Железников. девушка в военном

Владимир Железников. Девушка в военном

Железников. Девушка в военном

Почти целая неделя прошла для меня благополучно, но в субботу я получил сразу две двойки: по русскому и по арифметике.

Когда я пришел домой, мама спросила:

— Ну как, вызывали тебя сегодня?

— Нет, не вызывали, — соврал я. — Последнее время меня что-то совсем не вызывают.

А в воскресенье утром все открылось. Мама влезла в мой портфель, взяла дневник и увидела двойки.

— Юрий, — сказала она. — Что это значит?

— Это случайно, — ответил я. — Учительница вызвала меня на последнем уроке, когда почти уже началось воскресенье…

— Ты просто врун! — сердито сказала мама.

А тут еще папа ушел к своему приятелю и долго не возвращался. А мама ждала его, и настроение у нее было совсем плохое. Я сидел в своей комнате и не знал, что мне делать. Вдруг вошла мама, одетая по-праздничному, и сказала:

— Когда придет папа, покорми его обедом.

— А ты скоро вернешься?

— Не знаю.

Мама ушла, а я тяжело вздохнул и достал учебник по арифметике. Но не успел я раскрыть его, как кто-то позвонил.

Я думал, что пришел наконец папа. Но на пороге стоял высокий широкоплечий незнакомый мужчина.

— Здесь живет Нина Васильевна? — спросил он.

— Здесь, — ответил я. — Только мамы нет дома.

— Разреши подождать? — Он протянул мне руку: — Сухов, товарищ твоей мамы.

Сухов прошел в комнату, сильно припадая на правую ногу.

— Жалко, Нины нет, — сказал Сухов. — Как она выглядит? Все такая же?

Мне было непривычно, что чужой человек называл маму Ниной и спрашивал, такая же она или нет. А какая она еще может быть?

Мы помолчали.

— А я ей фотокарточку привез. Давно обещал, а привез только сейчас. Сухов полез в карман.

На фотографии стояла девушка в военном костюме: в солдатских сапогах, в гимнастерке и юбке, но без оружия.

— Старший сержант, — сказал я.

— Да. Старший сержант медицинской службы. Не приходилось встречаться?

— Нет. Первый раз вижу.

— Вот как? — удивился Сухов. — А это, брат ты мой, не простой человек. Если бы не она, не сидеть бы мне сейчас с тобой…

***

Мы молчали уже минут десять, и я чувствовал себя неудобно. Я заметил, что взрослые всегда предлагают чаю, когда им нечего говорить. Я сказал:

— Чаю не хотите?

— Чаю? Нет. Лучше я тебе расскажу одну историю. Тебе полезно ее знать.

— Про эту девушку? — догадался я.

— Да. Про эту девушку. — И Сухов начал рассказывать: — Это было на войне. Меня тяжело ранили в ногу и в живот. Когда ранят в живот, это особенно больно. Даже пошевельнуться страшно. Меня вытащили с поля боя и в автобусе повезли в госпиталь.

А тут враг стал бомбить дорогу. На передней машине ранили шофера, и все машины остановились. Когда фашистские самолеты улетели, в автобус влезла вот эта самая девушка, — Сухов показал на фотографию, — и сказала: «Товарищи, выходите из машины».

Все раненые поднялись на ноги и стали выходить, помогая друг другу, торопясь, потому что где-то недалеко уже слышен был рокот возвращающихся бомбардировщиков.

Один я остался лежать на нижней подвесной койке.

«А вы что лежите? Вставайте сейчас же! — сказала она. — Слышите, вражеские бомбардировщики возвращаются!»

«Вы что, не видите? Я тяжело ранен и не могу встать, — ответил я. — Идите-ка вы сами побыстрее отсюда».

И тут снова началась бомбежка. Бомбили особыми бомбами, с сиреной. Я закрыл глаза и натянул на голову одеяло, чтобы не поранили оконные стекла автобуса, которые от взрывов разлетались вдребезги. В конце концов взрывной волной автобус опрокинуло набок и меня чем-то тяжелым ударило по плечу. В ту же секунду вой падающих бомб и разрывы прекратились.

«Вам очень больно?» — услыхал я и открыл глаза.

Передо мной на корточках сидела девушка.

«Нашего шофера убили, — сказала она. — Надо нам выбираться. Говорят, фашисты прорвали фронт. Все уже ушли пешком. Только мы остались».

