Занятие по развитию речи в детском саду для детей 1-2 лет

Речевое развитие детей 2-3 лет

Занятие по развитию речи в детском саду для детей 1-2 лет

Все статьи на Bebeshka.info » Развитие и обучение

9308 (114 за неделю) / 06.09.16 09:00

Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетний рубеж, они уже произносят первые фразы, всё активнее используя речь. Развитие навыков общения и пополнение словарного запаса в этот период резко ускоряются.

Родители, много времени проводящие со своими детьми, замечают ежедневное пополнение словарного запаса ребёнка, чувствуют, что с ним становится интереснее общаться.

Ниже пойдёт речь о том, какими критериями можно пользоваться при оценке у 2-3-летних детей речевого развития, и что считается здесь отставанием от нормы.

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года жизни услышать речь ребёнка можно лишь в ответ на вопросы или предложения взрослых, или, когда он хочет чего-то добиться.

Эту речь ещё нельзя назвать полноценно звуковой, скорее это жестикуляторный и мимический способ общения, включающий звуковые элементы. Примерно в полтора года малыш уже говорит по собственной воле, начинает задавать вопросы типа «что это?».

К трём годам его уже интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать предложения. Теперь он уже говорит не только ради получения желаемого (попить, на ручки, на горшок), но и просто ради вербального общения.

К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. Если малыш не усвоил 50 слов, то может идти речь о его отставании в развитии от норм. Фактически же большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов.

Когда же малыш приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов. Когда малыш начинает строить первые фразы, то родители замечают, что грамматически слова в них ещё между собой не связаны.

Это и естественно, поскольку ребёнку ещё предстоит научиться выражать свои мысли полноценно. После двух лет в активной речи ребёнка начинают постепенно появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия. А выстраивать между ними правильные грамматические отношения он научится несколько позднее.

Произношение 2-3-летних детей ещё сильно отличается от произношения взрослых: многие звуки выговариваются ими более мягко, а некоторые заменяются другими или вовсе опускаются.

Очень часто в этот период у детей проявляются сложности с произношением звука «р», шипящих и свистящих звуков.

Но если родители будут ежедневно и помногу общаться с малышом, то он с каждым днём будет точнее имитировать их произношение и, в конце концов, научится выговаривать их правильно.

Диагностика речевого развития 2-3 летних детей

Родителям проще оценивать развитие собственного чада путём сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна. Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребёнка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребёнок должен уметь:

  • Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы.
  • Здороваться и прощаться.
  • Составлять предложения из 2-4 слов.
  • Запоминать новые слова из песенок и коротких стишков.
  • Формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).

Улучшение речевого развития

Не так уж сложно на данном этапе помочь ребёнку понимать речь и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать слов и не сюсюкать, а произносить правильно, чётко и внятно, составляя понятные, короткие предложения.

Очень полезно в процессе бытовых дел одновременно их устно комментировать: «Беру чашку, наливаю воду и пью». Точно так же во время прогулки можно называть предметы и давать их характеристики, пополняя словарный запас малыша.

Логопеды рекомендуют придавать обучению игровую форму, например, рассказывая ритмичные стишки и совершая параллельно действия («ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»). Дети нередко «проглатывают» звуки, с чем можно и нужно бороться.

Например, чтобы обучить ребёнка произносить звук «а» нужно спросить его, как плачет кукла, и показать это, произнеся протяжно «ааааа». Затем нужно предложить малышу повторить это и настаивать до тех пор, пока малыш этого не сделает.

Точно так же можно подойти и к обучению произношения звука «у»: во время прогулки указать малышу на пролетающий в небе самолёт и обозначить его гудение протяжным звуком «ууууу», попросив малыша повторить этот звук. Обычно с этим звуком у детей проблем не возникает, они вытягивают губы трубочкой и отчётливо произносят «у».

