Всегда с интересом
28.08.2014 00:01:00
К 85-летию со дня рождения Виктора Голявкина
Иллюстрация Виктора Голявкина к его киноповести «Боба и слон». Рисунки из архива Людмилы Бубновой
Предъюбилейная речь
Трудно отделаться от представления, что Голявкин жив и вполне мог бы отметить этот свой не очень круглый, но почтенный юбилей вместе со своими многочисленными читателями. Подобного возраста юбилеи сейчас не редкость, и несколько мастеров голявкинского возраста здравствуют и действуют.
Да, он болел, но есть многолетние болезни, а эта его болезнь к тому же еще проходила как-то незаметно для его читателей, подавно – для критиков. Ибо если читатели, и взрослые и дети, книги Голявкина замечали и привечали, передавали друг другу, читали и перечитывали, для критиков произведения Голявкина были малоудобным материалом.
Детские его книги стояли наперекос всем традициям советской детской литературы, а считаные книги для взрослых, которые ему удалось издать в те времена предперестроечного застоя, вызывали и вовсе радостное изумление: «Как же это ему удалось напечатать?!» Идеологические ортодоксы, спасибо им большое, в отношении Голявкина безмолвствовали, а те, кто Голявкиным зачитывался, помалкивали, ибо похвалы были бы тоже идеологически сомнительными: абсурдистско-гротесковая основа реалистических нонсенсов Голявкина в соотношении с канонами диалектического и исторического материализма могла вызвать чересчур громкий эффект. Впрочем, и сегодня книги Голявкина живут, не думают умирать и, как их автор – доброй памяти, заслуживают аплодисментов.
Среди Гайдара
и его команды
У Аркадия Гайдара есть суждение, которое время от времени вспоминают и сейчас, а в советское время цитировали непрестанно. «Пусть потом когда-нибудь люди подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию».
Это Гайдар сказал на I Всесоюзном совещании по детской литературе в 1936 году. Тогда, в условиях тотальной мобилизации как образа жизни, эта цель детской литературы смотрелась лучезарно.
В частности, данному положению воздал хвалу другой классик советской детской литературы, Лев Кассиль: по его мнению, «пафос великой цели» сделал Гайдара «одним из основоположников метода социалистического реализма в детской литературе».
Герои Голявкина,как он их рисовал,были похожи на него самого. Рисунок Виктора Голявкина к его повести«Обыкновенные дела» |
Но что было делать в таких ответственных координатах Виктору Голявкину? Понятно, что с методом социалистического реализма его тоже познакомили. И в художественных училищах, которые он прошел, и в Академии художеств, то есть в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде.
В его книге «Я жду Вас всегда с интересом», вышедшей во «взрослом» издательстве «Современник», есть рассказик «Флажки, кругом флажки»: «Флажки, кругом флажки, все небо в флажках. И флажками насыщен воздух. Сидит маленький мальчик среди флажков и ест флажок». Все. Конец. Достаточно. Картина создана.
Книжка вышла в Москве в 1980 году, и многие еще помнят, какого цвета флажки реяли тогда над нашей страной. Одноцветные это были флажки, флаги и транспаранты. И создает Голявкин-писатель, можно сказать, свой литературный «Красный квадрат», притом цвета даже не упоминая.
Но это ли социалистический реализм в его живописи и в его литературе? Навряд ли.
Академию Голявкин окончил с дипломом театрального художника. Получил распределение в театр города Орджоникидзе (так тогда назывался Владикавказ). Но не поехал, хотя, между прочим, театр там хороший.
Однако в таком решении авангардиста просматривается безупречная логика: Голявкин уже учился в художественном училище в Сталинабаде (ныне Душанбе), а теперь жил в Ленинграде (на возвращение исконного имени которому рассчитывать тогда не приходилось).
Так чего же метаться между вождеградами и комиссаровсками? Он и остался, где был. Тем более что уже печатался в детских журналах и даже первые детские книжки у него вышли. С рассказами про школу…
Тоже вроде бы тематически не противоречит социалистическому реализму в детской литературе, которого так ждал и повсюду искал Лев Кассиль, да и не он один искал, не он один ждал.
Гражданская тайна
писателя Голявкина
Еще студентом Голявкин приехал в свой родной и любимый город Баку писать картину. Но тогда ведь даже от пейзажей требовалось быть индустриальными. Пышную прикаспийскую природу, завораживающую разноцветьем, игрой света, и безыдейный формалист напишет. А ты вывернись соцреалистически!
