План – конспект урока литературного чтения по фгос, 4 класс

Конспект урока по литературному чтению 4 класс УМК “Планета знаний” ФГОС А. С. Пушкин ” Песнь о вещем Олеге”

План – конспект урока литературного чтения по ФГОС, 4 класс

Интегрированный урок

по окружающему миру и литературному чтению

в 4 классе

Тема урока:

Летописи, как памятники древнерусской культуры.

Песнь о Вещем Олеге – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа.

Цели урока:

развивать познавательный интерес к истории, потребность в чтении дополнительной литературы;

воспитывать чувство гордости и любви к Родине, уважительное отношение к нашим предкам.

совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать друг друга, выделять главное, делать выводы, обосновывать их;

развивать внимание, речь учащихся;

Задачи урока:

познакомить с понятиями: культура, культура человека и общества;

познакомить со статьёй из летописи «Вещий Олег»;

дать представление об источниках исторических знаний;

развивать навыки работы с картой;

работать над выразительностью чтения, умением читать по ролям

Иметь представление о летописи Нестора «Повесть временных лет».

Уметь объяснять значение старинных слов; находить в тексте слова, которые характеризуют князя, в которых выражено отношение князя к коню; анализировать отношение автора к кудеснику; находить и читать слова кудесника; читать наизусть отрывок из произведения.

Познавательные:

обращаться к разным источникам информации;

использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения;

осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач.

Регулятивные:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем

самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

Коммуникативные:

работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения

Личностные:

чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоклип

презентация, учебник по литературному чтению Э Кац.,4 класс

Ход урока.

I. Организация класса. СЛАЙД 1

II. Актуализация знаний 3 мин

Богата не только природа России, но и её культура. Что входит в понятие «культура древней Руси»? (памятники, церкви, иконы, изделия ремесленников, ткачей, художников, музыкантов ЛЕТОПИСИ)

Как создавались летописи?

Слайд Что вы узнали о Монахе Несторе? ( рассказывал о событиях, очевидцем которых он был и записывал, сидя в своей келье.) Эти записи называются « ЛЕТОПИСИ»

В каком веке творил Нестор свои повествования? _1113год ( 12 век)_

ПРОБЛЕМА. Скажите, а литературные произведения авторов более позднего периода мы можем отнести к культуре России ?

-Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

НА ЭТОТ ВОПРОС мы ответим в конце урока.

III. Изучение нового материала

Постановка темы урока. 3 минНа слайде Олег, князь, Царьград. Волхвы . конь. Змея, тризна. Киев вещий( мудрый, знающий)

– О чем говорят вам эти слова? ( они говорят об одном событии из жизни князя Олега первого русского князя. Его звали Вещий Олег. Волхвы сказали ,что ему будет смерть от его любимого коня.

Олег отпустил коня гулять на волю, велел за ним ухаживать, кормить. Вспомнил Олег о коне через много лет. Друзья сказали. Что конь уже умер, и его косточки лежат на холме. Тогда Олег решил посмотреть на эти кости. Наступил на череп коня, а из черепа выползла змея и ужалила князя. И князь умер. Об этом нам поведал монах Нестор в Летописях.

Он об этом написал в 1113год ( 12 век)_

Сегодня я предлагаю вашему вниманию еще одно произведение , рассказывающее об этом событии из жизни князя Олега. Но написал его уже гораздо позже А.С. Пушкин в стихотворной форме. (1822году)

Легенду о князе Олеге А.С.Пушкин прочитал в летописи «Повесть временных лет». Она настолько заинтересовала писателя, что вскоре появилось стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

Сколько лет прошло, с того момента. Когда Нестор записал это событие в « Повестях временных лет»? 719лет

Слайд Тема урока А С. Пушкин « Песнь о вещем Олеге»

2 Словарная работа

Прежде чем мы будем читать стихотворение, давайте проведём словарную работу и познакомимся со значением некоторых слов

Карточки у детей на столах

Волхвы – языческие служители божества у славян.

