Есенин «русь»

«Русь (Потонула деревня в ухабинах)» С. Есенин

Юный Есенин был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914 году, когда поэтом было написано стихотворение «Русь», идеи свержения самодержавия уже активно внедрялись в народные массы. Молодой поэт не стал исключением среди своих сверстников, которые выступали за отмену самодержавия.

Однако если будущие революционеры преследовали лишь цель захватить власть, то Есенина гораздо больше волновала судьба обнищавших сел, находящихся на грани вымирания. Поэт рассчитывал, что именно революция вернет людей к земле и позволит им честно трудиться на собственных полях и лугах.

Пока же автору остается лишь с горечью констатировать: «Потонула деревня в ухабинах», Причем, речь идет не только о не обустроенном быте сельских жителей, но и об их дремучести. Автор убежден, что из-за своих суеверий люди сами лишают себя возможности жить счастливо и пользоваться плодами прогресса.

Действительно, трудно вести речь о механизации деревни, когда ее жителям в каждой проруби мерещатся колдун, а пеньки ассоциируются с лесной нечистью.

Тем не менее, Есенин признается, что очень любит свою родину, которая не лишена первозданной красоты, хотя и не понимает, почему испытывает столь теплые чувства, когда слышит сельские песни и видит, как танцуют девушки у костра.

Однако поэт понимает, что деревенские будни не располагают к праздности. Особенно в это сложное время, когда все мужское население сел демобилизуют и отправляют на фронт. Но так было испокон веков, и Есенин отмечает: «Вот где, Русь, твои добрые молодцы, вся опора в годину невзгод».

Действительно, участь мужчин – защищать свой дом, а судьба женщин – ждать их возвращения. И к подобному Есенин относится вполне спокойно, считая, что по-другому быть просто не может. Иначе рухнут вековые устои, и русское село перестанет существовать.

Поэтому поэт с особым трепетом относится не только к тем, кто уходит на войну, но и к тем, кто остается ждать их возвращения. «Я люблю эти хижины хилые с поджиданьем седых матерей», — подчеркивает автор.

Тем не менее, сам он мечтает о том, чтобы война, которая уже обескровила его родину, закончилась как можно скорее, и в села вернулись землепашцы. «Я хочу верить в лучшее с бабами, тепля свечку вечерней звезды», — отмечает Есенин.

Для него село – это постоянный труд, поэтому автор воздает должное русским крестьянам, восклицая: «Мир вам, грабли, коса и соха!». И в этом восклицании слышится не только подлинная любовь к родной земле, но и благодарность всем тем, кто хранит древние традиции Руси в столь непростое для нее время.

Источник: http://pishi-stihi.ru/rus-esenin.html

«Русь», анализ поэмы Есенина

Поэма «Русь» была написана в 1914 г., когда Есенин жил в Москве. Работая в типографии, он познакомился с членами Суриковского кружка, объединявшего поэтов, музыкантов из народа.

На их собрании была публично прочитана «Русь» в начале 1915 г. С точки зрения одного из членов кружка, С. Фомина, этим стихотворением Есенин приобрёл себе известность и имя.

Произведение восхитило многих, Клюев назвал его «прекрасной белой Русью».

Поэма была напечатана в мае 1915 г. в «Новом журнале для всех», а в июле-августе 2017 г. в журнале «Северные записки».

В поэме отражено отношение Есенина к началу войны.

Литературное направление и жанр

Поэма тяготеет по тематике и образным средствам к так называемой новокрестьянской поэзии, которая, впрочем, полноценным направлением не стала.

Современники называли произведение большим стихотворением, с современной точки зрения это поэма, имеющая лиро-эпическую природу. Современная классификация жанров относит произведение к малой поэме.

Малая поэма, имея выраженный эпический сюжет, характеризуется небольшим для поэмы размером. При этом она не имеет примет баллады (героических и фантастических элементов).

Тема, основная мысль и композиция

Поэма состоит из 5 частей. Первая часть – пейзажная зарисовка деревни вьюжной зимней ночью. В этой же части появляется мотив опасности и наваждения: волки, нечисть, колдуны. Русь представляется страшным, дремучим в прямом и переносном смысле местом.

