Игры монтессори для детей 2-3 лет

Методика Марии Монтессори дома. Игры, пособия, материалы

Игры Монтессори для детей 2-3 лет

Методика Монтессори с каждым днём становится всё популярнее и популярнее. И это не удивительно: десятки книг, сотни пособий, миллионы положительных отзывов родителей об этой системе.

Как грибы по всей стране появляются детские сады и центры, работающие по методике Монтессори. Причём возраст воспитанников в таких группах становится всё меньше и меньше.

А та ли это система воспитания, которую рекомендовала сама Мария Монтессори? И так ли идеальна эта методика? Давайте разберёмся.

Мария Монтессори. История успеха.

Трудно представить, но данной методике насчитывается более века. Автором её является Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, педагог, психолог, которая благодаря своим феминистическим взглядам и целеустремлённости, смогла получить учёную степень. В сфере медицины Мария работала с умственно-отсталыми детьми.

Именно она первая подняла вопрос об образовании детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Так, в 1907 г. в Риме, Мария Монтессори основала учреждение для умственно-отсталых детей, в котором были запрещены так распространённые в те годы физические наказания воспитанников.

На основе педагогических разработок  Итара и Сегена, Монтессори создала свою методику обучения детей с отклонениями в развитии (поэтому часто одни и те же пособия называют по-разному: например, ящик Сегена, он же — ящик Монтессори, он же — сортер).

Учитывая образовательные потребности умственно-отсталых детей, Монтессори в своей системе сделала акцент на формирование социально-бытовых навыков, а также на обогащение сенсорного опыта. Позже Мария по этой программе начала работать и с обычными детьми.

Основные принципы методики Марии Монтессори.

Одним из самых важных критериев гармоничного развития ребёнка, по мнению Марии Монтессори, является свобода и самостоятельность.

Задача взрослого – не учить, а создавать такие условия, чтобы ребёнок сам мог получить знания; не навязывать конкретный материал, а предоставлять ребёнку возможность выбора пособия для занятия.

Взрослый в таких группах, скорее выполняет функцию стороннего наблюдателя, который вмешивается в деятельность ребёнка только тогда, когда он сам его об этом попросит. Но это далеко не значит, что в группах Монтессори царит беспредел. Существует ряд правил, которых учат придерживаться малышей.

Например, с пособием занимается тот ребёнок, который взял его первым, или после игры материал обязательно нужно положить на место. Группы сама Монтессори рекомендовала организовывать разновозрастные – от 3 до 6 лет, так, старшие дети могут помочь младшим, а младшие взять пример со старших.

Монтессори-среда. Что из себя представляет?

Как правило, в группах Монтессори по периметру помещения размещены открытые низкие стеллажи. Это позволяет ребёнку без спроса взрослого взять ту или иную игрушку или пособие (сама Мария придерживалась термина «материалы»). Кроме того, все стеллажи разделены на зоны, где малыши могут:

  • позаниматься с предметами, помогающими осваивать бытовые навыки;
  • обогатить сенсорный опыт;
  • развить мелкую моторику;
  • поиграть с математическими пособиями и др.

Комнаты, где проходят занятия, оснащены ковриками и циновками, т.к., в основном, вся деятельность происходит на полу. Дети могут свободно перемещаться по помещению. В школах Монтессори отсутствуют парты. Есть только маленькие столики и стульчики, под рост ребёнка, которые ученики также могут перемещать на своё усмотрение.

Это же касается и зоны бытовых навыков: там может быть невысокая раковина, полотенце повешено на уровне глаз ребёнка, и даже миниатюрные швейные машины и утюги, словом – взрослый мир размером с ребёнка.

Дети, воспитанные по системе Монтессори, с лёгкостью орудуют ножом и вилкой, способны постирать свои мелкие вещи и развесить сушиться на верёвку.

Монтессори дома. А стоит ли?

Как уже говорилось выше, сама Мария Монтессори рекомендовала свою систему для занятий с малышами не младше трёх лет. Почему не раньше?

Во-первых, такая организация пространства навряд ли подойдёт для малышей раннего возраста, у которых от природы повышена любознательность и исследовательский инстинкт.

Малыш, скорее всего, захочет все пособия со стеллажей сбросить на пол, рассыпать песок и крупы, попробовать их на вкус, помять карточки, а затем и пожевать.

И вся эта деятельность будет говорить о том, что ребёнок развивается как надо, поскольку именно так в этом возрасте дети познают мир и свойства окружающих предметов. Да и объяснить, что после игры пособие нужно убрать на место, родителю будет не просто.

Во-вторых, мелкие предметы (крупы, пуговицы, шарики) давать детям первого года жизни потенциально опасно, даже если рядом находится взрослый, так как в этом возрасте малышам свойственно знакомиться с предметами при помощи рта. Как развивать моторику БЕЗ мелких предметов, можно прочесть здесь.

Как организовать Монтессори-среду в домашних условиях?

На самом деле, организовать пространство в комнате по системе Марии Монтессори достаточно просто. Можно приобрести самые простые стеллажи и расставить в комнате ребёнка, а можно и просто выделить полку, в зоне доступа малыша, где будут собраны все развивающие пособия. Для создания Монтессори-обстановки отлично подойдут деревянные открытые стеллажи для обуви с секциями, например, такие:

Приобрести такую модель  можно в Озон.

Также это могут быть модульные стеллажи, которые можно сформировать под свой вкус.

Где взять пособия Монтессори?

На самом деле, подходящих пособий великое множество. Приведу только примеры развивающих игрушек. Для более детального ознакомления или приобретения просто нажмите на картинку с понравившемся материалом:

Очень много развивающих материалов можно найти в Фикс-прайсе.

Что касается БЫТОВЫХ НАВЫКОВ, то обратить внимание стоит на следующие пункты:

Полив цветов. У ребёнка может быть своя лейка, удобная для детских ручек. Да и цветы (или обычный лук), Вы можете посадить вместе с малышом и наблюдать за их ростом.

Уборка. Отведите в комнате место для небольшого совка, щётки (или маленького веника) и тряпки. Малыш сможет с Вами во время уборки протереть пыль или подмести, а также убрать за собой после занятия.

Гигиена. Повесьте индивидуальное полотенце ребёнка на уровне его глаз, так, чтобы он самостоятельно мог вытереть руки или лицо. Неплохо обзавестись подставкой (или маленьким устойчивым табуретом), чтобы ребёнок мог сам подняться к раковине.

Готовка. Позволяйте ребёнку проводить с Вами время на кухне. Малыш сможет перемешать салат, подсолить его, посыпать блюдо зеленью, фигурной формочкой вырезать печенье из теста, помочь перебрать крупу.

