Раннее развитие детей

Раннее развитие ребенка – Детский центр «Созвездие»

Раннее развитие детей

На этой странице вы можете узнать об основных этапах развития детей и в чем важность занятий по методике Монтессори.

Развитие детей раннего возраста

Воспитание и развитие ребенка раннего возраста – это, пожалуй, самые важные этапы формирования полноценной и незаурядной личности маленького человечка. Ведь основы будущей жизни в целом и характера в частности, как и выявление талантов, закладываются именно в возрасте от 0 до 6 лет.

Именно поэтому развитие детей раннего возраста стоит начинать практически с пеленок. Тем более, что делать это можно по-разному. И первые необходимые в жизни знания и навыки способны прививать малышу даже педагогически неподготовленные, но очень любящие родители.

Для них основная проблема раннего развития ребенка заключается исключительно в том, что далеко не каждый из них знает, как и когда лучше начать обучение своего малыша, и как сделать это правильно.

Ведь педагогические ошибки в этот период чреваты серьезными последствиями для ребенка в будущем – начиная от нежелания учиться и неумения сконцентрироваться на процессе, и заканчивая формированием отрицательных черт характера и слабыми успехами в учебе. Коненечно, ранее развитие детей желательно осуществлять при поддержке специалистов.

Так многие родители, обеспокоенные тем, чтобы развитие ребенка раннего возраста принесло наибольшую пользу, оказываются у дверей многочисленных детских центров.

И если Вы относитесь как раз к категории родителей, всерьез обеспокоенных вопросами раннего развития детей, и стремящихся вырастить своих малышей самостоятельными, трудолюбивыми, ответственными, способными к концентрации и мотивированными, то методика Марии Монтессори станет для Вас лучшим выбором.

Раннее образование детей по Монтессори

Стоит оговориться, что термин “раннее развитие детей” может тракотоваться по-разному. Многие понимают его как форсированное развитие – когда в ребенка пытаются преждевременно впихнуть какие-то знания, которые кажутся родителям важными.

Примером такого поведения могут служить попытки научить двух-, трех- летнего ребенка читать.
Мы же раннее развитие детей понимаем, как своевременное, гармоничное развитие малыша в раннем возрасте, основанное на знании детской психологии.

Развитие детей раннего возраста по системе Монтессори – это, прежде всего, правильно продуманная со стороны детской психологии система, позволяющая не только получить наибольшие результаты в процессе обучения малышей, но и помочь им приобрести наиболее важные для дальнейшей жизни навыки и умения, такие как принятие самостоятельных решений, ведение конструктивных диалогов, работа в паре, социальная адаптация, исправление собственных ошибок, чувство ответственности и порядка, любовь к познанию и многое другое.

Кроме того, занятия в Монтессори-центрах “Созвездие” – это всегда высококвалифицированный, терпеливый, заботливый и любящий своих воспитанников и дело, которым они занимаются, персонал.

Ведь настоящий педагог должен не только правильно и вовремя предлагать ребенку определенные упражнения и знания, но и уважительно относиться к личности ребенка, видя в нем индивидуальность. Не у всех даже самых любящих родителей хватает на это времени, знаний, терпения, разнообразного обучающего материала.

Именно поэтому мы приглашаем Вас и Ваших малышей воспользоваться услугами специалистов, и реализовать необходимость правильного образования и воспитания ребенка в наших Монтессори-центрах. 

Тем более что наши педагоги прекрасно разбираются и в сензитивных периодах воспитания ребенка, а значит, занятия у нас для малышей всегда интересны и приносят максимальную пользу.

Сензитивные периоды – это периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования, в которые предпочтительнее совершенствовать те или иные качества малыша, и если их упустить, впоследствии будет крайне трудно вернуть упущенное. Но также не нужно и излишне спешить. К слову, поэтому многие Монтессори-педагоги возражают применению теримина “ранее развитие детей”, предпочитая говорить “своевременное развитие”.

Так, например, в развитии ребенка 1 года приоритетными направлениями считаются речь, сенсорное воспитание и познание окружающего мира через движение. И это совсем не удивительно, ведь малыш познает мир…

Развитие ребенка 2 лет – это, прежде всего, формирование устной речи малыша, сенсорное и музыкальное воспитание, а также рост мускульной координации, приучение к порядку. – Время, когда малыш познает первые азы социальной адаптации.

В развитии ребенка 3 лет завершаются периоды сенсорного воспитания и формирования устной речи, но активно продолжаются развитие мускульной координации, приучение к порядку, музыкальное воспитание, также прививаются социальные манеры, утонченность чувств и восприятие влияния взрослых. Именно в это время на собственном примере можно легко и непринужденно привить малышу чувство прекрасного и различные социальные нормы.

Для ребенка 4 лет – это, пожалуй, самый активный период в жизни ребенка. В это время малыш легко схватывает и с удовольствием занимается музыкальным воспитанием и постижением социальных манер, продолжает осознавать восприятие влияния взрослых, начинает постигать тактильные ощущения и осваивать письмо (наилучший для этого период с 3,5 до 4,5 лет).

А вот учиться читать лучше от 4,5 до 5,5 лет. А в формировании ребенка от 4,5 и вплоть до 6 лет продолжать уделять внимание музыкальному воспитанию и утонченности чувств, социальных манер и восприятию влияния взрослых. Совершенствованием же речи ребенка можно заниматься на протяжении всей жизни.

Во всех этих периодах прекрасно ориентируются педагоги наших центров, с особой любовью и заботой, провожающие Ваших малышей в этот увлекательный и интересный мир, полный безграничных возможностей и новых интересных ощущений.