Она вытащила меня из машины и положила на траву. Встала и посмотрела вокруг.

«Никого?» — спросил я.

«Никого, — ответила она. Затем легла рядом, лицом вниз. — Теперь попробуйте повернуться на бок».

Я повернулся, и меня сильно затошнило от боли в животе.

«Ложитесь снова на спину», — сказала девушка.

Я повернулся, и моя спина плотно легла на ее спину. Мне казалось, что она не сможет даже тронуться с места, но она медленно поползла вперед, неся на себе меня.

«Устала, — сказала она. Девушка встала и снова оглянулась. — Никого, как в пустыне».

В это время из-за леса вынырнул самолет, пролетел бреющим над нами и дал очередь. Я увидел серую струйку пыли от пуль еще метров за десять от нас. Она прошла выше моей головы.

«Бегите! — крикнул я. — Он сейчас развернется».

Самолет снова шел на нас. Девушка упала. Фьють, фьють, фьють просвистело снова рядом с нами. Девушка приподняла голову, но я сказал:

«Не шевелитесь! Пусть думает, что он нас убил».

Фашист летел прямо надо мной. Я закрыл глаза. Боялся, что он увидит, что у меня открыты глаза. Только оставил маленькую щелочку в одном глазу.

https://www.youtube.com/watch?v=qO1tXP55oUA

Фашист развернулся на одно крыло. Дал еще одну очередь, снова промазал и улетел.

«Улетел, — сказал я. — Мазила».

Потом девушка потащила меня дальше. Когда она меня дотащила до железнодорожной станции, было уже темно. Мы ползли десять часов.

***

– Вот, брат, какие бывают девушки, — сказал Сухов. — Один раненый сфотографировал ее для меня на память. И мы разъехались. Я — в тыл, она обратно на фронт.

Я взял фотографию и стал смотреть. И вдруг узнал в этой девушке в военном костюме мою маму: мамины глаза, мамин нос. Только мама была не такой, как сейчас, а совсем девчонкой.

— Это мама? — спросил я. — Это моя мама спасла вас?

— Вот именно, — ответил Сухов. — Твоя мама.

Тут вернулся папа и перебил наш разговор.

— Нина! Нина! — закричал папа из прихожей. Он любил, когда мама его встречала.

— Мамы нет дома, — сказал я.

— А где же она?

— Не знаю, ушла куда-то.

— Странно, — сказал папа. — Выходит, я зря торопился.

— А маму ждет фронтовой товарищ, — сказал я.

Папа прошел в комнату. Сухов тяжело поднялся ему навстречу. Они внимательно посмотрели Друг на друга и пожали руки. Сели, помолчали.

— А товарищ Сухов рассказывал мне, как они с мамой были на фронте.

— Да? — Папа посмотрел на Сухова. — Жалко, Нины нет. Сейчас бы обедом накормила.

— Обед ерунда, — ответил Сухов. — А что Нины нет, жалко.

Разговор у папы с Суховым почему-то не получался. Сухов скоро поднялся и ушел, пообещав зайти в другой раз.

***

– Ты будешь обедать? — спросил я папу. — Мама велела обедать, она придет не скоро.

— Не буду я обедать без мамы, — рассердился папа. — Могла бы в воскресенье посидеть дома!

Я повернулся и ушел в другую комнату. Минут через десять папа пришел ко мне.

— Юрка, — голос у папы был виноватый, — как ты думаешь, куда пошла мама?

— Не знаю. Оделась по-праздничному и ушла. Может быть, в театр, — сказал я, — или устраиваться на работу. Она давно говорила, что ей надоело сидеть дома и ухаживать за нами. Все равно мы этого не ценим.

— Чепуха, — сказал папа. — Во-первых, в театре в это время спектаклей нет. А во-вторых, в воскресенье не устраиваются на работу. И потом, она бы меня предупредила.

— А вот и не предупредила, — ответил я.

После этого я взял со стола мамину фотографию, которую оставил Сухов, и стал на нее смотреть.

— Так-так, по-праздничному, — грустно повторил папа. — Что у тебя за фотография? — спросил он. — Да ведь это мама!

— Вот именно, мама. Это товарищ Сухов оставил. Мама его из-под бомбежки вытащила.

— Сухова? Наша мама? — Папа пожал плечами. — Но ведь он в два раза выше мамы и в три раза тяжелее.

