Конспект занятия по краеведению в старшей группе доу. воронеж

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: «Путешествие по любимому городу Воронежу»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №160»

конспект итогового открытого НОД в старшей группе

«Путешествие по любимому городу Воронежу»

Тема недели: «Их именами названы улицы нашего города»

подготовила: старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №160»

Пикулина Ж.М.

Г.Воронеж

Цель:

Расширить знания детей о родном городе.

Программное содержание:

-дать понятие – малая Родина;

-формировать представление о символике родного города, России;

-продолжать развивать интерес к родному городу его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;

-развивать логическое мышление;

-развивать  умение действовать по заданному алгоритму;

-совершенствовать умение самостоятельно выражать свои мысли, отвечать на вопросы предложениями разных типов;

-развивать умение согласовывать движение со словами;

-воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Предварительная работа:

– рассматривание альбомов о городе Воронеже.

– прогулки – экскурсии по городу (с родителями).

– беседы о героях, чьими именами названы улицы города Воронежа.

– оформление выставки «Мой родной город»

– чтение стихотворений о городе.

Оборудование и материалы:

мультимедийное оборудование, карта России, предметные картинки символов России и Воронежа,  развивающие игры «Собери слово» (по радуге, по убыванию и возрастанию букв),  презентация  «Воронеж моя малая Родина».

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Дети входят в зал, приветствуют гостей, воспитателя. Воспитатель здоровается с детьми, говорит, что очень рад  вновь встретиться с ними.

Воспитатель:  Ребята, сегодня  будет не простое занятия, нас ждут приключения, и много сюрпризов. Но, сначала, мы поговорим о Родине! Что такое  Родина?

                              Ответы детей

Воспитатель:  А какая наша страна по размеру?

                             Ответы детей 

Воспитатель: Правильно, наша страна огромная ( слайд 2). 

Маленькому человечку – ребенку  очень трудно сразу узнать все о такой большой стране и для малыша Родина начинается с того, что к нему ближе всего. А для вас с чего начинается Родина?

                             Ответы детей 

Воспитатель: Да, правильно. Для малыша Родина начинается с мамы, с семьи, с дома, с друзей.   А где это находится, в каком городе?

                             Ответы детей 

Воспитатель:  Конечно в нашем городе – Воронеже.

Наша страна для вас – большая Родина, а Воронеж – это малая Родина. (показ и беседа по карте  мира, и карте  Воронежской области (слайд 3,4))

Я хочу вам еще кое-что показать. (показывает фотографию с изображением герба Воронежа слайд 6)

Вы знаете что это? Расскажите, что вы о нем знаете.

                         Дети рассказывают о воронежском гербе.

Да, ребята, это герб Воронежа. Он появился очень и очень давно.

Давайте рассмотрим герб города Воронежа. Желтый цвет – это символ урожая, плодородия и изобилия. Орел – символизирует власть, мощь, бесстрашие. Красный цвет – мужества, силы. Серебряный кувшин – символ реки Воронеж. Гора созвучна с крутым правобережьем города Воронежа.

А кто мне скажет, что изображено на этом слайде? (слайд 7, флаг Российский и Воронежский)

                     Ответы детей 

Воспитатель: предлагает детям разбиться на команды и собирать из пазлов герб города, флаг Российский и Воронежский.

Воспитатель: А кто мне скажет, какой день мы отмечаем 25 января. Правильно, день освобождения города Воронежа от немецких захватчиков. И я вам предлагаю отправиться в путешествие по городу. Но путешествие будет необычное, по местам боевой славы. Но, если мы пойдем пешком, то нам понадобиться очень много времени, поэтому мы поедем… А вот послушайте загадку:

“Что за чудо – это дом

Окна светятся кругом

Носит обувь из резины

И питается бензином”. (автобус),

Физкультминутка (имитируем движения)

“Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше нам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за место перед вами?

Отвечайте быстро сами”.  

Слайд 9 –  Ребята, куда мы приехали? Как называется этот памятник?

                  Ответы детей и беседа

памятник Славы мемориальный комплекс на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в боях за Воронеж во время Великой Отечественной

войны в 1942—1943 годах.

Воспитатель: А сейчас мы пройдем немножко назад (двигаемся по залу) и подошли к (слайд 10), кто мне скажет, что это за сооружение?  

                 Ответы детей и беседа 

    В 2009 году на северной и южной гранях пирамиды объёмными буквами было размещено предложение «Воронеж — город воинской славы», а в верхней части — изображение ордена Отечественной войны I степени.

Воспитатель:  Продолжаем наше путешествие по городу (слайд 11) (имитируем движения)

“Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал.

Стоп! Машинам красный свет. Дальше нам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки,  И подумайте немножко:

Что за место перед вами?  Отвечайте быстро сами”.  

Воспитатель:   Кто может сказать, куда мы приехали? (слайд 12)  на «Чижовский плацдарм». Мы видим памятник «Три солдата дают залп из оружия».

В 1943году в этих местах при освобождении Воронежа от немецко-фашистских захватчиков шли очень тяжелые бои. И не смотря на то, что погибло очень много наших солдат, Чижовский плацдарм был освобожден.

