Конспект прогулки весной в подготовительной группе «наблюдение за перелетными птицами»

Картотека прогулок для старшей группы. Осень

Конспект прогулки весной в подготовительной группе «Наблюдение за перелетными птицами»

Прогулка 15

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные, А рябина осень празднует,

Смолк их звонкий перепев, Бусы красные надев.

О. Высотская

Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и са­дах.

Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроз­дьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удоволь­ствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом по­едают плоды и ветки.

Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзим­ние ноябрьские

дни прилетают стайки снегирей и свирис­телей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад­кие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а ряби­новый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность

Сбор листьев осины, рябины, ивы для гербария – учить аккуратно собирать и различать листья раз­ных деревьев.

Подвижные игры

«Коршун и наседка», «Кто дальше?» – учить бегать, держась друг за друга, слушать сиг­нал воспитателя.

«Ловишка в кругу» – упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле.

Индивидуальная работа

Учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.

Рисование на асфальте мелками «Осенний лес» – учить передавать силуэты различных растений.

Игры по желанию детей с выносным материалом.

Прогулка 16

Наблюдение за птицами

Цели:расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

  • Какие птицы улетают в теплые края?
  • Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточ­ки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, по­скольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

  • Воробей маленький, а журавль … (большой).
  • Утка серая, а лебедь … (белый).

Трудовая деятельность

Развешивание и наполнение кормушек –обсудить, почему важно подкармливать птиц осенью; рассказать, как выбрать место для кормушки, организовать развешивание и наполнение кормушек.

Подвижные игры

«Круговорот», «Холодно — горячо» – добиваться выполнения правильной техники в ос­военных ранее видах ходьбы.

«Трамвай» -учить детей двигаться парами, согласовывать свои движения с действиями других играющих.

Индивидуальная работа

Развитие движений – улучшать технику ходьбы (ходьба приставным ша­гом).

Игры по желанию детей с выносным материалом.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/kartotieka_proghulok_dlia_starshiei_ghruppy_osien

Наблюдение за перелетными птицами (прогулка в подготовительной в школе группе ДОУ)

Цели:

— расширять представления о перелетных птицах;

— воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

♦ Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и трениру­ют птенцов, готовят их к отлету.)

♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)

♦ Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропада­ют насекомые, затем увядают растения, уменьшается ко­личество плодов и семян )

♦ Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улета­ют раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, и птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)

♦ Почему осенью птиц становится мало? (С конца авгус­та птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)

♦ Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед даль­ним полетом.)

♦ Назовите первый признак приближения осеннего пере­лета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

♦ Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водо­емы не замерзли, им есть чем питаться.)

♦ Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются опре­деленного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: пост­роиться клином, прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят уг­лом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытя­нутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занима­ет его место.)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на кото­рых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотич­но, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность

Сбор семян различных растений для подкормки птиц зи­мой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отноше­нию к птицам.

Подвижные игры

« Гуси-лебеди».

Цель: совершенствовать технику бега, добиваясь естествен­ности, легкости и точности выполнения задания.

«Найди свой дом».

 Цели:

— развивать физические качества — быстроту, ловкость;

— совершенствовать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положе­ние рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цап­ля).

Цель: развивать двигательную активность.

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/progulki_v_detskom_sadu/nabljudenie_za_pereletnymi_pticami_progulka_v_podgotovitelnoj_v_shkole_gruppe_dou/42-1-0-1752

прогулка. старшая гр. ноябрь

Ноябрь

Прогулка 1

Наблюдение за трудом взрослого на огороде

Цели: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе урожая.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает отве­сить на вопросы.

Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимой в бочке –

Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда

Не обижал на свете.

Так что же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук.)

♦ Какие овощи растут на нашем огороде?

♦ Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?

♦ Что делают взрослые на огороде?

Трудовая деятельность

Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария).

Цели: учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты; воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

Подвижная игра «Горелки».

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение отстукивать мяч об пол двум руками.

Д/и с мячом «Кто, чем занимается?» (К- 12)

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ноябрь

Прогулка 2

Наблюдение за перелетными птицами

Цели: закреплять знания о перелетных птицах;воспитывать интерес и любовь к пернатым;уметь выделять признаки живого организма.

Ход наблюдения

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскарм­ливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьша­ется.

Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края.

Сна­чала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, ко­торые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

Читайте также:  Сценарий «день знаний в детском саду» без подготовки для детей 5-6 лет

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких птиц называют перелетными?

♦ Почему птицы выводят птенцов летом?

♦ Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые стра­ны?

