Юрий сотник. рассказы

Юрий Сотник. Рассказы для детей. Произведения и биография

Юрий Сотник. Рассказы

Краткая биография Сотника Юрия Вячеславовича

 
Юрий Сотник к 30-м годам окончил школу и стал проходить жизненные «университеты». Он поездил по стране, побывал сплавщиком леса на реке Лене, был лаборантом в фотоателье. Сотник Юрий узнал жизнь не понаслышке. Все, что он узнал, нашло отражение в его произведениях. Его первый рассказ вышел из печати в 1939 году.

После войны Сотник пишет рассказы циклами.
Особенно хороши, лиричны, с интригующим напряженным действием, которое окрашивает юмор, рассказы о Леше Тучкове и его неизменной подружке Аглае, которые написаны в 50–60-х годах прошлого века.

Герои, которых описывает Сотник Юрий, — живые, непоседливые любознательные дети, которые если что и делают неправильно, так только из самых лучших побуждений. Они никак не могут представить, чем может закончиться их самое благороднейшее побуждение. Примером тому служит рассказ «Маска», о котором пойдет речь ниже.

Сотник Юрий не морализирует, он просто показывает, к чему приводит непродуманность действий. Каждый из читающих сам автоматически делает, посмеявшись, для себя вывод: вот уж со мной такого бы не случилось!
 

Рассказы и повести Юрия Сотника

 
Рассказы про детей этого автора можно читать и взрослому человеку, который давно забыл, что такое детство. Юрий Сотник открывает в него путь. Взрослые люди окружили себя цепями долгов и обязательств, от которых невозможно освободиться.

Читая своему ребенку или внуку эти рассказы, обсуждая их с ним, они вдруг ненадолго освобождаются от тяжкого груза, которые наложили на них годы. А ребенок, смеясь над приключениями незадачливых ровесников, постепенно прозревает и начинает понимать, что можно делать, а что нельзя.

Дети быстро «раскусывают» мотивы поступков героев Ю. Сотника.  

А его лукавая усмешка подсказывает, что и они сами неожиданно могут оказаться в двусмысленной ситуации — и в школе, и дома, и во дворе. Рассказы про детей подсказывают, сколько на свете интересных занятий, кроме сидения около компьютера или айфона.

Гораздо интереснее участвовать в драмкружке и ставить спектакль или строить подводную лодку, то есть что-то активно делать вместе с друзьями, а не просто слоняться по улице.

Даже современный всезнайка с увлечением будет ждать, что получится у героев в конце рассказа, и переживать за них.

 

Юрий Сотник: «Как я был самостоятельным»

 
Рассказ «Как я был самостоятельным» очень подходит для ребенка, который учится в начальной школе, так как рассказывает о его ровеснике.

Кто из детей не мечтал хоть на денек освободиться от слова «надо», которое постоянно говорят взрослые! И вот родители Алеши Тучкова, изрядно поспорив, все-таки договорились оставить десятилетнего сына дома одного, а сами с утра поехали к друзьям отца Леши на весь день на дачу.

  Встав утром в пустой квартире, мальчик был полон благородных планов, как правильно и достойно провести день: прорешать вместо 10 — 20 примеров, не подмести паркет, а натереть его, вечером перед сном подогреть для родителей ужин, завернуть его в старое одеяло и оставить на столе записку с пожеланием приятного аппетита папе и маме.

Однако в жизни все поворачивается по-другому. Выйдя во двор выгулять таксу, он встречает озорную Аглаю. Она ищет место для репетиции спектакля, который будет сегодня вечером. И Леша, не представляя ничего плохого, позволяет всем ребятам прийти к нему домой.

Покладистый и бесхарактерный мальчик не умеет сказать «нет», даже если ему действия ребят не нравятся. В результате в квартире, конечно, погром, а еще — живой козел, который так громко кричит, что сбегаются все соседи и его хозяин, у которого его временно взяли дети. Тут внезапно приезжают Лешины родители — и получается картина, достойная кисти Репина, под названием «Не ждали».

Юрий Сотник: рассказы для детей

 
Все рассказы Ю. Сотника начинаются с совершенно обыденной ситуации, которую писатель Юрий Сотник умело, развивая диалог и действие, доводит до абсурда. Иногда страшноватого, как в истории «Как меня спасали», иногда комического, как в «Маске». Но, так или иначе, конец всегда и поучителен, и благополучен.
 

Бунт, или самостоятельность № 2

 
В рассказе Юрия Сотника «На тебя вся надежда» родители снова оставляют Лешу, но не одного, а со своей знакомой тетей Соней. Итак, папа и мама уезжают поплавать на байдарках, а тетя Соня начинает дрессировать Лешу. Именно так следует назвать ее педагогические таланты.  

Она составляет распорядок дня, чтобы Леша жил, как собака Павлова, а когда тот не выдерживает и перестает ее слушаться, то она объявляет голодовку. В ответ Леша тоже перестал есть и убегает из дома, прихватив сухарей, котлет, колбасы, хлеба и сахара. Ну и, конечно, «Приключения Тома Сойера», которые тетя Соня мешала ему читать.

Леша собирался ночевать на лавочке в парке, но ребята со двора придумали поселить его в пустой квартире, хозяева которой на лето уехали на дачу. Когда Леша остался в ней один и стал осматриваться, то увидел человеческий череп. Леша перепугался не на шутку. Но тут пришли ребята и сказали, что тете Соне следует послать ультиматум.

Все дружно составили протест, и ребята отнесли его тете Соне. Но с Лешей приключилась беда: отец ребятишек запер его в пустой квартире и ключ унес собой. Тем временем тетя Соня стала обходить все квартиры дома и искать пропавшего Лешу. Он нашелся совершенно неожиданным образом, и в доме воцарился мир и порядок.

Этот рассказ Юрия Сотника следует прочитать и узнать, каким образом все уладилась.

 

Все рассказы Юрия Сотника одинаково занимательны и неожиданно заканчиваются. По ним ставились хорошие увлекательные кинофильмы.

——————————————————-

Юрий Сотник.Рассказы для детей
Читаем бесплатно онлайн

 

Читать онлайн все рассказы Сотника. Содержание
Читать рассказы других известных авторов

Источник: https://skazkibasni.com/rasskazy-yuriya-sotnika

Юрий Сотник – Рассказы

По тропинке, что вилась над обрывистым берегом реки, шли с удочкой трое ребят. Впереди шагал Вася в отцовской шинели, просторным балахоном свисавшей до самых пят, и в пилотке, сползавшей на нос. За ним шел Дима – сын врача, который жил в доме Васиного отца. Сзади всех, придерживая у подбородка края накинутого на голову теплого платка, семенила младшая Васина сестренка Нюша.

Солнце зашло недавно, однако было темно, как ночью, потому что небо закрывали густые, клубящиеся тучи. Изредка и ненадолго тучи разрывались, и в образовавшийся просвет проглядывали зеленоватое небо и бледные звезды. Время от времени набегал ветерок, и тогда большое ржаное поле справа от тропинки глухо шелестело колосьями.

Слева, под обрывом, поблескивала река, а за речкой, на низком берегу, почти у самой воды топорщился черный лес.

– Полпути прошли, – не оборачиваясь, сказал Вася. – Теперь еще метров триста – и вниз, а там такой омут, что ахнешь.

– Такой омут… мне аж с ручками, – подтвердила Нюша. Дима шел, зажав удочки под мышкой, сунув руки в карманы серого пальто. Вид у него был сонный, недовольный.

– Глупо! – сказал он, зевнув.

– Чего? – обернулся Вася.

– Глупо было так рано выходить. Могли бы поспать до полуночи.

– Рановато, конечно, зато у костра посидим и самую зорьку застанем. У нас знаешь какая рыба? Если на самой-самой зорьке придешь – килограмма три наловишь, а чуть солнышко показалось, – и как отрезало, не клюет.

– Ну, насчет трех килограммов это вы, Васечка, того… немножко хватили.

– Ну, три не три, а знаешь, сколько я прошлый раз наловил? Восемь штук вот таких ершей да еще две плотвички.

– Так бы и говорил “восемь ершей”. А то – три килограмма! Любишь ты фантазировать!

Вася больше не спорил. Он замедлил шаги и приглушенно сказал:

– Нюшк!

– А?

– Покажем Димке то место?

– Ага! Дима, сейчас мы тебе такое место покажем! Ты прямо умрешь со страху.

– Какое место?

– Увидишь… Васька, ничего ему не говори! Вася прошел еще немного и вдруг остановился.

– Тут, – сказал он шепотом.

На том берегу у самой воды росли две большие корявые ветлы. За ними виднелась лужайка, отлого спускавшаяся к реке, а в конце лужайки, наполовину закрытые ветлами, неясно белели стены большого дома.

Нюша крепко держалась за рукав Диминого пальто;

– Страшно как!.. Вот увидишь.

Вася подошел к ним поближе. Его лицо, овальное, с носом, похожим на кнопку, было очень серьезно.

– Слушай! – шепнул он и, набрав в легкие воздуху, крикнул: – Эй!

“Эй!” – послышалось с того берега, да так громко, что Дима вздрогнул.

“Эй!” – донеслось еще раз, но уже глуше, отдаленней.

“Эй!” – отозвалось где-то совсем далеко.

– Страшно, да? – спросил Вася. Дима пожал плечами.

– Страшного ничего нет… – начал было он и осекся. “…ашного ничего нет”, – отчетливо сказал противоположный берег.

“…ничего нет”, – прокатилось в конце лужайки.

“…чего нет”, – замерло вдали.

Дима помолчал и продолжал, на этот раз шепотом:

– Обыкновенное эхо. Отражение звука.

– Сам знаю, что отражение, а все-таки боязно. Будто кто-то в развалинах сидит и дразнится,

– В каких развалинах?

– А вон там. Видишь, белые? Там санаторий был, а в сорок первом его разбомбило: фашист не долетел до Москвы и все фугаски тут побросал.

– Восстанавливают его?

– А что восстанавливать? Только две стены остались.

– Говорят, новый построили. В другом месте, – добавила Нюша.