                    Ответы детей и беседа

Воспитатель:  Продолжаем наше путешествие по городу (слайд 13) (имитируем движения)

“Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал.

Стоп! Машинам красный свет. Дальше нам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки,  И подумайте немножко:

Что за место перед вами?  Отвечайте быстро сами”.  

Воспитатель:  И вот мы с Вами приехали  на площадь Победы. (слайд14.)

– Он изображает двенадцать фигур, представляющих солдат всех родов войск Советской Армии, народных ополченцев и партизан (офицер, девушка-санинструктор, автоматчик, летчик, морской пехотинец, танкист.) и тех на чьи плечи легли все тяготы войны в тылу: женщина с младенцем, рабочий со знаменем, рабочая, колхозница, девушка-комсомолка. Перед памятником горит Вечный огонь.

На южном конце площади установлена стела высотой в 40 метров, на вершине которой находится орден Отечественной войны I степени. Этим орденом был награжден Воронеж за героизм его защитников.

Ныне площадь Победы — достопримечательность Воронежа, куда на 9 Мая собираются ветераны Великой Отечественной войны.

Воспитатель:  Продолжаем наше путешествие по городу (слайд 15) (имитируем движения)

“Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал.

Стоп! Машинам красный свет. Дальше нам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки,  И подумайте немножко:

Что за место перед вами?  Отвечайте быстро сами”.  

Воспитатель:   (слайд 16)  памятник Героям Великой Отечественной Войны, в честь которых названы улицы  нашего города  – генерал Александр Лизюков, Николай Ватутин, Алексей Геращенко, Лидия Рябцева.  Этот памятник находится рядом с нашим детским садом, куда перед 9 мая воспитанники нашего сада приходят, и чтят наших земляков и всех воинов, кто сражался за наше счастливое детство.

                              Ответы детей и беседа

Молодцы! Конечно же, мы не успели побывать во всех красивых и памятных местах города Воронежа. Но у нас еще много времени и мы ни раз будем совершать прогулки по нашему любимому городу. Вот и подошла к концу наша экскурсия, ребята.  Нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель:  Пока мы шли в детский сад,  я  придумала стихотворение, только некоторые рифмы мне не даются, вся надежда на вас.

Дети дополняют строчки недостающими рифмами:

На крутом берегу реки Дон

Я построю себе крепкий …

Буду жить в моем доме я

И со мною большая  …

Пригласим в новый дом всех друзей

Очень любим встречать мы …

Мы для них большой торт испечем

И, конечно же, чаю …

 И конечно обсудим потом,

Так куда же течет река …

Воспитатель: Ребята, вы даже превзошли мои ожидания. Вы много рассказали о родном городе, даже помогли стихотворение сочинить. У меня для вас ещё один сюрприз.

Дети делятся на три команды, воспитатель каждой команде дает задание: сложить слово по определенному алгоритму.  

Воронеж: в порядке цветов радуги.

Родина: начиная с самой большой буквы и заканчивая самой маленькой.

Любовь: начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.

Когда дети справились, то каждая команда читает свое слово.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. И в конце нашего увлекательного путешествия мы посмотрим фильм о Воронеже, ещё раз вспомним, где мы сегодня побывали, и, конечно же, послушаем замечательную песню «Гимн Воронежа».

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/03/puteshestvie-po-lyubimomu-gorodu-voronezhu

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Наш любимый Воронеж» воспитатель Мануковская Г.И

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» НОВОУСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

К КОНКУРСУ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ»

НОМИНАЦИЯ:

непосредственно образовательная деятельность

ТЕМА: «Наш любимый город Воронеж»

(для детей старшей группы)

Составила:

воспитатель Мануковская Г.И.

с. Александровка, 2016

Цель: формировать представление о культурном наследии города Воронежа

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес дошкольников
  • Продолжать прививать бережное отношение к животным
  • Познакомить детей с достопримечательностями родного города
  • Развивать мышление, внимание, наблюдательность
  • Прививать любовь к своему родному краю

Предварительная работа: просмотр фильма Г.Н.Троепольского «Белый Бим – чёрное ухо»,  разучивание с ребятами стихов о Воронеже, беседы о достопримечательностях Воронежа.

Материалы и оборудование: портреты Г. Н. Троепольского, Н.Гаврилова, В. Гордеичева, фотографии памятников (Пётру I, Биму, котёнку с улицы Лизюкова), разрезные картинки кораблей, презентация «Наш  Воронеж» (показ проходит по ходу занятия)

Предварительная работа: разучивание стихов о Воронеже, просмотр фильма «Белый Бим – чёрное ухо», беседа по содержанию мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова», игры с разрезными картинками, рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города Воронежа.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются с гостями, занимают свои места на стульчиках.

Кирилл и Валя рассказывают стихотворение «Родина моя» (СЛАЙД 1)

1.Наша Родина – Воронеж

Город древний и родной.

Многое сейчас мы вспомним

Из истории его.

Столетий проплыло.

Над землёю наших предков,

Всё, что было – уж прошло.

