История рождества

Рождество Христово 2018: история и традиции праздника

История Рождества

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Его значение настолько велико, что даже летоисчисление ведется именно с момента появления на небе первой звезды, знаменующей Рождение Иисуса Христа.

Великий праздник начинается накануне, 6 января, со Святого Вечера. Для православных это последний день 40-дневного поста и период усиленного приготовления к празднованию Рождества Христова.

Католики встречают Рождение Христа 25 декабря.

Рождество

Праздник установлен в честь Рождения во плоти Сына Божьего Девой Марией. Согласно Евангелию, Иисус Христос родился во времена правления императора Августа в иудейском городе Вифлееме.

Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Православный греческий храм в городе Назарете

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота. Там Мария и родила Сына Божия. Пресвятая Дева спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям.

Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи отправились в пещеру и первые поклонились младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда.

Следуя за путеводной звездой, волхвы (древние мудрецы) достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку. Традиция отмечать это событие как праздник появилась значительно позже. Одно из первых упоминаний о дне празднования рождения Иисуса Христа датируется четвертым веком.

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество Христово соединялось с праздником Крещения и отмечалось 6 января, и было известно под именем Богоявления.

© photo: Sputnik / Рамиль Ситдиков

Работа итальянского художника Роберто Ванадиа «Как новый Вифлеем»

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия.

Рождество Христово было впервые отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова.

С тех пор весь христианский мир отмечает Рождество Христово 25 декабря. Исключение составляет Армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления 6 января.

Перенесением праздника на 25 декабря Церковь хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. Отцы церкви считали, что 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

© photo: Sputnik / В. Робинов

Икона «Рождество Христово»

Грузинская, Русская, Иерусалимская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри (в Греции), католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря, также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января.

Седьмого января Рождество Христово справляют также православные и греко-католики в Украине, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, Македонии, Казахстана и Кыргызстана.

Шоба

Рождество Христово в Грузии — как и во всем христианском мире, одно из главнейших торжеств и называется по-грузински «Шоба». Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй отслужит в Кафедральном Соборе Пресвятой Троицы — Самеба, в Тбилиси рождественскую литургию, которая начнется 6 января в 23:00.

В каждой части Грузии Рождество Христово отмечают по-своему, но традиционные шествия «Алило», проводятся в каждом регионе страны. 

© video: Sputnik . Alexander Imedashvili

Патриарх всея Грузии поздравил страну с Рождеством

https://www.youtube.com/watch?v=yApaqZndPHY

Грузинское «Алило» происходит от слова «Аллилуйя», то есть восхваление Бога. Это древняя традиция рождественского шествия в честь рождения младенца Иисуса, которую в последние годы возобновила патриархия Грузии.

В Тбилиси шествие начинается с площади Роз и идет до кафедрального собора Самеба, где участников, по традиции, встречает Патриарх и передает подарки и сладости.

Участники «Алило» проходят по центру города, распевая рождественские народные и церковные песни. Костюмы участников шествия напоминают рождественских библейских персонажей: это ангелы с венками на головах — «махаробели», то есть «вестники радости», волхвы с подарками, а также пастухи.

В шествии также участвуют духовные лица, прихожане различных церквей. В сопровождающие участников шествия тележки, запряженные быками, все желающие складывают свои подношения — сладости, фрукты, игрушки, другие дары, которые после завершения «Алило» будут розданы детским домам, приютам для престарелых, больницам и нуждающимся.

Еще одна рождественская традиция, которую ввел в Грузии Илия Второй. В Рождественскую полночь в окнах домов каждый житель зажигает церковную свечу, призванную осветить Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу путь в их дома и сердца.

© video: Sputnik .

Участники шествия «Алило» собирали подарки для сирот и неимущих

В каждом из регионов Грузии Рождество отмечают по-своему и готовят характерные именно для него праздничные блюда. Рождество Христово в разных регионах страны даже называют по-разному.

  В Самегрело, к примеру, этот праздник зовут «Христовым вечером», в Раче и Нижней Сванетии — «Чантлоба», в Верхней Сванетии — «Шоби» (Рождество), в Картли — «Христов Сочельник», а в Мтиулети — «Тхилоба» (Время орехов).

Святки

На Руси Святки начинаются в канун великого праздника — в сочельник ужином с Рождественской кутьей и кашей, пирогом с кренделями. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Во многих странах, как и в России, Рождество считали одним из главных семейных праздников. К празднику также пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым.

Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — все хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками. После богослужения вкушали всевозможные мясные и рыбные закуски, запеченного гуся с яблоками.

© photo: Sputnik / Виктор Толочко

Празднование Рождества в белорусской деревне Погост

Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем.

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами было переодевание и колядование.

В честь старинной традиции парни и девушки наряжались в устрашающие наряды, костюмы животных и ходили по домам с пением колядок — рождественских гимнов. Устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления.

На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, женщины гадали.

Обычаи и приметы

По древнему обычаю, в рождественскую ночь вы должны загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Именно в эту ночь, по старинным поверьям, вода, сама природа и воздух, становятся волшебными и это помогает сбываться вашим желаниям.

Рождественские традиции говорят и о том, что в праздники вы обязательно должны весело проводить время, никогда не грустить и наслаждаться жизнью.

