С. есенин письмо матери

Есенин Письмо матери

С. Есенин Письмо матери

Сергей Александрович Есенин за время своей жизни писал произведения на различные темы. Своим родным он посвящал поистине эксклюзивные шедевры. Большая часть произведений пользуется популярностью и в настоящее время, восхищая своей современностью.

Ярким примером может служить стихотворение «Письмо матери», которое посвящено самому родному человеку в его жизни.Создано данное творение в 24-м году прошлого века и является одним из ярчайших стихотворений поэта. Тематика уже ранее использовалась Есениным и была заявлена при создании произведения «Русь советская», которое вызвало бурный ажиотаж у читателей.

И вот, тема возвращается в новом формате. Это своеобразное продолжение начатого ранее цикла произведений.

Что побудило поэта к созданию стиха?

После того как в 17 лет Сергей уехал из родного села, он редко появлялся на своей малой родине. И его приезд в 1924 году очень порадовал мать и сестрёнок. Здесь он и написал стихотворение полное нежности и теплоты.Такая встреча была весьма значимой для Есенина, поэтому он отразил её в своём творчестве.

Сергей переживал непростой этап в своей жизни и связь с родной землёй и родными людьми очень его оживила. Правда, драматических событий ему избежать не удалось — переломная эпоха смогла подмять под себя многих талантливых людей.

Каждое отдельное стихотворение Сергея Есенина – это своеобразный роман с лирической направленностью.

В сюжете стихотворений всегда отслеживаются особенности его биографии, и именно те моменты, которые встречались на его жизненном пути. Произведения Есенина – это история жизни поэта.

Более полно тематика родины описана в произведении «Возвращение на родину», но и в произведении «Береза» отражено не меньшее количество наиболее значимых для поэта моментов.

Анализ шедевра «Письмо матери»

Данное произведение создано в особенном жанре, оно представляет собой определенное послание к самому родному в его жизни человеку. Такое направление использовали многие поэты того времени, к примеру, Александр Сергеевич Пушкин написал стих «К Чаадаеву».

Сергей Есенин сумел передать данный жанр максимально нежно и просто, выражая в строках только искренние эмоции.Следует отметить, что данное стихотворение создано таким образом, что послание стало максимально похожим на настоящее письмо. В строках присутствуют только доверительные эмоции и переживания.

Правдоподобность в данном стихе создана с помощью использования точного настроения, а также правильно подобранных речевых оборотов при изложении мыслей.

В произведении в полной мере применяются просторечия, которые позволяют удержать интригу во время прочтения:

«…Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне…»

Практически каждое четверостишие содержит такие особенные слова, К примеру, «…Это только тягостная бредь…»Творения Сергея Есенина имеют множество разговорных форм. Не лишены произведения и вульгаризма, жаргонизма.

Эти особенности указывают на то, используемая лексика в стихотворении весьма привычна самому поэту и он пользуется ею в жизни:

«…Будто кто-то мне в кабацкой драке саданул под сердце финский нож…Не такой уж горький я пропойца…»

Само стихотворение написано в доверительной манере. В строках выражается нежная искренность. Такое обращение может быть применено только к самому родному человеку, а разговорный стиль подчёркивает чувственность:

«…Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!…»

Стоит рассмотреть эти строки более подробно, так как они по-своему интересны. Здесь имеется и выделяется обращение к своей маме – «…Ты жива ещё, моя старушка…», имеются также тематические призывы к действиям – «…ничего, родная! Успокойся…» Стихотворение полно и всяческих восклицательных моментов – «..и молиться не учи меня.

Не надо!» Поэт ласково напоминает, что он давно вырос, и сам знает чем ему заниматься. В произведении нет ничего случайного, все литературные обороты направлены на то, чтобы создать у читателя ощущение полного доверия.

Стилистические обороты уже при начальном восприятии создают впечатление, что читателю представлен разговор между отдельными личностями, главными героями самого сюжета.В произведении имеется не только обращение к родному человеку. Сергей Есенин в строках вспоминает свой родной дом и сад из многочисленных яблонь.

Для выражения таких мыслей поэт использовал в стихотворении различные метаморфические олицетворения, к примеру:

«…Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад…»

В строках поэтом используются и разнообразные эпитеты:

«…Пусть струится под твоей избушкой тот вечерний несказанный свет…»
«…Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом…»

Помимо вышеописанных особенностей, стихотворение переполнено разнообразными синтаксическими словосочетаниями, а также фразеологизмами, используемыми только в книжном стиле написания произведений, к примеру:

«…К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…»

В этой работе Сергеем Есениным используются два стилевых плана, присущих единичным произведениям того времени. Сюжет создается таким образом, что интимная единоличная беседа постепенно переходит в напряженный монолог с лирической направленностью. Жизненные факты, используемые в тексте, постепенно начинают приобретать общественную значимость.