Ребята помолчали. Никому больше не хотелось тревожить эхо. Над рекой стояла мертвая тишина.

Читайте также:  Сценарий на масленицу для младших школьников

– Идем? – прошептал Вася.

– Пошли! – ответил Дима.

Но ребята не успели двинуться с места.

Нюша случайно оглянулась на ржаное поле, колосья которого сливались вдали в темную, серую муть. Мальчики заметили, что глаза у Васиной сестренки странно расширились. Взглянули и они в ту сторону, куда смотрела Нюша. Взглянули и на мгновение оцепенели.

Над рожью по направлению к ним, быстро увеличиваясь в размерах, неслась какая-то тень. Прошло не больше секунды. Нюша тихо вскрикнула и присела, мальчики, словно по команде, припали к земле.

В каких-нибудь трех метрах от ребят пролетела огромная, невиданная птица. Распластав в воздухе черные крылья, она мелькнула над тропинкой, бесшумно скользнула над рекой и скрылась в темной листве одной из ветел, что росли на противоположном берегу. Оттуда донесся легкий шорох, потом все стихло, как будто ничего и не было.

Очень долго ребята боялись шевельнуться. Нюша сидела на корточках, закрывшись платком. Мальчики стояли на коленях, опираясь на локти, пригнув головы к земле. Лишь минуты через две Нюша тихо прошептала:

– Вася!.. Ой, Вася!.. Что это такое было?

Вася осторожно приподнял голову, поправил пилотку.

– Дима… Видел?

Тот молча кивнул головой.

– Птица, да?

Не меняя позы, Дима пожал плечами.

– На ту ветлу села. Да?

Дима опять кивнул.

Вася медленно выпрямился, но продолжал стоять на коленях… Все трое смотрели на ветлу за рекой. Однако в темной листве ее ничего невозможно было разглядеть.

– Орлов таких не бывает, – снова зашептал Вася. – И журавлей таких по бывает: каждое крыло больше метра!

– Такой… только этот… кондор бывает, – сказала Нюша.

– Кто?

– Кондор. Помните, в “Детях капитана Гранта”? Как он мальчишку унес…

Все опять умолкли. Ветлы на том берегу были совершенно неподвижны, и оттуда не доносилось ни звука.

– Притаилась. Высматривает нас, – прошептал Вася. Дима припал еще ниже к земле и пополз в том направлении, откуда они пришли. За ним поползла Нюша, скребя землю носками маленьких сапожек, за Нюшей – Вася, путаясь в своей шинели.

Пилотка опять съехала Васе на глаза. Он наткнулся лицом на кустик репейника и вскрикнул.

“Ой! Ой! Ой!” – трижды отозвалось за речкой.

Все трое вскочили, словно подброшенные, и помчались вдоль обрыва.

Метров триста, если не больше, бежали ребята, пока не очутились на улице маленькой деревушки, у ворот своего дома. Остановившись, они долго не произносили ни слова. Все трое тяжело дышали. Дима обмахивался кепкой, Нюша махала приподнятым над головой краем платка, Вася вытирал лицо пилоткой. Взмокшие светлые волосы его торчали вихрами во все стороны.

– Глупо! – сказал наконец Дима.

– Чего – глупо?

– Кондоры в Советском Союзе не водятся.

– А что же это тогда за птица?

– Такие большие птицы у нас вообще не водятся, – решительно сказал Дима.

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-adv/112660-yuriy-sotnik-rasskazy.html

Читать

В ту субботу, придя из школы и пообедав, я вынул из шкафа самодельный киносъемочный аппарат и приступил к своему обычному занятию: я завел пружину аппарата, наставил пустой, без пленки, аппарат на кошку, умывавшуюся посреди комнаты, и нажал на спуск. Аппарат затрещал; кошка посмотрела на меня долгим взглядом, зевнула, потянулась и ушла под кровать.

Я побрел на кухню и наставил рамку видоискателя на маму, которая мыла посуду. Кинокамера снова затрещала. Мама тяжело вздохнула и покачала головой:

— Боже! Как ты мне надоел со своим аппаратом! Я тоже вздохнул и поплелся прочь из квартиры. Во дворе на лавочке сидела старушка. Перед ней катали жестяной самосвал двое малышей. Я навел свою камеру на них.

— Все трещит и трещит! — прошамкала старушка. — Которые дети книжки читают или играют себе, а этот все трещит и трещит…

Больше я трещать не стал. Я вернулся домой, спрятал свой аппарат, сел у стола и уныло задумался.

Прошло уже десять дней, как я с помощью папы построил свою киносъемочную камеру и проектор к ней. Выглядела моя камера неказисто, но первая же пленка, снятая ею, оказалась вполне приличной.

С тех пор и начались мои мучения. Папа купил мне два мотка пленки. Первый пробный моток я сгоряча извел на всякие пустяки, а стоил он не так уж мало. Я дал папе слово, что больше не истрачу зря ни одного кадрика. Я решил на оставшейся у меня пленке снять такую боевую, такую увлекательную кинохронику, чтобы все зрители были поражены.

Несколько дней я слонялся со своим аппаратом по городу, ожидая, что случится какое-нибудь происшествие, но ничего не случалось.

