Ситуации по культуре поведение для детей подготовительной группы

Беседы для детей подготовительной группы на тему:«Правила поведения в школе, на дне рождения и во время купания»

Ситуации по культуре поведение для детей подготовительной группы

Пояснительная записка

В связи с реализацией государственного образовательного стандарта по дошкольному воспитанию, а именно раздела по развитию представлений о человеке в истории и культуре, необходимо формировать у детей навыки безопасного поведения, учить соответствующему поведению в различных опасных ситуациях.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

С этой целью был разработан цикл бесед, включающий в себя 3 темы:

● «Как вести себя в школе»

● «День Рождения»

● «Опасные ситуации во время купания»

Беседа № 1

Тема: «Как вести себя в школе»

Цель. Учить детей:

  • сравнивать положительные и отрицательные поступки;
  • давать им оценку.

Закрепить правила поведения в школе.

Воспитывать правила поведения в школе и на перемене.

Предварительная работа. Сюжетно-ролевая игра «Школа», рисование на тему: «Мой первый день в школе», чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Материал: иллюстрация по теме «Как вести себя в школе».

Ход беседы

Представьте себе, что вы ученики и учитесь в первом классе школы № 8. Вы знаете как надо вести себя в школе на уроках и на перемене? Мы сейчас рассмотрим иллюстрации, и вы поймете, нужно так себя вести или нет (ставлю 1 иллюстрацию)

— Что на ней изображено?

— На ней нарисовано как мальчик сидит на уроке, закрылся книжкой, а сам играет в «Тетрис»

— Как вы думаете, можно так себя вести?

— Нет, на уроке надо заниматься и слушать учительницу, а не играть в игры.

— Правильно, а можно ли поиграть когда-то в эту игру?

— Можно, только на перемене.

Просматриваем 2 иллюстрацию

На ней изображено: учительница зашла в класс, а дети все встали.

— Это правильно или нет?

— Это правильно, так дети встречают и приветствуют учительницу.

— Молодцы!

Рассматриваем 3 иллюстрацию

— Опишите, что на ней изображено?

— Мальчик рисует на стене здания, возможно это школа.

— Как вы думаете, правильно он поступает?

— Нет, на стенах зданий нельзя рисовать никогда!

— Да: конечно, этого делать ни в коем случае нельзя.

Рассматриваем 4 иллюстрацию

Девочка поливает цветы. Наверно она дежурная по уголку природы.

— Правильно ведет себя девочка?

— Да, так правильно поступать.

Рассматриваем 5 иллюстрацию

— Что изображено на иллюстрации?

— Мальчик все раскидывает со своего стола и стул падает.

— Можно ли так вести себя в школе?

— Нет, так вести себя нельзя!

— Учебники скидывать со стола нельзя, надо беречь учебники. Ведь по ним надо заниматься.

— Да, такое поведение в школе непозволительно, надо сдерживать себя и учебники должны лежать аккуратно. И беречь школьное имущество – свою парту и стул.

Рассматриваем следующую иллюстрацию № 6

— Что на ней изображено?

— Мальчики брызгаются водой на перемене.

— Как вы думаете, хорошо или плохо поступают дети? Можно так себя вести на перемене?

— Нет, так себя вести нельзя!

— И брызгалки в школу нельзя приносить. С ними можно во время купания играть, а не в школе на перемене.

— Можно поиграть в какую-нибудь настольную игру.

— Можно порисовать.

— Можно зайти в спортивный зал и там попрыгать на скакалке.

— Молодцы, можно много найти занятий на перемене.

Ставлю следующую иллюстрацию № 7

— Опишите, пожалуйста, что на ней изображено?

— Мальчик сидит на уроке.

— У него правильная осанка, он поднял руку, хочет ответить на вопрос учителя.

— На столе у ученика порядок, аккуратно лежит учебник.

— Как вы думаете, нравится вам такой ученик?

— Да, он очень аккуратен, на парте такой же порядок, ведет себя очень воспитанно.

— Да, мне тоже нравится этот ученик. Он очень воспитанный мальчик. Я хочу чтобы и вы все так вели себя на уроках, когда пойдете в школу.

