Занятие по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе

Занятие по ознакомлению с природой в первой младшей группе «Мир живой природы. Прогулка по лесной полянке»

Занятие по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе

Автор занятия: Булавина А. В., воспитатель МДОУ № 54 г. Мурманска.

Задачи:

Продолжать приобщать детей к народной поэзии; развивать мелкую моторику и руку ребенка на материале детского фольклора; учить детей сопровождать свой показ выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами; учить эмоциональной речи; уточнить яркие особенности зверей, насекомых, земноводной лягушки, деревьев; создать хороший настрой, радость общения со сверстниками.

Материал:

Домик, кукла Катя, деревья (ель, рябина, береза), игрушки (заяц, волк, лиса), сделанные из бумаги на жесткой проволоке бабочка и пчела.

Предварительная работа:

Заучивание потешей и песенок в утренние часы приема, использование в утренних гимнастиках, на занятиях; наблюдения за деревьями на прогулках, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

В группе, перед кукольным уголком поставлен домик, в окошечко видна кукла Катя.
На противоположной стороне расставлены деревья: ель, береза, рябина. За деревьями приготовлены игрушки: заяц, волк, лиса, лягушка, пчелка, бабочка.

Дети и воспитатель стоят по середине группы.

— за морями,
(взмахнуть правой рукой четко вправо)

— за горами,
(взмахнуть левой рукой четко влево)

— за железными
(правую руку согнуть в локте над головой)

— столбами
(строить крышу теремка: левую руку согнуть в локте, пальцы обеих рук соединить – крыша)

— на пригорке – теремок, на дверях висит замок. ты за ключиком иди

(выглядывать из теремка)

— и замочек отомкни.
(руки через стороны опустить вниз)

Воспитатель:

— Кто же в тереме живет? А вот кто! (выносит куклу Катю)

— Катя, Катя маленька, — Катенька удаленька. — пройди, Катя, горенкой;

— топни, Катя, ноженькой.

Воспитатель:

— Решила Катя пойти в лес погулять.
(ведет детей к елочке, куклу усаживает на стул)

— во сыром бору ёлонька,
(встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть развести в стороны)

— под елонькой травонька,
(наклонившись и расставив ноги пошире, кистями «гладить травку» из стороны в сторону)

— на травоньке тропонь, на тропоньке идет Катенька,

(идти по кругу)

— по ельнечку, по березничку,
(топающий шаг)

— по часту леску, по орешнечку.
(воспитатель берет куклу и подходит вместе с детьми к рябине)

— ветер пышет, ветер пышет, он рябинушку колышет.

(покачивать руками над головой)

Воспитатель:

— Посмотрите, какая красивая бабочка сидит на рябинушке!»

— бабочка-коробочка, полети на облачко, там твои детки на березовой ветки.

(положить кисть одной руки на запястье другой; поднимая руки вверх и вниз, то в одну сторону, то в другую, помахивая кистями)

Воспитатель:

(берет куклу и бабочку)

— Побежала Катенька за бабочкой, а бабочка на березку села. Присела и Катенька отдохнуть, да вспомнила песенку про березку.

— во поле березка стояла,
(поднять руки вперед и вверх)

— во поле кудрявая стояла.
(развести руки чуть в стороны, оставляя их вверху)

— люли-люли стояла, люли-люли стояла.

(качать руками над головой)

— некому березу заломати, некому кудряву заломати,

(развести руки чуть в стороны, пожимая плечами)

— люли-люли заломати, люли-люли заломати.

(руки в замке, имитация движения «рубить дерево»)

— я пойду березу заломаю, я пойду кудряву заломаю,

(идти по кругу)

— люли-люли замолаю, люли-люли заломаю.

(имитация движения «рубить дерево»)

Воспитатель:

— А кто же это там за дерево спрятался? Летом — серый, а зимой — белый. Конечно же это Заинька.

Воспитатель берет зайца и сажает его по середине группы вместе с куклой на стул. Дети встают в круг.

— вышла Катя на лужок,
(дети стоят по кругу)

— заглянула под кусток,
(дети наклоняются вперед)

— увидала зайчика, поманила пальчиком

(дети «манят» зайчика)

— зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши.

(«фонарики»)

— стал наш заинька плясать, нашу Катю забавлять.

(руки на поясе, выставление ног вперед на пятку)

Воспитатель достает волка: «Вдруг из леса бежит серый, лохматый».

— волк-волчек, шерстяной бочек, через ельник бежал, в можжевельник попал,

(дети бегут широким шагом)

— зацепился хвостом, ночевал под кустом.

(присаживаются, а потом ложатся)

Воспитатель:

— Нагулялась Катя, решила пойти домой отдохнуть (воспитатель относит куклу в домик).

Вопросы в конце занятия к детям:

Кого встретила кукла Катя в лесу? (по ходу ответов, уточняются яркие особенности зверей, насекомых, земноводной лягушки). Мимо каких деревьев проходила Катя? (во время ответов уточняются особенности деревьев).

В ходе обобщающей беседы воспитатель обращает внимание на поэтические слова, описывающие тот или иной образ.

Скачать конспект занятия «Мир живой природы. Прогулка по лесной полянке»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ekologia/progulka-po-lesnoi-polyanke.html

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой и второй младшей группе детского сада

Удивительные открытия ждут ребёнка дошкольного возраста на пути познания окружающего мира, и первыми помощниками в этом ему будут воспитатели детского сада.

Ведь именно они, вооружившись методикой и знаниями детской психологии, смогут помочь малышу справиться с огромным потоком информации, выделить и запомнить главное, а сложное сделать простым и понятным.

Одной из главных форм работы по ознакомлению малыша с миром вокруг являются занятия, которые систематически и целенаправленно проводятся в дошкольном учреждении.

Ознакомление с окружающим миром в младших группах детского сада

Работа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром начинается с первых дней пребывания малыша в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Цели и задачи

Целью познавательного развития детей первой и второй младших групп является формирование у них системы знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, которые помогут ребёнку комфортно чувствовать себя в природной и общественной среде.

Ознакомление с окружающим самых маленьких воспитанников ставит перед педагогами такие задачи:

  • Сформировать начальные представления:
    • о людях, их деятельности, внешнем виде, эмоциях;
    • о свойствах и назначении предметов (мебель, игрушки, посуда, одежда, простейшие орудия труда);
    • о природе (живая и неживая природа, сезонные явления, растения и животные).
  • Способствовать появлению и развитию познавательного интереса к происходящему в ближайшем окружении (семья, детский сад, магазин, парк и т. д.).
  • Воспитывать доброту, гуманность, бережное отношение к объектам природы и предметам, созданным руками людей.

