Уроки развития речи

Уроки развития речи в курсе русского языка в начальной школе

Уроки развития речи

Уроки развития речи в курсе русского языка в начальной школе

«Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.» /Русский язык в школе. 4, 1993/

Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета Русский язык в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

В курс изучения русского языка входит раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». Он не во всех образовательных системах выделен в качестве специального раздела для изучения, но является ведущим направлением работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основными направлениями работы по развитию речи являются следующие:

  1. Количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

  3. Развитие связной устной и письменной речи. Использование свободных диктантов, изложений и сочинений в качестве упражнений для развития связной речи и одновременно в качестве неспециальных орфографических и пунктуационных упражнений.

  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение русскому языку в разделе «Развитие речи» может быть раширено во внеурочной деятельности, курс «Детская риторика». Сочетание курсов русского языка и риторики дает возможность максимально успешно сформировать функционально грамотную личность.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО КЛАССАМ

2 КЛАСС

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

  • обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
  • развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений и словосочетаний);
  • развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5 – 6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
  • обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

К концу 2-го года обучения ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым. Ученики должны уметь составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

3 КЛАСС

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжается обогащение словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом.

Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д.

Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

В результате обучения в 3-м классе учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи. Ученики должны уметь писать свободный диктант (40 – 50 слов), изложение текста (60 – 70 слов) повествовательного характера, сочинение (15 – 20 предложений) на данную тему.

В 3-м классе большое внимание уделяется свободному диктанту как виду упражнения в письменной речи, подготавливающему к написанию изложения, составлению связного текста из деформированных предложений, составлению текста по опорным словам, составлению текста на заданную тему. Проводится обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста, контрольное изложение на основе зрительного восприятия текста.

4 КЛАСС

Продолжается работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. На развитие устной связной речи направлены специальные задания: составление рассказов на грамматическую тему.

В результате обучения в 4-м классе учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания. Выпускники начальной школы должны уметь писать изложение текста повествовательного характера (90 – 100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20 – 25 предложений), пользоваться толковым словарем.

В 4-м классе отводятся часы на обучающее изложение, обучающее сочинение на тему, свободный диктант, обучающее сочинение – описание, обучающее сочинение по картинкам, обучающее сочинение по самостоятельно подобранным опорным словам. Проводится контрольное сочинение и контрольное изложение.

Источник: https://docbase.org/68188-uroki-razvitiya-rechi-v-kurse-russkogo-yazyka-v-nachal-noy-shkole.html

Урок 6. Развитие речи

Звукарь – Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали … перейти к Звукарю

Букварь – первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные… перейти к Букварю

Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. … перейти к пособию

Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом … перейти к статье

Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и … перейти к играм с буквами

Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не … перейти к урокам по чтению слогов

Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов “Игры с буквами”, “Уроки чтения слогов”. Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих… Перейти к урокам по чтению слов

Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа “Мама моет раму”. Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?… Перейти к описанию книжки-игрушки

Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают… Перейти к урокам чтения

Источник: http://games-for-kids.ru/language-development/urok-6-razvitie-rechi.php

Уроки развития речи

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Уроки развития речи.

Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

(2 часа)

Л.Н. Чеснокова,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №3

Тутаев, 2008

Цели урока:

  1. Ознакомить детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте);

  2. Подготовить учащихся к описанию натюрморта Ф.П. Толстого

Оборудование:

Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников.

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

  1. Вступительное слово о художнике и его картинах.

– Федор Петрович Толстой (1783-1873), известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист, был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.

– Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

Читайте также:  Внеклассное мероприятие к 9 мая в 6-7 классе. сценарий

– Что поместил художник в центре своей картины?

( В центре картины – стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

– Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

-Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

– Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

– Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

– Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

– Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

Определите основную мысль автора натюрморта. Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом упр. 317 в учебнике (стр.132).

(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

IV. Составление плана описания картины.

1. Какие предметы изобразил художник?

2. Как расположены предметы по картине (в центре, слева, справа)?

3. Как предметы сочетаются между собой по цвету?

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5. Какие мысли и чувства он вызывает?

V. Устное описание картины учащимися, обсуждение высказываний.

– Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

– Какое – деловое или художественное?

(Художественное. Картина – произведение искусства.)

– Какова же будет главная мысль нашего описания?

( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

– Выслушайте устное сочинение вашего одноклассника и проанализируйте его, отметьте положительные стороны и недочеты, если они есть.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

  1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

  2. Раскрыта ли основная мысль художника?

  3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

  4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

  5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

Д.з. упр. 315

  1. Урок

    Обучающие: научить составлению плана сочинения, подбору материала, конструированию предложений описательного характера, обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка.

  2. Урок

    Научить подбирать материал к работе над текстом сочинения данного жанра, показать учащимся художественное своеобразие эссе как жанра публицистического стиля.

  3. Урок

    2. Развивающая: развивать творческие способности учащихся, речевую культуру учащихся через редактирование, исправление недочётов в первичном созданном тексте.

  4. Урок

    ЦЕЛИ: 1. обобщить и систематизировать сведения о стилях речи, обратить особое внимание на художественный стиль речи, его особенности; углубить знания о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка; выделить предназначение

  5. Урок

    (1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке “Капитанскую дочку”.

  6. Урок

    Ученик: Наречие является переводом с латинского термина адвербум , которое означает «приглаголивание», Наречие является переводом латинского термина, которое означает “приглаголивание”, т.

Источник: https://refdb.ru/look/1507807.html

Красивая и выразительная речь: базовая программа из 7 упражнений

Автор: Иван Дмитриевич Ладанов, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Предлагаем вам краткую программу овладения мастерством устной речи. Она состоит из семи упражнений. На отработку одного упражнения отводится три дня. Перед началом каждого нового упражнения повторяются все предыдущие. Учебный сеанс длится 15-20 минут в начале программы и примерно 1 час в конце.

В дальнейшем, по мере надобности, можно повторить отдельные упражнения или программу в целом. После двух-трех повторений обучающийся, обладающий коммуникативными способностями, может приобрести достаточно развитые навыки устной речи.

Упражнение 1. Оцените речь выступающего (оратора, диктора, комментатора)

Для тренировки нужно подготовить оценочные листы (для всей программы необходимо иметь 21 лист):

№№ п/п Основные вопросы оценка
1. Содержательность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
— наличие главной мысли 1 2 3
— ценность сообщаемых фактов 1 2 3
— новизна сообщаемого 1 2 3
2. Понятность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
— логичность речи 1 2 3
— учет аудитории 1 2 3
— ясность языка 1 2 3
3. Выразительность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
— правильность ударений в словах и интонация 1 2 3
— богатство или бедность лексики 1 2 3
— образность 1 2 3

Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих.

Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов.

Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.

Лучше всего оценивать тех, кто выступает по телевидению. Сначала целесообразнее брать монологическую речь, потом диалогическую. При оценке диалога соответствующие баллы выставляются обоим собеседникам.

Упражнение 2. Обогащение словаря

Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.

Упражнение 3. Краткое выступление по опорным точкам

Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.

Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.

Упражнение 4. Тренировка с зеркалом

Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?

Проделайте следующее действие:

а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;

б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.

Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.

Упражнение 5. Краткое выступление по опорным точкам

Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.

Упражнение 6. Тренировка с диктофоном

Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Девять этапов подготовки к презентации

С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.

Упражнение 7. Диалог

Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.

Научиться точно и аргументировано строить свою профессиональную речь, убедительно опровергать доводы оппонентов, правильно выстраивать суждения, мнения и версии вы можете с помощью курса «Практическая логика и аргументация». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/rech-uprazhnenie-trenirovka-vystuplenie-ritorika-oratorskoe-iskusstvo/

Урок развития речи по русскому языку

Конспект урока.

Тип урока: Урок развития речи (русский язык).

Тема урока: «Описание действий» (трудовых процессов).

Класс: 7

Оборудование урока: Таблицы по развитию речи (типы речи, стили речи), дидактические материалы (творческие задания), выставка книг по данной теме, видеоматериалы, проектор, компьютер.

Уроки развития речи предполагают включение элементов разных типов уроков. Наш урок – комбинированного типа.

Цели урока:

  • Повторить типы речи;
  • познакомить с описанием действия, его структурой;
  • научить делать описание действия, познакомить с образцами таких описаний;
  • развитие речевого умения (коммуникативных навыков);
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре или группе.

Ход урока

Организационный момент:

Сообщение темы, целей урока. 

