Конспект занятия по комбинаторике в детском саду в подготовительной группе

Конспект занятия по математике в подготовительной группе.doc

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноКонспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну сказочных героев»Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Конспект занятия по математике в подготовительной группе«Путешествие в страну сказочных героев»Программное содержание: Обучающие задачи:  Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.  Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.  Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.  Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.  Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.  Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее –короче, толще – тоньше, старше – младше. Развивающие задачи:  Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,внимания.  Развивать смекалку, зрительную память, воображение.  Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные задачи:  Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.  Воспитывать интерес к математическим занятиям. Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки. Демонстрационный материал: «телеграмма», картинки с изображениями сказочных героев, иллюстрации к задачам, танграмм. Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами, каркндаши, тетрадки.

1

Ход занятия.Организационный момент.Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам в группу доставили телеграмму! ОтФеи из страны «Сказочных героев»: «Дорогие дети, я приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашейстране. В пути вас ждут приключения, интересные задания и многосюрпризов. Вы должны будете показать свои знания, умения,сообразительность. Желаю удачи.

Фея!». Воспитатель: Посмотрим, готовы ли вы к путешествию: Если дерево выше куста, то куст…? Дети: Ниже дерева. Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…? Дети: Короче линейки. Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…? Дети: Тоньше верёвки. Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…? Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Вы готовы к приключениям! А на чем же мы отправимся в путешествие? Откройте свои тетрадки, возьмите карандаши давайте попробуем написать математический диктант.

Готовы?Математический диктант:1­вверх3­вправо4­вверх1­вправо4­вниз2­право1­вверх1­вправо3­вниз1­влево1­вверх2­влево4­вниз1­влево4­вверх3­влевоВоспитатель: Что у нас получилось?Дети: Самолет! ( Изображают полет самолета)

2

Пальчиковая гимнастика.СлонВ зоопарке стоит слон.Уши, хобот, серый он.Головой своей кивает,Будто в гости приглашает.Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой ­ указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.Воспитатель: Дети, я вижу сказочного героя Незнайку ( картинка с изображением Незнайки).

Миша, пойди и прикрепи Незнайку в верхний правый угол доски.А вот вам задания от Незнайки:Какой день недели сегодня?Какой день недели был вчера?Какой день недели будет завтра?Какой день недели между понедельником и средой?( ответы детей)Воспитатель: Дни недели выходите! По порядку становитесь! Дети выходят, в руках у каждого карточка с цифрами от 1 до 7.

Воспитатель: Миша, ты какой день недели?Сколько всего месяцев году?Какой первый месяц в году?( ответы детей)Игра в мячВоспитатель: Ребята, я буду бросать вам мяч и называть месяц, тот, кто егопоймает, должен будет назвать месяц, который идет следующим.( Март­апрель).Воспитатель: А теперь давайте вспомним части суток.

Показываю карточки дети называютДети:Утро,день,вечер, ночь­сутки прочь!

3

Воспитатель: Дети, я вижу сказочного героя Красную шапочку (картинка с изображением Красной шапочки). Маша, пойди и прикрепи Красную шапочку в верхний левый угол доски.Воспитатель: Дети, Красная шапочка приготовила для нас танграмм (котик).Воспитатель вывешивает образец на доску.

Воспитатель: У вас на столе лежат конверты с деталями, вы должны достатьдетали и сделать котика как у меня на доске. Работайте парами.Воспитатель: Дети, а вот и еще сказочные герои Три поросенка (картинка с изображением поросят). Саша, пойди и прикрепи поросят в нижний левый угол доски.

Физкультминутка

4

Шлеп­шлеп­шлеп­иду по лужам. Ритмично постукивают ладонями о ноги.Хлюп­хлюп­ хлюп­вода в ботинках. Ритмично потопывают ногами.Кап­кап­кап­мне зонтик нужен. Ритмично пощелкивают пальцами.Оп­оп­оп­вода по спинке. Ритмично похлопывают руками скрестно по плечамБуль­буль­буль­упала шапка. Ритмично делают пружинку.Ой­ой­ой­кругом вода. Ритмично кружатся.

Да­да­да­себя так жалко! Ритмично кивают головой.Одевайтесь в дождь всегда.Воспитатель: А вот и Гуси Лебеди к нам пожаловали.Воспитатель вывешивает на доску гусей. Внутри каждого гуся расположеночисло (19, 18,16,15).

