О профессии шахтера детям

КВН. ” Шахтер-это звучит гордо.”

О профессии шахтера детям

Тема: «КВН. Шахтер – это звучит гордо.»

Цель:  расширить представления детей о профессии шахтёра ,развивать кругозор, мышление, устную речь, наблюдательность, внимание, коллективизм.

Воспитывать любовь к трудовой деятельности, бережное отношение к результатам труда.

Оборудование: компьютер, проектор для показа, шахтёрская каска, кусочек угля, «чёрный ящик»( 2 шт.), аудиозапись «Шахтерская забойная», маленькие мячики , кегли , стойки.

Подготовительная работа: подготовить устный рассказ на тему «Мой папа (дядя, брат, дедушка) – шахтёр!» и принести фотографии, нарисовать эмблемы.

Ход классного часа:

I. Организационный момент.

II. Представление команд и жюри.

Я хочу представить вам команды .

Команда «Уголек»:

Гореть всегда , гореть везде .

В учебе , спорте и труде.

И команда «Стахановец»:

Мы ребята молодцы –ста-ха- нов-цы.

III.Хд мероприятия

 – Наш КВН мне начинаем с известных строк В. В. Маяковского:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

– Вы еще маленькие и выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этим. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Более 30 тысяч профессий насчитывается в мире.

1.«Отгадай загадку» 

– Каждая команда отгадывает загадку и получает 1 балл. Команда, получившая больше баллов побеждает в этом конкурсе.

Команда «Стахановец»:

1. Скажите, кто так вкусноГотовит щи капустные. Пахучие котлеты. Салаты, винегреты.

Все завтраки, обеды? (повар)

Команда «Уголек»:

2. С огнём бороться мы должны, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, 

Ответь скорее, кто же мы? (пожарные)

Команда «Стахановец»:

3. Кладет кирпич за кирпичом –

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом. (Строитель)

Команда «Уголек»:

4. Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я – … (шофёр)

Команда «Стахановец»:

5. Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьет нам наряды,

Чтоб было приятно? (Швея)

Команда «Уголек»:

6. Ставят ловких две рукиКаблуки на башмаки,И набойки на каблук —

Тоже дело этих рук. (сапожник)

Команда «Стахановец»:

7. Кто пасёт овец и коз

Там, где луг травой зарос? (пастух)

Команда «Уголек»:

8. Кто учит детишек читать и писать, 
Природу любить, стариков уважать? (учитель)

2. «Доскажи словечко» 

– Каждая команда добавляет по 1 слову в конце строчки и получает 1 балл. Команда, получившая больше баллов побеждает.

– Профессий всех не сосчитать! А вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).

Пашет в поле… (тракторист).
Самолетом правит… (летчик).
Клеит книжки… (переплетчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Красит стены нам… (маляр).
Столы делает… (столяр).
Песни нам поет… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткет ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьет… (сапожник).
Нам печку сложит на зиму… (печник).
Обслужит в поезде нас… (проводник).
Потушит вмиг пожар… (пожарный).
На Крайнем Севере работает… (полярник).
С другого языка переведет… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
Рыбу ловит… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
В машине возит груз… (шофер).
Хлеб убирает… (комбайнер).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).

– Молодцы , в этом конкурсе побеждает команда….

-Уважаемые болельщики ,какая главная профессия в нашем городе?

-Отгадайте

Он отбойным молотком,

Как огромный долотом,

Уголь крошит под землёй.

Отвечайте, кто такой. (шахтёр).

– Какие обязанности у шахтера ?

3. «Черное золото» 

– Что такое «чёрное золото»?

– Знаете ли вы, почему уголь называют «чёрное золото»? Послушайте сказку и напишите, где применяется каменный уголь. Какой команде это удастся лучше, та и победила.

“В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил – был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю… простой чёрный уголёк.

“Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!”

Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают – света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа – то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить).

Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: “Батюшки, ни одной пуговицы!” И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают.

Взмолился царь: “Уголёк, не помни зла, вернись!” Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой”

(по Г. Юрмину).

– Команды по очереди называют предмет , который исчез у царя .

– Да, чего только не делают из угля!

Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

4. «Отгадай профессию по описанию» 

– Из данных описаний разных профессий выберите только описания шахтёрской профессии. Назовите номера текстов.

1. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит.

2.Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове.

Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания

3. Профессия считается в наши дни одной из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Работа заключается в добыче различных руд в подземных шахтах. Это очень тяжёлый труд, рабочим приходится спускаться на большую глубину (от 800 м до 4 км) в так называемый забой

4. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами.

5.«Мой папа (дядя, брат, дедушка) – шахтёр!»

– Домашнее задание .Расскажите о своих родственниках – шахтёрах. Покажите фотографии.

Итак , представитель команды « Уголек»( Дети рассказывают )

« Музыкальная пауза».Звучит песня.

6. « Поэтическая страница»

– А знаете ли вы стихи о трудной и почётной профессии шахтёра?
Команда « Стахановец»

Как устроена земля,Не могу увидеть я.Ведь для этого мне нужноОпуститься в землю глубже,Чем в пещеру и овраг,Только сделать это как?Глубже всех в земные недраОпускается шахтёр.Там земля откроет щедроВсех её богатств набор:Уголь, сланцы и руду.

Да, в шахтёры я пойду!

Команда « Уголек»

Шахтеры – парни сильные,Отважные, красивые,Пусть даже с пылью угольной –Но с честью не поруганной,Для них богатства Родины –Отдельный пункт, особенный.Вы сильные и смелые,

Вы горняки умелые!

