Беседа по экологии на весеннюю тему в старшей группе доу

Нод по экологии в старшей группе на тему «птицы весной»

Беседа по экологии на весеннюю тему в старшей группе ДОУ

Нод по экологии в старшей группе на тему «птицы весной»

Петрова Светлана Алексеевна Воспитатель ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Самарская область, пгт. Рощинский

Цели:

Образовательные: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период. Закрепить признаки весны. Дать сведения о видах гнезд и их размещении. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

Предварительная работа:

Разучивание загадок о птицах; рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во время прогулок; беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.

Демонстрационный материал:

Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.

  1. Двигательная Физкультминутка
  2. Игровая Дидактическая игра «Раздели на группы», «Собери целое из частей», «У кого кто», «Ищи корм»
  3. Коммуникативная Беседа, викторина, рассказы детей, диалог

ответы на вопросы, игра «Я дрозд- ты дрозд», чтение стихотворения

4. Познавательно-

исследовательская Проблемные ситуации, рассматривание картин, гнезда

Логика образовательной деятельности

Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

– Доброе утро, дети!

Проблемная ситуация

Источник: http://doshkolnik.ru/vesna/17138.html

Конспект НОД по экологии в старшей группе«Как звери и птицы весну встречают»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (весна), понимать и видеть признаки и приметы весны, обобщать представления о связи живой и неживой природы весной; закреплять умение выполнять аппликацию из ниток.

Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, расширять и активизировать словарь, развивать память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к природе, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.

Предварительная работа:

Беседы о весне (сезонные изменения, жизнь зверей и птиц), рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, примет, пословиц, прогулки в лес.

Материалы и оборудование:

Конверт, картинки с признаками весны, цветок, ватман с изображением контура солнца, ноутбук, презентация «Звери и птицы весной», картинки «Зимующие и перелётные птицы», макет берёзы, игрушка – птичка, прищепки, веточки, запись «Голоса птиц», фонограмма весёлой музыки.

Для аппликации: лист ватмана с изображением леса, силуэты зверей из картона, нитки цветные (катушечные) мелконарезанные, салфетки, клеёнка, клей, кисточки для клея.

Ход НОД:

Дети подходят к воспитателю, который держит в руках большой конверт. Все встают вокруг стола. Воспитатель открывает конверт и выкладывает на стол картинки с признаками весны.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад принесли письмо. От кого это письмо? (От весны.)Почему вы так решили? Назовите признаки весны. Цветок весенний ты возьми, примету весны назови.

Игра с цветком «Приметы весны»

Дети передают друг другу цветок, называя примету весны.

 Воспитатель: Верно. Мы долго ждали её прихода. Скажите, какая весна? Каждое слово о весне будет лучиком у солнышка (показывает изображение солнца без лучей). Чем больше подберём слов, тем больше лучиков получится у нашего солнца, тем теплее оно будет греть.

Игра «Помощники весны»

Дети называют слова, рисуют лучик.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Да.) Тогда в путь!

Воспитатель включает запись «Голоса птиц в лесу», на экране появляется слайд – весенний лес.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.

Физкультминутка «Здравствуй, лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны.)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх, покачивания вправо – влево.)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, поворачиваясь направо и налево.)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем.)

Ты же видишь – мы свои. (Руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)

Воспитатель: Что вы слышите? (Пение птиц.) Как ведут себя птицы весной? (Птицы возвращаются с юга.) Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетели, отгадайте загадки.

Отгадки сопровождаются показом слайдов.

Воспитатель:

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его…скворец.

Ноги – длинны, длинен нос,

Что он на обед принёс?

Змей, улиток, лягушат.

Для любимых … аистят.

По весне то там, то тут

Песню весело поют:

«Ах, качи, качи, качи,

Прилетели к нам … грачи».

Спрятавшись среди ветвей,

Поёт славно… соловей.

Нет, не дремлет на окошке,

Называют птицу кошкой. Иволга.

Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков.

Ласточка

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. Жаворонок.

По поднебесью верёвка протянулась.

Журавли.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас поиграем: разделимся на две команды. Одна команда отбирает перелётных птиц, вторая – зимующих. Дети подходят к столу, где лежат картинки.

Дидактическая игра «Перелётные – зимующие»

Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием. Теперь вспомните и скажите, чем же занимаются птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов.)

Воспитатель: Вы знаете, как называются птенцы у разных птиц? Давайте вспомним.

Дидактическая игра «У кого кто?»

У кукушки – кукушонок.

У скворца – скворчонок.

У грача – грачонок.

У аиста – аистёнок.

У лебедя – лебедёнок.

У журавля – журавлёнок.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.

Пальчиковая игра с прищепками «Поможем птицам построить дом»

Воспитатель ставит под берёзу игрушку – птичку. Под весёлую музыку дети с помощью бельевых прищепок – «клювиков» несут птице веточки, из которых она построит гнездо.