Вторая часть – признание лирического героя родине в любви. То, за что герой любит Русь, связано с весенне-летним циклом крестьянских работ и перемежающихся с ними развлечений.

Третья, центральная часть начинает эпический сюжет, связанный с пейзажными зарисовками первой и второй строф. В ней описан уход деревенских ополченцев на войну.

Четвёртая строфа сообщает о приходе весточек с войны и о том, как их читали и слушали в деревне. Единство и родственность всех жителей деревни, с точки зрения лирического героя, характерно для русского человека. Одна деревня и поведение её жителей олицетворяет всю Русь.

В последней строфе содержится лирическое размышление героя о том, что именно он любит в своей родине. Это характеристика сильных и слабых сторон любимой родины.

Тема поэмы отражена в названии – родная земля.

Основная мысль состоит в ответе на вопрос, за что лирический герой любит родину. Оказывается, любят не за что-то и не вопреки чему-то (например, дремучести и забитости). Лирический герой просто перечисляет те общечеловеческие или, наоборот, немудрящие ценности, которые дороги его сердцу. Прежде всего, это природа и народ, единения с ними желает поэт.

Тропы и образы

Есенин использует привычную для себя образную систему. Описывая зимнюю деревню в первой части, поэт создаёт образ утонувшего, гиблого места. Метафора «потонула деревня в ухабах» в остальных строфах усиливается: небеса синеют не над нею, а кругом, словно вода, зла и колдовства лирический герой тоже ожидает из воды, из проруби.

Для описания деревни писатель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (избёнки, огоньки). Горящие окна сравниваются с совиными глазками.

Этому вызывающему сочувствие и умиление миру противостоит зимняя природа, описанная с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: леса заслонили избёнки, кочки и впадины, тощие поля окружили их. Сумерки вокруг долгие и зимние, мглистые, волки грозные, заморозь злая. Но не природа – враг деревни.

Есть что-то более страшное – неизвестность, которую крестьянское сознание связывает с колдовством. Пеньки подобны лесной нечисти, колдуны запугали людей, как волки – лошадей.

Вторая часть противопоставлена первой. Русь характеризуется как милая и кроткая родина, которую лирический герой любит безотчётно. Русь в этой части олицетворяется и описывается с помощью синекдохи, то есть редкие радости («твоя радость короткая») русского народа переносятся на Русь.

Радость связана с крестьянским трудом (покос) или с народными забавами (громкая песня, «отдых в шелку купырей»). Вторая часть стихотворения наполнена резкими и радостными звуками, движениями, которые передаются глаголами или отглагольными существительными: гуд комаров, «гаркнут ребята тальянкою», «выйдут девки плясать».

В этой же части описана народная красота: очи сравниваются с чёрной смородиной и углями, брови метафорически называют подковами.

Третья часть начинается описанием вселенской катастрофы, которая охватывает всё живое. Чёрны вороны приносят беду (фольклорный мотив), а остальная природа страдает. Леса – от «вихоря», пена с озёр машет саваном (метафора), сообщая о смерти. Чаша неба расколота (метафора), сами небесные устои метафорически соотносятся с церковным потолком, на котором раскачиваются лампадки.

Беда для крестьян – это война. Мирные пахари превращаются в добрых молодцев, не изменяя своей мирной сущности, но всё же являясь опорой Руси «в годину невзгод». Забота о них слободских баба проявляется в такой детали, как пышки на сахаре.

Крестьяне принимают уход на войну как должное, со смирением: «Без печали, без жалоб и слёз».

Четвёртая часть о том, что оставшиеся жители деревни, объединённые общей бедой, начинают действовать как единое целое. Эта часть начинается с вопросов об ушедших воинах, которые тревожат каждого. Чтение писем от воинов чётницей Лушей действительно напоминает церковное чтение Писания, когда все молятся вместе, но каждый о своём.

