Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. чтение художественных произведений

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений

Тема: « Путешествие с Белоснежкой в страну Доброты»

Автор: Тюрина Ольга Владимировна.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, физическая культура.

Программное содержание:

Определить понятие «добра» в процессе общения с детьми, пробудить мир чувств каждого ребенка;Уточнить знание детей вежливых слов, пословиц о добре (доброте);Продолжать учить детей выражать свои мысли о добрых и не добрых поступках;Закреплять умение употреблять имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме;Закреплять понятие «пара», «составить пару»;Воспитывать доброе и уважительное отношение к окружающему миру, людям; нравственные качества личности.

Методические приемы: беседа о добре (доброте), игра «Скажи ласково», игра «Составь пару», упражнение «Ваза с вежливыми словами», дидактическая игра «Какой это поступок», показ способа лепки печенья.

Материал, оборудование: костюм Белоснежки для воспитателя, колпаки для гномов (детей); мяч для игры; сердечки красного, розового цвета (ламинированные) с буквами на обороте; ваза, камни; мультимедийный проектор или картинки с добрыми и не добрыми поступками; сигнальные символы (красные и зелёные); пластилин (шариковая масса для лепки), бисер, бусинки, дощечки, поднос.

Предварительная работа: знакомство с литературными произведениями: сказка Братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», А. Барто «Вовка добрая душа»; беседа по пословицам о добре, коллективная аппликация «Дерево любви».

Словарная работа: «добро», «доброта», «внимание», «забота», «поступок», «вежливые слова», «пара».

Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Софья М., Мария М., Вера Г., Влада Х.

Ход НОД:

-Давайте, сегодня представим себя в роли героев сказки «Белоснежка и 7 гномов». Я буду Белоснежкой, а вы – гномики, мои друзья. Вы когда-то приняли меня у себя, были добры по отношению ко мне, а сегодня я предлагаю вам отправиться в Страну Доброты и Любви.

– А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

(Дети отвечают.)

– Конечно, вы все правы. Доброта – это тепло, внимание и забота, проявленные нами к кому-то (людям, птицам, животным).

– И вот мы очутились в этой стране. Здесь все жители разговаривают ласково,

красиво. Давайте, мы тоже поиграем. Я буду бросать мяч, называя слово, а вы, ловите мяч и говорите мне тоже слово только ласково и бросайте мяч обратно.

Игра «Скажи ласково».

(солнце – солнышко; дочь – доченька;

сын – сыночек; цветок – цветочек;

друг – дружок; ведро – ведерочко;

кольцо – колечко; мяч – мячик;

игрушка – игрушечка; мама – мамочка и т.п.)

Игра «Составь пару».

– Гномики, посмотрите сколько здесь сердечек! Теперь каждый из вас возьмите по одному сердечку, посмотрите на букву с обратной стороны и составьте соответствующую пару. (Дети-гномы выполняют задание). Молодцы! А теперь давайте, вместе попробуем сложить какое-нибудь слово из этих букв. (Получается слово «пожалуйста»).

– Какое это слово? (волшебное, вежливое, доброе). Каждый человек должен иметь добрую душу, уметь говорить вежливые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду.

Упражнение «Ваза с вежливыми словами»

– Посмотрите, какая красивая волшебная ваза. Так как вы, гномики, когда-то добывали различные камни. Их мы сейчас используем для одной игры. Надо класть камушек в вазу и говорить одно какое-нибудь доброе, волшебное слово. Чтобы быть добрым, надо говорить вежливые слова.

(Дети-гномы говорят, кладут камни в вазу).

– Вот у нас получилась светлая, богатая ваза. Молодцы!

(Дети садятся на стульчики).

Дидактическая игра «Какой это поступок»

(Использование мультимедийного проектора или картинок с добрыми (не добрыми) поступками детей).

– Хороший человек должен не только уметь говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки.

(Дети работают с сигнальными символами (красный – плохой поступок, зелёный – хороший, добрый поступок) и объясняют свой выбор).

– Какие пословицы о добре, доброте вы знаете?

