Сладков. под снегом

Книга В лесах счастливой охоты. Автор – Сладков Николай Иванович. Содержание – Под снегом

— Чёрт возьми! — Я стал дёргаться изо всех сил. Теперь шипение перешло почти в свист. Я сразу притих и сник.

Нора впереди никуда не вела и кончалась тупиком. В тупике была змея; свет фонаря освещал её. Заслыша шорох, змея вытянулась к противоположной стенке, зашарила головой по камням и, не найдя дыры, повернулась ко мне. Плоская её головка покачивалась в воздухе, белый язычок так и порхал у чешуйчатых губ.

Змея смотрела на фонарь и стягивала кольца своего чёрного тела в тугой узел. Так змеи всегда делают перед броском.

О, я знал, что такое бросок змеи! Он почти неуловим для глаза: кажется, что змеиная голова просто вздрогнет. А она успеет метнуться вперёд, успеет укусить и отпрянуть в прежнее положение.

Змея напряглась, подняла, как лебедь, тонкую шею; кончик хвоста её торчал из чёрного узла и сердито вздрагивал.

Самое страшное сейчас — испугаться.

Стоит пошевелиться, и плоская головка дрогнет. Почувствуешь укол иглы в лицо. Лёгкий укол иглы, от которого по лицу сразу разольётся жгучий огонь. Посинеет кожа, заплывут глаза, начнётся тошнота и полузабытьё.

Как чётко работает голова!

Замереть, не моргать, не сопеть носом, в который набилась пыль. Зажать фонарь зубами так, чтобы свет его не дрожал на камнях и не дразнил эту висящую в воздухе головку с порхающим белым язычком.

Тело моё сжалось: оно рвалось назад, скорей назад, прочь из тесной норы! Но нора стиснула плечи и руки прижала к бокам. Шевелить можно было только пальцами где-то у бёдер.

Может, крикнуть и напугать? Нет, нет, нет — только не пугать! Змея всегда кусает то, что её пугает; даже если это палка или нога в толстом сапоге.

Спасение одно: не пугать и не пугаться. Не шевелиться, не моргать и дышать медленно и неслышно. Лучше всего закрыть глаза: живой блеск глаз раздражает, может дрогнуть веко, и змея укусит прямо в зрачок.

Я тихо опустил веки и замер. Это была первая победа, пока что победа только над самим собой.

Тело подчинилось и лежало пластом, зато мысль исступлённо билась в каменной норе, ища выхода.

Если змея успокоится и опустит голову на свои чёрные кольца, можно будет тихонько, чуть заметно вытягиваться назад. Батарейка в фонаре новая, хватит её надолго — за змеёй можно следить.

И вдруг я почувствовал на лице ласковое поглаживание: будто трепетная травинка, толкаемая ветерком, прикасалась к коже. Змея ощупывала лицо языком!

Будто липкая паутинка протянулась по щеке наискосок, на фонарь что-то надавило, и чуть слышный звон осыпающихся песчинок послышался у самого уха.

Я перестал дышать. Если бы хоть одна рука была свободной! Я сумел бы схватить змею за тонкую шею сразу позади затылка, и пусть бы она тогда в ярости хлестала хвостом по лицу: хвост не голова!

Я чуть приоткрыл глаза. Змея лежала рядом. Она свернулась у самого фонаря — грелась. Голова лежала на теле: мне виден был только затылок с вздувшимися ядовитыми буграми.

Стоит попробовать…

Чуть заметно я стал разжимать зубы; стекло фонаря упёрлось в песок у самого змеиного бока.

Змея не шевельнулась.

Я отпустил фонарь, и он медленно съехал по подбородку вниз. Я упёрся подбородком в песок и на сантиметр отсунулся назад.

Змеиная головка быстро поднялась, и язычок, как белый мотылёк, запорхал у гранёных губ. Я не успел закрыть глаза и теперь смотрел на змею не моргая. Но глаза мои были уже в тени и не раздражали её.

Головка медленно опустилась вниз. Я отсунулся ещё на сантиметр.

Меня спас фонарь. Змея пригрелась около него, и ей лень стало оглядываться на чуть слышный шорох позади.

А я скрёб пальцами землю, ломал ногти, упирался в уступы, извивался, как червяк. И всё дальше и дальше отползал от своего фонаря.