Пятая часть лирическая. Герой перечисляет те предметы и явления, которые делают его родину любимой. Она нравится ему в своей печали, разрушении и несовершенстве: хилые хижины, берестяные лапоточки, символы мирного труда пахаря – грабли, коса и соха. Важен для автора и образ вечно ждущих матерей – сквозной образ есенинской поэзии.

Любовь лирического героя так велика, что он готов слиться с родной природой, буквально превратиться в куст (это уже не метафора, а метаморфоза). Лирический герой ощущает себя частью своего народа, он разгадал «их думы несметные».

Все народные чаянья связаны с мирной трудовой жизнью. Эти мысли даже пересиливают думу «разлуки с родимыми».

Последнюю нарисованную в воображении читающих письма картинку природы Есенин создаёт с помощью эпитетов и метафор: весёлый покос в мягких травах с бусами рос.

Последняя строфа почти повторяет первую строфу второй части. Эта деревенская идиллия закольцовывает композицию.

Размер и рифмовка

Вся поэма написана трёхстопным анапестом, прекрасно имитирующим живую речь. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Русь(Есенин)»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/1159-rus-analiz

Есенин Русь

Сергей Александрович Есенин – великий поэт прошлого столетия. В его арсенале имеется большое количество стихотворений, имеющих различную направленность. Одни творения посвящаются природе, другие – чувствам. Имеются произведения и с широким охватом.

Ярким примером такого творчества является стихотворение «Русь», которое иногда называют поэмой.Написано данное произведение в 1914 году. Согласно словам самого автора, стихотворение действительно представляет собой маленькую поэму.

Это обусловлено тем, что в сюжете отслеживается широкий спектр материала из жизни самого писателя.Произведение построено в своеобразном стиле. Оно состоит из пяти отдельных частей, каждая из которых имеет различный объем.

Лексика стихотворения, как и сам характер сюжета, очень разнообразна и замешана на народном творчестве. Это был традиционный вид подачи информации и молодой автор часто использовал его в своих произведениях.

Стихотворение «Русь»

1 Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.

Читайте также:  Интересный новогодний сценарий для детей начальной школы

Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки. Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь – везде колдуны. В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.

2

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.

3

Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз. По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ… Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.

4

Затомилась деревня невесточкой – Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, – Не погибли ли в жарком бою? В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей.

И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей. Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут родные грамотку, За ветловую сели тесьму. Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей.

И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.

5

Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей. Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды. Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем. А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос, Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Анализ стихотворения «Русь»

Называя свое творение поэмой, автор проявляет своеобразную символичность и определенным образом подчеркивает значимость художественных основ, используемых в контексте произведения, где вся лирика основана на художественности образов.

Используя строки «Ой ты, Русь, моя родная», «Ой ты, Русь моя, милая родина», «Но люблю тебя, родина кроткая», применяя повторение, автор показывает читателю, что его жизненный путь тесно связан с родиной, с отчизной. Он её очень сильно любит и ценит. Автор навеки кровно предан родине и останется верен ей навечно.

Следует отметить, что в поэме от начала до самого конца отлеживается очень индивидуальное мироощущение, присущее только Сергею Есенину. Поэт старается максимально достоверно донести до читателя все проблемы, которые имеются на русской земле в период когда писался стих, а именно в 1914 году.

Стихотворение представляет читателю сюжет, в котором раскрывается поэтичная картина зимней природы, раскрывается вся ее красота. Автор не показывает данную пору как безмятежно спящую натуру. Природа в произведении – это постоянно движущаяся снежная колыбель деревенской Руси.

Особенности первой части поэмы

Первая часть поэмы практически полностью пронизана постоянным ожиданием тревожного события. Эти особенности весьма часто подчеркивались в фольклоре и разнообразной литературе того времени.

Сергей Есенин представил читателю природу, которая всеми силами пытается предупредить людей о надвигающейся на Русь опасности. Здесь воют волки, озлоблено дует ветер, повсюду кажется нечисть лесная. А совиные глаза и вовсе можно рассматривать, как предвестники смерти.

Издревле на территории Руси считалось, что все беды и напасти случаются благодаря проделкам нечистой силы. Именно эти формы и используются в произведении, к примеру, пеньки сравниваются с нечистью, а в прорубях скрываются колдуны.

