Толстой «баллада»

Презентация по литературе к уроку в 7 классе на тему “Баллада А.Толстого “Василий Шибанов”

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по литературе к уроку в 7 классе на тему “Баллада А.Толстого “Василий Шибанов”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Родился в богатой дворянской семье. Детство прошло в имении матери. Получил хорошее домашнее образование, затем окончил словесный факультет Московского университета.

Как вставить эмблему предприятия на этот слайд Откройте меню Вставка выберите Рисунок Найдите файл с эмблемой Нажмите кнопку ОК Как изменить размеры эмблемы Выделите эмблему. Измените размеры картинки, перетаскивая мышью один из управляющих маркеров.

Для сохранения пропорции изображения перетаскивайте маркеры с нажатой клавишей Shift.

2 слайд Описание слайда:

«Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания»  Воспитывал будущего писателя его дядя Алексей Алексеевич Перовский (литературный псевдоним Антоний Погорельский). Он написал для племянника сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», которая популярна и сейчас.

3 слайд Описание слайда:

А.К.Толстой – поэт и писатель Печататься А.К.Толстой начал в 1841г. Он писал исторические романы, фантастические повести, баллады, драмы, сатиры, лирические стихи.  А.К.Толстой любил и глубоко знал историю и культуру русского народа, его произведения полны восхищения героизмом и величием русской старины.

4 слайд Описание слайда:

Баллада «Василий Шибанов»-историческая баллада В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой обратился к эпохе царя Ивана Грозного (1530-1584)  Царь Иван Грозный – одна из самых неоднозначных личностей российской истории.

5 слайд Описание слайда:

Эпоха Ивана Грозного Талантливый государственный деятель, мудрый реформатор – и кровавый тиран, человек, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий

6 слайд Описание слайда:

Князь Андрей Курбский «Князь Курбский от царского гнева бежал, с ним Васька Шибанов, стремянный». Стремянный – в старину: конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью

7 слайд Описание слайда:

Окружение Ивана Грозного «Звонит всей опрични кромешная тьма, И Васька Грязной, и Малюта, И тут же, гордятся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой. Любимец звонит Иоаннов, отверженный Богом Басманов

8 слайд Описание слайда:

Работа по содержанию Какая история рассказана в произведении? Назовите героев произведения. Каким показал царя Ивана Грозного А.К.Толстой? Найдите слова и выражения, характеризующие этого героя. Кто противопоставлен царю? Что мы о нём узнаём? Как автор относится к Курбскому?

9 слайд Описание слайда:

Ответьте на вопросы Как царь относится к Шибанову? Что о нём можно сказать? Какие качества характера этого персонажа вы можете отметить? Можно ли считать Василия Шибанова идеальным героем? Если «да» – почему? Что вы можете сказать о рассказчике –повествователе, о его чувствах?

10 слайд Описание слайда:

«Василий Шибанов» А.К.Толстого – баллада  Вспомните, что характерно для баллады как жанра?

11 слайд Описание слайда:

Проверьте себя обращение к историческому прошлому России; имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям; действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение); есть диалог, в котором раскрываются характеры героев; обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)

12 слайд Описание слайда:

Главное отличие баллады от эпоса:  Заключается в способах изображения человека. – Как показаны герои этого произведения? Типична ли их судьба? Каков масштаб? – Можно ли их представить в другом сюжете?

13 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Выразительное чтение произведения

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-k-uroku-v-klasse-na-temu-ballada-atolstogo-vasiliy-shibanov-409123.html

Алексей Константинович Толстой. Очерк жизни и творчества

Он родился в С.-Петербурге 24 августа (5 сентября) 1817 г. от непродолжительного брака представителей двух знатных фамилий – Толстых и Разумовских.

Отец, граф Константин Петрович Толстой, брат известного художника Федора Толстого, передал ему графский титул (Лев Толстой по этой линии доводился поэту троюродным братом), а мать, Анна Алексеевна Перовская, и ее родственники –значительное состояние (она была побочной дочерью графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского гетмана, а фамилию получила от его подмосковной деревни Перово).

Практически сразу после рождения сына родители разошлись. Мать увезла шестинедельного младенца в Малороссию к своему брату Алексею Алексеевичу Перовскому (1787–1836), знаменитому впоследствии литератору (он прославился как автор фантастических повестей под псевдонимом Антоний Погорельский).

В его имении Погорельцы Черниговской губернии прошли первые детские годы будущего поэта. Дядя, заменивший ребенку отца, много и усердно занимался его воспитанием, всячески поощряя его художественные наклонности, и, между прочим, специально для него сочинил известную сказку “Черная курица, или Подземные жители” (1829).

Сказка была с моралью и говорила о скромности, приличествующей одаренному мальчику.

В 1826 г. Толстой был представлен ко двору и выбран товарищем для игр наследника престола, будущего императора Александра II. Летом 1827 г. десятилетний Толстой с дядей и матерью побывал в Германии, посетив, в частности, Веймар, и играл на коленях у самого Гёте.

В С.-Петербурге, где они обосновались по возвращении из-за границы, он также оказался в окружении литераторов, друзей Перовского (в его доме юному Толстому часто приходилось видеть А.С.Пушкина, А.А.Дельвига, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, И.А.Крылова и др.).

1831 г. – опять же с дядей и матерью – Толстой путешествовал по Италии, посетив Венецию, Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь.

