Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: жаба

Лягушка, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: Жаба

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Словарь: земноводное, линять, линька. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки и фотографии лягушек, карточки с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, цветная бумага, оборудование к занятию конструированием из бумаги.

Лягушка

Лягушка

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Крыма. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

Загадка про лягушку

Не зверь, и не птица, Всего боится. Половит мух –

И в воду – плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

По всему нашему полуострову расселились лягушки. В реках, озерах, прудах живут они. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.

Скажите, знаете ли вы, как мы дышим? (Ответы детей). Вдыхаем воздух носом, набираем его в легкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима в Крыму выдалась теплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей).

«Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей). Кваканье.
Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру». Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.

(Звукоподражание по образцу воспитателя).

К пению лягушек относятся люди по-разному. Одним оно нравится и доставляет удовольствие. В Японии, например, лягушек держат в доме и слушают их кваканье.

А во Франции в старину богатые люди заставляли своих слуг всю ночь колотить по воде палками, чтобы прекратить кваканье лягушек. Но не долго лягушки дают концерты, как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки.

К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!». Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много.

Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.

Про это даже загадка есть:

Подрастала – Хвост растила, Платье темное носила. Подросла – Зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (Ответы детей). Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка-головастик-малек-лягушонок»).

Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей). Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же ее и съедают.

Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки».

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки,

(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались, Полотенцем растирались.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо наклонялись, Влево наклонялись. Вот здоровья в чем секрет,

(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Послушайте еще одну загадку о лягушке:

Загадка про лягушку

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки.

А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым.

Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.

А врагов у лягушек и кроме человека хватает: Хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Ответы детей). Журавли, цапли, аисты.

Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей).

Послушайте поговорку про лягушку: «Может потому лягушка земноводная, что не поймет, где лучше?». Все верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде, и на земле.

Может вы вспомните еще каких-нибудь земноводных? (Ответы детей). Черепахи, жабы.

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

«Жалейкин и лягушонок»

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
– Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин.

– Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

– Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природы к себе домой как будто из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо.

Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от того, нравится нам это растение или животное, или не нравится. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

Сейчас мы сделаем с вами лягушку из цветной бумаги. А для того, чтобы все у нас получилось замечательно, немножко потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Вопросы:

1. Где живут лягушки? 2. Как зимуют лягушки? 3. Расскажите о лягушачьих свадьбах. 4. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают? 5. Как люди относятся к лягушачьему пению? 6. Как появляются на свет лягушачьи детки? 7. Линяют ли лягушки? Когда? 8. Чем питаются лягушки? 9. Почему лягушки – земноводные животные?

10. Назовите врагов лягушек.

Во второй половине дня:

Проводятся подвижная игра «Лягушки и цапля», музыкальная игра «Про лягушек и комара».

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(расскажи стихи руками)

Цели: Развить память, внимание, моторику, ритмичность движений.

Две лягушки-хохотушки
(Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают)

Прыгали, скакали.
(Изображают прыжки в воздухе пальцами)

Лапкой – хлоп, Другой – хлоп,

(Ладонью ритмично хлопают по ноге)

Щеки раздували.
(Показывают округлость пальцами вокруг щек)

Увидали комара,
(Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами)

Закричали:«Ква-ква-ква!»
(Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта)

Улетел комар, как ветер.
(Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец)

Хорошо пожить на свете!
(Поглаживание ладонью по груди)

Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.

Скачать конспект занятия «Лягушка»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/jivotnye/lyagushka.html

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группы “Лягушка-попрыгушка”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 31 «Тополёк»

Интегрированная образовательная деятельность по экологии и конструированию для детей подготовительной группы

«Лягушка – попрыгушка»

Автор:

Танина Мария Анатольевна

г.Большой Камень

Конспект интегрированного непосредственно образовательной деятельности по экологии и конструированию для детей подготовительной группы по теме «Земноводные»

Подготовила: Танина Мария Анатольевна – воспитатель МБДОУ №31 «Тополёк» г. Большой Камень

Тема: «Лягушка – попрыгушка»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (конструирование, аппликация), «Познание».

Виды деятельности: игровая, продуктивная, позновательно – исследовательская.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о лягушке, внешний вид, особенности строения, познакомить с местами обитания, с размножением и развитием. Показать пользу лягушки в природе.

Воспитательные: учить бережно и уважительно относится к живым существам, окружающей среде. Учить детей конструировать из бумаги лягушку в стиле оригами.

Развивающие: развивать любознательность, активизировать словарь по теме «Земноводные», развивать слуховое и зрительное внимание, общую и мелкую моторику, интерес детей к родной природе.

Развивающая среда: мягкая игрушка лягушки, письмо от лягушки, картинки с изображением развития лягушки от икринки до взрослой особи, лягушата коричневого и зеленого цвета, разрезные картинки лягушки (на каждого ребёнка); стакан с грязной и чистой водой, воронки, трубочки, ваттные диски, цветная бумага, бумага для оригами зелёного цвета, клей, набор игрушек земноводных и муравья. Плакат с водной и растительной средой. Ватман с изображением пруда.

Ход занятия:

Дети входят в группу здороваются с гостями.

На столе стоят игрушки земноводных и муравья.

Воспитатель: Ребята посмотрите на игрушки. Скажите кто здесь лишний и почему?

