Классный час на тему «доброта», 2 класс

Классный час для 2 класса на тему: «Доброта начинается с детства»

Классный час на тему «Доброта», 2 класс

Цели:

-формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

-дать почувствовать, что добро – это радость для окружающего и самого себя.

-обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

— развитие речи, эмоций, мышления;

— формировать умение совместно работать в группе;

— способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Ход занятия:

— Добрый день, дорогие ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения, (в кругу передать с помощью пожатия руки свою энергию). Улыбнитесь! Спасибо, можете садиться.

Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно, вы должны ответить сами, прослушав песенку (звучит «Песенка Кота Леопольда»), можете подпевать.

— Итак, кто может назвать тему нашего классного часа? О чём мы сегодня будем говорить?

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живёт,

И о боли других

Позабыть не даёт.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец… (Доброта)

Так что же начинается с детства? ДОБРОТА начинается с детства.(открываю название)

Посмотрите, сколько улыбок у нас сегодня в классе.

— А что такое доброта по — вашему? (это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, это любовь к людям и желание помочь, это душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, мама, смех, улыбка, семья и т.д.)

— Какие звуки вы слышите, когда произносите это слово? (звон колокольчика, нежный, ласковый шепот и т.д.)

— А если это слово положить на язычок, то, что вы ощутите? (сладкое, как карамелька, вкусное, воздушное, как пирожное и т.д.)

— А каково это слово на ощупь? (теплое, круглое, ворочается в кулачке, шевелится, щекочет, сердечко радостно стучит)

— С каким животным у вас ассоциируется слово доброта? ( игривый, ласковый котёнок, бабочка, и т.д.)

— Какими бы красками вы его нарисовали?

— А как вы думаете, где живет доброта?

Значит доброта — это всё самое хорошее, полезное, это расположение к людям, отзывчивость. Она, как солнышко живет в душе каждого человека и согревает его.

Мы сегодня с вами совершим путешествие в мир доброты с помощью цветка. А это цветок не простой, он волшебный. И как в сказке надо обязательно сказать волшебные слова:

Ты лети, наш цветок,

Через запад, на восток,

Ты по всей земле лети,

Семена добра дари!

(давайте скажем хором)

Наш цветок волшебный, у него и лепестки волшебные, а что же на лепестках?

Давайте попробуем сорвать один лепесток?

А на нём задание.

— Знаете ли вы пословицы о доброте? Нужно посеять семена добра.

Давайте вместе попробуем собрать пословицы и объяснить их.

Задание: в группах собрать из частей пословицу, попробовать объяснить её.

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Добрые дела красят человека (никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки, хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек)

  3. Добрый человек добру и учит.

  4. Добро помни, а зло забывай

  5. За добро добром плати.

  6. Доброе слово лечит, а злое калечит.

  7. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

(дети ставят пословицы на доску)

Из пословиц мы видим, что добро приносит радость окружающим людям, первый шаг к доброте – это доброе слово, поэтому я сорву ещё один лепесток.

-Что же на нём написано?

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат!

— Ребята, что это за чудесные, волшебные слова? (напишите на листочках, какие волшебные слова вы знаете)

Чтобы поддерживать добрые отношения с людьми, нужно уметь общаться, вежливо обращаться друг с другом. И я, наверное, не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку люди тоже относятся по — доброму. Помогите мне дополнить стихотворение:

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй)

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что – нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать …(пожалуйста).

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас – будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте … (любезны),

Будьте …(добры).

Прорвал воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно :

— Ну, …(извините).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:

… ( — до свидания!)

Когда я что – то подарю

Мне говорят:

… (благодарю).

Тебе подарят что – нибудь –

Благодарить не позабудь!

Если словом или делом

Вам помог кто – либо,

Не стесняйся громко, смело

Говорить :

… (спасибо!)

— А вы, ребята, всегда стараетесь быть вежливыми?

Волшебные слова имеют большую силу, но как их надо говорить? Спокойным и приветливым голосом. Сказанные грубо слова перестают быть волшебными.