© photo: Sputnik / А. Свердлов

Чеканная икона «Рождество Христово». XVII век. Национальный музей искусств Грузии

В народе считалось, что в канун Рождества выходит на свет вся нечисть и гуляет вплоть до Крещения Христова. Именно в этот промежуток времени становились популярными гадания, обряды и ритуалы.

В Рождественскую ночь обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть в эту ночь падающую звезду.

Обильный снег на рождественские праздники указывает на то, что будет теплая весна.

Если в праздники вы потеряли расческу, то рождественские приметы говорят, что найдете суженного.

На рождественские праздники обязательно посетите магазин и купите милые безделушки, которые станут вашими оберегами до следующего Рождества.

© photo: Sputnik / Александр Лыскин

Репродукция иконы «Рождество Господа Иисуса Христа». XV век

Если кот спешит удрать утром в праздник, значит появится жених, кошка — невеста.

На Рождество следует сходить в гости или принять гостей у себя дома, тогда весь год к вам будут приходить только хорошие люди.

Если в праздники начинают звонить часы, которые вы не трогали уже долгое время, значит скоро отправитесь в путешествие.

Рождество следует встречать в одежде светлых и ярких тонах, так как печалиться в такой светлый и веселый день нельзя.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170106/234459341/Rozhdestvo-Hristovo-2017-istorija-i-tradicii-prazdnika.html

Рождество Христово: история и традиции празднования

В ночь с 6 на 7 января 2016 года миллионы православных христиан во всем мире отметили один из главных церковных праздников — светлое Рождество Христово, которое входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

© Sputnik / Александр Лыскин

Репродукция иконы «Рождество Господа Иисуса Христа». XV век

Рождество Христово

Согласно пророкам, Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира в царствование императора Августа (Октавия). События Рождества Христова отражены в Евангелиях от Луки и Матфея.

Как сообщают евангелисты, Дева Мария и ее муж Иосиф, жившие в городе Назарет (он существует в Израиле и в наши дни), пошли в Вифлеем, чтобы принять участие в обязательной переписи населения Римской империи.

Император Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Перепись велась по коленам, племенам и родам, а каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места.

У Девы Марии и Иосифа таким городом был Вифлием, куда они и отправились, чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.

© Sputnik / В. Робинов

Икона «Рождество Христово»

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить.

Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых о его рождении известил ангел.

Матфей упоминает и о чудесной звезде, которая привела к младенцу Иисусу волхвов, поднесших дары — золото, ладан и смирну.

Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.

© Sputnik /

Прослышав о рождении Иисуса, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, и опасавшийся его как соперника своему царствованию, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

История праздника

В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца» (от марта).

Праздник Рождества Христова отмечается в разные даты христианскими церквями из-за различий в юлианском и григорианском календарях.

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова.

С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления).

Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря,но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

Икона «Рождество Христово»

В 1582 году западные европейцы провели реформу, перейдя на григорианский календарь, который был введен в России лишь в 1918 году. Однако, Русская православная церковь этого не признала и продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.

© REUTERS /

Рождественский пост

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю).

Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова.

К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Молдова отмечает Рождество дважды

Молдова — православная страна, однако в ней переплелось множество различных культур. Отмечают здесь с размахом и католическое Рождество — 25 декабря, и «традиционное» православное — 7 января.

© Sputnik / Мирослав Ротарь

кафедральный собор

Две даты празднования Рождества Христова — по новому и по старому стилю — закреплены в республике на законодательном уровне. Различия в юлианском и григорианском календарях и стали причиной того, что в правительственном праздничном календаре появилось два Рождества.

Молдавские традиции на Рождество

Колядки и прочие зимние песнопения — наследие славян, которые славили в эти дни бога Коляду, хотя слово «колядка» в молдавском языке звучит как «колинда» — от римских календ, священных дней. Один из главных атрибутов колядок — коза.

© Sputnik / Максим Богодвид

Колядки

Колядующие обычно ходят по дворам с котомками, куда складывают полученные от хозяев дары. По поверью, кто щедро одарит колядующих, к тому в Новом году придут удача и достаток. Традиционный дар — хлеб, символ достатка. Возглавляет их переодетый в козла мужчина. На его голове — рога, поверх одежды — овечий тулуп, вывернутый наизнанку.

Козел олицетворяет нечистую силу: он прыгает вокруг прохожих, пугает их. Другой ряженый несет в руках специально изготовленный к этому празднику национальный инструмент «бугай».

Остальные колядующие звенят колокольчиками. В народной памяти хранятся сотни рождественских мотивов.

Среди них своеобразные кричалки — «урэтурь» и «стригэтурь», в которых звучат пожелания счастья, здоровья, урожайного года.

Колядки обязательно сопровождаются еще одним характерным для праздника элементом — звездой. Несут ее дети.

В центре звезды помещают икону с ликом младенца Иисуса, колядующие поют о появлении на небе звезды, возвестившей о рождении Сына Божьего и приведшей трех восточных королей к месту его рождения.

Большинство колядок начинаются словами: «Восходит высоко звезда». Эта традиция также тесно переплетается с язычеством.