Стирка. Выделите для малыша небольшой таз, и место для развешивания белья (например, комнатная сушилка). Ребёнок сможет сам стирать носочки или платки.

Минусы методики Монтессори

В методике совершенно не отводится времени игре – ведущей деятельности дошкольного возраста. Также Мария Монтессори была категорически против чтения детям сказок, занятий с ними творчеством и ролевым играм, всему тому, что так помогает в развитии детей.

Ученики, поменявшие Монтессори-школу на обычную, чувствуют себя неуютно, т.к. привыкли к свободному перемещению во время урока, что противоречит общепринятым нормам массовой школы. Следует отметить, что эта методика не подходит детям с гиперактивностью.

Вывод:

Методика Марии Монтессори требует разумного подхода (с учётом возраста и интересов малыша). Систему Монтессори целесообразно сочетать с другими вариантами развития ребёнка, компенсируя творческий и игровой дефицит.

Книги по Монтессори-педагогике

Источник: http://mylala.ru/metodika-marii-montessori-doma-igry-posobiya-materialy/

Раннее развитие ребенка 1-3 года. Методика Монтессори

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась на весь мир уникальной методикой обучения деток. В 1907 году она открыла свою школу, где малыши занимались по методике Монтессори.

Так с помощью ряда заданий, в основе которых лежал принцип саморазвития, умственно отсталые детки начали активно догонять и даже перегонять сверстников. Это так поразило Марию Монтессори, что она написала свою известнубю фразу: “…

что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?”

Методика раннего развития Монтессори – принципы

Основа методики Монтессори – свобода. Основные принципы – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Родителям предлагается помогать, не мешая. Подход к ребёнку во время обучения – индивидуален. «Помоги мне сделать самому» – вот принцип занятий системы Монтессори.

В настоящее время во многих городах существуют детские сады, работающие  по методике Монтессори (Монтессори-садики). По Монтессори каждый ребенок развивается по индивидуальному (личному) плану в специально подготовленной среде. Пособия, которыми оснащаются группы, занимают не один десяток листов.

Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. Также Мотессори-среду можно создать и дома. Её особенностью является то, что именно в ней ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

  С помощью методики Монтессори ребёнок развивает мышление (творческое и логическое), внимание, память, воображение, моторику и т.д.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Монтессори-материалы

Дидактические Монтессори-материалы, с помощью которых проходит обучение – это некий симбиоз учебных пособий и развивающих игр. Причём они должны быть изготовлены из натуральных материалов, а их дизайн не меняется вот уже более 100 лет.

Монтессори-класс не предполагает, что дети сидят за партами, а воспитатель (учитель) находится перед ними.

В монтессори-классе каждый занят своей работой. Такой класс содержит разные зоны:

  • зона реальной жизни: тут малыш учится самостоятельно одеваться, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать и т.п. Чему учатся дети: концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику; 
  • зона сенсорного развития: дети изучают окружающий мир (различать вес, цвет, высоту, длину предметов и др.). Чему учатся дети: понимать и отличать размер, форму и цвет, учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением; 
  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка. 
  • упражнения на движение – в основном на линии (на ковре или на полу) нарисована линия в виде круга, она необходима для упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания. 

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать.

Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. А учитель помогает ребёнку организовать свою деятельность, раскрыть потенциал. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми.

И лишь тогда, когда это необходимо, учитель подходит и помогает ребёнку. Именно поэтому метод Монтессори исключает скуку у детей в классе.

Дорогие родители, если у Вы пробовали использовать данную методику, пожалуйста, поделитесь своим мнением с остальными. Для этого оставьте свой комментарий под статьёй.

Источник: https://teddyclub.info/ru/2-3-goda/metodiki-razvitiya/rannee-razvitie-rebenka-1-3-goda-metodika-montessori

Игры по системе Монтессори для детей 1, 2, 3 лет

Не во всех городах есть центры по развитию детей с помощью методики Марии Монтессори, поэтому сознательные родители стремятся развивать своих детей самостоятельно. Но как это делать и с помощью каких материалов – большой вопрос для неопытных мам и пап. В этой статье мы рассмотрим, в какие игры Монтессори можно играть с детьми разных возрастов в домашних условиях.

Развивающие игры по методике Монтессори своими руками сделать совсем не сложно для годовалого ребенка. Он воспринимает маму как центр всей его жизни, так как от нее зависит все его существование.

Особенно, если ребеночек еще не научился ходить. Монессори-игры применяются и до года, но они направлены на развитие когнитивных процессов, поэтому их можно использовать, начиная с возраста 9 месяцев.

До начала игры заботливым мамам важно помнить, что малыши в этом возрасте не могут долго на чем-то концентрироваться и их обучение происходит в постоянном движении. Для этого нужно подготовить сразу несколько игр, чтобы ребенок переключался с одной на другую. Во что поиграть с годовальчиком?

Развитие крупной моторики

Детки в этом возрасте осваивают хождение, приседание, спуски, поднятие по ступенькам, бег. Это и есть крупная моторика. Мамы должны следить за обеспечением возможности бегать, ходить, спускаться. Здесь игрой будет постоянный спуски и поднятие по лестнице на детской площадке.

Мамы дома могут сделать препятствия из подручных средств, которые маленький исследователь должен обойти или проползти вокруг. Если есть возможность, приобретите тоннель, по которому ваше чадо будет проползать.

Мелкая моторика в год

Наряду с развитием крупной моторики, мелкая также должна активно развиваться в это время. Для таких маленьких деток подойдет игра с пирамидкой – можно одевать колечки в разном порядке, это для крохи будет интересно. Хорошо помогут в развитии мелкой моторики игрушки-сортеры, вставка в отверстия фигурок, если они будут разноцветными – это только подогреет интерес малыша.

Поиграть с малышом можно и с помощью обычных прищепок: взять несколько разноцветных прищепок и показать, как их открывать, что с ними делать. Ребеночек с удовольствием будет ими манипулировать.

Развитие речи

Развитие речи годовалых малышей входит в раздел дидактических игр в системе Монтессори. В этом возрасте очень важно активно обучать маленьких «учеников» речевым оборотам, словам, звукам, названиям картинок и предметов.

Этому в методике Монтессори посвящено много игр и предметов. Важно комментировать все, на что показывает малыш, что он делает, кто с ним разговаривает и так далее. Так кроха будет постоянно слышать необходимые сочетания звуков, перенимать их и учиться самостоятельно говорить их.

Мамам для развития речи рекомендуется использовать карточки с разными картинками. Картинки должны быть крупными, с большим изображением по центру без дополнительного фона. Важна также их красочность. Обучение проходит в 3 этапа:

  • сначала мама показывает картинку и называет, что на ней нарисовано, малыш слушает и щупает картинку;
  • затем, когда ребенок привык к изображениям, мама спрашивает: «где лиса? где кошечка?»;
  • когда малыш без ошибок начинает показывать животного (любой предмет на карточке), следующий этап – самостоятельное название изображения. Мама должна спросить: «Кто это?». При незначительном словарном запасе в год ребенок уже некоторыми звуками, сочетаниями звуков, может обозначить ту или иную картинку.
Читайте также:  Занятие в 1 классе. карлсон

Приблизительно к двум годам детки уже могут выполнять мелкие манипуляции с предметами. В этом возрасте активно развивается речь, когнитивные процессы, мелкая моторика. Очень полезно применять игры Монтессори для 2 лет.

Развитие сенсорного опыта

Развитие органов чувств очень важно для малышей. Для этого есть несколько игр:

  • Сортировка предметов – малышу дается несколько предметов разных цветов, форм и величине, он сам выбирает, в какие наборы какой предмет положить. По такому принципу можно сортировать и пуговицы, перемешав их перед подачей ребенку.
  • Пирамидка или башенка – две похожие между собой игры. Игра пирамидка заключается в складывании элементов в убывающем по величине порядке. Так же и башенка – деревянные кубики выстраиваются: в основании наибольшее количество, потом меньше и меньше. Иногда разновидностью башенки являются кубики, которые вставляются по принципу матрешки друг в друга.
  • Пазлы – для двухлеток хорошо подойдут мягкие или деревянные пазлы, состоящие из двух или трех элементов. Лучше, если для малыша это будет известное изображение – домашнее животное или предметы обихода, быта.

Игры в воде

Для деток 2-х и более лет очень познавательными и интересными будут Монтессори игры с водой.

  • Необходимо приготовить две тарелки, губку и шприц – малышу потребуется переливать шприцом и губкой воду из одной тарелки в другую.
  • Классическим вариантом игр с водой является переливание воды из одного кувшина в другой. Но это следует делать по определенным правилам: ручки кувшинов должны быть с обратных сторон, они должны стоять на разносе, который приносит сам ребенок. Правой рукой нужно взять левый кувшин, левой рукой его следует придерживать. Вылить все до последней капли, затем проверить, сухой поднос или нет. Если на нем есть вода, ее нужно протереть губкой. Можно опять повторить то же.
  • Для переливания можно использовать разные емкости по вместимости и форме. Ребенку будет интересно увидеть изменение уровня воды в разных сосудах. Кроме этого, водичку можно слегка подкрасить пищевым красителем, смешивая, цвет будет изменяться, что также заинтересует двух-, трехлетку.

Музыкальное развитие

В этом возрасте уже начинается творческое развитие деток. Можно ставить разные мелодии: спокойные, быстрые, тихие, громкие и так далее. Вместе с малышом под них можно танцевать, петь. Хорошо поможет прослушивание музыкальных инструментов вживую или же игра на них.

Математические игры

Игры по математике Монтессори продумывала таким образом, чтобы у дошкольника сразу развивалось пространственное восприятие и арифметика. Например, игра перекладывания цветных бусин развивает геометрическое представление предмета, счет бусин и собирание их в кучки по цвету. Для деток постарше игры уже усложняются.

Монтессори игры для 3 лет разнообразны во всех зонах развития малышей. У маленьких исследователей в три года появляется больше возможностей для развития моторики, мышления, повседневных навыков, математических умений и так далее. Они постепенно приобретают навыки самостоятельности, что радует их и взрослых.

Развитие навыков в практической жизни

В три годика деткам очень интересно играться с мелкими предметами. Этим можно воспользоваться для развития мелкой моторики и практических навыков. Здесь могут быть разные вариации игр:

  • Пересыпание зерна – для игры необходимо подготовить первую миску с любым зерном (гречка, рис, горох, пшено), вторую пустую миску, воронку, чайную ложку. Ребенку необходимо этими предметами пересыпать зерно в пустую миску.
  • Вылавливание шариков в воде – малышу предлагается миска с водой, в которой плавают несколько теннисных шариков. Ему необходимо выловить эти шарики ситечком.
  • В миску с водой добавляется несколько капель жидкого мыла. Затем сам дошкольник взбивает венчиком содержимое посуды, получая пену. Восторгу ребенка не предела.

Знакомство с математикой В этом разделе существует много игр и разных вариаций с цифрами и фигурами. Ребенок в 3 года может понимать и называть формы и цвета – игры по системе Монтессори стимулируют его к этому. Эти знания и умения нужно совершенствовать.

Есть такие игры, которые вместе с математическими навыками развивают письмо: для игры необходимы карточки с цифрами на шершавой поверхности. Мама, занимаясь с малышом, называет цифру и проводит пальцем по ней, отмечая способ написания и направление. Через несколько занятий малыш сам захочет ее написать на бумаге, этому не нужно препятствовать.

Развитие мелкой моторики, мыслительных процессов

Очень хорошо для этого в возрасте 3-х лет использовать игры-шнуровки Монтессори. Они стимулируют работу пальчиков, малыш ищет разные новые пути шнуровки. Для этого понадобится самодельная поверхность с отверстиями для шнурков, или купленные фигурки со шнуровкой.

Эти и другие игры помогают в развитии детей дошкольного возраста. Прикладывая все усилие к воспитанию и развитию способностей малыша, из него получится гармонично развитая личность.

Людмила Редькина, психолог, специально для Mirmam.pro

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/domashnij-ukhod/36737-igry-po-sisteme-montessori-dlya-detej-1-2-3-let

Как занять ребенка по системе Марии Монтессори: Игры для самых маленьких

На сегодняшний день Ассоциации Монтессори есть в Украине, Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии и других странах мира. Кроме того, существует тысячи школ Марии Монтессори, а в 1988 г. ЮНЕСКО включила ее имя в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

Да, Марию Монтессори по праву можно считать известнейшей итальянкой и величайшим педагогом.

Работая в Доме ребенка, Мария разработала уникальный «метод научной педагогики», который опробовала на своих подопечных.

Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов, разновозрастность групп – все это принесло очевидные результаты воспитанникам Монтессори.

В Дом ребенка стали приезжать гости со всего мира, у Монтессори появились последователи и ученики. Уже в 1909 г.

итальянка провела первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии др. стран.

Уникальность знаменитой методики педагога в том, что всегда мини-центр Монтессори можно организовать дома. Во все развивающие игры, которые она придумала еще много лет назад, родители могут играть со своим ребенком самостоятельно.

