Турнир знатоков на тему: окружающий мир, 3 класс

“Турнир знатоков” (русский язык, 3 класс)

Турнир знатоков на тему: Окружающий мир, 3 класс

Ludmila46

Татьяна Григорьевна, большое спасибо за интересный материал, который охватывает 3 раздела русского языка.

vedvalya@ya

Татьяна Григорьевна, отличная работа! Детям нравятся такие формы проверки знаний! Беру в свою копилку! Спасибо! Успехов!

Cerg68

Татьяна Григорьевна, благодарю Вас за великолепный ресурс! Вы использовали разнообразные технологические приёмы. Это обязательно повысит интерес детей к выполнению заданий.

GOLD

Татьяна Григорьевна, спасибо за познавательный ресурс! Очень интересное оформление!

matematik1

Татьяна Григорьевна! Спасибо Вам за прекрасный ресурс. Очень интересная работа и ребятам будет интересно работать. Беру к себе в избранное.

smolenczewatat

Дорогие коллеги! Очень приятно Ваше внимание и добрые слова в адрес работы. Спасибо!

Katerina

Татьяна Григорьевна, благодарю за яркую, интересную, познавательную и отлично сделанную работу. Она вызовет интерес у школьников. Большое спасибо, что делитесь своими замечательными работами! Удачи!

smolenczewatat

Екатерина Петровна! Спасибо за внимание. Рада, что работа понравилась.

Linda

Татьяна Григорьевна! Большое спасибо за чудесный ресурс. Желаю Вам дальнейших творческих идей. С уважением, Лидия Петровна.

annatim

Татьяна Григорьевна! Спасибо за интересный ресурс “Турнир знатоков”, который даёт возможность систематизировать и проверить знания по основным разделам курса, воспитывает интерес к русскому языку. Очень понравился. Взяла в избранное.

Ясенька

Татьяна Григорьевна, благодарю за интересную игру. С ее помощью можно проверить знания по морфологии,фонетике, орфографии.

smolenczewatat

Уважаемые Лидия Петровна, Анна Викторовна, Наталья Геннадьевна! Благодарю вас за внимание и добрые слова!

tanyakurova_

Татьяна Григорьевна! Спасибо за отличную работу! Беру на урок!

smolenczewatat

Татьяна Владимировна! Благодарю Вас за внимание и добрые слова!

galilar

Татьяна Григорьевна, у Вас получилась замечательный ресурс!

smolenczewatat

Галина Владимировна! Спасибо за внимание, очень приятно!

arnika

Работа отличная, беру для 3 класса. Спасибо огромное, Татьяна Григорьевна.

smolenczewatat

Ирина Николаевна! Признательна Вам за внимание и отзыв!

holina

Татьяна Григорьевна, прекрасная работа! Беру для 3 класса. Огромное спасибо! С уважением, Елена Михайловна.

Nadezhda57

Интересная, содержательная работа, помогающая детям продемонстрировать свои знания по изученным темам. Понравилась идея с источниками, Татьяна Григорьевна, беру на заметку!

Источник: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/turnir_znatokov_russkij_jazyk_3_klass/382-1-0-30622

технологическая карта урока окружающего мира для 3 класса по теме “Какими людьми были славяне”

I. Орг. момент.

– Гражданами какого государства мы с вами являемся? (России)

– И как мы все, живущие в России называемся? (россияне)

– А какая национальность у большинства россиян? (русские)

– Мы живём в современной России, во времена высоких технологий.

– Назовите высокотехнологичные вещи, которые нас окружают. (компьютеры, сотовые телефоны, цифровые телевизоры, фотоаппараты и т.д.).

Да, человек привык к этим вещам и не мыслит уже себя без них. Но давайте перенесёмся в то далёкое прошлое, когда человек жил в согласии с природой и не имел никаких помощников в хозяйстве, кроме своих рук.

– В этом нам поможет ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

– С какого исторического периода берёт своё начало наша лента времени? (славянские племена) – Как жили славяне? (по вопросам на карточке)

– Что происходило в следующие отрезки времени?

(Рюрик- первый князь, собравший воедино все славянские племена и возгласивший столицей город Новгород. Игорь- брат Рюрика- защитил русские земли от набегов древлян. Ольга – первая женщина-княгиня, принявшая христианство)

Мы вспомнили основные исторические вехи древней Руси.

