Использование игр в развитии детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование игр в развитии детей дошкольного возраста

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Дидактические игрыэто разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

При организации дидактических игр необходимо пользоваться следующими правилами:

  1.    Объяснение правил необходимо сопровождать показом игрового действия.
  2.    Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
  3.    Способствовать формированию у детей умений играть, не мешая друг другу.
  4.    С детьми младшего дошкольного возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале необходимо привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
  5.    Подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
  6.    Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
  7.    При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
  8.    Чтобы игра проходила успешнее, педагог до игры знакомит детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
  9.    Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
  10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Изучив проблему сенсорного представления у детей с 2 до 3 лет, мы решили создать комплекс дидактических игр, который способствует эффективному формированию сенсорных представлений.

При создании дидактических игр мы опирались на основные требования программы «Детство» по сенсорному развитию у детей с 2 до 3 лет.

Требования кпрограмме «Детство» по сенсорному развитию удетей с 2 до 3 лет:

          Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;

          ориентироваться в 3-х и более контрастных величинах;

          собирать пирамидку из 5–8 колец разной величины;

          раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске;

          составлять целое из 4-х частей; различать предметы по форме (кубики, призмы, шар);

          ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал);

          сравнивать, группировать, соотносить однородные предметы по цвету, форме, величине;

          обводить предметы по контору;

          в рамках листа проводить вертикальные горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.

Дидактические игры по развитию сенсорных представлений удетей с 2 до 3 лет.

Игра №1. «Мышкин дом».

Создание игры: Берем пластиковые кубики из детского конструктора (четыре основных цвета: синий, красный, зеленый, желтый). Затем в каждом кубике в середине с одной стороны вырезаем дырку, будто это вход в норку мышки. Чтобы сшить мышек берем ткань синего, зеленого, желтого и красного цвета.

Вырезаем треугольник, сшиваем две стороны, так чтобы получился конус. Затем в получившийся конус набиваем ткань или поролон для придания объема. Далее зашиваем конус, округляя и делая попу мышки, на середине шва вставляем хвостик в виде шнурка или веревочки черного цвета.

Затем пришиваем глазки и носик из бусинок, можно использовать глазки и носик уже готовые, которые продаются в магазине для творчества.

Цель игры:

Изучение основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный). Знакомство с геометрической фигурой — квадрат.

Материал: пластмассовые кубики разных цветов (синий, зеленый, желтый, красный).

Игрушечные мышки синего, зеленого, желтого, красного цвета.

Ход игры: На стол ставятся квадрат синего цвета (домик для мышки). Проговаривается что это квадрат, дается время на изучение и рассматривание квадрата, объясняем, что у квадрата все стороны равны, проговариваем какого цвета у нас квадрат. Затем обращаем внимание детей на дырочку в квадрате.

Включаем в игру мышку синего цвета. Показываем, как она может заходить и выходить из домика, проговариваем цвет (синий) мышки. Даем каждому ребенку попробовать, как заходит и выходит мышка из дома, просим, чтоб повторили цвет кубика и мышки.

После того как дети хорошо изучили один цвет, включаем в игру постепенно другие цвета, всегда напоминая, что домик у нас квадрат.

Игра №2 «Солнышко лучистое».

Создание игры: Берем желтую бумагу, приклеиваем её на плотный картон, далее вырезаем круг. Заем внутри круга рисуем глазки, носик и ротик, даем высохнуть краскам. Так же можно взять заготовки из интернета. Подбираем бельевые прищепки синего, красного, зеленого и желтого цвета, так что бы они легко отрывались для ребенка.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9775/

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром.

Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.

Игра как важнейшее условие развития

Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна.

В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?

  • Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение.
  • Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни.
  • Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.
  • Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей.
  • Обогащается, структурируется детская речь.

Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений.

Педагогика выделяет множество видов игр:

  • Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств.
  • Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи.
  • Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей).
  • Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.

Игра с младенчества до 7 лет

Совершенствование, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста происходит постепенно, начинаясь с самых примитивных действий.

