Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: птицы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы – наши друзья» (старшая группа)

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: Птицы

Автор: Селезнёва Лариса Викторовна, воспитатель I квалификационной категории ГБОУ школа № 1741 г. Москвы Дошкольное отделение «Солнечные лучики»

Программные задачи.

Образовательные: уточнить представления детей о зимующих и перелётных птицах, учить распознавать их по внешнему виду на картинках (слаидах), установить связи между весенними изменениями в природе и прилётом птиц.

Развивающие: развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полным ответом.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к наблюдениям за птицами, любовь, бережное к ним отношение.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Прослушивание грамзаписи «Голоса птиц и зверей» (соловей, синица, грач, жаворонок..).

Рассматривание птичьих перьев, гнёзд (малиновки, крапивника и др.).

Чтение художественных произведений: Г. Скребицкий «Синица и соловей», К. Д. Ушинский «Ласточка», З. Александрова «Новая столовая».

Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Пословицы, загадки, стихотворения о весне, птицах.

Коллективная аппликация «Снегири и синицы».

Материалы и оборудование.

Мультимедийная установка, презентация на тему «Птицы – наши друзья», мнемотаблица, карточки с изображениями зимующих и перелётных птиц, шапочка «грача», изображения «домиков» для птиц, мяч.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вместе с вами оказались в лесу: вокруг нас стоят деревья, течёт ручеёк, слышны голоса птиц. Пожалуйста, прислушайтесь.

1 слайд

(на фоне показа слайда «лес» включается грамзапись «Голоса весеннего леса»)

Воспитатель: Слышите, птицы поют!

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!

А какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей)

2 ,3, 4 слайды

Попробуйте отгадать, какие месяцы изображены на картинках. По каким признакам вы догадались, что это…(март, апрель, май)?

Правильно, весной день становится длиннее, пригревает солнышко, появились проталины, на крышах сосульки, слышны голоса птиц и т.д.)

А какие пословицы о весне вы знаете? (ответы детей)

Где ты солнышко? Проснись!

Где ты скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала.

Кап-кап-кап, весна настала!

С приходом весны всё вокруг оживает: солнце светит ярче, становится теплее, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в тёплые края.

Все ли птицы улетали в тёплые края? (ответы детей)

А какие птицы зимовали с нами?

5слайд

(сорока, ворона, воробей, синица, снегирь)

Правильно, как называются эти птицы? (зимующие)

Как жилось птицам зимой? Чем питаются птицы в лесу? (ягодами, семенами растений, шишек).

Давайте попробуем с вами угадать название птицы по её силуэту и послушаем как она поёт.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Летят!». Когда я буду называть тех, кто летает, вы будете махать руками, изображая птиц.

Заклички:

Грачи летят, на всю Русь кричат!

Журавли летят, на всю Русь трубят!

Поросята визжат, полосаты летят!

Синицы летят, летят кричат!

Комары летят, звенят, пищат!

Медвежата летят, полосаты рычат!

Воробьи летят, чик-чирик» кричат!

Жуки жужжат, «жу-жу-жу» летят!

Вороны летят, «кар-кар-кар» кричат!

(После чтения каждой заклички, если в ней говорится о птицах, насекомых дети изображают «махание крыльями»).

6, 7 слаиды

Дети рассматривают изображения зимующих птиц и делают краткое описание сороки, снегиря по мнемотаблице.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «У кого кто?». Скажите, как называются дети птиц? (птенцы). Я стану бросать мяч каждому из вас и называть птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч. Ворона (воронята), сорока (сорочата) и др.

Воспитатель: Красное солнышко греет землю, дует лёгкий ветерок. По овражкам бегут, звенят весёлые ручейки, скоро зазеленеет кудрявая берёзка, расцветёт душистая черёмуха. Бабочки и пчёлы проснулись и летают над цветами. А какие птицы прилетают к нам весной? К нам в гости прилетела одна птица, сейчас она расскажет о себе, а вы отгадаете, как её зовут.

Выходит ребёнок в шапочке грача: «А я вестник весны. Самым первым из всех перелётных птиц я возвращаюсь на родину. Я устраиваю своё гнездо на высоких деревьях из прутьев, сухой травы и соломинок. Очень люблю искать червяков и ищу там, где пашут землю, или копают огороды. Осенью улетаю в тёплые края, потому что боюсь голода. Я принёс вам письмо» (даёт воспитателю конверт).

Воспитатель: Ребята! Это не просто письмо, а какие-то картинки. Игра «Узнай птицу».

(проводится дидактическая игра «Узнай птицу по картинке»).