Вещий– дальновидный

Жребий – судьба

Праща – древнее ручное боевое оружие

Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Броня – одежда из металлических пластинок или колец.

Перун – бог грома и молнии у древних славян.

Сеча – сражение.

Тризна – похоронный обряд у древних славян.

Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

Дружина – войско

В современном языке часто ли вы слышите эти слова?

Эти слова вызывают у нас ощущение старины, древности. Как они называются? ( устаревшие )

3 Слушание песни в ( грамзаписи) чтение песни (дети следят по учебнику)

Беседа. Вопросы по легенде:

Что предсказали Олегу волхвы?

Как поступил князь с конём?

Сбылось ли предсказание кудесника?

Работа над текстом

Чтение текста детьми вполголосаРабота по группам

1 группа Как ныне сбирается вещий Олег      Отмстить неразумным хозарам, Их сёлы и нивы за буйный набег      Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему      Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному,      Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,      Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов,      Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,      А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык      И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:      Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твое;      Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал      В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал      Щадят победителя годы… Под грозной броней ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;      Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов,      То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего… Но примешь ты смерть от коня своего».

Слайд

Каким показан в отрывке кудесник, а каким князь?

Как они относятся друг к другу?

Как озаглавили?

Встреча Олега с кудесником и предсказание волхва

Прочитать выразительно

2 группа

Олег усмехнулся — однако чело      И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись на седло,      С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,      Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога      В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;      В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном;      Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели.

Какие чувства испытывает Олег к коню? Как он их показывает?

Как озаглавили?

Прощание Олега с конем.

Прочитать выразительно

3 группа

Пирует с дружиною вещий Олег      При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег      Над славной главою кургана… Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? — промолвил Олег,      Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? все так же ль лего́к его бег?      Все тот же ль он бурный, игривый?» И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник      И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик!      Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.

Какие чувства Олега А.С.Пушкин показывает в отрывке «Пир у князя»?

Как озаглавили?

Пир у князя. Олег Вспоминает коня своего

Прочитать выразительно

4 группа

Вот едет могучий Олег со двора,      С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме, у брега Днепра,      Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил      И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил:      На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!      Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змия,      Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Читайте также:  Сценарий фольклорного развлечения для детей группы раннего возраста в детском саду

В каких строчках А.С.Пушкин показывает горечь утраты князя? :

Как озаглавили?

Олег на могиле коня

Прочитать выразительно

5группа

Ковши круговые, запенясь, шипят      На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят;      Дружина пирует у брега; Бойцы п…

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-4-klass-umk-planeta-znaniy-fgos-a-s-pushkin–pesn-o-veshchem-olege.html

План-конспект урока чтения (4 класс) по теме: Урок литературного чтения в 4 классеМ.Пришвин “Изобретатель”

Урок литературного чтения                                                                                                     Дудинкина Е.В.

Тема : М.М.Пришвин «Изобретатель»

Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке

Задачи:

  1. знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
  1. продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
  2. обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);
  3. развивать воображение.
  4. развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
  5. отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
  6. прививать любовь и интерес к чтению;
  7. воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
  8. развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах)

Средства обучения:

-учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»

– карточки

Ход урока

I.  Организационный момент

II Проверка домашнего задания

Дети зачитывают сочинения-миниатюры «Мой домовенок»

III Работа с текстом до чтения (стадия вызова)

Д
О
 У Р
К Т  К  Г О
У К У У Г О
Р А С С  К А З
И Т Ь О Е
Ц Р Р
А З О
И
Н
А

Словно няня в детский сад.   (курица)

  1. Пёстрая крякуша ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)

  1. Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями.  (куст)
  2. Бел, как снег,

Надут как мех

На лопатах ходит               (гусь)

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её нетяжело носить,

И очень просто сломать.

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?                     (корзина)

  1. Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звёзды-

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется?        (озеро)

– Найдите ключевое слово. (Рассказ)

– Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.

2) Рассказ об авторе. Выставка книг

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного писателя- Михаила Пришвина.

Ученица:

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво  Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.