♦ Каких перелетных птиц вы знаете?

Трудовая деятельность

Сбор листьев на участке.

Цель: учить работать дружно, помогая друг другу.

Подвижные игры

«Шишка-камешек».

Цель: учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.

«Часовой».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели: улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук; воспитывать выносливость.

Д/и с мячом (К- 11) «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ноябрь

Прогулка 3

Наблюдение за осиной

Цель: ознакомить с деревом – осиной, ее строением, лис­тьями.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, жел­тый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюс­нутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какой ствол и листья у осинки?

♦ Почему дрожат листья дерева?

Трудовая деятельность

Одна подгруппа детей – подметание дорожки на участ­ке, сбор опавших листьев; другая – рыхление песка в пе­сочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться со­обща.

Подвижная игра

«Не упади».

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.

Индивидуальная работа

«Коснись мяча».

Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.

Д/и (К- 16) «Лови да бросай – цвета называй» Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ноябрь

Прогулка 4

Наблюдение за работой шофера

Цель: уточнять представления о работе водителей, управляю­щих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения

Встаем мы очень рано.

Ведь наша забота –

Всех отвозить

По утрам на работу.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Для чего нужна такая профессия?

♦ Должен ли водитель знать правила дорожного движе­ния?

♦ Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?

♦ Какими машинами могут управлять водители? Трудовая деятельность

Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций).

Цели: закреплять названия деревьев и растений; воспитывать любовь к растительному миру; учить правильно собирать листья растений.

Подвижные игры

«Перебежки-догонялки».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

«Обезьянки».

Цель: учить уверенно взбираться по канату.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижени­ем вперед на расстояние 2-3 м.

Д/и с мячом (К – 22) «Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ноябрь

Прогулка 5

Наблюдение за собакой

Цель: закреплять знания о собаке, ее характерных особеннос­тях, способах приспособления к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности за тех, кого при­ручили.

Ход наблюдения

Я хозяину служу –

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Почему собака домашнее животное?

♦ Как выглядит собака?

♦ Чем питается?

♦ Какие породы собак вы знаете?

♦ Как называются детеныши собаки?

♦ Какую пользу людям приносят собаки?

♦ Как готовятся собаки к зиме?

К зиме шерсть у собак меняется. Летняя линяет, и живот­ные покрываются более густой и темной. Трудовая деятельность

Сбор и заготовка семян календулы.

Цели: воспитывать ответственность за порученное дело; формировать экологическое сознание.

Подвижные игры

«Дружные пары», «Разойдись – не упади».

Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность дви­жений и хорошую осанку.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мяг­кого приземления во время прыжков.

Д/ с мячом (К – 17) «Третий лишний» («Четвертый лишний») Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ноябрь

Прогулка 6

Наблюдение за березой

Цели: продолжать знакомство с березой, выделяя характер­ные признаки и изменения, связанные со временем года;воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем –

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Почему листья на березе стали желтые?

♦ Что происходит с деревьями осенью?

♦ Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала на­верху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, от­метить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, уборка мусора.

Цели: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; убирать инвентарь после труда в определенное место.

Подвижные игры

«Мы – веселые ребята», «Затейники».

Цели: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

Индивидуальная работа

«Удочка», «С кочки на кочку».

Цели: упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.

Д/ с мячом (К- 19) «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ноябрь

Прогулка 7

Наблюдение за тополем

Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он при­носит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

Ход наблюдения

Воспитатель. В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление?

Дети отвечают.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?

♦ Многие думают, что причина листопада – заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заме­тить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в раз­ное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.

♦ Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бу­магу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

♦ Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? По­чему?

♦ Что такое тополиный пух?

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка; наведе­ние порядка в песочнице и на участке.

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навы­ки.

Подвижные игры

«Краски», «Коршун и наседка».

Цели: учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слу­шать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать дву­мя руками.

Цель: развивать координацию движений.

Д/ с мячом (К – 1) «Мяч бросай и деревья называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ноябрь

Прогулка 8

Наблюдение за работой дворника

Цели: продолжать наблюдения за работой дворника;способствовать развитию речи за счет обогащения сло­варного запаса;воспитывать интерес и уважение к работе дворника;прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какое время года?

♦ По каким признакам это можно определить?

♦ Почему дворник убирает листву с дорожек?

Трудовая деятельность

Сбор ягод рябины на участке ДОУ.

Цель: учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод.

Подвижная игра

«Пожарные на ученье».

Цель: учить легко и быстро лазать по канату и гимнасти­ческой стенке.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом.

