Конспект познавательного занятия в старшей группе детского сада. тема: белка и бурундук

Белка, конспект занятия по ознакомлению с природой

Конспект познавательного занятия в старшей группе детского сада. Тема: Белка и бурундук

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.

Белка

Белка

Ход занятия:

Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:

Загадка про белку

С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он Шишку сорвал, Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет.

Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей).

С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала.

Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»

Давайте немного поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)

К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).

Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.

В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.

Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена.

Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.

Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.

Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.

Игра «Покажи отгадку»

Нет у бедного берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора.

(Заяц)

В птичник повадится – Жди беды. Рыжим хвостом Заметает следы.

(Лиса)

Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Не зверь и не птица, Всего боится. Половит мух – И в воду – плюх.

(Лягушка)

Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый, Любит снежные луга.

(Олень)

Вьется веревка, На конце головка. Ползет, извивается, На врага бросается.

(Змея)

Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами.

(Еж)

Эта серенькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она.

(Мышь)

Лежит замарашка В щетинистой рубашке. Хвост крендельком, Рыло пятачком.

(Кабан)

Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару.

Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено.

Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.

По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).

Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя».

Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам.

Ведь белка – заботливая мать.

В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.

Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.

К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.

Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.

Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка».

Вопросы:

1. Как белка готовится к зиме? 2. Что запасает в своих «кладовочках»? 3. Какую хитрость использует при сборе орехов? 4. Зачем белка сушит мухоморы? 5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой? 6.

Что ест белка в голодные зимы? 7. Что добавляется летом в беличье «меню»? 8. Как белки устраивают дома? 9. Чьи дома занимают некоторые белки? 10. Какой у белки характер? 11.

Какими появляются на свет бельчата?

12. Как белка заботится о бельчатах?

Скачать конспект занятия «Белка»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/jivotnye/belka.html

Открытое занятие на тему: «дикие животные»

Тема: «Дикие животные»

Это открытое занятие, рекомендуется для проведения в старших группах детских садов, в качестве методической помощи воспитателям как познавательный и интересный урок для воспитанников детских садов. 

Цель: Расширять, уточнять и систематизировать представления детей о диких животных, об условиях жизни живых существ о сезонных явлениях в природе. Воспитывать любовь к диким животным. Учить любоваться красотой окружающей природы.

Загадки про лес.

В шубе летом, а зимой раздетый.

(Лес)

Что такое лес?

Лес является домом для огромного числа животных.

Какие животные живут в лесу?

Белка, зайка, лисичка, рысь, лось, кабан, ежик, медведь, бурундук,барсук.

 А кто такие млекопитающие?

Млекопитающие — это животные, тело которых покрыто мехом и волосами. Только у самок вырабатывается молоко, которым они кормят детенышей. У всех млекопитающих развитый мозг, дышат воздухом.

Температура тела у млекопитающих постоянной и в жаркую и холодную погоду. Большинство млекопитающих разгуливает на четырех лапах: Например: панды, медведи ставят на землю всю лапу сразу.

Лисы ходят на цыпочках, олень ходит на ноготках (копытцах).

Как делятся дикие животные?

Хищные и травоядные. Хищники едят мясо. Травоядные травы, ягоды, грибы.

Кто-то идет к нам на цыпочках? Это кто? Лисичка.

Лисичка: Здравствуйте ребята, я к вам в гости пришла. А вы умеете отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте?

Зимой белый, летом серый,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Рыжая птичница

В курятник пришла

Всех кур перечла

С собой унесла. А это кто? (Лиса)

Да это я, молодцы ребята.

А теперь лисичка послушай, наши ребята про тебя расскажут рассказ.

Эта лисичка легко изгибается, очень подвижна, вытягивается при беге, ножки тонкие и гибкие, Подошва жесткая, когти тупые, короткие, хвост при поворотах служит рулем. Ценится пушистый мех. Лапы к зиме обрастают густой шерстью, как бы в валенках. Лисица издает лай. Слух отличный под снежным покровом слышит, как пищат мыши полевки. В марте занимает гнезда сурка и появляется лисята 5-8.

Лисичка: Молодцы ребята, про меня хорошо знаете.

Давайте теперь поиграем игру: «Время суток:

Вы все маленькие лисята, а я мама лисица.

Утро начинается, солнце поднимается.

Днем по небу пробегает, и лучами нас ласкает,

А как вечер настает, солнце снова вниз идет,

Ночью спрячется совсем — спать захочется нам всем.

Игра: «У медведя во бору»

Давайте прочитаем стих про лес.

Рассказ «Барсук»

Пришла весна. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный, сопатый, мохнатый, подслеповатый . Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется. Пошел барсук на охоту — лягушек ловить. Под корнями мхов искать жуков. Поест попьет, почавкает — потом обратно идет к себе на квартиру в сухую У.

Воспитатель: Лисичка, ребята расскажут стихи про лесных животных.

Лисичка:

Машут крылышками птички И галдят наперебой:

Слишком ты хитра, лисичка,

Страшно нам играть с тобой.

Рысь:

Если есть у кисочки

На ушах две кисточки

Эти киску берегись,

Потому что это — р — рысь!

Волк:

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит — бродит волк молчком, Уши серые — торчком.

Ежики:

Вышла ежики гулять.

Их у мамы ровно пять,

Пять комочков озорных –

И колючих, и смешных.

Мишка:

Гнутся ветви у берез.

По ночам трещит мороз

Ну а мишке все равно:

Он в берлоге спит давно.