  • До полутора лет кроха учится владеть собственным телом, двигаться, прогрессируют моторные навыки. Игра носит функциональный характер, малыш отрабатывает приобретенные умения в сфере контроля своих рук, ног, головы, пальцев, перемещения в пространстве на разных скоростях: прыжки, бег, сопровождаемые заливистым смехом.
  • Примерно с 1,5 до 3 лет на первый план выходят подлинные предметные действия, что приводит к появлению строительных (конструктивных) игр. Карапуз совершает осмысленные, целенаправленные движения, складывая кубики, пирамидки, мисочки, пуговицы. Зарождается ролевая игра – новыми функциями наделяются знакомые предметы, сам малыш примеряет к себе разные роли.
  • Возраст 3-3,5 года – время схематичных, отрывочных сценариев. Сюжетная игра и психическое развитие ребенка идут как бы параллельно — малышу сложно уследить за развитием событий, сопоставить свои действия с чужими. Появляется тяга играть вместе, но пока это сложно осуществить – сюжет меняется быстро, нет устойчивой, логичной, мотивированной связи между детьми. 
  • С четырех до пяти лет (средний дошкольный возраст) игры еще неустойчивы, но уже появляются некоторая оформленность, осмысленные правила, большим значением наделяются роли и правильное их исполнение. Совместная игра может быстро оборваться, однако рождается способность проследить за замыслом друзей и войти в чужую игру.
  • 6-7 летние дошкольники взаимодействуют друг с другом долго, вместе продумывают сюжет, правила, распределяют роли. Процесс развития ребенка через игру происходит быстрее благодаря тому, что игра начинает носить ярко выраженный коллективный характер, играют свою роль и прогрессирующие психические процессы. В этот временной отрезок у детей появляется способность представлять, воображать какие-то события, сосредотачиваться, обрабатывать усвоенную информацию, уяснить логику человеческого поведения. Перед игрой и в процессе дети договариваются о своих ролях, готовят необходимые костюмы, прочие атрибуты.

Поступление в первый класс не прерывает этот путь – значение игры в жизни школьников так же велико вплоть до средних классов. Дети социализируются, овладевают произвольной стороной своей деятельности, моделируют более сложные и длительные сюжеты с большим количеством ролей.

Основные компоненты творческих игр

Основные компоненты игры — содержание, сюжет, роль.

Сюжет представляет собой сферу реальной жизни, которую дети воспроизводят в своей игре. Основные тематики сюжетов детской игры:

  • Быт: семья, поход в магазин, гости, детский садик, приготовление ужина.
  • Производство – здесь прослеживается связь с профессиями: больница, парикмахерская, школа, супермаркет, строительная площадка.
  • Общественно-политический сюжет: «войнушка», пираты, индейцы.

Развитие сюжетно-ролевой игры идет именно в таком порядке – от бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-политических. Это обусловлено обогащением кругозора и способностью понимать более глубокие социальные отношения.

С возрастом меняются условия жизни детей, расширяется кругозор, количество сюжетов для игры увеличивается, некоторые сюжеты теряют свою актуальность и перестают использоваться.

Содержание игры – это наполнение сюжета. То, что дети видят основой отношений между людьми, и как они это моделируют. На протяжении всего детства сюжеты остаются примерно одинаковыми, а содержание меняется по мере приобретения нового опыта, углубления в социальную, эмоциональную, мыслительную сферы.

Выстраивая содержание игры, малыш вкладывает в него то, что является его актуальным окружением. Дети отражают то, что видят и впитывают из своего ближайшего круга. Наблюдая разные вариации поведения в игре «семья», можно увидеть самых разных мам: ругающихся и наказывающих, готовящих кушать и убирающихся, занимающихся работой, читающих книги своим дочкам.

Творческая игра как средство развития ребенка подвергается воздействию со стороны взрослых, однако их реальное влияние заключается в том, чтобы поставлять детям качественный «материал», обеспечить адекватный «первоисточник». Родители и воспитатели предоставляют среду и игрушки, но самый главный вклад в игру детей – работа самих взрослых над собой, поскольку именно их поведение, реакции, эмоции воспроизводят в своих играх дошколята.