Команда « Стахановец»

Фонарь на лбу и каска.Ты на диване тут сидишь,А он в подземной сказке.Садится в лифт особый свой,И вниз стрелою мчится.Вот и приехали — забой!Пласт угольный искрится.Зимой согреет уголь нас -Горит он в топках споро.Но ничего бы он не смог,

Коль не было б шахтера

Команда « Уголек»

Земля шахтёров. Угольный Донбасс.Здесь люди из себя не корчат принцев,Здесь много русских, много украинцев,

И потому богатый слов запас.

В Донбассе две судьбы, два языкаСлова здесь вперемешку, впересыпкуЗдесь любят смех и ясную улыбку,И смотрят прямо, а не свысока.Прошлых лет поднимем занавес,В днях былых большая сила:И ударник, и стахановец –До сих пор звучит красиво.Не забыть шахтёрской доблести,Не сломать святых традиций.Вместе в радостях и горестях

Будем жить мы и трудиться.

– Спасибо , ребята .Я думаю жюри оценит по достоинству.

7.«Черный ящик»

– Отгадайте, что лежит в двух чёрных ящиках. Каждая команда по – очереди задаёт по 1 вопросу так, чтобы можно было бы ответить «да» или «нет». Выиграет та команда, которая отгадает, что находится в чёрном ящике. ( шахтёрская каска –команде «Уголек») ( Команда «Стахановец»- уголь)

8.« Аукцион»

Донбасс – богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь, шахтёры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах – угольных разрезах.

  За 2 минуты на листе бумаги напишите как можно больше слов, связанных с профессией шахтёр , машины и механизмы, которые используются при добыче угля .Какая команда напишет больше слов, та и выиграла    (Угольный комбайн, транспортёр, вагонетка, шагающий экскаватор, подъёмник, самосвал.

, каска , штрек, отбойный молоток , обушок, тормозок, селикоз, лопата)

9.«В забое»

Проводится эстафета «В забое» .

(Каждый участник должен, надев , каску , пробраться через тоннель из стоек ползком, быстро расставить кегли ( укрепить кровлю) , передавая эстафету( каску) следующему участнику команды .Следующий наоборот , надев каску, должен собрать кегли- уголь и пронести мешочек с кеглями под стойками ,передать каску и кегли )

10.Выступление заслуженного шахтера

-Слово предоставляется Петру Павловичу, дедушке Шаповал Лины. Расскажите ,пожалуйста , Петр Павлович , сколько лет вы проработали в шахте ? Страшно ли было первый раз спускаться под землю? В каком возрасте пришли на шахту ?За что у вас награды ?

IV. Подведение итогов.

– Посчитайте количество баллов.

– Надеюсь, вы сегодня много интересного узнали об этой опасной, но очень нужной профессии.

– Закончить наше мероприятие мне хочется стихотворением Т. Погребняка

Да здравствуют наши шахтёры,Отважный и дружный народ.Добытчики чёрного солнца,Проходчики горных пород!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/kvn_shakhtier_eto_zvuchit_ghordo

Шахтёр

Шахтёр – рабочий, добывающий полезные ископаемые подземным способом, т.е. в шахте.

Особенности профессии

Шахтёр – общее название рабочих профессий, связанных с работой в шахте. К шахтёрам относятся:

Горнорабочий очистного забоя (ГРОЗ) – одна из двух основных шахтных специальностей. Этот рабочий (на профессиональном жаргоне – добычник) непосредственно добывает уголь в очистном забое (лаве)*. Одна из самых высокооплачиваемых профессий в шахте.

Добычник  выполняет целый комплекс работ по очистной выемке полезного ископаемого, укрепляет своды забоя, устанавливает распорные стойки, бурит скважины и пр.
*Очистной забой – поверхность угольного пласта или рудного тела.

Проходчик – одна из основных шахтных специальностей. Прокладывает путь в недра, проводя подготовительные горные выработки для последующей добычи полезных ископаемых.

Читайте также:  Балл «желтячок»

Выполняет весь комплекс работ по проходке на шахтах, рудниках и других производствах, связанных с добычей полезных ископаемых открытым способом, а также строительством метрополитенов, тоннелей, различных подземных сооружений.

Горнорабочий подземный (ГРП) – разнорабочий в шахте. Начальная специальность, с которой начинается подземный стаж каждого шахтного специалиста: ГРОЗ, проходчик, МГВМ, МПУ, электрослесарь, горный мастер и т. д.

Каждый, кто впервые устраивается на шахту, обязан не менее года отработать по данной специальности.

Машинист горных выемочных машин (МГВМ) –  рабочий, обслуживающий и работающий на подземных машинах, которые разрушают горную массу (уголь, породу) режущим органом и отгружают её на конвейер или в специальную машину. Существует две основных категории шахтовых комбайнов — проходческие и добычные.

Машинист подземных установок (МПУ) – рабочий, обслуживающий ленточные конвейеры, насосные и углесосные установки, толкатели, компрессора и другое шахтное оборудование.

Мастер взрывник – рабочий, осуществляющий взрывные работы в шахте. Взрыв – самый радикальный способ раскалывания горной породы. Но он связан с особой опасностью, и от квалификации взрывника зависят жизни людей, с которыми он работает.

Стволовой – рабочий, работающий под землей около ствола шахты и отвечающий за загрузку клети лавой (породой) или людьми перед подъемом ее на поверхность (нагора).

Электрослесарь подземный  – ключевая фигура в поддержании работоспособности шахты. От его квалификации (как в случае со взрывником) зависит не только производительность труда, но и жизни многих людей. Электрослесарь на шахте работает в стесненном пространстве, при повышенной влажности, сильной запыленности и во взрывоопасной окружающей среде.