Детям предлагается по картинке узнать птицу, зимующая или перелётная. Дети занимают нужные домики. Если птица зимующая – голубой домик, если перелётная – зелёный.

8 слаид

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, как описывает грачей писатель В. Бианки (чтение отрывка из произведения «Синичкин календарь. Март»).

9 – 19 слаиды

Вслед за грачами прилетают скворцы, зяблики, ласточки, журавли. Зимой люди заботятся о птицах и делают для них кормушки. Весной же мастерят скворечники. Если грачи строят себе гнёзда на деревьях, то скворцы любят более прочные дома. Их крепят на деревьях на опушках леса. Некоторые птицы вьют гнёзда прямо на земле, на пашне. Это жаворонки. Птичка маленькая, а поёт необычайно красиво.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Птицелов».

Дети встают в круг, в центре которого ребёнок с завязанными глазами. Играющие выбирают себе название птиц, крику которых могут подражать. Дети идут по кругу со словами:

В лесу, во лесочке,

На зелёном дубочке

Птички весело поют!

Ой, птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт.

Играющие останавливаются на месте, водящий ищет птиц, тот, кого он нашёл, подражает крику птице, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Воспитатель: Ребята! Мы с вами очень многое узнали о зимующих и перелётных птицах. А какую пользу приносят птицы природе, человеку?

(уничтожают насекомых, сохраняют урожай, лечат деревья).

Птицы доставляют много радости человеку, внося оживление в окружающую среду. Весенние песни создают у людей приятное настроение. Давайте бережно относится к птицам, помогать им переносит суровые испытания зимы, устраивать кормушки, охранять весной и летом гнёзда с птенцами, чтобы каждый из вас про себя мог сказать:

Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону.

Ни скворца, ни воробья,

Ни сороки, ни вороны

Не обидел в жизни я.

Дети, берегите птиц! Птицы – наши друзья!

Источник: http://vospitateljam.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-pticy-nashi-druzya-starshaya-gruppa/

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников старшей группы “Перелётные птицы”

Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах.

Возраст детей: 5-7 лет

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию беседу о зимующих и перелетных птицах для детей средней, старшей и подготовительной группы (5 -7 лет).

Данная беседа может быть полезна как воспитателям, так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем мир окружающей природы, поможем ребенку увидеть единство человека и окружающей среды.

Эта беседа способствует закреплению знания дошкольников о группах птиц.

Цели:

– расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах;

– формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;

-углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);

-классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

-обогащать словарный запас;

– развивать речь и логическое мышление

– воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.

Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц, птичьих гнёзд.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним, чтение и анализ сказок, подведение итогов.

Ход беседы:

Воспитатель:

– Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях, можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелетные?

Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.

Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны.

Кроме того, некоторые из птиц, например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А. Плешаков: «… запасает поползень на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудиться целую осень, до самого декабря.

В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.

– Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?

– Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы.

– Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах, но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.

А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами.

Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал: не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек.

И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.

– Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

– Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогузки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы.

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-nod-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-dlia-doshkol-nikov-sta-2.html

№ 3456 Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию на тему: “Зимующие птицы” в старшей группе детского сада

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования Администрации муниципального района

Илишевский район

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию

на тему: «Зимующие птицы»

в старшей группе детского сада

МБДОУ детский сад №5

с. Верхнеяркеево

Воспитатель: Зарипова Лилия Рафаиловна

2018 год

1. Программное содержание: использование проема «Эмпатия» (Т.Р.И.З.) при закреплений знаний детей о птицах, зимующих в наших парках и лесах.

Задачи: Образовательные:

– уточнить и закрепить знание детей о зимующих птицах, расширить знания детей о пернатых.

Коррекционно — развивающие:

– развивать движение рук, зрительно-двигательную координацию и зрительный контроль движениями рук;

–     развивать внимание.

Воспитательные:

–     воспитывать бережное отношение к птицам, воспитывать в детях чувство доброты;

– приучать их заботиться о птицах;

– формировать умение доводить начатое дело до конца.

Словарь: нахохлиться, желтобрюхая, изящная.

Материал: шапочки птиц, волшебная палочка, готовые силуэты птиц, акварельные краски, кисточки, салфетки, аудиозапись с голосами птиц.

       Воспитатель:

Глаза закрываем и представляем (правая рука на лоб, левая рука на затылок, глаза закрыты).

Что было вчера, мы забываем.

Думаем только о том, что сейчас,    

Хороший, красивый каждый из вас.

Вы самые лучшие, что есть на свете!

Глаза открываем,

«Здравствуйте, дети!»