А теперь последняя 8 иллюстрация

Расскажите о ней.

— Дети поздравляют учительницу с каким-то праздником.

— Может быть это 1 сентября. Дети дарят учительнице цветы и знакомятся с ней.

— Может быть День учителя.

— А может ученики поздравляют свою учительницу с 8 марта.

— Как вы оцените поведение детей?

— Они воспитаны, ведут себя хорошо.

— Да, молодцы. Вы хорошо разбираетесь в поведении детей.

А сейчас мы поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо?»

На доске иллюстрации, 2 портрета детей (аккуратного, воспитанного ребенка и неаккуратного, не воспитанного ученика) и карманы для картинок.

Дети берут картинки и опускают в нужный карман.

Затем все вместе подводим анализ игры, правильно ли дети распределили картинки.

Итог беседы:

В школе надо вести себя хорошо, слушать учителя, не отвлекаться, на перемене тоже не мешать другим детям. Быть воспитанными детьми.

Да, я желаю чтобы вы были именно такими учениками.

Беседа № 2

Тема: «День рождения»

Цель. Продолжать учить культуре поведения за столом. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать умение подражать хорошим поступкам детей, делать приятное другим.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья». Повторение пословиц и поговорок.

Словарная работа: аккуратный, воспитанный, неряха, рассеянный, сервировка.

Материал: иллюстрации по теме «День Рождения»

Ход беседы

Сегодня мы с вами побеседуем о поведении детей за столом, во время торжества, например, день рождения. Мы будем работать с иллюстрациями, как и на прошлой беседе.

Выставляется первая иллюстрация.

— Посмотрите внимательно на иллюстрацию и расскажите, что на ней изображено.

— Девочка берет себе сама кусочек торта, но у ней на столе все падает и переворачивается.

— Упала ваза с фруктами.

— Чашка падает и разливается чай.

— Почему так получилось?

— Не надо было торопиться!

Вы молодцы, правильно подметили действия и поведения девочки. Она сидела слишком далеко и тянулась за тортом. Надо было попросить кого-то, что бы ей передали.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (2)

— Мальчик держит тарелочку с хлебом, чтобы его друг взял кусочек хлеба.

— Что на столе?

— На столе все аккуратно, ничего не упало.

— Как вам нравится поведение детей за столом?

— Они ведут себя очень воспитанно.

Да, эти дети в отличие от девочки умеют вести себя за столом. Они тактично помогают взять хлеб друг другу и на столе у них все аккуратно.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (3)

— Мальчик не опрятный.

— Он кушал и запачкал колени чем-то.

— Он облился чаем.

— Нравится вам этот мальчик?

— Нет, не нравится.

— Как бы вы посоветовали вести себя за столом?

— Правильно, ровно сидеть за столом.

— Не разговаривать во время еды.

— Быть аккуратным.

Конечно, чтобы не запачкаться за столом, надо следить за своей осанкой, не класть локти на стол. Тщательно пережевывать пищу и не разговаривать во время еды. Ничего не предвиденного с мальчиком бы не произошло.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (4)

— Что вы видите?

— За столом сидят 2 девочки и аккуратно кушают.

— Стол красиво сервирован.

— Нравится ли вам поведение этих девочек?

— Да.

— Какая пословица подходит к поведению девочек за столом?

— «Когда я ем, я глух и нем»

Да, девочки аккуратно кушают за столом, не разговаривают. Тактично ведут себя.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (5)

— Что вы заметили необычного?

— Два мальчика кушают и руками машут.

— У них хлеб сейчас упадет.

— На столе все разлито.

— С тарелок все падает.

— Нравится вам поведение мальчиков за столом?

— Нет.

— Какая пословица подойдет к поведению мальчиков?

— «Поспешишь, людей насмешишь».

Да, мальчики очень быстро едят. У них все падает со стола, а во время еды не надо торопиться, надо тщательно пережевывать пищу. А вставать из-за стола только тогда, когда вы прожевали и проглотили пищу.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (6)

— Что вы видите на иллюстрации?

— Мальчик ест и читает.

— У него из чашки выливается чай, а он не замечает.

— Так нельзя себя вести.