Посмотрите, что несут гуси? Из каких цифр состоит число 19?Какое число стоит перед 19?Какое число стоит после 19?Раздается стук в дверь, в группе появляется баба Яга.Баба Яга: Ой, туда ли я попала? Это в этой группе живут дети, которыемогут решать сложные задачи?Воспитатель: Да, бабушка, это эта группа.

А что случилось?Баба Яга: Да тут у меня для вас посылка от феи (показывает посылку), носначала вы мне должны показать какие вы умные ­ разумные. Решите моизадачки:«Задачи­ шутки»Задача №1 В море плавало 9 пароходов, 2парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов).Задача№2 В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка.

Напротив каждой кошки 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки . В каждом углу по кошке.)Задача №3 Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой).Задача№4 У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

5

(Одна внучка Маша ).Баба Яга: Молодцы, ребята. Посылка принадлежит вам. Ребята, только сначала вы не могли бы со мной поиграть?Игра.«Сколько жильцов в квартире»На полу несколько обручей, в каждом лежит одна цифра.Правила игры. Дети бегают по комнате. По сигналу они бегут кобручу­«квартире».

Цифра показывает, сколько «жильцов» в ней живет.Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает, сколько «жильцов» в этой«квартире» и почему их столько. Если «квартира» не полностью заполнена,необходимо спросить, сколько «жильцов» не хватает.Игра продолжается. При этом меняется цифра в обруче.Баба Яга: Спасибо, дети.

Я прекрасно провела время. Пойду, расскажу про вас моим товарищам. ( Уходит, оставляет посылку с пазлами детям).Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и за это получили награду. А теперь нужно возвращаться в детский сад.

Раз и два,Раз и два,Возвращаться нам пора!

6

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_zanyatiya_po_matematike_v_podgotovitelnoj_gruppe_puteshestvie_v_stranu_skazochnyh_geroev-110536/131561

№ 2272 Конспект “Занятие по математике в подготовительной группе” – Воспитателю.ру – сайт для воспитателей ДОУ

Белова Тамара Дмитриевна
 г. Верхний Уфалей

МБДОУ Детский Сад № 14 “Сказка”Должность: Воспитатель

Конспект “Занятие по математике в подготовительной группе”

Программное содержание: Закрепить знания полученные  на занятиях в течении года

Счет прямой, обратный, порядковый

Состав числа из двух меньших, предыдущие и последующие числа

Умение составлять сумму денег из монет

Измерение длины условной меркой

Решение задачи с помощью цифр и знаков на – и на +

Развивать логическое мышление

Умение выполнять графический диктант

Воспитывать желание показать полученные знания, интерес к занятию.

Методы и приемы: игровой, словесный, практический.

Материал: цифры, знаки, карточки с заданиями, монеты, счетные палочки, ручки, слайды на экране, задания на логическое мышление.

Ход    занятия

Ребята, сегодня утром почтальон мне доставил письмо оно от королевы Математики.

 « Дорогие дети, я слышала, что вы собираетесь в школу.

Я хочу с вами познакомиться, вас ждут интересные задания, вам нужно показать свои математические знания, и умения.   Желаю удачи!»

– Ребята, вы хотите показать королеве Математике, все, что вы знаете?

1. Предлагаю отправиться в путь на поезде, но для начала нужно купить билет, он стоит 8 руб. ( подойдите к столам)

–  какую сумму выложили?

– как ты сложил 8 руб.?

2. Подойдите к ковру возьмите билеты, по сигналу бубна, встаньте по порядку так, какое число стоит на билете.

Читайте также:  Влияние вредных привычек на беременность

– У тебя какой номер билета? А у тебя?

Посчитай по порядку правильно ли стоит Илья, Настя..

-На котором месте стоит Аня?

3. Чтобы нам пройти в вагон нужно посчитать до 20.

Проходим в вагон и занимаем места ( садятся за столы)

4. Ребята, до Замка королевы Математики есть две дороги, нам нужно добраться по самому короткому пути.

Возьмите карточки с номером1

– Как можно узнать какая дорога короче?

– чем можно измерить длину дороги? Измеряем длину полоской.

