Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. одежда русского человека

Конспект НОД «Знакомство с русским народным костюмом» старшая группа

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Одежда русского человека

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

«Знакомство с русским народным костюмом».

Цель: Формировать у детей чувство сопричастности к культуре и истории своего народа и своей Родине.

Задачи: Познакомить детей с русским народным костюмом. Развивать память, связную речь грамматический строй, пополнить словарь детей, расширять представление детей об окружающей социальной действительности.

Вводная часть:

В руках у воспитателя «волшебный сундучок».

Дети, отгадайте загадку:

Длинная, блестящая

Змейкой извивается

В косу вплетается (лента).

Воспитатель: достаёт из сундучка ленту и кокошник. Предлагает назвать эти предметы и объявляет тему занятия; предлагает познакомиться с русским народным костюмом.

Основная часть:

Воспитатель предлагает отправиться в виртуальный музей.

Презентация для детей «Знакомство с русским народным костюмом» с использованием ИКТ.

Воспитатель: Ребята, где в нашей группе мы можем увидеть русскую национальную одежду? (На куклах).

Воспитатель предлагает назвать элементы русского костюма, в которые одеты куклы (мальчик и девочка).

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, которые находятся в сундучке и предлагает поиграть с ними. (Первый предмет-иголка).

Воспитатель: Для чего нужна иголка, (чтобы шить и вышивать).

Проводиться пальчиковая игра «Иголочка- иголка».

Иголочка-иголка ( фонарики),

Ты остра и колка ( хлопаем в ладошки),

Не коли мне пальчик ( грозим пальчиком),

Шей мне сарафанчик ( замочек из рук),

Ты портной умелый ( руки на поясе),

Сшей для Насти фартук белый (повороты в сторону),

Я сама бы сшить могла (хлопаем в ладошки),

Но пока ещё мала (соединить ладошки лодочкой).

Воспитатель предлагает посмотреть какие предметы есть ещё в сундучке.

(Достаёт картинку – рубашка без рукава).

Предлагает детям поиграть в игру «Одежда без чего?».

Воспитатель называет два слова. Дети составляют предложение по образцу.

Платье без воротника…

Платье – воротник Платье-карман

Рубашка-рукав Рубашка-пуговицы

Сарафан-оборка Юбка-карманы

Сарафан- вышивка Брюки-молния

Сапоги-каблуки Рубашка-пояса

Фартук-карман Юбка-оборка

Воспитатель достаёт из сундучка мячик и проводит игру: «Скажи, чем украшена твоя одежда».

(Моё платье украшено оборками…)

Воспитатель: Ребята в сундучке остался последний предмет-это конвертик с образцами ткани. Вам нужно быть очень внимательными и найти куклу в саране с таким же рисунком как на кусочке ткани. (Куклы и кусочки бумажные раскраски).

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi-i-hudozhestvennaja-literatura/231137-konspekt-nod-znakomstvo-s-russkim-narodnym-ko.html

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Тема:»Волшебное путешествие»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной  группе

Тема:»Волшебное путешествие»

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Задачи:

  • повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
  • развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;
  • развить речь, творческое мышление;
  • сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 5 табличек с названиями островов: » Остров кривых зеркал», «Заколдованный остров», «Остров Великанов», «Остров Попугаев», «Остров Злого Волшебника». К каждой табличке прикреплено задание, черное полотно из бумаги, зеркала

Ход НОД :

-Дети  вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание. В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

— Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите — послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям.

Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться.

Помогите! Спасите нас!»

Ребята, как вы думаете, это нам написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

— Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Остров кривых зеркал». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

Остров кривых зеркал

   Инструкция: воспитатель говорит: «Вы представьте: просыпаетесь вы утром, заходите  в ванную, смотрите в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает; вы поворачиваете голову налево, а оно направо; вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала.

        Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой – упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями».

        Сначала воспитатель помогает играть, затем дети делают всё самостоятельно.

— Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «подлетают» к «Заколдованному острову»).

«Заколдованный остров»

— Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут злые сказочные персонажи. (вспомнить имена)Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо их развеселить!

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице.

Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Так же делают все остальные.

Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и «передаем» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

А теперь, давайте возьмем по шарику и нарисуем улыбающиеся лица

— Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит «шум ветра». Дети «летят» к острову Попугаев).

«Остров Попугаев»

Цель: развить уверенность в себе.

— Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция: передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах — о том, что любит или ценит в себе.

— Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!

Релаксация

Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.

— Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.

Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

— Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Еще раз… И еще раз… вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие.

Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами.

Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь… Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило.

Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.

Примечание. Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.

— И вот мы с вами попали на последний остров — это остров Злого Волшебника. и его друзей. Нам надо их спасти.

— Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.

Ведущий берет карточку и читает: «С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете».

Примечание. На стоде черное полотно из бумаги

Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер мира , чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?

Рефлексия «Ковер мира»

Инструкция. Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона по заранее написанному слову «Добро»

— Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер мира Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Примечание

Источник: http://ds12.bskedu.ru/index.php/o-nas/stranichka-vospitatelya/peregudova-n-v/191-konspekt-zanyatiya-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoj-gruppe-tema-volshebnoe-puteshestvie.html

«Царевна Несмеяна»Конспект НОД по социально — коммуникативному развитию в старшей группе

Цель: Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях (радость-грусть).

Задачи:

— Укреплять дружеские отношения в группе;

— Учить употреблять в речи уменьшительно ласкательные слова;

— Развивать мимику и движения;

— Учить предавать в рисунке эмоциональное состояние радость.

Ход

Перед началом занятия воспитатель проводит игру «Познакомимся».

Дети по очереди бросают мяч друг другу и называют своё имя ласково.

Воспитатель: Ребята, сегодня злой Кощей Бессмертный заколдовал нашу Царевну (взрослый) и она превратилась в Царевну Несмеяну. Нам с вами нужно расколдовать её. А чтобы расколдовать её необходимо выполнить задания. Если мы их выполним, то наша Царевна рассмеётся. Вы согласны выполнять задания?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда приступим (дети вместе с воспитателем подходят к столу). Первое задание такое:

Посмотрите, на столе лежат картинки, изображающие различные настроения, но они «сломались». Давайте их «починим» (дети собирают пиктограммы, разрезанные на несколько частей, и угадывают настроение, изображенное на пиктограммах).

Воспитатель: Скажите мне как можно из грустного человека превратиться в веселого? Каким образом можно поднять настроение?

Дети: Поиграть в интересную игру, порисовать яркими красками, рассмеяться просто так, скорчить друг другу веселую рожицу и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Следующее задание:

«Конкурс хвастунов»

А выиграет в этом конкурсе тот, кто лучше всех похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Вставайте скорее в круг. Внимательно посмотрите на того, кто стоит справа от вас.

Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Вы можете даже пофантазировать, придумать соседу такие качества, которыми он не обладает. Выиграет тот, кто найдет в своем товарище больше достоинств.

А Царевна нам потом объявит, кто лучше всего и смешнее похвалил своего соседа.

После игры Царевна называет самого хвастливого ребенка.

Воспитатель: Пришло время поиграть.

Читайте также:  Классный час на тему «доброта», 2 класс

Игра «Солнце, дождь, ветер»

На три разных сигнала (показ картинок солнца, тучи, ветра) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице. «Солнце» — улыбаются, хлопают в ладоши. «Туча» — дети обхватывают себя руками. «Ветер» — качаются из стороны в сторону.

Воспитатель: Смотри не зевай! Солнце, дождь и ветер различай. Что увидишь на картинке, то и проживай (игра повторяется 3-4 раза)

Воспитатель: А теперь пришло время следующего задания. Представьте, есть магазин красивых и добрых слов. Нам с вами необходимо сказать эти слова Царевне.

Дети по очереди называют Царевну красивыми и добрыми словами. Царевна начинает улыбаться.

Воспитатель: Посмотрите, наша Царевна уже приподняла уголки своих губ.

Воспитатель: Теперь мы с вами немного пофантазируем. Игра«Фантазии».

Я пред­лагаю вам придумать продолжение для удивительных историй, которые я начну:

Внезапно на нас напали инопланетяне и …..

Мы попали на необитаемый остров и …..

Нам подарили много шоколада ….

Что случилось с Лунтиком?…

Воспитатель: Молодцы! А сейчас приглашаем Принцессу, поиграть с нами в игру «Обезьянки». Один будет обезьянкой, а все остальные зеркалом. Обезьянка будет корчить рожицы, а вы будете повторять её гримасы как можно точнее.

Воспитатель: Посмотрите, а Царевна то наша смеется. Значит, мы смогли расколдовать Принцессу, молодцы.

(Воспитатель достает коробку и листы бумаги).

Воспитатель: Интересно, что лежит в этой коробке? (открывает). Посмотрите, здесь гуашевые краски. А что мы будем рисовать? А вот и письмо написано: Ребята, я очень долго нахожусь в одиночестве и мне очень грустно, нарисуйте мне, пожалуйста, веселых человечков, что бы мне не было одиноко и грустно. Кощей Бессмертный. Поможем Кощею, нарисуем веселых человечков?

Дети. Да.

Дети рисуют, затем вместе с воспитателем укладывают рисунки в коробку и отправляют Кощею.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/7233-tsarevna-nesmeyana-konspekt-nod.html

Конспект НОД по ознакомлению детей с русским народным костюмом

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с русским народным костюмом Симбирской губернии.

Цели занятия:

1. Продолжать знакомить с орнаментом: для чего служит, какие части одежды обычно украшались, какие пожелания выражал.

2. Продолжать учить детей вырезать из бумаги, сложенной гармошкой.

3. Развивать навыки делового общения между собой.

Материалы и оборудование: Кукла в русском народном костюме, силуэтные куклы, бумажная одежда для кукол, цветная бумага, ножницы, клей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Ход занятия

Организационный момент.

1. В. В чем же раньше ходили? Что наши бабушки носили?

Нес костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.

На Руси короткие одежды надевать не смели и невежды.

Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.
На узорах – травы, кони, птицы..!
Выводили тонко мастерицы,
Вышивка людей оберегала –
Нечисть и болезни отгоняла.
Пусть с поры той пролетают годы.
Русь – законодательница моды.
Лучше древнерусского народа не найдешь нигде,
Да и не надо.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в гости пришли русские красавицы – куклы в народных костюмах. Но, как мы к ним будем обращаться, если у них нет имени. Давайте вспомним старинные русские имена.

Дети: Аленушка, Арина, Дуняша, Дарьюшка.

Воспитатель: Молодцы! Сколько имен вы знаете! Какое имя выберем для нашей куклы?

Дети: Аленушка.

2. Воспитатель: Дети, посмотрите, какая Аленушка нарядная! Во что она одета?

Дети: Рубаха, сарафан, налобник.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно рубаху и сарафан Аленушки. Чем они украшены?

Дети: Орнаментом.

Воспитатель: Да, в старые времена одежду украшали символами, которые составляли орнамент. Для чего вышивали символы?

Дети: Они оберегали человека.

Воспитатель: Какие знакомые элементы орнамента вы видите на сарафане Аленушки?

Дети: Квадрат или ромб – символ солнца, крест – оберег людей от злых сил.

Воспитатель: Вспомните, дети, что хотели пожелать человеку, вышивая определенную вышивку?

Дети: Украшая одежду, желали счастья, здоровья, хороший урожай, и чтобы вышивка оберегала от злых сил.

Воспитатель: Какие части одежды обычно украшали орнаментом?

Дети: Подол, рукава, горловину.

Воспитатель: Да, именно эти части одежды украшают орнаментом, потому что считалось, что он служит оберегом от злых сил.

3. Динамическая пауза.

Воспитатель: Дети, кукла Алена хочет что-то вам сказать:

«Я красиво нарядилась
Вокруг себя оборотилась
Вышла песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышла с вами поиграть-
Себя людям показать!»

Русская хороводная игра «Во поле рябинушка стоит». Дети, держась за руки, идут по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом. (Игра повторяется 2-3 раза.)

«Во поле рябинушка стоит.
Как под той рябинушкой
Четыре девушки сидят:
Первая – Катюшенька — шьет.
Вторая – Марфушенька — прядет.
Третья – Акулинушка – вышивает.
Четвертая – Аринушка – зевает».

4. Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат бумажные куклы с шаблонами бумажной одежды.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Чего не хватает на них?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам украсить одежду для кукол своим орнаментом и нарядить их.

Выполнение работы детьми.

Анализ детских работ.

Рассказ детей о своем орнаменте: где и какой выполнен орнамент.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/art-esthetic-development/18488.html

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны правила дорожного движения?»

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

Образовательные: — совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи; — продолжать закреплять правила поведения на проезжей части; — развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Развивающие:

— расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;

Воспитательные:

— формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; — воспитывать умение слушать, своего товарища, не перебивая;

— формировать желание соблюдать правила дорожного движения.