Одежда завернулась на голову, песок сыпался на голую спину, но я ничего уже не видел и не слышал; я рванулся назад и выскочил из трубы.

Ну вот и всё.

Теперь это далёкое воспоминание. Оно почти забылось. Ясно запомнилось только, что шипение рассерженной змеи очень похоже на свист. И помнится прикосновение змеиного язычка — будто липкая паутинка тянется по лицу.

Под снегом

Хорошо весной в горах. На зелёных склонах цветут цветы. Птицы поют. Каждый цветок раскрывается навстречу солнцу. Каждая птица поёт, подняв к солнцу раскрытый клювик!

Но вдруг из-за серых скал выползли синие тучи. Снизу тучи закрыли землю, а сверху — небо. И сразу закрылись цветы. Умолкли птицы. Стало не по себе.

Вокруг темно и страшно. И в наступившей тишине слышно, как надвигается что-то огромное с шипением, свистом и воем. И вот накатилось: смешалось всё, заревело, заухало!

Буран!

Забился я под скалу. Внизу сверкает молния и грохочет гром, а сверху из туч сыплет град и снег.

Пролетел буран — кругом белым-бело! И тихо, как зимой. Но только зима эта особая. Из-под града и снега поднимаются яркие цветы. Пучки зелёной травы распрямляются и сбрасывают снежинки. Распрямился пучок травы и у скалы, под которой я сидел. А рядом с травой из-под снега птичья головка торчит! Носиком крутит, глазами моргает.

Горного конька засыпало! Хотел я схватить птичку, скорей спасти её, но вдруг всё понял, тихонько отошёл и сел на камень.

Скоро рассеялись тучи внизу, и снова стали видны леса и глубокие долины. Растаяли тучи и сверху. Опять запылало солнце. Снег и град стали быстро таять. Зажурчало вокруг, зашумело, засверкало. Мутные потоки хлынули вниз. Тогда конёк поднялся, стряхнул с крылышек снежинки и градины, поправил клювом мокрые перья и шмыгнул в траву.

Так и есть! У пучка травы в лунке коньково гнездо, в гнезде пять полуголых конёчков. Прижались друг к дружке и закрыли глаза. Но живые, дышат — пушок на спинках шевелится. Вот почему не спрятался конёк от бури. Вот почему засыпало его снегом!

Опять запели птицы. Навстречу солнцу цветы раскрыли свои вазочки. В каждой вазочке — жуки, комары, мухи. Они в закрытых цветах от бури прятались.

Угощайся, конек, из драгоценных ваз.

Заслужил!

В ущелье Боз-Дага

Охотника-натуралиста, влекут к себе узкие каменистые ущелья боз-дагов — выжженных солнцем хребтов. В них вечно что-то сыплется, шуршит, откуда-то падают камешки. Может, так, само по себе. Может, ящерицы. Может, заяц пробежал или выводок кекликов взлетел — красивых горных куропаток. А может, и горный козёл скакнул — желанная добыча охотнику.

На рассвете ущелья — как синие трещины на красном хребте. К полудню трещины наливаются белой мглой, а камни в них становятся от жары золотыми. Под навалом золотых камней — чёрные тени. Душно в этих раскалённых ущельях. Нечем дышать. Медленно подвигаешься вперёд. Ущелье то и дело круто виляет. Подходя к повороту, взводишь курки: ещё шаг — и может быть неожиданная встреча.

…Стремительно удирают лупоглазые маленькие ящерицы-гекончики. Толстые, серые, как щебень, агамы — большие шершавые ящерицы с треугольными головами и обрюзглыми щеками — с трудом лезут в тесные щели в камнях; их жёсткая чешуя скрипит о камень, как наждак.

Ещё поворот — и за ним звонкий — будто железка ударяет о камень! — крик птички — скалистого поползня. Тревога на всё ущелье!

Осторожно выглядываю из-за скалы.

Вижу: внизу кеклик вскочил на камень, вытянул шейку, на цыпочках тянется — так ему хочется узнать, почему крик. А выше выглянула из-за выступа козлиная голова с высоченными ребристыми рогами.

Оба — и козёл и кеклик — не оторвут глаз от поползня, что в тревоге мечется по скале и кричит, кричит!.. Им непременно надо узнать, о какой страшной опасности предупреждает маленькая птичка всех жителей ущелья. Поскорее надо узнать… Они смотрят на поползня и не замечают меня.

