Урок литературного чтения. а. пушкин «сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс

Конспект урока литературного чтения. 2 класс УМК “Школа России”. А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” (урок второй)

Урок литературного чтения. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» (2 урок)

Цели:

продолжить работу по « Сказке о рыбаке и рыбке»; продолжить знакомить учащихся с биографией автора; развивать умение выразительно читать произведение; передавать интонацией настроение; учить детей выделять главную мысль текста; обогащать их словарный запас, выяснять значение слов;воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев.

Организационный момент

Зарядка.

Речевая разминка

Сказка от начала начинается,

до конца читается,

в серединке не перебивается.

– Прочитай эту пословицу выразительно. Объясни как ты ее понимаешь . (спрашиваю 3-4х детей)

– А теперь давайте прочитаем эту пословицу скороговоркой.

(спрашиваю 3-4х детей)

Проверка домашнего задания

– С творчеством какого автора вы познакомились на прошлом уроке?

( на прошлом уроке мы познакомились с творчеством Александра Сергеевича Пушкина)

Слайд 1

Напомню вам, что Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799году. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми.

Представьте себе старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает ее.

Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник великому поэту. Имя Пушкина везде с нами. В нашем городе есть площадь, которая носит имя поэта – площадь Пушкина. Вы, конечно же бывали там с родителями.

– А как называется сказка, с которой вы работали на прошлом уроке?

(« Сказке о рыбаке и рыбке»)

Слайд 2

Проверка домашнего задания.

– На дом вам задали дочитать сказку.

– Что бы проверить внимательно ли вы прочитали сказку, проведем игру. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. Работаем по рядам выигрывает ряд который даст большее количество верных ответов.

1. Где жили старик и старуха? ( У синего моря в ветхой землянке)

2. Сколько лет старики жили вместе? (Тридцать лет и три года – 33 года)

3.С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиной)

4. С чем пришёл невод во второй раз? (с травою морскою)

5. Что стала просить рыбка? ( Отпусти ты меня в море)

6. Что сначала потребовала старуха? (сначала старуха потребовала корыто)

7. Что потребовала старуха потом? (потом старуха потребовала избу)

8. Кем захотела быть старуха потом? (Хочу быть столбовою дворянкой)

Молодцы! Вы хорошо запомнили сказку.

Работа по теме урока

– Сегодня мы продолжаем работать со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

– Откройте учебники – страница 94.

– Мы продолжаем чтение сказки. (чтение по цепочке)

Воротился старик ко старухе.Что ж он видит? Высокий терем.На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки.Перед нею усердные слуги;Она бьет их, за чупрун таскает.

Давайте с вами объясним значение некоторых слов:

ТЕРЕМ – в древней Руси — жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. 

Слайд 3

ДУШЕГРЕЙКА. Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

 Кичка — старинный женский головной убор.

Слайд 4

ЧУПРУН – значение этого слова найдите самостоятельно в словаре на странице 213 учебника… Прочитайте нам…

– Продолжаем чтение дальше:

Говорит старик своей старухе:«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!Чай, теперь твоя душенька довольна».На него прикрикнула старуха,На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,Еще пуще старуха вздурилась:Опять к рыбке старика посылает.«Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть столбовою дворянкой,А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:«Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь,Насмешишь ты целое царство».Осердилася пуще старуха,По щеке ударила мужа.«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,Со мною, дворянкой столбовою? —Ступай к морю, говорят тебе честью,Не пойдешь, поведут поневоле».

Белены объелась значение этого выражения ищем в словаре… Кто нашёл – прочитайте…

Говорят тебе честью – значит с уважением.

Поведут поневоле – заставят силой.

– Продолжаем чтение:

Старичок отправился к морю,(Почернело синее море.)Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:«Чего тебе надобно, старче?»Ей с поклоном старик отвечает:«Смилуйся, государыня рыбка!Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,Хочет быть вольною царицей».Отвечает золотая рыбка:«Не печалься, ступай себе с богом!Добро! будет старуха царицей!»

Кликать – звать.

Добро – хорошо.

Старичок к старухе воротился.Что ж? пред ним царские палаты.В палатах видит свою старуху,За столом сидит она царицей,Служат ей бояре да дворяне,Наливают ей заморские вины;Заедает она пряником печатным;Вкруг ее стоит грозная стража,На плечах топорики держат.

Царские палаты – царский дворец.

Бояре да дворяне – богатые люди.

Заморские – привезённые из дальних стран, дорогие.

Пряник печатный – найдите значение в словаре – стр. 213.

Как увидел старик, — испугался!В ноги он старухе поклонился,Молвил: «Здравствуй, грозная царица!Ну, теперь твоя душенька довольна».На него старуха не взглянула,Лишь с очей прогнать его велела.Подбежали бояре и дворяне,Старика взашеи затолкали.А в дверях-то стража подбежала,Топорами чуть не изрубила.

Очи – глаза. Прогнала с глаз долой.

 Взашей – Грубо, толкать в шею. 

Физкультминутка.

А народ-то над ним насмеялся:«Поделом тебе, старый невежа!Впредь тебе, невежа, наука:Не садися не в свои сани!»

Невежа – глупый, необразованный человек.

Вот неделя, другая проходит,Еще пуще старуха вздурилась:Царедворцев за мужем посылает,Отыскали старика, привели к ней.Говорит старику старуха:«Воротись, поклонися рыбке.Не хочу быть вольною царицей,Хочу быть владычицей морскою,Чтобы жить мне в Окияне-море,Чтоб служила мне рыбка золотаяИ была б у меня на посылках».

Царедворцы – слуги во дворце.

Была на посылках – ищем в словаре на стр. 213.

Старик не осмелился перечить,Не дерзнул поперек слова молвить.Вот идет он к синему морю,Видит, на море черная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.Стал он кликать золотую рыбку.

Пере́чить. возражать кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор. 

Не дерзнул – не осмелился, побоялся.

Приплыла к нему рыбка, спросила:«Чего тебе надобно, старче?»Ей старик с поклоном отвечает:«Смилуйся, государыня рыбка!Что мне делать с проклятою бабой?Уж не хочет быть она царицей,Хочет быть владычицей морскою;Чтобы жить ей в Окияне-море,Чтобы ты сама ей служилаИ была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,Лишь хвостом по воде плеснулаИ ушла в глубокое море.Долго у моря ждал он ответа,Не дождался, к старухе воротился —Глядь: опять перед ним землянка;На пороге сидит его старуха,А пред нею разбитое корыто.

Слайд 5

– Чем же закончилась сказка?

– Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Вывод

– А вам понравилось желание старухи? Почему?

-Если бы вы поймали золотую рыбку, что бы вы спросили у рыбки?

– Ребята кому сказка понравилась?

– Чем она вам понравилась?

– Кто из героев понравился ?

– А кто не понравился? Чем они вам не понравились?

– Кто и как был наказан в этой сказке?

– Ребята, вам хотелось изменить конец сказки?

Читайте также:  Сценарий «8 марта – праздник мам» в старшей группе

– Чему нас научила эта сказка? ( Сказка учит доброте, терпению, любить близких и не завидовать другим.)

Прочитайте пословицы после сказки, объясните их значение:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Ненасытному всё мало.

– Подходят ли эти пословицы к сказке Пушкина?

(пословицы подходят т.к. старуха захотела слишком много, стала ненасытная – требовала всё больше и больше, а в итоге всё потеряла)

Слайд 6

– Внимательно посмотрите на слайд. Исправьте ошибки – расположите желания старухи по порядку.

Рефлексия

– С каким настроением вы заканчиваете урок?

-Что у вас получилось?

– Чему вы научились на этом уроке?

Домашнее задание: прочитать сказку ещё раз, приготовиться отвечать на вопросы после текста.

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-2-klass-umk-shkola-rossii-aspushkin-skazka-o-rybake-i-rybke-urok-vtoroy.html

Урок литературного чтения в 4 классе на тему “А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему

«А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель и задачи:

-подвести итоги работы с пушкинской сказкой;

-расширять словарный запас;

-способствовать развитию умения составлять характеристику героев

-способствовать развитию речи, памяти, мышления, творческой фантазии;

-содействовать привитию интереса к чтению сказок А.С. Пушкина;

-воспитывать нравственные качества: доброту, справедливость.

Оборудование:

1)уч-к «Лит.чтение»;2)рисунки для выставки;3) книги для выставки со сказками А.С.

Пушкина;4)карточки по кол-ву уч-ся для викторины;5)ключ к викторине;6)карточки с заданиями для работы в группе; 7)карточки со словами-хар-ми героев;8)карточка с пословицей из сказки;9)рыбки для рефлексии по кол-ву уч-ся; 10)фонограммы: заставка «В гостях у сказки», песмня «Золотая рыбка» в исп.гр. «Соловьи-разбойники», Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее», «Музыка моря».

Ход урока:

1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

(Учитель рассказывает притчу.)

Давным-давно в одном древнем городе жили великий мудрец и человек, который ему давно завидовал. И решил он придумать такой вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. Тогда слава о мудреце была бы развеяна.

Человек пошел на луг, поймал бабочку, поместил ее между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца, какая бабочка у меня в руках живая или мертвая. Если он скажет: «Живая», я сомкну ладони и бабочка умрет, а если скажет: «Мертвая», раскрою ладони и она улетит». Но на вопрос завистника мудрец, который воистину был умен, ответил: «Все в твоих руках».

Сегодня на уроке вам понадобится смекалка, находчивость, помощь друзей. Если вы будете внимательными и старательными, то все получится. Помните: все в ваших руках!

(зв. заставка «В гостях у сказки») -читает уч-ся

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Убегаем в буйство ярких красок

В торжество добра над темным злом

Убегаем в пушкинские сказки

Чтоб добрей  и лучше стать потом…

– Дети, как вы думаете, почему я начала урок этими словами?

2.Речевая разминка.

1)Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И десятку получу.

2)Составление чистоговорок:

Да-да-да -……….

Ду-ду-ду-………..

Ды-ды-ды-……….;

3)в сказке есть устаревшие слова, подберите к ним современные слова:

Молвить – (говорить);

надобно-(необходимо);

осердилась-(рассердилась);

палаты-(комнаты);

заморские – (заграничные);

вкруг-(вокруг);

ветхая – разрушающаяся от старости;

чупрун – чуб.

3.Проверка домашнего задания

-«Диктор телепередачи» – чтение наизусть понравившихся фрагментов из сказки (экран телевизора);

-выставка рисунков к сказке;

-выставка книг А.С. Пушкина.

Викторина:

(на листочках написаны номера заданий и буквы, обвести в кружок)

1.Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой».

Б. «Жили-были дед да баба».

В. «Жил старик со своею старухой».

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

2.Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке?

А. Двадцать три года.

Б. Тридцать три года.

В. Сорок три года.

Г. Пятьдесят три года.

3.Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

А. В землянке.

Б. В избушке.

Г. В лачужке.

Д. В шалаше.

4.Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской “Сказки о рыбаке и рыбке”?

А. Окна землянки.

Б. Тарелки.

В. Зеркальце.

Г. Корыто.

5.Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

А. Удочкой.

Б. Бреднем.

В. Неводом.

Г. Сачком.

6.Что сделал старик из сказки А.С. Пушкина, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

В. Отправился к ювелиру.

Г. Сварил уху.

7.Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?

А. Два раза.

Б. Три раза.

В. Пять раз.

Г. Семь раз.

8.Сколько раз за всю сказку ходил пушкинский старик на берег моря?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

Г. Шесть.

9.Сколько времени старуха из сказки Пушкина была царицей?

А. Два дня.

Б. Две недели.

В. Два года.

Г. Тридцать лет и три года.

10.Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?

А. Княгиней тьмы.

Б. Владычицей морской.

В. Королевой красоты.

Г. Царицей полей.

Д-появляется ключ с ответами- самопроверка):

1-В; 2 –Б; 3 – А; 4 – Г; 5 –В; 6 –Б; 7 – Б; 8 – Г; 9 –Б; 10 –Б.

3. Работа со сказкой.

1.)Анализ сказочных примет.

– Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».

( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,

« жили тридцать лет и три года» – магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки

2) Работа с пословицами:

Какая из пословиц встретилась в сказке Пушкина? (с.51 уч-ка)

1)Много желать- добра не видать;

2)Жадность всякому горю начало;

3)Ненасытному все мало;

4)Не садись не в свои сани(браться не за свое дело).

( объяснить смысл).

2.)Характеристика героев – персонажей сказки

– Назовите главных героев сказки.(старик, старуха, рыбка)

– Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.

Работа в группах:

1группа- хар-ка старика;

2 группа-хар-ка старухи;

3 группа-хар-ка рыбки (у детей карточки со словами-характеристиками)

Сварливый, добрый, благородный, справедливый, мягкий, злобный, властный, смиренный, жадный, алчный, податливый, грубый, неуживчивый.

(прикрепляют карточки под картинками с изображением старика, старухи и рыбки).(взаимопроверка)

– Почему вы так считаете?

– Кто из героев вам больше нравится? Почему?

– Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

– Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).

– Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?

– Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

– Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) – отрицательная черта.

Вывод: Смиренность, безответность, податливость – положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

Читайте также:  Конспект занятия для 1 класса. успенский: крокодил гена и его друзья

– Случается ли такое в жизни?

– В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать – нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

4.Физкультминутка

(исполнение песни «Золотая рыбка» с танцевальными движениями).

5.Закрепление(работа в группах):

(зв. «Океан – море синее» Н.А. Римский –Корсаков)

1 группа – «Литераторы»

Поставить порядковые номера , в каком порядке высказывала свои желания старуха:

___попросила избу;

___захотела быть владычицей морскою;

___попросила корыто;

___Желает быть столбовою дворянкой;

___хочет быть царицей.

В каком порядке менялось море?

___помутилось синее море;

___море слегка разыгралось;

___почернело синее море;

___ не спокойно синее море;

___на море черная буря.

2 группа – «Художники»- придумать афишу к фильму по этой сказке;

(большой лист и маркеры).

3 группа – «Писатели»-придумать счастливый сказочный конец, можно стихами.

4 группа – «Театралы»инсценировка фрагмента из сказки ( последний фрагмент, когда старуха захотела быть владычицей морскою, с.51-52, гл.6)

(чтение по ролям):

-старик;

-старуха;

-рыбка;

-автор.

(взаимооценка работы групп)

Почему же так говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»(высказывания детей).

6. Рефлексия

– А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как выдумаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

– Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

– Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

– Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.

( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря и зв. морская тема-мелодия)

7.Итог урока – читает уч-ся:

Ночь придёт, и в поднебесье

Звёзд закружит хоровод.

Это сказка в Лукоморье

Нас с тобою приведёт!

Там на острове чудесном

Расписные терема!

Изумрудные орешки

Белка сыплет в закрома!

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне и тебе

Оказаться опять в той волшебной

стране!

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Будут дети читать, будут дети читать.

Снова будут их дети читать.(обратится к выставке книг)

8.Домашнее задание:

1)прочитать другую сказку А.С. Пушкина;

2)подготовить чтение наизусть любого фрагмента из сказки;

3)нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.

Источник: https://compedu.ru/publication/urok-literaturnogo-chteniia-v-4-klasse-na-temu-a-s-pushkin-skazka-o-rybake-i-ryb.html

Урок литературного чтения во 2 классе “Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»”

Цель урока: проследить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов.

Задачи урока:

  • проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для народной сказки; отметить особенности волшебного помощника; отметить магические числа;
  • проследить смену эмоциональной окраски повторов;
  • обсудить нравственный вывод сказки.

Оборудование: на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;выставка книг со сказками А. С. Пушкина, с русскими народными сказками; перевёрнутые текстом к доске карточки с надписями по сюжету сказки; проектор.

Ход урока:

1. Объявление темы урока.

– А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»… А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)

– Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (вспоминаются все 5 известных сказок А.С. Пушкина: «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…», «Сказка о рыбаке и рыбке» – и показываются книги)

– Сегодня на уроке мы будем исследовать «Сказку о рыбаке и рыбке», проследим за сюжетом, попробуем найти сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок, поговорим о главных героях сказки.

2. Подготовка к разбору сказки.

– Вы уже познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)

– Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа по очереди «вылавливают» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?

  1. Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

  2. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

  3. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

  4. Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

  5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

  6. В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

  7. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

  8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

  9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

  10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

  11. Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

– Давайте вспомним русские народные сказки. (Дети говорят названия, показываются книги с выставки).

– Подумайте и скажите, что у них в сюжете общего?

В процессе обсуждения открываются на доске записи:

волшебство,

волшебный

помощник

повторение

сюжета

магическое

число

3. Разбор сюжета.

– Есть ли в сказке Пушкина волшебство или волшебный помощник? (да, это золотая рыбка и всё, что она делает).

– В чём её особенности? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)

– Чтобы выяснить, есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина, перечитаем ещё раз части сказки, выделенные цветом.

– Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

– Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)

– Проследим за этими изменениями.

В процессе обсуждения открываются записи:

корыто

разбранила

старуха

слегка

разыгралось

изба пущебранится помутилося бытьдворянкой пуще прежнеговздурилась не спокойно бытьцарицей бунтует почернело статьвладычицейморскою Что делатьс проклятоюбабой? чёрная буря

– Как происходит смена состояния моря? (в худшую сторону)

– Почему? (рассуждения учеников)

– Какой цвет вы выбрали бы для каждой части? Почему? (рассуждения учеников)

– Как просит старуха?

– А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, «молвит ласковое слово, с поклоном»)

– Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

– Как вы думаете, какие из предложенных качеств присущи старухе, а какие старику? Почему?

На доске проектор высвечивает запись:

ум жадность злость глупость щедрость

доброта честность гордыня смелость

упрямство надёжность настойчивость

(Одновременно выяснить различия упрямства и настойчивости, гордыни и гордости).

– Существует ли повторение сюжета в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (да, но постоянно меняется эмоциональная окраска)

– Какие магические числа присутствуют в сказке Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод)

Читайте также:  Игра в начальной школе. творчество евгения шварца

4. Подведение итогов.

– Сделаем вывод: есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)

– Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)

– Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

– В пословицах, написанных на доске, измените текст так, чтобы они приобрели привычный вид.

Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

Не всё то золотая рыбка, что блестит.

Мала золотая рыбка, да дорогая.

– Объясните смысл полученных пословиц. (Рассуждения детей).

– Как вы думаете, почему в конце сказки рыбка не стала помогать, а просто молча уплыла? (рассуждения детей)

– А вы бы в такой же ситуации отпустили бы рыбку или загадали желания? Если отпустили бы, то почему? Если загадали бы желание, то, если не секрет, какое?

5. Заключительная часть.

– Легко ли читалась сказка?

– Завтра на уроке мы будем ещё работать над исследованием «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и выясним, почему она так легко читается.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/urok-literaturnogo-chteniya-vo-klasse-specifika-skazochnogo-zhan.html

Урок по чтению во 2 классе тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Урок-обобщение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Урок-обобщение.

Цели: 1. Обобщить знания учащихся о сказке А.С.Пушкина, его творчестве и жизни

2. Активизировать кругозор читательский (поупражнять учащихся в чтении по ролям, пересказе и умении высказывать своё мнение)

3. Развивать читательский интерес.

Оборудование: а) портрет А.С.Пушкина

б) пословицы: Много захочешь—последнее потеряешь.

Много желать—добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

в) Рисунки учащихся

г) Выставка произведений А.С.Пушкина.

д) Грамзапись со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ход урока : 1. Вступительная беседа

– Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости приплыла Золотая рыбка. С ней мы отправимся в путешествие по сказке А.С.Пушкина. Но сначала проведем беседу о творчестве и жизни писателя.

– Где и когда родился А.С.Пушкин ? (6 июня 1799 г. В г. Москве)

– От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? ( от няни Арины Родионовны)

– На каком языке сначала А.С.Пушкин писал стихи? (французском)

– Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи по –русски. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.

-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6 из них одну не закончил)

-Кто их мне перечислит?

1. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. «Сказка о царе Салтане…»

3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4. «Сказка о золотом петушке»

5. «Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Сказка о Медведихе»

2. Проверка дом.задания

-Прежде чем приступить к чтению по ролям, послушаем грамзапись с чтением сказки мастером художественного слова. (звучит грамзапись. Отрывок)

Чтение сказки по ролям (стр. 68—73)

ФИЗМИНУТКА

Рыбка плавает в водице,

Хочет рыбка поиграть.

Ах, ты, рыбка – озорница

Мы хотим тебя поймать!

3. Пересказ нескольких отрывков из сказки (1-2 уч-ся)

4. Выставка рисунков и книг.

– К каким эпизодам сказки относятся ваши рисунки.

5. игра «Ловись рыбка» (уч-ся ловят на удочку рыбку, переворачивают, а на обратной стороне записано имя главного героя сказки. Этому герою дать характеристику)

Например, Рыбка—добрая, благодарная, справедливая

Старуха – злая, жадная

Старик – добрый, слабовольный

6. Итог

– Что нового и интересного вы узнали на уроке?

– Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни?

– Что общего у этого произведения с русскими народными сказками?

(3 раза старик ловил неводом рыбу;

Рыбка говорит человеческим голосом и слышит старика, когда он ее кликает с берега морского;

Много просторечий, разговорные обороты «Не садись не в свои сани»

Объявление оценок.

Домашнее задание: Подготовить пересказ любой другой сказки А.С. Пушкина.

Открытый урок по математике во 2 классе

Тема: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100.

Цели: 1.Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода десяток в пределах 100.

2. Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.

3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Объявление темы и цели урока.

  3. Каллиграфическая минутка. Какая цифра спряталась в орнаменте?

Напишем ее. 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

– Приближается новогодний праздник. Сегодня к вам на урок пришли: новогодняя елочка, Дед Мороз и Снегурочка. Но где же она? Ее похитили. Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.

  1. задачи в стихах. Есть у нашего Андрейки

Слон, слониха, два слоненка Шесть монет по 2 копейки

Шли толпой на водопой. На покупку сладкой плюшки.

А навстречу три тигренка Сколько денег у Андрюшки? (12)

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось друзей? (7)

Котик с мышкою дружил, 5 зеленых лягушат

Мышке тапочки купил. На песочке в ряд лежат.

И на все четыре лапки Одному из пяти братцев

Натянула мышка тапки. Захотелось искупаться.

Побежала по тропинке Остальным же неохота

Да споткнулась о травинку. Возвращаться вновь в болото

С лапки тапочка упала Сколько лягушат осталось

И куда-то запропала. лежать на песке? (4)

Тапку мышка не нашла

И без тапочки пошла.

Сколько тапочек у мышки? (3)

Очень дружно мы живем, Однажды три цыпленка,

В школьном хоре все поём: А с ними три мышонка,

Миша, Коля, Аллочка, А с ними три веселых

Света, Таня, Галочка, Умытых поросенка

Два Сережи и Марат. Бежали спозаранку

Сколько в хоре нас ребят? (9) Из дома на полянку

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех друзей? (9)

Пять индюков

Купили сапоги.

Сколько сапог?

Сосчитать помоги. (10)

2) индивидуальное задание у доски. (4 человека)

38+2 65+5 28+2 20+10

46-4 87-3 39-6 21-1

46+40 87+10 39+30 40+5

82+8 56-6 76+1 43-3

100-20 50+30 90-40 30+20

75-5 91-90 83-3 62-2

5. Решение задач.

Снегурочку похитила Баба-Яга. Она отпустит ее только в том случае, если мы правильно выполним все ее задания.

В

  1. Урок

    Обучающие – расширить представления детей о творчестве великого русского поэта как о достоянии не только русской, но и мировой культуры; обобщить  и систематизировать знания ребят о Творчестве Александра Сергеевича Пушкина на примере

  2. Тематическое планирование

    Самое великое чудо на свете. Самое великое чудо на свете. Устное творчество русского народа. Русские народные песни, потешки. Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы.

  3. Урок

    – В Академии наук работают учёные, научные сотрудники, которые изучают какие – либо проблемы в различных науках, исследуют что-то новое, ставят опыты, эксперименты, а созданные научные открытия люди используют в своей жизни.

  4. Урок

    Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, если не объединяет желание сделать жизнь на этой земле лучше.

  5. Рабочая программа

    Программа разработана на основе авторский программы по литературному чтению А.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого начального общего образования и федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Источник: https://refdb.ru/look/2805583.html

Ссылка на основную публикацию