Раннее образование Ваших малышей по Монтессори – это успешный и счастливый человек на протяжении всей жизни!

Приоритетным направлением в воспитании дошкольников для нас является формирование целостной, гармоничной личности ребенка.

Дети напоминают хрупкие ростки, которые при надлежащем уходе и заботе вырастают в крепкие, сильные деревья, но для того, чтобы вырасти полноценными личностями, они нуждаются в правильном образовании и воспитании.

Все, что мы делаем на наших занятиях, мы делаем в атмосфере любви, заботы и уважения, только так мы можем способствовать становлению интеллектуальных, здоровых, гармоничных и уверенных в себе людей.

Одна из целей нашего коллектива – создать вокруг ребенка познавательную среду, через которую он входит в окружающий его мир и формирует свой взгляд на него. Мы хотим, чтобы каждый маленький человечек имел возможность выбрать то, что интересно ему, проявить себя и свои таланты. Получив с детства больше возможностей, малыш в дальнейшей своей жизни найдет им достойное применение.

Понимая важность дела, которое мы делаем, огромное значение мы придаем качеству оказываемых услуг.

Все педагоги проходят специальное обучение для работы по методике Монтессори, стажировку, ежегодную внутреннюю аттестацию, сдают экзамены по прочитанной литературе по детской психологии, за занятиями наблюдает опытный методист, работа которого направлена на постоянное совершенствование педагогического процесса.

У нас проводятся бесплатные семинары для родителей на темы, связанные с воспитанием детей, куда мы приглашаем и Вас. Также Вы можете посетить бесплатное пробное занятие, чтобы воочию увидеть что именно мы предлагаем. А наши администраторы расскажут Вам о различных акциях, участвуя в которых можно получить значительную скидку при оплате абонементов.

Ранее развитие детей – наша профессия.

Источник: https://www.center-sozvezdie.ru/st8.html

Раннее развитие детей – за и против

Дорогие читатели, при рождении детей и внуков каждый из нас мечтает видеть их счастливыми, стремится развить их способности, дать им все, что в наших силах.

Столько сейчас существует разных методик по раннему развитию детей, столько замечательных материалов можно найти для этого.

Насколько стоит всем нам погружаться в эту тему, надо ли загружать своих детей с детства – вот об этом и будет сегодня у нас разговор.

Мы обсудим все плюсы и минусы раннего развития детей. Размышлять на эту тему будет ведущая рубрики Счастливый ребенок, которая не так давно открылась на моем блоге Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Ирины! Желание дать своему ребенку наилучшее – это норма для любящего родителя.

Мы начинаем заботиться о наших крохах еще во внутриутробном периоде, защищая их от негативных эмоций, плохой экологии и излишней усталости мамы.

Мы поем им колыбельные и считаем дни до часа «Х», переживая, чтобы все прошло наилучшим образом и выбирая наилучшего помощника для появления малыша на свет. И вот кроха приходит в мир, такой родной, такой маленький и такой беззащитный…

Трудно описать словами то море нежности, которое захлестывает с головой родителей новорожденного. В этот миг они готовы сделать все на свете, лишь бы малыш был в безопасности, и с ним все было в порядке. Ведь он совершенно беззащитен!

Но вот проходит несколько месяцев, кроха подрастает и празднует свой первый юбилей – полгода. Он уже не тот беспомощный младенец, который приехал с нами из роддома! Малыш уже много чего умеет, многим интересуется.

С каждым днем его достижения становятся все более яркими и серьезными. И вот именно в этот период, до достижения крохой годовалого возраста, мамы обычно задумываются о вопросах раннего развития.

Ведь это модно, это на слуху, и каждый родитель старается не отставать в вопросах улучшения перспектив на будущее для своих детей, правда?

Методики раннего развития детей

Существует много различных методик раннего развития. Наверняка, вы знаете или слышали о методиках Монтессори, Зайцева, Домана, Лупан, Шичиды, Никитиных, Даниловой, вальдорфской педагогике и т.д.

Все они так ли иначе направлены на развитие личности ребенка в самом «нежном» возрасте. Ведь раннее развитие – это, по сути, интенсивное развитие способностей малыша в раннем возрасте (от 0 до 3 лет).

В вопросе необходимости использования методик раннего развития мнения ученых часто расходятся.

Сами авторы методик и многие специалисты утверждают, что кроху просто необходимо развивать, к тому же достаточно интенсивно, не просто с рождения, но еще с перинатального периода.

Другие ученые заявляют, что у каждого ребеночка должно быть беззаботное детство, без всяких там «научных методик». Кто же из них окажется прав?

Основы развития малыша в раннем возрасте

Но, прежде чем перейти к доводам «за» и «против» раннее развитие, давайте немного вспомним, на чем же вообще строится развитие крохи в периоде от рождения до трех лет?

Главные изменения в жизни малыша в раннем возрасте происходят в трех сферах: предметная деятельность, крупная моторика и развитие речи. Давайте поговорим подробнее об этих сферах.

Предметная деятельность – это все множество манипуляций, которые можно проводить с предметами вокруг нас: складывать, перекладывать, разбирать, собирать, гладить, переливать, катать, стучать, закрывать и открывать, рвать, находить, опускать и поднимать и т.д.

Благодаря таким действиям, малыш понимает, что все предметы в его окружении различны по составу, форме, размеру, материалу, цвету, назначению. Так формируется база дальнейшего развития интеллекта ребенка — наглядно-действенное мышление.

