Скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду для развития речи

Скороговорки для развития речи

Скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду для развития речи

Скороговорки – это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова».

Скороговорки созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава.

Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука. Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:

1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог. 2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую. 3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки: Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф и др.

Дима дарит Дине дыни,

Дыни Дима дарит Дине.

У бабы бобы, у деда дубы.

До города дорога в гору,От города – с горы. У Бобы винт, У Вити бинт. Фаня в гостях у Вани.У Вани в гостях Фаня. 

От топота копыт пыль по полю летит.

У пеньков опять пять опят стоят. Стоит поп на копне, колпак на попе,Копна под попом, поп под колпаком. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи. Ткет ткач ткани на платки Тане. Булку, баранку, батон и буханкуПекарь испек спозаранку. Водовоз вёз воду из-под водопровода. По дороге топал тополь.Тополь топал в Севастополь,Ну а рядом топал Сева.Тополь справа, Сева слева.Где же Сева с тополем?

Уж под Севастополем.

Скороговорки на проработку звуков С, СЬ, З, ЗЬ

У маленького Сани сани едут сами.Сани едут сами у маленького Сани. Оса боса и без пояса.

Вез на горку Саня за собою сани,Ехал с горки Саня, а на Сане – сани. У Сони и Сани в сетях сом с усами.Сом с усами в сетях у Сони и Сани. Сидит Алеся с печки ноги свеся. Топают гуськом гусак за гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

Носит Сеня в сени сено,Спать на сене будет Сеня. Евсей, Евсей, муку просей. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит. Зимним утром от морозаНа заре звенят березы. По дороге топал тополь.Тополь топал в Севастополь,Ну а рядом топал Сева.Тополь справа, Сева слева.Где же Сева с тополем?

Уж под Севастополем.

Скороговорки на проработку звуков Ц, С

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. Две разноцветные курицы бегают по улице. Цыпленок и курица пьют водицу на улице. Шильце, мыльце, кривое веретенце,Шелковое полотенце – на крыльце под дверцей. Цокнул сзади конь копытцем,Под копытцем пыль клубится. Молодец у молодицы попросил воды напиться. Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

Скворцы и синицы – веселые птицы. 

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Скороговорки на проработку звука Ш

Наш шахматист вашего шахматистаПерешахматит, Перевышахматит. Кукушка купила ушат,Решила купать кукушат.

У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки. У Любаши – шляпка, у Полюшки – плюшка,У Павлушки – шлюпка, у Илюшки – клюшка.  Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки. На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

Маша под душем моет шею и уши.

Шапка да шубка – вот наш Мишутка. Маша шила для мартышки

Шубу, шапку и штанишки.

Скороговорки на проработку звука Ж

У ежа – ежата, у ужа – ужата.Ужата – у ужа, ежата – у ежа. Жужжит жужелица, жужжит и кружится. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Жужелица жужжа ужалила ужа.Ужалила ужа жужелица жужжа.

Жаба в лужице сидела,Жадно на жука глядела.Жук жужжал, жужжал, жужжалИ на ужин к ней попал. Хорош пирожок – внутри творожок. Ужа ужалила ужица,Ужу с ужицей не ужиться. На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Скороговорки на проработку звуков С, Ш, З, Ж

Шесть мышат в камышах шуршат. Шли шестнадцать мышейИ нашли шесть грошей. Саша шапкой шишки сшиб,Получил на лбу ушиб. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.Две мыши поплоше несли по два гроша.  Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 

Слишком много ножек у сороконожек.

Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон – Как в капюшоне он смешон. Шашки – на столе,Шишки на сосне. Слушали старушки,Как куковали кукушки на опушке. У крошки матрешки пропали сережки.Сережки Сережка нашел на дорожке. Испугались медвежонкаЕж с ежихой и с ежонком,Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на проработку звуков Ч, Ч+ТЬ

Галдят грачата на галчат,Галдят галчата на грачат. Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Ныне волчата галдят, как галчата.И, как волчата, галчата молчат. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.  В горячей печи пекарь пек калачи. Течет речка, печет печка.

Печет печка, течет речка.

Караси в речке, овечки у печки,Овечки у печки, караси в речке. У черепашьего черепашонкаНа черепашьих лапчонкаЧерепашьи башмачки. 

