Крошечка-Хаврошечка – русская народная сказка
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая – Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.
Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт – принесёт хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила.
Ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь – Двуглазку.
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает? Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:
— Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:
— Спи, глазок, спи, другой! – а о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
— Режь рябую корову!
Старик так, сяк:
— Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
— Режь, да и только!
Наточил старик ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке:
— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:
— Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.
Источник: https://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/kroshechka-havroshechka/
Хаврошечка, читать детскую сказку с картинками | Русская сказка
- Медведь — липовая нога
- Рассказы о ведьмах, страшные сказки-5
О сказке
Крошечка-Хаврошечка – сказка о доброй девочке и ее рыжей буренке
Старая русская сказка «Крошечка-Хаврошечка» с яркими иллюстрациями предназначена для увлекательного чтения детям любого возраста. Повествование в стиле народных сказаний с интересными речевыми оборотами развивают детскую фантазию, и пополняет богатство русского словарного запаса.
Книжка с красивыми картинками и классическим сюжетом раскрывает характеры положительных и отрицательных героев. До того, как начать читать, можно познакомиться с ними поближе:
Хаврошечка – главный персонаж. Девочка-сирота, которая попала в семью к злой мачехе, безвольному отчиму и трем ленивым сестрам. Она была еще подростком, но по приказу вредной мачехи много работала с утра до позднего вечера.
Рыжая буренка – единственный друг Хаврошечки. По сюжету это говорящая корова, которая любила сиротку, жалела ее и помогала справляться с трудной домашней работой.
Злая мачеха – главный отрицательный персонаж. Она холила своих дочерей и заставляла бедную Хаврошечку прясть нити, ткать полотно, белить его и сворачивать в рулоны. Сиротка старалась, с помощью Буренки выполняла все приказания, а мачеха все равно злилась и нагружала бедняжку новой и сложной работой.
Одноглазка, Двуглазка и Триглазка – сводные сестры Хаврошечки. Они ленивые и глупые, любят целый день сидеть на лавочке и глядеть на прохожих. Сестры выполняют все приказания своей вредной маменьки и следят за несчатной сироткой.
Отчим – добрый работящий крестьянин, любит Хаврошечку, но опасается ворчаний злой супруги и по ее приказу зарезал добрую буренку.
Добрый молодец – жених Хаврошечки. Персонаж, который появляется в финале, выручает девушку из неволи, женится на ней и увозит со двора на своем вороном коне.
По традиции русская сказка для детей заканчивается свадьбой главных героев. Вредные злые герои остаются с носом, а добрая девочка Крошечка-Хаврошечка находит свое счастье и уезжает от злой мачехи. Сказочная история учит детей трудолюбию, прививает любовь к людям и животным, зарождает веру в добро и надежду на исполнение заветных желаний.
Знакомство с книгой через яркие рисунки и русские миниатюры
Сказка, представленная на этой страничке, понравится малышам и их родителям. Те, кто еще ходят в детский сад и не умеют читать, могут понять смысл сказки по картинкам и интересным рисункам. В помощь родителям и малышам для изучения букв русского алфавита крупный шрифт и разделение текста забавными иллюстрациями.
Ребята помимо чтения книги могут познакомиться с творчеством художников и богатством национальных ремесел. На страничке представлены картины в стиле русской лаковой миниатюры, работы народного промысла Палех, шкатулки Федоскино и коровка от мастеров фарфора и керамики Гжель.
Детская литература, сопровождающаяся иллюстрациями и работами от исконно русских национальных мастеров, воспитывает в подрастающем поколении обостренное чувство прекрасного и высокий дух патриотизма.
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери.
Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть,
А Крошечка-Хаврошечка на них работала:
Их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку,
Ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят.
К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук,
А Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле,
Да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул.
Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.
Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь — Двуглазку:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:
— Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка глаза и смежила.<\p>
Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
— Спи, глазок, спи, другой!
А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
— Режь рябую корову!
Старик и так и сяк:
— Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!
— Режь, да и только!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала.
Обняла рябую коровушку и говорит:
— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает:
— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные.<\p>
Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой.
Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
— Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.
А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают,
Хотели сорвать — сучки косы расплетают.
Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились.
Угостила она того сильного человека, и он на ней женился.
И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Крошечка Хаврошечка, диафильм (1963)
Крошечка-Хаврошечка, мультфильм (2007)
Бурёнушка, мультфильм (1974)
Крошечка-Хаврошечка, аудиосказка (1981)
Крошечка Хаврошечка, диафильм (1990)
Русские народные сказки-2, Созвездие сказок
Антология русской народной сказки, Том 6
Книга добрых сказок, русские народные сказки-страшилки
25 знаменитых сказок, аудиосказки
ВСЕ СКАЗКИ С КАРТИНКАМИ
- Две жены
- Хлыст и Подлыгало
- Мудрые ответы
Источник: http://russkaja-skazka.ru/havroshechka/
Сказка Крошечка-Хаврошечка. Русская народная сказка
Сказка Крошечка-Хаврошечка – грустная сказка со счастливым концом. Дети любят слушать сказки, в которых герои за доброе сердце получают достойную награду. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.
Сказка Крошечка-Хаврошечка читать
Мультфильм Крошечка-Хаврошечка смотреть онлайн
По мотивам русской народной сказки Крошечка-Хаврошечка создано несколько мультфильмов. Есть добрый старый рисованный мультик советских времен. А детям, приученным к популярной Маше и ее сказкам, можно порекомендовать современный мультик «Машины сказки. Крошечка-Хаврошечка».
Краткое содержание сказки
Сирота Хаврошечка попала в дом, где приходилось ей с утра до ночи трудиться не покладая рук, от хозяйки и ее уродливых дочек оскорбления слушать и всем угождать. Кроткая девочка только любимой бурой коровушке могла пожаловаться на свою горькую судьбу.
Коровушка выручала девочку: помогала непосильную работу выполнять. Злая тетка не унималась. Узнала, кто помогает сиротке, велела зарезать коровушку. Из косточек любимой коровушки выросла яблоня с наливными яблочками. Проезжал мимо купец.
Увидел он яблочки наливные и обещал девушкам: которая из них яблочек ему подаст, ту замуж возьмет. Прыгали-прыгали три сестры вокруг яблони, а яблонька ветки вверх подняла – не достать яблочек. Подошла Крошечка-Хаврошечка и самые спелые яблочки выбрала для молодца.
Женился добрый человек на девушке, закончились ее страдания. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Крошечка-Хаврошечка
Крошечка-Хаврошечка – поучительная волшебная сказка с традиционным сюжетом. Герои сказки делятся на положительных и отрицательных. Силы добра – Хаврошечка и ее волшебная помощница Коровушка.
Силы зла – хозяйка и ее противные дочери – Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Чему учит сказка Крошечка-Хаврошечка? Сказка учит терпению и милосердию. В награду за страдания главная героиня получает счастье и благополучие.
А маленькие слушатели сказки убеждаются в том, что добро всегда побеждает.
Мораль сказки Крошечка-Хаврошечка
Если ты заслуживаешь счастья, оно непременно придет – это мораль сказки. Мудрая истина поможет детям стать добрее.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Доброе дело без награды не остается.
- Добро не умрет, а зло пропадет.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки
Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/kroshechka-havroshechka-russkaya-narodnaya-skazka/
ТАРТАРИЯ. Сказка «Крошечка-Хаврошечка»
Жила-была одна бедная женщина и была у неё доченька, Крошечка-Хаврошечка. Жили они дружно, счастливо, но тут настигла их беда, мама заболела тяжело, а потом и умерла. И осталась Крошечка-Хаврошечка одна одинёшенька. Взяла её к себе на воспитание тётка, отцова сестра.
А у тётки этой своих дочек трое было: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка. Своих дочек тётка любила, а Крошечку-Хаврошечку ненавидела. Одевали её в тряпки рваные, работать круглые сутки заставляла, кормили тем, что на столе после обеда оставалось.