Слово учителя: Какое лингвистическое понятие в теме урока вам знакомо? Можете ли вы самостоятельно сформулировать цели урока (если учащиеся затрудняются в формулировке целей урока, тогда учитель озвучивает их сам)? 

2 Этап – проверка домашней работы (уч-ся сдают карточки с индивидуальными заданиями).

3 Этап – повторение сформированных ЗУНов, являющихся опорой. 

Беседа по вопросам по ранее изученным темам в 5- 6 классах:

  • С какими типами речи вы уже знакомы?
  • Какова композиция этих типов речи?
  • Какой общий вопрос можно задать к каждому из типов речи?
  • С какими видами описаний вы уже встречались?

Предполагаемый ответ уч-ся:

– повествование, описание, рассуждение

На экране спроецирована таблица «Типы речи» с пропусками информации, по которой уч-ся смогут восстановить теорию 

Конечный вариант таблицы-ответа  на вопрос учителя:

Название типов речи На какой вопрос дает ответ в высказывании О чем говорится в высказывании Наиболее характерные временные отношения Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы).
Описание Каков предмет? О признаках (предмета, человека и т. д.) Одновременность Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод
Повествование Что происходит с человеком и предметом? О событиях и действиях последовательность Развитие событий, действий
Рассуждение Почему? Развитие событий, действий Разные временные отношения Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод
Читайте также:  Загадки про компьютер

–  описание предмета, животного, растения, интерьера, внешности, общего вида местности.

4 Этап работы – подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала

Мы с вами неоднократно писали «немой» диктант. Чаще всего исполняли его ваши одноклассники из творческой группы, гости урока или я сама.

Сегодня мы напишем такой диктант, используя видеоролик, созданный выпускницей нашей школы.  (Как все начиналось…).

После его просмотра творческая группа уч-ся (2 подготовленных человека) в замедленном темпе повторяют действия, производимые на видеоролике.

Задание к видеоролику:

Как вы думаете, на что, прежде всего, вам следует обратить внимание при написании диктанта? Какие вопросы вы сами себе зададите, учитывая тему нашего сегодняшнего урока?

После просмотра видеоролика и показа творческой группы, учащиеся пишут «немой» диктант. Если кто-то затруднятся в написании, на экран проецируется слайд  «Помощники».

5 Этап работы – закрепление материала, пройденного ранее

Чтение учащимися своих диктантов. Их анализ .

Вопросы:

– Что общего в ваших диктантах?

– Чем диктанты отличаются?

– Зная композиционные элементы других типов описаний, содержание слайда «Помощники», можете ли вы назвать основные элементы описания действий?

(Ответы учащихся)

6 Этап работы – изучение нового материала, в том числе и объяснение

  а) Вы все справились с заданием в той или иной степени. Теперь давайте прочитаем теоретический материал в параграфе учебника (стр. 31 § 3)

– Сравним наши выводы с теорией

– Какие структурные элементы отсутствуют в нашем видеоролике?

(Предполагаемые ответы уч-ся – отсутствует первый композиционный элемент, первый структурный элемент неполный и др.)

   б) Выполним совместно упражнение № 38 «Как я впервые сажала тюльпаны».
Составим цитатный план, отражающий структуру типа речи – описание действий.

 – чтение текста;

 – составление плана;

 – определение темы и идеи (основной мысли) текста.

Конечный результат проецируется на доске

7 Этап – закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного

а) Ребята, вам нужно разделиться на 3 – 4 группы. Перед вами слайд «В мире профессий». Выберите человека понравившейся вам профессии (или группу лиц, объединенных одним направлением), составьте устно небольшой рассказ – описание действий о его (их) работе по плану (слайд № 7), используя, если потребуется, «помощников». Инсценируйте их.

Учащиеся составляют рассказы-миниатюры.

Озвучивание рассказов. Можно использовать инсценирование по ходу чтения рассказа.

б) Сейчас творческая группа  познакомит нас со своими мини-проектами по теме нашего сегодняшнего урока (учащиеся были заранее подготовлены, проинструктированы). Просмотр презентаций-проектов (с озвучиванием – защитой).

– сделайте общие выводы по презентациям (соблюдение структурных элементов, тематическое единство и др.).

– что вам понравилось в презентации?