При воспитании детей огромную пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде частушек, потешек и прибауток. Родители, которые совместные с ребёнком действия регулярно сопровождают шутливыми присказками, намного быстрее добиваются того, что ребёнок начинает лучше и чётче говорить полноценными фразами.

Чтобы научить малыша легко произносить сложные и длинные предложения, нужно развивать его артикуляционный аппарат и научить его правильно дышать. Для развития артикуляции очень полезны скороговорки. Повторение малышом забавных стишков со считалками отлично помогает развитию детской речи. Не менее полезными оказываются и загадки: вначале их нужно загадать малышу, а затем вместе с ним разобрать ответ на них. Со временем малыш запомнит ряд загадок и даже научится придумывать их сам, после чего родители и он смогут загадывать друг другу свои загадки. Благодаря загадкам развивается наблюдательность, воображение, прогрессирует творческое мышление. К тому же, загадывание загадок очень увлекательно. Например, когда планируется игра в компании, с помощью загадки можно выбрать ведущего – ребёнок, отгадавший первым загадку, и становится водящим.

Упражнения для развития речи

«Дудочка и свистулька»

Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук.

Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку – получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук.

Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной.

«Умывашка»

Лучше всего этим упражнением заниматься во время утреннего умывания, воспользовавшись любимым занятием малышей – корчить перед зеркалом рожицы. Нужно попросить крошку, вытянув трубочкой губы, произнести «о», «во», «мо». Достаточно для этого упражнения всего 2-3-х минут.

«Кто дальше?»

Здесь правила очень просты: кто дольше протянет любой гласный звук. Можно также тянуть и некоторые согласные звуки. Дети любят в эту игру играть вместе с родителями.

«Повторяй за мной»

Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог. Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей. Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

«Проводи мишку»

Игра развивает речь и учит ориентироваться в пространстве. Для неё потребуется мягкая игрушка (в данном случае мишка). Взрослый должен взять мишку в руки и его голосом сказать крошке, что тот очень бы хотел познакомиться с местом, где живёт семья малыша.

Затем нужно попросить ребёнка проводить мишку по дому и показать ему все интересные места. Начать можно с кухни, куда малыш должен «отвести» игрушку. Голосом игрушки взрослый должен спрашивать, как называются предметы кухонной утвари и обстановки, а его лапой показывать на стол, плиту, холодильник и т. д.

Мишка должен поинтересоваться, зачем они нужны, а малыш – ответить на эти вопросы. Затем можно обойти другие комнаты.

«Больше слов»

Игра помогает развивать речь и обучает составлению длинных слов. Нужно вместе с малышом попытаться обозначить свойство или признак предмета одним словом. Например, если у папы карие глаза, значит, он кареглазый, а если у зайчика длинные уши, значит, он длинноухий.

«Угадай животное»

Игра развивает артикуляционный аппарат, речь, знакомит малыша с миром животных. Для неё потребуются карточки с изображениями зверей и дружная компания. Перевёрнутые карточки перемешать и разложить на столе. Каждый игрок достаёт по очереди карточку и озвучивает изображённое там животное, остальные же должны догадаться, кого он описывал.

«Закончи слово»

Игра развивает внимание, память и речь. Нужно попросить ребёнка закончить произносимое взрослым слово: «мага-зин», «доро-га», «коло-бок». Если малыш не догадывается, то ему можно показать на называемый объект.

«Голоса животных»

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/rechevoe-razvitie-detey-2-3-let

ЛОГОПЕД.РУ: Конспект занятия по развитию речи “Вместе с колобком” для детей 2-3 лет (первая младшая группа)

Корень А.А., учитель-логопед, МБДОУ детский сад “Веточка” п. Ванино, Ванинского муниципального района, Хабаровского края.

Тип занятия

: групповое.

Продолжительност

ь 10 мин.

Вид занятия

: формирование лексико-грамматических категорий.

Занятие рассчитано на детей раннего возраста (2 – 3 года) I младшая группа.

Цель:

развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.

