Дополнительные занятия по музыке в детском саду

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно.

От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством.

Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка.

В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков.

Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

  • Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения
  • Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики
  • Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем
  • Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).Тема интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях: «Художественно-эстетическое» и «Познание», например
  • Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО.

Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника.

Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников.

Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности.

В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.

Примеры дифференцированных заданий:

  • Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
  • Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
  • Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

  • Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspektyi-muzyikalnyih-zanyatiy-v-detskom-sadu-po-fgos.html

Дополнительное музыкальное образование в детском саду

Дополнительное музыкальное образование — особый вид дополнительного образования, направленный на индивидуальное развитие каждого учащегося, это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

Оно имеет свою специфику, которая связана с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим взаимодействию общего и дополнительного образования, которое приводит к позитивным результатам.

Термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении многих лет, сегодня можно констатировать различное отношение, как к самому термину, так и его содержательному наполнению.

В 1992 году произошла формальная смена названий: «внешкольное воспитание» стало «дополнительным образованием», которое, исходя из его названия, должно дополнять и расширять образование общее.

Музыкальное образование строится таким образом, чтобы музыкальное восприятие музыки присутствовало не только как самостоятельный вид искусства, но и как составная часть других её видов.

При организации образовательного процесса в детском саду дополнительное музыкальное образование разделяет музыкальную деятельность на два направления: музыкально — педагогическое и музыкально-терапевтическое.

День в Березнецовском детском саду начинается с утренней зарядки с музыкальным сопровождением. Это своеобразная «музыкальная терапия», настрой на весь день.

Музыка, как часть программы, осваивается в комплексе с различными видами искусства.

Каждому уровню музыкального образования соответствуют свои образовательные стандарты. Одна из форм музыкального образования — музыкальные занятия, которые проходят два раза в неделю.

Музыкальное занятие строится по следующему принципу: объяснение нового, закрепление и усложнение. На занятиях в каждой группе звучит классическая музыка П. Чайковского. Г. Свиридова, А. Гречанинова и др.

Сколько положительных эмоций приобретают дети, слушая такую музыку!

Песни, танцы, хороводы, музыкально-ритмические движения, разученные на занятиях, дети с удовольствием исполняют на праздниках.

Все дети, независимо от способностей, занимаются на музыкальных занятиях. В системе дополнительного образования решаются задачи углублённой музыкальной подготовки. Одарённые дети занимаются по дополнительной программе «Обучение игре на музыкальных инструментах».

Дополнительное образование на современном этапе должно способствовать развитию творческих способностей и личностному самоопределению детей, адаптации их жизни в обществе. Поэтому для развития новаций в системе дополнительного образования обновляется содержание и формы деятельности в учреждении.

Занятия музыкой расширяет кругозор, развивает память; при выступлениях пропадает страх перед публикой. Всё это воспитывает в ребёнке чувство прекрасного, дисциплинирует.

«Я не волшебник — я только учусь!» эти слова приемлемы для детей ДОУ Березнецовского д/с общеразвивающего вида «Ромашка».

Дополнительное музыкальное образование направлено на развитие музыкальной культуры будущего гражданина общества.

То есть дополнительное образование это:

— образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности и соответствующее природе детства, признающее ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;

— образование, удовлетворяющее постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей;

— мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно;

— образование, осуществляемое по дополнительным образовательным программам, имеющим образовательные цели, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты;

Читайте также:  Инсценировка музыкальной сказки для детей начальной школы

— оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах личности и государства. Эти определения соответствует Закону РФ «Об образовании».

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/11836-dopolnitelnoe-muzykalnoe-obrazovanie-v-detskom-sadu.html

Как сделать занятия музыкой интересными?

Как для дошкольников сделать занятия музыки полезными и интересными?

Любой взрослый согласится, что просидеть целое занятие, выслушивая монотонную речь педагога, не только утомительно, но и невозможно в принципе. А представьте себе ребенка дошкольного возраста: он активный, его внимание рассеивается при каждом удобном моменте, любой яркий предмет тут же отвлекает его от основного вида деятельности.