Активизация словаря:
— закрепить в речи названия дорожных знаков.

Материал к занятию: дорожные знаки, разрезные картинки, проектор, экран, ноутбук.

Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»: расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять представления о работе светофора. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
«Речевое развитие»: развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.

Предварительная работа:

— беседа «Светофор», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Пешеходный переход», «Городской транспорт, «Виды транспорта»; — чтение художественной литературы: Б. Житков «Светофор»; — рассматривание фотографий «Улицы нашего города»; — рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Улицы города»; — составление рассказа по сюжетной картинке;

— сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Бедные зебры

В Африке зебры газету читали.
В Африке в обморок зебры упали.
Черным по белому в этой газете
Было написано, будто на свете,
Где не ступала нога носорога,
Бедные зебры лежат на дорогах.

Люди шагают по зебрам в сапожках,
Лаковых туфельках и босоножках,
В грязных ботинках, кроссовках и кедах,
Ездят по зебрам на велосипедах,
Катят на роликах и самокатах,
Строем по ним маршируют солдаты,
Бродят по зебрам коты и собаки, —
Все подчиняются страшному знаку:
«ПЕРЕСЕКАТЬ ПЕШЕХОДАМ ДОРОГУ —
СТРОГО ПО ЗЕБРАМ, ПО ЗЕБРАМ СТРОГО!»
В Африке зебры газету читали.
В Африке в обморок зебры упали.
Просто, не знали они, к сожаленью,
ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ПЕРЕДВИЖЕНЬЯ.

(Г. Дядина)

Воспитатель: Скажите мне, о каких зебрах говорится в стихотворении?
Дети: О тех, которые нарисованы на асфальте.
Воспитатель: А зачем они нарисованы?
Дети: Чтобы по ним переходить дорогу.

Воспитатель: А как они называются?
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: Правильно, это пешеходный переход. А если бы не было пешеходного перехода, что тогда бы произошло?
Дети: Автомобиль наехал бы на пешехода.

Воспитатель: Я предлагаю вам показать этот знак.

Ребенок подходит к экрану (на экране много дорожных знаков) и показывает знак, который обозначает пешеходный переход и читает стихотворение.

Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Глубокий подземный,
Как зебра, наземный.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!

Воспитатель: А теперь предлагаю отгадать загадку:

Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный,
Неспокоен …

Воспитатель: Скажите мне, что обозначает красный свет?
Дети: Красный свет обозначает, что идти опасно.

Воспитатель: А что обозначает желтый свет?
Дети: А желтый обозначает, что надо приготовиться. Но переходить дорогу еще нельзя.

Воспитатель: А что обозначает зеленый свет?
Дети: На зеленый свет можно переходить дорогу.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Светофор»

Воспитатель поднимает по очереди кружки одного цвета. На красный кружок дети стоят, руки опущены; на желтый – выполняют пружинящие полуприседания; на зеленый – шагают на месте.

Воспитатель: Еще одну отгадайте загадку:

Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой,
На ногах его — резина,
А питается бензином?
Он рычит, клубится пыль.
Что за зверь? …
(Автомобиль)

Воспитатель: Сейчас вам нужно разделиться на три команды. (Дети делятся).
Перед вами столы, на столах лежат разрезные картинки, ваша задача, как можно быстрее собрать картинки и сказать, какой вид транспорта вы собрали.
После того как дети соберут разрезные картинки, называют виды транспорта: наземный – это трактор, воздушный – это самолет, водный – это лодка.

Воспитатель: Молодцы. А теперь обратите внимание на экран и скажите, что изображено на экране?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадки будете находить на экране.

В белом треугольнике
С каемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге …
(Дети)

Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)

Под дорогою нора.
Кто быстрее всех смекнет,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад-вперед?
(Подземный пешеходный переход)

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»

Дети отгадывают загадки и показывают на экране.

Воспитатель: Все загадки отгадали и на экране показали. Молодцы!

Воспитатель: А сейчас время физкультминутки.

На улице нашей Дети маршируют, (движутся из одного конца группы в другой),

Машины, машины.

(Держат в руках воображаемый руль, делают разворот),
Машины-малютки,
(Двигаются в противоположную сторону).
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
— Эй, машины, полный ход!
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.

Я. Тайц

Воспитатель: Скажите мне, можно ли перебегать дорогу.
Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?
Дети: Дорогу можно переходить только в указанном месте.
Воспитатель: А идти по дороге можно?
Дети: Нет.

