Конспект урока литературного чтения по фгос, 2 класс. сказка «каша из топора»

Конспект-урока по чтению во 2 классе на тему:”«Каша из топора» (русская народная сказка)”

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Каша из топора»

Урок литературного чтения во 2 «Б» классе.

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Предметные цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;

  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;

  3. Развивать мышление, внимание, память.

  4. Метапредметные результаты:

  • Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности
  • Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной компетентности.
  • Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

Тип урока: ОНЗ

Технология: Личностно – ориентированного обучения, направленного на культурологический подход

Методы и приемы: Проблемный, диалоговый , игровой , опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.

Оборудование: проектор, экран, учебник .

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Речевая разминка

– На уроке литературного чтения мы много читаем. Чтобы подготовить наши язычки, проведём речевую разминку.

  • медленно, постепенно убыстряя темп
  • Начинаем читать с шёпота, переходя к громкому чтению
  • Читаем громко, переходя к шёпоту
  • Начинаем читать быстро, постепенно переходим к медленному чтению

– Наши язычки готовы к уроку чтения? (Да, готовы)

«Про кашку»

Кашка-малашка

(Левая ладонь изображает миску)

Ты так хороша

(указательным пальцем правой руки мешаем «кашку»

Если добавить стакан молока

(Пальцами правой руки «держим стакан»

Сахар и соль понемножку клади

(пальцы правой «солят» кашку

Кашку-малашку мы детям дадим

(изображаем кормление)

– Вы знаете, из какой крупы варят каши?

Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена…)

1. Загадки.

До обеда сгоряча

поработает с плеча

и в итоге будь здоров,

наломает столько дров (топор)

Это топор.

Для чего нужен топор? (дрова рубить)

Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке?

– Про топор, про кашу.

1). Приём антиципации.

Да, сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. Хотите о нём узнать? Говорят, славная каша получилась! (Да, хотим.)

– А так бывает, чтобы кашу из топора варили? ( Нет, топор не варят.)

– Посмотрите на следующий слайд и скажите,

какие виды сказок мы знаем? Например чудеса происходят? (Волшебные)

– о животных

Учитель: (бытовые сказки – говорится о жизни простых людей)

– Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

2. Словарная разминка.

Деревня – бичии суур

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Горшок – посуда для варки еды,каши

Посмеивается – каттырып каап орган

Лень –чалгаа чорук

Смекалка-тывынгыр чорук

Находчивость – сагынгыр чорук

Удача – чогунгур чорук

Шёл, солдат, деревня, хозяюшка, топор, положить, попробовал, ест да посмеивается

  1. Музыкальная физминутка (танцы) или физминутка про оловянного солдатика

«Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

6). Чтение сказки «Каша из топора» учителем.

7). Чтение сказки учащимися: жужжащее чтение; выборочное чтение;

8). Первичная проверка понимания:

– Понравилась сказка? Чем понравилась?

– Зачем солдат постучал в избу?

– Кто там жил?

– Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)

– Как старуха ответила? (Прочтите)

– Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (топор)

– А потом? (крупы, масла, соли)

– Что получилось у солдата сварить из топора? (каша)

Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, что у неё ничего нет? Каким – солдат?

– Почему он так поступил?(Знал, что у хозяйки есть еда.)

– Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Смекалка, находчивость)

9). Приём «Голова-хвосты» (3 предложения)

VI. Закрепление знаний.

Слайды № 14.15,16,17.

– Чему учит нас эта сказка?

– Каким надо быть, каким нельзя быть???

– С какой сказкой познакомились на уроке? (с русской народной сказкой)

-Какой тебе показалась эта сказка?

– Прав ли солдат?

– Как вы думаете, на чьей стороне сказитель?

– Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается?

– К какому виду сказки относится эта сказка? (бытовая)

– В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

VIII. Домашнее задание.

IX. А сейчас мы с вами соберем ожерелье настроения.

– У вас на столе лежат полоски: желтая, зеленая, красная

Другой вариант рефлексии:

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt_uroka_po_chtieniiu_vo_2_klassie_na_tiemu_kasha_iz_topora_russkaia_naro

Материалы для урока литературного чтения во 2 классе “Каша из топора”

Тема: Русская народная сказка “Каша из топора”

Цель:

Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование: : аудиозапись сказки;

выставка книг с русскими народными сказками;

рисунки и поделки на тему сказок;

учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.

– А как люди знакомятся?

А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.

2. Сообщение темы.

А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем, куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказки гуляют по свету”)

Итак, мы отправляемся в сказку.

Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем, какая строчка в нем самая важная.

Читает ученик:

Если очень захотеть

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться!

Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда!

-Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!

3. Проверка домашнего задания.

– Вы любите сказки?