Физминутка « Пожалуйста ».

Мы ежедневно общаемся с людьми. Но всегда ли мы поступаем правильно? Помогите разобраться.

  1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса — Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

  2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки.(Айболит)

  3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)

  4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика — семицветика Катаева)

Знаете ли вы сказочных героев, которые совершали добрые поступки?

Что это за сад вы знаете? А как туда попасть? В этом нам поможет волшебная бабочка. Посмотрите, какая она нежная. Ее крылышки трепещут при каждом дуновении ветерка. Хотите её подержать? Вставайте в круг, будем нежно передавать её друг другу.(физминутка)

(переворачиваю доску, на доску плакат, нарисовано дерево без листьев, цветы без лепестков)

Говорят, добрые сердца – сады. А у вас добрые сердца? А если добрые сердца, значит и добрые дела. И мы с вами можем посадить сад доброты. Это разве сад? Он какой – то не радостный. Чего же здесь не хватает?

У дерева должен быть обязательно корни. Добрые слова – корни. Давайте подберем однокоренные слова к слову ДОБРОТА. Я вам помогу.

-Что может быть добрым у человека? (доброе сердце, добрые глаза, добрые руки)

-А если человек куда – то собрался. Чего ему желают? (доброго пути)

— А как вежливо приглашают войти или зайти? (добро пожаловать)

— А если вспоминают человека с благодарностью? (поминают добром, добрым словом).

А как объяснить вот такие слова?

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОРОДУШНЫЙ, ДОБРЯК, ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ,

Значит, у нашего дерева очень мощные корни. (прикрепляю корни).

Добрые мысли – это ствол. У нас есть добрые мысли? Чего ещё не хватает дереву? Правильно, нет листьев. А чтобы появились листья, ответьте мне на вопросы:

— Нужно ли быть добрым к любому человеку? А друг к другу?

— Можно ли стать добрым на время?

— Легко ли быть добрым?

— А как вы думаете, какой каждый из вас? Добрый или не очень?

— Как вы думаете, каких людей должно быть больше, добрых или не очень, чтобы все жили счастливо?

— Вот сейчас у нашего дерева должны распуститься листочки. У вас на столах есть зелёные листочки. Кто считает себя очень добрым, приклеит свой листочек на верхние веточки, кто думает, что не очень, на средние, а кто думает, что он еще только пока чуть – чуть добрый, то на нижние (дети приклеивают листики).

— Вот какое дерево получилось!

А у нас есть еще и цветы. Каждый лепесточек цветка, это доброе дело. Вы в своей жизни совершали добрые дела? Назовите.

— На лепесточках напишите доброе дело, которое вы уже сделали или еще хотите сделать. Прикрепите к стеблю, что в нашем саду были яркие и красивые цветы.

— Какой красивый сад у нас получился. Вам нравится? Добрые сердца – сады.

Так вот, ребята, заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Источник: http://vekor.ru/nachalnaya-shkola/klassnyj-chas-dlya-2-klassa-na-temu-dobrota-nachinaetsya-s-detstva.html

Классный час: Доброта, что солнце. День Знаний. 2 класс – Инновационные педагогические технологии

Цель: построение знаний о доброте и о том, что такое добрый поступок, формировать нравственные качества; развивать у детей

Чувство взаимопомощи, товарищества; воспитывать внутренние потребности к совершению добрых поступков, внимательность,

Вежливость, уважение к людям.

Оборудование: солнце, лучики, бусинка, пословицы, шарик. песня о добре, дерево доброты, сказки.

Ход классного часа.

— Вот мы снова с вами встретились, ребята. За лето вы окрепли и повзрослели. Какие взгляды у вас взрослые, серьёзные.

Самое время поговорить на «взрослую» тему. Сегодня, также как и у нас, во всех школах России 1 сентября – ДЕНЬ ЗНАНИЙ и проходит он под девизом » Мы – будущее России».

— 2009 год указом президента РФ объявлен Годом молодёжи.