– какие советы, рекомендации можно дать каждому из творческой группы?

8 Этап  – оценочно-рефлексивный

Обратимся еще раз к целям нашего урока. Прочитайте их.

– Что нового мы научились делать, обратившись к теме «Типы речи»?

– Как она связана с темой нашего сегодняшнего урока?

– Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

– Подумаем, а все ли мы смогли сделать? Может быть, могли сделать что-то лучше?

9 Этап – домашнее задание.Озвучивание его. Объяснение.

10 Выставление и комментирование отметок.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-razvitiia-riechi-po-russkomu-iazyku-2.html

Уроки развития речи в 7-м классе

Цели урока: повторить сведения об изученных ранее стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формировать умения определить текст публицистического стиля, его признаки; узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты) речи.ХОД УРОКА

1. Повторение сведений о тексте, о стилях речи

1) Беседа с учащимися.– Что такое текст? Чем он отличается от предложения? С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте?2) Работа с текстами (см. приложение 2).Ее можно провести 2 способами:а) раздать каждому ученику запись текста;б) записать заранее фрагменты текстов на доске, переписать их в тетрадь.Работая с текстами, учащиеся пользуются таблицей «Стили речи» (приложение 1).

Примерный образец стилистического анализа текстаТекст 2 относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений. В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен.Употреблены термины ботаники: дуб черешчатый, со стволом, высоко очищенным от сучьев; слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи (дубе черешчатом), в тексте используются цифры – до 10  м высотой, географические названия.

Следует предостеречь учащихся от распространенной ошибки, когда анализ текста подменяется характеристикой стиля: ученики называют языковые средства, типичные для стиля в целом, но отсутствующие в разбираемом тексте.

2. Объяснение нового материала

Работа с учебником – упр. 445 (см. приложение 2, текст 5).

1) Выразительное чтение текста.
2) Беседа по тексту.

Учащиеся еще не знакомы с публицистическим стилем речи, однако слышали о нем. Задача учителя – при помощи определенной системы вопросов «вывести» ребят на то, чтобы они сами сформулировали основные признаки публицистического стиля речи, опираясь на понятия речевая ситуация, языковые признаки стиля.

Примерные вопросы по тексту 5

– Какой важной проблеме посвящена статья? Тема? – Основная мысль? Идея?

– Как вы думаете, эта проблема частная, касающаяся отдельных людей, или важная для значительной части общества? (Проблема касается многих, это глобальная проблема современности, так как огромное количество людей живет в крупных городах с крайне тяжелой экологической ситуацией.)

3. Обобщение разговора

– Итак, мы познакомились с еще одним стилем речи – публицистическим. Его название произошло от латинского слова публикус – «общественный». Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере жизни. Он существует в устной форме – в выступлениях на собраниях, митингах, а также в передачах радио, телевидения – и в письменной – в газетах, журналах.

К этому стилю речи прибегают общественные деятели, журналисты, писатели-публицисты. Это речь, обращенная ко всем людям. Задача публицистической речи – сообщить важную информацию, воздействовать на слушателей (читателей), сформировать гражданскую позицию. Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, эмоциональным по тону. Это – характерные черты публицистического стиля.

Итогом урока будет таблица, в которой учащиеся представят материал о стиле по привычному плану: речевая ситуация, сфера применения, общие стилевые черты. В дальнейшем эта таблица станет частью общей таблицы «Стили речи». Последняя колонка таблицы – языковые средства, характерные для стиля, – будет заполнена на следующем уроке развития речи.

Задание на дом. Подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Пользуясь таблицей в тетради, определить основные стилевые черты текстов.

Урок 2. Жанры публицистики.
Своеобразие жанра публицистической статьи (анализ текста)

Цели урока: повторить основные признаки публицистического стиля, кратко познакомить с основными жанрами публицистики и более подробно – с жанром публицистической статьи; формировать умение анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства.

ХОД УРОКА

1. Повторение основных признаков публицистического стиля

Фронтальный опрос.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают подобранные статьи, обращают внимание на признаки публицистического стиля.

3. Знакомство с основными жанрами публицистики

На доске заранее записаны краткие определения жанров. Учащиеся переписывают их в тетрадь, прослушивают комментарии учителя к каждому определению.

Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.

Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.

Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.

Портретный очерк – рассказ о реально существующих людях, чья жизнь и деятельность общественно значимы, могут интересовать других.

Статья информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.

4. Анализ особенностей публицистической статьи

Работу над этой темой можно проводить двумя способами:

1) изложение теоретического материала, а потом анализ текста;
2) анализ текста и «выведение» на основе этого анализа признаков публицистической статьи.

Мы пойдем по второму пути, в качестве материала для анализа выберем отрывок из статьи С.Львова «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых» (см. приложение 3), в котором признаки стиля выражены достаточно ярко (статья напечатана в разработках Г.П. Лазаренко для 7-го класса).

1) Выразительное чтение статьи.
2) Беседа по тексту.

Примерные вопросы по тексту

– О чем говорится в статье? Тема? (О поездке в лес пятнадцати подростков.)

– Как ведут себя подростки в лесу? (Безобразно, грубо нарушая все правила, забывая о традициях бережного, любовного отношения к природе, лесу.)

– Какова основная мысль статьи? Идея? (Автор возмущен поведением подростков, он обращается к совести каждого из нас, пытаясь изменить психологию людей, живущих по принципу После нас – хоть потоп.)

– Какие типы речи использованы в статье? (Основной тип речи – рассуждение, но в середине статьи – абзацы 2–4 – повествование.)

– Какова цель этой статьи? (Привлечь внимание общества, каждого из нас к важной проблеме – потребительского, бесчеловечного, варварского отношения к природе, послужить спасению природы и человеческого в человеке.)

– Назовите общие стилевые черты статьи. (Посвящена злободневной проблеме – от сохранения природы зависит здоровье каждого из нас; в ней описывается конкретная ситуация, которая заканчивается обобщением; ярко выражено авторское отношение к проблеме, автор оценивает ситуацию, используя ряд языковых приемов.)

– Какие языковые средства использует С.Львов, чтобы оказать максимальное воздействие на читателя? Ученики еще не могут ответить на этот вопрос, поэтому важно, чтобы ребята высказали свои мысли, отдельные наблюдения, а в конце урока можно систематизировать материал для колонки «Языковые средства».

(В статье использована книжная, а также разговорная лексика: вломились в заросли, плеснули воды, расковыряли муравейники. Употреблены эмоционально-оценочные слова: разоренные гнезда, загаженные ручьи, скалы и утесы, изуродованные дурацкими надписями.

В статье использованы многообразные возможности синтаксиса. Она начинается с трех вопросов, ответить на которые автор обещает в конце статьи. В рассказе о действиях «Людовиков» многократно используются ряды однородных членов (цель – подчеркнуть последовательно варварское отношение ко всему, что встречается на пути).

Читайте также:  Как сделать приглашение на день рождения своими руками

Важный композиционный прием – повтор. Первые пять абзацев начинаются с имени «Людовики» (автор сознательно повторяет его, акцентирует на нем внимание).

В последней части статьи, где повествование сменяется рассуждением, С.Львов объясняет, почему герои названы «Людовиками», и вновь обращается к читателям с вопросами. Главный вопрос статьи – «Как исправить людей, которые живут по правилу После нас – хоть потоп!?» – ярко, публицистично выражает ее основную мысль.)

 5. Обобщение разговора

Записи в тетради

1. Статья посвящена важной, злободневной теме.
2. Цель автора – привлечь внимание к проблеме, убедить.
3. Важную роль играет заголовок, в котором в яркой, подчас неожиданной форме сообщаются тема, основная мысль статьи.
4. Ведущий тип речи – рассуждение, но в него могут органично вплетаться описание и повествование.
5. Композиция:

6. Чтобы усилить воздействие на читателя, используются богатые языковые средства, лексические и синтаксические.

Дети записывают материал, который затем перенесут в колонку «Языковые средства, характерные для стиля» таблицы «Стили речи» (см. приложение 1).

Задание на дом. По учебнику и тетради выучить все сведения о публицистическом стиле, подготовиться к уроку-практикуму (сделать заготовки для статьи, посвященной экологическим проблемам Ново-Переделкина).

Урок 3. Урок-практикум «Легко ли быть журналистом?»

(Коллективная работа над созданием публицистической статьи на экологическую тему)

Цели урока:

1) формировать экологическую культуру школьников; 2) закрепить знания о публицистическом стиле речи, полученные на предшествующих уроках развития речи;

3) подготовиться к сочинению в жанре статьи в газету, использовать в статье средства публицистического воздействия на читателя.

Педагогические задачи:

1. Обучение. Формирование знаний о взаимодействии природы и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.

2. Воспитание ценностных ориентиров экологического характера; стремления к активной практической деятельности, к личному участию в делах по охране окружающей среды.

3. Развитие способностей к анализу экологических ситуаций.

Оформление урока: газеты, заранее подобранные ребятами, посвященные экологии Москвы, Ново-Переделкина.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Беседа с учащимися

– Сегодня урок русского языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.

– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)

Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).

Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Ново-Переделкине. Познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.

Представление двух газет: первая рассказывает о муниципальном округе Ново-Переделкино, вторая – о знаменитом дачном поселке Переделкино, который находится от нас в 15 минутах ходьбы.

Да, наш район и красив, и знаменит, однако, как любой район Москвы, он имеет немало экологических проблем.

И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего района, мы обратимся к публицистическому стилю речи.

2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле

(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)

3. Беседа об экологических проблемах Ново-Переделкина

– Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.

Ребята по очереди выходят и прикрепляют к доске или на стенд красочно оформленные материалы, кратко сообщая их содержание.

Примерный список проблем

1) Близость аэропорта «Внуково» (оседание продуктов сгорания, шум авиадвигателей). 2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха, неправильная парковка, проблема «ракушек»). 3) Речка Сетунька, а точнее, то, что от нее осталось. 4) Ржавые брошенные автомобили на полях между ул. Лукинской и Киевской железной дорогой.

5) Ужасное состояние Чоботовского леса.

4. Переход к практической работе

– Вы подобрали интересные материалы, фотографии; нашли интересную информацию в газетах и сами подготовили сообщения о наших проблемах. Но пока вы не пытались самостоятельно написать статью в газету.

Ставим цель – создать заготовку статьи, убедить потенциального читателя. Наши задачи – не сбиваться на «общие места», а выбрать интересный сюжет и облечь его в точную, запоминающуюся, незаштампованную форму.

На левом крыле доски можно заранее записать основные признаки жанра публицистической статьи и памятку «Как писать статью».

Памятка1) Тщательно обдумайте тему. 2) Соберите материал. 3) Решите, какие типы речи вы будете использовать. 4) Составьте план. 5) Решите, какие средства языка вам потребуются.6) Избегайте в тексте общеизвестных положений, казенных, стертых фраз, старайтесь найти яркие, запоминающиеся слова.

– Сегодня вы работаете не в тетради, а на листе для рабочих материалов. Тема нашей будущей статьи – ужасное состояние Чоботовского леса. (Ребята заранее знали о теме, ходили на экскурсию в лес, наблюдали, собирали материал и сделали наброски статьи в тетради. Один из учеников представляет схему, на которой видно, где расположен лес, какую площадь он занимает.

Цель работы на уроке – оценить наброски, дать пищу для ума и направить тех, кто самостоятельно плохо справился с этим заданием.)

5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов

Перед каждым учеником лист, на котором в колонке слева – задания, напротив заданий справа по ходу обсуждения ребята делают записи.

1) Заголовок (броский, эффектный).

2) Яркое начало.

3) Что? Где? Когда? (Документальная основа)

4) Лексика:

5) Синтаксис:

6) Концовка.

6. Подведение итогов

1) Мы обсудили некоторые экологические проблемы нашего района; 2) повторили признаки публицистического стиля речи;

3) подготовили рабочие материалы для статьи на экологическую тему.

Задание на дом. Написать статью в газету.

Лучшую статью мы отправим в нашу местную газету «Ново-Переделкино» и постараемся добиться ее опубликования.

Приложение  1

Стили речи

Стиль/ Речевая ситуация (Р.с.) Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства,характерные для стиля
1. Разговорный Общение, обмен впечатлениями, мыслями Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи 1) Употребление слов разговорного стиля (жадничать, прихворнуть, кладовка), фразеологизмов (дело в шляпе, ветер в голове, уши вянут);2) широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений
2. Научный Сообщение, передача научной информации 1) В устной речи – уроки, лекции, доклады;2) в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность 1) Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки;2) использование вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно), сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами потому что, так как, если, вследствие того что;3) иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами
3. Официально-деловой Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах (указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях) Готовые языковые формулы, однозначность, информативная четкость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности 1) Использование языковых клише, штампов (электропоезд, а не электричка, принять решение, а не решить

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?id=200404303

Уроки развития речи

Даем уроки развития речи

В конце первого года жизни ребенок понимает речь взрослого и произносит первые слова. Пока он только имитирует и подражает окружающим. Но, если в арсенале взрослых минимум четыре тысячи слов, то кроха пока пользуется малым. Помогите ему расширить словарный запас как можно скорее!

Если верить специалистам, то именно с появления такой детской способности, как выражения одним словом целого предложения (например, «Кап-кап», что впереводе означает «Дождик идет», заканчивается первый этап – доречевой, и начинается новый – период активнойречи малыша, который охватывает возраст 1-3 года.

До полутора лет накапливается медленно, зато к двум годам этот процесс проходит намного быстрее – дети начинают усваивать по слову каждые два часа.Более того, они пробуют их сочетать.

Так к концу третьего года большинство ребят произносят уже около 1000 слов. Однако не расстраивайся, если твой ребенок отстает в речевом развитии от этих статистических показателей.

Как предупреждают те же специалисты, разрыв может составлять год или даже больше.Просто помогай малышу осваивать лексикон.

·Общайся с крохой, разговаривай, не увлекаясь при этом длинными монологами.От них ребенок может устать и потерять интерес.

Только диалоги! При этом ты должна знать, что высокий тембр твоего голоса, замедленный темп, выделение иповторение слов, короткие фразы, тактичное исправление неверно произнесенных малышом фраз (на собственном примере, без одергиваний и недовольства), привлекает его внимание.

·Тренируй артикуляционный аппарат маленького.

Сядь напротив ребенка и расскажи стихотворение, выполняя действия, описанные в нем:

Погулять язык собрался, (открой рот)

Он умылся, причесался, (проведи языком по зубам и спрячь его)

Вправо, влево оглянулся, (поверни язык влево и вправо)

Вниз упал, наверх полез, (соответствующие действия)

Раз – и в ротике исчез.

·Учи малыша выражать словами свое эмоциональное состояние. В этом помогут картины, которые ты сможешь комментировать и знакомить сына или дочку с их героями. Рассказывай, что они чувствуют и почему. Конечно, с Врубелем или Дегамалышу знакомиться рановато, пока подойдут качественно проиллюстрированные детские стихи или сказки.

·Уделяй время упражнениям на внимание и формирование логического мышления.Ведь известно, что именно вниманию принадлежит особая роль в процессе развития речи.

Для таких занятий подойдут кубики, карточки с изображением ярких предметов. Называй и проси кроху показывать то, что ты называешь. Потом пусть пробует называть он. Следующий этап – прятки. Отнеси карточку в другую комнату и положи на видное место, а потом попроси малыша принести ее.

Такие простые действия – отличные уроки формирования произвольного вниманияи развития памяти, а вместе с этим – речи.

·Давай возможность ребенку самому догадываться о свойствах окружающего предметного мира. Пусть пытается рассказывать тебе о своих открытиях.

Полищук А.Н., логопед высшейкатегории:

— Развитие речи имеет свои стадии, от гуления до формирования фразовой речи, и продолжается от 1 до 3 лет. Если у матери возникают сомнения соответствия возрастных норм развития речи ребенка, лучше проконсультироваться у специалистов, таких как логопед, дефектолог, педиатр, невропатолог.

Каждая мама должна обратить внимание на следующее:

1.отсутствие гуления (впериод до 1 года и старше);

2.если ребенок «не сосет»(чтобы исключить ринолалию, расчленение неба (так наз. «заячью губу», «волчьюпасть»);

3.физиологический слух(чтобы исключить глухоту, снижение слуха);

4.понимает ли ребенок обращенную речь (чтобы исключить возможные патологии);

5. леворукость (иногда переучивание приводитк речевым и физическим перегрузкам, заиканию).

В любом случае, паниковать не стоит, вовремя начатые логокоррекция и лечение обязательно помогут вашему ребенку.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/318221275-1698002/

Ссылка на основную публикацию