Идти можно только по тротуару.
Воспитатель: А где он находится?
Дети: Вдоль дороги.

Воспитатель показывает дорожный знак остановка трамвая и автобуса.

Воспитатель: Скажите мне, зачем нужны такие знаки?
Дети: Чтобы люди знали, где находится остановка трамвая или автобуса.
Воспитатель: Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?
Дети:

1 ребенок: Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.

Читайте также:  Конкурсы для 1 класса

2 ребенок: При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.

3 ребенок: В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.
4 ребенок: Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, — пользуйся не руками, а голосом.

5 ребенок: Ничего не ешь, и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение о правилах дорожного движения:

Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
По улице водители!

Ю. Яковлев

Воспитатель: Ребята, скажите, зачем же нам нужны правила дорожного движения?
Ответы детей.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-nod-po-socialno-kommunikativnomu-razvitiyu-zachem-nuzhny-pravila-dorozhnogo-dvizheniya.html

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего возраста «Почему грустит котенок»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего возраста «Почему грустит котенок»

Оборудование:

для детей: светлячок (игрушка, картинки с изображением котят, листы формата А4, карандаши цветные;

для педагога: диск с расслабляющей музыкой, магнитофон, игрушка кота, мячи разных размеров.

Приоритетная образовательная область: Познание

Интеграция образовательной области: чтение художественной литературы, здоровье, коммуникация, социализация.

Цели и задачи:

Цели: продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных; развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости.

Задачи:

-развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий;

-стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов; развитие мелкой моторики рук;

-уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса; воспитывать активное произвольное внимание к речи;

-побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Светлячок. Он всем вам очень рад и хочет загадать вам одну загадку.

С: «Ночью не спит, мышей сторожит». Кто это ребята?

Д: Кот!

С: Правильно! Молодцы. Мне очень нравятся маленькие котята, потому что они такие забавные, игривые.

С: А у вас есть дома кошка? Как вы за ней ухаживаете? У вашей кошки всегда хорошее настроение? А как вы об этом узнаете? (ответы детей)

В: Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ Л. Толстого «Котенок». Послушайте внимательно.

Чтение произведения Л. Толстого «Котенок»

В: Как заботились о маленьких котятах ребята? Что произошло с маленьким котенком во время прогулки? Как защитил мальчик своего котенка от собаки? (ответы детей)

В: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Д: Это кошка.

В: Да, это маленький котенок. Но посмотрите на его выражение. Мне кажется или котенок грустит?

Д: Он грустит!

В: Странно, почему грустит котенок!

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок? » (Н. Л. Кражева)

Жил-был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну и этот Котя милый

Постоянно был унылый.

Почему?

Никто не знал,

Котя это не сказал.

В: Давайте все встанем в круг и передавая игрушку каждый скажет, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь.

Игра «Я знаю… »

В: Ребята, а теперь давайте попробуем показать как котенок:

-спит, свернувшись клубочком;

-просыпается;

-лакает молоко;

-почесывается;

-выпрашивает лакомый кусочек.

В: Молодцы ребята! У вас хорошо получается!

В: А теперь вместе со светлячком давайте ляжем по кругу на спину, руки и ноги вытянули, глаза закрыли. (в это время включается тихая, спокойная музыка)

В: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается»

В: Ну как ребята, что вы видели во сне, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо? (ответы детей)

В: А как вы представляете дом для котика? Давайте нарисуем такой дом для котика, в котором ему было бы уютно и радостно жить.

Рисование на тему «Кошкин дом»

В: Светлячок был очень рад с вами увидится, также он очень рад тому, что вы все добрые и отзывчивые ребята, проявляете заботу о братьях наших меньших. (прощание со светлячком)

В: Вы меня тоже сегодня очень порадовали, вы показали, какие вы доброжелательные. Я горжусь вами!

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего возраста «Почему грустит котенок»

Оборудование:

для детей: светлячок (игрушка, картинки с изображением котят, листы формата А4, карандаши цветные;

для педагога: диск с расслабляющей музыкой, магнитофон, игрушка кота, мячи разных размеров.

Приоритетная образовательная область: Познание

Интеграция образовательной области: чтение художественной литературы, здоровье, коммуникация, социализация.

Цели и задачи:

Цели: продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных; развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости.