Чем взрослее ребенок, тем более выраженными становятся мотивы игр – потребности малыша присоединиться к «большому», взрослому миру, стать полноценным членом общества, занять в нем признанное место, выполнять социально важные, значимые функции.

Читайте также:  Конспект занятия на тему этикет в средней группе

Как строится детская сюжетно-ролевая игра

Структура игры состоит из следующих компонентов:

  • роли;
  • игровых действия;
  • игровое употребление предметов (замещение);
  • реальные отношения между ребятами.

Роль

Это важнейшая составляющая любой творческой игры – представляет собой определенные действия и высказывания, характерные для какого-то человека. Дошкольник принимает на себя роль взрослого, выстраивает игровое поведение, которое, на его взгляд, присуще этому взрослому. Малыш соответствующим образом разговаривает, двигается, совершает манипуляции с разными предметами.

Дети очень избирательны к ролям. Ребенок наиболее охотно согласится на роль того, кто вызывает у него неподдельный интерес, сильные эмоции, чей поступок впечатлил или восхитил. Значение также имеет формирование отношений данной роли с другими участниками игры – имеет ли фигура вес, как складываются ее взаимодействия с остальными, насколько высока активность персонажа.

Игровые действия

Реализация роли происходит через игровые действия – все совершаемые ребенком перемещения, высказывания, манипуляции с предметами.

Замещение вещей реальной жизни игрушками или какими-то другими объектами – прием, который постепенно разовьет абстрактное мышление и воображение.

Обычно чем младше ребенок, тем менее требователен он к игрушкам – кроха будет счастлив использовать палки, камни, карандаши, бумагу, подушки с пледами.

Партнерское взаимодействие

Построение партнерского взаимодействия играющих детей включает в себя следующие моменты:

  • Совместное обсуждение, планирование сюжетной линии, проговаривание некоторых действий играющих.
  • Определение роли каждому участнику, выбор игровой атрибутики.
  • Контролирующие действия по ходу развития сюжета.
  • Внесение корректировок в игру.

Чем старше участники игры, тем более прогрессивными являются их реальные функции, выше способность договариваться и придерживаться плана.

Говоря о роли творческих игр в развитии ребенка дошкольного возраста, педагоги и психологи делают упор на естественную социализацию, умение жить интересами команды, приобретение партнерского духа. Игра имеет ведущее значение для формирования детского коллектива.

Малыши учатся слышать друг друга, договариваться, искать компромисс, жертвовать своими интересами ради интересов своих сверстников, применяя следующие инструменты:

  • Планирование – будущие события, сюжет обсуждаются всеми участниками.
  • Обсуждение начального замысла – какие роли будут исполнять друзья, возможно ли поменяться ролями так, чтобы каждый мог побыть основным персонажем.
  • Создание игровой среды – совместно подбираются среда, предметное наполнение.

Для того чтобы организовать игровое, непосредственно сюжетно-ролевое общение внутри выбранного сюжета, дошкольники используют такие приемы:

  • Смена ролей. В процессе игры дети могут неоднократно поменяться ролями, ввести новых персонажей, а от каких-то избавиться.
  • Переход к игровому сотрудничеству. Присматриваясь друг к другу, малыши играют рядом, каждый находится в своем воображаемом поле, и лишь со временем происходит объединение сюжетов и создание общего игрового пространства.
  • Ребята ориентируются на переживания, которые они испытывают по отношению к персонажам. Благодаря такой эмпатии поддерживается интерес к игре, развивается сюжет, обогащается содержание.
  • Драматизация событий – повышенная эмоциональная напряженность, необходимость помогать героям, спасать их – средство оживления игры, придания ей привлекательности, поддержания интереса на высоком уровне.

Роль взрослых в организации игр

Родители и педагоги должны понимать, что роль игры в психическом развитии ребенка – не в том, чтобы обучить определенным сюжетам, моделям поведения, а в создании условий для естественного, свободного овладения умением общаться, сопереживать, дружить.

Подходящая для игровой деятельности среда зачастую не требует никаких специальных пространств, заключается в простом наличии сверстников рядом и отсутствии принуждения, контроля со стороны взрослых.

