Театрализованное представление «про сестрицу аленушку и братца иванушку», 2 класс

Жаворонушки – песенки, сказки для детского сада

Театрализованное представление «Про сестрицу Аленушку и братца Иванушку», 2 класс

Жаворонушки Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры Выпуск 5 Запись, нотация и составление Г.Науменко “Советский композитор”, 1988г.

номер с8016к

Содержание:

Каждый сборник серии «Жаворонушки» знакомит читателей с новыми материалами по традиционному народному творчеству для детей и самих детей.
Первый выпуск «Жаворонушек» вобрал в себя основные жанры детского музыкального фольклора.

Второй познакомил с уникальными порой песнями, закличками, приговорками, детскими забавами и играми, приуроченными к различным временам года, а также образцами наигрышей на различных народных инструментах.

Третий, в основном, составлен на основе материала, записанного от талантливой костромской исполнительницы народных песен К. А. Орфелиновой.

Четвёртый выпуск представляет собой как бы антологию детского музыкального фольклора, составленную по печатным сборникам XIX—XX веков (начиная с первых единичных публикаций середины XIX века и кончая современными фольклорными сборниками).

Пятый выпуск «Жаворонушек» выходит за границы только русского фольклора. На его страницах представлены традиционные народные детские песни и игры пятидесяти пяти народов Советского Союза.

Знакомясь с образцами детского фольклора этих народов, мы как бы совершаем путешествие по нашей необъятной стране: познаём неповторимые, национальные черты, быт, окружающую природу каждого народа; слышим, как нежно звучат колыбельные песни в горных аулах и в степных аилах, русских сёлах и северных стойбищах, видим, как радуются солнцу, радуге, птицам, цветам дети, как, играя, подражают ребята гордым орлам, сильным медведям, быстроногим оленям. У каждого народа существует свой образный строй, неповторимый музыкальный язык, но в то же время детский фольклор любого народа привлекает своей поэтичностью, яркой образностью, доступностью для понимания.

Задача автора сборника состояла в том, чтобы переводя образец детского фольклора на русский язык, по возможности, сохранить содержание подлинника, его ритм, синтаксис и мелодику стиха, а также эмоциональную окраску и национальный колорит.

Автор собирал материал в течение 1970—1985 годов, обращаясь к различным источникам: он собран в фольклорных экспедициях, записан от участников фольклорных групп и коллективов, таких как «Тимоня» Курской области, «Фарн» Юго-Осетинской автономной области, «Весна» Аджарской АССР и другие, услышан от студентов союзных республик, обучающихся в училище им. Гнесиных и Московском институте культуры, заимствован из фольклорных сборников народов РСФСР и союзных республик, и переведён на русский язык.

В пятом выпуске «Жаворонушек» знак альтерации при ключе ставится тогда, когда альтерированный звук входит в состав мелодии. Знаком — // обозначается окончание строфы в напевах.

В конце сборника помещён словарь, где объясняются малопонятные слова, помеченные в тексте звёздочкой.

В сведениях об исполнителях и музыкальных источниках фиксируется не место записи, а постоянное место жительства исполнителя, место бытования того или иного образца фольклора.
Г. Науменко
 

  • Колыбельные песни
  • Пестушки, потешки
  • Прибаутки, небылицы.
  • Игровые, плясовые песни
  • Календарные песни (зима, весна, лето, осень).
  • Заклички
  • Приговорки
  • Дразнилки
  • Считалки
  • Игры
  • Словарь
  • Сведения об исполнителях. Музыкальные источники.

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/book/ds/zhavoronushki.htm

Мудрость русских народных сказок: «Гуси-лебеди». – отзыв о сказке гуси лебеди

И так понятно, что сказка «Гуси-лебеди» учит послушанию и смирению. Но что можно в ней увидеть, если попытаться разглядеть, тот самый «намёк», который «добрым молодцам урок?»

По законам символизма, широко использовавшегося в русском фольклоре, образ брата – это образ противоположности, обратной стороны персонажа.

То обстоятельство, что главные герои сказки не имеют даже имён, позволяет предположить, что Сестрица и Братец символизируют собой душу и тело.

Как и в сказке про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, где младший братец не хотел терпеть жажды и норовил напиться из следа от копытца, и результат его невоздержания – полная потеря человеческого обличия и потопление в водах жизни.

Преслушание родителей, оставление без надлежащего контроля своего младшего братца, привело к разрыву тесной связи между сестрой и братом – душей и телом, к похищению младшего братца лукавыми птицами, прекрасно своим наименованием иллюстрирующими сущность бесовскую. Гуси-лебеди – имеют вид лебедей и создают образ благородных, возвышенных созданий, а, по сути – это гуси – злобные, коварные, злопамятные, крикливые и крайне нечистоплотные птицы.

Душа, которой была обещана награда Отцом и Матерью за послушание и заботу о братце, осознав, что нарушила волю родительскую, потеряла то драгоценное, что ей было доверено, испугалась наказания и решила скорее всё исправить.

Но гордыня, ставшая причиной всей этой истории (ведь детское непослушание – это первое выражение повреждённости души гордыней – своё хотение ставится выше родительского), гордыня затрудняет спасение пропавшего братца, и, лишь пройдя долгий и сложный путь, девочка находит своего младшего брата (тело) в плену у той, кому служат лукавые птицы (если птицы – бесы, ясно кто их хозяин).

Что же видит девочка в избушке бабы-яги? Старушку, занимающуюся рукоделием, и Братца, увлечённо играющего серебряными яблочками.

Серебряные яблочки в руках играющего брата – это очень интересный образ: яблоко – символ плодородия, здоровья, любви, красоты; эмблема брачного союза, здорового потомства, а вот серебро символизирует тленность человеческого существа, которое должно непрестанно бороться со своими негативными наклонностями, если желает достичь совершенства. По-моему всё понятно!?

Ничего нет страшного в избушке, бабушка идёт растопить баньку… Но оказывается, именно девочке грозит здесь смертельная опасность, именно её, а не брата, хочет съесть баба-яга! Так и дьявол старается поглотить душу человека, а тело – оно и так умрёт, с его помощью только удобно улавливать душу и причинять ей страдания: «Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила».

Девочка бежит с братцем из обиталища злобных сил, но силы эти не хотят расставаться со своей добычей. Тогда девочка понимает, что если не смирит гордыни своей, ставшей причиной всех этих несчастий, то погибнет.

Обретя смирение, она получает помощь на пути к родительскому дому и вовремя успевает предстать с братцем перед Отцом и Матерью и получить награду.

А лукавые Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Получается, что эта сказка схематично изображает путь человека в мире. Указывает на опасности этого пути и на средства их преодоления и предупреждения.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/pravoslav/1421530

Русская всесоюзная сказка про молодецкую смекалку (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

  Было у царя полцарства, а остальные полцарства – у его сыновей.

Созвал он их как-то, дал им пачку толстую бумажную и говорит – а ну-ка, добры молодцы, кто порвет пачку, тому я полцарства подарю!

Но сколько ни пытались сыновья порвать пачку – так и не смогли, уж больно толстая оказалась. Тогда царь развязал пачку и говорит: не вышло целиком – попробуйте по листочку. Кинулись сыновья на листочки и вмиг всю пачку разорвали.

Вот и запомните, сказал царь, три истины: что не выходит сразу – выйдет постепенно, что не под силу самому – сделается сообща, что не берется силушкой – возьмется хитростью да смекалкою.

«Поняли?»

“Поняли!” – кивнули сыновья.

Обнял царь сыновей и засмеялся радостно: “Да ничего вы не поняли! Вы ж только что порвали свой пакет контрольных акций и царство стало полностью моим!” Тут и сказке конец и сыновьям конец, да и царству тоже конец!

Немецкая народная сказка про Золушку и Дюймовочку

Попала Золушка на бал, познакомилась там с принцем, да в полночь убегать ей надо было как фея велела. А убегая потеряла она хрустальную туфельку.

Стал принц искать полюбившуюся девушку – кому ни примерит туфельку из придворных дам – всем мала.

Читайте также:  Загадки про цифры от 1 до 10 для 1 класса с ответами

Издал он тогда указ: женюсь на той девушке, которой туфелька на ногу налезет. Подпись: принц.

Но не успел он гонцов по стране разослать, как из ближайших лопухов вылезла Дюймовочка. Туфелька ей не то что на ногу налезла, она и с головой туда поместилась. Делать нечего, пришлось принцу жениться как и обещал.

И жил он долго и несчастливо потому что Дюймовочка оказалась злая да сварливая, да и в супружеских отношениях у них проблемы были.

Мораль сказки проста: внимательно надо относиться к составлению официальных документов, чтобы не было разночтений.

Русская народная сказка про серебряное копытце

Жил был в дальних карпатских горах козленок-серебряное копытце.

И было у него свойство такое – где ни стукнет копытцем – появляется рупь мелочью, стукнет дважды – стольник, стукнет трижды – тыща в банковской упаковке.

И вот спугнула его перестройка, стал он по стране бегать из одного конца в другой. Ловят его и спецслужбы и милиция и армия – да не из корысти, а потому что каждая такая пробежка это двадцать процентов инфляции.

Так что если вы найдете на дороге деньги – несите их в центробанк, это лишние, и там их уничтожат.

А если вдруг этого козла поймаете – тут-то наша страна из кризиса и поднимется.

Всенародная сказка про курочку Рябу

Жили были дед и баба и была у них курочка Ряба.

С
несла она как-то яйцо, но не простое, а золотое. Стали дед с бабой яйцо бить – дед бил не разбил, баба била не разбила, но в конце концов конечно разбили.

Затем принялись за посуду, потом выбили стекла, раскрошили мебель, исцарапали лифт, намусорили в подъезде.

Вот такую вспышку вандализма порой вызывают драгоценные предметы в руках малокультурных людей.

Французская народная сказка про добрую и простую девушку Золушку

Жила была золушка в одной семье.

Хорошая была хозяйка – мыла посуду, кормила свиней, печку чистила, да и душой добрая была. И вот хозяйка с родными дочерьми поехала на королевский бал а Золушку как обычно не взяла.

Но прилетела к Золушке фея, дала ей платье невиданной красоты, башмачки хрустальные, карету золотую и поехала Золушка на бал. Как вошла, так все и ахнули – что за невиданная красавица? А Золушка как начала по привычке ржать на всю залу, да в носу ковырять при всех, да чавкать за фуршетом, да на пол плевать, а к полуночи напилась и стала плясать на столе голая – тут ее прочь и вывели.

А виновата фея.

Ведь чтобы завоевать уважение в обществе не с золотой кареты надо начинать, а с хороших манер.

Сказка народов Чукотки про Красную ушанку, ее бабушку и рыбий жир

Однако жила была в далекой тундре девочка и звали ее Красная ушанка.

Однажды мама напекла лукошко тюленьего жира, натопила бидончик рыбьего жира и сказала: отнести однако бабушке, которая живет за тундрой. За ночь как раз успеешь, ночь полярная. Надела Красная ушанка лыжи и побежала по тундре, напевая песенку о том, как она идет к бабушке. (Песенку Красной ушанки слушайте завтра на волнах нашего радио с восьми утра до одиннадцати вечера.)

Подслушал эту песню песец, прибежал к бабушке, проглотил ее, а сам лег посреди чума.

Пришла Красная ушанка и спрашивает: однако бабушка, почему у тебя такой большой хвост? Однако чтобы пол в чуме подметать, – отвечает песец.

Однако, бабушка, а почему у тебя такой маленький рост? – спрашивает девочка. Однако, даже и не знаю что ответить, – говорит песец.

А Красная ушанка смотрит на него и говорит: однако это не бабушка, а просто какой-то песец.

И тут же лыжными палками вспорола песцу живот и выпустила бабушку. И стали они жить-поживать да рыбий жир попивать. Потому что смелой и догадливой чукотской девочке никакой песец не страшен.

Русская народная сказка про веру в людей

Пригласили однажды Буратино на школьный вечер, рассказать детям о жизни.

Рассказал Буратино как его папа Карло из полена выстругал – поверили дети. Рассказал про черепаху Тортиллу, золотой ключик и тайную дверцу в каморке папы Карло – поверили дети. Но только начал рассказывать как его Ленин на руках носил – не поверили дети, засвистели, засмеялись и жвачкой заплевали Буратино, хотя это тоже чистая правда.

Было это еще до его рождения, во время субботника.

 Современная русская сказка про Золушку и ночную дискотеку

Поехала Золушка в ночной клуб.

Колбасится с принцем на танцполе, хорошо ей до невозможности, но вдруг чувствует – измена, двенадцать! Кинулась она к выходу со всех ног, выбегает на улицу, смотрит на свой мотоцикл, а мотоцикл превращается в тыкву! Смотрит на себя – а сама превращается в тумбочку! Смотрит на ночной клуб – а ночной клуб превращается в отделение милиции!

Тут выбежал из клуба принц – что с тобой, Золушка? А та слова вымолвить не может, только мычит и на пальцах показывает – двенадцать! Не дурак был принц, все понял, посадил Золушку в свои “Жигули” и увез минералкой отпаивать, через два дня отпустило.

Потому что двенадцать таблеток “экстази” – это такой нереальный передоз, что реально и с реальностью попрощаться!

Народная коммерческая сказка про папу Карло

Как-то раз в каморку Папе Карло пришел синьор Джезеппе, принес полено и заказал выстругать табуретку.

Посмотрел Папа Карло на полено, почесал в затылке, и думает — не творческая это работа табуретки строгать, а выстругаю-ка я человечка, да назову его Буратино.

Сказано – сделано.

Пришел через неделю синьор Джузеппе, готова, говорит, моя табуретка? А папа Карло улыбается, Буратино ему протягивает. Обиделся синьор Джезеппе, подал в суд, пришлось Папе Карло продать каморку чтобы выплатить неустойку.

Мораль: делай что хочет заказчик, а не твоя левая нога.

Народная медицинская сказка про Петра Петровича Иванько

Жила-была мачеха с дочками и была у нее работница Золушка.

Уехала мачеха с дочками на бал, а Золушку не взяла. Тут прилетела Фея и говорит Золушке: вот тебе карета золотая, вот тебе кони вороные, вот тебе платье белое. Поезжай на бал, но не задерживайся – ровно в полночь платье превратится в смирительную рубашку, карета в палату, а кони – в докторов-психиатров.

Поехала Золушка на бал, да задержалась. Только прыгнула в карету – тут часы и пробили. Открывает она глаза – а кругом психиатрическая палата да санитары в халатах, глянула на себя в зеркало – вместо платья рубашка смирительная, а сама уже не Золушка, а мужик какой-то усатый – Петр Петрович Иванько.

С его слов и была записана эта правдивая история.

Африканская народная сказка про деда, бабу и страуса Рябу

Жили были в одном африканском племени дед и баба и был у них страус Ряба.

Однажды спрятал он голову в песок. Стал дед страуса Рябу выкапывать – копает-копает, выкопать не может. Позвал дед бабу, копают-копают – выкопать не могут. Позвала баба шамана, шаман позвал тапира, тапир позвал лемура, а лемур мангуста.

Копают – выкопать не могут.

Тут пришел белый миссионер с лопатой копал-копал и вдруг выкопал самородок, но не простой, а золотой. И построили они в деревне каменную церковь, и жили в ней долго и счастливо и умерли в один день от землетрясения.

Читайте также:  О пользе леса для детей

Японская народная сказка “Золушкэ-тян”

Давным давно на Курильских островах жила была девушка по имени Золушкэ-тян.

Однажды сеган Курильских островов объявил состязание-кумите, но злая мачеха не пустила Золушкэ-тян.

Тогда прилетела Фея и сказала: Золушкэ-тян, вот тебе шелковое кимоно, вот тебе повозка с рикшей и вот тебе нунчаки, езжай на кумите, но помни – в полночь повозка превратится в рисовое зернышко, рикша в бабмуковый шест, кимоно в циновку, а нунчаки в меч-катану и сделают тебе харакири.

Поехала Золушкэ-тян на состязание-кумите, победила всех мастерством карате, но в полночь свершилось пророчество и нунчаки сделали ей харакири.

Не вынеся позора, фея сделала себе харакири, мачеха сделала харакири и сеган сделал харакири. А за ними все жители Курил сделали себе харакири…

Потом острова постепенно заселили русские рыбаки.

  Народная легенда австралийских аборигенов “Царевна-лягушка”

Было у шамана три сына. Настало им время жениться.

Бросил старший бумеранг – попал бумеранг в дочку белого миссионера.

Бросил средний сын бумеранг – попал бумеранг в дочку вождя племени.

А младший бросил бумеранг – ни в кого не попал, бумеранг к нему и вернулся. Так и остался холостяком, хотя жабы да лягушки вокруг водились в неимоверном количестве.

Народная молодежная сказка про старушку и унисекс

Шел Буратино по лесу, видит избушка, а в избушке старушка лежит усатая и глазастая. “Слышь, Бабуль, а что это у тебя глаза такие большие?” – спрашивает Буратино. “А это чтобы лучше видеть тебя” – отвечает старушка. “Слышь, бабуль, а чего это у тебя усы такие большие? Чего не выведешь?” – спрашивает Буратино.

“А вот это уже не твое дело, Красная Шапочка!” – отвечает старушка.

“Сама ты шапочка, – обиделся Буратино, – это модный колпачок полосатый!” А старушка скинула одеяло и оказалась волком, да как зарычит: “Съем тебя, девочка!” И хвать Буратино зубами!

А зубы-то об дерево и сломались.

Мораль сказки проста: нынче мода унисекс, все одинаковое носят. Поэтому не спеши домогаться к девушкам, нарвешься на парня – можно и без зубов остаться.

Сказка народов Африки о старике и золотой пиранье

Жили были старик со старухой у самого озера Чад. Пошел старик ловить рыбу.

Первый раз закинул яд кураре – всплыли одни лишь жабы.

Второй раз закинул яд кураре – всплыли лишь крокодилы.

Третий раз закинул яд кураре – всплыла Золотая пиранья и хотела сказать, мол, отпусти меня старче, исполню три заветных желания, да не смогла, потому что парализовало.

Воротился старик ко старухе с добычей, обрадовалась старуха, засолили они жаб на зиму, засушили они крокодилов на лето, а Золотую пиранью мигом съели прямо сырой.

Так сами собой исполнились все три желания.

Новая русская сказка про битву Вована-богатыря и Трехголового Змея

Поехал короче Вован-добрый молодец с трехглавым змеем сражаться.

Едет короче лесом, а навстречу Баба Яга. Ну он ей дал штуку баксов, она ему дорогу показала.

Едет он по дороге, а навстречу стая волков. Ну Вован короче дал вожаку штуку баксов, стая отвалила.

Выехал Вован на поле, а поле костями покрыто человеческими. Тут конь под ним стал спотыкаться и на дыбы вставать. Но Вован съездил к конюхам, дал штуку баксов они там коню чего-то подкрутили, короче перестал рыпаться.

Едет Иван дальше, и тут земля затряслась, небо почернело, трехглавый змей выбегает. Ну, говорит, попал ты, Вован, на штуку баксов. Причем каждой голове. “Не бывать по-твоему, бывать по-моему!” – крикнул Вован, выхватил меч и срубил две головы.

Ну а третьей уже дал штуку баксов и нормально договорились.

Змей его еще за полтинник домой подбросил вместе с конем.

Народная военно-десантная сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку

Говорила сестрица Аленушка братцу Иванушке: не пей воды из козьего копытца!

Не послушал ее братец Иванушка, выпил и превратился в козленка. Что только не делала сестрица Аленушка – и по больницам его возила, и гомеопатией лечила и к экстрасенсам обращалась – ничего не помогало.

А как стукнуло Иванушке 18 – забрали его в армию. Нелегко ему там пришлось поначалу – сослуживцы дразнили, старослужащие обзывали. Ну и конечно вид не по уставу – отсюда постоянные наряды, взыскания.

Но все-таки армия сделала из него человека.

Зря ее ругают.

Американская народная сказка про крутых парней

Одна американка разогревала мужу Бигмак.

А Бигмак выскочил из микроволновки и выкатился из коттеджа. Катится по хай-вэю, а навстречу ему ковбой: матерь божья, послушай парень, я надеру тебе задницу! А Бигмак отвечает: я американке задницу надрал, я американцу задницу надрал и тебе задницу надеру! Матерь божья, – сказал ковбой, – похоже этот парень может надрать мне задницу! – и уступил дорогу.

К
атится Бигмак дальше, а навстречу Шериф: не двигайся, парень, ты окружен, у тебя есть только право не отвечать на вопросы, позвонить своему адвокату, написать открытку своей кузине и нарисовать рисунок своему психоаналитику. А Бигмак отвечает – я американцу и американке задницу надрал, я ковбою задницу надрал и тебе надеру! Матерь божья, – сказал Шериф, – мне остался год до пенсии и я не полезу рисковать своей задницей. И уступил дорогу.

А Бигмак покатился дальше и прикатился в Гарлем. И с тех пор его никто не видел.

Бродяги сказывают что парни из Гарлема сыграли с ним плохую шутку.

  1. Сказка

    Но сколько ни пытались сыновья порвать пачку – так и не смогли, уж больно толстая оказалась. Тогда царь развязал пачку и говорит: не вышло целиком – попробуйте по листочку.

  2. Документ

    Русская литература 20-90-х годов XX века: основные закономерности и тенденцииА.А. БлокМ. ГорькийИ.А. Бунин И.С. Шмелев С.А. Есенин В.В. Маяковский М.И.

  3. Учебник

    Работа создана в помощь изучающим литературу русского зарубежья, необычна и отличается от аналогичных работ. Ее охват – от посланий князя Курбского до наших дней – дает возможность представить многообразие русской литературы, существующей

  4. Литература

    Основное назначение книги — представить в сконцентрированном, упорядоченном виде двучленные группировки одно­корневых созвучных слов — паронимов (типа: мелодика мелодия, добровольный добровольческий, ныне нынче), иногда непреднамеренно

  5. Документ

    О замысле. Этот словарь, без преувеличения, делало время. Для него нужны были свобода и переустройство собственного миропонимания. И то, и другое происходило в десять последних нелегких лет, на подходе к новому тысячелетию.

Источник: https://refdb.ru/look/2719393.html

Про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку

Удивительно, сколько в нашем фольклоре сказок про старших сестре и младших братьев! И везде сказка про одно и то же: родители умерли/пропали, сестрица заботилась о братце, работала до седьмого пота, пока братец яблочками румяными игрался, потом сестра счастливо выходит замуж, да и братика с собой забирает во дворец. Думаете, старые сказки? А оглянитесь вокруг!

Сначала я собиралась писать статью на тему «У каждого взрослого должно быть счастливое детство». И стала собирать материал. Материал почему-то упорно не собирался, зато я выслушала десяток одинаковых историй про то, как девочке в детстве пришлось несладко, её обижали, не замечали, заставляли всем делиться в пользу младших братьев, и вот когда она выросла! Тут она всем показала!

Читайте также:  Урок литературного чтения в 4 классе. сочинение по картине в. васнецова «богатырский скок»

Сама уехала в 16 лет из дома, поступила в Университет, работала-работала-работала, снимала жилье, делала карьеру, хваталась за любую возможность, не досыпала, иногда и недоедала.

К 30 годам обычно у такой девочки уже была самостоятельно купленная квартира, высокая должность в крупной компании или собственный бизнес. Ещё плюс-минус удачный брак, дети, собаки.

То есть, жизнь по всем параметрам удалась. А где же в это время братик?

Братик живет с родителями или рядом, в бабушкиной квартире, ни шатко, ни валко учится в каком-нибудь заборостроительном техникуме, не работает, стреляет у «предков» деньги на сигареты.

У него стойкая репутация слабого и неприспособленного к жизни. В какой-то момент он может привести домой девушку, объявить, что «это моя жена, мы будем тут жить».

И даже рожает несколько деток все на той же жилплощади и на те же деньги.

Все это уже столько раз описано, что просто лень повторять. Мне интересно, почему оно так получается, где происходит сбой системы. Ведь по всем законам жанра, это мальчик должен совершать подвиги, открывать новые земли, завоевывать благосклонность заморских принцесс. Ан нет, получаем все того же Емелю.

Достаем наше серебряное яблочко по золотому блюдечку, и внимательно вглядываемся в изображение.

«В те поры война была»

Чаще всего, в этой семье сильная властная мать и отсутствующий (хотя номинально он вполне может быть жив) отец. Не обязательно, чтобы отец был капитаном-подводником, шпионом или геологом.

Достаточно его внутреннего отсутствия в семейной жизни, уходить ведь можно не только в море, но и в телевизор или компьютер. Все решения, вся ответственность за жизнь семьи и воспитание детей ложится на мать.

Она готова к такому развитию событий, ведь так было и в её родительской семье (как раз по причине войны, или террора, или еще какой напасти).

Она бессознательно выбирает себе в мужья такого «странствующего рыцаря», который не будет вмешиваться в то, как она управляет королевством, хотя на словах может постоянно жаловаться на свою тяжкую долю: «Я и лошадь, я и бык». Те, кого такая доля не устраивает, выходят замуж за мужиков домовитых и справных, вроде Нафани.

И старшая девочка с самого юного возраста получает от матери «наследство» в виде послания: никогда не жди от мужчины помощи, будь независимой, делай все сама. В особо тяжелых случаях к посланию прилагается постскриптум «Все мужики сво…».

Девочка растет совсем не избалованная материнским вниманием и любовью, зато у неё в достатке общение с отцом: он учит её всяким полезным (для мужчины) навыкам, таким, как владение немузыкальными инструментами вплоть до топора, умение ориентироваться на местности и в сложных ситуациях, математика и физика и т.д.

Почему её, а не сына, который родился следом? Потому что сына привязала, и очень прочно, к себе мать. Он маленький, слабый, беспомощный, почти инвалид.

С материнским зрением в этот момент что-то происходит, как будто в глаз ей попал осколок зеркала тролля, искажающий реальность. Вот мальчик, и вот девочка. Они одинаковые, у них по паре ног-рук, по одной голове и одному носу.

Ну, отличаются некоторые малосущественные (пока еще) детали в виде половых органов. Но почему-то девочка может приготовить себе завтрак, а мальчик – нет. Девочка справляется со школьной программой, а с мальчиком приходится делать уроки до одиннадцатого класса.

Дочке можно поручить любое задание, и все будет выполнено как надо и в срок, а мальчика однажды послали за сметаной, так он банку разбил, а деньги потерял. Больше не посылают.

Инвалидизация, вот как называется этот процесс. Из мальчика бессознательно делают инвалида, беспомощного и зависимого, немощного. Зачем, о господи, зачем и кому это нужно?

А маме. Ей нужно, чтобы сын был при ней. Всегда. Чтобы нуждался в ней, был под рукой, чтобы она всегда чувствовала себя молодой и полной сил – ведь у неё «на руках ребенок»! Не беда, что ребенку уже 27, и косая сажень в плечах.

Он вызывает у матери запуск программы так называемого «покровительственного поведения»: взрослая особь подает сигналы, сходные с поведением детеныша, и таким образом избегает лишней нагрузки, наказания, а так же получает бесплатное питание.

Девочку приучают заботиться о младшем братике, иногда вплоть до полного перекладывания ответственности: сестра проследит и за обедом, и за уроками, и чтобы в школе – во дворе никто не обижал. Она привыкает.

И пряников сладких всегда не хватает на всех

Так как в обществе такие навыки (ответственность, исполнительность, надежность, смекалка) весьма и весьма востребованы, наша героиня действительно быстро делает карьеру.

Тем более, что ЕЙ никто квартиру оплачивать не собирается, и денег подкидывать тоже. Все сама-сама.

Обычно уже лет в 16 у неё есть подработки в виде Макдональдса или маленьких учеников, поступает она на бюджет, отлично учится (ведь ей уроки никто не помогал делать, все помнит и во всем разбирается).

А потом начинаются странности. Вот, казалось бы, отличный проект, который она разработала с нуля, сама сделала, добилась первых результатов. Появились первые бонусы и дивиденды. И тут случаются …ну, назовем это «нестроением».

Почему-то руководство как будто забывает, кто был зачинщиком и разработчиком, и награда находит совсем другого человека, обычно младше по положению.

То есть, не старая история про научного руководителя, который получает госпремию за работу своего аспиранта, а наоборот: аспирант купается в аплодисментах, а автор открытия плачет в буфете.

И так восемнадцать раз.

Меняются работы, контекст, страны и направления. Неизменным остается одно: «Умница, девочка, садись, пять. А Петеньке мы дадим мороженое, правда, Петенька? Он же у нас такой сладенький малыш!»

А ты чего надулась? Не нравится? Да как ты смеешь обижаться? Он же маленький, тебе что – жалко? Родному брату пожалела? Фууу, какая ты жадина и эгоистка. Иди к себе и подумай о том, как плохо быть такой.

Обычно девочка тихонько плачет и уходит. Вздыхает, потом решает начать все сначала, в другой «семье» (а ведь корпорация – это «одна большая семья», слышали об этом?). Она надеется, что рано или поздно сыщется такое место, где её примут, как свою, где все будет по справедливости, что есть на земле уголок, свободный от противных младших братьев.

На свете правды нет,

но нет её и выше, сказал поэт. Мы носим свою Вселенную у себя в душе, и раз за разом отстраиваем вокруг себя заново свой внутренний мир.

Пока эта девочка не обнаружит (обычно в ходе психотерапии) тот эпизод или длинную историю из своего детства, когда её незаслуженно обидели, обошли наградой, наказали за чужой проступок, и никто её не защитил, не вступился, не пожалел…

Пока Отец-Лесничий не даст отпор злобной Мачехе.

Золушка так и будет сидеть в своем пыльном углу, и плакать, и стараться угодить. Фея-Крёстная не приходит, нам приходится отыскивать её у себя в сердце. Отстаивать себя – как любимого ребенка. Заботиться о себе – как о любимом ребенке. Покупать мороженое и укрывать одеялом – себя, как любимого ребенка.

Тогда все младшие братья станут теми, кем они на самом деле являются: частью родительской семьи.

А Золушка вырастет и станет королевой.

Источник: http://www.katryndemina.ru/article/13

Ссылка на основную публикацию