Вдова Голявкина Людмила Бубнова рассказывает: «С 1949 года на Каспии строят посреди моря город на искусственных металлических эстакадах – длинных-длинных мостках – Нефтяные Камни. Тогда это было, наверное, одно из самых удивительных сооружений в мире. И студент живописного факультета лезет на нефтяную вышку с этюдником, чтобы с высоты птичьего полета увидеть море.
Изумрудное, бескрайнее, оно занимает весь холст. Эстакады с вышками, нефтяными резервуарами, которые с высоты кажутся небольшими баками, с людьми и машинами, лежат на воде золотыми дорогами и прорезают море насквозь. Художник ищет свою точку зрения.
Ради своего мировоззрения, конечно, приходится лезть на высоту, сидеть на ветру часами, держаться на вышке уверенно и не падать.
В 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, работа была отобрана на Международную выставку изобразительного искусства» (Людмила Бубнова. «Стрела Голявкина»).
Номинативно, конечно, Голявкин требования соцреализма соблюл. Но Нефтяные Камни получились у него не такими, как их написали бы, например, передвижники Борис Иогансон или даже Александр Дейнека. Авангардистски изобразилось у него это советское техническое чудо.
К слову, через несколько лет после этой картины он написал о Нефтяных Камнях детскую повесть «Город в море», которую, скажем прямо, к вершинам его творчества не отнесешь.
Но сделано это детское «производственное» сочинение словно к экзамену на мастерство – могу рассказать обо всем и по-своему.
Как видно, работая в условиях официального соцреализма, Голявкин решил его попросту не замечать. А чтобы не замечали, что он его не замечает, брался за любые темы, особенно те, которые входили в номенклатуру первостепенно соцреалистических.
В детской литературе это, понятно, работа пионерской, а также октябрятской и комсомольской организаций, идеологическое и трудовое воспитание, словом, все то же формирование краснозвездной крепкой гвардии, то есть не личности, настроенной на познание мира, а массовидного гомункула, которому все необходимые кодексы вручены для неуклонного им следования.
В первой книжке Голявкина «Тетрадки под дождем» есть рассказ «Второклассники и старшеклассники».
«Второклассники были взволнованы. Они шумели. Вот один октябренок влез на стул и, обращаясь к старшим, сказал:
– Вы наши шефы. Мы все вас очень любим. И поэтому мы вам хотим помочь. Вы плохо натерли пол в коридоре. Он совсем не блестит. А он должен блестеть – это каждый знает. Разрешите, пожалуйста, нам это сделать. Натереть пол в коридоре, чтоб он блестел.
Старшеклассники были очень сконфужены. Они написали в стенгазету:
«Мы шестиклассники. Нам стыдно вчерашних позорных минут. Мы переживаем. Мы плохо натерли пол в коридоре. И мы благодарны второму «А», который пришел нам на помощь. Но мы исправим свою ошибку. Мы в скором времени соберемся и все вместе, всем коллективом, натрем пол до блеска. Пусть второклассники не беспокоятся. Все будет сделано. Мы все сделаем сами».
Но октябрята не стали ждать. Они натерли пол в тот же день. А на другой день прочли стенгазету. И написали свою заметку.
«Мы, второклассники, извиняемся. Мы без разрешения натерли пол. Не переживайте. Мы все сделали сами».
Тотальная регламентация порождает абсурд, в котором человек окончательно теряет разум.
В рассказе «Удивительное предложение», завершающем большую детскую книжку Голявкина «Удивительные дети» (она выдержала несколько изданий), дело, как часто у него, происходит на уроке, уроке русского языка.
Мальчик Саша, составляя предложение из слов: ВЕСНА, ТРАКТОРЫ, НАСТУПИЛА, ЗАГУДЕЛИ, начал по-разному поворачивать их, так что весна у него загудела, а тракторы пошли в наступление на землю, следом провода загудели, трубы загудели, потом «парад начался», а «по дороге домой Саша даже сочинил стихотворение».
Стихотворение плохое, и приводить мы его здесь не будем. Но в рассказе оно есть, потому что в «Удивительном предложении» Голявкин, по своему обыкновению, ушел от назидания к поучению.
Хорошо, что Саша так свободно стал пробовать слова на их значение и смысл. Плохо то, что фантазия его не ушла дальше тех словесных клише, которые вьются вокруг человека в его повседневной жизни.
Возможно, учительница и может поставить Саше пятерку за смекалку и постижение основ морфологии русского языка, но писатель Виктор Голявкин от оценок отказывается, завершая рассказ восклицанием: «Вот какое это было удивительное предложение!» То есть смекайте сами, что там с Сашей произошло.