Поэтому очень важно все объяснять ребенку, проговаривать, рассказывать назначения и функции предметов, их состав и отличия от других и т.д.

Хорошо вместе с ребенком рисовать, делать аппликации, заниматься конструированием – все это поможет ему осваивать мир предметов и развивать мелкую моторику.

Крупная моторика. Как только малыш становится на ноги, перед ним открываются огромные возможности для познания и изучения мира вокруг. Ведь в мире сколько всего такого, что можно пощупать, попробовать на вкус, дотянуться, изучить. И наша задача как родителей – дать малышу как можно больше объектов для изучения.

Развитие речи. Сложно переоценить важность речи в жизни малыша, правда? Ведь в большинстве своем благодаря ей кроха учиться взаимодействовать с другими людьми, получать новую информацию об окружающем мире, заявлять о своих потребностях.

Наилучшие пути развития речи – беседы с малышом обо всем на свете. О том, что он видит, что сейчас происходит, как это называется и что «это» делает. Со временем монолог превращается в диалог, когда мы задаем карапузу вопросы, и учим его отвечать на них. Сначала односложно, затем понемногу простыми предложениями и т.д.

Важно для развития речи вместе с малышом читать книжки, рассказывать и обыгрывать сказки, петь песенки и потешки, играть в пальчиковые игры.

И, если говорить в общем, методики раннего развития как раз и направлены на эти три главных сферы, и оперируют такими инструментами, как упражнения на моторику, сказки, различные игры, творческие занятия.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. чтение художественных произведений

Раннее развитие детей: против

Итак, аргументы противников раннего развития:

Ускоренное развитие интеллекта в ущерб другим сферам жизнедеятельности ребенка.

По мнению лагеря противников раннего развития, интенсивное занятие только познавательной сферой малыша оставляет в стороне другие, не менее важные, сферы – эмоциональную, социальную, а также сферу психической жизни крохи, которую «поторопить» не получается. То же самое получается, если делать главный упор только на физическое развитие малыша.

Временная и энергозатратность. Действительно, для внедрения многих методик необходимы специальные материалы, на подготовку которых родителям требуется немало времени.

Да, если основная профессия мамы и папы называется «родители», и больше ничем заниматься не надо, то такой вариант неплох. Но для работающих родителей все это непросто.

Конечно, можно покупать уже готовые материалы для развивающих игр или водить ребенка в специальные детские центры, где с ним будет заниматься специалист. Но все это тоже стоит недешево.

Угроза здоровью ребенка вследствие ускорения естественных процессов. Иными словами, все должно происходить в свое время, и, если пытаться «накачать» ту или иную функцию раньше времени, можно только навредить крохе. Да и вообще, зачем нарушать природный ход событий? Нас ведь как-то растили, никто не ускорял ничего, и выросли же!

Отсутствие перспективы в будущем. По многочисленным наблюдениям противников раннего развития, большинство детей – и те, с которыми много занимались, и те, которые вообще не имеют понятия о раннем развитии – в школе выравниваются. То есть, зачем тратить силы впустую, если результат все равно будет такой же?

Боюсь вырастить вундеркинда! На самом деле, такой аргумент имеет место быть. Ведь все мы понимаем, что растить одаренного малыша очень непросто.

Мало того, что мы сами постоянно должны ему соответствовать, расти вместе с ним, так еще и будущее его частенько кажется нам не очень привлекательным. Вспомните примеры известных вундеркиндов. Нередко у них нет друзей, ведь все им только завидуют.

Да и самому ребенку, в силу опережающего развития, непросто строить отношения со сверстниками. Готовы ли мы, как родители, заведомо обрекать свое чадо на одиночество?

Не надо лишать ребенка детства! Всем «ученым премудростям» малыша и так научат в садике и в школе. А сейчас лучше пусть просто катает машинки и играет в куклы, ни о чем не беспокоясь. Время учиться будет всегда, а вот раннее детство уже не повторится.

Конечно, со многими убеждениями «лагеря противников» трудно поспорить. Особенно, если рассматривать ситуацию в утрированном варианте, когда раннее развитие занимает много времени и сил и малыша, и родителей.

Раннее развитие детей: за

А теперь давайте рассмотрим, как же отвечают сторонники раннего развития на доводы противников. Наверняка, им есть что сказать.

Раннее развитие не должно исключать развития малыша в других сферах.

То есть, параллельно с развитием познавательной области, очень важно уделять внимание эмоциональному развитию крохи, его общению со сверстниками и старшими, обучению карапуза бытовым навыкам. Все это очень пригодится ему в жизни.

Ведь самое главное, что необходимо ребенку в раннем возрасте – гармоничное развитие личности, тесная связь с близкими взрослыми и радостное познание мира вокруг.

И, конечно, как и с другими видами деятельности, с ранним развитием тоже можно «перестараться». Без глубоких знаний возрастной психологии малыша, понимания особенностей, можно просто «накачать» ребенка какими-то понятиями, но мозг может быть еще не готов к такой информации. В этом случае подобное обучение вряд ли принесет пользу.

К тому же, желание «напичкать» дитя как можно большим количеством знаний, может привести к интеллектуальной перегрузке и даже к сильному стрессу. А, значит, в этом деле, как и в любом другом, важно чувство меры.

Да, раннее развитие требует определенного времени. Но не настолько много, чтобы невозможно было его выкроить даже занятому человеку. И тут нам в помощь навыки тайм-менеджмента, и умение расставлять приоритеты. Все, как и в любых других делах. Было бы желание.