“…В каждом из этих городов, – вспоминал он позднее, – росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Poccию я впал в настоящую “тоску по родине”, в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай”. Это путешествие описано в дневнике Толстого за 1831 г. – первом его сохранившемся литературном опыте, опубл. в 1905 г.; его провожатыми и собеседниками в Италии были С.А.Соболевский, приятель Пушкина, С.П.Шевырев, состоявший учителем при детях княгини З.А.Волконской, и живописец К.П.Брюллов, который позднее, в 1836 г., напишет портрет Толстого – с ружьем и собакой.

В 1834 г. Толстой был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел, а в 1835 г. в Московском университете выдержал экзамен на чин (сдал экзамены “из предметов, составляющих курс словесного факультета, для получения ученого аттестата на право чиновников первого разряда”).

Попытка сразу выйти в отставку, чтобы заняться исключительно искусством, встретила противодействие Перовского, и, чтобы не огорчать любимого дядюшку, Толстой смирился и продолжал числиться в архиве. В июле 1836 г.

бездетный Перовский скончался на руках племянника, оставив ему огромное состояние – более трех тысяч душ в Черниговской губернии (управление имениями взяла на себя мать, так что забот у наследника не прибавилось).

В начале 1837 г.

Толстой был сверх штата приписан к русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но почти сразу выхлопотал себе отпуск и два года провел в путешествиях по Германии, Италии и Франции (и, между прочим, неоднократно встречался с Гоголем, занятым тогда сочинением “Мертвых душ”). К этому времени относятся две написанные по-французски фантастические повести: “La famille du vurdalak” (“Семья вурдалака”, опубл. 1884) и “Le rendez-vous dans trois cent ans” (“Встреча через триста лет”, опубл. 1912).

В 1840 г., по возвращении в С.-Петербург, Толстой был произведен в коллежские секретари и перемещен “младшим чиновником” во II отделение императорской канцелярии, занимавшееся составлением различных законов и указов, а в 1843 г. стал еще камер-юнкером, т.е.

у него появились и придворные обязанности.

Служба его мало занимала, однако, благодаря влиятельным родственникам, он быстро рос в чинах (титулярный советник, 1842; коллежский асессор, 1845; надворный советник, 1846; коллежский советник, 1852) и придворных званиях (церемониймейстер, 1851).

В 1840-е гг. Толстой вел жизнь светского человека. Литературные его занятия не были систематическими и носили подчеркнуто дилетантский характер. Стихов он тогда совсем не печатал, хотя сочинялись они во множестве, только одно стихотворение – “Бор сосновый в стране одинокой стоит…” – появилось без подписи в 1843 г.

Причиной тому была, вероятно, не только скромность автора, но и равнодушие публики к поэзии в те годы, а опубликованные им за десятилетие прозаические сочинения можно пересчитать по пальцам. Самое значительное – фантастическая повесть “Упырь” (1841), появившаяся за подписью “Красногорский” и заслужившая одобрение В.Г.

Белинского (это был литературный дебют Толстого). Результатом поездки в 1841 г. в Оренбургскую губернию (там губернатором был другой его дядя, В.А.Перовский) стали небольшие охотничьи очерки “Два дня в Киргизской степи” (1842) и “Волчий приемыш” (1843).

Данью манере модных писателей “натуральной школы”, увлекавшихся воссозданием “типов” российской общественной жизни, стал очерк “Артемий Филиппович Бервенковский” (1845) – о чудаковатом помещике-изобретателе.

Наиболее оригинальна повесть из времен римских христианских мучеников “Амена” (1846), появившаяся с подзаголовком “Отрывок из романа “Стебловский”” (о самом романе нет никаких сведений).

В столичном обществе Толстой имел репутацию шутника и проказника, разделяя ее со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми – Александром, Алексеем и Владимиром. В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым Толстой сочинил пародийный водевиль “Фантазия”, со скандалом провалившийся на сцене Александринского театра в январе 1851 г.

Император Николай I расценил водевиль как глупую шутку, да и в журналах его единодушно бранили. Один Аполлон Григорьев со свойственной ему чуткостью понял намерение авторов, скрывшихся за инициалами Y и Z: “Здесь только доведено до нелепости и представлено в общей картине то, что по частям найдется в каждом из имеющих успех водевилей. Пародия гг.

Y и Z не могла иметь успеха потому, что не пришел еще час падения пародируемых ими произведений”.

Позднее “Фантазия” вошла в число сочинений Козьмы Пруткова. Пародийная “маска” этого глубокомысленного литератора и чиновника Пробирной палатки сложилась как раз в 1851 г. совместными усилиями Толстого и Алексея и Владимира Жемчужниковых.

“Досуги” Козьмы Пруткова впервые появились в журнале “Современник” в 1854 г., а его “Полное собрание сочинений” было составлено Владимиром Жемчужниковым уже в 1884 г.

В сочинениях Козьмы Пруткова Толстому принадлежат около десятка стихотворений и множество афоризмов, впрочем, будущей славы коллективного детища он не предвидел и всерьез к этой шуточной продукции не относился.

Из позднейших юмористических сочинений Толстого, появившихся под собственным его именем, наиболее значительны “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева” (1868; опубл. 1883) и “Сон Попова” (1873; опубл. 1878).

Зимой 1850/1851 гг. у Толстого завязался роман с Софьей Андреевной Миллер, женой конногвардейского полковника. Вскоре она ушла от мужа, и с этого момента с нею связана вся последующая жизнь поэта.

Благодаря его положению при дворе и дружбе с наследником престола, сомнительная связь с замужней женщиной не имела для него неприятных последствий, однако муж Софьи Андреевны долго не давал ей развода, и брак ее с Толстым был заключен только в 1863 г. Вся его любовная лирика, начиная с 1851 г.