Своеобразные дубовые сетки являются символом невзгоды и различных препятствий на жизненном пути. Автор отмечает, что военные действия никогда не были по нраву русскому народу, люди всегда были миролюбивы и никогда не желали с кем-либо ссориться.

Особенности второй части поэмы

Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю.

Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как большинство классиков начала ХХ века, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.

В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения.

К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор, который есть как в жизни русского народа, так и в его творчестве.

Особенности третьей части поэмы

Третья часть стихотворения отличается резкой сменой настроения. Это становится понятно после прочтения ударно-четкой и лаконичной строки – небесная чаша расколота.

На Русь приходит беда, и природа будто раскалывается и начинает волноваться.

Автор показывает это и в обеспокоенных воронах, и в резких ветровых порывах, и в раскатах грома. Все эти явления Есенин использует при создании рифм.

Время, используемое в стихотворение, как будто получает ускорение и в сюжете начинает отслеживаться динамичность.

Поэт показывает читателю, что привычной счастливой жизни, которая была ранее, у народа уже нет и не будет. Защитники родины начинают готовиться к войне, как и ранее, их отцы и деды. Они идут защищать свою отчизну.

Несмотря на весь драматизм, автор старается преподнести эту информацию максимально миролюбиво, указывая на доброжелательность характера русского человека.Особое внимание в строках автор уделяет простым мужикам, которые мужественно принимают вызов врага и со скорбью на душе идут защищать родину.

Всех их провожает народ и сама природа желает им удачи.Для ополченцев, как и требуют традиции, собирают последние радости жизни, которые имеются в остатке после мирной и счастливой жизни. Женщины плачут, провожая своих мужей, они прекрасно понимают, что многие из них просто-напросто обратно не вернутся.

В сюжете прослеживается грустное настроение, которое совмещается с величественной гордостью, переполняющей поэта за свой народ и его готовность в любой момент стать на защиту своей родины. Это одна из самых главных особенностей, которая присуща именно русскому народу.Есенин показывает людей без ложного патриотизма.

Никто не кричит об амбициях, не рассуждает о мощи государства. Люди просто воспринимают действительность такой, какая она есть на самом деле. Автор не рассуждает о возможном исходе событий. Главный акцент Есенин делает лишь на русский народ, от которого зависит судьба все страны.

Автор отмечает, что помочь простому мужику в бою может только вера, незаменимая во время горьких испытаниях. Это отслеживается во множестве используемых метафор, к примеру, запах ладана в роще, свечка вечерней звезды.

Особенности четвертой части поэмы

Главная мысль, которую желает передать автор в данной главе – это тяжесть скорби природы о погибших защитниках. Он уделяет внимание и тому моменту, что некоторые все-таки живы и время от времени отправляют весточки домой родным.Письма, пришедшие с войны, люди читают вместе.

В этом отслеживается сплоченность народа при наступлении беды. Именно война способна личное горе или радость сделать общими. Ведь все они живут надеждой, надеждой на скорую победу и возвращение домой родных и близких людей.

Главная цель данного повествования – это единение, которое в православной религии именуется как соборность.

Особенности пятой части поэмы

Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам. Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы.

Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды.В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути.

Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.

Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно.

Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.

Источник: https://gfom.ru/esenin_rus.php

Стихотворение С.А. Есенина «Русь» (восприятие, истолкование, оценка)

Сергей Есенин – поэт крестьянской культуры, покоя, русского космоса. Его лирика отличается высокой степенью цельности. В ней все – о России. Образ крестьянской, деревенской Руси, мира покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, сменой времен года, характерен для раннего периода его творчества.

О такой России, своей «милой родине», Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). «Русь» поделена на пять частей, каждая из которых состоит из нескольких строф. В первой части описывается русская природа, чарующая, но подчас таинственная и пугающая.