И совсем тяжело приходилось бы Хаврошечке, да была у неё одна отдушина: коровка, которая после смерти матушки осталась.
Вот, бывало, тётка накажет Крошечке-Хаврошечке работы непосильной: и пряжи напрясть, и ткани наткать, и полотна набелить, а Крошечка-Хаврошечка пойдет к коровке, обнимет её и скажет: — Коровушка, Бурёнушка! Тётка велела мне и пряжи напрясть, и ткани наткать, и полотна набелить. Помоги мне, пожалуйста. Бурёнушка Крошечке-Хаврошечке отвечает:
— Влезай ко мне в правое ушко, а вылези из левого – и вся работа сделана будет.
Крошечка-Хаврошечка в одно ушко Бурёнке влезет, из другого вылезет, а вся работа уже и сделана! Приходит Крошечка-Хаврошечка домой, и тётке работу показывает.
А та только дивится: и когда это Хаврошечка всю работу сделать успевает, да еще так хорошо? В сундук всё уберёт и ещё больше работы Крошечке-Хаврошечке задаст. Но сколько бы она работы ни давала, Хаврошечка всё равно вовремя всё делала.
И задумала тогда тётка узнать: как это Крошечке-Хаврошечке удаётся? Кто ей помогает?
Вот позвала она к себе свою старшую дочку, Одноглазку, и говорит ей: — Доченька моя! Пойди, проследи, кто сироте помогает ткать и прясть. На следующее утро Крошечка-Хаврошечка в поле собралась, а Одноглазка за ней увязалась. Пришли они в поле, сели под кустик.
Одноглазка на травку прилегла, а Крошечка-Хаврошечка приговаривает: — Спи глазок, усни глазок! У Одноглазки глазик закрылся, уснул, и пока та спала, коровушка для Хаврошечки всю работу переделала. Вернулись они домой, тётка у дочки своей спрашивает: — Ну, рассказывай, что видела.
Кто Хаврошечке помогает? Одноглазка ей отвечает:
— Матушка милая, прости, разморило на солнышке меня. Прилегла я, задремала и ничего не видела.
Мать рассердилась и на следующий день послала за Крошечкой-Хаврошечкой среднюю дочку – Двуглазку — следить. Пришли они на поле, и под кустиком сели. Двуглазка голову на травку положила, а Хаврошечке только того и надо. Она сидит и приговаривает: — Спи, глазок, спи, другой! И Двуглазка тоже заснула.
Пока она спала, коровушка для Крошечки-Хаврошечки всю работу сделала. Вернулись они домой, мать у Двуглазки спрашивает: — Ну, доченька, что ты видела? Кто сироте помогает? А когда узнала, что и Двуглазка уснула, очень рассердилась и на следующий день послала с Хаврошекой младшую дочку, Трёхглазку. Девушки в поле пришли, под кустиком расположились.
Трёхглазка на травку прилегла, потягивается. А Крошечка-Хаврошечка ей приговаривает:
— Спи, глазок, спи, другой! — А про третий глазик она и забыла. Два глазка у Трёхглазки уснули, а вот третий-то и видел, как всю работу Бурёнка делала. Пришла домой Трёхглазка и всё матери рассказала. Тётка рассердилась и решила корову извести.
Приходит она к мужу и говорит ему: — Зарежь корову! — Да ты что, жена, выдумала? Корова молодая ещё, хорошая, жалко резать. — Не хочу слушать ничего, иди и режь.
Делать нечего, пошёл мужик нож точить, а Крошечка-Хаврошечка к своей коровушке кинулась, обнимает её, а слёзы у неё из глаз так и катятся: — Бурёнушка! Милая моя! Хотят зарезать тебя.
Как же я буду теперь, с кем я, сиротинушка, останусь? Бурёнка ей отвечает:
— Не плачь, Хаврошечка! Запоминай лучше, что я тебе скажу: когда меня зарежут, ты мяса моего не ешь, а потом косточки мои собери, и в саду их зарой. Да помни, обязательно каждый день их водой ключевой нужно поливать.
