Урок литературного чтения по фгос, 2 класс. школа россии. булгаков «анна, не грусти!»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «Главная мысль произведения Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Булгаков «Анна, не грусти!»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

— Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!” Присаживайтесь за свои парты.

Следят за готовностью к уроку. Приветствуют друг друга и садятся за парты.

II. Стадия «Вызов»

(На доске два портрета: В. Лунина и Н. Булгакова)

— Обратите внимание на доску. Знаете ли вы этих людей?

— С каким произведением вы знакомились на прошлом уроке? Кто автор этого произведения? О чём оно?

— Предположите, если два портрета рядом, то о чём же будут произведения второго автора?

— Как вы думаете, кто может быть настоящим другом?

— Вы перечислили много качеств настоящего друга. А теперь уберите лишние лучики.

— Чей же второй портрет? Это писатель Н. Булгаков. Оба автора Н. Булгаков (1898 – 1966) и В.Лунин (1945 г.р.) жили и творили в разное время, но их произведения объединяются одной темой. Какой?

Регулятивные УУД

(формирование умения планировать, контролировать свою деятельность.)

Личностные УУД (социальные компетенции, личностные качества)

Коммуникативные УУД (умение вступать в диалог, излагать своё мнение)

III.Стадия «осмысления»

1.Словарная работа (выборочное чтение)

2.Физминутка

3.Работа в парах

4.Развитие читательского воображения

5. Домашнее задание

— Откройте учебники на с. 79, прочитайте название произведение Н.Булгакова, посмотрите иллюстрацию к нему.

— Почему автор выбрал такое название, а не другое?

— Чтобы прийти к единому мнению по этому вопросу, предлагаю поработать с текстом.

— Вспомните героев этого рассказа. Найдите и прочитайте отрывок о том, что с ними произошло?

— Куда пришла Аня? Зачитайте.

— Все ли слова вам понятны?

— Что обозначает выражение «прокорябал в нём дырочку»?

— Кого увидела Аня сквозь дырочку? Найдите в тексте отрывок, в каком положении была Катя? Что обозначает слово «полулежала»?

— Что сделала Анна?

— Как отреагировала Катя на крик Ани? Найдите и прочитайте. Что обозначает слово «встрепенулась»?

— Как общались девочки через стекло?

— А как вы думаете, о чём они могли бы разговаривать через стекло?

— Представьте себя на месте девочек. Вы сидите в паре. Договоритесь, кто будет в роли Кати, а кто в роли – Анны. На партах у каждого лежит лист бумаги, попробуйте пообщаться при помощи фраз, рисунков, слов на листках.

— Покажите, что у вас получилось? (2 пары можно проверить)

— О чём сожалела Аня? Найдите это в тексте и прочитайте.

— Опишите состояние Ани. О чём она печалилась?

— Что сделала Катя, пока Анна грустила?

— А сейчас мы создадим образ Кати.

(Задание даётся по рядам:

1 ряд – с. 79 3 ряд – с. 81 5 ряд – с. 84)

2 ряд – с. 80 4 ряд – с. 82

— Найдите слова, которые описывают Катю, её черты характера.

(По мере поступления ответов на доске появляется описание Кати)

Катя: маленькая, кудрявые белые волосы, личико домашнее, в сереньком халате, грустная, счастливая, хорошо и радостно.

— Давайте попробуем создать образ Ани. Для этого откройте рабочие тетради на стр. 68. Посмотрите на второе задание, выберите нужные слова.

(По мере поступления ответов на доске появляется описание Ани: добрая, жалостливая, верная, готовая прийти на помощь, ласковая)

— Почему поменялось настроение у Кати?

— Почему же Ане было грустно?

— Кто может сделать вывод? Почему Анна загрустила? Найдите в рассказе и прочитайте.

— Можно ли рассказ назвать по-другому?

(если останется время поработать с пословицами на с. 84)

Придумать продолжение рассказа.

Ученики отвечают на вопросы, подтверждая словами из текста.

Обсуждение детей в парах.

Регулятивные УУД (определять и формулировать цель, задачи урока с помощью учителя)

Коммуникативные УУД (слушать мнения других, высказывать своё собственное)

Коммуникативные УУД (умение слушать, слышать других; высказывать своё собственное мнение)

Регулятивные УУД (прогнозирование, принимать и сохранять цель урока)

Регулятивные УУД (самоконтроль)

умение работать с текстом)

Коммуникативные УУД(слушать мнения других, высказывать своё собственное; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности)

Коммуникативные УУД

умение работать с текстом;

Познавательные УУД

(умение добывать информацию из источника;анализ информации, классификация)

IV. Стадия «рефлексия»

— Как вы думаете, нашли ли мы ответ на заданный вопрос в начале урока?

— Чему нас учит этот рассказ?

— А вы бы хотели, чтобы у вас такой же был друг, как Анна?

— Ребята, с каким настроением вы заканчиваете данный урок?

— Вы молодцы, активно работали. Как бы вы оценили свою работу и работу товарища?

— Всем спасибо. Мне приятно было с вами работать. До свидания.

Свободные высказывания детей

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД (умение сохранять цель урока; самоконтроль; самооценка)

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-vo-klasse-po-teme-glavnaya-misl-proizvedeniya-n-bulgakova-anna-ne-grusti-2174143.html

Тема: М. А. Булгаков «Анна не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Разработка урока чтения

2 класс

Учитель Яковлева Н.А.

Тема: М.А.Булгаков «Анна не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Цель: способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся .Учить выборочному пересказыванию по составленному плану.

Помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа.

На примере произведений воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности.

Оборудование: слайды, читающие листы на каждого ученика, песня «Настоящий друг», классическая мелодия, компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

СЛАЙД 1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Продолжим говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, о том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

СЛАЙД 2. Как вы понимаете слово СОПЕРЕЖИВАНИЕ?

(умение мысленно представить себя на месте другого человека, пнрежить вместе сним горе, беду, уловить его настроение, умение понять чужое душевное состояние)

СЛАЙД 3. «Быть верным в дружбе- значит делить с другом не только в радости, но и горе. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.»

-Прочитайте и подумайте над высказыванием В. Сухомлинского.

-Были ли у вас в жизни трудности и испытания, в которых ваши друзья приходили к вам на помощь? (свободные высказывания детей)

СЛАЙД 4 (картинка «Дети идут, взявшись за руки»)

СЛАЙД 5 (Я И МОИ ДРУЗЬЯ)- работа с читающим листом.

Содержание читающего листа смотреть в приложении к уроку.

СЛАЙД 6.Пословицы.

ТЕКСТ «ОДИНАКОВЫЕ».Хоровое чтение за звуковым ориентиром (бегло читающим учеником )–Соотнести с пословицей. За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне.

ТЕКСТ «НИ ЗА ТО И НЕ ЗА ЭТО» — один ученик читает, все следят, стараясь удержаться за его чтением. Соотнести с пословицей.- Этот рассказ помогает понять вам что такое бескорыстная дружба (без выгоды)

ТЕКСТ «ТРИ ТОВАРИЩА» -читают девочки хором, а мальчики следят, стараясь удержаться за чтением девочек.- Кого можно считать настоящим другом? – Соотнесите с пословицей.

ТЕКСТ «ЖАДИНА» — жужжащее чтение.

-Захотелось ли вам иметь такого друга? Какая пословица подходит к этому тексту?

ТЕКСТ «ТРОШКА»- ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ

Учащиеся следят, стараясь удержаться за чтением. Учитель во время своего чтения предлагает продолжить чтение, тем самым проверяет умение следить.

-Соотнесите с пословицей

-В этом рассказе особо остро проявляются качества человека – это бескорыстие, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Кто бы из вас захотел иметь такого друга?

Какое бы вы придумали продолжение к этому рассказу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. Звучит песня «Настоящий друг»

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

СЛАЙД 7 — ПЛАН ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА «АННА, НЕ ГРУСТИ!».

Быстрый показ картинного плана

СЛАЙДЫ 8- катание с горки

9-девочка сидит на горке

10- девочка упала с горки

11 – врач сидит на кровати больной

12 – девочка сидит грустная в палате

13- девочка плачет

14 – дети сидят на окне

15 – радость жизни ВЕРНУТЬ СЛАЙД 7

Сегодня будем выполнять выборочный пересказ, тех пунктов плана, в которых автор ярко описал душевное состояние героинь рассказа, их сопереживание.( 5. Почему Аня заплакала. 7. Почему Кате радостно)

СЛАЙД 16 — ДЕТИ ИДУТ , ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ

СЛАЙД 17 – В БЕДЕ ЛЕГЧЕ С ТОВАРИЩЕМ ХОРОШИМ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ СОПЕРЕЖИВАТЬ ТВОЕЙ БЕДЕ.

СЛАЙД 18 – дети лежат на листве, звучит музыка. Минутка творчества. Дети читают сочинения на тему «Мой друг»

-В своих сочинениях вы назвали своих друзей, любимые игры. Среди друзей вы назвали мам, одноклассников, учителя, бабушек , четвероногих друзей. Дети читают свои сочинения.

СЛАЙД 19 –качества человека.

-Выберите три качества человека, которые, на ваш взгляд, значимы в дружбе, которые ты бы хотел воспитать в себе.

СЛАЙД 20 – соотнесите слова- антонимы.

СЛАЙД 21- спасибо за работу.

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — прочитать рассказ «Два пирожных», определить главную мысль.

Читающий лист по теме: Я И МОИ ДРУЗЬЯ

ОДИНАКОВЫЕ

Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе были маленькие, светловолосые. Они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали. Обе учились только на пять.

— Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

— Я получила по математике пять, а Вера – три. Мы стали уже не одинаковые….

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

— Да! Ты стала хуже…

— Я? – удивилась девочка – Но ведь три-то получила не я!

НИ ЗА ТО И НИ ЗА ЭТО.

Костя сделал скворечник и позвал Вову:

— Посмотри, посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вова присел на корточки:

— Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком. Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя ответил:

— Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так. Ты сделаешь планер, а я скворечник.

Читайте также:  Стихи про рождество для детей 6-7 лет

ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята позавтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? – спросил его Костя.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? – спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

-Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь.

ЖАДИНА.

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, прозвище: Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его

Поэтому – честно, ребята скажу –

С жадными я никогда не дружу!

ТЕРЁШКА.

Заболел у Терёшки друг его Павлик.

Все ребята на экскурсиях побывали, за ягодами ходили, грибные места присматривали, а Павлик – никуда. Только и ходу ему, если мать сведет в больницу. Тощий он стал, бледный. Пришёл раз Терёшка из лесу, ягод ему принёс.

— Эх Павлик, одну поляну знаю! Клубники, земляники сколько!…

Павлик улыбается. Понимает, что Терёшка подзадоривает его, чтобы в лес пойти.

— Не дойду я – говорит Павлик.

– Может быть, дойдёшь как – нибудь! Посмотрел бы ты какая поляна!… Лето пройдёт, а ты и ягод не поешь вдоволь. Пойдем. И лекарственных трав насобираем.

Лицо у Павлика делается печальным:

— Нет, не пойду.

Павлик молчит. Терёшка обводит комнату глазами. Лежит Павлик один. На столе у изголовья стоит жёлтый пузырёк с наклейкой. Рядом чашка с молоком. Тишина. У Терёшки начинает щекотать в носу: жалко друга. Он вскакивает и со всех ног бросается домой. Дома Терёшка забирается на чердак, копается среди хлама, гремит.

— Куда она запропастилась? – ворчит он.

Наконец находит то, что искал. Это маленькая деревянная тележка – ползунок.

На другой день Терёшка появился у дома Павлика. К тележке он привязал толстую верёвку и обмотал её тряпками, чтобы не резало плечо.

— Павлик, выходи! Поедем за ягодами! – закричал он под окном. Павлик вышел к нему.

— И – и – го – го! – заржал Терёшка как лошадь. Стал по передку тележки бить пяткой, скрести землю ногой, будто копытом – И – и – го – го!

— Конь какой! – засмеялся Павлик.

— Куда ты его потащишь? Он больной! – закричала мать Павлика.

— Тётя Маша, я его на дачу в лес повезу!.

КАКОЕ БЫ ВЫ ПРИДУМАЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ К ЭТОМУ РАССКАЗУ?

ПОСЛОВИЦЫ О ДРУЖБЕ

  1. НЕТ ДРУГА — ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ.

  2. НЕДРУГ ПОДДАКИВАЕТ, А ДРУГ СПОРИТ.

  3. ДРУЖБУ ПОМНИ, А ЗЛО ЗАБЫВАЙ.

  4. НЕ МИЛ СВЕТ, КОГДА ДРУГА НЕТ.

  5. ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ.

  6. ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК В ДОБРЕ ПРОЖИВЕТ ВЕК.

  7. ЖАЛЕТЬ МЕШКА, НЕ ВИДАТЬ ДРУЖКА.

  8. КРАСИВ ТОТ, КТО КРАСИВО ПОСТУПАЕТ.

  9. ДЛЯ ДРУГА СЕМЬ ВЕРСТ НЕ ОКОЛИЦА.

  10. ДРУГА ЗА ДЕНЬГИ НЕ КУПИШЬ.

  11. ДРУЖБА ДРУЖБЕ РОЗНЬ, А ИНУЮ ХОТЬ БРОСЬ.

  12. НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА.

  1. Урок

    Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

  2. Рабочая программа

    Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на осно­ве федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования(2004г) по литературному чтению, Примерной

  3. Основная образовательная программа

    Данный документ разработан педагогическим коллективом учителей МОУ «СОШ №7» г. Касимова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом рекомендаций Примерной

  4. Рабочая программа

    Рабочая программа» учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л.

  5. Рабочая программа

    Рабочая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы министерства образования по математике 2006 года, базисного учебного

Источник: https://refdb.ru/look/1925221.html

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

Преподаватель-Амзеева Галина Алексеевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение – МКОУ Поселковая СОШ

Предмет — Литературное чтение

Класс— второй

Тема: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Цели урока:- ознакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова;

-учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему;

-помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа;

-воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; —продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.

Оборудование:- учебник «Родная речь. 2 класс» Л.Ф. Климанова,

-карточки с цитатой В.А. Сухомлинского для игры «Оставьте за мной последнее слово», —записи на доске,

— толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Постановка цели. Актуализация знаний.

— Мы продолжаем говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, о том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

— Как вы понимаете слово сопереживание?

— Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Сопереживать – сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Сопереживание — способность к сопереживанию.

Игра «Оставьте за мной последнее слово»

У каждого ученика карточка с высказыванием В. А. Сухомлинского:

«Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству».

— Прочитайте текст и подумайте над этим высказыванием.

  • Выберите понравившуюся цитату или предложение, запишите в тетрадь и напишите мини-сочинение к этой цитате.
  • Бывали ли в вашей жизни трудности и испытания, в которых ваши друзья приходили вам на помощь?

По окончании самостоятельной работы, один ученик зачитывает свою цитату, остальные рассуждают вслух, дополняют её. Когда все высказали своё мнение, завершает тот, кто читал цитату – зачитывает своё сочинение.

Делается вывод: в этом высказывании речь идёт о сопереживании. (Умении мысленно представить себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умении понять чужое душевное состояние.)

3.Изучение нового материала .

1)Подготовка к чтению. Словарная работа.

— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?

— Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении.

По ходу чтения уточняется значение непонятных слов.

Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.

2) Чтение по цепочке.

3) Беседа после чтения.

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?

— Как зовут девочку, попавшую в беду?

— Что произошло на горке?

— Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

— Какой Аня увидела палату?

— Что делала Катя?

— Почему Аня заплакала?

— А как отреагировала на приход подруги Катя?

— Как девочки разговаривали через стекло?

— Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

— А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

— Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?

4.Физминутка .

5.Закрепление изученного материала .

— Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа.

— С чего начинается рассказ?

— Где заканчивается первая часть и начинается вторая?

И т.д.

Составляется план:

1.Случай на горке.

2.Описание больницы.

3.Аня рассматривает палату в больнице.

4. Аня заплакала.

5.Разговор через стекло.

6. Катя улыбается.

— Какие части главные?

— Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль? (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании.)

6.Итог урока .

— О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?

— Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

— Сформулируйте главную мысль рассказа.

— Какая пословица точнее выражает главную мысль рассказа? Докажите свою точку зрения.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Не мил и свет, когда друга нет.

7.Домашнее задание .

Подготовить пересказ рассказа «Анна, не грусти!» по плану.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/n-bulghakov-anna-nie-ghrusti

Урок литературного чтения во 2 классе

Наименование ОУ

МБОУ Ирбинская СОШ №6 Курагинского района Красноярского края

ФИО автора

Должность

учитель начальных классов

Файл материала

Рейтинг

Оценить

0 голосовать

Описание материала

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России» согласно требованиям ФГОС

Урок литературного чтения во 2 классе

Учитель начальных классов

Юркова Ольга Викторовна

МБОУ Ирбинская СОШ №6

Курагинский район

Красноярский край

Предмет:литературное чтение.

ОУ: МБОУ ИСОШ № 6. Класс: 2 а. Тема: Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Тип урока: изучение нового материала. Цель: ознакомление учащихся с творчеством Н. Булгакова. Задачи:

— формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков;

— развивать коммуникативные возможности учащихся;

— раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании.
Планируемый результат: 100% учащихся ознакомятся с текстом. Оборудование:учебник, рабочая тетрадь, ИКТ, презентация.

Ход урока

Структурный компонент урока Деятельность учителя Формируемые УУД
Организационный момент Приветствие детей. Проверяю готовность обучающихся к уроку.– Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”-Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.Р.: принимать и сохранять учебную задачу.
Введение в тему Мозговой штурм.Закончите, пожалуйста, фразу:“Друг – это …”Готов помочь в беде.Умеет хранить тайну.Добрый, чуткий человек.Тот, кто посочувствует.Верный и преданныйЧестный.-Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.-Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.-Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”-Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ? Проверим предположения. К.: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.П.: осуществлять анализ объектов; строить речевое высказывание в устной форме.Р.: принимать и сохранять учебную задачу;Л.: учебно- познавательный интерес к новому материалу.
Читайте также:  Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/115730-urok-literaturnogo-chtenija-vo-2-klasse.html

Урок литературного чтения во 2-м классе Анна, не грусти!

Класс: 2.

Предмет: Литературное чтение.

Раздел: “Я и мои друзья”.

Тема: Н. Булгаков “Анна, не
грусти!”

Цели учителя:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова. 2.Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков. 3. Работать над пополнением словарного запаса,

выразительностью чтения.

Воспитательные:

1.Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании. 2.Познакомить учащихся с общечеловеческими

ценностями.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные возможности учащихся. 2. Развивать умение учащихся вести рассуждение,

аргументировать свою точку зрения.

Цели для учащихся:

1.Учащиеся должны уметь работать самостоятельно, по цепочке и в парах. 2.Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою

точку зрения, выразительно читать.

Тип урока

: урок усвоения новых знаний.

Вид урока

: урок нравственности.

Методы обучения:

словесные (рассказ, беседа), наглядные.

Формы обучения

: фронтальная,

индивидуальная, в парах.

Оборудование:

мультимедиапроектор,

демонстрационный экран, презентация, толковые словари, портрет писателя, плакат для рефлексии, магнитики, плакат для словарной работы.

– Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором

“Здравствуйте!”

Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. А сейчас начнём наш урок как обычно с

жужжащего чтения.

2. Жужжащее чтение

Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то

медленнее, свою книгу.

3. Проверка домашнего задания

Напомните мне, пожалуйста, какое было
домашнее задание.

Работа по группам.

  1. Учащиеся первой группы №1 и №2 читают свой рассказ “Мой друг” друг другу, а затем поворачиваются назад к своим товарищам №3 и №4 и читают им. Все вместе они выбирают два лучших

    рассказа.

  • Один ученик из второй группы читает выразительно первую часть стихотворения В. Лунина “Я и Вовка”, а второй – вторую часть; затем поворачиваются назад и слушают чтение третьего ученика. Прослушав выразительное чтение стихотворения, друг друга, выбирают

    лучшего чтеца.

  • Один учащийся выразительно читает
    стихотворение учителю у доски.

  • А кто из ваших групп так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс? (2 чел. и 1чел.) Лучшие рассказы и

    стихотворения слушают все учащиеся.

    4. Актуализация знаний, появление темы,
    проблемы урока

    Презентация.

    Мозговой штурм.

    Закончите, пожалуйста, фразу:

    “Друг – это …”

    • Готов помочь в беде.
    • Умеет хранить тайну.
    • Добрый, чуткий человек.
    • Тот, кто посочувствует.
    • Верный и преданный
    • Честный.

    Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а

    это не всегда удаётся.

    1. Слайд. Мы все такие разные.
    2. Слайд. Положительные и отрицательные качества.
    3. Слайд. Формула дружбы.
    4. Слайд. Законы дружбы.
    5. Слайд. Доброта и милосердие.

    Работа с толковыми словарями.

    Найдите значение слова доброта и милосердие. Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение

    приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

    Сообщение цели урока.

    Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна,

    не грусти!”

    Антиципация чтения.

    Как вы думаете, по названию можно
    предположить, о чём будет рассказ?

    5. Первичное чтение учителем с
    прогнозированием

    Почему прогноз оказался неточным?

    а) Первичное восприятие произведения.

    Какое чувство вызвало это
    произведение?

    Что понравилось? Чем?

    Что не понравилось?

    б) Словарная работа

    Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных

    слов).

    Спе-ци -аль-ная – специальная. Про-ко-ря-бал – прокорябал. Полу-ле-жа-ла – полулежала. Встре-пе-ну-лась – встрепенулась. Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную. Трол-лей-бус – троллейбус.

    За-пла-кан-ное – заплаканное.

    Физминутка

    Игра “Весёлая пчёлка”. Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук “з-з-з”. Представляем, что пчёлка села на нос, руку или ногу. Упражнение учит направлять дыхание и

    внимание на определённый участок тела.

    “Остров плакс”. Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть приподняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – короткие резкие вдохи. За счёт

    этого происходит насыщение крови кислородом.

    “Холодно – жарко”. Подул холодный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются (“смена времён года” проводится 2-3 раза).

    Происходит расслабление и напряжение мышц.

    В) Перечитывание текста учащимися по
    цепочке.

    Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование

    текста.

    Как вы думаете, почему произошло это
    несчастье с Катей?

    Почему больницу называют особой,
    строгой?

    Почему автор обращает наше внимание,
    что Катя была в сереньком халате?

    Почему Катя стала счастливая?

    Подберите синонимы к слову печальная.

    6. Беседа по содержанию

    Почему Аня заплакала, увидев Катю?

    Как девочки разговаривали через
    стекло?

    Какой мы видим Катю в начале рассказа и
    в конце?

    Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?

    А почему Аня оставалась печальной?

    Как вы считаете, в каких словах
    выражена главная мысль рассказа?

    Какая пословица на странице 84 подходит
    к этому рассказу?

    Знакомство с писателем.

    Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”. Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём

    особенность его взглядов на мир?

    Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и

    юношеская книга”.

    Чему учит нас Булгаков своим
    рассказом?

    В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить

    вместе с ним горе, беду.

    Работа с иллюстрацией. Работа в парах.

    Всё ли так нарисовал художник, как было
    в рассказе?

    7. Итог урока. Рефлексия

    У вас есть магнитики, а на доске плакат с улыбающимся солнышком, на лучиках которого написаны слова: узнал, понял, удивился. Поставьте магнитики на те слова, которые стали вашим

    открытием на сегодняшнем уроке.

    Чему мы учились сегодня на уроке?

    8. Домашнее задание

    Уровень А.

    Придумать продолжение рассказа.

    Уровень В.

    Выразительно читать рассказа и нарисовать рисунок на тему “Я друзей своих

    рисую”.

    План урока

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Источник: http://goxi.ru/7983/

    Урок литературного чтения во 2 «б» классе

    Урок литературного чтения

    во 2 «б» классе

    Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

    Тема: Н. Булгаков “Анна, не грусти!”

    Цели:

    Образовательные:

    1.Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова. 2.Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.3. Работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

    Воспитательные:

    1.Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании.2.Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

    Развивающие:

    1. Развивать коммуникативные возможности учащихся.2. Развивать умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.

    Цели для учащихся:

    1.Учащиеся должны уметь работать самостоятельно, по цепочке и в парах.2.Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения, выразительно читать.

    Оборудование:  портрет писателя, плакат для рефлексии, солнышки, плакат для словарной работы.

    – Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!” Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения В,В.Лунина «Я и Вовка»(3-4 ученика) Чтение детьми заранее подготовленных рассказов о своих друзьях.
    Мозговой штурм. Закончите, пожалуйста, фразу: “Друг – это …”

    • Готов помочь в беде.
    • Умеет хранить тайну.
    • Добрый, чуткий человек.
    • Тот, кто посочувствует.
    • Верный и преданный
    • Честный.

    Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся. Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

    Читайте также:  Сценарий сказки «теремок» для детей 5-6 лет в стихах

    ^

    Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”

    Антиципация чтения.

    Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ? Почему прогноз оказался неточным?

    а) Первичное восприятие произведения.

    Какое чувство вызвало это произведение? Что понравилось? Чем? Что не понравилось?

    б) Словарная работа

    Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).

    Спе-ци -аль-ная – специальная.Про-ко-ря-бал – прокорябал.Полу-ле-жа-ла – полулежала.Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.Трол-лей-бус – троллейбус.За-пла-кан-ное – заплаканное.

    Физминутка

    В) Перечитывание текста учащимися по цепочке.

    Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование текста. Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? Почему больницу называют особой, строгой? Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате? Почему Катя стала счастливая? Подберите синонимы к слову печальная.

    Почему Аня заплакала, увидев Катю? Как девочки разговаривали через стекло? Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце? Чему радовалась Катя, лёжа в больнице? А почему Аня оставалась печальной? Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? Какая пословица на странице 84 подходит к этому рассказу?

    ^

    Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”. Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взглядов на мир? Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”.

    Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.

    Чему учит нас Булгаков своим рассказом? В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду. Работа с иллюстрацией. Работа в парах.

    Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе?

    Работа в группах (Составить из слов предложения-пословицы)

    1.Без хорошего друга человек не знает своих ошибок. 2. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей. 3. Не бойся умного врага, бойся глупого друга. 4. Друга узнать – вместе пуд соли съесть. 5. Кто дружбу водит, тот счастье находит. 6. Когда нет друга и свет не мил. 7. Зло забывай, а дружбу помни. 8. В беде легче с хорошим товарищем У вас есть солнышки, а на доске плакат с улыбающимся солнышком, на лучиках которого написаны слова: узнал, понял, удивился. Поставьте солнышки на те слова, которые стали вашим открытием на сегодняшнем уроке. Чему мы учились сегодня на уроке?
    Придумать продолжение рассказа.

    Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1588059.html

    Урок литературного чтения во 2-м классе «Анна, не грусти!» : Начальная школа

    Класс: 2.

    Предмет: Литературное чтение.

    Раздел: “Я и мои друзья”.

    Тема: Н. Булгаков “Анна, не грусти!”

    Цели учителя:

    Образовательные:

    1.Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова. 2.Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.

    3. Работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

    Воспитательные:

    1.Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании.
    2.Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

    Развивающие:

    1. Развивать коммуникативные возможности учащихся.
    2. Развивать умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.

    Цели для учащихся:

    1.Учащиеся должны уметь работать самостоятельно, по цепочке и в парах.
    2.Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения, выразительно читать.

    Тип урока

    : урок усвоения новых знаний.

    Вид урока

    : урок нравственности.

    Методы обучения:

    словесные (рассказ, беседа), наглядные.

    Формы обучения

    : фронтальная, индивидуальная, в парах.

    Оборудование: 

    мультимедиапроектор, демонстрационный экран, презентация, толковые словари, портрет писателя, плакат для рефлексии, магнитики, плакат для словарной работы.

    – Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”

    Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. А сейчас начнём наш урок как обычно с жужжащего чтения.

    2. Жужжащее чтение

    Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее, свою книгу.

    3. Проверка домашнего задания

    Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание.

    Работа по группам.

    1. Учащиеся первой группы №1 и №2 читают свой рассказ “Мой друг” друг другу, а затем поворачиваются назад к своим товарищам №3 и №4 и читают им. Все вместе они выбирают два лучших рассказа.

    2. Один ученик из второй группы читает выразительно первую часть стихотворения В. Лунина “Я и Вовка”, а второй – вторую часть; затем поворачиваются назад и слушают чтение третьего ученика. Прослушав выразительное чтение стихотворения, друг друга, выбирают лучшего чтеца.

    3. Один учащийся выразительно читает стихотворение учителю у доски.

    А кто из ваших групп так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс? (2 чел. и 1чел.) Лучшие рассказы и стихотворения слушают все учащиеся.

    4. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока

    Презентация.

    Мозговой штурм.

    Закончите, пожалуйста, фразу:

    “Друг – это …”

    • Готов помочь в беде.
    • Умеет хранить тайну.
    • Добрый, чуткий человек.
    • Тот, кто посочувствует.
    • Верный и преданный
    • Честный.

    Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.

    1. Слайд. Мы все такие разные.
    2. Слайд. Положительные и отрицательные качества.
    3. Слайд. Формула дружбы.
    4. Слайд. Законы дружбы.
    5. Слайд. Доброта и милосердие.

    Работа с толковыми словарями.

    Найдите значение слова доброта и милосердие. Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

    Сообщение цели урока.

    Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”

    Антиципация чтения.

    Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?

    5. Первичное чтение учителем с прогнозированием

    Почему прогноз оказался неточным?

    а) Первичное восприятие произведения.

    Какое чувство вызвало это произведение?

    Что понравилось? Чем?

    Что не понравилось?

    б) Словарная работа

    Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).

    Спе-ци -аль-ная – специальная. Про-ко-ря-бал – прокорябал. Полу-ле-жа-ла – полулежала. Встре-пе-ну-лась – встрепенулась. Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную. Трол-лей-бус – троллейбус.

    За-пла-кан-ное – заплаканное.

    Физминутка

    Игра “Весёлая пчёлка”. Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук “з-з-з”. Представляем, что пчёлка села на нос, руку или ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.

    “Остров плакс”. Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть приподняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – короткие резкие вдохи. За счёт этого происходит насыщение крови кислородом.

    “Холодно – жарко”. Подул холодный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются (“смена времён года” проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц.

    В) Перечитывание текста учащимися по цепочке.

    Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование текста.

    Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?

    Почему больницу называют особой, строгой?

    Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?

    Почему Катя стала счастливая?

    Подберите синонимы к слову печальная.

    6. Беседа по содержанию

    Почему Аня заплакала, увидев Катю?

    Как девочки разговаривали через стекло?

    Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?

    Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?

    А почему Аня оставалась печальной?

    Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?

    Какая пословица на странице 84 подходит к этому рассказу?

    Знакомство с писателем.

    Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”. Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взглядов на мир?

    Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.

    Чему учит нас Булгаков своим рассказом?

    В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.

    Работа с иллюстрацией. Работа в парах.

    Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе?

    7. Итог урока. Рефлексия

    У вас есть магнитики, а на доске плакат с улыбающимся солнышком, на лучиках которого написаны слова: узнал, понял, удивился. Поставьте магнитики на те слова, которые стали вашим открытием на сегодняшнем уроке.

    Чему мы учились сегодня на уроке?

    8. Домашнее задание

    Уровень А.

    Придумать продолжение рассказа.

    Уровень В.

    Выразительно читать рассказа и нарисовать рисунок на тему “Я друзей своих рисую”.

    План урока

    Источник: http://www.poznanie21.ru/current/primary/608009979.php

    Ссылка на основную публикацию