— Мне сам Сухов сказал. — И я повторил папе историю этой маминой фотографии.

Читайте также:  Игры в почту в детском саду для детей 3-4 лет

— Да, Юрка, замечательная у нас мама. А мы с тобой этого не ценим.

— Я ценю, — сказал я. — Только иногда у меня так бывает…

— Выходит, я не ценю? — спросил папа.

— Нет, ты тоже ценишь, — сказал я. — Только у тебя тоже иногда бывает…

Папа походил по комнатам, несколько раз открывал входную дверь и прислушивался, не возвращается ли мама.

Потом он снова взял фотографию, перевернул и прочел вслух:

— «Дорогому сержанту медицинской службы в день ее рождения. От однополчанина Андрея Сухова». Постой-постой, — сказал папа. — Какое сегодня число?

— Двадцать первое!

— Двадцать первое! День маминого рождения. Этого еще не хватало! — Папа схватился за голову. — Как же «я забыл? А она, конечно, обиделась и ушла. И ты хорош — тоже забыл!

— Я две двойки получил. Она со мной не разговаривает.

— Хороший подарочек! Мы просто с тобой свиньи, — сказал папа. Знаешь что, сходи в магазин и купи маме торт.

Но по дороге в магазин, пробегая мимо нашего сквера, я увидал маму. Она сидела на скамейке под развесистой липой и разговаривала с какой-то старухой.

Я сразу догадался, что мама никуда не уходила. Она просто обиделась на папу и на меня за свой день рождения и ушла.

Я прибежал домой и закричал:

— Папа, я видел маму! Она сидит в нашем сквере и разговаривает с незнакомой старухой.

— А ты не ошибся? — сказал папа. — Живо тащи бритву, я буду бриться. Достань мой новый костюм и вычисти ботинки. Как бы она не ушла, волновался папа.

— Конечно, — ответил я. — А ты сел бриться.

— Что же, по-твоему, я должен идти небритым? — Папа махнул рукой. — Ничего ты не понимаешь.

Я тоже взял и надел новую куртку, которую мама не разрешала мне еще носить.

— Юрка! — закричал папа. — Ты не видел, на улице цветы не продают?

— Не видел, — ответил я.

— Удивительно, — сказал папа, — ты никогда ничего не замечаешь.

Странно получается у папы: я нашел маму и я же ничего не замечаю.

Наконец мы вышли. Папа зашагал так быстро, что мне пришлось бежать.

Так мы шли до самого сквера. Но, когда папа увидел маму, он сразу замедлил шаг.

— Ты знаешь, Юрка, — сказал папа, — я почему-то волнуюсь и чувствую себя виноватым.

— А чего волноваться, — ответил я. — Попросим у мамы прощения, и все.

— Как у тебя все просто. — Папа глубоко вздохнул, точно собирался поднять какую-то тяжесть, и сказал: — Ну, вперед!

Мы вошли в сквер, шагая нога в ногу. Мы подошли к нашей маме.

Она подняла глаза и сказала:

— Ну вот, наконец-то.

Старуха, которая сидела с мамой, посмотрела на нас, и мама добавила:

— Это мои мужчины.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17355t10.html

Книга – Девушка в военном – Железников Владимир Карпович – Читать онлайн, Страница 2

Закладки

“Улетел, – сказал я.
– Мазила”.

Потом девушка потащила меня дальше. Когда она меня дотащила до железнодорожной станции, было уже темно. Мы ползли десять часов.

* * *

– Вот, брат, какие бывают девушки, – сказал Сухов.
– Один раненый сфотографировал её для меня на память. И мы разъехались. Я – в тыл, она обратно на фронт.

Я взял фотографию и стал смотреть. И вдруг узнал в этой девушке в военном костюме мою маму: мамины глаза, мамин нос. Только мама была не такой, как сейчас, а совсем девчонкой.

– Это мама?- спросил я.

– Это моя мама спасла вас?

– Вот именно, – ответил Сухов.
– Твоя мама.

Тут вернулся папа и перебил наш разговор.

– Нина! Нина!
– закричал папа из прихожей. Он любил, когда мама его встречала.

– Мамы нет дома, – сказал я.

– А где же она?

– Не знаю, ушла куда-то.

– Странно, – сказал папа.
– Выходит, я зря торопился.