Дети не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном в силу психологических особенностей этого возраста, поэтому занятия для них нужно организовывать так, чтобы малышам было интересно изучать новый материал, в частности, с музыкального искусства.

Но разве занятия музыкой могут быть нескучными? Конечно, могут! И для этого достаточно знать некоторые хитрости и успешно применять их на практике.

Как вызвать в ребенке заинтересованность к музыке?

Львиная доля успеха музыкальных занятий заключается в опытности педагога, его умении творчески подходить к организации занятий. Чтобы ребенок с удовольствием занимался музыкой, нужно вызвать у него интерес к этим занятиям.

Педагог, который не просто учит ребенка музыке, а живет ею, чувствует каждую нотку душой, преподносит новый материал в доступном для понимания и восприятия формате.

Именно поэтому очень важно тщательно выбирать музыкального педагога для своего ребенка.

Как правило, опытные музыкальные педагоги отступают от классических занятий и используют, например, игровые методики.

Особенно эффективны игровые занятия для малышей: так дети лучше понимают и запоминают информацию, в процессе занятий они могут проявлять свою индивидуальность, общаются со сверстниками (если это коллективные занятия).

Игровая форма обучения способствует эмоциональному развитию ребенка и формированию его психической активности.

Педагог не должен забывать хвалить ученика, даже если у него что-то получилось не так. Однако, подчеркивая похвальными словами старания малыша, обязательно в деликатной форме нужно объяснить ему, какие ошибки он делает.

Успешное занятие обязано быть интересным, ярким, увлекательным и звучным! Для этого можно использовать различные захватывающие сюжеты с изюминкой, например, каким-нибудь проблемным моментом.

Каждое занятие для дошкольников должно состоять из двух частей: двигательной деятельности (подвижные и развивающие игры, экскурсии, конкурсы или соревнования) и игровой деятельности (логические, дидактические, интеллектуальные, сюжетно-ролевые и прочие игры). Так, занятие будет нескучным, если в нем присутствуют:

  • игры (настольные, дидактические, подвижные или ролевые);
  • танцы, динамические паузы, физические упражнения или физминутки;
  • песни и музыкальное сопровождение;
  • кукольные спектакли или музыкальные театрализованные представления;
  • присутствие костюмированного героя;
  • создание творческих поделок;
  • опыты;
  • игры с родителями.

Педагог должен уметь настроить ребенка на занятие. Для этого можно привлечь его к подготовке и организации учебного процесса, например, принести музыкальный инструмент, подготовить дидактическую игру и т.д. Абсолютное взаимодействие ребенка и взрослого – еще одна составляющая успешного занятия с музыки.

Какие приемы использовать, чтобы музыкальное занятие было нескучным?

Дети дошкольного возраста лучше всего обучаются через игру. Поэтому каждое музыкальное занятие в большей степени должно состоять из различных игровых моментов. Кроме того, педагог может использовать такие приемы:

  1. Речевые упражнения: развивают чувство ритма, способствуют развитию правильной артикуляции, демонстрируют отличие темпов и разнообразие динамических оттенков, используются для общего музыкального развития.
  2. Поэтическое музицирование: используя эту технику разучивания стихотворений под музыку, у ребенка развивается выразительность дикции, формируется подсознательное ощущение взаимосвязи слова и музыки.
  3. Музыкально-двигательные упражнения: помогают детям демонстрировать настроение музыки через движения тела, дисциплинируют ребенка, учат выжидать нужный момент, вовремя определять и реагировать на него, развивают умение слушать. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию творческих способностей ребенка.
  4. Игра на музыкальных инструментах способствует закреплению материала, совершенствованию полученных навыков, освоению темпа, ритма, динамики, а также звучания музыкальных инструментов.
  5. Музыкальный театр способствует гармоничному музыкальному развитию ребенку, поскольку в нем используются основные типы игровой формы обучения: музыка, движения и танцы, речь и художественный образ.