Ресурсы:

бубен, воздушный шарик, домик, дорожки (широкая, узкая), игрушки: заяц, медведь, лиса, магнитофон, фланелеграф, изображения диких животных.(сказочные и натуральные).

Литература:

  • Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, “Логопедия” Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД 1998.
  • О.Е. Громова, “Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Е. Янушко, “Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет”, — М.: Теревинф, 2011.
  • М.Г.Борисенко, Н.А. Лукина, Серия “Грамматика в играх и картинках”. – СПб.: Паритет,2005.
  • Интернет ресурсы.
  •  

    Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Привлечь внимание детей.Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова. Здравствуйте ребята, что это у меня? Хотите поиграть? Соня в бубен поиграй, поиграй. Соня бубен Мише дай! Логопед приветствует детей, привлекает внимание звучанием бубна. Дети сидят на ковре. Даёт ребёнку бубен со словами Дети слушают логопеда, отвечают на вопрос, передают бубен тому кого называют.
    Наши детки дружно всталипо дорожке зашагали.топ-топ-топ, топ-топ-топ.Топают стараются громко получается:топ-топ-топ, топ-топ-топ.Наши ноженьки устали и тихонько топать стали:топ-топ-топ, топ-топ-топ.А теперь стоп! Логопед предлагает детям встать и пойти за ним. Дети идут по кругу и договаривают топ-топ-топ, топ-топ-топ
    Развитие артикуляционной моторики, развитие плавного длительного выдоха. Ой, кто это? Колобок! Колобок румяный бок! Какой гладкий, круглый, румяный. Как улыбается! Давайте улыбнёмся Колобку! А теперь будем толстенькие как колобок. Облизнёмся, какой вкусный! Ой, ещё горячий! Подуем!Артикуляционные упр. “Улыбка” “Толстячок”, “Вкусное варенье” Логопед показывает детям упражнения. Дети стоят и выполняют артикуляционные упражнения.
    Формирование умения образовывать грамматическую форму уменьшительно – ласкательных существительных.Активизация речевого подражания. практическое усвоение стереотипной фразы. Кто это? Назвать ласково части тела зайца изменяя слова при помощи суф.Не лапы, а лапки; не уши, а ушки; не нос, а носик; не хвост, а хвостик. Логопед побуждает детей ответить на вопрос, затем назвать ласково части тела зайки. Даёт образец высказывания. Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; подходят к логопеду, рассматривают зайца, отвечают на вопрос: называют (Ангелина, Динара, Ваня, Арсений, Соня), или повторяют слова (Саша, Лёша), показывает называемые слова (Миша) — в зависимости от речевых возможностей
    Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: узкий – широкий. Поможем зайке найти широкую дорожку и узкую. Показать дорожки, назвать. Дети переступают через широкий ручеёк, через узкий. Дети стоят возле логопеда. Логопед показывает и называет дорожки, просит детей переступить через широкий ручеёк. Через узкий. Дети внимательно слушают, рассматривают ручейки. Перешагивают те кого назвали. Помогают зайцу перепрыгнуть через широкий ручеёк, через узкий.
    Развивать координацию речи и движений.Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: большой – маленький.Развитие чувства ритма.Практическое усвоение стереотипной фразы Кто это?Колобок, колобок , я тебя съем.Упражнение сочетающее в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание слогов.“Дом маленький, дом большой”Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой(разводит руки в стороны). Дети (сердито). Ой, ой, ой(поднимают руки вверх). Логопед.Ау зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно).Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Логопед. Мишка наш пошел домой(дети идут вразвалку). Дети (сердито). Ой, ой, ой. Логопед. Да и крошка заинька. Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай. Логопед побуждает детей ответить на вопрос; показывает движения проговаривает слова, побуждает детей к повторению действий и договариванию междометий. Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; повторяют движения за логопедом, договаривают: ой-ой-ой, ай-ай-ай.
    Развивать координацию речи и движений.Развитие правильного речевого дыхания.Создание эмоционально затрагивающей ситуации. Кто это?Е. и С. Железновых “Вот маленькая мышка…” Лиса приглашает детей сесть на стульчики. Включить магнитофонную запись с песенкой Железновых, диск “Вместе с мамой”. Логопед показывает движения и побуждает детей повторять. Дети садятся на стульчики. Выполняют упражнения под музыку.
    Активизировать словарь по теме дикие животные Назвать всех диких животных каких встретили. Фланелеграф с набором диких животных, выбрать только тех кого встретили. Дети выбирают животных и показывают колобку. Колобок оценивает выбор. Далее дети свободно играют с колобком.
    Дать качественную оценку деятельностидетей. Оценка деятельности детей. Колобок благодарит ребят, что помогли ему от всех убежать. Ребята играют с колобком (шариком)
    Читайте также:  Как закупить продукты на неделю