Читайте также:  Виктор голявкин. рассказы

, адресована исключительно ей (в т.ч. посвященный их первой встрече романс “Средь шумного бала, случайно…”, 1851, опубл. 1856).

Во время Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию. Летом 1854 г. он сформировал отряд для отражения предполагаемой высадки английского десанта на балтийском побережье. В марте 1855 г. был зачислен в стрелковый полк ротным командиром в звании майора. После военной подготовки в декабре 1855 г.

присоединился к полку под Одессой, но принять участие в боевых действиях не успел, поскольку вскоре заболел тифом. Оправился от болезни он только летом 1856 г., когда война закончилась. Тем же летом с Софьей Андреевной совершил путешествие по Крыму, в результате которого явился поэтический цикл “Крымские очерки” (опубл.

1856–1859).

В августе 1856 г. состоялась коронация Александра II, и Толстой был назначен флигель-адьютантом. Вскоре, из-за нежелания оставаться на военной службе, он стал егермейстером (начальником егерей царской охоты).

Новый император неоднократно пытался возвысить друга детства и привлечь к государственной деятельности (в частности, осенью 1856 г. Толстого назначили делопроизводителем в “Секретный комитет о раскольниках”), но амбиции политика, а тем более чиновника у поэта решительно отсутствовали.

К тому же он переживал творческий подъем и уже вполне осознал свое призвание.

В 1850-е гг. написано подавляющее большинство лирических стихотворений Толстого. В 1854–1856 гг. они регулярно печатались на страницах некрасовского “Современника”.

Прежде как поэт никому неизвестный, Толстой получил признание в литературных кругах, в особенности среди славянофилов: уже в первых его опубликованных стихотворениях – “Колокольчики мои…”, “Ты знаешь край, где все обильем дышит…”, “Ой, стоги, стоги…” – прочитывалась тема единства славянского мира. А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.С.

Аксаков находили в его стихах русский “склад ума” и “формы русские” (в особенности им нравились стилизации народных песен, такие, например, как “Ходит Спесь, надуваючись…”, 1856).

Разошедшись с Н.А.Некрасовым и его “Современником”, принимавшим все более радикальное направление, Толстой с 1857 г. новые стихотворения стал отдавать в “Русскую беседу”, издаваемую И.С.Аксаковым. Здесь появились его первые поэмы: “Грешница” (1858) и “Иоанн Дамаскин” (1859).

В последней присутствовали автобиографические мотивы. Толстой неоднократно просил уволить его от службы, но встречал сопротивление людей, искренне его любящих и желающих ему добра, в т.ч. самого императора.

Так и в его поэме Иоанн Дамаскин, “любимый калифом”, окруженный “почетом и лаской”, просит отпустить его “на волю”:

   О государь, внемли! мой сан,   Величье, пышность, власть и сила,   Все мне несносно, все постыло.

   Иным призваньем я влеком,   Я не могу народом править:   Простым рожден я быть певцом,   Глаголом вольным Бога славить!   В толпе вельмож всегда один,   Мученья полон я и скуки;   Среди пиров, в главе дружин   Иные слышаться мне звуки;   Неодолимый их призыв   К себе влечет меня все боле –   О, отпусти меня, калиф,

   Дозволь дышать и петь на воле!

В том же 1859 г. Толстой все-таки добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. – полной отставки.

С этого момента, за исключением заграничных поездок (Франция и Англия, лето 1860; Германия, осень 1862 – весна 1863; Италия, декабрь 1863; Германия, лето 1864 и январь 1868), он почти все время проводит в двух своих имениях – Пустынька под С.-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии.

В оживленных литературных и общественных дискуссиях 1860-х гг. он практически не участвует, если не считать нескольких сатирических стихотворений с ядовитыми выпадами против “нигилистов”: “Поток-богатырь”, “Порой веселой мая…”, оба 1871, и др.

Большая часть тогдашней публики считала Толстого сторонником “искусства для искусства”, что было не вполне основательно. Просто он был убежден, что “назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному”.

В ситуации острого конфликта между славянофилами и западниками, либералами и революционерами, “отцами” и “детьми”, среди смертельно враждующих между собою журнальных “партий” Толстой пытался сохранить независимость и великодушие к противнику. Свою позицию он ясно – и не без вызова – обозначил в стихотворении “Двух станов не боец, но только гость случайный…” (1858, опубл. 1867):

 Двух станов не боец, но только гость случайный,  За правду я бы рад поднять мой добрый меч,  Но спор с обоими досель мой жребий тайный,  И к клятве ни один не мог меня привлечь;  Союза полного не будет между нами –  Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя, Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

  Я знамени врага отстаивал бы честь!

Однако Толстой не был равнодушным созерцателем общественной смуты и своих не самых “передовых” – по меркам 1860-х гг. – взглядов не скрывал. Его повышенный интерес к русской истории, в особенности к эпохе Иоанна Грозного и Бориса Годунова, диктовался желанием осмыслить не только прошлое, но и настоящее России и угадать ее будущее.

Несмотря на свою независимость (а может, и благодаря ей), Толстой имел возможность печататься в разных журналах, и литературная его судьба складывалась в целом благополучно. В 1862 г. журнале М.Н.

Каткова “Русский вестник”, пользующемся репутацией крайне консервативного издания, появились драматическая поэма “Дон Жуан” и исторический роман “Князь Серебряный”, задуманный еще в конце 1840-х гг. В 1867 г. вышел первый (и единственный при жизни) сборник стихотворений Толстого.