Выбирай любую добычу: птицу или зверя. Но время терпит. Прежде чем прогремит в ущелье выстрел охотника, должен сделать здесь свои наблюдения натуралист.

Читайте также:  Музыкальная игра сказка для детей старшего дошкольного возраста

Источник: https://www.booklot.ru/authors/sladkov-nikolay-ivanovich/book/v-lesah-schastlivoy-ohotyi/content/3634480-pod-snegom/

Николай Сладков – Под шапкой-невидимкой

Зимой каждый заяц пишет дневник. Пишет лапами по снегу: где был, что делал, куда пошёл. Весь снег в заячьих строчках – читай и переводи. Переводить с заячьего на человеческий интересно и просто.

Вот у дороги написано: “Сидел на обочине и слушал: не идёт ли кто?” У поваленной осины написано: “Горькие веточки глодал – зимой и тому рад!” В низинке написано: “В мелочах кружил – след свой перед лёжкой путал”.

И дела и слова всё знакомые и привычные.

Но вот запись, которую перевести тоже просто, а вот понять – трудно. “Нору в снегу копал до самой земли”. Всё верно: снег, в снегу нора до земли. И не малая – глубже метра. На дне мох мороженый надран, “шишка” рогоза растрёпанная.

Может, заяц по зелени истосковался? Да нет, не похоже: ни мох, ни “шишка” не тронуты – только растрёпаны и брошены. Зачем же тогда заяц нору копал? Спать беляк в норе не ложится и от ветра в норы не прячется.

Да и по следам видно: нору выкопал, “шишку” рогозовую растрепал да и поковылял дальше.

Вот вам и загадка: зачем зайцы зимой норы роют? А вот и вторая: как узнаёт заяц, что под толщей снега именно тут лежит “шишка” рогоза? А вот и третья: зачем зайцу мох и рогоз, если он не ест ни то ни другое?

И так вот всегда в лесу: одна загадка тянет вторую, вторая третью – без конца!

Чёрный дятел-желна – большой дятел, с ворону. А носище у него – что твоё долото. Дерево рубит – только щепки летят. И не малые: то с карандаш, а то и с пенал.

Один желна однажды за два лета целую лесную сторожку в щепки разбил. Что и говорить, дятлов нос – инструмент завидный. Бывает, в свежем дереве дыру в два кулака и глубиной по локоть пробьёт. Да и не в какой-нибудь там рыхлой осине, а в узловатой ёлке, да у самого корня: топором стукнешь – топор отскакивает! Не дятел прямо, а лесоруб.

Если о дятле просто по дырам судить, то получится, что желна лесу враг. Но если к дырам внимательно приглядеться – то поймёшь, что не враг он лесу, а друг. Лесу друг и первый леснику помощник.

Потому что дыры желна выбивает только в больных и заражённых деревьях. Заглянешь в дыру и непременно увидишь в глубине либо загнившую сердцевину, либо ходы муравьёв-дровосеков. И хоть на вид дерево свежее и здоровое, а никуда уже не годится.

Надо его скорей на дрова рубить, пока оно само не сгнило и соседей не заразило.

Настоящие лесники ценят желну. Он как безошибочный указатель. Ни один человеческий глаз не разглядит ещё, что дерево заболело, а желна уже нашёл его и пометил. И не просто пометит, а раздолбит в самом больном месте: вытащит личинок и переловит муравьёв. И не было ещё случая, чтобы желна ошибся и повредил здоровое дерево.

Лесники к деревьям и присматриваются, и выстукивают их, а отличить наверняка заболевшее от здорового так и не могут. А желна прицепится, клювищем раза два стукнет – и будто на рентгене просветит! А ведь бывает, что до больного места сантиметров двадцать сквозь здоровую древесину добирается!

Это и есть загадка желны.

Про грифа говорят, что он на метр под землю видит. Про желну можно сказать, что он “видит” сквозь дерево.

Весной каждая птица спешит заявить о себе как можно громче. Соловей свистит, ворона каркает, утка крякает. У кого голос слабый, те иначе “петь” приспособились. Аист клювом трещит, бекас хвостом “блеет”, дятел носом по сучку барабанит.

А болотная выпь – ревёт.