 Электрослесарь, как правило,  закреплен на определённом участке  и отвечает за работоспособность всех участковых линий электропитания и устройств: пускатели, АФВ, АВ, участковые подстанции, конвейера, комбайны, лебедки, насосы и т. д.

Существует неофициальное разделение, специализация подземных электрослесарей: «приводники» — отвечающие за работу конвейеров, «гидравлики», «электрики», «компьютерщики» (если применяется компьютерное управление). Кроме того, на электрослесаря возложены обязанности и просто слесаря.

Нужно уметь отрегулировать коническую передачу, определить износ подшипников и зубьев шестеренчатых передач. Знать машины и механизмы, используемые на участке, уметь их монтировать, демонтировать и производить регулировку.

Рабочее место

Шахты, добывающие уголь, каменную соль, золото и др. полезные ископаемые.

Важные качества

Физическая выносливость, сила, смелость, ответственность, упорство.

Знания и умения

Необходимый объём знаний зависит от конкретной специальности.

Например, профессии взрывника или электрослесаря требуют серьёзных технических знаний.

Где учиться на шахтёра

Колледжи, специальные курсы.

Ещё немного фото:

Источник: https://www.profguide.ru/professions/shahter.html

Шахтёр — самая опасная профессия в мире

1. Как называется ваша профессия (должность)?

Наверное, многие слышали о моей профессии, но не многие понимают, что она собой представляет, постараюсь пролить свет на некоторые моменты своей трудовой деятельности! Я шахтёр – ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя).

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

Моя работа заключается непосредственно в добыче полезного ископаемого.

Добыча осуществляется механическим способом при помощи добычных комбайнов, а в мои обязанности входит зачистка нагроможденной горной массы в забое, передвижка секций механизированных крепей вслед за продвижением забоя, по мере отработки пласта, крепление сопряжения лавы со штреком и выполнения концевых операций при отработке пласта.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Я вообще имею высшее образование, но для работы нужен разряд ГРОЗа, который можно получить, пройдя обучение в специализированных курсовых комбинатах.

4. Опишите свой рабочий день.

Работа посменная, всего 4 смены. В шахте я провожу 6 рабочих часов, хотя общее время на прибытие на шахту, получение наряда, принятие душа после смены и переодевания увеличивается до 10-ти часов. Наряд на работы даёт начальник участка или его заместитель.

После всех указаний нужно переодеться, зайти по надобности и взять необходимое на складе (например, машинное масло для редукторов комбайна). После этого требуется проследовать на клеть (своеобразный лифт) который опускает на нужный горизонт (допустим 480м.).

Именно до рабочего места по сети горных выработок меня и других сотрудников довозит электровоз, с оборудованными для людей вагончиками. Расстояние обычно составляет около 5-8 км, а то и больше. После прибытия на место начинается трудовой режим до конца смены.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Условия очень дискомфортны, поскольку работа проходит в тесном пространстве (для ясности представьте туннель 0.8 м высотой и 1.2 м длинной).

На лице надет респиратор, через который сложно дышать, но без него никак, ведь запылённость слишком большая, что ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. При этом нужно еще и работать.

Ко всему добавить шум работающих механизмов, вибрацию и влажность. Если лава обводнённая, то к 80 см пространства добавьте 30% воды, как в фильмах ужасов, не так ли!

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Положительным моментом является наличие двух отпусков в год по 24 дня. Плюс путёвки на курортный отдых, и полный соцпакет.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Конечно же, не нравятся условия работы. К тому же выполнять работы очень неудобно и тяжело.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Уровень зарплаты низкий для такой работы, поскольку в сравнении с ценами на рынке товаров и коммунальными услугами это неприемлемо.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Коллектив очень дружный и весёлый. Здесь трудятся работяги, и настоящие мужчины. Еще и шутить успевают так, что хоть записывай, юмористы отдыхают.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

В этой профессии нужно в первую очередь упорство и смышленость! Ведь каждый день возникают нестандартные ситуации, которые требуют проявления смекалки.

11. Работа дает мне дополнительные возможности(тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

На этой работе можно получить нужный опыт практичности, который пригодится в других сферах деятельности.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Свою должность я оцениваю на 3, так как никто не захочет таких условий труда.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Как говорят, не ты выбираешь профессию, а она тебя!

14. Какие существуют возможности для вашего карьерного роста?

Поскольку я закончил ВУЗ и имею диплом, то буду повышен до ИТР (инженерно технического работника). Это руководящая должность, с огромной ответственностью за жизнь людей, но не включающая в себя тяжёлую работу.

15. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Думаю, план составлен грамотно, так как удалось рассказать практически всё.

Источник: http://www.rabochee-mesto.com/rabota-3/shahtyor-samaya-opasnaya-professiya-v-mire.html

Шахтер

08 мая 2017ПодробностиОбновлено: 18.01.2018 10:57Автор: Сергей Краковский

Шахтер – это специалист, который добывает из недр земной коры различные полезные ископаемые: уголь, железо, медь, золото, алмазы и т.д.

История профессии:

Профессия шахтер относится к горному делу, которое возникло в XV веке. Именно в этом столетии люди впервые начали добывать из-под земли полезные ископаемые.

В XVIII веке горное дело переживает бурный подъем: по всему миру открылось много новых месторождений – шахт.

Тогда-то и появилось название профессии шахтер – от немецкого «schacht», что в переводе означает предприятие, на котором добывают подземные ископаемые.

Особенности профессии:

Шахтер – это одна из наиболее опасных профессий, связанная с постоянным риском.