— Кто знает, что такое молодёжь?

( к молодёжи относятся люди в возрасте 15 – 24 лет. Вы пока ещё маленькие, но пройдёт немного времени, и вы перейдёте в эту возрастную группу, которая называется молодёжью).

— Сегодня мы поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чём будет разговор.

Ученик.

  Слово это серьёзное,

  Главное, важное.

  То, что значит оно,

  Очень нужно для каждого.

  В нём забота и ласка,

  Тепло и любовь.

  В нём стремленье

  На помощь прийти вновь и вновь.

   Это качество

  В сердце у многих живёт

  И о боли других

  Позабыть не даёт.

  И оно поважнее,

  Чем лица красота.

  Догадались, что это?

  Сердец ДОБРОТА.

— О каком качестве пойдёт речь? ( о добре).

— Сегодня мы будем говорить о добре, о добрых поступках.

  Мы отправляемся в необычное путешествие, а помогут нам

  волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберите ту

  бусинку, которая вам понравиться. Берите эту бусинку, чтобы

  вернуться назад. ( музыка).

— А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите её в левом кулачке,

  Закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго,

  хорошего вы делали в своей жизни. Кто готов, откройте глаза.

  Спасибо.

» Восстановите пословицы «.        

1. Жизнь дана на ______ добрые дела.

2. Мир не без _______ добрых людей.

3. ______ слово человеку, что дождь в засуху.

4.______ сердце лучше богатства.

5. Без____ дел нет доброго имени.

— От какого слова произошли все эти слова? ( доброта)

— Что же это такое – доброта? ( высказывания детей).

— Давайте заглянем в книгу мудрости, чтобы постигнуть значение

  слова » добро».

» Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру,

Как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты». (В. И.Даль).

» Добрые слова».

— Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От

  добрых слов мы чувствуем, как растёт в нашем сердце

Любовь и хорошее настроение.

— Вспомните выражения, где встречается слово » добрый».

( добры день, добрый вечер, добрый человек, доброе утро, добрые

Дела).

Ученик.

  Кто в дружбу верит горячо,

Читайте также:  Сценарий праздничного концерта к 9 мая. начальная школа

  Кто друга чувствует плечо.

  Тот никогда не упадёт,

  В любой беде не пропадёт

  Ты добрых слов не пожалей

                Произнеси их для друзей.

Игра » Комплименты «.  ( дети передают друг другу шарик и

Говорят комплименты).

— А как вы думаете, ребята, во что могут превратиться добрые слова

  и добрые мысли? ( в добрые поступки).

— Мы в добром мире сказок.

» Мир сказок».

— Сказочные герои расскажут о себе, а вы назовётё их имена.

— Я очень люблю сою бабушку, которая живёт за лесом. Я забочусь о ней и часто ношу ей пирожки. ( Красная шапочка).

— Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. ( Кот в сап.)

— Я несмотря на свой рост и дюйм, спасла ласточку. ( Дюймов.)

— Вспомните сказку » Гуси – Лебеди».( иллюстрация)

Имя девочки.

— Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на её

Вопрос, когда она обратилась к ним первый раз?

— Почему помогли потом?

(Она была ласкова, приветлива, оценила их труд. Им стало

Приятно, что девочка так себя повела и тоже ответили на её просьбу).

Посмотрите на слова М. Пришвина

» Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни –

От человека «.

— Как вы понимаете эти слова?

Ученик.

  Достаётся недёшево

  Счастье трудных дорог.

  Что ты сделал хорошего?

  Чем ты людям помог?

  Этой мерой измеряются

  Все земные труды.

  Может, вырастил деревце?

  Иль очистил пруды?

  Может, строишь ракету?

  Гидростанцию? Дом?

  Согреваешь планету

  Своим мирным трудом?

  Иль под снежной порошей

  Жизнь спасаешь кому?

  Делать людям хорошее –

                Хорошеть самому.

— А какие добрые поступки совершали вы в своей жизни? Ведь

  добрые дела красят человека.