Если по ходу взросления игра усложняется, обогащается новыми способами взаимодействия, появляется умение вводить новых персонажей, развивается способность комбинирования разных ситуаций, совершенствуются диалоги, то можно говорить о росте уровня игры, а значит — и росте числа ее участников.

Воспитатели в детском саду имеют свои методические задачи по организации игровой деятельности:

  • Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности.
  • Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом.
  • Формировать игровые умения, объяснять их смысл.
  • Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят.
  • Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета
  • Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами.

Родителям нужно помнить, что игровая деятельность детей складывается спонтанно, естественно, интуитивно – нет необходимости создавать особый развивающий климат, наполнять среду специальными игрушками.

Постоянная активная включенность родителей в детскую игру может даже навредить – ребенок не сможет самостоятельно, без помощи мамы и папы выбирать и направлять сюжетную линию, наполнять содержание, обогащать ролевое поведение, выстраивать взаимодействие с друзьями.

Позволяя детям играть самим, родители дают им возможность гармонично войти в окружающий мир, найти свои механизмы общения с людьми, научиться строить отношения, адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность.

Играя, дети обретают уверенность в себе, наполняют жизнь интересным, увлекательным содержанием, удовлетворяют свои социальные потребности и интересы.

Свободная творческая игра – важнейшее средство полноценного развития личности малыша.

Источник: https://pups.su/igry/rol-igry-v-razvitii-rebenka.html

Значение игры в жизни ребенка

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм.

Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов.

В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной — Минус 20 килограммов за месяц? Легко!

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

Читаем также: Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка.

Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры.

Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем по теме:

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/znachenie-igryi-v-zhizni-rebenka.html

Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста

Все статьи на Bebeshka.info » Развитие и обучение

5557 (54 за неделю) / 08.04.17 10:00

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они являются важнейшим звеном в системе детского развития. Наука до сих пор не вывела единого определения игры.

Игрой можно назвать многие формы занятий и виды деятельности, в ней выражаются конструирование и соревнование, имитация жизни и реальная жизнь. Игру можно назвать особой формой познания действительности через её моделирование, воспроизведение.

Читайте также:  Игровая развлекательная программа для детей старшего дошкольного возраста. сценарий

Посредством игры малыш познаёт людей и мир через заменители, которыми являются игрушки, имитирующие реальные предметы.

Роль игры в развитии самых маленьких детей

Для детей в 1-3 года игра представляет простое манипулирование предметами. Играя с ними, малыш познаёт окружающий мир предметов. Мама готовит на кухне, а ребёнок, играя рядом с ней, узнаёт, для чего нужна та или иная утварь, и как называется вкусная и не очень еда.

Играя со взрослым в развивающие игры (кубики, пирамидки, вкладыши), малыш развивает у себя мелкую моторику, внимание, память и мышление.

Кроме того, с ними он учится общаться по поводу выполняемого занятия, упорно добиваться результата, радоваться успехам, не просто выполнять указания старших, но и соотносить свои и их действия.

В дошкольный период игра остаётся важнейшим видом деятельности детей, они словно живут в ней. Поэтому игра становится важнейшей сферой их самовыражения. Но в полной мере свои развивающие функции игра выполняет, только когда является самостоятельной деятельностью.

Помимо игры с предметами, в этот период возникает и более сложная сюжетно-ролевая игра. Дети очень любят такие игры, которые готовят их к будущей жизни. В этих играх присутствует игровой замысел, проработанный сюжет (сценарий), выбор или распределение ролей и сами игровые действия.

Это вид творческой игры, создаваемой самими детьми, которые вольны придумывать для неё правила. Для ребёнка эта игра предоставляет хороший способ самореализоваться, стать тем, кем он хотел бы стать, когда повзрослеет: водителем, врачом, летчиком. Это известные игры в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «школу».

Главная задача таких игр – правильно исполнять свою роль, копируя поведение взрослых. Такие игры являются прямым отражением того, что в своей жизни видят дети. Поэтому одна девочка перед сном нежно поглаживает куклу, а другая ругает её за испачканное платье.

С помощью игры дети могут входить в эмоционально насыщенную взрослую жизнь, имитируя их социальные отношения. Игры также способствуют повышению самооценки и самоутверждению малышей.