Задачи:

-развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий;

-стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов; развитие мелкой моторики рук;

-уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса; воспитывать активное произвольное внимание к речи;

-побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Светлячок. Он всем вам очень рад и хочет загадать вам одну загадку.

С: «Ночью не спит, мышей сторожит». Кто это ребята?

Д: Кот!

С: Правильно! Молодцы. Мне очень нравятся маленькие котята, потому что они такие забавные, игривые.

С: А у вас есть дома кошка? Как вы за ней ухаживаете? У вашей кошки всегда хорошее настроение? А как вы об этом узнаете? (ответы детей)

В: Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ Л. Толстого «Котенок». Послушайте внимательно.

Чтение произведения Л. Толстого «Котенок»

В: Как заботились о маленьких котятах ребята? Что произошло с маленьким котенком во время прогулки? Как защитил мальчик своего котенка от собаки? (ответы детей)

В: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Д: Это кошка.

В: Да, это маленький котенок. Но посмотрите на его выражение. Мне кажется или котенок грустит?

Д: Он грустит!

В: Странно, почему грустит котенок!

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок? » (Н. Л. Кражева)

Жил-был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну и этот Котя милый

Постоянно был унылый.

Почему?

Никто не знал,

Котя это не сказал.

В: Давайте все встанем в круг и передавая игрушку каждый скажет, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь.

Игра «Я знаю… »

В: Ребята, а теперь давайте попробуем показать как котенок:

-спит, свернувшись клубочком;

-просыпается;

-лакает молоко;

-почесывается;

-выпрашивает лакомый кусочек.

В: Молодцы ребята! У вас хорошо получается!

В: А теперь вместе со светлячком давайте ляжем по кругу на спину, руки и ноги вытянули, глаза закрыли. (в это время включается тихая, спокойная музыка)

В: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается»

В: Ну как ребята, что вы видели во сне, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо? (ответы детей)

В: А как вы представляете дом для котика? Давайте нарисуем такой дом для котика, в котором ему было бы уютно и радостно жить.

Рисование на тему «Кошкин дом»

В: Светлячок был очень рад с вами увидится, также он очень рад тому, что вы все добрые и отзывчивые ребята, проявляете заботу о братьях наших меньших. (прощание со светлячком)

В: Вы меня тоже сегодня очень порадовали, вы показали, какие вы доброжелательные. Я горжусь вами!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-zaniatiia-po-sotsial-no-kommunikativnomu-razvitiiu-dlia-dietiei-starshiegho-vozrasta-pochiemu-ghrustit-kotienok

Цели:

Расширять представления детей об овощах, их пользе для человека.

Закреплять умение узнавать овощи, используя разные анализаторы, руки — наощупь, нос — нюхая, по запаху, рот — вкусовые.

Обогащать словарь, путём введения новых слов: бордовая, оранжевая.

Упражнять в правильном употреблении существительных с прилагательными

Материал к занятию: магнитофон, колпачок, телефон, натуральные овощи: свекла, капуста, морковь, лук, помидор (нарезанные морковь и лук), блюдце, будка, перья птиц, игрушка — корова; чудесный мешочек; тарелочки — заменители (круги), овощи — заменители, банки с «солёными огурцами», бочонок.

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в группу — группа оформлена под сюжет деревни.

— Дети, посмотрите, к нам в гости пришёл Колпачок. Как вы думаете, какое у него настроение?

Дети:

— Грустное, плохое, злое…

— А давайте улучшим ему настроение, скажем добрые слова, улыбнёмся.

Дети:

-Здравствуй Колпачок! Привет! Доброе утро! Колпачок, ты красивый! Ты добрый! Улыбнись!

Посмотрите, дети, а теперь какое настроение у нашего Колпачка?

Дети:

— Весёлое.

Воспитатель:

Ребята, а колпачок пришёл в гости не один, посмотрите сколько взрослых гостей к нам пришло, пойдёмте поздороваемся с ними.

Дети подходят к гостям и здороваются с ними по-разному:

— пальчиками, за руку, кулачками;

— словами: здравствуйте, доброе утро, привет!

Раздаётся телефонный звонок.

Воспитатель:

Да, я слушаю. Это детский сад, хорошо, мы приедем.

Дети, только что позвонил из деревни Дедушка, он приглашает нас в гости. Поедем?

А на чём мы можем поехать в деревню?