Малыши ясельной группы могут отображать в игре некоторые действия взрослых, например, строительство дома

На четвёртом году жизни возрастают возможности малышей к познанию нового, развивается внимание, произвольная память, речь. Круг задач, которые очерчивает перед воспитателями программа, становится шире:

  • Формирование первичных представлений:
    • о себе и других людях, об организме человека (части тела, органы чувств, их функции, сознательное отношение к своему здоровью);
    • о профессиях взрослых и необходимом оборудовании для труда (инструменты, спецодежда, транспорт);
    • о жилье человека, его обустройстве, предметах, необходимых в быту.
  • Более широкое изучение объектов живой и неживой природы (свойства воды, песка, земли, чем отличаются дикие и домашние животные, комнатные и дикорастущие растения), сезонных явлений.
  • Развитие и углубление чувства любви к родному краю, его природе, своему городу, стране.

Детям четвёртого года жизни интересны общественные праздники и подготовка к ним

Формы занятий

Чтобы развитие детей было всесторонним и полным, в ДОУ используются различные формы занятости воспитанников:

  • индивидуальная работа;
  • игры;
  • чтение художественной литературы;
  • наблюдения;
  • систематические занятия (НОД).

Занятия по ознакомлению малышей с окружающим миром в группе раннего возраста проводятся раз в 2 недели, чередуясь с сенсорным развитием, а во второй младшей — раз в неделю, причём темы занятий должны соответствовать общей теме блока (недели, месяца).

Общая продолжительность занятия в первой младшей группе не должна превышать 10 минут, во второй — 15 минут. Исключение составляют комплексные и интегрированные занятия, длительность которых может быть увеличена на 5–6 минут из-за включения сопутствующих видов деятельности (рисование, конструирование, подвижная игра).

Чтобы дети не переутомлялись, занятие должно содержать подвижные игры, физкультминутки

Таблица: структура и длительность занятий в группах младшего возраста

Методические приёмы

Как и во всех прочих видах деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром педагог использует 3 группы методических приёмов:

  1. Словесные:
    • Рассказ воспитателя.
    • Беседа.
    • Чтение художественной литературы, в том числе малых фольклорных форм.
    • Вопросы к детям, обращение к их опыту (даже в ясельном возрасте ребёнок уже чувствует уважение и заинтересованность воспитателя и становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем).
    • Полилог, то есть «разговор многих», когда речь переходит от одного участника к другому по очереди.Поскольку разговор обычно идёт о вещах и существах, хорошо знакомых детям (игрушки, посуда, животные, растения), то малыши захотят поделиться опытом. Чтобы они не перебивали друг друга и спокойно дожидались, когда придёт очередь высказаться, необходимо организовать полилог в виде игры: расположить ребят полукругом или кругом и дать им игрушку, которой они и будут рассказывать свои впечатления, либо воспользоваться игрушечным микрофоном, который тоже будет передаваться из рук в руки. Вводить полилог на занятиях лучше во второй половине учебного года, предварительно «потренировавшись» в свободное время.
  2. Наглядные:
    • Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, диафильмов. Фотографии детям такого возраста ещё не показывают, отдавая предпочтение чётким ярким рисункам, отражающим естественный вид предметов.В младшем возрасте дети воспринимают информацию на слух, только если она подкреплена наглядностью
    • Экскурсии в пределах групповой, умывальной комнат, раздевалки с описанием мебели, оборудования, их предназначения, беседой о бережном отношении к вещам.
    • Наблюдения за природными объектами, предметами, которые проявляют характерные свойства в созданной воспитателем ситуации (хомячок ест корм, моется, мыло пенится в воде, песок высыпается из ведёрка, сахар растворяется в воде и т. п.).
    • Моделирование ситуаций. Применить его можно на занятиях по ознакомлению с транспортом, создав модель улицы, обустройством жилья человека (модель квартиры с мебелью и предметами быта) и др.Например, чтобы ознакомить детей с одеждой человека и сменой её в зависимости от сезона, необходимо изготовить наборы плоских изображений сезонных явлений, картонную куклу и комплекты бумажной одежды к ней.Воспитатель создаёт на фланелеграфе модель летней лужайки и обращается к детям: «Пришло лето, стало тепло, растёт зелёная трава и цветы, летают мотыльки. Как нужно одеться нашей кукле Кате, чтобы пойти на прогулку?». После ответов малышей на куклу надевают соответствующие предметы одежды (сарафан, платье, панаму). «Но после лета придёт осень. Листочки пожелтеют и опадут с деревьев, будет часто идти дождик, лужи появятся (соответствующие картинки сменяют летние явления на фланелеграфе). Что тогда наденет Катя, чтобы не замёрзнуть и не промокнуть?».Смоделировав времена года на фланелеграфе, воспитатель даст детям наглядное представление о том, как происходит смена сезонных явленийВ ясельной группе достаточно смоделировать одну смену сезонов, а во второй младшей сначала можно взять смену двух времён года, а после и весь годичный цикл со сменой одежды на кукле. Во второй младшей группе такое моделирование можно провести в форме игры. Дети закрывают глаза, воспитатель выкладывает картину времени года и рядом с куклой предметы одежды. Воспитанникам нужно назвать время года и какие сезонные явления они заметили, а 1 или 2 ребёнка, выйдя к фланелеграфу, выберут нужную одежду и наденут на куклу.
    • Набирает всё большую популярность такой приём, как комментированное рисование, когда воспитатель рисует красками или фломастерами на большом листе ватмана какую-либо картину и поясняет свои действия. В результате малыши получают более полное представление о причинах и порядке событий, которые происходят.В раннем возрасте в комментированном рисовании используются простые сюжеты: была лужайка зелёная (зелёный лист бумаги), но пришла зима, выпал снежок, много снега (примакивание губкой с белой гуашью) и весь лужок стал белый-белый, и на него прибежал зайчик в белой шубке (клеится фигурка зайца).Дети второй младшей группы с удовольствием будут следить, как на их глазах картина летнего леса, подготовленная воспитателем, превратится в осенний пейзаж путём закрашивания густой красной, оранжевой и жёлтой гуашью крон деревьев. А чтобы закрепить знания о перелётных птицах, в небе следует нарисовать клин улетающих гусей, журавлей.Все изменения на рисунке педагог сопровождает рассказом. Такое рисование не требует большого мастерства, но очень нравится детям, позволяет закрепить полученные знания и в то же время стимулирует желание воспитанников выражать свои впечатления от наблюдений за окружающим миром в изобразительной деятельности.
  3. Практические:
    • Упражнения в игровой форме (найди вторую рукавичку для куклы, подбери чашку для блюдца).
    • Элементарные опыты (опускаем в миску с водой мячик, железную машинку).
    • Действия с предметами (раскладывание по группам в соответствии с назначением).
    • Обследование формы, цвета, поверхности, фактуры предметов одежды, обуви, овощей, фруктов и т. д.
    • Дидактические настольно-печатные игры («Найди пару», «Что куда поставим», «Мамы и детёныши»).
    • Игры с природным материалом (каштанами, листьями, песком, водой и др.).Игры с водой не только развивают, но и успокаивают детей, благотворно влияя на психику
Читайте также:  Внеклассное мероприятие по математике, 1 класс