-А что такое сказка?

-Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

– О чём рассказывают бытовые сказки? (в бытовых сказках говорится о бедных или богатых людях)

– В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

-Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают? ( Сказки интересные, они увлекают нас в волшебный мир)

“Сказка – ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!”

– Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

– Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

4. Сегодня мы познакомимся со сказкой “Каша из топора”.

-Посмотрите на выставку книг. В разные годы издавалась эта книга для детей, разные художники иллюстрировали её. Эти книги читали ваши родители и даже бабушки и дедушки.

Слушание записи сказки

– Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

– Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?

– А кто автор этой сказки? (народ)

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

– Назовите героев сказки. (Солдат, старуха)

– Как солдат обратился к хозяйке? Каким голосом нужно читать эти слова?

– А дальше в сказке как называют старуху? Почему?

– Как же автор относится к старухе? За что он ее осуждает?

– Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?

Обратили ли вы внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат

и как лицемерно отвечает ему старуха?

5. Чтение по цепочке, по ходу чтения словарная работа

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

ДИВИТСЯ – удивляется

– Почему в сказке так много устаревших слов? ( Сказка живёт в народе много десятилетий)

– Давайте подберём слова, которые характеризуют героев. (На доске прикреплены слова, их надо сгруппировать) Солдат, старуха, умный, хитрая, находчивый, жадная, скупая, сообразительный, жизнерадостный, глупая, неунывающий)

6. Работа у доски:

СОЛДАТ БАБА

находчивый хитрая

умный жадная

сообразительный скупая

жизнерадостный глупая

неунывающий

– Кто вам больше понравился? Почему?

– Какая это сказка? (Бытовая)

– Что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.)

– Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

7. Работа в группах.

Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)

Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

Доброе дело без награды не останется.

Проверка

– По адресу ли приехали пословицы?

8. Итог урока.

-Что в сказке фантастического, а что действительно могло случиться?

-Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

-Прав ли солдат?

– Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

-Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается»

-Победило ли добро?

Домашнее чтение: проинсценировать сказку.

Каша из топора.

За столом сидят Старик, Старуха и Внучка. Они ужинают.

Старуха.

Ешьте, ешьте пироги,

Пироги из кураги,

Пейте молоко и чай…

Внучка. Мне конфетку к чаю дай!

Старуха.

Тише, Маша, не кричи,

Ешь-ка лучше калачи Звучит песня , поёт солдат

Раздаётся стук в дверь

Старик. Кто же к нам пришёл?

Старуха.

А у нас тут полный стол…

Этот поздний гость не зван,

Отнесу еду в чулан.

Старуха убирает еду со стола. Старик отворяет дверь. Входит Солдат.

Солдат. Вечер добрый добрым людям!

Старик. Проходи, вечерять будем.

Старуха. Вот, солдат, чайку попей…

Солдат.

Мне б сейчас горячих щей!

И краюшку хлеба с салом

Тоже бы не помешала.

Старуха.

И, служивый, где там сала,

Хлеба нынче не видала.

Старик. Бабка, ну а калачи?

Старуха. Что ты, старый? Уж молчи…

Внучка. Ну а может, пироги?

Старуха.

Шутишь, Машенька? Беги,

Принеси лучше водицы,

Чтоб служивому умыться.

Солдат.

Не печалься, я сейчас

Кашу наварю для вас.

Где тут мой стоит мешок?

Старуха. Что в мешке-то?

Солдат.

Котелок.

Печку, бабка, разжигай

Да чуток водицы дай.

Кашу сварим на ура!

Старуха. Из чего?

Солдат (посмеивается)

Из топора…

Уж топор-то есть у вас?

Старуха. Принесу его сейчас….

Приносит топор. Солдат кладёт топор в котелок.

Солдат (помешивает в котелке).

Пусть поварится немножко,

Я пока взгляну в окошко…

Ветер за окном шумит…

Бабка, каша уж кипит!

Ишь ты, как она бурлит,

Читайте также:  Сценарий фольклорного развлечения для детей группы раннего возраста в детском саду

Её б малость подсолить.

Старуха. На, служивый ложку соли.

Внучка. Доварили кашу, что ли?

Солдат.

Всё, уже почти готова…

Маслица б сюда какого.

Каша вышла бы на славу!

Старуха.

Ну, не знаю даже, право,

Сальца там кусочек был…

Солдат (помешивает в котелке).

Ах ты, чуть не позабыл!

Прихвати чуток пшена!

Ай да каша, ай чудна!

А теперь прошу всех сесть,

Сейчас будем кашу есть!

Старик (смеясь)

Ох, служивый и хитрец

Бабку обобрал вконец:

И крупу, и соль, и сало

Из чулана всё достала!

Внучка.