Но настоящую славу ему принесли исторические трагедии – главный и, казалось, не очень своевременный его труд в 1860-х годах. В “Отечественных записках” была напечатана “Смерть Иоанна Грозного” (1866), в “Вестнике Европы” – “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870).

Почти сразу они были поставлены на сцене (за исключением “Царя Федора Иоанновича”, которому зато потом будет суждена блестящая сценическая судьба) и получили европейское признание (на премьере “Смерти Иоанна Грозного” в Веймаре в 1868 г. Толстой присутствовал лично; перевод на немецкий был осуществлен Каролиной Павловой при участии автора).

По завершении “драматической трилогии” Толстой обратился к лиро-эпическим жанрам. В 1869–1875 гг. написана большая часть его баллад и поэмы “Дракон” (1874) и “Портрет” (1875).

Последним его произведением стала историческая драма “Посадник”, действие которой происходит в Великом Новгороде в XIII в. Работа над ней началась сразу по окончании драматической трилогии в 1870 г., но завершить ее поэт не успел (были закончены три действия из четырех; последнее известно в пересказе Д.Н.Цертелева).

28 сентября (10 октября) 1875 г. Толстой скончался на 48-м году жизни в Красном Роге от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями. Похоронен он там же, вместе с ненадолго пережившей его Софьей Андреевной, в склепе у Успенской церкви.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://portal-slovo.ru/philology/37136.php?ELEMENT_ID=37136&PAGEN_1=4

Зачинается песня от древних затей. (Баллады, былины, притчи) (Толстой Алексей Константинович)

…Прочел новое, еще нигде не напечатанное стихотворение графа А. К. Толстого «Песня о Потоке-богатыре»; рукопись его принес Николай от автора и списал себе; по форме оно напоминает древнерусские былины и представляет аллегорически народ русский, в нем много ума и язвительности, несколько напоминающей его «Целителя Пантелея».

(6 апреля 1871 года)

…Федор Михайлович (Достоевский) прочел «Власа» Некрасова – и как прочел! Зала дрожала от рукоплесканий, когда он кончил чтение. Но публика не хотела еще расстаться с знаменитым чтецом и просила его еще что-нибудь прочесть.

Федор Михайлович и на этот раз не заставил себя долго просить; он сам, видимо, был сильно наэлектризован энтузиазмом публики и не ощущал еще усталости. Он прочел маленькую поэму графа А. К.

Толстого «Илья Муромец» и при этом очаровал своих слушателей художественною передачею полной эпической простоты воркотни старого, заслуженного киевского богатыря-вельможи, обидевшегося на князя Владимира Красное Солнышко за то, что тот как-то обнес его чарою вина на пиру, покинувшего чрез это его блестящий двор и уезжавшего теперь верхом на своем «чубаром» в свое родное захолустье, чрез дремучий лес. Когда Федор Михайлович читал финальные стихи поэмы:

одушевление его, казалось, достигло высшей степени, потому что заключительные слова «и смолой и земляникой пахнет темный бор…» были произнесены им с такою удивительною силою выражения в голосе, что иллюзия от истинно художественного чтения произошла полная: всем показалось, что в зале «Благородки» действительно запахло смолою и земляникою… Публика остолбенела, и, благодаря этому обстоятельству, оглушительный гром рукоплесканий раздался лишь тогда, когда Федор Михайлович сложил книгу и встал со стула.

…Особенной любовью Есенина пользовался А. К. Толстой, даже во всех своих оперных, костюмерных балладах на былинные русские темы. Помнится, однажды завязался у нас по этому поводу дружеский спор.

– Нет! – кричал Есенин. – Не прав Чехов, когда говорит, что Толстой как надел боярскую шубу на маскараде, так и забыл ее снять, выйдя на улицу. Это не шуба, это душа у него боярская. Он своей Руси не выдумывал. Была, должно быть, такая.

Широкого он сердца человек! Ему бы тройку, да вожжи в руки, да в лунную ночь с откоса, по Волге, – так, чтобы только колокольчики да снежная пыль кругом!

Есть такая штучка у Толстого, «Сватовство»:

– так я за эту штучку сердце отдам! А «Алеша Попович»! А «Садко»! Помнишь, там на дне, у царя водяного, готов Садко от всех сокровищ отказаться

А то, что он был выдумщик и мечтатель, это совсем не плохо. Поэту надо тосковать по несбыточному. Без этого он не поэт.

Источник: http://bookre.org/reader?file=28694

Краткое содержание Василий Шибанов Толстой для читательского дневника

Баллада Алексея Толстого основана на реальных событиях, при которых Курбский бежал заграницу, опасаясь Ивана Грозного. Его слуга (Василий Шибанов), всем рискуя, во всем помогает господину.

Из-за границы князь пишет письмо с обвинениями царю, отправляет Шибанова гонцом.

Тот честно исполняет свой долг, а из-за неприятных царю строк попадает в темницу, терпит пытки… Несмотря ни на что, не выдаёт никого, мученически погибает.

Главная мысль Толстой Василий Шибанов

Эта баллада о тяжелом для Руси времени, она противоречива. С одной стороны, достойная восхищения преданность слуги, а с другой, вероломство господина и жестокость царя.

Читать краткое содержание Василий Шибанов Толстой

Начинается произведение с побега Курбского. Князю во всем помогает верный слуга – Василий. Даже когда конь Курбского выдохся, слуга отдаёт господину свою лошадь. Важна сцена, когда князь, уже находясь в покровительствующей Литве, с упоением пишет письмо царю.