Провести занятие эффективно и с максимальной пользой помогут интересные задумки мотивирующего начала и побуждения детей к познавательной деятельности. Для малышей раннего возраста подойдут такие варианты мотивации:

  • Появление сказочного героя (Колобка, Матрёшки) или зверька (зайчика, лисички). Предпочтительнее, чтобы это была объёмная игрушка, а не плоское изображение. Персонаж приглашает ребят в гости на лесную поляну, к бабушке во двор, куда дети могут отправиться на воображаемом автобусе или самолёте.
  • Персонаж также может принести тот набор предметов или объектов, которые будут рассматриваться на занятии. Поскольку в первой младшей группе занятие короткое, оно может целиком состоять из игры или двух.
    • Например, к детям приходит ёжик с корзинкой фруктов (муляжи яблок, груш, слив) и предлагает поиграть в весёлую игру «Назови фрукты». Воспитатель по очереди показывает детям муляжи, те называют фрукты.
    • Потом проводится игра «Разложи по тарелочкам». Красные яблоки нужно положить на красную тарелочку, а синие сливы и жёлтые груши — на тарелочки соответствующих цветов.
  • Персонаж может озвучить малышам проблемную ситуацию, но она должна быть простой и не требовать длительных поисковых действий. К примеру, в начале занятия появляется кукла Даша, босая, она плачет, потому что перепутала всю обувь и не может обуться, чтобы пойти на прогулку. Всю обувь куклы воспитатель приносит вместе с ней в рюкзачке и выставляет перед детьми. Проводится беседа о необходимости обуви, о разных её видах и игра «Найди пару». Дети подбирают пару к сандалиям, сапожкам и т. д., а потом выбирают, что же обуть Даше (в зависимости от сезона).
  • Игра. Её инициатором тоже выступает сказочный герой или другой любимый персонаж детей. Например, при изучении темы «Заглянуло солнышко и в наше окошко» педагог «случайно» обнаруживает на столе зеркальце (занятие нужно проводить в солнечный день) и предлагает малышам поиграть с солнечным зайчиком. Зайчик останавливается в разных частях групповой комнаты, а дети должны найти, где он, описать его местоположение (на полке, на книжке, на люстре), попрыгать, как зайчики, и похлопать в ладоши. После такой весёлой игры ребята усаживаются, проводится беседа о том, как солнышко весной разбудило всю природу.

Полученные на занятии знания ребёнок может использовать в самостоятельной игре

Во второй младшей группе уже можно вводить сюрпризные моменты, поскольку воображение детей развивается и их интерес ко всему необычному растёт. Среди сюрпризных моментов могут быть:

  • Письмо от сказочного героя. Перед новогодними праздниками лесные обитатели пишут детям (занятие «Новый год для зверят»), что в лесу у них есть красивая пушистая ёлочка, но нет украшений для неё. Также зверята не знают, как нужно праздновать Новый год, и просят помочь. В письме они посылают маленькую снежинку, которая выслушает рассказ детей и перескажет зверятам, когда вернётся в лес. Воспитатель достаёт бумажную снежинку из конверта, и дети, передавая её по кругу, делятся своими знаниями о празднике. Потом малыши разрисовывают плоские изображения ёлочных украшений, чтобы подарить их зверятам. Снежинка остаётся на выставке рисунков рядом с изображениями игрушек, а когда рисунки высохнут, «возвращается» в лес вместе с подарками для зверят.
  • Отгадывание загадок. К детям приходят гости, но кто это — неизвестно. Гости очень стесняются и прячутся (изображение закрыто листом бумаги). Выйдут они лишь тогда, когда ребята отгадают загадки о них. После отгадывания загадок воспитатель открывает картинки с изображением зверей (заяц, кот, корова), игрушек (кукла, мишка, машина), плодов (яблоко, груша, морковь) и проводит беседу по теме занятия: «Деревенский двор и его обитатели», «Путешествие в зимний лес», «Овощи и фрукты».
  • Появление необычных предметов. Например, чтобы заинтересовать детей темой «Художница осень», воспитатель размещает в уголке художественной деятельности кисти и палитру с яркими красками (жёлтой, оранжевой, красной) и обращает внимание детей: «Посмотрите, ребята, кто-то побывал у нас в гостях и забыл эти удивительные вещи. Кто бы это мог быть?». Анализируя цвета на палитре, дети вместе с педагогом приходят к выводу, что эти предметы оставила осень. Далее проводится беседа об изменениях в природе осенью и игры по теме занятия. В конце занятия звучит аудиозапись, в которой осень сообщает, что не забыла палитру и кисти, а подарила их детям, чтобы они нарисовали много красивых осенних картин.

Примерная тематика занятий по ознакомлению с окружающим в младших группах ДОУ

Занятия по ознакомлению с окружающим миром включают в себя ознакомление с миром природы и социумом. Тематика их разнообразна и чередуется, так как перспективный план занятий составляют с учётом блочно-тематического планирования.

Информация для детей ясельного возраста даётся более просто и обобщённо, а во второй младшей группе вводят более подробные характеристики предметов (мебели, одежды, посуды), рассматриваются не только виды зверей, птиц, но и особенности их поведения, передвижения, питания.

В ходе сюжетно-ролевой игры дети могут познакомиться с профессией врача

Знакомя детей раннего возраста с профессиями, им дают только элементарные знания о действиях (врач лечит, повар готовит еду) и рассказывают, какими инструментами пользуется тот или иной специалист. А уже на следующий год ребятам будет доступна для понимания информация и о том, почему необходимы профессии, какую пользу приносит труд человека, как люди трудятся в природе и дома.

Таблица: пример перспективного плана занятий

Таблица: картотека тем НОД для первой младшей группы

Таблица: фрагмент картотеки тем НОД для второй младшей группы (первое полугодие)

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ

Присутствие занятий в образовательном процессе необходимо ещё и потому, что малыши учатся взаимодействовать в коллективе, быть внимательными, организованными.