Воспитатель: Весну встречают не только птицы, но и звери. Давайте расскажем, чем занимаются звери в этот период.

На экране появляется слайд – «Медведь».

Воспитатель: Что происходит в жизни медведя? (Ответы.) Какие звери ещё просыпаются? (Ежи, барсуки.) Слайд – ёж, барсук.

Дети рассказывают о жизни этих зверей весной.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о зайце? Слайд заяц.

Ответы детей.

Воспитатель: Кто ещё меняет окраску шерсти? (Белка.) Слайд – белка. Расскажите о ней. Как встречают весну эти звери? Слайд – волк, лиса.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Заканчивается зимняя спячка зверей. Медведица выходит из берлоги с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У всех остальных лесных зверей тоже появляются малыши. У взрослых зверей начинается линька – зимняя шерсть заменяется на летнюю. А вот у зайца и белки даже изменяется и цвет шубки.

Физкультминутка «Дикие звери»

Встанем, надо отдохнуть, (Движения выполняются по тексту.)

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать – не знал.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в весенний лес – пора возвращаться в детский сад. На память о нашей прогулке давайте сделаем картинку леса.

Дети походят к мольберту и рассматривают нарисованный фон леса.

Воспитатель: Что вы видите? (Лес.) Кого же не хватает на картине? (Лесных зверей.) Давайте их поселим в этот лес: выполним аппликацию из ниток. Но сначала вспомним последовательность работы.

Сначала нужно выбрать силуэт животного и нитки по цвету шерсти зверя для выполнения аппликации, затем намазать клеем силуэтное изображение, наложить нитки на клеевую поверхность и плотно прижать к основе салфеткой, остаток ниток стряхнуть.

После наклеить глаза, нос на мордочку и приклеить животное на общую картину леса.

Дети выполняют аппликацию из ниток «Звери в лесу».

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы действительно видим здесь настоящий лес с его лесными жителями. Эта картинка будет напоминать нам о нашей весенней прогулке.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/9421-konspekt-nod-po-ekologii-v-starshej-gruppe.html

Беседы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Беседы по экологии. Старший дошкольный возраст.

Подготовила воспитатель: Васильева С.В.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу.

Большое значение придается исследовательской деятельности детей – проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников – игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным.

Темы бесед по экологии:

* Люди – друзья природы;

* Жалеть нужно уметь;

* Удивительное вокруг;

* Лес: любить, беречь и не бояться;

* Тайны растений;

* Птицы и звери зимой;

* Есть ли домики у зверят?

* Как мы можем помочь природе;

* Все живое под нашей защитой;

* Насекомые – часть природы;

* Мусор – болезнь планеты;

* Не загрязняй природу!

* Наш дом – природа;

* Огонь: друг или враг?

«Для чего человек сажает леса»

Лес занимает большую часть территории суши. Многие леса были уничтожены человеком. Однако другие леса были посажены заново. Одна пятая часть суши нашей планеты покрыта лесами. Лес бывает хвойный и лиственный. Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород.

Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине.

Из леса строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье, а это еще и бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера.

И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ.

Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы.

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

Взгляните дети вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце! Все это- природа. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует в замен лишь одного- чтобы мы с вами были к ней добры!!!

«Где зимуют лягушки?»

Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Самое трудное время для наших животных — это зима с ее холодами.

Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки.

Читайте также:  Соколов-микитов «на глухарином току»

Но пригреет весеннее солнышко, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты.

Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•В каких местах обитают лягушки?

•          Что едят лягушки?

•          Как они охотятся на мошек?

•          Как лягушки приспосабливаются к зиме?

«Для чего дереву листья»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как дышат растения?
  • Как растения «готовят» себе пищу?
  • Почему листья   называют  «фабрикой   по   изготовлению пищи»?
  • Почему деревья сбрасывают листья? Как это происходит?

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху»

Почему ветер называют помощником растений? Потому что он разносит их по всему свету, разбрасывает их по всей земле. Упадет семечко на землю — и прорастет. И вырастает маленький зеленый друг — дерево, кустик или просто зеленая травка.

Но что же помогает семенам улетать подальше? Дело в том, что у многих семечек есть маленькие приспособления для полета. Например, семена одуванчика снабжены маленькими парашютиками. А семена некоторых деревьев имеют крылышки разной формы и размера.

А почему именно крылышки? Потому что семена этих деревьев падают с большой высоты, и крылышки помогают им лететь подальше от дерева.

Причем летают они по разному, например, у семян сосны и ели — очень маленькие крылышки, как у мушки, они помогают семенам вращаться, как вертолетики, далеко летать по ветру и далеко катиться по насту.