Здесь не только детям – взрослым есть над чем серьезно подумать. Вот и думаешь: явно ведь, как и Гайдар, «из хитрости» назвался Голявкин детским писателем – но ведь из какой-то другой «хитрости», не гайдаровской.
Есть, как известно, общий ответ по этой проблеме. Мол, в советское время с его звериной цензурой многим талантливым людям было тяжело, невозможно печатать свободно написанное, и они выдавали такое за детскую литературу.
Это, конечно, было и относится ко многим писателям. Например, Юрий Коваль не раз говорил о себе: «Меня сослали, точнее, я сам эмигрировал в детскую литературу». Долгое время ходили в детских поэтах Генрих Сапгир и еще один знаменитый ленинградец-петербуржец Олег Григорьев.
Сходно сложилась судьба у Вадима Коростылева, автора сценариев фильмов «Айболит–66» и «Король-Олень». Примеров можно подобрать достаточно, однако, на мой взгляд, это все же не про Голявкина.
Его путь в литературе сложился по-иному, и несмотря на то, что многое из того, что он не относил к детской прозе, стало печататься только в 1980-е годы, здесь иной сюжет.
Если в живописи Голявкин всегда искал точку зрения для изображения увиденного, то в литературной работе он тотально от поиска какой-то особой, выигрышной точки зрения отказывается. Здесь он прямой последователь Чехова, который вызывался написать рассказ о любой попавшейся на глаза вещи, так же делает это непринужденно и так же доходит здесь до художественных высот.
Писатель, который умел все
Достаточно открыть любую книгу Голявкина, чтобы убедиться в этом. Детские писатели обыкновенно строят свои сочинения на остром сюжете, открытом конфликте – чтобы читателям было интересно. А для Голявкина жизнь сама по себе – уже острый сюжет, сама повседневность – открытый конфликт.
«– Дай то-то.
– На, но помни, что я тебе дал.
– Дай теперь ты то-то.
– Не дам.
– А помнишь, я тебе дал то-то?
– А зачем ты дал, ты не давал бы».
Это рассказ «Я тебе – ты мне», полностью.
Он прекрасно передает главный узел поэтики Голявкина, которая исходит из того, что в мир, пребывающий в гармоническом равновесии, то и дело врывается нечто, внешне безобидное и даже, как здесь, с чертами гуманности, после чего, однако, равновесие нарушается, гармония превращается если не в хаос (а упорядоченное неотвратимо ведет к хаосу), то в конфликт.
Ну, допустим, этот рассказ относится ко «взрослым». Хотя это очень относительно, и разобрать, где у Голявкина «взрослое», а где – «детское», затруднительно. Недаром в изданиях его избранных сочинений рядом печатается «детское» и «взрослое». Это даже тематически разделить трудно: не обязательно его рассказ о детях – для детей, а о взрослых – для взрослых. Всё о людях.
Вот один из многих примеров этого, «Новая рубашка», которую легко можно найти во многих сборниках Голявкина.
«Хотя на дворе мороз и снег, я расстегнул пальто на все пуговицы и заложил за спину руки.
Пусть все видят мою рубашку, которую мне сегодня купили!
Я ходил по двору взад-вперед, поглядывая на окна.
Шел с работы мой старший брат.
– О, – сказал он, – какая прелесть! Только смотри не простудись.
Он взял меня за руку, привел домой и надел мне рубашку поверх пальто.
– Теперь гуляй, – сказал он. – Какая прелесть!»
В 1981 году Голявкин выпустил большую повесть о первокласснике Славике – «Обыкновенные дела».
Впрочем, ее точнее назвать романом, ибо показан в ней мальчишечий характер так разносторонне и так глубоко, что, пожалуй, эту книжку полезно прочитать всем взрослым.
Не только, например, учителям младших классов и родителям, а всем, кто хочет разобраться в собственном детстве, в том, как оно повлияло на дальнейшую жизнь.
Вот еще что важно сказать. Когда тема была не формально серьезна, и Голявкин перенастраивал свою оптику.
Среди сотен рассказов, повестей и даже романов, написанных советскими детскими писателями о Великой Отечественной войне, не только не затерялась – заняла одно из главенствующих мест здесь его небольшая повесть «Мой добрый папа» (1963).