Ты, бабуля, не ворчи:

Всё, что есть на стол мечи:

Щи, сметану, хлеб и сало

Пироги и калачи…

Старуха.

Ну, служивый, ты и плут!

Так старушку обмануть!

Старик. Видно вышел тут прокол.

Старуха.

Что ж, солдат, садись за стол,

Угощайся, чем богаты,

Мы такому гостю рады!

Литература:

1.Учебник Родная речь 2 класс Москва «Просвещение» 2009 год

С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»

к учебнику Л.Ф.Климановой Москва «Вако» 2009 год

2.Материал инсценировки взят из журнала «Начальная школа» (дата выпуска и номер журнала не установлены)

Источник: https://multiurok.ru/files/matierialy-dlia-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-kasha-iz-topora.html

Интерактивные методы обучения. Русская народная сказка “Каша из топора”

Katerina

Ольга Викторовна, благодарю за очередную качественную работу!Надеюсь увидеть продолжение серии работ для второклассников! Удачи в творчестве!

ovk30

Екатерина Петровна, спасибо за поддержку. Мне очень хочется продолжать трудиться в этом направлении.

ovk30

Спасибо за поддержку, Екатерина Петровна.

larisadolgob

Ольга Викторовна, благодарю Вас за полезную презентацию по сказке, за представленные интерактивные методы обучения.

ovk30

Лариса Анатольевна, спасибо Вам за проявленный интерес к моей работе.

ovk30

Лариса Анатольевна, большое спасибо за положительный отзыв.

DAN64

Ольга Викторовна, благодарю Вас за серию интерактивных работ по литературному чтению. Спасибо за труд и творчество, желание делиться с коллегами, всего Вам доброго!

ovk30

Спасибо Вам, Надежда Георгиевна, за внимание и поддержку.

kjdt19091985

Спасибо за интереснейшие работы, пригодятся на уроках чтения!

ovk30

Благодарю Вас. Любовь Андреевна, за проявленный интерес к моим работам.

Linda

Ольга Викторовна! Большое спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваш ресурс окажет большую помощь коллегам при подготовке к уроку. Творческих Вам идей.

ovk30

Спасибо, Лидия Петровна, за положительный отзыв о моей работе.

arnika

Ольга Викторовна, спасибо Вам за чудесную презентацию. Большая помощь в подготовке к уроку.

Источник: https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/interaktivnye_metody_obuchenija_russkaja_narodnaja_skazka_kasha_iz_topora/389-1-0-56445

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Знакомство с бытовой сказкой. Русская народная сказка “Каша из топора» – VEKOR.RU – Образование для школьников и студентов

Образовательные:

— познакомить детей с новым видом сказок — бытовой сказкой — на примере сказки «Каша из топора»;

— совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;

— закреплять умение самостоятельно работать с текстом.

Развивающие:

— развивать антиципацию;

— создать условия для формирования выразительного чтения;

— развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;

— расширять и обогащать словарный запас;

— развивать творческие способности и воображение обучающихся;

— способствовать развитию мыслительных процессов.

Воспитывающие:

— воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа;

— формировать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре.

— Здр. ребята! Я рада, что пришла к вам в гости. Зовут меня Оксана Асефовна. Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие.

— Итак, уважаемые путешественники, сели поудобнее. Наш ковёр-самолёт поднимает нас в облака (мультик, как ковёр поднимается), проигрыш мелодии.

-Полет проходит ни высоко, ни низко. Дальность полета ни далеко, ни близко.

– Ребята, а кто из вас догадался куда мы сегодня будем путешествовать? (К сказкам.)

— Верно, мы побываем в гостях у сказки. (слайд- развёрнутая изба)

-Внимание! Закрыли глазки. Приготовились к снижению.

— Итак, открываем глазки.

— Где мы с вами очутились? (в избе)

— Верно, мы очутились в деревне, в русской избе.

-Что вы видите в этой избе, (есть печка, лапти, ковшик, ухват- предмет, с помощью которого ставят в печь и достают горшочки, метла, стены бревенчатые, самовар).

Дети перечисляют предметы, а я спрашиваю для чего они предназначены.

— Предположите, чем могут заниматься хозяева этого дома? (готовить, стирать, убирать..) А вне дома? (ухаживать за огородом, охота, рыболовство..). Всё это жизнь деревенских жителей. Их уклад и быт.

— Как вы думаете, кто живёт в этой избе? (старик, старуха, крестьяне, бедные люди, так как богатые жили в теремах,во дворцах).

— Героиня нашей сказки старуха. (поместить на слайд старуху).

— Чтобы узнать второго героя нужно расшифровать слово, для этого расположите буквы по их высоте ()- солдат

— Кто второй герой этой сказки? ( солдат)

— Сегодня мы с вами познакомимся с одной их таких сказок.