Вот зарезал мужик корову. Тётка радуется, что некому теперь Крошечке-Хаврошечке помогать.
А Крошечка-Хаврочешка так как коровушка ей велела, так и сделала: мяса коровушкиного не ела, а косточки зарыла в саду и каждый день водой ключевой поливала. И через некоторое время выросла на том месте в саду яблоня.
Высокая, развесистая, густая, яблочки на ней все как на подбор наливные висят. И каждый, кто идёт мимо, останавливается и на яблоньку любуется.
Как-то раз в саду гуляли девушки, а мимо ехал барин богатый, красавец молодой. Увидел он яблочки чудесные и говорит девушкам: — Девицы – красавицы! Какие яблочки у вас наливные да аппетитные! Кто из вас меня яблочком угостит, на той я женюсь.
Сёстры кинулись к яблоне, а ветки у яблоньки как специально высоко-высоко поднялись. Сёстры прыгают–прыгают, а достать яблочка не могут. А когда Крошечка-Хаврошечка к яблоньке подошла, веточки к ней как будто сами нагнулись, а яблочки в ручки ей сами падают.
Сняла Крошечка-Хаврошечка самые красивые, самые вкусные яблочки и подала их барину, а он взял её за белу рученьку, рядом с собой посадил и увёз с собой от злой тётки. Женился он на Крошечке-Хаврошечке и стали они в любви и согласии жить-поживать, да добра наживать.
Вспоминаем, в чём суть сказки «Крошечка-Хаврошечка» — осталась девочка сиротой, и была у неё любимая корова, когда Хаврошечке что-либо надо было, она влезала в левое ушко коровы, а в правое вылезала, и получала всё, что ей было необходимо.
Такая большая девочка и может лазить по коровьим ушам, что-то здесь не так. Речь идёт о Небесной Корове Зимун (созвездие Малая Медведица). Четыре Звезды этого созвездия образуют квадрат, который и назывался «коровье ушко». Но в сказке ведь не будут писать: «Девочка прошла Врата Междумирья, направленные на коровье ушко».
В сказке всё пишут образами. То есть Хаврошечка через Врата Междумирья проходила к Дажьбог-Солнцу к Земле Ингард, к Предкам (она всё просила у мамы, а мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков).
После общения с Предками девочка выходила уже через другое «ушко», в другом месте по движению Звёзд, и пробиралась домой. Т.е.
она постоянно общалась со своими Предками — при входе использовала один Чертог Сварожьего Круга, а после посещения, через другой Чертог спускалась на Мидгард-Землю.
У мачехи было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка, и чтобы Хаврошечке пробраться домой, она говорила: «спи глазок, усни глазок». Первая и вторая дочери ничего не заметили, а когда следила третья дочь, Хаврошечка не учла, что у неё третий глаз – энергозрение, и она даже в спящем состоянии это всё уяснила и поведала.
После чего, в сказке корову зарезали. Но Хаврошечка мяса не ела, закопала косточки, и выросла на этом месте яблоня (или в другим варианте – берёзка), а это тоже родовой Образ: когда рождалась девочка – садили берёзку, если рождался мальчик – садили дубок. И дети росли между деревьев, получали от них силу.
Поэтому, если где-то в военном походе сына ранили, родители видели по состоянию дерева (начинало сохнуть), что с сыном беда. Родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате дерево расцветало, сын поправлялся. Также поступали и с берёзкой.
Если дочка где-то заболела, у берёзки ветви поникли, тогда её подкормили, ветви подвязали, полили, и берёзка стала себя лучше чувствовать, и дочке полегчало.
Т.е. в современной сказке объединили несколько древних сказов. Чтобы понять древние сказы и смысл заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей живших в древние времена, в те времена, когда и появлялись сами сказы. Ключом к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки.
Источник: https://tartaria.name/skazka-kroshechka-havroshechka/
Крошечка-Хаврошечка
Хранители сказок | Русские народные сказки в обработке Афанасьева Александра Николаевича
Русская народная сказка
Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно — ткнуть да толкнуть есть кому: а приветить да приохотить нет никого!
