Стратегии эмоционального воспитания

Установка родителям и стратегия воспитания успешного ребенка

Стратегии эмоционального воспитанияВ родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.

И каждый родитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным!

Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.

К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка успешным не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности и собственных установок в отношении воспитания детей.

Установки родителей в отношении воспитания детей:

1. Воспитание ребёнка – это большая радость в жизни. Такая установка помогает оптимизировать процесс воспитания, а также позволяет приспосабливаться к потребностям ребёнка, адекватно и легко менять свои методы воспитания, помогает понимать ребёнка и легко менять свои методы воспитания.

2. Воспитание – это очень большая ответственность. Такая установка велит контролировать своё поведение родителю, мобилизуя все свои силы на воспитание, при этом есть много тревоги и страха оказаться недостаточно эффективным родителем.

3. Воспитание ребёнка – это мой крест, и мне нести его. Такая установка делает отношения родителей с ребёнком «плоскими», лишая их эмоциональной радости. Более того, у родителей появляется сожаление в связи с утраченными, упущенными возможностями относительно себя.

4. Воспитание – это тяжёлая кара, наказание. Такая установка сводит к нулю эмоциональную чувствительность родителей и их способность понимать и поддерживать своего ребёнка.

Какие качества вы хотите воспитать в своём ребёнке? Как воспитывать эти качества? Кто из родителей будет делать это? И что получится в итоге?

Основные стратегии воспитания детей

Социализирующая

Тактика: действия, направленные на адаптацию и интеграцию ребёнка в общество. Ребёнка отдают в детский сад, затем в школу, учат общаться, выстраивать гибкие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; водят в театральные кружки, отправляют в детские лагеря и т.д.

Акмелогическая (акме – гора, в переводе с греческого)

Тактика: действия, направленные на раскрытие потенциала и талантов ребёнка для достижения высокого положения в обществе. Родители развивают знания ребёнка, водят его в школу раннего развития, на курсы иностранных языков, шахматы и в разные другие интеллектуальные заведения, развивая стремление быть «первым», «лучшим».

Культурологическая

Тактика: действия, направленные на приобщение к культуре: музыка, искусство, литература; ориентация не на знания, а на навыки культуры, культурные ценности, нравственность и образованность.

Экзистенциальная

Тактика: действия, направленные на формирование умения жить своей жизнью, на осознание происходящего и реализации своего выбора в жизни; родители дают ребёнку достаточно свободы и создают условия, чтобы ребёнок сам определял свой выбор.

Понятное дело, ребёнку, пока он маленький, невдомёк, какой стратегии придерживаются родители. Да и сами родители, порой, не вполне осознают, какова их стратегия воспитания ребёнка, и тем более, чем она обусловлена.

Ведь часто бывает так, что у родителей есть сильная потребность реализовать в детях то, чего не удалось им в своём собственном детстве. Или из своих конкурентных мотивов перед другими ребёнок для родителей становится средством престижа.

Более чем понятно, что ни тот, ни другой мотив, на самом деле, не является оправданным и делающим ребёнка счастливым. Особенно, если у родителей не выработана общая стратегия воспитания, и мама с папой, что называется «рвут» ребёнка на части.

Какую бы стратегию вы ни выбрали, главное, уважать при этом личность ребёнка и считаться с его желаниями в первую очередь.

Мудрость родителей – в понимании того, что ваш ребёнок уникален, не похож на других. Его путь – это его путь. И скорость, с которой он по нему идёт – правильная скорость. Заставлять его идти по вашему пути, подталкивать или тормозить было бы большой родительской ошибкой.

Пусть эти советы вам помогут.