Читайте также:  Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. наклонные линии разной длины

При этом он даже не думает о брошенном в погоне слуге, Курбский упоён сочинением злых строк. И вот измученный Василий всё-таки появляется, даже предлагает князю помощь. А тот, дописав едкое письмо, решает назначить гонцом верного Василия.

Курбский щедро предлагает ему награду серебром, но слуга отказывается.

Понятно, что судьба гонцов, тем более, с плохими вестями, более того, с издевательскими посланиями была незавидна.

Сразу при чтении злых строк письма, в которых ему угрожают карой господней, Грозный протыкает ногу гонца палкой. Однако Шибанов не выказывает боли и страха.

Помрачневший царь всё же восхищается силой воли гонца. Именно Иван Грозный замечает, что Курбский не ценит такого верного человека.

Тем не менее, главный герой брошен в застенок, его пытают: один палач сменяет другого… И всё-таки Шибанов не сдаётся, мученически терпит. Всё удивляются, мол, неужели, ради хозяина готов герой принять такие муки. Оказывается, что не в верности человеку дело, герой страдает ради самой России.

Он не выдаёт сообщников Курбского, хотя понимает, что в действительности князь просто испугался царя, предал Родину – выдал её литовцам, что он не ценит верность и честь своих людей. Писать обвинительные письма издалека, посылать преданных людей на верную смерть – в этом мало чести.

Возможно, эта слепая преданность Василия связана со страхом ответственности, самостоятельность… Из-за неё главный герой – благородный и чистый душой – позволяет себя убить.

Собственно, Курбский зря растратил силы и верность своего верного слуги.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/tolstoj-a-k/vasilij-shibanov

Поэт и писатель граф Алексей Константинович Толстой

28.09.1875 (11.10). – Умер поэт и писатель граф Алексей Константинович Толстой

Граф “Козьма Прутков”

Алексей Константинович Толстой (24.8.1817–28.9.1875), граф, русский поэт и писатель. Родился в в знатной дворянской семье, раннее детство провел на юге России в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 1820-х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее воспитание.

В 1836 г. сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 г. служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической (в русской миссии во Франкфурте) и военной службе; с 1843 г. занимал различные придворные посты. В 1855 г.

участвовал в севастопольской кампании.

Литературный талант Толстого как лирика и автора баллад становится заметен в 1840-х гг. Многие его лирические стихи (напечатанные в 1850–1860-е гг.

) приобрели широкую популярность: “Колокольчики мои”, “Ты знаешь край, где всё обильем дышит”, “Где гнутся над омутом лозы” и др. Первая публикация – фантастическая повесть “Упырь” (1841, под псевдонимом Краснорогский) – была сочувственно встречена В.Г. Белинским.

В конце 1850-х гг. сотрудничал в славянофильской “Русской беседе”, затем в “Русском вестнике” и “Вестнике Европы”.

В последний период творчества Толстой написал драматическую поэму “Дон Жуан” (1862), увлекательный исторический роман “Князь Серебряный” (1863), историческую трилогию – трагедии “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868), “Царь Борис” (1870). В 1867 г.

вышло первое его собрание стихотворений. В последнее десятилетие жизни писал баллады (“Роман Галицкий”, “Боривой”, “Илья Муромец”, “Садко” и др.), поэмы, лирические стихи. Более 70 стихотворений положено на музыку композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, П.И. Чайковским, М.П. Мусоргским, А.Г.

Рубинштейном, С.И. Танеевым и др.

Граф Толстой был убежденным консерватором и отвергал все “прогрессивные” западнические, демократические течения (“Поток-богатырь”, “Баллада с тенденцией”, “Порой весёлой мая”). В этом он был явно на стороне славянофилов, также и в их полемике с властью по внутриполитическим проблемам.

Именно поэтому, несмотря на блестящую придворную карьеру (был флигель-адъютантом Императора Александра II, потом егермейстером), Толстой в своем творчестве отразил некоторые фрондерские настроения, например, в “Илье Муромце”, в “Садко” (где в аллегорической форме едко осмеивается царский двор), а также в поэме “Иоанн Дамаскин”, прославляющей уход поэта из великолепного дворца калифа («отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле»).

В то же время консерватизм Толстого имел особенные черты, отличавшие его от славянофилов.

Корни вольнолюбия и фрондерства графа Толстого лежат в его идеализации Киевской Руси, противопоставляемой абсолютизму петербургского периода как нерусскому в своей основе, “татарскому” началу (“Змей-тугарин”, “Поток-богатырь”).

Вопреки идеям славянофилов Толстой не считал подлинно русским даже и московский период истории. Царь Иоанн Грозный как истребитель аристократических родов и создатель бюрократического государства символизирует в глазах Толстого злое начало.

Обращаясь к русской истории, Толстой превращал в героев всех борцов за реставрацию феодальных вольностей (“Князь Михайло Репнин”, “Василий Шибанов”), издеваясь над ревнителями централизма не только в историческом плане, но и в злободневных откликах (таково стихотворение “Единство”, критикующее М.Н. Каткова).

Поэтическое творчество Толстого – это, во-первых, баллады из древнерусской (иногда древнескандинавской) жизни с резко выраженной героической тематикой, во-вторых – ряд задушевных лирических произведений, преимущественно отражающих тягу к природе, силу жизни. Герой баллад Толстого как правило мужествен, физически здоров, и разделяет установку автора: «все земное я люблю».

