребенком круглосуточно. Готовность обучать, играть, подстраиваться. Если для мамы это невыносимо — лучше отдать в детский сад. Это не конец света.

К слову, я ходила в сад с 2 лет. Но не умела общаться до поступления в институт. Я социализировалась только в институте 🙂

Так вот. Предположим самое ужасное. Ребенок без сада долго адаптируется к школе. Но я готова была бы пострадать в первом-втором классе школы ради того, чтоб малышу не пришлось адаптироваться к детскому саду и ради того, чтоб до 7 лет можно было бы дать ребенку максимально своей любви. Заложить основы отношения к миру. Дать ощущение «тыла», выстроить максимально доверительные отношения.

И даже если домашний ребенок будет хуже уметь выходить из конфликтов (хотя я уверена, что только под руководством взрослого можно научиться грамотно выходить из конфликтов), он будет лучше устанавливать границы. Лучше слышать себя. И выбирать, с кем он хочет общаться.

Даже если домашний ребенок будет знать меньше детских песен, разучиваемых в саду, он будет более эрудирован в каких-то других вопросах. Потому что дома остается гораздо больше времени на энциклопедии, документальные фильмы, поездки по городу, по музеям…

И там, и там есть свои плюсы и свои минусы. Но все это не так существенно. Важнее — есть ли у мамы желание много заниматься ребенком. И возможность.

И конечно же, при желании можно выбрать компромиссный вариант. Сад на несколько часов. Или всего пару дней в неделю. То, что поможет отдохнуть от детей, восстановиться.

Итак, основное в вопросе детских садов — желание мамы (мы сейчас не говорим о ситуациях, когда нужно обязательно выходить на работу). Если вы внутри чувствуете желание оставить малыша дома — так и делайте. Вы найдете тысячи плюсов домашнего воспитания. Если вы внутри мечтаете отдать ребенка в сад — ваш выбор. Вы найдете тысячи плюсов детского сада.

Я желаю вам счастья и здоровья!

Источник: http://pozdnyakova.org/detskij-sad-ili-domashnee-vospitanie/

Быть или не быть детскому саду в жизни ребенка?

Затем наступила эра яслей и детских садов. Как правило, наши мамы и бабушки не мучились вопросом, отдавать или нет ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Причем нормой было посещение детского сада с года-полутора, а иногда и еще раньше — ведь на этот случай существовали ясли, принимавшие малышей с двух месяцев.

Развитие общественного воспитания было обусловлено экономическими запросами того времени — все женщины должны были трудиться на благо Отечества.

Сейчас ситуация изменилась. У современных родителей есть выбор: быть или не быть детскому саду в жизни ребенка. Когда малыш достигает возраста 1,5−2 года, многие родители начинают задумываться о том, как дальше построить обучение и воспитание своего чада.

В последнее время наметилась тенденция оставлять ребенка на домашнем воспитании. Причины этого в большом дефиците мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также в недоверии детским садам, которые не справляются со своими задачами. Рассмотрим плюсы и минусы общественного и домашнего воспитания.

Без сомнения, главным достоинством детского сада является социализация. Иными словами, подготовка ребенка к жизни в обществе, освоение им норм поведения.

В детском саду ребенок приобретает опыт общения не только с близкими, любящими его людьми, но и с ровесниками, с воспитателями и нянечками, которые к нему могут испытывать самые разнообразные чувства.

Также малыш учится уважать старших, слушаться их, выполнять их поручения и требования, соблюдать дисциплину. Ребенок таким образом приобретает необходимые навыки социального поведения.

Также детский сад приучает малыша к оптимальному для растущего организма режиму дня. В дальнейшем это поможет ребенку и при адаптации к школе.

Как показывает практика, малыши, посещающие детский сад, более самостоятельны. Они быстрее овладевают речевыми навыками, поскольку общение со сверстниками стимулирует развитие.

В обязанности воспитателей входит проведение развивающих занятий с детьми. В домашних условиях не всегда можно, например, найти возможности для проведения музыкальных или физкультурных занятий.

Однако есть и минусы воспитания ребенка в детском саду.

Инфекционные заболевания, не всегда благоприятный психологический климат в садике, отсутствие индивидуального подхода к ребенку, обделенность вниманием воспитателя (в группе 25−30 человек), опасность травмирования, непедагогические методы воздействия воспитателей на детей и т. д. — это далеко не весь список обстоятельств, которые омрачают пребывание ребенка в детском саду…

К тому же начало посещения дошкольного образовательного учреждения для ребенка всегда стресс.

Большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель, громкие разговоры, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми — все это непривычно для ребенка.

Длительное пребывание малыша в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.

Рассмотрим более детально и домашнее воспитание. Прежде всего, в домашних условиях можно обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

Если программа обучения, воспитания, распорядок дня в детском саду ориентированы на среднестатистического ребенка, то дома есть возможность учитывать личные особенности и склонности малыша, с учетом которых установить режим занятий, прогулок и приема пищи.

Также плюсом домашнего воспитания является и то, что ребенок под постоянным надежным присмотром. В домашних условиях можно обеспечить и более высокое качество питания. Это особенно актуально для детей, страдающих от пищевых аллергий.

Дома ребенок намного меньше рискует подхватить от сверстников инфекционные заболевания или паразитов.

Однако некоторые плюсы воспитания в домашних условиях могут обернуться минусами. Известно, что некоторые заболевания легче переносятся в детском возрасте и при этом не сопровождаются осложнениями. Это, например, краснуха, ветрянка, свинка… В этом плане детский сад дает больше возможностей для приобретения иммунитета.

Индивидуальный режим занятий в дальнейшем может осложнить процесс привыкания к школе, потому что в школу ребенок вынужден будет ходить не тогда, когда ему это удобно, а в соответствии с расписанием. Чем позже он столкнется с первым «надо», тем сложнее будет ему в дальнейшем.

В домашних условиях гораздо меньше возможностей для приобретения ребенком социальных навыков, чем в детском саду. Общение со сверстниками и посторонними взрослыми людьми, происходящее в дошкольном учреждении само по себе, дома требует определенной тренировки и настойчивости со стороны родителей.

В садике дети учатся делиться друг с другом игрушками, уступать, идти на компромисс, сочувствовать, умерять свои желания и учитывать интересы других. В домашних условиях эти навыки малыш усваивает несколько позднее.

Интересный факт: если ребенок ходит в детский сад, то уже к 4 годам его эгоцентризм сильно уменьшается или совсем исчезает; при домашнем воспитании это происходит только к 6 годам, а иногда эгоцентризм сохраняется и до 7−8 лет.

Так быть или не быть детскому саду в жизни ребенка? Что выбрать: детский сад или домашнее воспитание? Думаю, каждый из родителей должен решать сам, что подойдет его ребенку больше. К тому же надо учитывать и то, готов ли сам ребенок к началу нового этапа в своей жизни под названием «детский сад».

А может, выбрать золотую середину между садиком и домом? Есть, например, такая практика: до 4 лет ребенок находится на домашнем воспитании, но примерно с 3 лет посещает несколько раз в неделю развивающие кружки. Однако с 4 лет ребенок все-таки начинает ходить в детский сад. В этом случае плюсы обеих систем воспитания налицо.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/family/articles/60352/

Зачем ребенку домашнее воспитание?

Зачем нужно домашнее воспитание? 

(здесь и далее я буду иметь в виду возраст дошкольника. то есть, домашнее воспитание вместо яслей и садиков, а не хоумскулинг вместо школы). 

В первую очередь – чтобы вырасти в атмосфере любви. (Любви. А не вседозволенности, отсутсвии границ, безнаказанности и потакания). 

Есть совершенно замечательные педагоги и в яслях, и в садиках, которые очень добросовестно относятся к своим обязанностям и на самом деле любят детей. Нужно понимать одно – при любви к детям “в общем”, ни один педагог, никогда и нигде, не сможет любить вверенного ему ребенка также, как родитель.

 

Педагог может искренне привязываться к определенным детям на протяжении их пребывания с ним (так бывает), у него могут быть прекрасные чувства по отношению к подопечным, но при любой ситуации – все эти дети лишь эпизод в его педагогической практике.