Кроме того, если педагог проводит занятие эмоционально, увлекательно, комбинируя различные виды деятельности, у детей младшего возраста появляется заинтересованность, которая со временем перерастёт в потребность познавать новое, то есть сформируются основы исследовательского поведения.

Интересные материалы и творческий подход воспитателя помогут сформировать у малышей основы исследовательского поведения

Таблица: пример конспекта занятия в первой младшей группе

Таблица: пример конспекта занятия во второй младшей группе

Видео: ознакомление с окружающим в первой младшей группе

https://youtube.com/watch?v=BtsAPaC-848

Видео: ознакомление с окружающим во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=rfGQ5rhDNuk

Знакомить детей с окружающим миром означает раскрыть им всю его красоту и разнообразие, научить малышей ориентироваться в явлениях природы и общественной жизни.

Дошкольников третьего и четвёртого года жизни, то есть самых маленьких в детском саду, легче и эффективнее знакомить с окружающим посредством организованной образовательной деятельности — игровых занятий.

Если воспитатель проведёт их эмоционально, ярко, то принесёт большую пользу развитию детской любознательности, пытливости и заложит основы правильного мировосприятия.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/zanyatie-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-vo-vtoroy-mladshey-gruppe.html

Конспекты занятии для детей

Цель: вызвать у детей желание беречь природу.

Задачи:

— способствовать осмыслению своего места в природе, ответственности за сохранение красоты и богатства природы;

— расширять представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории;

— закрепить знания о правилах поведения в природе;

— уточнить значение воды для всего живого;

— воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал:

глобус; экологические знаки; иллюстрации (белки, зайца, волка, лося); карточки с изображением птиц.

Ход занятия

Звучит музыка

Воспитатель:

Шар невелик,

На нём страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды

        — Что это ребятки?

Дети хором отвечают, что это глобус.

Воспитатель показывает модель глобуса.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Это Земля…

Воспитатель: Правильно – это модель Земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом.

Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет.

Всё то что мы имели и имеем,

Рукой своей сметает человек.

Звучит фрагмент из гимна «Здравствуй Мир».

Появляются гости – Юные спасатели природы

1 сп.: 

Знают о нас многие —

Мы — юные экологи.

Природу любим, знаем,

Её оберегаем!

2 сп.:

Чтоб чистым воздухом дышать,

Природу надо охранять!

3 сп.:

Деревья новые сажать,

За старыми ухаживать.

4 сп.: 

Подкармливать их, поливать,

А так же почву удобрять.

5 сп.:

Беречь траву, не мять цветы,

Деревья не ломать, кусты.

Все:  

Мы их жалеем, бережем,

Другим в обиду не даем.

ЮСП задают детям вопросы,

а дети поднимают руки и отвечают

1 сп.:  Какие цвета вы видите на глобусе?

Дети: Синий, голубой, белый…

2 сп.: Какого цвета больше?

Дети:   Голубого..

3 сп.: Что он изображает?

Дети:  Воду, океан, моря…

4 сп.: Какая вода в море?

Дети: Синяя, холодная, соленая…

5 сп.: А в реках, озерах, прудах?

Дети:  Потеплее, не соленая

1 сп.:  Кто живет в море?        

Дети: Рыбы, дельфины, акулы, крабы…

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам историю об одном водоёме.

Жил-был водоём. Когда вода нём была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоёма. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костёр. А уходя, оставили мусор, бутылки, банки.

Потом к этому озеру приходили ещё и ещё. Со временем  воды становилось всё меньше и меньше, а мусора всё больше. Уже нельзя было увидеть тех, кто там живёт. Обитателям водоёма стало совсем неуютно жить в такой грязной воде.

Как вы думаете – это хорошо или плохо?

Дети отвечают, что «Плохо»

Воспитатель: Ребята, а кто же может прийти на помощь водоёму и его жителям? Как мы можем помочь этому озеру? Мы

Давайте попробуем очистить воду.

Опыт «Фильтрация воды»

Воспитатель: У меня на столе стакан с грязной водой. Эту воду мы набрали из пруда. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать).

Также у меня есть пустой стакан, воронка и фильтр (ватный диск). Возьмём пустой стакан и вставим в него воронку, а воронку фильтр – ватный диск. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан. Давайте посмотрим на фильтры. Они стали грязными! Посмотрите, вода стала чище?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна вода?

Дети отвечают

Дети: Мы ее пьем, варим с ней еду. Мы в ней купаемся. Стираем. По воде плавают корабли. Водой пользуются на заводах и фабриках и т.д.

Воспитатель: А еще кому нужна вода?

Дети: Рыбам, птицам, животным, деревьям.

Воспитатель: Давайте будем беречь воду, не засорять водоёмы.

Ребята ЮСП:

Мы привыкли, что всегда —

Наша спутница вода!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Я хочу вам доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим еще раз на наш глобус. Что нам нем обозначено зеленым цветом?

Дети: Леса!

Воспитатель: А вы знаете какие деревья растут в лесах нашего края?

Игра «Деревья»

Детей поделили на две команды. Каждой команде раздаются стволы разных деревьев: дуба, березы, сосны, рябины и клена. Так же положили на каждый стол набор разных листиков и веточек.  Детям необходимо выбрать нужные детали и правильно «нарядить» деревья.

Воспитатель: Молодцы! Обе команды справились с заданием!

Воспитатель: А вы знаете, что некоторых растений на Земле стало очень мало.  Они занесены в Красную книгу.

Красный цвет – это цвет тревоги, поэтому в красную книгу занесены все виды животного и растительного мира, находящиеся на грани исчезновения.

Ребенок:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Воспитатель: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого.

1 сп.:  Увидели в лесу или на берегу реки мусор — уберите его.

2 сп.:.  Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев.

3 сп.: Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

4 сп.: Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

5 сп.: Не шуми в лесу.

Физкультминутка «В лесу»:

Дети с воспитателем медленно идут по кругу

Воспитатель:

Мы шли, шли, шли.                         Ноги слегка расставить. Руки на поясе.

Земляничку нашли.                        Шаги на месте, следить за положением туловища

Сели, поели и опять пошли.                 Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед

Мы шли, шли, шли,

Наконец, домой пришли.

Упражнения повторяются 3—4 раза, меняются только названия ягод: (черничка, голубичка, ежевичка и т.д.)

1 сп.: А знаете ли вы, что зеленые насаждения очищают воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек!