– Какая дорога короче? сколько условных мерок получилось на короткой дороге? А на длинной?

5.  Чтобы поезд тронулся нужно дать обратный отсчет.

– кто посчитает от 9 до 5; от8 до2; от10 до 0.

Поехали.

Давайте познакомимся с соседями.

6. Я буду показывать цифру ( Слайд) ,а вы покажите соседей этой цифры.

– Кто соседи у цифры « 6»? 8?

– какое число предыдущее, последующее? Почему?

– А сейчас составьте так же на цифрах, число из двух меньших чисел.

– Как можно составить число 9? 10?

7. Пока мы с вами едем, возьмите карточки под номером 2 .

-Раставьте, знаки между предметами и числами.

А вот и первая станция  город « отдых»

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – нагнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

На 4 – руки шире

5 – руками помахать

6 – тихо сесть.

8. Едем дальше. Подъезжаем к городу  «Задача»

– что есть в задаче?

Слайд – Посмотрите на экран и придумайте задачу.

– где в этой задаче условие?

– Как звучит вопрос?

Составьте решение с помощью цифр и знаков. ( один у доски)

– прочитай решение.

Придумай свою задачу и реши ее устно

9. Наш поезд приехал в город « Сообрази»

Слайд – мама зайчиха, сколько у нее в коляске зайчат?

Слайд – где больше кругов слева или справа? Посчитай.

Слайд –  карточка  3 . в пустую клеточку, впишите нужную фигуру и знак.

Вот замок королевы Математики, давайте узнаем кто ее охраняет, возьмите листок в клетку и ручки, выполняем

10. графический диктант. 2 вверх 2 вправо 1 вверх 1 вправо 3 вниз 3 вправо 1 вверх 1 вправо 5 вниз 2 влево 2 вверх 1 влево 2 вниз 2 влево 4 вверх 2 влево  Кто охраняет остров,  (собачка)

Слайд – А вот и королева Математика, она сказала что вы молодцы, справились со всеми ее заданиями и готовы к школе.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/mart/no-2272-konspekt-zanyatie-po-matematike-v-podgotovitelnoy-gruppe/

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной логопедической группе детского сада «Путешествие по островам»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной логопедической группе детского сада «Путешествие по островам».

Программное содержание:

Обучающие задачи:

• Продолжать формировать умения составлять простые арифметические задачи на сложение.

• Совершенствовать умение сравнивать смежные числа, навыки прямого и обратного счета, устанавливать их последовательность.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития восприятия, сообразительности, внимания.

• Развивать смекалку, мышление, творчество,воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• способствовать воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование цифр, слайдов).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: конверт с письмом от пиратов, задания с бананами, паруса для детей.

Демонстрационный материал: слайды для составления арифметических задач, слайды для игры, банановое дерево.

Ход занятия:

Сюрпризный момент. (Пришло письмо). Ребята я получила сегодня письмо. Хотите узнать что внутри. (Ответы детей). Какое то письмо необыкновенное.

Чтение письма: «Недавно вы помогли спасти королеву «Математики». А сейчас на нашем острове мы спрятали для вас клад. Чтобы его найти предлагаем выполнить ряд математических заданий.

За каждое выполненное задание вы получите часть карты. Пираты».

Воспитатель:Что же делать (Ответы детей)? Как нам быть? (Ответы детей).

Воспитатель:– Я предлагаю вам отправиться в путешествие.

Клад находится на острове пиратов. На каком транспорте можно добраться до острова? (ответы).

Воспитатель:Я предлагаю добраться до острова на корабле. Кто управляет кораблем? (Капитан.). Нам нужно выбрать капитана. Ребята садимся на корабль. (Дети совместно с воспитателем строят корабль – выстраиваются в форме угла).

Воспитатель:– Чтобы прибавить скорость корабля, нам нужно раздуть паруса. Поиграем в игру «Ветер надувает паруса». (Плечи не поднимаем.  Короткий спокойный вдох через нос, продолжительный сильный выдох через рот.

       Вдох на 1 счет, выдох на 2 счета.

Сначала дуем слабо, теперь сильнее, сейчас еще сильнее). Наш корабль поплыл.

Дыхательное упражнение «Ветер надувает паруса».