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Как приятно, когда день начинается со слова: «Здравствуйте». Мы очень рады, когда к нам в детский сад приходят гости. Давайте, улыбнемся гостям и занятие начнем!

Сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну, в которой все желания исполняются. Недавно ребята из нашего детского сада рассказали мне о том, что им надоело постоянно слушаться родителей. Им бы очень хотелось превратиться, например, в птицу, беззаботно порхать с ветки на ветку и ничего не делать.

Читайте также:  Дидактическая игра для детей 2-3 лет «купаем куклу»

– Я волшебница, у меня есть волшебная палочка, я могу исполнить

любое ваше желание и превратить вас в любую птичку, но только одну из зимующих птичек, поскольку скоро наступит зима, все перелетные птицы давно улетели на юг.

–         В какую зимующую птицу хотела бы превратиться Ралена? (в воробья)

–         А Амир Тазиев? (в сову),

–         А Азалия в какую птицу хотела бы превратиться? (в синичку).

–         А Самир?

–         Шамиль какой птичкой хочет быть?

–         Лилиана хочет быть клестом (дети выходят, находят и надевают шапочки и рассказывают о птицах).

Лилиана: Я- клест, очень красивая птица! Оперенье у меня нарядное, яркое! У меня очень крепкий клюв. С его помощью мне легко вылущивать из шишек семена!

Воспитатель: какие звуки произносит клест? (цок-цок,цок-цок) Т.Амир: А я сова! У меня перья мягкие. Когти у меня кривые, острые! Никто из моих когтей не вырвется! Я днем сплю, а ночью выхожу охотиться на мышей.

Самир: А я – дятел – президент зимующих птиц. Посмотрите, какой я

красивый! Нет, не хвастаюсь! Я как будто во фраке, белый с черным, в красном колпачке, хвост у меня тоже с краснинкой. А мой клюв — настоящий инструмент. Я клювом могу выдолбить квартиру для белок, скворцов. Пожалуйста! Мне не жалко!

Воспитатель: Как стучит дятел? (тук-тук-тук).

Ралена: Я воробей! Маленький, с черными пятнами. Брюшко у меня светлое, на крыльях полоски. Ножки у меня короткие. Живу я под крышей в уютном гнездышке. Я очень люблю купаться, потому что очень люблю чистоту!

Воспитатель: А какие звуки произносит воробей? (чик-чирик, чив- чив).

Снежана: Я сорока — белобока! Белобока, потому что по бокам перышки совсем белые. Голова и крылья — черные. Я люблю все яркое, блестящее! Я питаюсь ягодами облепихи, рябины. Я надеюсь и на вас, милые дети! Я знаю, зимой вы меня покормите! Воспитатель: Как кричит сорока? (ча-ча-ча, ча-ча-ча).

Азалия: Я — синичка! Я живу в парке. Посмотрите, какая я изящная и красивая! Я не могу сидеть без движения. Я питаюсь семенами деревьев. Но мне бы очень хотелось, чтобы вы, дети, развесили

кормушки для меня и для других птичек. Ведь зимой так холодно и голодно!

Воспитатель: А как поет синица? (синь-синь-синь).

– Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим эту кормушку и насыплем в них корм. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут нам — людям.

Физкультминутка.

Покормите птиц зимой (изображают, как сыплют крошки).

Пусть со всех концов (разводят руки в сторону).

К нам слетятся, как домой (большие пальцы соединяют, изображая крышу дома).

Сколько гибнет их — не счесть (держатся за голову и качают ей).

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (прижимают руки к сердечку).

И для птиц тепло (Обнимают и гладят себя).

Давайте поиграем в игру:

«Пой-ка, пой-ка, подпевай-ка

Сколько птичек, посчитай-ка!».

Эта — птичка синичка,

Эта — птичка воробей,

Эта — клест,

А это дятел.

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта — голубь,

Это — сорока — белобока,

Эта птичка — снегирь!

Сколько их посчитаем. (8 птичек).

Затем, движением своей волшебной палочки возвращаю детей снова в реальность.

– Вы просто молодцы! У меня такое прекрасное настроение, а у вас? (хорошее).

Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, мы с вами покрасим птичек, которые лежат у вас на столиках, в оранжевый цвет. Сначала подготовим наши пальчики к работе.

Раз, два, три, четыре, пять пальцы сжаты в кулаки, показать цифры, поочередно загибая пальцы).

Будем вместе рисовать (вращаем кистями рук в одну сторону).

Нарисуем птичек мы (показываем руками птичек).

И подарим другу (обнимаются).

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Когда ваши работы высохнут, вы подарите птички своим друзьям.