Ее, наверное, помнят все – и не только по удачной экранизации с Александром Демьяненко и Людмилой Гурченко в главных ролях. Позднее Голявкин выпустил еще одну повесть о войне – «Полосы на окнах» (1971). Словно для первых читателей «Моего доброго папы», которые к тому времени подросли.
Казус «Юбилейной речи»
Наверное, никто, писавший о Голявкине, не обошел историю 1981 года с его рассказом «Юбилейная речь», напечатанным на 75-й странице номера журнала «Аврора», который открывался портретом Брежнева и поздравлениями ему с 75-летием.
За что редакцию журнала покарали, добросердечный Голявкин оказался под подозрением – вплоть до перестройки, когда «Юбилейную речь» стали повсюду перепечатывать, хотя и автор, и «авроровцы» согласно утверждали: злого умысла не было, это игра случая, простое совпадение.
Думаю, все, кто знает творчество Голявкина, этому верят.
За внешне простыми строчками его прозы, за этими недлинными предложениями открываются подспудные, тайные и таинственные механизмы, движущие нашим земным миром.
Механизмы плохо изученные, попросту мало поддающиеся изучению, может, и непостижимые – впрочем, интуитивно все же распознаваемые и представляемые, да-да, в прозе Виктора Голявкина.
Если же возвращаться к стилистике этой невообразимой, лукавой, многосмысленной и в том числе самоироничной «Юбилейной речи», то спросим себя: что же пожелать этому чудесному писателю?
И согласно ответим: издания наконец собрания сочинений Виктора Голявкина с альбомом его живописных и графических работ, постоянной экспозиции картин (2 сентября очередная выставка Голявкина на некоторое время откроется в Питере, в зале на Большой Морской), а также и музея. Тогда можно будет обойтись и без «огромного памятника» Голявкину, особенно если премия его имени, которую недавно учредили в Питере, обретет на днях первых достойных лауреатов.<\p>
Источник: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2014-08-28/6_goliavkin.html
Виктор Голявкин – Я жду вас всегда с интересом (Рассказы)
Не везет
Прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою себе и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то пристанут еще: “Почему ты мрачный, почему ты задумчивый?” Отец говорит: “Чего он орет?” А мама говорит: “У него, наверно, веселое настроение, вот он и поет”.
Отец говорит: “Наверное, пятерку получил, вот и весело на душе человеку. Всегда весело на душе, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь”. Я, как это услышал, еще больше заорал. Тогда отец говорит: “Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи свой дневник”. Тут я сразу петь перестал. “Зачем?” – спрашиваю.
“Да ладно уж, – говорит отец, – показывай, чего там, я вижу, тебе очень хочется дневник показать”.
Берет он у меня дневник, видит там эту двойку и говорит: “Ты гляди, получил двойку и поет! Этого еще не хватало! Что он, с ума сошел? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя случайно нет температуры?” – “Нету у меня, – говорю, – никакой температуры…” Отец развел руками и говорит: “Тогда придется тебя наказать за это пение…”
Вот как мне не везет!
Я сейчас приду
– Ты умеешь читать? – спросил я Ваню.
– Умею, – ответил Ваня.
– Прочти-ка вот здесь, – сказал я и дал ему в руки книжку. Ваня вернул мне книжку и тихо сказал:
– Я сейчас приду…
Я долго ждал Ваню, но он не вернулся.
Я нашел Ваню в кухне. Увидев меня, он хотел влезть в ведро. Он, наверное, думал в нем спрятаться.
Я остановил его.
– В чем дело? – спросил я. – Что с тобой?!
– Я не умею читать… – сознался Ваня.
Как-нибудь…
Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…
Кто не знает это знаменитое стихотворение!
Володя Полуянов, ленивый мальчик, тоже знал эти строчки. Лежа утром в своей постели, торжествуя по поводу приближения весенних каникул, он переделывал стих на все лады.
Родителям надоело упрашивать его вставать в школу, они махнули рукой на своего сына, оставили ему завтрак на столе, а сами ушли на работу.
Он всегда опаздывал в школу.
А в этот раз решил совсем не идти.
– Весна. Володя, торжествуя, по лужам обновляет путь. Дружок, каникулы почуя, с ним вместе скачет как-нибудь…
Володя вздохнул: каникулы начинались завтра.
– Мы, торжествуя, в кино могли бы завернуть. Дружок, Дружок, ты, протестуя, поменьше лай уж как-нибудь!
Дружок вовсю лаял, видя своего молодого хозяина до сих пор в кровати.
– Весна, весна! Тебя люблю я! Зачем за партой спину гнуть? Когда спокойненько могу я часок-другой пока соснуть.
Но спать не хотелось. Вставать тоже не хотелось. Было желание полежать.
– …Еще зевну я. Каникул ждать – какая жуть! Но ничего! Свободы действий дождемся лежа как-нибудь…
Он зевнул.
Пес залаял.
Володя бросил в него подушкой.
Пес заскулил.
Володя сочинил:
– Весна! Подушку в пса кидая и без подушки оставаясь, я пролежу уж как-нибудь…
Тогда Дружок, окончательно выйдя из себя, неожиданно стянул с Володи одеяло.
У всех терпение кончается.
У собак, между прочим, тоже.
Все смотрите мой пенал
Гости сели за стол, а я бегал вокруг стола и орал:
– Смотрите!!! У меня!!! Какой пенал!!! Замечательный!!!
Мне хотелось, чтобы все видели мой новый пенал. Такая куча карандашей вмещается – и хоть бы что!
Папа сказал:
– Прекрати немедленно орать!
Я прекратил орать, потянул за рукав одного гостя и тихо сказал:
– Смотрите. Какой у меня пенал. Замечательный.
– Прекрати немедленно дергать Петра Петровича! – сказала мама.
Я подошел на цыпочках к другому гостю и сказал ему на ухо:
– Смотрите… какой у меня пенал… замечательный…
Он не расслышал.
– Вы только посмотрите, какой у меня замечательный пенал! – сказал я.
– Где? – опросил он.
Но не успел я ему пенал показать, как папа закричал:
– Прекрати немедленно приставать к человеку!
Я отошел подальше и на одного гостя пристально смотрю.
Как только он меня заметит, я ему издали пенал покажу.
Но он в мою сторону не смотрит.
Тогда я привязал к пеналу веревочку и вожу его по комнате туда-сюда. Кто-нибудь опросит, что это за штука, и я сразу пенал покажу.
Но мой пенал особенного шума не производил, он был картонный, и никто не спросил, что я катаю. Только родители меня попросили перед глазами не мелькать.
Я, обиженный, ушел в свою комнату, чтобы никогда больше к ним не выходить.
Оказывается, так и нужно было поступить с самого начала. Уйти в свою комнату со своим пеналом.
Но ведь я с самого начала не был на гостей обижен, как же я мог так поступить?
Весеннее настроение
Включил транзистор на уроке и сразу выключил. Никто ничего не понял, только мой сосед по парте Вася хихикнул и говорит:
– Давай, давай еще!
Мария Марковна спрашивает:
– Откуда это?
Я, естественно, молчу.
Она опять:
– Откуда музыка, меня интересует?
Таня Ведеркина говорит:
– Наверное, с улицы.
Я у окна сижу, а окно открыто. Вполне можно спутать.
– Очень уж не хочется окно закрывать, – говорит Мария Марковна, – чудесная весенняя погода на дворе.
Ребята кричат:
– Не надо, не надо закрывать!
Она отвернулась к доске, а Вася меня в бок толкает:
– Еще давай, еще!
Я снова включил.
– Если будете отвлекаться, – говорит Мария Марковна, – я окно закрою.
Ребята кричат, чтобы не закрывала, а Вася продолжает меня в бок толкать:
– Давай еще, давай!
Я его отстраняю, а он рвется к моему транзистору, как с ума сошел:
– Давай, давай! Еще давай!
Осторожненько поворачиваю колесико…
Мария Марковна говорит:
– Мне кажется, это не с улицы…
А ребята кричат:
– С улицы! С улицы!
– Придется тогда окно закрыть.
– Пожалуйста, не закрывайте! – кричат со всех сторон.
В это время Вася взял да и включил приемник на полную мощность, он у меня в парте лежал.
Я встал и говорю:
– У меня случайно получилось. Мой приемник испорчен, он не может тихо играть. Я все время старался тихо-тихо, а он орет громко. Извините меня, такие песни передавали…
Мария Марковна поглядела в окно, и все в окно посмотрели.
– Эх ты, я чуть было из-за тебя окно не закрыла, – сказала она.
А Васька меня в бок толкает и знай свое твердит:
– Еще, еще, давай еще!
Когда?
Этот мальчик любит смотреть по телевизору мультфильмы. Это все хорошо, все замечательно, но…
– А когда будет мультфильм? – спрашивает он утром, проснувшись.
– Будет вечером, – говорит отец.
– А когда будет вечер? – спрашивает он, протирая глаза.
– Когда будет темно.
– А когда будет темно?
– В шесть часов.
