Загадки по русскому языку для школьников

Загадки про русский язык с ответами для детей

Загадки по русскому языку для школьников

Русский язык — самый сложный в мире, но при этом очень богатый и яркий. Это наш родной язык, на котором говорили еще наши предки, говорим мы и будут говорить наши дети. Мы должны его любить и беречь, ведь он самый красивый и звучный язык в мире. А загадки про русский язык помогут ребенку понять его особенности и привить к нему любовь .

  1. На каком уроке мы пишем сочинение? На каком уроке мы готовим изложение? На этом уроке изучаем орфограммы. На этом уроке существуют разные приёмы.

    (Русский язык)

  2. Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку Повторяю…

    (Алфавит)

  3. А по русскому у нас Очень сложная программа. Мы в словах из разных фраз Ищем дружно…

    (Орфограммы)

  4. Прочитали мы рассказ, Попросил учитель нас Проявить старание — Тексту дать название. Тут я оказался ловок — Вмиг придумал…

    (заголовок)

  5. Этим словом называется Тот, к кому мы обращаемся, И, без всякого сомнения, Это слово — …

    (обращение)

  6. Тридцать три подружки Школьницы-девчушки. Друг за другом встанут, Все слова составят.

    (Буквы)

  7. Если первое — «Я», «Мы», Если третье — «Он», «Они», А второе если, значит, «Ты» и «Вы». И не иначе.

    (Лицо)

  8. Если слог мы выделяем При его прочтении, Палочкой обозначаем Сверху…

    (Ударение)

  9. Конфета в вазе была одна. Мама насыпала, стало полно. Ответьте же мне на вопрос, детвора, Что у конфет изменилось?

    (число)

  10. Слова одной и той же части речи. Но разное значение у них. Скажу я «трусость», Ты ответишь — «храбрость», Скажу я «грусть», А ты в ответ мне — «радость».

    (Антонимы)

  11. Если гласная плохо слышится, Эта гласная очень коварная, Ведь с ошибкою слово напишется, Если гласная —…

    (Безударная)

  12. Каждый абзац мы с нее начинаем. Помним о ней и название знаем. И правильно скажет школьник любой, Что отступ зовется…

    (красной строкой)

  13. С вопросом предложения Я обозвал «спросительные». Я позабыл в волнении Название…

    (Вопросительные)

  14. Он отвечает на вопрос «Что делать?». Часть речи это. Например, «пошел». Обозначает действие предмета И гордо называется…

    (Глагол)

  15. Над ошибками работу Делал целую субботу. Иссякло уж терпение, Готовы…

    (исправления)

  16. Вот у нее ведь какая привычка — Как только прямая, так сразу в кавычках.

    (Прямая речь)

  17. Искусство читать и искусство писать Сложнее чтения, сложней математики. Наука, что может язык изучать, Называется просто — …

    (Грамматика)

  18. Я главные члены ищу в предложении. Подлежащего нет, где-то спряталось снова. Оно со сказуемым в соединении Составляет…

    (Грамматическую основу)

  19. Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «Кто?», «Что?» ответит Этот главный член. Какой?

    (Подлежащее)

  20. Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется…

    (сказуемым)

  21. Она выражает значение слова И называется просто — …

    (основа)

  22. Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое.

    (Окончание)

  23. Мы преставимся всегда Лишь к началу слова. И меняем без труда Смысл его на новый. В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ. И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть. И запомните, друзья, В языке без нас нельзя!

    (Приставки)

  24. В словах «отдал», «вошел», «подставка» Перед корнем пишется…

    (приставка)

  25. Если корень выделяем, Суффикс мы определяем И приставку мы найдем, Окончание обведем. Наши действия — не вздор, По составу то…

    (разбор)

  26. Знак простой – крючок и точка, Я пишу его на строчке. Если что-то вдруг спрошу, То в конце и напишу.