Кабан:

Опускается туман,

Просыпается кабан.

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.

Бурундук:

Бурундук — смешные щечки,

На спине полосок пять,

А за щечками — мешочки,

Чтобы семечки таскать.

Загадки про животных.

Имеет гнездо на дереве

Прыгает и летает по сучьям

А не птица. (Белка)

Кто осенью спать ложится,

А весной встает? (Медведь)

Под соснами, под елками,

Лежит мешок с иголками (Ежик)

Скороварки

Белка булку испекла

И бельчатами отдала.

Лось в лесу пилу нашел

Лось лосихе сделал стол.

Шакал шагал

Шакал скакал.

Литературный центр: «Лиса и тигр» ИЗО: Лепка: «Дикие животные» Аппликация: «Лисичка»Делимся по центрам

Рисование: «Лесные животные» Строительный центр: «Зоопарк».

Батмакан Мамбетова, г.Балыкчы, я/с №8 «Ак-Тилек»

открытое занятие в старшей группе

Источник: http://kutbilim.journalist.kg/2015/05/14/dikie-zhivotnyie/

Подробности Категория: Конспекты

КОНСПЕКТ занятия по познавательному развитию

с детьми старшей группы

воспитатель Конаныхина Л.И.

Тема: «Рассказ старичка – лесовичка о ели».

Программные задачи: расширять представление детей о ели – хвойном дереве; о пользе еловой хвои и еловых  шишек; обогатить словарь детей словами: ель, хвоя, ельник; закрепить навыки счета; формировать осознанное отношение к окружающему миру; развивать мелкую моторику рук в работе с семенами и шишками; воспитывать экологическую культуру, трудолюбие.

Читайте также:  Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: изобретатели

Ход занятия.

– Дети, хотите пойти в гости к старичку – лесовичку в зимний лес. В лесу зима, в лесу бело, кругом сугробы намело, чтоб не сбиться с пути мы пойдем под веселую музыку.

– Замела пурга – метелица тропинки,
тихо падают на плечи снежинки,
а мы в зимний лес пойдем,
там мы елочку найдем. (муз. Акиньшиной).

– Вот мы и пришли:

– Околдован невидимкой,
дремлет лес под сказку сна,
словно белою косынкой
повязалася сосна,
у елочек макушки
в серебряной опушке.

– Посмотрите, какая замечательная полянка. Тише.  Мне кажется, что нас кто-то позвал. Давайте посмотрим.

(Дети вместе с воспитателем находят на пеньке возле елки старичка – лесовичка).

С.-Л.: – Здравствуйте, я видел, как вы идете в лес и решил вас встретить на полянке.

– Здравствуй, старичок – лесовичок, мы очень рады встрече с тобой. Последний раз мы были у тебя в лесу осенью, ты нам рассказывал о лесных жителях: белке, еже, а что интересного сегодня ты нам расскажешь?

С.-Л.: – Сегодня я расскажу вам о своем любимом дереве. Что это за дерево, отгадайте:

– Ее всегда в лесу найдем,
пойдем гулять и встретим,
стоит колючая, как еж,
зимою в платье летнем. (Ель).

– Дети, а как по-другому модно назвать ель? (елка, елочка).

С.-Л.: – Я давно в лесу живу и ель хорошо знаю, а, что вы про ель знаете?

Вос-ль: – Лесовичок, мы тоже знакомы с елочкой, она к нам в гости на новогодний праздник приходила, и дети про нее много  стихов знают:

– Ни листочка, ни травинки, тихим стал наш сад,
И березки и осинки скучные стоят.
Только елочка одна весела и зелена.
Видно ей мороз не страшен,
Видно смелая она.
Елочка. (Высотская).

– Вырастала елка в лесу на горе,
У нее иголки зимой в серебре.
У нее на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.

С.-Л.: – Хороши стихи про елочку, у меня их вон сколько. Недавно одни художник даже нарисовал ель. Посмотрите. (Показ картины с изображением ели).

Рассказ старичка – лесовичка о ели:

– Ель – красивое, стройное дерево, что у ели есть? (Ствол, ветки).

– Ствол у ели может быть таким толстым, что и руками не обхватишь. Ели не страшен снегопад. Под тяжестью снега ее ветки не ломаются, а пригинаются к земле и снег сползает с них. Ель не боится мороза, ни тени. У ели вверху ветки короткие, а в низу длинные, поэтому ель похожа на пирамиду. У ели вершина острая и растет елочка всю жизнь.

– Что растет на ели на ветках? (Иголки).как они называются?

– Эти иголки называются – хвоя. Давайте вместе повторим и запомним. Когда старые хвоинки осыпаются, то сразу же вырастают новые.

– Я набрал осыпавшихся хвоинок, рассмотрите их, понюхайте. От хвоинок польза, в них содержится много витаминов, из нее делают отвары при простуде и кашле.

– Старичок – лесовичок, а почему на твоей полянке воздух особенный: чистый, свежий и дышится легко, легко.

Дети подышите глубоко (Дыхательная гимнастика).

С.-Л.: – Опять все дело в хвоинках, они выделяют много кислорода, от  которого воздух становится чище. А на этой полянке растут одни ели, поэтому и дышится легко. Как называется лес, в котором растут одни ели? Давайте все вместе скажем – ельник.

Посмотрите, вот на этой картине художник нарисовал ельник зимой. (Показ картины).

– Дети, давайте порадуем лесовичка песенкой про елочку.

Физкультминутка «Ёлочка».