Дети:

На машине, автобусе, самолёте, поезде.

Воспитатель:

Правильно, молодцы. Наши бабушка и дедушка живут далеко и мы поедем на поезде. Хотите?

А вы знаете, как вести себя в поезде?

Дети:

— Не кричать, не бегать, не выглядывать в открытое окно, держаться за поручни, ходить за руку с мамой.

Воспитатель:

— Ну молодцы, всё знаете. Тогда занимайте места в вагонах. усаживайтесь поудобнее, поезд отправляется.

Звучит музыка — дети двигаются со словами:

«Едет-едет паровоз

два вагона, сто колёс

два вагона. сто колёс

машинистом рыжий пёс»

Воспитатель:

Вот наша станция — выходим. Подышите свежим воздухом. Упражнение на дыхание.

Посмотрите, что это такое?

Дети:

Домик (стоит будка).

Воспитатель:

А кто в нём живёт?

Дети:

Собака.

Воспитатель:

Как называется домик собаки?

Дети:

Будка.

Воспитатель:

А как собака рычит, сердится?

Идём дальше и находим перья

Воспитатель:

Как вы думаете, ребята, кто потерял эти перья?

Дети:

Петушок, курочка, гусь ворона, утка и т. д.

Воспитатель:

Молодцы! А это блюдце для кого стоит?

Дети:

Для кошки, собаки. Дети имитируют движения и звуки; читают: «Серенькая кошечка села у окошечка, хвостиком махала, деток созывала»

Воспитатель:

— Ребята, а послушайте загадку: «По лугу хожу, траву жую, му-му, молока кому?»

Дети:

Корова.

Воспитатель:

Правильно, найдите, где пасётся корова, рассмотрите её, только близко не подходите, а то забодает.

Пока дети рассматривают, воспитатель переодевается в Деда.

Дед:

Что за шум, что за гам?

Дети обращают внимание на Деда.

Дед:

Здравствуйте ребятки, здравствуйте внучатки. Выросли-то как, а я соскучился.

Читайте также:  Перро «кот в сапогах»

Дети здороваются, обнимаются с Дедом (называют его именами своих дедушек Володя, Вася, Миша).

Дед.

— Внучатки, я ведь чего вас позвал, у моей бабушки сегодня день рождения, она ушла за подружками, а мне наказала борщ приготовить, да я боюсь, что один не успею. Поможете мне? Вы знаете, что надо, чтобы приготовить борщ?

— Овощи.

Дед:

Ну идите сюда, будем выбирать какие!

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дед достаёт свеклу, дети называют — это свекла, она круглая, бордовая; наощупь достаёт капусту, круглая, зелёная.

Дед предлагает по запаху узнать лук — описывают. «Лук от 100 недуг», угощает детей морковкой, у детей глаза закрыты, даёт по кусочку в рот. узнают морковку «Кто морковку жуёт тот здоровым растёт».

Ну вот все овощи для борща нашли, а теперь скажите, где они растут?

Дети:

На грядке в огороде.

Дед:

Молодцы, всё знаете. А скажите. кто помогает расти овощам?

Дети:

Солнце. Читаем «Солнышко-вёдрышко».

Дед:

-А кто ещё помогает?

Дети:

— Земля кормит, дождь — поит.

Читают: дождик, дождик лей — лей, земля водичку пей — пей.

Дед:

— Ребята, а если нет дождя, кто «поит» овощи?

Дети:

Взрослые и дети из лейки поливают (всё рассматривается и рассказывается по моделям — схемам).

Дед:

— Тогда давайте варить, садитесь за столы.

Дети работают с моделями — заменителями овощей.

Игра «Варим борщ».

Дед:

Борщ готов, давайте пробовать, какой борщ? Дети имитируют, что кушают борщ. Вкусный, горячий, ароматный. Дед предлагает угостить гостей.

Вот придёт бабушка с подружками, а её ждёт сюрприз: «Не красна изба углами, а красна пирогами», будет чем подружек удивить. Достаёт красивую открытку, давайте бабушку поздравим с днём рождения. Пишем «Бабушка…»

Дети добавляют слова: дорогая, родная, добрая, любимая, старенькая, молодая, золотая, заботливая… Поздравляем тебя с днём рождения, желаем здоровья»

Дед предлагает спустится в погреб и посмотреть, сколько овощей они с бабушкой заготовили на зиму.

Дед:

А хотите я научу вас солить капусту?

Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим-рубим

Мы капусту солим-солим

Мы капусту мнем-мнем

Мы морковку трём-трём

А теперь всё в бочонок кладём»

Дед:

Я положу вам в корзинку овощи, будете в городе кушать и нас с бабушкой вспоминать.

Звучит музыка. Дети садятся в поезд, машут Деду и уезжают.

Источник: http://www.my-nevalyashki.ru/index.php/razvitie-rechi/2299-konspekt-nod-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-doshkolnikov-puteshestvie-v-derevnyu

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»

Автор материала: Карнаухова Людмила Юрьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию

в старшей группе

«Семейные обычаи на Руси».

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

Познакомить детей с избой и русским бытом людей.Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук.

Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.Формировать умения, навыки создавать куклу-оберег из лоскутков.Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование:

Костюмы для детей: сарафаны, рубашки, аудиозаписи с русской народной музыкой, мультимедия, мягкие подушки, атрибуты русской избы: чугунок, ухват, лапти, печка, хлеб, соль, деревянная посуда, кукла, колыбелька; уголек, зернышки, монетки, фишки, лоскутки ткани, нитки, колокольчик, угощенье.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, труд, безопасность, музыка, физическая культура,

Примерный ход:

Дети входят в групповую комнату переодетые в элементы русской народной одежды.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними по старинному русскому обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Посмотрите какие мы с вами нарядные, в самый раз отправится на праздник.

Воспитатель: А вы любите ходить в гости, на день рожденья?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотели бы вы узнать как же в старину праздновали день рождения?

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: А почему вы решили, что это изба?

Дети: Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель показывает чугунок. Дети, что это?

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили кушать.

Воспитатель показывает ухват, лапти. Дети, а это что?

Дети: Лапти.

Воспитатель: А для чего нужны лапти?

Дети: Их одевали на ноги.

Воспитатель: Посмотрите что стоит на столе?

Дети: Хлеб, соль.

Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей

Воспитатель: Знаете пословицы о хлебе?

Ответы детей.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют ….

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково ….. А когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с … и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, здесь для … приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А кто знает, зачем нашему … эти вещи?

Дети: Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему ….

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?

Дети: Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли …. После купания ребенка одевали. А одевали его не простую одежду, а в отцову рубаху.

Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети: Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель: А когда одевали рубашку, родители приговаривали:

Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: А что же такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего … (показывает детям).

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель: А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную. А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Дети, давайте и мы споем колыбельную для ….

Дети поют совместно с воспитателем:

«Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю…»

Воспитатель: Вот и уснул наш …. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Давайте поиграем с вами в интересную игру по ознакомлению с предметами быта. Внимательно слушайте и правильно отвечайте. За правильный ответ вы получите фишки.

Воспитатель: Молодцы. А у нашего …. сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для … – и не простой подарок, а настоящий оберег. Это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. А когда малыш рождался, оберег ( куколку) клали рядом с ним, приговаривая:

«Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»

Дети, я предлагаю сделать для нашего… оберег. Объеденитесь парами по цвету ваших фишек и садитесь за стол мастарить подарок для ….

Рассаживает детей парами за стол, напоминает об осанке за работой, помогает детям, показывает образец. (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?)

Воспитатель: Будете выполнять парами, помогая друг другу. На столах я уже вам приготовила все, что необходимо для оберега. Для этого нам понадобятся лоскутки ткани. Будем работать по схеме.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы – оберега. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель: Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Поиграем в русскую подвижную игру «Горелки».

Игроки встают в круг, взявшись за руки. Водящий встает в центр. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги!!!

При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), кто первый вернется на место тому и водить.

Воспитатель: Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим … наши обереги и пусть каждый пожелает … что-нибудь.

Дети:

— Никогда не болей, будь здоров.

— Расти сильным, крепким да удалым.

— Слушай отца-батюшку да родную матушку.

— Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

— Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель: Спасибо за работу вашу, за старание ребята, вам понравился День рождения ….? На Дне рождения принято угощать гостей. Пусть каждый из вас скажет и положит в этот горшочек что нового узнал, новые слова? Чему научились? Я рада, что вы много знаете о народных традициях. Вот и угощение готово, сладости – петушки на палочке. А теперь пора возвращаться домой. Дети прощаются и уходят.

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-socialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-starshey-gruppe-semeynye-obychai-na-rusi.html

Ссылка на основную публикацию