— Поставьте перед собой учебные задачи, используя опорные слова (познакомиться, учиться)

Подготовка к изучению нового материала

— Сядьте поудобнее, послушаем историю, которая могла произойти с этими героями. (аудиозапись)

— Как называется сказка, которую вы услышали? («Каша из топора»)

— Обратите внимание на слово топор. Это слово, в котором безударную гласную о проверить невозможно, её необходимо запомнить.

— Название сказки пишется с большой буквы.

— Запишите название сказки на листочке.

-Поднимите руку, кому из вас она понравилась? Чем понравилась?

Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными.

1. Словарная работа

1) Объяснение учителем

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

— Сейчас продолжите работу самостоятельно. Найдите задание под цифрой 1.

2) Синонимический ряд

ПОСКУПИЛАСЬ заметил<\p>

ПРИМЕТИЛ пожадничал

ПРИТОМИЛСЯ устал

— Есть ещё одно очень интересное слово «варево», которое тоже сейчас не употребляется в речи. Объясните его значение.

— Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.

3) Работа со словарём

ВАРЕВО — вареное жидкое кушанье

Физмин.

Жила на свете девочка,

Кашицы любила.

Насыпав горсть овсянки

Кашицу варилу.

Пришёл к ней раз служивый,

Всплеснул руками, дивится:

— «Какое объедение!

Кашица сварилася!»

Позавтракал тут вдоволь он

И распростившись с ней,

Тотчас же отправился

На службу поскорей.

2. Трудные слова

Прежде чем читать сказку, подготовимся к чтению трудных слов. Читаем по цепочке по одной строчке

всплес-ну-ла всплеснула

горс-точ-ку горсточку по 1 экз на парту

объ-е-день-е объеденье

за-су-е-ти-лась засуетилась

нечего ничего

3. Чтение сказки (начинает учитель, продолжают хорошо читающие ученики)

— Переходим к чтению сказки. (учитель читает первое предложение и объясняет значение слова старый солдат- раньше в русской армии служили долго, 25 лет. Солдат уходил молодым, а возвращался когда был стариком)

4. Работа по сказке

— Кто из героев сказки вам больше понравился и почему?

— Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как солдат оказался в избе у старухи? Ответьте словами текста.

— Как встретила старуха служивого? (неприветливо, прикинулась сиротой)

— Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)

— Найдите предложение со звёздочкой и подчеркните слова, которые показывают его действия. (приметил, опустил, налил, поставил).

Предлагаю вам поиграть. Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)

— Чему удивилась старуха? Докажите словами текста ( Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую — это значит вкусную.

— Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша?

Работа по характеристике героя

— Какие черты характера проявил солдат в этой ситуации? — Возьмите цветной листочек, выберите те слова, которые характеризуют нашего героя.

— В чём проявилась его находчивость? (увидел топор и сообразил, как можно сварить кашу)

— Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?

— В чём проявилась неприветливость? (плохо встретила солдата)

(одна пара работает у доски)

— Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите. (сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)

— Как вы считаете, какова главная мысль сказки? (скупость, жадность, решил проучить. Вот так солдат и каши поел и топор унёс.)

— Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)

Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы. Обсудите их в парах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему?

Физминутка для глаз

Выразительное чтение

— Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.

— Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.

Вызываю двоих из класса. Даю задание, атрибуты. Дети готовятся к инсценировке.

— Как вы будете читать слова солдата? (бодро, весело)

— А слова старухи? (злобно, неприветливо, где-то жалостливо)

-Я предлагаю вам минуту времени, потренируйтесь.

Итак, кто хотел бы прочитать? (за автора читает учитель)

-Чьё чтение вам понравилось? Почему?

— Продолжение сказки мы посмотрим в исполнении артистов.

— Поблагодарим артистов за представление и похлопаем им. Как замечательно у вас всё получилось!

Итог урока

— Ребята, что необычного было в сказке? (варили кашу из топора)

— Могла ли такая история случиться в жизни? (да, могла)

— Предположите, в какой из этих книжек может быть эта сказка?

Как мы с вами и говорили, всё что происходит с нами в жизни каждый день, наши вещи, привычки, поведение- это наш быт. Здесь нет чудес и волшебства, действуют реальные герои. Вот такие сказки и называются бытовыми. (на доске появляется название «Бытовая сказка»)

Домашнее задание

— Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

2) Найти и прочитать другие бытовые сказки.

-Наше путешествие на ковре самолёте заканчивается, пора возвращаться. (слайд,музыка)

Рефлексия

Это ваше не последнее путешествие. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Если у вас сейчас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке, выберете ковёр, соответствующий этому настроению

(под видеоролик «В мире много сказок»)

Список использованной литературы

1. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение», 2009 год.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Толковый словарь русского языка С. Ожегова, 1992 г.2. http://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/kasha-iz-topora/3. Аудиозапись для физ.минутки.