В музыкальных занятиях с ребенком также можно использовать следующие эффективные, и не менее интересные формы обучения:

  1. Иллюстрация образных представлений помогает развить образное мышление ребенка. Чтобы не спугнуть интерес ребенка к занятиям музыкой, предлагайте ему прослушанную композицию изобразить на листе бумаги карандашами, красками или фломастерами. Подобная практика не только заинтересует малыша, но и позволит ему понять, что музыку можно и слышать, и видеть.
  2. Сочинение мелодий. Позволяя ребенку творить музыку, педагог дает ему возможность проявить свою индивидуальность. Нужно поддерживать любую инициативу ребенка создавать мелодию самостоятельно. Более того, нужно помогать ему в этом. Сначала прослушайте вариант малыша, затем предложите свой, попросите повторить его. Обязательно хвалите ребенка за старания и инициативу.
  3. Сочинение слов к музыке. Такая форма обучения позволяет для одной мелодии придумывать несколько стишков с различным настроением. Это в свою очередь дает понимание ритма, помогает быстро запомнить мелодию.
  4. Музыкальные сказки(музыкальные загадки). Подобная игровая форма дается всем ученикам. Заключается она в том, что педагог рассказывает придуманную сказку, а ребенок комментирует ее звуками на инструменте. Упражнение способствует развитию образного мышления ребенка, позволяет выражать свои чувства музыкой.

Для театрализованных сценок важно использовать красочный наглядный материал, костюмы, маски, которые сделают музыкальные занятия более увлекательными.

Какими правилами должен руководствоваться музыкальный педагог?

Нужно уметь привлечь внимание ребенка.

Для этого совсем не обязательно, точнее неприемлемо, повышать голос: с первых занятий договоритесь с малышом о конкретных движениях, фразах или мимике, которые будут означать начало занятия.

Всегда следуйте построенному ранее плану. Конечно, дополнять его интересным материалом нужно, если в этом есть необходимость. Но отступать от программы нельзя.

Педагог должен четко формулировать просьбы и следить, чтобы ребенок их выполнял. Если ребенок устал, важно отвлечь его от занятия какой-нибудь шуткой, физкульт минуткой, психологическим упражнением.

В любом музыкальном занятии должно быть чередование умственной деятельности с творческим подходом, которые нужно сочетать с активными движениями. Педагог должен задействовать слуховые, зрительные и тактильные анализаторы ребенка, чтобы сделать занятия эффективными.

И главное – обучать дошкольников музыке нужно через игру: только так малыш будет чувствовать себя комфортно, даже когда учится.

← Как выбрать музыкальную школу?Структура музыкального занятия →

Источник: https://jliza.ru/zanyatiya-muzykoi.html

Музыка в детском саду музыкальные занятия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей.

В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление.

Для полноценной реализации музыкально-педагогической  программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой — классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства.

Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами.

Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Раннее детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых.

Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и интенсивностью социализации.

Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Постепенно можно петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок и малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы.

Но всю песенку, весь куплет или два вместе со взрослым, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка.

Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.

Игра – ведущий вид деятельностидетей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка. Игр очень много, они разные – и по задачам, и по возрастным возможностям.

Прятки и «догонялки» составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году жизни.

К третьему году жизни ребенокосваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках.

Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой. Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко.

Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.

Конечно же, вся работа по музыкальному воспитанию должна проходить в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности:

  • во время музыкальных занятий,
  • интегрированных занятий (по плану воспитателя),
  • в процессе организации музыкальных развлечений, праздников,
  • в индивидуальной работе с детьми,
  • во время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения
  • на зарядке,
  • во время умывания , пение колыбельных при укладывании детей на сон
  • проведение хороводных игр перед обедом “Заинька”, “Петушок»

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Читайте также:  Классный час 4 класс. тема: ордена и медали великой отечественной войны

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!