– А когда будет шесть часов?
– Когда маленькая стрелка будет на шести, а большая на двенадцати.
– А когда большая будет на двенадцати?
– Когда будет шесть часов.
– А когда маленькая будет на шести?
– Когда большая будет на двенадцати.
– А когда?
– Что когда?
– Когда будет мультфильм?
– Будет вечером.
– А когда будет вечер?
– Ведь я говорил.
– Я слышал. Но мультфильм когда будет?
Вот и наступил вечер за длинным разговором.
Отец включает ему телевизор, а он говорит:
– Вот это другое дело. Ждать не надо. Это я понимаю!
Он одного не понимает: что маленькая стрелка уже на шести, а большая на двенадцати…
Удивительное предложение
Анна Михайловна записала на доске: ВЕСНА, ТРАКТОРЫ, НАСТУПИЛА, ЗАГУДЕЛИ.
И сказала:
– Составьте предложение из этих слов.
Саша встал и прочел:
– НАСТУПИЛА ВЕСНА, ТРАКТОРЫ ЗАГУДЕЛИ.
– Запишите это в тетрадь, – сказала Анна Михайловна.
Вдруг Катя говорит:
– Смотрите! А он написал: НАСТУПИЛИ ТРАКТОРЫ, ВЕСНА ЗАГУДЕЛА.
Анна Михайловна говорит:
– Это ты, Саша, так написал? Ты ведь правильно прочел.
– А мне хотелось по-другому написать, чтобы по- другому было, – говорит Саша.
– Я не просила писать по-другому, – говорит Анна Михайловна, – но раз такая необходимость…
– Я и так и так напишу, – говорит Саша. – Сначала ЗАГУДЕЛА ВЕСНА, а потом ВСЕ ТРАКТОРЫ ПОШЛИ В НАСТУПЛЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ.
– Весна загудела? – сказала Анна Михайловна. – Гм…
Вдруг Саша говорит:
– А я еще по-другому придумал: только там вместо тракторов танки, а вместо весны – война: НАСТУПИЛА ВОЙНА, ТАНКИ ЗАГУДЕЛИ…
– Давайте лучше без войны, – сказала Анна Михайловна.
– Пожалуйста, – сказал Саша, – ОТКРЫЛАСЬ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ, ПРОВОДА ЗАГУДЕЛИ. А еще, – сказал Саша, – ТРУБЫ ЗАГУДЕЛИ, ПАРАД НАЧАЛСЯ…
Тут все стали кричать, как еще может быть. Все стали выдумывать и стараться.
Прозвенел звонок, но ребята не вставали, а продолжали говорить, как еще может быть.
Все придумывали разные варианты, а некоторые даже считали, сколько их получается.
А по дороге домой Саша даже сочинил стихотворение:
Вот какое это было удивительное предложение!
Источник: https://profilib.org/chtenie/67001/viktor-golyavkin-ya-zhdu-vas-vsegda-s-interesom-rasskazy-48.php
Голявкин В.В. – Удивительные дети, 978-5-08-005722-9, купить, скачать, но не бесплатно, читать онлайн фрагмент
Главная » Тематика определяется » Удивительные дети
серия: Удивительные дети
Издательство Детская литература, 2017 г., 978-5-08-005722-9
Наличие в интернет-магазинах
Магазинов: 2, Цена: от 463 руб. посмотреть все
Описание книги
Весёлые и добродушные короткие рассказы об озорных и непоседливых мальчишках: “Тетрадки под дождём”, “Я пуговицу сам себе пришил!”, “Яандреев”, “Как я под партой сидел”, “Никакой горчицы я не ел” и многие другие, а также увлекательная повесть “Ты приходи к нам, приходи” о дружбе ребят из пионерского лагеря и мальчика, отдыхающего с мамой в соседней деревне. Для младшего школьного возраста.
Купить эту книгу можно в интернет-магазинах
– 463 руб. – 521 руб.
Страница товара выбранного интернет-магазина откроется в новом табе
Скачать, но не бесплатно эту книгу можно в интернет-магазинах
– 110 руб.