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

В печурке – три чурки, три гуся, три утки. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. 

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

Скороговорки на проработку звуков Щ, С

Щуку я тащу, тащу,Щуку я не упущу. Волки рыщут, пищу ищут. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. У осы не усищи, а усики. У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь. Мама, нас ты не ищи,Щиплем щавель мы на щи. В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Чащи чаще в нашей пуще.В нашей пуще чащи гуще. Щебетал щегол и щелкал,Раздувал, как шарик, щеки.Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.

Скороговорки на проработку звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ

Толкал лапой Полкан палку.Полкан палку толкал лапой. Мама Милу мыла с мылом.Мила мыло не любила. У елки иголки колки.Иголки колки у елки. В зимний холод всякий молод.Всякий молод в зимний холод. Наш полкан попал в капкан. Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил. Котик ниток клубок укатил в уголок.Укатил в уголок котик ниток клубок. Вы малину мыли ли?Мыли, но не мылили. Топали да топали, дотопали до тополя,До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

 Коля колья колет.Поля поле полет. Поле-то не полото, поле-то не полито.Надо полю-то попить, надо поле-то полить. Прохор и Пахом едут верхом.Едут верхом Прохор и Пахом. Идут бобры в сыры боры.Бобры добры, бобры бодры.

 

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора. Осип орет, Архип не отстает – Кто кого переорет?Осип осип, Архип охрип. У Аграфены и Арины растут георгины. На горе Арарат растет крупный виноград. Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 Ел  Валерик вареник,А  Валюшка ватрушку. Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет. Прибыл Клим из Клина в Крым. Редька редко росла на грядке, Грядка редко была в порядке.  Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Источник: http://premier-st.com/doshkolnikam/zadaniya-dlya-doshkolnikov/72-tongue-twister

Развитие речи детей 4-5 лет: игры, упражнения, задания, картинки

Уровень развития речи и познавательных способностей дошкольников в возрасте 4-5 лет уже достаточно высокий: дети активно общаются, обладают обширным словарным запасом, которым могут оперировать в любой ситуации, спокойно описывают разнообразные предметы, а из их речи исчезают явные дефекты.

Если этого не происходит, то вероятность постановки диагноза ЗРР (задержка развития речи) увеличивается в несколько раз. Обследование у профильных специалистов поможет установить причину задержки и направить родителей по правильному пути.

В этом возрасте проблема ещё не является критической и может быть устранена при грамотном совмещении лечения (если это необходимо), занятий по развитию речи с логопедом-дефектологом и занятий с участием родителей дома.

Нормы развития речи в возрасте 4-5 лет

Для того, чтобы вовремя определить проблемы с развитием речи, необходимо ориентироваться в том, что должен уметь малыш, и лишь после этого «бить тревогу», обращаясь к логопедам и дефектологам.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:

  • говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
  • спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);строить логические предложения из 6-8 фраз;
  • понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
  • уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч — круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
  • понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
  • иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
  • уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
  • без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
  • знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания;
  • уметь отвечать на вопросы о своем времяпровождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).

Диагностика ЗЗР

Диагностика ЗЗР включает в себя проверку таких показателей:
произношение звуков;

  • звуко-слоговая структура слова;
  • фонетическую восприимчивость;
  • возможности фонематического анализа синтеза;
  • состояние лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.

На основании данных проверки логопедом составляется диагностическая карта с описанием особенностей развития речи малыша, на основании которых делается заключение и озвучиваются рекомендации касательно занятий по развитию речи.

Дидактические игры

Дидактические игры на развитие речи для детей 4-5 лет бывают разнообразными, рассмотрим самые популярные.

Эта игра позволяет правильно произносить и запоминать слова в которых много складов, а также активно развивать слуховое внимание. Например, ребенку показывают карточку слоненка и говорят: у него есть хобот (правда), он быстро бегает (неправда), он тяжелый (правда). Кроме названных характеристик, малышу предлагают самому назвать ещё несколько.

Благодаря этой игре дети учатся замечать непоследовательности и активно развивают свое логическое мышление. В отдельных предложениях или небольших историях необходимо определить то, чего не может быть. Например: «Наступила осень и на деревьях начали появляться первые зеленые листики».

Благодаря стихам и описательным рассказам можно очень легко научиться определять время года.