Дети: Здесь лишний муравей, потому что он насекомое. А лягушка, жаба, змея – это земноводные.

Воспитатель: Почему их называют земноводные?

Дети: Потому что они могут жить на земле и в воде.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

У болотной мягкой кочки,

Под зелёненьким листочком

Притаилась попрыгушка

Пучеглазая …..

Дети: Лягушка.

Воспитатель: Правильно – это лягушка. К нам в гости пришёл лягушонок и принёс письмо. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте ребята! У нас случилась беда, около нашего пруда построили завод. Вся грязь с завода попадает к нам в пруд. Вода стала грязная. Наши детки стали часто болеть. Помогите нам, пожалуйста. Ваша Лягушка – попрыгушка»

Воспитатель: Ну, что поможем лягушкам?

Ответы детей.

Воспитатель: Прежде, чем мы ей поможем предлагаю вам узнать о ней побольше. Давайте вспомним в каких сказках встречается лягушка?

Дети: «Царевна – лягушка», «Лягушка – путешественница», «Теремок», «Под грибом» и др.

Воспитатель предлагает рассмотреть лягушонка и описать его.

Дети: Форма тела лягушки овальная, покрыта слизью, чтобы тело не пересыхало, нет шеи, голова (рот, во рту длинный, липкий язык, ноздри, глаза большие), ноги (передние короткие, задние длинные), кожа гладкая,

Воспитатель: А где живут лягушки?

Дети: Живут лягушки в озёрах, в прудах, в болотах.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называются эти лягушки?

Дети: Лягушка, которая живёт на суше – травяная, она бурого цвета. А лягушка, которая живее в воде – водяная – она зелёного цвета.

Воспитатель: Дети, а почему лягушки разного цвета?

Дети: От цвета окружающей среды.

Воспитатель: Как называются детёныши лягушки?

Дети: Головастики.

Воспитатель: Давайте рассмотрим последовательность развития лягушки.

На фланелеграфе картинки с последовательностью развития лягушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лягушки хорошие помощники синоптикам? По их поведению люди научились предсказывать погоду. Кто знает эти приметы?

Дети: – Лягушки на суше прыгают – к дождю.

– Лягушки с вечера кричат – к хорошей погоде.

– Зашумит река, закричит лягушка – будет дождь.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, пока мы с вами разговаривали о том какие они помощники. Они все перемешались. Давайте их расселим в свою среду обитания.

Читайте также:  Театрализованное представление по пдд в начальной школе

Игра “Посели лягушку”.

На ковре воспитатель располагает миску с водой и коробку с землёй. Ставит коробок с лягушками бурого и зелёного цвета. По сигналу воспитателя дети “расселяют” лягушек в свою среду обитания.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного отдохнём.

Физ.минутка: «Две лягушки»

На болоте две подружки, (руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Две зелёные лягушки.

Утром рано просыпались (выполнять движения в соответствии с текстом)

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонились,

Влево наклонились.

Вот здоровье в чём секрет, (ходьба на месте)

Всем друзьям физкульт привет!

Воспитатель: Чем питается и как лягушка?

Дети: Лягушки питаются мошками, комарами, иногда они поедают своих головастиков. Они выбрасывают свой длинный, липкий язык вперёд и жертва прилипает к нему.

Воспитатель: Дети, а что есть в воде нужное для того, чтобы там жила лягушка?

Дети: Воздух, водоросли, растения.
Воспитатель: Что за пузырьки под водой?

Дети: Лягушка дышит воздухом.

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем глубокий вдох и выдох. Чем мы дышим?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Воздух прозрачный, мы его не видим, но он вокруг нас. А в воде воздух мы можем увидеть.

Опыт «Как увидеть воздух?»

Воспитатель предлагает подойти к столам где стоят стаканчики с чистой водой и трубочки.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Один конец трубочки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что вы видите?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Мы вдохнули воздух, он в воде в виде пузырьков. Это была чистая вода и чистый воздух. Так дышали лягушки до того как построили завод. А теперь какая вода стала?

Дети: Грязная.

Воспитатель: Что нужно сделать с водой, чтобы она была чистая?

Ответы детей.

Опыт «Как очистить воду?»

На столе стоят стаканы с грязной водой, пустой стакан, воронка и ваттный диск.

Воспитатель: Возьмите в пустой стакан поставьте воронку, сверху положите ваттный диск. Стакан с грязной водой потихоньку переливайте в пустой стакан. Что получается?

Дети: Вся грязь остаётся на диске, а чистая, фильтрованная вода сливается в пустой стакан.

Вывод: на трубы, которые идут в пруд поставить фильтр. Тогда в пруд будет попадать чистая вода.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем как помочь лягушкам.

Воспитатель показывает ватман с нарисованным озером.

Воспитатель: Ребята ,посмотрите , пожалуйста сюда. Что вы видите?

Дети: Озеро.

Воспитатель: В этом озере никто не живёт. Я предлагаю вам заселить в это чистое озеро лягушек. Давайте из бумаги сделаем много лягушек и лягушат.

Конструирование в стиле оригами «Лягушка»

Дети делают лягушку, приклеивают глаза и рот. Готовую лягушку наклеивают на ватман.