Стихи добрых дел 2 Б класса.

 В нашем классе окна блещут, 

Чистенькие стены.

Это наши папы, мамы

Всё умело сделали.

Мамы окна все помыли,

Шторы здесь повесили,

Чтоб светло и чисто было,

Чтоб училось весело.

Книжки новые купили,

Ручки и тетрадки,

Постараюсь, чтоб в портфеле

Было всё в порядке.

Учиться буду я с душой,

Делать все задания,

Чтоб 5 получать, приложу старания.

— Вспомните название нашего коллектива » ЛУЧИКИ»

— Что вы чувствуете?

( свет, тепло, радость, поддержку друзей, ведь ты не один – лучиков много. Мы вместе учимся, проводим интересные и полезные дела).

— Посмотрите сколько лучиков. Каждый лучик олицетворяет какое – то положительное качество, которое должно быть у человека.

— А какие вы качества знаете? Следовательно, вы обладаете этими качествами.

На доске ключевые слова  из сказанного.

Радость  Помощь  Счастье  Терпимость

  Добродушие  Веселье   Доброта  Вежливость

 Посоветуйтесь в группах и продолжите фразу: » Добрый человек – это тот, который………..»  запишите фразу на лучиках. ( лучики солнца лежат на столах у каждой группы).

(Защита по 1 человеку от группы. Прикрепляются к солнцу лучики после защиты)

— В нашем классе стало ещё теплее. По классу пробежал тёплый, ласковый ветерок и доброе согревающее душу настроение.

Давайте улыбнёмся и подарим друг другу «улыбку».

Песня » Улыбка».

«Дерево доброты».

— Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных людей, которые вас окружают, чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое солнце.

(каждый в конце классного часа рисует «Дерево доброты». На нём должно быть столько плодов, сколько добрых дел вы уже сделали в своей жизни).

Ученик.

  Добрым быть совсем, совсем не просто.

  Не зависит доброта от роста.

  Не зависит доброта от света.

  Доброта не пряник, не конфета.

  Только надо, надо добрым быть

  И в беде друг друга не забыть.

  И завертится Земля быстрей,

  Если будем мы с тобой добрей.

  Добрым быть совсем, совсем не просто,

  Не зависит доброта от роста,

  Доброта приносит людям радость

  И взамен не требует награды.

  Доброта с годами не стареет,

  Доброта от холода согреет,

  Если доброта, как солнце светит,

  Радуются взрослые и дети.

— Возьмите свои бусинки, сожмите в кулачёк и приложите к сердцу. Закройте глаза, подумайте о том, что вы возьмёте с собой в жизнь с нашего классного часа, что сегодня для вас было ценным. Кто готов – откройте глаза.

Посмотрите какие чудесные бусы у меня в руках. Бусинки крепко связаны друг с другом, как мы с вами. И в тоже время каждая бусинка существует отдельно, т. к. иногда человеку хочется побыть одному. Я хочу, чтобы в нашем классе тоже сложились крепкие, сплочённые и дружные отношения.

Песня о доброте.

Источник: http://www.inksystem-az.com/klassnyj-chas-dobrota-chto-solnce-den-znanij-2-klass/

классный час “Дорога добра” 2 класс

Цель:

1. Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

2. Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела.

3. Воспитывать уважение к родителям, товарищам.

Ход классного часа:

1. Введение в тему.

– Дорогие ребята! Предлагаю начать классный час с прослушивания песни. Она поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Звучит песня “Дорога добра”.) 

– Правильно, мы поговорим о доброте.

2. Понятие “доброта”.

– Что такое добро? (Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…) 

– Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отравились на ракете в космическое пространство и приземлились на планете Добра.

Остановка 1. Проспект Добра.

Работа в группах.

– Пофантазируйте и нарисуйте, что вы увидели на  планете под

 названием Добро.

 Выступления групп.

 – На этой планете, наверное,  живут добрые люди. А какого человек

 можно назвать добрым? (Добрый человек тот, кто  любит людей и готов в  трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).