2 сп.: А знаете ли вы что на листовой поверхности взрослого дерева вяза за летний период осаждается 23 кг пыли, на иве – 39, на клене – 33, на ясене – 27, на сирени – 16, на акации – 0,2, на лопухе – 2.

Читайте также:  Дары фридриха фребеля

Воспитатель: Ребята, а каких обитателей леса вы знаете? Вот посмотрите, кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем догадаться кто их оставил?

Воспитатель загадывает загадки о животных. Дети их отгадывают и находят следы того животного, которое их оставило.

Что за зверь лесной,

 Встал, как столбик, под сосной,

 И стоит среди травы,

 Уши больше головы?                (Заяц)

Хвост пушистый бережёт

 И зверюшек  стережёт:

 Знают, рыжую в лесу –

 Очень хитрую                         (Лису)

Оленя старший брат,

 С рогами как лопаты,

 Его легко узнать:

 Прозвался  он – сохатый.         (Лось)

Воспитатель: Ребята, а кого еще можно услышать и увидеть в лесу?

Правильно – птиц! Сейчас Юные спасатели природы загадают вам загадки о птицах.

3 сп.: 

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …                        (Ворона)

4 сп.: 

Кто в беретке ярко-красной,

в черной курточке атласной? На меня он не глядит,

все стучит, стучит, стучит.        (Дятел)

5 сп.: 

Не ворона, не синица, —

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку».        (Кукушка)

Воспитатель: Ребята, а может ли лес обойтись без человека? (Да) А человек без леса? Что лес даёт человеку.

Дети отвечают

— Лес даёт свежий воздух.

— Лес дает древесину для изготовления домов и мебели.

— В лесу можно набрать грибов, ягод, орехов и лекарственные растения.

— В лесу люди часто отдыхают.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помогать лесу – не вредить ему — беречь его? Давайте вместе рассмотрим знаки. Что они означают?

Ребята ЮСП показывают по очереди картинки, а дети расшифровывают знаки

«Топор» — не рубить живые деревья и кусты.

«Рогатка» — не стрелять в животных и птиц.

«Разбитая бутылка», «консервная банка» — не оставлять после себя мусор в лесу.

«Сломанная ветка», «нож» — не ломать веток, не срезать кору деревьев.

«Магнитофон» — не шуметь в лесу.

«Костер» — не оставлять незатушеные костры.

«Сорванные цветы» — не рвать растения без необходимости.

1 сп.: Давайте навсегда запомним эти знаки.

2 сп.: 

Дерево, животное, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы погибнем, как они.

Воспитатель: Ребята, и в заключение, Юные спасатели природы познакомят вас с Законами охраны природы.

ЮСП показывают по очереди картинки и рассказывают,

что каждая из них означает

Закон певчего соловья — будем воспевать красоту родной земли, как соловей!

Закон красной калины — будем украшать землю добрыми делами. Как калина рощу!

Закон заботливой белочки — будем брать от природы только то, что необходимо, заботясь об обновлении природных богатств!

Закон мудрой совы — будем наблюдать, учиться, действовать и нести ответственность за свои поступки.

Закон золотого подсолнуха — каждое существо, которое живет на Земле,- незаменимо. Оно имеет право на солнце, воздух и воду.

Закон доброго дельфина — будем приходить на помощь каждому, кто в ней нуждается, как это делает дельфин в море.

Закон настойчивого дятла — будем настойчивыми и неутомимыми, как дятлы. И тогда увидим нашу землю здоровой и цветущей.

Закон вечнозеленого барвинка — будем всегда помнить о преимуществе законов природы над законами человеческими.

Воспитатель: Ну вот и подошла к концу наша встреча – давайте, ребята, попрощаемся с Юными спасателями природы и скажем им спасибо.

Дети: Спасибо! До свидания!

Список источников

«Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» / муз. Л. Квинт, сл. В. Костров, исп. Ан. Вески  и  др. // http://allmuz.org/melody/

Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1992.

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2005.

Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Хайдурова И.А. и др. Общение с природой начинается с детства- . Пермь, 1992.  

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/predmetnye/konspekt-zanyatiya-na-temu-priroda-v-mladshej-gruppe/

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Тучка в гостях у ребят» — Инновационные педагогические технологии

Цели:1) объяснить причины возникновения дождя; учить рисовать дождь, передавая его характер( сильный дождь — сплошные капли; слабый дождь — пунктирные линии); учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге; закрепить знания о цвете. Развивать наблюдательность, побуждать детей экспериментировать; развивать творческие способности.

2) формировать у детей познавательный интерес к природе; 3)  воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя. Словарная работа: капает, льётся, губка.

Раздаточный материал для экспериментирования по количеству детей:  губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук; тучка и капельки, сделанные их синего картона. Комплект для рисования: альбомный лист с нарисованной синей тучкой, кисточка, гуашь синего цвета.

Демонстрационный материал: слайды с изображением дождя, аудиозапись « Шум дождя» Содержание организованной деятельности. 1.Орг. момент. -Здравствуйте, ребята! Я — тучка. -А вы знаете, где живёт тучка? (ответы детей) — Правильно, на небе. Я спустилась к вам с неба.

А хотите поиграть со мной? Тогда А ну-ка, дети, соберитесь, Быстро, быстро покружитесь, В капельки все превратитесь И на тучке окажитесь, Сажусь вместе с детьми на синее покрывало, сложенное в виде тучки, детям надеваю  полумаски капельки. 2.Основная часть. Беседа. -Мы с вами очутились на тучке. -А какого цвета наша тучка?( ответы детей). -Знаете ли вы, что даёт тучка? -Тучка даёт дождь.

Тучка состоит из множества капелек. А когда капелек много, им становится тесно. Они не умещаются на тучке и падают на землю в виде дождя. Давайте рассмотрим, какой бывает дождь. -Дождь бывает слабый. Это когда выпадает мало капелек. Смотрим видео слабого дождя. -И дождь бывает сильный. Это когда выпадает много капелек. Смотрим видео сильного дождя. А давайте поиграем.

Вы будете капельками, а я тучкой. 3. Физминутка. Игра « Слабый – сильный дождь». Звучит запись «Шум дождя» Раскладываю покрывало полностью. Дети свободно гуляют по тучке, но некоторые капельки не умещаются и падают на землю, пошёл слабый дождь. (Девочки выбегают из тучки.) Складываю покрывало пополам. Детям тесно гулять на тучке, им не хватает места. Пошёл сильный дождь. (Из тучки выбегают девочки и мальчики вместе.) Игра проводится 2 раза.

Хотите сами сделать дождь? Тогда нам нужно возвращаться  в детский сад. Скажем

Капельки, покружитесь,

В деток превратитесь

И в саду все окажитесь.