Детям дарит подарки Мош Крэчун, аналог Деда Мороза и Санты Клауса. Многие этнологи сравнивают его с языческим богом славян Карачуном. Однако в молдавских легендах это добрый старик.

Читайте также:  Рождественское представление для детей. сценарий

Вместе с ним приходит поздравлять детей Алба ка Зэпадэ (Белоснежка или Снегурочка). Им пытается помешать ведьма Хырка, аналог Бабы Яги.

Как правило, в селах разыгрываются разнообразные сценки с масками этих персонажей.

Рождественский стол в Молдове

Рождество в Молдове отмечают с размахом. После поста столы ломятся от лакомств. Но даже праздничное застолье не обходится без обрядовых традиций.

В Рождество на праздничном столе обязательно должны быть блюда из свинины, символизирующие богатство и достаток в доме.

Традиционно подают свиное жаркое и колбасы, голубцы, холодец (студень), рыбу, хлеб, фрукты, сласти и напитки, а также мамалыгу и кутью (толченая пшеница с изюмом, орехами и медом).

Блюд должно быть семь, девять или 12. Считается, что эти числа имеют магическое значение.

Источник: https://ru.sputnik.md/society/20180107/16549795/Rozhdestvo-Hristovo-2018-istorija-tradicii-prazdnik.html

Рождество Христово: смысл, история и традиции праздника

Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне боговоплощения, пояснял: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Святой Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «…В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница.

Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница.

Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография.

К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества.

В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне».

Церковь в богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.

Рождество Христово: вифлеемская пещера

Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание».

Евангелист Лука свидетельствует: «И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. Все шли на перепись, каждый в свой город.

Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида. Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка.

И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7).

Именно так – в пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена, разбросанных для корма и подстилки скоту, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не то чтобы какого-то земного величия, но даже минимального удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира.

Такое несвоевременное для Святого семейства путешествие через всю Палестину объясняется тем, что римляне записывались по месту своего проживания, иудеи же – по месту происхождения. Иосиф и Мария, как известно, являлись потомками царя Давида, родом из Вифлеема, расположенного в семи километрах к юго-западу от Иерусалима.

Известно, что представители этой династии были лишены трона еще в VI в. до н.э. и вели жизнь частных граждан, не афишируя своего происхождения.

В прибавление к кратким евангельским свидетельствам о Рождестве Христовом, ряд подробностей появления на свет Спасителя содержатся в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея».

Согласно этим апокрифам, Мария почувствовала наступление родов и Иосиф пошел искать повитуху.

Возвратившись к ней, он увидел, что роды уже произошли, а в пещере засиял свет такой силы, что они не в состоянии были его вынести и лишь спустя некоторое время свет исчез и явился Младенец.

По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение».

Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привел повитуху – Саломею. При этом Саломея упоминается в апокрифах, как засвидетельствовавшая чудо сохранения девственности Богородицы.

Ее образ также вошел в иконографию Рождества Христова.

Поклонение пастухов и волхвов

Известие о родившемся Спасителе дошло до пастухов, дежурящих ночью у своего стада. Им явился Ангел и сообщил об этом – и именно пастухи первыми пришли поклониться Родившемуся в ту ночь.

Чудесною звездою было возвещено о Рождестве Христовом волхвам, «звездословцам» — по сути, в их лице весь прежний языческий мир преклонил колени перед истинным Спасителем мира. Волхвы нашли то место, где родился Спаситель, и «падши поклонились Ему» (Мф.2:11).

Они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как «имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным», как трактует Священное Писание блаженный Феофилакт Болгарский.

Он же пишет: «Они (волхвы – Авт.) из пророчества Валаама научились тому, что Господь и Бог, и Царь и что Он имеет умереть за нас. Но выслушай это пророчество. «Возлег, — говорит, — почил, как лев» (Числ. 24:9). «Лев» обозначает царское достоинство, а «возлег» — умерщвление».

Избиение младенцев

Иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он сказал волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы получили откровение во сне – не возвращаться к деспотичному правителю.

Так они и поступили. Ирод же пришел в ярость и дал приказ убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.

Вифлеем был окружен войсками, словно в военное время, исполняющие приказ воины врывались в дома, вырывали младенцев из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били головой о камни, поднимали на копья, разрубали ударами меча.

«Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», — свидетельствует евангелист Матфей, Мф. 2:18.

14 тысяч – таково число убитых детей. Однако Ироду не удалось осуществить задуманного. Святой Иосиф Обручник, получил во сне откровение бежать в Египет вместе с Марией и Младенцем. Что и было седлано в ту же ночь.

Блаженный Феофиалакт Болгарский, поясняя Евангелие от Матфея, пишет: «Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут».

Святой Иоанн Златоуст трактовал это чудовищное событие следующим образом: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?»

Время и дата Рождества Христова

Попытки установить год Рождества Христова по датам сопутствующих событий (годов правления императоров и царей) не привели к какой-либо конкретной единой дате. По-видимому, исторический Иисус Христос родился между 7 и 5 гг. до н. э.

Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э.

, когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.

Установление празднования Рождества Христова

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому мировоззрению, рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха).

После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество , и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.

Рождество Христово стало праздноваться отдельно с IV века.

Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю. Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется сорокадневным постом.

Впервые о празднике Рождества Христова упоминается у Климента Александрийского. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его бесед, на Востоке днем праздника было определено 25 декабря.

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, известный под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника Рождества называется сочельником или сочевником, так как, согласно церковному уставу, в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой.

По сложившемуся обычаю, пост этого дня хранится до вечерней звезды. Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно выпадает на воскресенье. В это время совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам.

Во время часов церковь вспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь выражает свою духовную радость о Рождестве Христовом пением пророчественной песни: «яко с нами Бог».

Источник — сайт православного журнала «Нескучный сад» 

Источник: http://volblag.cerkov.ru/2014/01/06/rozhdestvo-xristovo-smysl-istoriya-i-tradicii-prazdnika/

Рождество Христово: история праздника

Рождество – великий христианский праздник, отмечаемый во всём мире.

Это праздник мира и спокойствия. Рождество официально является праздником рождения Иисуса Христа, сына Божьего в Вифлееме.

Первые данные о празднике относятся к IV веку. Именно с той поры отмечается великий праздник. Хотя само рождение, его дата и место рождения Иисуса является спорным вопросом даже среди церковных людей.

До V века все христиане разных конфессий праздновали Рождества Христова и Крещения в январе 6 числа. Это было вызвано гонениями и стеснением свободы всего христианского Богослужения.

Во многих церквях на востоке этот праздник был назван общим названием – Богоявление. Причиной такого было то, что считалось, будто бы Христос принял крещение в день своего рождения.

Об этом заявлял Иоанн Златоуст в беседах о Рождестве Христа: «…не тот день, в который родился Иисус, называется Богоявлением, а тот, в который он крестился». Об этом свидетельствовал и евангелист Лука.

Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды.

День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю.

Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада.

При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни.

По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого».

Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре.

По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения (дня зачатия Христа) и Пасхи. Если добавить к дате (25 марта) 9 месяцев, то получается 25 декабря – день зимнего солнцестояния.

В принципе, 25 декабря – день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества (до самого Нового года).

В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво – зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом. Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды.

В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя:

1. В полночь— Рождество Христово в лоне Бога Отца
2. На заре – во чреве Девы Марии Богоматери
3. Днём – в душе каждого человека.

Только в XIII веке, с наступлением времён Франциска Ассизского, пришёл обычай поклонения Иисусу в яслях. С годами ясли начали устанавливать не только в храмах, но и в жилищах в канун Рождества. Часто изображались сценки из жизни, где рядом со святыми располагались фигурки обычных людей.

Читайте также:  Конспект занятия в детском саду во 2 младшей группе. одежда

В праздновании Рождества Христова переплелись обычаи народов и церковные обряды. Это хорошо видно в колядовании.

Когда дети и молодежь ходят по домам, поздравляя их жителей. За пожелания и поздравления колядующие получают вкусные подарки: конфеты, сладости, фрукты. Скупым хозяевам грозятся бедами.

Во время колядок проходят ряженые в разных одеждах. Церковные власти осуждали этот обряд. Со временем колядовать стали, навещая соседей или родственников.

Попыткой примирения язычества и христианства было сожжение в домашнем очаге «рождественского полена». В дом вносили полено, творили обряды, вырезали на нём крест и, творя молитву, сжигали.

В Рождество появился обряд вкушать перед праздничной едой пресные облатки, освящённые в церкви. При преломлении пресного хлеба произносились поздравления.

Именно с началом празднования Рождества повсеместно установился обычай ставить в жилищах наряженное хвойное дерево.

Эта традиция когда-то была языческой и имеет начало зарождения у германских народностей. Ель считается символом жизни и плодородия.

Впервые о ели упоминается в VIII веке, когда монах Бонифаций срубил дуб, но тот, падая, сломал все деревья в округе, кроме ели. Увидев это чудо, монах осветил оставшееся дерево и объявил ель «древом Христа». Со временем эта традиция получила новую символичность.

Украшенная шарами и игрушками ель, установленная в канун Рождества, символизирует райское дерево с плодами изобилия.

Вечнозелёный венок с колокольчиками и свечами, который привычно вывешивают на входную дверь, символизирует Небесные Колокола, изгоняет нечисть.

В Рождество дарят открытки, зажигают свечи, поют гимны. 12 дней рождественских праздников принято дарить подарки и петь радостные песни, восхваляющие Иисуса.

На Рождество часто гадают, загадывают желания. Это тоже часть язычества, перешедшая в христианство. Существует поверье, что если переложить вещи в шкафах, поменяв их местами накануне Рождества, то в семье будет весь год изобилие.

До наших времён дошла традиция поздравлять всех родственников и друзей в Рождество, желая им всяческого благополучия.

Источник: http://news-webs.ru/rozhdestvo/istoriya-vozniknoveniya-prazdnika-rozhdestvo-xristovo.html

Рождество Христово: история праздника, главные традиции, смысл и символы

Рождество Христово является одним из трёх самых важных христианских праздников, и предворяется строгим 40-дневным постом.

Верующие, принадлежащие к православному вероисповеданию, отмечают Рождество 7 января, а у католиков Рождество приходится на 25 декабря.

Это связано с летоисчислением: католики живут по григорианскому календарю, как и большинство стран планеты, православные же придерживаются юлианского календаря и отмечают праздники по старому стилю.