Лепка

Пластилин или тесто отлично помогают с развитием моторики. Необязательно сразу лепить животных или предметы. Пластилин можно просто мять, раскатывать, делать блин и втыкать в него бусинки, фасолинки и другие мелкие предметы.

Старые журналы

Покажите ребенку, как рвать страницы журналов. Так он научится контролировать силу захвата и соотносящие движения рук. Можно порвать листы на полоски или на мелкие кусочки, устроить после занятия листопад и собрать мусор вместе.

Склянки и крышки

Понадобятся баночки, бутылочки и другие сосуды с завинчивающимися крышками. Все их нужно отвинтить, перемешать и предложить малышу подобрать правильные крышки к каждой баночке. Эта игра развивает логику.

Уборка

Нужно рассыпать по полу крупу или сухие макароны, принести совок и веник и вместе сделать уборку. Если малыш будет подбирать «мусор» руками и класть в совок, это тоже отличная тренировка мелкой моторики.

Мешочек с фасолью

В маленькие мешочки необходимо насыпать разные крупы и бобовые, можно смешать их, затем высыпать на стол и сортировать. Среди круп также можно прятать маленькие игрушки или детали от конструктора и просить ребенка найти их.

Пена

Налейте в пластиковую чашу или контейнер воду, капните жидкого мыла и дайте малышу венчик. Покажите ребенку, что с его помощью в сосуде образуется пена.

Силач

В пакеты с ручками или мешки нужно положить грузы разного веса (в зависимости от возраста ребенка). Смысл в том, чтобы малыш просто таскал мешки за собой. Это развивает силу рук, выносливость и крупную моторику.

Хороший повар

Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть ребенок подбирает «правильную» крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.

Модельер

Шнуровать, открывать-закрывать молнии, липучки — это очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием. Но можно отлично обойтись и без них. Достаточно принести груду вещей.

Форма для льда

Для игры понадобятся: форма для льда и пинцет, бусинки или ягодки. Малыши до года могут вынимать ягодки/бусины пальчиками. Более взрослые дети – пинцетом. Игра прекрасно развивает мелкую моторику.

Алфавит

Нужно взять мешочек с 8-10 знакомыми малышу предметами (ленточка, карандаш, расческа, резиновый зайчик и пр.). Малыш вытаскивает с закрытыми глазами предметы и называет их.

Потом можно усложнить задание: сложить все предметы на букву «д» или на букву «ю». Тренируются тактильные ощущения.

Также с помощью этой игры можно выучить все буквы алфавита, это хорошая тренировка способности выделять звуки в словах.

Оригами

Мять, складывать или рвать бумагу – это развитие ловкости рук и мелкой моторики. Также оригами развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, развивает творческие способности.

Рыбак

Мелкие предметы – пуговицы, мозаику, шарики – бросить в банку с водой и вылавливать ложкой.

Магнит

Магнит (желательно крупный) и разные предметы (металлические и нет). Ребенок проверяет, что примагничивается, а что – нет.

Посудомойка

Понадобятся 2 тарелки, 1 губка и 1 лейка. Нужно налить в одну тарелку воду и губкой переносить водичку из одной тарелки в другую.

12 заповедей Марии Монтессори при работе с детьми

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
  4. Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
  5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  11. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Источник: http://womo.ua/kak-zanyat-rebenka-po-sisteme-marii-montessori-igryi-dlya-samyih-malenkih/

Система Монтессори: упражнения для раннего развития детей

Добрый день, уважаемые читатели.

https://www.youtube.com/watch?v=loPU5fcyfQw

У вас есть дети? Вы являетесь молодыми родителями? Или вы родители со стажем? У вас единственный ребенок? А может быть, у вас большая семья?
Но как бы то ни было, если у вас есть дети, то главной целью вашей жизни является – вырастить их успешными людьми, ориентированными на самоопределение и самореализацию.

Поэтому сейчас самое время узнать, что такое раннее развитие детей по системе Монтессори.
Мария Монтессори — итальянский ученый – педагог, доктор наук, мировая величина в области педагогики и психологии, которая достигла поразительный успехов в области раннего развития способностей и наклонностей ребенка, раскрытия его талантов, нацеливания на успех.

Для вас не секрет, что игра — основной способ познания мира любым малышом. Только через игру должны строиться учебные занятия с ребенком, причем с самого момента рождения.

Роль игры в обучении ребенка

Детский период жизни делится в свою очередь на несколько сенситивных периодов:

  •  сенсорный – с рождения до 5-6 лет
  •  период понятия и определения для себя порядка — с рождения до 3 лет
  •  вся совокупность движений и моторики от 1 до 4 лет
  •  речь — с рождения до 6 лет
  • социальная адаптация от 2-3 до 6 лет

И помогать своему ребенку, как можно лучше освоить все заданные природой программы, призваны вы, родители. Тут на помощь вам и должны прийти игра. Игры включают в себя и занятия на развитие логики, и познание практической жизни, развитие речи, получение навыков письма и чтения и обязательное сенсорное развитие.

Вся методика Монтессори направлена на лучшее раскрытие способностей малыша, уже заложенных в нем природой. Только играя, дитя учится понимать и чувствовать этот мир, давать правильную оценку предметам.

Несомненно, невозможно полностью в домашних условиях проводить занятия, которые рекомендует нам педагог. Но тут к вам на помощь приходят центры и курсы раннего развития ребенка.   Они обладают высокообразованными специалистами, оборудованными для занятий классами, материалом и здесь собираются большие от 30 до 40 человек детей для групповых занятий.

К большому сожалению, не везде есть такие центры. Как же поступить родителям в этом случае? Не отчаивайтесь! Соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы сможете и в домашних условиях.

Первичное познание мира ребенком

Уже в самом раннем возрасте ребенок начинает познавать мир вокруг себя. Именно поэтому мы используем многофункциональные игрушки: они и шумят, и шуршат, и меняют формы.

Сделайте своими руками яркие небольшие мешочки с различными наполнениями (горох, рис, семечки, маленькие камешки и т.д.). Ткань для мешочков также должна быть различной фактуры (гладкая, бархатистая, яркая и блеклая, с рисунком и без него).

Если мешочки заменить на коробочки или баночки, то мы к зрительным и тактильным ощущениям добавим еще и слуховые.

Уже в возрасте 6 месяцев у малыша проявляется интерес к мелким предметам. Это нормально, и если не стараться отобрать все мелкие вещицы, а старательно развивать, то вместе с мелкой моторикой рук у ребенка будет хорошо развиваться речь, а затем и абстрактное мышление.

Естественно развивать этот интерес нужно под вашим строгим контролем: мелкие вещи могут быть опасны!

Как подготовить ребенка к занятиям по системе Марии Монтессори

Не думайте, что ваш ребенок еще слишком мал для каких бы то не было занятий. Начинать развитие и воспитание следует с самого момента рождения. Вот основные принципы проведения занятий:

  1.  Не раздражайтесь, будьте предельно терпеливы
  2.  Не кричите, говорите спокойным голосом, но будьте настойчивы
  3.  Никогда не приказывайте ребенку, советуйтесь с ним, как со взрослым
  4.  Давайте ему больше возможностей выбора
Читайте также:  Что нужно для похода в лес

Прежде всего, найдите и определите совместно с малышом его собственный уголок в доме. Там он будет хранить свои личные вещи.

Найдите место, где будут храниться его еще маленькие, но уже необходимые орудия труда: веник, совок, тряпочка для вытирания пыли и т.д. Пусть ваш ребенок будет полноценным участником всех домашних дел.

Не только по самообслуживанию, но и таких важных, как приготовление обеда, украшение дома к празднику, участие в генеральной уборке.

Уважайте его усилия! Пусть он еще не умеет, пусть после его работы вам придется что-то переделывать, не акцентируйте на этом внимание. Создавайте ситуацию успеха. Покажите, как вам важна его помощь, насколько она ценна для вас.

Проводить занятия лучше всего в комнате самого малыша, но помните, что мебель там должны быть по росту ребенка и обязательно должна быть легкой и мобильной.
Подумайте, ведь маленькие дети неуютно чувствуют себя во взрослом мире со взрослой мебелью — многие предметы совершено недоступны для них.

Как приступить непосредственно к занятиям

Проводите уроки систематически в одно и то же время, пусть это войдет в привычку.
Совсем не обязательно заниматься с какими – либо игрушками, материалом для занятий могут служить любые предметы и материалы, окружающие вас. Пусть интересную тему предложит сам ребенок.

Не следует заставлять продолжать занятия, если малыш устал или у него пропал интерес. Не насилуйте волю ребенка.

Но в то же время постарайтесь его мягко и ненавязчиво убедить в том, что нельзя бросать дело незаконченным. Привычка — все доводить до конца, будет очень полезна во взрослой жизни.

Храните все необходимое для занятий в одном и том же месте, и пусть ребенок сам уберет туда все материалы.

Во время занятий старайтесь не торопить и не понукать ребенка. Все что вам кажется таким простым и легким, для него – подобно тайне бытия.

В любом случае ваша главная задача – наблюдать за реакциями, действиями, чувствами ребенка. Показывайте ему, как нужно делать, но не делайте это за него. Показывайте своими действиями, но не объясняйте словами. Ваши действия должны говорить лучше слов.

Сначала малыш говорит: «Дай мне, я сам!», но иногда сами же родители уничтожают эти попытки ребенка быть самостоятельным, выполняя за него всю работу. Поймите, что этим вы отбиваете его тягу делать что-то самому.

И вообще Мария Монтессори рекомендует во время занятий педагогу — воспитателю говорить как можно меньше. Пусть малыш сам догадается. Дайте возможность ему почувствовать наслаждение – открывать для себя что-то новое и неизведанное!

Примеры упражнений по методике Марии Монтессори

Упражнение «Пересыпание риса» (2-5 лет)

Цель: развитие мелкой моторики рук, приобщение к аккуратности, развитие терпения и усидчивости, создание ситуации успеха

Материалы: поднос или большая тарелка, небольшой кувшин, наполненный рисом до половины, стакан или чашка, тряпка для уборки.

Сначала ознакомьте ребенка с предметами, назовите их четко и ясно, назовите все действия, связанные с данными предметами.

Помните, что вы должны выполнять действия достаточно медленно и так, чтобы они были понятны для ребенка. В одну руку возьмите кувшинчик, в другую – стакан.

Направьте горлышко кувшина ровно в середину стакана и пересыпьте в него рис. Теперь пусть ребенок повторит ваши действия.

Объясните ему, что пусть сразу не все получается, но не нужно расстраиваться, а можно убрать за собой и повторить упражнение еще раз.

Когда упражнение будет хорошо получаться, то вместо риса можно использовать жидкости: воду, молоко или сок. И очень скоро ваш маленький хозяин будет пытаться обслуживать своих родных за общим столом.

Упражнение «Сияющие ботинки» (3-5 лет)

Цель: развитие ловкости и координации, приобщение к самообслуживанию, аккуратности.

Материалы: старая газета, пара обуви, крем для чистки обуви, щетка, суконка.

Перед началом работы расстелите на полу газету, объясните, для чего это делается. Щеткой уберите грязь с обуви, возьмите в одну руку ботинок, другой рукой нанесите на него крем, повторите процесс с другим ботинком. Не забудьте тщательно закрыть крышечку на баночке с кремом. Когда крем немного подсохнет, отполируйте суконкой каждый ботинок по очереди до блеска.

Пусть малыш теперь повторит ваши действия со своими ботиночками.

Педагог и воспитатель Мария Монтессори опытным путем доказала, что каждый навык следует развивать в определенном возрасте, начиная с самого раннего, иначе можно упустить момент и не дать должного развития способностям малыша.

Помните, родители, что самым важным является именно ОН — ваш единственный и неповторимый ребенок, обладающий только ему присущими чертами характера, способностями и возможностями, поэтому вы и должны использовать лучшие методики для реализации его как личности.

Если вас заинтересовала данная статья, то вы можете подписаться на наш блог. Тогда вы всегда будете в курсе новых веяний по воспитанию и развитию способностей своего маленького сокровища.

Источник: https://blog-dm.ru/sistema-montessori-uprazhneniya-dlya-ra/

Игры для детей от 1 до 2,5 лет по методике М.Монтессори

ПЕРЕСЫПАЕМ ЛОЖКОЙ

Для игры понадобятся:  

две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее), ложка.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами. Можете сразу без предварительной демонстрации дать ложку ребенку, чтобы он смог сам попробовать применить ее по назначению.

Польза от игры.

Эта игра учит пользоваться ложкой, а так же хорошо развивает моторику ребенка, что положительно сказывается на общем развитии малыша. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе. 

ОПУСКАЕМ ПРЕДМЕЫ В УЗКОЕ ОТВЕРСТИЕ

Для игры понадобятся:

мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.), а также емкости и бутылочки с узким горлышком.

Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами. Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды. 

Польза от игры.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки. 

ИЩЕМ КЛАД

Для игры понадобятся:

фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка).

Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу).

Польза от игры.

В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика. 

ПРОЖОРЛИВАЯ КОРОБОЧКА

Для игры понадобятся:

небольшая коробочка (можно от крема), макароны, фасоль и другие мелкие предметы.

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька,  прорезать отверстие для рта и предложить ребенку  опускать мелкие предметы в ротик зверька.  Малыш с удовольствием будет кормить зверька макаронами, фасолью и другой мелочью.

Польза от игры.

Развиваемся мелкая моторика, что помогает стимулировать и  развивать те области головного мозга, которые отвечают за речь ребенка.

УЧИМСЯ СОРТИРОВАТЬ

Для игры понадобятся:

разноцветные мелкие предметы (пуговицы, макароны, мозаика и т.д.), крупа, емкость для сортировки.

Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучками.

Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик».

Польза от игры.

Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей малыша. 

ИГРАЕМ С МАНКОЙ

Для игры понадобятся:

лоток (или коробка с небольшими бортиками), манная крупа.

Эта игра пользуется особой популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет. Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут. Для этого насыпьте тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами.

Польза от игры.

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему. 

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой.

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет).

Источник: https://vmestemir.ru/articles/deti/ot-rozhdeniya-do-trex-let/igryi-dlya-detej-ot-1-do-2,5-let-po-metodike-m.montessori.html

Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Методика Марии Монтессори заслуженно пользуется большой популярностью среди родителей. Подтверждение этому является большое количество специализированных садиков и школ.

Если у мам и пап нет возможности отправить ребенка в такой детский сад, но есть желание воспитывать его с помощью монтессори-педагогики, можно организовать развивающую среду у себя дома.

Сегодня мы расскажем, как лучше это сделать.

Подробная статья о методике Марии Монтессори — Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Оговоримся, что домашний монтессори-класс предназначен для детей от трех лет. Основные принципы и идеи классического метода Монтессори можно воплотить только с этого возраста. Именно трехлетний ребенок начинает осознавать собственную самостоятельность, а взрослые должны не указывать, а мягко помогать его развитию. Отсюда и знаменитый лозунг: «Помоги мне это сделать самому!»

Разделяем детскую комнату на зоны

1. Практическая жизнь

Здесь следует собрать материалы, которые помогают развитию у детей навыков самообслуживания – застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка одежды и обуви, мытье посуды. В классический набор входят:

  • рамки с различными типами застежек (шнуровка, пуговицы, липучка);
  • посуда;
  • щетки, тазы, прищепки;
  • баночки для перекладывания и переливания;
  • наборы для уборки – губки, совок и веник.

Список вещей, как видим, прост и незамысловат. В обычном хозяйственном магазине вы сможете купить почти все, кроме рамочек с застежками. Их можно сделать и самим – в Интернете много схем для изготовления. Ну вот как пример рамки (эта развивающая доска называется бизиборд, и как ее сделать самому читаем тут):

2. Сенсорное развитие

Пособия в этой зоне помогают малышам познакомиться основными свойствами предметов: цветом, формой, весом, звуками, запахами и температурой. Возможно, в вашем доме найдутся следующие предметы:

  • матрешки, пирамидки;
  • саше (подушечки с ароматизированными наполнителями);
  • бусины, детали лего, пуговицы, отличающиеся по форме и цвету;
  • отрезки тканей (шелк, атлас, трикотаж и т. д.);
  • цветной картон различный оттенков;
  • шумовые баночки, наполненные крупой, солью;
  • разные по объему бутылочки с крышками;
  • волшебные мешочки с мелкими безделушками.

3. Математическая зона

Упражнения и предметы в этой зоне предназначены для формирования у детей знаний о цифрах, об основных операциях – сложении, вычитании. Готовим следующие материалы:

  • шероховатые цифры;
  • деревянные или пластиковые счеты;
  • дощечки или картонки с простейшими математическими вычислениями;
  • счетные палочки;
  • крупные бусинки или фишки;
  • лото с цифрами.

4. Языковая зона

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной – Минус 20 килограммов за месяц? Легко!

Сюда должны войти материалы, которые показывают форму и вид написания букв русского языка. Эти предметы помогут детям научиться писать и читать. Итак, размещаем здесь:

  • кассы букв и слогов;
  • комплекты прописных и печатных букв;
  • шероховатые буквы;
  • детская литература, например, из серии «Мои первые книжки»;
  • ящичек с манкой для тренировки пальцев (сжимать и разжимать кулачки с крупой; кончиком пальчика рисовать сначала волнистые линии, кружочки, а затем и буквы);
  • карандаши;
  • карточки со словами, лото, домино для развития речи.

5. Зона космоса

В этой зоне находятся предметы, отвечающие за формирование представлений ребенка о нашем мире, природе. Вы можете помочь детям, предоставив следующие материалы:

  • географические карты;
  • детские энциклопедии о животных, растениях, звездах, человеке;
  • книги о природе;
  • набор камней (речная галька, красивые камушки, которые можно привезти из поездок на озеро и море);
  • ракушки;
  • фигурки и картинки диких и домашних зверей.

Создаем монтессори-среду дома – несколько конкретных шагов

Для занятий по методике необходимо так разделить детскую, чтобы малыш смог легко найти и достать необходимый предмет без вашего указания. Для этого нужно каждое пособие поставить на правильное место, тем самым поделив помещение и обеспечив зонирование комнаты.

  1. Сортировка. Разберите все игрушки и рассортируйте их по назначению – на совершенствование мелкой моторики, ощущений, речевых, математических навыков и т.д. После этой сортировки вы увидите, каких материалов много, а каких – слишком мало.
  2. Оборудование зон. Вам необходимо так разместить пособия, чтобы они всегда были доступны для детей. Лучший вариант – полочки или пластиковые этажерки под рост малыша. Однако не забывайте про правила безопасности – с мелкими предметами, которые ребенок может проглотить, следует играть под вашим контролем.
  3. Комплектование. Безусловно, материалов потребуется много. Вы можете приобрести готовые пособия (это достаточно дорого), подобрать аналоги в хозяйственных магазинах или изготовить самостоятельно.
Читайте также:  Конспект классного часа на новый год, 2 класс

Фото примеров комнат оборудованных по методике Монтессори:

Монтессори-материалы своими руками

Изготовление развивающих пособий в домашних условиях занимает не очень много времени, экономит значительные суммы денег, потому что выполняется из подручных или даже ненужных материалов. Вот всего лишь несколько простых вариантов.

  • Коробочка с тканями. Подберите по два лоскутка различных по фактуре тканей. Положите их в коробку, предварительно продемонстрировав и дав потрогать ребенку. Цель задания – на ощупь доставать из коробочки одинаковые лоскуты.
  • Волшебный мешочек. Сшейте небольшой мешочек, поместите туда 10 знакомых малышу небольших предметов и попросите с закрытыми глазками определить, что он вытаскивает из тактильного мешочка. Еще один вариант задания – предложите достать определенную вещь: ложечку, пуговицу, бочонок от лото.
  • Ароматное саше. Сделайте саше с наполнением из аптечных травок, высушенной цедры апельсинов, зерен кофе. Для подушечек подойдут детские хлопчатобумажные носочки. Учите малышей распознавать и узнавать разные ароматы.
  • Крышечки. Возьмите шесть разных по величине и объему баночек с крышками. Откройте крышечки и положите все предметы в одну большую емкость. Пусть дети подбирают к каждой банке соответствующую крышку.
  • Шероховатые буквы. Распечатайте алфавит – гласные буквы на красной бумаге, а согласные на синей. Приклейте их на плотный картон и поместите под пресс. По контуру обмажьте клеем ПВА, насыпьте сверху манкой, а затем просушите. После высыхания нанесите еще один слой ПВА для закрепления манки. По этой же схеме можно сделать шероховатые цифры.

Итак, вы провели работу по зонированию комнаты и созданию домашней развивающей среды, но не стоит останавливаться на достигнутом.

Обязательно приобретите литературу для родителей, в которой подробно описаны конкретные упражнения по методике Монтессори: «Гениев учат с рождения.

Система Монтессори у себя дома», «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей», книги из серии «Домашняя школа Монтессори».

И еще одно важное замечание. Занимаясь с малышом дома, не забывайте, дети должны переходить к новому заданию, только завершив предыдущее и вернув рабочий материал на свое место!

Читаем о других популярных методиках воспитания детей — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/10-naibolee-effektivnyih-metodik-vospitaniya-detey.html

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-montessori-svoimi-rukami-organizuem-razvivayushhuyu-sredu-doma.html

Игры по методике М. Монтессори для развития навыков детей

Пропагандируя принцип «ненавязчивого обучения», Мария Монтессори разработала множество дидактических игр, направленных на развитие необходимой зрительной координации, умение работать с мелкими материалами и жидкостями. Начинать такие развивающие уроки можно уже с трехлетнего возраста, только не забывайте, что ребенок, работающий с мелкими деталями, постоянно должен находиться в зоне вашего внимания.

Как правило, любые развивающие игры Монтессори предусматривают развитие у ребенка следующих навыков: работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.). Все эти игры, направленные на развитие навыков, позволяют сформировать и успешно развивать у малыша чувство самоуважения.

Игра для детей, направленная на развитие координации движений

Эта игра по пересыпанию фасоли («сухое переливание») подходит для детей 3-4 лет.

Необходимые материалы для игры по методике Монтессори: поднос со стоящими на нем двумя одинаковыми небольшими прозрачными пластмассовыми кувшинами, один из которых наполовину заполнен зернами фасоли среднего размера (размеры контейнеров должны соответствовать возрасту и физическому состоянию ребенка, чтобы он мог комфортно держать их в руке и спокойно манипулировать ими).

Цель игры: развитие координации движений, подготовка к переливанию жидкостей.

Предварительная подготовка:

  • ребенок должен уметь переносить поднос;
  • он имеет опыт игры с песком.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Контейнер с фасолью — слева от вас, его ручка повернута к вам. Пустой кувшин — справа от вас.
  • Положите пальцы вашей «рабочей» руки (т. е. той руки, которой вы в основном выполняете всю работу) на ручку кувшина с фасолью и сожмите пальцы.
  • Положите второй и третий пальцы второй руки под носик кувшина. Медленно поднимите кувшин.
  • Аккуратно загляните в пустой кувшин и поднесите руками второй кувшин так, чтобы он находился прямо над пустым кувшином.
  • Медленно наклоните кувшин с фасолью и пересыпайте фасоль в пустой кувшин, пока последняя фасолина не упадет в этот кувшин.
  • Поставьте кувшин на место так же, как он стоял до начала упражнения (т. е. он снова окажется слева от вас).
  • Подберите фасолины, которые случайно рассыпались по подносу, столу или полу, и положите их в кувшин с фасолью.
  • Медленно повторите весь процесс, пересыпая фасоль из правого кувшина в левый.
  • Снова проверьте, нет ли рассыпанной фасоли. Соберите ее в кувшин.
  • Ручки обоих кувшинов должны быть повернуты к вам.
  • Пригласите ребенка повторить упражнение.
  • После работы верните поднос на полку.

Во время этой игры с детьми по методике Монтессори обратите особое внимание на следующие моменты:

  • акккуратная фиксация ручки кувшина вашей рукой;
  • пересыпание равномерное, без рывков;
  • в кувшине, из которого мы пересыпаем фасоль, не остается ни одной фасолины;
  • пересыпаем фасоль из кувшина в кувшин как минимум дважды;
  • носик кувшина располагается четко над горловиной второго кувшина;
  • соблюдаем среднюю скорость пересыпания (не быстро, но и не медленно).

Обратите внимание ребенка:

  • наклон кувшина позволяет контролировать скорость пересыпания;
  • лучше всего пересыпать через носик (а не через любое другое место горловины).

Расширение словарного запаса: кувшин, горловина кувшина, носик кувшина, ручка кувшина, фасолина, пересыпание.

Наиболее интересные моменты игры на развитие координации движений:

  • перенос подноса;
  • звук пересыпаемой фасоли;
  • сама фасоль (цвет, форма, ощущение).

Контроль ошибок:

  • зрительный (рассыпавшаяся фасоль, количество фасоли в кувшине);
  • звуковой (звук падающей фасоли — на поднос, на стол, на пол).

Дальнейшее расширение игры по методике М. Монтессори:

  • использование различных контейнеров — того же размера, но непрозрачных (пластмассовых, деревянных, керамических, стеклянных);
  • использование различных наполнителей (горох, бобы, рис, гречка, манная крупа);
  • использование контейнеров другого размера и формы.

Эта игра для развития зрительно-моторной координации по пересыпанию крупы, используя воронку, подходит для детей 4-5 лет.

Необходимые материалы для игры по системе Монтессори:

  • поднос;
  • маленькая кружка с ручкой;
  • прозрачный стакан меньшего диаметра, чем кружка;
  • воронка;
  • крупа (рисовая, гречневая и т. п. — диаметр зерен Должен обязательно быть меньше диаметра воронки).

Цель этой развивающей игры по методу Монтессори — научить детей пользоваться воронкой.