Природа со всех сторон обступает деревню, берет ее в кольцо, пытаясь то ли уберечь и защитить крестьянский мир, то ли, наоборот, погубить его: «Потонула деревня в ухабинах, / Заслонили избенки леса». Все вокруг: лес, пурга, пеньки – кажется одушевленным, наделенным какой-то таинственной силой, в которую верили еще наши предки-язычники.

Поэт использует множество одушевляющих метафор, в его стихах неодушевленный мир начинает дышать, смотреть, жить. Из чащи на лирического героя «смотрят» сквозь пургу таинственные огоньки, да и сама поземка представляется ему одетой в снежные «шали». Пеньки «стоят за дубровными сетками, словно нечисть лесная».

Русская природа, этот «таинственный» и «древний» мир кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь – везде колдуны».

Читайте также:  Использование игр в развитии детей дошкольного возраста

Сказки пугают и волнуют воображение слушателей, но они хороши тем, что в них – «ложь». Тяжелые условия, в которых проходит крестьянская жизнь («злая заморозь», «сумерки мглистые»), ассоциируются со сказочными, а потому легко преодолимыми невзгодами. Даже в суровой природе Есенин видит необыкновенную красоту, парадность: мрачным зимним вечером «на березках висят галуны».

Мрачный, тоскливый пейзаж, на который лирический герой глядит под вой «грозных» волков с «тощих» полей, не пугает его. В начале второй строфы он восклицает: «…люблю тебя, родина кроткая! / А за что – разгадать не могу».

Его любовь к России связана прежде всего с крестьянским миром, кроткими и сильными людьми, которым суровая русская природа позволяет только «короткую» радость «с громкой песней весной на лугу». Лирический герой чувствует себя одним целым с крестьянами, разделяет с ними и труд, и отдых.

Он любит «над покосной стоянкою / Слушать вечером гул комаров», а после наблюдать «как гаркнут ребята тальянкою, / Выйдут девки плясать у костров». Если, описывая природу, поэт использует одушевляющие метафоры, то, описывая девушек, наоборот, использует природные метафоры, сравнивает их глаза с черной смородиной.

Таким образом, в стихах Есенина образы людей и природы переплетаются, гармонично сосуществуют друг с другом. В конце второй части лирический герой Есенина «разгадывает», за что он любит свою родину: «Ой ты, Русь моя, милая родина, / Сладкий отдых в шелку купырей».

Третья и четвертая части стихотворения «Русь» представляют собой небольшое повествование о жизни крестьян в «смутные» времена. «Година невзгод» описывается поэтом в духе русских былин. Как в сказке, о грядущих бедах крестьянский мир предупреждает русская природа: «Понакаркали черные вороны: / Грозным бедам широкий простор».

Да и сама природа словно терпит бедствие, переживает страшную битву: «Грянул гром, чашка неба расколота, / Тучи рваные кутают лес. / На подвесках из легкого золота / Закачались лампадки небес». Есенину удается с помощью метафор соединить мир природы и мир крестьянского дома, церкви.

Лирический герой Есенина представляет мир огромным домом-храмом, где звезды похожи на «лампадки» под небом-куполом. Но теперь этому величественному дому угрожает война.

Ополченцы, «мирные пахари», собираются на войну, как на работу: «без печали, без жалоб, без слез». Горе объединяет всю деревню. Но поэт не перестает гордиться «добрыми молодцами», которые никогда не переведутся на Руси, всегда будут ее опорой. Сам лирический герой остается в деревней крестьянками ждать вестей о судьбе родных и любимых.

Деревня представляется ему «невесточкой», все женщины, как одна, горюют о милых в «дальнем краю». Образ русской женщины, седой матери, молодой жены, приобретает огромное значение в лирике поэта, становится символом всей Руси с ее нежной, женственной душой.

Лирический герой Есенина восхищается такой Русью, ее глубокой и светлой печалью: «Ах, поля мои, борозды милые, / Хороши вы в печали своей!»

Для крестьянок бесконечным счастьем становится получить весточки от мужей и сыновей, «каракули, выводимые с тяжким трудом». Эта деталь говорит о том, что действие стихотворения происходит уже не в сказочно-былинной Руси, а связано с конкретными историческими событиями современной автору эпохи. По-видимому, причиной%ухо-да крестьян в ополчение послужила Первая мировая война.

