Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. картотека

Настольно-печатные игры в подготовительной, старшей, средней, перовой и второй младшей группе детского сада, картотека с целями

Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени.

А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры.

Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Наглядный материал

Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре.

Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные.

Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

https://youtube.com/watch?v=_2eZD4IqXOg

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента.

Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента.

Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

Задачи:

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

Задачи:

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

Задачи:

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

Задачи:

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.
Читайте также:  Дидактическая игра для детей 2-3 лет «купаем куклу»

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

Задачи:

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

Задачи:

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

Задачи:

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

Для этой возрастной категории важно выбирать игры, где сюжет нуждается в комментировании.

«Что нужно врачу?»

Задачи:

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

Задачи:

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов — 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга.

Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила.

Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/nastolno-pechatnyie-igryi-v-podgotovitelnoy-gruppe-kartoteka.html

Картотека игр по русским народным сказкам /словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/

/словесно-дидактические, настольно-печатные,

игры с предметами/

К-1 Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих: 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

– Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

– Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

К-2 Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались.

Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться).

Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

К-3 Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Читайте также:  Беременность и роды

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

– Курочка Ряба, куда ты пошла?

– На речку.

– Курочка Ряба, зачем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

К-4 Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих:

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

К-5 Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих:

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

К-6 Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

К-7 Настольно-печатная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих:

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

К-8 Игры с детьми старшего дошкольного возраста

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих: неограниченно

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы.

Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная.

Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

К-9 Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки».

«Помидор!» – «Вершки». «Лук!» – «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

К-10 Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д.

Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ.

Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/kartoteka-igr-po-russkim-narodnym-skazkam-slovesno-didakticheskie-nastolno-pechatnye-igry-s-predmetami-426395

Настольно-печатные игры, обучающие дошкольников классификации

Овладению детьми классификацией и усвоению ими обобщенных названий способствуют различные настольно-печатные игры.

Среди них известна игра «Зоологическое лото», автор Е. Б. Генникс. Детям раздают большие карты с изображением жилищ различных животных: скотного двора, леса, птичника, пруда и пр. На маленьких карточках нарисованы сами животные. Дети размещают животных в соответствующие жилища и объясняют, почему они их так распределили («корова – домашнее животное, она живет на скотном дворе»).

С использованием больших и маленьких карточек можно проводить описанную выше игру «Кому что нужно». Детям раздают 6 больших карт. В центр большой карты кладут маленькую карточку, иллюстрирующую ту группу, которую будет собирать ребенок.

Вокруг центрального квадрата располагаются 6 клеток, которые заполняются маленькими картинками. Остальные 36 маленьких картинок у воспитателя. Он постепенно открывает их и спрашивает, например: «Кому нужен мяч?».

Ребенок, правильно назвавший свою группу, получает маленькую карточку и заполняет ею пустое место на большой карте. Выигрывает тот, кто раньше других заполнит все квадраты.

В дальнейшем можно не давать детям картинку, обозначающую группу, а перечислить названия групп и предоставить им возможность выбрать для себя одну из них, что им нужно. Или воспитатель распределяет группы между детьми, говоря: «Тебе нужна обувь», «Тебе – игрушки» и т. д.

При этом педагогу важно вначале помнить, какую группу будет собирать тот или другой ребенок. Можно использовать сюжет игры в «Магазин» и распределить между детьми отделы магазина: овощной, мебельный и пр.

В играх на классификацию используют большие карты, аналогичные тем, которые имеются в описанной А. И. Сорокиной дидактической игре «Знаешь ли ты?».

Разница заключается в том, что в игре «Знаешь ли ты?» в центре большой карты изображен представитель той или иной профессии, в играх же на классификацию предпочтительно иметь большие карты со свободными клетками, с тем чтобы можно было варьировать картинки разных групп.

Читайте также:  Игры зимой на свежем воздухе для младших школьников

Более сложен вариант игры «Кому что нужно», при котором ребенок подбирает карточки двух групп; при этом ему дают две большие карты, и он закрывает их маленькими картинками.

С использованием больших и маленьких карточек можно организовать игру «Найди, что подходит» или «Кто быстрее подберет». Каждому ребенку дают большую карту, на одну из клеток которой помещается картинка-образец, иллюстрирующая группу. Остальные маленькие картинки перемешивают и раздают поровну детям.

Из полученных карточек они выбирают те, которые входят в их группу, и заполняют ими клетки большой карты. Затем дети по очереди обмениваются друг с другом карточками. Если карточка подошла ребенку, он закрывает ею очередную клетку большой карты, если не подошла, присоединяет ее к имеющимся у него ненужным карточкам и ждет очереди для обмена.

Выигрывает тот, кто раньше других закроет все клетки своей большой карты.

Для обучения детей классификации полезна описанная Е. И. Удальцовой игра «Кто больше» (автор А. Стольникова). «Ведущий перемешивает все карточки и складывает на столе рисунком вниз. Затем снимает со стопки 4 карточки и раскладывает их возле стопки рисунком вверх. Начинающий игру снимает со стопки одну карточку и сравнивает ее с карточками, лежащими на столе.

Если на его карточке изображен предмет из той же группы, он называет группу, к которой относятся обе карточки, и берет их себе.

Со стола можно брать только одну карточку (даже в том случае, если там лежат две или больше карточек из той же группы, что и карточка, снятая со стопки).

Если снятая со стопки карточка не подходит ни к одной из лежащих на столе, играющий кладет эту карточку рисунком вверх возле стопки. Затем карточку снимает следующий участник игры и т. д.

Возле стопки должны всегда лежать не меньше четырех карточек, поэтому играющий, взявший одну из них, тут же должен снять со стопки следующую карточку и положить ее рядом с остальными.

Если играющий, сравнивая карточки, неправильно определил группу, к которой они относятся, то он кладет их на стол возле стопки. Выигравшим считается тот, кто соберет большее количество карточек». Автор в качестве материала игры рекомендует 10 комплектов карточек: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Звери», «Ягоды» и др.

Эта игра предъявляет значительные требования к умственной деятельности детей: она развивает у них умение быстро сравнивать предметы друг с другом, устанавливать сходство и различие между ними, выделять общий признак в предметах и производить обобщение, побуждает их вспоминать соответствующее родовое название и осуществлять отнесение единичного к общему. В этой игре дети упражняются в классификации не только как в практическом, но и как в умственном действии, поскольку произвести соотнесение, обобщение и обозначение они должны до практического объединения сходных картинок.

После того как дети научатся хорошо группировать предметы или картинки, с ними проводят различные словесные игры на обобщение и классификацию. В игре «Назови одним словом» воспитатель перечисляет несколько однородных предметов (например, корова, свинья, теленок, лошадь), ребенок должен быстро найти соответствующее родовое название.

В играх «Назови, что знаешь», «Продолжай» воспитатель называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы этой группы. Например, воспитатель произносит слово роза, каждый ребенок по очереди быстро называет известный ему цветок.

Прежде чем перейти к другой группе однородных предметов, воспитатель, обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» – и тот должен назвать обобщающим словом те предметы, которые перечислялись до него. Затем педагог называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку.

Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.

В этой игре упражняются внимание, память, мышление ребенка. Этим же целям служит дидактическая словесная игра «Что это?» или «Не ошибись».

Ведущий называет единичный предмет, а ребенок в ответ должен указать соответствующее обобщающее слово, например: капуста – овощ, кукла – игрушка, стол – мебель и т. д. Эти же игры можно проводить с мячом. Дети стоят по кругу.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит слово, обозначающее предмет, а ребенок, поймавший мяч, отвечает родовым названием, например: пальто – одежда, лиса – животное и т. д.

Для развития у детей умения анализировать предложенный материал и группировать его по смыслу (про себя, в уме) полезна игра «Раз-два!». Эту игру Е. И. Удальцова описывает следующим образом: «Ведущий перемешивает карточки и раздает их всем участникам игры поровну.

Играющие переворачивают свои карточки изображением вниз и кладут их возле себя стопкой. По счету «раз» играющие снимают со своих стопок верхние карточки, держа их изображением вниз. Затем по счету «два» все одновременно кладут эти карточки на стол рисунком вверх.

Каждый играющий внимательно смотрит на карточки, стараясь быстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе, и назвать эту группу.

Например, если на столе на четырех карточках изображены огурцы, мак, диван и капуста, играющий должен быстро сказать: «Овощи» – и взять себе карточки с изображением огурцов и капусты.

Может случиться, что играющий заберет себе две карточки, а под ними на столе окажутся еще две. Поэтому участники игры должны внимательно следить за всеми карточками одной группы.

Так, по очереди считая: «Раз…два!» – играющие снова открывают карточки и быстро называют предметы одной группы. Если играющий неправильно определил группу, к которой относятся предметы, карточки остаются на столе; если двое играющих одновременно правильно назвали группу, то выигрыш делят поровну. Игра продолжается до тех пор, пока в стопках не останется ни одной карточки.

Выигрывает тот, кто лучше других знает, к какой группе относятся те или иные предметы, т. е. тот, кто соберет больше карточек.

Источник: http://xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/blog/nastolno_pechatnye_igry_obuchajushhie_doshkolnikov_klassifikacii/2013-01-17-87

Ссылка на основную публикацию