Для загаданного взрослым слова необходимо правильно подобрать определение. Например: «Солнышко – желтое, горячее, круглое», «Снег – белый, мокрый, холодный», «Шапка – новая, синяя, теплая».

Самостоятельное описание предметов и отгадывание описанного взрослым позволяет развивать внимание и память, учиться правильно описывать предметы и угадывать их по признакам.

Ребенку предлагается рассказать, что может быть, например, голубым – небо, море, глаза у мамы, или высоким – забор, дом, дерево. Такие занятия помогают не только развивать внимание, а и вырабатывать умение классифицировать предметы по разным признакам: форме, цвету и др.

На рассмотрение ребенка предлагаются картинки, на которых изображены разные действия (например, идет снег). Необходимо определить, когда это происходит (правильный ответ – зимой).

Большинство дидактических игр используется воспитателями в детском саду согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам, которые направлены на активное развитие речи детей дошкольного возраста.

С полным перечнем всевозможных дидактических игр и разнообразных упражнений (с детальными инструкциями) можно ознакомиться в Программах развития речи и познавательных способностей для детей 4-5 лет разных авторов (Карпова С.И, Мамаева В.

В, Ушакова О.С.).

Упражнения и задания

Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:

Читайте также:  Соусы. рецепты приготовления

Артикуляционная гимнастика

  • Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы. 
  • Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.
  • Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.
  • Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.

Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.

Пальчиковые игры

  • Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.
  • Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.
  • Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.
  • Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.

Использование пальчиковой гимнастики с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.

Логоритмика

Логоритмика — это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.

Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.

Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.

Скороговорки

Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:

  • Содержащие звук [Л]: «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
  • Содержащие звуки [З], [Ж], [С], [Ш]: «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
  • Содержащие звук [Р]: «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
  • Содержащие звуки [З]и [ЗЬ]: «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.

Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков).

Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими.

Поэтому развитие речи детей  в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/igry-dlya-detej-4-5-let

Скороговорки для детей: Логопедические скороговорки для детей 3-4 лет

Львенок учится рычать, Очень хочет «Рррр!» сказать.

Мордочку свою задрав, Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!» Как он стать львом грозным сможет? Мы с тобой ему поможем! Трактор — синий богатырь — Как мотор заводит? — Тррр! Молния сверкает! Гром! Мы его не пустим в дом — Крыша прочная! Нет дыр! Пусть себе ворчит: — Гррр! Грррр! Берег речки. Гладь воды.

Слышно катер: «Ды-ды-ды». Вот подходит пассажир — Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!» Львенок маленький старался, Львенок долго упражнялся. Он, как папа, на весь мир Скажет громко, звонко: «Ррррр!» Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р».

______________________________________

Как-то раз решил свой домик Привести в порядок гномик: Краску, кисточку нашел — Потолок белить пошел. Кисточка: назад — вперед, — (1) Еще краску гном берет, Красит вновь: вперед — назад. Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах) Выметает паутину И в углу, и на комоде: — Пауки пусть в сад уходят! Сверху — все. Спускаюсь вниз. Ну, грязюка, берегись! Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах) — Влево-вправо! — моет стенку: — Вправо-влево! — вновь и снова.

Дом сияет, словно новый! Положил половичок (3) На забор наш старичок: — Пыль стряхну с него раз пять — На пол постелю опять. Вымыт пол. Приятно в доме. И решил усталый гномик: — Заслужил я угощенье — Чай малиновый. С вареньем! (1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.

(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо. (3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок — снова расстелить на

губе широкий («стряхиваем пыль»).

__________________________________

Во дворе стоят качели. Вы качались? В самом деле? Ну-ка, заинька, садись: Вверх-вниз, вверх-вниз! Вот лисичка: — Стойте! Дайте! Меня тоже покачайте! Что ж, исполним твой каприз: Вверх-вниз, вверх-вниз! Ох, качели косолапый Останавливает лапой: — Я качаюсь! Берегись! Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз.

_____________________________________________

Р

• Розы райские росли в розовом розарии. • Рак, рубашка, рукава, рыбы, радуга, трава. • На горе Арарат растет крупный виноград. • Кровожадный крокодил к ракам в норы приходил. • Реки к морю пробирались, рыбы с раками ругались. • Грузил граф в карету груз — крупный сахарный арбуз.