Чтобы добывать полезные ископаемые, рабочие спускаются в подземные шахты, которые расположены на огромной глубине, доходящей до 4 км. Эти шахты носят название «забой».

Руда, которая добывается в забое, затем транспортируется наверх при помощи специальных приспособлений. Поэтому работать шахтером сможет только смелый и мужественный человек.

В горном деле существует несколько специальностей:

– проходчики, прокладывающие путь под землей;

– горнорабочие, в обязанности которых входит добыча ископаемых;

– машинисты, которые обслуживают и ремонтируют технику;

– электрослесари, отвечающие за подачу электричества в забой и технические устройства;

– взрывники.

Обязанности:

Обязанности шахтера напрямую связаны с его специализацией и разрядом. Так, в обязанности горнорабочих, кроме непосредственной добычи ресурсов, входит эксплуатация различной техники, перемещение грузов, погрузка и выгрузка полезных ископаемых.

Кроме того, они руководят деятельностью трубопровода, управляют оборудованием, а также следят за показаниями приборов, измеряющих давление, температуру и уровень жидких и газообразных веществ в шахте. При добыче руды шахтеры используют буровое оборудование. Работники забоя обязаны соблюдать необходимые правила безопасности.

Что касается обязанностей электрослесарей, то им необходимо своевременно осматривать оборудование, заменять детали в случае их износа, а также следить за бесперебойной работой линий электропитания.

Важные качества:

Труд шахтера очень тяжелый и монотонный. Люди, которые решили связать свою жизнь с этой профессией, должны обладать крепким здоровьем, физической силой и выносливостью.

Незаменимы для шахтера такие качества, как терпение, хладнокровие, уравновешенность, ответственность и самодисциплина.

Работа в забое не походит для людей, у которых есть проблемы с органами дыхания, или клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.

Навыки и знания:

Шахтеры должны обладать следующими знаниями:

– базовые основы химии и физики;

– знание марок горных пород и их свойств;

– знание технологии извлечения полезных ископаемых;

– принципы работы с горнодобывающим оборудованием и его устройство.

Навыки, которыми должны обладать работники горнодобывающей отрасли, зависят от их специализации. Например:

– проходчик должен уметь прокладывать путь в забое;

– горнорабочий должен уметь расчищать забой, устанавливать распорки, укреплять стены и свод шахты, добывать полезные ископаемые;

– машинист должен уметь работать на горнодобывающей технике;

– электрослесарь обязан иметь навыки механика.

Перспективы и карьера:

Обычно карьера в шахте начинается с самой низкой должности разнорабочего. Как правило, после года работы в этой должности специалист может быть переведен в горнорабочие.

Шахтер с высшим образованием и большим стажем работы может быть назначен на должность инженерно-технического работника. Эта должность, хотя и не включает тяжелую физическую работу, также подразумевает большую ответственность, в первую очередь, за жизнь и здоровье людей.

Работа шахтеров хорошо оплачивается. Кроме того, на них распространяются различные льготы, а том числе досрочных выход на пенсию.

Обучение:

Чтобы работать шахтером, достаточно закончить специальный колледж или техникум и получить среднее профессиональное образование. Для скорейшего продвижения по карьерной лестнице в горнодобывающей отрасли необходимо высшее образование. Для этого нужно пройти обучение в горном институте.

Источник: http://profitworks.com.ua/professii/tyazhelaya-promyshlennost/shakhter

Профессия шахтер (фото, описание)

В списке профессий самой вредной и самой опасной по праву считается профессия шахтера. Хотя техниками и инженерами предпринимаются меры предосторожности, но в забоях часто случаются непредвиденные ситуации.

И если на поверхности земли шансы на спасение в таких ситуациях высокие, то под землей они резко снижаются. В некоторых ситуациях человек может даже погибнуть. Только закаленные и сильные личности становятся шахтерами.

Людям, не обладающим выдержкой, быстрой реакцией, дисциплинированностью лучше поискать другую профессию.

Если вы точно решили стать шахтером, то вам следует знать, что эта профессия требует психологической готовности работать в очень тяжелых условиях, ведь шахтер занимается добычей различных полезных ископаемых (алмазов, золота, серебра, меди, железа, угля, нефти). Работники горной промышленности работают в специальных сооружениях, которые находятся под землей. Одна из основных шахтных специальностей – горнорабочий очистного забоя. Она же и самая высокооплачиваемая (фото 1).

Также к основной шахтной специальности относится специальность проходчика. Он занимается прокладыванием путей в недрах. Подземный стаж начинается с подземного горнорабочего.

Читайте также:  День искусства в детском саду в средней группе доу

По данной специальности человек, решивший быть шахтером, должен отработать не менее одного года. Подземные машины обслуживает машинист горных машин. Шахтные комбайны бывают 2-х типов: добычные и проходческие.

Угленосные и насосные установки, компрессора и ленточные конвейеры обслуживает машинист подземных установок (фото 2).

Взрывные работы осуществляет в шахте мастер взрывник. Около ствола шахты работает стволовой. Он отвечает за загрузку людьми или породой клетки и поднятии ее нагора (на поверхность). За работоспособность устройств и линий электропитания отвечает подземный электрослесарь. Работа в шахте требует отменного здоровья, поскольку это тяжелый труд.

Люди, которые имеют проблем с легкими и боятся закрытого пространства, освоить эту профессию не смогут. Шахтер должен уметь концентрироваться на своей работе, а также обладать координированными движениями. Кроме того, он должен быть терпеливым, поскольку работа рутинная и монотонная.