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/184991-konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-fjemp-v-podgo.html

Занятие по математике в подготовительной группе. Темы занятий :

Математика – важная дисциплина каждого человека. Благодаря ей люди умеют решать не только лёгкие задачи и примеры, но и сложные.

Для того чтобы в школе было легко учиться, проводится раз в неделю занятие по математике в подготовительной группе. Оно проходит легко и непринуждённо.

Воспитатели стараются сделать так, чтобы детям понравилось заниматься. Для этого они проводят занятие в игровой форме, с разнообразными персонажами.

Темы занятий по математике в подготовительной группе

Уроки проводятся на самые разнообразные темы. Важно, чтобы ребятам понравилось занятие и они смогли полюбить цифры, задачи, ребусы и др. В подготовительной группе проводятся занятия по таким темам:

  • Геометрические фигуры.
  • Закрепление цифр в пределах 5.
  • Составление задач про яблоки и ежей.
  • Готовимся в школу.
  • Весёлый счёт до 10.
  • Путешествие по радуге.
  • Знакомство с новыми цветами.
  • Веселимся вместе с математикой и мн. др.

Вышеперечисленные темы даются детям для закрепления пройденного материала и изучения нового. Занятие по математике в подготовительной группе создают воспитатели сказочно и интересно, поэтому ребята полюбят считать и им понравится узнавать новое.

Как работать на открытом занятии

Воспитатели часто демонстрируют перед своими коллегами, методистом и заведующей свой опыт или идеи. Для этого проводится открытое занятие по математике в подготовительной группе. Воспитатель готовит специальные методические приёмы, где реализует основные направления урока.

Занятие по математике в подготовительной группе проводится с определёнными целями. Это могут быть:

  • Арифметические задачи, которые решаются обратным путём.
  • Логические упражнения.
  • Усложнённые примеры.

Такие уроки должны показывать опыт воспитателя, новые технологии обучения, положительные качества детей. Нельзя репетировать такие занятия, ведь коллеги сразу увидят разницу и поймут обман.

Желательно за сутки предупредить дошкольников, что к ним придут гости и они должны показать наилучший результат. Ребята будут готовы и не испугаются новых людей. Нельзя с одними детьми проводить несколько таких уроков в один день, ведь тогда у них будет большая психологическая нагрузка.

Цель открытого занятия

Чтобы подготовиться к такому уроку, педагогу необходимо выделить достаточно времени. Ему нужно продумать, какая последует дидактическая цель: обучающая, воспитательная, развивающая или мотивационная.

На открытом занятии воспитатель раскрывает такие приемы:

  • Организационные моменты.
  • Интересное начало.
  • Учет индивидуальной особенности ребёнка.
  • Располагающий тон, дружелюбность, жестикуляция.

Дети не должны отвлекаться на посторонних в группе, поэтому гостей необходимо рассадить сзади дошкольников, а не рядом. Педагог обязан попросить приглашённых не отвлекать малышей и сидеть тихо (не смеяться и не разговаривать).

Если воспитатель грамотно организует открытое занятие по математике в подготовительной группе, тогда он быстро повысит свою квалификацию и усовершенствует свои навыки.

Что такое интегрированное занятие?

Интегрированное занятие – обучение детей на одном уроке нескольким видам деятельности. Можно математику совместить с развитием речи, лепку с конструированием или окружающим миром.

Сначала посчитайте с детьми посудку, затем посмотрите на её цветовую гамму, закрепите материал, а потом перейдите к разговору о том, что необходимо маме, когда она варит борщ. На этом уроке вы закрепите счёт, цвета и окружающий мир.

Читайте также:  Красивые новогодние смс, sms поздравления

Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе вызывает заинтересованность ребят, снимает напряжённое состояние и усталость. Ведь переключение на другой вид деятельности – лучший отдых от нагрузки.

Пример интегрированного занятия по математике в подготовительной группе

Воспитатель: “Дети, вы все помните сказку «Федорино горе»? Правильно, от неё убежала посуда, давайте вернём её на место”. По всей группе заранее спрятаны игрушечные тарелки, чашки, ложки, ножи, вилки, сковородки, кастрюли.

Педагог: “Давайте поищем посуду. Куда она спряталась? Должно быть 20. По три тарелки и чашки. Столько же ложек, вилок и ножей. Две сковородки, одна маленькая кастрюля и 2 большие”.