• Гроздь рябины красной красных роз прекрасней. • Крыша, покрашенная красной краской. • Быстро круглый шар крутился. • Кролик крикнул рыси: «Брысь!» • Громко грызли короли на трибунах сухари. • С изумрудом на короне царь сидел на царском троне. • Га-га-га — у оленя есть рога.

• Под горой гогочут гуси. • Га-га-га — гусь гусыню заругал. • Громко гром гремел гремучий. • Град по крыше грохотал. • Грели гнезда глухари. • Громко герцог говорит. • Голубь с гулей погулял. • Генерала грызла грыжа. • И-го-го — мне галоп милей всего. • В гавани гудок гудел.

• Загалдели галки громко. • Грабил гангстер гардеробы.

• Гарцевал гусар с гитарой.

______________________________-

[Ш] Смешные шутки у Саши и Мишутки. Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила. Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне. Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком.

[С] У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса. Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселись сами.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

[З] Бизоны у Зои на комбинезоне. В загоне на газоне бизоны. В замке зайка под замком. За козой – козодой. Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут. Затоптали утки за будкой незабудки. Звериным взвизгом взводный взвизгнул.

Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Козы в грозу грызут лозу. Лиза везла на возу козла и козу. На возу лоза, у воза коза. На завалинке Зоя и заинька. Не забудьте незабудки. Позади завода заводь. Розовые розы замерзают в морозы.

У Зои мимозы.

Указание о наказании казака в Казани.

[Ф] Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/376275088-327885440/

Скороговорки для детей для развития речи и дикции по годам. Скороговорки для детей на буквы р, л, ш, щ

Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.

Начнем с общеизвестных фактов

#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:

  • монотонную или слишком экспрессивную интонацию
  • несоблюдение пауз
  • плохую дикцию
  • слишком быстрый или медленный темп речи
  • тихий или слишком громкий голос

Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки

#2. Игра — самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы — оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем

  • лягут в основу четкой размеренной речи
  • помогут быстро освоить чтение

#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка

Возраст ребенка Звуки языка
От 1 до 2 лет [А], [О], [Э], [М], [П], [Б]
От 2 до 3 лет [У], [И], [Ы], [Т], [Д], [В], [Ф], [Г], [К], [Х], [Н], [Й]
От 3 до 4 лет [С], [З], [Ц]
От 4 до 5 лет [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
От 5 до 6 лет [Л], [Р]
6 лет Ребенок полностью владеет всеми звуками русского языка

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Сложные скороговорки для детей — самая занимательная игра

Скороговорки — это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.

Важно:

  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом — четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!

Чем сложнее скороговорка, тем интереснее ее выучить

Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics

Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом

Правильная артикуляция звука [ш]Для самых маленьких хорошим началом  станут не скороговорки, а чистоговоркиЧистоговорки со звуком [ш]

  • Ша-ша-ша — мама моет малыша
  • Ша-ша-ша — мама кормит малыша
  • Ша-ша-ша — мама любит малыша
  • Ша-ша-ша — мы качаем малыша
  • Шу-шу-шу — я письмо пишу
  • Шу-шу-шу — шарф повяжем малышу
  • Шу-шу-шу — шапку свяжем малышу
  • Шо-шо-шо — на прогулке хорошо
  • Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо
  • Шо-шо-шо — летом в парке хорошо
  • Аш-аш-аш — у (имя ребенка) карандаш
  • Аш-аш-аш — мы доделали шалаш
  • Ши-ши-ши — что-то шепчут камыши
Читайте также:  Как сжечь калории

А для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишки

Детские стихи с [ш]

А теперь можно освоить и самые настоящие скороговорки

Скороговорки на букву «ш» для детей

  • Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки
  • Леша и Глаша едят пшеничную кашу
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
  • Шли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша
  • Яшма в замше замшела
  • Шапкой Миша шишку сшиб
  • В шалаше шесть шалунов

Скороговорки на букву «щ» для детей

Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]

Правильная артикуляция звука [щ]Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед

  • Аща-аща-аща — впереди густая чаща
  • Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ
  • Ащу-ащу-ащу — не ходите дальше в чащу
  • Ещ-ещ-ещ — в сетях бьется лещ
  • Ещ-ещ-ещ — на собаке клещ
  • Оща-оща-оща — шумит дубовая роща
  • Ощ-ощ-ощ — в огороде хвощ
  • Ощу-ощу-ощу — берегите рощу
  • Ущ-ущ-ущ — за забором плющ
  • Ща-ща-ща — мы несем домой леща
  • Ща-ща-ща — пояс от плаща
  • Ще-ще-ще — (имя ребенка) в плаще
  • Щё-щё-щё — повторим ещё
  • Щи-щи-щи — (имя ребенка) любит щи
  • Щу-щу-щу — (имя ребенка) я ищу

После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам

Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей

И, наконец, пришло время скороговорок

Скороговорки на букву «Щ» для детей

  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
  • Волки рыщут, пищу ищут
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки
  • Тщетно тщится щука ущемить леща

Скороговорки на букву «л» для детей

Звук [л], наравне со звуком [р], — самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков — 5 лет

Правильная артикуляция [л] выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука [л]Разминка — важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками.

Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работеЧистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул — наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол — (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло — нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл — я машину мыл
  • Ла-ла-ла — отвесная скала
  • Лу-лу-лу — обойдем скалу
  • Ле-ле-ле — гнезда на скале
  • Лю-лю-лю — (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки

Стихи-скороговорки на букву «Л» для детейСтихи-скороговорки на букву «Л» для детей

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание — скороговорки на звук [л]

Скороговорки на букву «Л» для детей

  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва — мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка — на лавке. У лайки лапки. На лапках — лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол

Скороговорки на букву «Л» для детей

Скороговорки на букву «р» для детей

Ох уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок

Чистоговорки со звуком [Р] для разминки

Чистоговорки со звуком [Р]

  • Ре-ре-ре — все деревья в серебре
  • Ре-ре-ре — хитрый лис сидит в норе
  • Ря-ря-ря — взошла алая зоря
  • Рю-рю-рю — я обед тебе сварю
  • Арь-арь-арь — скушай, деточка, сухарь
  • Ра-ра-ра — (имя ребенка) спать пора
  • Ро-ро-ро — на полу стоит ведро
  • Ры-ры-ры — кружат-кружат комары
  • Ор-ор-ор — подмели мы двор

Чистоговорки со звуком [Р]Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком

А если придумывать не очень хочется — выучите с ребенком логопедические стишки

А после веселых стихов можно и скороговорками заняться

  • Артем трет на терке морковь
  • Брадобрей бритвой бреет бороды
  • Все бобры добры к своим бобрятам
  • Григорий — брат Георгия
  • Кобры — в террариуме, а карпы — в аквариуме
  • Рыбы в пруду — пруд пруди
  • Тридцать три трубача трубят тревогу
  • Трое трубачей трубили в трубы

Скороговорки со звуком [Р]

Скороговорки для детей 3-4 года

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф]

[В]

  • Веня и Иван не виноваты
  • Увидим Вадима и удивим
  • В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
  • Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
  • Внимание: в водоеме водяной
  • Видите: на диване у Вовы два удава

[Ф]

  • Конфеты — фее, конфетти — Тимофею
  • У Фимы — финики. У Фани — фантики
  • У Федота — фагот

[Б]

  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу

[П]

  • На копытах — подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!

[Д]

  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома — домовой, в воде — водяной
  • Один да один — два

[Т]

  • Опятки не на пятке
  • У Антона — антенна
  • У Тани — тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну

[К]

  • У Капы — компот
  • У кока — какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень

[Г]

  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии

[Х]

  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте — Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана — хна

[С]

  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене

[З]

  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам

Скороговорки для детей 3-4 года

Скороговорки для детей 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

Скороговорки для детей 5-6 лет

Наш чеботарь Всем чеботарям чеботарь, Никому нашего чеботаря

Не перечеботарить

Скороговорки для детей 5-6 лет

Петр Петрович, По прозванью Перепелович, Приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу

Перепеловичу перепелят

Скороговорки для детей 5-6 лет

Короткие скороговорки для детей 7-8 лет

  • Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой
  • Три дроворуба на трех дворах дрова рубят
  • Сыворотка из-под простокваши
  • У бобра шапка добра
  • Пойду в лес по рябую корову
  • Морская волна сильна и вольна
  • В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи

Короткие скороговорки для детей 7-8 лет

Смешные и не всегда логичные скороговорки — замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия

Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Источник: https://heaclub.ru/skorogovorki-dlya-detej-dlya-razvitiya-rechi-i-dikcii-po-godam-skorogovorki-dlya-detej-na-bukvy-r-l-sh-shh

Скороговорки для развития речи детей: Веселые скороговорки

Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задачка для малыша. Довольно редко встречаются дети, у которых в этом плане совсем нет проблем. Неверное произношение буквы «р», шипящих и носовых согласных, «глотание» окончаний, а то и целых слов невольно вызывает у взрослых улыбку.