Воспитатель: — Ребята, сегодня я буду вашим экскурсоводом по городу Воронежу. В первую очередь мы отправимся в Петровский сквер, который получил свое название в честь царя Петра 1, который начал строить в нашем городе первые военные корабли. (СЛАЙД 2)

Кто из вас там бывал? Кто видел памятник Петру 1?  Что такое памятник? (ответы детей) Скульптор Н. Гаврилов (показ фото) изобразил его в мундире Преображенского полка. Одной рукой царь опирается на морской якорь, а другую простирает вперед. На царе одет красивый камзол, красивые ботфорты, на поясе прикреплена сабля.

Царь стоит лицом к зданию Управления Юго – Восточной железной дороги, сзади стоит построенный Петровский пассаж, который носит имя Петра Великого. Царь Петр I часто бывал в Воронеже. Он сделал этот город крупным промышленным центром, строил здесь заводы и фабрики для строительства первых российских военных кораблей. Поэт В.

Гордеичев (показ фото) посвятил ему стихотворение. И нам его расскажет Ангелина Ефремова.

Читайте также:  Пословицы и поговорки об осени для дошкольников 5-7 лет

Все было: беды и победы,

Но высшей славой знаменит,

Из всех царей забвенью не дан,

Один в Воронеже стоит…

Ему за труд его пристало

Ожить и в нашем далеке,

Смотреть на город с пьедестала

С тяжелым якорем в руке.

Местом строительства флотилии Воронеж стал не случайно. Вековые леса – дубовые, сосновые и липовые, близко была липецкая железная руда для литья пушек и ядер. Под руководством Петра 1 были построены первые суда: «Апостол Петр», «Святой  Павел». Далее дети собирают корабли из разрезных картинок.

Воспитатель: — А если чуть пройти по проспекту Революции, то мы свами попадем к Кукольному театру (СЛАЙД 3)  Ребята, а кому поставлен памятник перед театром? (ответы детей)  Да, это скульптура собаки – памятник Биму, литературному герою книги «Белый Бим, Черное ухо», написанной воронежским писателем Г.Троепольским (показ фото).  Памятник стоит прямо на мостовой. Для того чтобы и дети, и взрослые могли подойти к Биму обнять его, погладить по голове и сфотографироваться. Расскажите, ребята, что же случилось с Бимом?

Кто помогал Биму? (соседи, мальчики)

Чем закончилась история? (Бим умер)

Почему? (он умер от тоски, потому что очень – очень скучал по хозяину)

Какой был Бим? (добрый, хороший, верный, дружелюбный, любящий хозяина и всех хороших людей)

Воспитатель: -Итак, наша экскурсия продолжается. И мы уезжаем с проспекта Революции на другую улицу, на улицу Лизюкова. (Слайд 4) На этой улице находится памятник «Котёнку с улицы Лизюкова», герою известного мультфильма. Открытие этого памятника состоялось 5 декабря 2003 года. А теперь Маша Меркулова расскажет нам о памятнике.

Маша: — Монумент представляет собой небольшое бронзовое дерево, на ветвях которого сидят котёнок и ворона.

Главный герой мультфильма котёнок по имени Василий добродушно улыбается всем зрителям, он отставил в сторону левую лапку, как бы приглашая подойти поближе и сфотографироваться с ним.

Ворона мудрым взглядом смотрит на Василия, как будто собирается ещё раз сказать своё «карр» и превратить его в диковинное животное. Усы котёнка выполнены из проволоки. Стоит памятник на улице Лизюкова, напротив кинотеатра «Мир».

     Воспитатель: — Время неумолимо идёт вперёд. Наша экскурсия подходит к          концу. Во время экскурсии вы узнали много интересного, поделились своими знаниями и впечатлениями.

А теперь я вас приглашаю в художественную мастерскую, где мы с вами будем лепить (по выбору) полюбившихся вам героев (Бима и котёнка Василия с улицы Лизюкова). Слайд 5. Но, прежде чем мы начнём лепить нам нужно подготовить наши пальчики к работе.

Давайте поиграем в пальчиковую игру «Мой город».

   Это улица моя,                              (Левая рука перед грудью, ладонью вверх.

Указательным и средним пальцами правой

руки «бежать» по раскрытой ладони)

Здесь высокие дома.                      (Ладони параллельно друг другу,

пальцы подняты вверх.)

Детский садик мой и школа —        (Изобразить пальцами «домик»; затем

ладони опустить параллельно на уровень

груди, локти развести в стороны, соединить

руки, соприкасаясь средними пальцами.)

Там учиться буду я.                        (Согнув локоть, поднять правую руку вверх.

Левую руку согнуть и приложить ладонью

вниз к правому локтю.)

Далее ребята лепят, закончив работу показывают свои работы .

Воспитатель: — Молодцы! Конечно же мы не успели побывать во всех красивых и памятных места города  Воронежа. Но у нас ещё много времени и мы ни раз будем совершать прогулки по нашему любимому городу. А эти календари с видами города Воронежа я дарю вам на память о нашей экскурсии.