Ученик:

Но к писательскому творчеству Михаил  Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь  когда Пришвину было 52 года  выщла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб»

– Сегодня  мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель»

– Кто же такой изобретатель? (ответы детей)

-А что же написано в толковом словаре? (Один ученик находит значение слова  в словаре и читает: «Изобретатель- тот, кто изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное»)

3)Работа в группах

Задание: используя слова кроссворда сочинить свою сказку, предположив её сюжет

4) Презентация сказок (по группам)

– А как же было на самом деле? Хотите узнать?

IV. Работа с текстом во время чтения. Смысловая  стадия

1) Обсуждение заголовка и иллюстрации

–  А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель»

 – Давайте посмотрим какими иллюстрациями сопровождается это произведение.

– Подумайте, о чём этот рассказ?   (рассуждения детей)

– А как вы думаете почему название текста записано в кавычках?

– Почему автор назвал рассказ именно так?

2) Физминутка

3) Чтение 1 части текста  (Дикие утята)

       В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после                      этого мать  повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.

Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят , и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся.

Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

– Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)

-Попробуйте предположить, что может произойти  дальше.

Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)

    С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу- Пиковую Даму.

– Оправдались ваши предположения?

– Кто помог высиживать утиные яйца?

– Что значит «пустая голова»?

– Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?

– Кто такая Пиковая Дама?

– Что может произойти дальше?

Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

— Свись-свись! — утята в пруду.

— Кряк-кряк! — отвечает им утка.

— Свись-свись! — утята в огороде.

— Квох-квох! — отвечает им курица.

Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».

А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»

И они, конечно, глядят туда, к пруду.

— Свои к своим!

И бегут.

— Плывите, плывите!

И плывут.

— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу.

Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

– Предположение подтвердилось?

– Почему Пиковая Дама была сердита?

–  Подумайте, как могут развернуться события дальше?

Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.

Источник: http://fsds.in.ua/index.php/interesnoe/6752-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-(4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81)-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD-%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

План-конспект урока литературы в 4 классе

План-конспект урока литературы в 4 классе

Читайте также:  Пословицы и поговорки о доме и семье для детей

Тема: Мифы Древней Греции. Миф “Дедал и Икар”

Задачи:

– расширить кругозор учащихся; познакомить их с древнегреческим мифом; с культурой Греции; развивать навыки анализа литературного произведения;

– развивать творческие способности и интерес к литературе, развитие образного, логического мышления, речи.

– воспитывать чувство любви к родине; уважения к старшим, внимание к их советам; эстетический вкус.

Оборудование: карточки, презентация

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

Рада приветствовать детей славных

В стремлении пылком, знания здесь получить.

Пусть же успех вам сопутствует ныне и радость открытий.

Творчество пусть не иссякнет.

Вам предстоит состязаться подобно эллинам.

– Ребята, а вы знаете, кто такие эллины?

Слайд №1

Эллины – это жители одной из стран………

– Давайте догадаемся, что это за страна?

Игра “Слово рассыпалось” ( дети из букв должны собрать название страны)

– Как же называется эта страна? (Греция)

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы совершим путешествие в эту страну.

– А на каком транспорте мы совершим путешествие?

(воздушном, наземном, морском)

Слайд №2«Географическая карта»

– Почему вы выбрали морской транспорт? (много морей)

– Итак, поплывем мы на корабле.

Слайд №4 (Триера)

– Вы когда-нибудь видели такой корабль?

– Этот корабль называется «Триера» Как вы думаете, сейчас такие корабли плавают на морях?

– Да, действительно, этот корабль приплыл к нам из далекого прошлого. И мы с вами отправляемся в древние времена.

Слайды №5 «Города Греции»

– Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем ее мы. А у самих греков она зовется Элладой. В древние времена это было большое государство. Ее история насчитывает пять тысячелетий.

Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами. Много веков назад трудолюбивые жители – эллины создали прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту.

Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры.

– Какое впечатление произвела на вас Греция?