Работник шахты должен быть отважным, ответственным и стрессоустойчивым (фото 3).

Шахтеры, занимающиеся добычей полезных ископаемых, в работе используют устройства для бурения. Подземные горнорабочие занимаются ремонтом и очисткой различных механизмов.

Они также занимаются погрузкой и перемещением грузов, руководят работой трубопровода, следят за измерительными приборами.

Электрослесари регулярно проверяют механизмы и меняют старые, уже изношенные детали, на новые (фото 4).

На размер зарплаты шахтера влияет стаж работы, а также разряд и квалификация. Шахтеры имеют возможность досрочно выйти на пенсию. Также они могут воспользоваться определенными социальными льготами. Это плюсы профессии (фото 5).

Но несмотря на высокие зарплаты, эта профессия в мире одна из самых трудных и очень опасных, и об этом не стоит забывать. Минусы профессии – большой риск для жизни, плохие условия труда, большая нагрузка на организм, однообразность деятельности и ежедневные спуски под землю на глубину до четырех километров (фото 6).

Учат профессии шахтера в горном институте или техникуме. Находятся они в основном вблизи районов добычи. Есть шахтерские трудовые династии (фото 7).

Источник: http://vse-zdes.ua/rabota-biznes/item/9967-professiya-shakhter-foto-opisanie.html

Славим горняков

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад №62 «Березка» города Белово комбинированного вида»

Воспитатель высшей квалификационной  категории Гречихина Елена Александровна

Цель: формирование у детей интереса к культурным ценностям и природным богатствам родного края

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о каменном угле – основном богатстве Кузбасса: его происхождении, значении для города, края и страны.
  2. Расширять представления о труде шахтеров, о разных способах добычи угля (подземном и открытом), о механизмах, которые используются при добыче угля.
  3. Развивать связную речь детей при составлении рассказов о профессии родителей.
  4. Воспитывать любовь и уважение к людям, посвятившим свою жизнь угольной промышленности, вызвать желание гордиться своими родителями.

Словарная работа:  «Угольный карьер», «Угольный комбайн», «Экскаватор», «БелАЗ», «Взрывник», «Инженер», «Буровик», «Добыча», «Угольные пласты».

Материалы и оборудование:  Карта Кемеровской области, коллекция природных ископаемых, макет разреза, кукла Уголек, фотографии, медали, значки, грамоты для мини-музея, альбом «Бачатский угольный разрез».

Предварительная работа:

  • Экскурсии в А.Б.К. Бачатского угольного разреза, библиотеку школы № 24, музей Бачатского угольного разреза.
  • Изготовление макета угольного разреза.
  • Изготовление  альбома «Бачатский угольный разрез».
  • Сбор полезных ископаемых для мини-музея.
  • Заучивание стихов с детьми.
  • Подбор фотографий, значков, медалей, грамот.
  • Опытно-экспериментальная деятельность с углем.
  • Рисование «Образ моей семьи», «Лучший в мире папа», «Шахтеры».
  • Конструирование. Игрушка из бумаги «Шахтер».
  • Беседа «Моя профессия».
  • Чтение художественной литературы «Чем пахнут ремесла», «Здравствуй, мастер», «Живинка в деле», «Живинка в деле», «Разные профессии», «Уголек», «Чудо – всюду. Мир людей».                                                                                                                                                                                    

 Ход  занятия

Организационный момент

В группе включен телевизор. Дети просматривают запись экскурсии в музей.

Воспитатель. Дети, нам очень повезло: мы живем в одной из самых богатых областей нашей страны. Как называется наш край?

Дети. Кузбасс, Сибирь, Кемеровская область

.Воспитатель.  Как называется наш родной поселок?

Дети. Бачатский разрез.

Воспитатель. Вспомните, куда мы ходили на экскурсию?

Дети. В музей Бачатского разреза.

Воспитатель. Как называется профессия человека, работающего в музее?

Дети. Экскурсовод.

Воспитатель.  Что мы там увидели?

Дети. Фотографии шахтеров – передовиков. Предметы, которые можно сделать из угля.

Воспитатель. Ребята, давайте послушаем стихотворение о нашем поселке.

Ребенок.

Люблю свой поселок шахтерский,

Что славен людьми и трудом.

Когда-то он был телеутским,

Сегодня – он добрый наш дом.

Здесь вдаль убегают аллеи,

И площади в праздник зовут.

Здесь люди душой не стареют,

И славные песни поют.

(И.Климко.) 

 Основная часть

Воспитатель приглашает детей в мини-музей. Дети подходят к коллекции полезных ископаемых.

Воспитатель. Отгадайте загадки про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землей. Дети отгадывают загадки и находят предметы-отгадки среди образцов коллекции музея.

И липка, и жирна, и мягка.

А посуда из нее крепка.

(Глина.)

Горит, да не солнце.

Черен, да не ночь.

Твердый, да не камень.

На весь мир славен!

(Уголь.)

Этот камень давно славен.

Расплавь его – и железо твое.

(Железная руда.)

Он желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Можешь ты его копать,

И в ведерко насыпать.

(Песок.)

Из него медали льют.

И за подвиг, и за труд.

И колечки, и сережки,

Часики, колечки, брошки.

(Золото.)

По трубе к нам в дом спешит,

Голубым огнем горит.

(Природный газ.)

Воспитатель. Посмотрите, а уголек-то наш ожил (выставляет на стол куклу Уголек, говорит за нее). Я думаю, Уголек может рассказать нам много интересного.

Уголек. Я – чудесный Уголек. Черный у меня бочок.Ярко я в печи горю,Людям всем тепло дарю!