– Какой вывод о славянах можно сделать из общего рассказа? (постоянно воевали)

– Если они постоянно воевали, то какими они были? (смелыми, храбрыми, сильными )

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– Сегодня мы с вами попробуем встретиться с нашими далёкими предками и поближе узнать их. Мы вернёмся в Русь изначальную.

– Что же обозначает это загадочное слово Русь? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Что такое Русь?

Вспомните статью Сергея Романовского «Русь», которую мы изучали на литературном чтении во 2 классе.

Сергей Романовский «Русь» (Читает ученик)

“Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

– Что же такое Русь? (страна света и озёр)

Где же жили наши предки? (у воды, по берегам реки Днепр)

Прослушайте справочную информацию, которую нашёл по заданию Лагутин Никита

Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово «славяне», которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – «люди, живущие у воды».

– А какими были наши предки, нам сегодня предстоит узнать. По мере проведения нашего исследования, будем заполнять такую таблицу:

Какими были наши предки (таблица с креплениями для карточек- слов)

Погрузиться в эпоху далёких времён на Руси поможет нам музыкальная композиция с песней Игоря Шаферана «Гляжу в озёра синие»

ПЕСНЯ – слайды

– В песне «Гляжу в озёра синие» Игоря Шаферана встретилось много интересных слов.

– Что значит «нарекли русским именем»? (назвали)

– А что означает «русским»? (исконным)

– Вспомните русский язык. Что значитисконное имя? (возникшее в нашем родном древнеславянском языке)

жизненное самоопределение, воспитание любви и уважения к нашей Родине

смыслообразование через восприятие исторических сведений, ориентация в системе личностных взглядов

смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

личностное восприятие культурно-исторического наследия России, общечеловеческих ценностей

целеполага

ние,

прогнозиро

вание

целеполагание,

прогнозирование

принятие и сохранение учебной задачи

определение последовательности промежуточ

ных целей с учётом конечного результата

умение строить сообщение, делать выводы

умение строить сообщение, делать выводы

смысловое чтение

моделирование

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

эмоциональная отзывчивость,

высказывание своей точки зрения

владение диалогической формой речи

владение монологической формой речи

владение диалогической формой речи

умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

умение слушать и вступать в диалог

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/okruzhajuschij-mir-jekologija/175283-tehnologicheskaja-karta-uroka-okruzhajuschego.html

Турнир “Знатоки растений” (3 класс)

Пояснительная записка

Дети занимались по УМК «Гармония», окружающий мир – О. Т. Поглазова.

В течение первых двух лет обучения формирую умения собирать информацию о природных объектах и явлениях из разных источников: слово учителя, текст учебника, рисунок, фотография, дополнительная литература, электронные носители. Дети осваивают работу в паре, делают первые шаги в проектной деятельности. Во 2 классе учащиеся выполнили проект «Друзья или враги комнатные растения!?»

В третьем классе к источникам информации добавляются: результаты целенаправленных наблюдений и опытов, исследовательской проектной деятельности; модели природных объектов и явлений, схемы и таблицы; энциклопедии, научно-популярная литература. Особое внимание начинает уделяться работе с научным текстом.

В I четверти в первом классе один урок в день проводили на школьном дворе. Сочетая игровую и познавательную деятельность, проводили игры-экскурсии на пришкольном участке. Они дали нам возможность познакомиться с растительностью школьного двора. Названия незнакомых цветущих растений находили в атласе – определителе.

В нашем лицее действует теплица – единственная в городе. С первоклассниками путешествовали в «тропиках», знакомились с растениями, дышали фитонцидами, узнавали название теплолюбивых растений, интересные сведения из их жизни. Видели цветущую монстеру и плодоносящий лимон, даже пили с ним чай.

Как это вкусно! На этих прогулках, во время игр учились задавать вопросы и давать ответы на них. Умение задавать вопросы направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщает его к умственному труду.

Дети любили играть в игру «Растолкуй слово», не всегда получалось отгадать слово, иногда случались смешные казусы. Находились «первопроходцы», которые дома готовили загадки, вопросы, короткие стихи–описания. В 1 классе много времени уделяли тренировке в выполнении блиц – опросов.