4. Опыт с водой.

-Подойдём к столам.

На столах стоят, стаканы с водой, глубокие тарелки и губки.

-Скажите, пожалуйста, что вы видите на столах? ( дети перечисляют)

— Представьте, что губка — это тучка.

— Положите  свою тучку в  тарелку. Перед вами стоят 2 стакана. Какого цвета кружки на стаканах?

-Один стакан с красным  кружком,  другой с синим.

-Правильно. А сколько воды в красном стакане, ребята?

Ответы детей.

-А в синем стакане?

Ответы детей.

-Правильно, в стаканчике с красным кружочком мало воды, а с синим – много. Теперь возьмите стакан с красным кружком и вылейте воду на вашу губку — тучку. Чтобы помочь тучке пропитаться, нажмите на неё пальчиками. Ребята, а что произойдёт, если мы поднимем и отожмём тучку?

Ответы детей.

-А давайте проверим. Поднимите свою тучку и отожмите. (дети проверяют свои предположения опытным путём.)

-Получается дождик. Алиса, какой дождик у тебя получился сильный или слабый?

-Алиса: Слабый.

-Положите губку – тучку опять на тарелку. Возьмите стакан с синим кружком и вылейте из него воду на тучку. Нажмите на неё пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдёт, если тучку отжать?

Дети: польётся много воды.

-А почему много воды польётся?

Дети: потому что губка пропитала много воды.

Дети проверяют свои предположения.

-Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Капелькам стало тесно в тучке, и поэтому они выпадают из неё дождём. А какой дождь теперь у нас получился?

Дети: сильный.

5. Рисование дождя.

-А  сейчас я предлагаю вам нарисовать дождь.

-Девочки пусть нарисуют слабый дождь, а мальчики — сильный.

Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги, на котором нарисована  синяя тучка.

-Ребята, что вы видите на своём листе?

Д:  Тучку.

-Правильно, а теперь возьмите кисточку и набирайте аккуратно краску синего цвета и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху — вниз в медленном темпе. Девочки рисуют, проговаривая «кап-кап-кап» пунктирные линии, а мальчики рисуют сплошные линии, не отрывая кисть от листа.

Рисую на доске слабый и сильный дождь.

Дети рисуют дождь под аудиозапись «Шум дождя».

Работы детей выставляются на стенд под звуки дождя.

-Ребята, посмотрите на свои рисунки. Какая  замечательная картина природы у вас получилась! А что же мы сегодня рисовали? (ответы детей).  Правильно, дождь. Откуда он берётся?

-А какой  дождь бывает? (ответы детей)

-Ну теперь, ребята, мне пора возвращаться на небо, нужно ещё поливать травку, цветочки. До свидания!

Тучка уходит.

Источник: http://www.inksystem-az.com/zanyatie-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-v-pervoj-mladshej-gruppe-tuchka-v-gostyax-u-rebyat/

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в 1 младшей группе на тему: «Кошка в гостях у ребят». Атькова Н.К

Опубликовано: 17:46:57 16-02-2015

Конспект НОД по познанию окружающего мира в 1 младшей группе.

Тема: «Кошка в гостях у ребят.

 Программное  содержание: учить  детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т.д.). Развивать умение эмитировать действие животных и звукоподражать  им, развивать внимание, понять, воспитывать доброжелательность и отзывчивость, интерес к русскому фольклору.

Материал: игрушка —  кошка, корзина, картинки домашних животных и птиц.

Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, рассматривание игрушки – кошки, вопросы к детям, физкультминутка, рассматривание картинок, д/к «Кто как кричит?», анализ.

Предшествующая работа: чтение потешки «Как у нашего кота», д/к «Домашнее животные», наблюдение за кошкой на прогулке.

Словарная работа: мягкая, пушистая, зоркие глаза.

Ход:

Воспитатель до занятия выставляет в прихожей на скамейке корзину с кошкой. Включается запись голоса кошки.

Воспитатель: Вы ничего не слышите? Мне кажется, что это странный звук идет с прихожей.

Кто мяукнул у дверей

Открывайте по скорей

Очень холодно порой

Мурка просится домой

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел

-Кошка

 Давайте поздороваемся с кошечкой, пожалеем её, она замерзла, на улице холодно. Какие вы добрые, ребята, молодцы. Проходите на коврик, будем знакомиться с кошкой. Её зовут Мурка. Таня как зовут кошку? (Индивидуальный ответ детей.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У неё мягкая шерсть, пушистый хвост. Погладьте её. А где у кошки ушки, усы – удивительной красы, зоркие глазки, которыми она видит даже ночью, маленькие лапки, в которых есть коготки? Коготками кошка царапается  и ловит мышей (дети показывают и называют). А сейчас я прочитаю гостье потешку.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые!

Воспитатель: Ребята, Мурка хочет с вами по играть

Физкультминутка

Есть у кошки глазки,

Есть у кошки ушки,

Есть у кошки лапки-

Мягкие подушки.

Кошка, кошка, не сердись,

Не царапай деток — брысь!

Воспитатель: Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Я, кажется, знаю, она хочет есть. А, как вы думаете, что любит, есть кошка?

-Молоко, мясо.

-Сделайте из ваших ладошек блюдце.

Киска к деткам подошла

Молочка просила

Молочка просила,

«Мяу» — говорила

Мяу-мяу-мяу.

 Воспитатель: Ребята, скажите, как мурка просила молока.

-Мяу-мяу.

-Никита, как просила Мурка молока?

-Мяу-мяу.

-А покажите, как лакает кошка молоко (Дети показывают).

Кисонька поела,

Кисонька поела,

Песенку запела

Мур  — мур -мур.

Воспитатель:  Даша, скажи, какую песенку пела кисонька (воспитатель спрашивает несколько детей)?

Воспитатель: Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Давайте положим её в корзину и погладим её (Дети укладывают её).

Мур мур-мур,

Мырлыкает кошка,

Ты погладь её немножко!

От тепла и ласки

Я зажмурю глазки!

Воспитатель: Молодцы, Мурка заснула. Скажите, ребята, чем мы сегодня занимались с кошкой?

— Игрались.

-Согрели, накормили, поиграли с ней, уложили спать.

Читайте также:  Конспект осеннего развлечения в старшей группе

-Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить её у нас в группе?

-Да,

— Пусть Мурка остается у нас, потому что на улице холодно. А за то, что вы такие добрые, ласковые, я угощу вас конфетами (угощение детей).

