Беседа для младших школьников на тему: этикет

Конспект беседы для младших школьников. правила поведения в гостях – ВашПедагог

Беседа для младших школьников на тему: Этикет

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Северобайкальский Центр Развития Ребенка детский сад «Золотой ключик»

Этическая беседа

«О нормах и правилах поведения в гостях».

Старший дошкольный возраст.

Воспитатель: Кудла Светлана

Алексеевна.

Цель: учить детей оценивать нормы и правила поведения в гостях; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказывать правильность своего суждения; воспитывать культуру поведения во время еды.

Работа вне занятий: беседы о правилах поведения с использованием художественной литературы, чтение книги «Азбука вежливости» и этические беседы по разработкам Шамшуриной; дидактические игры «Напои куклу чаем», «Что для чего» (классификация посуды). Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Кулинария», «У кого сегодня день рождения?».

Подготовка к занятию.

Художественная литература: «Бабушка – Вьюга» — Братья Гримм;

«Под грибом» — В. Сутеев, «Волшебное зеркальце» — чешская сказка.

«Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Три поросенка», «Репка» — русские народные сказки.

Чайный сервиз, скатерть, салфетки.

Для рисования: цветная бумага, цветные карандаши.

Ход занятия.

-Ребята, а вы любите сказки?

-А какие у вас любимые сказки? (Ответы детей).

Вот видите, вы любите сказки, потому что сказочных героев ждут интересные приключения, в сказках много неожиданного, а еще потому, что там все всегда кончается хорошо. Добрые, веселые, смелые побеждают злых, коварных, трусливых и жадных.

Мини викторина.

Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок. Почему так говорится? Так, значит, для чего еще нужны сказки? (ответы детей).

Правильно, они учат нас поступать правильно, чтобы нам не было стыдно за свои невоспитанные поступки, учат нас быть вежливыми, дружными и добрыми.

А вот эта книжка непростая. Посмотрите, в ней есть картинки, но совсем нет букв, чтобы мы могли прочесть эту сказку. Что же это может быть? Давайте, рассмотрим картинки, может, что-то поймем? (дети рассматривают картинки и вспоминают знакомых героев из сказки о вежливом городе с самыми воспитанными жителями сказочной страны).

Наверное, что-то с ними случилось, надо им как-то помочь. Может, вы знаете, какие-нибудь волшебные слова? (дети вспоминают волшебные слова из сказок).

-А, давайте, попробуем сказать свои волшебные слова и пригласим гномов из сказки прямо сюда, к нам в группу и у них узнаем, что же произошло.

-Мы хлопаем руками, мы топаем ногами, качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем и тихо говорим.

Раз, два, три сказка в гости приходи, пожалуйста.

За спинами детей ставится накрытый стол, за столом сидят три гнома, не здороваясь с детьми, они громко разговаривают и шумят.

-Ребята, давайте вы сядете на стульчики, а я попробую узнать у гномов, что с ними произошло. Вы сами как думаете, гномы воспитанно себя ведут? (дети вспоминают правила поведения).

-Здравствуйте, гномы! Как хорошо, что вы с помощью волшебства появились у нас в группе.

1 гном: Чего кричишь, ну видели мы, что к вам пришли.

Вот сейчас попьем чайку, посмотрим как вы тут

Живете и быстренько назад, в сою сказку уйдем.

2 гном: — Ага, и нечего нам мешать.

-Простите, но так ведь нельзя. Мы с детьми читали о вас и представляли вас для себя, сказочно вежливыми, как в сказке.

3 гном: От сказки до правды, не так уж и далеко (говорит с набитым ртом).

1 гном: Тем более, когда попутный ветер.

2 гном: Что и требовалось доказать (хихикая, вытирает губы, испачканные вареньем, рукавом).

-Ой, какие же вы невоспитанные. Правда, дети?

Гномы заплакали.

1 гном: В том и беда. Несколько дней назад мы заразились (плачет).

2 гном: Мы заболели страшной болезнью – невежливостью.

-Мы так и подумали, когда рассматривали книжку с картинками. Значит, мы правильно сделали, что пригласили вас к нам, вы в беде.

3 гном: Да, мы в настоящей беде. Помогите нам, ребята.

Все гномы: Поможете? (Ответы детей).

Только вот как, с чего начать. А давайте пригласим гномов в гости, и поиграем с ними в нашу игру, которая так и называется «К нам гости пришли» (правила игры гномам объясняют дети). Дети с помощью красных сигналов контролируют поступки гномов, они очень строгие и внимательные зрители.

Игра.

Ошибки, допущенные гномами:

-заходят, не здороваясь с хозяйкой;

-без приглашения садятся за стол;

-за столом нарушают правила поведения (салфетка вместо самолета, булочку макают в варенье, стучат ложкой по кружке, чавкая и громко разговаривая, пьют чай).

Сидящие дети, быстро и правильно реагируют на все ошибки. Гномы исправляются, благодарят хозяйку за угощение и предлагая свою помощь все вместе убирают со стола.

-Невероятно, гномы исправляются. Они уже не такие грубые, не шумят, стараются быть аккуратными и вежливыми.

1 гном: произошло чудо, мы опять стали как прежде,

сказочно воспитанными гномами.

2 гном: спасибо вам, ребята, за то, что вы нас вылечили от страшной болезни – невежливости. Мы вам очень благодарны.

3 гном: а сейчас, когда мы вылечились, нам надо спешить,

Назад в свою сказку. Вы не забыли волшебные слова?

Помогите нам.

Дети говорят волшебные слова.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем и тихо говорим:

Раз, два, три гномов сказка назад верни, пожалуйста.

А сейчас посмотрите, в книжке есть необычные альбомные листы, они не просто белые, разноцветные.

Я предлагаю тем, кто хочет взять листок, какой ему больше нравится, и нарисовать наших гостей гномов такими, какими вы их запомнили.

Желающие дети приступают к рисованию под музыку Шаинского «От улыбки».

Источник:

Конспект беседы в 9 классе “Беседа – размышление об этических нормах поведения”

Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа – интернат VIII вида»

Беседа – размышление

Об этических нормах поведения

В 9 классе.

Разработала и провела : учитель

I квалификационной категории

Васильева Е. М.

2014

Цель: Прививать учащимся правила этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Задачи: Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

Воспитание уважительного отношения к окружающим.

Оборудование: высказывания, таблички со словами «этика», «этические нормы поведения», ситуативные карточки.

Ход беседы:

Добрый день, ребята, мы начинаем наш разговор: Беседа –размышление на очень,

На мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить о этических нормах поведения. Мне хотелось, чтобы вы были внимательно слушали, были активны и высказывали свое мнение.

— Что такое этика? (ответы детей). Наука о морали: правилах поведения порядочного, приличного и вежливого человека. Этика решает каким будет наш поступок (ориентирует а правильно ли я поступил?, что обо мне скажут окружающие?)

— Что значит по вашему Этические нормы поведения? (ответы детей). Этический определяется как «повод правильного, хорошего поведения, общения друг с другом — система нравственного поведения человека», т. е это наше поведение в каких – либо ситуациях, а «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает и отражает свой истинный облик».(И. В.Гете).

— Сейчас мы с вами постараемся разобрать ситуации — реальные явления из нашей повседневной жизни: (раздача карточек).

Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают ученика, несущего стопку книг, Костя, толкает нечаянно ученика несущего книги, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше.

Ученику ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги». Казалось бы, неприятность исчерпана, ученик доволен.

Так ли это должно быть, как вы думаете?

Что скажете про Костю и Егора?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я и так тороплюсь!». На что мальчик промолчал.

Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню?

Как мог повести себя парень?

Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

А как бы ты себя повел?

(ответы учеников)

Ситуация 3. У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности: (ваше действие)…

Ситуация 4. Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

Ситуация 5. Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. «А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний друг ответил подарю диск с фильмом и тот соглашается дать диск.

А как бы вы поступили?

Какое поведение вы одобряете?

Ситуация 6. Друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: “Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу”. Как бы поступил ты? Твои действия?

Ситуация 7. На остановке толпа пассажиров, ждут автобус и ты случайно наступил кому-то на ногу или задел локтем. На вас тут же обрушивается словесный поток нелицеприятных слов. Ваши действия?

— Хорошо, теперь вы вспомните и приведите пример из вашей повседневной жизни мы с вами обсудим кто прав и кто виноват?

— Как себя вести в общественных местах и при различных общественных мероприятиях? (ответы учащихся).

— Скромное, сдержанное поведение — одно из основных правил этики. Корректное и вежливое поведение в разных местах, при разных обстоятельствах играет большую роль в суждении других о нашем воспитании. Когда на нас смотрят со стороны, а мы отражаем свое поведение положительно или отрицательно и тут складывается впечатление можно назвать тебя культурным и вежливым?

— Рождается ли человек сразу вежливым и воспитанным? (ответы учащихся).

— Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? (ответы учащихся).

-Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? (ответы учащихся).

Практическая часть: Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

1. «Встреча гостей». Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто

Должен открыть дверь? Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.

2. «Приветствие». Как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе?

3. Как можно приветствовать друг друга? (Говорить друг другу «здравствуйте»; кивок и жест при встрече; пожатие рук у мужчин; объятия при встрече родственников.)

5. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?(Проходящий.)

7. Паре нужно в театре пройти на свое место. Кто идет первым?(Мужчина.)

Источник: http://65-school.ru/detyam/konspekt-besedy-dlya-mladshih-shkolnikov-pravila-povedeniya-v-gostyah.html

Внеурочное занятие по теме: «Этикет – общения секрет»

Тема занятия: «Этикет – общения секрет».

Задачи:

– дать основы этикета;

– развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для определенной ситуации;

– воспитывать уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения.

Материалы и оборудование: Музыкальное сопровождение. Свеча, ножницы, бумага, нитки, игла, шариковая ручка, стержень,

Участники: дети младшего школьного возраста.

Ход занятия:

Хорошими манерами обладает тот,

кто наименьшее количество людей

Читайте также:  Уроки математики

ставит в неловкое положение.

Джонатан Свифт.

Человек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке…». Это значит, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик. Манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. (Что такое этикет?)

– это установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Существуют различные виды этикета:

– служебный (деловой);

– дипломатический;

– военный;

– педагогический;

– врачебный;

– этикет в общественных местах.

Речевой этикет начинается с приветствия.

Игра: «Приветствие».

Каждый участник представляется и на заглавную букву своего имени называет какое-нибудь положительное качество личности. Например, Оля – Ответственная и т.д.

Разминка.

Вопросы к детям:

  1. Что такое вежливость? Быть вежливым значит, знать как себя вести, с уважением относиться к окружающим.

  2. Что принято считать хорошими манерами? В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.

  3. Кто первым здоровается при входе в помещение? Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.

  4. Кого кому представляют? Младшего – старшему, мужчину – женщине, менее известного – более известному.

  5. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? Проходящий.

В магазине:

  1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

  2. Как правильно спросить: «Кто последний или кто крайний?» Кто последний?

На улице, в транспорте:

  1. С какой стороны обходят прохожих? Идущих впереди людей обходят слева, а идущих навстречу – справа.

  2. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе – наоборот.

В театре:

  1. Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идёт первым? Идёт и ведёт к месту мужчина, причём лицом к сидящим.

Поведение за столом:

  1. Как надо есть хлеб, бутерброды? (хлеб берут руками, кладут на тарелку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).

  2. Как выйти из-за стола? (из-за стола выходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул).

Игра: «Давайте говорить друг другу комплименты»

Предлагаю выйти 4 участникам. Вам надо сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Ситуация 1. После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание. Что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел.

Ситуация 2. Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент.

Ситуация 3. Ваш воспитатель чем-то расстроен. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей настроение.

Ситуация 4. Вам сделал комплимент младший товарищ. Как бы вы ответили?

Конкурс «Парный».

Выполните простейшие с точки зрения нормального человека действия. Но при этом двоим участникам необходимо обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. Например,

– вденьте нитку в иголку;

– зажгите свечу с помощью спичек;

– вырежьте ножницами кружок из бумаги;

– замените стержень в ручке.

Пословицы и поговорки о дружбе.

  1. Один за всех и … все за одного.

  2. Старый друг … лучше новых двух.

  3. С кем поведёшься … от того и наберёшься.

  4. Не имей сто рублей, … а имей сто друзей.

  5. С пчёлкой водиться – в медку находиться, а с жуком связаться … в навозе оказаться.

Умение вести себя красиво, владея хорошими манерами, следуя правилам этикета помогает нам производить хорошее впечатление на людей , заводить много друзей.

Вопросы к детям:

– Что нового и интересного вы узнали сегодня?

– Что вам понравилось и особенно запомнилось?

– Есть ли необходимость следовать хорошим манерам?

Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку:

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Когда же нас бранят за шалости,

Произнеси – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА!

В России, во Франции и в Дании

При расставании скажут – ДО СВИДАНИЯ!

Но увидимся с вами опять,

Чтобы ЗДРАВСТВУЙТЕ снова сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга станет легче понять.

До Новых встреч, друзья!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vneurochnoe-zanyatie-po-teme-etiket-obshcheniya-sekret.html

Что такое этикет. На уроке мы узнаем:

1 Что такое этикет<\p>

2 На уроке мы узнаем: – что такое этикет – познакомимся с историей этикета – поговорим о правилах поведения в школе и дома<\p>

3 ЭТИКЕТ- это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда.<\p>

4 Первые правила этикета придумывали еще пещерные люди. Представь: встречаются два охотника из разных племен. Драться между собой им страшно, разбежаться – еще страшней. Тогда тот, кто постарше и посильней на вид, протягивает младшему руку. Чтобы видно было, что нет в этой руке дубины. А уж как пожали друг другу руки, можно и подружиться.<\p>

5 В стародавние времена каждый человек должен был вести себя соответственно своему званию, материальному состоянию, происхождению. Этого требовал ЭТИКЕТ! За неподобающее поведение можно было поплатиться положением в свете.<\p>

6 В средние века особенно строго люди соблюдали этикет в международном общении. Нарушение древней церемонии приема послов и правила этикета считалось унижением представителей других государств, вплоть до международного скандала.<\p>

7 В Китае императору заставляли отвешивать девятикратный земной поклон. Однажды, когда русский посланник счел для себя унизительным отвесить традиционный поклон перед китайским императором, китайский двор счел себя оскорбленным, и просто выгнал заморского гостя.<\p>

8 Вот как в конце 17 века принимали голландских купцов военные правители Японии – сёгуны. Голландцев заставили снять плащи, служившие парадным одеянием, и разыграть целую сцену – пройтись, остановиться, приветствовать друг друга, плясать, подпрыгивать, говорить на ломанном японском языке, рисовать, петь, снова надеть плащи и снова снять. Так требовал придворный ЭТИКЕТ<\p>

9 Слово “этикет” впервые было употреблено на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.<\p>

10 От былой регламентации поведения – как надо сесть, как улыбнуться, – остались простейшие «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны». Вещи простые, но о них никто не должен забывать.<\p>

11 Современный этикет учит людей, как нужно вести себя в быту, в школе, на работе, в общественных местах, на улице и в гостях. А также как дарить подарки, как красиво и правильно накрыть на стол. Как правильно написать письмо или оформить документ.<\p>

12 Главное правило всего этикета – все люди нашего общества равны между собой по своим правам и обязанностям. Нельзя оскорблять или унижать другого человека. Ко всем без исключения нужно относиться уважительно!<\p>

13 Некоторые люди имеют право на “дополнительную” вежливость. э то пожилые люди, Женщины ( в первую очередь наши мамы и бабушки), Люди выше нас рангом (начальник-подчиненный, учитель-ученик)<\p>

14 В мире существует много форм различных приветствий. Например, в Тибете, здороваясь, снимают головной убор правой рукой. Левую руку они закладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Всякое общение начинается с приветствия<\p>

15 Всегда здоровайся при встрече. Поздоровайся так, чтобы все увидели твою доброжелательность. Улыбнись!<\p>

16 Маленькие, но важные правила этикета в школе<\p>

17 Будь всегда опрятным! Следи за состоянием ногтей и волос. Поддерживай чистоту одежды и обуви. При выходе из дома посмотри на себя в зеркало.<\p>

18 Соблюдай правило движения и не только на улице. В коридоре и на лестнице придерживайся правой стороны. Не бегай и не кричи.<\p>

19 Всегда будь вежливым! Стремись первым здороваться с учителем и одноклассниками. Говори «спасибо», «на здоровье», «пожалуйста», «будьте добры», «до свидания», «извините». Взаимная вежливость помогает избежать ссор и конфликтов, а спор превращает в приятную беседу.<\p>

20 Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.<\p>

21 ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ. Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.<\p>

22 Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!<\p>

23 Обращайся к друзьям и одноклассникам по имени. Помни, что самое приятное слово для человека – это его имя. К старшим всегда обращайся по имени-отчеству!<\p>

24 П рерывать беседу взрослых, г оворить слишком громко, непрерывно болтать, ж евать резинку (делай это дома). НЕЛЬЗЯ!<\p>

25 Маленькие, но важные правила этикета Дома<\p>

26 Создавай дома доброжелательную обстановку. Вставай утром в хорошем настроении, не хмурься. Не забывай приветствовать своих домашних утром и по возвращении домой.<\p>

27 И дома нужно быть опрятным. Никогда не садись за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым.<\p>

28 Умей всегда порадовать своих близких и родных. Помни даты рождения своих товарищей, умей искренне поздравить их. Близким всегда дари подарки.<\p>

29 Знаете ли вы, что существуют правила поведения и для мобильной связи? Это называется мобильный этикет. И правила у него довольно простые:<\p>

30 Мобильный телефон должен быть выключен, если это может нанести вред другим людям. Это необходимо делать в самолетах, больницах и в тех местах, где этого требуют.<\p>

31 Очень невежливо и недопустимо сообщать номер мобильного телефона своего товарища без его согласия. Может так сложиться, что телефон дали только тебе, поэтому, прежде чем сообщать его еще кому-то, лучше спросить разрешения у его владельца.<\p>

32 В кинотеатре, в театре, в музеях, и других общественных местах необходимо переводить телефон в беззвучный режим. По телефону нужно разговаривать спокойно и в полголоса, ведь ты не единственный здесь человек и не всем будет приятно слушать твою беседу. Стоит отнестись к окружающим с уважением.<\p>

33 Знание правил этикета всегда остается необходимым атрибутом воспитанного человека. Не соблюдая правила этикета, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно рассчитываешь на их уважение к себе. ПОМНИ!<\p>

34 Этикет – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.<\p>

35 Правила этикета нам нужны для того, чтобы общаться друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, с уважением. Только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/504666

Классный час «Школьный этикет» | Класс39

Скажи, существуют ли особые правила поведения в школе?

Конечно же да! Как существуют свои правила поведения в театре и на дискотеке — и не перепутай одно с другим!!! Иначе окружающие не поймут, да и самому неудобно будет. Правила поведения в школе называются школьным этикетом.

Итак, наши занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры», «Культура приветствия, обращения и знакомства», «У меня зазвонил телефон» надеюсь не прошли даром.

Что же это за правила школьного этикета и для кого они? Перечисли их, пожалуйста….

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. Эти правила чуть-чуть отличаются для школьников, их родителей и, конечно же, учителей. С чего же начинается школьный этикет?

Прежде всего, с понимания того, что же такое школа. Это то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте нужно соответственно.

Как же нужно приходить и входить в школу? … Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя! Это первое правило.

После того как ты пришёл в школу, нужно раздеться, надеть сменную обувь, дойти до кабинета и приготовиться к уроку. Да и с друзьями поболтать хочется. А на это необходимо время. Так что приходить в школу лучше с достаточным запасом времени для множества мелких, но необходимых дел. Обычно это 15 минут.

Еще одна небольшая, но существенная деталь — это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого ты увидишь. 

С каким настроем надо приходить в школу? Так как в школу ты приходишь учиться, то и должен быть готовыми к занятиям.

А это значит, что ты не только должен принести учебники, тетрадки, ручки и дневник, но и настроиться на работу (а работа не всегда бывает легкой и приятной).

Ведь учеба в школе — это твоя работа, и чем лучше ты с ней справляешься, тем лучшим специалистом в будущем станешь.

Что же дальше? А дальше вспомним народную мудрость о том, что провожают по уму, зато встречают по одежке. Желательно, чтобы твои волосы в школе (а еще лучше — всегда и везде) были чистыми и причесанными. Что касается одежды, то она должна быть соответствующей месту (т. е. учебному заведению), комфортной и чистой.

Итак, ты пришёл вовремя, настроение хорошее, да еще и рабочее, внешний вид — хоть на обложку журнала. На что еще стоит обратить внимание? ….

Наша речь. Как бы мы ни старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем говорить — все бесполезно. Народная мудрость гласит: «Молчание — золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.

Какие «волшебные» слова ты знаешь?….

«Волшебные» слова: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» — это твой основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.

А как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?…

К учителям принято обращаться на «вы» и по имени и отчеству, независимо от возраста преподавателя. С одноклассниками общайтесь так, как хотите, чтобы общались с тобой, а значит по имени… Верно?

Как нужно говорить? Помните, что ты говоришь не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие тебя хорошо поняли. Надо четко и правильно произносить звуки, не торопиться — ведь за тобой никто не гонится, грамотно формулировать свою мысль: что именно ты хочешь сказать.

Говорить нужно так, чтобы тебя слышали те, с кем ты разговариваешь: если это ответ у доски — рассказывай классу, каждому ученику, даже тому, который сидит на последней парте; если это разговор на перемене, то совершенно необязательно, чтобы вся школа знала о вашем разговоре.

Итак, как вести себя в школе? Ответ простой — достойно и прилично!

Давай ещё раз вспомним правила поведения в школе…

Правильно, категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других людей.

Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, если это не урок физкультуры, толкаться (если это произошло случайно, следует извиниться), есть и пить за пределами столовой.

Самое важное время в школе — это уроки. Как вести себя на уроках? К занятиям необходимо подготовиться: вытащить из портфеля учебник, тетрадь, пенал, дневник и другие принадлежности, если это необходимо. Помни, что готовы ты должен быть до начала урока. 

Какие правила поведения на уроке ты уже знаешь?….

Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Чтобы задать вопрос или дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя.

Самое любимое время многих школьников — это… Конечно, перемена! Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена».

Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене? ….

Перемена — это отдых от уроков, время, предназначенное для того, чтобы ты успел дойти до другого кабинета, привёл в порядок себя и мысли, а не время олимпийских рекордов.

Во время перемены можно пообщаться, уточнить расписание, повторить тему следующего урока. Поэтому и вести себя на перемене надо соответственно — не принято бегать, толкаться, про драки мы вообще не говорим — это запрещено. И помните: в любой драке виноваты обе стороны — потому что не смогли решить вопрос миром.

Поговорим о новичках в классе. Поставь себя на место такого ученика — все новое и незнакомое: ученики, учителя, школа. Поэтому если в классе появился новенький, подойди и объясни то, что ему необходимо знать о вашем классе, школе и т. д.

Вот мы и поговорили об основных правилах поведения в школе. И помни самое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Дополнительный материал

Почему школу так называют

В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи.

Первый лицей (тогда говорили «ликей») появился в Афинах более двух тысячелетий назад. Основал его великий философ (мудрец) Аристотель неподалеку от храма Аполлона Ликейского (отсюда и название «ликей»).

Возле храма задолго до создания ликея находился знаменитый гимнасий — школа физического совершенства. Надо отметить, что греки придавали большое значение красоте тела и многие ученые того времени были одновременно отличными спортсменами. В ликейском гимнасии юношей обучали борьбе, гимнастике, верховой езде. Теперь рядом с гимнасием (школой тела) возник ликей (школа духа, мысли).

Афиняне большую часть времени проводили в общении с другими людьми, они любили и умели поговорить. Обучение большей частью тоже было устным: в ликее учились, прогуливаясь и беседуя.

Было в древнегреческом языке слово «схоле», по-русски — «досуг», «отдых». От слова «схоле» и произошло наше родное, привычное слово «школа».

Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу — учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит.

О школьной форме

Школьная форма снова популярна. И чем престижнее школа, тем выше вероятность, что ее ученики будут носить форму.

Она — знак принадлежности ребенка к определенной организации (школа, гимназия), от имени которой он выступает.

Считается, что школьная форма настраивает детей на рабочий лад, помогает сосредоточиться и не отвлекаться от основных обязанностей — быть учениками и вести себя подобающе.

Форма в разных странах

В Японии мальчики носят «гакуран» — брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и пуговицами в ряд наподобие формы солдат XIX века. А девочки щеголяют в платьях «матросская фуку», напоминающих форму военных моряков. Школьную форму в Японии любят, регулярно устраивают показы мод и даже наряжают в нее героев мультфильмов.

Англия гордится своими традициями. Белая блуза, темная юбка, синий свитер для девочек и таких же тонов рубашка, галстук, брюки и пиджак со значком школы на кармашке для мальчиков знакомы не одному поколению британцев.

Школьная форма в Австралии — знак принадлежности учащегося к престижной школе или классу. Обычные ученики ходят на занятия в джинсах, майках и футболках. И только ребята из экономических классов — будущая элита бизнеса — исключительно в строгих костюмах.

В африканских странах школьная форма для одних — предмет гордости, для других — напоминание о колониальном прошлом. И тяжелое финансовое бремя: ведь форма стоит денег, которых у многих семей попросту нет. Потому что зачастую она — единственная одежда у бедных, и к концу учебного года сильно изнашивается.

Во Франции столкнулись с проблемой соотношения школьной формы и религиозных традиций. В 2004 году даже был принят закон, запрещающий носить ярко выраженные религиозные символы в государственных школах — например, девочки-мусульманки по традиции покрывают голову платком (хиджабом). Дело дошло до судебных разбирательств.

В Соединенных Штатах форму ввели в 1980-е годы, чтобы уберечь детей от зависти друг к другу.

В России школьная форма впервые появилась в 1834 году у гимназистов. Ее вводили, затем отменяли, снова вводили. Сначала серые, а потом синие костюмы-двойки у мальчиков и коричневые платья с черными фартуками у девочек давно ушли в прошлое.

Когда родители покупают вам форму, напомните им: предпочтительнее покупать одежду из натуральных волокон — шерсти, хлопка, льна, шелка.

Источник: http://www.klass39.ru/klassnyj-chas-shkolnyj-etiket/

Хорошие манеры. Классный час о манерах

Как провести классный час, посвященный дню манер.

Классный час » О хороших  манерах»

Цель занятия: прививать детям этические нормы культурного поведения.

Оборудование: аудиозаписи песни “Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ход занятия

Учитель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.

Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.

Плохими манерами принято считать: привычку очень громко говорить и смеяться, неряшливо одеваться, грубить, говорить плохие слова, курить, опаздывать и др.

Задание (хлопок, если учитель называет хорошие манеры, «у-у-у» — плохие).

Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

Вывод: вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. А всегда ли вы поступаете хорошо?

Английский учёный сказал: «Лучшая защита от плохих манер – это хорошее воспитание».

На доске: “Этикет – это комплекс правил поведения человека в обществе других людей”.

— Как называют человека, знающего правила этикета и соблюдающего их?

— Его называют культурным, воспитанным человеком.

— Всё начинается с детского возраста.

— Кто должен научить ребёнка правилам этикета? (родные и близкие)

Ситуация № 1

— Представьте, что вы старший брат или сестра. Как и чему вы будете учить своих младших братьев и сестёр? (словами, игрой, своим примером).

— Когда ребёнок подрос и пошёл в детский сад, кто продолжает учить его хорошим манерам?

— Вспомните, чему вы научились в детском саду? (обращаться к взрослым и детям, играть с другими ребятами, правилам поведения на утренниках, как держать ложку и вилку и т. д.)

— И вот вы в уже школе. Какие правила поведения вы здесь узнали? (как вести себя на уроках и переменах, на спектаклях и в библиотеке, и т. д.)

Загадка. «Здоров ли ваш скот?» — говорят монголы.

«Я тебя вижу!» — произносят в Африке.

«Ели вы сегодня?» — можно услышать в Китае.

— А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

— Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

— С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

— Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)

Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.

o Учитель

o Мама

o Знакомый мальчик

o Незнакомая девочка

o Лучший друг (пожать руку)

Учитель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!

Ситуация № 2 “Случаи из школьной жизни”

В новой школе,

В дружном классе

Появился паренёк.

Что такое вежливость,

Ему и невдомёк.

“Простите”, “здравствуйте”, “спасибо” —

Говорить он не привык,

А от слова “извините”

У него болит язык.

Очень-очень-очень лень

Просто сказать : “Добрый день!”

Он уходит по-английски,

Даже не махнув рукой.

И откуда в нашем классе

появился он такой.

— Что неправильно делал мальчик?

— Что мы ему посоветуем?

— Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?

Ситуация № 3 Ученик читает стихотворение «Волшебные слова» М. Танича.

— О какой таблице уважения говорит поэт?

«Путешествие в прошлое» (учитель)

В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)

1. Вежа – ведать, знать.

2. Вежа – человек, знающий, как вести себя. Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске)

Состязание знатоков этикета.

1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)

3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)

4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место?

(Необходимо занять ближайшее свободное место).

Физкультминутка

Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение)

Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста».

Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

Речевое задание

Начало сказки читает учитель, а дети придумывают её окончание.

Жили-были вежливые слова. Жили хорошо, дружно. При встрече они пожимали друг другу руки, желали счастья, радости, добра. И не только желали, но и помогали друг другу. Рядом с этими словами хорошо жилось и людям. И только злой волшебник бил недоволен счастливой жизнью людей и слов. Вот однажды заколдовал он вежливые слова.

Проснулись люди утром – не слышно вежливых слов, пожеланий. Загрустили они, перестали смеяться… (добрый волшебник, слова вернулись …)

Учитель. Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).

o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).

o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).

o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

Игровое задание «Дорожка вежливых»

(2 ученика по обе стороны цветных полосок поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ситуация № 4 Учитель читает стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”

— Что можете сказать о Вите?

Ситуации № 5 «Учим друг друга»

1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажи, сколько сейчас часов?”

— Какие ошибки он допустил?

2. Девочка крикнула однокласснику: “Эй, ты!” Витька!»“

— Помогите ей советом.

3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях.

— Как им разойтись?

Ситуации № 6 Дети читают «Вредные советы» Остера.

— Как поступили бы вы в данных ситуациях?

1. Если ты пришел к знакомым …

2. Если друг твой самый лучший …

3. Девчонок надо никогда нигде не замечать …

4. Например, у вас в кармане …

5. Решил подраться – выбирай …

Итог

Когда-нибудь люди не будут грубить.

Невежды уйдут навсегда.

Вот здорово будет всем тогда жить

Придёт золотая пора.

Речевое задание «Продолжи высказывание»

— В речи я буду употреблять только…

— Мне бы хотелось, чтобы окружающие…

В заключении все поют песню “Улыбка”.

(Visited 13 380 time, 7 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/uchitelu/klassnyiy-chas-horoshie-manery.html

Правила этикета для детей школьного возраста: уроки вежливости

Детское поведение неизменно беспокоит всех родителей. Оно должно строго следовать нормам этикета, но добиться этого, как думают многие, непросто. Это ошибка: достаточно решать проблему поэтапно и все трудности будут преодолены.

Этикет — это совокупность норм поведения, регулирующих действия в конкретных местах и ситуациях. Обучив ребенка соблюдению общепринятых правил, вы не испытаете неловкости за его поступки и облегчите его взаимоотношение с окружающими людьми. Более того, будете регулярно слышать слова благодарности и улучшите репутацию своей семьи в глазах окружающих.

Прививать хорошие манеры начинают с норм поведения, которые понадобятся в следующих ситуациях:

  • в общественных местах и на улице;
  • при походе в гости;
  • как поступать в транспорте;
  • при разговоре;
  • в кругу семьи;
  • за столом;
  • при общении по телефону;
  • в учебном заведении.

Не стоит рассчитывать, что все будет усвоено только на словах. Как бы внимательно вас не слушали, и какое бы взаимопонимание не было достигнуто, придется учить в первую очередь собственным примером. Родители, призывающие к одному, а сами поступающие противоположным образом очень легко, незаметно утрачивают практически полностью свой авторитет.

Сказать, что надо «воспитывать на конкретных примерах» – легко. Но найти подход к детям куда сложнее. Начинать нужно с самых ранних лет.

Поощряйте малыша при помощи интонации, жестов и взглядов за положительные поступки и осуждайте за отрицательные.

Это имеет самое прямое отношение к выработке хороших качеств у учащихся школ, закладывает основательный и прочный фундамент для усвоения норм этики.

При обучении следует учесть:

  • Нарушение норм поведения, недисциплинированность, грубость должны корректироваться сразу же. Не ждите, пока они укоренятся, станут привычными.
  • Строгое следить за опрятностью и за внешним видом в целом. Это ничуть не менее важно, чем произносимые ребенком слова, его жестикуляция и общая манера поведения.

Теперь можно рассмотреть частные примеры этикета. Во каждом случае проявляются те же общие принципы обучения, но есть и свои, особенные.

Прием пищи — важный компонент жизни школьников, и необходимо, чтобы они проявляли вежливость и внимательность за столом. Думающий о других человек всегда:

  • пользуется только подходящими столовыми приборами, не заменяет их руками и посторонними предметами;
  • для вытирания рук, лица и одежды за столом использует лишь салфетку;
  • перед едой моет руки с мылом;
  • избегает разговоров или сокращает их до самого минимума;
  • желает всем присутствующим за столиком приятного аппетита в начале трапезы, благодарит за нее в конце.

Важно: часть детей стремится есть быстрее других, при этом возникает чавканье, набирается полный рот пищи, тарелка переполняется едой, что-то падает на пол.

Все это крайне предосудительно, и заметив такие случаи, нужно сразу же пресечь их повторение.

Убедительно и внятно объясняйте ребенку, чем грозит определенный поступок, какое мнение складывается у окружающих и какие неудобства создаются. Запрещайте подвижные игры, всякого рода баловство: за столом им не место и не время!

Крайне редко встречаются семьи, в которых никогда и никуда не ходят в гости. Излишне свободное поведение школьника, его недостаточный самоконтроль может доставить немало неприятностей и даже спровоцировать скандал. Тихое недовольство и раздражение, накапливающееся у хозяев постепенно, ничуть не лучше.

В школьном возрасте уже следует знать:

  • чтобы приходить к друзьям и одноклассникам домой надо иметь приглашение, о своем визите предупредить заранее;
  • нельзя шуметь, бегать, заглядывать во все помещения и за двери, открывать шкафы и тумбочки;
  • запрещается откровенно выражать недовольство поведением присутствующих, убранством дома, угощением: непосредственность тут превращается из достоинства в сильнейший недостаток;
  • нельзя самовольно брать чужие вещи или хватать пищу со стола без разрешения.

Вразумляя, недопустимо просто сводить все к банальному запрету. Нужно обязательно мотивировать на исключение ошибок. Приучайте ребенка всегда думать, «а что, если бы я был (а) на месте тех людей».

Это еще одна ситуация, в которой школьники регулярно совершают ошибки. Нужно разъяснить им такие ключевые требования:

  • входить в салон нужно, пропуская всех выходящих;
  • полагается уступать место пожилым, инвалидам, более младшим;
  • желательно снимать ранец, рюкзак или портфель: оставив его на плечах, можно создать неудобства другим пассажирам;
  • нельзя оставаться у дверей, если вы не выходишь на следующей остановке;
  • в транспорте запрещено есть и пить, бегать по салону, вести громкие разговоры. Именно эти пункты чаще всего и нарушаются детьми.

Хорошим воспитательным приемов оказывается ролевая игра, по итогам которой любой первоклассник самостоятельно усваивает: почему неприятно смотреть на бегающих детей, чем грозит неутолимая, неконтролируемая привязанность к мороженому. Обратите внимание во время поездки на транспорте, насколько удобно подготовиться к выходу заранее, и на какие проблемы обрекает себя человек, бросающийся к дверям только при их открытии.

Хорошее поведение подразумевает и соблюдение норм этики в общественных местах, на улице. Требуется внушить детям, что:

  • мусор следует бросать только в урны и контейнеры, а прямо на землю;
  • не следует ходить по газону, даже если запрещающих табличек нет;
  • всегда нужно помнить о правилах дорожного движения.

Городская среда – источник не только возможностей, но и опасностей.

Учащиеся школ должны твердо знать: если родители просят остаться их в определенном месте, уходить оттуда нельзя ни в каком случае, какие бы блага не сулили и какие бы просьбы не высказывали.

От общения с людьми, которые ребенку незнакомы, пусть даже это сверстники или не внушающие никакого опасения взрослые, правильнее отказаться совсем.

Спектакль, даваемый артистами театра, часто становится праздником и незабываемым зрелищем, помогает формировать лучшие качества и расширять кругозор у детей. Но они обязаны сами следить, чтобы в обществе одежда оставалась опрятной и чистой, а в случае любых проблем сразу негромко обращать внимание на нее взрослых.

Расскажите, что в театре тоже следует вести себя дисциплинированно и вежливо, нельзя проходить на свое место в ряду, наступая на ноги других людей. Во время представления нужно воздерживаться от реплик и комментариев. Если ребенок пытается что-то сказать, пусть потерпит до антракта.

Речевой этикет школьника важен в любой из описанных ситуаций: дома, в гостях, на улице и в автобусе. Ключевыми моментами будут:

  • обязательное приветствие знакомых;
  • обращение к любому взрослому строго на «вы»;
  • недопустимость вмешательства в разговоры других людей и комментариев вслух;
  • прощание перед уходом;
  • немедленное извинение в случае любого проступка;
  • запрет на оскорбления, использование слов-паразитов;
  • отказ от обсуждения других людей, неважно есть ли они среди присутствующих или нет.

Следите за разговорами детей, даже в самых обычных бытовых ситуациях. Если интонация неверна, появляются странные паузы и речь засорена, дикция нечеткая или неприятная – с этим нужно бороться.

Иной раз стоит прервать ребенка и обратить его внимание на допущенную ошибку.

Проявите такт и чуткость, можно использовать юмор, но пусть он будет направлен на промах, а не на личность школьника.

Это одна из важнейших частей жизни любого ученика. Ребенок должен научиться вежливо и уважительно относиться ко всем педагогам и работникам школы.

Выполнение домашних заданий, расположение предметов на парте, аккуратность, наличие необходимых учебников, тетрадей и спортивной формы тоже являются предписанием этикета.

Вежливые учащиеся не слушают плееров, не играют на телефоне в игры и не звонят по нему во время урока. Это удобно для всех, в первую очередь для самих школьников.

О том, что такое этикет, смотрите в следующем видео.

Источник: http://wlooks.ru/etiket/obshchenie/dlya-detej-shkolnogo-vozrasta/

Ссылка на основную публикацию