Этот вид работы концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, позволяет соревноваться. Задания подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся.

Парк Победы (лес Кругленький) – самый крупный в Европе – позволил детям познакомиться с растениями широколиственных лесов, с раннецветущими растениями. Учащиеся учились определять растущие в нём растения, пользуясь атласом – определителем.

Постепенно информационное пространство расширялось. Очень помог в работе Краевой центр экологии, туризма и краеведения. А точнее, отдел экскурсий, путешествий детей и подростков – их руководители: А. Е. Галетин, Ю. А. Егорова.

Юные следопыты участвовали в образовательных программах «В гостях у Берендея» /Интерактивная экскурсия по Ботаническому саду/, «Тайны природы» /Интерактивное путешествие по Русскому лесу/, «В гостях у сказки» / Интерактивное путешествие по Русскому и Мамайскому лесам/.

Дети наблюдали настоящее болото, посетили травертиновый источник, видели исток реки Ташла, измеряли температуру воды в родниках, познакомились с растительным миром малой родины.

Изучение края, малой родины даёт возможность пользоваться краевым информационным пространством. Дети, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями.

Музейные уроки запоминаются надолго, а фотографии, сделанные во время экскурсии, помогают нам иллюстрировать ответы на уроках, использовать новые знания в творческих работах.

Читайте также:  Аппликация своими руками для детей дошкольного возраста. мышка

Мои маленькие ученики уже познакомились с животным и растительным миром края и Красной книгой, с археологическими памятниками Ставрополья, с культурой и бытом славянских народов на Ставрополье.

Накопленный материал о мире растений позволил провести турнир «Знатоки растений».

Турнир «Знатоки растений»

Цель: проверить знание детей по изученной теме; развивать интерес к жизни растений;

познакомить с интересными сведениями о лекарственных растениях;

расширять информационное поле, умение пользоваться различными источниками информации, применять полученную информацию в жизни,

учить честной борьбе, умению работать в команде;

Оборудование: номера для проведения жеребьёвки; табло для баллов;

собери цветок /пазлы/; кроссворд, тексты конкурсов; компьютер, проектор, презентация;

грамоты для награждения;

Ведущий: Добрый день! Я рада приветствовать вас на турнире «Знатоки растений». Что такое «турнир»? Это игры, состязания, в которых принимают участие все заявившие о себе рыцари.

Сегодня мы не будем устраивать кровопролития. Наоборот, тема нашего турнира самая что ни на есть мирная – растения. В турнире победят самые быстрые, сообразительные, умные и дружные.

Чтобы турнир наш был честным и справедливым, мы пригласили уважаемое жюри

У нас сегодня соревнуются две команды.

/Представление команд и их капитанов. Жеребьёвка/.

Программа турнира:

І. Конкурс «Значение растений».

Части растений /кроссворд/ІІ. Конкурс «Меткий стрелок»

ІІІ. Анаграммы

ІV. «Скорая помощь» – «Зелёная аптека»

V. Собери растение /пазлы/

VІ. Конкурс «Ромашка»

І. Конкурс «Значение растений»

Ведущий

/Команды по жеребьёвке отвечают на вопросы. За правильный ответ – 1 балл. Жюри может добавлять баллы за дополнительную информацию о растениях./

Какую роль играют растения в жизни животных и человека?Какие дикорастущие растения использует человек в пищу?Какие культурные растения используют люди в хлебопечении.

Чем важно для человека озеленение города? Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?Какие растения называют цветковыми?Части растений /кроссворд/Ведущий

/Команды заполняют кроссворд. Максимальное количество – 6 баллов (1 – 1,5 минут). Звучит музыка./

По горизонтали:

2. Что образуется на месте цветка у растений?

3. Какую часть растения люди едят у укропа, петрушки, капусты?

5. Красивая часть растения, находящаяся на стебле и появляющаяся весной?

6. Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы

По вертикали:

1. Часть растения, закрепляющая его в земле?

4. Часть растения, находящаяся в плодах.

Ведущий: Однажды части растения заспорили между собой о том, кто у них самый главный: КОРЕНЬ «Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями.

Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда.

Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!»

СТЕБЛИ РАСТЕНИЙ «Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению.