Краткая история Рождества Христова

Библия гласит, что всё случилось в Вифлееме в ночь на 7 января.

Но сначала, Матерь Божия Дева Мария появилась на свет в Иерусалиме, в семье праведных Иоакима и Анны. В трехлетнем возрасте она была посвящена Богу и отдана на воспитание в Иерусалимский Храм.

Через 11 лет, когда Деве Марии исполнилось полных 14 лет, она дала обет, что будет служить лишь Богу и никогда не выйдет замуж, ей нашли 80-летнего старца Иосифа, который стал Обручником Марии и заменил Деве родного отца.

Однажды явился в этот дом Архангел Гавриил. Он принёс Деве Благую весть о рождении Сына, который будет Сыном Всевышнего и настолько Велик, что Бог дарует ему престол.

Обручник Святой Девы — Иосиф, был из дома Давидова, поэтому, когда вышло повеление сделать перепись населения, Иосиф и Мария из Назарета Галилейского были вынуждены отправиться в Вифлеем (город Давидов).

Мест в гостинице не было, и святое семейство остановилось в пещере, служившей стойлом для скота, где и родился непорочно зачатый Сын Божий Иисус Христос.

В Библии об этом говорится так: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице«.

В это время, неподалёку пастухи пасли овец, и явился им Ангел, и слышали они небесное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14).
Пастухам было сказано, что родился Спаситель, и что они должны пойти и поклониться ему.

По закону, который предписывал на восьмой день после рождения обрезание крайней плоти ребёнка, и очищение матери в течении 33 дней, святое семейтво находилось всё это время в Вифлееме, а затем, Иосиф, пречистая Дева и Младенец Иисус направились в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить тот же закон: каждый первенец мужского пола должен был быть посвящён Господу.

Затем святое семейство возвращается в Назарет, где их находят со своими богатыми дарами волхвы, которым о рождении Богомладенца указала звезда — когда родился Спаситель, волхвы увидели Его звезду, и, посетив Иисуса в Назарете говорят об этом так: «…ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему«.

Избиение младенцев

Со II века церковью установлен день Памяти убитых по приказу царя Ирода младенцев — это 29 декабря, и этот день традиционно считается самым несчастливым в году, особенно в странах Европы.

Погибшие младенцы — 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет — считаются первыми мучениками за Христа.
В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из Вифлеемских младенцев. Кроме того, глава одного из убиенных младенцев в Вифлееме находится в серпуховском Высоцком монастыре, и ещё одна — в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Трагичная история этого события, тесно связанного с Рождеством Богочеловека такова.
Когда прослышал иудейский царь Ирод о рождении в Вифлееме младенца, который в будущем станет Царём всех царей, он призвал к себе волхвов, направляющимся с дарами к Иисусу, и выведал у них время появления звезды, чтобы вычислить примерный возраст дитя.

Ирод приказал волхвам на обратной дороге вернуться в Иерусалим и рассказать ему где находится святое семейство.

Но волхвы во сне получили откровение от Ангела не возвращаться к Ироду, и ушли из Назарета другим путём.
Тогда впавший в безумие Ирод, не знавший, что Иисуса в Вифлееме уже нет, повелел истребить в городе и его округе всех детей мужского пола в возрасте до двух лет.

Вот как рассказывает об этом апокриф Протоевангелие от Иакова: «Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли.

А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее.

И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их…» (Протоевангелие от Иакова, XXII).

В это время «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

Святое семейство бежало в Египет, где они жили примерно два года — до известия о смерти Ирода: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву».

Установление праздника древними церквями

Обычно христиане не устраивают праздников в дни рождения, они празднуют дату своего Крещения — так называемые именины, когда человеку дают имя, и, как правило, это имя святого, которого почитает церковь в этот день.

Но дни рождения простых смертных, конечно не равны дню рождения самого Спасителя Человеческого, ведь его появление на свет стало великим счастьем для всего мира. Поэтому Церковь не могла не назначить праздник в честь рождения Господа Иисуса.

В самом начале IV века величайший праздник святого Рождества был обоснованно отделён от праздника Крещения в церкви древнейшего Рима, а затем и в других восточных древних церквях.
Именно в IV веке церковь решила перенести Рождество на известную ныне дату 25 декабря (по старому стилю 7 января).

Объяснением послужило то, что на земле Иисус прожил достоверно известное полное число лет. А поскольку дата его смерти была точно известна из Евангелий, то считалось, что зачат Спаситель был в тот же день, в который смертельно пострадал, то есть — 25 марта, что совпадало с еврейской Пасхой.
Таким образом, отсчитав 9 месяцев, получили дату рождения Христа — 25 декабря.

Традиции празднования Рождества Христова

В России, до 1917 года Рождество Христово считалось одним из любимейших праздников, и по сей день многие называют его «Матерью всех праздников».

Главной традицией, пришедшей к нам ещё при царе Петре I из стран Запада, стало украшение Рождественской ёлки.
Не было семьи, где не убирали бы к празднику ель, сосну или, например, можжевельник.