– При солнышке – тепло, при матери – добро;

– Доброе слово человеку – что дождь в засуху;

-Доброе дело само себя хвалит;

– Жизнь дана на добрые дела;

– Добро не умрёт, а зло пропадет;

– Добрый гость всегда впору;

– Доброе слово и железные ворота открывает;

– Добра желаешь, добро и делай.

– Молодцы, объясните мне пословицу…

Физкультминутка «Жил-был маленький гном…»

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают кашу»)

И всем-всем-всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья!» (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу улыбайтесь! (улыбаются)

-У доброго человека всегда доброе выражение лица, он часто улыбается и от этого другим становится лучше.

Лепка «Печенье для гостей»

– А сейчас я предлагаю нашим гостям сделать приятное – слепить из пластилина (шариковой массы для лепки) печенье в форме сердечка и украсить их бисером, разноцветными бусинками.

(Дети садятся за столы, лепят печенье, а затем «угощают» гостей.)

Итог.

– Ребята, где мы сегодня побывали? (В стране Доброты и Любви).

-Кем мы были? Что мы нового узнали? И что мы запомнили на будущее? (Чтобы радость людям дарить, надо добрым, вежливым, заботливым быть).

– Так давайте будем дарить добро всем окружающим нам людям!!!

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-i-hudojestvennoy-literature-starshaya-gruppa.html

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений: Нанайская сказка «Айога»

Программное содержание: Познакомить с Нанайской народной сказкой «Айога»;

Задачи:

Образовательные:

  • Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать;
  • Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать умение инсценировать отрывки из сказки.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народному творчеству
  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать заботливое отношение к близким.

Оборудование: картинка куклы в нанайском костюме, презентация сказки.

Ход:

– Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказке.

– Но прежде ответьте, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

– Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

– Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

– А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

– Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». Эта сказка про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. Но прежде хочу рассказать, кто такие Нанайцы.

Показ презентации о нанайцах и самой сказки.

После презентации-сказки беседа с детьми.

Вопросы к детям:

– Понравилась вам эта сказка?

– Эту сказку можно назвать волшебной?

– Какое волшебство в ней происходит?

– О ком эта сказка?

– Чем Айога занималась все время?

– Расскажите какая она по характеру? (хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям, самолюбивая, гордая, ленивая)

– Какие поступки Айоги вам не понравились?

– Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой) Вспомнить, как это было помогут нам 2 девочки. Инсценирование сказки.

– Кто помог матери Айоги? (Соседская девочка)

– Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (добрая, внимательная, щедрая, бескорыстная, послушная, вежливая, ласковая, отзывчивая, трудолюбивая)

– Какая по характеру мама Айоги? (добрая трудолюбивая, заботливая, мудрая, справедливая)

– Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (Ответы детей).

– Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)

– Мать поступила по справедливости? (Да) В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

– Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

– К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

– Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

– Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

– А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

– В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

Ребята давайте немного отдохнём.

Игра «Мы встречаем друзей, вот так»

На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети выполняют соответствующие движения:

Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)

Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)

Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)

И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)

Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)

Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» – кладет левую руку на правую ладонь партнера)

И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)

Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» – дети хлопают в ладоши)

– Чему учит нас эта сказка?

– А как вы помогаете родителям?

Игра «Назови лишнее»

Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему:

улыбка, радость, грусть, веселье

доброта, забота, внимательность, злость

щедрый, добрый, жадный, заботливый

лживый, справедливый, честный, культурный

трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый

– Ребята, я подобрала пословицы о труде, доброте, помощи, послушайте их:

“Жизнь дана на добрые дела”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела.”, “Человек от лени болеет, а от труда здоровеет”, “Всякий человек в деле познаётся”, “Без труда нет добра”, “Маленькое дело лучше большого безделья”, «Труд кормит, а лень портит».

Молодцы! Очень надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Загрузить: skazka_ajoga.ppt (3,41мб)

Источник: https://firmanuk-pdds30.edumsko.ru/folders/post/1206538

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :Чтение русской народной сказки “Хаврошечка”

Автор материала: Нугманова Динара Ибрагимовна

Тема:Чтение русской народной сказки “Хаврошечка”

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой “Хаврошечка” (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить известные им русские народные сказки и назвать самое любимое произведение. Педагог напоминает ребятам сказки, с которыми их знакомили в этом году.