Но, в пяти-шестилетнем возрасте дефекты речи становятся большой проблемой, в первую очередь для самого ребенка.

Насмешки сверстников, замечания воспитателей в детском саду и учителей в начальной школе – серьезная травма для неокрепшей психики. Конечно, в особых случаях может потребоваться помощь логопеда.

Но, есть прекрасный и веселый способ для развития речи. Это скороговорки. Их народ придумал тысячи и продолжает придумывать до сих пор.

Разучите их вместе с ребенком, проговаривая их сначала медленно, а затем ускоряя темп. Используйте их во время игры, добиваясь от малыша четкого произношения каждого звука. Можно отбивать такт ладошами, так ребенку будет проще запомнить текст скороговорки. Устройте конкурс на правильную и самую быструю декламацию скороговорки.

Хотя смысл скороговорок довольно примитивен, объясните ребенку, о чем идет речь. Ведь заучивать непонятную «тарабарщину» трудно даже взрослому.

Для малышей до 4 лет выбирайте короткие скороговорки, для детей постарше подойдут скороговорки-стихи, словосочетания, которые сложно произнести верно с первого раза.

Очень важно самим правильно произносить все звуки, тогда со временем и малыш научится этому.

Если занятия будут регулярными, то прогресс не заставит себя ждать. Ненавязчивый игровой метод поможет откорректировать речь ребенка дошкольного возраста. Кстати, полезно это и взрослым!

 Скороговорки для развития речи детей

Стрекотали три сороки на рассвете во дворе,

Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.

Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

****

Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

****

Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.

****

Свинка рылом землю рыла,

Мыли рыло свинке мылом.

****

Желтокрылый жук Женя женился на жужелице Жуже.

Жена Жужа жужжит не хуже мужа.

****

У Сашки шапка, у Пашки фуражка,

Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.

****

Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька.

Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс.

****

Пек Пров пирог с опятами.

****

Не по правилам правил Павел,

В трясину машину Павел направил.

****

Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.

Танец за танцем, за танцем танец.

У Тани с Мишуткой на щечках румянец.

****

Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.

****

В стружке шуршит мышка-норушка.

Жестко спать мышке на стружке.

****

Медведь Потап купил тапки для лап.

Малы тапки, не лезут лапки.

****

Сидели, сидели, едва не поседели.

Ничего не высидели. Еще посидеть, чтобы поседеть?

****

Вбил Клим кленовый клин.

Заклинило клин, клином не выклинишь.

****

В слове «початки» нашли опечатки.

А какие же початки с опечатками?

****

Молоточком точно в точку заколачивать гвоздочки учится чумазый Чук.

****

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.

Пожалел Тарасик, отпустил карасика.

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-detej.html

Скороговорки для развития речи

Скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду для развития речи

Содержание

Скороговорки для автоматизации звука «ж»

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. У ежа – ежата, у ужа – ужата. Ужата – у ужа, ежата –  у ежа. Жужжит жужелица, жужжит и кружится. На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Жил Журавль Жура на крыше у Шуры. Бежит ежик к ёлке, у ежа  иголки. Жужелица жужжа ужалила ужа. Ужалила ужа жужелица жужжа. Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.

Жук жужжал, жужжал, жужжал… и на ужин к ней попал.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Скороговорки для автоматизации звука «ж»

Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит. Кукушка купила ушат, решила купать кукушат. У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки, кармашки у рубашки, рубашка у Ивашки. У Любаши – шляпка, у Полюшки – плюшка, у Павлушки – шлюпка, у Илюшки – клюшка. Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки. Маша под душем моет шею  и уши.

Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.

Скороговорки для автоматизации звука «ж»

Чащи чаще в нашей пуще. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи. В нашей пуще чащи гуще.