Так же и с материалами. Не все методики подразумевают много дополнительных пособий. К тому же, большинство их можно изготовить самим, без особого труда. Да, не за пять минут. Но, возможно, оно того стоит?

Новые условия жизни предъявляют нам новые требования. Да, конечно, мудрая природа уже задумала гармоничное развитие малыша в обычных условиях. И, возможно, если его не развивать дополнительно, большинству навыков он все же научится.

Вот только наша жизнь уже не так предсказуема и постоянна, как была еще несколько десятков лет назад. А, значит, надо многое знать и уметь, чтобы успевать быть успешным человеком. Очень важно сохранить на всю жизнь пытливость, желание учиться, познавать новое.

И все это мы помогаем малышу делать еще с самого раннего возраста.

Да, не так уж много родителей, которые реально хотят воспитать вундеркинда. Но ведь мы же и не хотим вырастить посредственность, правда? К тому же, на одаренность малыша влияют не только обучение и воспитание, но и ряд других причин – природные склонности и таланты, наследственность, прилежность самого ребенка.

Воспитание вундеркинда не является главной целью раннего развития. Основное, что предлагают методики, — это возможность крохи проявить и реализовать те данные, которые заложены в него мудрой природой. А, значит, он сможет вырасти гармоничным и счастливым взрослым. И мы, как родители, поддерживаем в нем это стремление.

Вполне может быть, что дети выровняются в школе. Но суть ведь не в количестве знаний и умений. А, скорее, в привычке достигать целей, быть успешным и счастливым еще с детства. Согласитесь, это намного больше, чем просто «накачка» знаниями.

Раннее развитие не лишает ребенка детства. Наоборот, оно делает его более насыщенным и ярким, интересным и веселым. Никто не заставляет кроху раньше времени садиться за парту. Но знание методик раннего развития помогает совместить прогулки с обучением и познанием, и игры превратить в развивающие.

И ни в коем случае раннее развитие не предполагает обучение через силу! Если малышу занятия неинтересны — значит, подход выбран неверно, и надо попробовать что-то другое. Возможно, прекратить занятие и выбрать другой метод.

В общем-то, доводы и одной, и другой стороны звучат достаточно убедительно. А, значит, нам остается только одно – проверить все это на личном опыте. Без фанатизма в плане обилия методик и самобичевания за отсутствие систематических занятий. Просто пробовать и выбирать то, что подходит именно нам и нашим детям. Лично мне видится, что именно в этом таится разгадка.

Ведь главное – не подавить природную любознательность крохи, его жажду познания. А, значит, мы должны отвечать на все его вопросы. И тут уже вряд ли поможет какая-то методика. Только личный контакт с малышом, наши чувства и эмоции, действия и поступки. А также родительское чутье. Все это очень важно для наших деток. Ведь они все равно будут похожими на нас, правда?

Друзья, а что вы думаете по поводу раннего развития детей? Стоит ли дополнительно заниматься с ребенком, и если да, то как?

Анна Кутявина.

Я благодарю Аню за тему. Хочу поделиться своим опытом воспитания наших дочек-близнецов. Конечно, я сама с ними очень и очень много занималась. Дочки очень рано заговорили, рано научились читать, запоминали все феноменально. Я покупала им очень много книг по раннему развитию.

Как же нам нравились всякие творческие и логические задания, нравились умные книги, игрушки. И очень нам запомнились уроки Фафали. Был такой персонаж. Я выписывала все диски с уроками от Фафали, и мы занимались по ним. И английский язык там был, и уроки рисования, и музыки, столько всего интересного.

До сих пор эти диски у нас сохранились.

Конечно, я пыталась приучить их и к занятиям музыкой. Но получилось, как говорится – сапожник без сапог. Я увидела, что это им неинтересно. Меня, как педагога они не воспринимали. Педагог, который нас учил, ставил слишком большие задачи перед детьми и мной. Упущу детали, но так получилось, что музыка им была неинтересна совсем. Хотя прикоснулись мы и к ней.

Зато я увидела их способность к рисованию, причем, у нас в семье никто не рисовал. Стали развивать это направление. И у одной дочки была заинтересованность в изучении языков. Конечно, это уже дальше, не самое раннее развитие.

И вот такой творческий потенциал все-таки не прошел мимо и дальше уже помог раскрыться в других областях. Так что я всегда говорю о том, что надо слушать наше сердце, разговаривать с детьми. Не идти слепо по пути воплощению в детях всех наших несбыточных желаний и мечтаний. В каждом ребенке есть талант.

Только надо его увидеть и услышать. И, конечно, по мере наших знаний, опыта, развивать все самое лучшее в детях.

Не так давно я публиковала статью на блоге Как воспитать одаренных детей. Это было мое интервью с одной очень интересной семьей. Для всех, кому интересна тема, приглашаю почитать статью.

И для души мы с вами послушаем сегодня выступление китайского пианиста Ланг Ланга с его учеником. Исполнят они Военный марш Шуберта.

Желаю Радости всем нам и нашим детям! И счастливого, гармоничного, яркого детства нашим детям и внукам!

Белый активированный уголь для очищения организма и похуденияМаски для роста волос с горчицейЖелатиновая стратегия лечения волосСемена льна. Вавилонская пищаРомашки. Красивые фото цветовСкипидарные ванны Залманова

Источник: https://irinazaytseva.ru/rannee-razvitie-detej-za-i-protiv.html

Нужно ли ребенку раннее развитие?