Мужчины сторицей платят женам и матерям за их тоску и ожидание: «с потом>У выводят всем по письму. И снова вся деревня собирается вместе – теперь «над четницей Лушей», чтобы «допытаться любимых речей». Весточки от любимых связываются в народном сознании с другой великой радостью – первым дождем после долгой засухи, над которым крестьянки тоже плачут «от счастья и радости».

Несмотря на то, что после ухода мужчин на войну женщины сначала поддаются тоске и испугу («В роще чудились запахи ладана, / В ветре бластились стуки костей»), лирический герой видит их необыкновенную силу, которая прежде всего заключается в их вере.

Он разгадывает тайну русских женщин: «Не спугнет их ни гром и ни тьма. / За сохою под песни заветные / Не причудится смерть и тюрьма».

Кажется, что именно «хижины хилые / С поджиданьем седых матерей» и «взоры невестины» берегут ушедших на войну «родных силачей», как бережет Русь ее защитница Богородица. В поэзии Есенина много библейской символики, ведь поэт считал себя проповедником крестьянского рая, Богом хранимого русского мира.

С Богородицей в религиозном сознании связывался синий цвет, которого так много в есенинской лирике. Появляется этот цвет и в стихотворении «Русь»: «Только видно, на кочках и впадинах, / Как синеют кругом небеса».

Для лирического героя Есенина Русь, русские женщины, крестьянский труд наполняются почти религиозным смыслом. Полный любовью к «родине милой», он восклицает: «Припаду к лапоточкам берестяным, / Мир вам, грабли, коса и соха!» Сам лирический герой наполняется чем-то женственным, бабьим. Он готов примириться «с мыслями слабыми», по-бабьи «верить в лучшее…

/ Тепля свечку вечерней звезды». Для лирического героя сливаются в одно женское и природное начала: он делит с крестьянскими женщинами страхи и надежды, радость и горе и в то же время готов стать «кустом у воды», чтобы без остатка раствориться в русском, природном, космическом.

Вместе с женщинами он грезит о «веселом покосе», о приходе новой весны «в мягких травах, под бусами рос».

В последней строфе лирический герой снова восклицает о любви к своей «кроткой родине». Он уже не удивляется и не гадает, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси, ведь для него родина – единственное, что достойно настоящей любви.

Но из всего стихотворения становится понятно, что для лирического героя Есенина Русь – всеобъемлющее понятие, особый, патриархальный, крестьянский, немного сказочный мир. Родина для него – это русская природа, пугающая и обильная.

Это и русские крестьяне, «силачи», и опора от бед и невзгод, и русские крестьянки, на вере которых держится любовь в этом мире.

Строчки «Весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу», которые лирический герой обращает к своей родине, уже встречались во второй части стихотворения и теперь повторяются в конце рефреном.

Это упоминание радости и веселья после описания «грозных бед» оставляет в душе светлое чувство после прочтения стихотворения. Вместе с женщинами лирический герой словно надеется и верит в то, что беды русского народа пройдут, как проходит над лесом гроза.

Снова придет весна, покос, короткое, но счастливое время.

Таким образом, в стихотворении «Русь» Есенину удалось выразить все то до боли родное, сокровенное, одновременно радостное и печальное, с чем для него связывалось понятие родины, русской земли. На протяжении творческого пути поэта образ Руси, сохраняя высокую степень единства, все же менялся.

От церковной Руси, земли-храма, он трансформировался в образ деревенской Руси, давшей «плоть и кровь» поэту, родины-матери.

При всем тревожном мироощущении, которым овеяна лирика последних лет жизни поэта, с Русью будет связано ощущение чистого истока, духовного родника, из которого Есенин черпает силы для поэзии и жизни, с которым навсегда остается связан тесными узами.

Источник: http://lit-helper.com/p_Stihotvorenie_S_A__Esenina_Rus-_vospriyatie_istolkovanie_ocenka

Сергей Есенин Русь

Сергей Есенин
«Русь»

                      1 Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей.