Все знают крылатки клена. Когда они падают, то всегда переворачиваются и вращаются, подхватываются ветром и разносятся далеко-далеко.

А как размножается кувшинка? Она растет в воде, и поэтому семена ее плывут по поверхности реки, как маленькие кораблики. Вода уносит их к далеким берегам.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как ветер помогает растениям?
  • Какие приспособления придумала природа для распространения семян?
  • Почему семена некоторых деревьев снабжены маленькими крылышками?
  • Семена каких растений можно назвать «путешественниками»?

«Где живут капли воды в детском саду?»

Педагог предлагает детям обсудить проблему — для чего человеку нужна вода? Затем он спрашивает их: «Как вы думаете, а где живут капли воды в нашем детском саду?»

После того как дети выскажут свои предположения, педагог предлагает их проверить и совершить для этого путешествие по детскому саду. С этой целью дети вырезают из бумаги капли воды. Педагог поясняет, что этими каплями дети будут отмечать, где в детском саду расходуется вода.

Капли складываются в коробку, туда же кладутся скотч и ножницы, и дети начинают поиски.

Обследование начинается с помещения групповой комнаты: вода есть в умывальнике и в туалете — две капельки наклеиваются на дверь; вода есть в раковине, где моют посуду — наклеивается капля.

Затем по капле — в уголок природы, где живут растения, которым необходим полив; на клетку с птицей; на чайник с питьевой водой; на шкаф, где хранятся кисточки и краски для рисования — их необходимо мыть в воде и т. д.

Далее продолжается путешествие по детскому саду за пределами группы. На дверь кухни вешаются пять голубых капель (приготовление еды и питья, мытье овощей, мытье посуды и пола). На дверь медицинского кабинета прикрепляются три капли (вода для мытья рук, запивания лекарства). Такое же количество капель появляется и на дверях прачечной.

На обратном пути в группу дети собирают капли и подсчитывают их. Педагог обращает внимание детей на то, как много нужно воды в одном только детском саду, и подводит детей к выводу о необходимости экономного использования воды.

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Мы выяснили, сколько воды нужно для жизни в нашем

детском саду. А где еще люди используют воду?

•          Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?

•          Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду.

Источник: https://multiurok.ru/files/biesiedy-po-ekologhii-s-diet-mi-starshiegho-doshko.html

Картотека бесед на экологическую тему – растим сознательных деток

Дата: 27 августа 2017 в 09:00

Приветствую всех моих читателей! С вами, как обычно, хозяйка блога Татьяна Сухих. Ко мне обратилась одна читательница с просьбой поделиться идеями о том, какие можно поднять проблемы в беседах с дошкольниками о мусоре и чистоте. Вот я решила рассказать, какие темы содержит моя картотека бесед на экологическую тему.

Беседа – важнейший метод работы с детьми

Есть два способа подать полезную информацию, привить хорошие привычки, дать навыки чего-то детям: беседовать с малышами на животрепещущие темы и демонстрировать личный пример. Если говорить об экологии, то воспитание ответственного гражданина начинается именно с нашего личного примера и грамотно построенных, наполненных эмоциональными примерами бесед.

Мы в детском саду с детками «разговоры разговариваем» постоянно, но не ограничиваемся нравоучениями, а стараемся, чтобы разговор получался интересным, поучительным и результативным. Ясно, что мусор – не единственная тема бесед в рамках экологического воспитания. Ниже я приведу список примерных тем для всех возрастов.

Стоит сказать, что собственно беседа редко используется как самостоятельный метод, но он является обязательным компонентом любого воспитательно-образовательного момента в ДОУ.

Так, мы различаем вводные беседы, которые организуют малышей на выполнения того или иного вида деятельности, сопутствующая беседа – во время процесса или деятельности, заключительная беседа или уточняющая.

Кроме того, различают беседы познавательного характера и этические.

Поэтому тот список тем об экологи из картотеки, который я приведу ниже, можно использовать не только в рамках тематических занятий по экологическому воспитанию, месячника или недели экологии, но и во время прогулок, когда мы наблюдаем за природой, во время организационных моментов и по случаю, если случилось происшествие, которое можно разрулить путем беседы, например, ребенок рвал цветы или ломал веточку деревца.

Еще добавлю по поводу беседы как главного, по моему мнению, метода воспитательно-образовательного процесса, что важно понимать ту силу, которую имеет человеческое слово. Оно ранит и лечит, поднимает с колен и убивает.

Помните, что дети впитывают буквально каждое ваше высказывание и четко понимают разницу между тем, что вы говорите, и как поступаете в реальной жизни.

Бросаешь окурки и бумажки на тротуар – нечего морализаторствовать на этические темы…

Список тем для бесед в рамках экологического воспитания

Итак, даю список тем, и помните, что он годится для любого возраста, но, естественно, информационная наполненность должна строго соответствовать возрасту ребенка.