Воспитатель: “Ребята, вы молодцы. Вся посуда нашлась. Ой, ложка потерялась? Что же нам делать? Я, кажется, придумала, давайте сделаем её сами. Вот пластилин. Подумайте, какого цвета она должна быть? Молодцы, вы помогли Федоре и вернули ей ложку. Теперь посмотрите на остальную посуду.

Какого цвета сковородки, кастрюли (и т. д.)? Молодцы, правильно. Федора собирается жарить блинчики, какая посуда ей для этого понадобится? Кто знает, какие продукты необходимы для этого блюда? Теперь Федора хочет сварить борщ. Поможете ей выбрать посуду? Молодцы. Вы всё правильно делаете”.

В этом небольшом занятии затрагивается математика, лепка и окружающий мир. Дети плавно перешли от чисел к лепке, потом к закреплению цветов, а затем к посуде и продуктам.

Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе проходит весело, интересно и непринуждённо. Поэтому от таких уроков малыши не устают, а просто играют, не задумываясь о том, что сейчас у них обучение.

Что такое комплексное занятие?

Комплексное занятие по математике в подготовительной группе состоит из нескольких блоков. Их насчитано 3. Первый блок отвечает за творчество. Детей заинтересовывают аппликацией, лепкой, рисованием. На этом блоке у ребят развивается моторика и чувство к цвету.

Во втором блоке детям даются такие задания, как счёт, величина, закрепление геометрических фигур. У ребят воспитатель старается развивать речь, продолжает знакомить с окружающим миром. Благодаря этому блоку у детей развивается, память, логическое мышление и внимание.

Последний, третий, блок – музыкальный. Ребята учатся слушать не только песни, но и сам текст, воспроизводить его на слух, понимать характер музыки, танцуют под ритм, играют на лёгких детских инструментах. Благодаря этому блоку у детей развиваются чувство ритма, музыкальный и динамический слух.

Когда и зачем проводится итоговое занятие?

В конце учебного года закрепляется пройденный материал, который дети учили на протяжении девяти месяцев. Итоговое занятие по математике в подготовительной группе проводится для того, чтобы вспомнить названия фигур, дней недели и их очерёдность, то, как определить время, какие выучены цифры, цвета и др.

С помощью таких уроков развиваются мышление, память, внимание, логика и речь. В этом возрасте дошкольники должны уметь самостоятельно выполнять то, что просит взрослый (считать, отвечать на вопросы, решать несложные задачи).

Примерные вопросы и задачи на итоговом занятии

Для закрепления пройденного материала ребята должны знать ответы на вопросы:

  • Кто знает сегодняшний день недели? Что будет завтра?
  • Как называется первый месяц зимы?
  • Какой последний месяц осени?
  • Назовите второй по счёту месяц весны.
  • Сколько ушей у трёх котиков?
  • Сколько хвостов у четырёх белок?
  • Из каких геометрических фигур можно построить дом? Поезд?
  • В какое время вы просыпаетесь в садик?
  • Во сколько ложитесь спать в обед? А вечером?

Воспитатель должен приводить такие задачи, чтобы ребятам было интересно и легко. Из них необходимо составлять примеры, детям будет легче считать. Например, на лужайке скакали три зайчика. Одному показалось, что идёт лиса, он испугался и убежал. Сколько зайчиков осталось на лужайке? Под ёлкой выросло три мухомора, пошёл дождь, и вырос ещё один гриб. Сколько их стало?

Пусть дети запишут на листочке в виде примера. Таким образом вы будете развивать мышление и внимание.

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе покажет, насколько ребёнок усвоил пройденный материал. Возможно, есть необходимость в дополнительном занятии летом. Ведь подготовка к школе – это очень серьёзно, особенного внимания требует такой предмет, как математика.

Занятие по ФГОС: подготовительная группа

Все уроки в дошкольном учреждении необходимо проводить по Федеральным государственным образовательным стандартам. Это обязательные программы и требования. По ним необходимо учить всех детей как в детских садиках, так и в школах.

Для реализации ФГОС дошкольное учреждение разрабатывает перспективный и календарный планы, график, цель и структуру. После этого и начинаются занятия с детьми. Теперь воспитатели никак не смогут отойти от образовательного плана, так как он подписан и утверждён администрацией.