Когда Маше было шесть месяцев, ее мама обратила внимание, что годовалые дети ее подруг уже выучили буквы и умеют считать. Подруги напугали, что если к году ребенок не знает хотя бы несколько букв и цифры, то высок риск задержки психического развития. Так началось Машино образование.

К году она усвоила счет до десяти и выучила алфавит. Педиатр на плановом осмотре успехами девочки не впечатлился и высказал маме, что своим сверхранним обучением она подвергла опасности здоровье и психику ребенка.

Испугавшись, мама  прекратила Машу учить, хотя никаких нареканий на ее здоровье и развитие не было, более того — дочка заговорила довольно рано (в 8 месяцев).

Обучение Маши продолжилось в детском саду, где ее распределили в специальную группу для способных детей, в три с половиной года она научилась читать.

Сейчас девочка ходит в школу, не испытывая никаких трудностей ни в интеллектуальном, ни в социальном плане, разве что в первом классе ей немного было скучно, когда учительница объясняла то, что Маша уже знала. А мама до сих пор не может понять, чем именно обусловлено успешное развитие дочери: советом, полученным от подруг, предупреждением педиатра, академической программой детского сада или самой природой.

Эти странные, противоречивые рекомендации о раннем развитии детей могут сделать безумным даже самого адекватного родителя.

А как тут не сойти с ума, когда одни педагоги утверждают, что все нужно успеть до трех, другие — до шести, третьи — призывают вообще никуда не спешить и ни в коем случае не начинать образование до семи. Новые теории опровергают старые, затем предлагается вспомнить опыт прошлых поколений и взять его на вооружение.

Во всей этой чехарде возникает непреодолимое желание отодвинуть в сторону бесконечные гипотезы и предположения и выяснить наконец-то, что же мы на самом деле знаем и чего не знаем о развитии детей.

Сказка об упущенных возможностях

Давайте вначале разберемся с самым спорным и часто опровергаемым утверждением, что все нужно успеть до часа Х, а иначе мозг ребенка, как карета в известной сказке, превратится в тыкву.

Идея о критическом периоде, когда множество функций должны сформироваться, возникла не на пустом месте. Опыты на мышатах и котятах показали, что если после рождения их лишить зрительной стимуляции, то взрослые особи навсегда теряют способность видеть.

Читайте также:  Зимние подвижные игры для школьников

В медицине известны случаи, когда у детей, рожденных с катарактой, зрительная функция глаза утрачивалась навсегда, если операция не была проведена вовремя.

Картину дополняют сообщения о детях-маугли: лишенные нормального воспитания в человеческой среде, они, как правило, не могут во взрослом возрасте освоить речь и прямохождение.

Как вы думаете, можно ли на основе этих примеров делать вывод, что со всеми остальными способностями (например, способностью писать или считать) происходит то же самое?

Доктор психологии из Университета Северной Каролины Дональд Белей утверждает, что нет никаких доказательств, что существует, какой-то возрастной рубеж, преодолев который человек уже не может освоить чтение, письмо, счет и множество других полезных в жизни навыков.

Об этом он пишет в своем исследовании «Есть ли критический период для образования в раннем детстве?» Вы, наверняка, знаете людей, которые выучили, например, иностранный язык, будучи взрослыми.

Большинство детей обучаются азам математики и грамоты после шести-семи лет и не испытывают по этому поводу никакого дискомфорта. «Критический период» существует не для всех способностей вообще, а лишь для некоторых.

Выбирая, развивающие занятия для малышей, нужно четко понимать, чему именно важно уделить внимание в раннем возрасте, а что можно без всякого вреда отложить. Пособия по возрастной психологии помогут разобраться в вопросах — что, когда, зачем и почему — нужно развивать в ребенке. Впрочем, к.м.н.

, профессор, детский и подростковый психиатр Нина Кузьминична Асанова советует относиться к этим пособиям как к навигатору, а не как к инструкции, ведь каждый человек, даже маленький, развивается по своей индивидуальной траектории.

Все ли дети гениальны?

Родители редко способны оценивать свое чадо объективно. Чуть ли не каждая мама (да и папа тоже) видит в своем ребенке Эйнштейна, Моцарта, Анну Павлову, а иногда и всех троих сразу. К сожалению, в реальности гениальные люди рождаются на нашей планете гораздо реже, чем нам хотелось бы.

Как распознать одаренного ребенка?

Американский исследователь, профессор Эллен Виннер объясняет, что всех одаренных детей, вне зависимости от вида одаренности (интеллект, спорт, творчество), отличает три признака: они опережают своих сверстников в развитии и быстрее учатся, они креативны и упрямо делают все по-своему (маршируют в своем ритме), они обнаруживают сильнейший интерес и мотивацию в той сфере, в которой одарены.

Особенностью жизни одаренных детей является их высокая загруженность в самом раннем возрасте: как правило, вундеркинды посвящают много времени оттачиванию своего мастерства, часто у них есть строгие наставники в лице родителей или учителей.

Некоторые одаренные дети могут проявить свои таланты и без интенсивных тренировок и помощи взрослых, но это редкость. Несмотря на то, что мы знаем множество деталей о ранних годах жизни гениев и можем вычленить какие-то общие закономерности, у нас, тем не менее, нет технологии, которая могла бы сделать из обычного ребенка вундеркинда.

Никакие методики развития не могут дать такой результат. Важно понимать, что обычный ребенок не в состоянии выдержать тот объем тренировок (может впасть в депрессию, заболеть), который выдерживают одаренные дети.