– Давайте заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем значение слова “доброта”. 

(Доброта – отзывчивость,  душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

3. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто “Признание”.

Остановка 2. Поэтическая улица.

Ученик читает стихотворение  А. Барто “Признание”.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один из ясных дней

Чуть не довёл до слёз,

Его зовут – стоит как пень,

Как будто в землю врос.

– Смотри, не пей воды сырой!-

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

– Придёшь обедать к трём часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: – Я знаю сам…

И сам явился в пять.

– Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

– Когда я вас не слушаюсь, Я выгляжу взрослей!

– Можно ли героев этого стихотворения назвать добрыми?

– Прибавит ли грубость года Андрюше? Станет ли он взрослее от непослушания и невежливости? ( Невоспитанность и грубость не делают человека старше.)

– Почему стихотворение называется ” Признание”?

4. Упражнение на осознание своей индивидуальности.

– В этом мире каждый человек неповторим, уникален. У каждого из нас есть свои отличительные особенности, свой характер.

Остановка 3. Ручеёк Доброты.

– Построим ручеёк, встав в 2 линии лицом друг к другу. 

Ручеёк поможет нам узнать, какими качествами вы обладаете.

 Один из вас проходит по ручейку, а остальные ребята, дотрагиваясь 

до проходящего, выражают ему свою похвалу, любовь

 и одобрение.

Из ручейка выходит счастливый человек. 

Счастливым его сделало доброе слово. Чаще говорите людям комплименты, добрые слова. “Доброе слово человеку, что дождь в засуху” – говорит народная пословица. Как вы понимаете её смысл? ( Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу.)

5. Добрые дела.

– Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о его доброте? ( Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)

 ” Не одежда красит человека, а  его добрые дела “- гласит пословица.

Остановка 4. Ситуативные задачи.

В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?

Работа по группам.

    Ситуация 1.

 Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом,

 обзывает его. Как вы поступите?

 – будете плакат

– будете защищать товарища кулаками

– будете тоже смеяться над другом

  – свой вариант

Ситуация 2.

Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

– будете кричать и попытаетесь отобрать ручку

– пожалуетесь учителю

– отлупите одноклассника

– объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя

Ситуация 3.

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

– будете плакать

– пожалуетесь учителю

– не скажите ничего

– свой вариант

Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.

6. Игровая ситуация.

Остановка 5. Сад Добра.

Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы – деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

– поздороваться при встрече

– уступить место в автобусе пожилому человеку

-жаловаться на всех подряд

– смастерить скворечник

– перебивать взрослых, которые разговаривают

– приготовить маме подарок на 8 Марта

– помочь полить летом грядку на огороде

– сорить в классе и в других общественных местах

– помочь товарищу решить задачу

7. Развитие умения быть самокритичным.

Остановка 6. Старинные весы.

  – Как вы думаете, зачем мы сегодня завели разговор о доброте? 

Чего на земле больше: добра или зла? 

Разобраться в этом вопросе нам помогут старинные весы. 

 На одну чашу весов мы будем ” класть зло”, на другую – “добро”. 

 В последнее время появилось много зла. Зло совершается по отношению 

друг к другу, к природе.

– Что вы считаете злом? (Зависть, жадность, грубость, предательство, ложь, война.)

– В вашей жизни были случаи, когда вас обижали? (Дети берут из корзиночки капельки синего цвета и помещают их на чашу “зла”.)

Чтобы победить зло, надо наполнить чашу весов с добром. Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите их на чашу весов с добром.

(Дети берут из корзиночки капельки жёлтого цвета и помещают их на чашу “добра”.) Совершая добрые дела, можно победить зло.

Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

8 . Рефлексия.

Остановка 7. Пирамида Добра.

   Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. 

Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? 

Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх

 и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась 

пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, 

и наша пирамида добра будет расти.

Заканчивается наша встреча. 

 Что вы можете пожелать своим друзьям?

Я благодарю всех за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе. Помните: добрые слова – корни, добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды, Добрые сердца – сады. Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами.