(Ответы детей)

– Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Слайд №6 «Миф» – (с греческого) это древние народные сказания, предания о легендарных героях, богах, явлениях природы.

– Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно.

– Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен.

– На какие жанры русской литературы похожи мифы? (Устное народное творчество, сказки).

III. Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число и тему урока.

– Давайте запишем, что же такое миф.

«Миф» – (с греческого) это древние народные сказания, предания о легендарных героях, богах, явлениях природы.

1 Подготовительная работа.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с древнегреческим мифом «Дедал и Икар».

– Прежде, чем мы приступим к знакомству с этим мифом, давайте познакомимся со словами, которые нам помогут лучше понять его содержание.

Слайд №7

Зодчий – архитектор

Единомышленники – те, кто находятся в плотном единомыслии. Сообщники в каком-нибудь деле.

2 Установка.

– Ребята, после чтения текста вам необходимо поработать и раскрыть 4 вечных проблемы.

Слайд №8 «Проблемы»

– «Роль искусства в жизни человека»

– «Проблема тоски по родине»

– «Проблема отцов и детей»

– «Проблема Судьбы»

– Откройте учебник на странице 114, внимательно слушайте и следите по тексту.

3. Чтение текста учителем

4. Эмоционально-оценочная беседа

– Ребята, какое ощущение у вас от прочитанного?

– Какие чувства вы испытыали? Почему?

(Повторное чтение текста учащимися)

IV. Анализ притчи

– А сейчас возвращаемся к проблемам, раскрыть которые нам помогут вопросы.

Слайд №9. Итак, первая проблема: «Роль искусства в жизни человека»

– -Когда жил Дедал? ( в древние времена)

– Чем прославил себя Дедал? (строил прекрасные дома; был искусным художником; высекал статуи, изображая людей в движении; придумал и сделал инструменты, научил людей ими пользоваться; научил строителей, как проверять уровень стен; выстроил лабиринт на острове Крит; сделал крылья и полетел….)

– Назовите черты характера Дедала ( талант, трудолюбие, патриотизм, умение видеть красоту, стремление к свободе, целеустремленность, любовь к сыну, осторожность и расчетливость…..)

– Как повлияло искусство на судьбу Дедала?

Слайд №10. Вторая проблема: «Проблема тоски по родине»

-Почему Дедалу пришлось покинуть Родину? (за причастность к смерти своего талантливого ученика Талоса).

– Куда отправился Дедал? (на остров Крит к царю Миносу).

– О чём он думал, сидя на берегу моря?

– Почему он тосковал по родине? (чувство любви к родине, патриотизм)

– Как он осуществил свою мечту? (он изобрел крылья и улетел)

– Какие слова он сказал перед полётом своему сыну?

Слайд №11. Третья проблема: «Проблема отцов и детей»

– Кем приходился Икар Дедалу? (сын)

– Любил ли Дедал своего сына? (да)

– А Икар отца? (да, они были единомышленниками, согласился вместе лететь)

– Дайте характеристику Икару. Каким он был? (любовь к воле, желание подняться высоко-высоко, непослушание, невнимательность)

– Как летел Икар?

– Как он погиб?

-Какие слова говорят об отношении Дедала к сыну?

Слайд №12. Четвертая проблема: «Проблема Судьбы»

– Почему Дедал бежал со своей родины?

– Как он был наказан?

– Что сделал Дедал после гибели сына?

– Что бы было, если бы Икар выполнил наказ отца?

– Могла ли эта история закончиться счастливо?

– Дети, вы все молодцы!

V. Обобщение.

– Ребята, а как вы думаете, почему такой печальный конец у мифа? (отец и сын были наказаны за гордыню, непослушание…)

-Так, давайте снова задумаемся и ответим на наши главные вопросы:

«Почему мы в 21 веке изучаем мифы?

Чему нас научил миф «Дедал и Икар»?»

(мифы учат мудрости, справедливости, добру, любви; данный миф учит любви к родине, детей и родителей; послушанию, почитанию; самое главное этот миф учит добиваться поставленной цели.)