Источник: http://doo-raduga.ru/neposredstvenno-obrazovatelnaya-deyatelnost-v-starshey-gruppe-nash-lyubimyiy-voronezh-vospitatel-manukovskaya-g-i/

Краеведение в старшей группе детского сада

Тема: Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае.

Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем, мы поставили следующие задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;

  2. Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах, местных промыслах. Вызвать интерес к жизни родного края;

  3. Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

  4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В группе оформлен центр патриотического воспитания с российской символикой.

Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет

№п/п Время проведения Тема Форма проведения
1. Сентябрь Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города. Образовательная деятельность
2. Сентябрь Улицы родного города. Беседа, экскурсия по микрорайону
3. Октябрь «День народного единства»Тематические мероприятия Образовательная деятельность Праздник День народного единства. Выставка детского творчества.
4. Ноябрь(1-2) неделя. «Основы безопасности и жизнедеятельности»Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города). БеседаОформление выставки в центрах по теме
5. Ноябрь(3-4) неделя «Мой город, моя страна, моя планета»Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями. Рассказ детей о доме и улице, на какой они живут. Создание альбома «Безопасный маршрут из дома в сад». Образовательная деятельность Создание альбома. .Праздник по правилам дорожного движения.
6. Декабрь Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена). беседа, ширма- раскладушка Пословицы и поговорки о Родине и родном крае.
7. Январь Памятники родного города. Образовательная деятельностьВыпуск газеты
8. Февраль «День защитника Отечества» Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край. Образовательная деятельностьПрезентация по теме: Они защищали Родину
9. Март Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы). Беседа Конкурс портфолио детей с «Генеалогическим древом» и семейными традициямиВыпуск газеты
10. Март Дом, в котором я живу. рисунок
11. Март (3-4) неделя «Народная культура и традиции» Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.
12. Апрель «Знакомство с детской литературой» Образовательная деятельностьОформление выставки книг о родном крае
13. Апрель Природа родного края. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города. НаблюдениеСоздание альбома «Моя малая Родина»
14. Май(1-2) неделя «День Победы»Закрепить навыки поведения на улицах города. Образовательная деятельность
15. Май Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых. беседа, рисунок День защиты окружающей среды. Выставка детского творчества. Выпуск газеты

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно — исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.

Не получили ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Иногда можно наблюдать равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Краеведение –это неотъемлемая часть воспитательной работы.

Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, и охватывать разные направления: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, нашему краю, к своей стране.

Мы собираем краеведческий материал по истории Белгорода и области, о народных промыслах, рассказы о знаменитых россиянах, истории и достопримечательностях Москвы, России. Далее собранный материал оформляется в тематические экскурсии, экспозиции и презентации.

 Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к образовательной деятельности можно назвать мультимедийные презентации.

Использование презентаций позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала

Краеведческая работа направлена на то, чтобы показать корни нашей национальной культуры, все это подводит ребенка к истокам русского народа, развивает гордость за страну, в которой он живет, побуждает его к изучению истории родного края. Эту работу мы проводим во всех видах деятельности.

Чтобы дети были активными, эмоциональными участниками происходящего необходимы практические действия с предметами. Поэтому все материалы и экспонаты музея и центров доступны детям, а для создания макетов и выставочных работ взрослые привлекают детей.

Дети, принявшие активное участие в создании работ гордятся и бережно относятся ко всему собранному материалу.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Патриотические чувства детей могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, бережное отношение к природе родного края, любовь к родителям, своему городу и детскому саду.

Для работы по краеведению подобрана художественная литература, иллюстрации, репродукции, дидактические игры. Создаётся альбом со стихотворениями о родном крае, пословицами о Родине, дружбе. В работе используется аудиоаппаратура для слушания музыкальных произведений о Родной земле, просмотра мультимедийных презентаций.

Ко Дню Победы открывает свою работу выставка – экспозиция «День Победы». Проводятся целевые экскурсии по городу и возложение цветов к памятнику героям, погибшим в годы войны, посещение музея диорамы «Огненная дуга».

Все это воздействует не только на сознание детей, но прежде всего на их чувства, воображение.

Сформирована система работы с родителями по краеведению и проблемам гражданско-патриотического воспитания. Со стороны родителей мы получаем помощь, поддержку, встречаем искреннее понимание и одобрение.

Читайте также:  Игры для детей зимой

Родители помогают организовывать и проводить походы в природу, экскурсии по красивым местам нашего города, посещение музеев, выставок, экскурсий к памятным местам, достопримечательностям Белгорода. Мы даём родителям рекомендации по доступному ознакомлению детей с памятниками и достопримечательностями города.

На групповых родительских собраниях мы рассказываем, что нового узнают дети в детском саду, советуем какие книжки прочитать с детьми.

В группе оформлен центр патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране.

Имеется широкий спектр фотографий с видами родного города, страны, климатических зон России, настольно – печатные игры, образцы Российского герба, флага, герба и флага г. Белгорода, Белгородской области.

В центре художественного творчества подобраны картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, изделия народных промыслов, В совместной деятельности я широко использую дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые размещены в центрах по познавательному развитию, театральном и игровой деятельности. Они помогают формировать у детей соответствующие ФГОС ДО знания и навыки. В повседневную образовательную деятельность включаем беседы о родном городе, городах России, о животных родного края, предметах быта и истории возникновения ремёсел нашего края.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях, прославивших нашу Россию. Поэтому у нас подобраны портреты знаменитых людей.