По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей. Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки. Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь – везде колдуны.

В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.

                      2

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.

                      3

Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз. По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ… Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.

                      4

Затомилась деревня невесточкой – Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, – Не погибли ли в жарком бою? В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут родные грамотку, За ветловую сели тесьму. Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.

                      5

Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей. Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды. Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем. А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос, Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Читайте также:  Как почистить подошву утюга

Источник: http://dzherri.ru/7857-sergej-esenin-rus.html

Стихотворение Есенина «Русь» на Сёзнайке.ру

Произведение «Русь», жанр которого сам автор обозначил как маленькую поэму, что свидетельствует о широком охвате жизненного материала, написано в 1914 году и разделено на пять различных по объему частей. Как в лексике произведения, так и в самом характере сюжета воплотилась мощная опора на традиции устного народного творчества, широко представленные в есенинской лирике в целом.

Символично, что автор называет довольно небольшое стихотворение поэмой, что лишний раз подчеркивает художественную значимость данного произведения в контексте всей лирики поэта.

Повторяющиеся в тексте обращения «Ой ты, Русь, моя родина кроткая», «Ой ты, Русь моя, милая родина», «Но люблю тебя, родина кроткая» свидетельствуют о том, что автор не отделяет свою судьбу от судьбы отчизны, он связан с ней кровно и нерасторжимо.

Поэму от начала до конца пронизывает народное мироощущение. С. Есенин стремился рассказать в ней о проблемах русской земли, обрушившихся на страну в 1914 году.

Произведение открывается поэтичной картиной родной зимней природы. Однако это вовсе не безмятежно спящая в снежной колыбели деревенская Русь. Вся первая часть произведения пронизана зловещим ожиданием тревожных событий.

Как это часто подчеркивается в фольклоре и древнерусской литературе, природа пытается предупредить человека о грозящей опасности: воют волки, в «шали пурги» огоньками мерещатся «совиные глазки» (известно, что сова в фольклоре является предвестником смерти).

На Руси издревле все беды и напасти связывались с проделками нечистой силы: пеньки в поэме – «словно нечисть лесная», в проруби скрываются колдуны. Дубовые сетки символизируют невзгоды и препятствия. Как бесовское наваждение приходит на Русь чуждая миролюбивому характеру русского народа, искусственно навязанная России извне война.

Во второй главке произведения рисуется праздничная картина весенних луговых работ. После зимнего пейзажа она логично продолжает повествование, поскольку согласно природному календарю весна как раз и сменяет зиму.

Именно здесь, на фоне трудовых будничных дел, со всей глубиной раскрывается тот самый загадочный русский характер, постичь и передать который стремились все без исключения классики отечественной литературы.

Богатырская удаль в труде, умение от души веселиться в минуты отдыха, прирожденная эмоциональная сердечность и теплота сочетаются в образах деревенских парней и девушек с природной красотой:

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костра.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

При помощи выразительного сравнения («как черна смородина») и ярких, запоминающихся метафор («угли-очи», «подковы бровей») С. Есенин мастерски и лаконично сумел передать в этих задушевных строках озорной задор русской народной песни.

Настроение третьей части вновь резко меняется. Его ударно воплощает лаконичная, но емкая метафора: «чашка неба расколота».

Перед лицом зловещей беды, пришедшей на русскую землю, словно всколыхнулась вся природа: «понакаркали черные вороны» (по народной примете, вороны предвещают ненастье), «крутой вихорь», «грянул гром».

И вновь в сознании читателя возникает ассоциация с древнерусской литературой, со «Словом о полку Игореве». Художественное время словно ускоряется, сюжет произведения становится более динамичным.

С. Есенин показывает, что раскололась, как эта чашка неба, вся привычная для народа жизнь. Безропотно, но с тяжелым чувством на сердце собираются защитники родной земли на войну, как шли умирать за бескрайние просторы в годину лихих испытаний их отцы, деды и прадеды. В этом суровом повествовании поэт стремился передать миролюбивый характер русского народа.