Дело в том, что вундеркиндам свойственно ощущение потока во время многочасовых занятий предметом, к которому у них есть склонность, они черпают энергию от тренировок, очень быстро продвигаются вперед и не устают так, как их обычные сверстники.

Быть одаренным ребенком не просто. Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности.

Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков».

Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей.

Окружающие ждут от одаренных детей выдающихся достижений во взрослом возрасте. Но так происходит далеко не всегда, что приводит к тяжелым психологическим переживаниям. Эллен Виннер отмечает, что лишь незначительное количество одаренных детей, повзрослев, становятся гениями: чаще всего они могут претендовать лишь на то, чтобы быть хорошими специалистами в какой-то области и не более.

Вы все еще хотите сделать из своего ребенка вундеркинда?

Исчезающий эффект

Так эффективно ли раннее развитие для обычных детей? Конечно, многое зависит от того, как именно развивать ребенка, в каком режиме, при помощи каких методик.

Если же говорить в общем, не вдаваясь в эти детали, то эффективность развития, как правило, отмечают и родители, и различные исследования.

Дети, которые занимались по программам для дошкольников, показывают лучшие результаты на тестах, чем те, которые не занимались.

Однако этот эффект недолговечен. В 2015 году были опубликованы итоги масштабного, многолетнего исследования (метаанализ), которое показывает, что преимущества раннего развития нивелируются в течение нескольких лет.

То есть, дети, с которыми занимались по программам раннего развития, в первом классе и последующие годы демонстрировали лучшие показатели на тестах, чем те, с которыми не занимались, но ко времени окончания школы в интеллектуальных результатах этих двух групп детей не было никакой существенной разницы.

Однозначно, дошкольное обучение облегчает детям начальный этап школьной жизни, однако не дает каких бы то ни было преимуществ впоследствии. Стоит ли овчинка выделки — решать вам.

Меня, как носителя русского языка, очень интересует один вопрос, на который вряд ли может ответить зарубежное исследование. Многие уже взрослые люди связывают свою «врожденную» грамотность с тем, что они в очень раннем возрасте научились читать.

Действительно ли это так? Не секрет, что грамотное письмо на русском языке нелегко дается школьникам. Если раннее чтение позволяет писать без ошибок, даже не зная правил орфографии и пунктуации, то это, по-моему, отличный лайфхак.

Правда, у нас, к сожалению, пока нет достоверных и объективных данных, чтобы утверждать существование связи между ранним чтением и грамотностью.

Есть ли вред от раннего развития?

Сейчас раннее развитие модно ругать. Ругают педиатры в поликлиниках, учителя в школах и родители в интернет-группах и форумах. Некоторые особо продвинутые мамы ругают даже занятия по лепке, мол, они приводят к отставанию. Спешу вас утешить: нейропсихологи и психологи вред от лепки и других творческих занятий не подтверждают.

Единственное, против чего специалисты (в частности, А. Семенович, М. Безруких и другие) активно выступают, — это обучение чтению и счету (точнее даже — буквам и цифрам) в раннем возрасте.

Свое негативное отношение они объясняют тем, что необходимые для чтения и счета функции мозга у дошкольника еще не сформированы и несвоевременная нагрузка может привести ко всевозможным проблемам.

Вот, что об этом пишет кандидат психологических наук, профессор Анна Владимировна Семенович: «Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает ее, происходит энергетическое и информационное обкрадывание.

Наиболее вредоносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам.

Указанная неадекватность такого акта определяется прежде всего тем, что он входит в противоречие с основополагающими, широко известными закономерностями психического развития, обозначаемыми представителями разных психологических школ (А. Фрейд, М. Клайн, Л.С. Выготский, К. Левин, Д.Б. Эльконин и др.) как кризисный период. Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной во времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях».

Анна Владимировна предупреждает, что при раннем обучении буквам и цифрам у ребенка могут возникнуть психологические трудности и различные болезни, при этом появиться все эти неприятности могут не сразу, а спустя какое-то время. Заметим, что Анна Семенович хоть и пишет, что это «многократно эмпирически доказано», но, к сожалению, не приводит этих эмпирических доказательств: ссылок на них нет нигде.

О вреде раннего академического образования говорит и доктор биологических наук, психофизиолог Марьям Моисеевна Безруких.

Когда ребенок получает слишком сложные для своего возраста задания (для которых мозг еще не в достаточной степени сформировался), то он испытывает чрезвычайно сильное напряжение, считает эксперт.

Марьям Безруких уверена, что такие напряжения имеют чрезвычайно негативные последствия для развития ребенка.

У нас, конечно, нет оснований не верить уважаемым специалистам, но пока нет исследования, которое не гипотетически, а эмпирически показало бы вред от чтения и счета в раннем возрасте.

В частности, нет ответов на вопросы: почему многие взрослые, которые рано научились читать и считать, не обнаруживают каких-то негативных последствий в течение жизни? Можем ли мы предположить, что ранний счет и чтение вредно не всем детям, а лишь некоторым? Или, может, вредны не счет и чтение, а общая перегруженность детей и неправильный подход к их обучению?

Чтобы ответить на эти вопросы нам нужно сравнить две достаточно большие группы детей: в одной дети — обучались чтению и счету в раннем возрасте, в другой — нет. На основе многолетнего наблюдения за этими группами и их анализа мы могли бы сказать об однозначном вреде или безвредности академического образования для дошкольников. Пока же вопрос об опасности чтения и счета остается открытым.