– А маму ждёт фронтовой товарищ, – сказал я.

Папа прошёл в комнату. Сухов тяжело поднялся ему навстречу. Они внимательно посмотрели друг на друга и пожали руки. Сели, помолчали.

– А товарищ Сухов рассказывал мне, как они с мамой были на фронте.

– Да?- Папа посмотрел на Сухова.

– Жалко, Нины нет. Сейчас бы обедом накормила.

– Обед ерунда, – ответил Сухов.
– А что Нины нет, жалко.

Разговор у папы с Суховым почему-то не получался. Сухов скоро поднялся и ушёл, пообещав зайти в другой раз.

* * *

– Ты будешь обедать?- спросил я папу.

– Мама велела обедать, она придёт не скоро.

– Не буду я обедать без мамы, – рассердился папа.
– Могла бы в воскресенье посидеть дома!

Я повернулся и ушёл в другую комнату. Минут через десять папа пришёл ко мне.

– Юрка, – голос у папы был виноватый, – как ты думаешь, куда пошла мама?

– Не знаю. Оделась по-праздничному и ушла. Может быть, в театр, сказал я, – или устраиваться на работу. Она давно говорила, что ей надоело сидеть дома и ухаживать за нами. Всё равно мы этого не ценим.

– Чепуха, – сказал папа.
– Во-первых, в театре в это время спектаклей нет. А во-вторых, в воскресенье не устраиваются на работу. И потом, она бы меня предупредила.

– А вот и не предупредила, – ответил я.

После этого я взял со стола мамину фотографию, которую оставил Сухов, и стал на неё смотреть.

– Так-так, по-праздничному, – грустно повторил папа.- Что у тебя за фотография?- спросил он.

– Да ведь это мама!

– Вот именно, мама. Это товарищ Сухов оставил. Мама его из-под бомбёжки вытащила.

– Сухова? Наша мама?- Папа пожал плечами.

– Но ведь он в два раза выше мамы и в три раза тяжелее.

– Мне сам Сухов сказал.
– И я повторил папе историю этой маминой фотографии.

– Да, Юрка, замечательная у нас мама. А мы с тобой этого не ценим.

– Я ценю, – сказал я.
– Только иногда у меня так бывает…

– Выходит, я не ценю?
– спросил папа.

– Нет, ты тоже ценишь, – сказал я.
– Только у тебя тоже иногда бывает…

Папа походил по комнатам, несколько раз открывал входную дверь и прислушивался, не возвращается ли мама. Потом он снова взял фотографию, перевернул и прочёл вслух:

– “Дорогому сержанту медицинской службы в день её рождения. От однополчанина Андрея Сухова”. Постой-постой, – сказал папа.
– Какое сегодня число?

– Двадцать первое!

– Двадцать первое! День маминого рождения. Этого ещё не хватало! Папа схватился за голову.
– Как же я забыл? А она, конечно, обиделась и ушла. И ты хорош – тоже забыл!

– Я две двойки получил. Она со мной не разговаривает.

– Хороший подарочек! Мы просто с тобой свиньи, – сказал папа. Знаешь что, сходи в магазин и купи маме торт.

Но по дороге в магазин, пробегая мимо нашего сквера, я увидал маму. Она сидела на скамейке под развесистой липой и разговаривала с какой-то старухой. Я сразу догадался, что мама никуда не уходила. Она просто обиделась на папу и на меня за свой день рождения и ушла.

Я прибежал домой и закричал:

– Папа, я видел маму! Она сидит в нашем сквере и разговаривает с незнакомой старухой.

– А ты не ошибся?- сказал папа.

– Живо тащи бритву, я буду бриться. Достань мой новый костюм и вычисти ботинки. Как бы она не ушла, волновался папа.

– Конечно, – ответил я.
– А ты сел бриться.

– Что же, по-твоему, я должен идти небритым?
– Папа махнул рукой. Ничего ты не понимаешь.

Я тоже взял и надел новую куртку, которую мама не разрешала мне ещё носить.

– Юрка!- закричал папа.

– Ты не видел, на улице цветы не продают?

– Не видел, – ответил я.

– Удивительно, – сказал папа, – ты никогда ничего не замечаешь.

Странно получается у папы: я нашёл маму и я же ничего не замечаю.

Наконец мы вышли. Папа зашагал так быстро, что мне пришлось бежать.