Источник: http://children-2013.ucoz.ru/publ/klassnyj_chas/doroga_dobra/klassnyj_chas_doroga_dobra_2_klass/9-1-0-9

Классный час во 2 классе на тему

«Мой путь к доброте».

Классный час во 2 классе на тему:

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. Формировать умение совместно работать в парах ;
  4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;

Оборудование:

  1. запись песни «Барбарики»
  2. минусовка песни «Дорогою Добра» (из к/ф “Маленький Мук”, Энтин, Минков)
  3. карта путешествия,
  4. деревья, цветы для аппликации,
  5. мультимедийный проектор,
  6. презентация,
  7. компьютер.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы поговорим на тему ,очень важную для всех нас . Начнем наше занятие с одной удивительной песни.

Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час (Дети слушают аудиозапись песни « Барбарики» ) – Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..

) Кто назовет тему нашего занятия? (Доброта ) – Итак, тема классного часа «Мой путь к доброте» (на слайде 1 при щелчке мыши появляется тема)

– Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)

– В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).

^

Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звездной красоте,Земля добра. Она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

– Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие. А чтоб нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (слайд 3). На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку: На море, в реке и озёрах Я плаваю проворный, скорый. Среди военных кораблей Известен лёгкостью своей. (катер) Слайд 4- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым). – Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами). – И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) Слайд 5.

– Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Каждой паре выдаются рассыпанные пословицы:

^

Добрая слава лежит, а худая бежит

Добрые вести прибавят чести

Доброе слово лечит, злое калечит

^

Живи добрее, будешь всем милее

-Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц.)- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. – Но не только народ сочиняет пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте (Слайд 7):

^
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.- рус.писатель
^
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон Ральф Уолдо –амер.поэт и фил-ф
^
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп – англ .поэт

Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 8).- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)- Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.Я, признаться, удивлен, Расскажу вам вот о чем. Встретил шуструю Настенку Я на улице сейчас, Настя добрая девчонка – Она ходит в первый класс. Но давно уже от Насти Я не слышу слово… (здрасьте).Дед на внучку осерчал – Экая досада: Он портфель ей подарил, Думал, будет рада, Но зачем молчать как рыба, Ну сказала бы…(спасибо).Встретил Витю, я соседа, Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но напрасно я от Вити Ждал лишь слова…(извините) – А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? (ответы детей) – Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.

Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”. – Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9).

Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб.

Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.

(Папа Карло)(При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации) Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) Как звали девочку , которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд10) (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 10). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы там росли деревья, травы. А из чего вырастают деревья, травы? (Из семян) Давайте посадим семечки в землю в нашей Долине. Семечко мы посадили, будет ли оно прорастать ?Почему? (Нет ,т.к.

нужно зернышко поливать ) -Значит нам необходимо отыскать родник , из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. Послушайте рассказ В .

Осеевой «Волшебное слово», с которым ознакомит нас Рома)-Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз , ему все отказывали?(Он был грубый…) -Почему все изменилось после встречи со старичком? -Сделаем вывод: поступать с людьми нужно так, как вы хотели бы ,чтобы поступали с вами.

Закройте глаза и подумайте , а так ли вы поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и полейте свое семечко. -Когда есть солнечный свет , тепло и вода , что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать) -Вот так и в жизни : если мы совершили что- то хорошее . то это не пройдет бесследно.

-А кто из вас делал хорошее для других?Значит каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево .У вас еще остались цветочки. Напишите в центре свое имя ,а на каждом лепестке черту характера, которую вы хотели бы в себе видеть. Прикрепите цветочки в нашу долину. Посмотрите как ожила наша Добрая земля.

– Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. – Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте (Слайд 13) Добрые слова – корни, Добрые мысли – цветы, Добрые дела – плоды, Добрые сердца – сады.Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А закончить наш классный час я предлагаю песней, которая будет и моим пожеланием всем вам,-«Дорогою добра».», споем ее вместе.