Жизнерадостное опьянение ярью «веселого месяца мая», под воздействием которой «в лугах поют стрекозы, в лесах поют ручьи», а княжеским дочерям «не шьется, хоть иглы изломай» – служит лейтмотивом баллады “Сватовство”. Обостренное чувство земного бытия выражается у Толстого также в нарочитом снижении стиля, стремлении к простонародности в лексике, в имитации народной песни.

Граф Толстой проявил себя и как талантливый сатирик (“История государства Российского от Гостомысла до Тимашева”, “Сон Попова” пользовались популярностью даже в радикальных кругах). Юмористический талант Толстого особенно сказался в создании (в соавторстве с А.М. и В.М. Жемчужниковыми) литературного образа “Козьмы Пруткова”, чьи афоризмы вошли в состав фразеологии русского языка.

28 сентября 1875 г. во время очередного сильнейшего приступа головной боли Алексей Константинович ошибся и ввел себе слишком большую дозу морфия, которым лечился по предписанию врача. Последовала смерть.

Музей-усадьба А.К. Толстого расположен в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области). Здесь граф провел детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

Использован материал:
http://www.alekseytolstoy.org.ru/lib/sa/author/100002

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25101105Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25101105

Василий Шибанов Баллада А К Толстого

Василий Шибанов Баллада А. К. Толстого

Русскому средневековью и эпохе Ивана Грозного посвятил Толстой такие произведения как баллады «Князь Репнин» и «Василий Шибанов» , исторический роман «Князь Серебряный» , драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» , «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» .

Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Грозный по-древнерусски означает наводящий страх, гроза – страх, трепет. Хмурый, недоверчивый взгляд. Всюду ему мерещились враги и изменники. Летели головы с плахи и виновных, и невиновных. Он стал подозревать в измене даже своих военачальников.

Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии

В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский. С этого начинается баллада А. К. Толстого «Василий Шибанов» . Оттуда князь прислал царю свое первое послание. Царь ответил на это письмо.

Между царем и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал. Что царь должен править вместе с боярами и советниками.

Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

Из «Истории Государства Российского. . » «Ночью тайно вышел из дому, перелез через городскую стену, нашел двух оседланных коней, изготовленных его верным слугою, и благополучно достиг Вольмара, занятого литовцами. Там воевода Сигизмундов принял изгнанника как друга, именем королевским обещая ему знатный сан и богатство.

Первым делом Курбского было изъясниться царем: открыть душу свою, исполненную горести и негодования.

В порыве сильных чувств он написал письмо к царю; усердный слуга, единственный товарищ его, взялся доставить оное и сдержал слово: подал запечатанную бумагу самому государю, в Москве, на Красном крыльце, сказав: „От господина моего, твоего изгнанника, князя Андрея Михайловича“.

Гневный царь ударил его в ногу острым жезлом своим; кровь лилася из язвы; слуга, стоя неподвижно, безмолвствовал.

Иоанн оперся на жезл и велел читать вслух письмо Курбского… Иоанн выслушал чтение письма и велел пытать вручителя, чтобы узнать от него все обстоятельства побега, все тайные связи, всех единомышленников Курбского в Москве.

Добродетельный слуга, именем Василий Шибанов… не объявил ничего; в ужасных муках хвалил своего отца-господина; радовался мыслию, что за него умирает» .

Иван Грозный А. К. Толстой считал, что художник вправе поступиться исторической точностью, если это необходимо для воплощения его замысла. В балладе «Василий Шибанов» (1840 г. ) царь Иван Грозный воплощает в себе деспотическое начало: он – царь-тиран, человек, который уничтожил последние остатки русской вольности, правды, гуманности, который погубил много добрых и сильных людей.

Курбский Царю противопоставлен князь Курбский, бежавший в Литву и посылающий оттуда царю горькие слова правды. Но и Курбского автор не оправдывает.

У Толстого Курбский (как и у Карамзина) не только изменник, перебежавший на сторону исконного врага Руси, он еще, в гордыне своей очень жестокий человек.

Его верный стремянный Василий Шибанов только что спас ему жизнь, – а он отправляет своего спасителя с посланием к Иоанну – на верную гибель!

Василий Шибанов Еще один герой баллады – Василий Шибанов – человек долга, правда, долг этот очень похож на исконное рабское чувство. Он вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но тем не менее, согласно рабской природе, рабской верности идет на смерть.

Он не может сочувствовать и своим мучителям – царю и опричникам… Его последние слова: «За Грозного, Боже, царя я молюсь, За нашу святую, великую Русь – И твердо жду смерти желанной!» Так умер Шибанов, стремянный.

Мы сочувствуем этой смерти, но, пожалуй нельзя назвать Шибанова идеальным героем, так как слова «раб» и «герой» не совместимы.

По изобразительности, концентрированности эффектов и сильному языку эта баллада – одно из лучших произведений Толстого В балладах и притчах художник исследует историческое прошлое России, пытаясь отыскать «корень всех зол» русского народа и осветить проблему взаимодействия и взаимовлияния власти и личности в государстве

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос (рассуждение): Согласны ли вы со словами князя Серебряного, произнесенными в минуту отчаяния: “Какая родина! Где наша родина? От кого нам ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!” (Глава “Последнее свидание”. ) Перечитать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Подготовиться к анализу 1 главы Конспект статей с. 38 -43 Вопрос 4 стр. 37 (3 -4 предложения), списать определение В. 3 с. 37) ПЕРЕНОС-

Читайте также:  Классный час в начальной школе «рядом - опасный человек»

Источник: http://present5.com/vasilij-shibanov-ballada-a-k-tolstogo/

Историко-романтические представления Толстого

В 1860-е годы, работая над трилогией, Толстой изучал различные исторические источники, увлекался некоторыми историческими героями и событиями и вновь обратился после долгого перерыва к жанру исторической баллады.