    Желаем успеха!

    Источник: https://www.logoped.ru/zanjatie_po_razvitiju_rechi_detej_2-3_let.htm

    Валентина Гербова — Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

    Здесь можно скачать бесплатно «Валентина Гербова — Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: pedagogy_book. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

    Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

    Описание и краткое содержание «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий» читать бесплатно онлайн.

    В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2–3 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.2-е издание, исправленное и дополненное.

    Валентина Викторовна Гербова

    Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

    Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

    Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

    Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

    Пособие «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.

    Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях.

    Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

    Особенности развития речи детей третьего года жизни

    На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности.

    Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами.

    («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

    Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

    Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

    Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы.

    Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – «часики такие» (очки)).

    Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни.

    Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке.

    Это морковочка».)

    Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

    Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью.

    Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

    Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов.

    В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов.

    В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

    На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

    Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

    Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр.

    При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.

    (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

    Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

    1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

    2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь ноготки»);

    3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

    Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

    Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

    Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (без предлогов и с предлогами), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов.

    В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов.

    При повторении фразы порой нарушается порядок слов, например, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребенок отвечает: «Виталя нет»).

    На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. В ряде случаев малыши улавливают неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев [1] приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как пахот , другой исправил его – паахот , но сам был исправлен третьим ребенком, который указал такой образец: палахот.

    Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрема – кулема, бим – убим, дуреха – люлеха и т. п. Малыши очень любят распевать свои «произведения».

    Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению.

    Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед, спасибо как сипибо и т. п.).

    Источник: https://www.libfox.ru/458130-valentina-gerbova-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-pervoy-mladshey-gruppe-detskogo-sada-plany-zanyatiy.html

    Характеристика речевого развития ребенка 1, 2 и 3 лет

    Для развития речи у детей возраст от 1 до 3 лет идеален – если не упустить момент, можно научить малыша говорить не просто внятно, но и правильно, используя достаточно сложные речевые обороты.

    Читайте также:  Компьютер и ребёнок. компьютерные программы для ребёнка от 4 до 5 лет

    Малыши впитывают все подобно губке, и если с ними не сюсюкать, коверкая слова, уже к 2,5 годам можно будет учить первые стихи, чтобы тренировать память.

    Ниже вы получите полную характеристику речевого развития ребенка 1-3 лет.

    Нормы речевого развития у детей 1-3 лет

    Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.

    Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга, у правшей — преимущественно левого полушария, а у левшей — правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.

    У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.

    В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»

    Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.

    Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.

    Речевое развитие детей 1-2 лет совершенствуется, большинство малышей в этом возрасте начинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, слова «дай», «нельзя».

    На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования — назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.

    Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.

    Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300—400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту.

    К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я — Катя», «Ем сам».

    Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.

    Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.

    Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.

    Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.

    Взрослые, подстраиваясь под неумелый детский лепет, дают ребенку «хороший» пример, как надо неправильно разговаривать.

    Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».

    Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.

    В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».

    Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака — пес, мишка — медвежонок и т. д.).

    В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту — логопеду. Главное, сделать это вовремя.

    В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.

    Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

    Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:

    Возраст Достижения
    12-14 месяцев Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь
    14-18 месяцев Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках
    18-20 месяцев Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов
    2 года В речи малыша появляются наречия и глаго­лы, слова уже складываются в небольшие предложения
    2 года 4 месяца Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе»
    2 года 6 месяцев В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказы­вает любимые стихи, но не более 4-х строчек
    3 года В этом возрасте многие дети уже умеют считать, способны запомнить на слух стихи, знают написание некоторых букв, что способствует развитию речи

    Как развивать речь ребенка в 1,2 и 3 года: занятия для речевого развития

    Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать).

    Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А.

    Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

    Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:

    • развивать различные подражательные движения («Как собачка бегает?», «Как зайка прыгает?»);
    • приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению;
    • научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
    • В процессе того как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года, нужно обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии 2-го года жизни — закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии — наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.). Сюжетная игра на 2-м году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия водителя, продавца и т. д.);
    • развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собирать всю пирамидку);
    • использовать занятия с предметами при выполнении упражнений для развития речи у детей 1-3 лет (называть предметы, их свойства, действия с ними).

    Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.

    Все действия — купание, переодевание, кормление — сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».

    Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка — такую речь малыш воспримет с удовольствием.

    Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.

    В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты — строение челюстей, языка, неба и т. д.

    Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.

    Статья прочитана 6 625 раз(a).

    Источник: http://vkapuste.ru/?p=8210

    Развивающие занятия для детей 1-2 лет

    Многие родители совершают одну большую ошибку. Они покупают ребенку игрушки и оставляют его разбираться с ними самостоятельно. Важно, однако, не просто занять ребенка, а полноценно проводить с ним время за игрой или детским развивающим занятием. Для детей 1-2 лет особенно важно ощущать рядом присутствие мамы или папы. Поверьте, это вносит существенный вклад в его полноценное развитие.

    В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Словесные игры по развитию речи для детей от 2 лет» Скачайте подборку самых интересных игр, которые разовьют речь и обогатят словарный запас малыша.

    • Научить ребенка различать цвета, форму, величину и вес предметов помогут упражнения с обычной цветной пирамидкой. Покажите ребенку, как снимать кольца со стержня и одевать их. Комментируйте каждое движение – рассказывайте о цвете каждого кольца, его форме и размерах. Научите надевать на стержень сначала большие кольца, затем маленькие.
    • Если ребенок легко справится с поставленной задачей, на следующем этапе вы можете ее усложнить. Для этого перемешайте кольца. Пусть малыш сам определит, в какой последовательности их надевать на стержень. Пусть назовет цвет каждого кольца и определит, какое больше, а какое меньше.

    По завершении обязательно исследуйте полученный результат. Гладкой ли получилась пирамидка или что-то нужно исправить? Похвалите кроху за хорошую работу.

    После нескольких таких развивающий занятий для детей 1-2 года они должны научиться различать следующие цвета: черный, белый, зеленый, красный, синий, желтый, а также круглую форму.

    Постройка домика из кубиков

    Попросите малыша построить дом для куклы или мишки. Помогите ему в этом деле. Во время упражнения можно читать соответствующие стишки. Они будут забавлять кроху и пробуждать в нем интерес ко всему происходящему.

    В результате занятия малыш должен усвоить формы кубиков. Понятно, что фигуры объемны и квадрат – в данном случае скорее куб. Но малышу это рано объяснять. Достаточно, если он усвоит, как выглядит квадрат, треугольник, прямоугольник. Во время игры сравнивайте предметы друг с другом, рассказывая о них ребенку. Показывайте, как устанавливать кубики друг на друга, чтобы домик не развалился.