Источник: https://www.syl.ru/article/199633/new_zanyatie-po-matematike-v-podgotovitelnoy-gruppe-temyi-zanyatiy

Открытое занятие по математике в подготовительной группе детского сада по ФГОС

Открытые занятия — волнительная часть педагогического процесса в детском саду, в том числе в подготовительной группе. Воспитатель получает возможность поделиться с коллегами творческими разработками, интересными приёмами или методами.

Дошкольники учатся комфортно ощущать себя в среде незнакомых взрослых людей и демонстрировать знания и способности.

Возрастные ограничения по проведению открытых мероприятий в ДОУ не вводятся, но наиболее интересно они проходят с будущими первоклассниками, особенно если образовательной областью выбрать математику — увлекательный и сложный предмет.

Определяем цели и содержание открытого занятия

Приглашение гостей в детсадовскую группу считается одной из эффективных форм организации методического процесса в дошкольном учреждении.

Это мероприятие включает в себя комплекс самых разных знаний и умений, которые демонстрируют воспитатель и дети.

Воспитанники подготовительного отделения, как правило, уже вполне самостоятельно и осознанно справляются с предлагаемыми задачами.

Задачи открытого математического занятия

Как и любая практическая образовательная деятельность, мероприятие такого типа решает три группы задач:

  1. Образовательные задачи направлены на формирование у детей определённых математических представлений либо на их закрепление (в подготовительной группе это может быть количество и счёт в пределах 20, геометрические фигуры и величины, временные или пространственные понятия).
  2. Развивающие задачи предполагают совершенствование мыслительных процессов, внимания, усидчивости, речи, умения отстаивать свою точку зрения, анализировать ошибки. Все приёмы направлены на развитие активной позиции воспитанника (любознательность, живой интерес к знаниям), способствуют его социализации.
  3. Воспитательные задачи тесно связаны с содержанием. Если оно основано на сказке (например, «Гуси-лебеди» или «Пиноккио»), то прививает детям интерес к фольклору и литературным произведениям. Включение патриотических элементов воспитывает любовь к родному краю, анималистические мотивы — стремление заботиться о животных и т. д.

Современная работа по изучению математики должна нести элемент новизны, отражать творческий опыта педагога. Это может быть нестандартный дидактический материал либо новаторские приёмы освоения какой-либо темы (например, занятие может быть интегрированным — выстроено в форме спортивного соревнования, где все конкурсы одновременно связаны с математикой).

Организационные моменты

Ответственный этап работы — подготовка к просмотру, на которую всегда отводится достаточное количество времени. Увлечённый и стремящийся к самообразованию педагог заинтересован в таких мероприятиях, поскольку они позволяют ему лучше оценить свои возможности и по-новому взглянуть на детский коллектив.

Чтобы 30 минут времени прошли успешно, были реализованы все задуманные цели и полноценно раскрыта тема, воспитателю необходим подробный конспект. Там прописываются все этапы деятельности, все действия и слова педагога. Помимо этого, готовится теоретический и наглядный материал, который обязательно должен быть согласован с методистом ДОУ.

Продолжительность отчётного занятия — привычные 30 минут. Педагогу не стоит заранее проводить «репетиции» с ребятами — со стороны это всегда очень хорошо видно: дети не будут вести себя естественно, а постараются правильно исполнить свою «роль».

В один день в дошкольном учреждении могут последовательно проводиться несколько важных мероприятий (два или три), которые затем обсуждаются на общем совете. Однако, как показывает педагогическая практика, неприемлемо проводить один за другим два нестандартных занятия по разным предметам с детьми одной группы: это большая психологическая нагрузка для взрослого и малышей.

Читайте также:  Зимние подвижные игры для школьников

Непосредственно перед учебным мероприятием педагог представляет своим коллегам его характеристику, которая составляется по конкретному плану.

План характеристики открытого занятия — таблица

Также при подготовке педагог составляет прогноз предполагаемых результатов и возможных рисков. Например, дети могут быть активны в игре либо безучастны к происходящему, вступать в диалог с ведущим и даже спорить либо выдавать длинный монолог.