Вопросы:

1. Чем покрыто тело лягушки?

2.Через что дышит лягушка?

3.Как размножаются лягушки?

4.Где зимуют лягушки?

5.Чем питаются лягушки?

6.Кто питается лягушками?

Дети выполняют индивидуальную работу, делятся своими эмоциями, впечатлениями и “новым” отношением к лягушке.

Воспитатель: Ребята, лягушка-попрыгушка очень рада, что мы ей помогли. Она решила отблагодарить и передала вам угощения.

Итог занятия – выставка детских работ.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiektnieposriedstviennoiobrazovatielnoidieiatielnostivpodghotovitielnoighruppyliaghushkapopryghushka

Конспект занятия аппликации в подготовительной группе по теме «Лягушка»

Автор занятия: Верхозина А.Н, воспитатель первой квалификационной категории.

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Словарь: земноводное, линять, линька. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Тамбова. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

Загадка про лягушку

Не зверь, и не птица, Всего боится. Половит мух –

И в воду – плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.
 

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Воспитатель:

Повторим технику безопасности

– Ножницы нельзя брать без разрешения

– Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

– Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

– Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

– Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

– Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

– Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

– Ножницами нельзя вырезать на ходу

Воспитатель:

Ребята, что бы создать лягушку нам необходимы два прямоугольника, затем срезаем углы и получаем овалы, вырезаем еще два круга из квадрата -это будут глазки лягушки. Еще нам понадобятся 4 полосочки.

Складываем их в виде гармошки- это будут ножки лягушки. Потом вырезаем лапки из круга в виде заборчика, т.к у лягушки есть перепонки и она любит плавать. Все свои заготовки выкладываем на листе бумаги.

Все готово можно приклеивать(дети работают за столами).

Воспитатель:

А теперь , когда наши работы готовы , мы можем отдохнуть.

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки,

(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались, Полотенцем растирались.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо наклонялись, Влево наклонялись. Вот здоровья в чем секрет,

(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель:

Кого мы сегодня делали (ответы детей), понравилось вам занятие?(ответы детей).Я хочу вас всех похвалить и сказать какие вы молодцы!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_zanyatiya_applikatcii_v_podgotovitelnoj_gru_071001.html

Конспект занятия по экологии: “Где зимуют лягушки”

“Где зимуют лягушки”

Программные задачи:

  1.  Закрепить представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек.
  2. Познакомить детей с умением лягушек приспосабливаться к жизни в разных температурных условиях.
  3. Ход:

Воспитатель сообщает детям, что на занятие пришел гость – показывает игрушечного лягушонка.

– Лягушонок Кваква узнал, что вы много знаете о настоящих живых лягушках, интересуетесь их жизнью и бережно относитесь к этим маленьким беззащитным животным. Кваква попросился к нам в гости. Я и решила: пусть побудет на нашем занятии, а вы ему расскажете все, что знаете о лягушках.

– Ребята, посмотрите на экран. И ты, Кваква, тоже смотри. На слайдах изображены лягушки, которые живут в природе, давайте с ними познакомимся. Глядя на слайды, дети рассказывают, что в природе лягушки бывают разные: по размеру, по цвету. Воспитатель может задавать наводящие вопросы, связанные с внешними качествами лягушек).

– Ребята, расскажите, в каких местах обитают лягушки? Напомню вам, что рассказывать надо подробно, чтобы Квакве было интересно. Имейте в виду – он ведь игрушечный, нигде не был.

На экране появляются картинки с изображением пруда, болота, суши. Дети отвечают, что живут лягушки на болоте, в пруду, в озере – везде, где есть вода. Воспитатель может добавить, что без воды у нее пересыхает кожа, а они дышат не только легкими (как все наземные животные), но и через кожу.

– Обратите внимание на то, как лягушки раздувают свой горловой мешок, когда издают звуки.

– Все жабы и лягушки квакают по-разному. Вот послушайте (звуковая запись – кваканья лягушек).

Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, как передвигаются, что лягушки едят в природе (в сырых местах много комаров, мошек – ими и питаются лягушки), как охотятся на мошек, кто на них охотится.

Если надо, то воспитатель задает наводящие вопросы: Какой длины задние и передние лапы? Что помогает лягушке легко плавать? (перепонки между пальцами) Чем интересен язык лягушки? Какие глаза? Как передвигается?

– Ребята, обратите внимание на то, что в природе всё взаимосвязано.

– Некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают множество комаров, мошкары и сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать, брать в руки.

– Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и понаблюдать вместе с Кваквой за маленькими лягушатами

– Ребята, а кто расскажет, как размножаются лягушки?

дети рассказывают, как появляются из икры головастики, которые потом становятся лягушатами и взрослыми лягушками).

Физкультминутка «Про лягушек и комара»

Две лягушки-хохотушки (Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.)

Прыгали, скакали. (Изображают прыжки в воздухе пальцами.)

Лапкой – хлоп, другой – хлоп, (Ладонью ритмично хлопают по ноге.)

Щеки раздували. (Показывают округлость пальцами вокруг щек.)

Увидали комара, (Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами.)

Закричали: «Ква-ква-ква!» (Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.)

Улетел комар, как ветер. (Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец.)

Хорошо пожить на свете! (Поглаживание ладонью по груди.)