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать».
А коровушка ей в ответ: «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка — все готово: и наткано, и побелено, и покатано. Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.
Дивится старуха, зовет Одноглазку: «Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?» Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает: «Спи, глазок, спи, глазок!» Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает: «Спи, глазок, спи, другой!» Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет: «Спи, глазок, спи, другой!» — а об третьем забыла.
Два глаза заснули, а третий глядит и все видит, все — как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу: «Режь рябую корову!» Старик так-сяк: «Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!» Режь, да и только! Наточил ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке: «Коровушка-матушка! Тебя хотят резать». — «А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай».
Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала; голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая — боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — тот заглядывается.
Случилось раз — девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин — богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек: «Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет». И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке.
А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались — ручки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились.
Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.
Источник: http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev59.php
Сказка «Крошечка-Хаврошечка»
У одно бедной вдовы была дочка Хаврошечка. Жили они счастливо, да пришла беда: заболела вдова и умерла, оставив дочку сиротой.
Взяла к себе девочку тетка, а у тетки-то у самой было три дочки: старшая – Одноглазка, средняя – Двуглазка, а младшая – Трехглазка.
Плохо жилось Крошечке – Хаврошечке: одевали ее в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали. Совсем бы беда была сиротинушке, если бы не осталась ей после матушки родимой корова, которая ей во всем помогала.
Задаст, бывало, тетка Крошечке – Хаврошечке напрясть, наткать, набелить полотна, а девушка пойдет в поле, обнимет свою коровушку и скажет ей:- Коровушка- буренушка! Приказала мне тетка напрясть, наткать, набелить полотна, помоги мне.А коровушка ей в ответ:- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.
Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано.
Тетка только дивится, когда Хаврошечка все это делать успевает. Попрячет все в сундук, а ей еще больше работы задаст. Но сколько бы она ей ни давала работы, Хаврошечка все делала к сроку.
Задумала тетка узнать, кто сироте помогает. Вот зовет она к себе старшую дочь Одноглазку и говорит ей:
-Дочка моя, милая! Погляди, кто сироте помогает, кто ей ткет и прядет.
Пошла Хаврошечка в поле, Одноглазка с ней вместе увязалась. Легла в поле на травку под кустик, а Хаврошечка села рядом и приговаривает:- Спи, глазок, усни, глазок!
Одноглазка заснула. Пока она спала, коровушка всю Хаврошечкину работу сделала.
Пришли девушки домой. Спрашивает мать Одноглазку:- Ну, говори, дочка, что ты видела?А дочка ей отвечает:
– Прости, матушка, разморилась я на солнце, заснула и ничего не видела.
Рассердилась мать. На другой день послала среднюю дочь – Двуглазку. Эта тоже улеглась в тени под кустом, приказанье матери забыла. Лежит, дремлет, а Хаврошечка ей приговаривает:
– Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка всю работу сделала, а Двуглазка все спит.Разбудила ее Хаврошечка:- Пойдем, – говорит, – домой пора. Я всю работу сделала.
Не узнала и от второй дочери тетка, кто сироте помогает. Рассердилась она и послала на третий день свою младшую дочь – Трехглазку.
Пришли девушки в поле. Посидела, походила Трехглазка, а потом легла под кустик, лежит – потягивается, а Хаврошечка приговаривает:- Спи, глазок, спи, другой! – А про третий забыла.
Два глазка заснули, а третий все видел. Пришла Трехглазка домой и рассказала матери все, что видела.
Пошла тетка к мужу и говорит ему:- Ступай, режь, корову!- Что ты, жена, выдумала? Корова хорошая, жалко.
– Слушать ничего не хочу, режь.
Пошел он нож точить, а Хаврошечка кинулась к своей коровушке, обнимает ее, сама слезами обливается:- Коровушка – буренушка! Хотят тебя колоть. С кем я теперь, сиротинушка, останусь.
– Не плачь, девица! Слушай, что я тебе скажу: ты моего мяса не ешь, косточки мои собери и зарой их в саду. Да помни, каждый день их ключевой водой поливать надо.