Источник: http://dmee.ru/docs/100/index-9196.html

Классный час “Доброта”

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОБРОТА»

Цель : показать родителям необходимость целенаправленного

            воспитания у детей доброты, побудить их к этому.

Предварительная работа :

1.     Провести анкетирование среди детей и родителей на тему :

«Каким человеком тебе хочется стать?»

«Какими вы хотели бы видеть своих детей ?»

2.    Приготовить педагогические ситуации для коллективного разрешения.

3.    Провести классный час с детьми на тему : «Доброта начинается с детства».

Ведущий: Открыть заседание нашего клуба я хочу словами С.Михалкова :

      ….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра.

      Взойдёт он лишь через   годы,  и тогда будет видно, взошёл ли посев добра

      или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь

      и стал членом общества.

Знаменитый В.А. Сухомлинский говорил:

    ….Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.

Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

Анализируя ваши анкеты и анкеты ваших детей выяснилось, что дети хотели бы быть:

Сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми, бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т.д. И почти никто не ответил : добрыми.

 – Почему ?

   Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу ? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность ?  Или  в стремительном  темпе 21 века ценятся только « бойцовские качества» человека ? 

  Наверное, тут что-то не так, вернее не совсем тек. Хочется верить. что родители, которые не выразили желания видеть своих детей добрыми, просто перепутали понятия «добрый» и «добренький».

   Конечно никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося.  Добренького, дрябленького умом и душой человека.

Такой человек всем антипатичен, вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтобы наши дети, наши ученики выросли добренькими.

Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»  ? Чтобы они  умели  все перенести и, грубее говоря, дать сдачу ?

     Как сделать чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты ? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное:  пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце ?!

  Нужно всегда помнить слова Монтена :

      …..Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта.

Итак, разговор сегодня пойдет о доброте.

  1. Обсуждение в группах : « Что такое доброта?.

(Высказывания родителей).

Вот  как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.И.Ожегова :

..Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Совсем недавно на эту тему был проведён классный час с детьми. Они правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми.

И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать бодрые поступки. И главным звеном в этом воспитании служит личный пример.

  1. Обсуждение понятий «добрый» и «добренький».

( Высказывания родителей).

 …..Что такое добро ? И что такое быть добрым ? Французский писатель Камю писал, что один человек на дверях своего дома повесил плакат:

 « Кто бы ты ни был – добро пожаловать!»

Фашисты пришли и убили его. Так что евангельское понимание добра нам не подходит : оно полностью развязывает руки злу. А истинное добро состоит как раз в искоренении зла.

Ведь чем больше человек любит добро, тем больше он ненавидит зло.

Это значит, что нужно воспитывать в ребёнке не доброту всепрощения, а доброту, связанную с неприятием зла, а в более зрелом возрасте – с активной борьбой со злом. Януш Корчак писал :

.Мы обязаны учить ребёнка не только любить, но и ненавидеть…..не только подчиняться, но и бунтовать.

– Согласны ли вы с утверждением Януша Корчака ?

  (Обсуждение).

       Чтобы ответить на часто задаваемый : « Как стать добрее?» – важно запомнить классический пример : человек выходит из метро и придерживает за собой дверь, идущий сзади поступает так же, словно передовая эстафету, а если человек не придерживает за собой дверь, то сзади идущий так же поступает…Своеобразная цепная реакция.

Люди порой не знают, как стать добрее.  Личностный пример важнее всех статей и телепередач, потому что движение» Милосердие» никакой демагогии, красивых выступлений, разглагольствований не терпит. Критерий настоящего милосердия – только личная помощь, трудная, часто неблагодарная, но отвечающая потребностям человеческой души.

  1. Обсуждение высказывания « Добро должно быть с кулаками».

( Обсуждение).

Вывод:  Другими словами , это можно выразить так : «Добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

 « Сильные – всегда добрые» – утверждал  М.Горький.

  1. Обсуждение пословицы : «За добро добром платят».

(Обсуждение).

Вывод :  Действительно, за добро, которое делали, хочется платить тем же.