Так мы шли до самого сквера. Но, когда папа увидел маму, он сразу замедлил шаг.

Читайте также:  Доклад про пастушью сумку, 3 класс

– Ты знаешь, Юрка, – сказал папа, – я почему-то волнуюсь и чувствую себя виноватым.

– А чего волноваться, – ответил я.
– Попросим у мамы прощения, и всё.

– Как у тебя всё просто.
– Папа глубоко вздохнул, точно собирался поднять какую-то тяжесть, и сказал: – Ну, вперёд!

Мы вошли в сквер, шагая нога в ногу. Мы подошли к нашей маме.

Она подняла глаза и сказала:

– Ну вот, наконец-то.

Старуха, которая сидела с мамой, посмотрела на нас, и мама добавила:

– Это мои мужчины.

Источник: https://detectivebooks.ru/book/11043955/?page=2

Читать онлайн “Девушка в военном” автора Железников Владимир Карпович – RuLit – Страница 1

Железников Владимир

Девушка в военном

Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВ

Девушка в военном

Рассказ

В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание.

Почти целая неделя прошла для меня благополучно, но в субботу я получил сразу две двойки: по русскому и по арифметике.

Когда я пришёл домой, мама спросила:

– Ну как, вызывали тебя сегодня?

– Нет, не вызывали, – соврал я. – Последнее время меня что-то совсем не вызывают.

А в воскресенье утром всё открылось. Мама влезла в мой портфель, взяла дневник и увидела двойки.

– Юрий, – сказала она. – Что это значит?

– Это случайно, – ответил я. – Учительница вызвала меня на последнем уроке, когда почти уже началось воскресенье…

– Ты просто врун! – сердито сказала мама.

А тут ещё папа ушёл к своему приятелю и долго не возвращался. А мама ждала его, и настроение у неё было совсем плохое. Я сидел в своей комнате и не знал, что мне делать. Вдруг вошла мама, одетая по-праздничному, и сказала:

– Когда придёт папа, покорми его обедом.

– А ты скоро вернёшься?

– Не знаю.

Мама ушла, а я тяжело вздохнул и достал учебник по арифметике. Но не успел я раскрыть его, как кто-то позвонил.

Я думал, что пришёл наконец папа. Но на пороге стоял высокий широкоплечий незнакомый мужчина.

– Здесь живёт Нина Васильевна? – спросил он.

– Здесь, – ответил я. – Только мамы нет дома.

– Разреши подождать? – Он протянул мне руку: – Сухов, товарищ твоей мамы.

Сухов прошёл в комнату, сильно припадая на правую ногу.

– Жалко, Нины нет, – сказал Сухов. – Как она выглядит? Всё такая же?

Мне было непривычно, что чужой человек называл маму Ниной и спрашивал, такая же она или нет. А какая она ещё может быть?

Мы помолчали.

– А я ей фотокарточку привёз. Давно обещал, а привёз только сейчас. Сухов полез в карман.

На фотографии стояла девушка в военном костюме: в солдатских сапогах, в гимнастёрке и юбке, но без оружия.

– Старший сержант, – сказал я.

– Да. Старший сержант медицинской службы. Не приходилось встречаться?

– Нет. Первый раз вижу.

– Вот как? – удивился Сухов. – А это, брат ты мой, не простой человек. Если бы не она, не сидеть бы мне сейчас с тобой…

* * *

Мы молчали уже минут десять, и я чувствовал себя неудобно. Я заметил, что взрослые всегда предлагают чаю, когда им нечего говорить. Я сказал:

– Чаю не хотите?

– Чаю? Нет. Лучше я тебе расскажу одну историю. Тебе полезно её знать.

– Про эту девушку? – догадался я.

– Да. Про эту девушку. – И Сухов начал рассказывать: – Это было на войне. Меня тяжело ранили в ногу и в живот. Когда ранят в живот, это особенно больно. Даже пошевельнуться страшно. Меня вытащили с поля боя и в автобусе повезли в госпиталь.

А тут враг стал бомбить дорогу. На передней машине ранили шофёра, и все машины остановились. Когда фашистские самолёты улетели, в автобус влезла вот эта самая девушка, – Сухов показал на фотографию, – и сказала: “Товарищи, выходите из машины”.

Все раненые поднялись на ноги и стали выходить, помогая друг другу, торопясь, потому что где-то недалеко уже слышен был рокот возвращающихся бомбардировщиков.