Одни волокна питание корням передают, другие – листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом тёплых дней опять берусь за дело.

Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы растения».

Ведущий: Попробуйте объяснить, кто прав? Какой орган растения самый главный?

Про какой орган растения можно сказать: «и корм и укрытие для многих животных, и фабрика питания?»/лист/Может ли растение жить без листьев? Почему?/нет, в листьях образуются питательные вещества/Какие продукты питания делают из семян? Почему эти продукты считаются очень питательными?/В семени запас питательных веществ, необходимый для того, чтобы семя проросло/Перечислите профессии людей, занимающихся выращиванием растений и их сохранением.Ведущий: Слово жюри.

ІІ. «Меткий стрелок»

Ведущий: В первом состязании вам необходимо проявить меткость при выборе правильного ответа. За каждый точный выстрел /ответ/ – 1 балл.

/Представитель команды подходит к жюри, выбирает 1 карточку и даёт ответ. Допускается помощь команды/.

У русского народа это комнатное лекарственное растение получило название «столетник». А как звучит его научное название?/алоэ; слайд №2/Целебный цветок – предок всех роз./шиповник; слайд №3/Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира.

/Красная книга/ Полезный комнатный цветок, запах листьев, которого отпугивает мух и комаров, очищает воздух от бактерий./герань; слайд №4/Лекарственное растение, исцеляющее людей от 99 болезней, издавна известно на Руси./зверобой; слайд №5/Витаминный напиток, приготовленный из мякоти фруктов и овощей.

/сок/Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях?/липа/

Ведущий

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

https://www.youtube.com/watch?v=qyhoXguTCHs

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют

«Ну-ка, липа, выручай!»

Название, какого овоща произошло от латинского слова «капут»?/капуста/Какой овощ напоминает космическую тарелку?/патиссон/Как называется самый большой и самый маленький цветок на Земле?/раффлезия арнольди – диаметр 1м;

бескорневая вольфия – диаметр – 1 мм/

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ:

Источник: https://www.InfoUroki.net/turnir-znatoki-rasteniy-3-klass.html

Олимпиада по окружающему миру 3 класс. Школьный тур

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа

Олимпиада по окружающему миру

(3 класс)

Составитель:

учитель начальных классов

Волошина Н.В.

2017 – 2018 учебный год

Олимпиада по окружающему миру

(3 класс)

Фамилия, имя учащегося _______________________________________

Класс __________

1.Допиши предложения.

Моё государство _____________, его столица ________________.

В конституции записаны _________ и ________________ граждан.

К государственным символам относятся _______, _________, ________.

2.Выпиши в два столбика объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

Дуб, вода, муравей, солнце, карандаш, ворона, одуванчик, луна, крыжовник, дом, земляника, заяц, учебник.

Напиши, как называются оставшиеся объекты. Запиши их в третий столбик.

Живая природа Неживая природа

3.Подчеркни сезонные изменения в неживой природе одной чертой, в живой – двумя чертами.

Повышение температуры воздуха, листопад, замерзание почвы, начало сокодвижения, спячка животных, отмирание растений, выпадение дождя, набухание почек, линька животных, изменения высоты солнца на небе.

4. Подчеркни одной чертой названия тел, а двумя чертами – названия веществ.

а) капля воды, кислород, вода, пузырёк воздуха в воде, медь.

б) Глина, капля молока, углекислый газ, молоко, глиняный горшок, пузырёк газа в газированной воде.

5.Соедини с помощью стрелок слова из двух столбиков.

звезда Москва

планета Алексеевское

материк Земля

страна Петербург

столица Солнце

город Южная Америка

село Россия

6.Допиши предложение.

а) Вода в твёрдом состоянии – это _________.

б) Вода в газообразном состоянии – это _____________.

7. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Что это за растение? ____________

8.Бабочка эта сухопутная: летает над ясными полянами и опушками. А имя у неё морское. Какое? ____________

9.Это насекомое «поёт» крыльями, а «слушает» ногами. Назови его. ______________

10.Допиши названия.

Северный Ледовитый _____________

Восточно – Европейская _______________

Баренцево ________________

Уральские__________________

Западно – Сибирская ___________

Чёрное______________

11.Допиши предложения.

а) Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя на открытой местности, называется ___________.

б) Граница горизонта, где небо как бы сходится с землёй, называется

______________________________________.

в) Основные стороны горизонта: ________, _____, ___________, __________.

12. Подчеркни, что делает человека красивым.

Болтливость, опрятность, скромность, драчливость, вежливость, доброта, злобность, неряшливость, уважительность, мастерство.

13. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.

Табурет, стул Ожог

Выключатель, розетка Падение

Соковыжималка, Удар электрическим током

мясорубка

Чайник, утюг Отравление

Лекарства Повреждение пальцев

Ответы к олимпиаде по окружающему миру

(3 класс) Максимальный балл – 28.

1.Допиши предложения.

Моё государство __Россия___________, его столица Москва.

В конституции записаны права и обязанности граждан.

К государственным символам относятся: герб, флаг, гимн .

Всё сделано верно
Не записаны 1, 2 названия
Записаны только 3 названия

2.Выпиши в два столбика объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

Дуб, вода, муравей, солнце, карандаш, ворона, одуванчик, луна, крыжовник, дом, земляника, заяц, учебник.

Напиши, как называются оставшиеся объекты. Запиши их в третий столбик.

Живая природа Неживая природа Изделия человека
ДубМуравейВоронаОдуванчикКрыжовникЗемляникаЗаяц ВодаСолнцеЛуна КарандашДомУчебник
Всё сделано верно
Записаны верно 8 названий
Не вписана 3 группа

3.Подчеркни сезонные изменения в неживой природе одной чертой, в живой – двумя чертами.

Одной чертой: Повышение температуры воздуха,замерзание почвы ,

выпадение дождя, изменение высоты солнца на небе.

Двумя чертами: листопад, начало сокодвижения, спячка животных,

отмирание растений, набухание почек, линька животных.

Всё выполнено верно
Обозначено верно 5 позиций
Менее 5 позиций

4. Подчеркни одной чертой названия тел, а двумя чертами – названия веществ.

Одной чертой: капля воды, пузырёк воздуха в воде, капля молока, молоко, глиняный горшок, пузырёк газа в газированной воде.

Читайте также:  Загадки про деньги и магазины для детей с ответами

Двумя чертами: кислород, вода, медь, углекислый газ.

Всё выполнено верно
Обозначено верно 5 позиций
Менее 5 позиций

5.Соедини с помощью стрелок слова из двух столбиков.

звезда Москва

планета Алексеевское

материк Земля

страна Петербург

столица Солнце

город Южная Америка

село Россия

Всё выполнено верно
Обозначено верно 5 позиций
Менее 5 позиций

6.Допиши предложение.

а) Вода в твёрдом состоянии – это лёд.

б) Вода в газообразном состоянии – это пар.

Всё выполнено верно
Обозначено верно 1 позиций

7. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Что это за растение? Мать – и – мачеха. (1б)

8.Бабочка эта сухопутная: летает над ясными полянами и опушками. А имя у неё морское. Какое? Адмирал. (1б)

9.Это насекомое «поёт» крыльями, а «слушает» ногами. Назови его. Кузнечик. (1б)

10.Допиши названия.

Северный Ледовитый океан.

Восточно – Европейская равнина.

Баренцево море.

Уральские горы.

Западно – Сибирская равнина.

Чёрное море.

Всё выполнено верно
Обозначено верно 4-5 позиций
Менее 4 позиций

11.Допиши предложения.

а) Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя на открытой местности, называется горизонтом.

б) Граница горизонта, где небо как бы сходится с землёй, называется

линией горизонта.

в) Основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток.

(За каждый ответ 1б. Максимальный бал 3)

12. Подчеркни, что делает человека красивым.

Болтливость, опрятность, скромность, драчливость, вежливость, доброта, злобность, неряшливость, уважительность, мастерство.

Всё выполнено верно
Обозначено верно 4 позиций
Менее 4 позиций

13. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.

Табурет, стул Ожог

Выключатель, розетка Падение

Соковыжималка, Удар электрическим током

мясорубка

Чайник, утюг Отравление

Лекарства Повреждение пальцев

Всё выполнено верно
Обозначено верно 4 позиций
Менее 4 позиций

9

Источник: https://compedu.ru/publication/olimpiada-po-okruzhaiushchemu-miru-3-klass-shkolnyi-tur.html

Турнир знатоков “Мозаика леса”

Цели:

  • расширять знания детей о растительном и животном мире леса.
  • развивать любознательность, находчивость.
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.

А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.

Проведём турнир знатоков природы, на котором вы поделитесь своими знаниями о лесе. В нём участвуют две команды (названия, эмблемы). Следить за ходом поединка будет жюри.

– Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)

– Какие грибы растут на пнях? (опята)

– Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

– Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое)

– Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)

– Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)

1 этап. Узнай животное.

А) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто.

Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником.

(Если дети берут подсказку, то вычитается один балл)

– Подсказка.

Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)

Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: “Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав”.

– Подсказка.

Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)

В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

– Подсказка.

Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)

Г) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

2 страница

– Подсказка.

Его считают большим трусишкой. (Заяц)

Д) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.

– Подсказка.

Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)

Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

– Подсказка.

Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)

2 этап. Верю – не верю.

– Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?

Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.

– Кабаны очень любят принимать ванну?

Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.

3 этап. Отгадай-ка (загадки болельщикам за каждую отгадку балл команде).

а) Не всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая как ёж зимою в платье летнем. (Ель)

б) Какую траву и слепой знает? (Крапива)

в) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

г) Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

д) Спинка в веснушках ах как не ловко.

И покраснела… (божья коровка)

е) Белые пятна на шапочке красной.

Он для людей чрезвычайно опасный,

Здесь ни к чему нам сомненья и спор- это же гриб, а точней. (мухомор)

ё) У кого на ноге ухо? (у кузнечика)

Вопросы:

а) Кто кукует у кукушки. Самец или самочка.

б) Какие лесные растения могут заменить мясо. Грибы или ягоды.

в) Какие птицы едят грибы. Рябчики или глухари.

г) Сколько раз в году приносит приплод зайчиха. 1-2-3.

д) Какой лесной гриб называется дедушкин табак. Сморчок или дождевик.

е) Сок, какого дерева сладкий. Осины или берёзы.

ё) Какие дрова самые жаркие. Еловые или берёзовые.

ж) Какое дерево осенью краснеет. Берёза или рябина.

з) Из какого дерева делают спички. Сосны или осины.

Капитаны вытягивают конверты с заданиями и рассказывают о съедобных и несъедобных ягодах и грибах.

3 страница

Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день прилетает к кормушке. Вот что она мне рассказала: “Скоро наступит новый год, все звери готовятся, только ёлочка стоит печальная. И чем ближе Новый год, тем печальнее становится ёлочка. А почему не знаю”.

– Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы детей)

Правильно, потому что в Новый год люди вырубают ёлки, а они потом погибают. Давайте, нарисуем плакат в защиту “Зелёной красавицы”.

(Две команды рисуют плакаты, жюри оценивает.)

(Мелодия песни “Песенка крокодила Гены”.)

Припев:

Оборудование: фишки из лото (с 1 по 12), иллюстрации птиц.

Вопросы:

1) Всё у этой птицы не так как у других – клюв не прямой, а крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)

2) Эти птички прилетают в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)

3) Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё.…Это она в воздухе ловит мух и насекомых. (Мухоловка)

4) В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички. (Горихвостка)

5) Эта птица настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз головой. (Поползень)

6) Это небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски, славится своим чудесным пением. (Соловей)

7) Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. А на самом деле – это полезная птица. (Сова)

Читайте также:  Как ухаживать за аквариумными рыбками

8) Птица немаленькая, а увидеть её нелегко: сядет на землю, прижмётся и нет её, сядет на сук вытянется вдоль и исчезнет. Уж такая у неё маскировочная окраска – рябенькая. (Рябчик)

9) Все его называют лесным доктором за то, что он “лечит” деревья, вытаскивает из стволов и из под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)

Источник: http://kopilka13.blogspot.com/2016/02/blog-post_89.html

3 класс_Интеллектуальная игра “Турнир знатоков”

Турнир знатоков

3 класс

Цель:

  • Расширение интеллектуального кругозора учащихся по различным предметам.
  • Развитие познавательной активности учащихся в учебной деятельности.
  • Развитие инициативности, сообразительности, находчивости.
  • Сплочение коллектива учащихся через работу в группах.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентация к игре «Турнир знатоков»
  • Эмблемы для участников игры
  • Таблички с названиями команд

Подготовка к игре:

            На перемене учитель делит на три команды: «Умники», «Знатоки», «Знайки», которые размещены за отдельными столами по типу нарисованных на их эмблемах звёздочках (четырехконечная, пятиконечная, восьмиконечная).

Ход игры:     

  1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие ребята! Я всех Вас рада видеть. Зовут меня Наталья Викторовна, и сегодня я не надолго побуду вашим учителем. Мы собрались на турнире знатоков,  чтобы помериться силой ума и смекалкой, проявить свои творческие способности. Надеюсь, что проведём время с пользой, весело! Вы готовы? Но для начала внимательно послушайте правила игры.

Турнир знатоков состоит из следующих разделов:

·         Калейдоскоп сказок

·         Музыкальный ринг

·         Математическая тропинка

·         Цветочный рай

·         Ребусы

В каждом разделе по три вопроса, которые оцениваются в 1, 3, 5 баллов, в зависимости от сложности, эти вопросы вы будете выбирать по желанию. Подсчёт набранных баллов ведёт жюри. В случае, если команда не смогла ответить на вопрос, право получает любая другая команда, первая поднявшая руку. А вот за этим строго будет следить моя помощница. Работая в команде, соблюдаем такие принципы:

ü  Все члены группы – друзья, они помогают друг другу.

ü  Каждый может сказать всё, что он чувствует.

ü  Когда один говорит, все остальные молчат и внимательно слушают.

ü  Один за всех, все за одного.

Сегодня мя будем играть под девизом «Улыбнись!» Мы не будем сердиться, огорчаться, и если нас постигнет неудача, мы примем это всё с улыбкой, ведь сегодня очень хороший день. Итак, начинаем наш турнир.

Ø  Калейдоскоп сказок

Вашему вниманию будет представлена иллюстрация по сказке. Необходимо угадать, как называется эта сказка и кто её автор. В случае, если участники предложат только вариант автора или названия, количество баллов уменьшается в половину.

Ø  Музыкальный ринг

Прозвучит музыкальный фрагмент известной детской песня. Ваша задача узнать не только, что это за песня, но и дружно пропеть несколько строк.

1 балл – новогодняя песня из мультфильма «Ну, погоди!»

Расскажи, Снегурочка, где была?

Расскажи-ка милая как дела?

За тобой я бегала, Дед Мороз,

Пролила немало я горьких слез.

3 балла – песня о Буратино

Кто доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

Кто не ученый, не поэт,

А покорил весь белый свет, 

Кого повсюду узнают,

Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

5 баллов – песня «Голубой вагон»

Медленно минуты уплывают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди.

Физминутка

Мы немного засиделись. А мозг должен отдыхать, чтобы начинать мыслить с новой силой. Вот и мы сейчас отдохнём, выполнив нехитрые упражнения, которые вы будете повторять за мной.

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Ø  Математическая тропинка

Здесь в неведомых лабиринтах математики вас ждут вопросы на смекалку.

1 балл

На сколько частей разделили отрезок, если на нём поставили три точки? (На четыре части)

3 балла

Сидят кошки, против каждой кошки – две кошки. Много ли этих кошек? (Три кошки)

5 баллов

Лестница состоит из 23 ступенек. Какая ступенька находится в середине лестницы? (Двенадцатая ступенька)

Ø  Цветочный рай

Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни, без их красоты беднее становится наша жизнь. А знаете ли Вы названия цветов?

1 балл

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

3 балла

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок –

И остался стебелёк. (Одуванчик)

5 баллов

Из-под снега расцветает,   

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Ø  Ребусы

Думаю, вам будет интересен этот конкурс. Ведь нет ничего лучше, чем пытаться разгадать таинственно зашифрованное слово.

1 балл (Аист)

3 балла (Серёжа)

5 баллов (Канада)

Вот и подошёл к завершению наш турнир. Мы ждём решения нашего жюри. Какая команда сегодня оказалась чуть впереди других? А пока жюри работает, мы с вами споём очень хорошую песню про улыбку и дружбу, ведь сегодня мы потрудились на славу под девизом «Улыбнись!» (Исполняется песня «Улыбка»

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

      И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

      И кузнечик запиликает на скрипке.

      С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.)

  1. Награждение победителей и призёров.

Жюри объявляет результаты. Победитель получает грамоту. Всем участникам вручаются сладкие призы.

Источник: http://env-site.ucoz.ru/load/razrabotki_vneklassnykh_meroprijatij/3_klass_intellektualnaja_igra_quot_turnir_znatokov_quot/3-1-0-3

Олимпиада по окружающему миру 3 класс

1. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш?

2. Найди ошибку в следующем утверждении: «Растения размножаются …»:

а)  корневищем

б)  листом

в) черенком

г) лепестком

д) клубнем

е) усами

3. В природе все взаимосвязано. Как вы это понимаете? Приведите примеры таких взаимодействий в природе, как:

животные – растения

животные – человек

4.  Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?

– глиняная кружка

– стальной нож

– льняное платье

– кирпичный дом

5. Какое тело может быть твёрдым, жидким и газообразным?

1) камень

2) древесина

3) вода

6. Главное свойство почвы, отличающее её от горной породы:

а) темный цвет

б) плодородие

в) сыпучесть

7. Найди «лишнее слово»:

а) кирпич, глина, цемент, асфальт

б) лемминг, бурундук, северный олень, песец

в) Земля, Венера, Меркурий, Весы

г) дуб, клен, лиственница, береза

8. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки улетают на зиму на юг, а синицы, дятлы, поползни, рябчики, глухари не улетают?

9. Что помогает человеку обдумывать разные сведения об окружающем мире?

1) воображение

2) память

3) мышление

10. Почему люди называют лес защитником водоёмов?

Какая вода испаряется быстрее?

1) тёплая

2) холодная

3) горячая

11. Отметь признак, являющийся главным для плода растений:

1) круглый

2) имеет семена

3) съедобный

4) полезный

Ключ к олимпиадным заданиям по окружающему миру

№ п/п

Ответы

Количество баллов

1.

В тундре.

2 балла

2.

г) лепестком

2 балла

3.

В природе все растения и животные связаны между собой – они нужны друг другу, каждый зависит от другого. Разрушение одного звена в цепи питания приводит к нарушению равновесия в природе.

Исчезновение птиц приведет к появлению большого количества гусениц, насекомых, которые нанесут большой вред растениям поля, леса, луга и т. д. Многие растения распространяют свои семена благодаря животным, которые переносят их на своей шерсти, перьях; другие  делают запасы из плодов с семенами и забывают про них, они затем прорастают.

( белка, сойка     жёлуди       дуб)

Когда человек стал уничтожать воробьев, появилось много сельскохозяйственных вредителей, гусениц, насекомых. Урожай на поле пострадал. Человек не получил достаточное количество продуктов питания.

По 3 балла за каждую из двух частей вопроса.

Полный ответ – 6 баллов

4.

Льняное платье.

2 балла

5.

Вода

2 балла

6.

б) плодородие

1 балл

7.

А) глина

Б) бурундук

В) весы

Г) лиственница

По 1 баллу за каждый правильный ответ

8.

Ласточки, стрижи, мухоловки питаются насекомыми, которые с наступлением холодов исчезают. Поэтому эти птицы на зиму  улетают на юг. А синицы, поползни, дятлы, рябчики, глухари могут найти корм и зимой. Синицы, дятлы, поползни питаются насекомыми и личинками, которые прячутся под корой деревьев. Тетерева, рябчики кормятся почками деревьев, семенами шишек, хвоей.

5 баллов.

9.

3) Мышление.

1 балл

10.

Лес задерживает талую и дождевую влагу. Эта влага постепенно поступает в водоем, как бы питая его. Если лес на берегу водоема вырубить, то вода быстро стечет в водоем по поверхности почвы. Зато потом в водоем долго не будет притока воды, он обмелеет.

4 балла

11.

3)Горячая

3 балла

12.

2)Имеет семена

2 балла

Максимальное количество баллов:  34 балла

Источник: http://school-box.ru/nachalnaya-shkola/knigi-uchebniki-posobiya/668-olimpiada-po-okrugayushemu-miru-3-klass.html

Ссылка на основную публикацию