Читайте также:  Уход за полами

Щебетал щегол и щелкал, раздувал, как шарик щеки. Из пруда глядела щука, удивляясь, что за штука.

Скороговорки для автоматизации звука «ж»

Пришел Прокоп, кипит укроп. Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине. У бабы бобы, у деда дубы. До города дорога в гору, от города – с горы. У Бобы винт, У Вити бинт. Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня. От топота копыт пыль по полю летит. У пеньков опять пять опят стоят. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи. Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Скороговорки для автоматизации звука «ж»

В  Луку Клим луком кинул. Около кола колокола, и на колах – колокола. Палку толкал лапой Полкан. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. Колпак под колпаком, под колпаком колпак. Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила. Мели, мели Емеля, твоя неделя.

Поля полет в поле, а Коля колет колья.

Скороговорки для автоматизации звука «ж»

Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пирог. Перед коровой короб корок. Три вороны на воротах. Добры бобры идут в боры. На горе Арарат рвет Варвара виноград. На горе, на горке горько ревет Егорка. У Кондрата куртка коротковата. У редьки и репки корень крепкий. Три двороруба на трех дворах дрова рубят. Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора. На дворе – трава, на траве – дрова.

Не руби дрова на траве двора! Обрадован баран: у барана – барабан, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан. Сыворотка из-под простокваши. Архип осип, Осип охрип. Осип осип, Архип охрип. Наши покупки – крупы да крупки. По двору, подворью – в добром здоровье. Привез Пров Егору во двор дров гору. Рубят дворорубы сыры дубы да срубы. С другом дружи, а другому не груби.

Сыпь песочек в черненький черепочек. Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары! Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок. Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тридцать три трубача трубят тревогу. У Риты растут Маргаритки, а у Бориса – Барбарис. Хорош в дорожку пирог с горошком. Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Вокруг погреба хожу, все про погреб говорю. У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены. В печурке – три чурки, три гуся, три утки. Во дворе – горка, под горой – норка. В этой норке крот стережет корку. Идут бобры во сыры боры. Наш Абросим есть не просит. Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь. Никому нашего чеботаря не перечебаторить.

Не перчи, Петр, поросенка перцем, а то можешь переперчить поросенка перцем. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои! Скажет друг дружке, а дружка – подружке, а подружка – борову, а боров – всему городу. У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд. На дворе дрова топорами рубят. Раз дрова, два дрова, три дрова. Марина грибы собирала.

Марина малину перебирала. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.

Скороговорки для автоматизации звука «ж»

У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани. Оса боса и без пояса. Вез на горку Саня за собою сани, ехал с горки Саня, а на Сане – сани. У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

Сидит Алеся с печки ноги свеся. Топают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. Евсей, Евсей, муку просей. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит, Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Источник: https://www.tenoten-deti.ru/articles/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi/

Скороговорки для развития речи и дикции детей и взрослых

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.

  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными.

Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.

Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже спеть вместе с ребенком, если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].

Для тренировки звуков [г] и [д]

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

Стоит гора посреди двора.

На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»

Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.

Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.

Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.

Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.

Да-да-да — здесь большие города.

Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.

До-до-до — свили птенчикам гнездо.

Для тренировки звуков [з], [с]

Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.

Свиристель свистит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Та-та-та, у нас дома чистота.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Из кузова в кузов грузили арбузы.

Происходит становление звуков и их пар [б] – [п], [в] – [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги.

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.

Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.

Федя филина боится — филин может рассердиться.

Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, — петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вымыли мышки миски у мишки.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.

Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».

Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4−6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете

И скороговорки в помощь:

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Проворонила ворона вороненка.

Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»

Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

У села ли села лиса, у опушки ли леса?

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.

Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

Занятия на чистоту произношения для взрослых отличаются от детских, главным образом, тем, что здесь чаще используют труднопроизносимые словосочетания. Второй важный нюанс, пожалуй, в том, что у взрослых другие цели. Многие хотят не просто улучшить дикцию, избавиться от слов-паразитов, проработать некоторые звуки, но и избавиться от говора. В этом видео максимум полезной информации:

А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.

У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!

Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.

Об авторе

Редактор

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/491832-106-skorogovorok-dlya-razvitiya-rechi-i-dikcii-detej-i-vzroslyh/

Ссылка на основную публикацию