4. http://www.youtube.com/watch?v=B6FtfkQh6-s

Источник: http://vekor.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-vo-2-klasse-znakomstvo-s-bytovoj-skazkoj-russkaya-narodnaya-skazka-kasha-iz-topora.html

Пропедевтический урок для 2 класса на тему : “Каша из топора”

Организационный момент

Предварительная работа

Словарная работа

Физминутка

Громкое чтение сказки учителем

Повторное чтение сказки детьми

Физминутка

Обобщение материала

Закрепление содержания сказки

Итог урока

-Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо. Проверьте, чтоб на вашем столе лежал учебник, дневник, пенал.

– Давайте с вами вспомним, с каким новым разделом мы познакомились? Как он называется?

– Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?

-Какие виды сказок мы знаем?

Читайте также:  Конспект прогулки в подготовительной группе «наблюдение за осенним лесом»

– Молодцы, а сказка как мужик гусей делил относится к какому виду?

– Правильно, В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одной такой сказкой. Открой­те учебники. Прочитайте название сказки.

– Можно ли по названию сказки определить главных героев?

– Перед чтением сказки давайте с вами проведем словарную работу. (На доску прикрепляются карточки со словарными словами).

Служивый – солдат, военнослужащий. Давайте вместе прочитаем это слово.

-Назовите мне букву, на которую падает ударение. Где находится эта буква? (в начале, в середине , в конце слова).

– Прочитаем ещё раз слово, выделив гласную под ударением.

– Служивый, это солдат военнослужащий.(на доске появляется картинка). Знаете кто такой солдат? Это воин, военный человек.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время. Давайте вместе прочитаем это слово.

-Назовите мне букву, на которую падает ударение. Где находится эта буква? (в начале, в середине , в конце слова).

-Прочитаем ещё раз слово, выделив гласную под ударением.

Изба деревянный, крестьянский дом. (На доску прикрепляется картинка с изображением избы). Вот так выглядит изба. Старый, русский, деревянный дом. Давайте вместе прочитаем это слово.

-Назовите мне букву, на которую падает ударение. Где находится эта буква? (в начале, в середине , в конце слова).

– Прочитаем ещё раз слово, выделив гласную под ударением.

Вдоволь – достаточно. Давайте вместе прочитаем это слово.

-Назовите мне букву, на которую падает ударение. Где находится эта буква? (в начале, в середине , в конце слова).

-Прочитаем ещё раз слово, выделив гласную под ударением.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка. (сначала учитель читает слово, выделяя ударную букву, затем дети читают слово). – На какую букву падает ударение?

– Где находится эта буква?

– Прочитаем ещё раз слово, выделив гласную под ударением. (на доске появляется картинка, с изображением варева). Такое кушанье очень славилось на Руси, и крестьяне (бедные люди) очень любили похлебку.

Чулан помещение в доме, служило кладовкой. Давайте вместе прочитаем слово.

-Назовите мне букву, на которую падает ударение. Где находится эта буква? (в начале, в середине , в конце слова).

– Прочитаем ещё раз слово, выделив гласную под ударением. (прикрепляется картинка с изображением чулана). На Руси, чулан находился в избах, мы с вами уже познакомились с этим словом. Там хранились различные продукты: мука, яйца, сахар.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса. (сначала учитель читает слово, выделяя ударную букву, затем дети читают слово). – На какую букву падает ударение?

– Где находится эта буква?

– Прочитаем ещё раз слово, выделив гласную под ударением.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи. Давайте вместе прочитаем это слово.

-Назовите мне букву, на которую падает ударение. Где находится эта буква? (в начале, в середине , в конце слова).

– Прочитаем ещё раз слово, выделив гласную под ударением.

– Давайте с вами отдохнем, все встаём.

Мы маленькие зайки.Скакали на полянке.Прыгали, скакали, В школу прибежали.За парты тихо скок.

И продолжим наш урок.

– Сейчас я прочитаю сказку каша из топора, вы внимательно её послушайте.

Учитель читает сказку.

– Понравилась сказка? Чем понравилась?

– Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?

– Зачем солдат постучал в избу?

– Кто там жил?

– Что попросил солдат у старухи?

– Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

– Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?

-Что получилось у солдата сварить из топора?

-Какой показана старуха в сказке? Каким – солдат? (дети отвечают на поставленные вопросы).

– А теперь вы прочитаете эту сказку внимательно, не торопясь, с выражением.

– Ребята, а как вы, думаете, почему наша сказка называется каша из топора?