Источник: https://n-e-n.ru/explore/

Раннее развитие детей

4 ноября 2011, 13:15

В современном, как и в любом другом, обществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам. Да, эти модели меняются со временем, мы уже не такие, как наши родители, но изменения происходят очень медленно и постепенно: речь идет о десятилетиях.

Еще сейчас многие мамы пеленают своих детей, хотя уже более полувека назад было установлено, что это вредит естественному развитию ребенка. Вопросы, связанные с ранним развитием малыша, стали возникать относительно недавно. Десять лет назад «вундеркинды» пугали взрослых (особенно педагогов), ведь гениальность часто связывается в сознании людей с ненормальностью.

В царские времена образование получали только дети из аристократических семей. С ними занимались гувернантки и преподаватели, начиная с пеленок. Дети простых людей не имели возможности получить образование. Да и сейчас «школы для малышей» финансово и территориально доступны не всем.

Поэтому и возникает традиция домашнего родительского образования, что не может не радовать. Многие современные мамы выбирают раннее развитие для своих детей. Стали появляться книги на эту тему, методические материалы для родителей.

Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не ломать его, не травмировать его психику.

Интеллект и его составляющие

Сначала определим, что мы понимаем, когда говорим интеллект. Существует несколько определений интеллекта. Интеллект – это, в первую очередь, образование, интеллектуал – образованный человек. Первая составляющая интеллекта – знания о том, что есть в мире, то есть образование и эрудиция.

Но существует вторая, не менее важная составляющая интеллекта – способность к творчеству, способность создавать нечто новое, а это невозможно без знания того, что уже существует. Не давая ребенку конкретных знаний, мы можем говорить о развитии спонтанности, но не творчества. Итак, вторая составляющая интеллекта – творческая.

Решающий возраст

Что значит раннее интеллектуальное развитие? Когда стоит начинать: с рождения или с 6 лет, когда ребенок идет в школу? Раннее развитие – это «обучение» ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции.

Известны случаи детей-«маугли», когда младенцами дети попадали к диким животным. Вернувшись в общество в возрасте 7-8 лет, эти дети так и не смогли научиться говорить, читать, писать. Да, не надо думать, что маленькие дети могут и должны лишь есть, спать и играть. На самом деле дети начинают учиться сразу же после рождения.

Читайте также:  Сценарий спортивного праздника для детей младшего школьного возраста

К 6-7 годам, когда они начинают посещать школу, они уже усвоили огромное количество информации. Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет – решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется.

Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми – практически закончен.

И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание.

Стереотипы и развитие малыша

Почему же возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью? Это развитие задерживается стереотипами взаимоотношений с детьми в самый важный для их развития жизненный период, устаревшими моделями воспитания.

А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, особенно при существующих методах школьного обучения. Вообще идиллическое существование также ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как абсолютная гигиена отрицательно действует на тело.

Если поместить малыша в стерильную обстановку – его иммунная система атрофируется; если не предоставить возможности двигаться – мышцы не будут формироваться; если ребенок не будет слышать человеческую речь – он не заговорит, если он не услышит музыкальных звуков – ему трудно будет обучаться музыке. Но многие родители говорят: «Мы хотим нормального ребенка.

Всему свое время, пусть растет как все остальные дети»; «Меня воспитали так, и я чувствую себя прекрасно, почему же это должно быть недостаточно хорошо для моего ребенка?». Они отгораживаются понятием «нормы», чтобы освободить себя от ответственности, ответственности за своего ребенка. Ведь проще не заниматься обучением своего ребенка, не тратить на это силы.

Но НОРМАЛЬНЫЙ ребенок хочет развиваться. Человек всегда стремится к знаниям. И то, что было хорошо для родителей, воспитанных четверть века назад, и уж тем более для прародителей, воспитанных более полувека назад, может и не годиться для детей, рожденных в начале ХХІ века. В наше время с каждым днем возрастают требования к человеку.

Воспитывать будущих взрослых надо так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков. Родители, имеющие стандартные, стереотипные представления о возможностях ребенка, верящие в «бабушкины» заблуждения и сказки, ограничивают и себя, и развитие своего малыша.

Нельзя искусственно сдерживать развитие ребенка только потому, что сами считаете это не нужным! В этом случае родители решают проблему за счет малыша, подстригая его под наиболее распространенную или модную в данный момент «гребенку», перекладывая воспитание детей на «чьи-то» плечи.

Человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в равной степени ограничивается и интеллектуальный потенциал. Чем лучше развиты у человека перцептивные способности, тем больше у него возможностей для совершенствования.

Если человек полностью лишится своих перцептивных способностей, он, в лучшем случае, превратится в растение.

Например, малыш, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на разных языках, никогда не сможет развиваться также успешно, как тот, с которым много разговаривают на нескольких языках, рассказывают сказки, поют песни, показывают картинки, знакомят с окружающим миром.

Еще одно возражение, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: «Нельзя отнимать у ребенка детство». Интересно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, стремится к новому. Его не надо заставлять что-либо делать, чтобы он к трем годам, например, начал читать. От родителей требуется лишь понимание этого и создание соответствующих потребностям малыша условий.

Создание развивающей среды

Цель родителей – дать ребенку новые возможности в жизни. Таким образом, речь идет не о насильственном обучении ребенка навыкам чтения, счета и т.д.

, не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое основано на насилии над ребенком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины.

Речь идет о создании развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии, этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

Обучение – веселая игра

В этом случае дети не могут и «перегрузиться», так как сами контролируют нагрузку с учетом собственных ритмов развития: они делают только то, что им интересно, что приносит им радость и удовольствие. И задача родителей – наилучшим образом удовлетворить любознательность своих малышей, дать им в руки инструменты для исследования окружающего мира.