Что касается присутствия в помещении определённого количества взрослых людей, то необходимо сообщить об этом детям заранее, чтобы они психологически подготовились. Гости не должны своим видом отвлекать дошкольников: для этого их рабочие места обычно располагаются за спинами детей.

Гости не должны привлекать к себе внимание

В редких случаях приглашаются родители дошкольников: для них это замечательный способ увидеть таланты и умения своего ребёнка в освоении математики, понять, что у них есть повод гордиться сыном или дочерью.

Нужно заранее обсудить со взрослыми недопустимость вмешательства в процесс, в частности, не стараться подсказать что-либо своему чаду. Родители могут снимать происходящее на фотоаппарат или видеокамеру.

Чтобы добиться успеха, воспитатель должен применить нестандартные идеи, которые увлекут детей и заинтересуют коллег.

  1. Прежде всего, это интригующее начало. Конечно же, здесь не обойтись без игрового компонента: появления известного сказочного героя или послания от него, неожиданного предложения отправиться в путешествие, полететь в космос, превратиться в волшебников и пр. Причём роль игрового персонажа вполне может исполнить ребёнок, переодетый в соответствующий костюм.
  2. Игровая форма, при которой используется максимум наглядности и атрибутики (воздушные шары, сундучки с секретами, игрушки, костюмы, нетрадиционные материалы).
  3. Всегда беспроигрышный вариант — интеграция различных предметов: математические понятия легко вписываются в изобразительную, речевую деятельность, познание окружающего мира, в физическое воспитание. Смена деятельности способствует психологической разгрузке детей, развивает познавательный интерес.
  4. Обязательный индивидуальный подход. Педагог всегда хорошо знает психологические особенности каждого из своих воспитанников, поэтому кому-то стоит повторить вопрос дважды или задать его медленным тоном, у кого-то более быстрая реакция, и такого ребёнка нужно задействовать в подвижной игре.

Анализ открытого занятия

В конце воспитатель совместно с гостями-коллегами рефлексирует свою деятельность, отмечая наиболее удачные стороны и выделяя те моменты, которые стоит подкорректировать в дальнейшем. Сначала слово предоставляется автору: он напоминает основные задачи и оценивает степень их реализации.

Доброжелательная обстановка во время обсуждения поддержит автора

При обсуждении имеет место консультирование гостей, саморефлексия (педагог отмечает, с чем он справился легко, а что вызывало трудности), обмен мнениями и даже дискуссии.

Методика проведения открытого занятия по математике (структура, формы работы)

Каждое математическое занятие имеет определённую структуру. Начинается оно со вступительного мотивационного момента.

Большую часть времени занимает основная часть, раскрывающая тему (освоение или закрепление математических понятий, актуальных для подготовительной группы).

На заключительном этапе педагог подводит итоги деятельности, сами воспитанники подготовительной группы делают выводы: что понравилось, показалось трудным.

Что касается форм работы воспитанников, то предлагаются индивидуальные задания (на рабочих местах дети составляют картинки из геометрических фигур, счётных палочек, сравнивают величины и пр.), работа в парах (например, на скорость или со взаимопроверкой) и коллективная деятельность (подвижная или музыкальная игра с математическим содержанием).

Индивидуальные задания — одна из форм работы на открытом занятии по ФЭМП в подготовительной группе

Тему для открытого математического занятия можно выбирать любую, не слишком широкую, но и не очень узкую. Можно подвести итоги определённого временного периода. Интересная идея — приурочить действие к какому-либо празднику.

Например, в преддверии Нового года можно разыграть волшебную сказку, где лесные зверюшки-дети, которых можно нарядить в костюмы, будут выполнять увлекательные математические задания.

Открытое занятие по ФЭМП перед Днём защитника Отечества будет связано с патриотическими и военными мотивами (они включаются в задачки и игровые ситуации).

А проведённое накануне 8 Марта или Дня Матери — содержать женственную подарочную тематику, например, одно из заданий — составить из геометрических фигур красивое платье для мамы или букет из цветов (тема — повторение состава числа). Всегда увлекательны моменты путешествия в страну Математики, Африку, космос, на Остров Знаний, Северный Полюс.

Дети должны подготовить к запуску космический корабль

Также темой может быть погружение в известную сказку («Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Спящая красавица», «Снежная королева»).