Во время еды ничем другим заниматься нельзя, только принимать пищу.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (7)

— Опишите поведение девочки.

— Девочка аккуратно ест.

— На столе аккуратно расставлена посуда. Стол сервирован.

— На столе стоят цветы.

— Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?

— На нее приятно смотреть, она радует глаз.

Мне хочется, чтобы вы соблюдали культуру поведения за столом при приеме пищи.

Вот мы и рассмотрели все иллюстрации. Вы увидели разницу поведения за столом. Что вам понравилось, а что нет? Это мы сейчас понаблюдаем в игре. Сейчас мы поиграем в игру «Правильно – неправильно». Эта игра поможет проверить вам свои знания о правилах поведения за столом.

— Вас пригласили за стол. Первыми занимают места мальчики.

— Неправильно.

— За столом надо сидеть прямо.

— Правильно.

— Нужно быстро положить в тарелку все самое вкусное.

— Неправильно.

— Нужно стараться съедать все, что находится в тарелке.

— Правильно.

— Следует класть локти на стол, разговаривать с полным ртом, подчищать остатки пищи хлебом.

— Неправильно.

— На столе много разных бутылок. Нужно выбрать какую-нибудь из них и пить прямо из горлышка.

— Неправильно.

— Торт и пирожное принято есть с помощью ложечки.

— Правильно.

А сейчас еще одна игра о правилах поведения за столом. Я показываю картинку, а вы мне показываете фишку зеленую – правильное поведение за столом, а красную фишку – неправильное поведение за столом.

Поощряю детей за правильные ответы в игре и заверяю их в том, что они знают и умеют как необходимо вести себя за столом. Приглашая друг друга в гости, на день рождения вы будете вести себя культурно, тактично.

Беседа № 3

Тема: «Опасные ситуации во время купания»

Цель. Рассказать детям об опасных ситуациях при купании, закреплять правила поведения на воде, в местах отведенных для купания.

Предварительная работа. Рисование на тему «На озере»

Материал: иллюстрации по правилам безопасности на воде.

Словарная работа: плавать, нырять, надувной матрас, технические отходы.

Ход беседы

Представьте себе, что стоит жаркая погода, ярко светит солнце и дети решили сходить на речку искупаться. Пришли к речке, и нашли такое место:

Выставляется 1 иллюстрация

— Крутой берег. На берегу высокое дерево. На дереве большая длинная ветка, с которой ныряет мальчик.

— Как вы думаете, можно в таком месте купаться?

— Нет нельзя.

— Почему?

— Потому что очень крутой берег, будет трудно выходит из воды.

— Еще нельзя прыгать, нырять в воду с дерева, потому что дети не знают какая здесь глубина и еще могут поранить ногу веткой дерева.

— Да, нашим детям это место не понравилось, и они пошли дальше и нашли другое место.

Выставляется 2 иллюстрация

Берег невысокий, удобно заходить и выходить из воды. Как вы думаете, можно здесь купаться?

— Нет, купаться нельзя.

На картине нарисована труба, из которой течет грязная вода, она черная.

— Это какие-то отходы, потому что в дали нарисован какой-то завод или фабрика.

— Да, вы совершено правы, в этом месте нельзя купаться, так как на иллюстрации изображена труба, из которой выходят бытовые отходы, а возможно химические с вредными веществами от производства фабрики. Купаться в этом месте опасно.

— Друзья пошли дальше, быстро разделись на берегу и пошли уже в воду, но…

Выставляется 3 иллюстрация

— Как вы думаете, можно здесь купаться?

Читайте также:  Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду в подготовительной группе

— Нет! потому что на берегу стоит щит, на котором изображено, что купаться здесь запрещено.

— Молодцы, вы правильно подметили, что купаться здесь запрещено, потому что запрещающий знак. Купаться опасно!

— Какие могут ожидать неприятности, если купаться в этом месте?

— Можно порезать ногу (возможно в воде могут быть стекла)

— А может там илистое дно.

— Молодцы ребята, вас могут ожидать такие неприятности. Там где стоит знак запрещающий – купаться нельзя.

— Но вот ребята кажется нашли удачное место.

Выставляется 4 иллюстрация

— Как вы дума6ете, можно здесь купаться?

— Да, здесь нарисован пляж.

— Есть «грибочки» на берегу.

— Да, это место идеально подходит для пляжа, купания в этом месте.

— Дети с удовольствием стали купаться…

— Но что вы заметили странного в поведении детей?

— Один мальчик тянет за ногу девочку и хочет стянуть ее с надувного матраса.

— Другая девочка наклоняет матрас и хочет столкнуть с матраса свою подружку.

— Так нельзя себя вести!

— Мальчик толкает девочку головой в воду! Так нельзя себя вести, она может утонуть.

Давай посмотри последнюю иллюстрацию (5)

— Что вы интересного заметили?

— Здесь дети ведут себя правильно.

— Один мальчик плывет на лодке.

— Другой плывет на круге.

— Третий мальчик ныряет в маске и в ластах.

Все дети ведут себя правильно на воде, никто, никому не мешает и дети спокойно купаются и получают от этого удовольствие.

— А теперь давайте, перечислим правила поведения на воде:

▪ Купаться нужно ходить с родителями или с кем-то из взрослых.

▪ Купаться нужно в определенных местах (где есть пляж)

▪ Когда плаваешь, нельзя друг друга толкать, или мешать (вода может попасть в дыхательное горло)

▪ Если плавать на надувном матрасе – нельзя далеко заплывать (так как он может сдуться)

▪ Нельзя сталкивать с матраса.

▪ Нельзя прыгать с обрывов, круч, деревьев растущих близко к водоему.

▪ Нельзя нырять в воду в неизвестном водоеме, так как на дне могут быть коряги и другие предметы.

▪ Перед тем как купаться, нужно медленно заходить в воду, обследовать дно водоема.

▪ В воду перед купанием нужно заходить медленно, не торопясь, осторожно окунуться и плавать (чтобы избежать перепада температур)

— Молодцы, теперь вы знаете, где можно купаться и как нужно вести себя на воде во время купания.

Источник: https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/5404-besedy-dlya-detej-pravila-povedeniya-v-shkole-na-dne-rozhdeniya-i-vo-vremya-kupaniya.html

№ 610 «Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп» — Воспитателю.ру — сайт для педагогов ДОУ

Киселёва Светлана Николаевна

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №165»

г. Оренбург, Оренбургская область

«Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп»

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель: 

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое  поведение может привести  к  несчастью, болезни.  

Демонстрационный материал:  отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом  поведении человека, детей, группы.

Ход игры: 

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому  поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем;   хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на  вопросы воспитателя.

 Примерные вопросы: «Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей?» Дети отвечают. И так далее.

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал:  мяч.

Ход игры: 

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться,  подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек:  называть мальчика  только по имени; при встрече с мальчиком   здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно  в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки;  и т.д.

 «КАК Я ДОМА ПОМОГАЮ»

Цель: 

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь людям.

Материал:  цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: 

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель: 

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:  любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: 

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

 Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:  игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры: 

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят  свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким.  Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал:  чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры: 

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель: 

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал:  сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: 

Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например:

Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы).

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить  просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова  можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни  следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал:  бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры:

 Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

« Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«ЦВЕТОК ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал:  цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: 

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

 «ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

 Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:  игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры: 

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят  свои пожелания: « Я желаю тебе…

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что…

Мама расстроилась из-за…

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что …

Младший брат расплакался из-за …

И так далее.

Заключением такой игры могут стать вопросы:

— Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

— Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«МУРАВЬИ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето.

А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок.

Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой.

Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ).

Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…»

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

 «ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Читайте также:  Экскурсии в младшей группе детского сада

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…»

Разыгрывается бессловесное действо

«ПТЕНЦЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей.

Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир — познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам.

Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша? И они дружно начали играть вместе.

8 ситуация:

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

Источник: http://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-610-didakticheskie-igry-i-situacii-po-formirovaniyu-nravstvennyh-kachestv-s-detmi-starshey-i-podgotovitelnoy-k-shkole-grupp/

Беседа с детьми подготовительной группы на тему «Культура поведения»

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по темеХод беседы:Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду

Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим

Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом

Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.

Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?

Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?

Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными

Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения.

Дети должны слушаться взрослыхВоспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова.

Какие вежливые слова вы знаете?Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.

Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.

Источник: https://gorbynova-ozgdou38.edumsko.ru/articles/post/1208983

ДЕТСТВО-ГИД

Консультация для педагогов

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Иванова Екатерина Николаевна,

воспитатель МКДОУ ЦРР – детский сад № 5,

 г. Россошь Воронежской обл.

Дошкольное детство — важный период в нравственном становлении личности. Исследования наших ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании моральных качеств личности именно в эти годы.

Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребенка с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность.

Задачи воспитания культуры поведения рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания, и сформулированы они в виде конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и полноценных взаимоотношений.

Понятие «культуры поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно — гигиенические навыки и привычки.

Воспитание культуры поведения в I-младшей группе. Одна из задач — формирование у них предпосылок. Дети 3-его года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга условием воспитанности. Отсюда — особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо добиться доверия ребенка.

И от того как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, и во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контакте с более широким кругом людей. Необходимо сформировать умение играть, заниматься, гулять, принимать пищу, спать, одеваться и умываться вместе с группой детей. При этом развивается чувство коллективизма.

Воспитание бережного отношения к игрушкам, вещам, чувство благодарности за работу и т.д.

Важнейшей задачей в работе с детьми младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков. Можно использовать игровые упражнения «Мы умываемся», «Оденем куклу на прогулку» и т.д. Игры — занятия вызывают у детей положительные эмоции, такие как «В гостях у матрешки», «Каждой вещи — свое место» и т.д.

С переходом во 2-ю младшую группу, требования к воспитанию навыков культуры поведения, естественно, усложняются. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношениям к игрушкам, к труду взрослых.

Кроме того, теперь больше внимания необходимо уделять формированию у детей навыков и выполнению правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используется кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, иллюстрации, подбор картинок для беседы на нравственные темы: «Наши мамы», «Уроки доброты», «Правила дружной игры», «Наши хорошие поступки», «Кукла Таня собирается в гости». Или такие беседы: «Как вести себя во время разговора с взрослыми», «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка», «Не забывай о товарищах». Повышению культуры общения сверстников, доброжелательному отношению к ним способствуют также праздники дней рождения детей, где дети дарят подарки, поздравляют его, затевают веселые игры — забавы. Для закрепления полученных навыков и поддержания интереса к ним необходимо использовать произведения «Федорино горе», «Мойдодыр», «Вот какой рассеянный» С. Маршака, «Игрушки» А, Барто и др.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения, формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников.

Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия.

Но, конечно же, это только начало умения, которые надо всячески развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной и воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, способствующая опыту содержательного общения: формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений является этическая беседа. Содержание этих бесед составляют жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы.

Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

И главная цель этих бесед — сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми мы бы руководствовались в своих поступках.

Содержание беседы интересно и доступно детям, если воспитатель использует художественную литературу. Как говорил В.Г.

Белинский «Мораль, вложенная в художественное произведение автором, говорит сама о себе, воздействуя силой художественной выразительности на чувства и сознание одновременно».

Педагог должен заботиться, прежде всего, о максимально активном участии каждого ребенка в обсуждении поведения героев произведений, оставляя для себя лишь роль «дирижера».

Систематизируя правила вежливого поведения, воспитывая уважения к взрослым, сверстникам можно провести такие занятия — беседы, как «Будь всегда вежливым», где они должны понять в анализе своих поступков, соответствуют ли они правилам вежливости.

Или преследуя цель — воспитания не только желания, но и потребность проявлять доброту, заботу о людях, гуманные чувства без напоминания, можно провести также занятия по теме: «Что хорошо и что плохо, почему?», «Доставляй людям радость добрыми делами».

Проанализировать с детьми стихотворение В. Лифшиц «Разговор».

Основной задачей нравственного воспитания детей подготовительной группы является, прежде всего, закрепление, углубление и расширение всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду.

Воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, а их проявления в отношениях к людям, их деятельности к родной стране — более устойчивыми и органичными.

Необходимо добиваться, чтобы ребенок вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению.

От достигнутого уровня воспитания зависят и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности.

Чистоплотность, воспитанная в годы дошкольного детства, обеспечивает первокласснику естественное, без особых на то усилий поддержание порядка в портфеле (рюкзаке), на рабочем месте и тем самым экономит время для учебного процесса.

Неприученность к настойчивости в овладении знаний, стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточиться — это серьезная проблема, с которой сталкиваются педагоги начальных классов.

Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата, — одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной группе.

Особое внимание необходимо уделить анализу различных жизненных ситуаций, индивидуальным, групповым задушевным беседам на этические темы, «Ваши добрые поступки», «Моя семья и я», «Скоро в школу», «Соблюдай режим» и т.д., а так же воспитание культуры поведения на всех видах занятий, в играх – инсценировках.

Читайте также:  Блок «русь»

Эффективно использовать пословицы, поговорки, например, такие как: «Хвастун — пустой человек», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Уважай отца и мать — будет в жизни благодать» и т.д.

Воспитание культуры поведения у дошкольника, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей.

Работу с родителями можно построить в 3-х направлениях.

Во-первых, изучение опыта семейного воспитания, учитывая его достижения и проблемы в педагогической деятельности, во-вторых, педагог сказывает действенную помощь родителям в воспитании детей, и, в-третьих, координирует работу с детьми детского сада и родителей.

Человек нашего столетия вступает в контакты иногда с десятками людей в день. Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на весь день.

Как много зависит от тех, с кем мы общаемся: хорошее настроение от внимания, приветливости, доброжелательности, раздражение и плохое настроение от невнимания, небрежности, злого слова. А вместе взятое, так или иначе, отражается на работе, на успешном ее выполнении.

Поэтому давайте будем руководствоваться принципом в нашей жизни, во взаимоотношениях с товарищами по работе, окружающими нас людьми, детьми, родителями, что «Человек человеку — друг, товарищ и брат».

А подрастающее поколение необходимо всем нам вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установлению контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.

Источник: http://detstvogid.ru/vospitanie-kulturyi-povedeniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html

Перспективный план работы по формированию основ культуры поведения и общения дошкольников

Автор: Хабибуллина Голсина Равиловна

Культура поведения и общения — это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в различных видах деятельности.

Методы, обеспечивающие овладения детьми социальным опытом поведения

1. Игры-упражнения.

Цель: включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение, в естественно-жизненные ситуации или специально создаваемые, стимулирующие к нравственным поступкам.

а) «К нам пришли гости».

Цель: умение приготовить все для встречи гостей.

б) «Мы едем в транспорте».

Цель: познакомить с правилами поведения в транспорте.

в) «Девочка упала, уронила книгу».

Цель: учить помочь пострадавшему.

г) «Как одеваться в прохладную погоду».

Цель: обобщить и закрепить навыки правильного, последовательного одевания, развивать умение помогать друг другу и  поблагодарить за помощь.

д) «Наша улица».

Цель: выработать ориентировку в ближайшем окружении. Закрепить знание основных правил уличного движения.

е) «Прогулка-поход в парк».

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; обеспечить возможность действенного проявления доброты, взаимопомощи, товарищества.

2. Приучение.

Цель: побуждение детей поступать в соответствии с нормами и правилами.

а) «Вытри ноги у порога — будет в доме чистота».

Цель: учить содержать окружающее пространство в чистоте.

б) «Говори всегда «спасибо», вставая из-за стола».

Цель: учить детей говорить вежливые слова.

в) «Не забывайте говорить «пожалуйста», когда что-то просите».

Цель: учить соблюдению уважения к окружающим.

3. Показ  с объяснениями действий.

Цель: объяснить не только способ действий, но и его значимость.

а) «Давайте познакомимся».

Цель: учить выполнению ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками.

б) «Вежливая просьба».

Цель: на примере воспитателя показать правильное действие.

в) Погладить и успокоить плачущего ребенка.

Цель: вызвать желание поступать так же, формировать умение сочувствовать, утешать.

4. Метод организации деятельности.

а) «Добрые дела в уголке природы».

Цель: воспитывать бережное отношение к растениям.

б) Совместный труд детей.

Цель: воспитание желания трудиться в коллективе и готовности к взаимопомощи.

в) Трудовое поручение в помощь кому-то.

Цель: воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к другим.

5. Традиции в группе.

Цель: способствовать эмоциональному объединению детей в совместной деятельности по подготовке к празднику и участию в нем.

а) «День вежливого слова».

Цель: воспитывать вежливое поведение в общественных местах, культуру общения, умение воздержаться от неуместных слов, действий, жестикуляций в данной обстановке.

б) «Письмо заболевшему другу».

Цель: учить детей бережно и внимательно относиться к сверстникам.

в) «Поздравление ребенка с днем рождения».

Цель: дать возможность детям выразить добрые чувства к окружающим.

г) «Мы рады видеть вас, дорогие мамы».

Цель: учить детей бережно относиться к маме, воспитывать доброту, внимательность, доброжелательность.

6. Метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Цель: учить совместно обсуждать действия, оценить свой поступок, поступок других, доброжелательные отношения друг другу, воспитывать искренность переживания в групповом сообществе.

а) «Счастливый случай».

б) «Путешествие в страну этикета».

в) «Конкурс вежливости».

7. Использование проблемных ситуаций.

а) «Не хватило стула».

Цель: учить детей оценить ситуацию, дальше правильно действовать.

б) «Нет нужной краски, рисуй другой».

Цель: учить детей быть не жадным.

в) «Что было бы, если…»

Цель: закреплять представления об этических нормах, воспитывать культуру речи, формировать умение моделировать ситуации и делать правильный вывод.

8. Метод поощрения и наказания.

Цель: стимулировать социальную функцию и воздействовать на чувства эмоциональной сферы ребенка.

а) Уголок «Наши добрые дела».

Цель: формирование положительных привычек.

Методы, направленные на формирование понятий, суждений, оценок

1. Этические беседы.

Цель: сформулировать нравственные мотивы поведения; помочь разобраться в сущности понятий, правил; научить детей давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других.

а) «Урок вежливости».

Цель: формирование у ребенка нравственных мотивов поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.

б) «Умеет тот, кто уступает».

Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить правильно вести себя во всех случаях жизни.

в) «Кто твой друг и почему?»

Цель: формирование у детей представлений о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.

г) «Кого можно назвать настоящим товарищем?»

Цель: воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

2. Анализ  проблемных этических ситуаций.

Цель: учить детей правильно действовать в разных ситуациях; учить анализировать ситуацию и давать правильную оценку.

а) «Этичные и неэтичные поступки».

Цель: учить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

б) «Не хочу быть неряхой».

Цель: воспитывать желание быть всегда опрятным и аккуратным, содержать в порядке и чистоте свои вещи.

3. Чтение и обсуждение художественной литературы.

Цель: помочь детям понять переживания героев, последствие их поступков и связанные с ними чувства.

а) Сказка «Теремок».

Цель: формирование дружеского отношения к сверстникам.

б) Сказка «Репка».

Цель: воспитание у детей трудолюбия, дружеского отношения друг к другу.

в) Е. Благинина «Котенок».

Цель: формирование у детей чувства переживания за других.

г) В. Осеева «Волшебное слово».

Цель: продолжать воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить).

д) Б. Заходер «Хрюк на елке».

Цель: учить детей культуре поведения в общественных местах.

 4. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

а) «Плохо — хорошо».

Цель: воспитывать умение оценивать поступки, дифференцировать на положительные и отрицательные; закреплять у детей нравственные представления о человеческой доброте.

Материал: иллюстрации с портретами Знайки и Незнайки, сюжетные картинки.

б) «Мой любимый город».

Цель: воспитывать любовь к малой родине; формировать потребность сохранить и поддержать красоту, чистоту, порядок в городе.

Материал: фотографии, план-схема.

5. Рассматривание видеоматериалов с ребенком.

Цель: воспитание устойчивых форм повседневного поведения в различных  видах деятельности.

а) «Крошка Енот».

б) «Просто так».

в) «Золотая антилопа».

6. Показ театра Петрушки.

Цель: учить детей реагировать на нравственные ситуации.

а) «Петрушка в театре».

Цель: воспитывать культуру поведения в общественных местах.

б) «Петрушка разговаривает по телефону».

Цель: воспитывать культуру речи.

7. Игры-инсценировки с участием самих детей.

Цель: учить детей правилам поведения.

а) «Кафетерий».                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Цель: воспитание культуры приема пищи и культуры внешнего вида.

б) «У меня зазвонил телефон».

Цель: воспитание культуры речи.

в) «Бюро добрых услуг».

Цель: формирование нравственно-деятельного отношения к предметной среде.

8. Использование пословиц и поговорок.

Цель: учить детей интерпретировать смысл каждой пословицы или поговорки, сравнивать и обобщать хорошие поступки.

а) «Правда в огне не горит и в огне не тонет».

Смысл: всегда надо говорить правду.

б) «В ком правды нет, в том и добра мало».

Смысл: нельзя быть лживым.

в) «Вчера солгал, завтра лгуном обзывают».

Смысл: нельзя никогда врать.

г) «По одежке встречают, по уму провожают».

Смысл: в общественных местах надо себя вести хорошо.

д) «Где слова с делом расходятся — там непорядок водится».

Смысл: сказал — сделал.

е) «Хвастун — пустой человек».

Смысл: нельзя хвастаться.

ж) «Настоящую дружбу водой не разольешь».

Смысл: настоящий друг никогда тебя не оставит в беде.

з) «Маленький, да удаленький».

Смысл: может помочь близким и окружающим людям.

и) «Сделал дело — гуляй смело».

Смысл:  надо довести начатое дело до конца.

9. Проведение специальных игровых занятий.

Цель: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения  и общения в коллективе, о необходимости их соблюдать.

а) «Учимся вежливости».

Цель: воспитывать вежливость, доброжелательность.

б) «У нас в гостях кукла Маша».

Цель: закрепить культуру общения со сверстниками и взрослыми.

в) «Заблудившиеся вещи».

Цель: формировать в детях потребность поддерживать порядок в окружающей обстановке, воспитывать бережное отношение к своим вещам.

10. Индивидуальные этические беседы.

Цель: воспитание у детей, которые не усваивают программный материал, культуры поведения и общения.

а) «Твой добрый поступок».

Цель: воспитывать у ребенка желание совершать хорошие поступки, быть внимательным к окружающим.

б) «Почему так поступил?»

Цель: развивать у ребенка стремление поддерживать хорошие отношения со сверстниками.

11. Словесные игры.

 «Мы едем, едем, едем…»

Цель: закреплять усвоение детьми правила поведения в общественном транспорте, развивать высказывания-рассуждения.

Ход игры.

Воспитатель: «Кто в трамвае не кричит,

Кто успокоен и учтив?»

Дети: «Это я, это я, это мои друзья» и т.д.

12. Введение правил в жизнь группы.

Цель: учить правильно строить отношение к вещам, к игрушкам, к предметам, к обязанностям, к взрослым.

а)  «Ешь аккуратно, не торопясь, жуй с закрытом ртом, пользуйся салфеткой».

Цель: закрепить навыки опрятности, аккуратности, культуры приема пищи, культуры деятельности.

б) «Будь чистым и опрятным».

Цель: учить детей понимать, что соблюдение культурно-гигиенических навыков является уважением к окружающим.

в) «Соблюдай режим дня».

Цель: привлечь внимание детей к значению режима дня.

г) «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня».

Цель: учить не лениться, сделать все вовремя.

д) «Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседника».

Цель: воспитывать культуру общения, умение действовать нужным образом.

Литература

1. Иванова Н.П., Касухина Н.А., Сергеева А.П. Этическое образование: сценарии игр и занятий для дошкольников.

2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.

3. Шалаева О.М., Журавлева О.М. Новые правила поведения для воспитанных детей.

4. Щиплина Л. М., Защиринская О.В. Азбука общения.

Источник: https://open-lesson.net/5224/

Ссылка на основную публикацию