– Не коли нас, елочка, веточкой мохнатой,
Убери иголочки дальше от ребяток,
Ай, да, елочка! Погляди, погляди!
Деткам, елочка. Посвети. Посвети.
Дети, а какие плоды растут на ели? (Шишки).

Правильно. (Показ шишки). Какого они цвета? Формы? Где прячутся семена? Какие они? Дети, для чего нужны семена?

– Шишки у ели коричневого цвета. Узкие длинные, как морковка. У шишки есть чешуйки (показ), под ними прячутся семена. Семена мелкие с крылышками. Из них вырастают маленькие елочки и их любят птицы.

С.-Л.: – Молодцы, знаете. Посмотрите, кому нужны семена ели зимой? (Показ картины «Кому нужна ель?).

– Кто же любит семена ели? (дятел, белка, мышка, клесты).

– Посмотрите. Эти семена высыпались из еловой шишки, и я их набрал для вас.

– Лесовичок, мы хотели бы тоже иметь в детском саду ельник. Что же делать, дети?  (мы эти семена сейчас посадим в горшочек с землей и если появятся росточки, мы их высадим на участке около нашего сада). И воздух станет чище.

(Воспитатель подходит вместе с детьми к отдельному столику, где находится горшочек с землей, лейка, стека. Дети поливают землю, стекой делают дырочки и сажают семена ели).

С.-Л.: – Молодцы ребята, доброе дело вы сделали. Посмотрите, сколько шишек я приготовил для вас. Да вот беда, считать не умею, не знаю, хватит ли шишек на всех?

– Это не беда, лесовичок, наши дети уже умеют считать. Мы поступим так. Настя посчитает девочек и для них отсчитает шишки, Павлик сосчитает мальчиков и для них отсчитает шишки. (Дети считают шишки и раздают).

– Лесовичок, спасибо тебе за подарок, из шишек мы умеем делать много  разных поделок. Посмотри, какие поделки мы принесли тебе в подарок. (Поднос с поделками из шишек воспитатель ставит около елочки).

– Хорошо у тебя, лесовичок, в лесу тишина, покой, ну а нам пора домой. (Дети уходят).

«Замела пурга – метелица тропинки,
Тихо падают на плечи нам снежинки,
А мы в детский сад пойдем,
А мы в детский сад пойдем,
И подарки мы лесные принесем».

Итог занятия.

Источник: http://lebds3.org.ru/index.php/metod-kopilka/311-konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-s-detmi-starshej-gruppy

Конспект занятия Дикие животные.Белка

Главная / Предметы / Окружающий мир / Конспект занятия Дикие животные.Белка.

Автор: Абулханова Наталья Ахнафьевна, ГУ «Московская средняя школа» , воспитатель.

Технологическая карта интегрированной организованной учебной деятельности группа: средняя воспитатель: Абулханова Н.А. Интеграция образовательных областей «Коммуникация»,«Познание» «Естествознание» Тема: «Дикие животные. Белка».

Цель:расширять представления детей о диких животных, о характерных особенностях белки, среде обитания, способах передвижения.

Развивающие задачи: развивать внимание, речь, обогащать словарь детей. развивать наблюдательность, аналитическое мышление, обобщать и сравнивать, делать выводы о диких животных, об их образе жизни;

формировать умение узнавать образ животного в силуэтном изображении; развивать зрительное внимание, память; Обучающие: расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных обитателей; закреплять обобщающие понятия «дикие животные», умение находить белку среди других животных.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формировать интерес к природе, понимания поведения и повадок животных; воспитывать коммуникативные навыки, инициативность, навыки сотрудничества.

Формы организации совместной деятельности: Двигательная – утренний круг, физминутка, Игровая – дидактические игры«Найди белку», «Чей хвост», игра по подгруппам«Соберем белку», Познавательно — исследовательская – определить диких животных, узнать белку, определить место проживания, картинки для создания кластера.

Коммуникативная – беседа о диких животных, рассказ про белку. Оборудование: рисунок белки, видеозапись о жизни белочки, дидактические игры: «Найди белку», «Соберем белку», «Чей хвост» презентации по теме «Дикие животные», «Белка», картинки для создания кластера.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, объяснение, беседа, показ, поощрение, работа в группах. Жұмысқа дайындық (предварительная работа): чтение рассказов, просмотр видио. Просмотр презентаций. Билингвальное обучение: белка- тиин, орман – лес. Іс -әрекет кезеңдері Этапы деятельности Педагогтың басқару іс-әрекеті Управленческие действия педагога Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

l этап
Мотивациялық-қозғаушы

Мотивационно- побудительный Побуждение к процессу деятельности: В руках у педагога смайлики, предлагает вместе сказать такие слова.

«Смайлики — журавлики» В круг скорее становись, Крепко за руки держись: Подари улыбку-смайлик, Пусть улыбка, как журавлик, Полетит в сердца друзей… Или стаей журавлей! Будь же добрым, не скупись, Щедро людям улыбнись.

От улыбки, всем известно, Станет хмурый день прелестным! Затем раздаю смайлики, приглашаю на занятие. Проявляют интерес к происходящему

Встают в круг. Передают смайлики и говорят друг другу теплые слова.

Соглашаются , проходят садятся на стульчики. ll этап

Іздену-ұйымдастырушы

Организационно – поисковый

Просит вспомнить какие животные живут в лесу.
Предлагает посмотреть слайды

Загадывает загадку. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе, орешки я грызу. Предлагает поиграть в игру. Дидактическая игра «Узнай, где белка» Показывает рисунки белки. Спрашивает:

Что она делает?