Таким образом, в группе созданы благоприятные условия для работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28 ГОРОДА БЕЛГОРОДА

308023, г.Белгород, ул. Некрасова, 22, тел. 34-13-35, факс 34-13-35

Е-mail: mdou_ds_28 @ mail. ru

Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Подготовила: воспитатель

МБДОУ д/сад №28 

1 квалификационной категории

Серикова Ольга Алексеевна

воспитатель

Кузубова Мария Дмитриевна

Белгород 2015г

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kraieviedieniievstarshieighruppiedietskoghosada1

Конспект занятия по краеведению в средней группе «Как жили люди на Руси»

Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные особенности деревенской посуды; активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены, а так же учить образовывать прилагательные от существительного. Продолжать формировать умение аккуратно наносить изображение тампонами и штампиками. Воспитывать интерес к быту русского народа, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной игры.

Предварительная работа: беседа с детьми о быте крестьян, предметах домашней утвари, о значении печки в русской избе, о городецкой росписи. Посещение краеведческого музея. Рисование и лепка предметов домашней утвари. Чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. Л.Н.Толстого, «Лиса лапотница» обр. В.

Даля, чтение потешек «Кот на печку пошел…», «Сегодня целый день…», чтение русских народных пословиц «хлеба ни куска – стол доска», «хороша каша, да мала чаша», «если щи хороши, другой пищи не ищи». Слушание русских народных песен «Ах, ты береза», «Жили у бабуси», русские народные игры «Узелок», «Ленок», «Тень-тень-потетень».

Оборудование: современная кукольная посуда: чайник, микроволновая печь, чашки, тарелки, вилки, ложки; пакет с «покупками»: булочки, конфеты, пакеты молока; чугунок, «горница», печь, ухват, кочерга, самовар, крынка, горшок, ложка деревянная, картина «Ужин крестьян», заготовки деревянных ложек, тычки, штампы в форме листа, гуашь красного и зеленого цвета, подложки, салфетки, набор картинок к д/и «Четвертый лишний», магнитофонная запись к игре «Тень-тень-потетень».

Ход занятия.

«Дочь» распаковывает сумки и находит чугунок.

Воспитатель:

— Какая необычная посуда! Кто знает как она называется, может быть, кастрюля? (чугунок)

— Верно, чугунок, попробуйте подержите, какой он? (тяжелый, черный)

— А может кто-нибудь знает почему его называют чугунок?

-Потому что он сделан из чугуна.

-А что такое чугун? (такое железо)

-Чугунок сделан из чугуна – значит какой он? (чугунный)

-Правильно. Я думаю, что он оказался здесь неспроста, а для того, чтобы мы немного вспомнили, как жили люди в старину, какой посудой они пользовались.

Достать клубок.

-А поможет нам этот клубок. (прокатить клубок в «горницу»).

-Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного и про первый инструмент я загадаю вам загадку. Рогат, да не бык; хватает, да не сыт, людям воду дает, а сам в угол идет. (ухват)

-Правильно, а для чего он нужен был в доме?

-Для того, чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься.

-Молодцы, а ставили его в угол, чтобы он всегда под рукой был.

-А вот скажите мне как называется самый пузатый, блестящий, необычный предмет? (самовар)

-Какое интересное название, самовар – значит сам варю. А что же он варит? (чай)

-Посмотрите, вот место для щепок, а здесь – для воды. Я – самовар, птица жар! Кран открывается, чай наливается.

-Вот так в старину было принято собираться всей семьей за чайком с баранками да сахарком, долго-долго чаевничать, беседовать.

-А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?

-Сейчас и самовары стали делать электрическими, чтобы и в квартире можно было попить чай.

-В давние времена не было так же и холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? (в крынке)

-А что такое крынка? (это посуда)

-А из чего она сделана? (из глины)

-Значит она какая? (глиняная)

-Правильно, так как крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось. А еще в таких крынках хранили русский народный напиток – квас, которым я вас сейчас угощу.

-Вкусно? Очень вкусный напиток.

-А вот и крынки родной братишка, может быть, кто-нибудь знает, как его называют? (горшок) Раз он родной братишка, из чего же он сделан? (из глины) Значит он какой? (глиняный).

-А чем он отличается от крынки? (горлышко широкое, шейки, как у крынки нет, сам ниже, шире)

-Молодцы, а хранили в нем сметану, масло и оно так же долго не портилось.

-А мы сейчас с вами отдохнем да про киселек расскажем.

Бабушка кисель варила

На горушечке, в черепушке

Для Андрюшечки.

Летел, летел соколок,

Через бабушкин порог,

Крыльями забил,

Киселек громил,

Вот и нету киселька,

Бабка плачет! Ай-ай-ай!

Не плачь, бабка, не рыдай,

Чтоб ты стала весела

Мы наварим киселя.

-Отдохнули? Тогда послушайте еще одну загадку.

Маленький черпачок,

Деревянный колпачок,

3 раза в день берется,

Да опять на место кладется. (ложка)

-Верно, вот она, из чего же сделана? (из дерева)

-Значит она какая? (деревянная)

-А у вас дома есть такие ложки?

-Сейчас в наше время редко у кого есть такие ложки, а вот раньше все ложки были деревянными.

(Демонстрация картины) Вся семья собиралась за столом, хозяйка ставила на середину стола миску с щами или кашей, хозяин нарезал всем по куску хлеба, все помолившись принимались за еду, каждый своей ложкой черпал из общей миски, а чтобы ни капли не пролить под ложку подставляли свой кусок хлеба и так до рта. К хлебу и пище относились бережно.

-А чтобы кушать было веселее, ложки раскрашивали да расписывали разными узорами. Посмотрите внимательно, какой узор на этой ложке? Что видите? (ягоды, листочки)

-На прошлом занятии мы с вами начали раскрашивать ложки, а сегодня я предлагаю закончить работу, ягодки будем рисовать тычками, а листочки – штампиками.

В ходе занятия звучит музыка.

-Молодцы, все постарались и поэтому получились такие замечательные ложки. Давайте мы их поставим сушить, а потом мы их разместим в нашей горнице. А сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Тень-тень-потетень».

Делу время, а потехе час.

Д/и «Четвертый лишний»

-Посмотрите внимательно и скажите, какой предмет здесь лишний?

После игры достать клубок и покатить его в игровой уголок для продолжения игры.

Название: Конспект занятия по краеведению в средней группе «Как жили люди на Руси»

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-po-kraevedeniyu-v-srednej-gruppe/

Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению

Губаренко Светлана Александровна

Воспитатель,  МБДОУ (ясли-сад) № 10 “Аленушка”, г. Красноперекопск, Республика Крым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 09.10.2018).

Заказ № 51405

Цель: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова

определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия.

Материал: Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями города Ялты. Презентация по местам Крыма, пазлы крымской карты.

Ход занятия:

В: Ребята, прошу вас пройти в группу.

Собрались все дети в круг!

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся!

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Наши женщины очень любят комплименты!

Давайте подарим им!

(Дети дарят комплименты)

В: Напомните, в какой стране мы живём? (Россия)

-Столица России? (Москва)

-А где живём мы? (в Крыму)

-столица Крыма (Симферополь)

-А в каком городе мы живём? (Красноперекопск)

-А где мы сейчас находимся? (в детском саду «Алёнушка», группа «Звёздочки»)

В нашей группе живут мальчики и девочки одной дружной семьёй!

– Стихотворение о дружбе (читает ребёнок)

Дружит с солнцем ветерок

А роса с травою

Дружит с бабочкой цветок

Дружим мы с тобой

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады

Только ссориться друзьям

Никогда не надо.

Д/ИГРА «Скажи правильно»

В: Если вы согласны, то говорите «да-да-да», если не согласны, то «нет-нет-нет».

Всё поняли? Тогда начинаем.

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Ну, а споры разрешать? (да-да-да)

Чай с друзьям будем пить? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

В: А вы любите путешествовать?

-А, что такое путешествовать? (посещать новые места, узнавать что-то новое)

-Я предлагаю отправиться в путешествие!

-На чём можно отправиться в путешествие? (дети называют)

-Назовите водные виды транспорта (корабль, теплоход, подводная лодка, катер, лодка)

-Назовите воздушные виды транспорта (самолёт, вертолёт, воздушный шар, космический, корабль)

-Назовите наземные виды транспорта (автомобиль, автобус, поезд, велосипед)

-На каком виде транспорта мы можем отправиться в путешествие, что бы увидеть

Читайте также:  Классный час «красный, желтый, зеленый», 1 класс

как выглядит весь наш Крым? (на самолёте)

-Я предлагаю отправиться в путешествие на самолёте, чтобы познакомиться с природными зонами Крымского полуострова.

-Давайте вспомним, кто управляет воздушным судном?

(два пилота, штурман и бортмеханик)

-А кто обслуживает пассажиров? (стюардесса)

-Что нужно взять с собой в дорогу? (хорошее настроение, здоровье, внимательность)

-Давайте построим воздушный корабль!

(Я ПЕРЕОДИВАЮСЬ В СТЮАРДЕССУ)

-Ну, что отправляемся?

-Прошу занять свои места.

-Пристегните ремни, мы начинаем взлёт (звучит звук взлетающего самолёта)

-А пока мы будем лететь, я расскажу легенду о происхождении земли.

Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму (СЛАЙД 1)

-Здесь были горы (СЛАЙД 2)

-реки, водопады, (СЛАЙД 3)

-долины (СЛАЙД 4)

-Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы (СЛАЙД 5)

-Так на планете появился самый красивый уголок земли.

В: Дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым)

-Как называется наш п-ов на котором мы живём? (Крымский п-ов)

-Почему его называют полуостровом? (потому что с трёх сторон омывается морям)

-Какими морями омывается? (Чёрным морем и Азовским морем)

-Чем они отличаются? (Чёрное море глубокое и холодное, а Азовское мелкое и тёплое)

-Наш полуостров сказочно красив!

Крым-это здравница и это чудо-сад

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

 -Пришло время нам приземлиться в г. Ялта, которая находится на Южном

берегу Крымского п-ова. (показать карту на мольберте) (СЛАЙД 6)

-Ребята, кто бывал в Ялте?

-Какие впечатления у вас оставил это город? (ответы детей)

-Там много есть чудесных мест!

-Ласточкино гнездо (СЛАЙД 7)

-Медведь гора или Аю-Даг (есть замечательная легенда про эту гору, но мы её узнаем на следующем занятии) (СЛАЙД 8)

-Не далеко от города есть миниатюра в море «Русалка с младенцем» (СЛАЙД 9)

Есть Никитский ботанический сад (но мы с ним познакомимся когда наступит весна)

-Ребята, этот год в Росси и у нас в Крыму отмечен как год экологии. Нужно приложить много усилий, чтобы сохранить нашу Крымскую природу. Чтобы она процветала. (СЛАЙД 10)

-На побережье Чёрного моря, возле Медведь горы находится детский оздоровительный центр «Артек» (СЛАЙД 11)

-Туда приезжают дети со всех уголков мира.

Они в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. (СЛАЙД 12)

На Юге у Чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, все прочих морей синева

По все городам и столицам, идёт об Артеке молва.

В: Вы знаете, что такое дружба?

-Напомните мне поговорки о дружбе.

-Один за всех и все за одного.

-Нет друга ищи, а нашёл береги.

-Друг познаётся в беде.

-Ребята, давайте выйдем из самолёта и спустимся к морю.

-Почему Крым называют «Жемчужиной»? – самый целебный воздух в мире.

РЕЛАКСАЦИЯ

-Сядьте в позу лотоса – это поза для медитации (СЛАЙД 13)

(спинки ровные, глазки закрыли, дыхание ровное, спокойное, вспомните что-то приятное, можно мамочку свою или как вы отдыхали в Ялте)

-А теперь нам пора отправляться дальше.

-Встаём, напрягите правую руку (левую), правую ногу (левую).

-Восстановим дыхание. Подышим правой ноздрёй это придаст нам силу, бодрость.

Энергия Солнца.

Подышим левой ноздрёй это успокоит, охладит нас. Энергия луны.

-Ребята, что – то случилось с нашей картой? Давайте соберём её и отправимся дальше в путешествие по северному Крыму.

Д/И «Собери пазлы»

-Занимайте свои места.

-Пристегните ремни, мы взлетаем.

-Ребята мы с вами побывали в горной местности, где есть горы и леса.

(СЛАЙД 14)

Сейчас будем пролетать над центральной Крымской равниной, направляясь на Север в наш степной Крым, он занимает большую площадь.

-Там, где мы с вами живём. Степной он называется потому что много полей.

-Может кто-то наблюдал из окошка машины или автобуса такую картину

-Огромные поля с полевыми цветами (СЛАЙД 15)

-Это целый мир где проживают такие животные (СЛАЙД 16)

Крымские растения (СЛАЙД 17)

-Птицы степей Крыма (СЛАЙД 18)

-Сегодня наше путешествие подходит к концу

-Но мы обязательно будем путешествовать ещё по Крыму – нашему удивительному краю.

-Давайте отстегнём ремни и покинем наш самолёт.

-РЕФЛЕКСИЯ

-Где мы побывали?

-Что для вас было особенно интересным, новым?

-Какие трудности вы испытывали?

-О чём бы вы хотели узнать в следующем путешествии?

-Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Мне очень приятно, что вы умете дружить.

Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко.

Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах.

Я знаю, вы иногда ссоритесь, как только мелькнёт в чьих-то глазах злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

На прощание давайте скажем девиз о дружбе: «У нас в группе все друзья. Вместе дружная семья!»

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/791-gubarenko-s.a.-volshebnyi-krym-konspekt-zanyatiya-v-starshei-gruppe-po-kraevedeniyu/

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами краеведения. Тема: «По дорогам войны» (Старшая группа)

Конспект занятия

Познавательного развития

С элементами краеведения

Тема: «По дорогам войны»

(Старшая группа)

Воспитатель :

                                                      Кузнецова Ольга Васильевна

По дорогам войны

Цель: обогащать словарный запас детей, продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города:  познакомить детей с событием Великой Отечественной войны – освобождением Воронежа, дать представление о войне и ее разрушительной силе по иллюстрациям того времени, познакомить с памятниками тем, кто отстоял Воронеж; воспитывать патриотическую   гордость за родной город – город воинской славы- Воронеж.

Материалы и оборудования: иллюстрации Воронежа в годы Великой Отечественной войны, изображения памятниковтем, кто отстоял наш город.

Интеграция: познания, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Ход занятия: (Звучит музыка «Песня о Бухенвальде» : «Люди мира на минуту встаньте…») Сегодня в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу Родину”,-такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года.

Была остановлена мирная жизнь народа. Началась Великая Отечественная ВойнаВойна разрушила судьбы миллионов людей, она и разрушила и наш город. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяжный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб.