Цели: продолжать выполнять упражнения с мячом; развивать быстроту бега.

Д/ с мячом (К – 5) «Подскажи словечко» Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то – нет.

Читайте также:  Дуров. слон бэби

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ноябрь

Прогулка 9

Наблюдение за специальным транспортом – «скорой помощью»

Цели: расширять знания о специальном транспорте – «ско­рой помощи», роли водителя в спасении жизни лю­дей;закреплять умение находить нужную машину по опи­санию.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.

Что за зверь по мостовой мчит,

Как ветер удалой.

По зову больных

Рычит, пыхтит. («Скорая помощь».)

На красный свет машина мчится,

Везу больного я лечиться!

И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я!

(«Скорая помощь».)

♦ Какая это машина?

♦ Как вы догадались?

♦ Для чего нужны такие машины?

♦ Какие водители должны управлять такими машинами?

Автомобиль с красной полосой и красным крестом немед­ленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят осталь­ному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуй­ста, мы очень спешим!»

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке.

Цели: добиваться выполнения задания общими усилиями; воспитывать взаимопомощь.

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Не попадись».

Цели: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег.

Индивидуальная работа

Метание мяча вдаль.

Цель: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.

Д/ с мячом (К – 9) «Составь предложение» Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ноябрь

Прогулка 10

Наблюдение за ивой

Цель: продолжать знакомство с кустарниками и деревья­ми нашей местности, их разновидностями.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Ива – куст или дерево? Почему?

♦ Как выглядит ива?

♦ Какую почву любит?

♦ Какие есть разновидности ивы?

♦ Что дает ива людям?

♦ Что происходит с ивой осенью?

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветви, укра­шенные узкими, продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много разновидностей: ветла – белая серебристая ива, и крас­нотал, и ракита, и лоза.

Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекар­ства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые вет­ви – прекрасный материал для плетения корзин и коробов.

Осенью ивушка роняет золотые листья в темную воду, и они, словно маленькие кораблики, плывут вниз по течению.

Трудовая деятельность

Обрезание поломанных веток секатором вместе с воспита­телем.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только не­нужные ветки.

Подвижные игры

«Краски», «Догони пару».

Цели: учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигна­лу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до определен­ного места.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения с короткой скакалкой. Цель: учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад.

Д/ с мячом (К – 15) «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Цель:

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/progulka-starshaya-gr-noyabr-691503

Наблюдения на прогулке (детей старшего возраста)

ГБОУ СОШ 289

Воспитатели:

Ларионова Т.В.

Захарова Т.Ф

Наблюдения на прогулке  (детей старшего возраста)

Наблюдение за перелетными птицами

Цель

– Расширять знания детей о жизни птиц.

– Воспитывать бережное отношение к миру природы.

– Расширять словарный запас детей , активизировать речь , вводить в речь прилагательные.

Ход наблюдения

Стихотворение ( Д. Кедрин)

      Улетают птицы за море,

    Миновало время жатв.

               На холодном сером мраморе

    Листья желтые лежат.

                     Солнце спряталось за ситцевой

занавескою небес,

       Черно-бурою лисицею

    Под горой улегся лес

Есть такая народная примета; если журавли летят высоко, не спеша «разговаривают» – будет хорошая осень.

Вопросы воспитателя

Почему птицы улетают осенью?

А все ли птицы улетели?

Какие  птицы остались?

Почему?

Задумайте каждый , какой птицей он будет. По моему сигналу перелетные встанут слева, а те , что зиму зимуют вместе с нами – справа.

А как вы думаете, почему зима очень трудное время для птиц?

Чем питаются птицы зимой?

Подвижная игра: «Волшебная палочка»

Наблюдение за изменениями в природе

Цель:

        –   Продолжать знакомить детей с осенними изменениями

        –  Развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в          природе.

         –   Формировать эмоционально – положительное отношение к природе

          –  Расширять словарный запас в ходе ознакомления с природой

Ход наблюдения

 Загадка: Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я –  …

Вопросы воспитателя

–   Какими словами можно сказать об осени?

–  Осень, какая?

–  Посмотрите – на каких деревьях листья только краснеют, а на каких –      желтеют?

– Скажите, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых?  – Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву?

– Что способствует быстрому опаданию листьев?

–  Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Посмотрите вокруг,  как все изменилось.

  Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей     природе

Дидактическая игра «Осенние слова»

Труд на участке.  Убираем сухие веточки и палочки на территории участка.

Наблюдение за гроздьями рябины

Цель:

-Развивать наблюдательность

-Закреплять знания о  лекарственных деревьях, плодах,

– Учить объяснять их предназначение, способы  приготовления отваров.

-Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.

-Развивать познавательные способности

Ход наблюдения

Загадка                                    Стройная и прекрасная,

                                   На ней ягодка красная…

Посмотрите – какое красивое дерево.

Вопросы воспитателя

 Скажите –  как оно называется?

 Чем оно отличается от других деревьев?

 Когда созревают ягоды рябины?

 Как используют плоды рябины?

 Ягоды рябины обладают целебными свойствами, используются в медицине, для пищевых целей.

Ребята что можно приготовить из плодов рябины?

  Труд: уборка листьев под деревья, сбор ягод и веток  рябины для поделок, кормления птиц.

Подвижная игра: « У медведя во бору».

Зима

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель:

-Формировать представления об характерных  изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

-Развивать коммуникативные способности, побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию

-Расширять словарный запас в ходе ознакомления с природой

Ход наблюдения

♦    Стихотворение  Н. Асеев

  Прелесть утренней зимы.

 Дни стоят невыразимы,

  Снегу — хоть давай взаймы,

  Всем другим бесснежным зимам

Посмотрите вокруг, как все изменилось !!!

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам  в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Вопросы воспитателя

     За каким месяцем идет декабрь?

    – Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем?

-Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

-О каких приметах упоминается в стихотворении?

– В декабре длиннее день или ночь?

Подвижная игра  «Лиса в норку»

Наблюдение за трудом дворника

Цели:

–  Развивать общие познавательные способности

–  Расширять словарный запас в ходе ознакомления с природой

–  Формировать эмоционально- положительное отношение к природе

–  Формировать  уважительное отношение к работе дворника

Ход наблюдения

Загадка

  В сентябре и декабре

Он хозяин во дворе.

       Листья осенью сгребает,

 Снег зимою убирает.

             Быстро снег сгребет лопатой

     И каток зальет ребятам.

                   Всех быстрей и всех проворней

   Двор наш убирает…..

Посмотрите на дорожки вокруг детского сада и на участки

Вопросы воспитателя

          Кто убирает снег на территории детского сада?

   Что делает дворник зимой на территории детского сада?

       Какие орудия труда он использует для работы?

         Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

          Нужна ли работа дворника людям и природе?

      Труд. Привлечь детей к уборке участка

Наблюдение «Следы птиц на снегу»

Цель:

-Развивать общие познавательные способности

-Наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки

-Расширять словарный запас в ходе ознакомления с природой

– Развивать коммуникативные способности, побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию

Читайте также:  Конспект занятия по комбинаторике в детском саду в подготовительной группе

Ход наблюдения

Загадка.

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

 А зовут ее …

Посмотрите  на снег возле кормушки

Дети самостоятельно рассматривают следы

Вопросы воспитателя

Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?

Что такое след?

 Почему на снегу остаются птичьи следы?

Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.

Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу?

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и за­рисовать палочкой увиденные следы птиц.

 Подвижные игры

«Найди по следу», «След в след».

Наблюдение за  льдом

Цель

-Знакомить детей с сезонными изменениями в природе, довести до сознания детей , что вода в связи с понижением температуры превращается в лед.

-Провести разъяснительную работу по охране здоровья; объяснить  детям , что лед нельзя брать в рот, тем более лизать , сосать сосульки.

Ход наблюдения

Попросить кого-нибудь  из детей прочитать стихотворение.

             Сосать лед, вот беда

           Нам страшно запрещается.

Но почему он тогда

 Сосулькой называется?

Ребята посмотрите  внимательно на участочек земли, который мы вчера все вместе залили водой.

Вопросы воспитателя

Что произошло с водой?

Как еще можно сказать иначе?

А как она выглядела вчера?

Как выглядит лед, если на него попадают солнечные лучи?

Можно лед брать в рот?

Лед брать в рот нельзя, это вредно для здоровья.

Подвижная игра « Заяц – месяц»

Весна

Наблюдение за пчелами

Цель

-Расширить знания детей о жизни насекомых (пчел).

-Воспитывать бережное отношение к миру природы.

-Формировать звуковую культуру речи.

-Расширять словарный запас детей ,активизировать речь дошкольников, вводить в речь прилагательные.

Ход наблюдения

          Жужжит, волнуется пчела:

Ах, у меня дела, дела.

              Как жаль, что только два крыла

Природа- матушка дала

 Мне надо бы везде успеть:

Вон ту полянку облететь,

     Нектар со всех цветов собрать

И в гости к бабушке слетать!