Какого цвета шубка у белки? Как вы думаете, где белка строит свое дупло? Словарная работа: дупло. Спрашивает: Чем питается белка? Предлагает посмотреть видеоматериал о жизни белки в лесу.

Показ сопровождается беседой, обращает внимание детей на строение туловища белки: шерстка у белки пушистая, хвост длинный. Белка щелкает крепкими зубами орешки. А хвост белки используют для того, чтобы сохранить равновесие на ветках и укрыться от холода.

В холодные дни белки ложатся клубком и укрываются своим хвостом как одеялом. Зимой шерсть белки становится пушистой, мягкой, длинной, густой, а к лету редеет. Белки меняют цвет шерсти, в зависимости от среды обитания. Если белка живет в лиственном лесу, то цвет шерсти рыжий.

А в хвойном лесу – более насыщенный. На лапках у белки длинные когти, они нужны для того, чтобы лазить по деревьям, а также держать продукты. Белки с лета готовятся к зиме. На зиму запасаются орешками и грибами, ягодами. Запасы на зиму закапывают в ямках, раскопанные у корня деревьев и в дупле.

Со временем белки забывают, где спрятали свои запасы. Зимой по случайности находят свои запасы. Иногда запасами белки пользуются другие животные. Так белки кормят не только себя, но и других животных.

Обращает внимание: детей, что белка помогает в посадке деревьев в лесу, из запасов шишек, закопанных под деревьями, весной вырастают растения.

Билингвальный компонент: жабайы андар- дикие животные, орман- лес, тиiн – белка.
Физминутка.

Дидактическая игра «Чей хвост?» педагог выкладывает на столе мордочки и хвосты зверей дети должны отгадать, где, чей хвост. Проводят индивидуальную работу. Работа в группах.

Раздает белые и синие фишки. Предлагает разделиться на две команды Д.И.

«Собери белочку» Дети делятся впечатлениями из личного опыта, рассказывают каких животных видели: медведя, зайца, лису, волка, и др. Отгадывают загадку.

(белка)

Играют в игру. Находят среди животных белку. Рассматривают, отвечают на вопросы

Белка сидит.

Шерсть у белочки рыжая. Строят дупло на верхушке деревьев.

Повторяют: дупло.

Белочки питаются орешками, грибами, ягодами.
Смотрят видео материл, слушают педагога, отвечают на вопросы.

Повторяют: жабайы андар- дикие животные, орман- лес, тиiн- белка.
Выполняют движение согласно тексту.

Белка прыгает по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко

Высоко, высоко!

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои мнения.
Играют в игру, определяют где, чей хвост.

Делятся на две группы
Выполняют задание. Помогают друг другу находить нужные детали.

Вывод: белка хищный зверек, строит гнезда высоко на дереве, меняет шубку зимой на серую, зимой вырастают у белки на ушах кисточки. Питается белка орехами, шишками, грибами. Оказывает помощь другим животным в пропитании. А также участвует в посадке новых елочек.

lll этап Рефлесивтік — коррекциялаушы Рефлексивно – корригирующий Анализ результатов деятельности Подведение итога Педагог спрашивает у детей о том, чем они занимались, чему научились, какие впечатления получили. Предлагает создать кластер про белочку. Белочка раздает шишки с сюрпризом. Подарки от белочки.

Хвалит за хорошие ответы, за активное участие на занятии. Молодцы. Подводят итог совместно с воспитателем. Узнали про белочку, что она строит гнезда на верхушках деревьев, приносит пользу лесу в посадке саженцев, а также помогает другим животным, она их подкармливает. Находят нужные картинки.

составляют кластер по теме. Привели примеры, что лес надо беречь, относится к диким животным доброжелательно. Дети радуются подаркам, благодарят. Күтілітін нәтиже (ожидаемый результат). Айтады (Воспроизводят): Расширять представления детей о диких животных Түсінеді (Понимают): о характерных особенностях белки.

Среде обитания, способах передвижения.

Қолданады (Применяют):знания о белке ,развивают внимание, речь, наблюдательность. Воспитывать любовь к животным.

Скачать

Источник: http://gotovimyrok.com/predmety/okruzhayushhijj-mir/konspekt-zanyatiya-dikie-zhivotnye-belka.html

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов»

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов».

Тема занятия: Дикие животные наших лесов

Цель:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных от сущ., согласовании сущ. и прилагательных.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.
  • развитие мелкой моторики.
  • Закрепить представления детей о месте обитания животных, активизировать словарь сущ.: берлога, нора, логово, дупло.
  • Уточнение значений пространственных предлогов, умения их употреблять в речи.
  • Согласование числительных с существительным
  • Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Читайте также:  Игра «поле чудес» о природе для младших школьников

Развивающие:

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Аудио запись «звуки леса», сюжетные картины семей диких животных, картины берлоги, норы, дупла, «лабиринты» на каждого ребенка, «найди маму и малыша» на каждого ребенка,

Ход занятия

Орг. момент

Скажите мне ребятки, вы умеете отгадывать загадки? Ну, сейчас посмотрим!

1. Огадывание загадок про животных наших лесов.

Живёт в норке, грызёт корки Короткие ножки, боится кошки

(мышь)

Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой

(медведь)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный.

(волк)

Что за зверь лесной Встал как столбик под сосной? И стоит среди травы- Уши больше головы?