Памятка родителям: 100 дорог н а в с т р е ч у детям

  1. Замечайте их
  2. Улыбайтесь чаще
  3. Признавайте их
  4. Запоминайте их слова
  5. Умейте сделать шаг навстречу
  6. Задавайте вопросы про них самих
  7. Учитесь слышать их
  8. Помогайте освоить что-то новое
  9. Смотрите им в глаза, когда разговариваете
  10. Будьте милыми
  11. Говорите чаще слово «ДА»
  12. Заверяйте, что их чувства естественны
  13. Ограждайте их от опасности
  14. Оставайтесь честными
  15. Ищите пути решения проблем вместе
  16. Слушайте истории, которые они рассказывают
  17. Позволяйте им быть самими собой
  18. Забывайте хоть иногда о взрослых проблемах, сосредотачиваясь только на детских 
  19. Обращайте внимание на изменения в их поведении
  20. Предлагайте альтернативу, когда они ищут вашего совета
  21. Восторгайтесь тем, что они делают
  22. Удивляйте их
  23. Держите их за руку, когда им страшно
  24. Хихикайте вместе с ними
  25. Показывайте лучший пример, когда они балуются
  26. Утверждайте, что Вы гордитесь ими
  27. Наслаждайтесь их открытиями
  28. Разделяйте их восторг
  29. Следуйте туда, куда они Вас ведут
  30. Замечайте их отсутствие
  31. Будьте сговорчивыми
  32. «Вскармливайте» их хорошей пищей, добрыми словами и юмором
  33. Предоставляйте им необходимое личное пространство
  34. Пополняйте их коллекции
  35. Обсуждайте их хорошие и плохие сны
  36. Смейтесь над их шутками
  37. Не напрягайтесь
  38. Не стесняйтесь стоять на коленях или сидеть на корточках, чтобы быть одного с ними роста
  39. Отвечайте на их вопросы
  40. Рассказывайте о том, какие они замечательные
  41. Устанавливайте новые традиции и сохраняйте их
  42. «Говорите» глазами почаще
  43. Старайтесь быть в их распоряжении
  44. Появляйтесь на всех их концертах, играх и прочих мероприятиях 
  45. Сосредотачивайте свое внимание на том, кто в нем нуждается
  46. Приносите извинения, когда делаете что-то неправильно
  47. Держите свои обещания
  48. Веселитесь вместе
  49. Машите им рукой и улыбайтесь, когда прощаетесь
  50. Благодарите их
  51. Отмечайте все то, что Вам в них нравится
  52. Осыпайте их комплиментами
  53. Ловите моменты их удачи
  54. Вдохновляйте на поиск выигрышных решений
  55. Спрашивайте их совета
  56. Будьте любознательны вместе с ними
  57. Позволяйте им решать большинство проблем самостоятельно
  58. Давайте им возможность рассказать о своих чувствах
  59. Помогайте им становиться знатоками по многим вопросам
  60. Поведайте им о себе
  61. Помните, что они младше Вас, и разрешайте им вести себя сообразно их возрасту 
  62. Хвалите чаще, критикуйте меньше
  63. Будьте последовательны
  64. Признавайте свои ошибки
  65. Просите их помощи
  66. Поддерживайте их
  67. Аплодирйте их успехам
  68. Верьте в них
  69. Восхищайтесь их уникальностью
  70. Давайте им возможность совершать ошибки
  71. Замечайте их рост
  72. Устанавливайте обратную связь
  73. Уважайте их
  74. Позволяйте им участвовать во взрослых разговорах
  75. Относитесь с пониманием, когда у них трудный день
  76. Предлагайте им широкий выбор действий
  77. Находите время быть рядом
  78. Вдохновляйте их на творчество
  79. Принимайте их такими, какие они есть
  80. Становитесь их защитником
  81. Разговаривайте с ними открыто, на равных
  82. Разрешайте им иногда прерывать Вас
  83. Доверяйте им
  84. Создавайте вокруг них безопасную и открытую атмосферу
  85. Будьте полезны
  86. Поощряйте их стремление помогать ближним
  87. Верьте в то, что они говорят
  88. Помогайте им встать на ноги
  89. Делайте то, что они любят делать
  90. Обсуждайте проблемы вместе
  91. Учите их мыслить глобально
  92. Одобряйте их предложения
  93. Помогайте им учиться на своих ошибках
  94. Любите их несмотря ни на что
  95. Знакомьте их с сильными мира сего
  96. Говорите, чего Вы от них ожидаете
  97. Открывайте перед ними все богатства мира
  98. Будьте собой
  99. Ожидайте от них лучшего, но не ждите совершенства
  100. Уважайте их выбор

Помните, У ВАС ЕСТЬ САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ – ВАШ РЕБЁНОК!

Источник: http://centrparus.ru/strategiya-vospitaniya-uspeshnosti-rebenka/

Стратегия эмоционального воспитания

Если вы и ваш ребенок будете регулярно практиковать эмоциональное воспитание, то со временем накопите достаточный опыт. Вы станете лучше осознавать собственные чувства и охотнее их выражать. Кроме того, ваш ребенок научится ценить преимущества решения проблем вместе с родителями.

Это не означает, что эмоциональное воспитание гарантирует спокойную жизнь.

Вам все равно придется сталкиваться с препятствиями в тех случаях, когда вы, несмотря на желание быть в контакте с эмоциями своего ребенка, по ряду причин, не можете получить от него отчетливый сигнал.

Иногда, независимо от того, что вы говорите или делаете, вы не сможете донести до ребенка информацию, так как он будет находится в своем мире, и с таким же успехом вы могли бы обращаться к стене.

Ниже приводится несколько стратегий поведения с ребенком в различных ситуациях.

Используйте для воспитания вашего ребенка «строительные леса» и похвалу

«Строительные леса» – это техника, которую семьи, занимающиеся эмоциональным воспитанием, успешно применяли в нашем лабораторном эксперименте с видеоигрой. Их поведение резко контрастировало с описанным выше.

Во-первых, эмоциональные воспитатели говорили в медленной, спокойной манере и давали детям минимум информации, достаточной только для того, чтобы начать игру. Затем они ждали, пока ребенок сделает что-то правильно и хвалили его за конкретное действие, а не в общем. (Например: «Хорошо! Ты вовремя нажимаешь на кнопки».

Во время обучения такой тип похвалы гораздо эффективнее, чем более расплывчатое: «Хорошо! Теперь ты делаешь правильно».) После этого родители, как правило, давали чуть-чуть больше инструкций. И, наконец, они повторяли с детьми каждый шаг, облегчая им переход от простого к сложному.

Мы назвали эту технику обучения «строительными лесами», потому что родители использовали каждый маленький успех ребенка, чтобы повысить его уверенность в себе, и подтолкнуть к переходу на следующий уровень компетентности.

В отличие от описанных выше чрезмерно критичных родителей, эмоциональные воспитатели не только редко использовали критику и унижение, но и не вторгались на территорию ребенка – то есть не начинали играть вместо него.

Во время возведения «строительных лесов» такие родители говорили размеренно и спокойно – так, как говорит по телевизору мистер Роджерс.