Один я остался лежать на нижней подвесной койке.

“А вы что лежите? Вставайте сейчас же! – сказала она. – Слышите, вражеские бомбардировщики возвращаются!”

“Вы что, не видите? Я тяжело ранен и не могу встать, – ответил я. Идите-ка вы сами побыстрее отсюда”.

И тут снова началась бомбёжка. Бомбили особыми бомбами, с сиреной. Я закрыл глаза и натянул на голову одеяло, чтобы не поранили оконные стёкла автобуса, которые от взрывов разлетались вдребезги. В конце концов взрывной волной автобус опрокинуло набок и меня чем-то тяжёлым ударило по плечу. В ту же секунду вой падающих бомб и разрывы прекратились.

“Вам очень больно?” – услыхал я и открыл глаза.

Передо мной на корточках сидела девушка.

“Нашего шофёра убили, – сказала она. – Надо нам выбираться. Говорят, фашисты прорвали фронт. Все уже ушли пешком. Только мы остались”.

Она вытащила меня из машины и положила на траву. Встала и посмотрела вокруг.

“Никого?” – спросил я.

“Никого, – ответила она. Затем легла рядом, лицом вниз. – Теперь попробуйте повернуться на бок”.

Я повернулся, и меня сильно затошнило от боли в животе*.

“Ложитесь снова на спину”, – сказала девушка.

Я повернулся, и моя спина плотно легла на её спину. Мне казалось, что она не сможет даже тронуться с места, но она медленно поползла вперёд, неся на себе меня.

“Устала, – сказала она. Девушка встала и снова оглянулась”. – Никого, как в пустыне”.

В это время из-за леса вынырнул самолёт, пролетел бреющим над нами и дал очередь. Я увидел серую струйку пыли от пуль ещё метров за десять от нас. Она прошла выше моей головы.

“Бегите! – крикнул я. – Он сейчас развернётся”.

Самолёт снова шёл на нас. Девушка упала. Фьють, фьють, фьють просвистело снова рядом с нами. Девушка приподняла голову, но я сказал:

“Не шевелитесь! Пусть думает, что он нас убил”.

Фашист летел прямо надо мной. Я закрыл глаза. Боялся, что он увидит, что у меня открыты глаза. Только оставил маленькую щёлочку в одном глазу.

Источник: https://www.rulit.me/books/devushka-v-voennom-read-43340-1.html

конспект урока по В. Железникову.doc

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Предмет, класс Литература, 11а классЗанятие проведено в МБОУ Хмелевицкой СОШ городского округа город Шахунья в рамках работы областной экспериментальной площадки по активизации читательского интереса.Учитель Тема внеклассного занятия Спиридонова Светлана Павловна Активизация читательского интереса на примере рассказа В.Железникова «Девушка в военном».Модель занятия «Коллекция книг – тот же университет». (Т мас К рлейль)ооаоТип внеклассного занятияПрезентация продукта проектаИспользуемая технологияПроектно­дифференцированнаяЦель внеклассного занятияСоздание условий для активизации читательского интереса через создание страницы сайта электронной библиотекиЗадачи внеклассного занятияобучающиеразвивающиевоспитательныеВнеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Страница 1

способствовать развитию проектных умений и творческих способностей обучающихся Разработать организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению основных проблем рассказа; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно­поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.через использование индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности формироватьчувство ответственности зарезультат командной работы, содействовать сплочению классного коллективаАктуальность использования средств ИКТВид используемых на занятии средств ИКТ Детские работы: фильм, иллюстрации, фотографии персонажей рассказа, презентацияНеобходимое аппаратное и программное обеспечение Мультимедийная доска, выход в интернетУниверсальные учебные действияЛичностные УУД: мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков, установление причинно­следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характераКоммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью Внеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Страница 2

выражать свои мысли; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацияРегулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Деятельность учителяОрганизационный моментЗадача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.Деятельность ученикаФормирование УУДЗадачи: I. Стадия вызоваВнеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Читайте также:  О профессии рыбак для детей

Страница 3

­ актуализировать имеющиеся у обучающихся знания;­ пробудить познавательный интерес обучающихся;­ мотивировать обучающихся для дальнейшей работы по теме.Функции:1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.3.

Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.Задача ученика: научиться самостоятельно определять тему и цели занятия, формулировать проблему, составлять концепцию.

Задача учителя: обозначив тему, проблему, концепцию занятия, включить его в общий контекст изучения произведений современной русской литературы, способствовать активизации читательского интереса через создание страницы сайта электронной библиотеки.1.Целеполагание.

Учитель:­ задает вопросы, провоцируя ученика на мыслительную деятельность;­ создает ситуацию актуализации опыта ученика;­ формирует мотивацию ученика.

­ отвечает на провокацию­ вспоминает все, что знает по данной теме­ формулирует первые гипотезы­ определяется в своих мотивахи целях­ Обратите внимание цитату на доске«Коллекция книг – тот же университет».

(Т мас К рлейль)­Чему будет посвящен наше сегодняшняшнее занятие?ооаоЛичностные УУД (мотивация учения)Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поискеи сборе информации)Прием «Открытие и выбор темы»­ Дайте определение слову «коллекция».

­ Что можно коллекционировать? ­ Чем отличается коллекция книг от других собраний? ­ Как можно это словосочетание «коллекция книг» назвать одним словом? (Библиотека)­ Дайте определение слову «университет».­ Какие бывают университеты?­ Почему Т мас К рлейль сравнивает коллекцию книг с университетом? (Они учат добру, справедливости, отношениям в семье…)ооаоОтвечают на вопросСлушают музыку, называют чувстваОбсуждают, анализируют.Называют ассоциации.Ученик читает спроецированную запись со словарной статьей слова «тоска» из словаря В.И.ДаляРегулятивные УУД (постановка учебной Внеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Страница 4

Формулируют тему и цель, задачи, проблему, концепцию уроказадачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)Учитель. Жизнь каждого уважающего себя человека так или иначе связана с книгами.

Мудрость, которая содержится в произведениях прошлых лет, способна благотворным образом влиять на современную жизнь. Чтение качественной литературы подобно общению с умным человеком. Ведь не зря говорят, что книга – лучший собеседник, мудрый и внимательный.

Необходимость постигать истину заложена в человеческой природе, потому многие из нас так стремятся к источнику знаний. ­ Вы можете создать свой книжный университет прямо сейчас. Но как это сделатьпри помощи современных гаджетов? (Создать сайт эл.библиотеки в интернете).2.

Постановка проблемы­ Как сделать так, чтобы ваш сайт был востребован, чтобы книги, отобрабранные вами, пользовались спросом? (Придумать способы привлечения внимания читателей).­ Каковы будут цели нашего урока?Цель (формулируют дети): создать страницу эл.библиотеки по произведению В.Железнякова «Девушка в военном».

Задачи: представить способы привлечения внимания к книгам, активизировать чтение, способствовать формированию думающего, интеллектуально развитого читателя.3. Обсуждение концепции занятия.­ Обсудим концепцию нашего занятия. Сколько времени современный человек уделяет чтению? Люди стали больше читать?­Читают больше книги печатные или на эл.

носителях?­ Как повлиять на выбор книги виртуальным читателем? В наш век информационных технологий почему­то бытует мнение, что читать стали несоизмеримо меньше. На самом деле это не так. Современная молодежь читает, но делает это, преимущественно не выходя из дома.

Теперь меньше стали ходить в библиотеки, но это не значит, что книга, как таковая, утрачивает свое значение. Огромным спросом пользуются электронные версии. Чтобы выбор электронных книг был правильным, полезным, мы привлечем внимание читателей к тем произведениям, которые будут способствовать Внеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Страница 5

развитию и совершенствованию их личности. Данная библиотека поможет оценитьважность и значимость чтения как вида досуга.4.Сформулируйте для себя ожидаемые результаты занятия и запишите их.II. Стадия осмысленияЗадачи:­ представить продукт проектной деятельности;­ сохранить у обучающихся интерес к теме при работе с текстом рассказа В.

Железнякова «Девушка в военном»;­ помочь обучающимся активно интерпретировать материал;­ помочь им соотнести свои старые знания с новыми.Функции:1.Информационная: обмен опытом по теме.2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

Задача ученика: презентовать свой продукт проектной деятельности.Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.­ организует обсуждения,­ управляет групповой динамикой;­ поддерживает мотивацию и цели.­ Мы с вами прочитали рассказ В.Железнякова «Девушка в военном».