Ребёнок именно в сюжетно-ролевых играх может развивать важные способности управления своей памятью и вниманием, усвоения правил и действия по ним, планирования деятельности и прогнозирования результата, воображения и наблюдательности.

Кроме того, сюжетно-ролевые игры дают возможность дошкольнику ярко проявить свои эмоции, взглянуть на жизнь глазами другого человека, что помогает ему преодолеть в себе детский эгоцентризм.
В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, здесь формируется понятие «мы» и возникает чувство единения.

Поскольку дети оценивают друг друга, то возникает общественное мнение. То есть, в процессе игры вся детская группа, как коллектив, также развивается. В игре оттачивается способность прислушиваться к чужой точке зрения, ставить себя на место другого. Это уже означает переход на более высокую ступень интеллектуального развития.

Поняв, что роль игры в развитии ребёнка невозможно переоценить, многие родители перестанут смотреть на неё, как на пустое времяпрепровождение или забаву. Со стороны родителей в жизни детей игра является главным инструментом воспитания и развития, а со стороны самих малышей – основой, почвой, тканью самой жизни.
Чтобы в игре происходило развитие ребёнка, с него нужно снять чрезмерную опеку, оставляя за ним больше самостоятельности и пространства. У детей с недостаточно развитой самостоятельностью, нет особого желания, да и умения играть.

Особая роль педагога в организации игр

При организации детской образовательной деятельности воспитатели активно пользуются для обучения детей игровыми технологиями (дидактическими и логико-математическими играми). Здесь игра служит оболочкой для образовательной деятельности (например, игра в путешествие).

Образовательная деятельность пользуется различными игровыми приёмами: игровой имитацией движений, манипуляциями с игрушками, игровыми ролями, речью и действиями. Благодаря этим приёмам удаётся удерживать детское внимание, усиливать познавательную активность, стимулировать творческие порывы.

Для педагога важны следующие профессиональные качества:

  • Умение наблюдать и анализировать игру, вносить приёмы для её развития, оценивать эффективность игровой деятельности.
  • Обогащать детей впечатлениями.
  • Обращать детское внимание на такие сюжеты из жизни, которые можно привнести в игру.
  • Умело подводить к началу игры.
  • Активно пользоваться косвенными методами для управления игрой, которые активизируют у ребёнка психические процессы, проблемными игровыми ситуациями (советы, вопросы, напоминания), жизненным опытом.
  • Подготавливать благоприятные условия для того, чтобы игра перешла на более высокий уровень.
  • Способность включаться в детскую игру на второстепенных или даже главных ролях, устанавливать с детьми игровые отношения.
  • Уметь напрямую (объяснением, показом) обучать игре.
  • Регулировать взаимоотношения в игре, тушить возникающие в ходе неё конфликты, детям с невысоким социометрическим статусом отводить яркие игровые роли, подключать к игре малоактивных, неуверенных, застенчивых малышей.
  • Для развития игры предлагать новые роли, игровые действия и ситуации.
  • Научить детей обсуждать и оценивать игру.

Если в дошкольном детстве ребёнок успел наиграться от души, то в будущем ему проще будет адаптироваться к ситуациям, меняя разные роли.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/rol-igry-v-razvitii-rebenka-doshkolnogo-vozrasta

Игра как средство развития дошкольников

Всем известно, что дети любят играть. Однако далеко не все родители задумываются о роли игры в развитии дошкольника и часто недооценивают ее значение в жизни ребенка.

Значение игры как средства развития дошкольника

Игра является непременным условием для развития как малышей, так и дошкольников. Она способствует улучшению их когнитивного (способности к восприятию и переработке информации), физического, социального и эмоционального состояний. Игра также является идеальной возможностью для родителей в полной мере участвовать в обучении и воспитании своих детей.

Родители могут корректировать игру как средство развития дошкольников, предлагая разумную альтернативу пассивным и не развивающим навыки занятиям.

Если мальчики любят играть с машинками, хорошим решением будет придумать большую дорожную карту со знаками и правилами движения, добавив к игре пешеходов. С помощью такой игры можно изучать геометрические фигуры, цвета и счет.