То, что понятно подготовительной группе будет абсолютно непонятно малышам. Далее я примерно распишу, как выглядит карточка из картотеки по экологии.

И, конечно, даю наводку на хорошее тематическое пособие: «Беседы по картинкам «Уроки экологии». Демонстрационный материал. (16 картинок + 8 схем)».

Темы бесед по экологии:

  • Люди – друзья природы;
  • Жалеть нужно уметь;
  • Удивительное вокруг;
  • Лес: любить, беречь и не бояться;
  • Тайны растений;
  • Птицы и звери зимой;
  • Аптека на лугу;
  • Есть ли домики у зверят?
  • Как мы можем помочь природе;
  • Все живое под нашей защитой;
  • Насекомые – часть природы;
  • Мусор – болезнь планеты;
  • Не загрязняй природу!
  • Доброте нужно учиться;
  • Наш дом – природа;
  • Наши помощники – птицы;
  • Природа в искусстве;
  • Огонь: друг или враг?

Как вы заметили, названия тем универсальные, они подойдут для занятий по экологии и во второй младшей группе, да и 1 класс тоже найдет, о чем поговорить.

Как оформить карточки бесед по экологии

Возьмем тему: «Не загрязняй природу!» в старшей группе. Записываем тему на карточку, затем прописываем цели беседы:

  • Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;
  • Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;
  • Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;
  • Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.

1.​ Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:

— Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);

— Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);

— А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает полчища грызунов, количество его растет);

— Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, стекло, пищевые отходы закладывать в компост);

— Что можно сделать из ненужной бумаги, стекла? (Новую бумагу, стеклянны изделия);

— Какие еще бывают отходы? (Металлические, строительные, пластиковые);

— Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);

— Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? (Обертки от конфет, сломанные и старые игрушки);

— Как уменьшить количество мусора? (Ненужные игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, сортировать другой мусор);

— Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).

2. Демонстрация слайдов о товарах из вторичного сырья.

— Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, стеклянные, из старых ненужных вещей можно сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки и даже целые дома);

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и « Сортируем мусор».

4. Рисование на тему «Мусор и природа».

5. Заключительная беседа

— О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);

— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не мусорить и стараться уменьшать количество отходов, давать вторую жизнь ненужным вещам).

Что еще добавить?

По такому же принципу нужно продумать вопросы-ответы по всем темам. В рамках статьи я не вижу смысла писать «шпаргалки» по каждой теме. Это на самом деле несложно, главное – знать, о чем говорить с детьми. Если уж совсем нет времени, можно купить готовые карточки.

С детками старшей и подготовительной групп беседы проводятся как отдельный вид воспитательно-образовательного процесса и как во время других видов деятельности.

Для младшей и средней групп лучше беседовать с детками во время прогулок, занятий по ИЗО и т.д. И обязательно использовать жизненные ситуации, чтобы воспитать у деток разумное и бережное отношение к окружающему миру. И не забудем включить в работу родителей, с ними проводим консультации и беседуем на эту же тему.

Надеюсь, пригодились мои советы? Если так, поделитесь с теми, кому они тоже могут пригодиться, а также прошу подписываться на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Приветствую Вас, дорогие читатели моего блога! С Вами снова я,…

5 комментариев

Здравствуйте, мои хорошие читатели! С вами Татьяна Сухих и сегодня…

2 комментария

Здравствуйте читатели и гости блога. С вами Татьяна Сухих, на…

3 комментария

Источник: https://metodbv.ru/kartoteka-besed-na-ekologicheskuyu-temu/

Конспект итогового занятия по экологии в старшей группе «В гости к нам пришла весна»

Конспект итогового занятия по экологии в старшей группе «В гости к нам пришла весна».

Автор: Царицынская Валентина Алексеевна, воспитатель МБДОУ №48

Описание материала: Данный конспект занятия по экологии предназначен для детей старшей группы (5-6 лет), его фрагменты могут быть использованы в НОД педагога.

Цель: развивать познавательную активность в процессе закрепления знаний об окружающей действительности.

Обучающие задачи: обобщать представления детей об элементарных предметных понятиях, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие задачи: расширять и уточнять представления о растениях ближайшего окружения; закреплять умение классифицировать растения по месту произрастания ( луговые, лесные, садовые).

Воспитательные задачи: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Возрастная группа: старшая.

Длительность НОД: 25-30 мин.

Материалы и оборудование: картотека иллюстраций весенних цветов, макеты напоминающих знаков, картины( лес, луг, сад).

Виды детской деятельности в НОД: игровая, коммуникативная, чтение худ. литературы, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа: чтение худ. Литературы по данной теме, рассматривание иллюстраций, наблюдение.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:Я раскрываю почкиВ зеленые листочки.Деревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полнаЗовут меня… (весна).Восп.: -Дети, а какое сейчас время года?-Назовите месяцы весны ( март, апрель, май)?-Какой первый месяц весны?-Март – это какая весна?( ранняя).