    (Знак вопроса)

  27. Знак такой: крючок и точка, Напишу его на строчке. Если что-то я спрошу, То его в конце пишу. Сколько? Где? Когда? Все просто… После слов тех — …

    (Знак вопроса)

  28. Знак препинания очень нам нужный, С точкой он схож и вообще с нею дружен. Точки сестру с завитушкой смешною Мы называем всегда…

    (запятою)

  29. Какая погода! И снег замечательный! Поставлю в конце Знак другой —…

    (Восклицательный)

  30. Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю…

    (точку)

  31. В текст слова чужие вставим, И в кавычки их поставим. Вы же знаете, ребята, Что в кавычках, то …

    (цитата)

  32. Часть текста в учебнике нам не в новинку: То, может, абзац, может быть, половинка. Такой вот из текста любого «обрывок» Мы все называем понятно — …

    (отрывок)

  33. Я один говорил, Это был монолог. Собеседник вступил, Стала речь —…

    (диалог)

  34. Все, что существует, Оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» Четко отвечает. Всегда оно имеет И число, и род, Чтоб не обижался На него народ. Падежей различных – Сразу целых шесть На любые случаи У него уж есть.

    (Имя существительное)

  35. Художницу эту Знает весь свет. Раскрасит талантливо Всякий предмет. Ответит всегда На вопросы такие: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?»

    (Имя прилагательное)

  36. Он предметы оживляет, И в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, И спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, Чтобы выучить…

    (Глаголы)

  37. Пух каков? Всегда пушист. И красив кленовый лист. А зима-то, какова? Очень снежна, холодна. Каково мое оконце? Широко! В нем видно солнце. Совы – серы и темны. Мышкам ночью не видны. Все похожие слова – Форма прилагательных. Нам каков и какова – Скажут обязательно.

    (Краткие прилагательные).

  38. Быстро предметы оно сосчитает. Строгий порядок при счете их знает. На два вопроса ответит вам только: Это вопросы который? и сколько? Цифры частенько ответ заменяют. Люди его очень часто склоняют. Часто при этом они ошибаются. Как он зовется? Кто догадается?

    (Имя числительное)

  39. Признаки действий оно означает. Всем любопытным оно отвечает, «Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?» «Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?» Род не имеет, не хочет склоняться, Очень не любит оно изменяться. Степень сравнения может иметь. Как его имя? Скорее ответь.

    (Наречие)

  40. Мы зашли в лесную чащу. Бродит там медведь рычащий. Там – протоптанные тропки. Еж испуганный и робкий. Там – ползущий муравей И поющий соловей. В строках этих, я замечу, Есть особая часть речи.

    (Причастие)

  41. Звуки тянутся, поют, Без преград они живут. Цветом они красные, Это звуки…

    (Гласные)

  42. Такие буквы нелегко произнести, Преграда — зубы и язык на их пути. Их в алфавите 20 штук. Они все разные, А называются они…

    (Согласные)

  43. «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это… (падежи)

    Загадки про падежи вы найдете здесь.

  44. Если действие прошло, То «прошедшее» оно. Если действие сейчас, «Настоящее» у нас. Ну а если вдруг настанет, «Будущим» оно вмиг станет.

    (Время)

  45. Применяем мы все это Вместо имени предмета. И в количестве предметов Применяем также это. Нам оно на все укажет, Только вот, имен не скажет. Очень часто это применяется. Очень сильно это изменяется. Без него, как ни вертись, В речи нам не обойтись.

    (Местоимение)

  46. На дороге кот сидит. За дорогой столб стоит. По тропинке побегу До дороги добегу, Там подземный переход. От дороги кот идет. У дороги – поворот. Над дорогой – облака. Шел к дороге пешеход Полчаса издалека. Едем с мамой на попутке. Мы в дороге будем сутки. Нам с дорогой повезло. В дождь ее не развезло. Нам в рассказе о дороге Очень помогли …

    (Предлоги)

  47. Ты части речи те — союз, Предлог, частицу, — помни. Ты, школьник, намотай на ус, Названье их запомни. Зовутся не волшебные, А проще. Так:…

    (служебные)

  48. По соседству два брата живут, В слова то и дело встают. Один брат звуки смягчает, Другой брат их разделяет.

    (Твердый и мягкий знаки)

  49. Всему название дано, И зверю, и предмету. Вокруг вещей – полным-полно, И безымянных – нету. И все, что может видеть глаз, За нами, перед нами, И все, что в памяти у нас, Означено…

    (Словами)

  50. Зовут его крылатым словом, Его значение всем знакомо, Название звучно с афоризмом. Его зовем…

    (Фразеологизмом)

  51. Слово делим мы на части. Это ведь – большое счастье. Сможет каждый грамотей Сделать слово из частей.