Также не лишней будет и информация о том, что само дорожное движение подчиняется определенным правилам, соблюдение которых требуется от всех участников движения.

Также в магазинах развивающих игрушек сейчас представлен широкий выбор различных пособий в игровой форме.

Без участия взрослых дети сами редко проявляют к ним интерес, поэтому родители должны создавать соответствующую обстановку, чтобы можно было использовать игру как средство развития дошкольников.

При выборе пособий следует обращать внимание на возраст, на который они рассчитаны. В этом случае ребенку будет легко и интересно учиться.

Несмотря на преимущества, получаемые от игры для детей и родителей, сегодня время для совместной игры заметно сократилось, что связано с торопливым образом жизни и желанием переложить ответственность за подготовку детей к школе на центры раннего развития и детские дошкольные заведения.

Влияние игры на развитие дошкольников

Игра особенно важна для развития памяти и интеллекта и позволяет детям использовать свои творческие способности, развивая воображение, физические, познавательные и эмоциональные силы. Именно через игру дети с раннего возраста учатся общению и взаимодействию с окружающим их миром.

Лучше всего, когда игра как средство развития дошкольников проходит под руководством взрослых, которые помогают выбирать тему и вовремя корректируют ее направление. При этом они не должны ограничивать детей узкими рамками, позволяя в полной мере раскрываться их творческим и лидерским способностям.

Взаимодействия взрослых и детей посредством игры дает возможность более эффективно общаться. Также это отличная возможность увидеть процесс обучения глазами детей и полнее понять их точку зрения и возникающие затруднения.

Познавательная роль игры в развитии дошкольника

Игра является неотъемлемой частью академической среды. Педагоги отмечают важную роль игры в развитии дошкольника. Для ребенка игра является эквивалентом работы. Благодаря игре дети узнают основные понятия, такие как счет, цвета, геометрические фигуры. Также практически во всех играх требуется проявлять мышление и логику.

Многие выдающиеся педагоги прошлого и современности придерживаются мнения, что в игровой форме социальная и эмоциональная адаптация к школе проходит наиболее безболезненно.

Для всестороннего развития ребенка и его подготовки к обучению лучше всего использовать комплексные методики, разработанные и опробованные на практике. Они должны включать как познавательную, так и эмоциональную составляющие образовательного процесса. Также необходимо соблюдать разумный баланс между активными и пассивными занятиями с учетом психологических особенностей каждого ребенка.

Социальные навыки

Адаптация к школе особенно тяжело проходит у детей, которые растут в семье одни. Окруженные заботой родителей, бабушек и дедушек, они не умеют делиться. И это касается не только игрушек, но и эмоций. Также для таких детей практически незнакомыми являются понятия дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Влияние игры на развитие дошкольников отмечается большинством педагогов, которые работают с детьми в детских садах и школах. Они рекомендуют родителям в семьях с одним ребенком не ограничивать общение ребенка только детской площадкой, а отдавать предпочтение коллективам. Это поможет оградить их в дальнейшем от проблем, которые, как правило, возникают при адаптации к школе.

Еще одним важным навыком, который дети приобретают посредством игры, является умение сотрудничать, вести переговоры и разрешать возникающие конфликты, что поможет в дальнейшем избегать или правильно решать возникающие в общении проблемы. Также игра в группе помогает быстрее освоиться с новыми эмоциями и чувствами – гневом, счастьем, печалью, страхом, волнением, разочарованием и стрессом.

Физическая активность

В отличие от пассивных развлечений, игра – отличный способ увеличения уровня физической активности у детей, что является отличной профилактикой ожирения, особенно на фоне современных тенденций развития общества.

Активные игры обеспечивают выход энергии, которую трудно растратить, играя в компьютер. Чем раньше дети узнают, что физические игры – это весело и естественно, тем лучше будут их перспективы на поддержание здорового образа жизни в дальнейшем.

Также в игре проще всего развивать моторику рук, которая играет важную роль для развития памяти и интеллекта.

Компьютерные игры

Сегодня в педагогической среде продолжается дискуссия между сторонниками и противниками компьютерных игр для детей. Они сходятся во мнении о том, что компьютер и интернет составляют неотъемлемую часть современного мира, а, значит, их необходимо использовать разумно как для воспитания, так и для обучения ребенка.