– Миф «Дедал и Икар» нас учит справедливости, любви, терпению…

-Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? (Желание покорить силы природы и, подобно птице, оторваться от земли)

– Миф нас учит мечтать, добиваться поставленной цели. Если с древности люди мечтали об этом, то они изобретали разные летательные аппараты.

Слайд №16 «Мечта»

– Какие вы знаете самые первые летательные аппараты из сказок? (ступа, ковер-самолет….)

– Мечта наших предков осуществилась. Сегодня мы бороздим небесное пространство на разных летательных аппаратах, а летчиков, совершивших чудеса пилота называют Икарами..

– Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури».

(Чувство легкости, свободы и схожести с образами богов, которым все под силу, вскружило голову беспечному Икару. К тому же, он ослушался отца. За это и поплатился своей жизнью).

VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание: пересказ мифа “Дедал и Икар” с 114-116

VIII. Завершение урока

– Ребята, мне кажется у нас сегодня получился интересный и поучительный разговор. Я права? Наше путешествие подошло к концу.

– Спасибо вам за работу. Я вами очень довольна. Урок окончен!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/plan-konspiekt-uroka-litieratury-v-4-klassie.html

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: урок литературного чтения по теме н – Сказки Пушкина

ТЕМА: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей; познакомить с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина».

2.Развивать образное мышление, творческие способности, воображение.

3.Воспитывать любовь к поэтическому слову; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

личностные: интерес к изучению языка, интерес к литературному творчеству писателя; закрепление навыка работы в группах-учебного сотрудничества.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: формирование навыка осознанного чтения, создание связных устных высказываний на заданную тему.

Эпиграф к уроку.

«Сказка по лесу идёт,Сказку за руку ведёт.Из реки выходит сказка!Из трамвая! Из ворот!Это что за хоровод?Это сказок хоровод!Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт».

Читайте также:  Литературный праздник в 4 классе. сценарий

1. Организационный момент.

Сейчас у нас урок литературного чтения.

2. Сообщение темы урока.

Чтобы определить тему урока вам придётся потрудиться, потому что она не связана с предыдущим уроком.

Работа в группах. Для начала соберите рисунки-пазлы.

(Получаются в 5 группах картинки из пяти разных сказок Пушкина).

ЗАДАЁТСЯ ВОПРОС. КАК, ВЫ. ДУМАЕТЕ, КАКОВА ТЕМА УРОКА? (Сказки А.С. Пушкина)

Полученные картинки размещаются на доску рядом с портретом А.И.Куприна.

А ТЕПЕРЬ? Причём тут Куприн?

(Подводим к тому, что это очерк А.И.Куприна «Сказки Пушкина»)

ЧТО ТАКОЕ ОЧЕРК? Как называли писателей, которые писали очерки?

3. Работа над новым материалом.

Прочесть очерк про себя. Отметить:

+ то, что вам известно

Х то, что вы узнали впервые

то, о чём бы вам хотелось узнать больше

Теперь мы будем перечитывать очерк, и беседовать по вашим пометкам.

(Читают цепочкой по абзацам).

-1абзац.- А.С.Пушкина называю «солнцем русской поэзии» и его любят и любили люди разных поколений.

(Вспоминаем урок при свечах).

Доказываем это, зачитывая высказывания и стихи людей разных эпох, а также детские стихи.

Прочитаем строки Ф.И. Тютчева, посвященные Пушкину.

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,И дорог нам твой образ благородный,Ты рано смолк; но в памяти народнойТы не умрешь, возлюбленный поэт!

А. Плещеев.

Что Пушкин для меня?

Средь дней однообразных вереницы

Он для меня как дивная жар-птица,

Как дар волшебный счастья и добра.

Мой Пушкин – море красоты,

Волшебных грез очарованье.

Он факел на моем пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

В минуты радости, тоски или печали

Он рядом, он со мной.

Утешит, усладит пленительной строфой

И позовет в неведомые дали.

Чем дольше жизнь,

Тем Пушкин мне родней,

Милей, дороже, ближе и понятней.

Быть русской, как и он,

Читать его стихи.