Дети вспоминают, как начинаются народные сказки, какими фразами заканчиваются.

“А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня, – продолжает разговор педагог, – начинается так: “Есть на свете люди хорошие , есть и похуже , есть и такие, которые своего брата не стыдятся” “.

Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные слова. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: “Есть и такие, которые своего брата не стыдятся”.

“Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?” – спрашивает педагог. Выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:

Посылали молодицу

Под горушку по водицу,

А водица далеко,

А ведерко велико.

“Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди, – объясняет воспитатель. – И называется сказка – “Хаврошечка””.

Прочитав сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать сказочные образы и сказочные ситуации.

Читайте также:  Развлечение «посиделки» в подготовительной группе

 (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, срабатывалось как бы само собою; из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила.)

“Замечательная яблоня из коровьих косточек выросла. Это она?” – педагог показывает ребятам картинку с изображением яблони. ( Нет, здесь яблочки не наливные, листья не золотые, веточки не серебряные.)

Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Воспитатель предлагает желающим в свободное время сделать из обычной яблони волшебную (коллективная работа).

Заканчивая занятие, педагог предлагает повторить концовку сказки: “И стала она в добре поживать, лиха не знать”.

Примечание. Вне занятий ребята (по желанию) при участии педагога могут воспроизвести диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах).

Хаврошечка. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.

Коровушка . Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Диалог повторяется 2–3 раза. Перед каждым новым выступлением дети-слушатели хором приговаривают: “Спи, глазок, спи, другой!”

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-g-3276.html

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой (Область «Коммуникация») в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка детский сад №19 города МожгиКонспектнепосредственно-образовательной деятельностипо ознакомлению с художественной литературой(Область «Коммуникация»)в старшей группе

Тема: «Чтение русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Тема недели: «В гости к мастерам глиняной игрушки»Выполнила:Соковикова АйнаБорисовна Можга, 2013 г.

Цель: Учить детей осмысливать идею сказки.

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей со сказкой.
  2. Закреплять умение детей понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков.
  3. Учить делать самостоятельные выводы.
  4. Выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста.
  5. Учить понимать смысл пословиц.
  1. Развивать эмоциональную выразительность речи.
  2. Упражнять в употреблении простых и сложносочиненных предложений.
  3. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
  4. Упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
  5. Развивать воображение, творческие способности через театрализованную деятельность.
  1. Воспитывать негативное отношение к хитрости, жадности.

^

Познание

Обогащать сенсорный опыт детей для оценки свойств предметов (кувшин – узкий, тарелка – мелкая, нос – короткий, клюв – длинный); при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования; сравнивать предметы, выделяя их признаки.

Социализация

Обогащать представления детей с помощью детской литературы, развивать умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать её, по побуждению воспитателя высказывать предположения о том, что произойдет дальше, передавать диалоги героев; участвовать в театрализации, мимикой и жестами, движениями передавать состояние персонажей.

Коммуникация

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении; развивать связную монологическую и диалогическую речь при пересказе сказки, отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи; воспитывать желание использовать интонационную выразительность; развивать словарь посредством знакомства детей со сказкой.

^ Званый пир, куманек, потчевала, не обессудь, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебала.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Заучивание стихов и загадок по теме.

^ Сундучок; иллюстрации лисы и журавля; схемы; глиняная посуда: глубокая и мелкая тарелки, кувшин с узким горлышком; книга «Лиса и журавль»; манная крупа; пинцет; игрушка лисы; маски лисы и журавля; веревочки; фишки.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на сундучок, интересуется, хотят ли они узнать, что находится внутри?  Для этого предлагает отгадать 2 загадки:Ночью светят с бугоркаДва зелёных огонька,Там хозяйка рыжей шубыНа зайчишек точит зубы. (Лиса) Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Вкусных попрыгушек. (Журавль)

^

Воспитатель: В сундучке еще есть интересные вещи.

Достает из сундучка тарелку и кувшин.

Вопросы:

  1. Что за предметы лежали внутри? (Посуда. Тарелка и кувшин.)
  2. Какое горлышко у кувшина? (Узкое.)
  3. Из чего они сделаны? (Из глины.)
  4. Если очень постараться, можно ли из глины слепить фигурки лисы или журавля?

Предлагает попробовать.

Физминутка «Глина» (Анатолий Пастернак).

Мягкую, вязкую глину возьмем.

Шлепнем-пошлепнем, чтоб стала послушной… (движения рук по тексту)

Лепим-прилепим, месим и мнем –

Вот наш журавль, (машут крыльями)

Вот лисичкины ушки. (изображают уши)

Вот – ее мордочка, вот – его рот.

Вот – ее носик, а вот – его глазки. (движения рук по тексту)

Глина от пальцев силу берет.

Чтоб рассказать нам веселую сказку. (сгибают-разгибают пальцы)

Глина, конечно, из грязи взялась. (катают «глину» между ладоней)

Но, обжигаясь в печи, как посуда,Дождик забыла, слякоть и грязь

И превратилась в фигурное чудо! (дети застывают в позе журавля или лисы)

Вопросы:

  1. Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?

( Нет, лиса хищное животное).

  1. Скажите, а где они могли бы подружиться? (В сказке).
  2. Хотите узнать, как лиса и журавль с помощью нашей глиняной посуды потчевали друг друга?
  3. А как вы понимаете слово «потчевали»? (Угощали).

Вынимает из сундучка книгу, предлагает послушать сказку «Лиса и Журавль», в которой встречается много интересных слов.

Беседа и обсуждение непонятных для детей слов.

  • «не обессудь, куманёк» (не вини, не суди);
  • «нечем потчевать» (нечем угощать);
  • «не солоно хлебала» (ни с чем);
  • «взяла досада» (расстроилась, рассердилась).

Чтение сказки.

Вопросы:

  1. О ком рассказывается в этой сказке? (О лисе и журавле)
  2. Почему лиса решила позвать журавля к себе в гости? (Хотела подружиться)
  3. Почему лиса угощала журавля из тарелки? (Жалко было свою кашу)
  4. Каким голосом она позвала его? (Хитрым, сладким).

Предлагает встать и попробовать детям позвать журавля жестами и таким же голосом. (^

– Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!Предлагает посмотреть, мог ли журавль съесть лисье угощение?

^

(На блюдце манная крупа. Захватывание манной крупы пинцетом).

Вопросы:

1. Каким тоном отблагодарил лису журавль? ( С обидой в голосе).

– Ну, спасибо, кума, и на этом! (^

2. А с какой интонацией в голосе, журавль пригласил лису?

–  Теперь ты приходи ко мне в гости.Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?

^

(Показать, что мордочка лисы не проходит в кувшин)

Вопросы:

  1. А почему журавль решил попотчевать лису из кувшина? (Захотел проучить ее)
  2. Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, жадная)
  3. Что можно сказать о журавле? (Мудрый, умный)
  4. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши? ( Ни с чем)  
  5. Как аукнется, так и откликнется? (С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь)

Воспитатель предлагает из веревочек выложить круглую тарелочку, а потом кувшин с узким горлышком.Воспитатель предлагает послушать сказку ещё раз и пересказать её, опираясь на схемы.

Дети пересказывают по цепочке (один начинает, другой продолжает).

^

Лиса и Журавль по очереди угощают друг друга.Вопросы:

  1. Предлагает вспомнить, какими словами заканчивается сказка?

(«Как аукнется, так и откликнется»)

  1. Что эти слова означают? (Если ты кому-то сделал хорошо, то и тебе ответят добром. А если ты кому-то сделаешь плохо, то зло может к тебе вернуться).

Напоминает похожие пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь», «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». А у нас в сундучке есть еще одна глиняная тарелка. Она не мелкая, как у лисы, а… (Глубокая). Как вы думаете, чем бы закончилась сказка, если бы лиса сразу потчевала журавля из такой тарелки? (Ответы детей).

Рефлексия.

Воспитатель предлагает заглянуть в сундучок. (На дне лежат зеленые и красные фишки) Предлагает подумать и выполнить задание: кто считает, что сможет дома рассказать сказку – кладут красные фишки в одну тарелку, кто затрудняется – в другую тарелку.

(Если красных фишек будет больше, можно подытожить, что теперь лиса и журавль точно помирятся).

Источник: http://top-bal.ru/literatura/65210/index.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Конспекты занятий, НОД | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

Автор: Еремина Татьяна Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №11»

Населенный пункт: Тверская область, г. Вышний Волочёк

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи:упражнять в  составлении простых  предложений самостоятельно, опираясь на схемы.

2. Совершенствовать связную речь.

3. Расширять словарный запас.

4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим     содержанием.

5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.

6. Воспитывать культуру речевого общения.

7. Воспитывать любовь к животным.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо). Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай ласковое слово», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на графические схемы.

Оборудование: доска,  картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, организация выставки произведений В.В.Бианки, чтение рассказа В.В.Бианки «Купание медвежат».

Словарная работа: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала,  испугался.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

«Друг на друга посмотрели, Крепко за руки взялись. Влево вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись.»

Воспитатель: Ребята , вы любите отгадывать загадки? (Да) Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь.

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.

Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Ответы детей: Медведи.

Воспитатель: Правильно, это медведи. ( показ картины с изображением медведя)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют ?

Ответы детей: Потому что они ведают( знают), где есть мёд.

Дидактическая игра: «Придумай ласковое  слово»

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведя? (Медвежонок, Мишутка и т.д.) . Молодцы, ребята.

2.Чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, сегодня  я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат».
 

Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его и надавала шлепков, а потом – в воду, как и первого.

 Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, имедвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная  вода хорошо освежила их.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

А что означает слово «бурая»?(Значение слова по словарю Ушакова: 
Серовато-коричневый.  Черный с красноватым отливом (о масти лошади, о цвете шерсти). Бурый медведь. )

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .

Воспитатель: И что медведица сделала? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.) А что значит «за шиворот»? (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. за шиворот -за ворот, за воротник.  ) А почему так делают животные? ( чтобы успокоить детёнышей)

Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? ( погружать, опускать)

Воспитатель: Медведица купает медвежонка, заботиться о нём, значит она какая? (медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? (медведица большая).

Воспитатель: Как сказать по – другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).

Воспитатель: Что сделала мама-медведица  медвежонку? (Медведица догнала  и надавала медвежонку шлепков).А что значит слово  «шлепок»? (Толковый словарь Ожегова. шлепок – удар плашмя (чем-нибудь мягким), шлепнула легонько, не больно, любя )

Воспитатель: Почему медведица всё – таки заставляет медвежат купаться? Вспомните , о каком времени  года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день ? (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах,шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Остались ли медвежата  довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

Воспитатель: А какие вы сказки знаете про медведей? ( «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.)

Читайте также:  О. кригер. петушок

Мы сейчас с вами поиграем в сказку «Три медведя».

Физминутка: «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Вперевалочку ходили.

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Я вам  прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. Ачитать рассказя буду с помощью схем.

Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.

Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его и надавала шлепков, а потом – в воду, как и первого.

 Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная  вода хорошо освежила их.

Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)

Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.

А потом? ( Как убежал медвежонок в лес)

А потом? (Как купали второго медвежонка.) .

И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)

Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)

3. Итог занятия:

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?(«Купание медвежат»)

Воспитатель: А на какое произведение похож наш рассказ?( На рассказ В.В.Бианки «Купание медвежат». )

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?( бурая, за шиворот,окунала, знойный и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?

Ответы детей:…

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на занятии (индивидуальный анализ), и поэтому вам дарим игру-пазлы по произведению В.В.Бианки «Купание медвежат».

Литература:

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Источник: http://www.pedm.ru/categories/5/articles/1063

В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий

Страница:

  • >

   Можно сочинить концовку к сказке Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски» (пересказ с английского Н. Шерешевской). Дети придумывают, где тигренок искал полоски, кого просил одолжить их ему или нарисовать, чем закончились его приключения.   А сказки Дж. Родари, у которых три конца («Собака, которая не умела лаять» и др.), – хороший дидактический материал, ориентирующий на творческое рассказывание.

   Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок без опоры на литературные тексты. Воспитатель задает детям тему, помогает им составить рассказ и понятно для слушателей изложить его. Можно предложить детям следующие темы:

   • сказка о том, как медвежонок ловил луну;   • сказка о том, как белый медведь забрел в Африку, и что из этого вышло;   • сказка о том, как ежонок-грубиян и заинька-паинька путешествовали;   • сказка о том, как барсучишка храбрости набирался.

   В старшей группе продолжается совершенствование умения составлять рассказы на темы из личного опыта. Здесь тоже очень важен выбор темы и наличие плана рассказа.

Можно предложить детям следующие темы: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с праздником», «Как мы следы осени искали» (коллективный опыт); «Моя любимая игрушка (любимый мультфильм)», «Наша проказница кошка (мой знакомый пес)» и т.п.

   Дети 5–6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других поэтов).   Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.   Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.   В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X.К. Андерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева «Малыш и Жучка»; А. Гайдар «Чук и Гек»; Л. Толстой «Косточка»); произведения о взаимоотношениях в мире людей и животных (Л. Толстой «Лев и собачка»; Г. Снегирев «Отважный пингвиненок» и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С. Георгиев и др.).   Как и прежде, читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад.   Уже в средней группе вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»; Т. Александрова «Домовенок Кузька»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и т. п.).   Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы.   • В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.   • Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова «Крупеничка» предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами-семенами).   • Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения о содержании книги. Например: «Новая сказка Бориса Заходера называется „Серая звездочка“. Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?»   Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.   • Вопросы воспитателя.   • Рассматривание иллюстраций к произведению.   • Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.   • Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.   • Чтение отрывков из текста по просьбе детей.   Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:   – рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: «Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы» (К. Паустовский «Кот-ворюга»);

   – рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее.

Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты… (краса ее прибавлялась)» («Финист – Ясный сокол», русская народная сказка).

Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся… (добрым людям на радость)! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты… (всем людям на угоду)!» (Н. Телешов «Крупеничка»);

   – драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александровой «Домовенок Кузька»).   Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: «Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется „Заяц-хвастун“?» (русская народная сказка, обработка О. Капицы).   Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.   Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…»   Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:   Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»   Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).   В списках литературы много стихотворений, посвященных природе. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседневной жизни (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.    В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания и для чтения в лицах.   Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3–5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.   Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример.   Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»   Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Эти удивительные животные!», «Небывальщина да неслыхальщина», «Веселые стихи» и т. д.   В планы занятий можно включить:   • викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);   • драматизации небольших отрывков из 1–2 произведений (готовятся заранее);   • выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):    • чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);   • конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).   Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.   «Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.   В таблице указаны номера занятий, на которых решаются конкретные программные задачи. 
   В эти месяцы во время дневных и вечерних прогулок следует обращать внимание детей на то, как с наступлением осеннего периода меняется природа, читать стихи о ранней и поздней осени.   Читать по-прежнему надо ежедневно в удобное для детей и педагога время (утром до завтрака; укладывая детей на дневной сон; перед выходом на вечернюю прогулку). Читать следует, прежде всего, программные произведения (новые и уже известные детям). Перед сном – петь колыбельные; рассказывать сказки и рассказы со спокойно развивающимся сюжетом. Возможно чтение произведения по главам, например, «Домовенок Кузька» Т. Александровой, «Господин Ау» Х. Мякеля (перевод с финского Э. Успенского), «Чук и Гек» А. Гайдара, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера (перевод с немецкого Ю. Коринца), «Пингвиний пляж» Г. Снегирева и др.   Дети старшего дошкольного возраста не испытывают такого наслаждения от русских народных песен, потешек, как малыши, радующиеся ритмичности произведений. Но малые формы фольклора помогают решить многие бытовые проблемы, являются ключом к постижению богатства русского языка (см. Приложение). Например, помогая ребенку подняться, педагог говорит:   Если все в порядке, воспитатель цитирует концовку песенки «Как на тоненький ледок…»:
   Поливая цветы, протирая листочки, педагог может проговорить строчки из песенки «Уж я колышки тешу…»:
   «Серьезный совет» Р. Сефа (дети учат стихотворение наизусть) помогает быстро успокоить спорщиков:
   С детьми нужно много играть в настольные (в том числе в детское и взрослое домино), словесные, подвижные игры. Среди настольных игр большой популярностью у старших дошкольников пользуются «Крестики-нолики».
   Игры со словами активизируют речь и мышление дошкольников, например, игры, в ходе которых дети сочиняют небылицы и нелепицы («Что получится, то и получится», «Кто это был?»). Параллельно старших дошкольников знакомят с лучшими авторскими и народными образцами этого жанра («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка…» – русские народные песенки; «Пудель» С. Маршака и т. п.).
   Развитию звукопроизношения и внимания детей способствует следующая игра.
   На прогулке и на занятиях дети с удовольствием играют в игру на составление цепочек слов.

Читайте также:  Возрастные особенности ребенка от 3 до 6 лет

   Воспитатель называет слово, например, лето, а дети конкретизируют его: жарко, ягоды, солнце, длинный, долгий день, сенокос, белые ночи и т. п. (Тесто – хлеб, булка, калачи, крендели, сушки и т. п.) И так далее.

   Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

   Воспитатель интересуется, не забыли ли дети, как называется их группа (старшая) и почему они зачислены в эту группу.   «Вам всем уже давно или недавно исполнилось пять лет, и вы действительно достойны носить звание старших детей в детском саду.

   Старшие дети – помощники нам, взрослым, и пример для малышей. Вы много знаете и многое умеете делать – рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать. Но многому вы должны еще научиться, чтобы стать интересными собеседниками и воспитанными детьми, настоящими старшими дошкольниками. Собеседник – это кто? (Беседа – собеседник.) А интересный собеседник?

   Многие из вас уже были на море, летали на самолете, были в парке с разными аттракционами. Поделитесь с нами своми впечатлениями».   Воспитатель выслушивает всех желающих, оценивает ответы. Поясняет, что важно уметь рассказывать так, чтобы слушатель в обычном «увидел» необычное.   Педагог напоминает, что сегодняшнее занятие – это занятие по развитию речи. Уточняет, чему дети учатся на этих занятиях (рассказывать, правильно и красиво говорить на родном языке).

  • >

Источник: http://TheLib.ru/books/v_v_gerbova/zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_detskogo_sada_plany_zanyatiy-read-2.html

Мбдоу – д/с “красная шапочка”

ТЕМА: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь,  урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать,  народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.

Ход занятия:

1.    Организационный момент

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети: здравствуйте.

Наша беседа совсем неслучайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

-Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.

Сорока-ворона кашу варила,                водят пальцем по ладошке

     Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил.                  загибают по очереди пальцы

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дрова не рубил,         грозят пальчиком

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

-Что мы с вами рассказали?  (Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей.

С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.

2. Чтение сказки

– В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).

«Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»? (Дети: Убирать урожай)

3. Беседа по содержанию сказки

-Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

-Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

-Значит это… русская народная сказка.

-Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

-Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

-А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

-Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

-Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

-Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю – вершки, себе -корешки

-А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

-Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

-Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

-В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит».

Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

4. Физминутка: речь с движением «В огороде»

– У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,                              идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,                    имитация движений

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

       Круглый, сочный, очень вкусный,   показывают круг

       Щавеля нарвем немножко                 имитируют

       И вернемся по дорожке,                     идут по кругу, взявшись за руки

5. Дидактическая игра  «Вершки и корешки»

-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких – корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки?  Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок – вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

6.  Давайте вспомним, какую сказку мы слушали?  («Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите репку, а дома родным вы расскажите сказку.

Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание репки.

7. Подведение итогов. Оценка работы детей

-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали репку )

                               Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:           — Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Источник: http://redshapochka.ucoz.ru/publ/vospitatelno_obrazovatelnye_meroprijatija/konspekt_zanjatija_po_oznakomleniju_s_khudozhestvennoj_literaturoj_v_starshej_gruppe/3-1-0-6

Ссылка на основную публикацию