Любой сказочный сюжет при желании можно связать с математическим содержанием и придумать соответствующие ходы, которые заинтересуют детей и удивят гостей мероприятия.

Например, в сказке «Гуси-лебеди» испытания главной героине предлагают печка, яблонька, речка (сравнить длину мостиков и подобрать самый подходящий, испечь «аппетитный» пирог из геометрических фигур и пр.).

Мотивация детей

Интригующее начало занятия — залог его успешного проведения. В подготовительной группе очень любят сюрпризы, связанные, как правило, с появлением любимых сказочных героев.

Беспроигрышный вариант мотивации — просьба персонажа о помощи. Дети, особенно в 5–6 лет, считают себя самостоятельными и взрослыми, им нравится чувствовать свою значимость, и они с радостью соглашаются исправить какую-то ситуацию.

  • Например, ребятам приходит письмо от Буратино. Его заперли в комнате злые кот Базилио и лиса Алиса и отпустят, только если он выполнит их задания (они находятся в заранее приготовленных конвертиках).
  • Другой пример — в комнату забегает плачущая девочка (воспитанница параллельной группы). Она сообщает, что батюшка с матушкой уехали в город за гостинцами, а её попросили приглядывать за братцем. Но маленького Ваню унесли злые гуси-лебеди. Дошкольники догадываются, что героиня пришла к ним из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в путь, где ребят будут ждать интересные задания.

Ещё один вариант мотивации — предложить детям перевоплощение (стать на время волшебниками, космонавтами, моряками). Педагог может позвать дошкольников посетить удивительные геометрические острова, где есть много интересного.

Для этого им предстоит стать отважными моряками: ребятам раздаются соответствующие атрибуты — тельняшки, бескозырки, можно даже заранее соорудить импровизированный корабль.

Ещё один вариант — отправиться в далёкую Африку вместе с доктором Айболитом выручать больных зверей.

Ребята с радостью согласятся на время стать моряками

Будущим школьникам очень нравится ситуация успеха, поэтому педагог может сыграть на этом желании.

Например, он объявляет детям, что в гости к ним сегодня пришла фея Математика (демонстрируется картинка либо в группу заходит переодетый взрослый). Фея приготовила ряд заданий и конкурсов, чтобы проверить знания дошкольников.

А затем она выберет самых внимательных и активных и наградит их (конечно же, в конце занятия подарки получат все ребята).

Фея Математика хочет оценить знания воспитанников подготовительной группы

Фрагменты конспектов открытых занятий по ФЭМП в подготовительной группе — таблица

Для освоения математики в современном детском саду используются любые красочные материалы, сюжетные и ролевые игры, дидактические материалы (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счётные карточки, счётные палочки, касса цифр, магнитные цифры, формы и математические знаки), даются увлекательные задания, совмещающие освоение математических понятий с развитием речи, моторики.

Видеоматериалы по теме

За деятельностью ребят всегда интересно наблюдать, даже если просматривается видео. Из таких роликов можно почерпнуть новые идеи и методические приёмы.

Привлечение сказочных персонажей — видео

https://youtube.com/watch?v=qQ98UvDJeWQ

В этом процессе воспитатель играет роль героя из известной и любимой сказки.

«Путешествие в страну Математики» — видео

https://youtube.com/watch?v=AbRl_gsXQ3g

Запись демонстрирует интересные игровые приёмы и задания для дошкольников.

Математическое занятие в музыкальном зале — видео

https://youtube.com/watch?v=lzGzeGLJCkc

Пространство деятельности — музыкальный зал.

Занятие «Тропинки в математику» — видео

https://youtube.com/watch?v=h8xQ55xGMqg

Открытые просмотры формирования математических навыков в ДОУ — эффективная форма организации методической работы.

Воспитанники часто воспринимают такие мероприятия как праздничные события, с нетерпением ждут их, особенно если гостями выступают, кроме педагогического коллектива, родители дошкольников.

Для увлечённого же своей работой педагога такие занятия — возможность самореализоваться, апробировать свой инновационный опыт, испытать чувство гордости за достижения своих воспитанников.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/otkryitoe-zanyatie-po-matematike-v-podgotovitelnoy-gruppe.html

Ссылка на основную публикацию