Если- трагедия, со свойственной ей широтой изображения характеров и многосложностью сюжета, служила Толстому для критического воспроизведения особенностей русской национальной жизни московского периода, то баллада, с ее сжатыми характеристиками и краткостью повествования о событиях, стала для поэта вполне подходящей формой для выражения его гражданско-романтических идеалов, которые он искал в общественной жизни Новгородско-киевской Руси. Эти историко-романтические представления Толстого, заимствованные им из книг и из народной поэзии, расцвеченные его художественным воображением, часто ассоциировались у него с проникновенными эстетическими впечатлениями от современной е;му русской природы. Так, посылая Б. Маркевичу одну из своих баллад, он писал: «Если вы найдете в этих стихах что-то весеннее, если вы в них почувствуете запах анемон и дух молодых берез, который я слышу в них, — это потому, что они были написаны под впечатлением молодой природы во время…

моих поездок в лес…»3. Удаль, размах, колоритность старинной жизни, окруженной цветущей природой, и стремится воспроизвести поэт в большинстве исторических баллад, написанных во второй половине 60-х и начале 70-х годов.

Некоторые из них показывают ратную доблесть русских и других славянских князей, выступающих против иноземцев во главе своих воинских дружин, и полны гиперболических подробностей изображения битв, боевого задора и мужества героев.

Таковы в особенности «Боривой» и «Гакон слепой», а отчасти и «Роман Галицкий». В других балладах воинская удаль князей и их дружин проявляется в связи с принятием и распространением на Руси христианства. Такова в особенности «Песня о походе Владимира», а также «Ругевит».

Первая из них выражает также справедливое убеждение Толстого, что Новгрродско-киевская Русь не была отсталой и замкнутой полуазиатской страной, но являлась одной из передовых стран Европы тех времен, связанной культурными связями с другими европейскими странами.

Толстой особенно высоко ценил и даже сам разыскивал сведения о браках русских княжеских семей с владетельными семьями западных стран. Так, Владимир не только принимает крещение в Корсуни, завоевав ее, он женится там на греческой царевне Анне и везет ее в Киев.

Этой же теме посвящены и такие баллады, как «Песня о Гарольде и Ярославне» и «Три побоища». В некоторых балладах поэт изображает в тех же приподнятых, романтических тонах мирную, бытовую жизнь древних князей и богатырей. Такова в особенности баллада «Сватовство», в которой историческая романтика поэта наиболее тесно связана с его романтико-эстети-ческим любованием весенней природой.

Таков же и «Алеша Попович». В примыкающей к ним балладе «Садко» восхищение русской природой соединяется по контрасту с пародией на былинно-сказочное изображение подводного царства, имеющей, быть может, по замыслу автора символическое значение.

Но не во всех балладах Толстой ограничивается воспроизведением восхищающей его жизни дотатарской Руси.

Есть ряд баллад, в которых он пытается при этом выразить свое понимание дальнейшего развития русской жизни, одностороннее, а иногда и резко тенденциозное.

Так, в «Змее Тугарине» неведомый «певец» с монгольским обличием предсказывает русским на пиру у Владимира сначала «тяжелое время» татарщины, а затем появление их собственного «хана», который будет их «бить батожьем».

И Владимир выражает надежду, что если б такая беда и стряслась, то «потомки беду перемогут».

Так, в балладе «Чужое горе» богатырь, символизирующий, видимо, русский народ, заезжает с поля в «лесную чащу» и ему за плечи прыгает с дуба сначала горе княжьих «усобиц», потом «татарское горе», наконец, «Ивана Васильевича горе» и он «тащить осужден» все это «чужое прошедшее горе».

Но в балладе «Поток-богатырь» Толстой идет дальше.

Заставив своего героя первый раз проснуться в Москве времен Грозного, он приводит его далее в Петербург 60-х годов и через его удивленное и осуждающее восприятие выражает собственное тенденциозное отрицание современных ему передовых идей и учреждений. Еще более резкое, ложно-карикатурное изображение враждебного ему демократического движения и его идей он дает в балладе «Порой веселой мая» и «Пантелее-целителе».

Эти произведения были справедливо осуждены передовой русской общественностью. Но таких произведений, в которых «муза» поэта издавала «неверные звуки», было немного.

Большинство баллад Толстого было исторически правдиво по идейной направленности.

Князья и богатыри киевской Руси с их стремлением к национальной независимости, идеалом воинской доблести и чести, действительно, были в ту эпоху прогрессивной и руководящей силой русского общества.

И художественная идеализации жизни этих слоев в балладах Толстого, как и народных былинах или в «Слове о полку Игореве», вполне соответствовала тенденциям общественного развития.

  • Но Толстой в основном не подражал ни былинам, ни воинским повестям. Для своих баллад он создал свой, оригинальный стиль, основной чертой которого является эстетическая красочность и нарядность изображения, соединенная с величавостью и вместе с тем с веселым и нередко грубоватым юмором самого тона повествования. Поэт легко соединяет в речи важность архаизмов с насмешливостью просторечия. Например: «Все звонкое птаство летает кругом,
  • Ликуючи в тысячу глоток,
  • А князь многодумным поник-нул челом…» или: «Плещут весла, блещут брони,
  • Топоры звенят стальные,
  • И как бешеные кони
  • Ржут волынки боевые».