А что происходит в природе в марте? (тает снег, по утрам бывают морозы, расцветают подснежники).Восп.:- Второй месяц весны? ( апрель). Это какая весна? ( середина весны). -А что происходит в апреле?Ответы детей: солнце не только светит, но и греет.

День становится длиннее, возвращаются из теплых краев птицы, скворцы занимают свои домики, просыпаются насекомые, зеленеет трава, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки.Восп.: -На каких деревьях листочки появляются первыми? ( каштан, клен).-А что происходит на клумбах? ( расцветают нарциссы, тюльпаны, примула, гиацинты).

-А какого цвета бывают эти цветы? ( нарциссы – белые, желтые, тюльпаны – красные, желтые, белые и т.д.)-Назовите части растений? ( стебель, листья, цветок, корень).Восп.: у тюльпанов и нарциссов – луковицы, а у примулы – корень.Восп.:- А какой последний месяц весны?- Это какая весна? ( поздняя).

Читайте также:  Сказка «по щучьему веленью»

– Расскажите, что происходит сейчас в природе? ( Все деревья в зеленом наряде, выросла трава, проснулись все насекомые – бабочки, муравьи, комары, на клумбах зацвели ромашки, ирисы, пионы, петунья).Физкультминутка:Утром бабочка проснулась,

потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

На четыре улетела.

( повторить 2 раза)

Восп.:- А какую пользу приносят нам цветы, кусты и деревья? ( все растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, доставляют нам удовольствие своей красотой).- А можно ломать деревья, рвать цветы на клумбе? Почему?

Воспитатель читает стихотворение Т.Собакиной «Если я сорву цветок»:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты… 
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты – 
Если мы сорвем цветы. 

– Ребята, а что нужно растениям для роста? ( свет, тепло, вода).

– А кто сажает цветы на клумбе?( люди, садовник).

– А как люди ухаживают за ними? ( поливают, убирают сорняки, рыхлят землю).

– Скажите, а кроме садовых цветов какие еще есть цветы? ( луговые, лесные).

-Назовите лесные цветы? ( подснежники, пролески, фиалки, первоцветы, ландыши, гусиный лук).

– А луговые? ( одуванчики, куриная слепота, ромашки, незабудки, клевер, дикая гвоздика, колокольчики).

– А как вы думаете, кто сажает цветы в поле, на лугу? ( они сами размножаются семенами, например, как одуванчики).

Восп.: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Посади цветы на клумбе, на лугу, в лесу».( Вызвать троих детей, один собирает картинки с садовыми цветами, другой – с луговыми, третий – лесные).Восп.: А теперь, я предлагаю вам почитать стихи о весне и цветах ( дети читают стихи).Восп.:-Ребята, а сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами в лесу.- Посмотрите на эти знаки, напоминающие правила поведения в природе и расскажите, что означает каждый знак? ( перед детьми 9 знаков).- ответы детей.Восп.: Я хочу прочитать вам стихотворение «Родная природа» (Т.Петухова):Давайте, друзья, в любую погодуБудем беречь родную природу!И от любви заботливой нашей.Станет земля и богаче, и краше! Помните, взрослые, помните, дети!Помните – что, красота на планете,Будет зависеть только от нас.Не забывайте об этом сейчас.Планету живую сберечь для народа.И пусть восхваляет гимн жизни                               – природа!Восп.: Молодцы, ребята, вы так много знаете о весне, цветах, наше занятие подошло к концу и я хочу сделать вам небольшой подарок – раскраски с изображением цветов.

Источник: http://eco.na5bal.ru/eco/5738/index.html

Конспект НОД по экологии «Весна-красна»

Цели:
Расширение и конкретизация представления о весне, явлениях живой и неживой природы весной.

Возрастная адресность 6-7 лет.

Задачи:
Образовательная область «Познание»: 1. Уточнение и расширение представления по теме «весна». 2. Закрепить названия весенних месяцев. 3. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. 4. Развитие внимания, восприятия мышления, памяти. 5. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о весне.

Образовательная область «Коммуникация»:

1. Обогащение и уточнение словаря по теме «весна». 2. Развитие общих речевых навыков, автоматизация правильного произношения звуков: [р], [р’], [л], [л’]. 3. Развитие связанной речи, диалогической речи, физиологического дыхания, темпа и ритма речи. 4. Развитие речевого слуха. 5. Закрепить знания о предлогах.

Образовательная область «Физическая культура»:

Развитие сенсорно-зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики, общей моторики, координации движений с речью.

Образовательная область «Социализация»:

1. Воспитывать заботливое отношение к природе. 2. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.