– Давайте теперь отдохнем.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

– А вы знали, что на Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа. Ее варили из проса (пшена), овса, ячменя, гречки и других круп в будни и праздники. И даже есть пословица “Каша – мать наша”, – так сердечно говорили на Руси об этом блюде.

– Как можно назвать солдата? Выберите подходящее слово – добрый, смелый, хитрый, скромный.

– Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.

-Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

-И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

– С какой новой сказкой познакомились на уроке?

– Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

– Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

– Так из чего же солдат сварил кашу?

– Вы все сегодня были молодцы, очень хорошо работали, отвечали на вопросы, читали текст.

-Открываем дневник, записываем домашнее задание, прочитать сказку каша из топора по ролям. Урок окончен.

Дети улыбаются учителю.

Дети проверяют, все ли принадлежности находятся на столе.

Хитрость, мудрость и смекалка.

Русскую сказку «Как мужик гусей делил».

Волшебные, о животных, бытовые.

К бытовому.

Дети открывают учебники.

Нет, нельзя.

Служивый

И

Буква находится в середине слова.

Дети читают

Ы

Буква находится в середине слова.

Дети читают слово ещё раз, выделяя голосом ударение.

Дети рассматривают картинку.

Ударение падает на А.

Буква находится в конце слова.

Дети читают слово

О

Буква находится в середине слова.

Дети читают слово ещё раз, выделяя голосом ударение.

Дети читают слово.

На У

Буква у находится в начале слова.

Ещё раз читают слово.

Рассматривают картинку.

Дети читают слово.

Ударение падает на букву А.

Буква А находится в конце слова.

Читают слово.

Ударение падает на букву О.

Буква О находится в середине слова.

Читают слово.

Дети читают.

Буква Ё

Находится в конце слова.

Дети читают слово ещё раз, выделяя голосом ударение.

Повторяют движение за учителем.

да, понравилась. Сказка поучительная.

Название сказки удивило. Мы подумали что героями будут каша и топор.

– Солдат постучал в избу, потому что устал с дороги.- В избе жила старуха.

-Солдат попросил у старухи поесть.

– Старуха отказала солдату.

Дети читают сказку

Потому что с помощью топора солдат сварил кашу.

Дети выполняют движения за учителем.

Солдат хитрый.

Старуха жадная.

Дети ищут в тексте приветливое обращение к старухе солдата, и лицемерие старухи.

С русской сказкой Каша из топора.

Да, солдат добился своего, в этом ему помогла его хитрость, мудрость и смекалка. Сказитель на стороне солдата, старуха жадная. Из топора

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/propiedievtichieskii-urok-dlia-2-klassa-na-tiemu-kasha-iz-topora.html

Конспект урока литературного чтения на тему “Бытовая сказка. Каша из топора” (2 класс)

Автор материала: Казакова Татьяна Александровна

Казакова Татьяна Александровна

Воспитатель ГПД

МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска

Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «

Русская народная сказка «Каша из топора»

(по курсу «Литературное чтение», автор Л. Ф. Климанова и др.)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: познакомить с новым видом сказки (бытовая) на примере сказки «Каша из топора»; совершенствовать навык правильного, осознанного чтения целыми словами; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; развивать связную речь обучающихся; обогащать словарный запас; развивать умение аргументировать свою точку зрения; логическое мышление; личностную оценку; воспитывать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; сострадание к ближнему; уважение к защитнику отечества; щедрость.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]-3-е изд.-М.: Просвещение, 2012. – С. 44-47: ил.

– (Школа России), толковый словарь С. И.

Ожегова, аудиозапись сказки «Каша из топора», мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для словарной работы, карточки с изображением сказочных героев, магнитная доска.

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент

Организационный момент

– Ребята, сейчас урок литературного чтения. Мы отправимся с вами в путешествие, в котором мы узнаем много нового и интересного. Путь наш будет неблизкий. А чтобы отправиться в дорогу с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба. А, когда рядом друзья, то все трудности преодолеть намного легче.

Проверка домашнего задания

– Усаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в наше путешествие (звучит музыка,

слайд 1).

– Где мы с вами оказались?

– Правильно! В сказке. Я уверена, что все вы любите сказки. Но прежде чем мы отправимся в дальнейший путь, нам предстоит вспомнить, с какими видами устного народного творчества мы с вами уже познакомились?

– Почему сказки назвали «народными»?

– А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

– К какому виду сказок мы ее относим?

– Дома вы должны были научиться выразительно читать сказку «Лиса и журавль». Сейчас мы проверим, как у вас это получилось. Но прежде, напомните мне, что такое выразительное чтение?

Актуализация знаний обучающихся. Постановка целей урока.

Изучение нового

материала.

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Каша из топора».

– Молодцы! А теперь продолжим наш путь. Мы знаем, что все сказки разные. Чем же отличаются сказки?

– Какие виды сказок вы знаете? (слайд 2)

– Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах. (группы комплектуются по выбору учителя) Какие правила вы должны знать при групповой работе? (Слушай, что говорят другие.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.)

(дети распределяют роли каждого в группе, определяют лидера группы, который будет защищать проект)

– У каждой группы на партах лежат карточки с героями сказок. Ваша задача определить:

1-ой группе-героев, которые относятся к сказкам о животных;

2-ой группе-героев, которые относятся к волшебным сказкам;

3-ей группе-героев, которые относятся к бытовым сказкам.

Каждая группа должна доказать, почему сделан именно такой выбор. Всем понятно задание? Что мы должны сделать? На выполнение задания 3 минуты. Время пошло. (на доске запись: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки)

(лидеры групп по очереди выходят к доске, защищают свой проект)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два – мы считаем

И шагаем, и шагаем.

Три – четыре, три – четыре

Руки в стороны пошире.

А теперь все потянулись,

Оглянулись, улыбнулись.

Потом встали, полетели,

Вместе дружно все присели.

1. Подготовка к первичному восприятию сказки.

– Сейчас мы побываем в гостях у новой сказки. Чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, давайте отгадаем загадки:

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

Читайте также:  Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: осень

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

(слайд 3)

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык:

Перед ним дубы и клены,

И березы бьют поклоны.

(слайд 4)

– Каша и топор!? Кто догадался в какую сказку мы попали?

– Правильно! (слайд 5) Как вы думаете, к какому виду мы можем отнести эту сказку? Почему?

– Ребята, как вы думаете, почему мы попали именно в эту сказку?

– Все ваши предположения верны. Тема нашего урока: «Знакомство с бытовой сказкой «Каша из топора». (слайд 5)

– Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?

Закрепление новых знаний

2. Первичное восприятие сказки.

– Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать – сказку надо нам читать. Усаживайтесь поудобнее, прослушайте сказку в исполнении артистов театра. А после прослушивания скажите, что вам понравилось в сказке «Каша из топора». (слайд 6)

3. Проверка первичного восприятия сказки.

– Итак, сказку вы прослушали. Чем понравилась вам сказка?

– Что вызвало улыбку?

– Что удивило?

4. Словарная работа.

– В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления. Такие слова называются устаревшими. Какие незнакомые слова вы услышали в сказке?

– У вас на партах лежат карточки со словами из сказки «Каша из топора». Сейчас я предлагаю вам объяснить значения слов, которые в ней встречаются. (дети используют толковый словарь С. И. Ожегова)

– Молодцы! Мы славно потрудились, давайте отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Как солдаты»

1,2-стоит ракета,3,4-самолет.

1,2-хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.

1,2,3,4-руки выше, плечи шире.

1,2,3,4-и на месте походили.

https://www.youtube.com/watch?v=wQa83wxkLAs

Как солдаты на параде,

Мы шагаем дружно в ряд.

Левой-раз, правой-два,

Посмотрите все на нас.

Работа с текстом при повторном восприятии.

-Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись.

– Ребята, откройте учебники на с. 44. Сейчас вам предстоит самостоятельное изучение сказки «Каша из топора» в режиме жужжащего чтения. При чтении, обратите внимание на слова сказителя: как встретила старуха служивого?

7. Анализ литературного текста после прочтения.

– Хорошо мы пожужжали и конечно все узнали.

– Как же старуха встретила солдата?

– Как сказитель относится к солдату? Почему?

– Как к старухе? Почему?

– Куда шел солдат?

– Почему постучал именно в эту избу?

– Почему солдат решил проучить старуху?

– Действительно ли солдат сварил кашу из топора?

– Что солдату помогло в приготовлении каши?

– Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки?

– Кто вам больше понравился и почему?

– Как вы относитесь к старухе?

– Как к солдату?

– Какими словами вы можете дать характеристику солдату? (слайд 7)

– Какими старухе? (слайд 7)

– Как вы считаете, какова главная мысль сказки?

– Чему учит эта сказка?

– Молодцы! Издревле русский народ славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские жители. Когда они уходили на работу, то дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей.

8. Работа с пословицами.

– Сейчас прочитайте пословицы. Обсудите их в группах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему? (слайд 8)

– Как вы понимаете слово «сметка»?

Итог урока. Рефлексия.

– Что нового мы узнали на уроке?

– Какие бывают сказки?

– Назовите особенности бытовой сказки?

– Какую сказку мы прочитали?

– Чему учит сказка?

– Могла ли такая история произойти в жизни?

– Кто из героев положительный, почему?