Раннее интеллектуальное развитие не может повредить физическому формированию и росту ребенка, если все, что родители делают для его развития, делается без насилия, на фоне позитивного восприятия малыша. Учить ребенка в таком возрасте не надо – пусть он учится сам.

Родители лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем возрасте – это игра, и заканчивать ее надо до того, как ребенок устанет. Вопрос о стрессах и перегрузках ребенка отпадает, природа сама ставит пределы.

Кроме того, в этом процессе отсутствует еще одно обязательное звено традиционного обучения, которое часто влияет на восприятие человеком себя и уверенность его в своих силах – проверка усвоенного. Дети (как, впрочем, и взрослые люди) не любят, когда их контролируют. Веря в талант своего малыша, не стоит его проверять и устраивать ему контрольных.

Ведь родителям не надо ни перед кем отчитываться в том, как идет обучение. И ребенок демонстрирует свои знания так и тогда, когда ему самому этого захочется.

Раннее развитие ребенка: кому и зачем это надо

Наверное, это должно быть нужно стране, в которой ребенок родился и растет. Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи, которые нам ставит современность. Но, конечно, это надо и родителям. Всем родителям хочется, чтобы их дети достигли в жизни большего, чем они сами.

Ведь многие взрослые жалеют, что не умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или не знают никаких языков, кроме родного. Здесь всегда существует соблазн сделать из своих детей более удачный вариант самих себя. Но наши дети – это не мы сами.

И если мы создаем себе образ «идеального ребенка», то пытаемся нашего собственного с его интересами, желаниями, потребностями подогнать, втиснуть в этот созданный нами образ. Именно поэтому предлагаемые методы раннего развития ребенка могут стать достаточно опасными в руках фанатичных родителей.

Результаты могут привести к изоляции ребенка от его среды, нарушениям в эмоциональном и социальном развитии. Родители могут, желая ребенку добра, навязывать ему какие-либо занятия, поскольку авторитет родителей у детей дошкольного возраста очень велик.

Причиной стрессов детей и неудач в занятиях является не избыток информации, а именно поведение родителей. Вот почему не стоит добиваться эффективности любой ценой. Если постоянно думать о том, что нужно чем-то с ребенком заниматься, то отношения с ним станут нездоровыми. Моменты молчания и расслабления, беспричинного смеха и игр необходимы.

Кроме ежедневных собственно «уроков», ребенка формируют знания, получаемые им в повседневной жизни.

Надо помнить, как говорила Мария Монтессори, итальянский педагог, врач-психиатр, что главное не в тех учебных пособиях, которые родители приобретают или изготовляют для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него смотрят.

Нужно дать детям больше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить индивидуальность ребенка. Итак, теперь понятно, что больше всего раннее интеллектуальное развитие нужно самому ребенку – развивающейся личности. Не все зависит от таланта, данного Богом или генетически заложенного, а многое от среды, созданной малышу в первые годы жизни. Начиная «занятия» с малышом с рождения, зная, что и как делать, родители могут предоставить своему ребенку широкие возможности, помочь ему овладеть инструментами для познания жизни ради него самого.

Родители – лучшие учителя для своих детей

Развитие малыша способствует и обогащению культурного багажа самих родителей. Предоставляя детям элементарные сведения по истории, географии, истории искусства, родители сами запоминают массу таких вещей, которые бы никогда не стали учить для себя. Кроме того, родители – самые лучшие преподаватели для своего малыша.

Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен.

Посторонний человек, приглашенный преподаватель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию. Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо.

Самое важное для родителей, которые хотят создать для своего ребенка развивающую среду, – учитывать индивидуальность ребенка. Ведь развитие каждого ребенка имеет свою собственную ежедневную систему отсчета времени, «пауз», определяемых условиями, окружающей средой, луной и т.д. И рядом параметров окружающей среды можно управлять.

Поэтому задача родителей – свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к насильственным методам педагогики. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, стоит прекратить эти занятия на несколько недель или даже месяцев.

Может быть ему нужно время, чтобы полученные знания «отстоялись». Раннее обучение малыша – это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности.

Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Таким образом, можно выделить основные принципы домашнего обучающего развития: · родители – самые лучшие преподаватели для малыша; · задача родителей – содействовать естественному развитию ребенка; · необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: каждый малыш имеет право обучаться с помощью методики, созданной только длЯ него; · для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько возможно, все пять чувств малыша; важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний; · развивающая среда для ребенка должна постоянно подвергаться изменениям: от простого к сложному; необходимо сделать каждый день малыша удивительным и неповторимым. И последнее, о чем хотелось бы сказать: если родителю или ребенку неинтересно, лучше прекратить занятия. Можно заниматься, только если и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми. Если и ребенок и родители получают удовольствие, то как бы плохо родители не делали свое дело, ребенок обязательно извлечет из этого пользу. Единственным показателем при обучении самых маленьких является удовольствие, которое они испытывают, – в этом сходятся авторы всех методик и представители всех научных кругов. Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины. Более 5 лет консультирую родителей, имеющих детей до двух лет, по вопросам детской психологии и развития детей в раннем возрасте.

Девочки, вот ссылка, там много всего интересненького))) http://mama-i-ya.my1.ru/

Подпишись на канал baby.ru в

Другие статьи на эту тему

Актуальные посты

кисонька мурлысонька песенкакак убрать корочки с головки грудничка

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/41497385-36525442/

Ссылка на основную публикацию