(заяц)

Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней.

(лиса)

Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной.

(ёж).

Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжый хвост, а не лисица…

(белка)

Скачет зеленая зверушка. Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар и мушка.

(лягушка)

Какие вы все молодцы! А где живут эти животные? ( в лесу)

А вы хотите попасть в лес? ( да)

2. Отправление в лес.

Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от детского садика. Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Когда музыка замолкнет, электричка сразу же останавливается. Двери открываются: «Ш-ш-ш-ш-ш. Станция «Городская».

Это не наша остановка, ведь мы едем в лес, значит, нам нужна станция «Лесная». Запомните названия станций, которые мы будем проезжать, чтобы правильно назвать их на обратном пути. Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Речная», «Полевая».

(на каждую станцию слайд: лес, река город поле)

Игра продолжается до станции «Лесная».

На каждую станцию слайд ( город, поле, речка , лес)

Теперь мы приехали в лес, садитесь на пенёчки (стульчики).

3. Релаксация (звуки леса)

Ручки положите на коленочки, закрывайте глазки и прислушиваемся.

4. «Прятки с зайчиком»

В лесу много интересного. Посмотрите, кто это прячется за ёлкой… Ой, да это же зайчик который нам писал письмо. Посмотрите он от нас прячется, может, он хочет поиграть с нами в прятки? Посмотрите где теперь спрятался зайчик (заяц прячется за деревом, за пнем, под деревом, между деревьев, за пнем и т.д.) ( слайды «зайка прячется»)

5. Игра «Какой? Какая?»

Но зайчик все еще боится к нам выходить и чтобы он понял, что мы в лесу не посторонние, надо поговорить с ним на лесном языке – я скажу слово, а вы добавляйте к нему слово «лесной». Гриб какой? Дорога какая? Озеро какое? Ягоды какие? Поляна какая? Воздух какой? Тропинка какая? Запахи какие? Речка какая? Звуки какие?

Молодцы, вот и вышел к нам зайчик, и он предлагает нам прогуляться по лесу.

6. Физ.минутка

Осенним днём, лесной тропой (маршируют спокойным шагом) Звери шли на водопой. За мамой лисицей крался лисёнок. (крадутся на носках) За мамой ежихой катился ежонок.

(приседают и медленно двигаются вперёд) За мамой медведицей шёл медвежонок. (идут вперевалку) За мамой белкой скакали бельчата. (скачут вприсядку) За мамой зайчихой – косые зайчата.

(скачут на месте) Волчица вела за собою волчат, (шагают)

Все мамы и дети напиться хотят. (хлопают)

После игры “На водопой” дети садятся за столы.

Логопед. Часто теряются дети в пути-
Мамам поможем мы деток найти.

7. «Помоги мамам найти своих детёнышей». Задание на индивидуальных листах.

8. «Назови семью животного»

Логопед вместе с детьми рассматривают презентации и называют “семьи” животных ( мама- лиса, папа- лис, ребёнок — лисёнок)- белка, ёж, волк, медведь, заяц.

Зайчика наверно уже дома ждут, он с нами совсем заигрался и забыл где живет. Мы поможем ему?

9. «Кто где живет».

Отлично! Вы молодцы, напомнили зайчику что он живет в норке, а теперь давайте ему поможем найти дорожку до его дома.

«Лабиринт»

Сначала проведите дорожку до норки пальчиком, потом обведите цветным карандашом.

10. «Возвращение в детский сад»

Какие вы все молодцы. Наше путешествие в осенний лес подошло к концу и нам надо возвращаться в детский сад. Как мы это сделаем? (На электричке)

Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Когда музыка замолкнет, электричка сразу же останавливается. Двери открываются: «Ш-ш-ш-ш-ш. Станция «Полевая». Это не наша остановка, ведь мы возвращаемся в детский сад, значит, нам нужна станция «Детский сад». Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Речная» «Городская».

Игра продолжается до станции «Детский сад».

На каждую станцию слайд (город, поле, речка, лес)

Итог занятия

Молодцы, ребята! Что вам понравилось больше всего на занятии?

Михеева Е.П.,
учитель-логопед

(1 понравилось, средний балл: 1,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-14831/.html

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей логопедической группе Тема: «Масса предметов, способы измерения массы предметов.»

-Образовательные задачи:

– формировать представление детей о массе предметов и способах  измерения массы;

– обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий,

– познакомить детей с прибором измерения массы- чашечными весами,

 – формировать умение сравнивать массу предметов с помощью весов.

Развивающие задачи:

– развивать познавательный интерес, логическое мышление дошкольников;

способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

– развивать у детей умение решать проблемные ситуации.

Воспитательные задачи:

– воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу;

– поощрять интерес к математическим заданиям

Материалы и оборудование: фигурки петуха, курицы, цыпленка; три мешочка разного цвета; в одном мешочке крупа, в другом нитки, в третьем шарик; поднос; синий круг 7,5см, красный квадрат 5см, зеленый треугольник 3см. из самоклейки; чашечные весы; два одинаковых кусочка пластилина; 2 тарелочки.

Ход занятия:

– Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.      

Скажите, а у вас хорошее настроение? Тогда давайте поделимся своим настроением друг с другом и с гостями (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям и друг другу)

– Молодцы!

– Ребята, к нам сегодня в гости пришли не только воспитатели, но и петушок со своей семьей.( подвожу детей к столу с фигурками петуха, курицы и цыпленка)

– Ребята, наши гости пришли к нам не просто  так, они просят нас о помощи. Петушку, курочке и цыпленку пришла посылка с подарками, три мешочка, а вот кому какой не написано.