Группа ребят сделала его киноинтерпретацию. Ребята выдвинули гипотезу: «Если предполагаемый читатель посмотрит этот фильм, то захочет сравнить его с авторским текстом». Демонстрация фильма «Девушка в военном», сделанного группой обучающихся.­ Как вы считаете, удалось ли вам привлечь читателей? Чем? ­ Итак, мы разместим на странице эл.библиотеки текст рассказа В.

Железнякова «Девушка в военном». А если виртуальный читатель не смотрел фильм,как привлечь его внимание другими способами? (Дать предполагаемому читателю интерактивные задания).Предполагаемое задание виртуальному читателю. Найдите 10 отличий между содержанием рассказа и его экранизацией.

Ученик­ включается в процессы обсуждения, дискуссии­ участвует в групповом взаимодействии,­ интерпретирует текст,­ находит способы продвижения продуктов проектной деятельности­ слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации­ учится работать сообщаКоммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, инициативное сотрудничество в поискеи сборе информации,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)Познавательные УУД (установление Внеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Страница 6

Работают в группах, защищают проект обложки.Составляют аннотацию.Представляют проекты, обсуждают их, предлагают задания для читателей.

причинно­следственных связей;построение логической цепи рассуждений; доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование)Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)Познавательные УУД (формулирование проблем)Презентация книги и продуктов проектной деятельности1. Обложка.Работа в группах по составлению обложки, защита проекта.2.

Аннотация.Фронтальное составление.3. Оглавление.Придумать оглавление (план рассказа)1. Две “двойки”2. «Ты просто врун!»3. Неожиданный гость.4. История военной фотографии.5. День рождения мамы.6. «Мои мужчины!»4. Иллюстрации к рассказу.Предполагаемое задание. Найдите эпизод, иллюстрирующий рассказ.5. Предполагаемое задание.

Подпишите к иллюстрации цитату из рассказа.6. Фотогалерея образов героев.Предполагаемое задание. Сделайте свое фото героя рассказа и разместите его на странице сайта.7. Фотогалерея эпизодов рассказа.Предполагаемое задание. Соотнесите цитаты из рассказа с его фотоиллюстрациями.Предполагаемое задание.

Расположите фото в хронологической последовательности.8. Отрывок аудиоспектакля.Предполагаемое задание. Найдите эпизод в рассказе, который читают актеры.Предполагаемое задание. Продолжите чтение по ролям, записав аудиоспектакль.Предполагаемое задание. Оцените актерское чтение по критериям.9.

Проблематика рассказа – подготовка к ЕГЭПредполагаемое задание. Какие проблемы поднимаются в рассказе? Приведите примеры эпизодов. (Проблема подвига, семейных отношений, дружбы, правды и лжи, памяти).10. Методические рекомендации учителю (вопросы для анализа рассказа по Внеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Страница 7

«Ромашке Блума»).Работа в группах по составлению вопросов. Игра «Зигзаг»III. РефлексияЗадачи:­ помочь обучающимся самостоятельно обобщить материал, определиться в его дальнейшей обработке на сайте эл.библиотеки.Функции:1.Коммуникационная: обмен мнениями об изученной информации.2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.3.

Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. Задача ученика: проанализировать свои действия, срвнить ожидаемые результаты с полученными;Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над проблемой занятия.

­Какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Почему?­Какую проблему мы обсудили на уроке? ­ суммирует в групповой работе весь изученный материал­ задает вопросы на будущее­ делает самооценку своей деятельностиРегулятивные УУД(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)Нельзя просто «проглатывать» книги, не осмысливая их, увеличивая количество прочтенного. Важно лишь то, что мы сможем вынести из волшебных страниц, иначеи читать не стоит. Электронная библиотека поможет сформировать правильный читательский кругозор.­ У кого­нибудь возникли вопросы? Может быть, кто­то не согласен с выводами с или имеет своё мнение по данному вопросу? ­ Соотнесите свои ожидания от занятия с полученными результатамиЛичностные УУД(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)Домашнее задание: сконструировать в группе страницу сайта эл.библиотекиЗадача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.Внеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Страница 8

Анализ внеклассного занятияВнеклассное занятие Спиридоновой С.П. по рассказу В.Железнякова «Девушка в военном»

Страница 9

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/model_zanyatiya_kollektsiya_knig___tot_zhe_universitet-80114/96005

Ссылка на основную публикацию