Ревёт как бык, заблудившийся в тростниках. Её за это ещё называют болотным быком и бугаем.

Многие люди слышали этот рёв. Но никто – никто! – не видел, как она это делает. Просто ли голос подаёт, как соловей, как ворона, как утка. Или с хитростью, как бекас, как аист, как дятел?

Лет сто назад один натуралист уверял, что когда выпь ревёт, то нос окунает в воду. Дует в воду – и получается рёв. Сто лет прошло, а никто до сих пор не может подтвердить это или опровергнуть. Никто больше не видел ревущей выпи. Вот какая это скрытная птица!

Выпь птица сумеречная, пугливая и осторожная. Просто увидеть её – и то уже большая удача. И живёт она в таких крепях, где без шума и шага не шагнуть.

Пытались в неволе за нею следить. Но в клетке выпь капризна: вовсе голос не подаёт.

Так никому и не удалось разгадать секрет крика выпи. Может, вам повезёт?

Своими глазами видел – один раз в жизни! – как вальдшнепиха несла по воздуху вальдшнепёнка. Она стиснула его с боков лапками, прижала к грудке и несла его меж ветвей осин. Вальдшнепёнок уже был большой, она его еле тащила. Казалось, летит тяжёлая, неуклюжая птица… с двумя головами!

Разглядеть такое не просто. Вальдшнеп – птица стремительная, любит густые заросли. Поэтому редко кто такое видел. И вот те, кто не видел, не верят. Не может быть, заявляют они, только звери способны своих детёнышей переносить, да и то в зубах, а не в лапах. Птицам такое не по уму, не по силам!

И верно: ни одна птица птенцов своих в лапах не переносит. Крохали иногда носят в клювах. Чёмга на спине катает. А вот чтобы в лапах – никто.

Никто… кроме вальдшнепа! Это уж я своими глазами видал.

Давайте наконец решим этот спор: переносит или не переносит? А решить его мы сможем только тогда, когда многие это увидят. Только знайте: это не просто. Было бы просто, давно бы всё было решено.

Спросите любого рыбака, выползают ли рыбы на сушу, и он, не задумываясь, сразу ответит: угри. Ещё и подробности вам расскажет. Любят-де угри выползать на берег в лунные росные ночи. Ползают по траве как змеи, ловят червей, лягушек, кузнечиков. Даже горох на поле воруют.

Теперь спросите, сами они это видали или от других слыхали? Нет, ответят, сами не видели, слышали от других.

Вот и я от других слышал. И не раз слышал. И всё-таки как-то не верится? Ну зачем рыбе на сушу лезть? Про горох-то, уж наверное, выдумка: угри – рыбы хищные, горох им совсем ни к чему.

Ну, а червей, лягушек, кузнечиков слопают с удовольствием. И видится: угри, ленивые и чёрные, высовывают из воды свои змеиные головы и, извиваясь, выползают на берег.

В серебристой от росы и луны траве они ищут добычу…

Неужели так оно и бывает? А почему бы и нет? Ведь живёт же в африканских реках анабас-ползун, которая, когда река пересыхает, без труда переползает по суше в соседнюю.

Но лучше, конечно, самим всё проверить. Расспросить, разузнать, проследить. Может, и наш угорь такой же диковинный, как африканский ползун? А может, и нет…

Зимой тетерева часто ночуют под снегом. Под снегом теплее, да и от ветра и хищных глаз скрыт. Иной раз набежишь на лыжах на такую ночёвку, а вокруг тебя, как мины, начнут “взрываться” чёрные косачи вместе с белыми фонтанами снега.

Тетеревиная спальня – это две норки в снегу: вход и выход. С выходом всё ясно. Выспавшись под снегом, тетерев утром высунет из-под снега голову, оглядится и взовьётся свечой.

По краям лунки оставит два мазка крыльев. Когда особенно тихо, просто из снега вылезет и пошагает. А если тревога, то и не высовывается даже, а сразу взлетает, вздымая снежный фонтан.

Это тоже всё по следам видно, и загадки тут никакой нет.

Но вот вход в спальню – загадка. Он ровный, овальный, без мазков крыльев. Будто круглый камень бросили сверху в снег. Охотники так и считают, что тетерева на ночёвку камнем падают с дерева. Сложат крылья, сожмутся, грохнутся с высоты и, пробив грудью снег, останутся в нём ночевать.