Уравновешенный темп его сюжетов резко отличается от другой популярной телевизионной программы для детей Улица Сезам, предназначенной для передачи конкретных знаний, таких как изучение цифр, алфавита и тому подобного, где используются остроумные, яркие персонажи и быстрый темп, позволяющие захватить и удерживать внимание детей. Речь в стиле Роджерса хорошо подходит для разъяснения сложных понятий, связанных с чувствами и поведением детей.

Не пытайтесь навязать ребенку свои решения

Один из самых быстрых способов помешать эмоциональному воспитанию – сказать ребенку, который расстроен или злится, как бы вы решили эту проблему. Чтобы понять, почему, представьте аналогичную ситуацию в вашем браке. Типичный сценарий выглядел бы примерно так: жена приходит домой с работы, расстроенная ссорой со своей коллегой.

Ее муж анализирует проблему и, в течение нескольких минут, излагает план решения. Но вместо того, чтобы почувствовать благодарность, жене становится еще хуже. Причина в том, что муж не проявил сочувствия, не показал, что понимает, какие грусть, гнев и разочарование она испытывает. Единственное, что он показал – как можно просто решить проблему.

Для нее же это может значить, что она не слишком умна, раз не сумела додуматься до этого решения сама.

Представьте себе, насколько бы ей стало лучше, если бы вместо немедленного совета, муж предложил ей помассировать спину, а в это время просто послушал, как она описывает свою проблему.

Выговорившись, она может начать придумывать собственные решения, и вот тогда, уже доверяя к этому моменту своему супругу (и отлично себя чувствуя после массажа спины), она может попросить его совета. В конце концов, муж предложит совет, а жена получит решение, которое она сможет услышать.

Она ощутит поддержку своего партнера, не будет чувствовать себя униженной и ее самооценка повысится.

Этот метод работает и в отношениях родителей с детьми.

Родители могут быть разочарованы нежеланием детей принять непрошеный совет – особенно учитывая тот объем мудрости и жизненного опыта, которым они могут поделиться.

Но как правило дети на таких советах не учатся. Ведь предложить решение до того, как проявлено сочувствие – это все равно что поставить каркас дома, до того, как заложен прочный фундамент.

Будьте честны со своим ребенком

Кажется, что у большинства детей есть шестое чувство, когда их родители, особенно отцы, говорят им правду. Поэтому эмоциональное воспитание должно быть чем-то большим, чем механическое произнесение фраз: «Я понимаю» или «Меня это тоже свело бы с ума». Правильные слова не сблизят вас с ребенком, если они не идут от сердца.

Читайте также:  Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет

Более того, жульничество может стать причиной утраты доверия и вбить клин в ваши отношения. Так что прежде чем что-то сказать, удостоверьтесь, что вы действительно понимаете своего ребенка. Если вы не уверены, то просто говорите то, что видите и слышите.

Задайте ребенку несколько вопросов, старайтесь держать линию связи открытой, и ни в коем случае не фальшивьте.

Читайте вместе детские книги

С младенчества и до подросткового возраста прекрасным способом познакомить ребенка с эмоциями служит чтение хороших детских книг. Книги помогают детям создать словарный запас для разговора о чувствах, и рассказывают о различных способах, при помощи которых люди справляются с гневом, страхом и печалью.

Правильно подобранные, соответствующие возрасту книги могут дать родителям повод поговорить о вопросах, традиционно вызывающих затруднения, например, «откуда берутся дети» и «что случилось с дедушкой, когда он умер».

Хорошим поводом для семейных бесед может служить совместный просмотр телевизионных программ или фильмов. Но я думаю, что книги работают лучше, потому что читатель и слушатель могут в любой момент остановиться и обсудить то, что их взволновало. Кроме того, при чтении вслух у детей возникает ощущение, что в истории принимает участие их семья, поэтому сюжет и характеры кажутся им ближе.

Хорошо написанные детские книги могут помочь взрослым войти в контакт с эмоциональным миром своих детей. Одна из матерей в нашей родительской группе рассказывала, как она читала своей десятилетней дочери рассказ о группе девочек ее возраста.

Девочки в рассказе были расстроены тем, что одна из них должна была уехать. Это была простая история о вполне обычной ситуации, но она глубоко тронула мать, которая вновь испытала все те чувства, которые она пережила, когда ее семье пришлось переехать.

Вспомнив, какой преданной может быть детская дружба в этом возрасте, мать смогла лучше понять значение дружбы для своей дочери.

К сожалению, многие родители перестают читать детям вслух, как только те научатся читать сами, но некоторые все же продолжают читать своим детям книги вплоть до подросткового возраста. Подобно привычке собираться вместе за ужином, чтение вслух дает гарантию, что взрослый и ребенок будут постоянно встречаться и делиться тем, что их интересует.

Источник: https://mladgrup2-ds18satka.educhel.ru/folders/post/1432403

Игры на эмоциональное развитие ребенка

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств…

1 3088 1 Июня 2017 в 23:40

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

  1. «Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях.

    По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение).

    Это поможет детям определять эмоции точнее.

  2. Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет.

    Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться.

    Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

  3. «Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».

Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

  1. «Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя.

    Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении.

    Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

  2. «Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

  3. «Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей зрительного вектора.

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

  1. «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

  2. «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

  3. «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и кожным вектором – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.

Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со звуковым вектором. Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

  1. «Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

  2. «Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

  3. «Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели анального вектора не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование.

Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко.

Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, читайте и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация по ссылке.

Читайте также:  Новогодние задания для детей 4, 5, 6 лет

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/igry-na-jemocionalnoe-razvitie-rebenka

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью театрализованных игр – 28 Июля 2015 – Мир театра

Как вырастить из ребёнка успешного человека ?

Последние исследования психологов показали, что успешность в огромной степени зависит от эмоционального интеллекта человека.

Именно те дети, родители которых серьёзно занимались их эмоциональным воспитанием, лучше успевали в школе, были более благополучны и здоровы физически.

У них отмечаются лучшие оценки в школе, они отлично ладят со своими друзьями. А потом становятся счастливыми, преуспевающими людьми.

Эмоциональный интеллект – умение владеть своими эмоциями.

“За последнее десятилетие учёные выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справиться со своими чувствами.

Это качество называют “эмоциональным интеллектом”. С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять.

у детей, которые получают большую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлётами и падениями в своей жизни” – пишут авторы книги “Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей” Д. Готтман и Д. Деклер.

Эмоциональный интеллект включает в себя:

  • самосознание;
  • контроль импульсивности;
  • уверенность;
  • самомотивацию;
  • оптимизм;
  • коммуникативные навыки;
  • умение эффективно выстраивать социальные взаимоотношения.
Игра – наиболее доступный и интересный для ребёнка способ выражения эмоций и впечатлений.

Возможно, одним из самых простых и эффективных способов развить эмоциональный интеллект являются именно театрализованные игры. И если доверительные беседы с детьми не всегда возможны в силу разных причин, то игра снимает эмоциональные зажимы, позволяет раскрыть и заново прожить яркие чувства или заранее подготовиться к тем непростым эмоциям, с которыми ребёнок ещё не сталкивался.

Чем старше становится дошкольник, тем сложнее и многообразнее гамма его чувств. Управлять эмоциями малыши не могут, а это нередко приводит к импульсивности поведения и осложнениям в общении.

Рассмотрим возрастные периоды подробнее.

Дети 2-3 лет негативно воспринимают авторитарные распоряжения родителя или воспитателя, поэтому необходимо использовать множество игровых приёмов. Наиболее эффективна сюжетно-ролевая игра с куклой. Можно выбрать противоположные эмоции: одну (например, вредность) изображает кукла взрослого, а другую (доброжелательность) – ребёнок. А затем неплохо поменяться ролями.

Татьяна Петровна Дерий. Маша, кушай кашу! 2007 г.

Отличие между сюжетно-ролевыми и театрализованными играми состоит в том, что в сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных за основу берутся сюжеты из литературных произведений.

Дети 4-5 лет уже способны научиться конкретным способам преодоления своих эмоций, объяснить базовые эмоции. Дети более сдержанны и могут скрыть страх, слёзы, агрессию. Но появляются и сложные чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть, стыд и т.д.

Кроме того, ребёнок часто сам переходит от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя. Так, постепенно, происходит естественный переход к театрализованной игре.

В этот период, возможно, особенно интересны будут короткие игровые этюды, которые можно проводить в качестве физминуток.

В 5-7 лет для дошкольника становятся значимыми именно доброжелательные отношения. Дети уже знают, как проявлять внимание, отзывчивость, и часто применяют эти знания, неплохо используя экспрессивные формы выражения эмоций: интонацию, мимику.

Чем больше существует ситуаций различных типов, знакомых ребёнку, тем “разумнее” его эмоции. Поэтому наша задача на этом этапе давать как можно больше сложных ситуативных задач, которые можно разыграть на сцене с помощью небольших спектаклей.

“Волк и семеро козлят” Детского музыкального театра “Мюзикл” (Источник фото.)

Воспитатели, работая над развитием эмоционального интеллекта, отмечают, что в группах уменьшается конфликтность среди детей. Дошкольники свободно различают и называют эмоции, умело выражают их с помощью слов, жестов и мимики, видят связь между настроением и поведением.

Родители, которые занимаются развитием эмоционального интеллекта в семье, видят, что дети становятся более здоровыми, благополучными. У них меньше проблем с поведением и они быстрее восстанавливаются после тяжёлых переживаний и стрессов. Такие дети отлично подготовлены к жизненным рискам и проблемам.

Вам также может быть интересно:

Обзор книг и игр для развития эмоционального интеллекта.

Источник: http://www.mir-teatra.org/news/razvitie_emocionalnogo_intellekta_doshkolnikov_s_pomoshhju_teatralizovannykh_igr/2015-07-28-68

V3: Приоритетные стратегии воспитания

I:

S: К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся

+: физические упражнения, природные и гигиенические факторы

-: спорт и туризм

-: физические упражнения, природные факторы, игры, спорт

-: спорт, природные и гигиенические факторы

I:

S: Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем

-: целенаправленного педагогического воздействия

+: активности, деятельности самого ребенка

-: восприимчивости ребенка к требованиям воспитателя

-: педагогического управления

I:

S: Характеристикой косвенного требования, предъявляемого педагогом ребенку, является

+: опора на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения

-: позитивность

-: сочетание позитивности, инструктивности и решительности

-: инструктивность

I:

S: Принцип диалогичности воспитания предполагает

-: организацию бесед, диспутов, дискуссий

-: обмен ценностями между воспитателями и воспитанниками

+: обмен ценностями между воспитателями и воспитанниками и совместное продуцирование ими ценностей в жизнедеятельности воспитательных организаций

-: совместное продуцирование ценностей воспитателями и воспитанниками

I:

S: В иерархии целей воспитания и образования высшей целью выступает

-: овладение человеком средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья

+: всестороннее гармоническое развитие личности

-: обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и самореализации человека

-: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия

I:

S: Взаимосвязь между процессами воспитания и самовоспитания является

-: формой организации педагогического процесса

-: принципом педагогического процесса

+: закономерностью педагогического процесса

-: содержанием педагогического процесса

I:

S: Одно из главных правил воспитания – «правило трех П» – расшифровывается как

-: поощрение, послушание, признание

-: понимание, принятие, поощрение

-: последовательность, постепенность, послушание

+: понимание, принятие и признание

I:

S: Принцип диалогичности воспитания предполагает

-: обмен ценностями между воспитателями и воспитанниками

-: совместное продуцирование ценностей воспитателями и воспитанниками

-: организацию бесед, диспутов, дискуссий

+: обмен ценностями между воспитателями и воспитанниками и совместное продуцирование ими ценностей в жизнедеятельности воспитательных организаций

I:

S: Эстетическое воспитание учащихся осуществляется

-: исключительно средствами искусства

-: через познание закономерностей художественного творчества

-: средствами искусства и наблюдением природы

+: через эстетизацию школьного быта и отношений детей, наблюдение природы и искусство

I:

S: Целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека принято называть

+: воспитанием

-: обучением

-: формированием

-: гуманизацией

I:

S: Использование педагогом воспитательной силы коллектива является формой

+: косвенного педагогического воздействия

-: прямого педагогического воздействия

-: управляемого педагогического воздействия

-: неуправляемого педагогического воздействия

I:

S: В процессе гуманистического воспитания происходит

-: усвоение личностью знаний, умений и навыков

-: освоение человеком социального опыта старших поколений

+: выработка человеком своей личной культуры ценностей и смыслов

-: адаптация личности к требованиям общества

I:

S: Художественное воспитание по отношению к эстетическому воспитанию является

-: тождественным понятием

-: более широким понятием

-: самостоятельным видом воспитания

+: его составной частью

I:

S: В современных условиях общественная практика воспитания представляет собой

-: целенаправленное педагогическое влияние на развитие мотивационно- ценностной сферы человека

-: целенаправленное воздействие взрослых на ценностное сознание детей и юношества

-: передачу старшими поколениями и активное усвоение и воспроизводство новыми поколениями социального опыта

+: взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия

I:

S: В случае совершения ребенком сразу нескольких проступков, он должен быть наказан

-: по сумме всех проступков

-: за каждый проступок в отдельности

+: только один раз и за самый серьезный проступок

-: только один раз и за самый незначительный проступок

I:

S: Уборка школьниками классного помещения относится к разряду

+: общественно-полезного труда

-: производственного труда

-: учебного труда

-: эксплуатации детского труда (классные помещения должны убираться профессиональными уборщицами)

V3: Семейное воспитание

I:

S: Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются:

-: результаты воспитания

+: цели воспитания

-: основные направления воспитательной деятельности

-: методы, приемы и технологии воспитания

I:

S: Усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения представляет собой

-: межличностный механизм социализации

-: институциональный механизм социализации

-: стилизованный механизм социализации

+: традиционный механизм социализации

I:

S: К макрофакторам социализации принадлежит

-: субкультура

-: телевидение

+: этнос

-: город

I:

S: Непосредственное влияние на человека оказывают

-: мегафакторы социализации

-: макрофакторы социализации

+: микрофакторы социализации

-: мезофакторы социализации

I:

S: Главная роль в воспитании детей принадлежит

+: семье

-: сверстникам

-: общественности

I:

S: Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы:

-: коллектив

-: материальные условия

+: искренняя и безусловная любовь родителей

I:

S: Воспитательный метод, воздействие которого основывается на подражании образцам поведения, – это

-: мотивационный

+: пример

-: позитивного подкрепления

-: негативного подкрепления

I:

S: Вид воспитания, направленный на развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, идеалов красоты, называется

-: культурный

-: эмоциональный

-: культурологический

+: эстетический

I:

S: Непосредственное влияние на человека оказывают

-: макрофакторы социализации

-: мезофакторы социализации

-: мегафакторы социализации

+: микрофакторы социализации

I:

S: Выберите ведущую функцию семьи, определяющую эффективность сотрудничества родителей с педагогами

+: воспитательная

-: правовая

-: социального контроля

-: поощрительная

I:

S: Найдите лишнее определение понятия «семья»:

-: ячейка общества

+: союз двух любящих людей противоположного пола

-: малая социально-психологическая группа, построенная на брачных и родительских отношениях, связанная общностью быта, моральной ответственностью своих членов

I:

S: Определите функцию семьи по указанной характеристике. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета

-: регенеративная

+: хозяйственно-экономическая

-: воспитательная

-: репродуктивная

I:

S: Определите тип семьи по указанной характеристике. Внешне гармоничная семья. Но для неё характерна мещанско-обывательская направленность в поступках и действиях, наличие потребительских мотивов, двойственность норм и отношений к людям, у детей формируются обывательская мерка ценностных ориентаций, эгоистические наклонности

-: неблагополучная

-: неполная

+: формально-благополучная

-: благополучная

I:

S: Выберите фактор жизнедеятельности семьи, определяющийся её имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе

-: социально-культурный

+: социально-экономический

-: технико-гигиенический

-: демографический

I:

S: Выберите определение механизма семейного воспитания. Подкрепление – это:

-: процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление правильного понятия о чем-либо

+: система педагогических мер, являющихся подтверждением правильности или ошибочности отдельных действий ребенка или его поведения в целом

-: уподобление себя значимому другому, как образцу на основании эмоциональной связи с ним

-: совокупность средств и возможностей для формирования личности ребенка

I:

S: Определите тип семейных взаимоотношений. Диктат – это:

-: свобода ребенка во всем, избавление от любых поручений и требований

+: требовательность, использование родителями приказного тона, средств насилия, угроз и других жестоких мер

-: реализация семейного принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Минимум требований, правил, норм поведения

-: баланс любви, уважения и требовательности к ребенку и другим членам семьи

I:

S: Выберите правильное определение. Авторитет – это:

+: влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте

-: исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение порядки, правила поведения

-: определенные действия, передаваемые путем детальных предписаний и воспроизводимые в жизнедеятельности новых поколений

-: совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка

I:

S: Выберите определение понятия «педагогическая культура родителей»:

+: компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье

-: специальная система повышения педагогической культуры населения

-: постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности

-: способ организации совместной деятельности, осуществляемый на основании социальной перцепции и с помощью общения

I:

S: Определите тип семьи по указанной характеристике. Цель воспитания – взаимное доверие, принятие и авторитет, диалог равных, учитываются взаимные интересы, учитываются нравственные ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, у ребенка развивается активность, уверенность в себе и эмоциональная устойчивость

+: демократическая

Читайте также:  Конкурсная программа поварята для старших дошкольников в детском саду

-: детоцентрическая

-: традиционная

-: неблагополучная

I:

S: Выберите определение механизма семейного воспитания. Идентификация – это

-: процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление правильного понятия о чем-либо

-: система педагогических мер, являющихся подтверждением правильности или ошибочности отдельных действий ребенка или его поведения вцелом

+: уподобление себя значимому другому, как образцу на основании эмоциональной связи с ним

-: совокупность средств и возможностей для формирования личности ребенка

I:

S: Определите тип семьи по указанной характеристике. Воспитания уважения к авторитету старших, многодетность, большая по численности (в одном доме проживают разные поколения), главенство мужчины; религиозность

-: гармоничная

+: патриархальная

-: демократическая

-: материнская

V3: Учитель и ученики. Их творческое самообразование

I:

S: Нежелание школьника подчиняться требованиям группы (коллектива) является формой проявления

-: конформизма

-: фрустрации

-: неадаптивности

+: нонконформизма

I:

S: Неформализованная структура отношений в коллективе включает в себя

-: межличностные отношения всех членов коллектива

-: деловые отношения управления и самоуправления, складывающиеся между членами коллектива

-: избирательные отношения приятельства и дружбы между членами коллектива

+: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы

I:

S: Основным отношением педагогического процесса является отношение

+: учитель – ученик

-: учитель – детский коллектив

-: ученик – ученик

-: ученик – объект усвоения

I:

S: Основным отношением педагогического процесса является отношение

-: ученик – ученик

+: учитель – ученик

-: учитель – детский коллектив

-: ученик – объект усвоения

I:

S: Установите соответствие ведущей деятельности разным периодам жизни человека

L1: Взрослый период

L2: Ранний возраст

L3: Дошкольный возраст

L4: Школьный возраст

R1: Трудовая деятельность

R2: Предметная деятельность

R3: Игровая деятельность

R4: Учебная деятельность

I:

S: Какой из компонентов педагогического мастерства таковым не является:

-: гуманистическая направленность

+: самоутверждение педагога

-: педагогическая техника

-: профессиональные знания

I:

S: Вставьте пропущенное слово:

###### – это процесс деятельности преподавателя, который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемыми как в непосредственной, так и в опосредованной форме

-: воспитание

+: преподавание

-: образование

-: развитие

I:

S: Саморегуляция педагогом своего самочувствия выражается в:

+: умении мобилизовать рабочее самочувствие

-: умении тактично задавать вопросы собеседнику

-: умении создавать необходимое настроение

-: умении снимать излишнее напряжение у собеседника

I:

S: Педагог-исследователь Н.В. Кузьмина в области мастерства педагогической деятельности разработала

-: уровни педагогической техники

+: уровни продуктивности педагогической деятельности

-: уровни организации коллективной деятельности детей

-: критерии педагогического мастерства

I:

S: Установите последовательность подготовки педагога к уроку

L1: Определение темы урока

L2: Определение типа урока

L3: Определение структуры урока

L4: Подбор наглядных средств обучения

L5: Определение приёмов и методов активизации учеников

I:

S: Основное требование к учителю, сформулированное Ж.-Ж. Руссо

-: строгость и придирчивость

-: умелость

+: благонравие

-: деловитость

I:

S: Д. Дьюи о роли учителя в образовательном процессе считал необходимым

-: ограничить функции учителя

-: усилить личностный потенциал учителя

+: утверждать тесное взаимодействие учителя и ученика

-: повысить авторитет учителя

V1: Управление образовательными системами



Источник: https://infopedia.su/3x32db.html

5 шагов эмоционального воспитания

Алена Лепилина

Эмпатия — полезная штука. Она помогает детям увидеть в родителях союзников. Мы же, сочувствуя и сопереживая им, закладываем кирпичики их счастливого будущего. А в настоящем дети рассказывают нам, о чем думают и что чувствуют. И когда появятся конфликты — это поможет разрешить их. В конце концов настанет день, когда когда они будут готовы услышать наши предложения!

Как сделать это реальным — рассказывает профессор психологии Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка». В этой статье поговорим о пяти ступенях эмоционального воспитания — о тех шагах, которые родители делают, чтобы установить эмпатию в отношениях со своими детьми и повысить их эмоциональный интеллект.

Жизнь без эмпатии

Представьте себе, что вы росли в доме, где вам не сочувствуют. Представьте, что ваши родители ожидают, что вы всегда будете веселым, счастливым и спокойным.

В этом доме печаль и гнев считаются признаком неудачи или потенциальной катастрофы. Когда мама и папа видят вас в мрачном настроении, то начинают волноваться.

Они говорят, что предпочитают, чтобы вы были довольным и оптимистичным, «видели светлую сторону», никогда не жаловались и никогда и ни о чем не говорили плохо.

Беда в том, что в вашей жизни продолжают происходить события, которые не позволяют вам постоянно быть спокойным и довольным.

Маленькая сестра забирается к вам в комнату и рвет вашу коллекцию комиксов. В школе вас ругают за то, чего вы не делали, и ваш лучший друг не помогает вам защититься. Но это даже не самое главное.

Если вы называете свою маленькую сестру вредителем, ваша мать говорит: «Конечно, ты так не думаешь!» А когда вы заговариваете об инциденте в школе, ваш отец говорит: «Должно быть, ты сделал что-то такое, что спровоцировало учителя».

«Твой научный проект провалился? Забудь об этом».

Таким образом, через некоторое время вы приучаетесь держать язык за зубами. И что же вы узнаете, живя в этом искусственном мире? Ну, во-первых, что вы совсем не такой, как ваши родители, потому что у них нет тех плохих и опасных чувств, которые есть у вас.

Вы узнаете, что из-за своих чувств вы являетесь проблемой для своих родителей. Естественно, такое положение дел приводит вас в замешательство, особенно по мере того, как вы становитесь старше и обнаруживаете очевидный факт, что иногда жизнь — это тяжелое бремя.

А если бы ваша жизнь сложилась иначе? Если бы вы выросли в семье, основная цель которой не сохранять жизнерадостность, а проявлять сочувствие и понимание?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, — источник

Скорее всего, вы бы не чувствовали себя таким одиноким. Вы чувствовали бы, что ваши родители на вашей стороне независимо от того, что произошло. Вы бы знали, что можете обратиться к ним за поддержкой, потому что они понимают, что происходит у вас внутри.

По своей сути, эмпатия — это способность разделять чувства другого человека. И если мы сможем сообщить своим детям, что понимаем их эмоции, то подтвердим правильность их переживаний и поможем научиться себя успокаивать. Этот навык позволит нам быть «в струе» независимо от камней и порогов, которые ожидают наши отношения.

5 ступеней эмоционального воспитания

Сама идея эмпатии проста, но ее не всегда легко реализовать в повседневных отношениях. Итак, вот что нужно делать:

1) понять эмоцию ребенка; 2) отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения; 3) сочувственно выслушать ребенка и подтвердить обоснованность его чувств; 4) помочь ребенку правильно назвать свои эмоции;

5) обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему.

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Шаг № 1: осознание эмоций ребенка

Чтобы родители могли понять, что чувствуют их дети, они должны научиться сначала осознавать свои эмоции.

Но что значит «осознавать эмоции»? Открыто их выражать? Отказаться от защиты? Закрытые мужественные отцы могут задать вопрос, что станет с их образом крутого мужчины, который они совершенствовали с начальных классов школы? На самом деле люди могут быть эмоционально осознанными и хорошо приспособленными для эмоционального воспитания без необходимости чрезмерно выражать свои чувства или терять контроль над собой.

Эмоциональная осознанность означает, что вы просто признаете эмоцию, когда ее ощущаете, можете идентифицировать свои чувства и разделяете эмоции других людей.

Если сможете разделить эмоцию со своим ребенком, несмотря на трудные или неудобные ощущения, то вам откроется возможность сделать и следующий шаг, — источник

Родители, которые осознают собственные эмоции (неважно, насколько они сильные), могут использовать свою восприимчивость, чтобы настраиваться на чувства детей. Не все эмоциональные сообщения детей легко расшифровываются, но это дело практики.

Если хотите лучше осознавать свою эмоциональную жизнь — есть рецепты. Обычные способы добраться до своих чувств включают медитацию, молитву, ведение дневника и формы художественного выражения, такие как игра на музыкальных инструментах или рисование.

Шаг № 2: эмоция как средство для сближения и обучения

Для многих родителей сама идея, что детские негативные эмоции являются возможностью для сближения и обучения, служит облегчением, освобождением и великим «вот оно!».

Нам больше не нужно считать гнев своих детей вызовом нашей власти, детские страхи — свидетельством нашей некомпетентности как родителей, а их печаль — как «еще одну чертову проблему, с которой я должен сегодня разобраться».

Когда ребенок испытывает печаль, гнев или страх, он больше всего нуждается в родителях. А возможность успокоить расстроенного ребенка как ничто другое позволяет нам «почувствовать себя родителями».

Признавая эмоции своих детей, мы обучаем их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей своей жизни.

Сочувствующие родители используют глаза, чтобы наблюдать за физическими проявлениями эмоций своих детей, воображение, чтобы взглянуть на ситуацию с точки зрения ребенка, и слова, чтобы обозначить эмоцию успокаивающим, некритическим ответом, показывающим, что ребенка услышали.

Но самое главное, они используют свои сердца, чтобы прочувствовать, то, что чувствуют их дети.

Помните, что в момент, когда ребенок переживает сильные эмоции, взаимный обмен простыми наблюдениями работает лучше, чем «прощупывание». Вы спросите дочь: «Почему тебе грустно?», но она может ничего об этом не знать.

Она еще ребенок, у нее нет за плечами многих лет самоанализа, поэтому и готового ответа у нее нет. Возможно, она расстроена из-за ссоры родителей, или потому, что чувствует себя уставшей. Поэтому лучше всего просто озвучивать то, что вы видите.

Например, скажите: «Кажется, ты сегодня немного устала» или «Я заметил, что ты нахмурилась, когда я упомянул о концерте» — и ждите ответа.

Шаг № 4: помочь ребенку обозначить эмоцию словами

Следующий простой, но очень важный шаг эмоционального воспитания состоит в том, чтобы помочь детям назвать эмоции, которые они испытывают.

Помощь в обозначении эмоции позволяет детям превратить аморфное, страшное, неприятное чувство в нечто определимое, имеющее границы и являющееся нормальной частью повседневной жизни. Гнев, печаль и страх становятся переживаниями, которые есть у всех и с которыми все справляются.

Те, кто рядом, всегда нам помогут, — источник

Обозначение эмоции словами идет рука об руку с сочувствием. Родитель видит своего ребенка в слезах и говорит: «Наверное, тебе очень грустно?» С этого момента ребенок не только чувствует, что его поняли, но у него также есть слово, чтобы описать то сильное чувство, которое он испытывает.

Умение назвать свою эмоцию помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.

Так что помогайте своим детям находить слова, позволяющие описать их чувства. Это не означает, что детям нужно рассказывать, что и как они должны чувствовать. Ваша задача — расширить словарный запас так, чтобы ребенок мог выразить то, что он чувствует.

Например, если ребенок зол, он может одновременно ощущать разочарование, ярость или ревность, он может чувствовать, что его предали. Чем точнее дети смогут выразить свои чувства словами, тем лучше, так что помогите им научиться правильно их обозначать.

Шаг № 5: введение ограничений + помощь в решении проблемы

Итак, вы выслушали ребенка, помогли ему понять и озвучить его эмоции и, скорее всего, обнаружили, что перешли к решению проблемы. Этот процесс также состоит из пяти шагов: 1) введение ограничений; 2) определение целей; 3) обдумывание возможных решений; 4) оценка предложенных решений на основе ценностей вашей семьи и 5) помощь ребенку в выборе решения.

На первый взгляд этот процесс может показаться довольно громоздким, но с практикой все действия становятся автоматическими и выполняются достаточно быстро. Так что смело используйте его для решения проблем вместе с детьми.

Источник

Введение ограничений

Для маленьких детей процесс решения проблемы зачастую начинается с того, что родители устанавливают ограничения на неподобающее поведение. Например, ребенок выражает негативные чувства в неприемлемой форме — бьет приятеля. Детям важно объяснить, что проблемой являются не их чувства, а их плохое поведение.

Определение целей

Следующим шагом после того, как родители чутко выслушали ребенка, назвали их чувства и установили ограничения на нежелательное поведение, является определение целей решения проблем.

Чтобы определить цель, спросите ребенка, какой результат он хотел бы получить. Часто ответ бывает прост: он хочет исправить перекосившегося воздушного змея или решить неполучившуюся задачу по математике. Некоторые ситуации потребуют более сложных решений. Например, после драки с сестрой ему, возможно, придется решать, что лучше: отомстить или найти способ предотвратить драки в будущем.

Обдумайте возможные решения

Дальше стоит придумать варианты решения проблемы. Идеи родителей могут быть очень полезными, особенно для детей младшего возраста, которым трудно предложить несколько вариантов. Тем не менее вы не должны полностью брать на себя поиск решений. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок достиг результата, то нужно поощрять его предлагать идеи самому.

Проведите мозговой штурм, сыграйте в ролевую или фантазийную игру.

Теперь настало время перейти к обсуждению идей с тем, чтобы решить, какие из них стоит опробовать, а какие следует отбросить. Поощряйте ребенка рассматривать каждое решение отдельно, задавая следующие вопросы:

  • Это решение справедливое?
  • Оно будет работать?
  • Насколько оно безопасно?
  • Как ты будешь себя чувствовать?
  • Как будут себя чувствовать другие люди?

Помогите ребенку выбрать решение

Изучили последствия? Теперь предложите ребенку выбрать один или несколько вариантов. Помогая своим детям принимать решения, не забывайте, что дети учатся на собственных ошибках. Если ваш ребенок склоняется к идее, которая не сработает, но и не принесет вреда, вы можете позволить ее попробовать. А когда она окажется неэффективной, предложить ему перейти к следующему варианту.

Когда решение будет выбрано, помогите ребенку придумать конкретный план его реализации.

Когда мы, взрослые, проявляем эмпатию — это «раскрывает» наших детей. Они пускают нас в свой мир, их мотивы перестают быть таинственными и мы лучше их понимаем. А главное, они начинают больше нам доверять. Это стоит того, чтобы приложить усилия.

По материалам книги «Эмоциональный интеллект ребенка»

Обложка поста: pexels

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/01/04/5-shagov-emocionalnogo-vospitaniya/

Ссылка на основную публикацию