Для безопасного пользования интернетом сегодня существуют специальные детские браузеры, которые оберегают ребенка от взрослого контента, но при этом оставляют ему доступ к детским передачам и интерактивным играм.

Интерактивные игры как средство развития дошкольников можно и нужно использовать. Однако это желательно делать под контролем взрослых, которые смогут их оценить. Безусловно, основным вопросом при использовании компьютера при обучении дошкольника является время, которое проводит ребенок возле него.

Существуют различные мнения о том, сколько времени ребенку определенного возраста можно проводить возле компьютера без вреда для здоровья.

А поскольку детям обычно именно эти занятия кажутся более привлекательными, психологи рекомендуют заранее четко оговаривать этот вопрос с ребенком.

Также они не советуют наказывать детей отказом именно в компьютерных играх, помня о значении игры в развитии дошкольника.

Сегодня многими педагогами признается, что игра как средство развития дошкольников является одним из лучших способов воспитания и обучения ребенка. Чем разнообразней будут эти игры, тем более развитым будет ребенок. При этом многие ее аспекты могут оставаться скрытыми для взрослых. Поэтому при виде играющих детей не следует считать, что это пустая трата времени.

Читайте также:  Сладков. медовый дождь

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5828-igra-kak-sredstvo-razvitija-doshkolnikov.php

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и друг с другом. А ведь человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

В современном мире нагрузка на психику намного больше, чем раньше. Причина этого в большом обилии информации. Поэтому сейчас очень актуальна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Проблемы развития эмоциональной сферы нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И.

 Лисина и другие.

Одним из главных средств воспитания дошкольников может и должна стать игра, поскольку она не только проявление своеобразного и независимого мира детства, но и способ социализации воспитанников, обеспечения связи ребенка с миром взрослых.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

В процессе игровой деятельности ребенок активно познает окружающую действительность, овладевает общественным опытом, нормами поведения, раскрепощается. Иными словами, ребенок становится Личностью.

Игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность. Многие выдающиеся педагоги и психологи обращали внимание на эффективность игры в использования в процессе обучения. А.С.

Макаренко считал, что «хорошая игра» обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера самовыражения, самоопределения, самореабилитации.

Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально сфера.

В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавляемые фантазии.

Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, стабилизировать эмоциональное состояние.

Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста характеризуется изменением роли эмоций в деятельности ребёнка, освоением дошкольником социальных форм выражения чувств, появлением таких новообразований, как эмоциональное предвосхищение, эмоциональная отзывчивость, высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические). Эмоции в дошкольном возрасте постепенно становятся осознанными, произвольными.

Использование игры как средства развития эмоциональной сферы будет эффективным, если:

– учебно-воспитательный процесс модернизировать и конкретизировать с использованием игровой деятельности в целях создания благоприятного психологического климата, способствующего эмоциональному развитию дошкольников;

– обеспечить единство условий, содержания и технологии использования игр в эмоциональном развитии детей в совместной деятельности и в свободное время, учитывающие потенциал различных видов игровой деятельности;

– отобрать и адаптировать игровые упражнения, задания, игры с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

В своей работе по данной теме я использую с детьми игровые ситуации в разных режимных моментах: во время утреннего приёма, между занятиями, в индивидуальной работе, после сна. Они помогают мне определить проблемы и причины поведенческих нарушений, подсказывают пути их решения.

Игру хорошо использовать с малообщительными, тревожными детьми, при неразвитости общения, при конфликтных ситуациях (у старших дошкольников). На прогулках играю с детьми в разнообразные подвижные игры, игры-эстафеты, малоподвижные игры.

Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снизить у ребят эмоциональное напряжение.

В дошкольном возрасте полезны игры с песком.

Действия, выполняемые ребёнком с песком, успокаивают его нервную систему, а лепка фигурок из этого материала развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи, развитию фантазии.

Песочные игры помогают детям познать, что значит строить или разрушать. Дети чувствуют себя свободно, не скромничают в выражении своих внутренних чувств и эмоций.