Образовательная область «Безопасность»:

Правила безопасного поведения в природе и гуманное отношение к ней.

Образовательная область «Музыка»:

1. Выразительное исполнение песни.

2. Развитие дыхания, удержание его до конца фразы.

Материалы к занятию: 1. Картины ранней и поздней весны. 2. Изображения солнца (грустное и весёлое). 3. Мнемотаблица «Признаки весны». 4. Игра «Исправь ошибку». 5. Презентация «Весна — красна». 6. CD-запись произведение П.И. Чайковского «Подснежник». 7. Ноутбук. 8. Проектор. 9. Правила обращения к птицами в природе. 10. Игра «Хлопни в ладоши». 11. Игра «Исправь ошибки».

12. Бумага для оригами.

Предварительна работа:
Наблюдение за птицами, погодой, явлениями природы весной; разучивание стихов С.М.

Маршака: «Март», «Апрель», «Май»; разучивание пальчиковой гимнастики «Скворец», пословиц и поговорок про весну и про грача; рассматривание картины И.

Грабаря; слушание пьесы Чайковского «Времена года» («Март», «Апрель», «Май»); рисование первоцветов (подснежники, мать-и-мачеха, берёзовая роща весной); аппликация «Грачи прилетели»; оригами «Журавли»; лепка «Утка с утятами»; прослушивание CD-записи «Пение птиц в весеннем лесу», чтение художественной литературы: Т. А. Шарыгина «Какие месяцы в году?», Г. Скребицкий «Март»; дидактические игры: «Времена года», «Четвёртый лишний», «Что изменилось», «Сложи картину», «Парочки», «Один — много», «Сосчитай до пяти», «Назови ласково».

Организационный момент:
-Какие вы все бодрые и весёлые! Наверное, вам поднимает настроение весенние солнце?

-Ой, посмотрите, а наше солнышко спит! Что-то оно загрустило.

(Воспитатель обращает внимание на грустное изображение солнца)

-Давайте его разбудим: Встаньте рядышком друг с другом, Словно месяц – полукругом. Солнце ясное, покажись.

(Руки вытянуты вперёд)

Солнце красное, нарядись.

(Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.)

Платье алое надень, Подари нам красный день.

(Хлопают в ладоши)

(Переворачиваем солнышко, на обратной стороне веселое солнышко)

Основная часть:

-Ребята, солнышко проснулось. Тепло на улице стало, к нам пришла Весна — Красна. Почему в народе говорят «Весна – Красна»?

-Да потому что она очень красивая.

-Мы её увидим на волшебном экране.

(Слайд №1 (на экране изображение весны))

-Ребята, а чтобы вы больше узнали о весне, она прислала нам сюрприз – весеннюю корзинку. Давайте мы в неё заглянем.

(Дети вместе с воспитателем достают из корзинки схемы с признаками весны)

-Ребята, как вы думаете, о чём нам Весна хотела рассказать?
Как можно одним словом назвать то, что изображено на схемах?

-Признаки весны.
-Давайте посмотрим на волшебный экран и проверим, правы ли мы.

(Слайд № 2)

-Какие признаки весны вы увидели на экране?

-Солнце греет теплее, появляются проталины, тает снег, бегут ручьи, начинается капель, появляются насекомые, прилетают птицы.

-Сколько месяцев длится весна?

— Весна длится три месяца.

-Назовите их.

-Март, Апрель, Май.

-Как называют Март в народе?

-Март называют «солнечником», «капельником».

-Почему?

— Солнце светит ярче, греет, дни становятся длиннее. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки капают, падают и разбиваются.

-Вспомним стихотворение про март.

(Ребёнок читает стихотворение С.Я. Маршака «Март» из серии «Круглый год»)

-Какая птица прилетает в конце марта?

-В конце марта прилетают грачи – вестники Весны.

-А какие пословицы вы знаете о граче?

-«Грач зиму ломает.» «Если грач на горе, то весна во дворе.»

-Что в марте делают лесные звери?

— Медведь ещё спит в берлоге, лиса и волк ищут добычу. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами.

-На землю вернулась Весна – Красна, давайте почувствуем её прикосновение.

-Светит яркое весеннее солнышко.

(Поглаживание ласкает нам лицо)

-Дождик ещё холодный.

(Постукивание подушечками пальцев)

-По утрам ещё иногда пощипывает морозец.

(Пощипывание)

-А всё-таки солнышко светит сильнее.

(Поглаживание)

-Назовите второй месяц весны.

— Это апрель.

-Как называют апрель в народе?

— Апрель называют «Месяцем живой воды», «ледоломом».

-Почему?

— Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи, лёд на реках трескается, ломается, льдины плывут по реке.

-А теперь, давайте вспомним стихотворение про апрель.

—(Ребёнок читает стихотворение С.Я. Маршака «Апрель».)
-Споём песню про весну.

-(Дети поют украинскую народную песню «Ой, бежит ручьём вода!»)

-Ребята, теперь будьте внимательны. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне. (пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплая, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.)

(Дидактическая игра «Хлопни в ладоши».)

-Ребята, почему говорят, что апрель «почками красен».

— Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней, к набухающим почкам.

-Какие цветы расцветают в апреле?

— Мать и мачеха, подснежник, фиалка.

-Весна нам подарила первоцветы – это первые весенние цветы. Соберём цветы в бутоны и понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией и раскройте бутон (3-4 раза).

(Дыхательное упражнение «Цветочек».)
(Дети соединяют пальцы, имитирую бутон, размыкают пальцы)

-Что делают в апреле лесные обитатели?

— Медведица с медвежатами вылезают из берлоги, у волчицы, у лисицы появляются детёныши, белка и заяц меняют шубу.

-Какие насекомые появляются в апреле?

— Оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчёлы и т. д.

-Какие птицы прилетают в апреле?

— В апреле возвращаются скворцы, трясогузки, жаворонки и т. д.
-Ребята, посмотрите внимательно на картинки, послушайте предложения и исправьте ошибки:

(Упражнение «Исправь ошибки») Скворец на скворечнике. Аист улетает над поля.

Скворец вылетел от скворечника.

— Скворец в скворечнике. Аист улетает с поля.

Скворец вылетел из скворечника.

-А как называется маленькое словечко, которое мы сейчас употребляли в предложении?

— Предлог.

-Скворец доволен и говорит вам спасибо, он предлагает поиграть.

(Пальчиковая гимнастика «Скворечник».)

-Мы построили скворечник.
Для весёлого скворца

(Кулачок-ладошка)

Мы повесили скворечник.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Возле самого крыльца.
Всё семейство четвером

(Хлопают в ладоши)

Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки

(Загибают пальцы)

Чёрненькие пёрышки.

(Машут «крылышками»)
Молодцы, вы отлично справились с заданием.

-Как называется третий месяц весны?

-Май.

-Как называют май в народе?

Май называют «Цветень», «Песенником».

-Почему?

— Распускаются цветы, расцветают деревья и кустарники. Прилетели перелётные птицы, поют, заливаются, щебечут.

-Вспомним стихотворение про май.

(Ребёнок читает стихотворение С. Я. Маршака «Май»)

-Ребятки, волшебный экран снова загадал нам загадку. Давайте попробуем её разгадать.

(Слайд № 8)

-Предлагаю вам сделать свою птицу.

(Дети складывают из бумаги журавля)

Итог:
-Какие вы молодцы. Что вам понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии?

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/konspekt-nod-po-ekologii-vesna-krasna.html

Беседа по экологическому воспитанию «Наш дом

Программные задачи

·        Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

·        Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

·        Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется – земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы свами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа – общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель: Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,

Разбрызгивая лужи,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

Читайте также:  Сценарий совместного праздника для детей и родителей подготовительной группы к 9 мая

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля – общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)

Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)

Дождь питает растения, даёт влагу.

Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.

Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Послушайте, ребята:

«Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.                          

А под крышей голубою-

Горы, реки и леса,

И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?… с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?

Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы.

Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась.

А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки – красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.

Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?

Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели – это очень хороший поступок – защита природы.

Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.

Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.

Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?

Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:

Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра» 
(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)

Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)

Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.

Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.

Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.

Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Сим- салабим, абра- кадабра» возвращаются в группу.

Воспитатель:

Давайте будем беречь планету-

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей планете только одна

Для жизни и дружбы она нам нужна!

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!

  Используемая литература: Дыбина О.В. Новая книга по ФГОС ДО

Источник: http://dominternat.ucoz.ru/load/vospitatelnaja_rabota/metodicheskie_razrabotki/beseda_po_ehkologicheskomu_vospitaniju_nash_dom_priroda/10-1-0-1024

Конспект НОД в старшей группе по экологии с использованием календаря «Гуляй, да присматривайся»

Задачи: 1.Познакомить с приметой дня 27 октября.

2.Обогащать эмоционально — чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений неживой природы по народному календарю.

  1. Развивать умения детей использовать непосредственный личный опыт наблюдений.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе и чувство уважения к труду.

Использованная литература: Растение-лен, вещи из льна, трепало, чесало, репродукции картин об осени с изображением различной погоды, аудиозаписи «Времена года» Чайковского.

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе; сравнение примет народного календаря с явлениями природы; чтение рассказа К. Ушинского « Как рубашка в поле выросла»

Ход занятия:

В: Ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить, попробуйте догадаться, прослушав музыку ( грамзапись).

-Об осени.

В: А что происходит осенью в природе?