И слаще, и приятней?

Люблю я Пушкина творенья,И это вовсе не секрет.Его поэм, стихотворенийПрекрасней не было и нет!С мальства его читаем сказки,В них жар души, природы краски.Добро цветёт в них, злоба чахнет.В них русский дух, в них Русью пахнет!За Пушкина Руси спасибоОт имени всего народа!Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

-2абзац. – говорим об использовании в сказках архаизмов. Найти и объяснить значение слов в отрывках.

– “Сына Бог им дал в аршин”, – говорится о младенце Гвидоне в “Сказке о царе Салтане. “

А сколько это – аршин?

(Русская мера длины, равная 0,71 м.)

-Когда старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” стала столбовой дворянкой, она была одета так:

В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка.

Что такое кичка?

(В старину – головной убор замужних женщин: шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)

– Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его варёной полбой. Что это за блюдо?

(Каша из зёрен пшеницы. Полба – один из видов пшеницы.)

– Как известно, Чернавка, героиня “Сказки о мёртвой царевне. “, была сенной девушкой. Кого так называли в России в прошлые века?

(При крепостном праве – дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова “сени” – живущая в сенях.)

– В “Сказке о золотом петушке” читаем:

Со злости Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

Замените архаическую частицу “инда” современной, общеупотребительной.

– 3абзац. – Сведения об Арине Родионовне. Ученик читает свой собственный «очерк» о няне А.С.Пушкина, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.

Фамилия Арины Родионовны – Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.

Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина – Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька.

Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.

4абзац. – Сведения о жизни поэта в с. Михайловском. Ученица делает небольшое сообщение об этом, дополнительно к очерку, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.

С 5 абзаца .- Читаем о сказках А.С.Пушкина.

На самом деле А.С.Пушкин писал сказки для взрослых. И в каждой сказке заложен какой-то нравственный смысл.

Что за прелесть эти сказки!Каждая есть поэма.

А.С. Пушкин

Вспоминаем поэму «Руслан и Людмила».

Релаксация «У моря» (аудиозапись «Шум моря»)
Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье.

Работа в группах.

В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит?

1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть “на посылках”. Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.

Физминутка для глаз «Рыбки».

2.Не делай никому зла, не походи на тех, что “злыми жабами глядят”. Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.

3.Героиня, что “черной зависти полна”, жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым

4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих “лежа на боку”. Особенно ценен в этой сказке “добрым молодцам намек”.

5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за “дешевизной” (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.

-сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)

А на самом деле их шесть. Шестая сказка «Сказка о медведихе» была не дописана поэтом.

-слушаем аудиозапись сказки.

Что присутствует в других сказках поэта?

-в сказке всегда есть исходная ситуация;

-всегда случается беда;

-противопоставлены положительный и отрицательный герои;

-торжествует положительный герой;

-есть волшебные предметы;

-герой уходит из дома; волшебный мир сказки; есть волшебные помощники.

Дома придумать продолжение «Сказки о медведихе», используя вышеизложенный план.

Заключительный абзац .- Счастливы вдвойне, если перечитали сказки. Я просила вас перечитать сказки к этому уроку. Получили ли вы наслаждение от этого? Вот сейчас и посмотрим.

Рефлексия «Цветок настроения» Ребята, на партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.Оранжевый цвет – радостное, восторженное настроение.Зелёный цвет – спокойное, уравновешенное.

Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

К нам приходят пушкинские

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft Office PowerPoint 2003 к уроку по стихотворению А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения.

презентация разработана к учебнику В.Лазаревой “Литературное чтение” 2 класс (система Л.В.Занкова).

Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: “Обучение в сотрудничестве”.

Урок литературного чтения по теме “А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”. Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки”.

Урок литературного чтения УМК “Школа России” 2 класс.

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать.

Конспект урока литературного чтения по теме. “А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; – учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/5319-Plan-konspekt-uroka-po-chteniyu-(4-klass)-po-teme–urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-n—Skazki-Pushkina

Ссылка на основную публикацию