Давайте все вместе отправимся в интересное и увлекательное путешествие

в лес на поезде. Поезд едет: « Едет поезд скрежеща:

Же –  че –  ша –  ща»

Остановка на  поляне  на которой много цветов.

Вопросы воспитателя

Что мы видим вокруг?

Назовите луговые цветы.

Какие они?

Кто любит собирать с цветов пыльцу и нектар?

Что дают нам пчелы?

Подумайте и скажите: было бы столько красивых цветов, если бы к ним не прилетали насекомые?

Подвижная игра « Жмурки- носильщики»

Лето

Наблюдение за цветником

Цель:

-Развивать познавательные способности наблюдать, сравнивать

-Развивать коммуникативные способности, побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию

-Формировать эмоционально- положительное отношение к природе

 -Закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Подойдите к клумбе, полюбуйтесь на цветы

Дети самостоятельно рассматривают цветы на клумбе

Вопросы воспитателя

Как называются цветы на нашей клумбе?

Какие цветы вам нравятся больше?

 Почему?

Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?

    Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и за­цвели?

    Как мы ухаживаем за цветами?

Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

 Подвижная игра

«Чье звено скорее соберется?».

Источник: http://larionovatv.ucoz.ru/publ/konspekty_zanjatij/nabljudenija_na_progulke_detej_starshego_vozrasta/2-1-0-3

Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цели

Апрель

Прогулка 2

Наблюдение за таянием снега

Цель:учить устанавливать взаимосвязи в природе.

Ход наблюдения

Снег теперь уже не тот —Потемнел он в поле, На озерах треснул лед, Будто раскололи.Облака бегут быстрей, Стало небо выше, Зачирикал воробей Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходи,, это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно.

Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образован­ным на солнце.

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только об­ломанные ветки.

Подвижная игра

«Волк и коза».

Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цели:

  • закреплять умение метать мяч правой и левой рукой;
  • формировать ловкость, выносливость;
  • улучшать координацию движений.
Апрель

Прогулка 3

Наблюдение за перелетными птицами

Цель: закреплять знания о трясогузке.

Ход наблюдения

Синичка-сестричка,Тетки-чечетки,Краснозобные снегирюшки,Щеглята молодцы,Воры-воробьи,Вы по воле полетайте,Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите.

В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее приле-та совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом д6д разбивает».

Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых.

Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.Трясогузка, трясогузка — Полосатенькая блузка! Я тебя всю зиму жду, Поселись в моем саду. И за ставенкой резной Свей гнездо свое весной.

Исследовательская деятельность: Сравнить трясогузку с воробьем.

Трудовая деятельность: Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму. Цель: формировать желание трудиться сообща.

Подвижная игра

Экологическая игра с мячом «Я знаю».

Цель: закреплять названия объектов природы (звери, пти­цы, рыбы, деревья, цветы).

Индивидуальная работа

Разучивание скороговорок.

Цели: формировать словарный запас;

  • тренировать память, дикцию, интонацию.

Источник: http://ocherk.org/sentyabre-progulka-1-nablyudenie-za-sezonnimi-izmeneniyami-cel/index11.html

Прогулка в старшей группе

Сентябрь

Прогулка 2

Наблюдение за крапивой

Цели:

— развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о лекарственных растениях;

— формировать умение и желание активно беречь и защи­щать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы гото­вят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья кра­пивы богаты разными полезными солями и витаминами.

Дав­но русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и за­живит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микро­бов, а также она хорошо останавливает кровь.

Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях это­го растения очень прочные волокна.

Крапива — многолетнее травянистое растение; распрост­ранено по всей территории нашей страны. Растет вдоль до­рог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, ко­торых много в вашей местности.

Трудовая деятельность

Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема. Цели:

— приучать к чистоте и порядку;

вызывать желание трудиться в коллективе.

Индивидуальная  работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.

Сентябрь

Прогулка 3

Наблюдение за разными видами транспорта

Цели:- расширять знания о наземном транспорте, их класси­фикации, назначении;

— формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Ход наблюдения

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит автобус?

♦ Что находится внутри автобуса?

♦ Для чего нужны поручни?

♦ Какие автобусы ездят по нашему городу?

♦ Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливает­ся. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:

Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

Надо народу успеть на работу —

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно,

Что в транспорт бензиновый,

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Трудовая деятельность

Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда. Подвижные игры

«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:

— учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;

— развивать быстроту и реакцию;

—     воспитывать смелость.

Индивидуальная работа Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

Источник: http://a2b2.ru/methods/33477_progulka_v_starshey_gruppe

Ссылка на основную публикацию