Источник: http://a2b2.ru/methods/6221_konspekt_zanyatiya/

Конспект открытого занятия ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУПП «ЗАЙКИН ОГОРОД», Никитина Светлана Викторовна

МБДОУ «Красносельский д.сад «Рябинушка»

Высокогорского муниципального района РТ

Конспект занятия по ознакомлению с природой во второй мл.группе на тему: «Зайкин огород»

Воспитатель:Никитина С.В.

Ноябрь 2015год

Цель:  Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах. Закреплять знания о месте их произрастания -огород. Закреплять обобщающее слово- «овощи»

Задачи: 

— дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;

— закрепить знания о месте произрастания;

— развивать чувство коллективизма;

— закрепить представления детей о знаках – символах;

— учить классифицировать предметы по цвету и форме.

Предварительная работа: 

— рассматривание иллюстраций овощей;

-отгадывание загадок про овощи;

— чтение стихов об овощах;

— сюжетно — ролевая игра «Магазин овощей»

Материалы: загадки про овощи, силуэты грядок ,  ширма, овощи муляжи;  наглядное пособие в виде презентации «овощи»; игрушка зайчонок ,

Ход занятия

Восп: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости ,давайте поздороваемся с ними.
Музыкальное приветствие (Я здороваюсь везде).
Я здороваюсь везде
Дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю
Я соседской курице.


Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Мне здороваться не лень.


Воспитатель: Ребята, а кто же это стучит в дверь, посмотрим?.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте посмотрим. Ой, кто же это?

Дети: зайчонок

Воспитатель – зайчонок: Здравствуйте ребята, меня прислала мама за вашей помощью.

Что же такое случилось зайка?

Воспитатель – зайчонок: Моя мама просит вас помочь, помочь ,ой забыл что …….

Ребята , давайте послушайте загадкии наш зайчонок может вспомнит чем же мы сможем помочь ему.

Слайды с загадками про овощи

-Расту в земле на грядке,

Красная, длинная. сладкая (морковь)

-сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

-Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах (капуста)

-И зелен, и густ,

На грядке вырос куст

Покопай немножко,

Под кустом (картошка)

-Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (лук)

-Сверху зелено,

Летом зеленеют, внизу красно,

В землю вросло (свекла)

-Как на нашей грядке,

Выросли загадки,

Сочные да крупные,

К осени краснеют (помидор) .

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый (огурец) .

Воспитатель: Ребята, а как же можно назвать одним словом ….

Дети: овощи.

Воспитатель: Правильно, овощи.

Воспитатель: Вот все овощи и на столе. А где они растут?

Дети: на огороде.

Воспитатель: Что нужно овощам, чтобы вырасти?

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/208349-konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-oznakomleniju.html

Занятие по ознакомлению с предметным миром во 2 младшей группе» Природный и рукотворный мир»

Автор материала: Галушина Екатерина Сергеевна

Ознакомление с предметным миром во 2 младшей группе

Тема: «Природный и рукотворный мир»

Программное содержание:

Познакомить детей с природным и рукотворным миром.Побуждать детей составлять рассказы о природе с опорой на алгоритм.Определять обобщающее слово для группы предметов.Закреплять знания детей о времени суток.

Ход занятия: Дети заходят паровозиком – держать за руки.

— Встаньте все вокруг меня. Вот мы сегодня поспали, проснулись, и что наступило? (утро).

Сегодня смотрели телевизор? А я вот слушала радио, и знаете что случилось? (встаю за стол, беру микрофон и говорю голосом диктора) :

— Внимание, внимание! Пропали вещи 2 видов – природные и рукотворные. Рукотворные – вещи которые сделал сам человек! Природные – создала природа. Кто найдет предметы, просим вернуть по назначению. (выхожу из-за стола). Вот так сообщили сегодня по радио.

Давайте поможем найти вещи. Посмотрите, у нас по группе разбросаны какие то вещи. Найдите и принесите по одному предмету. (дети берут с пола картинки). Садитесь на стулья, будем сейчас разбирать вещи.

На один стол вещи рукотворного вида, а на другой природного.

— Внимание, внимание! Эта вещь, у которой есть рукава, воротник из меха, что это? (шуба), кто ее сделал?(человек), на какой стол положим?(рукотворного мира).

— Внимание! Нужно найти маленькую, красивую, с крылышками! Кто это?(бабочка) На какой стол?(природного).

— Внимание! Надо найти кожаные, их одевают на ноги, у них есть шнурки!. Что это?(ботинки), их природа создала? Человек.

— Внимание! Нужно найти вкусное, румяное, сочное, очень вкусное, в нем много витаминов! Это?(яблоко). Кто его создал (природа).

— Внимание! Необходимо найти мягкое, пушистое, у него 4 лапки, очень любит молоко, кто это? (киска), это природного или рукотворного мира?(природного).

— Внимание! Необходимо найти ягоду, черного цвета, крупная, из нее варят компот и варенье, что это?(черная смородина), кто ее создал?(природа).

— Внимание! Нужно найти деревянный предмет, у него 4 ножки и спинка. Что это?(стул), кто его создал?(человек).

— Внимание! Нужно найти очень вкусный, длинный, зеленый овощ, что это? (огурец), кто его создал?(человек).

— Внимание! Нужно найти очень красивый, нежный, на него очень любят садиться бабочки, у него белые лепестки и желтая серединка, что это?(ромашка). Кто ее создал?(природа).

— Внимание! Нужно найти предмет, он очень большой, у него есть дно и 2 ручки, в ней можно варить суп, что это?(кастрюля). Кто ее создал?(человек).

— Внимание, внимание! Говорит радио Архангельска. Благодарим всех, кто принял участие в находке предметов природного и рукотворного мира! Молодцы, ребята, вы помогли найти потерянные вещи.

Источник: https://VseUroki.pro/doc/zanyatie-po-oznakomleniyu-s-predmetnym-mirom-vo-2-mladshey-gruppe-prirodnyy-i-rukotvornyy-mir.html

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «В уголке природы»

Цель Обеспечить целостное восприятие картины. Стимулировать речевую активность. Учить повторять рассказ по отдельному эпизоду картины вслед за воспитателем. Формировать представление комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними.

Уточнить и расширить словарь по теме—растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать. Развивать навыки речевого общения, связанную речь, зрительное восприятие и внимание. Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Учить любить природу и понимать ее красоту.

Оборудование: картина О.Р.Гофман “В уголке природы”. Целые и разрезные картинки с изображениями комнатных растений: горшки с толстянкою, розаном, фиалкой, геранью, леечки и опрыскиватели.

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений в уголке природы, знакомство с некоторыми из них (толстянка, розан, фиалка, герань), участие в уходе за комнатными растениями дома и в детском саду, подготовка рассказов о комнатных растениях.