Будто на город надвинулась черная туча. Но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу тёмным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками Отечества. Отступая из Воронежа в январе 1943 года, фашисты взорвали все крупные здания,18 тысяч домов, заводы, фабрики, институты, больницы, школы, детские сады.

Давным -давно дымы не застят

Небес,и светел нив разлив,

Где земляки стояли насмерть, собой

Отчизну заслонив.

На рубеже, омытом кровью,

Мы в память тех, кто шел в бои,

С благоговеньем и любовью

Склоняем головы свои.

(Дети склоняют головы.)

-Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества (ответы детей).Да, тех, кто защищал свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, свою страну. Как он о них помнит (Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях.)

Воспитатель предлагает фотографии.

-Вам знаком этот памятник?

-Да,это памятник летчикам второй воздушной армии, сражавшимся за воронежское небо в годы войны. Он находится возле Дворца имени 50-летия Октября. 9 мая, в День Победы, люди ходят к этому памятнику советским летчикам.

Это устремлённый в небо боевой реактивный самолёт. На постаменте надпись:”Лётчикам,отстоявшим воронежское небо в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

“Постамент украшен конструкциями из листового алюминия, изготовленными по проекту Ф. К. Сушкова.

На воронежской земле сформировалась вторая воздушная армия под командованием С. А. Красовского. Лётчики помогали наземным войскам. Бомбардировщики наносили удары по скоплениям танков противника, по железнодорожным станциям. А истребители не давали фашистам господствовать в воздухе.

Несколько лётчиков направили подбитые,но ещё управляемые самолёты на скопления вражеской техники- это Н. С. Фирсов, М. А. Демьянов, В. Н. Колесниченко на горящем истребителе таранил вражеский бомбардировщик. У летчика хватило сил выброситься из самолёта с парашютом, но врачи не спасли его. Слишком сильные ожоги он получил в горящем самолёте. В. Н.

Колесниченко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица нашего города.

-Ребята,посмотрите на этот памятник. Кто-нибудь из вас его видел?(Ответы детей.)

Да правильно. Этот памятник на Чижовском плацдарме. С июля 1942 по январь 1943 года не утихали бои на Чижовке- юго -восточной окраине города. Фашисты хотели сбросить в реку наши войска. Но воронежские войны стояли насмерть. Старший лейтенант Г.

Люлин своим призывом “Вперёд, за Родину!” со знаменем в руках увлёк за собой батальон под пули и осколки. Фашисты были отброшены назад, но Люлин погиб. Именем героя Г. Люлина названа одна из улиц Воронежа. Много бойцов погибло. Пали смертью героя комиссар Д. Куцыгин, разведчик В.

Куколкин, санитарка Аня Скоробогатько. Их именами названы улицы Воронежа.

На братской могиле героям битвы установлены три выполненные из бетона фигуры советских солдат с поднятыми в правых руках автоматами. Ветер развевает плащ-палатки за солдатскими спинами. Справа и слева от постамента -бетонная стена как символ несокрушимости советских воинов. Вечная им память! Вечная им слава!

-Ребята, а этот памятник вы узнали? Он находится в центре города Воронежа.

Мемориальный комплекс на площади Победы символизирует единство фронта и тыла.

В скульптурной группе из металла плечом к плечу стоят рабочий и колхозница, лётчик и танкист, автоматчик и моряк, медсестра, партизан и женщина с ребёнком -символ будущего.

Памятник- монумент в честь разгрома немецко -фашистских войск под Воронежем сооружен по проекту скульптора Ф. Сушкова, конструктора С. Пучкова, архитектора Н. Гуненкова, у подножия памятника горит Вечный огонь.

На Задонском шоссе летом 1942 года стояли насмерть защитники города. Здесь погибли тысячи советских солдат и офицеров. Память об отважных войнах увековечил мемориал: фигура павшего бойца, над которым склонилась женщина с ребёнком. Рядом -чаша с Вечным огнём.

Смерть ради жизни.

Люди! Покуда сердца

Стучатся, -помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста,помните!

-Воронежцы помнят тех, кто погиб. Они приносят к памятникам цветы.

-В Советском районе города есть ещё один памятник. Какой?

Памятник отважным танкистам (архитектор П. Даниленко).На постамент установлен танк. Он как будто устремляется вперёд, навстречу врагу, не боясь никаких преград. Вечная память танкистам!

Они исполнили свой долг солдатский,

Плечом к плечу стояли под огнём,

Теперь они лежат в могилах братских

Плечом к плечу в бессмертии своем.

Помнит Воронеж своих мужественных защитников. А памятники напоминают все новым и новым поколениям воронежцев: ” Вечная слава богатырям земли воронежской!” Так что по праву Воронеж носит высокое звание – город Воинской славы.

Источник: http://detsad-169.ru/pedagogues/kuznecova-ol-ga-vasil-evna/konspekt-zanyatiya-po-poznavatel-nomu-razvitiyu-s-elementami-kraevedeniya-tema—po-dorogam-voyny–starshaya-gruppa

Ссылка на основную публикацию