Человек устроен так, что он не может разбазаривать зря свою эмоциональную сферу, если педагог каждого ребенка будет беззаветно любить, он через пару лет сойдет с ума или как минимум у него наступит эмоциональное выгорание и нервный срыв.

Педагог может хорошо относиться к ребенку, принимать его внутренне, но у него никогда не возникнет глубоких чувств по отношению к подопечным – это просто невозможно. Его сознание будет противостоять и ставить защиту. Педагог любит этого ребенка определенный период. Через несколько лет он не вспомнит, как его звали даже при хорошей профессиональной памяти.

допустим, это такой человек, который полностью посвятил себя работе с детьми, и у него нет своих детей, он искренне привязывается к воспитанникам.

Но разве можно представить, что про каждого за все годы работы он постоянно думает, и о каждом одинаково постоянно переживает? Точно так же, как бы мы ни относились хорошо к коллегам по работе, мы не питаем к ним таких глубоких и долговременных чувств, как к самым ближайшим родственникам. Например, у человека коллега на работе заболел. Человек очень воспитанный, с высоко развитой эмпатией, но что он может максимум сделать? Подумать-посочувствовать, позвонить и выразить пожелания выздоровления? А если близкий-родной заболел (не про нас будь сказано)? То же самое? О! Тут можно и ночь не спать от переживаний.

Более того, я как педагог могу утверждать, что ни один человек не в состоянии одинаково любить целую группу чужих детей (даже если он в целом прекрасно относится к детям). Это невозможно психологически, мы не устроены так, мы люди, а не роботы.

Понятное дело, что сознательный и добросовестный педагог будет всячески стараться одинаково хорошо относиться ко всем детям (внешне). Но внутри это невозможно привести в одинаковое состояние (могу сказать точно). Помню по школе – учителя приходят в учительскую и разряжаются: “Ты представь, этот Петров из 7 “А”…”.

И так далее. И если учительница в учительской может, скажем так, нелестно выражать свое отношение к Петрову, то внешне в классе она ничем это не выкажет. (у нас в стране и в учительской не скажет никогда – уволят тут же).

Но! даже если ей запрещают это высказывать, и даже если она боится так подумать, ей невозможно запретить это ЧУВСТВОВАТЬ. Да, внешне этого не будет видно и воспитательница одинаково относится ко всем детям в группе и одинаково хорошо выполняет свои обязанности по отношению к каждому.

Проблема в том, что дети гораздо более восприимчивы к невербальным проявлением. то есть, они напрямую чувствуют, что у воспитательницы в эмоциональной сфере, а не ее действия и не ее слова.

То есть, ребенок развивается в самый критический для впитывания любви период вне этой самой любви (мы при всем уважении к добросовестным педагогам не назовем их хорошее отношение к данному ребенку на протяжении периода воспитания или образования настоящей глубокой материнской любовью). Раннее детство и дошкольный возраст – периоды становления личности и всего мировоззрения в целом, и воспитание вне атмосферы любви не восполняется никаким “специальным развитием”.

Материнская любовь совершенно другая по природе. Она заложена генетически, она безусловна и не меняется от обстоятельств. Более того, любые отрицательные эмоции по отношению к ребенку (мама сердится, злится, раздражается, устает, и т.п.) они все равно несопоставимы по сравнению с любовью.

Невозможно же допустить, что мать подумает: “так устала сегодня от сына, лучше бы его не было в нашей семье!” устала – устала, но попробуйте что-то плохое про него сказать – разорвет! Воспитательница вполне может думать: “как устала от Петрова, лучше бы его не было в группе, может попросить заведующую перевести…

” и так далее, и это абсолютно нормально для нее (у нас был случай в школе, когда учительница попросила перевести ученика из ее класса по причине психологической несовместимости, и ее все прекрасно поняли). Так вот, дома ребенок пребывает не потому, что мама профессиональнее воспитателей в организации распорядка дня или знании развивающих методик.

Он воспитывается дома потому, что впитывает на всю свою будущую жизнь материнскую любовь. Для него в дошкольном детстве строится платформа полного принятия и безусловной любви. Именно на это он будет подсознательно опираться ВСЮ ЖИЗНЬ. Это константа, фундамент.

Нет,не внешние выражение хороших чувств при исполнении своих профессиональных обязанностей и “в принципе хорошее отношение к детям”, а глубочайшая любовь к этому ребенку. Материнская любовь отличается тем, что она не ограничена рабочим днем или учебным годом. Она простирается на всю жизнь, и это ребенок впитывает и ощущает подсознательно.

Да, здесь нет сиюминутных результатов. По лицу ребенка точно незаметно будет – о, впитал дозу любви, на сегодня все! Нет, это такие сокровенные процессы, которые нам нашим разумом пока что не понять (человек вообще очень плохо исследованное существо).

Просто естественно, что в возрасте становления личности и развитии эмоциональной и нравственной сферы ребенок пребывает в атмосфере любви, настоящей материнской любви. Я повторю то, что сказано в самом верху – я не имею в виду полное потакание или еще какие-нибудь неправильные проявления.

Но обычная мама, даже при том, что она несовершенна и не умеет даже толком выразить свою любовь, относится к своему ребенку несравнимо иначе, нежели любая самая совершенная и профессиональная воспитательница к нему же.

Так вот ребенок воспринимает прежде всего эту глубину и перспективу любви, внутренне, подсознательно, а не профессиональные навыки и внешние проявления. Воспитательницы могут быть очень милые, воспринимать всех детей в групее примерно одинаково и не выделять “любимчиков” (они все равно будут у каждой из них подсознательно), и любить всех детей “в целом”. Но мои дети – это не абстрактные среднестатистические “дети в целом”, они уникальные, и им нужна уникальная, направленная лично на них, материнская любовь, выделяющая их из всего остального мира.

В этой теме бывают такие вопросы: “а что если ребенок нежеланный?”, “а что если мама не чувствует такой уж безусловной любви?” , “а если маме тяжело и не нравится быть с ребенком?”.

Мы не можем в воспитании детей идти по принципу “нет человека – нет проблемы”, если мама при своих нерешенных внутренних проблемах будет отталкивать ребенка, из этого не получится хорошего результата.

Наоборот, принятие через какую-то тяжелую внутреннюю работу, через анализ своих детских проблем – возможно. Принятие путем максимального расставания с ребенком и перепоручения его “чужой любви” – невозможно.

Материнскую любовь не могут заменить “развивающие занятия”. 

Материнскую любовь не может заменить “общение со сверстниками в группе”. 

Материнскую любовь не может заменить профессионализм окружающих ребенка специалистов.

Материнскую любовь не может заменить “необходимость социализации в коллективе”. 

Материнскую любовь не могут заменить правильные методические пособия. 

Материнскую любовь не может заменить ничто! Материнская любовь – единственное, что мы можем дать своим детям навечно. 

Чтобы познавать систему взаимоотношений 

Нет ли в этом противоречия? Ведь мы привыкли к волшебной фразе “ребенок в садике научится общаться”? Давайте попробуем не закрываться шаблонными фразами, а вникнуть в суть. 

Прежде всего – ребенок “учится общаться” не с определенного министерством образования возраста, а с первых моментов своей жизни,, ощущая свою маму и устанавливая с ней невидимую связь. Потом точно также он познает других людей в поле своего восприятия.

С каждым из них у него будет новая связь особенные отношения (мы же понимаем, что папа совсене то же самое, что и бабушка в системе отношений). Таким образом, уже в самом раннем возрасте и только “на территории семьи” ребенок учится устанавливать связи и контакты и их регулировать (с кем-то хочется быть больше, с кем-то меньше).

Семья для малыша то самое “первое общество”, первый и главный социум, и первая система отношений. 

Когда рассуждают о необходимости “учиться общаться ” в садике, почему-то забывают, что садик явление совсем недавнее и поколение наших бабушек еще росло “на воле”. При этом, что удивительно, общество не состояло из одних социопатов.

Могу привести в пример ровесниц своей покойной бабушки – у них не было этих внутренних барьеров к общению и условностей, нагроможденных в садиковских нас. Они даже проехав немножко в автобусе успевали там перезнакомиться с большинством пассажиров, к каждому обращаясь как к старому знакомому.

Признаюсь честно – мне иногда было неловко, когда моя бабушка, скажем, в магазине или поезде начинала общаться с продавцом или проводником как со старым знакомым. Я так не могла совершенно – для меня это были официальные лица и наше общение должно было ограничиться официальными фразами.

Ну это личный пример, и можно привести любые конр-примеры, но что по сути за этим стоит: 

Когда ребенок в качестве основы системы отношений получает семью, он проецирует такие отношения на других. Он представляесебе обшество как много таких же семей. Общество в этом представлении не враждебно, оно населено такими же людьми. Человек открыт обществу, он настроен позитивно, его позиция – уверенного и “принятого” изначально, он всегда чувствуетсебя “своим”.

Если ребенок в раннем и дошкольном детстве получает в качестве основы взаимоотношений группу, он проецирует это также на восприятие макросоциума, на общество. Общество в таком случае – группа “одиночек”, не свящанных между собой внутреннимисвязями (семья имеет внутренние связи, а группа случайна, ее можно “перетасовать”).

В этом случае цель – найти и удержать свое место (в семье роль определена). Но в любой группе нет абсолютно одинаковых ролей – всегда будут полярности (лидер-изгой) и “средний класс”, в разной степени ведомый лидерами. То есть, позиция при любой роли – неуверенная, постоянное ожидание борьбы и защиты.

Общество представляется враждебным, от которого нужно защищаться, которому неьзя доверять. Задача – найти максимально безопасное “место под солнцем”, и держаться своей роли.

К тому же общение в садике в корне искусственно – воспитательницы исполняют свою роль.

Как мы уже говорили, они просто не могут по природе своей относиться к целой группе детей одинаково, значит, степень фальши в разных случаях разная, они должны придерживаться своей профессиональной этики.

Мама естественна с ребенком – да, она может раздражаться или сердиться в некоторых ситуациях, но это не показывает, что она “плохая мать”, или что она его не любит – она его принимает в любом случае. 

Если ребенок привыкает к искусственному отношению, когда он вырастает, то не может справиться в своей семейной жизни с эмоциональными трудностями.

У жены будут перепады настроения в беременность, послеродовая депрессия или еще что, а у мужа сложности на работе в карьере, проблемы с начальником и тп. и когда эти двое начнут выливать все друг на друга, семья разваливается.

Потому что в детстве они привыкли к тому, что перед ними человек, лишенный сферы эмоций (воспитательница далеко не все, что она чувстсвует по отношению к этим детям, будет им показывать) и не умели разрешать подобные конфликты в своей среде (воспитательница будет разнимать драку, но детские обиды друг на друга она разбирать не будет, поэтому дети привыкают к этом и например, начинают шантажировать друг друга вроде “тогда я с тобой играть не буду”). 

В современном обществе появилась довольно устойчивая тенденция “оттеснять” родителей с их исконно родительских ролей.

С самого первого момента появления ребенка на свет, родителей окружает рой “специалистов”, которые им сразу объяснят, почему родители должны быть на втором плане (хорошо, если втором), а они, то есть специалисты, на первом.

Уже в роддоме у женщины берут ребенка под присмотр медсестры (которая следит за более чем десятком люлек с орущими в поисках мамы младенцами), врачи объясняют женщине, что на самом деле для нее лучше не как она чувствует, а как скажут чужие люди.

Наступает “прекрасная” пора, когда ребенка отдают в детский сад – даже название “воспитательница” говорит само за себя. Воспитательницы воспитывают, а мамы-папы только приводят в садик и забирают домой. В садике и школе – специалисты, они лучше знают, потому что грамотные.

Они лучше понимают, как нужно, они лучше знают этого конкретного ребенка, мама может придти и с ними посоветоваться (я имею в виду не образование, где педагоги должны разбираться лучше в своей теме – не все мамы понимают физику, а именно воспитание). Родителям внушается, что их авторитет должен быть повержен авторитетом учителя. Это разбивает правильные связи в семье, ребенок учится смотреть на родителей свысока – а что они вообще понимают?! 

Слышала примеры, когда родители грозят ребенку: “не будешь слушаться – пожалуюсь воспитательнице!”, “все расскажу, как ты себя дома ведешь!”, “вот воспитательница узнает, то-то она тебе!”.

Таким образом родители сами добровольно отдают собственные функции воспитательнице, отказываясь исполнять исконно родительскую роль и отвергая свой авторитет в глазах ребенка.

Те же родители спустя совсем немного времени бывают страшно удивлены – почему ребенок их нисколько не слушается?! Откуда взялся этот чужой и грубый подросток? ПОчему он совершенно не уважает родителей и не прислушивается к их мнению, почему он ставит выше семьи мнение чужих людей? Дорогие родители, нужно обернуться назад! Когда-то вас очень радовало, что ребенок предпочитает маме воспитательницу и при угрозе “все ей рассказать” начинает выполнять необходимые действия. 

Часто мамы жалуются – “дома с ним не справиться, а в садике шелковый!”, и это ставится непременным аргументом “за садик”, чтобы чужая тетенька сделала то, что отказывается делать мама. 

Записывая дочку в спортивную секцию, я наивно полагала, что популярность спортивных занятий у нас в стране объясняется здоровым образом жизни.

Но вот увидела, как пятилетний мальчик после занятий “строит” маму при всех, колотит ее и обзывает, а она еще с малышом на руках пытается подладиться и угодить, попутно умоляя все же одеться и пойти домой.

Эта мама смущенно сказала подруге: “Вот видишь! Только тренер умеет его заставить что-либо сделать!”. Что же теперь? Тренера или воспитательницу на дом вызывать в сложных случаях, как “скорую помощь”? Представьте рекламу – “круглосуточный вызов воспитательницы на дом!”. Не смешно.

Родители сами отказываются быть главными и первостепенными в жизни своих детей, ожидая, что их функции выполнит воспитательница, затем учительница. Когда я работала в школе, частенько слышала в учительской как претензию от родителей учителям: “а вы куда смотрели?” 

Одну из самых труднопреодолимых проблем в собственной деятельности взрослые указывают примерно так: “Тяжело себя заставить”. Взрослые с раннего детства привыкли к тому, что есть кто-то с “указующим перстом” – дети, сделайте это, вырежьте то, приклейте сюда, сядьте здесь, встаньте там, выучите от сих до сих.

В садике ребенок только очень малую долю от всего времени пребывания может самостоятельно выбрать деятельность. Если позволить группе из 20-30… человек свободно выбирать деятельность, то воспитательницы как минимум сойдут с ума за один рабочий день, поэтому по этой элементарной причине в садиках жесткое расписание от и до.

Таким образом, у ребенка всегда есть готовое дело – одно сменяет другое, сейчас будет то, потом это, и все под руководством и с помощью воспитательниц. Таким образом, ребенок не умеет сам выбирать деятельность, а главное – ее организовать, поэтому, оказавшись без всякого “организатора”, теряется.

Это переносится и на взрослый возраст – надо бы достичь этой цели, но кто же поднимет с дивана и даст волшебный пинок?! Дома, особенно если ребенок не единственный и если мама свободна от модных развивающих методик, а дает своим дошкольникам свободу познания, игры и творчества, ребенок так или иначе оказывается в ситуации “мама, мне скучно и нечего дела-а-а-ать!”. И если мама находит в себе силы не бежать на этот зов, не включать автоматически телевизор или “развивающие диски и программы” на компьютере, ребенок мало по-малу учится организовать и занять себя сам (я не имею в виду ни в коем случае младенцев, которых раньше требовали таким образом “учить самостоятельности”, а дошкольников, когда ребенок после лет трех примерно перестает ходить липучим хвостиком за мамой и повторять все ее бытовые действия).

Когда мы рассуждаем про плюсы домашнего воспитания, обычно появляется одна и та же “проблема” – мамам “не справиться” с ребенком. Только если родители преодолевают эти трудности, ищут решения, даже путем проб и ошибок, если они пытаются действовать, а не отдают свои функции – тогда они состоятся как родители.

Марина Озероваdeti-v-semje.livejournal.com

Источник: http://www.vedamost.info/2013/04/blog-post_1287.html

Ссылка на основную публикацию