— Листья пожелтели, на улице прохладно, похолодало. Птицы улетели на юг, солнце низко за горизонтом.

В: Мы с вами говорили об осенних месяцах. А давайте вспомним, как по народному календарю называется октябрь?

— Грязник, листопад.

В: А как вы это понимаете?

— Потому что в октябре листья падают часто, грязь на улице.

В: Назовите приметы октября.

— Октябрь холоден да сыт.

В: Объясните?

— В октябре холодно, зато много овощей.

В: А еще какие знаете?

— В октябре ни на колесах, ни на санях.

В: А это как понимаете?

— В октябре так грязно бывает, что на машине не проедешь и бывает снег выпадает, но быстро растает, поэтому на санях еще не сможешь проехать.

В: В октябре все чаще идут дожди, снежок. На улице слякоть, бездорожье.

Люди в старину с нетерпением ждали ноябрьских морозов, при которых застывала земля, выпадал снежок, и можно было ехать на санках. Дороги становились застывшими, поэтому стали проходимыми.

В: В октябре дни становиться все короче и короче. А какая поговорка есть об этом?

— Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень. (вывешивается иллюстрация)

В: А еще говорили, что если услышишь октябрьский гром- то зима будет белоснежной.

В: Вот про октябрь сколько мы много знаем народных примет. Почти каждый день октября по народному календарю чем-то значим. Мы с вами ведем дневник наблюдений. Давайте вспомним .Вот 1 октября –чем был памятен?

— Это день шиповника.

В: А 2 октября чем особенный?

— День пчел.

В: А 14 октября в народе говорили: « Каков Покров, такова и зима». А день был хорошим? Значит –зима будет теплая.

— А этот лист чист.

В: Совершенно верно. Сегодня день тоже по народному календарю знаменит. А хотите узнать? Вспомните, о чем мы говорили на утренней прогулке. Мы наблюдали, какая почва под ногами.

— Про землю, грязь, траву…

В : Почва сырая, где травы больше там….( суше и чище). А меньше травы, там…( грязь). Трава безжизненная, чахлая, грязная, желтая, сухая. По наблюдениям крестьян в этот день говорят: не бывает …( сухо) .А день так и называется – Грязниха.( дети повторяют хором).

В: « На Грязниху не бывает сухо.» Давайте же этот лист календаря заполним.

Что мы можем нарисовать?

— Грязь.

В: На Грязнуху большая грязь- четыре недели(седмицы) осталось до зимы. В этот день обычно бывает неустойчивая погода-слякоть, грязь. Дороги в кисель дождями развело, распутица, т.е много воды, даже негде ходить, везде грязь и вода. А сегодня какая погода? Значит…

Да на улице грязь, крестьянам нечего делать на улице, т.к закончились осенние работы: собрали урожай, прибрались во дворах. А как вы думаете, чем же они занимались тогда?(…)

Вот по народному календарю сегодня день еще и льняницы, пряхи- Параскевьи. Обычно на льняницу начинали мять и трепать лен.(показ льна). Вот посмотрите – это лен. Ребята, какой он? ( высокий, длинный).

В: Лен- это удивительное растение. Много лет лен кормил и одевал человека. Из семени этого растения выжимали масло и пекли хлеб. А вот из стеблей получали волокно. Затем одежду. А как из такого льна получали одежду?

В: Когда лен вырос большим, отцвели голубые цветочки, на их месте показались зеленые головки. Они забурели и подсохли. После этого их начинали убирать.

Лен выдергивали с корнем, завязывали снопики и оставляли на поле просохнуть. Когда лен просох, потопили в речке. Сверху на лен наложили камень, чтобы он не всплыл.

А через две недели вынимали из речки, просушивали и начинали мять и трепать. « Мни лен доле, полотно будет боле»

В:Посмотрите, как мяли лен(показ). Мнут до тех пор, пока не станет мягким, появятся волокна.( Показ).Попробуйте. Трепалом (показ) колотили лен так, что от льна летели во все стороны кострика.(вытянуть волокна).

Вытрепавший лен чесали чесалом, гребнем. Это очень трудная, долгая работа. Потом получаются нитки, их прядут- пряхи- хозяйки. Из них ткут полотно. Затем отбеливали на снегу. Из полотна шили разные вещи.

Вот посмотрите, эти вещи сделаны из льна. ( Дети смотрят- трогают)

В: А во время работы крестьяне –пряхи пели и водили хороводы. Мы тоже немного поработали. Давайте хоровод поводим. А потом в дневник наблюдения приклеим лен.(хоровод)

Название: Конспект НОД в старшей группе по экологии с использованием календаря «Гуляй, да присматривайся»
Номинация: Детский сад / Конспекты занятий, НОД / экология

Источник: http://portal2011.com/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-po-ekologii/

Ссылка на основную публикацию