Самый лучший подарок — это подарок, сделанный своими руками. В этих птичках — тепло наших сердец. И мы передаем частичку себя, своего тепла, любви, к вам, уважаемые гости!

Примите пожалуйста наши подарки (раздаю подарки гостям).

Источник: http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/yanvar/no-3456-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-mirom-razvitiyu-rechi-risovaniyu-na-temu-zimuyushchie-pticy-v-starshey-gruppe-detskogo-sada/

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР «Перелётные и зимующие птицы»

Цели.

Коррекционно-образовательная:

  • закреплять умение детей различать перелётных и зимующих птиц;
  • упражнять в образовании названий птенцов перелётных и зимующих птиц; существительных множественного числа; существительных в родительном падеже;
  • активизировать словарь детей по теме.

Коррекционно-развивающая: развивать непроизвольное внимание, логическое мышление, зрительную память, координацию движений, графомоторные навыки.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь и чувство бережного отношения к живой природе; взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.

Оборудование: картонные птицы Воробей, Ласточка; предметные картинки: воробей, синица, сорока, ворона, дятел, голубь, сова, ласточка, кукушка, скворец, аист, грач; картинки к игре «Четвёртый лишний»; мяч; кубик с вставленными картинками птиц; картонная ветка; 8 картонных птиц (ворона, сорока, ласточка, кукушка, скворец, синица, воробей, аист); листы бумаги с контурами птиц, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент.

II.Введение в тему.

— Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели Воробей и Ласточка.

(Выставляются картонные птицы Воробей и Ласточка.)

— Скажите, ребята, кто такие Воробей и Ласточка? (Птицы.)

— К каким птицам относится Воробей? (Зимующим.)

— К каким птицам относится Ласточка? (Перелётным.)

— Как вы думаете, о ком сегодня на занятии мы будем говорить? (Ответы детей.)

— Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о зимующих и перелётных птицах.

ІІІ. Основная часть.

1. Игра «Назови птицу».

(На двух мольбертах выставлены предметные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.)

— Ребята, я приглашаю вас вместе с Воробьём и Ласточкой поиграть в игру «Назови птицу». Нам нужно разделиться на две команды: команда «Воробушки» и команда «Ласточки».

— Команда «Воробушки» по моему сигналу будет снимать картинки с изображением зимующих птиц. Команда «Ласточки» по моему сигналу будет снимать картинки с изображением перелётных птиц. Будьте внимательны. Приготовились. Начали.

— Команда «Воробушки», картинки с какими птицами вам нужно было собрать? (Зимующими.)

— Назовите своих птиц. (Ворона, воробей, дятел, синица, голубь.)

— Картинки, с какими птицами остались на доске? (Кукушка, аист.) Почему вы их оставили? (Эти птицы перелётные.)

— Команда «Ласточки», картинки с какими птицами вам нужно было собрать? (Перелётными.)

— Назовите своих птиц. (Ласточка, кукушка, скворец, аист, грач.)

— Картинки, с какими птицами остались на доске? (Сова, сорока.) Почему вы их оставили? (Эти птицы зимующие.)

2. Беседа.

(Дети садятся на стульчики полукругом.)

— Ребята, давайте вспомним, почему мы птиц называем птицами? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост.)

— Почему мы называем одних птиц «зимующими», а других «перелётными»? (Ответы детей).

— Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми: жуками, червяками.)

— Чем питаются птицы зимой? (Ягода¬ми, шишками, плодами деревьев, крошками.)

— Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)

— Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)

— Чем мы можем помочь птичкам? (Делать кормушки и подкармливать птиц.)

— Что делают птицы, когда возвращаются из тёплых краёв? (Выставляется картинка-подсказка: дерево с гнёздами.) (Птицы вьют гнёзда.)

-Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (Птицы вьют и строят гнёзда для того, чтобы выводить птенцов.)

3. Игра «Назови птенца».

— А сейчас Воробей и Ласточка хотят проверить, знаете ли вы, как называются птенцы у перелётных и зимующих птиц. В этом им поможет наш кубик. Становитесь полукругом. Сейчас вы по очереди будете бросать кубик, и называть птенца, той птицы картинка с которой вам выпала на кубике.

(Кукушонок, воронёнок, совёнок, скворчонок, грачонок, аистёнок.)

IV.Физминутка.

Подвижная игра «Перелётные, зимующие».

-Ребята, когда я буду произносить названия перелётных птиц – вы бегаете, когда я буду произносить названия зимующих птиц – вы стоите.

4. Игра «Четвёртый лишний».

(Дети сидят на стульчиках полукругом.)

— Мы вместе с Воробьём и Ласточкой будем показывать вам картинки. На каждой картинки нарисовано по четыре птицы. Одна из птиц не подходит к остальным, она «лишняя». Посмотрите внимательно на картинки. Ответьте, какая птица «лишняя»? Объясните, почему она лишняя?

Ворона, сорока, ласточка, синица. (Лишняя ласточка, потому что она относится к перелётным птицам, а все остальные к зимующим.)

Скворец, дятел, аист, кукушка. (Лишний дятел, потому что он относится к зимующим птицам, а все остальные к перелётным.)

Голубь, снегирь, грач, кукушонок. (Лишний кукушонок, потому что он птенец, а все остальные взрослые птицы.)

5. Игра «Один — много» (с мячом)

(Дети стоят полукругом.)

— Я буду называть один предмет, и бросать кому-то из вас мяч. Тот, кому я брошу мяч, называете много предметов и бросаете мне мяч обратно. Например, я говорю «сорока» и бросаю мяч Наташе. Наташа называет много предметов «сороки» и бросает мне мяч обратно. Задание понятно? (Ответы детей.)

Ворона – вороны скворец – скворцы

Воробей – воробьи ласточка – ласточки

Грач – грачи аист – аисты

Дятел – дятлы сова – совы

Кукушка – кукушки голубь – голуби

Синица – синицы журавль – журавли

Сорока – сороки снегирь – снегири

6. Игра «Какой птицы нет на ветке?»

(Дети сидят на стульчиках полукругом. На доске картонная ветка с восемью картонными птицами.)

— Мы вместе с Воробьём и Ласточкой приготовили для вас следующую игру.

— Посмотрите внимательно на птиц. Запомните их. Закройте глаза. По моей команде откройте глаза. Посмотрите опять на птиц. Какой птицы нет на ветке?

(Дети отвечают полными ответами на вопросы. Например: «На ветке нет вороны».)

7.Игра «Раскрась и назови».

-Ребята, давайте нарисуем для Воробья и Ласточки портреты их друзей. Садитесь за столы. Для каждого из вас на столе лежит лист бумаги, с нарисованными контурами птиц. Возьмите карандаши обведите по контуру птиц и раскрасьте их.

(Дети рисуют, дефектолог подходит к каждому ребёнку и уточняет название птицы, к каким птицам относится перелётным или зимующим.)

V.Итог занятия.

— О каких птицах мы говорили на занятии? (О зимующих и перелётных). Положительная оценка деятельности детей со стороны Воробья и Ласточки.

При составлении конспекта занятия использовались беседа и некоторые игры из методического пособия И. А. Морозовой, М. А. Пушкарёвой «Ознакомление с окружающим миром» для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-i-razvitiyu-rechi-dlya-detej-s-zpr-perelyotnye-i-zimuyushhie-pticy.html

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Автор презентации: Будылёва Татьяна Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Дс № 14 г. Кировска”

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Тема: «Жизнь и развитие бабочек в природе»

Подготовила

Воспитатель

Будылёва Татьяна Васильевна

Знакомство с насекомыми. Жизнь и развитие бабочек в природе.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о жизни и развитии бабочек в природе.
  2. Дать знания о сходствах и различиях насекомых и птиц, используя модели характерных признаков.
  3. Развивать речь-рассуждение.
  4. Активизировать речь детей за счёт слов, обозначающих характерные признаки насекомых и птиц, частей растений, названий бабочек, первоцветов.
  5. Материал:

Игрушка – Незнайка, картинки: птица и бабочка, модели характерных признаков насекомых и птиц, 2 бабочки из бумаги, 2 набора цветов ромашек.

Ход занятия:

Входит Незнайка: – Здравствуйте, ребята . Я так рад с вами встретиться.

Воспитатель: – Здравствуй, Незнайка , какой ты сегодня весёлый.

Незнайка : – Я сегодня так хорошо погулял по весенней травке, радовался тёплому весеннему солнышку. Знаете, кого я поймал? (Ответы детей) Красивую птичку. Я принёс вам её картинку. (Показывает картинку бабочки)

Воспитатель: – Ребята, разве, это птичка? (Нет, бабочка, она насекомое)

Незнайка : – Нет – это птичка. У неё есть крылышки, она летает.

Воспитатель: – Ребята, давайте расскажем Незнайке , кто такая бабочка. В помощь вам я приготовила модели характерных признаков насекомых и птиц. (Бабочка – насекомое,  у неё 3 части тела: головка, грудка, брюшко, 6 ног, появляется из яичек. У птиц  голова с клювом, 2 крыла, 2 ноги, покрыты перьями, появляются из яиц) (Показать картинки птицы и бабочки)

Воспитатель: – Ребята, что есть и у бабочек, и у птиц? (Крылья – у птиц их 2, а у бабочек  – 4. Появляются из яичек. Бабочки  и птички  умеют  летать)

Незнайка : – Значит, я поймал бабочку, а она насекомое, а не птичка.

Воспитатель: – Незнайка , ты поиграл с ней и отпустил?

Незнайка : – Я её отпустил, но она почему-то не полетела. У неё смялись крылышки. Ну, ничего,  новые крылышки  вырастут. Я другую бабочку  найду и буду с ней играть.

Воспитатель: – Ребята, как наш Незнайка обидел бабочку. Разве, вырастут у неё новые крылья? (Новые крылья у бабочки не вырастут)

Незнайка : – Но бабочек много, они летают, летают и больше ничего, ни делают.

Воспитатель: – Кто, ребята, знает какую пользу, приносят бабочки? (Ответы детей) Бабочки опыляют растения, они переносят на своём тельце и ножках пыльцу. А ещё они очень красивые и просто радуют нас. Незнайка , теперь ты знаешь, что бабочки приносят пользу, а новые крылышки у них не вырастут, как не вырастут у тебя новые лапки, а у деток новые ручки.

Незнайка : – Спасибо, что рассказали мне о бабочках. Я больше обижать их не буду, я буду ими любоваться.

Воспитатель: – Ребята, смотрите, какие красивые бабочки к нам прилетели. Здравствуйте, бабочки. Что вы такие грустные?

Бабочка: – Здравствуйте. Меня зовут лимонница.

Бабочка: – А меня зовут павлиний глаз. Мы, наверное, очень рано проснулись после зимы. Травка появилась, солнышко светит, а цветочков нет. А в цветах есть сок, который называется нектар. Им мы и питаемся.

Воспитатель: – Ребята, как можно помочь бабочкам? (Ответы детей) У меня есть цветы ромашки, которые состоят из частей. Посмотрите и вспомните, как называются части растений. (Корни, стебель, листья, цветок) Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Помоги насекомым». Каким насекомым, мы будем помогать? (Бабочкам лимоннице и павлиньему глазу)

Незнайка : – И я хочу помочь бабочкам.

Воспитатель: – Хорошо, попробуй собрать ромашку.

Незнайка собирает, но не правильно. Воспитатель предлагает детям исправить ошибки .

Воспитатель: – Теперь мы разделимся на две команды и придумаем им названия, каких-нибудь насекомых. (Дети выбирают названия команд) На счёт «1,2,3- беги» бежит первый ребёнок и кладёт корень, затем второй – кладёт стебель и так, пока не соберётся весь цветок. Последний ребёнок бежит и сажает на ромашку бабочку. Незнайка, говори слова для начала игры.

Незнайка : – «1,2,3- беги»

Дети выполняют задание.

Незнайка : – Какие вы дружные, быстрые, ловкие. Только я забыл, как назывались цветы, которые вы  собирали? (Ромашки) И у бабочек такие сложные названия. (Лимонница и павлиний глаз)

Бабочки: – Спасибо вам за помощь. Нам пора улетать.

Воспитатель: – Скоро появятся первые весенние цветы и нектар, которым вы питаетесь. Ребята, кто помнит,  как называются первые цветы? (Первоцветы) Какие первоцветы, вы знаете? (Мать-и-мачеха, ветреница…)  До свидания, бабочки. (До свидания)

Бабочки: – До свидания.

Незнайка : – И мне пора уходить. Был рад вас снова видеть. До свидания.  (До свидания)

Воспитатель: – Ребята, о каких насекомых, мы сегодня говорили? (О бабочках) Что нового, вы узнали о них? (Бабочки питаются нектаром, на ножках и тельце переносят пыльцу…)  Хотите узнать о бабочках больше? (Хотим) В следующий раз я ещё расскажу вам о бабочках.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okrujayushchim-mirom-v-starshey-gruppe.html

Конспекты занятий для педагогов и учителей

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

 развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель.  А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый…

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей — весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Ребёнок читает стихотворение.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока — белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона — важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой —

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел — большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.

Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки.

Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы — птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску — кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/konspekty/konspekt-zanyatiya-na-temu-pticy-v-starshej-gruppe/

Конспект занятия на тему птицы в старшей группе «Дошкольникам о птицах»

Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнёзд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Продолжать развивать навыки самостоятельного чтения.

Материал: плакат с текстом стихотворения А. Барто «Скворец»; таблицы cо словами «перелетные», «зимующие»; складовые картинки с изображением птиц; складовые таблицы с названием птиц; фломастеры; иллюстрации с изображением птичьих гнёзд; аудиозапись «Голоса птиц»; карточки с текстом стихотворений.

Воспитатель предлагает детям прочесть (на плакате) стихотворение А.Барто «Скворец». Проводится краткая беседа по содержанию стихотворения. Воспитатель уточняет откуда прилетел скворец (из теплых стран, с юга).

— Какие ещё птицы прилетели?

— Почему птицы весной прилетели? (растаял снег, стало тепло, проснулись насекомые)

— Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные).

— А птиц которые остаются зимовать? (Зимующие).

Игра « Хорошо – плохо».

— Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от снега и ветра, а на юге тепло; зимой птицам нечего кушать – насекомые спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год).

Воспитатель обращает внимание детей на складовые картинки с изображением птиц.

— Каких птиц вы узнали? Дети называют птиц.

— Соловей, ласточка, скворец, грач и т.д., как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелетные).

— Синица, ворона, сорока и т.д.? (Зимующие).

— Какие красивые, одна на другую не похожие птицы.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Ты кто?»

В разных местах группы размещаются таблички — «перелетные», «зимующие». Дети выбирают картинки и разносят их к соответствующей табличке. После того, как будут картинки разнесены, проверяется правильность выполнения задания: отмечаются ошибки и уточняется почему эта птица перелетная или зимующая.

Воспитатель предлагает детям послушать пение птиц.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

— Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, веселое, легко на душе и т.д.)

Кому-нибудь из детей (читающему) воспитатель предлагает прочесть стихотворение на карточке:

Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней.

— Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые).

— Из чего строят гнёзда птицы? (из травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, меха, березовой коры и т.д.).

— Где птицы строят свои гнёзда? (на деревьях, на земле, под крышей, в кустах).

Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии птичьих гнёзд.

— Гнездо иволги похоже на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.

— Жаворонок устраивает своё гнездо на земле, в зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.

— Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится из комочков размокшей после дождя земли или глины.

— Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (отложить яйца и вывести птенцов).

— А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама–птица, самка).

— А кто кормит маму и птенцов? (Папа, самец).

— Ребята, а мы с вами можем как— помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки и т.д.)

— Ребята, мы с вами рисовали птиц, лепили из пластилина, делали аппликацию, а давайте сделаем птиц с помощью рук.

Пальчиковая игра «Птичка».

Руки скрещены в запястьях, пальцы лежат на предплечьях — птица отдыхает. Птица пошевелила крыльями, взлетела и летает.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разгадай птицу»

К нам сорока–белобока

Прилетела из далека,

Не сказала, где была,

Но зато она, ребята,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

— Ребята, сорока принесла нам загадки о птицах, нужно не просто отгадать загадки, а найти название птиц на таблице.

Дети отгадывают загадки и находят слово отгадку на таблице, соединяя склады фломастером.

— Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Произойдет беда. Некому станет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы не услышим их песен и т.д.

Воспитатель предлагает ребёнку прочесть стихотворение на карточке:

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Предложение « Берегите всяких птиц, друзья!» дети пишут кубиками.

Матецкая Л.И.

Источник: https://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-dlya-detej-starshej-gruppy-doshkolnikam-o-pticax.html

Птицы разных стран (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям письмо. В письме только загадки. Если отгадать все загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо.

Я по дереву стучу.

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой.

Все равно он будет мой.

                       (дятел)

Я на елке на суку

Счет веду: «Ку-ку, ку-ку».

                       (кукушка)

Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива.

Стрекотунья-белобока,

А зовут ее… сорока.

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

                   (сова)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его -… скворец.

Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.

– Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом? (Птицы.)

Воспитатель читает детям письмо:

Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в гости в зоопарк. У нас много гостей из разных стран, и мы хотим вас с ними познакомить. Приходите скорее!

(Дети с билетами проходят в зоопарк.) Ребята, как много здесь красивых птиц! Многие птицы нам уже зна­комы. Давайте вспомним, каких птиц мы уже знаем. (Кукушка, дятел, сова, синица, соловей, воробей, глухарь, ворон, сорока, скворец и др.)

– Где они живут? (В нашем городе, в наших лесах.)

А где живут эти птицы? (Воспитатель показывает цаплю, диких уток, лебедей). (На озерах, реках.)

– Ребята, а вы знаете, что птицы могут жить везде: и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды?

– Посмотрите, какое разнообразие птиц! Они прилетели из разных стран. Каждая птица любит определенные условия жизни. Чтобы в нашем зоопарке птицам было хорошо, давайте распределим их так, чтобы каждая птица чувствовала себя, как дома. Мы расселим их по группам по месту обитания.

Птицы, живущие в местах с жарким климатом

Попугай имеет яркое разноцветное оперение, маленький загнутый клюв, с помощью которого он быстро разгрызает зерна.

Павлин имеет большой красочный надхвостник, раскрывающийся в виде веера.

Фазан живет в непроходимых чащах тропического леса, имеет очень красивую серо-коричневую окраску и длинный-длинный хвост.

Турухтан – самцы этих птиц имеют красочное оперение и большой пушистый красивый воротник.

Африканский бекас имеет длинный острый клюв. Приближаясь к свое­му гнезду, издает особый блеющий звук. Этот звук создает воздушная струя, протекающая через оттопыренные в стороны перья хвоста.

Птицы, живущие на побережье морей

Чайки населяют побережье всех морей. В поисках пищи они долго парят над морем.

Бакланы в поисках рыбы ныряют под воду. Морские птицы гнездятся на отвесных уступах и пляжах, а кормятся в море.

Великолепный фрегат – настоящий властелин воздуха. Он обладает огромными крыльями и длинным хвостом, который служит и тормозом, и рулем. Фрегат никогда не садится на воду и очень неуверенно чувствует себя на земле. Но в воздухе он не имеет себе равных. Фрегаты на лету ловят лету­чих рыб, взлетающих над волнами, хватают маленьких черепашек на морс­ком берегу.

Птицы, живущие на вечных льдах Антарктиды

Снежный буревестник имеет окраску белого цвета, летает над льди­нами и ныряет между ними в поисках пищи.

Малая качурка летает у самой поверхности воды, опустив вниз ноги. Это выглядит так, будто она ходит по воде.

Пингвины – это морские птицы, которые не умеют летать. Большую часть времени они проводят в море. Пингвины откладывают яйца в гнезда, сделанные из камешков, либо прямо на голую землю или лед. Под кожей у них имеется толстый слой жира, который сохраняет тепло. Пингвины – хо­рошие пловцы и ныряльщики. Их узкие крылья выполняют роль плавников, а лапы и хвост – роль руля.

Птицы, живущие в пустыне

Страус самая крупная птица, он не может летать, но имеет самые сильные ноги. Страусы – птицы-кочевники, в поисках новых пастбищ про­бегают сотни километров по пустыне. Питаются они травой, листьями, пло­дами и семенами. В отличие от других птиц, у страусов на ноге всего лишь два пальца, а у других птиц – по четыре.

Птицы, живущие в горах

Орлы – крупные пернатые хищники. Благодаря мощным крыльям, они могут летать даже в сильный ветер. Охотятся они на мелких млекопитаю­щих, пресмыкающихся и других мелких птиц.

Гриф хищная птица, у него длинная голая шея, крепкий крючкова­тый клюв и большой зоб, большие крепкие крылья. Питается он падалью (мертвыми или больными животными).

Беркут самая крупная и величественная птица из орлиного племе­ни. Поселяется на горных кручах. Размах крыльев достигает трех метров.

– На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают все новые и новые неизвестные виды.

Пальчиковая игра «Птицы».

Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Ребята, как вы думаете, почему птицы других стран не прилетают жить к нам насовсем? (Ответы детей).

– Каждая птица приспособилась жить у себя на родине. Птицы, ко­торые живут в жарких странах, погибнут у нас зимой, а те, которые живут в холодном климате, не смогут жить в жаре. Птицы, живущие в горах, по­гибнут в пустыне, и, наоборот, лесные птицы не смогут жить в горах.

Каждая птица любит свой дом. Долг каждого человека – охранять птиц, не нарушать их покой.

Птица – это прекрасное создание природы. Недаром в разных странах про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.

Ребята, а вы знаете стихи, песни или сказки, где главные герои птицы? (Ответы детей). («Жар-птица», «Царевна-лебедь», «Гуси-лебеди», «Синяя птица», «Птица Феникс», «Финист ясный сокол». «Кукушка» и т.д.)

– А теперь посмотрите на всех птиц, выберите себе ту, которая больше всех понравилась, и нарисуйте себе на память.

Мы не будем держать птиц в нашем зоопарке, мы выпустим их на волю, пусть летят в свои любимые края и украшают нашу Землю.

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/znakomstvo_s_okruzhajushhimi/pticy_raznykh_stran_zanjatie_v_starshej_gruppe_detskogo_sada/9-1-0-2557

Ссылка на основную публикацию