Как вы думаете, кому какой подарок?(мысли детей) Вот подсказка в открытке   «Самый тяжелый мешочек- для петушка, а самый легкий – для цыпленка.» Но вот как узнать какой мешочек самый тяжелый и самый легкий они не знают.

Поэтому и пришли к нам за помощью. Поможем?

– Тогда давайте возьмем мешочки и попробуем разобраться.

– Как вы думаете, ребята, как можно определить какой мешочек тяжелее, а какой легче.

– Взвесить на ладошках.

– Правильно, можно взять один мешочек в одну руку, второй в другую и сравнить мешочки между собой. Но у нас с вами не два, а три мешочка. Что нужно сделать?

– Нужно расставить мешочки в порядке убывания, от самого тяжелого к самому легкому.

( Сравнивают мешочки, выставляют в последовательности от самого тяжелого к самому легкому)

– Что мы можем сказать о красном мешочке?

– Он тяжелее желтого и зеленого мешочка. Значит он самый тяжелый.

– Правильно.

– А что можно сказать о зеленом мешочке?

– Он легче красного и желтого мешочка. Значит он самый легкий.

– А вот желтый мешочек вы поставили посередине, что про него можно сказать?

– Желтый мешочек легче красного, но тяжелее зеленого.

– Молодцы! Когда мы срав­ни­ва­ем пред­ме­ты и го­во­рим, легче или тя­же­лее, мы имеем в виду такое свой­ство пред­ме­та, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся «масса».

Давайте обозначим наши мешочки с подарками геометрическими фигурами, чтобы не запутаться.(приклеиваем стикеры размышляя куда какую фигуру и почему)

– Ребята, как вы думаете, мы правильно расставили мешочки? А с помощью чего можно проверить?

– С помощью весов.

– Молодцы! Да, ребята, оказывается не всегда можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки (с помощью ощущений). Для сравнения близких по массе предметов пользуются весами.

А где у нас в группе весы? Принесите, пожалуйста! (дети приносят весы и сами собирают)

Весы – это прибор для измерения массы предметов. Рассмотрим простейшие чашечные весы. Чтобы сравнить массы двух предметов, можно на одну чашу весов положить первый, а на другую второй.

( сравниваем мешочки, и расставляем их в порядке убывания)

– Ну что, ребята, не подвели нас наши ладошки, правильно определили массы мешочков.

– Тогда, думаю можно вернуть подарки.

( отдаем мешочки)

– А еще петушок, послушай про себя стишок.

Артикуляционная гимнастика «Петушок»:

Любопытный петушок

Выглянул в окошко

Посмотрел налево

Посмотрел направо

Не нашел лисы

Заплясал от души

Ай да петушок!

Дети показывают кончик языка, затем весь язык. Поворачивают его к уголкам губ в правую и левую сторону. Затем быстрым движением.

– А вам интересно, какие подарки получили петушок, курочка и цыпленок.

Давайте, спросим можно ли нам посмотреть.

(рассматриваем подарки.)

– Ребята, я думаю, мы не будем прощаться с петушком и его семьей, пусть они еще посмотрят и узнают еще интересное про массу предметов.

Подходим к столам. На столах две тарелочки с пластилином.

-Ребята, давайте разделимся на две команды мальчики и девочки.

Перед вами два кусочка пластилина. Положите их на чаши весов. Что вы можете сказать?

– Они одинаковые.

– А как  вы это поняли?

– Чаши весов на одном уровне.

– Правильно. Значит масса двух кусочков пластилина одинаковая.

Но прежде чем лепить давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика. «Вышел петушок гулять»

– Теперь я попрошу вас слепить один любой предмет из пластилина.

(Дети лепят)

– Что у вас получилось? Теперь положите ваши предметы на весы.

– Что мы видим?

– Чаши весов на одном уровне.

– Да ребята, форма предметов изменилась, а вот их масса осталась такой же.

– Поэтому нужно запомнить, что не зависимо от формы предмета, масса может быть одинаковой.

( можно вставить презентацию про виды весов или игру)

– Ребята, вы сегодня очень постарались. Я вами горжусь?

– Что вы интересного сегодня узнали?

– А кому вы сегодня помогли?

– Как вы это сделали?

– Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Источник: https://soloveva-ppds10.edumsko.ru/articles/post/700742

№ 3114 Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «В мире удивительных животных»

Андрюшкевич Татьяна ИвановнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №4,ст.Ленинградская, Краснодарский крайВоспитатель

Конспект ООД по познавательному развитию
с детьми старшей группы.

Тема: «В мире удивительных животных».

Оборудование: тропинка здоровья «лесная тропинка», игрушки диких и домашних животных, распечатки «Дикие и домашние животные».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: дубовый, кленовый, березовый, лесная тропинка); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, учить действовать сообща.

ХОД ООД

I. Мотивационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое на улице солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей).

Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими,

Живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

– Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками программы «Удивительные животные». Согласны? В путь!

Ходьба по «лесной тропинке», прибытие детей в «телевизионную студию» – создание эмоционально-положительного настроя:

Итак, мы пришли в студию!

– Ребята, а вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре)

Читайте также:  Что должен уметь ребёнок в 7 месяцев

II. Актуализация   знаний

Беседа

Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек.

Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? – Правильно, первым домашним животным стала собака.

 – А зачем она была нужна Человеку? (Ответы детей)  (Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных.

– Каких вы знаете домашних животных?  У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?

(Педагог называет домашнее животное, а дети – дикого предка:

 Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь,  лошадь- дикий конь (мустанг) и т. д.)

Воспитатель: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими. Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа,  а для других – жилье рядом с домом человека.  Жилье любого животного – и  домашнего, и дикого носит свое название.

III. Открытие детьми нового знания.

Воспитатель:  Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, волк-логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога и т. п.)

Воспитатель:  Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.

Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?

(Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет)

Воспитатель: А сейчас – живая пауза. Предлагаю вам показать, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения).

Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).

Продолжение беседы.

Воспитатель: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом, и размером. 

Что есть у всех животных? (какие  основные части? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост)).

Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). (Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие в лес. Проводится физкультминутка с имитацией движений:

Звериная зарядка.

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало — начинает все сначала.

 (Педагог просит детей занять свои места)

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Работа по распечаткам.

Воспитатель:  А хотите немного  поиграть ?(Ответы детей)  Необходимо закрасить животных, которые живут с человеком «Домашних животных», а потом мы посмотрим какие животные остались.

V. Рефлексия (итог).

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили? (О диких и домашних животных).

Как вы думаете, домашние животные, могут жить в дикой природе?   (нет….так как они: (дети дополняют фразу воспитателя, с опорой на картинки)

А почему животных называют домашними? (Ответы детей).

А каких животных называют дикими?(Ответы детей)

А как вы думаете, дикие животные, умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя пищу? (Ответы детей)

Ребята нам эти знания пригодятся?

Для чего нам надо знать какие животные дикие, а какие домашние? (Для того, что бы правильно за ними ухаживать и не тревожить диких животных, ведь они привыкли находить пропитание себе сами.)

Воспитатель: Вам  понравилась  наше путешествие? (ответы детей).

Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа. 

Источник: http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/oktyabr/no-3114-konspekt-ood-po-poznavatelnomu-razvitiyu-s-detmi-starshey-gruppy-na-temu-v-mire-udivitelnyh-zhivotnyh/

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»

Конспект НОД в старшей группеАвтор: Михина Марина Анатольевна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка детский сад №166, г. Тюмень

Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе (5-6лет) по теме «Экспедиция в тайгу». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории коренных жителей родного края и развитию любознательности у старших дошкольников.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»

Образовательные задачи:

Познание: Обобщить знания детей о коренных жителях родного края – ханты, манси. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Познакомить с названием жилища хантов и его устройством.

Коммуникация: Побуждать детей к активному общению. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу. Вызвать желание вспомнить название ранее прочитанных сказок народов севера.

Социализация: Формировать устойчивый интерес к театрализации. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Словарная работа: Ай-пух, стойбище, туесок, тайга, карта-схема, экспедиция, циновки;

Деревья: пихта, лиственница;

Животные: рысь, росомаха.

Предварительная работа:

– Беседы о тайге, о коренных жителях.

– Знакомство с культурой и бытом хантов.

– Чтение сказок народов севера.

– Рассматривание иллюстраций.

– Использование игр народов севера в свободной деятельности.

– Прослушивание музыкальных произведений, песен, народная хантыйская песня «Танец зверей».

– Знакомство с элементами узоров народов севера, роспись «Шкатулки».

– Лепка по сказке «Кукушка».

– Разучивание подвижных игр «Борьба оленей», «Бег по –медвежьи»

Материал к занятию:

Звучащее слово;

Карта-схема;

Иллюстрации жителей Севера;

Игрушка: Кукла-ХантАй-пух;

Атрибуты к спектаклю: Ширма, ёжик, лиса, пенёк, ёлки (3 шт.), шапочка зайца, шкура, очаг, пригорок;

Картинки деревьев и животных. Ход НОД:Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Звучащее слово).

«Здравствуйте ребята, меня зовут Ай-пух,

Я живу в тайге на стойбище хантов,

Приезжайте ко мне в гости.

Высылаю вам карту как ко мне добраться».

Воспитатель: – А, кто такой Ай-пух? (Ответы детей)

– Ребята, кто это может быть? (Ответы детей)

Воспитатель: Это имя мальчика – ханта. Хант – это национальность проживающая на Севере Тюменской области.

Воспитатель:-Вы согласны отправиться в гости к Ай-пуху.

– А вот и карта, которая пришла по почте, но мы не просто поедем в гости, а создадим экспедицию, чтобы посмотреть, где живут и как живут ханты.

– Ребята, вы знаете, что такое экспедиция? (Ответы детей)

– Правильно, это группа ученых – исследователей, которая отправляется куда-либо с целью изучить, исследовать.

– Вы хотите стать участниками экспедиции? (Ответы детей)

– Я буду руководителем экспедиции, а вы учёными – исследователями, нам ещё нужен фоторепортёр, который будет всё фотографировать.

(Дети выбирают фотографа)

Воспитатель:Ребята, не забывайте, что в тайге нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу, быть доброжелательными, а чтобы информация, собранная нашей экспедицией была ценной, надо отвечать полными предложениями.

– Ну, что отправимся? Давайте посмотрим карту.

– Ой, ребята, а часть карты отсутствует.

– Видимо потерялась по дороге. Но, ничего, смекалка нам поможет в пути.

– Ребята, на чём будем добираться?

Дети:Можно, поехать на машине!

Воспитатель:Сможем мы быстро добраться на машине? Там болота и буреломы.

Дети: На лыжах!

Воспитатель:Но ведь еще нет снега.

Дети: На вертолёте!

Воспитатель: А как мы узнаем, куда лететь? У нас только часть карты

Дети: Что же делать?

Воспитатель: Вы предложили много вариантов, это хорошо.

А давайте пойдём с Вами пешком и по дороге карту отыщем.

Воспитатель: Впереди густой лес и бурелом, берегите глаза.

Дети идут преодолевая препятствия и встречают зайца на пеньке.

Заяц: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуй заяц, мы идём в гости к Ай-пуху.

Но у нас, не вся карта, а ты не находил в лесу нашей карты?

Заяц: Нашёл Я вашу карту и дам вам её, только сначала поиграйте со мной.

Воспитатель: Давай заяц я тебе помогу, поиграть с детьми.

Игра «Какие деревья растут в тайге?».

Цель: Закреплять хвойные и лиственные деревья; деревья, растущие в тайге.

Развивать внимательность.

Воспитатель: Я буду называть деревья, а вы показывать: если дерево хвойное

– то руки внизу, а если лиственное – то руки вверх, если такое дерево не растёт в тайге – то стойте и ничего не показывайте.

– Слушайте внимательно:

В тайге растут: берёзы, ели, дубы, сосны, яблони, кедры, клёны, осины, тополя, рябины, пихты, липы, лиственницы.

Заяц: Молодцы! Вот Вам часть карты.

(Дети рассматривают карту и идут дальше, через болото по кочкам).

Выходят на поляну, а там разбросаны картинки с изображениями животных, рядом задания.

Игра «Выберите животных, которые живут в тайге».

Цель: закреплять знания о животных, живущих в тайге.

Отбирают животных тайги, смотрят кто остался.

Воспитатель:А почему верблюд, не сможет жить в тайге, а черепаха?

Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли лесным жителям определить, место жительства.

Воспитатель: Ой, ребята слышите, какой-то шорох.

(Ширма оформлена осенними листьями).

Воспитатель:Ребята, присаживайтесь на полянку, лесные жители приготовили для вас сюрприз.

Кукольный театр в исполнении детей «Хитрый ёжик»:

Девочка-автор: Ёж пыхтит и морщится.

Ёж: Что я вам, уборщица?

Лес никак не подмету…

Соблюдайте чистоту!

(Берёт веник и подметает).

Девочка-автор: Это кто там за кустом

С длинным рыженьким хвостом?

Ей на месте не сидится.

Это хитрая лисица!

Шуба рыжая на ней,

Стережет лиса ежей!

(С другой стороны ширмы появляется лиса)

Лиса (лукаво с хитрецой):

Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

Ёж: (ворчливо)

Тем он, лисонька хорош,

Что зубами не возьмёшь!

Лиса: Очень, ёж, ты хорош!

Жаль, что в руки не возьмешь.

Ёж: Не возьмешь, ну и что ж!

Без иголок я не ёж!

Воспитатель:Ребята, почему лисе не нравятся иголки ёжика?

Дети: Потому что он был бы легкой добычей.

Воспитатель:А эти животные точно живут в тайге?

-Назовите их соседей, других животных живущих в тайге? (Дети называют)

Девочка – автор: Вот вам карта, а там за пригорком стоит стойбище хантов.

До свидания!

Дети рассматривают карту.

Воспитатель: – Ребята посмотрите, какая извилистая дорога до пригорка, идите друг за другом, чтобы не потеряться.

(Идут змейкой)

Воспитатель: – А вот и пригорок, посмотрите внимательно, нет ли за пригорком последней части карты?

(Находят карту, рассматривают)

Воспитатель: – Вот мы и пришли на стойбище хантов.

(Детей встречает кукла Ай-пух).

Ай-пух: Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть.

Проходите в мой дом, рассаживайтесь.

Я вам сейчас расскажу о своем доме.

«Мой дом называется чум. В углу чума мы устраиваем очаг, огонь очага служит нам отоплением и освещением жилища. Летом в очаге так же поддерживаем огонь, но не для тепла, а для дыма, защищающего от комаров и мошек. Внутри дома из земли делаем нары и обшиваем досками, на них кладём плетенные из травы или тростника циновки –коврики, а потом шкуры оленя или медведя, так и спим.»

Воспитатель:Спасибо, тебе Ай-пух, это нам пригодится для нашей экспедиции. Мы много знаем о животных и деревьях тайги, а еще мы знаем много сказок народов Севера.

Воспитатель: Ребята, назовите, какие вы знаете сказки?

Дети: «Айога», «Девушка и луна», «Чужая ураса», « Кукушка», «Невеста солнца»).

Ай-пух: Молодцы, много сказок знаете!

Воспитатель: Дети приготовили для тебя спектакль по сказке «Кукушка».

Театрализация сказки детьми

Ай-пух: Спасибо! А вот вам угощение, ягоды брусники.

Дети благодарят и прощаются.

Воспитатель:Ребята, мы очень много времени затратили на нашу экспедицию на чем же мы отправимся обратно.

Дети: Может на лодке по реке?

Воспитатель: Как называется река, по которой мы сможем плыть?

Дети:Тура.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись, но работа на этом не закончилась.Всё, что вы увидели, нужно зарисовать, сделать фотографии. Проходите в лабораторию и делайте зарисовки.

Дети садятся и делают зарисовки.

Источник: http://www.school-essays.info/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-po-teme-ekspediciya-v-tajgu/

Ссылка на основную публикацию