Читайте также:  Занятие по пожарной безопасности в старшей группе детского сада. тема: лесной пожар

Нырять в снег с дерева-вышки не страшно, если снег глубокий и рыхлый. А вдруг на нём наст? А вдруг под снегом валежина или пень? Или до земли всего одна ладонь? Грохнешься в такой с высоты и разобьёшься насмерть.

Столько разных “вдруг”, что невольно сомненье берёт: а уж и вправду ли падают косачи в снег, как камни? Может, как-то иначе попадают они под снег? Но как?

Некоторые охотники твёрдо уверены, что не падают. Но как зарываются – и они не знают. Это загадка тетеревов. И разгадать её надо юннатам.

Всю жизнь можно прожить и ни разу этого не увидеть. Но уж если увидишь – надолго запомнишь.

Я видел только однажды. Вечер был тёплый и тихий. Краешек солнца ещё светился над лесом, но в кустах уже густели первые сумерки.

Вдруг на опушке леса, где уже смутно белели цветы, я заметил лёгкое голубое свечение. Было оно зыбкое, неуловимое: будто блики и отсветы невидимого огня. Будто над каждым цветком парило крохотное облачко света.

Светились цветы. Светились недолго. Я стал трогать лепестки и бутоны – они были влажными и холодными.

Всё это было так неожиданно и неправдоподобно, что я никому не рассказал. А потом узнал, что и другие видели что-то подобное. Случаи такие даже описаны.

Но почему вдруг цветы начинают светиться, пока никому неизвестно.

Источник: https://profilib.org/chtenie/54654/nikolay-sladkov-pod-shapkoy-nevidimkoy-6.php

Сладков Николай Иванович – В лесах счастливой охоты

Заприметил я этот снежный хребтик с чёрным человечком и пошёл по скату вниз — вдогон.

А тут облако большущее, как лебедь, белое, подплыло к хребтику и село на него. Закрыло и хребтик и мужичка. Да то не беда: по следам догоню.

Спустился я на хребтик, вошёл в облако. Как в воду нырнул. Ничего, были бы следы лесовичка на снегу видны. По следам и из облака выйду.

Иду, иду по хребтику, а следов всё нет. Шёл, шёл — и усомнился: может, человечек вниз из облака полез?

Пошёл назад по своим следам. Шёл, шёл — кончились мои следы! Вот чертовщина: тут вот есть мои следы, а дальше нет… Будто я на снег, как птица, с воздуха сел!

Закружил я. А хуже нет в горах — кружить. Ничего не пойму: откуда пришёл, куда идти? Только и видно снег под ногами. Да на деревья натыкаешься. Стволы у деревьев мокрые, а вершин и совсем не видно.

Сел я тогда на пень. Спиной к коряжине привалился.

Глаза закрыл и жду, когда облако-лебедь дальше поплывёт.

Сидел, сидел — замерзать стал. И тут чувствую: сразу вдруг потеплело и сквозь веки жёлтый свет засиял. Открыл глаза, да скорее опять зажмурил! Снится мне, что ли?

Осторожно открываю один глаз. Потом второй. Чудеса! Под ногами сугроб, а над головой зелёные деревья шумят!

Облако-лебедь дальше уплыло. Солнце сияет. Каждая морщинка на коре видна. А я глазам не верю!

Вверху, над головой, бушует зелёный трепетный океан! В зелёных волнах листвы мечутся стайки солнечных рыб — бликов. А выше, над всей этой зелёной суматохой, что-то огромное и голубое.

Вот таким, наверное, видит мир птенец, только что выклюнувшийся из яйца. Уж не облако-лебедь ли высидело этакое чудо?

Вниз смотрю, под ноги, — зима! Снег, сугробы, синие тени. Вверх голову подниму — лето! На деревьях тяжёлая листва. В листве жёлтые иволги — как солнечные зайчики.

Под ногами — зима. Над головой — лето. А по календарю — начало мая. Весна!

Ноги на снегу мёрзнут. А спину жжёт — так припекает.

Разделся я до пояса. Одежду в рюкзак сложил. А из рюкзака достал шерстяные носки и надел на ноги. Хорошо сидеть в летне-зимнем лесу в зимне-летней одежде!

Дремучие кругом снега и… мёдом пахнет!

Куда лесовик завёл!