Предварительная подготовка ребенка: перенос подноса, «сухое переливание», игры с песком.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Кружка — слева от вас, ее ручка повернута к вам. Кружка примерно на треть заполнена крупой. Воронка — в центре подноса. Стакан — справа от вас.
  • Внимательно посмотрите на горловину кружки. Медленно проведите по всей окружности горловины указательным и средним пальцами (начните около ручки; направление движения пальцев против часовой стрелки).
  • Внимательно посмотрите на горловину стакана — проведите пальцами по окружности горловины стакана (как описано выше), чтобы подчеркнуть разницу в диаметре.
  • Возьмите воронку «рабочей» рукой и поместите ее в стакан (она должна как бы висеть в стакане за счет разницы диаметров горловин).
  • Возьмите кружку «рабочей» рукой за ручку. Поднесите ее к воронке.
  • Очень медленно наклоните кружку, контролируя поток крупы, чтобы она не застревала в воронке.
  • Проверьте, вся ли крупа высыпалась из кружки. Поставьте кружку на место (слева от вас).
  • Проверьте, не застряла ли в воронке крупа. Если нужно, слегка приподнимите воронку и легонько встряхните ее (чтобы вытряхнуть застрявшую крупу).
  • Поставьте воронку на место (в центр подноса).
  • «Рабочей» рукой возьмите стакан, поднимите его и поднесите к горловине кружки. Держите его над центром кружки.
  • Аккуратно наклоните стакан и медленно пересыпьте крупу в кружку.
  • Поставьте стакан на место (справа от вас).
  • Очистите поднос от просыпавшейся крупы. Повторите все действия снова, если это необходимо для ребенка.
  • Пригласите ребенка повторить ваши действия.

После работы верните все предметы на полку.

Во время этой игры, направленной на развитие координации, обратите особое внимание:

  • на движение пальцами вдоль окружности горловины кружки и стакана;
  • на расположение воронки в стакане;
  • на аккуратное обращение с кружкой и стаканом;
  • на медленное аккуратное пересыпание крупы при наклоне кружки и стакана;
  • на контроль полного пересыпания крупы из кружки и через воронку;
  • на шелест пересыпающейся крупы.

В ходе игры по методике Марии Монтессори обратите внимание ребенка:

  • воронка нужна для пересыпания крупы из более широкого сосуда в более узкий;
  • скорость пересыпания изменяется при изменении угла наклона сосуда;
  • слишком большая скорость пересыпания может привести к закупориванию воронки и помешать дальнейшему движению крупинок.

Расширение словарного запаса: кружка, стакан, воронка, название используемой крупы.

Наиболее интересные для ребенка моменты дидактической игры по системе Монтессори:

  • воронка, кружка, стакан — разного диаметра;
  • звук при пересыпании крупы;
  • наблюдение за движением крупинок из кружки через воронку в стакан;
  • размещение воронки в стакане.

Контроль ошибок:

  • зрительный (рассыпавшаяся по подносу, по столу или полу крупа);
  • звуковой (прерывание шелеста пересыпаемой крупы при закупоривании воронки).

Дальнейшее расширение развивающей игры по методике Монтессори:

  • использование воронок и сосудов большего и меньшего диаметра (включая бутылки);
  • работа с различной крупой.

Игра по методу Монтессори, направленная на развитие навыков работы с водой

Эта игра на развитие координации движений учит правильно переливать жидкость из разных сосудов, она подходит для детей 4-5 лет.

Необходимые материалы:

  • поднос;
  • маленький кувшин, наполовину наполненный водой;
  • маленькая пластмассовая бутылка с завинчивающейся крышкой;
  • тряпочка для вытирания воды.

Цели деятельности: научить переливать воду из кувшина с носиком в сосуд без носика и наоборот.

Предварительная подготовка ребенка: перенос подноса, переливание воды, закручивание крышки.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Усадите ребенка рядом (со стороны своей «нерабочей» руки).
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Кувшин с водой — слева от вас, ее ручка повернута к вам. Бутылка — справа от вас.
  • Возьмите бутылку «нерабочей» рукой. Медленно открутите ее крышку «рабочей» рукой. Положите эту крышку на поднос за бутылкой.
  • Возьмите ручку кувшина «рабочей» рукой, указательный и средний пальцы второй руки расположите прямо под носиком кувшина.
  • Медленно поднимите кувшин и подержите его точно над центром горловины бутылки.
  • Наклоните кувшин и медленно переливайте воду в бутылку до последней капли.
  • Поставьте кувшин на место.
  • Возьмите тряпочку и аккуратно вытрите воду с носика кувшина и с подноса. Положите тряпочку на место.
  • Возьмите бутылку «рабочей» рукой, придержите ее горлышко двумя пальцами второй руки, аккуратно наклоните ее над центром горловины кувшина.
  • Полностью перелейте воду из бутылки в кувшин.
  • Поставьте бутылку на место.
  • Протрите тряпочкой бутылку, кувшин, поднос, чтобы убрать разбрызгавшуюся воду.
  • Возьмите бутылку «нерабочей» рукой. «Рабочей» рукой возьмите крышку от бутылки и закрутите ее.
  • Поставьте все предметы по местам, повернув ручку кувшина в вашу сторону.
  • Повторите последовательно все действия, если это необходимо.
  • Пригласите ребенка повторить ваши действия.
  • После работы верните поднос на его место на полке.

Во время игры с водой по системе Монтессори обратите особое внимание:

  • как аккуратно держать кувшин за ручку и поддерживать пальцами носик кувшина;
  • как медленно и равномерно переливать воду;
  • воду надо полностью вылить из сосуда;
  • переливают воду, располагая верхний сосуд четко над центром горловины нижнего сосуда;
  • как откручивают и закручивают крышку бутылки;
  • как вытирают воду с поверхностей сосудов, подноса и стола.

В процессе игры на развитие навыков переливания жидкостей обратите внимание ребенка:

  • скорость переливания воды изменяется при изменении угла наклона сосуда;
  • крышка бутылки откручивается против часовой стрелки а закручивается — по часовой.

Расширение словарного запаса — кувшин, стакан, ручка, струя воды, открутить, закрутить.

Наиболее интересные для ребенка моменты урока:

  • красивые предметы;
  • звук льющейся воды;
  • вид струи воды.

Контроль ошибок:

  • зрительный (кувшин заполнен водой меньше чем наполовину;
  • брызги воды на подносе, на столе);
  • звуковой (прерывание звука льющейся воды); тактильный (мокрая тряпочка после протирания поверхностей)

Дальнейшее расширение игры по методике Монтессори:

  • использование сосудов приблизительно одинакового размера, затем — разного размера и прозрачности, сделанных из разных материалов;
  • изменение цвета воды;
  • применение жидких составов разного веса и консистенции (растительное масло, варенье, сметана и пр.).

Статья прочитана 3 100 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=8934

Ссылка на основную публикацию