Ребята, вы меня узнали?

Дети. Да.

Уголек. Я, Уголек, везде желанный гость. Расскажите, какой я?

Дети. Черный, твердый, блестящий, слоистый.

Уголек. А что произойдет, если я попаду в дом к хозяйке?

Дети. Хозяйка затопит печь, напечет пирогов, угостит гостей дорогих пирогами.

Уголек. А если попаду на электростанцию, что недалеко от вашего поселка. Что тогда произойдет?

Дети. Вода в котлах закипит, забурлит. Турбины заработают.  Побежит по турбинам горячая вода, А по проводам – электричество. Станет в домах тепло и светло.

Уголек. А если попаду на металлургический завод. Что тогда будет?

Дети. Растопится железная руда, выплавится из руды сталь.

Уголек. А что можно сделать из железа и стали?

Дети. Мастера сделают рельсы для поездов, строительные краны, машины и многое другое.

Уголек. А для чего я еще нужен?

Дети. Из тебя делают горючее, краски, сироп для торта и т.д.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным?

Дети. Уголь твердый как камень.

Воспитатель. Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь? (Предположения детей.) Какой ученый разгадал эту загадку?

Дети. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов  разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле.

Воспитатель. Правильно, ребята.  Всем известно, что дерево хорошо горит. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.

Уголек. И я не боюсь сгореть. Отдам свое тепло людям, останется от меня зола – очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я какой!

Воспитатель. Молодец, Уголек, но без помощи людей не выбраться тебе из земли.

Уголек. Ребята, знаете ли вы, Кто мне помогает выйти на поверхность?

Дети. Шахтеры. (Высказывают другие предположения.) 

Воспитатель. Профессия шахтера, она какая?

Дети. Тяжелая, ответственная, важная. Воспитатель уточняет и дополняет их ответы.

Воспитатель. Кузбасс – богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают глубоко и на ее поверхности. Ребята, какими двумя способами можно добывать уголь?

Дети. Закрытым и открытым.

Воспитатель. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землей, и добыть уголь, шахтеры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах – угольных разрезах.

Уголек. А знаете ли вы стихи о трудной и почетной профессии шахтера?     Дети. Да!

Первый ребенок.

На трудовую вахту

Шахтер поедет в шахту.

И домнам и заводам

Доставит в нужный срок

Шахтерскую добычу

Отборный уголек!

Второй ребенок.

Да здравствуют наши шахтеры,

Отважный и дружный народ.

Добытчики черного солнца,

Проходчики горных пород!

Третий ребенок.

Шахтер – это верная дружба мужская,

Ладони в мозолях и боли в суставах.

Со временем кашель сухой по утрам.

Шахтер – это часто загадка врачам.

Четвертый ребенок.

Шахтер – это нежные женские руки,

И радость в любимых глазах, и разлуки,

И дети, что спать не дают по ночам,

И внуки, и теплый семейный очаг.

Пятый ребенок.

Шахтер – это роба, пропавшая потом,

Резина сапог как готовность к потопам.

Рубашка, что с пылью нейтральной на ты,

Метан и проходка, забои, пласты.

Шестой ребенок.

Горняцкий труд рифмуется с горой,

С могучей экскаваторной стрелой,

С вагонами, дышащими углем,

С отвалами, с дымком и сединой.

С БелАЗами, ревущими в пути,

С бульдозером, ровняющем поля,

Чтоб вновь цветущей была земля.

Физкультминутка

Дети образуют круг.

Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2-3 приседания.)

В шахтах его горняки добывают. (Поднимают руки вперед, разводят их в стороны.)

На смену в забой шахтерам пора.

Уголек – антрацит поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо – влево.)

Шахтеры, шахтеры на смену идут. (Маршируют на месте.)

Нелегок, но очень почетен их труд. (Поднимают руки через стороны вверх.)

Воспитатель. Не только шахтеры трудятся на угольных разрезах и шахтах. Ребята, скажите, люди каких профессий трудятся вместе с ними на добыче угля?

Дети. Машинисты и горнорабочие, электрослесари и горные инженеры, взрывники, буровики и много людей других профессий.

Воспитатель. Труд каждого специалиста, работающего в шахте или на угольном разрезе, очень важен и нужен. Скажите, как славят шахтеров?

Дети. О них пишут картины, сочиняют стихи, песни, печатают статьи в газетах, журналах, вручают медали, грамоты.

Воспитатель. Назовите машины и механизмы, которые используются при добыче угля.

Дети. Угольный комбайн, транспортер вагонетка, шагающий экскаватор, подъемник, самосвал.

Рассказы детей о своих родителях.

Дидактическая игра «Машины – помошники»

Дети рассматривают карточки с изображением машин и технических приспособлений, используемых в горнодобывающей промышленности, и называют профессии, представители которых используют их в своей работе.

Дети подходят к экспозиции «Угольный разрез», рассматривают фотографии.

Воспитатель.  (Обращает внимание на макет.)

Есть поселок в Сибири – Бачатский.

Читайте также:  Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: глаза

А шахтеры зовут – Углеград.

Там огни терриконов синие.

Точно звезды на небе горят!

Он на карте отмечен скромно,

Наш красивый шахтерский дом.

Но мы знаем, он будет огромным

Волей Родины, нашим трудом!

(Т.Молостов.)

Самое главное богатство нашего  поселка – люди. Все удивляются, такой маленький поселок, а сколько героев труда!

Уголек. Какой замечательный угольный разрез вы смастерили! Рассматривая его, другие дети смогут представить, как залегает в земле уголь и как люди его добывают. Как хорошо вы рассказали о людях, которые работают, чтобы добыть меня из-под земли.