    (Слоги)

  52. Черные стоят все в ряд, С нами мудро говорят.

    (Слова)

  53. Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По-разному пишутся и говорятся… Как называются? Кто догадался?

    (Синонимы)

  54. Черные, кривые, От рождения немые. А встанут в ряд – Вмиг заговорят.

    (Буквы)

  55. Слова объяснение Словарь зовет…

    («значение»)

  56. Средний, женский и мужской бывает. Как его, скажите, называют?

    (Род)

  57. Любой он речи государь – Наш всезнающий …

    (Словарь)

Источник: https://po-ymy.ru/zagadki-pro-russkij-yazyk.html

30 загадок на русском языке с ответами

* * * Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом.

Читайте также:  Дидактическая игра для детей 1-2 лет. конспект

(Карандаш)

* * * В брюхе баня, В носу – решето, На голове – пуговица, Одна рука, Да и та – на спине.

(Чайник)

* * * Что с пола за хвост не поднимешь?

(Клубок ниток)

* * * Я весь из железа, А в щелку залезу…. Ты в дом ни за что Не войдешь без меня.

(Ключ)

* * * Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго, Покачусь – и под комод.

(Клубок)

* * * Летом – спит, Зимой – горит, Пасть открывает, Что дают – глотает.

(Печь)

* * * Семь братьев: Годами равные, Именами разные.

(Дни недели)

* * * Что всегда идет, А с места не сойдет?

(Часы)

* * * Два братца Друг на друга глядятся, А вместе не сойдутся.

(Пол и потолок)

* * * Четыре братца Под одной крышей стоят.

(Стол)

* * * Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит.

(Чайник)

* * * Одну меня не едят, А без меня мало едят.

(Соль)

* * * Сами не едим, А людей кормим.

(Ложки)

* * * С ножками, а без рук, Со спинкой, а без головы.

(Стул)

* * * Твой хвостик Я в руке держал, Ты полетел – Я побежал.

(Воздушный змей)

* * * На палочке и в фантике, В коробке и в фольге… Ты угадал, что это? Сладкая…

(Конфета)

 *  * Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, – вода вскипела.

(Чайник)

* * * Очень быстрых два коня По снегам несут меня: Через луг к березке Тянут две полоски.

(Лыжи)

* * * Споря, кто быстрей, Два братца День и ночь По кругу мчатся. Старший брат нетороплив, Младший брат нетерпелив.

(Стрелки часов)

* * * Я над речкой лежу, Оба берега держу.

(Мост)

* * * Стучат, стучат, не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут.

(Часы)

* * * Идут ко мне унылые, С морщинками, со складками, Уходят очень милыми, Веселыми и гладкими.

(Утюг)

* * * Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается, А улыбка – лучи Очень даже горячи. (Солнце) * * * Как на стежке на дорожке Вижу алые сережки. За одною наклонилась, А на десять набрела! Я клонилась – не ленилась, Кружку с верхом набрала.

(Земляника)

* * * Зимою в школу бежит, А летом в комнате лежит, Как только осень настает, Меня он за руку берет.

(Портфель)

* * * Две веревки и доска Унесут под облака, Вверх и вниз, Назад, вперед, А потом наоборот.

(Качели)

* * * И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой, Умещается в кармане, А ведет нас за собой.

(Компас)

* * * Обидно ему: При погоде хорошей Он где-то в углу Позабыт-позаброшен. Но стоит Испортиться только Погоде, И вспомнят о нем И гулять с ним выходят.

(Зонт)

* * * Заняла она полнеба Встала с севера на юг. Как гирляндой разноцветной Осветила все вокруг. На нее смотрели люди – И задумались о чуде.

(Радуга)

* * * Не костер большой, не печка, А космический объект. Птице, зверю, человеку Дарит он тепло и свет. Если сильно припечет – Тень от дерева спасет.

(Солнце)

Еще про:

Источник: http://doshkolenok.kiev.ua/zagadki/404-30-zagadok-na-russkom-yazyke.html

Наш ответ на ЕГЭ: загадки про русский язык с ответами

Дорогие мои! На этой странице у нас собраны загадки про русский язык с ответами, которые, как я полагаю,  крайне необходимы деточкам в сегодняшней жизни.

Вы знаете, я воспитан на книгах, которые печатались в советское время. И учили меня тоже давно. Но качественно. Я писал сочинения, изложения, и рассказывал правила, стоя у доски.

Из правил, конечно, сейчас в голове мало что осталось, но все остальное мне точно пригодилось. В итоге, скажу без ложной скромности, у меня сейчас очень неплохой литературный русский язык.

Настолько неплохой, что меня ужасает то, что пеатается сейчас не только в Интернете, но и в газетах, и даже в книгах.  Безграмотность полнейшая!

Ситуацию нужно как-то исправлять, интерес к языку в детях развивать. Поэтому загадки про русский язык, да еще и с ответами, я публикую с особой радостью. Пусть это будет подарком нашим деточкам, которых травят западной системой образования и ЕГЭ.

Источник: http://detochki-doma.ru/nash-otvet-na-ege-zagadki-pro-russkiy-yazyik-s-otvetami/

Загадки, знакомящие детей с русским языком

  • Черные птички на каждой страничке Молчат, ожидают, кто их отгадает?

    (буквы)

  • Тридцать три сестрички ростом невелички, Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.

    (буквы)

  • Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю…

    (точку)

  • Средний, женский и мужской бывает. Как его, скажите, называют?

    (Род)

  • Ты части речи те — союз, Предлог, частицу, — помни. Ты, школьник, намотай на ус, Названье их запомни. Зовутся не волшебные, А проще. Так:…

    (служебные)

  • Каждый абзац мы с нее начинаем. Помним о ней и название знаем. И правильно скажет школьник любой, Что отступ зовется…

    (красной строкой)

  • Знак препинания очень нам нужный, С точкой он схож и вообще с нею дружен. Точки сестру с завитушкой смешною Мы называем всегда…

    (запятою)

  • Конфета в вазе была одна. Мама насыпала, стало полно. Ответьте же мне на вопрос, детвора, Что у конфет изменилось?

    (число)

  • Если первое — «Я», «Мы», Если третье — «Он», «Они», А второе если, значит, «Ты» и «Вы». И не иначе.

    (Лицо)

  • «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это…

    (падежи)

  • Прочитали мы рассказ, Попросил учитель нас Проявить старание — Тексту дать название. Тут я оказался ловок — Вмиг придумал…

    (заголовок)

  • Зовут его крылатым словом, Его значенье всем знакомо, Название звучно с афоризмом. Его зовем мы…

    (фразеологизмом)

  • Часть речи это непростая, Ее вопросы «Какой?», «Какая?», Обозначает лишь признак предмета. Как называется? Что же это?

    (Имя прилагательное)

  • Эта часть речи предмет означает И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.

    (имя существительное)

  • Порядок при счете оно называет. Часть речи. Но это не существительное. Количество числами выражает И называется…

    (имя числительное)

  • Если действие прошло, То «прошедшее» оно. Если действие сейчас, «Настоящее» у нас. Ну а если вдруг настанет, «Будущим» оно вмиг станет.

    (Время)

  • Этим словом называется Тот, к кому мы обращаемся, И, без всякого сомнения, Это слово — …

    (обращение)

  • В словах «отдал», «вошел», «подставка» Перед корнем пишется…

    (приставка)

  • Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По-разному пишутся и говорятся… Как называются? Кто догадался?

    (Синонимы)

  • Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «Кто?», «Что?» ответит Этот главный член. Какой?

    (Подлежащее)

  • Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется…

    (сказуемым)

  • Все вы назовете их едва, Самые короткие слова. Отчего они так важны, не пойму? «По», «на», «за», «в», «от» и «у».

    (Предлоги)

  • Звуки тянутся, поют, Без преград они живут. Цветом они красные, Это звуки…

    (гласные)

  • Такие буквы нелегко произнести, Преграда — зубы и язык на их пути. Их в алфавите 20 штук. Они все разные, А называются они…

    (согласные)

  • Источник: http://nyma-nyma.ru/zagadki/zagadki_pro_russkiy_yazik.html

    Русские народные загадки для детей, с ответами

    Ни море, а волнуется.

    (Нива)* * *

    Кого бьют по голове, чтобы ровно шел?

    (Гвоздь)* * *

    Ног много, а с поля на спине едет.

    (Борона)* * *

    Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется.

    (Топор)* * *

    Нос стальной, хвост льняной.

    (Нитка с иголкой)* * *

    Два кольца, два конца, в середине гвоздик.

    (Ножницы)* * *

    Стучит, вертится, страху божьего не боится.

    Считает наш век – а не человек.

    (Часы)* * *

    Один братец отдыхает зимой, а другой летом.

    (Телега и сани)* * *

    Не столько поест, сколько истопчет.

    (Ступа)* * *

    Выкинем – не обеднеем: соберем – разбогатеем.

    (Посев)* * *

    Стоит Баба Яга, распорота нога.

    Весь мир кормит, а сама голодная.

    (Соха)* * *

    Черная гагара по полю скакала, золото сбирала.

    (Кочерга)* * *

    Без рук, без ног, лапшу крошит

    (Нож)* * *

    Встану, так выше коня,

    А лягу, так ниже кота.

    (Коромысло)

    Два братца хотят подраться,

    да руки коротки.

    (Коромысло)

    Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора.

    (Коромысло)* * *

    Маленький, пузатенький, а весь дом бережет.

    (Замок)* * *

    Никого не обижает, а ее все толкают.

    (Дверь)* * *

    С потолка свисает груша,

    И не думай ее скушать.

    Ярко светится, как солнце,

    А уронишь – разобьётся.

    (Лампочка)* * *

    Что в сундук не запрешь?

    (Звезды)

    У нас под окошком полно репы лукошко.

    (Звезды)* * *

    Красная девица в зеркало глядится.

    (Заря)* * *

    Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.

    (Свет)* * *

    Бык во дворе – рога во стене.

    (Месяц)

    Родится с рогами, потом их теряет.

    (Месяц)

    Погляжу в окошко – висит лукошко.

    (Месяц)* * *

    Без счёту одёжек, и все без застёжек.

    (Капуста)* * *

    Не огонь, а жжётся.

    (Крапива)

    Не шмель, не пчела, а жалит.

    (Крапива)* * *

    Стоит древо кудряво:

    Кто подойдет, того обоймет.

    (Репейник)* * *

    Никто не пугает, а вся дрожит.

    (Осина)* * *

    Золотое решето чёрных домиков полно.

    (Подсолнух)* * *

    Читайте также:  Дидактическая игра «кукла проснулась», 1 младшая группа

    Сидит дед, во сто шуб одет,

    кто его раздевает — слёзы проливает.

    (Лук)* * *

    Стоит кузница – вся в пуговицах.

    (Черемуха)* * *

    Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

    (Морковь)* * *

    Сто братьев в одну избушку соткнулись.

    (Колос)* * *

    Белым цветёт, зелёным висит, красным падает.

    (Яблоко)* * *

    Что в хлебе родится, а есть не годится?

    (Василек)* * *

    Стоит старик над водой, качает бородой.

    (Камыш)* * *

    Золотой теленок на привязи толстеет.

    (Дыня)* * *

    Мягок, а не пух,

    Зелен, а не трава.

    (Мох)* * *

    Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

    (Ёж)
    * * *

    Не прядёт и не ткёт, а людей одевает.

    (Овца)

    Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет?

    (Овца)

    По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

    (Овца)* * *

    Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, замолчал.

    (Петух)

    Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

    (Петух)

    Кто больше всех кричит, а меньше всех делает?

    (Петух)* * *

    Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.

    (Корова)* * *

    Она на белых камушках сидит, не подходите близко – закричит.

    (Наседка)* * *

    Явился в жёлтой шубке:

    -Прощайте, две скорлупки!

    (Цыпленок)* * *

    Под большим камнем много камешков поют.

    (Цыплята под курицей)* * *

    Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны.

    (Улей)* * *

    Заплелись как густые травы,

    Закудрявились рога,

    Да и сам я весь кудрявый,

    Даже с завитком рога.

    (Баран)* * *

    Пятак есть, а ничего не купит.

    (Свинья)* * *

    Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.

    (Кошка)

    Зелёные глаза – всем мышам гроза.

    (Кошка)* * *

    От одного очага весь свет греется.

    (Солнце)

    Сито свито,

    Золотом покрыто,

    Кто взглянет,

    Тот заплачет.

    (Солнце)

    Что без крыльев летит и без огня горит? (Солнце)* * *

    Шёл долговяз, в землю увяз.

    (Дождь)* * *

    Крашеное коромысло через реку повисло.

    (Радуга)* * *

    Белая скатерть все поле укрыла.

    (Снег)* * *

    День и ночь кричит, а голос не устает.

    (Водопад)* * *

    Без рук, без ног,

    а ворота отворяет

    и нас погоняет.

    (Ветер)

    Без рук, без ног,

    А дерево гнёт.

    (Ветер)

    Никто меня не видит,

    А всякий слышит.

    (Ветер)

    Летит не птица, воет не зверь.

    (Ветер)

    Живет без тела, говорит без языка

    (Ветер)* * *

    Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.

    (Дождь, земля и трава)* * *

    Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.

    (Туман)

    Сивые кабаны все поля облегли.

    (Туман)

    Над рекой, над долиной

    Повисла белая холстина.

    (Туман)* * *

    Гаркнул гусь на всю Русь.

    (Гром)* * *

    Бежала – шумела, заснула – заблестела.

    (Река)* * *

    Дверь откроешь – лохматая собака зайдет.

    (Пар в мороз)* * *

    Все есть, не наедается, а воды попьет – умрет.

    (Огонь)* * *

    Где лежала красная коза, там трава не растет.

    (Кострище)* * *

    Солёная водица из огня родится.

    (Слеза)* * *

    Острый, как бритва.

    Сладок, как мёд.

    И друга отыщет,

    И врага обретёт.

    (Язык)* * *

    На лице она цветёт –

    И от радости растёт.

    (Улыбка)* * *

    Что на всех языках мира звучит одинаково?

    (Смех и плач)

    Новые и интересные статьи по теме

    Источник: https://www.tikitoki.ru/riddle/russkie-narodnye-zagadki-dlja-detej-s-otvetami

    Грамотные истории “Загадки русского языка”

    Kulakova26

    Наталья Николаевна, спасибо за интересную работу, которая будет полезна при подготовке детей к олимпиаде. Содержание ресурса способствует развитию интереса к русскому языку, расширению кругозора.

    наТека

    Наталья Ивановна, буду очень рада, если моя работа будет способствовать повышению интереса у ребят к русскому языку.

    DAN64

    Наталья Николаевна, благодарю Вас за качественный ресурс. Прекрасное оформление, интересное содержание. Как всегда всё очень познавательно. Молодец! Благодарю за просвещение и пополнение своей копилочки Вашими работами. Всего доброго!

    наТека

    Надежда Георгиевна! Русский язык ведь очень богат. О нем и в нем масса занимательного. Хочется, чтобы ребята знали об этом чуть больше. А библиотека расширяет эти границы. Спасибо Вам за внимание к работе. Всего самого доброго!

    DAN64

    В учебниках русского языка под редакцией А.Д.Шмелёва есть рубрика “Лингвистическая кладовая”, где рассказывается об образовании некоторых форм слов.

    наТека

    Здорово! Но у нас по этому учебнику ребята не занимаются.

    DAN64

    Мне у Вас игра понравилась “Попробуй разберись”. Отличный способ, чтоб дети заглянули в библиотеку!

    наТека

    Будем надеяться! Но и самим не надо плошать.

    tanyakurova_

    Наталья Николаевна! Спасибо за интересный и познавательный ресурс!

    наТека

    Татьяна Владимировна, спасибо Вам за внимание к ресурсу и Вашу оценку. Всех Вам благ!

    Cerg68

    Наталья Николаевна, не устаю восхищаться Вашими трудами! Познавательная работа со строгим, но  изящным оформлением.

    наТека

    Очень приятно Ваше мнение, Ирина Евгеньевна! Спасибо. Всего Вам самого доброго и всех благ!

    ромашка5975

    Наталья Николаевна! Замечательная, очень интересная работа! Спасибо Вам за творчество!

    наТека

    Спасибо, Елена Владимировна! Рада Вашему вниманию и Вашей оценке. Всех Вам благ!

    Linda

    Наталья Николаевна! Большое спасибо за познавательный ресурс, который как отметила Наталья Ивановна
    

    Цитата

    будет полезен при подготовке детей к олимпиаде

    Беру в копилочку. Творческих Вам идей.

    наТека

    Буду рада Востребованности ресурса, Лидия Петровна! Спасибо Вам за внимание и отзыв.

    Источник: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/vneklassnye_meroprijatija/gramotnye_istorii_zagadki_russkogo_jazyka/385-1-0-54795

    Главные загадки русского языка

    Русский язык – один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в родном языке неясно и загадочно.

    Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте.

    Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние.

    Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

    Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т. е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)?

    Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований.

    Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься.

    Но не стоит слишком сильно расстраиваться.

    То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора, но результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

    В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка: его синтаксис, лексику, грамматику.

    Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.

    Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
    Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

    Настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии.

    Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами.
    Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему – основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

    Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю».

    Ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю».

    И к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь».

    Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах.

    Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

    Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря.

    Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях.

    Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с «ё»: Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу «И мои безделки», отпечатав в ней все необходимые точки.

    И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина.

    Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый».

    В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

    В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве Ѵ («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах.

    В гражданском же языке «ижица» фактически употреблялась только в слове «миро». В молчаливом отказе большевиков от «ижици» многие увидели знамение: Советская власть как бы отказывалась от одного из семи таинств – миропомазания, через которое православному подаются дары Святого Духа, призванные укрепить его в духовной жизни.

    Любопытно, что незадокументированное удаление «ижицы», последней буквы в алфавите, и официальная ликвидации предпоследней – «фиты» сделали заключительной алфавитной буквой – «я». Интеллигенция увидела в этом еще одну злонамеренность новых властей, которые намеренно пожертвовали двумя буквами, чтобы поставить в конец литеру, выражающую человеческую личность, индивидуальность.

    Источник: http://russian7.ru/post/glavnye-zagadki-russkogo-yazyka-2/

    Ребусы по русскому языку

    Добрый день, наши уважаемые читатели! Все дети летом хотят заслуженно отдыхать. Но как сделать так, чтобы за каникулы они не растеряли те знания, которые получили в течение учебного года? Предложите им увлекательные ребусы по русскому языку, которые отлично потренируют ум и мышление ребёнка в непринуждённой обстановке.

    Это ещё не все достоинства увлекательных головоломок. Читайте внимательно нашу статью, в которой, помимо подборки из 17 красочных заданий для детей разного возраста и уровня подготовки, перечислены основные правила их решения, а также есть перечень пунктов о неоспоримой пользе такого не очень серьёзного, на первый взгляд, занятия.

    Чем полезны ребусы?

    Название «ребус» имеет латинское происхождение. Была такая поговорка Non verbis sed rebus — «Не словами, а при помощи вещей». Итак, Rebus переводится как «предмет» или «вещь».

    При разгадывании головоломок ребёнку приходится вспомнить названия предметов, которые он видит на картинке, и проделать с ними манипуляции, зашифрованные в задании. А это уже целая логическая цепочка.

    Что же ещё, кроме интересного времяпровождения, даёт решение таких креативных заданий детям?

    • развитие интеллекта, памяти, внимания и грамотности;
    • увеличение словарного запаса за счёт подбора синонимов;
    • развитие усидчивости, терпения, нацеленности на результат;
    • обучение в форме игры или соревнования;
    • тренировка логики за счёт выполнения нескольких действий в уме.

    Основные правила составления ребусов

    Нередко дети обращаются к старшим родственникам за помощью при разгадывании головоломок. Чтобы это не вызвало затруднений, мы перечислим основные правила их составления:

    • Перевёрнутая картинка — читаем название слева направо.
    • Запятая — выбрасываем букву из слова. Сколько запятых, столько букв убираем.
    • Зачёркнутая буква — исключаем её из названия предмета.
    • Буква рядом с зачёркнутой или использование знака «=» — заменяем букву.
    • Цифры над картинкой — используем только те буквы, чей порядковый номер указан в задании.
    • Цифра в ребусе — пишем её словом: 1 может означать «один», «раз» или «кол».
    • Одна буква внутри другой — используем предлог «в».
    • Изображение за изображением — предлог «за».
    • Один предмет выше, один ниже — предлоги «над» или «под».
    • Буквы или изображения рядом — предлоги «и», «у», «при».

    Головоломки для младших школьников

    Для школьников 1–2 классов подходят самые простые ребусы. Детям будет интересно понаблюдать, как при замене только одной буквы в слове оно приобретает совсем другое значение.