Период ожидания Рождества называют адвентом – это время радостного предвкушения. Адвент состоит из четырёх недель. Утром каждого воскресенья в течение четырёх недель зажигалась одна свеча. Полагалось, чтобы первую свечу зажёг младший ребёнок в семье, вторую – старший, третью – мать, а четвёртая свеча зажигалась отцом.

Зажигание свечей несло в себе важный смысл, означающий отступление тьмы, боязни и появление надежды и ожидания. Пламя свечи, загорающееся одна за другой, символизирует, что что-то хорошее уже происходит, а в будущем ждёт ещё большая радость.

Все четыре воскресных утра адвента сопровождались светом от новой свечи и появлением на столе какого-либо угощения. Нельзя не согласиться, что это хорошая традиция, в самое холодное время года, раз в неделю устраивать себе маленький праздник.

Не менее удивительная традиции, связанные с Рождеством — обряд колядования. В Рождественскую ночь дети, подростки, молодежь собирались небольшими группами и совершали обход по всем домам — поздравить хозяев с праздником. Это сопровождалось весельем, играми и величальными песнопениями — колядками.

Считалось хорошей приметой, если в Рождественскую ночь в дом придёт Коляда. В благодарность хозяева дома обязательно должны были положить в мешок колядующих какое-нибудь угощение.

Канун Рождества — Сочельник

Канун Рождества получил название «Сочельник».

Накануне Рождества, во всех домах создавалась видимость благополучия и богатства, умиротворения и покоя. Сочельник являлся последним днём строго рождественского поста.

Собираться за праздничным столом всегда было принято с появлением на небе первой звезды, — это связано с легендой о Вифлеемской звезде, вошедшей над древним городом и оповестившей волхвов о рождении Спасителя.

К пище, состоящей из 12 сытных постных блюд — соответственно числу Апостолов — приступить можно было только восходом утренней звезды. Основное, главное блюдо Сочельника – это кутья: вареный рис с медом, изюмом, орехами или сухофруктами, и свежеиспеченный, домашний хлеб.

А перед наступлением заката солнца вся семья молилась Господу, после чего в дом приносили солому и застилали ею лавки и полы, чтобы не забыть где когда-то был рождён Сын Божий, Спаситель Иисус Христос.

Считалось, чем богаче стол у хозяйки дома, чем тщательнее она готовиться, тем лучше будет урожай. В этот день встречались с родителями и слушали их наставления.

Символом Рождества традиционно считался белый цвет — символ очищения, чистоты — поэтому застилали белую скатерть и белые салфетки.

Перед застольем хозяин брал от каждого готового блюда по несколько маленьких порций и направлялся кормить своих собак, овец, коней и коров. Лишь после этого все приступали к трапезе.

Большим везением было, если в дом нагрянул гость, даже незнакомец — считалось, что он приносил с собой счастье. Его приглашали к столу.

Нельзя было ссориться, только согласие и мир приветствовались в этот священный вечер.
Детям обязательно рассказывали истории о рождении Иисуса.

Святки

Следующие за Рождеством Христовым, двенадцать дней называют Святками — то есть святыми днями.
Этому периоду сопутствует еще одна традиция – святочные гадания.

Но, гадание в канун Рождества – один из самых верных способов привлечь на себя беду.

В эти дни прославляется Рождение Христа и этот период является важным церковным торжеством.

Гадание же отворачивает людей от Бога! Необходимо понять, что «узнать суженого» путем тайной дьявольской силы — большой, непростительный грех! Как и вообще гадание в любой форме и в любое время года, — приносит душе только раздражение и уныние — нельзя не учитывать это, решаясь на такой безрассудный шаг.

Только обращение непосредственно к Богу дает внутренний покой: мы можем в своих молитвах просить обо всём том, что нам нужно. И, обращаясь с просьбами, должны точно знать, что даже если будет не по-нашему, будет так, как нужно для нашего спасения.

Но ни в коем случае не пытаться слепо предугадывать судьбу, прибегая к тёмным силам, даже если узнать и изменить будущее нам очень хочется!

Символы Рождества

Обобщая, ещё раз вспомним символы Светлого праздника Рождества Христова:

Как приготовиться к Рождеству: смысл праздника

Рождество – это не только праздничный стол, это мысли, унесенные в пещеру, где на свет появился Сын Божий.

Всю свою земную жизнь Иисус жил просто, не имея ничего: ни славы, ни богатства, ни почестей. О рождении Богочеловека знали несколько посвященных людей — Матерь Божья, Иосиф, пастухи и волхвы. Никто другой и не заметил, что все в творении изменилось.

Читайте также:  Уход за полами

Люди думают о рождении Сына Божьего, забывая о Его кресте. Смысл Рождества — победа над грехом и над смертью, соединение с Богом и возвращение человеку утраченную невинность, блаженство, святость.

Что делать, если желание правильно встретить Рождество пришло только на Новый год

Оставшуюся неделю нужно постараться провести духовно:

  1. Если не постились, можно с этого момента попоститься до седьмого числа. Пост имеет большое значение в нашей жизни. Больные, беременные и кормящие не постятся. Главная цель поста – очистить себя от всего плохого путём усилий — лишая себя скоромной (непостной) еды.
  2. Вспомнить, кого могли обидеть и попросить прощение. Сделать доброе дело. Собрать дома какие-то вещи, игрушки и отвезти в детский дом. Купить продукты и отнести бедным или живущим рядом нуждающимся людям. Замечательно это сделать вместе со своими детьми. Так вы научите их помогать окружающим, что обязательно вернется к вам, когда дети станут взрослыми.
  3. Постараться читать утренние и вечерние молитвы. Пойти в Храм и узнать как и в какое время можно Исповедаться и Причаститься. В храме расскажут, как приготовиться к Причастию.