Мужики – крестьяне по духу. Они мужественно принимают вызов врага, но вся их душа скорбит о разлуке с родимой стороной. Ополченцев провожает народ до околицы, как принято по традиции. В дорогу им собирают последние радости, оставшиеся от сладкой мирной жизни – пышки на сахаре.

Бабы плачут, понимая, что не все добрые молодцы вернутся домой. Кому-то из них суждено будет сложить голову в бою. В данном фрагменте произведения грустное настроение сочетается с величественной гордостью автора за свой народ и его свободолюбивый нрав и готовность в любой момент встать на защиту родной земли.

Это еще одна из черт русского национального характера.

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод,

– восклицает поэт.

Вот так без ложного патриотизма, кричащего об имперских амбициях и незыблемой мощи Российского государства, твердящего о предстоящих успехах России в войне, пишет С. Есенин о своем восприятии этих событий, показывая, что основные тяготы войны ложатся на плечи простых тружеников.

В изобразительно-выразительных средствах третьей главы нашли отражение характерные для ранней лирики С. Есенина религиозные мотивы:

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

Однако они используются не только в эстетических целях, но и свидетельствуют об усилении тяги народа к религии в минуты горьких испытаний. Эта тема продолжается в последующих строфах на уровне отдельных образов и метафор: «в роще чудились запахи ладана», «тепля свечку вечерней звезды».

В четвертой главке С. Есенин пишет, как горестно о погибших воинах скорбит сама мать-природа:

В роще чудились запахи ладана,

В ветре бластились стуки костей.

А от живых героев приходят резкие, но долгожданные весточки из дальних краев. Люди собираются и читают их все вместе.

Они настолько сплотились перед лицом беды, что личное горе или радость каждого стали общими. Все живут лишь одной надеждой на скорую победу, на возвращение своих близких с войны.

Главным мотивом этой главы становится мотив единения. В православной религии его называют соборностью.

В пятой главе произведения С. Есенин признается в любви к родным полям. В отсутствии мужиков их распахивают бабы. Они вспоминают тот веселый весенний покос, когда ничто еще не предвещало беды. И в нелегком крестьянском труде им помогают все те же песни.

Припаду  к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

На войне о судьбе жениха.

В старину на Руси было такое поверье: если девушка преданно ждет своего суженого с войны, то он обязательно вернется. Верность невесты является своеобразным оберегом от невзгод и хранит друга в бою. С. Есенин удачно использовал эту народную примету в поэме.

В пятой главе патриотические мотивы усиливаются, становятся доминирующими. В финале произведения поэт восклицает:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Пройдет еще сто или двести лет, а поклонники русского поэтического искусства вновь и вновь будут восхищаться гармоничной звукописью, музыкальностью каждой есенинской фразы. В этой кажущейся простоте воплощено столько силы и поэтического таланта, что кажется и нельзя сказать по-другому.

Каждая есенинская финальная строка разворачивается медленно, постепенно наполняясь новыми звуковыми переливами, словно прекрасный цветок полевой России переливается при свете солнечного луча, наливаясь жизненной силой земли русской.

В творчестве гениального рязанского поэта С. Есенина много патриотических произведений. Большая их часть посвящена деревенской жизни. Есенинская любовь к родине – чувство неброское, глубинное, гармоничное.

В поэме «Русь» автор часто пишет о том, что хотел бы слиться с родимой природой, он готов «стать… кустом у воды».

Всем содержанием произведения поэт, бесспорно, доказывает, что это не только красивые слова, но и вся жизненная суть его личности.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8189-stihotvorenie-esenina-rus

Сергей Есенин – Русь советская

РУСЬ СОВЕТСКАЯ

                  А. Сахарову

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом,

Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далекой стороны.

И это я!

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

Но голос мысли сердцу говорит:

“Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней –

Уж не село, а вся земля им мать”.

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают “жись”.

Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля.

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.

“Уж мы его – и этак и раз-этак,-

Буржуя энтого… которого… в Крыму…”

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!

Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют –

Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

Источник: http://libaid.ru/katalog/e/esenin-sergej/3392-sergej-esenin-rus-sovetskaya

Ссылка на основную публикацию