Жуковский «летний вечер»

Урок литературного чтения по теме: «В. А. Жуковский «Летний вечер» Учитель второй

страница 1

Государственное учреждение образования

«Начальная школа № 2 г. Жлобина»

Урок литературного

чтения по теме:

«В. А. Жуковский

«Летний вечер»

Учитель второй

квалификационной категории

Белоцкая Мария Анатольевна

г. Жлобин

2012

Цель урока:

        • Приобщение учащихся к литературе как искусству слова.

Задачи урока:

  • содействовать умению наблюдать за поэтическим словом;
  • познакомить с творчеством В. А. Жуковского;
  • способствовать развитию умения выражать свои мысли по отношению к прочитанному, чувствовать настроение лирического произведения;
  • совершенствовать навык выразительного чтения;
  • содействовать воспитанию любви к природе.

Оборудование урока:

  • портрет В.А.Жуковского, рисунки учащихся;
  • мультимедийный проектор, СД-проигрыватель.

Ход урока:

  1. 5 -минутное чтение в начале урока.

Учащиеся читают свои книги для дополнительного чтения.

  1. Организационно-мотивационный момент.

Приветствие учителя, учащихся и гостей. Настрой на активную плодотворную работу. Для чего мы рождаемся?

Для того, чтоб творить.

Для того мы рождаемся,

Чтоб друг другу радость дарить.

Для чего мы рождаемся?

Для больших нужных дел.

— Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, подарим радость своими улыбками, обменяемся теплом и зарядом положительных эмоций. Пусть наш урок станет хорошим нужным делом.

-Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

  1. Вступительное слово учителя.

– И очень бы хотелось начать наш урок словами стихотворения:

Чистых радостей светлый исток,

Закрепление счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок,-

Это – книга! Да здравствует книга!

– Из книг мы узнаём о чём-то новом, перед нами открываются новые миры, да и без чтения невозможно представить жизнь человека, об этом говорили известные люди. (Цитаты известных людей о книге на экране «Нет лучше фрегата, чем книга, домчит до любых берегов» Э.Дикенсон; «Надо уважать книгу, надо с почтением входить в этот храм мысли» А.И.Герцен) и об этом гласит народная мудрость «Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг». Как вы понимаете это изречение? (Ответы учащихся 2-3 ученика). И не зря предстоящий год объявлен годом Книги!

4. Проверка домашнего задания

Переходим к домашнему заданию, которое было задано вам на сегодня.

Ответы учащихся

– Подготовить выразительное чтение стихотворения Ивана Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…»

Выразительное чтение стихотворения

«Догорел апрельский светлый вечер… »

(Учитель обращает внимание на соблюдение знаков препинания при чтении, на постановку ударения в словах, на логическое ударение, на эмоциональность и выразительность.)

– Спасибо всем за хорошую подготовку!

Дополнительно задания по группам:

1 – придумать свои названия стихотворению;

2 – нарисовать рисунки к стихотворению;

3 – сочинить своё стихотворение о весне.

Учитель: – Спасибо всем за хорошую подготовку!

Рефлексивно-оценочная деятельность учащихся.

  1. Знакомство с темой и целями урока.

– А давайте с вами предположим, чем мы будем заниматься на нашем уроке?

(Ответы учащихся.) Молодцы!

– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним лирическим пейзажным произведением и его автором, будем формировать навыки выразительного чтения, наблюдать за поэтическим словом автора, развивать воображение и фантазию. И тема нашего урока стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Летний вечер».

– Знакомо ли вам это имя Василий Андреевич Жуковский? (Ответы учащихся.)

– Что вы знаете о нем? (Ответы учащихся.)

– Из рассказа ребят вы еще подробнее познакомитесь с жизнью и творчеством этого поэта.

(2 ученика рассказывают.)

1 уч.

Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии. Его отцом был помещик, а матерью пленная турчанка. Детство поэта прошло в доме отца. “Я не был оставлен, брошен, имел угол, но: не чувствовал ничьей любви”, – вспоминает Жуковский.

Когда Жуковскому пошел 15-ый год, его поместили в одно из лучший заведений того времени – Московский университетский пансион, который он закончил с отличием. Его имя “лучшего из лучших учеников” было занесено на мраморную доску в зале пансиона.

2 уч.

По окончании пансиона Жуковский выступил как поэт- переводчик. Его переводы были высоко оценены знатоками литературы. Он переводил басни с французского, стихи и поэмы с французского и английского языков.

1 уч.

Жуковский писал в основном для взрослых. Но есть у него несколько стихотворений, предназначенных специально для детей – для его маленьких сына и дочки. Давайте послушаем некоторые из них.

        Жаворонок.
На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Ребята, а что вы знаете о такой птице как жаворонок? (Ответы учащихся.)

    Птичка.
Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет; Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет! Где же ты птичка? Где ты певичка? В дальнем краю Гнездышко вьешь ты; Там и поешь ты Песню свою.

(Стихи читаются наизусть.)

2 уч.

В 1815 году состоялось его знакомство с 16-летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир – состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок.

В результате этих соревнований Пушкиным была написана “Сказка о царе Салтане”, а Жуковским “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” и “Сказка о царе Берендее”.

А в последующие годы – множество баллад, поэм, легенд.

1 уч.

Поэт был разносторонне одаренным: был отличным музыкантом, профессионально рисовал, сам иллюстрировал многие свои произведения.

Учитель: – В жизни Жуковский не был грустным человеком, но стихи писал главным образом грустные, лирические.

– И вот сегодня мы познакомимся с одним из его лирических произведений «Летний вечер». Я прочитаю стихотворение, а вы послушаете и скажете, впечатлило ли оно вас?

  1. Выразительное чтение учителем стихотворения «Летний вечер».

(Ответы учащихся: «Меня очень впечатлило это стихотворение тем, что…».)

– Поэт создает образы при помощи слов, композитор при помощи нот. А давайте подберём музыку к нашему произведению. Она слышится нам какой? (Ответы учащихся.)

Учитель:- Давайте послушаем запись произведения П. Чайковского «Июнь. Баркарола» Времена года. Соответствует ли это музыкальное произведение нашему стихотворению?

Самостоятельное чтение учащимися про себя.

Учитель: – Какие непонятные слова встретились в нашем стихотворении?

Лик

— Давайте пойдём навстречу солнышку. Встаньте. Закройте глаза. Над нами голубое безграничное небо. Поднимите руки вверх.

Плавно плывут облака. Покачайтесь из стороны в сторону.

А под ногами земля, которая вдыхает аромат полной грудью. Вдохните.

Вдруг что-то лёгкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Откройте глаза.

Это луч. Луч февральского солнышка. Вы щуритесь от удовольствия.

Разминка для глаз

(класс делится на группы)

1 группа – я чувствую

2 группа – я думаю

3 группа – я оцениваю

4 группа – я творю
Каждой группе даётся конкретное задание:

  1. Определить настроение произведения, выявить чувство автора и свои.

  2. Определить количество картин, изображённых автором, найти и объяснить слова и выражения.
  3. Оценить полноту описания В. Жуковским летнего вечера.

  4. Подумать, какие картины дополнительно можно нарисовать к произведению.

Первая группа учащихся сосредоточит внимание на настроении стихотворения. Оно насыщено теплом, спокойствием. Учащиеся говорят о том, что от стихотворения веет прохладой, что в нём высказывается благодарность солнышку, которое неустанно трудилось целый день.

Вторая группа учащихся определяет количество картин в стихотворении. А их несколько: закат – «солнышко утомлено, за горы прячется оно», закат не совсем обычный – часть солнца покрыто облаком – «алым тонким облачком задёрнув лик усталый свой, уйти готово на покой». После нахождения картин в тексте учащиеся объясняют их. Первая картина – летом солнышко встаёт рано, всё освещает, всех обогревает, создаёт радостное настроение. Вторая картина – за целый день работы солнышко устало и ему хочется отдохнуть: оно прячется за тучку, а потом за гору. Дети говорят, что автор и читатели оценивают правильно работу небесного светила: «пора ему и отдохнуть; везде ж работа…».
Третья группа учащихся, исследуя произведение В. Жуковского, заметит, что поэт создал только две картины летного вечера, а это, конечно же, недостаточно.
Четвёртая группа учащихся предложит свои картины летнего вечера, например, уставшие люди идут с сенокоса, стада возвращаются с пастбищ домой, на небе появляются первые звёзды и т. д.
Оценочная деятельность.

  1. Выразительное чтение стихотворения

1.Чтение в паре (по 2 строки).

2. Чтение в один голос.

3. Чтение «буксиром».

4.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

5. Чтение группами (каждой группе по 1 столбику).

6. «Эхо» – учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

И сейчас мы с вами попробуем сочинить синквейны к нашему стихотворению.

Синквейн — момент соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным. Пятистишие.

1) название темы;

2) описание темы в словах-признаках (2 прилагательных);

3) описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы);

4) фраза из 4 слов, показывает отношение к теме;

5) синоним, который повторяет суть темы.

12. Подведение итогов урока. Рефлексивно-оценочная деятельность.

— Если бы вы захотели снять фильм о нашем сегодняшнем уроке, какие моменты вы бы включили в свой фильм? Кто хочет высказаться о нашем уроке? Дайте оценку себе и своим товарищам.

Читайте также:  Как заинтересовать ребенка математикой

Сегодня на уроке:

– мне больше всего удалось…

– я могу себя похвалить…

– я хочу похвалить одноклассников…

– меня удивило…

– для меня было открытием…

– мне показалось важным…

– я понял, что…

– я почувствовал, что…

– наибольшее впечатление на меня произвело…

– я узнал новое…

– я считаю нужным запомнить…

– я научился…

– меня взволновал…

– мне ещё надо поработать над…

– я не доволен …

– я не совсем доволен…

– я хочу дать совет себе….

-я хочу дать совет классу…

– не удалось, потому что….

– надо учесть на будущее…

Учитель:– Поэзия есть огонь,

Загорающийся в душе человека.

Огонь этот жжёт, греет и освещает. Л. Н. Толстой – Молодцы, я очень довольна вашей работой.

13. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение В. Жуковского «Летний вечер». Подготовится к конкурсу лучшего чтеца.

Попробовать сочинить своё стихотворение о дожде (по желанию).

Источник: http://vmest.ru/nuda/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-v-a-jukovskij-letnij-veche/main.html

Стихи про летний вечер – читать, Летняя ночь в поэзии

Интересные стихи про летний вечер: *** Окружена зеленой мглою.

Скажи, о чем твоя печаль? Не той ли думой ты томима, Что счастье, как морская даль, Бежит от нас неуловимо? Нет, не догнать его уж нам, Но в жизни есть еще отрады; Не для тебя ли по скалам Бегут и брызжут водопады? Не для тебя ль в ночной тени Вчера цветы благоухали? Из синих волн не для тебя ли Восходят солнечные дни? А этот вечер? О, взгляни, Какое мирное сиянье! Не слышно в листьях трепетанья, Недвижно море; корабли, Как точки белые вдали, Едва скользят, в пространстве тая; Какая тишина святая Царит кругом! Нисходит к нам Как бы предчувствие чего-то; В ущельях ночь; в тумане там Дымится сизое болото, И все обрывы по краям Горят вечерней позолотой. автор: А. Толстой
Летний вечер
Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. автор: С. Есенин
Летний вечер
Вечерний день томителен и ласков. Стада коров, качающих бока, В сопровожденьи маленьких подпасков По берегам идут издалека. Река, переливаясь под обрывом, Все также привлекательна на вид, И небо в сочетании счастливом, Обняв ее, ликует и горит. Из облаков изваянные розы Свиваются, волнуются и вдруг, Меняя очертания и позы, Уносятся на запад и на юг. И влага, зацелованная ими, Как девушка в вечернем полусне, Едва колеблет волнами своими, Еще не упоенными вполне. Она еще как будто негодует И слабо отстраняется, но ей Уже сквозь сон предчувствие рисует Восторг и пламя августовских дней. автор: Н.Заболоцкий
Летний вечер
Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошенной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей – красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! автор: А. Блок
Летний вечер
Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.

автор: Федор Тютчев

*** Гаснет вечер, даль синеет, Солнышко садится, Степь да степь кругом – и всюду Нива колосится! Пахнет медом, зацветает Белая гречиха… Звон к вечерне из деревни Долетает тихо… А вдали кукушка в роще Медленно кукует… Счастлив тот, кто на работе В поле заночует! Гаснет вечер, скрылось солнце, Лишь закат краснеет… Счастлив тот, кому зарею Теплый ветер веет; Для кого мерцают кротко, Светятся с приветом В темном небе темной ночью Звезды тихим светом; Кто устал на ниве за день И уснет глубоко Мирным сном под звездным небом На степи широкой!

автор: Иван Бунин

*** Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.

автор: Афанасий Фет

*** У калины и рябины Вьются стаями дрозды… Под окошком георгины Красотой своей горды. И скрипит в кустах весь вечер Невидимка-прыгунок. Это ты, скрипач-кузнечик, Две пружинки вместо ног?

автор: Евгения Трутнева

Летняя ночь на севере
На неизвестном полустанке, От побережья невдали, К нам в поезд финские цыганки Июньским вечером вошли. Хоть волосы их были русы, Цыганок выдавала речь Да в три ряда цветные бусы И шали, спущенные с плеч. Блестя цепочками, серьгами И споря пестротой рубах, За ними следом шли цыгане С кривыми трубками в зубах. С цыганской свадьбы иль с гулянки Пришла их вольная семья. Шуршали юбками цыганки, Дымили трубками мужья. Водил смычком по скрипке старой Цыган поджарый и седой, И вторила ему гитара В руках цыганки молодой. А было это ночью белой, Когда земля не знает сна. В одном окне заря алела, В другом окне плыла луна. И в этот вечер полнолунья, В цыганский вечер, забрели В вагон гадалки и плясуньи Из древней сказочной земли. Полынью пахло, пахло мятой, Влетал к нам ветер с двух сторон, И полевого аромата Был полон дачный наш вагон.

автор: Самуил Маршак

*** Теплый вечер. Теплый ветер. Кусочек теплого неба. Кусочек теплого хлеба. Молоко парное, теплое очень. – Мамочка, теплой ночи!

автор: Ирина Токмакова

*** Лучами света потолок исчерчен От мимо проезжающих авто. Ко мне в окно залез беспечный вечер, И на мгновенье замер возле штор. — Вы в гости, вечер? Я Вам очень рада. Весь день меня так мучил летний зной… А что это у Вас с собой – прохлада? Поставьте в вазу рядышком со мной. А Вы ко мне сегодня очень кстати: Ведь я как раз о Вас писала стих , — И вечер сел на краешек кровати, Вмиг посерьёзнел и совсем затих… Он молча ждал, и в ветреном волненье Листок тетрадный тронул невзначай. Я отдала ему стихотворенье, И заварила с мятой свежий чай. Мы пили чай с вареньем земляничным, Закатным любовались полотном, А на прощанье вечер романтично Зажёг мне тонкий месяц за окном…
В летнюю ночь
В глубине небес безбрежной Даль светла и хороша, И полна любовью нежной Мира вольная душа. Бесконечным обаяньем Веет тихий лунный свет, Звёзды трепетным мерцаньем С неба шлют тебе привет. Их любви, святой и чистой, Власть сильна и глубока, И она из мглы лучистой Нас зовёт за облака. Так умчимся ж оба смело В мир волшебной красоты, Где блаженству нет предела В царстве света и мечты. Унесёмся в переливы Блеска огненных миров, Пролетим сквозь все извивы Междузвёздных облаков. Пусть они гирляндой тесной Окружают нас вдали, Улетевших в мир небесный С обездоленной земли. автор: Н. Морозов
Летней ночью
Когда мерцание серебряной луны Леса дремучи освещает И сыплет кроткие лучи на купины, Когда свой запах разливает Душиста липа вкруг синеющих лесов И землю, от жаров унылу, Свежит дыхание весенних ветерков,– Тогда, восклоньшись на могилу Родных моих, друзей, мерцания луны Я в горести не примечаю И запах лип не обоняю, Не слышу ветерков приятныя весны. Увы! я с милыми расстался, Все чувства рок во мне несчастьем притупил; Ах! некогда и я пленялся Луною в летню ночь , и я дышать любил, Под свесом липы благовонной, Прохладным воздухом, — но без друзей и ты, Природа! вид прияла томной, И ты утратила свой блеск и красоты. автор: А. Бенитцкий
Летняя ночь
Даль подёрнулась туманом, Чешет тучи лунный гребень. Красный вечер за куканом Расстелил кудрявый бредень. Под окном от скользких вётел Перепельи звоны ветра. Тихий сумрак, ангел тёплый, Напоен нездешным светом. Сон избы легко и ровно Хлебным духом сеет притчи. На сухой соломе в дровнях Слаще меда пот мужичий. Чей-то мягкий лик за лесом, Пахнет вишнями и мохом… Друг, товарищ и ровесник, Помолись коровьим вздохам. автор: С. Есенин
Летняя ночь
Ночь на темя хладеющих крыш Уронила безмолвную тишь. Показался и весел и светел На горе народившийся петел И клюет он, стуча и звеня, Пошатнувшийся гребень плетня. За плетнем колыханье лампадок Обещает разгадки загадок. А восток сквозь сиреневый мрак Поднимает малиновый флаг. автор: Н. Власов-Окский*** Вечерний звон. Уставший путник Слагает под холмами танка: “Как мир прекрасен спозаранку В объятьях утренней зари! И как черна его изнанка” Застыл июль. В движеньях лета Вдруг наступила тишина. И только пьяная луна Ругалась с вороньем под тучей, Привычке вековой верна. День зачехлён. Пропали тени Под сенью звездной темноты. И ночь напялила холсты На метеоры и кометы, Рисуя вечность с высоты.*** Заря лениво догорает На небе алой полосой; Село беззвучно засыпает В сияньи ночи голубой; И только песня, замирая, В уснувшем воздухе звучит, Да ручеек, струей играя, С журчаньем по лесу бежит. Какая ночь! Как великаны, Деревья сонные стоят, И изумрудные поляны В глубокой мгле безмолвно спят. В капризных, странных очертаньях Несутся тучки в небесах; Свет с тьмой в роскошных сочетаньях Лежит на листве и стволах. С отрадой жадной грудь вдыхает В себя прохладные струи, И снова в сердце закипает Желанье счастья и любви. автор: С. Надсон*** Бывает, в парке, в летний вечер, Заметишь нескольких девчат. Они идут тебе навстречу И что-то тихо говорят. Но вот тебя в листве зеленой Увидят – и наперебой, Пожалуй, слишком оживленно, Заговорят между собой. Как бы самим себе внушая, Что нет им дела до тебя, И в то же время обращая Твое вниманье на себя… А мне милее на рассвете Среди полей встречать девчат. Они, вдали тебя заметив, Как по команде, замолчат. И, приближаясь тропкой росной, Некстати речь не заведут. Преувеличенно серьезно Пройдут. Но только лишь пройдут, Вмиг о серьезности забудут. И засмеются. И не раз Потом оглядываться будут, Пока не скроешься из глаз. автор: К. Ваншенкин
Летним вечером
Я приду к родимой, кинусь в ноги, Заору: “Бабы плачут в огороде Не к добру. Ты мне волосы обрезала, В соли омывала, Нежная! Любезная! Ты меня поймала! Пред тобой, пред барыней, Я дорожки мету. Как комарик, я Всё звеню на лету – Я влюблен! Влюблен! Тлею! Млею! Повздыхаю! Полетаю! Околею!” автор: И. Эренбург*** В ночь летнюю, когда, тревожной грусти полный, От милого лица волос густые волны Заботливой рукой Я отводил – и ты, мой друг, с улыбкой томной К окошку прислонясь, глядела в сад огромный, И темный и немой… В окно раскрытое спокойными струями Вливался свежий мрак и замирал над нами, И песни соловья Гремели жалобно в тени густой, душистой, И ветер лепетал над речкой серебристой… Покоились поля. Ночному холоду предав и грудь и руки, Ты долго слушала рыдающие звуки – И ты сказала мне, К таинственным звездам поднявши взор унылый: “Не быть нам никогда с тобой, о друг мой милый, Блаженными вполне! Я отвечать хотел, но, странно замирая, Погасла речь моя… томительно-немая Настала тишина… В больших твоих глазах слеза затрепетала А голову твою печально лобызала Холодная луна. автор: И. Тургенев*** Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью. автор: А. Фет
Летний вечер
Знать, солнышко утомлено: За горы прячется оно; Луч погашает за лучом И, алым тонким облачком Задёрнув лик усталый свой, Уйти готово на покой. Пора ему и отдохнуть; Мы знаем, летний долог путь. Везде ж работа: на горах, В долинах, в рощах и лугах; Того согрей; тем свету дай, И всех притом благословляй. Буди заснувшие цветы И им расписывай листы; Потом медвяною росой Пчелу-работницу напой И чистых капель меж листов Оставь про резвых мотыльков. Зерну скорлупку расколи И молодую из земли Былинку выведи на свет; Пичужкам приготовь обед; Тех приюти между ветвей, А тех на гнёздышке согрей. И вишням дай румяный цвет, Не позабудь горячий свет Рассыпать на зелёный сад, И золотистый виноград От зноя листьями прикрыть, И колос зрелостью налить. А если жар для стад жесток, Смани их к роще в холодок: И травку влагой окропи, И яркой радугой с небес Сойди на тёмный луг и лес. А где под острою косой Трава ложится полосой, Туда безоблачно сияй И сено в копны собирай, Чтоб к ночи луг от них пестрел И с ними ряд возов скрипел. Итак, совсем не мудрено, Что разгорелося оно, Что отдыхает на горах В полупотухнувших лучах И нам, сходя за небосклон, В прохладе шепчет: “Добрый сон”. И вот сошло, и свет потух; Один на башне лишь петух За ним глядит, сияя, вслед… Гляди, гляди! В том пользы нет! Сейчас оно перед тобой Задёрнет алый завес свой. Есть и про солнышко беда: Нет ладу с сыном никогда. Оно лишь только в глубину, А он как раз на вышину; Того и жди, что заблестит; Давно за горкой он сидит. Но что ж так медлит он вставать? Всё хочет солнце переждать. Вставай, вставай, уже давно Заснуло в сумерках оно. И вот он всходит; в дол глядит И бледно зелень серебрит. И ночь уж на небо взошла И тихо на небе зажгла Гостеприимные огни; И всё замолкнуло в тени; И по долинам, по горам Всё спит… Пора ко сну и нам. автор: В. Жуковский
еще читают:
◦ стихи про осенний вечер

Читайте также:  Игровая развлекательная программа для детей старшего дошкольного возраста. сценарий

Источник: http://www.stihomaniya.ru/2017/07/stihi-pro-letny-vevher-noch.html

Жуковский Василий Андреевич – Два стихотворения

   В. А. Жуковский

   Стихотворения ————————————–

  И будет вечен вольный труд…: Стихи русских поэтов о родине / Сост., вступ. ст. и комм. Л. Асанова. – М.: Правда, 1988.

  OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ————————————–

  Содержание

  Летний вечер

  К русскому великану

   ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

   Знать, солнышко утомлено:

   За горы прячется оно;

   Луч погашает за лучом

   И, алым тонким облачком

   Задёрнув лик усталый свой,

   Уйти готово на покой.

   Пора ему и отдохнуть;

   Мы знаем, летний долог путь.

   Везде ж работа: на горах,

   В долинах, в рощах и лугах;

   Того согрей; тем свету дай,

   И всех притом благословляй.

   Буди заснувшие цветы

   И им расписывай листы;

   Потом медвяною росой

   Пчелу-работницу напой

   И чистых капель меж листов

   Оставь про резвых мотыльков.

   Зерну скорлупку расколи

   И молодую из земли

   Былинку выведи на свет;

   Пичужкам приготовь обед;

   Тех приюти между ветвей,

   А тех на гнёздышке согрей.

   И вишням дай румяный цвет,

   Не позабудь горячий свет

   Рассыпать на зелёный сад,

   И золотистый виноград

   От зноя листьями прикрыть,

   И колос зрелостью налить.

   А если жар для стад жесток,

   Смани их к роще в холодок:

   И травку влагой окропи,

   И яркой радугой с небес

   Сойди на тёмный луг и лес.

   А где под острою косой

   Трава ложится полосой,

   Туда безоблачно сияй

   И сено в копны собирай,

   Чтоб к ночи луг от них пестрел

   И с ними ряд возов скрипел.

   Итак, совсем не мудрено,

   Что разгорелося оно,

   Что отдыхает на горах

   В полупотухнувших лучах

   И нам, сходя за небосклон,

   В прохладе шепчет: “Добрый сон”.

   И вот сошло, и свет потух;

   Один на башне лишь петух

   За ним глядит, сияя, вслед…

   Гляди, гляди! В том пользы нет!

   Сейчас оно перед тобой

   Задёрнет алый завес свой.

   Есть и про солнышко беда:

   Нет ладу с сыном никогда.

   Оно лишь только в глубину,

   А он как раз на вышину;

   Того и жди, что заблестит;

   Давно за горкой он сидит.

   Но что ж так медлит он вставать?

   Всё хочет солнце переждать.

   Вставай, вставай, уже давно

   Заснуло в сумерках оно.

   И вот он всходит; в дол глядит

   И бледно зелень серебрит.

   И ночь уж н_а_ небо взошла

   И тихо на небе зажгла

   Гостеприимные огни;

   И всё замолкнуло в тени;

   И по долинам, по горам

   Всё спит… Пора ко сну и нам.

   1818

  К РУССКОМУ ВЕЛИКАНУ

   Не тревожься, великан!

   Мирно стой, утес наш твердой,

   Отшибая грудью гордой

   Вкруг ревущий океан.

   Вихрей бунт встревожил воды;

   Воем дикой непогоды

   От поверхности до дна

   Вся пучина их полна;

   На тебя их буря злится;

   На тебя их вой и рев;

   Повалить тебя грозится

   Обезумевший их гнев.

   Но с главы твоей подзвездной

   Твой орел, пространства князь,

   Над бунтующей смеясь

Читайте также:  Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников на тему: профессии

   У твоей подошвы бездной,

   Сжавши молнии в когтях,

   В высоте своей воздушной

   Наблюдает равнодушно,

   Как раздор кипит в волнах,

   Как оне горами пены

   Многоглавые встают

   И толпою всей бегут

   На твои ударить стены.

   Ты же, бездны господин,

   Мощный первенец творенья,

   Стой среди всевозмущенья

   Недоступен, тих, один;

   Волн ругательные визги

   Ветр, озливший их, умчит;

   Их гранит твой разразит,

   На тебя нападших, в брызги.

   1851

Источник: http://lib-ru.do.am/publ/zhukovskij_vasilij_andreevich_dva_stikhotvorenija/1-1-0-9412

Урок № 64. В. Жуковский «Летний вечер». А. Кольцов «Красным полымем…»

Цели: 1. Познакомить с произведениями Василия Жуковского

и Алексея Кольцова.

2. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за

ним картины.

3. Развивать умение выражать свои мысли по отношению к прочитанному, чувствовать настроение лирического произведения.

4. Учить соотносить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон чтения) с содержанием читаемого.

5. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Как и на предыдущем уроке проверка домашнего задания будет состоять из двух частей: одни учащиеся подготовят выра­зительное чтение стихотворения И. Бунина, а другие — рассказа Ю. Коваля.

Необходимо оценить эту работу: определить, сумели ли учащиеся передать настроение произведений; смогли ли они увидеть картины, которые изобразили авторы и высказать свое отношение к ним; аргументировали свой выбор произведения или нет.

Хорошо, когда оценивать качество чтения будет не только учитель, но и ученики.

Новым материалом на уроке будут два стихотворения: «Летний вечер» В. Жуковского и «Красным полымем…» А. Кольцова.

Вначале читаем стихотворение В. Жуковского «Летний вечер». После первичного чтения — вторичное цепочкой, а затем — молча. Переходим к анализу произведения. Класс делим на группы:

1) Я чувствую

2) Я думаю

3) Я оцениваю

4) Я творю

Каждой группе учащихся дается конкретное задание: 1 — опре­делить настроение произведения, выявить чувства автора и свои; 2 — определить количество картин, изображенных автором, найти и объяснить слова и выражения; 3 — оценить полноту описания В. Жуковским летнего вечера; 4 — подумать, какие картины дополни­тельно можно нарисовать к произведению.

Итак, первая группа учащихся сосредоточит внимание на на­строении стихотворения. А оно насыщено теплом, спокойствием. Учащиеся говорят о том, что от стихотворения веет прохладой, что в нем высказывается благодарность солнышку, которое неустанно трудилось целый день.

Другая группа учащихся определяет количество картин в стихот­ворении. А их несколько: закат — «солнышко утомлено, за горы прячется оно», закат не совсем обычный — часть солнца покрыта облаком — «алым тонким облачком задёрнув лик усталый свой, уйти готово на покой».

После нахождения картин в тексте учащиеся объясняют их. Первая картина — летом солнышко встает рано, все освещает, всех обогревает, создает радостное настроение.

Вторая картина — за целый день работы солнышко устало и ему хочется отдохнуть: оно прячется за тучку, а потом за гору.

Дети говорят, что автор и читатели оценивают правильно работу небесного светила: «Пора ему и отдохнуть; везде ж работа…».

Третья группа учащихся, исследуя произведение В. Жуковского, заметит, что поэт создал только две картины летнего вечера, а этого, конечно же, недостаточно.

Четвертая группа учащихся предложит свои картины летнего вече­ра, например, люди возвращаются усталые с сенокоса; стада возвра­щаются с пастбищ домой; на небе появляются первые звезды и т. д.

Коллективная работа над стихотворением позволяет рассмо­треть его всесторонне.

После анализа читаем стихотворение В. Жуковского «Летний вечер» выразительно, затем переходим к чтению стихотворения А. Кольцова «Красным полымем…» Читаем вслух цепочкой, молча. Ра­ботаем с текстом. Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся: Чем понравилось стихотворение? О ком или о чем ведет разговор поэт? (Начало дня и приближение грозы). Как А.

Кольцов изобразил утро? Прочитайте. Почему он пишет «красным полымем заря вспыхнула»? (Так своеобразно автор показывает восход солн­ца). «По лицу земли туман стелется»,— объясните это выражение. Наблюдали вы такое явление в жизни? (Чаще всего это бывает на лугу, около реки.

Туман действительно стелется по земле, приоб­ретая под лучами восходящего солнца удивительные, загадочные очертания, причем разного цвета, даже сиреневого). Что произо­шло, когда день вступил в свои права? Прочитайте. Что помешало быть дню солнечным, светлым? Найдите ответ в тексте.

Почему о туче поэт говорит, как о живом существе? Какие слова помогают представить живым этот образ? Найдите их в тексте и прочитайте. Что происходит во время грозы? Как об этом пишет А. Кольцов? Прочитайте.

Какие слова и словосочетания из устного народного творчества использует поэт? Как называются такие эпитеты: туча чёрная, ветры буйные, света белого? (устойчивые). Придумайте название стихотворению. Как вы будете выразительно читать его? Где проставите паузы, ударения, какой будет темп чтения (нарас­тающий, как и само явление природы).