Я надоел всем родным и знакомым, расспрашивая их, не готовится ли где-нибудь интересное событие, но так ничего и не узнал.

Моточек пленки лежал нетронутым в моем столе, а сам я утешался лишь тем, что наводил пустой аппарат то туда, то сюда и заставлял его трещать на холостом ходу. Этим треском я тоже всем надоел, да и самому себе порядком надоел.

Раздался звонок. Я вышел в переднюю, открыл дверь и увидел своего двоюродного брата, пятиклассника Владю Аникеева. Я сразу догадался, что у Влади что-то произошло.

Занятия в школе давно кончились, а он был с портфелем в руках.

Кроме того, обычно солидный, аккуратный, он имел сейчас какой-то растрепанный вид: пальто его было распахнуто, воротник гимнастерки расстегнут, а большие круглые очки сидели криво на его носу.

— Здравствуй! Дело есть! — сказал он, хмуро взглянув на меня, и стал снимать пальто.

— Из школы? — спросил я.

— Ага!

— Что так поздно?

— Сбор проводил.

— Отряда?

— Нет, с третьим звеном.

Владя прошел в комнату и стал разглядывать в зеркале свое лицо.

— П-подлецы! — процедил он сквозь зубы.

Тут только я заметил, что правая дужка его очков сломана, а вдоль щеки тянутся четыре царапины.

— Ты что, дрался, никак? — спросил я.

— Разнимал, — проворчал Владька, не отрываясь от зеркала.

— Кого разнимал?

— Третье звено.

— Вот это звено! На сборе подрались?

— Нет, после. — Владя поправил на носу очки, но они тут же снова съехали набок.

— А что за сбор у вас был?

— На тему «Дружба поможет в учебе и труде». Я плюхнулся на диван и захохотал. Владя отошел от зеркала.

— Тебе смех, конечно, а меня как председателя на каждом совете дружины за это звено прорабатывают. — Он сел на стул, расставив ноги и опершись руками о колени. — В общем, давай ближе к делу. Твой аппарат работает?

Я сразу перестал смеяться:

— Работает.

— И пленка есть?

— Есть. Только немного. Моточек один. Владя пристально смотрел на меня сквозь перекошенные очки.

— Кинохронику снять хочешь? Боевую? Тут уж я совсем насторожился:

— Конечно, хочу! А что именно!

— Драку. Настоящую. Четверо мальчишек будут драться и, может быть, три девчонки.

Я так и подскочил. Я прямо ушам не верил, что мне привалило такое счастье.

— Владька! Ты не врешь? Кто будет драться? Где? Когда?

— Завтра в девять утра. В парке. Третье звено будет драться.

— Опять третье звено!

— Ага! Погоди, я тебе обрисую положение. — Владя придвинулся со стулом поближе ко мне. — Понимаешь, в нашем отряде с дружбой не совсем благополучно.

Мы с Люсей, нашей вожатой, за один только месяц два мероприятия по внедрению дружбы провели: сбор отряда на тему «Отлично учиться и крепко дружить» и литературную викторину на тему «Классики мировой литературы о дружбе». Мы с Люсей и сами замучились и ребят замучили, готовя эти мероприятия, а дружба все еще не на высоте.

Особенно в третьем звене. С ним прямо спасу нет! Как перегрызлись летом из-за чего-то, разделились на две партии, так до сих пор и воюют. Мы с Люсей думали, думали, как с ними быть, и решили для них специальный сбор звена организовать, посвященный дружбе.

Главарю одной партии, Андрею Тарантасову, велели доклад подготовить на тему «Зачем нужна дружба», а его врагу, Оське Дробилкину, поручили сделать содоклад «Что мешает нашей дружбе». Тане Зарубиной (она у них поэтесса) заказали стихи о дружбе написать и всех вместе заставили песню разучить — «Дружно шагает наше звено».

Сегодня, значит, и провели. Андрей свой доклад благополучно сделал, а Оська как начал свой содоклад, так сразу и заявил, что дружбе мешают Андрюшка и его компания и что все они такие-то и расперетакие-то.

Мы с Люсей их кое-как угомонили, но дальше сбор все равно насмарку пошел: Татьяна стихи читать отказалась, а песню они такими голосами провыли, меня аж мороз по коже продрал. А после сбора выхожу из школы на улицу, смотрю, а они уже! Гришка Тамару за косу ухватил, а Зинаида Гришку портфелем по голове, а Оська… Словом, каждому дело нашлось. Я вмешался, и вот тебе результат. Мило, а?..

— Ну ладно! Ты давай главное говори: о завтрашнем дне.

— Погоди! Сейчас будет главное. Подоспели старшеклассники, разогнали их, и они отправились по домам. А я задержался: все пытался дужку к очкам приладить. Наконец иду домой, вхожу в парадное (мы с Гришкой на одной лестнице живем) и слышу на верхней площадке голоса. Там уже собрались Гришка, Андрей и Татьяна.

Останавливаюсь, прислушиваюсь и знаешь, что слышу? Гришка с Андреем сговариваются на Оську засаду устроить. Тот, понимаешь, завтра в кино собирается на десять утра, а эти хотят с девяти в парке засесть и его подстеречь. И Татьяна с ними пойдет: из кустов будет смотреть. Я, значит, послушал их, послушал, тихонько вышел из парадного и бросился к Оське.

Читайте также:  Сценарии праздников и развлечений в начальной школе

Прибегаю к нему и говорю: так, мол, и так, ты завтра по тропинке, что через парк ведет, не ходи — там тебя Гришка с Андреем отлупить собираются. А он очень обрадовался и говорит: «Спасибо, что сказал. Я завтра с собой Никиту возьму и всех наших возьму, и мы сами на них засаду устроим и так их отделаем, что папа с мамой не узнают».

Я прямо на Оську глаза вытаращил. «Ты что, спятил? — говорю. — Ты думаешь, я, председатель совета отряда, к тебе прибежал, чтобы такое побоище организовать?» А он отвечает: «Ты меня не агитируй! Тут вопрос принципиальный. Гришка с Андреем затеяли хулиганский поступок, а хулиганам нужно давать отпор.

И имей в виду, говорит, если ты Гришку с Андреем предупредишь, мы тебя самого отлупим, хоть ты и председатель». Я посмотрел, посмотрел на Оську и вдруг сказал: «Ладно! Поступайте как знаете! Никого я предупреждать больше не буду».

Это знаешь, почему? Я вспомнил о тебе и принял такое решение: пусть они дерутся завтра сколько им влезет, а ты их потихоньку сними. А потом мы твою кинокартину в школе покажем. Пусть на них вся дружина полюбуется! Может, хоть такой позор их перевоспитает!

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=153981&p=1

Читать онлайн «Невероятные истории», автора Сотник Юрий Вячеславович

Annotation

Семейная библиотека — серия отличных детских книг с невероятными историями, сказочными повестями и рассказами.

В очередную книгу серии «Семейная библиотека» вошли рассказы известного детского писателя Ю. Сотника.

Невероятные истории

Юрий Вячеславович Сотник

Кинохроника

Как я был самостоятельным

Петухи

Феодал Димка

Дрессировщики

Исследователи

«Человек без нервов»

«Архимед» Вовки Грушина

Белая крыса

Райкины «пленники»

Песок

Учитель плавания

«Крокодиленок»

«Хвостик»

Гадюка

Ночью на кладбище

Собачья упряжка

Касторка

«На тебя вся надежда…»

Дудкин острит

Маска

Внучка артиллериста

Как меня спасали

Ищу «Троекурова»

Невероятные истории

Кинохроника

В ту субботу, придя из школы и пообедав, я вынул из шкафа самодельный киносъемочный аппарат и приступил к своему обычному занятию: я завел пружину аппарата, наставил пустой, без пленки, аппарат на кошку, умывавшуюся посреди комнаты, и нажал на спуск. Аппарат затрещал; кошка посмотрела на меня долгим взглядом, зевнула, потянулась и ушла под кровать.

Я побрел на кухню и наставил рамку видоискателя на маму, которая мыла посуду. Кинокамера снова затрещала. Мама тяжело вздохнула и покачала головой:

— Боже! Как ты мне надоел со своим аппаратом! Я тоже вздохнул и поплелся прочь из квартиры. Во дворе на лавочке сидела старушка. Перед ней катали жестяной самосвал двое малышей. Я навел свою камеру на них.

— Все трещит и трещит! — прошамкала старушка. — Которые дети книжки читают или играют себе, а этот все трещит и трещит…

Больше я трещать не стал. Я вернулся домой, спрятал свой аппарат, сел у стола и уныло задумался.

Прошло уже десять дней, как я с помощью папы построил свою киносъемочную камеру и проектор к ней. Выглядела моя камера неказисто, но первая же пленка, снятая ею, оказалась вполне приличной.

С тех пор и начались мои мучения. Папа купил мне два мотка пленки. Первый пробный моток я сгоряча извел на всякие пустяки, а стоил он не так уж мало. Я дал папе слово, что больше не истрачу зря ни одного кадрика. Я решил на оставшейся у меня пленке снять такую боевую, такую увлекательную кинохронику, чтобы все зрители были поражены.

Несколько дней я слонялся со своим аппаратом по городу, ожидая, что случится какое-нибудь происшествие, но ничего не случалось.

Я надоел всем родным и знакомым, расспрашивая их, не готовится ли где-нибудь интересное событие, но так ничего и не узнал.

Моточек пленки лежал нетронутым в моем столе, а сам я утешался лишь тем, что наводил пустой аппарат то туда, то сюда и заставлял его трещать на холостом ходу. Этим треском я тоже всем надоел, да и самому себе порядком надоел.

Раздался звонок. Я вышел в переднюю, открыл дверь и увидел своего двоюродного брата, пятиклассника Владю Аникеева. Я сразу догадался, что у Влади что-то произошло.

Занятия в школе давно кончились, а он был с портфелем в руках.

Кроме того, обычно солидный, аккуратный, он имел сейчас какой-то растрепанный вид: пальто его было распахнуто, воротник гимнастерки расстегнут, а большие круглые очки сидели криво на его носу.

— Здравствуй! Дело есть! — сказал он, хмуро взглянув на меня, и стал снимать пальто.

— Из школы? — спросил я.

— Ага!

— Что так поздно?

— Сбор проводил.

— Отряда?

— Нет, с третьим звеном.

Владя прошел в комнату и стал разглядывать в зеркале свое лицо.

— П-подлецы! — процедил он сквозь зубы.

Тут только я заметил, что правая дужка его очков сломана, а вдоль щеки тянутся четыре царапины.

— Ты что, дрался, никак? — спросил я.

— Разнимал, — проворчал Владька, не отрываясь от зеркала.

— Кого разнимал?

— Третье звено.

— Вот это звено! На сборе подрались?

— Нет, после. — Владя поправил на носу очки, но они тут же снова съехали набок.

— А что за сбор у вас был?

— На тему «Дружба поможет в учебе и труде». Я плюхнулся на диван и захохотал. Владя отошел от зеркала.

— Тебе смех, конечно, а меня как председателя на каждом совете дружины за это звено прорабатывают. — Он сел на стул, расставив ноги и опершись руками о колени. — В общем, давай ближе к делу. Твой аппарат работает?

Я сразу перестал смеяться:

— Работает.

— И пленка есть?

— Есть. Только немного. Моточек один. Владя пристально смотрел на меня сквозь перекошенные очки.

— Кинохронику снять хочешь? Боевую? Тут уж я совсем насторожился:

— Конечно, хочу! А что именно!

— Драку. Настоящую. Четверо мальчишек будут драться и, может быть, три девчонки.

Я так и подскочил. Я прямо ушам не верил, что мне привалило такое счастье.

— Владька! Ты не врешь? Кто будет драться? Где? Когда?

— Завтра в девять утра. В парке. Третье звено будет драться.

— Опять третье звено!

— Ага! Погоди, я тебе обрисую положение. — Владя придвинулся со стулом поближе ко мне. — Понимаешь, в нашем отряде с дружбой не совсем благополучно.

Мы с Люсей, нашей вожатой, за один только месяц два мероприятия по внедрению дружбы провели: сбор отряда на тему «Отлично учиться и крепко дружить» и литературную викторину на тему «Классики мировой литературы о дружбе». Мы с Люсей и сами замучились и ребят замучили, готовя эти мероприятия, а дружба все еще не на высоте.

Особенно в третьем звене. С ним прямо спасу нет! Как перегрызлись летом из-за чего-то, разделились на две партии, так до сих пор и воюют. Мы с Люсей думали, думали, как с ними быть, и решили для них специальный сбор звена организовать, посвященный дружбе.

Главарю одной партии, Андрею Тарантасову, велели доклад подготовить на тему «Зачем нужна дружба», а его врагу, Оське Дробилкину, поручили сделать содоклад «Что мешает нашей дружбе». Тане Зарубиной (она у них поэтесса) заказали стихи о дружбе написать и всех вместе заставили песню разучить — «Дружно шагает наше звено».

Сегодня, значит, и провели. Андрей свой доклад благополучно сделал, а Оська как начал свой содоклад, так сразу и заявил, что дружбе мешают Андрюшка и его компания и что все они такие-то и расперетакие-то.

Мы с Люсей их кое-как угомонили, но дальше сбор все равно насмарку пошел: Татьяна стихи читать отказалась, а песню они такими голосами провыли, меня аж мороз по коже продрал. А после сбора выхожу из школы на улицу, смотрю, а они уже! Гришка Тамару за косу ухватил, а Зинаида Гришку портфелем по голове, а Оська… Словом, каждому дело нашлось. Я вмешался, и вот тебе результат. Мило, а?..

— Ну ладно! Ты давай главное говори: о завтрашнем дне.

— Погоди! Сейчас будет главное. Подоспели старшеклассники, разогнали их, и они отправились по домам. А я задержался: все пытался дужку к очкам приладить. Наконец иду домой, вхожу в парадное (мы с Гришкой на одной лестнице живем) и слышу на верхней площадке голоса. Там уже собрались Гришка, Андрей и Татьяна.

Останавливаюсь, прислушиваюсь и знаешь, что слышу? Гришка с Андреем сговариваются на Оську засаду устроить. Тот, понимаешь, завтра в кино собирается на десять утра, а эти хотят с девяти в парке засесть и его подстеречь. И Татьяна с ними пойдет: из кустов будет смотреть. Я, значит, послушал их, послушал, тихонько вышел из парадного и бросился к Оське.

Прибегаю к нему и говорю: так, мол, и так, ты завтра по тропинке, что через парк ведет, не ходи — там тебя Гришка с Андреем отлупить собираются. А он очень обрадовался и говорит: «Спасибо, что сказал. Я завтра с собой Никиту возьму и всех наших возьму, и мы сами на них засаду устроим и так их отделаем, что папа с мамой не узнают».

Я прямо на Оську глаза вытаращил. «Ты что, спятил? — говорю. — Ты думаешь, я, председатель совета отряда, к тебе прибежал, чтобы такое побоище организовать?» А он отвечает: «Ты меня не агитируй! Тут вопрос принципиальный. Гришка с Андреем затеяли хулиганский поступок, а хулиганам нужно давать отпор.

И имей в виду, говорит, если ты Гришку с Андреем предупредишь, мы тебя самого отлупим, хоть ты и председатель». Я посмотрел, посмотрел на Оську и вдруг сказал: «Ладно! Поступайте как знаете! Никого я предупреждать больше не буду».

Читайте также:  Конспект занятия в детском саду во 2 младшей группе. одежда

Это знаешь, почему? Я вспомнил о тебе и принял такое решение: пусть они дерутся завтра сколько им влезет, а ты их потихоньку сними. А потом мы твою кинокартину в школе покажем. Пусть на них вся дружина полюбуется! Может, хоть такой позор их перевоспитает!

Я вообще человек сдержанный, но тут я обнял Владьку, чмокнул его в щеку, потом два раза перекувырнулся через голову на диване. Когда я успокоился, Владя объяснил мне подробно, в каком месте парка будет засада, и на прощанье крепко пожал мне руку.

— Желаю удачи. Я бы сам с тобой завтра пошел, да мы с утра за город уезжаем.

Проводив Владю, я подумал, что мне надо заранее осмотреть место завтрашней съемки. …

Источник: https://knigogid.ru/books/540854-neveroyatnye-istorii/toread

Сотник Юрий – увлекательные повести и рассказы для детей

Искусство и развлечения 8 июня 2016

Юрий Вячеславович Сотник (1914 – 1997) – замечательный детский писатель. Свой первый рассказ он сочинил, когда другие еще толком изложение не могут написать. Это произошло в четвертом классе. С тех пор он мечтал стать писателем.

Краткая биография автора

Сотник Юрий к 30-м годам окончил школу и стал проходить жизненные «университеты». Он поездил по стране, побывал сплавщиком леса на реке Лене, был лаборантом в фотоателье. Сотник Юрий узнал жизнь не понаслышке. Все, что он узнал, нашло отражение в его произведениях. Его первый рассказ вышел из печати в 1939 году.

После войны он пишет рассказы циклами.Особенно хороши, лиричны, с интригующим напряженным действием, которое окрашивает юмор, рассказы о Леше Тучкове и его неизменной подружке Аглае, которые написаны в 50–60-х годах прошлого века.

Герои, которых описывает Сотник Юрий, – живые, непоседливые любознательные дети, которые если что и делают неправильно, так только из самых лучших побуждений. Они никак не могут представить, чем может закончиться их самое благороднейшее побуждение. Примером тому служит рассказ «Маска», о котором пойдет речь ниже.

Сотник Юрий не морализирует, он просто показывает, к чему приводит непродуманность действий. Каждый из читающих сам автоматически делает, посмеявшись, для себя вывод: вот уж со мной такого бы не случилось!

Рассказы и повести

Рассказы про детей этого автора можно читать и взрослому человеку, который давно забыл, что такое детство. Юрий Вячеславович открывает в него путь. Взрослые люди окружили себя цепями долгов и обязательств, от которых невозможно освободиться.

Читая своему ребенку или внуку эти рассказы, обсуждая их с ним, они вдруг ненадолго освобождаются от тяжкого груза, которые наложили на них годы. А ребенок, смеясь над приключениями незадачливых ровесников, постепенно прозревает и начинает понимать, что можно делать, а что нельзя. Дети быстро «раскусывают» мотивы поступков героев Ю. Сотника.

А его лукавая усмешка подсказывает, что и они сами неожиданно могут оказаться в двусмысленной ситуации – и в школе, и дома, и во дворе. Рассказы про детей подсказывают, сколько на свете интересных занятий, кроме сидения около компьютера или айфона.

Гораздо интереснее участвовать в драмкружке и ставить спектакль или строить подводную лодку, то есть что-то активно делать вместе с друзьями, а не просто слоняться по улице. Даже современный всезнайка с увлечением будет ждать, что получится у героев в конце рассказа, и переживать за них.

Видео по теме

Юрий Сотник: «Как я был самостоятельным»

Этот рассказ очень подходит для ребенка, который учится в начальной школе, так как рассказывает о его ровеснике.

Кто из детей не мечтал хоть на денек освободиться от слова «надо», которое постоянно говорят взрослые! И вот родители Алеши Тучкова, изрядно поспорив, все-таки договорились оставить десятилетнего сына дома одного, а сами с утра поехали к друзьям отца Леши на весь день на дачу.

Встав утром в пустой квартире, мальчик был полон благородных планов, как правильно и достойно провести день: прорешать вместо 10 – 20 примеров, не подмести паркет, а натереть его, вечером перед сном подогреть для родителей ужин, завернуть его в старое одеяло и оставить на столе записку с пожеланием приятного аппетита папе и маме.

Однако в жизни все поворачивается по-другому. Выйдя во двор выгулять таксу, он встречает озорную Аглаю. Она ищет место для репетиции спектакля, который будет сегодня вечером. И Леша, не представляя ничего плохого, позволяет всем ребятам прийти к нему домой.

Покладистый и бесхарактерный мальчик не умеет сказать «нет», даже если ему действия ребят не нравятся. В результате в квартире, конечно, погром, а еще – живой козел, который так громко кричит, что сбегаются все соседи и его хозяин, у которого его временно взяли дети. Тут внезапно приезжают Лешины родители – и получается картина, достойная кисти Репина, под названием «Не ждали».

Юрий Сотник: рассказы для детей

Все рассказы Ю. Сотника начинаются с совершенно обыденной ситуации, которую писатель умело, развивая диалог и действие, доводит до абсурда. Иногда страшноватого, как в истории «Как меня спасали», иногда комического, как в «Маске». Но, так или иначе, конец всегда и поучителен, и благополучен.

Бунт, или самостоятельность № 2

В рассказе «На тебя вся надежда» родители снова оставляют Лешу, но не одного, а со своей знакомой тетей Соней. Итак, папа и мама уезжают поплавать на байдарках, а тетя Соня начинает дрессировать Лешу. Именно так следует назвать ее педагогические таланты.

Она составляет распорядок дня, чтобы Леша жил, как собака Павлова, а когда тот не выдерживает и перестает ее слушаться, то она объявляет голодовку. В ответ Леша тоже перестал есть и убегает из дома, прихватив сухарей, котлет, колбасы, хлеба и сахара.

Ну и, конечно, «Приключения Тома Сойера», которые тетя Соня мешала ему читать. Леша собирался ночевать на лавочке в парке, но ребята со двора придумали поселить его в пустой квартире, хозяева которой на лето уехали на дачу. Когда Леша остался в ней один и стал осматриваться, то увидел человеческий череп.

Леша перепугался не на шутку. Но тут пришли ребята и сказали, что тете Соне следует послать ультиматум. Все дружно составили протест, и ребята отнесли его тете Соне. Но с Лешей приключилась беда: отец ребятишек запер его в пустой квартире и ключ унес собой.

Тем временем тетя Соня стала обходить все квартиры дома и искать пропавшего Лешу. Он нашелся совершенно неожиданным образом, и в доме воцарился мир и порядок. Этот рассказ следует прочитать и узнать, каким образом все уладилась.

Все рассказы Ю. Сотника одинаково занимательны и неожиданно заканчиваются. По ним ставились хорошие увлекательные кинофильмы.

Источник: fb.ruДуховное развитие
Христианские рассказы. Христианские истории и рассказы для детей

Христианское воспитание начинается с рождения. Приобщение к церковной жизни важно для развития маленького христианина, но еще важнее читать правильные в православном смысле книги. В литературе такого плана большую рол…

Дом и семья
Опыты с яйцом: описание. Опыты и эксперименты для детей

Развивать малыша надо с самого рождения. Для этого не обязательно строго соблюдать инструкции по психологии, изучать кучу однообразной литературы. Достаточно больше времени проводить с ребенком, показывать ему фокусы,…

Дом и семья
Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей

Родители и детские психологи соглашаются в том, что сложней всего объяснять малышам абстрактные понятия. Научить понимать время не всегда просто даже ученика начальной школы, не говоря о детях младшего возраста. Но ме…

Дом и семья
Шуточные предсказания короткие и смешные (для детей и взрослых)

Отмечать праздники большой компанией весело и интересно. Но только в том случае, если запланирована развлекательная программа. Без нее торжество превратится в банальное поедание еды и пустые разговоры. Если берете орг…

Дом и семья
Развивалки для детей 3 лет. Обучалки и развивалки для детей

Ребёнка необходимо обучать и развивать каждый день. Для этого педагоги и психологи предлагают много игр, которые помогут родителям интересно заниматься со своим малышом. В статье рассмотрим развивалки для детей 3 лет….

Дом и семья
Рассказ о животных для детей. Рассказы для детей о жизни животных

Мир природы в детском воображении всегда отличался разнообразием и богатством. Мышление ребёнка до 10 лет остаётся образным, поэтому дети и относятся к природе и её обитателям как к равноправным и мыслящим членам земн…

Дом и семья
Что такое потешка: определение. Потешки и прибаутки для детей

Во всем мире мамы, замирая от нежности к своему ребенку, начинают по-особому разговаривать, «гулить» с ним, утешать, потешать. Время пролетает быстро: кормление, сон, бодрствование… С первых дней счастли…

Дом и семья
Zippy – коляски не только надежные, но и комфортные для детей

Изобретенные в XVIII веке детские коляски много раз меняли свои внешние данные. Казалось бы, что там изобретать? Тележка на колесиках – и все, а роль может играть только дизайн. Но, судя по отзывам тех…

Еда и напитки
Как готовить манную кашу вкусно и оригинально для детей?

Ваш малыш не совсем аппетитно кушает кашу, в том числе и манную? Очень часто накормить кроху становится серьезной проблемой. Но существуют некоторые секреты того, как готовить манную кашу так, чтобы ваш ребенок с удов…

Здоровье
“Аквалор” для горла и носа для детей

Множество людей, страдающих насморком и воспалением горла, прибегают для орошения этих участков солевыми растворами. Одно из популярных средств – спрей «Аквалор» для горла и носа. Этот препарат отлич…

Источник: http://monateka.com/article/121834/

Ссылка на основную публикацию