    Развивающие занятия для детей 1- 2 лет на мелкую моторику

    Лепка из пластилина

    • Нарисуйте на листке бумаги дерево. Покажите ребенку, как пользоваться пластилином и отщипывать от него небольшие кусочки. Если ваш малыш уже научился различать цвета, спросите, какого цвета яблочки. Пусть кроха выберет нужный цвет и прилепит к веткам нарисованного вами дерева небольшие яблочки. Если же цвета он еще не различает, помогите ему с выбором.
    • А вот второй вариант развивающего занятия для детей 1-2 лет. Совместно с ребенком раскатайте пластилиновые колбаски и смастерите на картоне разноцветную радугу. Порадуйтесь результату – «Смотри, какая красивая радуга у нас получилась».
    Читайте также:  Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. свойства воды

    Поиск сюрпризиков

    Отличное детское развивающее занятие для мелкой моторики — поиск сюпризиков. Высыпьте любую крупу в глубокую небольшую посуду. Подойдут пшено, рис или гречка.

    Спрячьте в крупе мелкие игрушки (солдатиков, маленьких куколок, элементы пазла, детали лего) или такие предметы как бусины, пуговицы. Расскажите малышу историю о том, что кто-то спрятал клад и его сейчас необходимо отыскать.

    Извлечение «клада» доставит малышу настоящее удовольствие.

    В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Словесные игры по развитию речи для детей от 2 лет» Скачайте подборку самых интересных игр, которые разовьют речь и обогатят словарный запас малыша.

    Сюрпризики также можно заворачивать в фольгу. Главное, чтобы она была мягкой и не поранила кроху. Задача малыша 1-2 лет в этом развивающем занятии – развернуть обертку и изучить предмет – назвать его форму, цвет, размер, мягкость и т.д.

    Рисование

    Нарисуйте машинку. Дайте малышу карандаш и попросите нарисовать дорожку, по которой будет ехать эта машинка. Пусть кроха рисует каляки-маляки. Здесь задача научить его держать карандаш, чувствовать границы листа, управлять движением руки.

    Для девочек можно нарисовать куклу, которой нужна тропинка для прогулки. Вариантов занятия море, все зависит от вашей фантазии.

    Рисовать можно не только карандашом, но и использовать акварельные или пальчиковые краски. Для таких творческих занятий выделите малышу специальную одежду, ведь поначалу он будет сильно пачкаться.

    Физическое развитие

    Помимо обычных игр в догонялки или прятки, можно использовать дополнительный инвентарь. Например, возьмите большой мяч – фитбол, прижмите его к стенке. Возьмите малыша и поставьте его на мяч, удерживайте кроху. Пусть попрыгает на нем под веселый стишок или песенку, потопает ножками, похлопает ручками.

    Развитие координации движений

    Затейте классическую игру в мяч. Сядьте друг напротив друга и катайте друг другу мяч по полу. Малыш должен успевать его ловить и перекатывать обратно маме.

    На самом деле, развивающих занятий для детей 1-2 лет очень много. Если вы проявите фантазию, то сможете придумать свои упражнения для развития крохи. Главное — принимать в этом деле личное участие. Тогда успехи ребенка быстро дадут о себе знать.

    В нашей предыдущей статье мы рассказываем о лучших развивающих играх для детей 1- 2 лет.

    Источник: https://viline.tv/deti/article/razvivausie-zanatia-dla-detej-1-2-let

    Конспект занятия по познавательному развитию для детей 2-3 лет «В лес пойдем – колобка найдем»

    Задачи:
    Образовательные – закрепить знания цветов (красный, синий, желтый,зеленый); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить знания «большой», «маленький». Развивающие – развивать мелкую моторику, речевую активность, умение отвечать на вопросы педагога.

    Воспитательные – создать радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

    Оборудование:

    Игрушка «Колобок» — из соленого теста; кубики (красного, синего, зеленого, желтого цветов); большие и маленькие мячики; рисунок елочки, домика на магнитной доске.

    Организационный момент:

    А) «Дружно за руки беритесь И в кружочек становитесь Мы ребяткам очень рады (идут по кругу держатся за руки)

    Нам в ладоши хлопать надо « (хлопают в ладоши)

    Б) ««Дружно за руки беритесь И в кружочек становитесь И гостям мы тоже рады (идут по кругу держатся за руки)

    Нам в ладоши хлопать надо» (хлопают в ладоши)

    Также интересное занятие для 1 младшей группы: Конспект занятия по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности для детей первой младшей группы в детском саду «Колобок»

    2. Вот как мы хорошо поприветствовали друг друга и наших гостей.
    Садитесь на стульчики (коврик).

    -Приготовьте ушки, глазки -Нам письмо пришло из сказки: «Здравствуйте, ребятки! Пишут вам дед и бабка Ох,случилася беда:

    Испекли мы колобка

    Положили на окошко Чтобы он остыл немножко Колобок лежать устал Прыгнул вниз и убежал Вы, ребятки, помогите

    Колобка нам разыщите!»

    — Поможем бабке и дедке найти колобка? А как же мы его узнаем? Давайте вспомним, какой колобок. Задает вопросы: Какой формы колобок? Покажите в воздухе, нарисуйте круг, вот какой он круглый. Дети обводят рукой круг.

    Какого цвета колобок? (желтого) Из чего он сделан? (из теста) На что он похож? (на кружок, на солнышко, на мячик…) Как вы думаете , куда покатился колобок? (в лес) Ну,что ж пойдемте в лес искать колобка.

    1,2,3, — мы покружились и в лесу мы очутились.

    Фонограмма звуки леса (30 секунд).

    Физкультминутка:
    А в лесу растут высокие деревья – тянут руки вверх Ветви тянутся до самого неба. А травка низкая – приседают. А деревья-то какие высокие – тянут руки вверх. Налетели серые тучи, ветер стал деревья качать – качают руками. И зашумели деревья – ш-ш-ш. И последние осенние листочки Срывает ветер – упали на землю И листочки падают, падают, падают (показывают руками)

    И ложатся на землю (ладошками на полу).

    — Ой, смотрите-ка куда один листочек улетел. Подходят к листочку у деревьев. Что там под листочком (достает кубик) Может,это колобок? А что это? (кубик) (он красный, у него есть уголки, он не катится). Наводящие вопросы: кубик может катится? (нет) А что можно с кубиком делать? (играть ,строить).

    Ребята, а здесь целая корзина кубиков. Воспитатель аккуратно переворачивает корзину. Сколько кубиков? (много) Правильно кубиков много и они разного цвета, давайте построим башенки.

    Слушайте внимательно: Предложить 1 ребенок – из красных кубиков (3 кубика) 2 ребенок – из желтых кубиков (4 кубика) 3 ребенок – из синих кубиков (4 кубика)

    4 ребенок – из зеленых кубиков (5 кубиков)

    Дети строят башенки. Воспитатель спрашивает: Сколько у тебя…кубиков? Какого цвета башня у тебя…? У кого самая высокая башня? Молодцы! Ой, ребята, заигрались мы кубиками. Пусть ваши башенки стоят, звери ими полюбуются. А нам надо дальше идти. Колобка надо найти.

    (Пока дети строили в противоположной стороне положить мешок с мячиками.) И идти в ту сторону.

    Вот мы шли, шли, шли и мешок нашли. Что же там в мешке лежит? Давайте потрогаем, пощупаем. Дети обследуют мешок (что-то гладкое, круглое). Может, это колобок? Может, это яблоки, мячики…? Как ты думаешь? А ты…?

    Давайте посмотрим.

    Воспитатель аккуратно вываливает мячики на пол. Что это? Колобок? Нет. Это мячики. Мяч похож на колобок? Какой он формы? Какого цвета?

    Да, мяч очень похож на колобка. Только вспомните из чего сделан колобок (из теста), а мячики резиновые.

    Мяч – это игрушка, с ним можно играть. Помогите мне все мячики собрать: Все большие мячики – в большую корзину,

    Все маленькие мячики – в маленькую корзину.

    Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует, задает вопросы: Какой у тебя мячик (маленький) В какую корзину положить этот мячик? (в большую)

    Молодцы! В мячики будут играть белочки и зайчики. А нам дальше надо идти колобка найти.

    Ой, ребятки! Кто-то за пеньком сидит и тихонечко дрожит! Дети тихонько подходят. Воспитатель говорит и берет в руки колобка. Кто же это тут сидит И не весело глядит

    У него румяный бок. Кто же это? (колобок)

    Какой колобок: желтый, круглый, сделан из теста.
    А какой колобок веселый или грустный? (грустный)

    Колобок оказывается в лес укатился и в лесу заблудился.
    Ах, какой ты непослушный колобок. Разве можно убегать из дома от Бабки и Деда, и ходить в лес одному? (Нет, нельзя)

    Ребята, давайте поможем найти тропинку, по которой колобок покатится домой. Дети подходят к мольберту. — В лесу много тропинок, но колобок круглый и тропинка тоже из кружков. Дорожку по которой покатится колобок надо выложить из кружков.

    Дети выкладывают дорожку из кружков.

    Посмотрите, а колобок уже больше не грустит, он увидел тропинку по которой ему надо возвращаться домой и стал весело улыбаться! Какой колобок? (веселый) Колобок благодарит вас за то, что вы нашли его в лесу, указали тропинку домой. Он обещает быть послушным. больше никогда не убегать, слушаться бабку и деда.

    А вам за помощь дарит вот эту корзиночку с вкусными грибочками!

    Название: Конспект занятия по познавательному развитию

    Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-dlya-detej-2-3-let/

    Конспект занятия по развитию речи для детей 2 -3 лет

    Конспект занятия по развитию речи для детей 2 -3 лет. Разработан в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Вместе с мамой учимся, играя».

    Дополнительная общеобразовательная программа «Вместе с мамой учимся, играя» имеет социально-педагогическую направленность, нацелена на развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, обеспечивающих его социальную успешность, на совместное с семьей воспитание детей младшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад, в системе дополнительного образования, что в дальнейшем способствует развитию личности ребенка и гармоничных отношений с взрослыми, является комплексной. Программа «Вместе с мамой учимся, играя» разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Освоение программы предусматривает совместное пребывание детей и родителей, что обеспечивает лёгкую адаптацию в творческом объединении, комфорт воспитанников на занятиях. Работе с родителями уделяется особое внимание. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности творческого объединения и педагогов.

    Программа апробирована в МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» и предполагает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

    • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
    • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
    • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
    • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
    • обеспечивает открытость дошкольного образования;
    • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
    • образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
    • осуществляется поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

    Программа создает:

    • единое образовательное пространство развития ребенка совместно с семьей. («Вместе с мамой учимся, играя» — это тесное сотрудничество педагогов с родителями и детьми)
    • возможность постигать общечеловеческие ценности(Добро, Красота, Познание, Человек, Жизнь, Здоровье, Отечество, малая родина, Семья, Труд, Природа, Творчество вместе)

    Условно программа разделена на две содержательные части: «Кроха» и «Мамина школа». В содержательной части «Кроха» программа имеет модульную структуру в её составе 4 модуля, блоки (предметы) и разделы:

    • Социально-коммуникативное развитие
    • Речевое развитие (говорилочка)
    • Познавательное развитие (раз ступенька, два ступенька, природа вокруг нас)
    • Художественно- эстетическое развитие (маленькие художники)
    • Физическое развитие (зверобика)

    Социально- коммуникативное развитие носит сквозной характер и не являются отдельным модулем (входят как в познавательное, в художественно — эстетическое так и в физическое развитие).

    Адресат программы.

    1-й год обучения: возраст 2-3 года;

    2-ой год обучения: возраст 3-4 года.

    Группы формируются из детей записавшиеся в творческое объединение «Кроха» №1, №2» по принципу добровольности и свободы выбора. В основной своей массе дети не посещают дошкольные образовательные учреждения (детские сады)

    Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-dlya-detey-let-2556301.html

    Ссылка на основную публикацию