Читаем стихотворение выразительно. Далее учитель предлагает детям вспомнить, какой дождь они видели? Всегда ли он бывает одинаковым? О каком дожде вам хотелось бы написать стихотворе­ние? Расскажите.

Домашнее задание может быть следующим: выучить наизусть стихотворение В. Жуковского «Летний вечер». Подготовиться к кон­курсу на лучшего чтеца. Попробовать сочинить свое стихотворение о дожде (по желанию).

Источник: https://studlib.info/istoriya/176864-urok-n-64-v-zhukovskiy-letniy-vecher-a-kolcov-krasnym-polymem/

«Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца» (В.Г.Белинский) (по лирике В.А.Жуковского)

/ Сочинения / Жуковский В.А. / Разное / «Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца» (В.Г.Белинский) (по лирике В.А.Жуковского)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Значительное место в творчестве великого русского поэта В.А.Жуковского занимает изображение природы. Неудовлетворенность поэта городской жизнью с ее суетой и эгоизмом определили особую тональность его пейзажной лирики – природа в его лирике – предмет возвышенных душевных переживаний.

На лоне природы поэту так хорошо размышлять, радоваться и грустить, думать о любви, вспоминать прошлое.     В стихотворении «Весеннее чувство» лирический герой пытается угадать (при чем угадать сердцем) – что сулят ему «легкий ветерок», облака, «птичка, странник поднебесный».

Пробуждается природа – пробуждается и душа героя:     Легкий, легкий ветерок,     Что так сладко, тихо веешь?     Что играешь, что светлеешь,     Очарованный поток?     Чем опять душа полна?     Что опять в ней пробудилось?     Что с тобой к ней возвратилось,     Перелетная весна?     Вместе с весной к лирическому герою, как он сознается, что-то «возвращается».

Что же? Наверное, надежды на то, о чем всегда мечтает человек: на радость, любовь, счастье. Стихотворение «Летний вечер» – удивительно светлое, жизнерадостное. Это гимн источнику тепла и света – ясному, доброму солнцу-труженику.

Сколько забот у солнца – «будить заснувшие цветы», поить «медвяною росой пчелу-работницу», «былинку вывести на свет»:     И вишням дай румяный цвет;     Не позабудь горячий свет     Рассыпать на зеленый сад,     И золотистый виноград     От зноя листьями прикрыть,     И колос зрелостью налить.

    Все, что видит вокруг себя лирический герой, напоминает ему о том, что источник всех красот природы, ее благолепия, величия, плодородия – солнце, которое, подобно доброму живому существу, заботится обо всем и обо всех, греет, ласкает, дарит тепло и свет.

У солнца есть душа, а значит душа во всем, в каждой травинке, цветочке, колосе:     Итак, совсем не мудрено,     Что разгорелося оно,     Что отдыхает на горах     В полупотухнувших лучах     И нам, сходя на небосклон,     В прохладе шепчет: «добрый сон».     Изображение природы в стихотворении «К Нине» имеет эмоционально-возвышенную, романтическую окрашенность.

Природа для поэта – выражение романтической настроенности его души:     Когда ты – пленишься потока журчаньем,     Иль блеском последним угасшего дня…     Иль сладостным пеньем дали соловья,     Иль веющим с луга душистым зефиром…     Нежнейшую томность в душе ощутишь,     Исполнишься тихим, унылым мечтаньем…     Восхитительные картины природы в восприимчивой душе поэта порождают томность, возрождают мечты и позволяют ощутить присутствие бога и радостную надежду на встречу с любимым:     Присутствие бога, бессмертья награду,     И с милым свиданье в безвестной стране     Яснее постигнешь, с живейшею верой,     С живейшею верой вздохнешь.     В элегии «Вечер», частично положенной на музыку П.И.Чайковского в его опере «Пиковая дама», прибегая к олицетворению (рощи спят, лик луны встает) и эмоциональным эпитетам (сладко струй плесканье, небес задумчивых светило), поэт, подчиняясь минорному настроению, под воздействием пейзажа (заснувшие рощи, грустно склонившаяся ива, луны ущербный лик, сумрак лесов), грустит о прошлом: о минувшей юности, друзьях, которых разбросало по свету…     Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?     Ужели никогда не зреть соединенья?     Ужель иссякнули всех радостей струи?     О вы, погибши наслажденья!

    В.А.Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской национальной художественной литературе, как поэт, и в этом указавший дорогу другим, еще более значительным нашим писателям.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Жуковский В.А. / Разное / «Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца» (В.Г.Белинский) (по лирике В.А.Жуковского)

Смотрите также по разным произведениям Жуковского:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00286931220451177575/

Ссылка на основную публикацию