– Кваква, дети тебе хорошо рассказали о том, как лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое время года: весной, летом, в начале осени. А вот что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Ребята хотят про это узнать. Мы сейчас прочитаем про расказ «Где зимуют лягушки?»

– Самое трудное время для наших животных — это зима с её холодами. Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки?

Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твёрдыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лёд, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

К чему ещё приспособлены лягушки, кроме климата? Да к воде. Наверно, ты не раз видел, как лежит лягушка под её поверхностью, раскинув лапки, — так, что снаружи только нос и глаза. Лежит, носом дышит, а глазами вокруг посматривает — нет ли какой опасности. Увидит тебя, гребнёт перепончатыми лапами и спрячется на дне.

А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? На первый взгляд — ничего. Лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух, не страшна. Крокодил большой и зубастый, он ловкий охотник. Бегемот огромный, неповоротливый и ест траву.

Но все они живут в воде, любят лежать у её поверхности. Дышать им в это время надо? Надо. Смотреть надо? Надо. Поэтому у них над водой выступают только глаза и ноздри. Взгляни на картинку.

(Слайд 21) Бегемот — совсем как большая лягушка, а крокодил похож на тощего бегемота.

И это потому, что все они приспособлены к жизни у поверхности воды. Учёные давно заметили, что если разные животные ведут одинаковый образ жизни, то они становятся похожими друг на друга.

После чтения воспитатель задаёт детям вопросы:

– Как зимуют лягушки?

– Почему они не могут жить зимой на земле?

– Лягушонок, ты теперь знаешь много, увидел своих друзей лягушат, услышал рассказы ребят, узнал, где зимуют лягушки. Дети тоже много знают и понимают, почему к живым лягушкам надо бережно относиться.

– А сейчас я предлагаю вам вместе поиграть.

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-gde-zimuyut-lyagushki.html

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные»

Познавательное занятие в подготовительной к школе группе «Дикие животные»

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

— формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

— уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;

— способствовать развитию связной речи;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;

Ход занятия:

Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма.

«Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите и нам срочно помогите! »

Жители леса.

Воспитатель: Ну что, отправимся на помощь к животным? Давайте вспомним, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: Закрывайте все глаза, я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся с вами в лесу.

Волшебство сейчас начнется

Стоит палочкой взмахнуть

Детям ярко улыбнется

Позовет в далекий путь.

Воспитатель: Ребята что бы расколдовать наших животных, нам надо разгадать загадки.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

(иллюстрация медведя)

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель: Медведь спит в своей берлоге. Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется. Да… Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса.

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк.

(иллюстрация белки)

Воспитатель: Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети: Чтобы другие звери не достали.

Воспитатель: Следующая загадка.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …

Дети: Лиса

Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису (иллюстрация лисы). Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисица, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Как называется дом лисы?

Дети: Нора.

Воспитатель: Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.

Воспитатель:

Прыгун – трусишка:

Хвост — коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одёжка в два цвета-

На зиму, на лето.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайца (иллюстрация зайца). Расскажите, какой он? Какие у него уши?

Дети: — Заяц маленький, беленький, пушистый. У него длинные уши.

Воспитатель: — Вспомните, какую шубку носит заяц весной, и на какую шубку меняет её зимой?

Дети: — Зимой у зайца серая шубка, а весной он меняет её на белую.

Воспитатель: А это кто? Отгадайте.

Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех…

Дети: Волк (иллюстрация волка)

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой.

Воспитатель: У волка тоже есть дом, называется логовом.

Воспитатель: Следующая загадка.

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит,

С ним детишек караван,

Это зверь – лесной…

Дети: Кабан (иллюстрация кабана)

Воспитатель: Где живёт кабан? Чем питается?

Дети: Кабаны всеядные животные, они питаются корневищами и клубнями, семенами и плодами деревьев, грибами, мхом. Тело покрыто жёсткой щетиной, которая не позволяет цепляться за кусты.

Вместо шубки лишь иголки,

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек

Звать его конечно…

Дети: Ёж (иллюстрация ёжика)

Воспитатель: Чем покрыто тело ежа? А чем питается ёж? Что делает ёж зимой?

Дети: Тело покрыто иголками, кроме брюшка. Питается ёж насекомыми, жабами, лягушками, улитками, земляникой, змеями. Всю зиму ёж спит в своём гнезде.

Воспитатель: Ну, и наконец, ещё одна загадка.

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый…

Дети: Лось (иллюстрация лося).

Воспитатель: Что вы можете сказать про лося? Чем лось питается?

Дети: Лось питается ветками деревьев и кустарников. У лося большие рога.

Воспитатель: Иногда рога надоедают лосю, он их сбрасывает в ноябре – декабре и ходит до мая без них. У лося крупные мощные ноги и верхняя губа очень большая. Шея короткая, а уши длинные.

Физкультминутка “Дикие животные”

Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат.Все мамы и дети напиться хотят. Дети идут по кругу друг за другом..Идут, громко топая.Идут крадучись.Передвигаются в глубоком приседе.Идут вперевалку.Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.Скачут, сделав «ушки» из ладоней.Идут на четвереньках.Останавливаются.