Чем руководствуется муз. руководитель на музыкальных занятиях в группах младшего дошкольного возраста: (программа «Истоки»)

Пение

Учитывая возрастные особенности и небольшой словарный запас детей, выбираем песни, где:

  1. Понятное и интересное содержание

  2. Лёгкий для произношения и короткий текст (с повторами)

  3. Мелодия, состоящая из повторяющихся лёгких и коротких фраз

  4. Удобный для пения диапазон

В пении используем:

1) Исполнение песни голосом и с помощью разных музыкальных

инструментов

2) Различный наглядный материал, игрушки, куклы, простейшие

детские музыкальные инструменты

Слушание

1) Новые песни в исполнении муз. руководителя,

2) Инструментальная, классическая, народная музыка в аудио-, видеозаписи

Музыка для слушания должна быть:

1) Ярко выраженной жанровой (танец, марш)

2) Образной (зайчики скачут, мишка идёт)

3) Достаточно короткой

В слушании учитываем:

1) Внимание детей 2-3 лет устойчиво к непрерывно звучащей музыке только

в течение 1-1,5 мин

2) Дети слушают музыку не только во время пения, но и при движении, в игре

В слушании используем:

  1. Рассказ, иллюстрируемый музыкой,

  2. Муз. инструменты

  3. Муз. игрушки, поющие куклы, звучащие шкатулки и т.д.

Музыкально-двигательные упражнения

  1. Ритмичный, красивый показ движений

  2. Яркая и выразительная музыка

  3. Использование различных атрибутов (платочки, ленточки, флажки и т.д.)

  4. Игровая форма

  5. Использование упражнений с пением, текстовым подсказом

  6. Приём «запаздывающего показа»

Музыкальные игры

  1. Доступная и понятная детям

  2. Интересная игровая ситуация

  3. Использование игрушек, атрибутов, элементов ряженья, масок, шапочек

Игра на детских музыкальных инструментах

1) Шумовые инструменты

2) Импровизации на мелодических инструментах (синтезатор, фортепиано)

Праздничные утренники

Детские праздничные утренникиэто праздники для детей, а не концерты

длявзрослых.

Задача детского утренника – доставить детям радость хорошей музыкой, интересной сюжетной игрой, новым оформлением зала, яркими и занимательными сюрпризами, ряженьем и атрибутами.

Продолжительность праздника (занятия) может варьироваться – увеличиваться или сокращаться в зависимости от физического состояния детей, их эмоционального настроя, погоды. Удачно подобранная музыка на детских утренниках – это половина успеха праздника.

Фоновое оформление, музыкальное сопровождение игр, выход героев, заполнение непредвиденных пауз – всё это влияет на эмоциональный настрой детей, позволяет динамично проводить детские праздники, оставляет в душе малыша неизгладимые впечатления от утренника.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1. Любит ли ваш ребёнок слушать музыку?

Да (очень, и даже подпевает) – 50 чел.– 86%

Иногда (когда играет) – 6 чел. – 10%

Дома не слушает – 2 чел. – 4%

    1. Какую музыку слушает ваш ребёнок ?

Ту, что слушаете вы по телевизору, (радио, на дисках) – 19 чел. – 33%

Вы включаете специальные детские передачи, покупаете диски

с детскими песнями, музыкальными сказками – 14 чел. – 24%

И то и другое – 25 чел. – 43%

3. Слушаете ли вы и ваш ребёнок классическую, народную (фольклор),

современную музыку?

Классическую – 2 чел. – 4%

Народную – 3 чел. – 5%

Современную – 26 чел. – 45%

Разную – 16 чел. – 27%

Нет (не знаю) – 11 чел. – 19%

4. Любите ли вы петь сами?

Да (обожаю, караоке, люблю, но не умею, только ребёнку) – 32 чел. – 55%

Иногда (смотря что) – 9 чел. – 15%

Нет – 17чел. – 30%

5. Поёт ли ваш ребёнок дома?

Да (очень) – 48 чел. – 83%

Иногда – 6 чел. – 10%

Нет – 4 чел. – 7%

6. Какие песни – те, что слышит от взрослых или напевает песенки, разученные

в детском саду?