Толстого представляют собой оригинальную страницу в истории руской поэзии. В 60—70-е годы Толстой написал также несколько шуточно-сатирических произведений в стихах. Наиболее значительны из них «Русская история от Гостомысла до Тимашева» и поэма «Сон Попова». Таков был сложный творческий путь, который прошел А.К.

Толстой за тридцать пять лет литературной деятельности. Он пробовал силы во многих жанрах всех трех литературных родов и в некоторых из них достиг значительных успехов. Из всех писателей, пытавшихся идеализировать историческое прошлое, А.

К- Толстой уходил в наиболее отдаленные времена и создал произведения, совпадающие, в общем, по своей направленности с героическим народным эпосом.

В исторических трагедиях — наиболее критической части своего творчества, разоблачающей деспотизм самодержавной власти, — Толстой во многом совпадал с крупнейшими русскими писателями, ведущими идейную борьбу с помещичье-бюрократическим строем. В силу самостоятельности и последовательности своего творческого мышления А. Толстой занял совершенно особенное место в истории русской литературы XIX в.

Источник: http://www.slavkrug.org/istoriko-romanticheskie-predstavleniya-tolstogo/

Краткое содержание “Василия Шибанова” А.К. Толстого :

Краткое содержание “Василия Шибанова” позволяет получить представление о творчестве известного русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Эта баллада посвящена временам правления Ивана Грозного, взаимоотношениям царя со своим приближенным полководцем Андреем Курбским, который предал его. В произведении также описана судьба маленького человека, конюха по имени Василий Шибанов.

Баллада “Василий Шибанов”

Краткое содержание “Василия Шибанова” демонстрирует, как скрупулезно Толстой подходил к теме Смутных времен в России. Баллада “Василий Шибанов” стала одним из его первых произведений, посвященных этому периоду.

Впереди были его главные работы, которые и позволили сохранить его имя в истории. Это роман “Князь Серебряный”, драматическое произведение “Смерть Иоанна Грозного”, пьесы “Царь Федор Иоаннович” и “Царь Борис”. Много в своё время творил Толстой. “Василий Шибанов”, краткое содержание которого мы рассмотрим далее, был написан в 1840 году.

Содержание

Центральным персонажем рассматриваемой нами баллады становится маленький человек – слуга и конюх князя Андрея Курбского Васька Шибанов. Только его берет с собой в дорогу опальный князь, когда пытается за границей скрыться от гнева русского царя Ивана Грозного. Они едут и днем, и ночью, чтобы оторваться от преследователей, которые, как они считают, уже отправились за ними в погоню.

В кратком содержании “Василия Шибанова” описывается, как предан своему хозяину его конюх. Когда загнанная лошадь Курбского падает без сил, тот предлагает князю своего коня, желая ему поскорее доскакать до безопасного места.

Сам Шибанов рассчитывает дальше идти пешком, надеясь не сильно отстать. Только благодаря этой помощи Курбский сумел добраться до литовских шатров. Литовцы приветствовали его с распростертыми объятиями и назвали своим другом.

Курбский в изгнании

В кратком содержании “Василия Шибанова” подробно описывается сложившееся положение, которое совершенно не устраивает самого князя Курбского.

Он хочет отомстить за то, что с ним несправедливо обошлись на родине. По крайней мере он сам так считает. Ночью он пишет письмо Ивану Грозному, полное ненависти, злобы и обиды.

Однако доставить послание не так-то просто. Курбский понимает, что желающих это сделать будет немного.

Для всех очевидно, что гонец, который явится к царю с такими новостями, скорее всего, будет казнен. Причем жестоко и беспощадно.

Тогда в роли гонца выступает слуга Курбского Шибанов, который к тому времени как раз добрался пешком до Литвы.

Он верно служит своему хозяину, поэтому благородно отказывается от щедрой награды, которую ему предлагал князь, и отправляется с опасным посланием к Ивану Грозному.

В царских палатах

По сути, именно судьбе маленького человека посвящена баллада “Василий Шибанов”. Краткое содержание этого произведения описывает, как заглавный герой приезжает в расположение царя. Иван Грозный приказывает читать письмо своим дьякам. А в это время сам беспощадный правитель вонзает конец своего острого жезла прямо в ногу Василия, опираясь на него, пока слушает, что написал ему Курбский.

Баллада “Василий Шибанов”, краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает о тех страданиях, которые приходится перенести обычному верному слуге русского князя на приеме у царя.

Возмущенный услышанным, Иван Грозный отдает приказ арестовать Шибанова, отправить в застенки и пытать. Царь желает выяснить, только ли Курбский предал его или есть изменщики и среди товарищей князя, которые пока остаются при дворе.

Однако ничего не говорит на допросах Василий Шибанов.

Краткое содержание красочно описывает, как от него требуют, чтобы он раскрыл “собачью измену”. Но конюх безмолвствует. Шибанов не поддается на пытки и издевательства, которым подвергается в кремлевских застенках. Вместо этого он продолжает верно служить своему господину – князю Курбскому. Он не изменяет ему до самого страшного конца. Изнемогая под пытками, Шибанов умирает.

Перед самой смертью он обращается к Богу. Василий просит Всевышнего только об одном – простить ему все его прегрешения. В этой балладе Алексей Константинович Толстой наглядно описывает ситуацию, которая существовала в то время в России. Под пытками умирало много достойных людей. Государство было пронизано ложью и подозрениями. Так в России наступали Смутные времена.

Источник: https://www.syl.ru/article/342003/kratkoe-soderjanie-vasiliya-shibanova-a-k-tolstogo

Ссылка на основную публикацию