Именно в посещении храма, участии в церковных Таинствах — смысл светлого праздника Рождества Христова.
Исповедь и Святое Причастие дадут внутренние силы и подарят душе истинную Любовь, тишину и радость.

Пусть встреча Великого Праздника оставит в Вашем сердце неизгладимый след!
А общение с Богом посредством молитв и Таинств церкви Христовой наполнят душу спокойствием и Благодатью.

Источник: https://101prazdnik.com/rozhdestvo/rzhd-traditsii/istoriya-rozhdestva-hristova-i-smysl-prazdnika.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

История Рождества

Рождество Христово — один из самых значительных и светлых праздников для миллиардов людей на Земле. Он празднуется в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме.

Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям — старому и новому.

Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхального Воскресения, а вот католики почитают его даже выше Пасхи.

Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий (особенностей вероисповедания) вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю).

Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

Тогда откуда же пришли эти даты? Почему мы, современные люди, отмечаем Рождество именно в эти дни? Ответы, которые нельзя найти в Библии, можно найти в ранней истории христианства.

Рождение Иисуса Христа. Рождение Иисуса Христа описано в Евангелие. Деве Марии явился ангел и провозгласил, что окажется она беременной от Святого Духа и родит от этого непорочного зачатия младенца мужского пола, которому суждено будет умереть за грехи рода человеческого.

Когда же Дева Мария была на сносях, она вместе с мужем Иосифом отправилась в Вифлеем, город неподалеку от Иерусалима, потому что римский император Август приказал провести перепись населения. Для этого каждый должен был явиться в город, где родился.

Иосиф же был родом из Вифлеема. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены. В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать.

Найти убежище в городе им не удалось, поэтому они вышли за пределы Вифлеема и наткнулись на пещеру, в которой обычно пастухи прятались от непогоды. Именно там родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли.

О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

О рождении Иисуса Христа. Мария со своими родителями, Иоакимом и Анной проживала в городе Назарете, в Галилее. Она была поздним ребенком. Мария родилась, когда Иоаким и Анна были уже в летах. Долгие годы Иоаким и Анна молили Всевышнего о рождении младенца.

И Господь даровал им дочь, Марию. Иоаким и Анна дали обет посвятить своего единственного ребенка служению Богу. Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели маленькую дочь в Иерусалим, в Храм Господень.

В Иерусалимском Храме Мария воспитывалась в благочестии, трудах и молитвах.

Когда пришло время Марии выйти замуж, подыскали ей богобоязненного и достойного мужа, Иосифа — плотника из Назарета. Мария и Иосиф обручились и стали готовиться к свадьбе.

Однажды, Мария отправилась к источнику за водой. И явился перед Марией Ангел Небесный, посланник Господа — Архангел Гавриил.

И поведал Архангел Гавриил Марии о скором рождении ею сына Божьего, который станет Спасителем рода людского. Мария изумилась, но смирено приняла Волю Господа.

Ангел Божий сообщил ей также, что в ответ на мольбы к Богу, родственница Марии, уже немолодая Елизавета, также ожидает рождения первенца.

Рождество Христово: история праздника

рождество христово ёлка символ

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось.

Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы. В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».

И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах — волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду.

Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына — Мессии, которого ждал иудейский народ.

Суть Рождества. Этот Младенец родился, чтобы умереть за нас, Своей смертью заплатить за наши грехи и дать нам возможность примириться с Богом.

Думая о Рождестве, не представляйте лишь Младенца в яслях. Бог пришёл на землю в облике человека, чтобы умереть за нас на кресте, заплатить за наше спасение и уничтожить власть дьявола над нами. Вот в чём истинный смысл Рождества.

Рождество в России начали отмечать в 5 веке, сразу после Крещения Руси. К концу 19 века праздник стал не только церковным, но и светским.

Правители всячески не одобряли попытки народа в этот день любые упоминания о языческом празднике — Дне солнцестояния. Запрещалось наряжаться в костюмы, ходить в них по улицам и петь песни.

В начале 20 века появился обычай наряжать Рождественскую ёлку, тогда и родился любимый всеми Дед Мороз с подарками и гостинцами.

С приходом к власти атеистически настроенных коммунистов Рождество внесли в список запретных праздников, о которых не допускалось было даже упоминать. Долгие годы этот день всячески старались вычеркнуть из памяти людей, запрещая даже украшать дома нарядными ёлками. Но в народе продолжали отмечать великое событие, ставя под угрозу карьеру и свободу.

В 1990 году Рождество Христово было объявлено не только государственным праздником, но и стало официальным выходным днём, впервые в масштабах страны его отметили 7 января 1991 года. Сейчас в рождественскую ночь во всех храмах проходят всенощные красивые праздничные службы, а по телевизору всю ночь транслируют службу из Храма Христа Спасителя — главной церкви страны.