Радуется тетка, что теперь некому Хаврошечке помогать и вволю над ней потешается.
А Хаврочешка сделала так, как коровушка ей приказала: мяса ее не ела, косточки в саду зарыла и каждый день ключевой водой поливала. Выросла у нее в саду яблоня, густая, развесистая, висят на ней яблочки наливные. Всякий, кто мимо идет, останавливается – любуется.
Случилось раз, гуляли в саду девушки, а мимо сада ехал богатый барин, молодой красавец.Увидел он чудные яблочки и говорит девушкам:
– Здравствуйте, девицы – красавицы! Хороши у вас яблочки! Которая из вас мне яблочко даст, ту я замуж возьму.
Кинулись сестры к яблоне, а ветки с яблоками все высоко – высоко поднялись. Прыгают – прыгают сестры вокруг деревца, а яблочка достать не могут. А подошла Хаврошечка к деревцу, веточки к ней сами наклонились, яблочки сами в ручки ей падают.
Подала она яблоко барину, взял он ее за руку белую, посадил с собой рядом в коляску и увез к себе от злой тетки. Вышла Хаврошечка за барина замуж, и стали они жить – поживать да добра наживать.
↑ Вверх
Источник: http://detskie-skazki.com/russkie-narodnye-skazki/kroshechka-havroshechka.html
Крошечка –Хаврошечка. Русская народная сказка
Русская народная сказка Крошечка –Хаврошечка
Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.
А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно – ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
– Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
– Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка – все готово: и наткано, и побелено, и покатано.
Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.
Дивится старуха, зовет Одноглазку:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает;
– Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! – а об третьем забыла. Два глаза заснули, а Третий глядит и все видит, все – как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову! Старик так, сяк:
– Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
– Режь, да и только!
Наточил ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке:
– Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.
– А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.
Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая – боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – тот заглядывается.
Случилось раз – девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек:
– Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались – ручки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.
Источник: https://www.miloliza.com/40-uncategorised/1046-kroshechka-khavroshechka
Сказка “Крошечка-Хаврошечка”. Эзотерическая интерпретация
Обратите внимание: во многих сказках, в том числе и в рассматриваемой, души высокого статуса – Крошечки-Хаврошечки, Золушки и т. п. — попадают в условия, где «и работой заморили, и за всех и за все они отвечают», но слова доброго так и не слышат.
А называют их так весьма пренебрежительно люди, способные судить только по внешнему облику, тут же вешая ярлык-штамп, пытаясь тем самым пригвоздить человека к роли, которую он вынужден выполнять.
Увидеть суть, смысл пребывания таких душ на земле могут только просветленные, или души такого же статуса. Кстати, имя Хаврония — это искаженное Феврония, что означает «лучезарная», но людьми непосвященными понимается часто в прямо противоположном своем значении, что, впрочем, не удивительно.
Хаврошечка действительно вынуждена по своей задаче копаться в грязи и работать с энергиями низших миров. Источник – Эзотерика. Живое Знание
Здесь уместно вспомнить притчу о Будде, в которой повествуется, как он в ноги поклонился нищенке к несказанному удивлению своих учеников, поскольку в Индии нищие принадлежат к касте шудр (шудры ни на йоту даже приблизиться не смеют к более высокой касте). И тогда Будда сказал ученикам: «Вы пока не видите, кто она, и зачем эта высокая душа играет сейчас роль нищенки…»
Упорядочивать пространство, делать из хаоса «космос» могут далеко не все души — допускаются к этому только сущности, имеющие колоссальный предопыт работы с материей перед выходом в материализацию. На востоке таких сущностей называют продвинутыми.
Избранная душа спускается в очаги дисгармонии, где и «не наткано, и не побелено и не покатано»…
И первоначальная задача Крошечки-Харошечки – ткать, белить, катать…
Понятия – ткать, белит, катать — это «своего рода лексические маркеры сакральных смыслов»: вроде бы общеупотребительные слова, но в комплексе с культурными кодами они приобретают сакральный смысл как символы определенных ритуалов, обрядов. Но об этом чуть позже.