    (Кисточка)

    (Доска)

    (Указка)

    (Ваня)

    (Таня)

    (Рыбка)

    Ученики 3–4 классов уже имеют более широкий кругозор и способны решать задачи в несколько действий. Поэтому для них стоит подобрать зашифровки, которые можно разгадать за 2–3 этапа:

    (Папка)

    (Машинист)

    (Циркуль)

    Ребусы для учеников средних и старших классов

    Ученики 5–6 классов с удовольствием поразмышляют над картинками, которые напоминают им что-то из их повседневной жизни. Поэтому компьютерные принадлежности будут весьма кстати. Пригодится также умение подбирать синонимы, ведь одно и то же изображение можно назвать как «змея», так и «кобра».

    (Дикобраз)

    (Дубрава)

    (Шкатулка)

    Ученики 7 класса и более старшие ребята уже знакомы со многими правилами и понятиями русского языка. Предложите им эти загадки:

    (Глагол)

    Ответ получили так: в слове «флаг» заменяем «ф» на «г», в слове «болт» исключаем первую и последнюю буквы.

    А как начёт системы знаков и правил их расстановки? Какой термин используется для этого?

    (Пунктуация)

    Решение: в слове «панк» заменяем вторую букву на «у», затем добавляем «Т» у «А», из слова «цирк» исключаем 2 последние буквы. Получаем пунк-туа-ци-я.

    А этот ребус можно предложить настоящим эрудитам:

    (Сказуемое)

    Как мы получили ответ? Первая часть ответа не вызывает затруднений: «ска» + «зу». А дальше мы видим перевёрнутый символ «омега», который следует читать как «агемо». Отбрасываем первые две буквы и получаем «емо». Собираем слово: ска+зу+емо+е.

    Ну что, идём дальше?

    (Деепричастие)

    Решение: «дети» + «Е» при «Ч»+ «часы» + «тигр» + «Е». Получаем «деепричастие».

    И, наконец, задание, которое надолго увлечёт компанию учеников старших классов или всех членов одной семьи:

    Здесь зашифровано целое предложение. Ответ получаем так:

    1. Из слова «подарок» берём 1, 2, 7, 4, 3 символы. Получаем «покад».
    2. Из слова «конфета» берём 5 и 6 буквы: Получаем «ет».
    3. Из «лист» берём только «и».
    4. Из «белка» — «ка».
    5. Из «жук» оставляем «ж».
    6. Из «дом» — «д».
    7. Из «мышь» — «ы».
    8. Из «йод» — «й».
    9. Из «веер» берём «в».
    10. Из «берег» — «бере».
    11. Из «метр» получаем «те».
    12. Из «перо» — «по».
    13. Произносим В «З» «Рос». Получаем «взрос».
    14. Из «лес» берём «ле».
    15. Из «лист» оставляем «ли».
    16. Называем предмет — «шляпы».
    17. Говорим: над «Е» «Ли». Получаем «надели».

    Итак, долгожданный ответ:

    Пока дети — каждый в берете, повзрослели — шляпы надели.

    Так это ещё, оказывается, не всё! Это же загадка! А ответ на загадку — грибы.

    Русский язык в ребусах — увлекательно и полезно

    Ребусы — отличный способ разнообразить учебный процесс и интересно организовать досуг. Мы советуем вам предлагать не только готовые задания вашему ребёнку, но также составлять их самостоятельно и мотивировать малыша это делать.

    Во время прогулки напишите палкой на земле какое-нибудь слово и попросите ребёнка заменить одну букву на другую так, чтобы получилось новое слово. Пусть зачеркнёт ту букву, которую он заменил, а сверху напишет новую. Поздравьте его с тем, что он составил свой первый ребус. И продолжайте! А мы дадим несколько советов, как разгадывать головоломки с сыном или дочкой, чтобы это принесло пользу:

    • Не решайте ребус за ученика, если это школьное домашнее задание. Спросите, что именно вызвало затруднение, и объясните, как выйти из положения.
    • Познакомьте ребёнка с основными правилами разгадывания ребусов.
    • Если малыш не может решить задание в уме, пусть пишет ответ по частям на бумаге.
    • Чаще практикуйтесь дома, на прогулке, в поездке.
    • Действуйте ненавязчиво.

    Поделитесь с нами своими мыслями в комментариях и пригласите ваших знакомых к общению с нами, будет интересно. До скорых встреч!

    Понравился материал?

    Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

    Источник: http://nii-evrika.ru/rebusy-po-russkomu-yazyku/

    Ссылка на основную публикацию