– Кто отрицательный, почему?

– Какая главная мысль сказки?

– Чему учились на уроке?

– Чему научились?

– Все ли у вас получилось?

Выбор домашнего задания

– Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

3) Найти и прочитать другие бытовые сказки.

– Наше путешествие подошло к концу, но оно не последнее. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Спасибо за работу на уроке.

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-na-temu-bytovaya-skazka-kasha-iz-topora-2-klass.html

Уроки Совы Филиновны

Цели:

1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

2. Прививать интерес к чтению.

3. Работать над выразительностью чтения.

4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа над навыком чтения:

самостоятельное чтение;

чтение скороговоркой;

выразительное чтение соседу.

1. – Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

– Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,

пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

– Приведите примеры.

Инсценировка (участвуют 2 ученика)

– Бабушка, расскажи мне сказку.

– А какую хочешь сказку, внучок?

– Бабушка, а разве сказки бывают разные?

– А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)

– Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?

“Сказка – ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)

– Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

2. Проверим, как вы знаете сказки.

Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?

Кто хвостом рыбу ловил?

Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.

(Ответы учеников учитель пишет на доске)

– Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.

– Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

– Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”.

3. Первичное чтение.

– Назовите главных героев сказки?

4. Самостоятельное чтение.

– Отметьте при чтении непонятные слова.

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

ДИВИТСЯ – удивляется

– Почему в сказке так много устаревших слов?

– Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.

СОЛДАТ БАБА
Умный хитрая
Находчивый жадная
Сообразительный  скупая
Жизнерадостный  глупая
Неунывающий

– В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)

– Кто вам больше понравился? Почему?

– Какая это сказка? Ответ обосновать.

Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.

– Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

– Какую пословицу можно подобрать к сказке?

1. Догадка не хуже разума.

2. Смётка дороже богатства.

3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

(Работа над содержанием пословицы)

Обобщение:

– Какие бывают сказки?

– Назовите особенности бытовой сказки.

Домашнее задание: (по выбору)

выразительное чтение;

пересказ;

попробовать сочинить бытовую сказку.

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/nachalnye-klassy/5221-urok-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse-russkaya-narodnaya-skazka-kasha-iz-topora

Урок литературного чтения во 2-м классе “Русская народная сказка “Каша из топора””

Цели: Обучить выразительному чтению сказки по ролям и умению передавать голосом характер героев; учить выделять главную мысль произведения; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа; развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.

Оборудование: плакат с толкованием слов, раздаточный материал к пословицам, магнитофон.

Предварительно класс был поделен на 3 команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку сказки “Каждый свое получил” и вспомнить волшебные слова из разных сказок.

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.

– А как люди знакомятся?

А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.

2. Сообщение темы.

А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)

Итак, мы отправляемся в сказку.

Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.

Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!

3. Проверка домашнего задания.

– Вы любите сказки?

А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок)

А теперь давайте посчитаем слова. Открывается запись на доске.

Каждая команда считает количество слов.

– Сколько слов вы насчитали?

– А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?

Молодцы! Вы доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.

А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.

4. Первичное чтение сказки учителем и беседа.

– Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

– Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?

– А кто автор этой сказки?

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

– Назовите героев сказки.

– Как солдат обратился к хозяйке? Каким голосом нужно читать эти слова?

– А дальше в сказке как называют старуху? Почему?

– Как же автор относится к старухе? За что он ее осуждает?

– Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?

5. Словарная работа.

Сегодня к нам на урок попали три слова из толкового словаря.

Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.

Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних расходов.

Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.

Эти слова обозначают качества характера.

– А к какому герою они подходят?

7. Работа в группах.

Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)

Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

Доброе дело без награды не останется.

– По адресу ли приехали пословицы?

А теперь давайте пофантазируем и представим старуху доброй, приветливой хозяйкой. Как бы тогда изменилась сказка?

8. Инсценирование сказки.

Сказки переходят из одной страны в другую и очень похожи. Сегодня ребята инсценировали для нас эстонскую сказку “Каждый свое получил”. Эту сказку мы выбрали не случайно. Посмотрите и подумайте, чем она схожа с русской народной сказкой “Каша из топора”

9. Итог урока.

Итак, дети, сегодня мы познакомились со сказками разных народов и увидели, что всюду смеются над ленивыми, глупыми, жадными и везде побеждает добро, смелость, находчивость.

10. Домашнее задание.

Найти сказку, схожую со сказкой “Каша из топора”

Источник: http://xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai/load/plany_konspekty_urokov_dlja_nachalnoj_shkoly/chtenie/urok_literaturnogo_chtenija_vo_2_m_klasse_russkaja_narodnaja_skazka_kasha_iz_topora/46-1-0-5087

Ссылка на основную публикацию