Читать онлайн
Доступен для чтения фрагмент книги
Поделиться ссылкой на книгу
ТЫ ПРИХОДИ К НАМ, ПРИХОДИПовестьВечер Утро За калиткой На озере В лесу Кочерыжки В лагере На брёвнах О коровах Нахимовцы Матч Вместо матча Ты приходи к нам, приходи КонцертВ лодке Разговор Собирайся, скорей собирайся! Поход Удивительные дети Всю ночь не спал А ты постарайся! Тишина Я постаралсяНовый деньНАДОЕДЛИВЫЙ МИШАРассказыВсё будет прекрасно! Паровозик в небе Так бы и сказал Ну и что же? Нехорошо получилось Рассеянный Поющая Катя У Ники новые лыжи В том-то и дело После зимы будет лето Ника на даче Что Нике делать? Всему своё место Тетрадки под дождём Я пуговицу себе сам пришил! Яандреев Как я под партой сидел Передвижение комода Болтуны Как мы на самолёте летали Лукьян И мы помогали Язык Как я помогал маме мыть пол Привычка Как я писал стихи Новая рубашка Неохота всё время пешком ходить Все куда-нибудь идутБыл не крайний случай Моя работа Никакой я горчицы не ел Путешественник В любом деле нужно уметь работатьПара пустяков “Козёл-баран” А сегодня ей опоздать нельзя Второклассники и старшеклассники Пятнадцать третьих “Крути снежные вертя…” Дело не в том, что я мяч не поймалПароход и лошадь Абсолютно верно Так всегда бывает Друзья Как я встречал Новый год Кисель Вязальщик Я смотрю в окно Тыква в сундуке Птичка Коньки купили не напрасно В шкафу Секрет Больные Мы играем в Антарктиду Про металлолом Как я всех обмануть хотел Как тётя Фрося разрешила спор Кому что удивительно Судьба одной коллекции Удивительная профессия Подходящая вещь Премия Разговор по телефону Огурцы Две шапки Маленькие фантики У нас нет билетов Беда Трубачи Неужели вы не понимаете, Катерина Митрофановна?Совесть История с резинками, которые жуют Обруч и лампочка Закутанный мальчик Мяч и чиж Как мы в трубу лазали Спина, которая загорела Не везёт Четыре цвета Луша Надоедливый Миша Ёж Как я боялся Ёлка и заяц в придачу Серебряные туфли Я сейчас придуКоманда Как-нибудьСамый лучший лагерь Если бы Все смотрите на мой пенал Весеннее настроение Когда? На речке Хочу лошадь Удивительное предложение
Об авторе
Голявкин В.В.Родился в Баку. Отец – Владимир Сергеевич – был преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучало фортепиано, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках.
Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал. Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов.
Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне – Душанбе). Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает В Ленинград, где поступает в Академию художеств.
Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства. Весь город построен в западноевропейском стиле. Этот стиль нравится ему отзывчивостью на события человеческой жизни. Одновременно с живописными работами Голявкин создает короткие рассказы.
Невозможность публикации невписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали печатать рассказы для детей в журналах “Костёр” и “Мурзилка”. В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов “Тетрадки под дождём”. Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г.
, в журнале Александра Гинзбурга “Синтаксис”; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были напечатаны в 1999-2000 гг. Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность – краткость.
Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как “Рисунок”, “Четыре цвета”, “Друзья”, “Больные”.
Последние поступления в рубрике “Тематика определяется”
1800 основных иероглифов корейского языка В настоящее издание вошли 1800 иероглифов, обязательные для изучения в Республике Корея. Эти иероглифы часто используются в прессе и художественной литературе и входят в современный иероглифический минимум, утвержденный Министерством образования Республики Корея…. |
Погружение в музыку Михаил Казиник – искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, актер, драматург, просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени. Встреча с ним, без преувеличений, буквально переворачивает весь мир – и внутренний и внешний…. |
Коты — мои друзья Усатый-полосатый, кот Матроскин и котёнок Гав – знаменитые герои сказок С. Маршака, Э. Успенского и Г. Остера. Обаятельные, умные и озорные, этих котов знают и любят дети и взрослые. В книгу \”Коты – мои друзья\” как раз и вошли сказки про этих котов. Также из сборника ребёнок узнает интересные истории про котов В. Сутеева, С. Михалкова, Е…. |
Если Вы задавались вопросами “где найти книгу в интернете?”, “где купить книгу?” и “в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?”, то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Голявкин В.В.
, Удивительные дети в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина.
Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.
Источник: http://www.knigo-poisk.ru/books/item/in/2843323/
Удивительные дети (сборник), Виктор Голявкин, читать книгу онлайн и скачать в fb2, pdf, epub, txt
Ты приходи к нам, приходи. Повесть
Вечер
Утро
За калиткой
На озере
В лесу
Кочерыжки
В лагере
На брёвнах
О коровах
Нахимовцы
Матч
Вместо матча
Ты приходи к нам, приходи
Концерт
В лодке
Разговор
Собирайся, скорей собирайся!
Поход
Удивительные дети
Всю ночь не спал
А ты постарайся!
Тишина
Я постарался
Новый день
Надоедливый Миша. Рассказы
Всё будет прекрасно!
Паровозик в небе
Так бы и сказал
Ну и что же?
Нехорошо получилось
Рассеянный
Поющая Катя
У Ники новые лыжи
В том-то и дело
После зимы будет лето
Ника на даче
Что Нике делать?
Всему своё место
Тетрадки под дождём
Я пуговицу себе сам пришил!
Яандреев
Как я под партой сидел
Передвижение комода
Болтуны
Как мы на самолёте летали
Лукьян
И мы помогали
Язык
Как я помогал маме мыть пол
Привычка
Как я писал стихи
Новая рубашка
Неохота всё время пешком ходить
Все куда-нибудь идут
Был не крайний случай
Моя работа
Никакой я горчицы не ел
Путешественник
В любом деле нужно уметь работать
Пара пустяков
«Козёл-баран»
А сегодня ей опоздать нельзя
Второклассники и старшеклассники
Пятнадцать третьих
«Крути снежные вертя…»
Дело не в том, что я мяч не поймал
Пароход и лошадь
Абсолютно верно
Так всегда бывает
Друзья
Как я встречал Новый год
Кисель
Вязальщик
Я смотрю в окно
Тыква в сундуке
Птичка
Коньки купили не напрасно
В шкафу
Секрет
Больные
Мы играем в Антарктиду
Про металлолом
Как я всех обмануть хотел
Как тётя Фрося разрешила спор
Кому что удивительно
Судьба одной коллекции
Удивительная профессия
Подходящая вещь
Премия
Разговор по телефону
Огурцы
Две шапки
Маленькие фантики
У нас нет билетов
Беда
Трубачи
Неужели вы не понимаете, Катерина Митрофановна?
Совесть
История с резинками, которые жуют
Обруч и лампочка
Закутанный мальчик
Мяч и чиж
Как мы в трубу лазали
Спина, которая загорела
Не везёт
Четыре цвета
Луша
Надоедливый Миша
Ёж
Как я боялся
Ёлка и заяц в придачу
Серебряные туфли
Я сейчас приду…
Команда
Как-нибудь…
Самый лучший лагерь
Если бы
Все смотрите на мой пенал
Весеннее настроение
Когда?
На речке
Хочу лошадь
Удивительное предложение
Блестит озеро.
Солнце ушло за деревья.
…..
– Да что вы, ребята, не видите, он не из нашего лагеря, у него погон даже нету!
Тот первый сумасшедший говорит:
…..
-
Книга: “Удивительные дети” – Виктор Голявкин. | Лабиринт
463 руб. Весёлые и добродушные короткие рассказы об озорных и непоседливых мальчишках: “Тетрадки под дождём”, “Я пуговицу сам себе пришил!”, “Яандреев”, “Как я под партой сидел”…
www.labirint.ru Купить
-
«Удивительные дети» Виктора Голявкина
В сборник «Удивительные дети» вошли повесть «Ты приходи к нам, приходи» и цикл рассказов под общим названием «Надоедливый Миша». Книга — уморительно смешная, иногда до слез…
www.labirint.ru Купить
-
Удивительные дети | Лабиринт
Интересные рецензии пользователей на книгу Удивительные дети Виктор Голявкин: Сборник рассказов из нашего детства. Добрые, смешные, поучительные истории о таких же детях…
www.labirint.ru Купить
-
Книга: “Удивительные дети” – Зощенко, Драгунский… | Лабиринт
www.labirint.ru Купить
-
Книга «Удивительные дети» Виктор Драгунский, Леонид…
www.yakaboo.ua Купить
-
Удивительные дети
www.OZON.ru Купить
-
Книга: “Удивительные сказки малышам“. Купить книгу… | Лабиринт
www.labirint.ru Купить
-
Тринадцать книг, которые помогут ребенку понять и полюбить…
www.labirint.ru Купить
-
“Удивительные сказки малышам“: рецензии и отзывы… | Лабиринт
www.labirint.ru Купить
-
Подборка книг — книги для самых маленьких, 2018 года
www.mann-ivanov-ferber.ru Купить
Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.
Нашлось 33 тыс. ответов
Показаны первые 10 результатов.
Источник: https://knigalit.ru/avtori/viktor-golyavkin/book892070/