Начнем с того, что на Руси, если повитуха видела, что родился необыкновенный ребенок, его начинали готовить к определенной миссии чуть ли не с рождения. Или его отрывали от матери, или мать умирала… И, кстати, точно так же поступают и в ведической Индии. Для духовного обучения детей очень рано отрывают от родителей и отправляют в закрытые монастыри.
Девочка еще маленькая, еще нуждается в одобрении и ласке, в положительной обратной связи с миром. Какая бы продвинутая душа ни спустилась на землю, она заново проходит этапы своего становления. Каждый раз она попадает в незнакомый мир со своими законами, который ее не понимает, не отвечает ей теми же энергиями, с которыми она пришла.
«Вот то-то и больно – ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!» — печалится маленькая Крошечка, остро чувствующая свое одиночество и отсутствие матери.
И рассказывает о своих бедах единственному существу, которое ее «понимает», — рябой корове, через которую говорит с ней небесная мать, корова Земун.
Корова глядит всепонимающе и всепрощающе, словно святая:
Дыхание мерно и мирно колеблет бока, И будто подобие нимба – крутые рога.
«Вчера» – словно вечность, и «завтра» продлится века…¹
По древним преданиям, корова Земун была создана Богом Родом в стародавние времена. Через корову Земун проявляется сила наших предков. В «Велесовой книге» записано: «Мы — славяне, потомки Даждьбога, родившего нас через корову Земун».
Считалось также, что наша галактика «Млечный Путь» появилась из капель молока, пролившихся из сосцов священных животных – Коровы Земун и Козы Седунь. И по садам Ирия протекают молочные реки, берущие свое начало прямо в вымени Коровы Земун.
Крошечка-Хаврошечка научилась входить в контакт с Великой Матерью: входила в лабиринт внутреннего уха коровы – из другого выходила. Лабиринт — вход в другое состояние сознания. Это своего рода тоннель, соединяющий нашу реальность с другими тонкоматериальными мирами (в данном случае, с царством Даждьбога).
В мифологии многих древних народов лабиринт — врата между двумя мирами. Основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф полагает, что «сознание фактически есть лабиринт, соединенный не только с каждым другим сознанием, но и с каждым атомом, организмом и необъятной областью пространства и времени».
При прохождении через лабиринт человек проходит через различные состояния сознания, выходя за пределы общепринятой реальности и пространства-времени. Это классика эзотерики. Когда поднимаешься на другой уровень, проблемы более низкого уровня изменяются, трансформируются или вообще исчезают.
Германн Керн²
Труднейшие задания мачехи играючи исполняются Крошечкой-Хаврошечкой в другом состоянии сознания.
Более того, в тонкоматериальных мирах понятие времени как последовательности событий отсутствует! Все происходит одновременно. То, что только еще должно быть сделано в этом мире, там уже давно сделано.
Это земляне на своем уровне развития разума воспринимают происходящее, как некую временную последовательность “вчера-сегодня-завтра”.
Вернемся к символике того, что должно быть сделано Крошечкой-Хаврошечкой — «ткать, белить, катать…».
Ткань всегда отделяла человека от мира хаоса, мира дикой природы. Природное волокно, собранное человеческими руками, мытое, чёсанное, прядёное в нить и тканое в полотно становилось защитой от дикого мира, хаоса.
«Ткачество — женское занятие, древний символ космического творения, представленный как непрерывный процесс, в котором преходящие события — нити, вплетенные в вечно меняющийся рисунок на неизменной основе».
«Изначальный Великий Ткач – создатель вселенной, ткущий на ткацком станке жизни судьбы всего сущего.
Он также Космический Паук, а нить Великого Ткача — это пуповина, соединяющая человека с его создателем и его собственной судьбой, посредством которой он вплетается в узор и ткань мироздания.
Все богини Судьбы и Времени — прядильщицы и ткачихи. Ночь и День — сёстры, ткущие паутину времени, пространственно-временную ткань космологического творения.