На снегу дрожат синие тени зелёных листьев. Над снегом бабочка белая порхает: одна голубенькая тень видна.

Внизу, под деревьями, на снегу, северные птички — синицы. Подбирают подмёрзших жучков и мух. А вверху, над деревьями, летят южные птицы — золотые щурки. На лету клювом щёлкают — пчёл ловят. Рядом зимняя тишина и шум лета. Песни зябликов, зарянок, синиц. И от зимы до лета рукой достать!

Я и достал: отломил зелёную ветку и обил ею, как веником, засыпанные снегом ботинки.

Долго сидел я на пне. Потом встал и пошёл. Иду и дивлюсь: шагов сорок пройду, оглянусь, а там, где стоял, уже и следов нет! Солнце на глазах снег съедает. Вот так и лесовик от меня ушёл — как на облаке улетел.

Но недалеко он ушёл. Оказалось, он, как и я, тоже в облаке сидел, погоды ждал. Вижу я: ходит старичок под деревьями, бородёнку вверх задрал — высматривает. На голове треух — одно ухо вверх, другое опущено.

— Здравствуйте, — говорю. — Летом любуетесь?

— Вот ещё, — отвечает, — любуюсь! Зарубки свои потерял. И чайник ищу. А то — любуюсь. Здравствуйте! Да вот он, клятый! — обрадовался старичок.

И я увидел: на тёмном пихтовом стволе — белый затёс. У затёса на сучке — чайник. Да только затёс-то этот и чайник на высоте одноэтажного дома!

Посмотрел я на старичка очень внимательно. Серьёзный старичок. И уж конечно, лесовик: дранкокол либо углежог. Чего он меня дурачит?

А старичок как ни в чём не бывало:

— Я зимой по хребту шёл, пихты на дранку метил. Вот тут чай кипятил. Чайник на сучке забыл.

Только хотел я спросить: «Как же ты, мил человек, до такой высоты достал?» — как сам всё понял.

Все чудеса — из снега!

Намело его за зиму на хребет — в полдерева. Тогда старичок и прошёл — зарубки свои зарубил. И чайник на сучок повесил.

Пришла весна — стал снег оседать. Оседает быстро, да уж больно много его. Деревья из-под снега на глазах растут. И чайник вверх поднимается.

Южное солнце жжёт — не шутит. Стали набухать на ветвях почки. Потом лопнули почки. Как коконы лопнули, зелёные бабочки — листья — вылупились. Расправили бабочки зелёные крылья — зашумела листва. Птицы прилетели — запели. Лето сверху пришло. А понизу ещё зима. Снег. Растаять ещё не успел.

— Растает, — махнул рукой старичок. — Вот ещё!

И пошли мы с ним по зарубкам к дому. Чай кипятить да пить.

Свора псов ринулась на нас с лаем и воем. Собаки мчались от кочёвки, видневшейся на горе. Кочёвка — это сарайчики, сложенные из дикого камня. Летом в них живут колхозные чабаны. Трава в предгорье летом выгорает от зноя, и чабаны перегоняют стада овец и коз на прохладные горные луга. Перегонять и пасти стада помогают чабанам собаки.

Собачья свора развернулась в цепь. Впереди стаи мчал вожак — огромный пёс, жёлтый с чёрной головой. За ним на цепи волочился и подскакивал кол. Пёс выдернул его из земли.

На шее вожака ошейник из буйволиной кожи, утыканный железными крючьями — местное средство от волчьих зубов.

Стая собак весело неслась на нас. Весело, потому что псы, одуревшие от скуки, рады были вволю побрехать, поскакать и поскалить зубы на чужих людей.

Один вожак скакал молча. Молчание его было жутко.

Источник: https://fanread.ru/book/6551910/?page=13

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект конкурсного урока. Николай Сладков «Снег и Ветер»

Учитель: Булгакова Ольга Валерьевна

Тема: Николай Сладков «Снег и Ветер»

Класс: 2

УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: литературное слушание произведений   о природе

Технология: продуктивного чтения,  прогрессивные технологии 21 века.

Цель:

Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству.

Личностные результаты

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции героев, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные результаты

Читайте также:  Конспект классного часа для 3 класса

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заглавием;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);
  • слушать и понимать речь других;
  • выполнять различные роли;
  • договариваться о совместной работе с одноклассниками во время работы в команде.

Предметные результаты

  • воспринимать на слух художественный текст в исполнении  учителя и учащихся;
  • относить произведение к одному из жанров;
  • осмысленно, правильно читать;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Оборудование: мультмедийное оборудование.

Средства обучения: учебник, аудиовизуальный ряд, раздаточный материал, оформление класса.

План урока:

Этапы

время

Ориентировочное время

1.

Эмоциональный  настрой

1 минута

2.

Подготовка к восприятию темы.

4 минуты

3

 Постановка учебной задачи.

2 минуты

4

Знакомство с автором и произведением

5 минут

5

Работа  с текстом.

3 минуты

6

Интерактивная  пауза

6 минут

7

Определение главной мысли

4 минуты

8

Слушание музыкального произведения.

5 минут

9

Работа с репродукциями картин.

4 минуты

10

Театрализация сказки

4 минуты

11

Итог и рефлексия

3 минуты

12

Заключительный момент

10 секунд

Ход урока

Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Послушайте и посмотрите.

1 слайд

Мы услышали звуки и увидели уголок весенней природы. Если у вас  они вызывали хорошее настроение, возьмитесь в командах за руки, поделитесь друг с другом весенним настроением.

Молодцы!

  1. Подготовка к восприятию темы. Классбилдинг. (Техника на взаимодействие)

Прочитайте фразу на слайде. Подумайте 5 секунд и запишите на листке бумаги название вашего угла.

Теперь встаньте, задвиньте стулья и пройдите в тот угол класса, в котором обозначено выбранное вами слово.

Найдите пару  – партнера не из вашей команды. Займите удобное место.

Поприветствуйте друг друга.

Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол. Начинает участник, кто выше ростом. Когда закончит говорить один участник, своей идеей поделится другой.

Мне и другим ребятам  интересно, почему вы сделали именно этот выбор. Давайте послушаем, что рассказали вам партнеры.

Пожалуйста, …,  что  рассказал тебе…?

Спасибо, пожмите друг другу руки и пройдите  на свои места.

  1. Постановка учебной задачи.

Вы рассказали друг другу о том, что и почему вы любите слушать больше всего.

На уроке мы тоже будем слушать… произведения о весне.

Цель нашего урока учиться слушать и слышать произведения о весне,  свои мысли и свое сердце, друг друга.

Обратите внимание на задачи урока, помогите мне сформулировать что нам необходимо сделать на уроке, чтобы  достичь поставленной цели.

Узнать …

Услышать …

Понять …

  1. Знакомство с автором и произведением.

Обратите внимание на слайд. Перед вами портрет писателя – автора литературного произведения, с которым мы познакомимся на уроке.

    Встаньте, кто  видел этот  портрет и знает, кто на нем изображен.

Имя этого писателя  Николай Иванович Сладков.

Встаньте те, кто слышал это имя?

Что Вы знаете о нем?

Я вам расскажу об одном факте из его жизни, который, на мой взгляд, очень интересен, я думаю, он будет интересен и вам.

 Николай Сладков очень любил природу, свои собственные наблюдения за лесными обитателями записывал в “Дневник наблюдений”, который начал вести во втором классе. В нем было много историй из жизни природы.

На уроке мы познакомимся с одним из  произведений  этого автора,  из цикла «Лесные шорохи», которое называется «Снег и Ветер».

Подумайте и предположите, что может произойти со снегом и ветром весной.

Поделитесь идеями в команде. У вас есть 1 минута, чтобы все члены команды высказали свое предположение.

Начинает участник под номером 4 , 3, 2, 1

Я думаю, что…

Выслушаем предположения участников 2 каждой команды.

Прослушайте литературное произведение, проверьте свои предположения.

Встаньте, чьи предположения оказались верны.

…., что ты предположил.

Откройте учебник на странице 103 и прочитайте самостоятельно произведение. Определите жанр  текста.  Время для чтения  1 минута

Обсудите с партнером по плечу,  к какому из жанров  мы отнесем произведение «Снег и ветер» и почему?

С каких слов вы начнете свое высказывание?

Со слов :  Я думаю это…   ,потому что

Начинает ученик под буквой А.

– Почему вы считаете, что это сказка?

– Какие факты (события) вымышленные?

(снег и ветер не может думать и говорить). А какие реальные.