   В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети : эгоистичные, избалованные, себялюбивые, открытые, простые, любящие всё живое и т. д.

     Ребёнок – как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от членов семьи и всех окружающих.

   Психологи отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний « ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение.

Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей,  во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде. Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей.  Доброе же сердце – магнит.

Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а  это благо, не сравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу невозможно купить ни за какие деньги.

                                       Доброта бывает 3 видов :

ПАССИВНАЯ

АКТИВНАЯ

БОРЮЩАЯСЯ

  Человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия, легкоранимого. Но пройдет мимо зла.

   Добрые чувства не разрешают человеку делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела.

 Это самая высокая ступень, самое прекрасное, самое бескорыстное и благородное проявление. Эта доброта выбирает себе хозяина среди людей с чувством собственного достоинства. Ибо только уважающий себя и ощущающий поэтому себя сильным может по-настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.

– Согласны вы с делением доброты на три вида ?

   (Обсуждение).

  1. Решение педагогических ситуаций.

1.)     «….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её

       избавляю  от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге,

       объяснить ей задание»

  – Ваше мнение? ( Обсуждение).

Вывод : Отучив дочь заботиться о других, мать отучит её заботиться  и о собственной матери.

2.)  «…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил 

     девочку по голове портфелем.

   – Ты что делаешь ? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля 

    совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?

   – Разве можно так мальчик ? – со всех сторон послышалось.

     – А пусть не плюется на переменах ! – с искренней убедительностью в правоте

     содеянного ответил тот.

    – Видите ? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.

   – Он защищался !

    – Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель 

      тоже надо беречь, ведь год только начался.»

– Как поступили бы вы ? ( Обсуждение ).

       3.)  «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку.

И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

– Так что же ты плачешь ? У тебя будет красивая собака и птицы.

– Я их не  хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

-О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка ?

– В чем не права мать ?

 – Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?

– Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?

       4.)«….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали.  Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.

   – Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, – предложил отец.

              Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности

            Отец ответил : « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в

          беде».

 Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,

  нуждающимся ?

      5). «…Как то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик.

В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать, мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе.

Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».

-Можно ли применить утверждение В.А.Сухомлинского «..Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?

     6.)  «…Ребята играли в войну. Старший брат был «фашистом», а мальчик, ученик 1 класса, – «партизаном».

Старший затащил его на чердак дома, скрутил руки проволокой и   бил по голове кирпичом до тех пор, пока «партизан» не перестал дышать.

После этого тщательно вычистил курточку, вымыл руки и несколько дней, пока продолжались поиски мальчика, спокойно жил, ходил в школу, играл во дворе. Он довольно подробно и без особого волнения отвечал на вопросы следователя».

Как, каким путем школьник пришел к этому преступлению?

     7). « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно : мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька.

  Мальчишки охотно объясняли : это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря,  видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя.

  Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.

– Ваше отношение к мальчику и отцу ?

– В чем виноват отец ?

– Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?

    8.) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

-«Ты куда ? – спросила девочка.

– «В больницу,  навестить Марину.»

Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

– «А если дождь будет ?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

– Дала ли урок доброты  мать своей дочери ? Как она это сделала ?

– почему дочь прижалась к руке матери ?

– Захочется  ли Наташе снова принести радость другому ?

6. Чтение стихов родителями о доброте.

Итог : Если мы будем внимательны к людям, с  которыми вступаем  во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, – это и будет проявлением доброты. Любой человек раним любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.

        Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором  мы только и можем понять друг друга.

Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид.

Мы больше получим , чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..

   Научиться по-настоящему быть добрым – трудно. Путь к Доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и подъёмы: чередование зла и добра. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих свершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

         Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости. Желая им добра, не убоимся того, что преодоление зла или даже просто инерции во имя общего блага требует усилий и трудностей,  то есть не сулит «лёгкой» жизни, если понимать под «лёгкостью» отсутствие усилий.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-dobrota.html

Ссылка на основную публикацию