Игра “Чем бы мы угостили животных? ”

(Дети раздают диким животным те продукты — карточки, которыми они питаются)

Воспитатель: Ребята, тут опять у нас заданье. Наш волшебник заколдовал зверей. Не знают они у кого какие уши, лапы, хвосты. Надо нам им помочь и на место все вернуть.

Игра «Собери пазл»

Пальчиковая гимнастика

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» — колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

(Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок»)

Воспитатель: Но это не все! На столах у вас лежат листочки. Нам с вами нужно соединить детёнышей с их родителями.

Воспитатель: Ребята, а у нас еще одно заданье. Я буду читать стихотворение, а вы его будете дополнять:

Летним днем простой тропой звери шли на водопой

За мамой зайчихой прыгал…( зайчонок)

За мамой волчицей топал…( волчонок)

За мамой лисицей крался…( лисенок)

За мамой медведицей шёл….( медвежонок)

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок)

За мамой ежихой плелся…( ежонок)

Воспитатель: Ребята! А сейчас нарисуйте то животное, которое вам понравилось больше всего, (дети рисуют животных).

Воспитатель: Молодцы! Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись»

-Вам понравилось наше путешествие?

Воспитатель: Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным и их детенышам.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь.

Скачать конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные»

Название: Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные»
Номинация:

Источник: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiy/

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы-исследователи» в подготовительной группе

Цель занятия: Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.

 Задачи:

-Дать представления о воздухе как о газообразном веществе. Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания, объяснив, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Активизировать словарь детей. Совершенствовать навыки диалогической речи на уровне предложений.

Развивать словарно – логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи. Развивать навыки общения и рассуждений. Развивать общую и мелкую моторику.

-Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание к совместной деятельности.

 Материал:

-визитки «Ученый – исследователь»;

-камешки;

-полиэтиленовые пакеты;

-резиновые груши;

-кусочки мела;

-соломинки;

-стаканы;

-зеркала;

-кусочки резины;

-резиновые игрушки;

-весы;

-панно «Детский сад» (здание без деревьев, отдельно цветы, кусты, деревья);

-воздушные шары;

-предметные картинки (фен, пылесос, вентилятор, воздушный шарик, надувной матрац и бассейн, мяч, барабан, колесо);

-надпись «Лаборатория»;

-грамзапись «Звуки леса».

5. Пропедевтическая работа:

-Беседа по теме: «Воздушный океан», «Кто такие ученые – исследователи», «Коллеги по работе», «Как мы дышим», «Чистый воздух и вода – богатство страны».

-Наблюдения на прогулке: «В какую сторону плывут облака», «Почему вертушка крутится», «Почему птицы летают и не падают», «Найди объекты живой и неживой природы», «Есть ли у растения носы», «С какого дерева семена».

-Подвижные игры и физ. минутки: «Воздушные шары», «Воздух, огонь, вода, земля»,«Летающие семена», «Замри», «Ветер», «Пушинки», игры с мячом.

-Опытническая работа: «Воздух», Воздух поет и свистит», «Пузырьки воздуха», «Ветер – это движения воздуха», «Пламя», «Волны», «Буря», «Зеленые пылесосы», «Мыльные пузыри».

-Чтение художественной литературы и энциклопедий: «Хочу все знать», «Азбука здоровья»,«Что? Зачем? Почему?», С. Маршак «Мяч», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», А. Барто «Жарко», А. Орлов «Ветер пастушок», И. Матвеева «Дуб и ветер», С,Михалков«Три ветра» и другие.

-Загадки по теме.

-Анкетирование родителей: «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок»,«Воздух в нашей квартире».

-Коллективная работа «Наш детский сад» (рисование)

6. Словарная работа:

-существительные: ученые, исследования, газ, коллеги, визитка, вдох, выдох;

-прилагательные: крепкий, выпуклый, полиэтиленовый, невидимый;

-глаголы: Ощущать, чувствовать, журчит.

Ход занятия:

1. Организационный момент – загадка.

-Отгадайте загадку:

Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю (воздух)

-Вопросы:

Правильно, а почему вы так решили?

Что мы уже знаем о воздухе?

Мы можем его попробовать?

Какого цвета воздух?

2. Оснавная часть.

-Предлагаю вам стать учеными и продолжить исследования воздуха.

Вы знаете кто такие ученые – исследователи?

-Нам предстоит трудная задача – узнать:

что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

(Прикрепляю на грудь детям визитки)

Вы готовы?

Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт с камнем:

-Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

А можно ли взять в руки воздух, сжать его?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: Воздух – это не твердое тело.

Опыт с водой:

-Возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая она?

Что умеет делать вода?

Что же такое вода?

Назовите другие жидкости?

Опыт с воздухом:

Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит,он не жидкость. Какой можно сделать вывод?

Правильно, воздух не твердое тело и не жидкость.

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

Повторите, что такое воздух.

Вот наше открытие!

-Продолжим исследования.

Воздух невидим. Как же мы его обнаружим?

Поскольку мы с вами исследователи, проведем опыт.

ОПЫТ 1.

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?

Какой мы сделаем вывод. Правильно, делаем вывод – пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

ОПЫТ 2.

Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь.

Что вы чувствуете?

Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревце все выше, выше.

-Продолжим наши исследования.

Воздух есть везде. Проверим это.