Ход занятия: воспитатель приглашает детей в уголок природы, где на столе для экспериментов приготовлены горшки с цветами и все для ухода за ними.

Воспитатель: В нашей группе на окне

Во зеленой стране

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Вот и кактусов семья,

Их польем мы спозаранку

Я и все мои друзья.

Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях, об уходе за ними, рассмотрим картину “В уголке природы”. Воспитатель привлекает внимание детей к растениям на столе.

Воспитатель: Вы узнали эти растения? Покажите и назовите их.

Дети перечисляют цветы—герань, фиалка, розан, кактус.

Воспитатель: Правильно. Кактусы бывают с колючками и без них. Это неколючие кактусы, а это интересное растение—толстянка. Посмотрите, какие у нее толстые мясные стебли, а листья овальные, темно-зеленого цвета, блестящие. А вы можете рассказать о других растениях, как это только что сделала я? Назовите растения, опишите какие у него стебли, листья, цветы.

Ребенок: это герань, у нее крепкие стебли, круглые листья, красные цветы.

Ребенок: это фиалка, у нее круглые мягкие листочки, красивые белые цветы.

Ребенок: это розан, у него крепкие стебли и треугольные блестящие листья, а цветы крупные, красные.

Воспитатель: чтобы растения были такими красивыми, люди должны за ними ухаживать. А как ухаживают за комнатными растениями?

Дети: их поливают, опрыскивают.

Воспитатель показывает, как надо ухаживать за растениями и комментирует свои действия.

Воспитатель: люди рыхлят землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой, а еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним. Послушайте стихотворение о том, как ухаживает за растениями девочка Катя.

Катя леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

Цветочки—невелички.

Мягкой тряпочкой листочки

Протирала наша Катя,

Пяль дышать мешает,

Поры закрывает.

А теперь давайте пойдем на коврик и немного отдохнем.

Физкультурная пауза “Цветочки”.

Воспитатель предлагает детям встать так, чтобы не мешать друг другу.

Воспитатель: А теперь присядьте на корточки и представьте себе, что вы маленькие цветочки. Тот цветочек к которому я подойду и который я “полью” из лейки, начнет “расти”—медленно поднимается и тянет руки вверх (воспитатель подходит к каждому из детей поочередно, дети медленно поднимаются и тянут руки вверх).

Солнышко светит по листочкам, листочки тянутся к солнышку вот так (воспитатель показывает, как нужно вращать ладонями, тянуть руки вверх).

А теперь покажите, что произойдет, если вовремя не полить цветок. Они поникнут, вот так (воспитатель показывает, как нужно расслабиться и уронить руки вниз).

А теперь пройдите к мольберту и сядьте на стульчики. Воспитатель помещает картину на мольберт и представляет детям возможность для ее рассматривания.

Воспитатель: Кого вы видите на картине?

Дети: Это дети.

I

Воспитатель: Куда пришли дети? |

Дети: Они пришли в уголок природы.

Воспитатель: Что делают девочки?

Дети: Ухаживают за цветами.

Воспитатель: Какие цветы вы видите в уголке природы?

Дети: Фиалки, толстянку, розан.

Воспитатель: Правильно. Есть еще и другие красивые цветы, посмотрите на них. Это традесканция, папортник. А что делает мальчик в уголке природы?

Дети: Он кормит рыбок.

Воспитатель: Каких рыбок вы видите в аквариуме?

Дети: Золотую рыбку, меченосцев.

Воспитатель: Верно. А еще в аквариуме много растений.

Давайте расскажем о девочке, которую мы видим на картине справа. Как она одета.Что она делает?

Ребенок: Девочка в синем сарафане и белой футболке опрыскивает цветок.

Воспитатель: хорошо. Теперь так же расскажите о девочке, которая стоит у окна.

Ребенок, девочка в голубом сарафанчике в полосатой кофточке поливает толстянку из красной лейки.

Воспитатель: А кто может рассказать о мальчике?

Ребенок: мальчик в полосатом комбинезоне стоит у аквариума и кормит рыбок.

Воспитатель: Вы очень хорошо рассказали о детях. А теперь посмотрите, как красиво в уголке природы, как много здесь цветов, как цветут фиалки, какие сочные листья у толстянки. Дети хорошо ухаживают за растениями.

Давайте попробуем повторить все, что мы рассказали об уголке природы и о детях, чтобы получился красивый рассказ. Сначала нужно рассказать о том, куда пришли дети, потом расскажем о растениях и животных, которые есть в уголке природы.

И наконец, можно рассказать о том, что делает каждый из детей.

Воспитатель делает паузу, чтобы дети могли подготовиться к рассказыванию. Если есть необходимость, воспитатель еще раз напоминает детям план рассказа, а вовремя к рассказывания показывает указкою, о чем следует рассказ

[Ребенок: Дети пришли в уголок природы. Там было красиво, много цветов, аквариум с рыбками.

Ребенок: Девочка в синем сарафане и белой футболке стала опрыскивать цвет

Ребенок: А девочка в голубом сарафане взяла красную лейку и поливает толстянку.

Ребенок: Мальчик в полосатом комбинезоне кормит золотую рыбку и меченосцев.

Воспитатель: дети хорошо ухаживают за растениями и животными, поэтому у них так красиво в уголке природы. Вот какой замечательный рассказ у вас получился. Кто сможет повторить весь рассказ целиком?

Воспитатель вызывает ребенка, который может справиться с заданием.

Воспитатель приглашает детей за столики, на которых лежат конверты с целыми и разрезанными предметными картинками.

Воспитатель: садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки.

Вы узнали растения? Назовите их (дети по очереди называют растения на картинке). А теперь достаньте такие же картинки, но разрезанные на части. Соберите их.

После оценки работы детей, воспитатель предлагает детям сложить картинки в конверты.

Воспитатель: вы запомнили как называется картина, которую мы сегодня рассмотрели?

Дети: “В уголке природы”.

Воспитатель: Что делают дети на картине в уголке природы?

Дети: Ухаживают за растениями и животными.

Воспитатель: Вы очень хорошо составили рассказ по картине. Как вы считаете, кто сегодня работал лучше всех, кто рассказывал? (Дети оценивают работу друг друга).

Что вам еще понравилось на сегодняшнем занятии? (Дети перечисляют задания, которые им было интересно выполнять).

Вы сегодня молодцы! Я очень довольна вами, похлопайте себе.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-v-mladshey-gruppe-quot-v-ugolke-prirody-quot-785236

Ссылка на основную публикацию