От взрослых (по радио, телевизору, из м/фильмов) – 6 чел. – 10%

В дет. саду – 17 чел. – 29%

И те и другие – 27 чел. – 47%

В своём сочинении (что вижу, то пою) – 4 чел. – 7%

Нет (зависит от настроения) – 4 чел. – 7%

7. Поёте ли вы детям песни (колыбельные), когда укладываете его спать?

Да (обязательно, поёт бабушка) – 34 чел. – 59%

Не всегда – 4 чел. – 7%

Нет – 17 чел. – 29%

Читаем сказки – 3 чел. – 5%

8. Посещаете ли вы детские праздники вашего ребёнка в нашем д/саду?

Да (обязательно) – 46 чел. – 79%

Иногда (когда получается) – 8 чел. – 14%

Нет – 4 чел. – 7%

9. Как вы оцениваете утренники в нашем д/саду?

Хорошо (положительно) – 40 чел. – 69%

Отлично (замечательно, на все 100%, на 5 +) 11 чел. – 19%

Не знаю, т. к. не была – 7 чел. – 12%

10. Ваше отношение к совместному проведению праздников (родители и дети –

равноправные участники праздника)

Хорошее (положительное, только за, отличное) – 53 чел. – 91%

Не у всех есть время (для меня на празднике главное – дети) – 5чел. – 8%

В опросе участвовали 58 родителей из 100 по списочному составу двух первых

и трёх вторых младших групп д/сада «Золотой Ключ

  1. Презентация

    Вопрос развития музыкальных способностей неслышащих детей до сих пор вызывает разногласия и споры среди сурдопедагогов, дефектологов и учителей музыки.

  2. Документ

    Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом — угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.

  3. Образовательная программа

    Общеобразовательная программа ДОУ№ 9 «Буратино» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному,

  4. Образовательная программа

    Педагогический коллектив выстроил воспитательно-образовательный процесс ДОУ, руководствуясь основными положениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральными требованиями к Образовательной программе ДОУ (2009 г).

  5. Образовательная программа

    Основная общеобразовательная программа, реализуемая в условиях МДОУ детский сад № 3 «Колокольчик» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Источник: https://refdb.ru/look/1208107.html

Как организовать домашние занятия музыкой школьнику | Школьный музыкант

Многих начинающих инструменталистов, решившихся освоить игру на музыкальном инструменте, справедливо волнует вопрос: как организовать самостоятельные занятия. Как и сколько нужно заниматься для более ощутимого результата? На эти вопросы,  конечно же, нет однозначного ответа. Все зависит от уровня мотивации, наличия свободного времени, поставленных целей и задач.

Короче говоря, организация занятий по освоению любого инструмента сугубо индивидуальна. Сегодня мы поговорим о том, как лучше организовать занятия дома ученикам музыкальных школ, воспитанникам музыкальных инструментальных объединений при Домах культуры и учреждениях дополнительного образования.Огромное значение для продуктивности домашнего музицирования имеет общий распорядок  дня.

Ведь кроме музыкалки и всевозможных кружков ребенок более половины дня проводит в общеобразовательной школе. Желательно, чтобы после прихода из школы, обеда и небольшого отдыха ребенок в первую очередь выполнил учебные задания по инструменту, а после этого выполнял школьные  уроки.

Можно также разделить время музыкальных занятий на 2-3 части, чтобы ученик  мог комбинировать выполнение школьных уроков с освоением инструмента.

Такое чередование смена видов деятельности будет способствовать меньшей утомляемости и, как следствие, увеличению продуктивности, как по школьному,  так и по музыкальному направлению.

style=»display:block» data-ad-client=»ca-pub-0463398119943308″ data-ad-slot=»2837389906″

data-ad-format=»auto»>

Домашняя работа по освоению баяна, аккордеона, фортепиано в обязательном порядке должна быть систематической, ежедневной. Ни выходные, ни праздничные и каникулярные дни не должны быть причиной для отмены занятий. Наоборот, отсутствие занятий в общеобразовательной школе – дополнительная возможность позаниматься дома инструментом побольше.