Итог занятия

Дети проходят в приемную.

Воспитатель. Чем  вам сегодня понравилось  заниматься?  Что нового вы узнали?

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что шахтеры проводят соревнования. Тем, кто побеждает, работает лучше других, вручают медали за 1 место, 2 место. Как вы считаете, кто сегодня из детей заслужил медаль за первое место?    

Анализ деятельности детей на занятии (самооценка, оценка ответов товарищей).

Детям вручаются медали.

Сюрпризный момент

Уголек. За славный труд примите мои подарки. На шахтерской каске, представленной в экспозиции музея, вспыхивает фонарик. Дети находят в каске угощения-монеты.

Звучат песни о шахтерах.

Воспитатель. А вы хотите стать шахтерами? Мы еще больше постараемся узнать о шахтерах. А хотите мы на праздник День Шахтера порадуем их концертом, сходим и выступим перед работниками Бачатского угольного разреза.

Источник: http://tc-sfera.ru/posts/slavim-gornyakov

Трудовое воспитание. Классный час на тему “Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!” (о рабочих профессиях Донбасса)

Классный час на тему: “Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!” (о рабочих профессиях Донбасса)
ЦЕЛЬ: дать понятие о значении труда в жизни людей, о многообразии профессий, о труде рабочих Донбасса; расширить кругозор учащихся, способствовать развитию коллективной и самостоятельной познавательной деятельности, активной гражданской позиции;

воспитывать уважительное отношение к труду.

Сценарий классного часа «Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!» ( о рабочих профессиях Донбасса)

На доске – цитаты: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» (К.Д.Ушинский) “Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!”

Максим Горький

Нынче всякий труд почетен, Где какой ни есть. Человеку по работе

Воздается честь.

М. Исаковский

Учитель:
Существует такое крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»… Конечно, для счастья… Но всё-таки правильнее звучало бы так: «Человек создан для труда, как птица для полёта». Труд – основа нашей жизни, как полёт у птицы. Труд творит чудеса: невиданные произведения искусства и архитектуры – результат упорного труда.

Новейшие автомобили, станки, медицинские аппараты, компьютерные технологии – тоже результат труда. Труд помогает человеку реализовать свои способности, проявить таланты. Трудолюбивые и умелые люди во всём мире окружены почётом и уважением. Разве кто-нибудь из вас не мечтает быть признанным? Чтобы эта мечта осуществилась, очень важно в жизни найти свой путь, своё любимое дело.

А как это осуществить?

Наш классный час на тему «Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!» поможет вам сделать первый шаг на пути выбора и станет символичным маяком в океане ваших поисков.

1 ведущий:

 (на экране – картина В.М.Васнецова «Богатыри», камень с надписью на распутье дорог)

…Налево пойдешь – коня потеряешь, Направо пойдешь – жизнь потеряешь,

Прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь.

Из русских народных сказок

Есть и другие варианты выбора: Власть,  Знание, Любовь. Выбор одного пути исключает два другие…

2 ведущий:

Герои русских сказок и былин, оказавшись на распутье трёх дорог, выбирали себе одну. Ученикам сделать свой выбор будет сложнее: им предстоит в будущем не из трёх, а из сотен профессий выбирать свой путь.

– Какой путь выбрать? Может быть, тот, который ведёт в науку, к вершинам знаний? Но выйдет ли из тебя толк? Хорошо ли ты в школе учился? Наука – серьёзное и трудное дело. Сможешь ли ты, «не страшась усталости, карабкаться по её каменистым тропам?»

 – «Вот склонились к постели твоей люди в белых халатах»… Хочешь стать врачом? Но хватит ли у тебя терпения, любви и сострадания к людям?
 

1 ведущий:

 – Огненными сполохами металлургических плавок загорается  небо Донбасса, гудят заводы, мчатся электропоезда, а в небе летят самолёты, по ночам разливается по городам половодье электрических огней – и всё это благодаря труду людей  самых различных профессий.
 Но много ли ты знаешь обо всех этих профессиях?

Вот мы и поговорим на классном часе о ряде рабочих шахтёрских профессий, чтобы познакомиться с ними,  о людях труда, ведь «шахтёр под землю для того спускается, чтоб на земле хватало всем тепла»…

Звучит песня «Чёрное золото».

  Текст песни «Черное Золото»

Марш шахтеров – Владимир Высоцкий

Не космос, метры грунта надо мной, И в шахте не до праздничных процессий, Но мы владеем тоже внеземной

И самою земною из профессий.

Любой из нас, ну чем не чародей, Из преисподней наверх уголь мечем. Мы топливо отнимем у чертей,

Свои котлы топить им будет нечем.

Сорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.

Да, сами мы, как дьяволы в пыли, Зато наш поезд не уйдет порожний. Терзаем чрево матушки-земли,

Но на земле теплее и надежней.

*

1 Чтец:

 О ДОНБАССЕ ПИШУТ…
Николай Анциферов

О Донбассе пишут в географии,

Что Донбасс – край угля и металла.

Верно. Но для полной биографии

Это очень сухо, очень мало.

Кажется, есть песня о Донбассе,

Терриконы и копры воспеты.

Верно, есть такие. Я согласен.

Только это – внешние приметы.

Ну, а где же люди? Их не видно…

Потому мне горько и обидно…

Я хочу сказать о земляках.

Может быть, получится коряво,

Все-таки

Горняк

О горняках,

Как могу,

Сказать

Имею право.

2 ведущий:

В подземном царстве Аида работают шахтёры.

*

Донбасс – шахтёрский край, большинство населения – шахтёры.

А кто из вас представляет себе, что такое шахта?

Давайте совершим виртуальное путешествие в шахту.

В раздевалке наденем брезентовый костюм, резиновые сапоги с портянками и каску. Идём в ламповую, берём шахтёрскую лампу, присоединяем к каске, а к поясу пристёгиваем  аккумулятор: в шахте под землёй ведь темно … (Демонстрируются принесённые школьниками предметы шахтёрского снаряжения, можно показать на экране).

2 чтец:

Что ты знаешь о солнце,

Если в шахте ты не был,

Если видишься с солнцем с утра…

Только тот ценит солнце и высокое небо,

Кто поднялся с зарёй на-гора…

1 ведущий:

Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой: во флягу на шахте можно набрать из крана не только газированной воды, но и чая или кофе.

Садимся в лифт и спускаемся на глубину до 1 км… Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень-то и широкие: чаще всего встречаются пласты толщиной 90-240 см.

Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля.

В толщах угленосных пород содержится от двух-трех до нескольких десятков угольных пластов.

2 ведущий:

И вот мы спустились в шахту, пока рассуждали о толщине угольного пласта. Из лифта – «клети» –  выходим в штрек, который похож на туннель в метро. Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землёй не скапливались взрывоопасные газы.

В вагонетках по рельсам везут уголь.

Коренной штрек в шахте – это как бы главная улица, от которого отходят под прямым углом бортовые штреки. Угольные пласты между штреками закрепляются за бригадами горнорабочих, которые должны «вынуть» весь уголь из этого квартала. В очистной забой доставляют угольный комбайн, который рубит уголь.

Ленточный конвейер переправит его в нужное место.

А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтёры? Иногда меньше метра… Работать приходится лёжа…

3 чтец:

Николай Анциферов, макеевский поэт, писал о труде шахтёра:

ВЕЛЬМОЖА

Я работаю, как вельможа,

Я работаю только лежа.

Не найти работенки краше,

Не для каждого эта честь.

Это – только в забое нашем:

Только лежа – ни встать, ни сесть.

На спине я лежу, как барин.

Друг мой – рядом, упрямый парень.

«Поднажмем!» –

И в руках лопата

Все быстрее и веселей.

Только уголь совсем не вата:

Малость крепче и тяжелей.

Эх, и угольная перина!

Не расскажешь о ней в стихах.

Извиваешься, как балерина,

Но лопата играет в руках.

Отдохнуть бы минуту, две бы!

Отдыхаешь, когда простой.

Семьянин говорит о хлебе,

О любви говорит холостой.

Но промчится пара минут –

И напарник мой тут как тут.

Шепчет: «Коля, давай, давай!

Вместе взялись, не отставай!»

На спине снова пляшет кожа.

Я дружку отвечаю: «Есть!»

Я работаю, как вельможа,

Не для каждого эта честь.

1 ведущий:

 – Уголь добывают горнорабочие очистных забоев, сокращённо – ГРОЗ, но сначала дорогу для работы им прокладывают проходчики, которые нарезают для ГРОЗ определённые участки для выемки угля. Проходческий комбайн напирает на каменную стену, сгребает обломки двумя клешнями и отправляет их на конвейер, с конвейера порода направляется на террикон.

В шахте есть ещё множество профессий: ЭМС, ВШТ, РВУ, БВР.  У многих из вас родители работают на шахте. Расскажите, что вы узнали от них о выбранных ими профессиях. (Задания, рассчитанные на работу в группах,  давались заранее: расспросить у родителей о шахтёрской профессии, подготовить презентацию о профессии, желательно в электронном виде).

2 ведущий:

ЭМС – электромеханическая служба      – отвечает за работу подземной техники, насосов водоотлива, вентиляторов, освещения, сигнализации. (Сообщения учащихся о профессиях ЭМС)

ВШТ – внутришахтный транспорт. Машинисты электровозов и путевые рабочие вывозят из шахты уголь и породу, перевозят людей и технику, проверяют и ремонтируют рельсовые пути. (Сообщения учащихся о профессиях ВШТ)

РВУ – ремонтно-восстановительный участок, поддерживает штреки в хорошем состоянии, чтобы не допустить обвалов. (Сообщения учащихся о профессиях  РВУ)

БВР – буро-взрывные работы. Что делают специалисты БВР? Они закладывают заряды и взрывают породу, таким образом заменяя иногда работу проходческого комбайна. ((Сообщения учащихся о профессиях БВР)

Вот как много профессий в шахте! Но мы поговорили только о подземных профессиях, а ведь есть ещё наземные: экономисты, горные инженеры, плановики, маркшейдеры, диспетчеры  и многие другие.

4 чтец: Шлет он золота черные слитки, И идет по земле от него Свет шахтерской широкой улыбки И шахтерского света тепло. Полон света, любви и задора Человек, раздвигающий тьму.

Если встретите где-то шахтера, До земли поклонитесь ему!

(последние две строчки класс повторяет хором и кланяется шахтёрскому труду)

Учитель:

Дорогие ребята! Помните об этом!

Старайтесь быть полезными людям.

  Именно от вас, от вашего труда зависит, какими будут наши подъезды, школьные коридоры, двор, в котором вы живёте, ваша школьная тетрадка и дневник!

 Трудитесь так, чтобы все вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее. Помните: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!»

Источник: http://www.madamam.ru/blog/trudovoe-vospitanie-klassnyi-chas-na-temu-slavsya-shakhterov-plemya-slavsya-shakhterskii-trud-o

Ссылка на основную публикацию