В неделю Рождества принято ходить в гости, преподносить друг другу подарки и гостинцы. Но до сих пор в празднике угадываются дохристианские традиции — в святки в народе принято наряжаться и ходить по домам с песнями и играми.

Рождественские празднования всегда радовали людей, так как они привносят в нашу обычную жизнь тепло и надежду на светлое будущее. Поэтому, подготовка к Рождеству, так же важна, как и к Новому году.

Празднование Рождества на Руси. Рождение Иисуса привнесло в жизнь людей чудо, и на его рождение явились мудрецы, которых, по сказаниям, привела путеводная звезда, ярко загоревшаяся на небесах в момент рождения. Сам праздник Рождества стали отмечать 7 января.

С давних времен на Руси, после Рождества начинались Святки, во время которых происходили гуляния, гадания и различные увеселительные мероприятия.

Длились они до Крещения, особенно накануне, проводились различные гадания При Николае I рождественская ёлка в Зимнем дворце становится прочной традицией. Постепенно этот обычай распространяется сначала среди аристократии Петербурга, а затем и среди горожан.

Однако через некоторое время в России было запрещено на празднование Рождества украшение ёлок в общественных местах и учебных заведениях, так как церковь и многие деревенские жители считали это дерево языческим символом и не принимали её долгое время. Но уже в 1935 году, ель снова вошла в российские семьи и внесла в них дух Рождества и праздничного настроения.

Для нарядов ёлки использовались различные бумажные игрушки, сладости, фрукты и свечи. Однако со временем, такое убранство красавицы сменилось более красивыми игрушками из стекла и гирлянд.

В России также было обычаем украшать ель различными дорогими украшениями и подарками, после чего её раздевали, радуясь подаренному на Новый год.

В наши дни ёлку стараются наряжать с особым шиком и класть под неё подарки своим близким и любимым.

Символы Рождества и их значения

Вопреки распространённому мнению, украшенная яркими шарами ёлка Рождественская звезда. В христианстве звезда олицетворяет собой рождение Иисуса Христа, божественное расположение небесных сил. Считалось, что данный символ, означает надежду, которая сияет во мгле и вселяет веру.

Звезду изображают и шести-, и восьмиконечной. Но в действительности количество ее лучей неисчислимо, так как свет рождественской звезды осветил всю Вселенную, возвещая о Рождестве Христовом.

В России Вифлеемскую звезду при советской власти заменила пятиконечная, и стала простым украшением, утратив значение проводника к Богу.

Ангелы. Ангелы в христианстве являются святыми духами, которых сотворил Господь для защиты и помощи людям. Поэтому считалось, что при рождении каждому человеку дается свой особый ангел-хранитель.

Колокольчики. С древних времен колокольчики традиционно привносили в дом добро и радость, ведь их звон, переливаясь, выгонял злых духов. На Руси звон колоколов оповещал народ о прибытии Иисуса на землю, тем самым ободряя и внушая веру в православных людей.

Снежинки. Снежинки являются олицетворением зимы и приближения празднований Рождества Христова. Поэтому многие в этот святой праздник в России украшали ель и помещения красивыми искусственными снежинками.

Рождественский стол в России. Ни один настоящий, всеми любимый праздник не обходится без щедрого застолья. Встречать Рождество начинают вечером 6 января. Христиане называют этот день Сочельником и придают ему огромное значение.

В последний день поста строго запрещено работать и есть. Празднование начинают только после того, как на небосводе загорится первая звезда — символ рождения Иисуса.

В этот момент все дружно садятся за стол и начинают встречать великое событие.

Сначала на столе должно быть ровно 12 постных яств, главное из которых сочиво — по-особенному приготовленная каша из зерен пшеницы, сдобренная медом и фруктами. Стол застилают белоснежной скатертью и обязательно кладут на него небольшой пучок сена, символизирующий ясли, в которых лежал новорожденный Спаситель.

На окнах зажигаются свечи Двенадцать — важное для христианства число: 12 апостолов и 12 дней Святок — святых вечеров от рождения Христа до Крещения. Рождественская трапеза символизирует радость от рождения Бога и Дары, которые он преподносит тем, кто в него верит.

Семь — число дней, в течение которых был сотворён мир.

Традиционные блюда, которые подавались к рождественскому столу на Руси, — визитная карточка национальной кухни. Это окорок, буженина, бараний бок с кашей, домашние колбасы, жареный фаршированный поросенок, гусь или утка с яблоками, куриный бульон, студень, заливная рыба, блины, пироги с мясом, грибами, капустой, пряники.

Изобилие мяса и дичи на русском праздничном столе объясняется тем, что с завершением рождественского поста начинался убой скота и охотничий сезон.

Зачем на Рождество звонят колокола? Благодаря тесному переплетению христианских и языческих традиций колокольный звон на Рождество для людей и церкви имеет разное значение. Церкви и храмы перезвоном приветствуют рождение Христа, а люди, вооружившись колокольчиками, с песнями и плясками выходят на улицу, чтобы отогнать от своего дома злых духов.

Рождество витает в воздухе… И пусть до православного праздника еще далеко — католическое торжество совсем близко, а всеобщая атмосфера радости и предвкушения чего-то волшебного стирает любые границы.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=889660

Ссылка на основную публикацию