ОПЫТ 1 .

Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

ОПЫТ 2.

Закроем рукой отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее.

Она не сжимается, что же этому мешает?

Делаем вывод: Воздух, находящийся в резиновой груше, мешаете сжимать.

Опыт 3.

Бросим в стакан с водой кусочек мела.

Что происходит?

Мы провели ряд исследований, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?

Правильно, воздух есть везде: в пакете, в груше, в мелке.

Игра

-Сейчас мы с вами поиграем.

У меня на столе лежат картинки с предметами внутри которых есть воздух и в которых нет воздуха, но он образуется при их включении.

Вам нужно разложить картинки под определенные знаки, объяснив свой выбор.

Показываю знаки + и -.

+ это значит «да», есть воздух;

– это значит «нет» воздуха, но он образуется при их включении.

Теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить вернуться в нашу лабораторию и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Имеет ли воздух вес?

ОПЫТ 1.

Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем?

Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.

Если развязать нитку на надувном шарике, что произойдет?

(Развязываю) Как выходит воздух?

Что произойдет, если шарик проткнуть иголкой.

(Протыкаем) Как вышел воздух?

Давайте покажем.

Упражнение на дыхание: «Шар лопнул»

ОПЫТ 2.

Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что произошло? Правильно, он утонул.

Возьмем резиновую игрушку. Она плавает. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины. Что у нее внутри?

Делаем вывод: Воздух имеет вес, но он легче,чем вода.

Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? Правильный вывод, коллеги.

Как вы думаете, какое самое главное назначение воздуха? Для чего нам необходим воздух?

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

ОПЫТ 1.

Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и потихоньку в нее подуем.

Что вы наблюдаем?

Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

ОПЫТ 2.

Подышим на зеркало. Что произошло? Оно запотело. Почему?

Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Все мы люди дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух. Для этого нам нужны носы. Послушайте известную песенку о носах.

«У всех зверей, у всех людей имеются носы. Носы важны, носы нужны не только для красы. И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя….»

Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у всех носы? Чем- то они похожи, и в то же время у каждого из нас свой, неповторимый нос. И каждый по – своему хорош.

А для чего в носу дырочки?

Давайте посмотрим, как устроен наш собственный нос, рассмотрите свои носы в зеркале.

Втянем воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается. Поэтому в холодную погоду особенно важно дышать через нос, а не через рот. Нос не только согревает воздух, но и очищает его. Внутри него есть множество волосков, на которых оседают пыль, микробы.

Нос – это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Дальше воздух поступает в особые трубочки, но и это не конец пути. Далее воздух попадает в главный орган дыхания – легкие.

Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе, и сдуваются при выдохе.

Положите руки на грудную клетку. Подышите. При дыхании она поднимается и опускается.

Что происходит с легкими при дыхании?

Правильно, делаем вывод: при вдохе – они наполняются воздухом, а при выдохе воздух выходит.

Ребята, а я знаю одно упражнение, которое поможет вам не заболеть

Упражнение «Шмыгание» (показываю)

Его можно делать везде: дома, на улице, в детском саду. Попробуйте сделать.

Вот так воздух поступает в наше тело.

А мы можем не дышать? Давайте проверим. Попробуйте не дышать хотя бы немного.

Какой можно сделать вывод? Правильно коллеги, без дыхания жизни нет.

Послушайте стихотворение:

Через нос

Проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не вкусный

И все же

Без него мы жить не можем.

К сожалению, сейчас воздух очень загрязнен. Это влияет плохо на здоровье людей.

Что способствует загрязнению воздуха? Что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище?

Предлагаю посадить деревья, кусты, цветы вокруг нашего детского сада. (Работа на панно)

Если все люди будут сажать деревья вокруг своего дома, на улице, то воздух в нашем городе будет намного чище и люди будут меньше болеть.

3. Заключительная часть.

Наша исследовательская деятельность подошла к концу.

Какие опыты вам понравились больше всего?

Что нового вы сегодня узнали?

Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе, какие выводы делали.

Мы с вами очень плодотворно поработали, сделали открытие. Посадили много деревьев.

А теперь давайте представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом. Дышать будем глубоко, чтобы в легкие попадал чистый лесной воздух.

Релаксация на ковре.

Домашние задание:

Ребята, вы знаете о воздухе очень многое, предлагаю вам провести опыты со своими родителями.

Источник: http://a2b2.ru/methods/26568_konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_myissledovateli_v_podgotovitelnoy_gruppe/

Конспект итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Путешествие в царство Знаний»

Цель: формирование познавательной активности, творчества детей, развитие их личности через различные виды деятельности.

Обучающие задачи:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение, формировать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ, решение;
  • Упражнять в счете: четном и нечетном;
  • Закрепить знание о последовательности дней недели;
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости;
  • Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма);
  • Закрепить знания о последовательности чисел;
  • Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Развивающие задачи:

  • Создавать условия, для логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение, фантазию;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу, интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа:

  • Отгадывание загадок, решение арифметических задач, логических задач, наблюдение за календарём, индивидуальная работа, занятия по РЭМП.

Словарная работа:

Методические приёмы:

  • Успокаивающее упражнение перед занятием;
  • Игровой (использование сюрпризных моментов);
  • Превращение;
  • Наглядный (использование иллюстраций);
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • Поощрения, анализ занятия;
  • Релаксация.

Оборудование: Цифры, знаки, геометрические фигуры, доска, фланелеграф, письмо, клубочек, бутылка с запиской, мяч, облако, диск с волшебной музыкой, подносы с манкой, воздушные шары, столы, конфеты, цветы, игрушки: гном, собака, замок.

Раздаточный материал: тетради, карандаши, листы в клетку.

Демонстрационный материал: морковь, зайцы, цветы, математическая игра, цифры от 0 до 10.

Индивидуальная работа:

  • Воспитывать выдержку (Арсений, Влад Б.);
  • Активизировать ответы (Катя, Милана, Фарид);
  • Проконтролироват ь при решении задач (Алёша, Катя).

Структура занятия

  • Мотивация – игровая ситуация – «Путешествие в царство знаний»;
  • Разминка;
  • Игра «Наших цифр не хватает»;
  • Решение задач;
  • Закрепление геометрических фигур (внимание, зрительная память, закрепление знаний свойства геометрических фигур), нетрадиционное рисование (пальцем на манной крупе);
  • Ориентировка в пространстве (фланелеграф);
  • Физминутка;
  • Последовательнос ть дней недели (закрепление);
  • Ориентация на листе бумаги (графический диктант);
  • Грамота (составление предложений по схеме, разбор слов на слоги);
  • Релаксация;
  • Итог занятия.

Воспитатель: Добрый день!

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Мы готовы поиграть!

Можно встречу начинать!

— Ой, кто – то бросил нам письмо?! Может это лучик солнца, что ласкает нам лицо? Может это воробьишка, пролетая обронил?

Дети: Да, это птица! Такая красивая сказочная!

Воспитатель: Хотите, прочту?

У меня в стране беда

Ваша помощь мне нужна

Приглашаю всех детей

В путь отправиться скорей

Ждут вас испытания

Трудные задания

В наше математическое царство знаний поспешите

И порядок наведите.

Королева знаний.

Воспитатель: Ну что, готовы отправиться в путь? Сможете преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в дороге? Перед тем, как отправиться в дорогу, проведем разминку.

Воспитатель: Если стол выше стула, то стул…?

Дети: То стул ниже стола.

Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка…?

Дети: То тропинка уже дороги.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: То карандаш короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: То нитка тоньше верёвки.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?

Дети: То брат моложе сестры.

Воспитатель: Молодцы, тогда в путь! В дорогу отправимся с помощью волшебного клубочка, куда он катится, туда мы за ним и пойдём. Ой, дети, он выпрыгивает у меня из рук.

Волшебная музыка. Красивое облако.

«Царство цифр»

(Бросаю клубок, он катится к облаку. Дети рассматривают облако, на котором в разнобой написаны цифры от 0 до 9, различные знаки, две цифры пропущены. Затем облако перевернуть, а дети по памяти восстанавливают числовой ряд и высказывают свои предположения какие цифры отсутствуют. После этого облако опять переворачивают, и дети проверяют правильность своих ответов.)

Воспитатель: Молодцы! Одно препятствие преодолели, а клубочек катится дальше, вперёд за ним. И привёл клубочек нас в «Царство геометрических фигур». В любой волшебной стране есть свои сокровища. У жителей математической страны они называются геометрические фигуры. Вот они перед вами, давайте их рассмотрим. Скажите:

  • Сколько фигур, которые не имеют углов? Назовите их.
  • Сколько четырёхугольных фигур? Назовите их. Покажи…и ты…
  • Сколько треугольных фигур?
  • Как называется единственная фигура?
  • Сколько фигур не жёлтого цвета?

Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать

Двери в сказку открывать

Хоть замочек очень крепкий

Металлический и цепкий

Мы его сперва покрутим,

А затем три раза дунем

Покачаем раз, два, три

Дверь замочек отомкни.

Воспитатель: Ребята, ворота не открываются, давайте ещё раз подуем на замочек. От нашего дуновения закачались лишь эти воздушные, лёгкие, прозрачные, разноцветные шары, покачиваясь, они хотят нам, что — то сказать (беру шары). Шары необыкновенные, они с подсказками (на шарах нарисованы предметы из геометрических фигур).

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять

Всё мы любим рисовать

Про всё, про всё,

Хотим мы знать

И художниками стать.

(Дети рисуют пальцами на манной крупе фигуры)

Воспитатель: Покатился клубок дальше, и показалось впереди «Царство задач».

(К доске прикреплён ватман с картинкой: пять зайцев играют в мяч, к ним идут ещё три зайца.) Воспитатель составляет задачу: Сколько зайцев играют в мяч? Сколько ещё идут к ним?

Вопросы к детям:

  • Выделите условия задачи;
  • Повторите вопрос к задаче;
  • Как будем решать задачу?
  • Какой ответ у задачи?
  • На какое действие задача? (сложение).

Воспитатель: Итак: задача состоит, скажи Настя, из каких частей? А как думаешь ты? Можно ли решить задачу без вопроса? Когда мы ставим значок + (показать) в ответе ставится > или < , а когда — (показать)? Молодцы! Откройте тетради на той странице, где заложена закладка, посмотрите внимательно на картинку, подумайте, составьте все задачу по ней, и запишите в тетрадь.

Воспитатель: Вы умеете составлять и решать задачу. Смотрите клубочек опять выпрыгивает у меня из рук, он хочет с Вами поиграть.

Физминутка

Игра на внимание «Ай, да счёт игра и только»

Сколько раз в ладоши хлопнем (8)

Сколько раз ногами топнем (10)

Мы подпрыгнем столько раз (3)

Мы наклонимся сейчас (7)

Мы присядем ровно столько (4)

Ай, да счёт игра и только.

Воспитатель: Катится, катится клубочек. Ой, дети, осторожно, впереди река, как же нам перебраться на другой берег? Давайте пойдём по чётным цифрам (цифры разбросаны в разнобой, наступают аккуратно). Как здорово, что все мы перебрались. Это очень сложное было препятствие, но мы с ним справились. Ура! (на берегу лежит бутылка с запиской).

Читаем: «Наш корабль сел на мель,

И матросы всю неделю

Карамель на мели ели».

Воспитатель: Чтобы помочь, нам надо чётко ответить на вопросы. Давайте с помощью мяча ответим на все вопросы.

Игра «Назови дни недели»:

  • Сколько дней матросы сидели на мели?
  • Почему вы так думаете?
  • Какой день недели сегодня?
  • Какой был вчера?
  • Какой будет завтра?
  • Какой день недели между понедельником и средой?
  • Какой день недели перед вторником?

Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать, какой он по счёту.

Воспитатель: Клубок снова выпрыгнул у меня из рук и покатился. Молодцы мы быстро продвигаемся вперёд, смотрите, впереди виднеется замок это «Царство времени» (клубочек останавливается на поляне, на которой, цветы и цветник – семицветик).

Жители страны Математики не только любят всё математическое, они очень любят природу. Как красиво на этой лужайке! Какое разнообразие цветов! Вдохните их аромат, осторожно, не наступите на них.

А один – самый красивый с разными красивыми лепестками (беру один лепесток – на нём написано «замок охраняет невидимый стражник») вам надо узнать, кто это и назвать его.

Для этого вам нужно сесть за столы, взять карандаши, лист в клетку и внимательно слушать воспитателя. Если справитесь с заданием, то цветы оживут (рисование по клеткам под диктовку).

2 – вверх; 2 – вправо; 1 – вверх; 2 – вправо; 1 – вверх; 1 – вправо; 4 – вниз; 6 – вправо; 2 – вверх; 1 – вправо; 8 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 1 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 4 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 1 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 6 – вверх; 2 – влево.

Воспитатель: Кто охраняет этот замок? (Собака).

Появляется Королева знаний.

Королева знаний: Здравствуйте ребята! Со всеми сложными заданиями вы справились, потому что были настойчивы и внимательны. Как я горжусь вами! Посмотрите ребята, какие интересные подарки! Сколько слогов в слове «кукла»? (2) А как ещё можно проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2).

Почему? (потому что, сколько в слове гласных столько и слогов). Сколько в слове мяч слогов? (1). Сколько гласных звуков? (3). Скажите ребята, а как назвать эти предметы, одним словом? (Игрушки). Правильно, игрушки.

А вот и второе задание от меня, скажите, а что такое предложение? (Это два, три, четыре и более слов, которые дружат между собой).

У меня у королевы знаний

Помощников не счесть

Средь них один чудесный гномик есть

Он карточку со схемами в подарок вам принёс

Вы же проявите своё умение

Составьте со словами предложения.

Вот этот Учёный Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки. Скажите, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).

А что означает первый знак в предложении? (Это начало предложения, и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это означает? (., предложение окончено).

Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Я вам дарю эти игрушки, вы будете играть в детском саду.

Давайте немного отдохнём. А сейчас присядем на эту волшебную лужайку. Возьмёмся за руки, закройте глаза, подставьте лицо солнцу. Чувствуйте, первый лучик коснулся Настю, второй лучик попал в ручеёк. Зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к Владу, Фариду.

Вам хорошо, вы нежитесь на солнце, вы стали добрее, мудрее. А сейчас глазки открыли, руки расцепили, посмотрите, что произошло эти волшебные цветы, превратились в конфеты, возьмите их. Это подарок жителей математической страны. До свидания, мне пора.

Воспитатель: Все мы весело играли

Много нового узнали,

Посмотрите на часы

В группу нам пора идти.

Чтобы вернутся, надо назвать нечётные цифры 19-17-15-13-11-9 -7-5-3-1 (показываю).

Вот и закончилось наше путешествие. Мне очень понравилось, было интересно. Что тебе больше всего запомнилось? Что тебе понравилось? Что мы делали в стране математики? Как перебирались через реку.

Чаепитие.

Авторы:
Курышева Антонина Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №70» г. Энгельс Саратовская обл., Россия;
Канцедал Алла Борисовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №70» г. Энгельс Саратовская обл., Россия.

Статья размещена в авторской редакции

ПЛАН проведения конкурсов для педагогов

на 2015 год

План конкурсов
для детей на 2015 год

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

Источник: http://PlanetaDetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/konspekt-itogovogo-integrirovannogo-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoj-logopedicheskoj-gruppe-puteshestvie-v-carstvo-znanij.html

Ссылка на основную публикацию