Предлагаю Вам несколько игровых ситуаций, которые помогут узнать, что нравится воспитанникам, что их волнует. С помощью игры можно корректировать поведение ребят, направлять его в нужное русло, также можно помочь детям объяснить определённую жизненную ситуацию.

Игра «Волшебная коробка». Утром во время приёма беседую с детьми, узнаю, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение.

Затем показываю коробку и объясняю, что она волшебная, в неё можно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость и т.д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания.

В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней. (Педагог может проделать со своими чувствами тоже).

Игра «Подарок». Дети сидят в кругу. Предлагаю ребятам подарить своему другу подарок, но не настоящий, а как бы сказочный. Играющим нужно руками изобразить этот подарок, преподнести его товарищу, улыбаясь, говоря при этом что-то приятное, доброе.

Когда все дети получат подарки, поинтересоваться, что им подарили и уточнить, насколько верно они это поняли. Вариантом игры может быть использование в качестве описания подарка не точное название предмета, а название его свойства.

Например: «Мой друг подарил мне подарок, этот подарок круглый и мягкий».

Игра «Ладошки». Для проведения этой игры нужны фломастеры и листы бумаги.

Дети сидят за столами, объясняю, что нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть широко пальцы и обвести ладонь по контуру.

Затем предлагаю на каждом изображённом на бумаге пальце нарисовать (написать) что-то хорошее о себе. После собираю «ладошки». Показываю (читаю) их ребятам, а они отгадывают, чья это «ладошка».

Образовательная ситуация «Мой любимый сказочный герой» способствует развитию самовыражения ребенка, учит средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Ситуацию можно дополнить играми: «Знакомство со сказочным героем», «Отгадай настроение сказочных героев», игра-пантомима «Кто здесь кто?».

Образовательная ситуация «Мы так похожи». Цель – формировать у детей чувство принадлежности к группе; развивать способность детей к эмпатии. Включаю игры «Зеркало», «Скажи одним словом», рисование разноцветных человечков цветным песком.

Образовательная ситуация «Мы такие разные». Цель – формировать у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям. Игры «Букет», «Театр масок», «Пересядьте все, кто», упражнение на расслабление «Кого укусил комарик».

Источник: http://io.nios.ru/articles2/94/10/igra-kak-sredstvo-razvitiya-emocionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta

Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Их цели и виды

В дошкольном возрасте овладение новыми знаниями через игру протекает намного успешнее, чем на занятиях. Учитывая эту особенность детской психологии, педагоги используют игры для всестороннего развития малышей.

Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний.

Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он при этом учится, постоянно сталкиваясь с затруднениями, которые требуют некоторого напряжения сил и перестройки его познавательной деятельности. На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи.

Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой. Развивающая игра — это полноценная, специфическая и довольно содержательная для малышей деятельность, обладающая своими побудительными мотивами и способами действий.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру.

Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий. Развивающие игры для детей дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.

Цель детской игры имеет 2 аспекта:

— воспитательный. Это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям;

— познавательный. То чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

Цель развивающей игры — формирование конкретных психических процессов и способностей детей.

Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники. Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать.

Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением.

Важным моментом здесь является новое содержание и осмысление знакомых действий: бегать и прыгать в предлагаемой воображаемой ситуации – по пенькам, по кочкам, убегать от волка или лисицы.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста разделяют на 9 видов:

1) игры, сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;

2) игры, формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;

3) игры, развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;

4) игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;

5) игры на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;

6) игры на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;

7) игры для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;

8) игры на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;

9) игры на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов.

Развивающие игрыподбираются и с учетом возраста дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладают ролевые игры, сюжетные, настольные, деловые, чтение и компьютерные игры.

Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются. Новый опыт, полученный в игре, становится личным достоянием, т.к. теперь малыши его с легкостью применяют и в других ситуациях, поэтому необходимость закрепления новых знаний отпадает.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста содержат условия, содействующие гармоничному развитию личности: целостность эмоционального и познавательного начал, внешних и внутренних действий, а также индивидуальной и коллективной активности детей.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/7246-razvivajuschie-igry-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию