Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. достопримечательности родного города воронеж

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: «Мой город»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Достопримечательности родного города Воронеж

Конспект занятия «Мой родной город»

в средней группе

Лисименко Елена Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 55»

город Северск Томской области

Образовательня область: познавательное развитие.

Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность:

. Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, нам необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники.

Основная цель воспитателя — помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви.

Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.

При знакомстве дошкольников с родным городом, его достопримечательностями, мы преподносим материал доходчиво, понятно, эмоционально. Начинаем работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту

Тип занятия: открытие нового знания.

Цель: закрепить представления о родном городе.

Задачи:

1.Закрепить и расширить знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях, детском саде.  Знакомить детей с ближайшим окружением, обращая внимание на здания города, их архитектурные особенности.

2. Развивать мышление, речь детей, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности.

3.Воспитывать любовь к родному городу.  Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.

Раздаточный материал: фотографии и иллюстрации города, иллюстрации старых и новых домов, построенных из разных материалов. Для игры «Где-что?»  картинки с изображением разных предметов, подходящим по смыслу различным зданиям: школе, больнице, магазину, детскому саду. Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Автобус».

Словарная работа:  этажи, многоэтажные, улица, тротуар, проезжая часть, родственники, соседи, семья,

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности

Воспитатель: — В каком городе мы живем?  Правда, у нашего города красивое название?  А мы с вами и все люди, которые живут в нашем городе, называются северчане. 

— Люди, которые родились и живут в каком-либо городе, любят его, он для них родной.

— А хотите отправиться в путешествие по Северску?

— На чем можно путешествовать?

— А на чем лучше проехаться по городу?

— Согласны поехать на автобусе? Тогда занимайте свои  места и поехали! Наше путешествие по Северску начинается. (Проводятся элементы сюжетно-ролевой игры «Автобус»). Звучит музыка. 

Воспитатель: — Ребята, посмотрите внимательно, что вы  видите? (дома)

— Какие бывают дома? (дома бывают разные: высокие и низкие, широкие и узкие, из кирпича — кирпичные, из панелей — панельные, из дерева — деревянные)

Воспитатель:

Утром рано мы встаем, город видим за окном.

Он проснулся, он живет, нас на улицу зовет.

Дома бывают разные: высокие и низкие,

Зеленые и красные, далекие и близкие.

Панельные, кирпичные, вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные – дома бывают разные.

Воспитатель:  — Ребята, кто же живет в этих разных домах? (в домах живут люди). Как можно назвать людей, живущих в одном доме, на одной лестничной площадке, в квартирах  по соседству? (соседи).

— Дима, расскажи, в каком доме ты живешь. А Лера  в каком доме живет? (я живу в высоком доме, в нем много этажей; а я живу в доме, где пять этажей). На каком этаже ты живешь? Есть ли лифт в твоем доме? Сколько подъездов в твоем доме?(дети отвечают).

— Вы живешь в доме одни? (с родными: мамой, папой, братом; со взрослыми)

— Ребята, а как можно сказать одним словом о тех, с кем вы живете в одной квартире? (семья, родные, родственники).

— Значит, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Физкультминутка «Улыбнись».

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.                     (Одна рука вверх, другая вниз,

Руки движутся навстречу.                  рывками  руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись.                    (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай.                         (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно.                      (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Мы размяться все успели,

И на место снова сели.

Воспитатель: Вспомните, на какой улице вы живёте?  (ответы детей)              

                         Молодцы! Много улиц знаете.

— Ребята, а знаете почему » улица» называется » улица»? Давайте вслушаемся — «у-ли-ца». Не догадались? Я вам сейчас расскажу. Давайте встанем в две шеренги друг напротив друга, покажите друг другу свои лица, улыбнитесь. Вот так и дома стоят, лицом друг другу. А я пройдусь между вами.

Сколько лиц? У — лица- какие! Вот и получилась улица! Поняли? Теперь вы будете знать и родителям расскажите, почему улицу назвали улицей.

— Ребята, посмотрите внимательно, вы заметили, как стоят дома? Правильно, дома стоят в один ряд. Между домами есть пространство для прохода и проезда, дома образуют улицу.

— А как называется место, где движется транспорт? (дорога)

— По дороге проезжает очень много транспорта, еще говорят, что это — проезжая часть.

— Еще на улице есть тротуар – это пешеходная часть улицы, где ходят люди.

— Ребята, а вы знаете, на какой улице находится наш детский сад?

— Улица Калинина — это малая часть нашего города.

Воспитатель: — Остановку мы совершим на центральной площади нашего города. Выходите из автобуса и подойдите ко мне. Давайте посмотрим на центральную площадь на фото.

Вот какой наш город большой и красивый. А  чтобы он оставался таким красивым, по городу разъезжают поливальные машины. Они подметают и очищают улицы. Дворники подметают улицы. Строители строят новые красивые дома. А что можем сделать мы?

Воспитатель: Хоть мы и маленькие, но мы можем потренироваться и построить свой город и улицу.

Воспитатель:- Поместам, продолжаем наше путешествие. Занимайте свои места в автобусе и поедем дальше.

— А теперь посмотрите в окно. Мы видим театр. Что показывают в театре?

— Какие спектакли вы смотрели в театре?

— Какие еще вы знаете театры в нашем городе? (Ответы детей)

— А сейчас наш путь лежит мимо музея. А что можно увидеть в музее? Какие есть музеи?

— Обратите внимание на эти знаки, они все имеют одинаковую форму. Кто знает, что это такое? (герб)

— Это гербы разных городов, герб – это символ каждого города, страны. На нем старались изобразить что-то очень важное для города (показывает герб Томска, Северска)

Читайте также:  Зимние подвижные игры для школьников

— Покажите мне герб г. Томска, почему здесь изображена лошадь (основным средством передвижения в старые времена были лошади).

— Покажите г. Северска.(на нем изображен мирный атом, т.к. наш город относится к атомной промышленности)

— У всех домов в нашем городе есть свое назначение. Выходите из автобуса. Перед вами различные здания: школа, больница, детский сад, музей. У меня есть предметы, которые должны в них находиться. Разложите, пожалуйста, эти предметы по назначению.

Игра «Где что?». Дети самостоятельно раскладывают картинки. Звучит музыка.

Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, обсуждает возможные ошибки или затруднения детей.

— Мы с вами замечательно путешествовали, весело играли, но пора возвращаться в детский сад. (Дети рассаживаются в автобус).

— На какой улице находится наш детский сад?

Вот мы и приехали в нашу группу! Вам понравилось  путешествие?

Как называется город, в котором мы живем?

На какой улице находиться наш детский сад?

Что такое герб?

Как называют людей, которые живут в г. Северске? Томске?

Сколько лет нашему городу?

Как называется река, на которой стоит наш город?

Почему наш город назвали Северском?

Проводится аппликация «Наш город».

Воспитатель: Вот ребята, какой красивый город у нас получился, мы все сегодня очень хорошо потрудились.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/24/moy-gorod

Конспект-занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью «Город — деревня» (средняя группа)

«Город – деревня». Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа)

Цель: 

-познакомить детей с понятиями город и село (деревня);  — рассмотреть иллюстрации с изображением города, деревни и найти внешние отличия;  — показать красоту родного города и вызвать восхищение детей;  — воспитывать любовь к родному городу;  — вспомнить с детьми их домашний адрес, для чего необходимо его знать. 

Материал: картины с изображением города, деревни; иллюстрации с изображением достопримечательностей родного города Тольятти, зеленые и синие фишки. 
 

Предварительная работа: экскурсии по улицам города детей с родителями.  Ход занятия.  1.Понятие город, деревня.

  — Ребята, скажите, где мы с вами живём? (В Тольятти)  — А Тольятти – это что? (Город)  — А почему вы считаете что Тольятти это город? (высокие многоэтажные дома, заасфальтированные широкие дороги, много машин, на перекрестках дорог установлены светофоры…)  — Значит мы живем в городе Тольятти.

 (воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед навесной доской).  — Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, это изображение города? (показываю картину города)  — Почему? Что вы тут видите? (многоэтажные, высокие дома, во дворе домов детская площадка, заасфальтированные дороги, широкие дороги, по дороге едут машины, много машин, мало зелени).

  — А теперь посмотрите на эту картину. (Деревня).  — Вы можете сказать, что здесь тоже изображение города? (нет).  — А что это? (Деревня).

  — А как вы догадались? Почему это не город? Что здесь другое? (деревянные дома — одноэтажные, колодец во дворе, за домом растет сад, вокруг дома деревянный забор, незаасфальтированные дороги, много зелени – травы, деревьев, огород, на лугу пасутся гуси, рядом с деревней течет речка).  — А кто-нибудь из вас был в деревне? Расскажите, какие там дома.

А какой был транспорт? (ответы детей).  2. Игра: «Что, где бывает?»  (дети встают в круг).  — Я вам дам каждому по две фишки. Зеленая фишка будет означать деревня. Синяя фишка – город. Я буду вам говорить, что бывает в городе или в деревне, а вы подумайте и покажите нужную фишку.  Например: сад с яблоками (зеленая фишка).

  На дорогах много машин (синяя фишка).  А теперь думайте сами!  — Колодец во дворе. (зел.)  — Многоэтажные, высокие дома. (син.)  — Заасфальтированные широкие дороги. (син.)  — Одноэтажные дома. (зел.)  — На лугу пасутся домашние животные, птицы. (зел.)  — Молодцы, ребята!  3. Физминутка.

  Мой город любимый,  Мой город красивый,  Он быстро растет, хорошеет,  И мы вместе с ним.  4. Выставка «Красота родного города».  — Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Я думаю вы сразу догадаетесь откуда они.

(Это изображение нашего города)  — Правильно! Может, вы узнаете некоторые части нашего города? (наш детский сад, театр кукол «Пиллигрим», дворец спорта «Волгарь», технический музей имени К. Г. Сахарова, церковь, Тольяттинская филармония, памятник преданности, парк Победы, фонтан у торгового центра «Весна», монументально – скульптурные композиции «История транспорта») . — Может кто – то нашел свой дом на иллюстрации.  5. Мой домашний адрес.  — А как вы думаете, человек должен знать свой домашний адрес? (да)  — Почему? (чтобы знать, где он живет)  — Н – р, если родители вызвали городское такси, водитель спрашивает куда вас везти. Вы называете нужный адрес, домашний и он везет вас куда надо.  — Ребята, может кто – то из вас запомнил свой домашний адрес и может нам назвать? (дети называют)  6. Итог. 

Сегодня мы с вами сравнили, как выглядит город и деревня, познакомились и закрепили уже имеющиеся знания о памятниках и достопримечательностях нашего города

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-zaniatiie-po-oznakomlieniiu-doshkol-nikov-s-okruzhaiushchim-i-sotsial-noi-dieistvitiel-nost-iu-gorod-dierievnia-sriedniaia-ghruppa

Методическая копилка

Автор:

Воспитатель: Балятинских Светлана Андреевна

Задачи: 1. Закреплять  представления у детей  о достопримечательностях  города Перми.

                2. Развивать навыки гостеприимства( вежливо общаться, откликаться о просьбе о помощи).

                3. Воспитывать гордость за свою Родину.

Дети свободно передвигаются по группе.

Входит турист (путешественник):  Здравствуйте, ребята. Куда это я попала, наверное не на тот автобус села.( Ответы детей)

А как вы думаете кто я? Попробуйте отгадать загадку?

Ездит по далеким странам,

И по разным городам.

Поездом и теплоходом,

Самолетом, пароходом

Может он прибыть и к вам.

Любит посещать музеи,

Галереи картинные,

Рассматривать здания

И предметы старинные.

Кто же это, отвечайте,

Лишь задумавшись на миг.

Догадались? Ну конечно-

Это? (Путешественник!)( Автор С.А.Балятинских).

Правильно, я путешественник, точнее путешественница. А как еще можно сказать? ( Турист). А из какой я страны, можете сказать? (Из России). Как вы узнали?  (По флагу на рюкзаке.) А кто может рассказать стихотворение про Российский флаг? ( Дети читают стихотворение В.Степанова)

Российский флаг

Белый цвет- березка,

Синий- неба цвет,

Красная полоска-

Солнечный рассвет!

Путешественница:  А вот в  какой стране вы живете, я узнаю, когда вы соберете изображение флага своей страны. ( Достаёт  из рюкзака конверт с принадлежностями для игры).

Игра: « Собери изображение флага» (« по типу разрезные картинки»)

Путешественница:  Теперь  понятно , что мы свами из одной страны- РОССИИ. Россия наша страна. Как вы думаете  Россия большая страна?( Ответы детей)  Как это можно увидеть?Кто может показать Россию на карте! ( Несколько детей подходят к карте и выполняют задание).

Путешественница: Когда летишь на самолете очень хорошо  видно какая у нас большая страна. Давайте прочитаем про это стихотворение.

Дети читают отрывок из стихотворения  « Необъятная страна» (В. Степанов).

Если долго долго долго в самолете нам лететь,

Читайте также:  Сказка андерсена «гадкий утенок» на новый лад для начальной школы

Если долго долгодолго на Россию нам смотреть,

Мы поймем, тогда, какая наша Родина большая.

Путешественница: Россия большая страна, в ней много разных городов. А ваш город как называется? А как называются жители Перми?  Может быть вы и об этом стихотворение знаете?

Я и ты- Пермяки,

Вместе мы живем в Перми,

Здесь мы ходим в детский сад,

Где полным- полно ребят.

И ребята — все они,

                                                   Значит, тоже Пермяки! ( Автор С.А.Балятинских).

Физминутка

Педагог (путешественница) вместе с детьми выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения  П. Воронько.

Жура – Жура – журавель, облетал он сто земель,

Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: « Где же лучшая земля!»

Отвечал он пролетая: « Лучше нет Родного края!»

Вы сказали , что я  путешественница. Я в вашем городе первый раз. Хочу пожить здесь несколько дней, чтобы узнать побольшеинтересного. А жить мне негде. Где туристы могут поселиться в чужом городе? ( В гостиннице )

Ну хорошо, я иду  отдыхать в гостинницу, а то устала с дороги. Ой, совсем забыла! Какие интересные места, достопримечательности Перми вы предложили бы мне посетить?  Ответы  детей:

  • Цирк
  • Зоопарк
  • Кукольный театр
  • Детский парк
  • Краеведческий музей
  • Картинная галерея
  • Планетарий

Путешественница: Что там интересного? С кем ты туда ходил? На чем  туда можно добраться? Что больше всего запомнилось?

Рассказы детей

Цирк. Я люблю ходить в цирк. Туда мы ходили с мамой и папой. В цирке мне больше всего нравятся клоуны.

Зоопарк. В городе Перми есть зоопарк. Там живут разные звери. Мне нравится смотреть на огромного белого медведя.

Кукольный театр.В кукольном театре бывают представление: спектакли, сказки. Туда ходит много детей с родителями. Я люблю веселые, добрые сказки. В них добро побеждает зло.

Путешественница: А вы любите играть ?  Предлагаю  вам поиграть в игру «Где мы были?» Правила в ней такие : из моего рюкзака каждый по очереди будет доставать какой-то предмет, другие ребята попытаются отгадать, с помощью этого предмета, где побывал этот человек.

Игра  « Где мы были»

Цирк — нос, колпак, бант.

Зоопарк – животные.

Кукольный театр – куклы, бибабо.

Детский парк –картинки.

Краеведческий музей – старинные вещи.

Картинная галерея – картины, открытки.

Игру можно повторить несколько раз.

Путешественница:  Друзья мне очень понравилось с вами играть .А еще мне понравился ваш город, вы про него столько интересного рассказали. Но сейчас мне нужно возвращаться домой. Давайте в следующий раз совершим путешествие в мой город. До свидание!

Источник: http://ds415.ru/metodicheskaya-kopilka/konspekt-nod-dlya-detej-srednej-gruppy-tema—dostoprimechatelnosti-rodnogo-goroda/

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года»

  Цель: закрепить представления детей о признаках всех времен года.     

 Задачи: закрепить представления детей об основных признаках времен       

года, умение самостоятельно находить их, иметь представления об их чередовании; закреплять умение  читать символические обозначения;    развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы,  

развивать  образность речи, активизировать в речи детей эмоционально – оценочную лексику;

  воспитывать любознательность, бережное и заботливое  отношение к природе; умение взаимодействовать друг с другом.

  Материал: иллюстрации с изображением всех времен года, карточки – символы, бумага и карандаши для каждого ребенка.

  Формы работы: игровой  момент, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, самостоятельная работа детей.

  Предварительная работа: беседы на экологические темы,  заучивание стихотворений,    загадок,   наблюдение за живой природой и природными явлениями,   тематические    прогулки.

        Ход занятия:

упражнение на концентрацию внимания: Дима сядь  первый , Ира сядь справа от Димы,  на третий стул сядет Даша, между Мишей и Вовой сядет Катя и т.д.

   Восп.:  Ребята, кто-то к нам идет, вы слышите?  (стук в дверь)  Кто же там? Сейчас  посмотрю.

Заношу игрушку лесовичка.

Мы с вами много раз ходили в гости к старичку — лесовичку, а сегодня он к нам пришел.

    Лесовичок:         Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

                                Здравствуйте, мои пригожие!

                                А мальчики у нас как ясные соколы!

                                А девочки как аленькие цветочки!

                                   Расселись удобно? Вот и хорошо!                       

Восп.: Хочет лесовичок сказку вам рассказать, а заодно и проверить

внимательны ли вы, не зря ли целый год по лесам, полям, деревням

  путешествовали. Слушайте:

   Жил был царь. Проснулся он как-то  утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвал он помощника и велел ему в саду малины нарвать. Пошел  помощник,  но вернулся ни с чем.

— Почему?  ( ответы детей: Зима, зимой ягоды не растут)

— Когда ягоды поспевают?  ( летом).

Решил тогда царь отправиться в лес и посмотреть  на медведя.

— Как вы думаете, удалась ему эта царская забава?  (нет).

— Почему? (медведь зимой спит в берлоге).

— А кто еще из животных спит зимой?  ( еж).

Захотелось царю свою царевну порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки  угостить. Попросил он своих помощников  в лес, в сад идти.

— Удалось ли царю сделать приятное царице?

— Почему?  (…..)

— Когда цветут подснежники?  ( весной).

— Когда созревают яблоки?  ( осенью).

Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следом идет.

— Ребята, помогите царю. (на столе лежат картинки с изображением времен года).

— Посмотрите, здесь все картинки перепутались. Давайте разберемся, как нужно эти карточки разделить на 4 группы, по какому принципу.

Дети рассматривают картинки и выясняют, что на них изображены 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Дети отбирают отдельно  летние, зимние, весенние и осенние иллюстративные картинки и размещают их на соответствующих карточках.

   Все работы коллективно проверяются вместе с лесовичком.

Он же задает ребятам вопросы:

— Назовите времена года? (зима, весна, лето и осень),

— Сколько их? (4).

— Что идет после осени? (…).   Лета? (…).  Весны? (…).  Зимы? (…).

— Что было до лета? И т.д.

— Какая была зима в этом году? (…..) – снежная, сугробов намело много.

   Физминутка:

Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (дети изображают сугроб, приседают на корточки, в «кучу»). Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко.

Озорные лучики «защекотали» сугроб  (детки начинают двигаться): «Просыпайся, вставай скорее! Пора!- говорят они. Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие веселые ручейки (ребята разбегаются по группе).

Собираются возле воспитателя.

— Кого вы хотите разбудить, ручейки? ( деревья, кусты, траву, реки, цветы и т. д.)

Побежали ручейки дальше. (дети проходят и садятся за столы)

— Ребята, мы наблюдали за погодой во все времена года и отмечали знаками на календаре. Посмотрите на символические обозначения (их 4) и попробуйте определить, на каком отмечена погода зимой, весной, летом, осенью.

— Как вы догадались? По каким признакам?  (…)

Читайте также:  Дидактические игры для детей 5-6 лет по математике

 Пальчиковая гимнастика: «Наш волшебный карандаш»

Представьте, что вы отмечаете погоду в один из дней какого – либо времени года, нарисуйте это.

(Каждый из детей рисует календарь погоды на один день, можно обмениваться).

   А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.

  Наступили холода                                                          Я раскрываю почки

  Обернулась в лед вода.                                                  В зеленые листочки.

  Длинноухий зайка серый                                              Деревья одеваю,

  Обернулся зайкой белым.                                             Посевы поливаю.

  Перестал медведь реветь,                                              Движения полна

  В спячку впал в бору медведь.                                     Зовут меня……(весна).

  Кто скажет, кто знает,

  Когда это бывает?   (зимой).

  Я соткано из зноя,                                                         Несу  я урожаи,

  Несу тепло с собою,                                                      Поля вновь засеваю,

  Я реки согреваю,                                                           Птиц к югу отправляю,

  «Купайтесь!» — приглашаю.                                         Деревья раздеваю.

  И любите за это                                                            Но не касаюсь сосен

  Вы все меня. Я …(лето).                                              И елочек. Я …(осень).

 Лесовичок:

Молодцы, ребята, хорошо занимались, все внимательные. Не забывайте меня, приходите в гости. До свидания!

 Итог занятия: рассматривание  карточек – схем, беседа.

Источник: https://konspekteka.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-s-detmi-srednej-gruppy-na-temu-vremena-goda/

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дома в нашем городе»

Автор занятия: Худякова Валентина Алексеевна, воспитатель МДОУ детский сад № 6 Ярославская область г. Углич.

Программное содержание:

Познакомить детей с гражданской архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями. Расширять словарный запас: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.

Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках.

Материал, оборудование:

Макеты, фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре.

Предварительная работа:

Составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить», целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук да тук — раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)

На двери висит замок,
(руки в замок)

Кто его открыть бы мог? Потянули, покрутили,

(соответственно словам выполняем движения руками)

Постучали и открыли. Отворяем ворота, Проходите все сюда.

(разводим ладони рук в стороны)

Воспитатель:

Мы с вами в музее «Что нам стоит дом построить» Вы видите много разных домов. Посмотрите, как выглядел старинный дом.

(Дети рассматривают).

Воспитатель:

Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.

Вопрос:

Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.

Вопрос:

Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)

Воспитатель:

Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.

У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.

С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.

Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости: «Вы, соседи, проходите,

Чаем с медом угоститесь».

Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!

Вопрос:

В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.

Вопросы:

Что забыл нарисовать художник? (окна). Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома) Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)

Зачем в старину нужны были ставни?

Карточка — дом без крыльца.

Вопросы:

Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)

Карточка – дом без крыши.

Вопросы:

Чего не хватает у дома? (крыши) Какие были в старину крыши? (двускатные)

Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)

Воспитатель:

Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов).

Вопрос:

Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)

Воспитатель:

Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять), а у этого дома? (четыре)

Воспитатель:

Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.

Вопросы:

Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)

Воспитатель:

В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.

Игра «Будем вместе строить дом»

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).

Пришел квадрат к квадрату Помочь родному брату. И построили вдвоем Два квадрата новый …

(дом)

На квадрат кладем квадрат Получается одно В доме светлое …

(окно)

Треугольник видит — дом, — Можно поселиться в нём? И залез повыше, Дом накрыл он …

(крышей)

Прямоугольник на крыше Буквой П. стоит всех выше. Кольцами дымов клубы Валят дружно из …

(трубы)

Прискакали линии Черные и синие И построили на спор Вокруг домика … (забор)      

В небо покатился круг, Согревая всех вокруг И лучом в оконце Постучалось …

(солнце)

Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами. У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.

Побывав в музее, вы узнали, что в нашем городе «дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные — живут в них люди дружные».

Скачать конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дома в нашем городе»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/doma-v-gorode.html

Ссылка на основную публикацию