Посмотрите на своего партнера по лицу, Запомните его . Все ученики под буквой Б встаньте, задвиньте стулья,  в центре класса сформируйте внешний круг. Сейчас все ученики под буквой А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг. Вы будете отвечать на мои вопросы своему партнеру по лицу.

Слушаем мои вопросы

  1. Подумайте. Почему  Ветер называет Снег дружище?
  • Думайте, … отвечать будут  ученики под буквой А.

Перейдите вправо на 1 шаг, найдите, таким образом, нового партнера.

Почему настроение у Снега в начале сказки было грустным?

  • Думайте, … отвечать будут  ученики под буквой Б,

Слушаем мой вопрос:

А почему всем хоть бы что, когда снег умирает?

Подумайте, … отвечают участники Б.

Перейдите вправо на 1 шаг, найдите, таким образом, нового партнера.

Ветер посоветовал Снегу набраться сил для чего?

Подумайте, … отвечают участники Б.

Поблагодарите своего партнера за сотрудничество и присаживайтесь на свои места.

Попробуем определить, что нам хотел донести автор? Что он нам хотел сказать?

Сначала каждый из вас самостоятельно подумает и запишет на листке продолжение фразы : Автор хотел, чтобы мы поняли, что …

На эту работу каждому отводится 20 секунд, начнет участник команды под номером 2, далее по часовой стрелке все участники делятся свои мнением. Следите за временем , таймер на доске.

Начиная с номера 1 прочитайте ваши мысли в команде. Выберите один самый полный на ваш взгляд ответ.

Выслушиваем  представителей команд.

Обобщим ваши идеи и сформулируем главную мысль этого произведения:

Автор хотел, чтобы мы поняли, что …

  1. Слушание музыкального отрывка.

Предлагаю вам прослушать отрывок из музыкального произведения – пьесы  П.И. Чайковского «Апрель» и представить картины, которые рисует музыка.

Слушание

Эпиграфом к этой пьесе стало стихотворения Аполло́на  Никола́евича Ма́йкова.

Послушайте его. Что общего между этими произведениями и  сказкой  Н. Сладкова.

«Голубенький чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином…»

Слушание.

– Какие картины нарисовали музыка и стихотворение в вашем воображении. Поделитесь своими впечатлениями.

Это музыкальное произведение, на ваш взгляд, подходит к настроению сказки Снег и Ветер. Почему?

(фронтально)

  1. Работа с репродукциями картин.

Ребята, не только писатели, поэты и  композиторы писали о весне, весну писали художники.

Познакомьтесь  с  репродукциями картинами известного русского художника – мастера пейзажа настроения Исаака Ильича Левитана.

Вглядитесь в эти работы.  

Просмотр 2 слайдов с картинами

На какой из этих картин могли бы встретиться наши герои, чтобы  между ними произошел диалог как в сказке Николая  Сладкова?

Обсудите в командах.

Поделитесь своим мнением.

 Я  хочу вам предложить стать ненадолго режиссерами и создать спектакль  Снег и ветер. Мы с вами подготовились: обсудили  роли актеров, когда анализировали  литературное  произведение, обсудили музыкальный отрывок из пьесы Чайковского,  увидели репродукции картин известного художника и выбрали одну из них,  которая станет декорацией к нашему спектаклю.

А кто же сыграет роли на сцене.  Предложите мне  имена своих товарищей, у которых, на ваш взгляд,  получится так прочитать эту сказку по ролям, чтобы передать настроение героев (по одному от каждой команды).

Вы  все  достойны, но  жребий определит тех, кто будет исполнять роли  главных  героев.

Звучит музыка на слайде заставка. Два ученика читают сказку по ролям.

Спасибо.

Поаплодируем нашим замечательным актерам.

 На уроке мы слушали произведения 4 видов  искусства: литературы ( сказка и стихотворения) , музыки ( пьеса),  живописи ( картины) и театра   ( спектакль).

Подведем итог и вернемся к задачам нашего урока, для того чтобы проанализировать их выполнение.

Я узнал…

Я услышал…

Я понял…

– Дорогие, ребята! Я была рада встретиться с вами! Отличного вам весеннего  дня!

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/10/24/konspekt-konkursnogo-uroka-nikolay-sladkov-sneg-i-veter

Ссылка на основную публикацию