В строках описаны человеческие ценности, которые имеются у каждого. Они постепенно перерастают в нечто высокое и прекрасное, олицетворяя высокую значимость происходящего.Имеются в произведении и анафорические повторения, к примеру, «…ты одна мне…». Такие особенные словосочетания по-своему усиливают имеющуюся во фразах экспрессию, позволяя звучать ей еще более печальней.

Особенно выделяется в строках стихотворения «Письмо матери» надежда, что в скором времени будут преодолены раздирающие душу поэта противоречивые особенности.

По мнению автора, это возможно только после личностного прикосновения с жизненно важными святынями – домом, любовью матери, особенной красотой природы в родных местах, к примеру:

«…Я по-прежнему такой же нежный и мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом…»

Стихотворение Сергея Есенина имеет и тревожные ноты в строках, слегка интригуя читателя. Автор указывает, что надежды и его жизненные цели практически несостоятельны. И ключевая причина такого исхода скрывается в нем самом, так как он уже давно перестал управлять своей судьбой и потерял над ней контроль:

«…Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось…»

Данные строки намекают читателю, что жизненные события, происходящие в жизни поэта, не слишком радуют его. Автор разочарован. Всё сложилось не так, как задумывалось и это печалит его. Это проявляется в боли и горечи, которая звучит во многих строках произведения:

«…Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось…»

В конце стиха имеется фраза «…к старому возврата больше нет…». Это своеобразный аккорд, который заканчивает молодость поэта и его детские и ранние мечтания.

Стих-обращение «Письмо к матери» — это настоящее признание в любви взрослого сына к женщине, которая подарила ему жизнь, вырастила и воспитала, которая скучает по нём, вглядываясь вдаль. Это чувственное признание и своеобразная работа над ошибками в отношениях с родным человеком.

Поэт и желает долгой жизни своей маме: «Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет», и просит не волноваться: «Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь», и просит не бередить прошлого: «Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось».

Никто ещё не знал, что через год поэт расстанется с жизнью. Но он успел объясниться со своей мамой и выразить ей свою признательность, благодарность и сыновью любовь.

Источник: https://gfom.ru/esenin_pismo_materi.php

Письмо матери

Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.

Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.

«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта.

За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо.

Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.

Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:

Читайте также:  Игровое занятие в средней группе доу

Обращение к матери

И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:

Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:

Показательны строки:

Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.

В суете жизни

Усталость? Возможно, это просто усталость от того бешеного темпа жизни, который взял Сергей.

Кабаки сменяются поэтическим вечерами, поездки снова приводят в кабак, любовь ведёт к разлуке и так по кругу. Есенин редко когда бывает один, он всегда в центре внимания, но оно уже не такое дружелюбное.

От этого тоже усталость, ведь оправдываться желания нет, но и не хочется видеть, как чернят твоё имя.

Обращение Есенина к матери за год с хвостиком до смерти – это покаяние за неоправданные надежды и заверение в любви, которой не страшны жизненные переплёты, предательства и измены. Сергей ещё не знает, что это последняя встреча с мамой, поэтому сложно не поверить в искренность строк.

Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мракеЧасто видится одно и то ж:Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.Это только тягостная бредь.Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветвиПо-весеннему наш белый сад.Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,Не волнуй того, что не сбылось,-Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

                                   1924 год

Стихотворение «Письмо к матери» читает Наталья Савченко.

Источник: http://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/161-pismo-materi.html

Сергей Есенин — Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, радная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, – Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

1924

Bist du noch am Leben, gute Alte? Auch ich lebe noch. Sei mir gegrüßt! Daß sich über deiner kleinen Kate

Stets am Abend jenes Licht ergießt!

Schreiben mir, daß du in siecher Sorge Über mich in tiefen Kummer fällst, Daß du auf und abläufst oft im Dorfe

Im verblichnen, abgetragnen Pelz.

Und im abendlichen, blauen Dunkel Siehst du ein ums andre Mal nur wie Mir bei Schlägereien in Spelunken

's Messer unters Herz gestoßen wird.

Laß doch, traute Mutter, solche Greuel, Die bedrückend dir vor Augen stehn; Bin noch nicht so'n abgeharmter Säufer,

Daß ich stürbe, ohne dich zu sehn.

Zärtlich bin ich noch, genau wie früher, Und ich denk mir ständig Wege aus, Wie ich aus der rauhen Schwermut wieder

Heimkehrn kann in unser enges Haus.

Werde kommen, wenn der weiße Garten Frühlingshaft die Zweige von sich streckt. Doch dann weck mich nicht wie vor acht Jahren,

Als du mich fruh morgens schon geweckt.

Das, was ausgetraumt ist, laß es ruhen, Rühre nicht an das, was längst entschwand,- Allzu fruh hab ich vergebne Mühen

Und Verlust erfahren und gekannt.

Und belehr mich nicht, ich solle beten! Sinnlos! Dorthin führt kein Weg zuruck. Du nur bist mein Schutz und Trost in Noten,

Du nur bist mein abendliches Licht.

Laß es doch, daß du in siecher Sorge Über mich in tiefen Kummer fällst. Lauf nicht auf und ab so oft im Dorfe

Im verblichnen, abgetragnen Pelz

Источник: http://www.poetarium.info/esenin/brief.htm

Сергей Есенин — Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка): Стих

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Трогательное и чистое стихотворение «Письмо матери» было написано Есениным в 1924 г. К этому времени поэт уже имел широкую славу, его окружали многочисленные поклонники.

Бурная жизнь не давала поэту возможности побывать на своей родине, в селе Константиново. Однако в мыслях Есенин всегда возвращался туда. Лирика Есенина пропитана мотивами родного дома.

После восьмилетнего отсутствия поэт все же находит возможность совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он и написал произведение «Письмо матери».

Читайте также:  Виктор голявкин. рассказы

Стихотворение начинается с радостного приветствия.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

После долгих лет разлуки встреча могла и не состояться. Мать поэта уже очень стара, а он сам вполне мог расстаться с жизнью со своим неугомонным характером. До Есенина доходят сведения о состоянии матери. Она знает о сыне также по рассказам и слухам. Поэт понимает, что его литературная слава и известность не имеют для матери никакого значения.

Крестьянская женщина представляла будущее своего сына совершенно другим: спокойная семейная жизнь и простой деревенский труд. Поэтическая деятельность для нее – бесполезное несерьезное занятие, за которую сын получает деньги от таких же чудаков и неудачников. Да и какое счастье может быть в деньгах, если они уходят на бесконечные праздники и попойки.

О Есенине и в городских кругах шла недобрая слава, как о хулигане и скандалисте. Известны его частые столкновения с органами правопорядка.

Поэт понимает, какого чудовищного размера могли достигнуть эти слухи, дойдя до отдаленной деревни через десятки человек.

Есенин с горечью представляет себе переживания матери, ее бессонные ночи, во время которых возникает зловещий образ «финского ножа», направленного в сердце любимого сына.

В стихотворении Есенин пытается успокоить мать, утверждая, что «не такой уж горький я пропойца». Его душа, благодаря воспоминаниям о самом дорогом человеке, осталась такой же чистой и светлой.

Поэт не дает себе права умереть, не повидавшись с матерью. В этом обращении Есенин успокаивает и самого себя. Зная подробности его жизни, можно уверенно предположить, что поэт уже не раз сталкивался лицом к лицу со смертью.

Шальная пуля или пьяный нож никогда не считаются с чувствами человека.

В финале Сергей Есенин представляет себе счастливую встречу с матерью. Его захлестывает волна нежности к родному дому. Поэт жаждет возвращения в привычную обстановку. Он заранее предчувствует тихую печаль этого возвращения.

Поэт стал взрослым человеком, испытал серьезные страдания и лишения, многое «отмечталось» и «не сбылось». Накопленный опыт не позволит ему полностью погрузиться в родную атмосферу. Только мать даст ему возможность почувствовать себя снова ребенком.

Она – единственная отрада и надежда в жизни блудного сына, «несказанный свет» в темной неизвестности.

Читать похожие стихи:

Популярные тематики стихов

Отзывы к стихотворению

Тут автор пишет о своей любви к матери находясь с ней в разлуке. Он мечтает о том как вернётся в родной дом и вспомнит своё детство. Отличное стихотворение с красивой рифмой. Хорошо ложится на музыку и поётся. Написано простым русским языком от всей души.

Очень крутой стих.

Да… )) Если бы я маме написала «жива ли ты еще, моя старушка», она бы сильно обиделась)))

Я сама не очень люблю Есенина, но с этим стихотворением слишком много связано… Его очень любил мой папа… Только после потери родителей понимаешь истинный его смысл.

ВЫ знаете, задумываясь о том, что родители не вечны, и рано или поздно нам придется с ними прощаться, аж пробирает до влажных глаз…

Понимание смысла приходит с годами, с вереницей событий, радостей,утрат,приобретений. Т.ч.каждый в этом стихе видит и слышит что-то свое,родное,личное. Сильно выражено! Да еще в рифме.

Стихотворение «Письмо матери» представляет нам двойственный образ героини. Перед нами и один человек и Родина любовь к которой начинается именно с любви к родной матери. Есенин очень любил свой дом, свою маму, поэтому сумел передать все чувства подлинно. Очень трогает.

Есенина воспитывала бабушка, и это стихотворение, скорее всего, было посвящено именно ей. Когда Есенин писал его, то мама была ещё достаточна молода, чтобы выходить на дорогу «в старомодном ветхом шушуне». Да и молитвам Есенина учила именно бабушка. Великий поэт. Его стихи на все времена.

Лучшие поэты

ТОП-20 стихов

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

© Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом.

При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено.

Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Источник: http://esenin-s.ru/sergej-esenin-pismo-materi-ty-zhiva-eshhe-moya-starushka-stih/

«Письмо матери» С. Есенин

В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.

Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен.

Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. «Письмо матери» в этом смысле не является исключением.

Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.

Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры.

Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения.

Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком.

Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось».

Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность.

Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно.

Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.

Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны.

Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне».

В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Источник: http://pishi-stihi.ru/pismo-materi-esenin.html

Стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери»

Стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери»

Читайте также:  Как обучать ребёнка математике

(мысли и чувства автора)

Тут мастерство как будто данное: никаких лишних слов нет , а просто есть те, которые есть, точные, друг друга определяющие.

3. Н. Гиппиус «Земля и камень»

Далеко не каждый человек, читающий стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического рисунка.

Долгое время я считал, что стихотворение не схема, не чертеж, который можно детально разбить на составляющие части, а единый плод раздумий и чувств поэта.

И лишь со временем, от урока к уроку, постигая неприятное слово «анализ», я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться в смысле стихотворения, в глубине чувств автора.

Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается для меня с того, что я вспоминаю его жизненный путь, те годы, в которые он создавал свое произведение.

Так стихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов.

Многие произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 года:

Я человек не новый! Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Именно в эти годы С.

Есенин пишет знаменитое «Письмо матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но шире как прощание с матерью-родиной: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств.

Все больше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирике последних лет. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.

Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери, В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке».

Его строки годны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

На память приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение «Няне». Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Обратимся к стихотворению С. Есенина «Письмо матери». Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова.

Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»). Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Даже сам С.

Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность.

Не случайно, что до сих пор С. Есенин поэт, на стихи которого поют песни. Вот какие слова сказал Н.

В, Гоголь о музыкальности русского стиха: «Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука. У каждого свой стих и свой звон».

Этот особенный «звон» и ощущается в поэтическом произведении «Письмо матери». Он придает стихотворению взволнованность.

Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой «избушки», в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери.

Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?» В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин восхищается стойкостью, терпением и нежной любовью своей матери.

Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» в том, что у него все нормально, что он «не такой уж горький… пропойца, чтоб… умереть», не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением: Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Это доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов («вечерний несказанный свет») и эмоционально окрашенного слова «струится». Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о «кабацких драках», о запоях.

Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну.

Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться: Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет «синий». Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета у С. Есенина нет почти ни одного стихотворения.

Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты «вечерний», «ветхий», «тягостная». Не случайно употреблено и слово «саданул», в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием «ничего, родная… » и утвердительным предложением «успокойся».

Чувствуете, как меняется тональность стиха? Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням: Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь. Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не к прошлому): Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта: Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж па рассвете Не буди, как восемь лет назад. В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение. Он использует анафору, которая придает эмоциональную окраску данным строчкам («не буди… «, «не волнуй… «, «не сбылось… «, «не учи… «, «не надо… «, «не грусти… «, «не ходи… «). Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя.

Кольцевая композиция придаёт завершенность произведения, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя. В стихотворениях С.

Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близка и понятна многим русским людям. Ведь в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет».

Лирика поэта близка и понятна, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.

Источник: http://MirZnanii.com/a/353675/stikhotvorenie-sergeya-esenina-pismo-materi

Ссылка на основную публикацию