Основа ткани — вертикальный ракурс мироздания, соединяющий все уровни существования. Уток же горизонтален — это сама природа во времени и пространстве, количественная сторона, случайное и временное, переменное и непостоянное, человеческое бытие».
Энциклопедия Символики и Геральдики
Белить – просветлять этот мир. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. С белизной связано представление о явном (явь), законном, истинном. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало.
В пантеоне богов у древних славян присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.
В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» – для обозначения славянского воинства, «белые руки» – для отмежевания славянина от печенега. Также эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая берёза» – постоянный эпитет, — в мифологии это одно из славянских священных деревьев. «Бел – горюч камень» (Алатырь) – в мифологии священное чистое место.
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.
Это приспособление хорошо делало своё дело, когда одежду и бельё шили из льняных тканей, сделанных вручную. Они были так грубы, что после стирки “стояли колом”. Так что катание – занятие нелегкое.
Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем»…
А что за сущности такие – три завистливые сестры – Одноглазка, Триглазка и Двуглазка? Надо сказать, что таковые встречаются не только в русских сказках, но и в сказках Братьев Гримм, например.
И на мой взгляд, здесь интересна интерпретация Одноглазки и Триглазки Памелой Треверс («Взрывная сила волшебных сказок»), которая в образе Одноглазки увидела «недочеловеческое», в образе Триглазки — «сверхчеловеческое», которые равно чудовищны и не могут питаться духовной пищей, доступной только нормальным людям. Можно добавить, что речь в сказке явно идет не об открытом духовном видении Триглазки, что в Индии называют «Третьим глазом». Кстати, на физическом плане последний невидим. Речь идет о существах-монстрах, изначально олицетворявших собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.
Среди характерных особенностей таких хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, уродство, наличие сверхъестественных способностей, сочетающееся с полным отсутствием созидательного начала.
Ну а двуглазка, на мой взгляд, – некое вполне нормальное существо этого мира, уровень сознания которой пока еще не позволяет «видеть» другие миры.
И если бдительность Одноглазки и Двуглазки легко было усыпить: «Спи глазок, спи другой!» — темные силы Земли не дремлют никогда. Сила непросветленной Земли разрушительна.
Выяснив наличие «вражеского агента» (тьма противостоит свету) в своей епархии, Старуха немедленно принимает решение: зарезать корову – уничтожить то, что противостоит хаосу! «Старик» же не может противостоять «злу», творимому на его глазах, — и не могу не отметить, что во многих сказках хтоническое женское начало («Старуха») выступает как решающая сила, а «Старик», как правило, занимает пассивную позицию, но это тема отдельного исследования.
Но Духовная Сила никуда не исчезает — ее невозможно уничтожить физически. Великая Мать предупреждает Крошечку, чтобы та не ела мяса коровы, т. е. не использовала духовную силу в прагматических целях.
Тем самым на месте связи Февронии с Великой Небесной Матерью, где косточки коровы закопаны (косточки здесь можно интерпретировать как скелет, основу этой связи), выросла духовная сила Крошечки-Хаврошечки — выросла Яблонька, «да какая! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные…»
…И в пестрых травах буду собирать,Покуда день и час не грянет Судный,Серебряные яблоки луны
И золотые яблоки полудня³.
Раскрылось ее великое женское начало. Серебро муладхары (срединный энергетический центр подлунного мира) соединилось с золотом Анахаты (сердечный центр). И теперь она готова к встрече с истинной Любовью, что и происходит в конце сказки. А сестры ее – ох как далеки от этой великой, объединяющей миры, энергии Любви…
¹ М. Генчикмахер.
² Керн Г. Лабиринты мира. СПб.: Изд-во “Азбука-классика”, 2007, с. 7-33.
³ Уильям Йейтс. Песня Энгуса-скитальца.
Рейтинг: 3.52 (Проcмотров: 5107)
Читайте раздел Вне течений на портале эзотерики naturalworld.guru.
Источник: https://NaturalWorld.guru/article_skazka-kroshechka-havroshechka-ezotericheskaya.htm