Нужно всегда помнить, что регулярность, постоянность – залог успешного обучения игре на любом музыкальном инструменте. Выполнение домашнего задания по инструменту наспех, перед самым походом на занятие в музыкальную школу малоэффективно и отнюдь не способствует прогрессу в обучении.

В первые месяцы занятий инструментом у ребенка должна быть выработана стойкая привычка к ежедневным занятиям.

Теперь несколько слов о продолжительности самостоятельных занятий. Здесь тоже все сугубо индивидуально и зависит от многих личностных качеств обучающегося – утомляемости, уровня подготовленности, темперамента, музыкальности и т.д.

Обычно педагоги – инструменталисты рекомендуют для детей 6-8 лет продолжительность занятий в тридцать – сорок минут. Дети в возрасте от десяти лет должны заниматься два – два с половиной часа ежедневно. Как видим, дело серьезное. Два часа за инструментом – большая нагрузка на психику и организм в целом.

Поэтому нужно обязательно делать динамические перерывы в занятиях, а лучше разделить занятие на несколько заходов.

Для занятий по освоению музыкального инструмента огромное значение имеет психологическая концентрация, вдумчивый, концентрированный анализ, ясное видение целей и задач урока. 

Шестилетки зачастую не готовы к длительной сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво, не может долго быть фокусироваться на чем то одном.

Педагоги обычно хорошо знают об этом и учитывают в занятиях с малышами их возраст и личностные качества. При домашних занятиях так же важно не понуждать ребенка долго заниматься чем-то одним.

Лучше поработать минут двадцать, но с полной отдачей, затем сделать маленький перерыв и снова приступить к занятиям. 

Каждый педагог организует работу с родителями дифференцировано.

 Некоторые преподаватели одобряют присутствие родителей на уроках, просят, чтобы они фиксировали все замечания и рекомендации педагога и как бы учились совместно с ребенком.

 Кто-то, наоборот, требуют с самого начала вырабатывать у воспитанников самостоятельность в работе, давая на первых уроках простые, обоснованные и доступные задания.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num=»3″ data-matched-content-columns-num=»2″

Источник: https://shkolamuzikant.ru/kak-organizovat-domashnie-zanyatiya-muzykoj-shkolniku/

«Музыка в детском саду и для чего она нужна»

     Я познакомлю Вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей;  что для этого делается в стенах детского сада; какие созданы условия и как это выглядит изнутри. Ведь вы чаще видите итоги проделанной работы на развлечениях и праздниках, а остальная часть остается для вас невидимой.

     Но сначала  расскажу о том, как организована работа по музыкальному развитию. Для того, чтобы все стороны музыкального развития были учтены и сбалансированы, существуют программы по музыкальному воспитанию.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется с раннего возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до выпускного вечера  в подготовительной группе.

В соответствии с расписанием, утвержденным заведующей д/садом Антипенковой Ниной Александровной, музыкальное развитие проводится два раза в неделю. Кроме этого перед праздниками проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные  занятия.

Также музыка сопровождает детей на зарядке, физкультурных НОД, звучит фоном на НОД по художественному творчеству и в свободной самостоятельной деятельности детей.

Основные задачи музыкального воспитания:

— развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

— формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

     Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности:  пение  — это  основной вид музыкальной деятельности в детском саду; музыкальное движение  — это различные упражнения, танцы, игры; слушанье музыки – классической,  современной, народной;  игра на музыкальных инструментах  и игра-драматизация.

Читайте также:  Сценарий весеннего концерта к 8 марта в старшей группе детского сада

С развитием музыкальных способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида деятельности  навыки и умения. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо.

Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

     Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание

Для чего же нужна музыка в детском саду, в раннем детстве?

      Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию, рисованию, художественной литературой, театром.

Детский сад беднеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления.

Поэтому остановимся на самых общих линиях этого влияния.

Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной сферы личности.

     Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения.

Известно также, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта»… Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

 «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна, как вода и воздух…»

     У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.

     Известный психолог Л.С.

Выготский писал о феномене «засушенное сердце»(отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.

Праздники в детском саду

     И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками.

Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания.

Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

 Зачем нужны праздники в детском саду

      Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке.

Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка.

Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе.

Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.

Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома.

Помимо этого вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо сказать, что на утренники в младших группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

 Как проходят праздники в детском саду

     Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники чем-то схожи. Праздники проходят в музыкальном зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую.

То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети читают стихи.

А завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Выпускной бал в завершении посещения ребёнком детского сада, в 6-7 лет.

Также часто отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей, в тесном кругу группы.

Подготовка к празднику в детском саду

      Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво.

Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки.

Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание.

Вывод: «Музыка в детском саду и для чего она нужна»

     Музыкотерапия — как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

     Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

     Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

     Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека.

Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

     Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

     Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать. В будущем не каждый может стать музыкантом, но музыкально образованным должен быть каждый.

Цыбульская Ирина Николаевна,

 музыкальный руководитель

МБДОУ г.Фокино «Детский сад «Тополёк»»

Источник: http://topolek32.ru/index.php/dlya-roditelej/konsultatsii/222-muzyka-v-detskom-sadu-i-dlya-chego-ona-nuzhna

Музыкальное развитие в детском саду

Новые ФГОС (федеральные государственные стандарты) требуют повторного осмысления работы в направлении музыкального образования в дошкольных учреждениях.

Ведь, согласно им, музыкальное образование должно осуществлять психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и развитие каждого ребёнка как личности.

То есть, музыка должна упростить вхождение малышей в мир социальных отношений.

Роль музыки в развитии ребёнка переоценить сложно. Недаром она сопровождает его с самого рождения в виде колыбельных песен матери. А новые методики предлагают давать слушать плоду ещё в утробе матери хорошую музыку, формируя музыкальный слух.

Конечно же, музыкальные занятия для детей раннего возраста чрезвычайно важны. Официально они входят в раздел «Художественно-эстетическое развитие», в котором наряду с музыкой расположились литературное искусство и изобразительное.

К музыкальным занятиям в детских садах относятся и элементы хореографии.

Что дают музыкальные занятия ребёнку?

  1. Помогают увидеть красоту окружающего мира.
  2. Формируют начальное представление о видах искусств.
  3. Учат воспринимать не только детские песенки, но и фольклор, классику.
  4. «Включают» воображение.

  5. Заставляют сопереживать сказочным персонажам.
  6. Удовлетворяют потребность в самореализации.
  7. Дают представление о социокультурных ценностях нашего народа.
  8. Повышают музыкальную эрудицию.

Что входит в понятие «музыкальное занятие» в детском саду?

Музыкальные занятия на разных этапах развития малыша могут включать следующие виды деятельности:

  • музыкально-пальчиковые игры;
  • музыкально-двигательная активность;
  • ритмические игры;
  • пение;
  • игра на простых музыкальных инструментах;
  • активное слушание музыки;
  • сюжетно-ролевые музыкальные игры;
  • овладение основными музыкальными понятиями;
  • ритмические и хореографические занятия.

Стандартные программы работы с детьми в детском саду

Обычно музыкальный педагог разрабатывает собственную методику занятий с детьми в разных группах, исходя из своих местных условий. Однако в России есть основные программы, на которые музыкальные работники опираются в своей деятельности. К ним относятся:

  • «Музыкальная ритмопластика» автора Бурениной Л.М.;
  • «Ладушки» авторов Новоскольцевой И.А. И Каплуновой И.М.;
  • «Музыкальные шедевры» автора Радыновой О.П.

Целевые ориентиры музыкального образования дошкольников

ФГОС предполагает наличие педагогической диагностики детей в рамках решения образовательных задач музыкального развития.

Это необходимо для оптимизации работы с группами детей, так и с отдельными воспитанниками, «дотягивая» их до необходимого уровня музыкального развития. При этом могут применяться коррекционные игры и дополнительные занятия. Однако целевые ориентиры не являются догмой.

Педагог не может требовать от ребёнка усвоения материала, он может только помочь ему это сделать теми способами, которые ему понятны и доступны.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/muzykal-noe-razvitie-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию